Ужасные предчувствия и чудесные спасения артистов ансамбля александрова. Валерий Халилов: главный дирижер России из Термеза

Имя Валерия Халилова хорошо известно хабаровчанам. На протяжении пяти лет именно он возглавляет Международный фестиваль военно-музыкальных оркестров «Амурские волны».

Погружён в музыку

Валерий Халилов родился в семье военного дирижёра, и с детства был буквально окружён музыкой.

Я из династии военных музыкантов, - рассказал Валерий Халилов, дирижёр, композитор, член Союза композиторов РФ, народный артист России, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, генерал-лейтенант. - Отец был военным дирижёром, мой брат Александр -заслуженный артист России, полковник, автор музыки к знаменитой песне «Мы уходим с Востока» ВИА «Каскад», и, некоторое время, руководитель этого коллектива, а племянник - сын брата Михаил Халилов - моряк, старший лейтенант, военный дирижёр в Севастополе. Пожалуй - мы единственная семья, в которой так много военных дирижёров и музыкантов.

Валерий Михайлович с теплом вспоминает о своём детстве.

Родители к нам, детям, всегда очень хорошо, по-доброму относились, отмечает Валерий Халилов. - Когда мы переехали в Казахстан, а родился я в Узбекистане, потом семья переехала в Туркменистан, в первый класс пошёл в Джамбуле. Так вот, помню, как отец дирижирует оркестром в парке, мама в это время танцует, а я сижу за большим барабаном в конце оркестра, и за всем этим наблюдаю со сцены. Картинка в память очень сильно врезалась.

Без военщины

В детстве, конечно, Валера не представлял, что тоже будет военным музыкантом, дирижёром. Но впитывал атмосферу духового оркестра с ранних лет.

Меня баловали музыканты, носили буквально на плечах. Всё было по-семейному. Вообще отношения в те времена были другими - намного проще, - продолжает музыкант.

Валерий Халилов впитывал атмосферу духового оркестра с ранних лет. Фото: wikipedia.org

Переезжала семья Халиловых с места на место очень часто. Это, может быть, создавало неудобства быта, зато вдоволь налюбовался маленький Валера на красоту Казахстана. В памяти у него до сих пор стоит стойкий запах диких тюльпанов, которых весной было видимо-невидимо.

У нас в семье не было никакой военщины, между отцом и матерью были хорошие отношения и любовь, - утверждает главный военный дирижёр России. - Строгость была, и ремнём лупили, но за дело. А общие отношения были добрыми. Отец очень любил нас, баловал, ласкал. Мама была строже, чем он. Семья - первоисточник того, кем ты будешь. Её влияние действует лет до пяти-семи. А потом, с кем поведёшься, того и наберёшься.

Основа успеха

Валерий Халилов уверен, что служба в армии не определяет сущность человека, она не делает его другим. Ромашка не станет тюльпаном, и наоборот. В каждом человеке, по мнению Халилова, в первую очередь работают гены, а затем -накладывается среда. Как пример мой собеседник приводит своего брата, который в детстве занимался гимнастикой.

Когда мама забрала Сашу из секции и отдала учиться в суворовскую музыкальную школу (сейчас суворовское училище), тренер со слезами умолял не делать этого, - вспоминает дирижёр. - Говорил, что сделает из него легенду советского спорта. Александр оказался чрезвычайно талантливым во всём.

Не надо из воспитания детей делать головоломку. Каждая семья должна иметь цель, делает вывод Халилов. Прививайте любовь к спорту, к искусству, к технике, чтобы руками что-то смог сделать, чтобы не лентяйничал. Формула таланта - это способность плюс трудолюбие. Способности есть у всех, а трудолюбием могут похвастаться единицы. Талантливым музыкантом, инженером, спортсменом - любую профессию возьмите! - становится тот, кто много трудится.

На борту разбившегося сегодня ТУ-154 находился Валерий Халилов, главный военный дирижер России, начальник ансамбля — художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, который направлялся с составом ансамбля для организации поздравительных новогодних мероприятий на авиабазе Хмеймим.

