Существует ли дьявол? Кто создал Cатану.

В ряде книг Ветхого Завета сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника (см. Иов.1:6-12).

В Евангелиях указывается, что сатана пал с неба (Лк.10:18).

Также пророк Иезекииль, предсказывая падение царя Тира, сравнивает его с херувимом, «чьи одежды были украшены сверкающими драгоценными камнями, который был низвергнут Богом из Эдемского Сада на землю за то, что он впал в грех гордыни (Иез.28:11–19)».

Gustave Doré , Public Domain

Апостол Павел утверждает, что сатана способен внешне преображаться в ангела света (2Кор.11:14). В Апокалипсисе сатана выступает как дракон и дьявол - предводитель тёмных ангелов в битве с архангелом Михаилом (Откр.12:7-9; 20:2,3, 7-9).

  • Люцифер , Луцифер (лат. Lucifer ) - «светоносец», «сын зари», «несущий свет» (см. Ис.14:12).
  • Дьявол (от др. -греч. διάβολος - лукавый, клеветник). В Новом Завете выступает как «князь мира сего». (Иоан.12:31).
  • Веельзевул (ивр. בעל זבוב‎, Вельзевул , Баальзвув , Баал-Зебуб - «Повелитель мух») - имя одного из ханаанейских божеств, упоминающегося в Ветхом Завете. В период написания Нового Завета было одним из принятых имён Сатаны в иудаизме (Мф.10:25; Мф.12:24).
  • Мефистофель (Mephistopheles, Mephostophilis, Mephistopheies, Mephistophilus, Mephistos) - наименование одного из духов зла, демона, чёрта, беса, дьявола, чаще всего, по преданию, падшего ангела, сатаны.

Библейская концепция Сатаны

Образ Сатаны в Библии

Сатана был сотворён ангелом в чине херувима; он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты», обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордившись (Иез.28:17) и пожелавши быть равным Богу (Ис.14:13-14), был низвержен на землю. Вслед за ним последовала часть ангелов, превратившихся в демонов.

«Большой красный Дракон и жена, одетая в Солнце». Иллюстрация к Апокалипсису. Большой Красный Дракон Апокалипсиса соответствует Сатане. Жена - христианской церкви. Акварель Уильяма Блейка. Уильям Блейк (1757–1827) , Public Domain

Согласно христианской традиции, дьявол впервые появляется на страницах Библии в книге Бытие в образе змея, обольстившего Еву соблазном вкусить запретного плода с Древа Познания добра и зла, в результате чего Ева и Адам согрешили гордыней и были из рая изгнаны, и обречены добывать хлеб свой в поте лица трудом тяжким. Как часть Божьего наказания за это, все обычные змеи вынуждены «ходить на чреве» и питаться «прахом земным» (Быт 3:14-3:15). Надо заметить, что сама Библия не утверждает, что этот змей был сатаной.

Библия описывает сатану также в образе Левиафана. Здесь он - огромное морское существо или летающий дракон.

В Судный день сатана сразится с Ангелом, владеющим ключом от бездны, после чего будет скован и низвергнут в бездну на тысячу лет (Откр.20:2-3). Через тысячу лет он будет освобожден на короткое время и после второй битвы навечно будет ввержен в «озеро огненное и серное» (Откр.20:7-10).

В Ветхом Завете

В своём первоначальном значении «сатана» - имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В Библии это слово относится к людям (1Цар.29:4, 2Цар.19:22; 3Цар.5:18; 11:14, 23, 25). Исключение, вероятно, составляет 1Пар.21:1.

В качестве имени определённого ангела сатана впервые появляется в книге пророка Захарии (Зах.3:1), где Сатана выступает обвинителем на небесном суде.

Гюстав Доре , Public Domain

В книге Иова сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинен Богу, и является одним из Его слуг (бней Ха-Элохим - «сынов Божьих», в древнегреческой версии - ангелов) (Иов.1:6) и не может действовать без Его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю (Иов.1:15-17), а также влиять на атмосферные явления (Иов.1:18), насылать болезни (Иов.2:7).

В Новом Завете

В Апокалипсисе сатана описывается как «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем» (Откр. 12:3, 13:1, 17:3, 20:2)

В Евангелии сатана предлагает Иисусу Христу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её» (Лк.4:6).

Ary Scheffer (1795–1858) , Public Domain

Иисус Христос говорит людям, желавшим Его смерти: «Ваш отец - диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44).

Неизвестен , Public Domain

Иисус Христос видел падение сатаны: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18).

Апостол Иоанн о падении сатаны говорит, что его низвергнет на Землю архангел Михаил после того как сатана попытается съесть младенца, который должен стать пастырем народов (Откр.12:4-9). Вслед за ним последует часть ангелов, называющихся в Библии «нечистыми духами» или «ангелами Сатаны».

Апостол Павел указывает место обитания сатаны: он «князь, господствующий в воздухе» (Еф.2:2), его слуги - «мироправители тьмы века сего», «духи злобы поднебесные» (Еф.6:12).

Гюстава Доре , Public Domain

Имена Сатаны в Библии

Сатана имеет в Библии следующие имена:

  • Большой Красный Дракон (Откр.12:3)
  • Великий Дракон (Откр.12:9)
  • Дьявол (Лук.8:12; 5:8)
  • Дракон (Откр.20:2)
  • Древний змий (Откр.12:9, Откр.20:2)
  • Жестокий ангел (Прит.17:11)
  • Злой ангел (Пс.77:49)
  • Злой дух от Бога (1Цар.16:14, 16:23; 1Цар.18:10; 1Цар.19:9)
  • Искуситель (Мф.4:3; 1Фес.3:5)
  • Князь бесовской (Мф.12:24)
  • Князь Мира Сего (Иоан.12:31; Иоан.14:30; Иоан.16:11)
  • Лживый дух (3Цар.22:22)
  • Лукавый (Мф.13:19)
  • Отец лжи (Иоан.8:44).

В иудаизме

Согласно представлениям иудаизма , сатана не является силой, равной Богу. Сатана - это ангел-обвинитель, который служит Всевышнему в этом качестве и, как все ангелы, не имеет свободы воли. Творец позволяет сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом.

Corrado Giaquinto , Public Domain

В литературе таннаев сатана упоминается не часто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла. В период амораев сатана, однако, стал играть более заметную роль в Талмуде и Мидраше . Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатанаил. Сатана отождествляется с дурными наклонностями и с ангелом смерти, но часто наделяется собственной индивидуальностью.

В христианстве

  • В христианской традиции к сатане относят пророчество Иезекииля о царе Тира (Иез.28:12-19) и Исаии о царе Вавилона (Ис.14:3-20). Согласно этой трактовке, был сотворён ангелом в чине херувима; он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты» и обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордившись (Иез.28:17) и пожелавши быть равным Богу (Ис.14:13-14), был низвержен на землю, став после падения «князем тьмы», отцом лжи, человекоубийцей (Ин.8:44) - предводителем мятежа против Бога. Из пророчества Исаии (Ис.14:12) взято «ангельское» имя Сатаны - הילל, переводимое как «Светоносный», лат. Люцифер).

Христианство считает грехом и безумием любое обращение к дьяволу в колдовстве и гаданиях. Церковный тропарь христианским мученикам подчёркивает немощь дерзостей демонов.

Hans Rottenhammer II. (1622–68) , Public Domain

«Отречение от сатаны» входит в православный и католический чин крещения.

В исламе

Шайта́н (араб. شيطان‎‎) - в исламском богословии, представитель категории злых духов, враждебных Аллаху и людям. После Дня суда (киямат), шайтаны вместе со своим господином - Иблисом, обречены на адские муки. С помощью своих слуг Иблис совращает людей, отвлекает их от благочестивых дел и подбивает на совершение грехов. Шайтаны сотворены из огня или дыма и могут принимать различные внешние формы. Они могут порождаться Иблисом и живут группами в разных странах. Они могут иметь различные имена и как Иблис носят эпитет раджим («побиваемый»).

