Выставка военной техники поклонная гора. Технические музеи россии

Сегодня Поклонная гора и заложенный возле нее в 1958 Парк Победы считается главнейшей достопримечательностью Российской столицы. Для ветеранов ВОВ она является знаковым местом. Здесь герои собираются ежегодно 9 мая. На Поклонной горе побывали миллионы туристов, и у каждого историческая местность оставила целую бурю непередаваемых эмоций, трепетных воспоминаний.

Как добраться

В какой бы части Москвы не находилась мини-гостиница, в которой остановились путешественники, добраться до знаменитой Поклонной горы достаточно просто. Мемориальный Парк расположился между Кутузовским проспектом и Минской улицей. Доехать до исторической местности можно на метро, высадившись на одноименной станции. Далее на автобусе до остановки Поклонная гора.

В Парке Победы предусмотрено несколько входов. Один расположен на пересечении проспекта Кутузовского и улицы Минской. Второй находится со стороны Объездной дороги. Возле каждого входа предусмотрена бесплатная парковка. Въезд на территорию парка возможен по улице Генерала Ермолова через Объездную дорогу.

Разнообразие экспозиции

Выставка военной техники в парке на Поклонной горе расположилась непосредственно под открытым небом. Грандиозная, впечатляющая своим размахом, экспозиция насчитывает не менее 300 образцов боевой техники. Некоторые экспонаты представлены в виде габаритных, искусно выполненных макетов. Однако для посетителей этот факт не имеет особого значения, ведь основателям музея все-таки удалось передать тревожную, волнующую атмосферу времен Второй Мировой.

Уникальная выставка представляет не только все образцы тяжелой Российской техники, но и Германии и прочих стран, принимающих непосредственное участие в кровопролитной войне.

  • Для экспонатов вооружения морского флота специально создали искусственный водоем. На его территории размещены огромные макеты кораблей. Артиллерийские судовые башни, торпеды и прочие орудия расположили по берегам водоема.
  • Недалеко от второго входа в музей представлена японская техника. Она получена в качестве трофеев. Среди экспозиций присутствуют артиллерийские установки, с максимальной точностью воссозданные макеты самолетов, реконструкция пулеметного ДОТа, несколько танков.
  • Сверхтяжелая, колоссальных размеров артиллерийская система на транспортере. Была захвачена финнами. Возвращена после перемирия и успешно использовалась в Балтийске для обороны.
  • Партизанская поляна. Здесь воссозданы уникальные сооружения – солдатские землянки, фронтовой командный пункт, наблюдательная вышка, окопы. Все они использовались во время войны партизанами.
  • Основная экспозиция музея представлена на длинной аллее. Представлено несколько артиллерийских установок.

Отдельно на площадке находится настоящий Ли-2, являющийся знаменитым военно-транспортным самолетом. Именно на такой модели 9 мая из Берлина в Российскую столицу переправили Победное Знамя, а также акт о капитуляции Германии. За артиллерийской площадкой посетители музея увидят несколько огромных ангаров. Здесь также экспонируется техника времен Второй Мировой. В первом ангаре представлены десятки видов артиллерии, а второй отдан исключительно под самолеты. Среди них не только советские машины, но и зарубежные воздушные суда.

Уникальные экспонаты

Ознакомившись с экспозицией, предложенной в ангарах-навесах, гости музея попадают на открытую площадку. На огромной территории представлено несколько видов зенитных артиллерийских установок, танков и САУ. Конечно, не обошлось и без легендарного Т-34 и реактивной системы залпового огня "Катюши". Кстати, последнюю можно встретить далеко не в каждом музее.
Не менее интересна для гостей музея экспозиция спецформирований НКПС, железнодорожных войск. Представлено немало уникальных экспонатов. Среди них присутствует часть знаменитого бронепоезда "Красновосточник", изготовленная в 1917 году, платформа для транспортировки вооружения, грузовой и санитарный вагоны.

Отдельно в коллекции музея представлен "Крюк" – это немецкий путеразрушитель. Он предназначен специально для быстрого, эффективного уничтожения железнодорожного полотна. Использовали его немцы еще в 1943 году во второй его половине. Неподалеку представлена зрелищная инсталляция, названная Разрушенный железнодорожный мост.
Далее проложена военно-автомобильная дорога. На ней также расположена историческая техника времен войны. Затем посетители попадают в сектор Инженерно-фортификационных сооружений. Один из самых трогательных экспонатов музея под открытым небом – памятник фронтовой собаке.

Рядом с отважным псом расположен огнеметный танк Т-46-1. Его можно по праву назвать редчайшим экземпляром. Таких моделей выпущено было всего 4. Перед посетителями предстают останки одного из двух уцелевших танков. Отдельного внимания заслуживает сектор, где размещена трофейная немецкая артиллерия и бронетехника.

В Москве каждый для себя может открыть огромное количество достопримечательностей. Огромный интерес у приезжих вызывает военная техника в Представлены экспонаты со времен Великой Отечественной войны по сегодняшний день.

Московский музей военной техники

Посетить это место будет интересно любому человеку, независимо от возраста и жизненных взглядов. Экспонатов настолько много, что каждый сможет открыть что-то интересное для себя. Получат удовольствие не только дети, но и родители.

Чего только стоит знаменитый танк времен Второй мировой войны - Т-34, который стал одним из наиболее востребованных, поскольку он был прост в изготовлении. На одного «королевский тигра» Германии приходилось 4 танка Т-34. Также очень запомнится ракетница «Катюша», которая произвела огромное впечатление на немецкую армию, поскольку поражала войска противника на довольно большом расстоянии, при этом очень сильно грохотала и сверкала. На то время люди не видели ничего подобного. Каждому будет интересно не только посмотреть на экспонаты, но и послушать историю этих машин. Экскурсовод расскажет все достаточно подробно.

