Внешняя политика 50 60 годов кратко. Только ли идеологические разногласия вызвали охлаждение советско-китайских отношений? Провал Парижской конференции привел к новому витку гонки вооружений

Внешняя политика СССР в начальный период “оттепели” велась в условиях “холодной войны”. Стоит сказать, для ее ослабления требовались новые, более дипломатические, гибкие подходы к решению мировых проблем.

ХХ съездом КПСС (1956 г.) был определен принцип мирового сосуществования государств с различным социально-политическим строем, что позволило СССР направить усилия на разрядку международной напряженности .

Стоит сказать - политика мирного сосуществования, чередуя давление с компромиссами и не доводя дело до войны, объясняет сложное на первый взгляд переплетение противоречивых инициатив советской дипломатии, в период 1956 — 1964 гг. сочетавшей угрозы с предложениями разрядки мировой напряженности.

Принятая в отношении Запада политика предполагала в первую очередь полное признание им итогов второй мировой войны и завоевания “социалистического лагеря”.

После ХХ съезда КПСС началось преодоление наиболее острых проявлений “холодной войны”, стали налаживаться экономические, политические и культурные связи СССР с капиталистическими странами .

Н.С.Хрущев и Д.Эйзенхауэр в Белом доме

В январе 1954 г. в Берлине состоялось совещание министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР, обсуждавших вопросы, связанные с Индокитаем, Кореей, германскую проблему, коллективную безопасность в Европе.

В июле 1955 г. , десять лет спустя после Постдама, в Женеве вновь встретились главы великих держав — СССР, Великобритании и Франции . В центре внимания совещания находились связанные между собой германский вопрос и вопрос о европейской безопасности. В 1955 г. советское правительство приняло решение о возвращении на родину всех находившихся в СССР немецких военнопленных. Были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Крупным достижением в международной сфере стало подписание в мае 1955 г. представителями СССР, США, Англии, Франции и Австрии Договора о восстановлении независимости Австрии.

В июне 1961 г . в Вене состоялась первая встреча Н.С. Хрущева с новым Президентом США Д. Кеннеди . Не ней было решено установить прямую телефонную связь между Кремлем и Белым Домом. При этом обстановка в Берлине вновь обострилась. В результате 12 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг Западного Берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе. Это вызвало еще большую напряженность как в самом Берлине, так и в международной обстановке в целом.

Не менее напряженной оставалась обстановка и на Ближнем Востоке, особенно после того, как в Египте пришло к власти в 1952 г. национально-демократическое правительство Г.А. Насера.

Первостепенной задачей во внешнеполитической сфере являлась борьба за разоружение . Стремясь переломить опасный ход событий, СССР за период 1956 — 1960 гг. в одностороннем порядке сократил ϲʙᴏи Вооруженные Силы на 4 млн. человек. В марте 1958 г. СССР в одностороннем порядке прекратил испытания всех видов ядерного оружия, выразив тем самым надежду, что его примеру последуют и другие страны. При этом эта акция не нашла тогда отклика у США и их союзников по НАТО. Концепция всеобщего и полного разоружения была вынесена СССР в 1959 и 1960 гг. на обсуждение XIV и XV сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

Выступление Н.С.Хрущева на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН 18 сентября

Но США и их союзники заблокировали и данные советские предложения.

Стоит сказать - политический союз стран Не стоит забывать, что варшавского договора — СССР, Стоит сказать - польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия — ставил ϲʙᴏей задачей поддержание мира в Европе и обеспечение безопасности государств ОВД .
Стоит отметить, что основными направлениями взаимного сотрудничества стран ОВД были: внешняя торговля, координация народно-хозяйственных планов, научно-техническая политика, культурные связи. Росла помощь СССР социалистическим странам в строительстве промышленных объектов.

При этом политика по отношению к социалистическим странам носила не только характер сотрудничества, но и открытого вмешательства , когда дело касалось угрозы “социалистическому лагерю” со стороны антисоветских сил. Так, в 1956 г . произошли антисталинские и антисоветские выступление в Стоит сказать - польше . Хрущев вначале приказал вести танки в Не стоит забывать, что варшаве, но в итоге решил договориться с представителями польского сопротивления. Но в Венгрии в 1956 г . разразился более тяжелый кризис, и вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами стран-участников ОВД.