Валерий Михайлович Халилов - начальник ансамбля — художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова, народный артист Российской Федерации, генерал-лейтенант

Родился в семье военного дирижёра. Музыкой начал заниматься в четырехлетнем возрасте. Окончил Московскую военно-музыкальную школу (ныне - Московское военно-музыкальное училище) и Военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. По окончании обучения был назначен военным дирижёром оркестра Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО.

После того, как оркестр под управлением Валерия Халилова занял I место в конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа (1980) - стал преподавателем кафедры дирижирования Военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

В 1984 году Валерий Халилов переведён в орган управления военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР, где служил в качестве офицера военно-оркестровой службы, старшего офицера и заместителя начальника военно-оркестровой службы.

С 2002 года по 2016 год Валерий Халилов - начальник военно-оркестровой службы Вооружённых Сил Российской Федерации - главный военный дирижёр.

В апреле 2016 года приказом Министра обороны Российской Федерации Валерий Халилов назначен на должность Начальника ансамбля - художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

Валерий Халилов - музыкальный руководитель таких международных военно-музыкальных фестивалей как «Спасская башня» (г. Москва), «Амурские волны» (г. Хабаровск), «Марш столетия» (г. Тамбов) и Международный военно-музыкальный фестиваль в Южно-Сахалинске.

Валерий Халилов - член Союза композиторов России. Его творчество как композитора, в основном, связано с жанрами духовой оркестровой, хоровой, вокальной и камерно-инструментальной музыки.

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооружённых Сил Российской Федерации в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, КНДР, Ливане, Монголии, Польше, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции.

Трагически погиб 25 декабря 2016 г. в результате авиационной катастрофы самолета Ту-154 RA-85572 Министерства обороны России , направлявшегося из аэропорта Адлер в Сирию.

....О молитве в военном марше

Скажем, марш “Генерал Милорадович”. Идею подсказал полковник Бабанко Геннадий Иванович, который во время моей службы в Пушкино был начальник политотдела училища и уже будучи на пенсии написал книгу “Генерал Милорадович”, зная, что я пишу музыку, позвонил мне, и говорит: Валер, напиши музыку о генерале Милорадовиче, я тебе дам книгу почитать, а ты под впечатление этой книги напиши марш.

И вот прочитав книгу, я понял, что судьба этого генерала совершенно необыкновенная и не просто забытая, но и в понятийном понимании она просто извращенная.

Генерал Милорадович, командуя аарьергардом не позволил противнику в желаемое для него время столкнуться с нашими войсками. Герой войны 1812 года.

В 1824 году декабрьское восстание. Сенатская площадь. Как известно, декабристы вывели войска. Милорадович был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Когда он въехал на Сенатскую. площадь, войска, узнав его, стали падать ниц. И один из декабристов, бывший поручик Каховский, видя, что сейчас произойдет перелом в восстании, он из дамского пистолета сзади нанес смертельное ранение Милорадовичу, от которого он скончался.

Так вот улица Каховского в Питере есть, а вот улицы Милорадовича нет. Да и вообще фамилия Милорадович возникла после того, как царь вызвал к себе Храбреновича, его предка, и сказал: ты мне очень мил своей храбростью, станешь Милорадовичем.

И в этом марше впервые я использовал молитву, причем музыку к этой молитве я написал сам. Такого аналога нет. И если послушать марш внимательно, можно вообразить себе и светскую жизнь Санкт-Петербурга, и молебен перед боем, и возвращение этих русских воинов. Всё это с хором.

Кстати сказать, в марше, в нашем российском и советском, это впервые - внедрение молитвы в марш. Это я сделал, исходя из того образа, который мне сулил сам генерал Милорадович, потому что он был безусловно православным, верующим человеком, а коль войска уходят на поле брани, то всегда был молебен.

