Сочинения. Искания «новой женщины» или характер Веры Павловны

Дата публикации 18.09.2017

Образ Веры Павловны в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Балахонова Анастасия Александровна

Христова Татьяна Юрьевна
Студентка 5 курса педагогического института историко-филологического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Аннотация: В статье рассматривается особенность главной героини, Веры Павловны, в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
Ключевые слова: Н.Г. Чернышевский, роман, Вера Павловна, герой

The image of Vera Pavlovna in the novel by N.G. Chernyshevsky "What should I do?"

Balakhonova Anastasia Alexandrovna

Khristova Tatyana Yurievna
5-year student of the Pedagogical Institute of the History and Philology Faculty of Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

Abstract: The article examines the feature of the main character, Vera Pavlovna, in the novel by N.G. Chernyshevsky "What to do?".
Keywords: N.G. Chernyshevsky, a novel, Vera Pavlovna, a hero

Творческое наследие писателя Н.Г. Чернышевского занимает важное место в русской литературе.

Примечательно, что самым ярким творческим подвигом писателя, считается его произведение о «новых людях» – роман «Что делать?».

В центре произведения писателя-революционера находится провинциальная девушка, Вера Павловна Розальская, эволюционирующая до хозяйки швейных мастерских и врача (на протяжении всего романа).

Так, с помощью данной героини, Н.Г. Чернышевский «подсказывает» ответ читателям на вопрос, поставленный в заглавии романа – делать нужно все, ради собственного счастья, не причиняя вреда другим, стараться осчастливить других людей благодаря свободному и полезному труду и доброму сердцу.

Примечательно, что герой поэта является отражением идеалов Н.А. Некрасова и неким «символом» мировоззрения поэта с его ярко выраженной гражданской патетикой .

Так чувство гражданственности всегда был неотъемлемой характеристикой как самого поэта, так и его лирических произведений. Например, в стихотворении «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасов писал о предназначении поэта-гражданина и его «долге» перед страной:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан .

Особенност лирического героя в стихотворениях Н.А. Некрасова заключается в том, что зачастую он отождествляется с самим поэтом, но остается «индивидуальностью» – «рупором идей» поэта: быть верным отечеству, служить народу верой и правдой.

Интересно, что именно лирический герой Н.А. Некрасова выражает сочувствие бедственному положению народных масс и призывает его к активным методам сопротивления – к борьбе .

Итак, лирический герой стихотворений Н.А. Некрасова негодует на тех, кто ущемляет права простого и обездоленного народа (к примеру, управляющий из стихотворения «Забытая деревня», несправедливый помещик – «Родина»):

Тем был бы хуже твой удел,

Когда б ты менее терпел .

Важно отметить, что большинство стихотворений Н.А. Некрасова отличаются по написанию «народным духом», передавая крестьянский язык, быт простых людей, их чувства и переживания, особенности речи. К данной группе стихотворений можно привести следующие примеры: «Знахарка», «Катерина», «Зеленый шум».

Другое тематическое звено в творческом наследии Н.А. Некрасова составляет интимная лирика. Ее отличительными чертами являются философичность, замкнутость и пессимистичность лирического «Я», богатая чувственная сфера лирического героя. К данной группе относятся такие стихотворения как «Демону», «Давно отвергнутый тобой…», «Как ты робка, как ты послушна…» .

Нельзя не отметить, что муза русского поэта отождествляла свои «страдания» с горестями простого народа России:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!» .

По форме и содержанию многие лирические произведения Н.А. Некрасова схожи с песенными жанрами, отражающими «душевную» сторону простого народа. К ним можно отнести такие произведения как «Песня Еремушке», «Песня о свободном слове». Разговорность, напевность часто встречаются в лирике Н.А. Некрасова.

Завершающим «итогом» творческой деятельности Н.А. Некрасова-лирика можно считать стихотворение «Элегия»: важность посвящение стихов народу.

Таким образом, Вера Павловна, героиня романа «Что делать?» стала отражением идеалов Н.Г. Чернышевского и «символом» мировоззрения писателя с его ярко выраженной революционной патетикой.

Список литературы

1. Бойко, М. Лирика Н.А. Некрасова / М. Бойко // Художественная литература. – 1977. – № 11. – С. 17-23.
2. Некрасов, Н.А. Избранные стихотворения. – [Текст] – 1981. – 532 с.
3. Скатов, Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Некрасова/ Н.Н. Скатов // Мир литературы. – 1985. - № 3. – С. 97-105.

Совершенно иначе подходит к этому типу Чернышев­ский. Его роман “Что делать?” вообще является полемиче­ским по отношению к консервативной и либерально-дворян­ской литературе, и в трактовке женского вопроса Чернышев­ский тоже полемичен. Его Вера Павловна нисколько не похо­жа на ту же Кукшину, хотя и является образцом эмансипиро­ванной женщины. Она прежде всего нормальная женщина, ни при каких обстоятельствах не утрачивающая женственно­сти, но прибавляющая к ней такие качества, которые счита­лись традиционно чисто мужскими: здравый и тонкий ум, стремление работать, образованность, самостоятельность. Это, безусловно, положительный герой романа Чернышевского. Чернышевский стремится доказать, что в эмансипации, осво­бождении женщины нет ничего чудовищного или противоес­тественного, что свобода и равноправие женщины – не­пременное условие социально гармонического общества. Примечательно, что любовь у Чернышевского является прове­рочной ситуацией, но из нее герои выходят с честью, и прежде всего благодаря “теории разумного эгоизма”, которая выра­жает сущность морали “новых людей”. “Свободная любовь”, по Чернышевскому, – это прекрасно и разумно, это – прояв­ление уважения к женщине и признание ее неотъемлемых прав. Но истинно свободная любовь возможна лишь в свобод­ном обществе, а потому подлинное освобождение женщины лежит на путях социальной революции.