Согласно исламским преданиям, шайтаны побуждали к грехам и ошибкам благочистивых людей и пророков, например пророка Юсуфа. Часть шайтанов когда-то подчинялась пророку Сулейману, но затем вернулась к своим делам и по сей день мешают людям совершать молитвы и учат людей волшебству и магии. Они заставляют человека забывать об Аллахе и часто придают их греховным поступкам внешний вид благих дел. Принято считать, что у каждого человека есть свой шайтан, как и свой ангел, которые ведут борьбу за сердце человека. Шайтаны стараются сбить человека, используя его плотские стремления и желания удовольствий (нафс), а также такие качества как гнев, злоба, зависть и т. д.

Unknown , Public Domain

Для того, чтобы отогнать шайтана, достаточно призвать на помощь Аллаха. Мусульмане часто произносят формулу: «а’узу би-ллахи мина ш-шайтани р-раджим», или аяты Корана. Некоторые мусульманские богословы считают шайтанов самой строптивой и неверующей частью джиннов. Другие считают их особой категорией существ, которые в отличие от джиннов изначально обреченны на неверие и наказание в аду. В Коране и в богословских сочинениях Иблис и шайтаны часто взаимозаменяются, так как шайтаны исполняют волю и приказы Иблиса. В доисламской Аравии шайтаны считались посредниками в общении с потусторонним миром прорицателей (кахин) и поэтов (ша’ир).

(и христианстве в том числе) главный антагонист небесных сил вообще, и Бога в частности. С арамейского и древнего иврита данное слово переводится как «противник» или «клеветник». Наиболее распространенными и известными синонимами Сатаны являются Дьявол, Люцифер и Вельзевул. Впрочем, как в Библии, так и в жизни часто встречаются и другие его имена - Отец лжи, Лукавый, Древний Змий.

Что такое сатана? Он является наиболее полным олицетворением зла, намеренно и осознанно толкающего человека на путь духовной гибели. Любопытно, что в наиболее древних рукописях Древнего Завета данное слово пишется с маленькой буквы и является именем нарицательным - как прилагательное. И только с книги Захария речь идет о конкретной сущности, обладающей этим именем.

Как он появился

Как появился Сатана? Если рассматривать происхождение данной сущности, то наиболее справедливо будет использовать другое его имя - Люцифер. Светоносный, если вас интересует перевод (или Несущий свет). И, да - изначально ангел. Историю с Адамом и Евой пересказывать не будем, лучше остановимся на её последствиях. Итак, первая пара людей была изгнана из Рая на землю, а Люцифер - в Ад. Желающие более подробно разобраться в данном вопросе с удивлением узнают, что последовал он туда не в одиночку - за предводителем пошла примерно треть личного состава ангелов. Падшие, как их стали называть потом, обрели сущности демонов, бесов и чертей - согласно окружающей обстановке. В апокрифах Писания приводится факт того, что еще треть ангелов взяла нейтралитет и не приняла ни одну из сторон конфликта. Их также изгнали - но только с Небес и до Страшного Суда.

Немного истории

Что такое сатана, сатанизм? Некие подобия культа сатанизма появились практически сразу же после образования наиболее распространенных мировых религий. Об этом свидетельствуют данные Синей книги, обнаруженной в Древнем Ираке. С распространением по Европе христианства стало увеличиваться и число соответствующих сект. Например, германский император Герих IV не только сам принимал участие в древних аналогах черных месс, но и супругу свою активно пытался к этому делу привлекать. Потом появилась Инквизиция, и всем настоящим сатанистам небо показалось с овчинку. Простых людей и дворян за обычный и ничем не подтвержденный донос тащили на костер - что уж говорить о реальных культах, пусть и разрозненных. С эпохой Возрождения дела стали идти попроще, и властьимущие потянулись к запретному. Например, при Людовике XIV практически открыто существовала сатанинская ложа. Кстати, считается, что именно на это время приходится большее число человеческих жертвоприношений служителями данного культа.

И пришел Кроули

Шло время, умами человечества завладевали новые идеи, разрабатывались новые философские концепции. Одними из наиболее интересных в рамках данного материала могут рассматриваться труды Алистера Кроули (создатели сериала «Сверхъестественное» тоже, видимо, их читали). По сути своей человек занимался оккультизмом в довольно широком смысле этого слова. Ни в одном его труде не мелькал термин "сатанизм" - всё-таки даже в конце 19 века за такое можно было получить массу неприятностей. Но общая концепция и философия его трудов стала краеугольным камнем, на котором впоследствии еще один очень предприимчивый человек поднимет немало денег.

Ла-Вей как основатель современного сатанизма

В современном мире можно говорить о том, что сатана - это Антон Шандор Ла-Вей. Он основатель современного сатанизма и Церкви Сатаны, автор сатанинской библии и вообще крайне харизматичная личность. На своих лекциях в Америке собирал стадионы, консультировал (в самых широких смыслах этого слова) Мэрилин Монро и, по слухам, других представителей американской послевоенной элиты. И если Кроули можно было назвать философом, то Ла-Вей в первую очередь - удачливый бизнесмен. Да, он систематизировал работы Алистера и прочие материалы, придав им в своих трудах единое направление и суть. Да, он основал Церковь Сатаны в Вальпургиеву ночь 1966 года. Но в суровом мире капитализма на одной идеологии далеко не уехать. Как не прискорбно это говорить, но любая церковь в первую очередь заботится о собственном благосостоянии, а не о душах прихожан. И Церковь Сатаны в этом смысле не стала исключением - организация Ла-Вея приносила не просто хорошие, а очень хорошие деньги. Кстати, приносит и сейчас, но об этом чуть ниже. Ну а у сестер Норн вышла очень удачная шутка - 29 октября 1997 года Ла-Вей скончался в больнице Святой Марии. Последователи пытались изменить дату смерти, чтобы она выпадала на Хэллоуин, но не вышло - концу жизненного пути основателя не удалось придать мистический оттенок.

Церковь Сатаны

Как было сказано выше, организация, созданная Ла-Веем, прекрасно чувствует себя по сей день. Это и есть церковь Сатаны. Масса прихожан, участие в общественных мероприятиях, самым значимым из которых можно назвать установку статуи Бафомета высотой порядка трех метров в центральной части Детройта. Текущий глава - Питер Гилмор, в перерывах недурственно музицирует в дэт-металл группе Acheron (угадайте тематику песен с трех раз). Три основных праздника: два общих для всех - Вальпургиева ночь и Хэллоуин, один сугубо персональный для каждого послушника - день приобщения к тайне культа. Лавочки с перевернутыми крестами и соответствующей литературой, регулярные службы, которые являются искаженными копиями католических, - вполне стандартный набор любой церкви, стремящейся побольше вытянуть из прихожан денег.

Знак Люцифера

Знак Сатаны известен с давних времен. Это пентаграмма. Многие «борцы со злом» воспринимают за неё обыкновенную викторианскую пентаграмму с одним лучом вверху. На самом деле это не так - как раз правильная сатанинская пентаграмма в верхней своей части имеет два луча, а в нижней один (фото этого знака вы можете увидеть ниже). В неё легко вписывается изображение головы Бафомета - одного из материальных воплощений Сатаны в нашем мире. Два верхних луча - рога, нижний - борода, боковые - уши. И уж ни в коей мере не является сатанинским знаком перевернутый крест - достаточно вспомнить, что апостола Петра распяли именно на такой конструкции, так что символом сатанизма это быть никак не может.

Черная библия

Библия Сатаны - это основной труд Ла-Вея, которому он посвятил всю свою жизнь. Разбита на четыре основных тома - книги Сатаны, Люцифера, Велиала и Левиафана соответственно. Главная книга сатаниста может быть с легкостью найдена в Сети, в том числе и на русском языке. В труде отрицается ряд христианских заповедей, в частности прощение врагов, довольно сильный упор делается на эгоистичные стремления людей. Можно прочитать данную книгу и с удивлением узнать, что многие привычки самого обычного человека вполне соответствуют тому, что автор называет сатанизм. Не для слабой и неустойчивой психики - скажем сразу, поддающимся внушению людям такую литературу лучше не читать. Остальным же вполне рекомендовано - банально для ознакомительных целей. Для социопатов вообще настольная книга.