Так вот этот молебен я сделал - я в Евангелии при помощи верующего человека нашел слова, посвященные «нашим воям», и положил на эти слова, как обычно делается, музыку. Вы услышите вот эту молитву в середине марша. А потом Вы услышите победоносное шествие, возвращение под салют наших войск с поля брани, и опять услышите первую часть, опять возвращение к светской жизни. Вот такое в течении, я не знаю, по-моему, пяти или четырех с половиной минут, перед Вами пронесется жизнь как бы этого генерала славного Милорадовича.

Вот это марш, это русский марш, я его написал. В нем ничего нет такого предосудительног о, касаемого, как говорят, извините за выражение, сапога - такого нет. Это очень такой светский, очень красивый, мне кажется, марш. Его, кстати сказать, многие дирижеры полюбили и часто исполняют, хотя он трудный для исполнения.

День рождения 30 января 1952

дирижёр, композитор, член Союза композиторов РФ, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, главный военный дирижёр России, генерал-лейтенант от 9

Биография

Родился в семье военного дирижёра 30 января 1952 года в городе Термез . В 4 года начал сочинять музыку. С 11 лет воспитанник военно-музыкального училища в Москве. 1970 - 1975 г.- военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс профессора Г. П. Алявдина).

Первое место службы - дирижер оркестра Пушкинского высшего училища радиоэлектроники ПВО страны.

На конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа, оркестр под управление Валерия Халилова занимает первое место (1980 г.).

В 1981 году переведен преподавателем на военно-дирижерский факультет (Москва).

В 1984 году переведён в орган управления военно-оркестровой службы ВС СССР.

С 2002 года - начальник военно-оркестровой службы Российской Федерации.

Валерий Халилов организатор многих праздничных театрализованных мероприятий, проводимых в Москве и не только, участие в которых принимают как военные духовые оркестры России, так и коллективы со многих стран мира. Среди этих зрелищных мероприятии надо отметить, международные военно-музыкальные фестивали «Кремлевская Зоря», «Спасская Башня».

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооруженных Сил Российской Федерации в Австрии, Швеции, США, Венгрии, Германии, КНДР, Монголии, Польше, Финляндии, Франции, Швейцарии, Бельгии.

Валерий Халилов - прекрасный композитор. Его перу принадлежат замечательные произведения для духового оркестра: «Адажио», «Элегия», марши - «Кадет», «Молодежный», «Рында», «Улан», романсы и песни.

Брат генерал-лейтенанта В.М. Халилова - старший преподаватель военного института (военных дирижеров) Военного университета, заслуженный артист России (1997 г.), полковник Халилов Александр Михайлович (автор музыки к знаменитой песне "Мы уходим с Востока" ВИА "Каскад" и некоторое время руководитель этого коллектива), а его племянник - выпускник (2011) военного института (военных дирижеров) Военного университета Халилов Михаил Александрович.

На борту разбившегося сегодня ТУ-154 находился Валерий Халилов, главный военный дирижер России, начальник ансамбля - художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, который направлялся с составом ансамбля для организации поздравительных новогодних мероприятий на авиабазе Хмеймим.

Это фрагменты из нескольких интервью Валерия Михайловича Халилова – о детстве, профессии и вере в Бога.

О крещении и вере

Меня крестили в четыре года. Рос я в деревне под Киржачом, моя бабушка была верующая, причем не просто набожная, как все старушки в те времена, а верующая глубоко, искренно. Она часто говорила мне: «Внучек, не нами заведено, не нам отменять», потому Православие и церковная жизнь казались мне чем-то совершенно органичным, неизменным и правильным.

Деревянная часовенка, что стояла в нашей деревне, была разрушена, и по праздникам все бабушки ходили в монастырскую церковь в соседнее село. Я ходил вместе с ними, и я все помню, хотя и был маленький: леса наши сказочные, владимирские… поляны земляничные, маковки церквушек. Даже сама русская природа завораживает, а вот как можно не любить Церковь хотя бы как часть русской духовной культуры - я и вовсе не понимаю!