Глоссарий:

  • образ веры павловны в романе что делать
  • образ веры павловны и женский вопрос в романе что делать
  • вера павловна в романе что делать

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Образ Веры Павловны и его роль в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?” I. Вступление Вера Павловна – главная героиня романа: именно ее био­графия последовательно прослеживается автором,...
  2. Лопухов Лопухов Дмитрий Сергеевич – один из главных героев романа Н. Г. Чернышевского “Что делать?”, муж и друг Веры Павловны, студент медицинской академии, сын рязанского...
  3. Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” был написан в Алексеевском равелине в период с 14 декабря 1862 по 4 ап­реля 1863 года и опубликован в...
  4. На том отрезке жизни Печорина, который дан в романе на его пути встречаются четыре жен-шины: девушка-контрабандистка (“Тамань”), Бэла (“Бэла”), Мери и Вера (“Княжна Мери”), Образ...

«Что делать?» Николая Гавриловича Чернышевского - один из моих любимых романов. Об этом романе спорили и в ХIХ веке, и в ХХ, и в ХХI.

Ещё в ХIХ веке В.Гаевский писал о том, насколько противоречивые были отзывы и сам высказывал своё мнение. Оно было таким: «В нашей литературе ещё не было высказано такого горячего сочувствия к судьбам женщины, как в романе г.Чернышевского, сочувствия, источником которого служило не поэтическое раздражение, а светлый, гуманный и практический взгляд, выработанный наукою и обществом»(Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей, стр.275-276). В таком же ключе была написана и статья У. Ц-ской «Что мешает женщине быть самостоятельной».

Поэт-сатирик В.Курочкин, в конце 20 века ставший вновь знаменитым, был одним из первых, кто бросился на защиту романа. Его стихотворные сатиры «Молодая жена! Ты «Что делать?» взяла?» и «Нет, положительно роман «Что делать?» не хорош!» были широко известны в 60-е годы 19 века.

Д.Писарев отметил, что «роман был «знаменем» прогрессивного направления» (. Пинаев М.Т. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Комментарий. Москва. «Просвещение». 1988, стр.29). Н.Лесков либо не воспринял, либо проигнорировал революционный пафос «Что делать?», но безоговорочно одобрил «именно этический облик «новых людей» как в общественно-трудовой, так и в семейной сфере их деятельности» (Н.Чернышевский. Что делать? Книга для ученика и учителя. М,: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000, стр.639).

В романе «Что делать?» есть важные мысли, которые мне нравятся, - мысли о том, что все люди должны трудиться; что не должно быть эксплуатации человека человеком; что каждый человек должен развиваться, много читать; что женщина должна иметь равные права с мужчиной; что женщина с мужчиной могут разойтись, если разлюбят друг друга (в то время эта мысль тоже была крайне важной - вспомните «Живой труп» Льва Толстого).

В конце 19 и начале 20 века роман «Что делать» был очень популярным.

«Для русской молодёжи, - вспоминает П.Кропоткин, - повесть была своего рода откровением и превратилась в программу… Ни одна из повестей Тургенева, никакое произведение Толстого или какого-нибудь другого писателя не имели такого широкого и глубокого влияния на русскую молодёжь, как эта повесть Чернышевского. Она сделалась своего рода знаменем для русской молодёжи» (Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. Издательство «Художественная литература». Москва. 1972, стр.271). А «5 сентября 1872 года, совет Главного управления по делам печати недвусмысленно констатирует: «В романе «Что делать?»… проводились идеи нового социального порядка, имевшие гибельное влияние на современное молодое поколение»(Пинаев М.Т. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Комментарий. Москва. «Просвещение». 1988, стр.26). «Такое значение романа и судьба его автора привлекли к нему сочувствие молодого поколения…»(Пинаев М.Т. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?», стр.26).

Я думаю, что роман был популярен не только потому, что он давал рецепты социального устройства общества, но и потому, что в нем показана необыкновенная, сильная любовь Лопухова, способная к самопожертвованию. В литературе можно найти много женских образов, которые жертвуют собою ради любви, но мужчина…

А мужчина - особый, он из тех женихов, которых надо выбирать Верочке.

Помню, много лет назад читала о том, что благодаря роману «Что делать?» многие революционеры нашли свое семейное счастье.

Ведь не секрет, что семейная жизнь получается хорошей только тогда, когда люди придерживаются одинаковых взглядов. А в этом произведении целая система правильных взглядов на жизнь. Вот люди и находили свое личное счастье при помощи книги Чернышевского.

Вы любите «Что делать?»?

Да, очень.

А я выбираю себе женихов только из тех, из ее женихов.

Тогда, не пойти ли нам прогуляться по городу? Сегодня такая погода!

Печально, но в наши дни на просторах Интернета я видела статью, отрицающую в произведении главную идею - идею социальной справедливости. Вместо этого автор пытался убедить читателей в том, что этот роман только любовный. Ну что же, тогда и я переиначу - это роман о том, что можно любить только тех людей, которые выступают против несправедливого общества и пытаются его улучшить. И роман этот написан очень образованным человеком, Чернышевский много знал и много учился.

Ещё учась в институте, он так прекрасно владел латынью, что пел старинные, древние римские песни, читал в подлиннике Квинтилиана, а А. А. Тахо-Годи писала о том, что фразу из сочинения Плиния Н.Г.Чернышевский использовал в статье «Капитал и труд».

Современен ли роман Чернышевского? Похоже, что авторы книги для ученика и учителя, изданной в 2000 году (Н.Чернышевский. Что делать? Книга для ученика и учителя. М,: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000, см. стр.697), сомневаются в этом. У меня очень большой круг друзей и знакомых. И я решила поспрашивать об этом своих друзей по электронной почте. И что же?

Из 10 опрошенных трое сразу же написали о том, что роман современен.

И героиня необычна. А у необычной героини - необычные сны. Что же представляет из себя Вера Павловна Розальская?

Начнём с прототипов Веры Розальской. Ими явились невеста Чернышевского Ольга Сократовна Васильева и М.А.Бокова-Сеченова. Ольга Васильева была девушкой умной, красивой и образованной. Некоторые разговоры с ней Николай Гаврилович ввёл в сюжет своего романа. В письмах из ссылки, утешая жену, Чернышевский «указывал на большую привлекательность её бесед для таких учёных, как Пекарский, Срезневский, Котляревский» (Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. Издательство «Художественная литература». Москва. 1972, стр.262). Что же касается, Боковой-Сеченовой, то «она была одной из первых женщин в России, посвятивших себя медицине» (Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Книжное издательство «Эльбрус». Нальчик. 1973.Исследования и другая литература по данной теме, стр.25).

