Кресты разных народов. Теософия: нет религии выше истины

Христианские идеологи не только бесцеремонно присвоили себе крест - священный языческий знак огня, но и превратили его при этом в символ мук и страданий, горя и смерти, кроткого смирения и терпения, т.е. вложили в него смысл, абсолютно противоположный языческому.

В глубокой древности любые украшения на теле человека - от татуировок у южных народов до орнаментальных вышивок на ткани у северных - выполняли функции магических оберегов от злых духов. Сюда же следует отнести всю древнюю «бижутерию»: подвески, браслеты, фибулы, кольца, серьги, перстни, ожерелья и т.д.

Краткая история креста в христианстве

Для меня имеет смысл после этого часа «крест как знак» поднимать вопрос о воскрешении Распятого. В страданиях Христа на кресте человек испытывает любовь к Богу, которая любит то, что грешно и плохо, чтобы сделать это праведным и добрым. Также соображения Хеннинг Лютерс к предмету пониманию, после «Гуманизма Другого» еврейского философа Е. цитаты здесь служит догматический карьер, чтобы назвать проект, в котором мысль об унижении Бога как толкование Креста подчеркивается. Крест напоминает смерть Иисуса из Назарета.

Эстетические функции этих предметов, без сомнения, были вторичными. Вовсе не случайно среди многочисленных археологических находок преобладают именно женские украшения: мужчина, как существо более сильное и выносливое, нуждался в подобных оберегах гораздо меньше.

Одним из самых распространенных магических символов, использовавшихся практически всеми народами нашей планеты на протяжении многих тысячелетий, являлся крест. Почитание его изначально напрямую связывалось с «живым» священным огнем, а точнее - со способом его добывания: трением двух сложенных поперек (крестообразно) палочек. Учитывая величайшее значение, которое в ту отдаленнейшую эпоху придавалось «живому» огню, неудивительно, что инструмент для его добывания стал объектом повсеместного почитания, своего рода «даром божьим». Именно с той поры крест начал использоваться в качестве оберега, талисмана, защищающего от всякого рода бедствий, болезней и колдовства.

Согласно традиции новозаветных и внебиблейских источников, он был казнен на кресте как преступник. Крест был особенно жестоким и недостойным исполнением. Смерть была отложена на несколько часов и дней. По этой причине каждая положительная речь о кресте должна была быть провокацией и скандалом для древних.

Для христиан крест стал символом надежды на спасение страданий и смерти. Христиане верят, что в самоотдаче и страдании, смерти и воскресении Иисуса Христа нарушенные отношения между Богом и человеком были восстановлены. Хотя ранние благословенные христиане со знаком креста, его живописное представление появляется поздно, с тех пор обычно были другие символы, такие как рыба, Хороший Пастырь или монограмма Христа в христианских общинах. Крест, возможно, избегал из-за его скандального значения, опасаясь насмешек или даже преследований.



Поклонение огню как могущественной стихии в глубокой древности имело место у всех народов нашей земли. Огонь согревал, давал горячую пищу, отпугивал диких зверей, разгонял тьму. С другой стороны - истреблял леса и целые поселения. В глазах первобытного человека огонь представлялся живым существом, впадающим то в гнев, то в милость. Отсюда - стремление «задобрить» огонь принесением жертв и строжайшие запреты на действия, способные породить в нем гнев. Так, почти повсеместно запрещалось мочиться и плевать на огонь, перешагивать через него, бросать в пего нечистоты, дотрагиваться до него ножом, устраивать при нем ссоры и перебранки. Во многих местах запрещалось даже тушить костры, так как над огнем при. этом совершалось насилие, и он мог отомстить обидчику.

Только с концом преследования христиан римским государством знак креста использовался публично. При императоре Феодосии христианство, наконец, достигло звания официальной государственной религии Римской империи в 380 году нашей эры. Крест стал официальным символом. Даже сегодня христиане празднуют столетие, так как очень пожилая женщина посетила места христианства на Святой Земле и обнаружила на месте бывшей казни Голгофу останки креста Христа. Остатки креста поклонялись как реликвии во всем мире.