Я был крепышом, честно говорю, это сейчас я худой такой. Вообще я был такой полненький, толстенький, уже был, так сказать, осознанным человечком. Папа был коммунистом, и мама, используя возможность такую, что отец работал, а я был в деревне, она бабушке говорит: «Давай, пока отца нет».

Но папа не то, что был против, но знаете, как в те времена? Он был армейским офицером, дирижером был, как и мой брат дирижер, и племянник в Севастополе сейчас дирижер, кстати сказать. Поэтому, может из-за того, что мама опасалась, если узнают у отца, могут что-нибудь сделать. Короче, меня крестили.

Я вот этот момент очень хорошо помню, как меня в первый раз крестили. Меня посадили на подворье, на дворе, у нас так изба и двор перед избой. В тазик посадили с холодной водой. Ну как это? Батюшка наклонился надо мной, а я был здоровым таким мальчиком, и я ему вцепился в бороду. Вы знаете, как это… Попа за бороду.

Я был крещен в четыре года, и когда в сенях я спал, у меня над головой была картина. Я не помню, какая, там много было святых людей на этой картине, но меня вот каждый «отбой», как сейчас военным языком говорят, меня сопровождала эта картина. Когда я ложился спать, мальчишка совсем, в деревне в этой избе.

Потом она пропала, потому что были такие времени, когда ходили, картины собирали, иконы. А у нас деревня неохраняемая, просто взломали и многие иконы во многих наших, в деревушке домах, просто… Тогда вот такое что-то было безобразие. Эта икона пропала. Кроме того, у нас такая деревня, такая живописная, такая потрясающая, небольшая, такая патриархальная, не верить во что-то там такое небесное просто невозможно при всей ее красоте.

Вот в такой среде я воспитывался. Это все, как говорится, от Бога. У меня вот эта русскость, она заложена вот этой деревней.

Вот это все подвигло меня к вере в Бога. Ну, и кроме такого, были просто случаи, очень интересные… а почему вот я жил, потом уже, сейчас это Якиманка называется. Как и раньше, кстати сказать, и там вот эта церковь, метро Октябрьская. И вот Пасха, я помню. Люди ходят вокруг церкви, это мне сильно запомнилось.

Мы, молодежь, стоим на парапетах вокруг церкви, нас милиция туда не пускает. Туда проникают бабушки в косыночках с детьми с маленькими – пропускали. Мы туда пройти не можем, мы молодежь – нас туда не пускают, и я думаю, вот что они там делают, что они там творят, почему нас не пускают.

Вот вопрос: почему? Что там такого плохого они делают, почему нас не пускают? Меня всегда туда тянуло, потому что оттуда раздавалось пение, какие-то запахи, знаете это, свечные, вот это все, кресты, таинство какое-то. Это все равно привлекало. Вот чем больше запрещали, тем я больше туда в этом смысле тоже тянуло.Какие-то есть мелочи незамечаемые, а потом анализируешь: а почему ты так сделал? Да потому, что вот эта мелочь на тебя повлияла, поэтому к Богу идет каждый своей, безусловно, дорогой, и к этой дороге ведут какие-то может быть, даже мелочи какие-то, я не знаю. Знамения? Не знаю. Но привело, слава Богу!

О выборе профессии

Папа у меня был военным дирижером. У меня сейчас младший брат военный дирижер. И действующий военный дирижер племянник, лейтенант, служит моряком в Севастополе. То есть у меня по мужской линии семья династийная, военные дирижеры. Благодаря отцу, я поступил в Московскую военно-музыкальную школу. И, честно говоря, поступив, я не понимал, зачем я туда поступил. Был оторван в 11 лет от домашнего уюта, попал в стены закрытого учебного заведения.


Причем всё было присуще военному складу бытия: подъем, отбой, зарядки, физические нагрузки. И, конечно, общеобразовательные и музыкальные предметы. Срок обучения – 7 лет, поступив в 11, я закончил в 18. Весь мой физический, биологический рост пришелся на этот период. Школа заложила в меня то профессиональное образование, которым я до сих пор и пользуюсь. Вот так я стал военным дирижером.