И всё-таки подробнее, что за человек эта Вера Павловна?

Литературовед В.В.Смирнова решила показать своеобразие этой героини, сравнивая её с другой героиней, с Ларисой Огудаловой из драмы Островского «Бесприданница».

Почему именно их? Смирнова считает, что у обеих героинь похожие сюжетные ситуации: одна выходит «из подвала», другая убегает из «цыганского табора», но для первой всё разрешается успешно, а для второй заканчивается трагически. «Основанием для такого сопоставления служит сходство личностных обликов героинь Н.Г.Чернышевского и А.Н.Островского: обе они - натуры самобытные, глубокие, сильные, страстные; обе находятся в состоянии конфликта, чрезвычайно обострившегося, с окружающей их системой общественных отношений, диктующей свои жизненные нормы, толкающей героинь на проторенный веками господства интересов выгоды, идола денег путь превращения в вещь, предназначенную для купли-продажи. Из этой предопределённости обе стремятся вырваться к живой искренности подлинных человеческих отношений, к жизни яркой, полнокровной, в которой бы реализовались их внутренние душевные стремления к счастью. Обе видят путь к этому прорыву в любви и поддержке со стороны другого человека» (Александр Павлович Скафтымов в русской литературной науке и культуре. Статьи, публикации, воспоминания, материалы. ИЗДАТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, стр.171). «Но между ними, есть и различия», - констатирует далее Смирнова. И эти различия заключены «в представлениях героинь об искомом счастье, идеале жизни, о любви; в силе власти над ними отвергаемого ими, враждебного мира; в цельности личности одной и противоречивости - другой; в художественных способах изображения» (Александр Павлович Скафтымов в русской литературной науке и культуре, стр.171).

В обоих произведениях красоту главных героинь хотят превратить в вещь. Чернышевский с возмущением пишет о том, «что Верочке грозит стать «куклой», «туфлей»; в «Бесприданнице» Кнуров и Вожеватов сравнивают Ларису с дорогим бриллиантом" Александр Павлович Скафтымов в русской литературной науке и культуре, стр.175), а «Паратов фактически не делает разницы между Ларисой и пароходом «Ласточкой»: «для меня <…>ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно» (Александр Павлович Скафтымов в русской литературной науке и культуре, стр.175). Вспомним ещё и о том, что Жюли предлагала Вере Павловне стать актрисой, то есть тоже продать свою красоту.

Из данных произведений мы видим общераспространённость отношения купли-продажи «к умной, красивой, бедной девушке…» (Александр Павлович Скафтымов в русской литературной науке и культуре. Статьи, публикации, воспоминания, материалы. ИЗДАТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, стр.175).

Кроме красоты и ума Николай Гаврилович наделил свою героиню ещё и образованностью. И об этом нельзя забывать. Марья Алексееевна дала ей возможность получить образование, для того чтобы впоследствии подороже её «продать». Вера четыре года проучилась в пансионе, знает два иностранных языка, много читает, играет на фортепиано. И, видимо (даже в доме у матери), много думает и анализирует, в отличие от Ларисы Огудаловой.

Итак, перед нами натура цельная, умная, образованная и красивая. Ну, а зачем же красивая, если не пошла в актрисы? Уверена, Чернышевский обоснованно дал ей эту грузинскую красоту. Была бы она некрасива, можно было бы её общественную активность «списать» на блёклую внешность, мол, чем ещё ей некрасивой заниматься, кроме мастерской и медицины! Эдакий синий чулок!

А вот получившийся портрет главной героини почти волшебен. А волшебной героине нужно волшебство, сказочность, и они являются к ней в снах.

Сны Веры Розальской органично связаны с сюжетом романа. И темами снов являются темы, с которыми герои сталкиваются в реальности.

И первой темой я бы назвала тему любви. Это важная, но не главная тема в романе.

Интересно, что в романе «Что делать?» Николай Гаврилович учит тому, что такое настоящая любовь устами Дмитрия Лопухова. Вот его слова: «Скорее умру, чем - не то что потребую, не то что попрошу, - а скорее, чем допущу, чтобы этот человек сделал для меня что-нибудь, кроме того, что ему самому приятно; умру скорее, чем допущу, чтобы он для меня стал к чему-нибудь принуждать себя, в чём-нибудь стеснять себя». Вот такая страсть, которая говорит так, это - любовь» (Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Книжное издательство «Эльбрус». Нальчик. 1973.Исследования и другая литература по данной теме, стр.102).

Чернышевский поднимает проблему второстепенной роли женщины, женского бесправия. Он очень хотел показать, что женщина имеет право на счастье, на любовь. Чернышевский очень переживал за женщин, не случайно он восхищался драмой Лессинга «Мисс Сара Сампсон». Ведь там изложена «история страданий девушки, нарушившей установления официальной морали и отдавшейся чувству…»(Артамонов С.Д. История зарубежной литературы 17-18 веков. Москва. «Просвещение». 1988, стр.508) . Сара, «презревшая мнение света, полагает, что в вопросах любви первенствующее значение имеет голос сердца, а не какие-либо побочные мотивы» (Артамонов С.Д. История зарубежной литературы 17-18 веков, стр.508).

Восхищался Николай Гаврилович и произведениями Ж.Санд. В них писательница с пафосом прославляла и защищала любовь, а Чернышевский выдвинул на «первый план повышение общего духовного развития женщины и главное - развития интеллектуального» (Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. Издательство «Художественная литература». Москва. 1972, стр.229).

Об эмансипации женщины до Чернышевского писали также мадам де Сталь, Герцен, Дружинин, часто роман в этом плане сравнивают и с романом Тургенева «Отцы и дети», но «Что делать?» оказался выше их и «по глубине и социальной конкретности в обсуждении и решении вопроса»(Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. Издательство «Художественная литература». Москва. 1972, стр.269).

Почему так вышло?