В 1962 г . назрел кризис на Кубе , когда советским руководством было принято решение установить там ядерные ракеты средней дальности. Материал опубликован на http://сайт
Правительство США потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в ответ нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли исключительно прямые переговоры Президента США Д. Кеннеди и Н.С. Хрущева.

Кубинский кризис во многом повлиял на падение политического авторитета советского лидера на международной арене. Отметим, что тем более, у ϶ᴛᴏму времени упали его политические акции и внутри страны, что было связано с ошибками, просчетами и перегибами его волюнтаристического курса в экономике. Отставка Н.С. Хрущева в 1964 г. была итогом внутри- и внешнеполитических неудач человека, занимавшего первый пост в партии и правительстве.

1. Либерализация и противоречия в отношениях со странами Запада

Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета Министров Г.М. Маленков, а позже Н.С. Хрущев считали, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. В качестве главных направлений обеспечения мира Н.С. Хрущев назвал создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку "холодной войны", в международных отношениях происходили важные изменения. В то же время в советской внешнеполитической доктрине оставались серьезные противоречия, определявшиеся коммунистической идеологией. Ставилась задача всемерной поддержки левых национально-освободительных движений в странах "третьего мира". Н.С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных миролюбивых инициатив(проект договора о коллективной безопасности в Европе, заявление об одностороннем сокращении своих вооруженных сил, ликвидация военных баз на территории Финляндии и Китая; предложение о приостановке ядерных испытаний и др.). В 1958 г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой. Наметился процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. В 1955 г. страны-победительницы во второй мировой войне подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1956 г. была подписана декларация с Японией. Уже в 1956 г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. Карибский кризис или "ракетный кризис" 1962 г. поставил мир на грань термоядерной войны. 2. СССР и страны социалистического лагеря ---Происходила либерализация связей с социалистическими государствами (в том числе, с Югославией, отношения с которой были нормализованы в 1955 г. по инициативе советского руководства). Развивались новые формы сотрудничества. В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим - образованием Организации Варшавского Договора (ОВД), что легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц (в октябре 1956 г. в Венгрии). В августе 1961 г., в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин, была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Востока и Запада. Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г. они были практически прерваны. Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы. В китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.

3. Отношения с развивающимися странами

Распад колониальной системы и образование независимых государств заставили советское руководство обратить внимание на страны "третьего мира". Впервые глава Советского государства Н.С. Хрущев нанес визиты в эти страны (Индию, Бирму, Индонезию, Афганистан, Египет). Всего за1957-1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве. За счет советской помощи до 50% ассигнований на экономическое развитие покрывала ОАР (Египет) и до 15% - Индия. В целях оказания поддержки развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в Москве 5 февраля 1960 г. открылся Университет дружбы народов (с 1961 г. имени Патриса Лумумбы). В то же время, увеличивавшаяся военная помощь не только помогала развивавшимся странам отстаивать свою независимость (как это было в 1956 г. в Египте, где интервенция Англии, Франции и Израиля была предотвращена угрозой СССР послать своих "добровольцев"), но и приводила к расширению конфликтов, их превращению в затяжные локальные войны. Такая политика Советского Союза была аналогична внешнеполитической линии США, насаждавших "союзнические" режимы в странах "третьего мира". В начавшейся в 1961 г. войне в Индокитае протекало военное столкновение США (открыто) и СССР (скрыто).

В середине 50-х - первой половине 60-х годов международная обстановка характеризовалась определенной стабилизацией и снижением международной напряженности. В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира. Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса. Был подтвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем как основа внешнеполитической концепция СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму. При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом, сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам на международной арене. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в "третьем мире".

Вопрос 1. Внешняя политика СССР и особенности мирового развития в 50-60-е годы.

Вопрос 2. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 50-60-е годы.

ВВЕДЕНИЕ

1953-1964 годы вошли в историю как время хрущевской "оттепели". В этот период начались процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в экономической и политической сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы, проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и сопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на неудачу.

Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской "оттепели" велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. С начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов. Был оформлен союз, в состав которого вошли Великобритания и несколько стран Ближнего Востока (СЕНТО). Возник военно-политический блок в Юго-Восточной Азии (СВАТО). Военно-политические блоки были призваны, в частности, сдерживать влияние "социалистического лагеря" в мире и национально-освободительное движение колониальных народов.

Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии.

Новое руководство страны стремилось укрепить положение СССР в социалистическом лагере. В 1954 г. Хрущев и его окружение осуществили ликвидацию советско-югославского конфликта . Когда Хрущев прилетел в Белград на переговоры с Тито, то в сопровождении свиты встретил гостя. Один из югославских чиновников попенял Хрущеву: - Россия и Сталин сделали нам так много плохого, что нам сегодня трудно доверять русским. Наступила напряженная тишина. Хрущев подошел к говорившему, хлопнул его по плечу и сказал: - Товарищ Тито, когда тебе понадобится провалить какие-нибудь переговоры, назначь главой делегации этого человека. Смех снял напряжение и переговоры прошли успешно. Все претензии советского руководства к Тито были сняты и отношения с Югославией восстановлены. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры.



Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.) . Между ними восстанавливались дипломатические и торговые отношения. К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны "социалистического лагеря". В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Одним из последствий возникновения новых военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средства, новые, более продуманные подходы к решению мировых проблем. Становилась все более очевидной необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами "третьего мира" (развивающимися странами) - Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.). За время пребывания Н.С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

Новые подходы к решению внешнеполитических проблем четко определились в середине 50-х годов, после XX съезда КПСС. Съезд уделил большое внимание вопросам международной обстановки и перспективам мирового развития. В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира.

Вторая половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба . Основными направлениями взаимного сотрудничества были: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, контакты в области научно-технической политики, культурные связи. Главным центром межэкономических отношений оставался СЭВ. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран. Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств.

Развернутая Хрущевым антисталинская кампания привела к ряду неблагоприятных последствий , как в стране, так и за рубежом. Две социалистические страны - Албания и Китай , отказались признать антисталинскую идеологию Москвы и расценили ее как ревизию коммунистической идеологии. А в Венгрии критика сталинизма, наоборот, вызвала антисоветское движение и чуть не привела к свержению социалистического строя. В начале 1956 г. вынужден был уйти в отставку сталинский ставленник Ракоши. Новым руководителем Венгрии стал Имре Надь, начавший подобно Хрущеву, политику десталинизации в стране. Но эта политика вызвала волну, поддержанных с Запада антисоветских выступлений, которые в октябре 1956 г. переросли в восстание. Имре Надь капитулировал перед требованиями восставших и, фактически, взял на себя руководство восстанием. Его правительство объявило о восстановлении многопартийности и выходе из Варшавского договора. В начале ноября Совет Варшавского договора принял решение о введении войск на территорию Венгрии. 4 ноября 1956 г. войска Варшавского договора вошли в Будапешт . Антисоветское восстание было подавлено. Погибло около 20 тыс. человек. Имре Надь был арестован и вскоре расстрелян.

В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А.А. Громыко - профессиональный дипломат, длительное время представлявший интересы страны в ООН.

Внешняя политика Хрущева носила столь же импульсивный и непоследовательный характер. Хрущев стремился к улучшению отношений с Западом и, одновременно, стремился утвердить приоритет СССР во всех областях. С появлением у СССР в 1957 г. межконтинентальных баллистических ракет возникла возможность разговаривать на равных с США и их союзниками по НАТО.

В 1959 г. Хрущев во время поездки в США смог достигнуть предварительного согласия Эйзенхауэра на переговоры о статусе Берлина. Официальные переговоры по этому вопросу должны были пройти в 1960 г. в Париже. Однако, 1 мая 1960 г. американский пилот Пауэрс совершил полет над территорией СССР и был сбит. Демонстрация силы обернулась международным скандалом и переговоры были сорваны. Переговоры с новым президентом США Кенеди в Вене в 1961 г. также не принесли успеха. Хрущев угрожал в одностороннем порядке передать Восточный Берлин ГДР, но эти угрозы не возымели своего действия. В результате Восточный Берлин действительно перешел к ГДР, и 6 августа 1960 года началось строительство знаменитой Берлинской стены.

Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис ). В 1962 г. правительство СССР договорилось с кубинским руководителем Ф. Кастро о размещении на Кубе ракет с ядерными боеголовками. В связи с начавшимися поставками ракет правительство США объявило о введении "карантина" на все виды направляемого на Кубу оружия. Оно потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в противном случае нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущева. Американские летчики уже сидели в кабинах самолетов и ожидали команды к вылету. В Москве и Вашингтоне в эти ночи никто из руководства не спал: в любой момент могли начаться война. Каждый из политиков был уверен в своей правоте. Мир весел на волоске. Но в конце концов было найдено компромиссное решение и войны удалось избежать. Куба могла больше не боятся вторжения со стороны Америки.

Не менее важным аспектом внешней политики Хрущева стало обострение отношений с Китаем , где не приняли антисталинскую идеологию. Китайский руководитель Мао Цзэдун осуществлял в стране жестокую политику. Особенно много жертв принесла так называемая «культурная революция», которая была осуществлена в 1966 – 1976 годах. В результате массовых репрессий погибло много деятелей культуры и политиков Китая, которые выступали за демократические преобразования в стране. Политика Мао Цзэдуна была очень противоречивой. С одной стороны он смог создать сильное государство, с другой стороны – Мао совершил немало жестокого. Мао Цзэдун, претендовавший на роль лидера в «социалистическом лагере», обвинял советское руководство в ревизионизме и отступлении от коммунистических идеалов. Кроме того, Хрущев не выступил в поддержку Китая в его конфликте с Индией в 1960 г. и попытался играть роль беспристрастного арбитра. Это послужило причиной окончательного разрыва. Были свернуты работы над совместным атомным проектом и отозваны советские специалисты. Прекратились поставки сырья и оборудования. После Карибского кризиса Мао заявил, что СССР капитулировал перед мировым империализмом и теперь только Китай является оплотом коммунизма в мире. Конфликт с Китаем вызвал раскол в мировом коммунистическом движении. Албания, Северная Корея и компартия Индонезии поддержали Пекин в его борьбе против Москвы. Также не слишком удачной была политика Хрущева по отношению к развивающимся странам: щедрая помощь Египту, Индонезии, Ираку и другим странам не смогла склонить их к движению по пути социализма.

Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений . В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н.С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний атомного оружия. Предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоружения. Представители Советского Союза в ООН выступали с инициативами, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР были осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия.

В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, рост личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.