О музыке духовной и военной

Я часто думаю о внутреннем сходстве, казалось бы, противоположных сфер - военной и духовной музыки. Ведь у военной музыки потрясающая сила, и она, вопреки стереотипам, отнюдь не агрессивна.

Мне больно слышать, когда говорят, что исполнение маршей - это шаг к милитаризации всей страны. Надо, как мне кажется, мыслить категориями художественного вкуса. Хороший марш написать так же трудно, как хорошую песню! Каждый великий композитор имеет свое лицо, национальная музыкальная традиция тоже: главная особенность нашей, российской, военной музыки - в особом мелодизме, в ее фольклорных, народных интонациях.

Умеют ли современные люди воспринимать классическую музыку? Определить, плохо или хорошо человек воспринимает музыку, можно только после того, как он научится воспринимать! А как человек откроет для себя прелесть классической музыки, если ему не прививали любовь к ней с самого детства?

Есть в душе каждого из нас зона, открытая всему высокому и доброму - открытая правильной музыке. А правильной музыкой я называю ту, что в своем эмоциональном воздействии побуждает человека к самым лучшим поступкам - созиданию, творению. И если так называемая «легкая» музыка может служить ненавязчивым фоном, то классика - никогда. Слушать классику - работа души.

Люди во все времена - одни и те же, они всегда открыты хорошей музыке. А значит, мы должны просвещать в силу своих умений. Не хвалясь, могу сказать, что мы открыли для военных оркестров двери многих концертных залов: Большого зала Московской консерватории, Концертного зала имени Петра Ильича Чайковского, Международного дома музыки.

И мы раздаем бесплатные билеты, невзирая на то, что по всем законам коммерции люди будто бы охотнее идут на мероприятия, когда купили билет за свои кровные деньги. Верите ли, я никогда не льстил себя надеждой, что все наши концерты будут проходить при аншлаге, но у нас люди на ступеньках сидят, лишь бы послушать музыку! И как после этого можно говорить, что современный человек не способен воспринимать классику?

Мы мечтаем вернуть духовую музыку в парки, к людям. Ведь людям сегодня особенно недостает чего-то настоящего… на работе, в быту, и мы стараемся восполнить эту насущную потребность живой музыкой, красивыми мелодиями.

Вот приходит на концерт типично городской человек: слившийся с городом, не мыслящий своей жизни без горячей воды и телевизора, как будто прилипший, присохший к этой комфортной жизни. И вдруг он слышит звуки военного духового оркестра, окунается в другой мир и… оттаивает. Спросите его в эту минуту, о чем он сейчас думает, и он точно скажет: о любви, о детях, о родине, о Боге.


Знаете, я подметил удивительную вещь: духовой оркестр просто не может играть плохую музыку! Даже если музыканты плохонько играют - все равно эта музыка очаровывает, пусть даже некоторые звуки переданы неверно. Это как в природе: одному нравится осень, другому нет: все вянет, слякотно, ноги промокают. Но все равно каждое время года прекрасно!

Так же и духовая музыка: сама ее природа, само дыхание ее - чистое, светлое. Наверно, именно в этой плоскости музыка - военная ли или просто классическая - и пересекается с духовной жизнью. И мне очень хочется, чтобы моя работа воспитывала в людях только нравственное.

У меня шутка есть такая. Я говорю людям религиозным: «А вы знаете, у меня есть товарищ, который написал кандидатскую диссертацию на тему «Влияние духовой музыки на духовную жизнь духовенства».

Это шутка, но конечно, на самом деле, и опять я говорю всегда об этом: техника развивается, но люди-то стремятся куда при урбанизации? Куда они стремятся? На природу. Я всегда сравниваю, посмотри, что в пятницу, что творится будет на дорогах – куда все бегут? В лес, на полянки, на природу.

