Смысл названия драмы "гроза" островского. Почему жанр грозы часто определяется как русская трагедия

Вопрос о жанрах всегда был достаточно резонансным в среде литературоведов и критиков. Споры вокруг того, к какому жанру отнести то или иное произведение, порождали множество точек зрения, иногда совершенно неожиданных. Чаще всего разногласия возникают между авторским и научным обозначением жанра. Например, поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души» с научной точки зрения должна была бы называться романом. В случае с драматургией тоже всё не так однозначно. И речь здесь идёт не о символистском понимании драмы или же футуристических опытах, а о драме в рамках реалистического метода. Если говорить конкретно, о жанре «Грозы» Островского .

Островский написал эту пьесу в 1859 году, во время, когда реформа театра была необходимой. Сам Островский считал, что зрителям гораздо более важна игра актёров, а прочесть текст пьесы можно и дома. Драматург уже начинал подготавливать публику к тому, что пьесы для постановок и пьесы для чтения должны различаться. Но старые традиции были всё ещё сильны. Сам автор определил жанр произведения «Гроза » как драма.
Для начала следует разобраться с терминологией. Для драмы характерен серьёзный, преимущественно бытовой сюжет, стилистика приближена к реальной жизни. На первый взгляд в «Грозе» много драматических элементов. Это, конечно же, быт. Нравы и уклад жизни города Калинова прописан невероятно чётко. Складывается полное впечатление не только об отдельном городе, но и обо всех провинциальных городках. Неслучайно автор указывает на условность места действия: нужно показать, что существование жителей типично. Социальные характеристики также отличаются чёткостью: поступки и характер каждого героя во многом определяются его общественным положением.

Трагическое начало связано с образом Катерины и, частично, Кабанихи. Для трагедии нужен сильный идеологический конфликт, борьба, которая может завершиться смертью главного героя или нескольких персонажей. В образе Катерины показана сильная, чистая и честная личность, которая стремится к свободе и справедливости. Её рано отдали замуж против воли, но она смогла в некоторой степени полюбить бесхарактерного мужа. Катя часто думает о том, что могла бы летать. Ей вновь хочется ощутить ту внутреннюю лёгкость, которая была до замужества. Девушке тесно и душно в обстановке постоянных скандалов и ссор. Она не может ни врать, хоть Варвара и говорит, будто на лжи держится вся семья Кабановых, ни замалчивать правду. Катя влюбляется в Бориса, ведь изначально и ей, и читателям он кажется таким же, как она. У девушки была последняя надежда на спасения себя от разочарования в жизни и в людях – побег с Борисом, но молодой человек отказал Кате, поступив как другие жители чужого для Катерины мира.

Смерть Катерины потрясает не только читателей и зрителей, но и других персонажей пьесы. Тихон произносит то, что во всём виновата его властная мать, которая погубила девушку.
Сам Тихон готов был простить измену жены, но Кабаниха была против.

Единственный персонаж, который по силе характера может сравниться с Катериной – Марфа Игнатьевна. Её желание подчинить себе всё и всех делает женщину настоящим диктатором. Её тяжёлый характер в итоге привёл к тому, что дочь сбежала из дома, невестка покончила с собой, а сын винит в неудачах. Кабаниху в некоторой степени можно назвать антагонистом Катерины.

Конфликт пьесы также можно рассматривать с двух сторон. С точки зрения трагедии конфликт выявляется в столкновении двух различных миропониманий: старого и нового. А с точки зрения драмы в пьесе сталкиваются противоречия действительности и персонажи.

Жанр пьесы «Гроза» Островского нельзя определить точно. Некоторые склоняются к авторскому варианту – социально-бытовая драма, другие предлагают отразить характерные элементы и трагедии, и драмы, определяя жанр «Грозы» как бытовая трагедия. Но одно нельзя отрицать точно: в этой пьесе присутствуют как черты трагедии, так и черты драмы .