Чернышевский родился в Саратове. Там ещё в детстве он видел бездушное отношение к женщинам. Особенно ему запомнился случай, когда «один «праведник» - жестокий тиран своей жены - отправился вместе с ней на богомолье в Киев - сам сидит, а жену гонит с телеги: «Слезай, лошади тяжело, ступай пешком». «Матвей Иванович, - взмолилась бедная женщина, ты в сапогах, да и то не слезешь, а я в башмаках как буду идти по такой грязи?» - «Мне, подлячка, можно сидеть, на мне грехов нет, а тебе надо пешком идти, чтоб усердием этим искупить свои грехи»…(Смолицкий В.Г. Из равелина. О судьбе романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Москва. 1977. Издательство «Книга», стр.12-13).

Женщина во всём зависела сначала от родителей, а потом от мужа. Сделать что-то по-своему было довольно трудно, всюду её ожидали уголовные наказания, так в статье 1549 Уложения о наказаниях говорилось о похищении незамужней с её согласия; в статьях 1554 и 1555 - о двоебрачии с подлогом и без подлога; в статье 1556 - о вступлении в брак без согласия родителей; в 1592 - об упорном неповиновении родительской власти; в статьях 998 и 999 - о сводничестве мужьями своих жён; и в статьях 976 и 977 - об употреблении чужих паспортов. Не случайно борьба за раскрепощение женщин стала составной частью борьбы за справедливость в 60-е годы!

Как манифест шестидесятников 19 века звучат слова Веры Павловны: «Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова…»(Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Книжное издательство «Эльбрус». Нальчик. 1973. Исследования и другая литература по данной теме, стр.72). Она не хочет быть «лакейкой», она не хочет жить в «праздности, роскоши и гнусности» (слова, сказанные Жюли о своей жизни), она не хочет жить «на счёт мужчины», Вера Павловна хочет новой жизни - настоящей любви, семейного счастья и труда на благо Родины.

Веками женщине дозволялось трудиться только дома, выполнять только домашнюю работу: варить, стирать, убираться, шить. Но в 19 веке появились первые «ласточки», те, кто хотел трудиться и вне дома.

В России первым русским женщинам, получившим диплом врача, Н. П. Сусловой (1867)и М. А. Боковой-Сеченовой (1871), пришлось заканчивать образование в Цюрихском университете. «В Петербурге в это время врачом стала лишь В. А. Кашеварова-Руднева (1848-1909), которая при стечении исключительных обстоятельств была зачислена в Медицинскую академию как «стипендиатка башкирского народа», закончив её с золотой медалью в 1868 году»(№8, стр.234).

К сожалению, проблема неравноправия женщин стояла и в 20 веке, не исчезла она и теперь. После развала социалистической системы эта проблема даже обострилась ещё больше. Теперь мы имеем женщин, которых посылают на добровольную смерть. И воспитывают в соответствующем духе. Это шахидки.

Но вернусь к роману Чернышевского. В художественно-символических картинах первого сна Веры Павловны утверждается типологическое единство и взаимосвязь личного освобождения героини и общественной эмансипации женщин. Активную роль в сновидении играют образы-символы. Верочка прозревает духовно и готова освобождать других девушек из тёмного подвала. И действительно, впоследствии мы увидим, как пример Веры и её деятельности будет влиять на жизни Крюковой, Кати Полозовой и многих других.

Вере снится и Марья Алексеевна. «Марья Алексеевна, хотя и грязь, но со здоровыми элементами; она трудилась по-своему, заботилась о куске хлеба, боролась за сносные условия жизни»(Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. Издательство «Художественная литература». Москва. 1972, стр.257).

Чернышевский показывает нам, как живут другие русские женщины, те, которые не воруют, как Марья Алексеевна. Перед нами бледная дряхлая женщина и бедная девушка на содержании офицера. «Смотрите, может быть и хуже», - как бы говорит нам автор. И вот перед нами Вера, которая не может найти работы, так как образования у неё нет. И значит, голодать ей или в проститутки идти…

Второй сон Веры Павловны начинается с беседы о необходимости дренажа, революции, а кончается революционной французской песней. И заметьте, её поют женщины. «Будем учиться и трудиться, будем петь и любить, будет рай на земле» (Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Книжное издательство «Эльбрус». Нальчик. 1973.Исследования и другая литература по данной теме, стр.38).

К «Четвертому сну» Веру ведёт долгая дорога. Но уже в самом начале этого пути она задумывается о справедливости и спрашивает Дмитрия: «Не будет? (бедных - Н.Д.) - перебила Верочка. - Я и сама думала, что их не будет…» (Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Книжное издательство «Эльбрус». Нальчик. 1973.Исследования и другая литература по данной теме, стр.99). А после этого разговора думает: «Да, вот хорошо будет, когда бедных не будет, никто никого принуждать не будет, все будут весёлые, добрые, счастливые…» (Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Книжное издательство «Эльбрус». Нальчик. 1973.Исследования и другая литература по данной теме, стр.104). Читатель в тот момент удивлялся, вот ведь какая героиня, молоденькая, ей бы о любви думать, а она…

Вдруг швейную мастерскую затеяла.

Героиня думает о женской судьбе в России. «Нам формально закрыты почти все пути гражданской жизни» (Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Книжное издательство «Эльбрус». Нальчик. 1973.Исследования и другая литература по данной теме, стр.377). «Нет, пока женщины не будут стараться о том, чтобы разойтись на много дорог, женщины не будут иметь самостоятельности» (Чернышевский Н.Г. «Что делать?», стр.378). «Мой муж медик. Он отдаёт мне всё время, которое у него свободно. С таким мужем мне легко попытаться, не могу ли я стать медиком. Это было бы очень важно, если бы явились наконец женщины-медики» (Чернышевский Н.Г. «Что делать?», стр.378). И, занявшись медициной, Вера думает: «Через несколько лет я уж буду в самом деле стоять на своих ногах». И тут Николай Гаврилович восхищается своей героиней. «Это великая мысль. Полного счастья нет без полной независимости» (Чернышевский «Что делать?», стр.379), - пишет он.