Вот духовой оркестр – это природа, это живой звук, источаемый оттуда, изнутри. И даже если он играет примитивно, даже пацаны играют, самодеятельный оркестр – вот эти простые мелодии, вот этот примитивизм даже, в каком-то смысле, но подача вот этих звуков, вот этих природных, и опять говорю, на генном уровне заставляет людей слышать.

Вокруг – раз, собирается, не хочу говорить, какие-то люди всякие, может быть даже странные, но они собираются, потому что видимо, вот эта наша музыка, она коим-то образом влияет на кору головного мозга. Собираются. Даже если плохенько играют – толпа собирается вокруг духового оркестра.

О молитве в военном марше

Скажем, марш “Генерал Милорадович”. Идею подсказал полковник Бабанко Геннадий Иванович, который во время моей службы в Пушкино был начальник политотдела училища и уже будучи на пенсии написал книгу “Генерал Милорадович”, зная, что я пишу музыку, позвонил мне, и говорит: Валер, напиши музыку о генерале Милорадовиче, я тебе дам книгу почитать, а ты под впечатление этой книги напиши марш.

И вот прочитав книгу, я понял, что судьба этого генерала совершенно необыкновенная и не просто забытая, но и в понятийном понимании она просто извращенная.

Генерал Милорадович, командуя аарьергардом не позволил противнику в желаемое для него время столкнуться с нашими войсками. Герой войны 1812 года.

В 1824 году декабрьское восстание. Сенатская площадь. Как известно, декабристы вывели войска. Милорадович был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Когда он въехал на Сенатскую. площадь, войска, узнав его, стали падать ниц. И один из декабристов, бывший поручик Каховский, видя, что сейчас произойдет перелом в восстании, он из дамского пистолета сзади нанес смертельное ранение Милорадовичу, от которого он скончался.

Так вот улица Каховского в Питере есть, а вот улицы Милорадовича нет. Да и вообще фамилия Милорадович возникла после того, как царь вызвал к себе Храбреновича, его предка, и сказал: ты мне очень мил своей храбростью, станешь Милорадовичем.

И в этом марше впервые я использовал молитву, причем музыку к этой молитве я написал сам. Такого аналога нет. И если послушать марш внимательно, можно вообразить себе и светскую жизнь Санкт-Петербурга, и молебен перед боем, и возвращение этих русских воинов. Всё это с хором.

Кстати сказать, в марше, в нашем российском и советском, это впервые – внедрение молитвы в марш. Это я сделал, исходя из того образа, который мне сулил сам генерал Милорадович, потому что он был безусловно православным, верующим человеком, а коль войска уходят на поле брани, то всегда был молебен.

Так вот этот молебен я сделал – я в Евангелии при помощи верующего человека нашел слова, посвященные «нашим воям», и положил на эти слова, как обычно делается, музыку. Вы услышите вот эту молитву в середине марша. А потом Вы услышите победоносное шествие, возвращение под салют наших войск с поля брани, и опять услышите первую часть, опять возвращение к светской жизни. Вот такое в течении, я не знаю, по-моему, пяти или четырех с половиной минут, перед Вами пронесется жизнь как бы этого генерала славного Милорадовича.

Вот это марш, это русский марш, я его написал. В нем ничего нет такого предосудительног о, касаемого, как говорят, извините за выражение, сапога – такого нет. Это очень такой светский, очень красивый, мне кажется, марш. Его, кстати сказать, многие дирижеры полюбили и часто исполняют, хотя он трудный для исполнения.

О военных музыкантах России

Наша страна - единственная, где существует отлаженная система подготовки военных дирижеров. За границей ими становятся люди, уже имеющие высшее музыкальное образование и прошедшие аттестацию по физической подготовке. А у нас армия сама выращивает себе музыкантов.

Сначала среднее образование - Московское военно-музыкальное училище принимает девятиклассников, после окончания учебы они могут поступать в Институт военных дирижеров на базе Военного университета Минобороны. Такая система обучения и воспитания дает специалиста, знакомого с армейской жизнью изнутри.