Военная техника в расположена как под открытым небом, так и в многочисленных залах. Много разных образцов техники, включая всеми известную «Катюшу» и заканчивая истребителями третьего поколения, запомнятся надолго. Чем будет еще интересна военной техники под открытым небом - это место, которое обязательно стоит посетить в летний период.

Экспозиция чаще всего посвящена непосредственно российской армии. Однако интересен будет также и Музей современной военной техники в Москве. Экспонаты, которые выставлены к просмотру, являются точными макетами. Вся военная техника в музеях Москвы находится за ограждением, но это никоим образом не влияет на обзор данных экспонатов. Это мера предосторожности, позволяющая сохранять технику в надлежащем виде.

Также музей возит технику на различные выставки и площади города, в другие города России и за рубеж. Благодаря этому многим удается познакомиться с уникальными экспонатами.

Как найти?

Музей военной техники находится по адресу: Москва, ул. Советской армии, 2. Добраться можно как на метро, так и троллейбусом №69. Остановка называется «Центральный музей Вооружённых сил». От остановки метро до места назначения можно прогуляться пешком, займет это минут 15, если идти не спеша по Селезнёвской улице, по левой стороне дороги, до Суворовской площади и улицы Советской армии. С правой стороны будет расположен музей - шикарное здание с огромными колоннами и с серым фасадом. Ориентиром может служить легендарный танк Второй мировой войны Т-34.

Немного истории

В далеком 1921 году главнокомандующий С. Каменев заявил о музее, и уже в ближайшее время их переселили на Пречистенку в старый особняк. Через пять лет учреждению пришлось переехать. За эти годы уже набралось около 9000 малых экземпляров, а также много крупных, таких как поезд РВСР Л. Троцкого. Можно лишь представить, какая площадь нужна под такое огромное количество экспонатов. Такое место все же нашлось. Это было одно из помещений Военной академии на Воздвиженке.

Зимой 1926 года музей перебрался в здание ЦДКА (Центральный дом Красной армии). На появилась новая достопримечательность для жителей столицы и приезжих. Музеи военной техники в Москве и Подмосковье считаются наиболее посещаемыми.

Чем будет интересен музей?

Огромная площадь, выделенная в 1927 году, позволила музею развиваться не только в сфере экспонирования военной техники, но и в других направлениях, таких как кино, фотоматериалы, живопись, фонд стрелкового оружия и многое другое. Даже в закрытые архивы есть доступ посетителям, для этого требуется заранее записаться и иметь удостоверение личности.

Музей постоянно усовершенствуется и развивается. Сотрудники посещают места столкновений времен Второй мировой войны, а также других военных событий. По словам посетителей, именно эти исследования музея затрагивают чувства многих посетителей, так как являются подлинными и максимально точными. Военная техника в музеях Москвы описана до малейших деталей.

Режим работы, стоимость билетов

Филиалы учреждения есть как в Москве, так и в подмосковных городах. В здании Генштаба Вооруженных сил музей занимает несколько залов и открыт с десяти утра до пяти вечера, кроме понедельника и вторника.

Цена билетов:

  • Для учащихся - 600 руб.
  • Для взрослых - 800 руб.
  • Для людей пенсионного возраста - 300 руб.
  • Для иностранцев - 350 руб.

Экскурсовод сопровождает группы по 15-20 человек, граждан других стран - от 5 человек.

В Монино на Музейной улице, 1, есть Центральный РФ. Режим работы с понедельника по пятницу с девяти до пяти. В выходные и праздничные дни учреждение не работает. Добраться можно на электричке до станции Монино или от метро "Перово" маршрутным такси №587.

За билеты придется заплатить:

  • Взрослым - 150 руб.
  • Людям, которые имеют льготы, - 60 руб. (при наличии соответствующего документа)
  • Многоплановые экскурсии на 25-30 человек - 1500 руб. для жителей России и 2000 руб. для иностранцев.

Интерес вызовет Музей ПВО (противовоздушной обороны). Расположен он по улице Ленина, 6, режим работы - с десяти до пяти вечера. Имеется перерыв на обед. Понедельник и вторник - выходные. Можно добраться на электричке с Курского вокзала. Экскурсию стоит заказывать заранее по заявке. В группу может входить не более 25 человек.

Цена билетов:

  • Для взрослых - 100 руб.
  • Студентам, детям и пенсионерам - 70 руб.

Также можно устроить фотосессию экспонатов. Обойдется это в 300 руб.

Музей РВСН, который находится за 20 км от г. Москвы в поселке Власиха, район закрытый. Режим работы - с 9:00 до 18:00, с 13:00 до 14:00 перерыв на обед. Чтобы попасть на экскурсию, нужно заранее подать заявку.

Есть еще одно удивительное место - Сталинский бункер. Добраться можно поездом от метро «Партизанская» до физкультурно-оздоровительного комплекса «Измайлово». Экскурсии только по предварительной записи и только групповые.

Цена билетов:

  • Для взрослых - 600 руб.
  • Для учащихся и людей пенсионного возраста - 200 руб. Для льготников минимальные группы - от 10 до 24 человек.
  • Стоимость для иностранцев от 1 до 10 и более человек - от 490 до 1200 руб. с человека.