Эта находка способствовала важности креста как символа христианства. На протяжении всей истории наступательный знак креста стал символом исповеди и благословения. При крещении человек благословляется знаком Креста. Верующие пересекают себя, прослеживая крест и благословляя себя во имя Бога.

Пережитки былого поклонения огню в той или иной форме сохранились во всех мировых культурах. На европейском континенте такими пережитками: явились «праздники огня», подробно описанные известным исследователем магии и религии Д. Фрэзером. Факельные шествия, разжигание костров на возвышенностях, скатывание с гор горящего колеса, очистительные прыжки через пламя, сжигание соломенных чучел, использование потухших головней в качестве оберегов, прогон скота между костров зафиксированы буквально во всех уголках Европы. Подобные обрядовые действия совершались в первое воскресенье Великого поста, в канун Пасхи (в Страстную субботу), на первый Майский день (огни Бельтана), в канун летнего солнцестояния, в канун дня Всех святых и в канун зимнего солнцестояния. Кроме того, ритуальные зажжения костров устраивались в дни бедствий - эпидемий, чумы, падежа скота и т.д.

Символ креста был также неправильно использован и глубоко непонят для политических интересов, например, в крестовых походах. Церковь несет ответственность за страдания людей, страдающих и умирающих под знаком Креста. Крест Христа делает свои собственные переживания страдания сознательными. Он связан с другими людьми, у которых были подобные переживания и страдания. И это связано с Богом, который испытал само страдание.

Он связывает горизонталь и вертикаль и, таким образом, описывает связь человека с Богом и с другими людьми. Таким образом, крест становится символом связи между Богом и человеком. Насколько важны знаки этих знаков и символов на свадебной свече? Кросс - история и смысл.

В Древней Руси огонь называли Сварожичем, т.е. сыном Сварога - бога небесного огня, олицетворявшего небо и Вселенную. Согласно легендам, Огонь-Сварожич родился от искр, высеченных Сварогом, ударившим по Алатырь-камню своим молотом. Древнерусские язычники относились к огню с трепетом и почтением: в своих святилищах они поддерживали неугасимый огонь, за сохранением которого под страхом смерти следили специальные жрецы. Тела умерших предавались огню, а души их поднимались в Вырий с дымом погребальных костров. С огнем было связано огромное число русских поверий, обрядов, примет, суеверий, обычаев, заговоров и заклинаний. «Огонь-царь, вода-царица, воздух-господин», — гласила русская поговорка. Разумеется, особое значение придавалось «живому» огню, т.е. огню, добытому трением.

Крест - древний знак человечества. Символы - это знаки, которые понимаются без слов. Крест - примитивный символ человечества, старше нашего языка, старше нашей религии. Две пересекающиеся линии всегда выступали за соединение и единство. Две линии, которые пересекаются сверху вниз и справа налево, с севера на юг и с запада на восток, выражают: цельность, быть цельной, быть цельной, быть всем человеком, всем миром.

Крест - знак благословения! Старейший и более распространенный, чем христианство, крест является благословением. Вертикальная полоса показывает связь с Богом, горизонтальная линия - это связь между людьми. Таким образом, этот знак предупреждает: поддерживайте связь с Богом и человеком.

«Древнейший способ добывания огни у индийцев, персов, греков, германцев и литовско-славянских племен, - пишет А.Н. Афанасьев, - был следующий: брали обрубок из мягкого дерева, делали в нем отверстие и. вставляя туда твердый сук, обвитый сухими травами, верёвкою или паклею, вращали до тех пор, пока не появлялось от трения пламя»2. Известны также другие способы добывания «живого огня»: с помощью веретена, вращаемого в щели печного столба; при трении веревки о палку и т.д. Вологодские мужики снимали колосники (жерди) с овина, рубили их на части и терли друг о друга, покате не загорались. В Новгородской же губернии для «вытирания» живого огня и вовсе использовали специальное приспособление, известное как «вертушок».