Приходя в оркестр лейтенантом, он уже знает, что и как делать. Это положительно сказывается на мастерстве наших оркестров. К примеру, во время парада на Красной площади 1000 военных музыкантов наизусть играют около 40 композиций. Иностранцы удивляются синхронности и красоте исполнения.

Валерий Михайлович Халилов – начальник ансамбля - художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, народный артист Российской Федерации, генерал-лейтенант.

Родился в семье военного дирижёра. Музыкой начал заниматься в четырехлетнем возрасте. Окончил Московскую военно-музыкальную школу (ныне – Московское военно-музыкальное училище) и Военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. По окончании обучения был назначен военным дирижёром оркестра Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО.

После того, как оркестр под управлением Валерия Халилова занял I место в конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа (1980) – стал преподавателем кафедры дирижирования Военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

В 1984 году Валерий Халилов переведён в орган управления военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР, где служил в качестве офицера военно-оркестровой службы, старшего офицера и заместителя начальника военно-оркестровой службы.

С 2002 года по 2016 год Валерий Халилов – начальник военно-оркестровой службы Вооружённых Сил Российской Федерации – главный военный дирижёр.

В апреле 2016 года приказом Министра обороны Российской Федерации Валерий Халилов назначен на должность Начальника ансамбля – художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова.

Валерий Халилов – музыкальный руководитель таких международных военно-музыкальных фестивалей как «Спасская башня» (г. Москва), «Амурские волны» (г. Хабаровск), «Марш столетия» (г. Тамбов) и Международный военно-музыкальный фестиваль в Южно-Сахалинске.

Валерий Халилов – член Союза композиторов России. Его творчество как композитора, в основном, связано с жанрами духовой оркестровой, хоровой, вокальной и камерно–инструментальной музыки.

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооружённых Сил Российской Федерации в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, КНДР, Ливане, Монголии, Польше, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции.

Sputnik, Бадри Есиава.

Домик в Гагре

То, что жизнь главного дирижера Валерия Халилова была тесно связана с Абхазией, а его супруга родом из курортного города Гагра, мало кому было известно в республике. об этом не писали в СМИ и громко никто не заявлял. По рассказу депутата Парламента Абхазии Анзора Кокоскерия, ему посчастливилось быть не только соседом Халилова, но и стать для него "младшим братом".

"Супруга Валерия Халилова, Наталья, родом из Гагры. Она хотела построить небольшой домик недалеко от отцовского участка. Семья Халиловых обратились к моим друзьям, которые занимаются строительством, а те, в свою очередь, ко мне, так как знали, что я сам живу на этой улице", — вспомнил Кокоскерия.

Кокоскерия рассказал, что Халиловы приезжали не часто, где то раз в полгода на две или три недели. Несмотря на кратковременное пребывание в Абхазии, их семьи очень сдружились, проводили много времени за общим столом и всегда старались помогать друг другу.

Валерий Халилов запомнился Анзору Кокосркерия как человек добродушный, отзывчивый, умеющий уважать традиции и культуру той страны, в которой он находился. Кокоскерия отметил, что по своему мировоззрению, поведению и моральным принципам Валерий был очень близок абхазскому народу.

"У меня даже есть фотографии, где Валерий помогает мне делать вино. Он мог сам прийти и предложить помочь порубить дрова, к примеру. Валерий был физически очень крепким мужчиной, любил работать, его двор всегда был в чистоте. Он для меня был не просто другом, а старшим братом", — с горечью утраты рассказал Анзор Кокоскерия.

© Фото: / из личного архива Анзора Кокоскерия

Человечность и отзывчивость Валерия Халилова были безграничными, отметил Кокоскерия. Он был готов помочь, естественно, не только в Абхазии, но и везде, где у него была такая возможность.

