Современное искусство граффити. Виды и стили граффити

Независимо от того, насколько богатым или бедным, малым или крупным является город, в нем обязательно есть граффити. Порой их так много, что наш глаз уже их и не замечает! А что вы, кстати, знаете об истории граффити как искусстве и его разных стилях?

1. Слово «граффити» происходит от греческого и итальянского : греческого слова «graphein», что означает «писать», и итальянского слова «graffito», что означает «царапина».

2. Многие художники граффити предпочитают оставаться анонимными , чтобы избежать юридических последствий своей деятельности.

3. Искусство граффити зародилось в Филадельфии в конце 1960-х годов. Первоначально граффити в основном использовались, чтобы писать политические лозунги и отмечать территорию банды, и особой художественной ценности они не представляли.

4. Большинство художников граффити желают называться «писателями» и оставляют на своих работах уникальную подпись под названием «тег».

5. В наше время наиболее распространенными граффити-материалами являются аэрозольные краски и маркерные ручки.

6. Бэнкси (Banksy) – самый популярный художник граффити, известный своим трафаретным искусством (стэнсил-арт) на политические и антивоенные темы. Его работы можно увидеть во всем мире.

7. Мировой рекорд самого длинного граффити-рисунка составляет 2245 метров. Он был создан в Дубае в 2014 году более чем сотней художников и содержал сцены из истории Объединенных Арабских Эмиратов.

8. Уличное вязание (Yarn Bombing) технически является формой граффити, возникшей в Техасе. Оно заключается в покрытии предметов, сооружений, деревьев трикотажными или вязаными материалами.

9. Первый известный пример граффити «в современном стиле» находится в древнегреческом городе Эфес. Это отпечаток руки, который чем-то напоминает сердце, а также след ноги и цифра.

10. «Небесное пятно» (Heaven spot) – это граффити-рисунки, выполненные в труднодоступной зоне, такой как, например, крыша или мост.

11. У писателей-граффити есть так называемая «черная книга» , и это альбом с эскизами будущих работ.

12. Граффити – это также термин, используемый для обозначения надписей и рисунков, найденных на стенах древних руин , таких как Помпеи или Римские катакомбы.

13. Первым известным художником-граффити был Дэррил Маккрей по прозвищу Корнбред (Cornbread). В конце 1960-х годов он и группа его друзей начали оставлять свои имена на стенах Филадельфии, что и послужило началом граффити-движения.

14. Граффити-бомбёжка – термин, означающий быстрое нанесение крупных граффити. Особо популярен «трейнбомбинг», когда группа писателей моментально разрисовывает поезд до прибытия полиции.

15. Существует разница между граффити и стрит-артом. В граффити писатели, как правило, не заинтересованы в понимании обществом своей работы, вместо этого они используют её для общения с другими писателями. Стрит-арт же предназначен для общества.

16. Люди, которые являются новичками в граффити, называются игрушками (toy) . Те, у кого больше опыта и уважения среди других писателей, именуются королями или королевами.э

Bonus: Рисование баллончиками. Как рисуют граффити на стенах

Общественность до сих пор не может определиться с тем, что такое граффити — вид искусства, способ самовыражения или акт вандализма. Тем не менее, оно до сих пор не теряет своей популярности, и фасады домов с заборами продолжают обрастать всевозможными рисунками и надписями. С чего все это началось, какие стили граффити существуют и как их рисовать — читайте далее.

Граффити: что это такое

В историческом контексте граффити называют рисунки и надписи, каким-либо образом нанесенные на различные поверхности. Но в современном понимании граффити считают видом уличного искусства , которое заключается в нанесении рисунков и надписей с помощью краски, чаще аэрозольной, на всевозможные поверхности, преимущественно на стены. Людей, которые их рисуют, называют райтерами.

Внимание народных масс было обращено к этому направлению в 1971 году, когда о том, что такое граффити, впервые упомянули в печатном издании. Речь шла о райтере по имени Деметраки, который работал курьером и оставлял свою подпись во всех уголках Нью-Йорка. Этой подписью был тег Taki183, где Taki — часть его имени, а 183 — название улицы, где он жил.

Позже надписи стали больше появляться в пределах метрополитена и железнодорожных депо. Движение приобрело соревновательный характер, уличные художники стремились оставить как можно большее количество своих тегов.

Виды граффити


К Writing , собственно, и относят то, что мы чаще всего сейчас понимаем под граффити — выполненные в различных стилях рисунки на стенах; более изощренные, чем просто теги, они отличаются продуманностью, объемным изображением.


Bombing рисуют на транспорте и в прочих экстремальных местах, а художников называют бомберами. Такое граффити не отличается сложностью и аккуратностью выполнения, ведь главная задача бомбера — сделать так, чтобы его не поймали при нанесении рисунка.


Сюда же относят надписи в стиле Scratching — они выцарапываются точильным камнем, обычно на стеклах.


Стили граффити

Самым простым стилем является Throw-up . Такое граффити состоит из двух контрастных цветов: заливки надписи и ее контура, обычно черного. Имеет округлую форму.


Еще один простой стиль — Blockbuster — выполняется не более чем из трех цветов и отличается большими угловатыми буквами.


Стиль Bubbles характеризуется большими буквами, напоминающими по форме пузырьки. Относится к старой школе, сегодня не распространен.