Чернышевский восхищается, а мне грустно. Я вижу ряды женщин, бегающих по массажным салонам, продавшихся в замужество за побрякушки. И очень обидно мне. Могли бы жить иначе…

В четвертом сне автор показывает исторические этапы в жизни женщин. Ещё «К. Маркс и Ф.Энгельс в работе «Святое семейство» с сочувствием отмечали слова Фурье, утверждавшего, что «развитие данной исторической эпохи всегда можно определить степенью продвижения женщины по пути к свободе…Степень эмансипации женщины есть естественное мерило общей эмансипации» (Пинаев М.Т. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Комментарий. Москва. «Просвещение». 1988, стр.232-233). Видимо, поэтому сначала Николай Гаврилович рассказывает о жизни женщин в разные эпохи, а потом уже переходит к жизни всех людей. Здесь важно отметить, что автор «считал, что окончательно решить женский вопрос можно только после коренного изменения общественной системы» (Пинаев М.Т. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?», стр.233).

И вот сначала перед нами женщина-рабыня, затем полурабыня, затем женщина из рыцарских времён. У рабыни «сладострастие и раболепство в её лице, сладострастие и бессмыслие в её глазах» (Чернышевский Н.Г. «Что делать?», стр.393). Она должна любить своего господина, потому что он купил её. Если она не будет любить его, он её убьёт. «Всё тогда решалось силою» (Чернышевский Н.Г. «Что делать?», стр.297).«Нет здесь равенства», - говорит светлая красавица. «Потом женщине поклонялись, как источнику наслаждений, но не признавали в ней человеческого достоинства, - объясняет далее красавица. - А без свободы счастия нет». А в рыцарские времена мужчина любил женщину, «пока не касался к ней» (Чернышевский Н.Г. «Что делать?», стр.395). Он охотился, уезжал на войну, пировал, насиловал вассалок, а она сидела дома взаперти, да ещё - добавлю от себя - в поясе верности, потому что он не доверял ей.

Но с веками «мужчина становился разумнее» (Чернышевский Н.Г. «Что делать?», стр.398),а «женщина твёрже…» (Чернышевский Н.Г. «Что делать?», стр.398).

И вот мы достигли счастья при социализме. Советская женщина трудилась, училась, занималась семьёй. И государство ей в этом помогало - открыло огромное количество прачечных, химчисток. Детей можно было определить в детский сад и в ясли. И все эти услуги были недороги, доступны в денежном плане. И досуг можно было провести хорошо. Сколько было самодеятельных коллективов! Они и сейчас есть, но тогда их было в разы больше. Каждый крупный завод имел свой Дом Культуры (читайте в моём блоге «Где вы, заводы?»).

И советская женщина была нравственной. Много раз слышала о том, что фашисты удивлялись количеству целомудренных русских девушек в концлагерях.

Но зараза с Запада постепенно проникала в страну. Курящие француженки - это модно… Да, они курили потому, что денег не было на полноценное питание. И дошли до картины ужасной. Девочки и девушки чаще курят, чем юноши. А это грозит бесплодием и нездоровыми детьми.

А проституция? Сразу вспоминается Сонечка Мармеладова. Её семье нечего было есть и не на что жить. Такое и сейчас есть, стоит только отъехать от Москвы. Но сейчас занятие древнее привлекает и для того, чтобы жить побогаче. С голоду не умираю, а на улице стою… Надо же выглядеть модно!

Верочка, и не снилось тебе в светлых снах твоих, что произойдёт освобождение женщины, а потом её снова закрепостят, да ещё будут краской поливать, если не по канонам одета, или, как в Афганистане камнями до смерти забивать, за то, что сбежала с любимым мужчиной. И сутенёры будут бить её и над ней издеваться!

"В январе 2013 года замминистра внутренних дел РФ Игорь Зубов, выступая в Госдуме, заявил, что в России в занятия проституцией вовлечено более 1 млн человек".

Женщина для «новых людей» - товарищ и единомышленник. Лопухов отходит от Веры Павловны, подавляя в себе зоологическую ревность и эгоистическое самолюбие. Он поступает с разумным учетом истинных потребностей, каждого в отдельности и всех вместе.

Новое отношение к любви

Любовь для них источник творчества. Это светлое чувство укрепляющее и вдохновляющее на труд, борьбу и подвиги: «если бы во мне был какой-нибудь зародыш гениальности, я с этим чувством (любовь) стал бы великим гением». Для новых людей только тот любит, «у которого светлеет мысль и укрепляются руки; любовь в том, чтобы помогать возвышению и возвышаться...». Показывая ситуации любовного треугольника, Чернышевский иронически опровергает упреки «проницательных читателей», что он пропагандирует безнравственность и разводы.

Отличие «новых людей» от «лишних» людей: на смену пассивным и оторванным от народа лишним людям (мыслителям по преимуществу) пришли энергичные, волевые, деловые, активные выходцы из демократических слоев, мыслители и борцы одновременно: «Каждый из них человек отважный, неколеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело. И с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, поэтому на него всегда можно положиться».

    Нетрадиционная и непривычная для русской прозы XIX века завязка сюжета, более свойственная французским авантюрным романам, - загадочное самоубийство, описанное в первой главе «Что делать?», - была, по общепринятому мнению всех исследователей, своего...

    Николай Гаврилович Чернышевский - создатель произведения особого жанра - художественно-публицистического романа «Что делать?». В нем писатель постарался ответить на вечные вопросы русской литературы. Раскрытию замысла писателя способствуют сны героини...

    Николай Гаврилович Чернышевский - создатель произведения особого жанра - художественно-публицистического романа “Что делать?”. В нем писатель постарался ответить на вечные вопросы русской литературы. Раскрытию замысла писателя способствуют сны героини...

    Если есть на свете “крылатые” фразы, то должны быть и “крылатые” вопросы. Вечно парят они в воздухе, которым дышит человек разумный. Мне кажется, что умение правильно поставить вопрос так же важно, как ответить на него. Например, английская литература...

  1. Новое!

    Н. Г. Чернышевский в своем романе "Что делать?" необычный упор делает на здравомыслящем эгоизме. Почему же эгоизм разумный, здравомыслящий? На мой взгляд потому, что в этом романе мы впервые видим "новый подход к проблеме", "новых...

Женский вопрос

комплекс социальных проблем, включающий проблемы положения женщины в обществе и семье, охраны материнства и младенчества, путей освобождения женщины от угнетения. Ж. в. в марксистско-ленинском понимании - часть вопроса об условиях победы социалистической революции и построения коммунистического общества.