Крест как христианский символ. Крест - не самый старый знак христиан. Мы в первую очередь знаем крест как латинский крест. Но эта форма, которая распространена в нашей стране, - не единственный способ представить крест. Особенно на свечах мы встречаем многообразные способы представления. Здесь объясняются формы, которые чаще всего встречаются на свадебных свечах.

Итак, здесь мы в основном знаем крест. Существует короткая горизонтальная перекладина, которая пересекает длинный вертикальный, так называемый продольный стержень над его серединой. Если вы должны нарисовать вокруг него рамку, создайте вертикальный прямоугольник.

Подробное описание его приводит известный этнограф С.В. Максимов: «Два столба врыты в землю и наверху скреплены перекладиной. В середине ее лежит брус, концы которого просунуты в верхние отверстия столбов таким способом, что могут свободно вертеться, не переменяя точки опоры. К поперечному брусу, одна против другой, приделаны две ручки, а к ним привязаны крепкие веревки. За веревки хватаются всем миром и среди всеобщего упорного молчания (что составляет непременное условие для чистоты и точности обряда) вертят брус до тех пор, пока не вспыхнет огонь в отверстиях столбов. От него зажигают хворостины и подпаливают ими костер».

Вертикальная полоса показывает связь людей с Богом, которые смеют его привязанность к другим людям. Часто мы находим греческий крест на свадебных свечах. Оба стержня имеют одинаковую длину и крест посередине. В средние века стали устанавливать драгоценные камни между отдельными крючками гамма-креста.

Есть бесчисленные крестообразные формы. Каждая форма выражает свое собственное сообщение. Жемчужина красива, совершенна и драгоценна. Для брака она выражает. Ваша любовь имеет прекрасное значение! Крепится к кресту. Божье благословение является основой вашего завета - Он радуется вашей любви!

К помощи «живого огня» русские крестьяне прибегали во время скотского падежа, эпидемии (мора), при различных болезнях, а также во время великих народных праздников. При скотском падеже животных перегоняли через огонь, приглашали священника, зажигали от «живого огня» кадило и свечи перед иконами в церкви. Из последней огонь разносили по избам и берегли как надежное средство против болезней скотины. Примечательно, что старый огонь при этом повсеместно гасился, и вся деревня пользовалась только добытым «живым огнем». Не подлежит сомнению, что при древне-языческих обрядах трупосожжения изначально также использовался «живой огонь», прогонявший темную силу и очищавший души усопших от всего греховного, злого, нечистого. Очистительные свойства огня, кстати, лежат и в основе старообрядческого догмата о самосожжении или, как они сами его называли, «второго огненного крещения».

У. Ω - Альфа и Омега на свадебной свече. Если отдельные буквы имени объединяются для формирования изображения, это называется монограммой. Иисус Христос - ваш свет. Он просвещает ваш общий путь. Перед лицом Бога вы дали «да». Ваш завет также является заветом с Богом. Вы неотделимы, и Бог неотделим.

Знак Святого Духа. Голубь дает три разных типа голубей на свадебных свечах. Каждый из этих трех разных голубей имеет свой собственный смысл. Падающий голубь - это «крестовый голубь». Бог вводит нас к христианам тремя способами. Во-первых, это Бог-Отец, создатель и происхождение всего бытия. Во-вторых, это Иисус, живой Бог. И третье раскрытие Бога - это Святой Дух. Святой Дух - это сила Бога, которая действует вечно. Итак, это присутствие Бога.

Сам акт добывания «живого огня» через трение язычники сопоставляли с процессом полового соития, приводившего к рождению нового человека. Неудивительно, что оба эти процесса считались священными и всячески почитались почти всеми народами нашей планеты. Тот факт, что добыванием «живого огня» всегда занимались только мужчины, но всей видимости, объясняется тем, что палочка, с помощью которой осуществлялось трение, олицетворяла собой мужское начало, и пользоваться ей должен был именно мужчина.