Wild Style отличается масштабным, трудночитаемым текстом, с острыми вытянутыми буквами, часто с переплетением. Сложный стиль, поэтому исполняется только опытными райтерами.


Character Style — рисунки на стенах в стиле комиксов. Подвластны не всем, ведь здесь требуются определенные навыки рисования.


Популярным сейчас стал такой подвид, как 3D-граффити — большие рисунки на полу, которые выглядят объемными с определенной точки обзора.


Не каждое граффити можно загнать в рамки конкретного стиля; существует множество уличных работ, которые иногда поражают своей красотой и выглядят как настоящие картины, со своим оригинальным смысловым наполнением.

Как научиться рисовать граффити

Если вы хотите начать создавать собственные граффити, то вам придется много практиковаться. И прежде чем вы выйдете с краской на поиски удобной незапятнанной стены, вашим холстом станет обычная бумага, а выполнять рисунки вы будете карандашами.

Эскизы на бумаге

Любой рисунок начинается с эскиза. В первую очередь, вы должны определиться со стилем, в котором хотите исполнить свой будущий рисунок. Затем выберите слово. Запишите его на листке бумаги, расставляя буквы на расстоянии друг от друга.

После этого штрихами придавайте буквам форму в соответствии с выбранным стилем.


Не забывайте про свет и объем: где-то буквы будут тоньше, чтобы создать эффект тени, а где-то более выпуклыми.


Теперь можете потихоньку добавлять интересующие вас элементы, придавать буквам объем и затемнение.


Когда форма готова, заполняйте ее цветом. Используйте несколько цветов, раскрашивайте фломастерами или красками — такое граффити будет смотреться ярче и выразительнее.


Предлагаем посмотреть обучающее видео с простым граффити для начинающих:

Помните: процесс создания эскизов карандашом на бумаге тренирует ваши навыки рисования граффити в конкретном стиле и технике, но не практикует умение выполнять рисунки на уличных поверхностях с помощью аэрозольной краски.

После достаточного количества практики на бумаге уже стоит задумываться о рисовании граффити на стенах.

Если вы до этого не держали баллончик в руках, то вам нужно будет понять, что это за инструмент, какой у него принцип работы. Попрактикуйтесь в распылении на какой-нибудь отдельной поверхности, протестируйте работу баллончика, силу и толщину струи краски.

Выбирайте стену попроще, ровную, загрунтованную, а лучше всего из пористого бетона. Работать над рисунком нужно в теплый сухой день.

Помимо баллончиков с краской и своего эскиза, не забудьте, что требуется соответствующая экипировка: плотная одежда, респиратор, перчатки. Вам также будут нужны кэпы — специальные колпачки для распыления, меняются прямо на баллончике. Они бывают разного типа, для рисования тонких и толстых линий, точек и очертаний.


Делать эскиз следует цветом вашего основного фона, чтобы вы всегда могли исправить допущенную ошибку. Только потом добавляйте контур и формируйте объем рисунка.

Начинающие райтеры могут использовать вспомогательные трафареты с целыми надписями, буквами или отдельными элементами.

Учитесь многослойности: такое граффити сохранит яркость цвета, но слои должны быть тонкими, иначе они будут долго сохнуть. Не стремитесь заполнять буквы в одно движение, рисуйте линию за линией.

Чтобы понять, как нарисовать граффити в стиле Throw-up, можете посмотреть следующее видео:

Помните, что официально разрешенных мест для уличного арта у нас нет, поэтому ваше творение, скорее всего, посчитают актом вандализма, а вас — хулиганом-нарушителем.

Но если вы уже опытный художник и подготовили достойный эскиз, то можете попытать счастья и добиться права на оформление какого-нибудь жилого здания, магазина, детского садика. Иногда также проводятся арт-фестивали, где опытные райтеры демонстрируют свое мастерство на специально отведенных объектах.

Сайт, открытый нью-йоркскими граффити-райтерами старой школы в 1998-м году. Свое название он получил от самого популярного в 1970-1980 годы места встречи райтеров - пересечения 149-й улицы и Гранд Конкорс в Бронксе (там пересекаются вторая и пятая линии нью-йоркской подземки). Сайт был создан, чтобы задокументировать историю нью-йоркского граффити: на нем собраны профайлы большого количества райтеров и команд первой и второй волны, а также опубликованы статьи, написанные самими райтерами.

На заре граффити: 1966-1971

Изначально граффити использовали политические активисты, которые хотели донести свои мысли и лозунги до общественности, и уличные банды, которые таким образом обозначали свою территорию. Хотя в 1930-х граффити появилось в Лос-Анджелесе, в среде «чолос » (латиноамериканские индейцы или метисы, преимущественно мексиканского происхождения, проживающие на территории США - прим. пер. ), а надписи, сделанные на товарных поездах бродягами, можно было увидеть задолго до цветных рисунков на электричках, граффити в его современном виде зародилось в 1960-х годах на Восточном побережье. Оно началось с трейн-райтинга в Филадельфии, и первопроходцами считаются Корнбрэд (Cornbread) и Кул Эрл (Cool Earl), которые покрыли надписями и рисунками весь город, обратив на себя внимание не только местных жителей, но и прессы. Не понятно, случайно или нет, но из Филадельфии граффити попало в Нью-Йорк.