Подчинённое, бесправное или неполноправное положение женщины в семье и обществе, освященное религией, характерно для всех классовых антагонистических формаций. Капитализм создал условия для всё большего вовлечения наёмного женского труда в общественное производство, но подверг женщину дискриминации в отношении оплаты труда, сохранил её прежнее подчинённое положение в семье, социальное и культурное закрепощение и породил Ж. в. как неотъемлемую часть вопроса общесоциального и рабочего вопроса, в частности. «... Женская половина рода человеческого при капитализме угнетена вдвойне. Работница и крестьянка угнетены капиталом и сверх того они даже в самых демократических из буржуазных республик остаются, во-первых, неполноправными, ибо равенства с мужчиной закон им не дает; во-вторых, - и это главное - они остаются в “домашнем рабстве”, ”домашними рабынями“, будучи задавлены самой мелкой, самой черной, самой тяжелой, самой отупляющей человека работой кухни и вообще одиночного домашне-семейного хозяйства», - отмечал В. М. Ленин в 1921 (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 368-69). Эта характеристика условий жизни женщины в капиталистическом обществе в значительной мере сохраняет свою силу, несмотря на известное улучшение её положения после 2-й мировой войны, связанное с общим подъёмом рабочего и общедемократического движения.

Вовлечение женщины при капитализме в общественное производство, с одной стороны, и сохранение её бесправного положения - с другой, порождают известную противоречивость в отношении буржуазного общества к женщине. Идеологические предшественники Великой французской революции видели в угнетённом положении женщины нарушение «естественных прав человека». Горячий сторонник женского равноправия А. Кондорсе, один из выразителей идеологии французской буржуазии периода Великой французской революции, выступавшей в то время под лозунгами «свободы, равенства, братства», рассматривал рабское положение женщин как следствие глубоко укоренившихся предрассудков во взглядах на женщину и, игнорируя, как и др. буржуазные авторы, классово-экономические корни Ж. в., видел путь к эмансипации женщины в юридическом равноправии и в воспитании [позднее с защитой сходных взглядов выступил английский философ, экономист и социолог Дж. С. Милль - автор книги «О подчинении женщины» (1869)]. В годы Великой французской революции, которая нанесла сокрушительный удар феодальным отношениям, были приняты законы, несколько улучшавшие правовое положение женщины. Так, в 1791 был принят закон о женском образовании. Декретом от 20 сентября 1792 женщине были предоставлены некоторые гражданского права. В апреле 1794 Конвентом был принят закон, направленный на облегчение разводов. Но уже в годы термидорианской реакции эти завоевания были существенно урезаны.

Кодекс Наполеона (1804) и буржуазные гражданские кодексы в других странах резко ограничивают гражданские права женщины, ставят её в подчинённое мужчине положение в вопросах о семье, браке, разводе, родительской власти, имуществе.

Юридическое и фактическое бесправие женщины нашло теоретическое «обоснование» в трудах многих буржуазных авторов. По мнению французского философа О. Конта, сторонника т. н. биологической теории, весьма распространённой в буржуазной литературе, неравноправное положение женщины в обществе определяется «естественной слабостью женского организма»; общественного равенства между мужчиной и женщиной, по мнению Конта и многих др. буржуазных авторов, не может быть; исключительное призвание женщины - семейные обязанности. Подобная биологическая трактовка Ж. в., объявляющая его вечным и неразрешимым, распространена в капиталистических странах с теми или иными модификациями и поныне.

В конце 19 - начале 20 вв. в Германии и др. странах получила распространение буржуазно-мещанская «теория» трёх «К» (немецкое Kirche, Küche, Kinder - церковь, кухня, дети), которыми, по мнению приверженцев этой «теории», должен ограничиваться круг интересов женщины. Эта концепция была позднее в основном воспринята фашистами. Она близка, с определёнными коррективами, взглядам некоторых современных буржуазных теоретиков Ж. в., которые приводят в качестве «довода»-против участия женщины в общественном производстве и общественной жизни соображения о физиологических особенностях женщины как матери или будущей матери.

Однако закономерности развития капиталистического общества, так же как и развитие науки, техники и культуры, втягивающие женщин в производство, культурную и общественную деятельность, выявляют несостоятельность подобных концепций, что было раскрыто идеологами революционной демократии и особенно идеологами пролетариата. Социалист-утопист Ш. Фурье показал, что степень освобождения женщины есть мерило всякого освобождения в каждом данном обществе. В отличие от буржуазных защитников женского равноправия, социалисты-утописты (Сен-Симон, Оуэн, Фурье и др.) понимали связь между угнетённым положением женщины и характером буржуазного общества: женская эмансипация - важный пункт их планов переустройства общества. Русские революционные демократы 19 в. сделали ещё один шаг вперёд в подходе к Ж. в. они отметили исключительную важность вовлечения женщины в общественную жизнь и призвали её к активной революционной борьбе.

Наиболее ярким защитником раскрепощения женщины среди русских революционеров демократов был Н. Г. Чернышевский, в романе которого «Что делать?» выведен образ женщины, вырвавшейся из узкого семейного круга и завоевавшей себе право на независимое существование и активную общественную деятельность. Однако путь к освобождению, намеченный в романе Чернышевского, отражает элементы утопизма, содержащиеся в его учении.

К. Маркс и Ф. Энгельс впервые вскрыли классовые корни Ж. в. и показали, что решение его в пользу трудящихся женщин в капиталистическом обществе невозможно, что первым условием действительного освобождения женщины является уничтожение строя капиталистической эксплуатации. Основанные на их идеях решения 1-го Интернационала об охране труда работниц не только раскрывали связь угнетённого и униженного положения женщин с частной собственностью на средства производства и эксплуатацией человека человеком, но и показывали несостоятельность прудонистского подхода к Ж. в. (Прудон и его сторонники выступали против участия женщины в общественно полезном труде), создавали теоретическую базу для развития пролетарского женского движения. Маркс, Энгельс и Ленин рассматривали угнетённые массы трудящихся женщин как величайший резерв пролетарской революции. «Пролетариат, - писал В. И. Ленин, характеризуя диалектическую связь между пролетарской революцией и решением Ж. в., - не может добиться полной свободы, не завоевывая полной свободы для женщин» (там же, т. 40, с. 158). Исключительно важную роль в пропаганде и развитии марксистских взглядов по Ж. в. сыграла книга А. Бебеля «Женщина и социализм» (1879). Существенный вклад в марксистскую постановку Ж. в. внесли труды и деятельность К. Цеткин, Н. К. Крупской и др.