Мир нырнул с веткой в ​​клюве. Падающий голубь часто встречается на крестильных свечах; ибо это знак Святого Духа, который приходит к человеку в крещении. Другой формой голубя в качестве символа является мирный голубь. Это белый голубь с веткой в ​​клюве. Рыба была уже во время раннего преследования христиан тайным знаком христиан. Христианским символом была рыба задолго до того, как крест стал символом.

Шоу, среди христиан сначала не понравилось. Это было прежде всего связано с очень жестоким наказанием, распятием. Тем не менее, символы рыбы играли важную роль в раннем христианстве: люди с изображением рыбы показали, что они исповедовали христианство и видели Иисуса как Спасителя мира. Даже сегодня символ рыбы все еще присутствует и популярен, например, как наклейка на бампер или как декоративный элемент свечей общения или карт общения, таких как наши. Каждая буква греческого слова означает другое слово.

Любопытно, что вплоть до IV века н.э. христиане не только не относились к кресту с почтением, но даже презирали его как языческий символ. «Что же касается крестов, - отмечал христианский писатель Феликс Мануций, живший в III веке н.э. - то мы их совсем не почитаем: не нужны они нам, христианам; это вы, язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты».

Таким образом, фраза наследует: Иисус Христос, Сын Божий, Искупитель. Четкая интерпретация символа воды, представленная на и согласовании как тонкие линии. С одной стороны, это классически - в контексте крещения - для вступления в христианскую общину, для самой жизни. В то же время он указывает на очищение греха. С другой стороны, вода может также представлять угрозу для людей, например, в случае крупного наводнения или сильного штормового нагоня.

Таким образом, символы волн означают переходность и человеческое существование. Якорь, сердце и крест Три в одном: помимо креста как символа веры, сердце означает любовь - однажды между людьми, но и как знак любви к Богу. К этим двум приходит якорь, который считается символом надежды с первых дней христианства. Очень современно мы реализовали эти три символа для наших.

Н.М. Галковский приводит еще более любопытное свидетельство из Чудовского списка «Слова об идолах», составленного в XIV веке: «А се иная злоба в крестьянех - ножом крестят хлеб, а пиво крестят чашею та иным чем - а се поганьски творят». Как видим, автор средневекового поучения решительно выступал против крестообразного знамения на ритуальных хлебцах-колобках и над ковшом с пивом, считая его языческим пережитком. «Автор поучения, очевидно, знал. - справедливо отмечает Б.А. Рыбаков, - что нанесение креста на хлеб насчитывало к тому времени по крайней мере тысячелетнюю «погань-скую» традицию».

Хлеб Иисус Сам интерпретировал хлеб и вино как символы, когда он ел вместе со своими учениками в последний раз перед смертью: оба были признаками его присутствия. Как хлеб, так и вино, как видно на примере, Иисус поделился со своими учениками. Поэтому каждый трактует хлеб и вино как участие в теле и крови Христа и как сочувствие к его страданию. Оба являются центральными элементами евхаристического праздника.

Уши и виноград Уши и виноград символизируют Страсть Иисуса: для производства хлеба и вина сладкие фрукты должны быть сжаты, а зерновые злаки должны быть измельчены. Эти процессы, как он интерпретируется, означают насильственную смерть Иисуса. Кубок Еще один элемент Евхаристии имеет большой символический смысл: кубок, как он показывает, между прочим, наш тонким способом. Тот, кто получает чашу во время богослужения, имеет долю в спасении, которое Иисус предоставил всем верующим христианам с его смертью.

Общеизвестно, что казнь особо опасных преступников в Древнем Риме производилась вовсе не на кресте в современном его виде, а на столбе с перекладиной наверху, имевшем форму греческой буквы «Т» («тау-крест»). Признают этот факт и современные церковные идеологи (см. статью «Крест» в 1-м номере «Журнала Московской Патриархии» за 1973 год). Получается, что вот уже в течение 16 столетий главным символом христианской религии является крест, который не имеет ни малейшего отношения к мученической смерти самого христианского «сына божьего».