Граффити (итал. graffiti - "надписи") - надписи и рисунки на стенах зданий, заборах, поездах и т.д., сделанные от руки краской или маркерами. Сейчас сложно дать точное определение этому термину, так как он достаточно многогранен.



Т рейн-райтинг, трейн-бомбминг - (англ. train wrtining - "письмо на поезде", train bombing - "бомбежка поезда") - рисование на поездах, при котором зачастую многим райтерам больше важен сам факт рисования, а не качество рисунков.

Пионеры: 1971-1974

Историю нью-йоркского граффити принято начинать со статьи , опубликованной в 1971-м году в The New York Times: в ней рассказывалось о парне по имени Диметриус, который жил на Манхеттене, на 183-й улице. Он работал курьером и много ездил на метро. Взяв псевдоним Таки 183 (Taki 183), он стал оставлять свою подпись в разных частях города. Люди заинтересовались, что означает эта надпись, и журналисты решили разобраться. Естественно, Taki 183 не был первым райтером или «королем», но он был первым, кого увидели и признали за пределами зарождающейся субкультуры. Среди самых первых пионеров граффити можно назвать Julio 204 , Frank 207 и Joe 136.

Райтер, граффти-райтер - (англ. writer - "писатель") - человек, занимающийся граффити.



Тег, тэг (англ. tag - "ярлык", "этикетка", "бирка") - подпись райтера (его псевдоним), сделанная одним цветом маркером или краской. Глагол - тегать, тэгать. Занятие - тегинг, тэгинг. Человек - тегер, тэгер.

На улицах Бруклина также происходило движение. Появилось много активных райтеров. Одним из первых, прославившихся райтеров, был Friendly Freddie. Подземка стала своего рода системой связи: с ее помощью райтеры из пяти районов города узнали о существовании друг друга, и тогда же зародилось «соревнование между районами».

Король, кинг (англ. king - "король") - райтер, рисующий больше и лучше остальных, признанный авторитет среди других райтеров.

Граффити быстро переместилось с улиц под землю и началась погоня за славой. В то время в основном писали теги, и, безусловно, главным было количество. Райтеры ездили на метро и тегали в вагонах. Очень скоро они поняли, что в депо можно расписать куда больше вагонов, а шансы, что тебя поймают - меньше. Так появился метод, которым до сих пор пользуются все трейн-бомберы.

Стиль тегов

Через некоторое время такое количество людей начало тегать, что нужно было придумать новый способ, с помощью которого можно было бы выделиться. Первый способ заключался в том, что нужно было придумать неповторимый тег - начали появляться различные каллиграфические стили. Райтеры добавляли к тегам росчерки, звездочки и другие элементы дизайна (многие из них используют до сих пор - прим. ред. ). Какие-то значки служили просто украшением, а у каких-то был смысл. Так, например, короны использовали райтеры, которые считали себя «королями». Наверное, наиболее известным тегом за всю историю граффити можно считать Stay High 149 : фигурка персонажа из телевизионного сериала The Saint с косяком на месте буквы H.

Размер тегов

Super Kool 223

Затем изменения коснулись размера тегов. Райтеры начали делать теги больше. Стандартный кэп был достаточно узким, поэтому теги большего размера все равно не привлекали особого внимания. Райтеры начали делать буквы «толще» и обводить их другим цветом, а также использовать кэпы от других аэрозольных красок. Так зарождались «куски». Не известно, кто первым сделал кусок, но чаще всего называют Super Kool 223 из Бронкса и WAP из Бруклина. Толстые буквы давали простор для развития имени. Райтеры начали украшать буквы кружочками, штрихами, звездами и клеточками. Добавление цвета и декоративных элементов были настоящим прорывом, однако куски продолжали сильно напоминать теги, от которых они и произошли. Среди известных райтеров того врмени можно назвать: Hondo 1, Japan 1, Moses 147, Snake 131, Lee 163d, Star 3, Phase 2 , Pro-Soul, Tracy 168 , Lil Hawk, Barbara 62, Eva 62, Cay 161, Junior 161 и Stay High 149 .

Кусок (англ. piece - "кусок", сокращение от masterpiece - "шедевр") - цветной рисунок, сделанный на стене или на поезде, на который тратится гораздо больше времени, чем на флоп.


Троу-ап, флоп - (англ. to throw-up - "бросать", "кидать"; to flop - "ронять", "шлепаться") - быстро сделанный рисунок, состоящий из контура и заливки одного цвета. Буквы обычно округлой формы, а наиболее популярное сочетание цветов - черный и хром.

Riff 170

Tracy 168

Stay High 149

Развитие стилей

Атмосфера соревнования привела к развитию современных стилей. Topcat 126 считается основоположником стиля «Бродвей» (Broadway ), который позднее эволюционирует в огромные блочные шрифты и наклонные шрифты. Затем Phase 2 придумал округлые буквы - «пузыри» (bubble letters ). «Бродвей» и «пузыри» были самыми первыми стилями, в которых выполнялись куски, и они стали прародителями всех остальных стилей. Вскоре к буквам начинают добавлять стрелочки, завитки и связки. Они становятся все сложнее и изощренней и приводят к появлению нового «механического» стиля (mechanical style ) или, как его теперь называют, «дикого» стиля (wild style ).