Потребности капиталистического производства, развитие демократического и пролетарского движения, в частности женского движения (См. Женское движение), содействовали определённому прогрессу в законодательстве о женском образовании и женском труде (См. Женский труд), а также некоторому общему улучшению правового положения женщины. Так, например, в Великобритании ещё в 1847 был издан закон об ограничении 10 часами рабочего дня для женщин, что рассматривалось основоположниками марксизма как крупный успех рабочего класса; за ним последовали новые законы об охране женского труда. Женщинам стал открываться доступ в профсоюзы (конгресс тред-юнионов принципиально решил этот вопрос в 1889). Стали создаваться женские средние школы, первоначально исключительно для девушек из состоятельных семей. Во 2-й половине 19 в. женщинам в Великобритании был открыт доступ к профессии учительницы, а позднее - и к другим профессиям. В 1858 женщины получили право развода (но до 1938 женщина имела меньше прав, чем мужчина, в вопросах развода), в 1870-1900 - ряд уступок в области гражданского права. Женщины-налогоплательщицы получили в 1869 ограниченное право участия в муниципальных выборах. В 1918 в Великобритании замужним женщинам, женщинам - съёмщицам квартир и обладательницам университетских дипломов в возрасте старше 30 лет было предоставлено избирательное право; но только в 1928 право участвовать в выборах получили все женщины, достигшие 21 года. Однако, несмотря на некоторое улучшение формально-юридического статуса женщины в Великобритании, здесь сохраняется открытая дискриминация женщин в области оплаты труда. В США женщины получили доступ к профессии учительницы уже в 1-й половине 19 в., а в 50-70-е гг. - к т. н. свободным профессиям. В 1848 замужние женщины получили в США право иметь собственность. Но законодательное ограничение рабочего дня женщин было впервые введено только в 1874 в штате Массачусетс. С 1880 женщин начали принимать в «мужские» профсоюзы. В 1920 вступила в силу 19-я поправка к конституции США о недопустимости ограничения избирательных прав для женщин. Во Франции женские лицеи были открыты по закону 1880, а первый закон, регулирующий условия женского труда, был принят в 1892 (закон устанавливал 11-часовой максимальный рабочий день; в 1904 рабочий день для женщин был сокращён до 10 часов). Вносившиеся во Франции с 1848 законопроекты об избирательном праве для женщин не имели успеха в течение почти 100 лет. Лишь в 1944 французским женщинам было предоставлено избирательное право. В Германии избирательное право было впервые предоставлено женщинам Веймарской конституцией 1919. Приход гитлеровцев к власти в 1933 повлек за собой лишение женщин тех политических и социальных завоеваний, которых они добились в ходе длительной и упорной борьбы. В царской России женщины были лишены избирательных прав в Государственную думу, а также в т. и. органы местного самоуправления. Несмотря на распространённость женского труда, в России до 80-х гг. совершенно отсутствовало законодательство по его охране. Рабочий день в отраслях производства, где преобладал женский труд, был длиннее, чем в отраслях, где были заняты мужчины, а оплачивался он почти вдвое ниже, чем мужской. Действовавшее в России законодательство ставило женщину в подчинённое положение в семье. Февральская революция 1917 предоставила женщинам избирательное право, сохранив их неравенство в области гражданского права.

Условия для подлинного решения Ж. в. были впервые в истории созданы в Советском государстве, рожденном Великой Октябрьской социалистической революцией. В первые же месяцы существования Советской власти были отменены все законы, закреплявшие неравенство женщин. Постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства, принятое 2-м Всероссийским съездом Советов , предусматривало участие организаций работниц, наряду с др. массовыми организациями, в управлении государством. Политическое равноправие женщин было закреплено в первой советской конституции (1918). Рядом актов 1917-18 Советская власть полностью уравняла женщину с мужчиной в трудовом праве, правах гражданских, семейно-брачных, в области образования, приняла меры по охране женского труда, материнства и младенчества, закрепила принцип равной оплаты за равный труд. В результате создания социалистических производственных отношений, индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, культурной революции было в основном осуществлено фактическое равенство женщины с мужчиной в советском обществе (особенно большие трудности пришлось преодолеть в борьбе за раскрепощение женщин Советского Востока, где на его пути стояли вековые традиции рабского положения женщины). Права женщин зафиксированы в ст. 122 Конституции СССР: «Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни». Возрастающая многообразная государственная помощь женщине-матери обеспечивает женщине возможность пользоваться этими правами. Сеть учреждений, созданных для охраны матери и ребёнка, растет из года в год. В 1971 в постоянных детских садах и яслях находилось 9,5 млн. детей (в 1914-4,5 тыс.). В 1956 отпуск по беременности и родам был увеличен с 77 до 112 дней. Пенсии по старости предоставляются женщине на 5 лет раньше мужчин и при меньшем (на 5 лет) стаже работы (многодетные матери пользуются дополнительными льготами по пенсионному обеспечению).

В СССР глубоко укоренилось уважение к женщине как к равноправному и деятельному гражданину социалистического государства. Женщины (53,9% населения СССР в начале 1971) составляли в 1970 51% численности рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве страны (24% в 1928), 48% работников, занятых в промышленности. Среди специалистов с высшим и средним специальным образованием в 1968 было 58% женщин (с высшим образованием 52%, со средним специальным образованием - 63%), причём число их возросло по сравнению с 1928 в 58 раз. 31% инженеров, 38% техников, 72% врачей (до революции 10%), 69% педагогов и культурно-просветительских работников, 39% научных работников - женщины (1968). Среди избранных 14 июня 1970 депутатов Верховного Совета СССР 8-го созыва 463 женщины (30,5%; среди депутатов Верховного Совета 1-го созыва, избранного в 1937, их было 16,5%). Женщины составляют 45,8% депутатов местных Советов депутатов трудящихся (выборы 1971). Научно-технический прогресс содействует освобождению женщин от домашнего труда и их дальнейшему вовлечению в производственную и общественную деятельность.