Молитва Сатане

Классическим примером, известным из голливудских фильмов, может служить «Отче наш» на латыни, прочитанный задом наперед. Более подробные материалы по данной тематике можно найти в трудах Ла-Вея, но важно понимать, что современный сатанизм существует меньше века, так что говорить о том, что молитва Сатане едина для всех, не приходится. Быть может, в подвалах Ватикана и есть более древние источники, но для простого смертного доступ туда закрыт.

Невеста Сатаны

Еще одна не менее известная всем поклонникам данной тематики процедура - принесение в жертву девственницы. Она невеста, будущая жена Сатаны. Считается, что в знак благодарности можно в ответ получить силу, власть и прочие приятные вещи. Документально достоверных подтверждений данной процедуры не сохранилось, так как и подтверждения того, что жена Сатаны существует. Так что оставим рассмотрение данного факта на усмотрение писателей и сценаристов фильмов ужасов.

Сатана в человеческом обличии

И коль уж мы заговорили о фильмах, то нельзя пройти мимо серии картин «Омен». Антихрист пришел в наш мир, человек Сатана рвется к власти, чтобы уничтожить всё человечество в огне ядерной войны. Оригинальная, но спорная концепция - одержимость Сатаной не встречается в заслуживающих доверие источниках любого срока давности. Демоном различной силы - сколько угодно, а вот самим Люцифером - нет. Что касается процедуры призвания Сатаны в наш мир или в человеческую оболочку, то в Сети на эту тему также можно найти массу «полезной и абсолютно достоверной» информации. Конечно, сатанизм и демонология имеют довольно большие области пересечения, но объясните - зачем вызывать самого главного? Для покупки продуктов в магазине вполне хватает общения с продавцом, и только в самых спорных случаях в дело вступает директор - надеемся, пример понятен?

Сатанизм в России

Кто такой Сатана? Известны ли факты поклонения ему в России? Тема интересная и довольно обширная. Начнем с самого главного - официального представительства Церкви Сатаны на территории нашей страны и стран бывшего СССР не зарегистрировано. Но природа не терпит пустоты - например, на просторах рунета находится портал наиболее крупной организации аналогичного типа. Официально зарегистрированной, если что, со своей печатной продукцией и журналами периодического издания - за весьма солидные деньги, кстати. Собирают деньги на постройку собственного здания, но что-то подсказывает, что дело не выгорит. У нас не Детройт, так что цепь «случайных» пожаров может преследовать строительство с момента его начала. Да и прихожан православные активисты могут быстренько отучить от походов в «сие богопротивное место» - в общем, дальше сайта деятельность как данной организации, так и остальных её аналогов вряд ли пойдет.

Кто такой сатана и как он воспринимается современной молодежью? Что касается такого явления, как подростковый сатанизм, то в настоящее время это чистой воды хулиганство - административно или уголовно наказуемое. Принесение в жертву домашних животных, вандализм в отношении памятников и церквей - всё это можно смело описать одной поговоркой - «дурная голова рукам покоя не дает». Да, на соответствующий черный "прикид" и пентаграммы в самых неожиданных местах "клюют" девушки «легких моральных взглядов», оргии с алкоголем и наркотиками привлекают многих. Но что мешает заниматься тем же самым, но в менее экстремальной обстановке - совершенно непонятно.

Как распознать сатаниста

Теперь вам известно, кто такой сатана. Но возникает вопрос, как распознать сатаниста? Никак, если он вам сам не захочет об этом рассказать. Выше было сказано, что встречаются резвящиеся на кладбищах подростки, но это к настоящему сатанизму не имеет никакого отношения. И уж понятное дело, что никогда человек с такой идеологией не опустится до человеческого жертвоприношения; сатанизм - это философия, а не образ жизни. Она учит, как ставить и достигать цели в своей жизни, как относиться к друзьям и к врагам, как преодолевать жизненные неурядицы. А про расчленение кошек и принесение девственниц в жертву - в другой раздел. Очень многие люди, случайно прочитав сатанинскую библию, могут с удивлением для себя узнать, что они живут по её заветам. Другие идут к этому сознательно и выбирают данную философию из-за того, что принцип "ударили по одной щеке - подставь вторую" откровенно не для них. Но никаких специальных меток, татуировок, обязательных к ношению элементов одежды или украшений у сатанистов нет и никогда не было.

Сатана является антиподом Бога Всемогущего. Таким образом, Сатана олицетворяет зло. Многие последователи Библии считают Сатану реальным существом, духом, созданным Богом. Сатана и другие духи, которые последовали за ним, восстали против Бога. Они якобы были изгнаны с неба своим создателем. Богословы могут предположить, почему Всемогущий не уничтожил “падших ангелов”, подобно тому, как он поступил с другими созданиями (за исключением Ноя и его семьи). Сатане было позволено создать свое царство в аду и рассылать бесов по земле для совращения людей. Демоническому миру, похоже, было разрешено существовать только с одной целью: чтобы склонить людей отвернуться от Бога. Почему Бог позволил сатане это сделать, описано в книге Иова, где Сатана описывается, как ангел, находящийся в договоре с Богом. Когда Иов спрашивает, почему Бог позволил сатане стать источником всеобщих мучений, он получил ответ: разве твоя рука подобна Господней? История Иова по-разному интерпретируется богословами, но моя интерпретация такова: никто не знает, почему сатане позволено жить и мучить нас. Бог есть Бог и может делать все, что он хочет. Наше дело не спрашивать, а жить и действовать, а затем умирать.

Сатана, будучи духом, не является ни мужского, ни женского пола.Однако, как и его создателя, сатану, как правило, представляют мужским существом. Многие считают, что сатана, или дьявол, как его часто называют, может «овладеть» человеком. Католическая церковь до сих пор исполняет ритуал экзорцизма над теми, кого считают одержимым. Иисус сказал, что надо изгонять бесов, а Церковь считает, что обладает для этого властью Иисуса. На протяжении веков, многие благочестивые верующие люди ошибочно считают больных определенными психическими и соматическими заболеваниями одержимыми сатаной.

Гораздо чаще выдвигаются обвинения в супружестве с дьяволом. Сатана, как полагают, достаточно могуществен, в том числе способен появляться в виде человека или животного. Контакт с дьяволом может быть и сексуальным. На протяжении почти всей истории христианства появляются рассказы, как сатана в облике мужчин (суккубов) или женщин (инкубов), вступал в сексуальную связь с людьми. Ведьмы и колдуны рождались от таких союзов. Они считаются особенно опасными, потому что наследуют часть силы дьявола.

По мнению Карла Сагана, сообщения о связи с дьяволом являются всеобщими культурными явлениями:

Параллели с инкубами включают арабских джиннов, греческих сатиров, индуистских бхутов… (1995 Саган, 124).

Однако, как человек, которого в детстве сестры-доминиканки просветили насчет методов сатаны, я не стану рассказывать, как монахинь соблазают бесы в одеждах священников. За всем этим стоял дьявол, толкающих нас на путь греха. Он был вовсе не для того, чтобы заниматься сексом или участвовать в репродуктивной экспериментов для создания орды колдунов и магов. Тем не менее, его главный соблазн именно сексуальный. Нет никаких сомнений, что он провел много времени в образе девочек для соблазнения мальчиков на нечистые мысли и поступки. Он непрерывно в течение подросткового возраста вторгается в наши умы, разжигая сексуальное желание. Нас учат постоянно молиться, уповая на заступничество святых и Богоматери, чтобы они защитили нас от козней сатаны. Согласно мнению многих наблюдателей, что страх сатаны очень похож на страх нашей собственной сексуальности.

Невинные* ангелы

Папа Иннокентий VIII провозгласил в своей булле, что «ангелы зла» вступали в половые сношения со множеством мужчин и женщин. Он не был первым, кто сделал это заявление. Например, Фома Аквинский, исследовал эту тему в мельчайших подробностях. Фома напоминает нам, что дьявол, не будучи человеком, не обладает человеческим семенем. Таким образом, он должен превратиться в женщину, соблазнить мужчину и сохранить его семя, затем превратиться в мужчину, соблазнить женщину и передать семя. Что-то дьявольское сохранится в семени по пути, поэтому потомство не будет нормальным. По-видимому, сатана потратил много времени, чтобы понять, что если он хочет управлять миром, лучший способ сделать это – рожать детей. Вторжение в наши тела более эффективно и действенныо, чем попытка вторгнуться в наши умы. Но папа и многие другие благочестивые люди придумали способ уничтожить дьявольское потомство: пытки и костер! Они борются огнем с огнем! Дьяволу не превзойти их. В самом деле, садистского и чудовищного поведения святой и благочестивой инквизиции достаточно, чтобы любой скептик поверил в сатану. Инквизиторы были настоящими дьяволами.