Как и виноградные лозы и уши, чаша также рассматривается как символ страданий Иисуса. Альфа и Омега «Я есть А и Ω, первый и последний, начало и конец», - говорится в Библии. Стих интерпретируется следующим образом: Иисус является основой жизни в мире, точно так же, как и первая и последняя буквы греческого алфавита. Христос сопровождает каждого верующего с рождения до своей смерти. Например, мы реализовали эту простую символику в простой форме.

Ковчег Корабль не имеет много общего с домом. Библейский ковчег, в котором Ной спас живых существ мира от наводнения, рассматривается как предшественник церковных зданий. Поскольку в Книге Бытия указаны размеры Ковчега, это соотношение размеров часто учитывается в здании церкви. Мы подняли их для них.

Вплоть до VIII века христиане не изображали Иисуса Христа распятым на кресте: в то время это считалось страшным кощунством. Однако впоследствии крест превратился в символ перенесенных Христом мучений. С современной точки зрения поклонение орудию казни представляется несколько странным, если не сказать - нелепым. Невольно задаешься «еретическим» вопросом: а если бы Христа казнили на гильотине или на той же виселице? Трудно представить себе еа шее у нынешних христиан маленькие гильотинки или виселички…

Эти два письма в совокупности часто встречаются в христианском искусстве. Они - символ, монограмма для Иисуса, так как он незаметно замечен на нашей. Согласно Книге Бытия, Свечной Бог создал свет как контраст с тьмой. Метафорически, свет также означает добро и надежду. Но только тот, кто знает темноту, знает свет. Световой свет, символически изображаемый, представляет собой образное напоминание о многих противоположностях, которые могут быть выведены из него и которые люди сталкиваются на пути к жизни: радость и горе, успех и неудача, жизнь и смерть.

И всё-таки факт остается фактом: в качестве основного символа христианского культа выступает именно орудие казни.

Крест является древнейшим священным знаком, использовавшимся практически всеми народами нашей земли, по меньшей мере, за тысячу лет до принятия христианства. Христианские идеологи не только бесцеремонно присвоили себе этот священный языческий знак огня, но и превратили его при этом в символ мук и страданий, горя и смерти, кроткого смирения и терпения, т.е. вложили в него смысл, абсолютно противоположный языческому. Язычники видели в кресте знак силы, могущества, жизнелюбия, небесного и земного «живого огня». «Крест вырезали из дерева, камня, отливали из меди, бронзы, золота, ковали из железа. - пишет И.К. Кузьмичев, - рисовали на челе, теле, одежде, на домашней утвари; вырубали на пограничных деревьях, столбах… помечали ими межевые столбы, надгробные плиты, камни; увенчивали крестом посохи, жезлы, головные уборы, короны; ставили их на перекрестках дорог, на перевалах, у источников; обозначали ими пути к местам захоронений, например, дорогу на вершину Собутки, древнего ритуального кладбища западных славян. Одним словом, крест был во всех частях света самым древним и самым распространенным священным символом блага, добра, красоты и силы».

Свет свечи поощряет распознавать и принимать его. Солнечный свет, который пробивает всю тьму: для этого солнце является источником света и для верующих как знак воскресения Иисуса. Поскольку восходящее солнце - сильное в дизайне и поразительно реализованное для нас - обеспечивает ориентацию своим светом, воскресший Христос показывает правильный путь.

Неужели Иисус действительно умер на кресте? Многочисленные религиозные картины и иллюстрации изображают Иисуса на кресте. Почему этот символ так распространен в христианском мире? Многие будут ссылаться на Библию. Например, в унитарном переводе рассказ об исполнении Иисуса указывает, что прохожие издевались над ним и кричали: «Сходите с креста!». Многие другие визуализации похожи. В переводе «Надежда для всех» говорится о Симоне Кирине: «Солдаты заставили его нести крест». Греческое слово, переведенное как «крест», - это ставроны.