Решение Ж. в. в СССР имеет огромное международное значение. Опыт решения Ж. в. в СССР был использован др. социалистическими странами. Законодательство этих стран гарантирует равноправие женщин. Женщины широко используют право на труд, образование, участие в общественно-политической жизни.

Эмансипация женщин в социалистических странах в целом осуществлена. Однако устранение остатков фактического неравенства женщины в быту - длительный процесс, который будет завершен в результате осуществления постепенного перехода от социализма к коммунизму. Программа КПСС предусматривает создание всех социально-бытовых условий, позволяющих выполнить эту задачу.

Под влиянием примера социалистических стран, прежде всего СССР, общего роста демократических и социалистических сил и новых потребностей, вызванных к жизни научно-технической революцией, дальнейшие существенные изменения происходят в положении женщин во всём мире. Права, за которые женское движение вело борьбу в течение десятилетий (избирательное право, право на труд и др.), признаны в большинстве капиталистических стран, в молодых независимых государствах и провозглашены в ряде международных документов, в том числе в Уставе ООН (1945), в резолюции (1946) и конвенции (1952) о политических правах женщин, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, в Декларации ООН о ликвидации дискриминации женщин (1967), в конвенции Международной организации труда о равной оплате за равный труд (1951) и в её рекомендации о труде женщин с семейными обязанностями (1965).

Наибольшие изменения достигнуты в странах развитого капитализма и в развивающихся странах в борьбе за юридическое равноправие женщин, в первую очередь в области политических прав. Если до 1917 только в 6 странах (Новая Зеландия, Австралия, Финляндия, Норвегия, Дания, Исландия) женщины имели избирательные права, а в 1917-20 их получили женщины примерно ещё в 11 странах, то в начале 1970, по данным ООН, в 121 стране женщины имели право избирать и быть избранными во все органы государственной власти. Участие женщин в политической жизни после 2-й мировой войны значительно усилилось. Но процент женщин в парламентах и даже в местных органах власти капиталистических стран очень низок. В некоторых странах число женщин - депутатов парламентов сокращается (во Франции с 39 в 1946 до 6 в 1968, в США с 19 в конгрессе 87-го созыва до 13 в конгрессе 92-го созыва и т. д.).

Оторванность значительной части женщин от экономической и общественно-политической жизни, низкий политический и культурный уровень, в ряде стран массовая неграмотность (в конце 60-х гг. женщины составляли более 85% общего числа неграмотных во всём мире) препятствуют их активному участию в политической жизни. Во многих буржуазных странах сохраняется юридическое неравноправие женщины в семейно-брачных отношениях. Сохраняется дискриминация женщин в оплате труда. Законы о равной оплате за равный труд, принятые в ряде стран (Италия, Франция, ФРГ, Аргентина, Канада, Турция и др.), как и международной конвенции, нарушаются. В Великобритании в конце 60-х гг. из 9 млн. работающих женщин только 1,5 млн. получали равную с мужчинами зарплату. В США (данные конца 60-х гг.) женщины, составляющие 51% населения и 37% работающих, получают за свой труд на 42% меньше мужчин, причём этот разрыв в зарплате в 50-60-х гг. увеличился. Дискриминация в отношении женщин проявляется и в трудностях при получении профессии и образования и в отсутствии необходимых условий для сочетания работы с выполнением своих семейных обязанностей. В ряде капиталистических стран доля женщин среди работников высокой квалификации остаётся крайне незначительной. В США только 1% инженеров, 3% юристов, 7% врачей и 9% учёных - женщины. Уровень безработицы среди женщин составлял в 1969 в США 4,7%, а среди мужчин 2,8%. Во всех несоциалистических странах особенно страдают от дискриминации крестьянки и с.-х. работницы.

Возникновение в результате распада колониальной системы империализма новых независимых государств сопровождается процессом эмансипации женщин и усилением их роли в общественно-политической жизни. В развивающихся странах Азии и Африки делаются первые шаги в области обеспечения равноправия женщин, решения проблемы их занятости в общественном производстве, преодоления архаичных обычаев и пережитков в семейных отношениях, ликвидации неграмотности (в конце 60-х гг. более 85% женщин в Африке были неграмотны).

Неравноправное положение женщин тормозит общественный прогресс в несоциалистических странах. В этих странах борьба против дискриминации женщин остаётся одной из важных задач рабочего и общедемократического движения.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., О женском вопросе, М., 1971; Бебель А., Женщина и социализм, [пер. с нем.], М., 1959; Цеткин К., Социализм придет к победе только вместе с женщиной-пролетаркой!, [пер. с нем.], М., 1960; её же, Заветы Ленина женщинам всего мира, М., 1958; Крупская Н. К., Женщина-работница, 2 изд., М.-Л., 1926; её же, Женщина Страны советов - равноправный гражданин, [М.], 1938; Коллонтай А. М., Избранные статьи и речи, М., 1972; Миловидова Э., Женский вопрос и женское движение. Хрестоматия. Под ред. и с введением К. Цеткин, М. - Л., 1929; Бильшай В., Решение женского вопроса в СССР, 2 изд., М., 1959; Женщины и дети в СССР. Статистич. сб., М., 1969; Роль женщины в современном обществе. Материалы обмена мнениями, проводившегося в журн. «Проблемы мира и социализма» в 1962 г., Прага, 1963; Петрова Л. И., Международная демократическая федерация женщин за мир, равноправие и счастье детей, М., 1956; Смирнова Р. М., Положение женщины в странах Африки, М., 1967; Бережная Н. А., Положение и борьба трудящихся женщин стран Латинской Америки, М., 1969; Браун Л., Женский вопрос, пер. с нем., М., 1922.

А. Б. Герман.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Женский вопрос" в других словарях:

    Англ. women s question; нем. Frauenfrage. Комплекс специфических проблем, связанных с положением и ролью женщин в обществе и семье. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то