Соперничество между Phase с одной стороны и Riff 170 и PEL с другой привели к дальнейшему развитию граффити. Riff был одним из провокаторов «войн стилей» (style wars ). Flint 707 и Pistol внесли огромный вклад в развитие трехмерных шрифтов и привнесли в куски глубину, которая станет образцом для подражания у будущих поколений райтеров.

Подобный всплеск творчества не остался незамеченным. Хьюго Мартинес (Hugo Martinez), окончивший социологический факультет нью-йоркского Сити-колледжа (City College of New York), обратил внимание на творческий потенциал нелегальных художников того времени. Мартинес основал United Graffiti Artists: они выбрали лучших райтеров, рисовавших в подземке, и представили их работы в галерее. Именно благодаря UGA райтеры получили возможность выйти из подполья. В Razor Gallery Мартинес выставлял работы Phase 2 , Mico, Coco 144, Pistol, Flint 707, Bama, Snake, Stitch.

В 1973-м году в New York Magazine вышла статья Ричарда Голдштейна (Richard Goldstein) под названием «Граффити хит-парад», которая способствовала общественному признанию художественного потенциала молодых талантов, «пришедших» из нью-йоркского метро. Где-то в 1974-м году Tracy 168 , Cliff 159 и Blade начали добавлять к шрифтам пейзажи, элементы иллюстраций и персонажей, которые окружали буквы. Так появились картины, которые покрывали целые вагоны (англ. whole car - "весь вагон", "вагон целиком" ). Первые хол-кары делали AJ 161 и Silver Tips.

Death

Cliff 159

Hondo 1

Расцвет: 1975-1977

Основные стили сформировались где-то после 1974-г года. Все стандарты были прописаны, и райтеры нового поколения беззастенчиво пользовались всеми достижениями райтеров первой волны. По Нью-Йорку ударил экономический кризис, и на транспортную систему никто не обращал внимания. Этот период стал расцветом рисования в нью-йоркской подземке. В это время началось размежевание между теми, кто уделял основное внимание стилю (стайл-райтерами), и теми, для кого главным были скорость и количество рисунков (бомберами). Хол-карами уже нельзя было никого удивить, а любимой формой самовыражения бомберов стали троу-апы, они же флопы. Троу-апы выросли из шрифтов-«пузырей»: это куски, сделанные на скорую руку, которые состоят из контура и небрежной заливки. Большинство этих работ состояли из двух-трех букв.

Райтинг, стайл-райтинг (англ. writing - "процесс написания букв", "письмо"; style writing - "стильное письмо") - рисование на стенках и поездах с упором на стиль и форму букв. Позднее райтингом стали чаще называть только рисование на стенах.


Бомбинг (англ. bombing - "бомбежка") - рисование тегов, флопов, кусков.

Blade

Особо отличились в то время команды POG, 3yb, BYB TC, TOP, и короли флопов: Tee, , Dy 167, Pi, In, Le, To, Oi, Fi aka Vinny, Ti 149, Cy, Peo. Началась настоящая гонка: команды и райтеры соревновались, кому удастся сделать больше троу-апов. Расцвет флопов и хол-каров пришелся на 1975-1977 годы. В это время, следуя по пути пионеров граффити Tracy и Cliff, такие райтеры, как Butch, Case, Kindo, Blade , Comet, Ale 1, Doo2, John 150, Kit 17, Mark 198, Lee, Mono, Slave, Slug, Doc 109 Caine One украшали поздемку и пригородные поезда потрясающими хол-карами.

С каждым годом количество разрисованных стен в наших городах стремительно увеличивается. Это значит, что искусство граффити привлекает все больше и больше людей, а если говорить конкретней, то молодежи. Все, кто рисуют на стенах, называют себя граффитчиками или райтерами, но далеко не все они таковыми являются. Многие начинают рисовать, только потому что это стало модно, и далеко не у всех это хорошо получается. Что же касается настоящих мастеров, то они плевать хотели на моду. Они не ищут славы и признания, а просто рисуют, оставляя на стенах города потрясающие картины.

Если есть желание и немного способностей, то нарисовать граффити не составит особого труда. Для начала рисуем скетч (эскиз), затем, с помощью краски, переносим его на стену. Очень часто между эскизом и конечным результатом (граффити на стене) есть существенные различия. А некоторым эскизы вообще не нужны, они просто берут в руки баллон с краской и импровизируют. Так уж сложилось, что для надписей в граффити используют латиницу,хотя есть и такие, кто выполняет красивые надписи на русском.

Искусство граффити многогранно и в нем, как и в любом другом искусстве, есть несколько направлений. Уметь рисовать по всем направлениям довольно сложно, а и вовсе не обязательно, хотя некоторые профессионалы считают, что настоящий мастер должен уметь все. Итак, что же это за направления?

Тегинг – нанесение своей собственной подписи (тега) на стены, вагоны другие, понравившиеся тебе поверхности. Она может быть как одним словом, так и целой фразой. Тегинг – это предок современного граффити, зародившийся в 70х годах в Нью-Йорке.