В индоевропейской традиции крест нередко выступал в качестве модели человека или антропоморфного божества с распростертыми руками. Воспринимался он и в роли мирового древа с его основными координатами и семичленной системой космологической ориентации. Любопытно, что в большинстве языков, различающих грамматический род, названия креста относятся к мужскому роду. В отдельных же культурах крест и вовсе напрямую соотносится с фаллосом. Крест же, как знак упразднения, уничтожения, смерти стал использоваться исключительно благодаря христианским нововведениям.

Существуют два основных вида креста - греческий (равносторонний) и латинский, вертикальная ось которого пересечена горизонтальной на 1/3 от своей длины. Последний возник после раскола христианства на две большие ветви - православие и католицизм (отсюда - второе название латинского креста — «католический»). С тех пор различные религиозные направления, монашеские ордена и национальные церкви стали использовать знак креста с новыми вариациями его облика, изменяя силуэты концов и увеличивая количество перекладин. Названия же эти новые кресты получали либо по географическому признаку, либо по именам святых, либо по церковному сану, либо по именам римских императоров.

До сих пор крест используется в государственных флагах и гербах целого ряда государств: Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Исландии, Греции, Португалии, Швейцарии, а также некоторыми общественными организациями - Красный крест. Синий крест и т.д. В родовых гербах крест используется не только как национальный, религиозный или церковный знак, но и как знак неустановленного происхождения гербовладельца, а в светских - его военных заслуг.

Собственно крестом называется фигура из двух и более пересекающихся линий. Простейшие кресты из двух прямых линии считаются знаками, из трех и более линий - символами. Кресты могут иметь различную полноту, лицевую и боковую поверхность, различные средокрестия, формы концов (прямую, расширяющуюся, сужающуюся, загнутую, закругленную, заостренную, фигурную и т.д.)) а также различную соразмерность пропорций. Одним словом, вариации креста просто не имеют границ.



Классическим русским крестом считается крест с тремя поперечными перекладинами, нижняя из которых - подножие - наклонена вправо от смотрящего человека. В русской традиции косая перекладина эта имеет несколько толкований, два из которых наиболее известны: поднятый конец указывает дорогу в рай, опущенный - в ад; первый указывает на благоразумного разбойника, второй - на нераскаявшегося.

На церковных куполах поднятый конец косой перекладины всегда указывает на север, выполняя роль стрелки компаса. Любопытно, что начиная с XII века Западная церковь ввела обычай полагать ноги Христа на распятии одну на другую и пригвождать их одним гвоздем, тогда как русское православие всегда придерживалось традиции Византии, в памятниках которой Христос изображался распятым четырьмя гвоздями, по одному в каждой руке и ноге.

Носить «русский» крест пастве не полагалось: на это имели право только служители церкви, поскольку при неправильном повороте креста нижняя косая перекладина меняла свое направление, и сам крест при этом становился «неправильным». У священнических же крестов имелась специальная скобка, которая не позволяла кресту перевернуться.

Русские нательные кресты, носить которые были обязаны все крещеные русские люди, могли изготавливаться практически из любого материала: из простых и драгоценных камней, из дерена, травы, коры, из металлов и их сплавов, из стекла, кожи, пластмассы и т.д. Однако и здесь существовала своеобразная иерархия, не в последнюю очередь связанная с ценностью и символической значимостью материала. Золотой крест считался царским, серебряный - представителей высоких гражданских чинов и церковных санов, медный - людей богатых, железный - военных, каменный - торговых, деревянный - простолюдинов. Разумеется, это не значило, что торговый человек, например, не имел права носить серебряный или золотой крест, но в целом традиции этой многие православные люди придерживались на протяжении столетий.



Русский нательный крест носился на тесьме (шнуре) или цепочке, надетых вокруг шеи. В старину его называли «наперсным» (от слова «перси», т.е. груди), «нагрудным», «тельным крестом» или просто «тельником». Примечательно, что в русских наперсных крестах, в отличие от некоторых западных, отсутствовали детали, способные поцарапать, порезать или зацепиться за человеческое тело. И относилось это не только к заостренным концам балок и перекладин, но и к резким, острым линиям на рельефных изображениях.