Одним из наиболее интересных аспектов демонологии является повторяющийся сюжет о людях, заключивших договор с дьяволом. Легенда о Фаусте наиболее известна из них: в обмен на свою душу, Сатана обещает даровать богатство или власть в течение определенного времени. В большинстве версий этой истории, Фауст обманывает дьявола и избегает оплаты. В оригинале дьявол калечит и убивает Фауста по истечении контракта. Его мозги растекают по стене комнаты, глаза и зубы разбросаны по полу, а его труп лежит на улице в навозной куче (Smith, 269).

Сегодня все еще??есть те, кто верит в реальность Сатаны, но появились и сюжеты-конкуренты. Например, истории о похищении инопланетянами. К счастью, рассказчики историй о похищении инопланетянами жертв и сексуальных экспериментах – дьявола заменяют пришельцы из космоса – не подвергаются пыткам и истреблению современными инквизиторами.

Интересно, однако, что большинство из этих убийц и мучителей считали, что творят благое дело. Что побуждает террористов или борцов за этническую чистоту совершать их мерзости, или охотников за ведьмами разрушать семьи: те же самые силы, которые привели благочестивый верующих к созданию инквизиции. Их поведения достаточно, чтобы скептики поверили, что, может быть, сатана действительно существует – в душах этих «добрых людей», борющихся за свои благородные цели.

С философской точки зрения, универсальная вера в злых демонов основана на необходимости объяснения огромного количества морального и физического зла, которое пронизывает человеческое существование на протяжении всей нашей истории. Я полагаю также, что черти в какой-то мере служат оправданием наших собственных дурных поступков и смягчают наше чувство ответственности за приносимый нами вред. Психологически демоны вполне могут быть нашей проекцией себя, худшей части нашей природы и самой опасной части нашего внутреннего мира. С литературной точки зрения, демоны должны существовать. Если они не существуют, мы обязаны их придумать.

Ослабление власти сатаны

Поскольку власть христианской церкви ослабла, ослабла и власть сатаны. Не случайно, что сатана достиг пика своей карьеры одновременно с церковью, в тринадцатом веке. В средние века, дьявол, как говорят, построил стену Адриана между Шотландией и Англией, перетащил огромные камни для построения мегалитических каменных кругов и дольменов, построил мосты как, например, в Сен-Клу и Пон-де-Валентре в обмен на душу первого, кто пересечет мост и т.д. Сатана может творить магию, но следует помнить, что христианская религия в основном религия магии, таинств, которые защищают от сатаны и которые превращают хлеб и вино в христову плоть и кровь, религия чудес, которые противоречат естественному порядку вещей, воскрешают из мертвых и обещают вечную жизнь. Сатанинские Ордена стали конкурентами Церкви, ей необходимо было установить свою власть над миром. Еретики, ведьмы и колдуны были угрозой для мирового господства церкви. Они должны были быть уничтожены. Поскольку враги Церкви становились все более многочисленными и более мощными, террор Церкви стал расти.

Христианство ослабило позиции в качестве доминирующей социальной и политической силы в западной культуре, это же произошло с властью сатаны. В восемнадцатом веке в Европе прекратились сожжения ведьм и еретиков. Сегодня большинство людей в христианском мире сочтут примитивным и варварским кого-то убить за общение с дьяволом. Даже те, кто якобы делает зло во имя Сатаны, как правило, преследуются за конкретное совершенное зло, а не за предполагаемую связь с дьяволом. Вполне вероятно, что большинство офицеров полиции, если они имели дело с преступлениями, совершенными поклонниками сатаны, будут рассматривать их как преступников, а не как общающихся с потусторонними существами.

Если рост современной науки не имел ничего общего с падением влияния христианской церкви на западную культуру, то современная наука может получить частичный кредит на изгнание сатаны из западного сознания. Конечно, дьявол еще не умер, но он получил свою власть от Бога, с уменьшением роли Бога уменьшается роль дьявола. Когда-нибудь, может быть, Бог и Дьявол станут чужды человеческому воображению. Но не сильно рассчитывайте на это. Многие верующие и сегодня считают, что рост зла в современном мире связан с ростом могущества сатаны и снижением религиозного влияния. Я, правда, думаю, что мы должны больше бояться этих благочестивых людей, чем дьявола и его поклонников. Некоторые могут даже пойти так далеко, чтобы принять конституционные поправки насчет молитвы в школах как происки сатаны.

Наконец, и в наше время есть люди, увлекающиеся сатанизмом, которые находят утешение в оккультизме и магии. Они черпают вдохновение из великих произведений живописи и литературы, созданных набожными христианами в их непримиримой борьбе со своими противниками. Кроме того, сатанисты питают интерес к дохристианским культам, таким как культ египетского бога Сета, и оккультистам нехристианского толка вроде Алистера Кроули и Антона Ла Вея. В наши дни христиане обвиняют сатанистов в ритуальных убийствах детей, жертвоприношениях, вставке призывающих к убийствам посланий в тексты песен, рассылке подпороговых сообщений в виде дьявольских символов на коробках с пиццей и других попытках подорвать устоявшиеся моральные и культурные традиции. Сатанисты отрицают это. Доказательства зла современных сатанистов не очень сильны, но враги говорят, что они есть. Существуют убедительные доказательства беззакония благочестивых. В последние годы развернулась настоящая «охота на ведьм» среди соцработников, родителей и родственников детей. Они убеждают детей давать показания следователям в отношении якобы совершенного над ними насилия со стороны сатанистов.

* Здесь наблюдается определенная игра слов. С одной стороны, innocent переводится как “невинный” или “простофиля”, с другой как Иннокентий.

Имя "Сатана" происходит от древнееврейского слова, означающего "противостоять". В ранних книгах Ветхого Завета, записанных еще до вавилонского пленения (т. е. до VI века до н. э.), слово satan употребляется в значении "противник". В эпизоде, повествующем о путешествии Валаама, Ангел Господень "стал... на дороге, чтобы воспрепятствовать (satan) ему" (Числ. 22:22). При этом слово satan вовсе не обязательно относилось к сверхъестественному противнику. Так, филистимляне отказались принять помощь Давида, опасаясь, что в сражении он переметнется на сторону врага и станет их satan, т. е. противником (1 Цар. 29:4).

Слово "сатана" в более привычном нам значении появляется в двух более поздних фрагментах, написанных после вавилонского пленения. Здесь сатана (satan) - это ангел, принадлежащий к окружению Иеговы и выступающий в роли обвинителя грешников перед Богом. В Книге пророка Захарии, приблизительно датирующейся концом VI века до н. э., описано видение, в котором первосвященник Иисус предстает пред судом Божьим. По правую руку от Иисуса стоит сатана, "чтобы противодействовать ему", т. е. выступать в роли обвинителя. В этом фрагменте дан лишь намек на то, что сатана относится к своей задаче чересчур ревностно:

Бог упрекает его за попытку обвинить праведного человека (Зах. 3:1-2).

В первых двух главах Книги Иова, созданной приблизительно на сто лет позднее, чем Книга пророка Захарии, сатана по-прежнему остается обвинителем грешников, но здесь его злонамеренность уже вполне очевидна.

Здесь повествуется о том, как сыны Божий, и среди них сатана, предстают перед Иеговой. Сатана сообщает, что "ходил по земле и обошел ее", и, по замыслу автора книги, эти слова должны были прозвучать зловеще: ведь в функции сатаны, очевидно, входил розыск неправедных людей. Затем Иегова восхваляет Иова как безгрешного и богобоязненного человека; сатана же возражает на это, что Иову нетрудно быть богобоязненным, ибо он счастлив и богат. В качестве испытания Иегова позволяет сатане убить детей и слуг Иова и уничтожить его скот. Однако, несмотря на все эти бедствия, Иов отказывается проклясть Бога, философски заявляя: "Господь дал, Господь взял; да будет имя Господне благословенно!" Но сатана, не довольствуясь этим, коварно советует Иегове: "...кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости и плоти его, - благословит ли он Тебя?" Иегова позволяет сатане поразить Иова проказой, но Иов остается верен Господу.