Итог

Благодаря большому количеству интересных музеев каждый имеет возможность ознакомиться с военной техников Российской федерации. Поистине уникальные экспонаты дают понять, что народ находится действительно в безопасности. И никакой враг не страшен!

Обязательно стоит посетить Музей военной техники в Москве. Фото наиболее популярных экспонатов представлены выше.

Пожалуй, не там много музеев, по которым мужчины ходят с восторженными лицами. В музее танков в подмосковной Кубинке основная масса посетителей именно мужчины, которые перемещаются от одного железного гиганта к другому с горящими глазами. Самый крупный музей танков в России находится всего в 60 км от Москвы. Побывать там хотя бы один раз каждый мужчина просто обязан.
Однажды осенью один из друзей моего мужа пригласил нас съездить в танковый музей на Кубинку. Мужчина, естественно, несказанно обрадовался. Про себя того же самого сказать не могу, ну подумаешь, танки! Но на что не пойдешь, чтобы провести время вместе в субботу, хоть на танке, хоть с «катюшей». Но отбросьте скептис! Музей танков оказался очень интересным, произвел впечатление на всю женскую половину компании.

Танковый музей в Кубинке

Совет! Одежда для поездки должна быть соответствующей, чтобы защититься от пронизывающего ветра и дождя. Если с Вами поедут женщины, убедите их отказаться от высоких каблуков в пользу спортивной и удобной обуви, потому что ходить придется много. Детей тоже берите с собой? Дети, которых мы видели в музее, были в восторге, особенно в те моменты, когда взрослые тайком разрешали им залезать на танки.
Итак, выехали мы в субботу рано, часов в 11, но это не помешало нам стать в пробке на Минском шоссе на выезде из Москвы. В общей сложности дорога до Кубинки заняла примерно час.

Найти музей не сложно: по левую руку на Минском шоссе стоит танк, за танком надо будет развернуться на развилке-бабочке, и повернуть к танковому музею. По обе стороны дороги к музею увидите много припаркованных автомобилей. Но нам все-таки удалось оставить машину недалеко от входа.
В кассе купили билеты и небольшой буклетик, посвященный Павильону №1, «Тяжелой технике Советской Армии». Такие буклетики есть почти по каждому павильоне. В них дается описание каждого представленного экземпляра танка с технико-тактическими характеристиками. На обложке буклетика была карта, которая помогла ориентироваться на территории и без экскурсовода. Мы ведь самостоятельные, экскурсию не брали. Хотя знающий экскурсовод, наверняка, сможет рассказать немало историй про этих железных монстров.
Даже зимой там огромное количество народа, не смотря на то, что в павильонах собачий холод. Но ведь это крупнейший танковый музей мира, поэтому можно и потерпеть. Представьте себе, что музею танков в Кубинке более 70 лет! Танки начали коллекционировать с 1938 года.
В павильонах расположились более 300 образцов военной техники, преимущественно танки, из 14 стран мира. Наибольший интерес вызывают экспонаты, которые являются единственными экземплярами в мире: советский тяжёлый пяти башенный танк Т-35, 180-тонный немецкий сверхтяжёлый танк “Маус”, 600-мм самоходное орудие “Адам”.

Что мы увидели в музее?

На территории музея расположены 7 павильонов:
1. Павильон №1 . Тяжелые танки Советской Армии
2. Павильон№2. Средние и основные боевые танки Советской Армии и Российской Федерации
3. Павильон№3. Легкие танки Советской Армии и техника ВДВ
4. Павильон№4. Гусеничная и колесная техника Советской Армии и Российской Федерации
5. Павильон№5. Техника Великобритании, Канады, США
6. Павильон№6. Техника фашисткой Германии
7. Павильон№ 7. Техника стран Европы и техника Японии.

В самом конце аллеи находится администрация и буфет. Туалет на территории, кстати, тоже есть. Ну так, на всякий случай.
Музей танков на Кубинке занимает несколько огромных ангаров (не отапливаемых), но некоторые экспонаты находятся на свежем воздухе. Интересно, что в каждом из павильонов расположены информационные исторические стенды, посвященные тематике павильонов.

Экспонаты под открытым небом

Первым делом мы отправились смотреть танки, которые были выставлены под открытым небом: Т-50, Т-34, Т-34 в зимней окраске, ИС-2 (Иосиф Сталин), СУ-152 "Зверобой", Американский танк М5 "Стюарт", Марк III "Валентайм".
Итак, вот они, «базовые модели» танков, танки-победители.
Т-50 советский легкий танк. Т-50 был разработан в 30-е, но принят на вооружение только в июле 1941 г. 45-мм пушке этого танка дали прозвище «Прощай жизнь». Хороший танк, однако в Великой отечественной войне не выдержал конкуренцию с военной техникой Германии. Требовалось что-то другое.


Т-34 образца 1941 г. Самый массовый средний танк Второй мировой войны. Однако, конструкторы столкнулись с рядом сложностей, для того чтобы принять его на вооружение. После того, как финальный образец прошел все испытания, по какой-то причине было запрещено его представлять партии и правительству. Тогда Михаил Кошкин, конструктор, решился пригнать танк в Москву из Харькова тайно, сам лично. В условиях полной секретности, обходя населенные пункты, два танка пошли на Москву в 1940 году. Однако, в Москве их встретили сотрудники ОГПУ. Все инженеры были арестованы. Самое главное- что цель была достигнута, 17 марта танк был продемонстрирован Сталину и в том же месяце был принят на вооружение.


Т-34-85 в зимней окраске (белый). Лучший легкий танк времен войны. Сложно представить, но официально его сняли с вооружения российской армии в 1993 году. Это со времен то войны!