По способу ношения наперсные кресты делились на собственно тельные и носимые поверх одежды. Последние являлись на Руси обязательными предметами облачения епископов, князей и царей, символизируя и подчеркивая их богоизбранность. Поверх доспехов носил и специальные кресты и русские воины-ратники. Такие кресты имели ушки сверху и снизу и назывались параменными. Считалось, что они служат духовной защитой и победным оружием в борьбе с врагами. В XVII веке по окончании смутного времени наперсный крест поверх праздничной одежды стали нередко носить и простые люди-миряне, как правило, дополняя его изящно сплетенной цепью с сужающимися концами. Ношение такого креста считалось открытым выражением личного благочестия, хотя и не всегда приветствовалось церковниками из-за вероятности «неумышленного осквернения».

Церковные историки утверждают, что корни традиции ношения крестов под одеждой восходят к первым христианам, которые из-за преследований и насмешек язычников с одной стороны, и боязни осквернения - с другой, вынуждены были изображать кресты на своем теле или носить их на груди тайно. Однако версия эта, на мой взгляд, не имеет ничего общего с истиной, поскольку обычай ношения крестов-тельников в качестве амулетов и талисманов был известен за много столетий до христианства.

Церковные идеологи и даже составители этимологических словарей утверждают, что слово «крестьянин» произошло от слова «христианин», а слово «крест» - от имени собственного - Христос (нем. Christ, Krist). Как видим, и здесь речь идет о «заимствовании», на этот раз - из германского языка. Сталкиваясь с подобными интерпретациями, невольно задаешься вопросом: до какой же степени невежества надо дойти, чтобы утверждать подобные вещи?!

Всем нам хорошо знакомо слово «кремень» в значении твердого камня-минерала для высекания огня, использующегося в современных зажигалках.

В старину, до появления серных спичек, огонь высекали огнивом из кремня с использованием трута.

Вторым названием огнива было «кресало» или «кресево». Под словом «кресать» подразумевалось высекать искры из кремня. Любопытно, что от этого же корня образовалось слово «кресить» в значении воскрешать или оживлять (высекать искру жизни): «Игорева храброго полку не кресити (т.е. не воскресить)» («Слово о полку Игореве»).

Отсюда же пословицы; «Упрямого креси, а он в могилу лезет», «Не бывать ему на кресу (т.е. не ожить)» и т.д. Отсюда же «кресенье» -старинное название седьмого дня недели (ныне - воскресенье) и «кресень»(кресник) - языческое обозначение июня месяца.

Все приведенные выше слова происходят от древнерусского «крес» - огонь. Действительно, получаемый путем высекания искусственный жертвенный огонь-крес в глазах наших далеких предков как бы воскресал заново, оживал, возрождался, поэтому к нему относились с таким почтением.

Нетрудно догадаться, что древнерусские слова «крес» (огонь) и «крест» (приспособление, с помощью которого он добывался) состоят в самом близком этимологическом родстве и по степей и своей архаичности намного превосходят любые христианские толкования.

Обильно украшая крестами одежду, русские вышивальщицы вовсе не помышляли о прославлении символа христианской веры и уж тем более - орудия казни Иисуса: в их представлении он оставался древним языческим знаком огня и Солнца. Так же несостоятельно утверждение церковников и этимологов-атеистов о происхождении слова «крестьянин» от слова «христианин»: и в этом случае мы имеем дело с элементарной подтасовкой понятий.

Против данной версии прежде всего говорит то, что «крестьянами» на Руси во все времена называли исключительно землепашцев и никогда - представителей знати, хотя и те, и другие придерживались одной христианской веры.