Скрэтчинг – нанесение своего тега на стекла. Это направление похоже на предыдущее, но надпись в последнем случае делается не краской, а камнем (в основном для заточки ножей) или, например, грубой наждачной бумагой на стекле. Стереть или удалить такой рисунок (скрэтч) невозможно и это, пожалуй, единственный его плюс.

Бомбинг – быстрое нанесение рисунков на любые поверхности. Здесь главное – скорость, все нужно делать максимально быстро. Вообще-то, бомбинг нелегален, и те, кто «бомбардируют», рискуют угодить в милицейский «бобик», и поэтому они рисуют в основном по ночам, когда их никто не видит, и, конечно, делают это очень быстро.

Концепт-рисунок – наиболее сложное направление в граффити, чем-то похожее на традиционную живопись. Это сложные работы, совмещающие в себе и надписи и рисунки. Чаще всего, выполнение таких рисунков легально, так как требует большое количество временных и денежных затрат. Стиль New School относится к этому направлению.

Рисуй стильно

Помимо направлений, существуют еще и стили граффити. Вот самые основные:

Old School – простые стили ближе к классике.

Flat – плоский рисунок. Рисуя в таком стиле, работа получается плоская, а не объемная, буквы перекрывают друг друга. Обычно рисуют в двух цветах и не детализируют картинку.

Bubble style – история названия этого стиля очень длинная. Название пошло от первых рисунков, буквы на которых выглядели как огромные пузыри. Сейчас так называется все простое граффити, никаких сложных элементов, цветовая гамма ограничивается, как правило, двумя – тремя цветами. Буквы друг друга не перекрывают, иногда изображаются в «объемном» стиле. В основном этот стиль граффити используется для бомбинга. Что называется, просто и быстро.

Blockbusters и Throw-up – тут размер имеет определяющее значение. Надписи, сделанные в этом стиле, огромны. Для их рисования используют валик и широкие кэпы.

Newschool – более современные и усложненные стили.

Wild style – стиль высокой сложности. Переплетения букв создают сложные и оригинальные узоры, присутствует некая иллюзия трехмерности, есть детали, которые затрудняют понимание рисунка, огромное разнообразие цветов. Все это приводит к тому, что рисунок понять могут далеко не все, труднее всего не знакомым с граффити людям.

3D-style, FX-style - это сочетание стилей. Буквам придается трехмерность, они различаются по форме, размеру и расположению относительно оси координат, акцент делается на тенях.

Многие граффитчики помимо надписей в своих работах используют объекты. Объект может красоваться на рисунке, заменяя одну букву, или присутствовать на картине в добавок к надписи. Еще райтеры рисуют кэрэкс (сharacs) – созданный ими персонаж, их «визитная карточка».

Буква закона

Граффити и закон не всегда находят общий язык. Например, художественное оформление клуба, проведение различных конкурсов и участие в них абсолютно легальны. Даже если ваш сосед попросил вас разрисовать ему гараж и будку для собаки, это тоже легально. Что касается всего остального, то тут могут возникнуть серьезные проблемы. Если рисовал в неположенном месте и тебя поймали, то официально ты попадаешь под следующие статьи УК РФ: ст. 167 - умышленное уничтожение или повреждение имущества, ст. 214 – вандализм, ст. 243 - уничтожение или повреждение памятников истории культуры. Согласно этим статьям, штраф составляет 100 000 рублей, а кроме того, тебя могут и арестовать. Это если все официально. На деле же все может решиться гораздо меньшей суммой денег, нежели 100 000 рублей, положенной в карман дяди милиционера. В Москве, например, отделаться от стражей порядка гораздо легче, чем в Петербурге, где за красотой города следят очень внимательно. Но ведь есть шанс не попасться, даже, если ты рисуешь в людом месте в светлое время суток. Главное, быть осторожным и четко понимать, где можно рисовать, а где категорически запрещено. Есть конечно еще такой вариант, если денег отдавать не хочется – бросай все, ноги в руки и вперед!

Выбор места для рисунка

Очень важно найти хорошую поверхность для рисования. Во-первых, ы рисуешь не только для себя, но еще и для того, чтобы твое творение увидели, заметили. Следовательно, тебе нужна поверхность в людном месте. Во-вторых, не забывай о безопасности. Вот здесь возникает вопрос: как найти баланс между этой самой безопасностью и популярностью твоих рисунков? Попробуй найти такое место, где рисунок увидят, а тебя (во время создания этого рисунка) – нет. Это нелегко, но возможно.

Месторасположение – не единственный критерий, по которому выбирают поверхность для граффити. Очень важен и тип материала, на котором ты собираешься рисовать. Неровная поверхность вроде забора с орнаментом, металл или неокрашенное дерево не подойдет для рисования. Не рисуй на ржавчине или побелке, так как тогда твои рисунки неля будет назвать долгожителями, они исчезнут вместе с верхним слоем. А вот что действительно подойдет, так это пористый бетон (не перепутай с бетонными плитами). А если хочешь создать максимально пригодную для рисования поверхность, загрунтуй ее. А если все-таки решил рисовать не металле, то стоит потрудиться его обезжирить, чтобы краска легла лучше. Старайся не рисовать в дождь и холод. Поверхность должна оставаться сухой. А в холод краска плохо ложится и медленно сохнет. И рукам тоже холодно.