Танк Т-34-85

ИС-2 (Иосиф Сталин) - тяжелый танк прорыва. Сила отдачи его 122 мм пушки была такова, что могла оторвать башню танка. Иногда передачи приходилось переключать вдвоем.


СУ-152 "Зверобой". Единственная машина способная уничтожать немецкие "Тигры" и "Пантеры" на любых дистанциях боя, за что и получила прозвище "Зверобой". В мировой практике танкостроения нет примеров, когда танк был спроектирован и создан по приказу Сталина за 25 суток (в 1943 году).


СУ-152 Зверобой

Американский танк М5 "Стюарт" , поставлялся по ленд-лизу. Машина хорошо ездила по бетону и по песку. Однако, в России этот вариант не подходил; танк застревал даже в лужах. Ко всему еще его карбюраторный двигатель требовал авиационный бензин высокой очистки, который у нас во время войны был на вес золота. Броня защищала только от пуль, а 37 мм пушка не справлялась даже с легкими немецкими танками.


Американский танк М5 "Стюарт"

Марк III "Валентайм" - английский танк. Бронирование мощнее, чем у нашего Т-34, но броня собрана на болтах. Немецкий снаряд, не пробивая броню, рвал болтовые соединения. Много усилий наши конструкторы потратили на то, чтобы написать инструкции, как английские танки заводить в условиях русской зимы.


Марк III "Валентайн" - английский танк

Вообще между ангарами выставлены различные интересные экземпляры, например Бронепоезд, бронетранспортер Ленина и тд.


Бронепоезд

Танки Советской Армии

В ангарах, посвященных танкам Советской Армии поражаешься, какое огромное количество моделей здесь выставлено. Даже берет гордость за нашу страну.


Внутри ангара


Средний танк Т-34


Историческая справка

Павильон «Техника фашисткой Германии»

Во время Великой отечественной войны значительное количество Германской техники было захвачено Красной Армией. Танки использовались для тестирования советских бронетанковых пушек, а также для изучения. В этом павильоне представлены: мега-монстр 188-тонный танк «Маус» и самоходная осадная мортира Gёrat 040 «Karl», «Тигры» и «Пантеры», «Фердинанд» и «Ягдтигр».

Наиболее интересные экспонаты павильона немецкой техники

Минный тральщик (вес 39 тонн). В 1945 году при испытании захваченного трала на Кубинском полигоне, он наехал на заранее установленную мину. Машина перевернулась, а жесткая конструкция обеспечила контузию экипажу. Больше машину не испытывали.


Минный трал

126-тонная самоходная мортира "Карл". Во всем мире их было изготовлено всего 6. У каждой было имя собственное: "Адам", "Ева", "Один", "Тор", "Локи", "Тюр". Впервые были применены для разрушения Брестской крепости в 1941 г. Каждый снаряд весил 2200 кг и мог проломить 3-х метровую толщу железобетонного монолита. Брест, Одесса, Севастополь, Варшава равнялись ею с землей. Скорость небольшая - 10км/ч. Боевой расчет 8 человек, а для обеспечения работы требовалось 108 человек. Единственный оставшийся в мире экземпляр.


Самоходная мортира

Самый тяжелый танк в мире Maus- "Мышь"(Вес 188 тонн) Для сравнения пусковая установка "Тополь -М" весит 120 тонн. Его не выдерживал ни один автомобильный мост. Всего изготовлено 2 экземпляра. При наступлении наших войск немцы взорвали оба танка. После войны по личному указанию маршала Жукова из двух машин собрали одну для дальнейших испытаний на полигоне. При обстреле из танка ИС-2 (фото выше) снаряды так и не смогли ни разу пробить броню этого танка. Вокруг этого танка всегда столпотворение мужчин.


танк Мышь

Единственный сохранившийся в мире танк-шар. Подвижный артиллерийский корректировочный пункт. Скорость 8 км/ч.


Противотанковая САУ "Фердинанд"


Противотанковая САУ Фердинанд

Знаменитый Тигр , разработанный фирмой "Хеншель" совместно с Фердинандом Порше. По комфортности не уступает современным танкам. Полуавтоматическая коробка передач, гидроусилитель рулевого управления.


Полугусеничный мотоцикл НК-101


Полугусеничный мотоцикл НК-101

Павильон «Техника стран Европы и техника Японии»

В этом павильоне выставлена уникальная коллекция японской бронетехники - танки 30-х годов, применявшиеся в боях у озера Хасан и реки Халхин-Гол. А также техника стран Европы.


Средний танк MK V


Не помню как называется танк, но выглядит прикольно

В заключение

Нас настиг дождь, пришлось его немного переждать и погреться в буфете.
В кафе-буфете продаются вполне съедобные пицца и пирожки. Также можно выпить чай-кофе и сок.

Видели бы Вы, в каком восторге ходят здесь мужчины. Лица светятся от счастья, можно подумать им только что выдали премию миллион рублей. Причем все пытаются залезть на танк и сфотографироваться, хотя это строго запрещено и штраф 500 рублей.
Мы провели в танковом музее на Кубинке около 4-х часов. Это было интересное и познавательное путешествие.


Слава доблестным танкистам!