Уильям Блэйк. Сатана осыпает бедами Иова

В этом эпизоде сатана проявляет твердую решимость подорвать веру Иова в Бога и выступает в качестве непосредственного исполнителя кар, обрушившихся на Иова. Однако он действует в полном согласии с указанием Бога и, как представляется, выполняет полезную функцию. Он стремится вскрыть греховность, от природы присущую всякому человеку. Но позднее, по-видимому, из-за столь ожесточенного рвения сатана опротивел Богу не меньше, чем людям. В 1-й Книге Еноха, не вошедшей в Ветхий Завет, но оказавшей влияние на ранних христиан, появляется целая категория - сатан, которых вовсе не допускают на небеса. Енох слышит голос архангела Фануила, "отгоняющего сатан и запрещающего им представать перед Господом и обвинять обитателей земли". В этой же книге фигурируют "карающие ангелы", по-видимому, тождественные сатанам. Енох видит, как они готовят инструменты для казни "царей и владык земли сей, дабы уничтожить их".

На основе этого представления о неумолимом ангеле, обвиняющем и карающем людей, со временем развился средневековый и современный христианский образ Дьявола. Когда Ветхий Завет впервые перевели на греческий язык, слово "satan" передали как "diabolos" - "обвинитель", с оттенком значения "ложный обвинитель", "очернитель", "клеветник"; от этого слова и возникло имя "Дьявол".

Поздние иудейские авторы тяготели к разграничению доброго и злого начал и представляли Иегову абсолютно благим Богом. Поступки Иеговы в некоторых библейских эпизодах казались им совершенно невероятными, а потому были приписаны некому злому ангелу. Первая версия повествования о том, как Давид исчислил народ Израиля и тем самым навлек на израильтян Божью кару, содержится во 2-й Книге Царств (24:1), которую датируют началом VIII века до н. э. Здесь мысль о проведении переписи внушает Давиду сам Иегова. Но пересказывая тот же эпизод в 1-й Книге Паралипоменон, автор IV века до н. э. перекладывает ответственность за этот поступок с Бога на Сатану:

"И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян" (1 Пар. 21:1). Это - единственный в оригинальном тексте Ветхого Завета случай употребления слова "Satan" как имени собственного.

В еще более поздних иудейских текстах и в христианском учении образ Сатаны становится все отчетливее. Сатана постепенно набирает силу, превращаясь в великого противника Бога и человека и почти (но не до конца) выходя из-под власти Господа. Многие задавались вопросом, почему сатана - первоначально полезный, хотя и довольно неприятный прислужник Иеговы, - в конце концов лишается милости Господа и становится Его врагом. Один из возможных ответов на этот вопрос дает легенда о так называемых Хранителях, зерно которой содержится в Книге Бытие. Когда род людской умножился на земле, "сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал". В те времена "были на земле исполины", и дети, которых рождали от ангелов дочери человеческие, были "сильные, издревле славные люди". Возможно, этот фрагмент всего лишь служил объяснением преданий о древних великанах и героях; однако, вольно или невольно, следующий стих связал его с воцарением зла на земле: "И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время". Именно поэтому Бог решил устроить великий потоп и истребить человечество (Быт. 6:1-5).

Несколько аллюзий на эту историю можно обнаружить в других книгах Ветхого Завета, однако первая полная (хотя и более поздняя) версия появляется только в 1-й Книге Еноха, во фрагментах, относящихся, по-видимому, ко II веку до н. з. "И случилось так, что, когда род человеческий умножился, стали рождаться в те дни у людей дочери красивые и прекрасные. И ангелы, сыны неба, увидели их и возжелали их, и сказали друг другу: пойдем, выберем себе жен среди дочерей человеческих, и пусть родят нам детей". Эти ангелы принадлежали к чину Хранителей, не ведающих сна. Предводителем их был либо Семьяза, либо, согласно другим фрагментам, Азазель. Двести Хранителей снизошли на землю - на гору Гермон. Там они взяли себе жен "и начали входить к ним и предаваться с ними скверне". Они научили своих жен чародейству и волшебству, а также передали им знания о целебных свойствах растений. Азазель научил мужчин делать оружие - мечи, ножи, щиты. Кроме того, он познакомил людей с порочным искусством косметики.

Смертные женщины стали рождать от Хранителей детей - могучих исполинов, которые со временем съели все запасы пищи. "И когда люди больше уже не могли прокормить их, исполины обратились против них и пожрали человечество, и начали они предаваться греху с птицами и зверями, пресмыкающимися и рыбами, и пожирать плоть друг друга, и пить кровь".

Тогда Бог послал архангела Рафаила, чтобы тот заключил Азазеля в пустыне вплоть до дня Страшного Суда, на котором он будет осужден на вечный огонь.

Остальные Хранители были принуждены смотреть на то, как ангелы убивают их детей. Затем Бог велел архангелу Михаилу сковать Хранителей и заточить их в ущельях земли вплоть до дня, когда они будут ввергнуты в огненную бездну на вечную муку. Из тел мертвых исполинов изошли демоны и поселились на земле, где обитают и до сих пор, сея повсюду зло и разрушения.

В одном фрагменте сочувственно предполагается, что грех, совершенный ангелами, объяснялся не столько похотью, сколько жаждой семейного уюта, которого, в отличие от людей, небожители были лишены. Это - первый намек на сложившееся позднее предание о зависти, которую стали питать к человеку некоторые ангелы. Бог говорит ангелам, что им не дано жен и детей, поскольку они бессмертны и не нуждаются в продолжении рода. Но в позднейшие эпохи возобладало представление о том, что зло, кровопролитие и запретные искусства появились на земле из-за того, что было совершено чудовищное преступление против законов Природы. Плотский союз ангельского, божественного начала со смертным, человеческим, породил на свет чудовищ - исполинов. Не исключено, что на основе легенды о Хранителях возникли средневековые поверья о сексуальных связях между ведьмами и Дьяволом. И, по существу, вся эта легенда оказывается как бы дьявольской пародией на главную мистерию христианской веры - мистерию нисхождения Бога к смертной женщине и рождения Спасителя.

Некоторые отцы церкви, в том числе Августин Блаженный, отвергали легенду о Хранителях и связывали происхождение зла с восстанием верховного архангела, который взбунтовался против Бога, обуянный гордыней.

Подтверждение этой версии они находили в знаменитом фрагменте из Книги пророка Исайи, в действительности представляющем собой пророчество о плачевной судьбе царя Вавилонского:

Люцифер - денница Зари.

"Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божих вознесу престол мой и сяду на горе в сонм богов, на краю севера; и взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней" (Ис. 14:12-15).

Так зародилось христианское предание о попытке Дьявола сравняться с самим Богом и об изгнании мятежника с небес. Такая версия ответа на вопрос, почему раннебиблейский сатана-обвинитель лишился милости Иеговы, оказывалась особенно удачной, поскольку согласовалась с тенденцией позднеиудаистских и христианских авторов возвысить изначальный статус Сатаны едва ли не до положения независимого божества. При этом утверждалось, что до падения мятежный архангел носил имя Денница, а после падения стал зваться Сатаной.

Процитированный фрагмент из Книги пророка Исайи связан, возможно, с легендой об обитавшем в Эдеме прекрасном утренней звезды, облеченном в сверкающие самоцветы и яркий свет. Обуянный безумной гордыней, он дерзнул бросить вызов самому Богу. "Денница, сын зари" в древнееврейском оригинале звучало как Хелель бен Шахар, т. е. "дневная звезда, сын зари".

Древние евреи, арабы, греки и римляне отождествляли утреннюю звезду (планету Венеру) с божеством мужского пола. По-гречески ее называли "phosphoros" (Фосфорос), а по-латыни - "lucifer" (Люцифер); оба эти названия означают "светоносец". Высказывалась гипотеза, что легенда о Люцифере основана на том, что утренняя звезда - последняя из звезд, видимых на рассвете. Она словно бросает вызов восходящему солнцу, из-за чего и возникло предание о мятежном утренней звезды и о постигшей его каре.