Чем рисовать

Сначала поговорим о красках. Они продаются в баллонах разного объема (от 0,4 до 0,6 литра). Вот самые распространенные:

Название краски Комментарий Средняя цена

Abro Одна из самых дешевых красок, быстро выцветает Подойдет для тех, кто пока не собирается много тратить на граффити и не надеется на долговечность работы. 105 р.

Abro Sabotage Держится чуть дольше, чем Abro. Но запах краски не из лучших, и больше подходит для female-кэп. 85 р.

Montana Black Одна из лучших красок. Новая Montana Black стала Идеально подходит для граффити, почти не выцветает, хорошо ложится и долго держится. 185 р.

MTN Hardcore Подходит для любителей бомбинга. Быстро заполняет поверхность цветом за счет высокого давления. 170 р.

MTN 94 Превосходная краска, полуматовая, идеально подходит для райтинга. Уникальная система клапана позволяет регулировать давление. 185 р.

Belton Molotow Отличная краска, широкая гамма цветов, прекрасно подходит для использования при отрицательных температурах. Отдельный минус – достаточно высокая цена. 205 р.

Если увидишь такие названия - Rust-Oleum, Dutch Boy, Red Devil, Sparvar – не пугайся, тоже неплохие краски, но в России мало встречаются.

Новички обычно для контуров берут «Монтану», а для заливки «Абро». Получается прилично и недорого. Настоятельно советую не покупать в автомагазинах краски Fiesta, King или Pride, она попросту не подходит для настенных рисунков. Она слишком жидкая и медленно сохнет, поэтому будет течь, и нижний цвет перекрыть не сможет.

Для обводки в бомбинге также можно импользовать уникальный продукт, который продается у нас – Мастику. Большой объем, низкая цена.

Существует еще возможность смешивания красок. Занимаются этим, в основном, профессионалы. Очень хороший способ экономии и получения нужного цвета. Например, смешивают дорогую и дешевую краску или, когда в разных баллонах осталось мало краски, то ее переливают из одного баллона в другой. Технология переливания не отличается простотой, поэтому новичкам не стоит экспериментировать. В общих чертах переливают краску так: баллон, откуда переливают краску, нагревают, а баллон, куда переливают краску – охлаждают, затем соединяют стержнем от шариковой ручки и нажимают...

Как ты уже понял, одной краской не обойтись. Да и помимо краски есть еще много интересных штучек.

Кэпы – насадки на баллон для распыления краски.Они бывают тонике и широкие. Первые предназначены для рисования контуров, а вторые – для создания хорошей, равномерной заливки, это особенно помогает при работе с большими поверхностями. В принципе, этих кэпов для создания граффити вполне достаточно, но если хочешь больше разнообразия и оригинальности, то можешь приобрести набор каллиграфических кэпов. Они предназначены для прописных шрифтов, у них вращается распылитель, с помощью них можно выводить линии различной толщины под разным углом. Кэпы бывают двух видов: male и female. Female-кэпы имеют отверстие в основании и надеваются на штырек на верхушке баллона. Male-кэп, наоборот, оснащен таким штырьком. Все становится предельно ясно, если знаешь перевод слов male и female). Для баллонов Mоntana, Belton и Abro подходит male-кэп, для Abro Sabotage – female. Имей ввиду, что кэпы имеют свойство забиваться краской, поэтому на всякий случай имей при себе запасной вариант. Некоторые мастерят кэпы самостоятельно. Например, чтобы сделать кэп ultra-skinny (тонкий), достаточной впаять иглу от шприца в дырку-распылитель. Но средняя цена одного кэпа – около 15 р., поэтому легче пойти в магазин и не париться с паяльником.

Респиратор – надежное средство при хим.атаке) А если серьезно, то он незаменим при работе с краской, она крайне вредна для легких. Его рекомендуется надевать как при работе в замкнутых пространствах, так и на открытом воздухе. Без него и астму можно заработать. Что касается выбора респиратора, то в основном выбор падает на фирму М3, а цена колеблется в районе 1500 р. Если надо подешевле, можно купить советские противогазы за 150 р., они-то уж от всего спасут. Есть еще вариант китайской маски – он совсем дешевый, рублей 15. Но качество здесь такое же, как цена.

Вандалайзер – широкий маркер, идеально подходит для рисования по гладким поверхностям. В основном его используют для тэгов. Еще он хорошо подходит для исправления недостатков или ошибок на рисунке, если таковые имеются. Но на шершавых поверхностях им лучше не писать, сотрется быстро. Самые популярные среди граффитчиков фирмы вандалайзеров – Mоntana, BOMB, On The Run или Aerosol Art. В магазине за них придется выложить от 150 до 250 р. Маркер можно заправлять. Палитра краски (8-12 заправок) стоит 500 р. Если жало маркера пришло в негодность, его тоже можно заменить. Не рекомендую рисовать вандалайзером размером больше L по шершавым поверхностям, новое жало для него найти будет очень сложно. Граффитчики – еще те умельцы, поэтому даже вандалайзер могут сделать самостоятельно. В качестве исходного материала они используют маркер для обуви, только краску в него заливают самостоятельно. А для того, чтобы краска смешивалась с растворителем, они бросают туда стальной шарик, например, от мышки или подшипника. Чтобы продлить срок жизни тэга, гаффитисты наносят на него слой воска (например, с помощью обыкновенной свечи). Некоторые ухитряются делать несмываемую краску, заливая в маркер смесь дешевого лака с лакоснимателем. Насчет пропорций приходится лишь догадываться...