Как добраться до музея танков в Кубинке:

Железнодорожным транспортом: ехать на электричке до станции Кубинка Белорусского направления, выход на левую сторону, далее маршрутным такси№59 до остановки «музей БТВТ» (танк ИС-3 на Минском шоссе), далее прямо по дороге, держась левой стороны, вдоль забора до ворот Музея БТВТ.
Автомобильным транспортом: до 64 км. Минского ш. Хочу сразу предупредить, что если соберетесь ехать на выходных, выезжать нужно пораньше, так как пробка даже на выезде.
Ориентир - слева танк ИС-3. От танка влево в поле идет дорога 400 м. до КПП и кассы. (прим. поворот налево ЗАПРЕЩЕН, ехать вперед 400 м., эстакада "восьмерочку" и обратно к Москве до танка)

В московском представлена большая экспозиция боевой техники времён Великой Отечественной Войны.

Легковые автомобили Германии — «Mercedes» и «Opel».

Плавающий автомобиль-амфибия «Ford GPA». Автомобиль союзников был предоставлен Советскому Союзу по программе ленд-лиз (программа ленд-лиз предполагала передачу Штатами военной техники и боеприпасов союзникам для борьбы с теми, кто мог представлять опасность для самих Соединённых Штатов). В автомобиле используются всего две передачи — одна для передвижения техники по суше, вторая — по воде. Вместимость амфибии шесть человек.

ДЗОТ. Не путать с ДОТ-ом. ДЗОТ — деревоземляная огневая точка. Это полевое оборонительное сооружение. Как правило, представлял собой деревянный сруб несколько прикопанный в землю. Сверху присыпался грунтом и маскировался под окружающую местность. На снимке — амбразура ДЗОТа, располагалась непосредственно в сторону противника и из неё и вёлся огонь.

А это как раз ДОТ — долговременная огневая точка. Чаще всего ДОТы строились как укрепления из железобетона, металлических балок и брони. Но иногда использовали просто прикопанную бронетехнику не способную к передвижению. Также, был и танкобашенный ДОТ — когда на железобетонную конструкцию водружали башню танка.

Польская 40-миллиметровая зенитная пушка Bofors L60.

Боевая машина БМ-13Н, она же «Катюша». На этой модели использовались шасси от американского Студебеккера. В каждой из машин присутствовал заряд для самоуничтожения, чтобы противник не смог захватить её и получить образец.

Бронетехника

Marder III Vis-mod Pz.38(t). Германское самоходное противотанковое орудие Мардер III. Непосредственно эта самоходка основана на шасси чешского лёгкого танка Pz.38(t). Экипаж машины 4 человека, боекомплект 38 снарядов.

Советский танк Т-34. Средний танк, который являлся основным танком советских войск в ВОВ. Серийно выпускался по 58-й год, а некоторые из стран до сих пор держат его на вооружении. Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны. Заслужил он это звание благодаря основным своим характеристикам — баллистика, эксплуатационные и ходовые качества. Это не смотря на то, что изначально установленная пушка ЗИС-4 прошла испытания неудачно. Экипаж танка составлял четыре человека, а боезапаса хватало на 77 выстрелов. На базе этого танка выпускались и штурмовые орудия и самоходные гаубицы.

Похоже на останки германского Panzerkampfwagen III (PzKpfw III). Средний танк был разработан компанией «Даймлер-Бенц». На вооружение поступил в 1937 году, став заменой танка Pz-1. Экипаж танка состоял из пяти человек. Запас хода танка составлял 165 километров по ровному покрытию и 95 по пересечённой местности.

Германское штурмовое орудие StuG III. Самоходная артиллерийская установка выполнялась на базе танка PzKpfw III и являлась самой массовой единицей бронетехники выпущенной с 1940 по 1945 годы.

Японский лёгкий танк Тип 95. Второе название танка «Ха-Го». Был разработан компанией «Мицубиси» в 1934 году и использовался для сопровождения кавалерии.

Железнодорожные войска

Разрушенный железнодорожный мост и останки германского стратегического истребителя Мессершмитта Bf.110. Чуть дальше советская 37-миллиметровая зенитная пушка 61-К.

Бронеплощадки бронепоезда «Красновосточник». Бронепаровоз бронепоезда был построен ещё в 1896 году рабочими мастерских Среднеазиатской железной дороги.

305-миллиметровая морская железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Проект установки был утверждён в 1936 году, а орудия на опытном образце установили с потонувшего несколькими годами ранее линкора «Императрица Мария».

Авиация

Полноразмерная копия советского истребителя И-16. Создан в конструкторском бюро Поликарпова. Это был первый в мире серийный самолёт с убирающимися шасси. Имел прозвище «Ишачок».

Советский двухместный истребитель Ди-6. Также как и И-16 был первым в своём классе самолётом с убирающимися шасси. Только И-16 был монопланом, а Ди-6 бипланом.

Бомбардировщик Су-2 от конструкторского бюро Сухого. Отлично спроектированный фонарь кабины обеспечивал отличный обзор. Эта черта позволяла использовать машину и в качестве ближнего разведчика.

Дальний бомбардировщик Ил-4. Машина оказалась очень сложной в эксплуатации, были и трещины, и отказы шасси, и не самые надёжные двигатели. Лётчики отзывались о самолёте как об очень своенравным, со сложным управлением. Тем не менее, экипажи достаточно успешно справлялись с задачами.

Минздрав последний раз предупреждает на фоне учебного самолёта Миг 15. Этот самолёт был разработан в конце 1940-х годов и использовался для подготовки пилотов.

Вооружение советского бронированного штурмовика Су-25. Установлены блоки НАР — неуправляемые авиационные ракеты. Впервые такое оружие было применено в 1939 году в конфликте на реке Халхин-Гол.