В этимологическом, лексическом и смысловом родстве слои «кресс», «крест» и «крестьянин» не приходится сомневаться. Подобно «огнищанину» (земледельцу), «крестьянин» был тесно связан с огнем-«кресом» и, естественно, с орудием его добывания -крестом. Не исключено, что связано это было с использовавшейся тогда огневой (подсечной) системой земледелия, при которой крестьянам приходилось выжигать и выкорчевывать лесные участки под пашню. Срубленный и спаленный таким образом лес назывался «огнище», отсюда - «огнищанин», т.е. землепашец. В.И. Даль в своем словаре совершенно справедливо отождествляет слова «крестьяне» и «огнищане», поскольку смысловое значение их абсолютно одинаково и восходит к одному и тому же слову - «огонь-крес».

Фрагмент из книги А.В.Тарунина “Сакральный символ. История свастики”.

ДЛЯ многих людей крест — неизменный атрибут христианства.
Но если посмотреть на формы креста у многих христианских конфессий они отличаются. Почему?
Для того чтобы ответить на этот вопрос надо копнуть историю и понять как крест проник в христианство.
Вот какие данные приводятся в авторитетных справочных источниках...

«Британская энциклопедия»: «Почти на всей территории Старого Света археологи находили предметы, отмеченные крестами различных форм. Находки датируются временем задолго до Христа. Можно привести огромное число примеров из Индии, Сирии, Персии и Египта. [...] Крест как религиозный символ почти повсеместно использовался до Христа и до сих пор используется среди нехристианских народов. Во многих случаях это связано с поклонением силам природы» (Encyclopædia Britannica, 1946, том VI, страница 753).

«Толковый словарь слов Нового Завета»: «Форма... [креста в виде двух балок] взяла начало в древней Халдее и употреблялась там, а также в соседних странах, включая Египет, как символ бога Таммуза (в виде мистического Тау, первой буквы его имени). К середине III века н. э. церкви либо отступили от некоторых учений христианской веры, либо исказили их. Церкви отступнического христианства, чтобы укрепить свои позиции, принимали язычников в свою веру без духовного перерождения и позволяли им сохранять языческие знаки и символы. Таким образом Тау, или Т, в наиболее распространенном виде с опущенной перекладиной, был перенят для обозначения креста Христова» (Vine W. E., An Expository Dictionary of New Testament Words, Лондон, 1962, страница 256).

«Крест в обрядах, архитектуре и искусстве»: «Как это ни странно, но приходится признать бесспорный факт: крест как священный символ использовался задолго до рождения Христа и до сих пор служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние Церкви. [...] Древнегреческий Бахус, тирский Таммуз, халдейский Бел и скандинавский О́дин — символы всех этих божеств имели крестообразную форму» (Tyack G. S., The Cross in Ritual, Architecture, and Art, Лондон, 1900, страница 1).

«Почитание мертвых»: «Крест, называемый crux ansata [крест с петлей или ушком наверху]... держали в руках египетские жрецы, а также цари, которые в то же время были верховными жрецами. Он служил символом их власти как представителей бога солнца и назывался „знаком жизни“» (Colonel J. Garnier, The Worship of the Dead, Лондон, 1904, страница 226).

«Краткая история фаллических культов»: «Кресты различной формы повсюду встречаются на египетских монументах и гробницах. Многие специалисты считают их символами либо фаллоса [изображения мужского полового органа], либо совокупления. [...] В египетских гробницах crux ansata соседствует с фаллосом» (Cutner H. A., Short History of Sex-Worship, Лондон, 1940, страницы 16, 17).

«Компэньон Байбл»: «Эти кресты использовались как символы вавилонского бога солнца. Они встречаются на монетах, впервые на монете Юлия Цезаря (100—44 до н. э.), а затем на монете, отчеканенной его преемником, Августом (20 до н. э.). На монетах Константина чаще всего встречается символ с кругом; однако такой же символ, только без круга (в который он тоже заключался) и с четырьмя равными концами, горизонтальными и вертикальными, почитался как „колесо солнца“. Следует отметить, что Константин поклонялся богу солнца и не присоединялся к „Церкви“ еще около четверти века после того, как он, согласно легенде, увидел такой крест на небесах» (The Companion Bible, Приложение № 162).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то