Трафарет – готовый шаблон для твоего рисунка. Вырезать его можно дома из куска линолеума или картона. Сначала нужно придумать эскиз, затем перенести его на картон или линолеум. С помощью трафарета можно наносить на стену оригинальные рисунки или рисовать тэги за предельно короткое время.

Перчатки – чтобы остаться чистым. Как бы ты ни старался рисовать аккуратно и по всем правилам, все равно испачкаешься. Краска при распылении все равно будет ложиться тебе на руки или капать с верха баллона, особенно если ты давно не менял кэп. Если все-таки не боишься испачкаться и у тебя нет аллергии на краску, то летом перчатки можешь не надевать. Хотя нет ничего сложного в том, чтобы купить в аптеке пару медицинских перчаток за 2 рубля и не отмываться потом от краски.

Чтобы не совершать ошибок

Итак, ты купил краску, нашел подходящую поверхность для рисования и жаждишь начать работу. Ничего не забыл? Тебе стоит предусмотреть еще кое-что:

Не закрашивай надписи на стене однотонным цветом, если того не требует скетч. Краска для граффити непрозрачна, поэтому закрасит все, что угодно. Даже белый может закрасить черный.

Не забывай про фон! Многие начинающие райтеры совершают такую ошибку, начинают с контура, а потом закрашивают его краской. В результате получается,мягко говоря, не слишком красиво. Чтобы у тебя не получилось то же самое, рисуй сначала эскиз цветом фона основной надписи, потом фон, потом контур.

Иногда случается так, что краска течет. Если ты начнешь останавливать ее руками, рукавами и т.п., то это вряд ли спасет твой рисунок. Самый лучший вариант – подождать, пока краска высохнет и тогда закрась потеки нужным цветом. Еще можно прихватить из дома обычную губку и,если вдруг краска потечет, промакивать потеки.

Кэпы нужно чистить после каждого использования. Для этого переверни баллон и в течение пяти секунд подержи кэп нажатым. Краска перестанет выходить, и тогда можешь смело отложить баллон в сторону. Но если ты этого не сделал, кэп можешь выкидывать, он уже ни на что не годен.

Перед началом работы опробуй краску, иначе ты можешь испортить рисунок. Брызни краской на землю или на другой участок стены, который тебе не понадобится, чтобы проверить, все ли в порядке с кэпом, правильно ли он установлен и т.д. А если баллон новый, то меры предосторожности необходимы вдвойне, так как в первые секунды рисования он может «поплеваться» краской.

У райтеров тоже есть свой «кодекс чести» и его нужно соблюдать. Ни в коем случае не трогай чужие работы, какими бы они ни были. Не подписывайся под чужими рисунками и не порти чистые стены.

Начинать лучше всего с грунтовки рабочей поверхности, чтобы краска лучше ложилась и ничего лишнего на стене не осталось (например, старые рисунки). Для грунтовки можно использовать эмаль или водоэмульсионную краску. Эмаль – более выигрышный вариант, так как она более стойкая, чем водоэмульсионка, и цвета на ней получаются ярче. Ее можно использовать как фон, добавив немного другой краски, создав тем самым нужный цвет.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 09.12.2014 18:43 Просмотров: 4877

Сегодня граффити считается видом уличного искусства и одной из самых популярных форм художественного самовыражения по всему миру.

Существуют различные стили и виды граффити. Граффити уже утвердился как самостоятельный жанр современного искусства и как часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах райтеры создают на улицах городов настоящие шедевры.

Часто граффити используют для сообщений политического и социального характера. Однако следует знать, что в большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность без разрешения владельца данной собственности считается вандализмом и карается по закону.
История граффити уходит в глубокое прошлое. Но обо всём по порядку.

Происхождение термина

(от итальянского graffito, во множественном числе graffiti) – изображения, рисунки или надписи, выцарапанные или нарисованные краской (чернилами) на стенах и других поверхностях. Graffiare (итальянск.) – «царапать».
А в настоящее время наиболее популярен спрей-арт , рисование граффити с помощью аэрозольной краски. В древности граффити наносились на стены с помощью острого предмета, а также мела или угля.

История граффити

Всем известно, что настенные надписи существовали в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме.
Самые ранние граффити относят к 30 тысячелетию до н. Это доисторические наскальные рисунки и пиктографии, нанесенные на стены. Рисунки делались в ритуальных и священных местах внутри пещер. Чаще всего на них были изображены животные или сцены охоты. Сафский язык, существовавший в период с I в. до н.э. по IV в. н. э., только и сохранился в виде граффити – надписей, выцарапанных на скалах в южной Сирии, восточной Иордании и северной Саудовской Аравии.

Граффити в древних Помпеях: карикатура на чиновника
Древнее граффити сохранилось и в древнегреческом городе Эфесе (территория современной Турции). Существуют граффити викингов.