После окончания Второй Мировой войны, имевшиеся противоречия в политике держав коалиции вспыхнули с новой силой. 1946 г. стал поворотным от политики сотрудничества к послевоенной конфронтации, получившей название "холодной войны".США стали инициатором создания военно-политических блоков, направленных против СССР. В 1949 г. был создан Североатлантический пакт (НАТО), в 1954 г. - организация Юго-Восточной Азии (СЕАТО); в 1955 г. - Багдадский пакт. В 1949 г. в нарушение Ялтинских и Потсдамских соглашений из трех зон оккупации - американской, английской и французской - была создана ФРГ. В ответ на это была провозглашена ГДР. Расколотая Германия стала символом раскола мира на две системы.Сталин во внешней политике исходил из концепции раскола мира на две системы - лагерь социализма и лагерь империализма во главе с США, все события в мире рассматривались сквозь призму противоборства этих лагерей.В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, а в 1953 г. создана термоядерная бомба. Создание в СССР атомного оружия положило начала гонке вооружений между СССР и США. После того как СССР не приняли в НАТО в мае 1955 г. на совещании в Варшаве представителей Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии был подписан Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве взаимопомощи. Созданная Организация Варшавского договора (ОВД) носила военно-политический характер. Таким образом, противостояние двух держав стало противостоянием военно-политических блоков. Кульминационным пунктом противостояния двух держав стало их участие в корейской войне (25 июня1950-28 июля 1953 гг.). Основная причина войны - стратегическое соперничество сверхдержав, в разделенной по 38 параллели Корее на севере укрепились силы, ориентированные на СССР, а на юге - на США. Гражданская война в Китае (45-49 гг.) также являлась формой разраставшейся конфронтации между США и СССР. Корейская война показала всему миру пределы мощнейшей в мире державы и непримиримость двух противоборствующих сторон. В 50-е годы советское руководство предприняло шаги по преодолению наследия "холодной войны". Позитивные изменения во внешней политике нашли свое выражение в решениях 20-го съезда КПСС. Если раньше вся внешняя политика СССР исходила из положения неизбежности войн при империализме, то был сделан вывод о возможности предотвращения мировой войны. Исходя из этого положения, основным принципом внешней политики провозглашался принцип мирного существования - отказ от применения силы или угрозы силой; невмешательство во внутренние дела; уважение суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ; сотрудничество на основе равноправия и взаимной выгоды.В развитии отношений между странами и системами возникали кризисы - тройственная агрессия (Англия, Франция и Израиль -1956 г) против Египта, венгерские события (октябрь-ноябрь 1956 г), "Берлинский кризис" - 1961 г., "Карибский кризис" - 1962 г., Чехословакия -1968 г., Афганистан - 1979 г."Карибский кризис", поставивший мир на грань ядерной войны, завершился торжеством политического благоразумия, но поднял гонку вооружений на новый виток. СССР предпринял шаги по нормализации советско-американских отношений. Укреплению мира способствовало заключение в 1963 г. Договора между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой и соглашение о нераспространении ядерного оружия в 1964 г.К середине 60-х годов окончательно сложились три направления внешней политики СССР: 1) взаимоотношения со странами социализма; 2) отношения с капиталистическими странами; 3) распространение влияния на страны "третьего мира".Оказывая поддержку развивающимся странам, провозгласившим социалистический курс, СССР проводил политику силового противостояния с империализмом - оказывал помощь Вьетнаму (1964-73 гг.), Эфиопии, Йемену, Мозамбику и др.В 70-е годы была принята (24 съезд партии - 1971 г.) Программа борьбы за мир и международную безопасность. Было заключено около 50 советско-американских соглашений: в 1972 г.- договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и др. Кульминацией разрядки явилось проведение в августе 1975 г. Совещания глав правительств 33 европейских государств, США и Канады, в Хельсинки и в результате был подписан Заключительный акт, регламентирующий основные принципы взаимоотношений между государствами - мирное сосуществование, уважение суверенитета всех государств, незыблемость существующих границ, неприкосновенность личности. Но и в годы разрядки продолжалось противостояние двух военно-политических блоков - был выдвинут лозунг создания и поддержания военно-стратегического паритета.70-е годы стали самым интенсивным периодом в создании и накоплении вооружений.Начало резкому обострению отношений положило решение о вводе советских войск в Афганистан. В США была выдвинута доктрина "ограниченной ядерной войны", предусматривающей нанесение первого удара по пусковым установкам ракет и центрам управления. К началу 80-х годов политика противостояния блоков зашла в тупик.Идеологической базой проводившегося Горбачевым внешнеполитического курса во второй половине 80-х годов стала концепция нового политического мышления, в основе, которой лежала идея взаимозависимости и целостности мира, провозглашался отказ от решения проблем с применением силы, вместо традиционного баланса сил провозглашался баланс интересов при приоритете общечеловеческих ценностей. Новый курс политики партии был официально утвержден на 27-м съезде КПСС (1987 г.).

Внешняя политика СССР в начальный период «оттепели» велась в условиях «холодной войны». Для ее ослабления требовались новые, более дипломатические, гибкие подходы к решению мировых проблем.

ХХ съездом КПСС (1956) был определен принцип мирного сосуществования государств с различным социально-политическимстроем , что позволило СССР направить усилия на разрядку международной напряженности. Политика мирного сосуществования, чередуя давление с компромиссами и не доводя дело до войны, объясняет сложное на первый взгляд переплетение противоречивых инициатив советской дипломатии в период 1956–1964 гг., сочетавшей угрозы с предложениями разрядки мировой напряженности.

Принятая в отношении Запада политика предполагала в первую очередь полное признание им итогов Второй мировой войны и завоевания социалистического лагеря.

После ХХ съезда КПСС началось преодоление наиболее острых проявлений «холодной войны», стали налаживаться экономические, политические и культурные связи СССР с капиталистическими странами. В январе 1954 г. в Берлине состоялось совещание министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР, обсуждавших вопросы, связанные с Индокитаем, Кореей, германскую проблему, коллективную безопасность в Европе.