Вертолёт Ми-24. Советский транспортно-боевой вертолёт. Выпускаться начал в 1971 году. Очень активно использовался во время Афганской войны и во время боевых действий на территории Чечни. Имеет прозвище «Крокодил».

Вооружение Ми-24 мало отличается от вооружения штурмовиков.

Ка-26. Многоцелевой вертолёт, был разработан в конструкторском бюро Камова.

Партизаны

У партизан всё хорошо. Быт, чистота, уют.

Военно-морской флот

Торпедный катер «Речник Ангары» водоизмещением 23 тонны. Спущен на воду в 1944 году. В этом катере использовались авиационные двигатели «Паккард». Экипаж катера семь человек.

Боевая рубка подводной лодки Щ-307. Эта подводная лодка была в составе Балтийского флота. Литера «Щ» в индексе означает серию проекта — «Щука».

Морская мина. Впервые морские мины были использованы в Китае в 14-м веке для борьбы с японскими пиратами. Похоже, применение было успешно, раз они дотянули до наших дней.

Один из самых известных технических музеев Подмосковья находится в Кубинке. Музей будет интересен, в первую очередь, любителям танков и тяжелой бронетехники. «Центральный музей бронетанкового вооружения и техники» — самый крупный танковый музей в мире по уникальности представленных экспонатов. Посетители музея могут увидеть более 300 экспонатов из них около 60 — это экспериментальные разработки, созданные в единственном экземпляре.

Музей в Кубинке был создан еще в 1938 году. Однако в связи с секретностью доступ в него был ограничен. Одной из причин было наличие среди экспонатов иностранных образцов военной техники, что намекало на участие СССР в различных военных конфликтах. Только в 1992 году музей стал открытым для всех.

Полезная информация

  • Когда ехать? Большая часть техники стоит в павильонах, и ехать можно в любую погоду. Иногда в музее устраивают демонстрацию техники в ходу. Обычно это происходит 23 февраля, 9 мая и в День танкиста (второе воскресенье сентября). Информацию о танковых шоу ищите на сайте музея — mbtvt.ru
  • Как добраться? 50 километров от МКАД по Минскому шоссе. Координаты музея — Карта проезда . Будьте внимательны, некоторые навигаторы попытаются провести вас через садовые участки, но проезд через них закрыт. Нужно развернуться на развязке в Кубинке и немного проехать в сторону Москвы. В выходные дни, особенно во время демонстрации проездов техники, неминуемы сложности с парковкой, приготовьтесь к тому, что придется бросить машину вдалеке от музея и пройти пешком.
  • Координаты парковки 55.5669716 — 36.7157936 (55°34?01.1?N — 36°42?56.9?E)
  • Сколько потратить времени? Целый день.
  • Сколько стоит? Взрослый билет — 400 рублей, детский — 300 рублей, дошкольники — бесплатно. Фотосъемка — 150 рублей.
  • Часы работы? По выходным музей работает с 10 утра до 7 вечера (касса до 6). Понедельник — выходной.
  • Где поесть? На территории танкового музея работает полевая кухня и кафе «Самоволка».
  • Чем занять ребенка? Если вашему ребенку не интересны танки, имейте ввиду, что других развлечений здесь нет.
  • Что привезти? На территории музея работают антикварные лавки военной тематики и сувенирные магазины.

Виртуальная экскурсия

Мы не будем рассказывать и показывать в нашей экскурсии о самых известных танках и бронетранспортерах. О них и так уже много сказано, и поэтому лучше поехать и посмотреть на них вживую. Здесь мы расскажем о некоторых не столь известных образцах вооружения.

Демонстрация техники

Но для начала несколько фотографий с демонстрационного проезда, состоявшегося в бронетанковом музее 23 февраля 2014 года.

Первым по музейному полю проехал легендарный Т-34.

Затем — плавающий танк ПТ-76. (Здесь наша редакция может ошибаться, поскольку мы не специалисты. Будем рады, если более опытные читатели нас поправят.)

И завершился проезд демонстрацией БТР-80. Отсутствие стрельб и показ всего трех машин было вызвал разочарование у публики, но новость о том, что прямо в эту минуты наши лыжники заняли на Олимпиаде весь пьедестал почета в гонке на 50 километров, привела ко всеобщему ликованию.

Танкисты.

Экспонаты под открытым небом

Прежде чем заходить в павильоны, пройдемся по территории. У входа в музей размещены танки стран-победительниц во Второй мировой войне.

Английский MARK III «Valentine 4». «Валентайны» поставлялись в Красную Армию по ленд-лизу и впервые вступили в бой именно здесь, на Можайском фронте. Впоследствии «Валя-Таня», как их называли танкисты, воевал практически на всех фронтах Великой Отечественной войны.

Американский «Стюарт» (M5A1). Производимый фирмой Cadillac данный танк также поставлялся в СССР по ленд-лизу. Именно «Стюарт» был первым советским танком, вступившим в бой при сражении на Курской дуге.

Ну и конечно же наша бронетехника. СУ-152. Данная самоходная установка хорошо зарекомендовала себя в борьбе с немецкими «Тиграми» и «Пантерами». По данной причине танкисты назвали этого «истребителя кошачьих» «Зверобоем».

И опять легенда. Т-34-85 в зимней раскраске. Данная модификация поступила на вооружение в 1944 году и приняла участие во взятии Берлина.

Неподалеку от танков-победителей стоит стелла. Это братская могила, где покоятся останки 4 танкистов, погибших в августе 1943 года во время Смоленской операции.

У входа в павильон советской и российской бронетехники находится броневичок, что логично. Говорят, что это именно с броневика этой модели выступал Ленин в 1917, сразу после прибытия на Финляндский вокзал.