Анзор вспомнил, что несколько лет назад у него были проблемы со здоровьем. Он поехал в Москву. Наталья Халилова, супруга Валерия, договорилась устроить его в один из лучших военных госпиталей российской столицы. Когда ее спросили, кто же этот человек, за которого они так просят, она ответила, что это сын Валерия Халилова.

"У них две дочери, сына не было. Наталья называла меня сыном, который построил им дом", — сказал Кокоскерия.

Валерий Халилов познакомился со своей супругой в Гагре еще в советские годы, он был обычным солдатом и покорил молодую Наталью своим умением красиво играть на музыкальных инструментах.

Анзор Кокоскерия поделился тем, что он до сих пор не может поверить в произошедшее и все еще надеется на то, что у Валерия Халилова был шанс выжить.

Нежный "колдун" с дирижерской палочкой

Бывший первый заместитель генерального прокурора Абхазии Беслан Квициния познакомился с Валерием Халиловым в 2009 году в Москве. Умение найти общий язык, душевная простота и искренность Халилова быстро их сблизили. Квициния даже удалось лично увидеть репетицию военного оркестра, дирижером которго был Халилов.

Квициния был удивлен, как ловко Халилов управлял таким количеством музыкантов одним лишь взмахом дирижерской палочки.

"Я спросил, как такой большой оркестр его слушается, особенно, когда играют на улице или на плацу. Валерий засмеялся и сказал, что на День победы в ВОВ ему предстоит вывести 1200 музыкантов, и он сейчас думает и колдует, как это лучше сделать", — вспомнил Беслан Квициния.

И вправду, Валерию Халилову удалось с честью справиться со столь сложной задачей, добавил Квициния. Он с удивлением наблюдал, как во время военного парада в честь 65-ой юбилейной годовщины победы в ВОВ военный оркестр гордо, красиво и слаженно прошел по Красной площади.

А когда Валерий Халилов приехал в Абхазию на один из Дней Победы в Отечественной войне народа Абхазии, его друг Беслан Квициния спросил его, как ему абхазский оркестр. На что дирижер улыбнулся и отметил хорошую игру музыкантов.

"Можно будет в следующий раз пригласить и военный оркестр Южного федерального округа, чтоб устроить настоящий праздник", — сказал тогда Халилов.

По воспоминаниям Квициния, Валерий Халилов был влюблен в Абхазию и очень за нее переживал. Он не мог смириться с тем, что республика никак не может до конца отойти от войны, а люди не могут найти покоя.

"Почему все так должно быть? Здесь люди должны спокойно жить, тут нельзя даже громко разговаривать", — сетовал Халилов.

Валерий Халилов очень любил и природу Абхазии. Когда у него была возможность приезжать в Абхазию, он много времени проводил на море, а все остальное время в огороде, рассказал Беслан.

"Часто мы собирались дома у Халиловых в Гагре, где он виртуозно играл нам на пианино. Это был удивительный человек, очень внимательный. Никогда не обделял вниманием, всегда поздравлял с праздниками", — подчеркнул Беслан.

Солистке Москонцерта (меццо-сопрано), которая не раз выступала в Пицундском органном зале с абхазскими артистами, посчастливилось поработать с мэтром российского военного оркестра Валерием Халиловым в начале 2000-х годов на фестивале духовной музыки. Она запомнила Халилова как спокойного, но очень требовательного в работе человека.

"В начале 2000-х годов мы проводили фестивали Духовной музыки вместе с Халиловым и композитором Борисом Феоктистовым. Несмотря на то, что Валерий Михайлович был военным, он не был жестким. Требовательным был, но мягким", — рассказала Сучкова-Гавриилова.

Минобороны РФ сообщило в воскресенье утром, что в 5.40 мск пропала с радаров отметка самолета Ту-154, который выполнял плановый перелет с аэродрома Адлера.

По уточненным данным министерства, на борту воздушного судна находились 84 пассажира и восемь членов экипажа — военнослужащие, артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые летели поздравлять с Новым годом авиагруппу ВКС РФ на авиабазу Хмеймим в Сирии, девять представителей российских СМИ.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то