О чём писали древние люди? Примерно о том же, о чём пишут и сейчас: о любви, о политике и о другом насущном. Писали так же: с грамматическими и орфографическими ошибками. Есть надписи типа «здесь был Вася». Нет ничего нового под солнцем!
А как обстояли дела с граффити на Руси? Прекрасно! В Новгороде существуют 10 граффити XI в., а в Киеве (Древняя Русь) – около 300 граффити XI-XV вв. находятся в соборе св. Софии. Они рассказывают о политических событиях того времени.
В современном виде граффити появилось в начале XX в. – в нью-йоркском метрополитене, а затем на товарных вагонах и в подземных переходах. С тех пор граффити превращается в часть поп-культуры, его стали ассоциировать с музыкой в стиле хип-хоп, хардкор, битдаун и брейк-дансом. Для многих граффити является образом жизни, скрытым от общественности и непонятным для окружающих. Политические активисты использовали граффити для распространения своих идей.
К 1970-м годам популярность граффити очень выросла, в нём стали выделять новые стили. Первым райтером, получившим известность, стал TAKI 183, подросток из района Вашингтон Хайтс в Манхэттене. Его тег TAKI 183 состоял из его имени Деметриус (или Деметраки, Таки) и номера улицы, на которой он жил – 183. Таки работал курьером, и куда бы он ни ездил на метро, он всюду оставлял свои теги. У него появилось очень много последователей.
Постепенно манера тегов стала усложняться, стали появляться новые стили граффити, а само движение приобрело соревновательный характер.

Более сложный тег
В связи с этим городские власти начали бороться с граффитчиками. Ведь не все работы были достаточно умелыми, а граффити стали отождествлять с засорением улиц городов – каракули на стенах приравнивались к мусору, свалкам и запустению. На борьбу с граффити тратились огромные деньги. Но одновременно с этим иногда райтеры исполняли на фасадах магазинов такие сложные и красивые граффити, что владельцы магазинов не решались их закрашивать. В некоторых странах для райтеров выделяли специальные места на улицах, в подземных переходах и т.д., где они могли спокойно самовыражаться.

«Легальное граффити» в городе Страуд (Англия)
Стал серьёзно обсуждаться вопрос, является ли граффити видом искусства. А тем временем граффити стало завоёвывать все большее пространство: его стали использовать в компьютерной рекламе, в видеоиграх, в дизайне скейтбордов, одежды и обуви.
Граффити получило распространение во всём мире. Сегодня Сан-Пауло (Бразилия) считается столицей граффити и местом вдохновения для райтеров со всего мира.

Граффити в городе Олинда (Бразилия)

А как в России?

Массовое движение современного граффити в России относится к 1980-м годам. В 2006 г. в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль граффити. А в крупных городах России проводятся ежегодные фестивали граффити. Расскажем об одном из них.

Snickers Урбани́я (SNICKERS URBANиЯ) – ежегодный молодежный фестиваль уличной культуры. Впервые фестиваль состоялся в 2001 г., он включает в себя основные направления уличной культуры: экстремальный спорт, граффити, брейк-данс, битбокс, фристайл. Его цель: дать шанс современной молодёжи заявить о себе и о своём таланте, а также предоставить возможность попробовать свои силы на профессиональном оборудовании для экстремальных видов спорта. Фестиваль проводился в крупнейших городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Волгограде, Самаре, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, а также в Казахстане – в Алматы.

Площадка BombART
В начале 1980-х гг. зародилось и трафаретное граффити. Оно создается путем вырезания форм из жесткого, плотного материала. Готовый трафарет прикладывается к холсту и поверх него быстрыми, легкими и точными движениями распыляется аэрозольная краска. Эта техника стала популярна благодаря своему быстрому исполнению.
Самый главный инструмент в граффити – аэрозольная краска в баллонах. Используют валики для краски и трафареты, кисти, маркеры, восковые стержни, мелки и др.

Граффити в современном мире

В основном граффити выполняется на улицах (стены зданий, подземные переходы, гаражи, таксофонные кабинки, припаркованные автомобили, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); на транспорте; в подъездах и на лестницах (включая двери квартир, почтовые ящики и т. д.); в интерьерах учреждений.
Очень медленно, но граффити начинает приобретать статус социально нейтрального явления и воспринимается как неотъемлемый элемент современного мегаполиса, массовое культурное явление. Оно утрачивает значение протеста. Язык граффити становится универсальным кодом городской коммуникации.

Виды и стили граффити

Теггинг представляет собой быстрое нанесение подписи автора на поверхности. Отдельная подпись называется «тег» (от англ. tag – метка). Теггеров не очень интересует смысл и эстетика их творений, главное – оставить как можно больше «автографов». Часто теги непонятны не посвящённым в детали людям.
Среди райтеров ценятся теги, поставленные в труднодоступных, но видных местах. Тег команды называется «сингл».
Надписи обычно наносят при помощи баллончиков с краской или толстых маркеров. Опытные райтеры могут написать тег за 2-3 секунды.

Уайлд (англ. Wildstyle – дикий стиль). Главной чертой этого стиля являются запутанные сплетения букв, острые углы, осколки и стрелки. Название стилю дал характер рисунка: дикий, непонятный, так как часто буквы настолько переплетены и введено множество посторонних элементов, что читаемость становится нулевой. Из уайлда выделяют 3D Wildstyle (к обычному уайлду добавлен объём).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то