Пройдя немного вглубь территории, сложно пройти мимо бронепоезда, а точнее — мотоброневагона.

Бронированные машины

Заглянем в интерьер одного из первых отечественных броневиков, выпускавшихся на «Руссо-Балте». Все довольно аскетично. Обзор у водителя не очень хорош. «Руссо-Балт тип С» был первым российским серийным бронеавтомобилем. Выпущенный в 1914 году он использовался в Первой Мировой и Гражданской войнах.

Посмотрим на дальнейшую эволюцию броневиков. Бронеавтомобиль БА-21. Экспериментальная модель 1938 года в единственном экземпляре. Создана на базе грузовика ГАЗ-21. Колесная формула 6×4.

БТР-40Б. Базовая модель создана в 1947 году. Модель «Б» отличается от нее наличием бронированной крыши. Интересно, что БТР-40 стоит на вооружении некоторых стран до сих пор. Так, в израильской армии до сих пор используются шесть таких бронеавтомобилей.

А это модификация БТР-40, приспособленная для движения по рельсам. Создана в 1969 году. Специальные откидные катки спереди и сзади устанавливались в положение «а теперь мы бронепоезд» за 3-5 минут. При этом машина приводилась в движение основными колесами.

Параллельно с легким БТР-40 в СССР выпускался тяжелый БТР-152. Находился на вооружении Российской армии до 1993 года. Интересно, что во время беспорядков в Будапеште в 2006 году протестующим удалось запустить музейный БТР-152 и использовать его в столкновениях с полицией. В машине использовалась система автоматической подкачки шин, прибор ночного видения. Конструкторы даже подумали о комфорте военных — в «салоне» есть печка!

А это боевая техничка. На сухом языке военных — бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К. Служит для эвакуации повреждённых машин с поля боя, вытягивания застрявшей техники, оказания помощи в ремонте и обслуживании. Умеет плавать. На борту несет лебедку, сварочный аппарат, подъемный кран и упор для закрепления машины на местности.

Другая техничка — БРЭМ-2. Выпускалась с 1986 года на базе требующих капремонта БМП-1. Такие автомобили очень бы пригодились и сейчас для любителей поездить по непролазному российскому бездорожью.

Ну и наконец БМП-3. Одна из самых современных боевых машин пехоты, стоящая на вооружении Российской армии. Машина способна вести боевые действия в условиях ядерной войны, стрелять на плаву при волнении в 3 балла, способна автоматически распознавать и атаковать цели противника. На сегодняшний день в мире нет аналогичных машин, равных БМП-3 по огневой мощи. Примечательно, что одна машина стоит на вооружении армии США (была продана Украиной).

Первый советский танк Т-18, как и самый популярный советский автомобиль, был копией «Фиата». Выпускался с 1928 по 1931 годы. Применялся в конфликте на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году и в первые дни Великой Отечественной.

Огнеметный танк ОТ-130. Выпускался с 1938 года. Всерьез разработкой огнеметных танков занимались только в СССР. Да и то, к началу XX века производство огнеметных танков сошло на нет.

Боевая машина десанта (БМД). Выпускалась с 1968 года. Имеет пневмоподвеску с изменяемым клиренсом, сейчас такой опцией могут похвастаться дорогие внедорожники. При помощи водометных движителей способна перемещаться по воде. В 1980 году впервые в мире БМД была десантирована вместе с экипажем. Обратите внимание, что несмотря на пушки, ракеты и водометы, наличие лопаты на борту никто не отменял.

А это — единственный в мире серийный ракетный танк ИТ-1. Был разработан в 1965 году, аббревиатура ИТ обозначает «Истребитель танков» и стрелял ракетами «Дракон». Несмотря на хорошие показатели стрельбы и надежности, танк не прижился и в 1970 году был снят с вооружения.

Образцы снарядов для пушек различных калибров.

Самоходные установки

Посмотрев на необычные танки, переходим в ангар с самоходными установками. Тут тоже есть на что посмотреть.

Вот это, например, самоходный прожектор диаметром полтора метра. Предназначался для подсветки зоны боевых действий танковых войск.

Тяжелая самоходная установка СУ-14-2 с пушкой калибра 152 мм. Для испытательных целей в 1940 году были изготовлены две машины, после чего работы были прекращены. Но машины пригодились, причем именно здесь, в Кубинке. В 1941 году они принимали участие в боевых действиях при обороне Москвы, где использовались для стрельбы с закрытых позиций по наступающим войскам немцев.

Современная самоходная установка со 152-мм пушкой выглядит так и носит мирное название «Акация». Серийно выпускалась с 1980-х годов, применялась в Афганистане и Чечне.

Танки зарубежных стран

Начнем осмотр экспозиции с первого в мире легкого танка. Renault FT17 был построен в 1917 году и стал одним из самых удачных танков Первой мировой. В его создании принимал участие сам Луи Рено. В конструкции танка впервые использовалась вращающаяся башня. На базе захваченного в бою с белогвардейцами и силами Антанты танка в СССР в 1920 году выпущена точная копия танка — «Рено Русский».

Как видим, известные автомобильные бренды не стояли в стороне от изготовления бронированных машин. Следующая модель — это Fiat Ansaldo (L6-40). Итальянец серийно выпускался с 1939 по 1943 год. Участвовал в боевых действиях на Балканах, в Африке и против СССР.