Легенды о Люцифере и Хранителях связывают происхождение зла с падением небожителей, поддавшихся греху гордыни или похоти и осужденных на наказание в аду. Эти две легенды естественным образом объединились:

Хранители стали считаться приспешниками Люцифера. Намеки на такую трактовку содержатся уже в 1-й Книге Еноха. В одном из фрагментов ее говорится, что Хранители были совращены сатанами, которые сбили их с пути истинного и привели на путь греха; в другом месте Азазель, предводитель ангелов-отступников, описан как "звезда, упавшая с неба" К I веку н. э. Люцифер, Сатана и Хранители объединились в рамках единого предания, к которому была добавлена история об Эдемском . Во 2-й Книге Еноха сказано, что архангел Сатанаил пытался уподобиться Богу и соблазнил Хранителей восстать вместе с ним. Все они были изгнаны с небес, и Сатанаил, желая отомстить Богу, искусил Еву в Эдеме. Согласно апокрифическому тексту "Жизнь Адама и Евы" ("Vita Adae et Evae"), Сатана был изгнан из сонма ангелов из-за того, что ослушался Бога и не пожелал поклониться Адаму. Михаил сказал ему, что Бог разгневается на него за это, но Сатана ответил: "Если станет он гневаться на меня, то я поставлю престол свой выше звезд небесных и буду подобен Высочайшему". Узнав об этом, Бог низверг Сатану и его приверженцев на землю, а Сатана в отместку соблазнил Еву. Здесь представление об обуявшем Дьявола грехе гордыни совмещено с легендой о зависти ангелов к человеку.

В Книге Бытие нет ни единого намека на то, что змей, искусивший Еву, был Дьяволом ; однако христианские авторы, как правило, утверждают, что это был либо посланец Дьявола, либо сам Дьявол в обличье . На этом основании святой Павел разработал основополагающую христианскую догму, состоящую в том, что грехопадение Адама предало все последующие поколения людей во власть Дьявола и обрекло их на грехи и ; но затем Бог послал Своего Сына на землю, чтобы освободить людей от этой кары. Если Адам, ослушавшись Бога, сделал людей смертными, то Христос, добровольно приняв , даровал людям жизнь вечную: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15:22).

Иисус и его ученики, очевидно, верили, что Дьявол имеет власть над миром сим - или, по крайней мере, над мирской суетой, роскошью и гордыней. В Евангелии от Матфея повествуется о том, как Дьявол, искушая Христа в пустыне, показал Ему "все царства мира и славу их" и произнес слова, которые затем легли в основу сатанизма: "...все это дам Тебе, если падши поклонишься мне" (Матф. 4:8-9). В параллельном эпизоде Евангелия от Луки Дьявол особо оговаривает, что ему дана власть над всеми царствами мира сего:

"Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее" (Лука 4:6). Иисус называет Дьявола "князем мира сего" (Иоан. 12:31, 14:30, 16:11), а святой Павел - "богом века сего" (2 Кор. 4:4). Гностики позднее истолковали эти фрагменты на свой лад: они утверждали, что Дьявол правит миром сим потому, что именно он сотворил его, тогда как Бог чужд человеку и далек от происходящего на земле.

Другая поздняя тенденция в формировании образа Дьявола заключалась в отождествлении его с Левиафаном - чудовищным первозданным драконом или змеем, некогда вызвавшим на бой Иегову. Исайя говорит, что Бог поразит "левиафана, прямо бегущего, и левиафана, изгибающегося" (Ис. 27:1). Не исключено, что предание о победе Иеговы над Левиафаном связано с вавилонскими и ханаанскими мифами. В Вавилоне ежегодно праздновали победу бога Мардука над великой Тиамат, которая пыталась свергнуть богов и занять их место. В ханаанском мифе Ваал убивает морского дракона Лофана (Itn), или Левиафана:

"Когда ты поразил Левиафана, скользкого, (И) положил конец извивающемуся, Тирану семиглавому..."*.

В Откровении Иоанна Левиафан и Дьявол - обуянные гордыней и заслужившие суровую кару противники Бога, - отождествляются друг с другом. Является огромный дракон о семи головах. Хвост его совлекает с неба третью часть звезд и низвергает их на землю. "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним". Затем с неба раздается торжествующий голос: "...низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь". И голос этот возглашает горе живущим на земле, "потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени" (Откр. 12:3-12).
В этом грандиозном видении объединены почти все основные мотивы позднейшего христианского представления о Дьяволе: "сатана", обвиняющий людей перед Богом; война на небесах, в которой Господне воинство возглавляет архангел Михаил; низвержение Денницы-Люцифера с небес; падшие ангелы (падшие звезды) - его приспешники; семиглавый дракон Левиафан; и, наконец, вера в то, что мстительная ярость Дьявола обрушилась на землю. Не вполне ясно, относилось ли описание Дьявола как "обольстителя" к эпизоду с Эдемским змеем, однако многие поколения христиан, читавшие этот фрагмент Книги Откровения, почти наверняка отождествляли "древнего змия" с искусителем Евы.

Именно христиане возвеличили Дьявола, почти уравняв его в правах с Богом.

Убежденные в безупречной благости Бога, они тем не менее чувствовали пугающую близость великого сверхъестественного Врага, квинтэссенции всего мирового зла. Падение Дьявола католики стали объяснять грехом гордыни; эта версия стала ортодоксальной и остается таковой по сей день.

В Средние века и на заре Нового времени Дьявол почти для каждого христианина оставался устрашающе реальным и близким. Он фигурировал в народных сказках, театральных постановках и рождественских пантомимах; священники то и дело поминали его в своих проповедях; зловещим взглядом он следил за прихожанами с церковных фресок и витражей. И приспешники его были повсюду - невидимые для простых смертных, всеведущие, злобные и коварные.

Зло по-своему притягательно, и чем большей силой наделялся Дьявол в воображении людей, тем более привлекательным становился этот образ.

Дьявола, как и Бога, обычно изображали в облике человека, и в восстание верховного архангела против Бога христиане не в последнюю очередь верили потому, что эта легенда затрагивала некие потаенные струны человеческого сердца. Люцифер воспринимался как мятежный человек, а гордыня, как ни странно, представлялась более достойной причиной падения ангелов, нежели похоть, обуявшая Хранителей. В результате образ Дьявола приобрел романтические черты. В "Потерянном рае" Мильтона этот величайший из мятежников предстает как бесстрашный, волевой решительный бунтарь, не пожелавший склониться перед превосходящей его силой и не смирившийся даже после поражения. Столь мощный образ поневоле внушал восхищение. Учитывая, насколько великолепны и грандиозны были дьявольская гордыня и могущество, неудивительно, что в некоторых людях пробуждалось желание поклоняться именно Дьяволу, а не Богу.

Люди, поклоняющиеся Дьяволу, не считают его злым. То сверхъестественное существо, которое в христианстве выступает в роли Врага, для сатаниста является добрым и милосердным богом. Однако слово "добрый" применительно к Дьяволу в устах его приверженцев отличается по смыслу от традиционного христианского понимания. С точки зрения сатаниста, то, что христиане считают добром, на самом деле - зло, и наоборот. Правда, отношение к добру и злу у сатаниста вес же оказывается двойственным: например, испытывает извращенное удовольствие от сознания того, что он творит зло, но при этом убежден, что его действия на самом деле праведны.

Поклонение Дьяволу как доброму богу естественным образом влечет за собой веру в то, что христианский Бог-Отец, ветхозаветный Господь, был и остается богом злым, враждебным человеку, попирающим истину и мораль. В развитых формах сатанинского культа Иисус Христос также порицается как злая сущность, хотя в прошлом секты, обвинявшиеся в дьяволопоклонстве, далеко не всегда разделяли это мнение.