В июле 1955 г. в Женеве встретились главы великих держав – СССР, Великобритании и Франции. В центре внимания совещания находились связанные между собой германский вопрос и вопрос о европейской безопасности. В этом же году советское правительство приняло решение о возвращении на родину всех находившихся в СССР немецких военнопленных. Были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Крупным достижением в международной сфере стало подписание в мае 1955 г. представителями СССР, США, Англии, Франции и Австрии Договора о восстановлении независимости Австрии. В июне 1961 г. в Вене состоялась первая встреча Н. С. Хрущева с новым президентом США Д. Кеннеди.

Первостепенной задачей во внешнеполитической сфере была борьба за разоружение. Стремясь переломить опасный ход событий, СССР за период с 1956 по 1960 г. в одностороннем порядке сократил свои Вооруженные силы на 4 млн. человек. В марте 1958 г. Советский Союз в одностороннем порядке прекратил испытания всех видов ядерного оружия, выразив тем самым надежду, что его примеру последуют и другие страны. Однако эта акция не нашла тогда отклика у США и их союзников по НАТО. Концепция всеобщего и полного разоружения была вынесена СССР в 1959 и 1960 гг. на обсуждение XIV и XV сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Но США и их союзники заблокировали и эти советские предложения.

Политический союз стран Варшавского Договора, куда входили СССР, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия, ставил своей задачей поддержание мира в Европе и обеспечение безопасности государств ОВД. Основными направлениями взаимного сотрудничества стран ОВД были внешняя торговля, координация народно-хозяйственных планов, научно-техническая политика, культурные связи. Росла помощь СССР социалистическим странам в строительстве промышленных объектов.


Вместе с тем политика по отношению к социалистическим странам носила не только характер сотрудничества, но и открытого вмешательства, когда дело касалось угрозы социалистическому лагерю со стороны антисоветских сил. Так, в 1956 г. произошли антисталинские и антисоветские выступления в Польше. Хрущев вначале приказал ввести танки в Варшаву, но в итоге решил договориться с представителями польского сопротивления. В то же время в Венгрии в 1956 г. разразился более тяжелый кризис, и вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами стран – участниц ОВД.

В 1962 г. возник политический кризис на Кубе, когда советским руководством было принято решение установить там ядерные ракеты средней дальности. Правительство США потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в ответ нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Д. Кеннеди и Н. С. Хрущева.

Кубинский кризис во многом повлиял на падение политического авторитета советского лидера на международной арене. Тем более к этому времени упали его политические акции и внутри страны, что было связано с ошибками, просчетами и перегибами его волюнтаристического курса в экономике. Отставка Н. С. Хрущева в 1964 г. была итогом внутри- и внешнеполитических неудач человека, занимавшего первый пост в партии и правительстве.

Хронологическая таблица

1947 г. План Маршалла, разработанный США для экономической помощи европейским странам.

1949 г. Создание НАТО.

1955 г. Создание Организации Варшавского Договора.

1957 г. Запуск первого искусственного спутника Земли.

1959–1965 гг. Семилетний план развития народного хозяйства СССР.

1961 г., октябрь XXII съезд КПСС. Принятие новой Программы партии – программы строительства коммунизма.

Контрольные вопросы

1. Как происходило послевоенное восстановление народного хозяйства СССР?

2. Как сложилась политическая система в мире после завершения Второй мировой войны?

3. Что такое «холодная война»?

4. Какие международные организации были созданы в послевоенное время?

5. Что такое «оттепель»? Как вы понимаете этот термин?

6. В чем значение ХХ съезда КПСС, как изменилась внутренняя и внешняя политика СССР после 1956 г.?

7. Какие реформы в экономике были проведены в период хрущевской «оттепели»?

8. Когда была принята новая Программа КПСС и какие задачи для советского общества были в ней поставлены?

9. Чем закончилось выступление оппозиции против Н. С. Хрущева в 1957 г.?

10. Какие реформы были предприняты Н. С. Хрущевым в период с 1958 по 1964 г.? Каковы их результаты?

11. Что представляла собой политика мирного сосуществования? Когда она была принята и как реализовывалась?

12. В чем причина отставки Н. С. Хрущева в 1964 г.?

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то