А это — TKS, польская разведывательная танкетка. Иначе — безбашенный танк. В этого малыша помещался экипаж из двух человек. В первые дни Второй мировой эти танкетки приняли на себя удар немецкой бронетехники, и, несмотря на свой размер, действовали довольно эффективно. Польский танкист Роман Эдмунд Орлик за сентябрь 1939 года на танкетке TKS с 20-мм орудием подбил 13 немецких танков. А немецкий офицер, захваченный в плен, сказал так:

…очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану

Такие, казалось бы, миролюбивые страны как Швеция тоже выпускали танки. Например, средний танк Strv 74. Выпускался в конце шестидесятых. В боевых действиях танк не участвовал. Как он попал в музей — тоже непонятно.

Даже небольшие союзники Германии производили бронетехнику. На фото ниже — Зриньи-II, венгерская самоходная установка. Выпускалась с 1943 по 1944. Считается самой удачной венгерской боевой машиной периода Второй мировой.

Еще один интересный экспонат — это японский бронетранспортер-дрезина «Со-ки» тип 95. Выпускался с 1936 года. Судя по размеру колеи (1524 мм), машина предназначалась для передвижения по железным дорогам Советского Союза.

Немецкие танки времен Второй мировой

В немецком павильоне более всего поражает разнообразие и техническое совершенство машин. Видя насколько серьезным был противник, понимаешь насколько героическим был подвиг наших солдат.

Во Вторую мировую немцы делали попытки сконструировать противоминный трал для создания проходов в минных полях. В его разработке принимали участие фирмы Крупп, Даймлер-Бенц и Майбах. В музее в Кубинке находится единственный в мире сохранившийся экземпляр трала.

Этот гибрид трактора и мотоцикла предназначался для перевозки орудий в десантных и горных войсках. HK-101 был разработан в 1940 году. Конструкция машины оказалась очень удачной. Ее применяли и в качестве прокладчика кабеля, и для буксировки самолетов. Транспортер обладал очень высокой проходимостью и был незаменим в СССР в холодное время года и в осеннюю распутицу. После войны HK-101 выпускался для сельскохозяйственных нужд и в качестве почтовой машины в горах.

На фото ниже представлен Tiger II (или Королевский Тигр) — самый мощный серийный танк времен Второй мировой. Обладая мощной броней и пушкой, танк получился очень тяжелым, и ходовые качества Королевского Тигра оставляли желать лучшего. В первом же бою на восточном фронте в августе 1944 было уничтожено 13 танков.

Советская разведка донесла об их приближении, и наши танкисты и артиллеристы устроили засаду. Тигры засели в грунт примерно на 20 сантиметров и не могли дальше двигаться, когда на них выскочила группа наших Т-34-85. Тяжелые башни немецких танков не успевали вращаться за юркими «тридцать четверками».

В результате экипажи немецких машин были вынуждены бежать с поля боя, не успев подорвать технику. Один из брошенных танков и стоит сейчас в танковом музее в Кубинке.

Самоходная осадная мортира Gerat 040 «Karl». Средство для разрушения наиболее мощных оборонительных сооружений. Такие установки применялись при штурме Брестской крепости, под Львовом, Севастополем и при подавлении Варшавского восстания.

Это не гигантская консервная банка с тушенкой из мяса голштинских коров, а машина наблюдателя. Была захвачена в качестве трофея. Разработана в качестве подвижного наблюдательного пункта и корректировки огня артиллерии.В корпусе спрятан мотоциклетный двигатель. Два передних колеса ведущих и одно рулевое. Опытный образец, в боях участия не принимал.

Легкий носитель заряда «Goliath». Относится к классу малогабаритных танкеток. Интересно, что это электромобиль образца 1942 года. Управлялась машина с пульта управления по проводам. Впервые немцы применили ее на Курской дуге. Эффективность оказалась ниже ожидаемой, емкости батарей не хватало.

Танки англоязычных стран

Отдельный ангар в музее посвящен танкам Великобритании, США и Канады.

Дедушка современных танков, английский средний танк Mk V. Был создан в 1918 году. Состоял на вооружении Латвии, Эстонии, Польши и Японии. Несколько танков использовались в Гражданской войне в России армией генерала Врангеля.

А это уже знакомый нам по уличной экспозиции «Валентайн 2». Только здесь он выступает в роли мостоукладчика. Машина имела складной мост. В Советский Союз по ленд-лизу было поставлено 25 мостоукладчиков.

Еще один британец — бронированный разведывательный автомобиль Ferret Mk 2 (Хорек). Разработан незадолго после окончания Второй мировой. Автомобиль получился очень удачным и до сих пор стоит на вооружении некоторых развивающихся стран. Модель популярна у частных коллекционеров в связи с небольшими размерами и демократичной ценой машины. В США ее можно купить за 20-30 тысяч долларов.

У канадцев тоже есть оригинальные разработки, которые не стыдно показать миру. Например, бронированный гусеничный снегоход B-3. Создан компанией Бомбардье в 1938 году. Обладал высокой проходимостью в условиях снежной целины и болот.

Глядя на технику канадцев, создается впечатление, что зимы у них больше, чем у нас. Вот, например, еще одна разработка Bombardier: снегоход B-2. Предназначался для перевозки личного состава и буксировки пушек. Поставлялся в армии Канады и Великобритании.

Питание и сувениры

Территория музея огромная, на ее осмотр может уйти весь день. Поэтому неудивительно, что вам захочется перекусить. Сделать это можно на полевой кухне рядом со входом.

Любители комфорта приглашаются в кафе «Самоволка» в самом конце музея, в здании администрации. По выходным кафе работает с 10 утра до 7 вечера без перерыва.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то