Утверждая, что Бог-Отец и Бог-Сын, создатели иудейской и христианской морали, в действительности являются носителями зла, сатанисты, разумеется, приходят к отрицанию всего иудейско-христианского нравственного закона и основанных на нем правил поведения. Приверженцы дьявола в высшей степени озабочены чувственными наслаждениями и мирскими успехами. Они стремятся к власти и самоутверждению, удовлетворению плотских желаний и чувственных страстей, к насилию и жестокости. Христианское благочестие с его добродетелями самоотречения, смирения, душевной чистоты и непорочности представляется им безжизненным, блеклым и вялым. Они от всего сердца готовы повторять вслед за Суинберном: "Ты победил, о бледный Галилеянин, - и мир утратил краски от дыханья твоего".

В сатанизме, как и во всех формах магии, любые действия, традиционно осуждаемые как порочные, высоко ценятся за их особые психологические и мистические эффекты. По мнению дьяволопоклонников, достичь совершенства и божественного блаженства возможно, например, посредством экстаза, в который приводят себя участники сексуальной оргии (нередко включающей извращенные формы секса, гомосексуализм, мазохизм, а подчас и каннибализм). Поскольку христианская церковь (в особенности - римско-католическая) воспринимается как отвратительная секта приверженцев злого божества, то следует пародировать и профанировать ее обряды. Тем самым сатанисты не просто выражают свою преданность Дьяволу, но и передают в распоряжение Сатаны ту силу, которая заключена в христианских обрядах.

Поделись статьей с друзьями!

    https://сайт/wp-content/uploads/2011/10/satan-150x150.jpg

    Имя "Сатана" происходит от древнееврейского слова, означающего "противостоять". В ранних книгах Ветхого Завета, записанных еще до вавилонского пленения (т. е. до VI века до н. э.), слово satan употребляется в значении "противник". В эпизоде, повествующем о путешествии Валаама, Ангел Господень "стал... на дороге, чтобы воспрепятствовать (satan) ему" (Числ. 22:22). При этом слово satan вовсе не...

Во многих религиях силам добра всегда противостоит зло. Главным его олицетворением является Сатана, он же дьявол, Люцифер, Мефистофель. Кажется, что он с помощью своих слуг или лично постоянно искушает людей, толкая их к духовной погибели. Но даже верующие, которых Церковь постоянно предупреждает об опасности, плохо понимают, кем же на самом деле является Князь Тьмы, где он обитает и почему его учение нашло популярность среди людей. Ни Библия, ни другие священные книги не поддерживают Сатану, но и полную правду о нем почему-то не говорят. Это порождает мифы о дьяволе, которые мы и попробуем развенчать.

Церковь Cатаны ему и поклоняется. Подобные объединения верующих чаще всего ведут подпольную деятельность. Чем люди там занимаются, можно узнать из изображений. На них показаны верующие, которые выполняют темные ритуалы, они занимаются жертвоприношениями, в том числе и человеческими, пьют кровь младенцев. Но сама эта церковь говорит, что смысл вероучения вовсе не в одном лишь слепом поклонении дьяволу. Верующие не ограничивают себя молитвами Сатане. Он вообще является некоей метафорой, которая помогает фантазировать и соединять части других религий. Для сатанистов дьявол - главный оппозиционер в художественной литературе и в фэнтези, где выделяется Добро и Бог в качестве Иисуса Христа. Сатанисты не поклоняются кому-то, а верят в существование своего героя, почитая его. Для них дьявол - символ преданности земным вещам и делам, а не духовных и отстраненных. Сатанисты полагают, что и люди достойны почтения, как и боги из самых разных религий. Об этом на своем сайте говорит церковь, разъясняя для верующих непростую позицию. Сатанизм - вера не для глупых, ее надо не просто принять, но и понять. Предполагается, что человек будет не просто слепо поклоняться сатане, но и изучать окружающий мир, думать о нем, вырабатывая критическое суждение.

666 - число Сатаны. Это число считают Числом Зверя. Именно поэтому многие делают татуировки с шестерками, есть об этом упоминания в масс-культуре. Почему выбрано именно такое число не до конца ясно. Но упоминание о трех шестерках есть в книге Откровений. Там Иоанн прямо ассоциирует это число с антихристом. Сегодня археологи имеют в своих руках довольного много египетских рукописей, датируемых III-IV веками. С помощью последних технических достижений ученым Оксфордского центра удалось расшифровать большую часть древних текстов. Оказалось, что тайна числа зверя кроется лишь в нумерологии. Когда эти документы создавались, прямое почитание Сатаны могло принести беды людям. Именно поэтому им и дали возможность с помощью нумерологии выбирать числа, скрывая имена. А чтобы расшифровать числа, надо понимать и саму систему письма, и о чем вообще думали люди в те времена. Считается, что число 666 происходит от имени Нерон. Он в древности как раз считался земным воплощением дьявола. Но число зависит еще и от перевода имени. При переводе имени с греческого Nero Kesar (Кесарь Нерон) на иврит получилось NRWN QSR, которое и может быть зашифровано в число 666. А вот если текст изначально был на латыни, то при его переводе на иврит и последующей шифровке получился другие число - 616.

Люцифер - одно из имен дьявола. В воскресных школах и на первых уроках знакомства с Библией учат, что Сатаной стал ангел по имени Люцифер. Просто он захотел стать равным Богу, за что и был изгнан с небес. Вот только в самой Библии такой истории все же нет. Да и имя Люцифер там упоминается всего один лишь раз, а его толкование стало ошибкой перевода. В книге пророка Исайи 14:12 сказано: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы!». В этой строке нет очевидной ошибки, однако она скрывается и в толковании, и в переводе. В оригинальном тексте на иврите говорится вовсе не о падшем ангеле, а о вавилонском царе. Его падение - это потеря трона, когда он начал преследовать израильтян. Но при переводе книги христианами царь превратился в ангела. А имя Люцифер происходит от имени этого вавилонянина, его звали Хелал. Слово это обозначает дословно «сын зари» или «утренняя звезда». Римляне попытались найти близкое по смыслу слово. Они решили использовать для этого название планеты, которая первая появляется на рассвете. То, что в Риме называли Люцифером, мы теперь зовем Венерой. Так что это имя вообще не имеет ничего общего с Сатаной и его рождением. В качестве божества Люцифер появился в мифологии лишь в IV веке, когда его образ упомянул в своем тексте Иероним Стридонский. Он как раз и создал канонический текст Библии.

Пентаграмма - символ Сатаны. Третий рейх дал свастике другое толкование, а ведь это древний символ, который никогда с фашистами ничего общего не имел. Похожая история случилась и с пентаграммой. Сегодня перевернутый такой символ изображают с козьей головой дьявола, но первоначальный смысл пентаграммы был даже противоположным и антисатанистским. Первоначально пятиконечная звезда обозначала причиненные Христу при распятии пять ран. Этот символ популярен в архитектуре, его часто использую мормоны. А с момента основания Церкви Сатаны в пентаграмме появились дополнительные элементы в виде козьих рог, бороды и ушей. А упоминание о козьей голове было обнаружено церковниками еще до первого появления ее изображения в книге 1897 года «Ключ к темной магии». Ее написал французский оккультист Станислас де Гуайта. Он-то уж точно знал разницу между оккультизмом и поклонению Сатане. Незадолго до этого другой французский исследователь сверхъестественного, Элифас Леви, прямо писал о связи пентаграммы и изображении козы. К 1924 года голова животного уже часто изображалась на пентаграммах. В тексте «Оккультная наука и практическая магия» такому рисунку приписывали эффект разрушения. А церковь Сатаны в дальнейшем просто позаимствовала изображение, ассоциировав его с дьяволом.

Козья голова - символ Сатаны. В Библии можно поискать описание Сатаны с козьей головой, но найти это не удастся. В книге Левита 17:7 есть несколько упоминаний о запрещенном поклонении демонам, идолам и козам, говорится об этом и в Исходе. Так откуда вообще появился такой образ? Символом Сатаны стал получеловек-полукозел, его называют Бафомет. А связь между демонической головой животного и Сатаной появилась в те времена, когда люди камнями стали побивать масонов. В истории есть упоминание о том, что Папа дал приказ арестовывать тамплиеров и членов их организации. В доказательство их вины приводилось поклонение демону Бафомету. Тогда еще и имени такого не существовало. Согласно записям из 231 допрошенного священниками с помощью пыток рыцаря только 12 поведали о некоем мимолетном видении и прихода к ним Бафомета. Прошло 600 лет после того суда над тамплиерами, и в своей работе Элифас Леви изобразил Сатану с головой козла. Оккультист назвал это существа Бафометом, позаимствовав часть имени у египетского божества Бэнедбджедет. А образ козла в центре пентаграммы был связан с другим египетским богом, Амоном. Сегодня именно этот символ и пользуется Церковью Сатаны.

Сатана - родственник Пана. У христиан была привычка заимствовать чужих богов, к которым они плохо относились. Кажется, что есть прямая связь Сатаны и Пана. Этот сатир с козьими ногами появился в греческой мифологии. Это порождает еще одно заблуждение. На самом деле дьявол с Паном связан не был, а вот Иисус как раз был. Сатир приходился сыном богу Гермесу, это одна из немногих ведических фигур в греческом пантеоне богов. Пану поклонялись пастухи и фермеры, многие из них молятся ему, чтобы тот защищал их стада от хищников. Но этот статус довольно распространен. Так, покровителем пастухов считается также и святой Варфоломей. В малоизвестном рассказе о появлении на свет Христа говорится, что при его рождении хозяину дома, Тамусу, явился голос. Он поведал, что надо сообщить всем о смерти Великого Пана и о рождении Иисуса Христа. Странно, что сатира вообще воспринимали негативно. Церковь вполне могла бы видеть в нем пастыря, но в качестве бога плодородия одобрять не могла. А параллели между Паном и Христом есть, просто церковь в определенный момент посчитала, что образ Пана куда ближе дьявольской морали, а не божественной.

Символ Сатаны - перевернутый крест. То, что перевернутый крест символизирует дьявольщину, было рассказано в фильме «Омен». Да и музыканты, работающие в жанре «тяжелый металлический рок», прибегают к такому символу. Появился он на основе идеи, что у великой жертвы Христа должна быть обратная сторона. Но это не вся правда. Перевернутый крест можно рассматривать не только, как антихристианский посыл, но и как символ смирения. История об этом есть в древних писаниях христиан: у Евсевия Кесарийского, святого Климента Римского, Игнатия Антиохийского. Они поведали, что в свое время в Риме по приказу императора Нерона распяли апостола Петра. Властитель резко выступал против христианства. Но Петр посчитал себя недостойным умереть, как и его Господь. Вот почему он попросил распять его головой вниз. Так перевернутый крест и стал обозначать смирение. Такой символ носят не только сатанисты, но и те, кто, подобно Петру, хочет отдать дань уважения принесенной Христом жертве. Этот крест можно встретить даже на троне Папы Римского, которого уж точно не заподозрить в поклонении дьяволу. Просто наместник Бога на земле продолжает деятельность Петра, он носит его обувь, как и его же крест. И никакой связи с Сатаной в этой связи у Папы нет. А сегодня даже появилась мода на перевернутый крест. Ювелиры начали выпускать изделия, обращенные в два разных направления, а также просто направленные в другую, нежели традиционно, сторону.

Демоны Сатаны творят только зло. В средние века существовала магическая традиция вызывания демонов и изготовления талисманов, Гоетия. Один из самых известных таких гримуаров, «Малый ключ царя Соломона», содержит сведения о демонах в христианской мифологии. Там говорится, что царь Соломон был мудрейшим среди всех земных королей и умел разговаривать не только с людьми, но и с животными, а также с демонами и ангелами. Знаменитый храм царя вообще был построен с помощью слуг Сатаны, одного из которых звали Асмодей. Сейчас мы считаем демонов хитрыми и лживыми существами, которые манипулируют людьми. Но это были вовсе не маленькие чертенята с раздвоенным хвостиком. В XVI веке исследователи составили полный список демонов и указали, как их надо вызывать и контролировать затем. В «Малом ключе царя Соломона» есть немало ссылок на работы других ученых. Благодаря такому материалу можно получить полную информацию о вызове любого из 72 демонов, помогавших царю строить его храм. С появлением в нашем мире демона он вовсе не будет освобожден. Пентаграмма должна удерживать его в своих границах. И все демоны обладают разными особенностями. Например, десятый по счету, Буэр, поможет научиться естественной и моральной философии, логике, поведает обо всех свойствах растений и трав, сможет излечить душевные болезни людей. Пятнадцатый по счет дух, Элигос, является в виде прекрасного рыцаря с копьем, знаменем и змеем. Этот демон сможет открыть тайны будущего и научить военному искусству. Дух Набериус откроет секреты наук и искусства, обучит риторике. Он поможет вернуть потерянные знания и восстановить честь. Так что и от демонов в теории может быть прок.

Сатана правит в Аду. Дьявола часто называют Повелителем Тьмы или Царем Ада. Говорят, что именно там он и собирается провести всю вечность. Но какие есть основания так считать? Если вчитаться в послание Павла к евреям, то в 2:14 можно найти фразу о том, что Христос «уничтожит» Сатану. Но не стоит понимать глагол буквально. Он употребляется не в прямом смысле, слово «katargeo» может обозначать «побеждать» или «убирать кого-то с пути». А Ад - это вовсе не царство Сатаны. Библии сказано, что это его тюрьма, где он будет подвергаться пыткам, как и все прочие, отказавшиеся от Бога. Это подтверждает и Откровение 20:10. В этом стихе сказано, что судьба Сатаны предрешена - он будет гореть в огненном озере.

Сатана покупает у людей души, а потом отравляет их в ад. Немало сюжетов книг и фильмов посвящено тому, как человек отдает дьяволу свою душу на обмен за исполнение желаний. В откровении от Матфея 25:46 сказано, что у любого человека есть свобода. Сатана не может забирать у нас души и превращать их в зло. На чьей стороне быть - выбор каждого из нас. Но Бог все равно накажет всех тех, кто распространяет зло на Земле, как людей, так и Сатану.

Сатана живет в Аду. Это довольно распространенный миф о том, что Сатана живет в Аду, а не только правит там. Но его развенчивает Библия. Она говорит, что Сатана проживает постоянно на Земле, среди нас. Он постоянно искушает людей, заставляя грешить и переманивая на свою сторону. В книге откровения есть история про город Пергам, который именуется троном Сатаны. Им мог являться местный храм Великий алтарь Зевса. Ведь сказал как-то пророк Иоанн: «И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа». С позиции времени трон это было не просто место для восседания, он являлся настоящей обителью. А слова Иоанна к народу Пергама являются благодарностью за его веру, ведь один из представителей погиб ужасной смертью, которая редко случалась даже среди мучеников. Известно, что в Пергаме существовал древнегреческий храм Асклепион, посвященный богу медицины Асклепию. Говорили, что больным надо принять снотворное и провести затем ночь в окружении змей, тогда им приснится Асклепий. Свои сновидения люди рассказывали врачам, которые выполняли функции толкователей и выписывали лекарства в соответствии с увиденным. А после прихода в город христианства эти целители упрашивали городские власти выгнать этих верующих. Якобы присутствие тут Христа мешало старым духам. Антипу попытались заставить отречься от своей веры и присягнуть Риму на верность. А когда он отказался, его поместили в раскаленного докрасна медного вола на самой вершине алтаря Зевса. Но на этом история не заканчивается. В середине XIX века в разрушенный город приехал немецкий инженер Карл Хуманн. Это место найдено было на территории современной Малой Азии, в современной Турции. Он запросил разрешения властей на начало тут раскопок и обнаружение артефактов. И немцы нашли немало интересного. В 1930 году в Берлине был открыт Пергамский музей, центром которого и стал Великий Алтарь Зевса. А через несколько лет это место вдохновляло Альберта Шпеера, заставив его провести жуткую параллель. Адольф Гитлер попросил его спроектировать новое здание. Шпеер воссоздал алтарь в крупном масштабе. Тот самый медный вол, у которого Антипа и замучили до смерти, был заменен. Вместо него построили трибуну для Гитлера, с которой он должен был читать свои пламенные речи. Но, возвращаясь к Пергаму, можно предположить, что именно тут, на территории современной Турции и мог проживать Сатана. Ведь в Малой Азии, а не Аду, был его трон.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то