Жанр «Грозы» Островского – каково определение жанра этой пьесы |

Пьесу А. Н. Островского “Гроза”, написанную в 1859 году, рассматривают в русской литературе как социально-бытовую драму и как трагедию. Некоторые критики ввели даже понятие, объединяющее эти два жанра, - бытовая трагедия.
Но чтобы точнее определить жанр “Грозы”, надо разобраться в сути драматического и трагического.
Драматизм в литературе, в художественном произведении порождается противоречиями реальной жизни людей. Обычно он создается под влиянием внешних сил или обстоятельств. Жизнь людей в драматичных ситуациях часто оказывается под угрозой гибели, повинны в которой бывают внешние силы, не зависящие от людей. Определение жанра также зависит от оценки основного конфликта в произведении. В статье Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” показано, что основной конфликт “Грозы” - это конфликт между Кабанихой и Катериной. В образе Катерины мы видим отражение стихийного протеста молодого поколения против сковывающих условий “темного царства”. Гибель главной героини является результатом столкновения с самодуркой-свекровью. С этой точки зрения, данное произведение можно назвать социально-бытовой драмой. Примечательно, что сам автор назвал свое произведение драмой.
Но пьеса Островского может восприниматься и как трагедия. Что же такое трагедия? Для трагического жанра характерен неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и законами жизни. Конфликт этот происходит в сознании главного персонажа, в его душе. Герой трагедии зачастую борется с самим собой, испытывая глубокие страдания. Видя основной конфликт в душе самой героини, ее гибель как результат столкновения двух исторических эпох (заметим, что именно так воспринимался этот образ современниками Островского), жанр “Грозы” можно определить как трагедию. Пьесу Островского отличает от классических трагедий то, что его героем является не мифологический или исторический персонаж, не легендарная личность, а простая купеческая жена. В центр повествования Островский помещает купеческую семью и семейные проблемы. В отличие от классических трагедий, в “Грозе” частная жизнь простых людей является предметом трагедии.
События в пьесе происходят в небольшом волжском городке Кали-нове, где быт еще во многом патриархален. Действие драмы разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей во многом революционизирующее влияние на жизнь русской провинции. Жители недалеко ушедшего от деревни Калинова все еще живут по “Домострою”. Но Островский показывает, чти патриархальный уклад начинает разрушаться на глазах у жителей. Молодежь города не хочет жить по “Домострою” и уже давно не придерживается патриархальных порядков. Кабаниха, последний блюститель этого умирающего уклада, сама ощущает его близкий конец: “Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж не знаю”.
Глядя на отношения сына и невестки, Кабаниха понимает, что все меняется: “Не очень-то нынче старших почитают... Я давно вижу: вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете на воле, когда меня не будет...”
У Кабанихи нет никаких сомнений в правильности патриархальных порядков, но уверенности в их нерушимости тоже нет. Поэтому чем острее она чувствует, что люди живут не по-домостроевски, тем яростнее она пытается блюсти форму патриархальных отношений. Кабаниха выступает только за обряд, она пытается сохранить лишь форму, а не содержание патриархального мира. Если Кабаниха - это блюстительница патриархальной формы жизни, то Катерина - это дух этого мира, его светлая сторона.
По рассказам Катерины о прежней жизни мы видим, что она приходит из идеального патриархального домостроевского мира. Главный смысл ее прежнего мира - любовь всех ко всем, радость, восхищение жизнью. И прежде Катерина была частью именно такого мира, ей не нужно было противопоставлять себя ему: Она по-настоящему религиозна, связана с природой, с народными поверьями. Знания об окружающем она черпает из бесед со странницами. “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, - вспоминает она. Но в итоге Катерина оказывается все-таки невольницей этого патриархального мира, его обычаев, традиций, представлений. За Катерину выбор уже сделали - выдали за безвольного, нелюбимого Тихона. Калиновский мир, его умирающий патриархальный уклад нарушил гармонию в душе героини. “Все как будто из-под неволи”,-передает она свое мироощущение. Катерина входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь, ожидая, что ее муж будет ей опорой. Но Кабанихе вовсе не нужна любовь невестки, ей нужно лишь внешнее ^ выражение покорности: “Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет? ”
Катерина понимает, что Тихон не соответствует ее идеалу мужа. Отношения между нею и мужем уже не домостроевские, ведь Тихону свойственна идея милосердия и прощения. А для Катерины эта черта по домостроевским законам является недостатком (Тихон - не муж, не глава семьи, не хозяин дома). Тем самым рушится ее уважение к мужу, надежда найти в нем опору и защиту.
Постепенно в душе Катерины зарождается новое чувство, которое выражается в желании любви. Но одновременно это чувство воспринимается Катериной как несмываемый грех: “Как, девушка, не бояться!.. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой... Какой грех-то! Страшно вымолвить!” Катерина воспринимает свою любовь к Борису как нарушение правил “Домостроя”, нарушение тех моральных законов, в которых она воспитывалась. Измену мужу Катерина воспринимает как грех, в котором надо каяться “до гробовой доски”. Не прощая себя, Катерина не способна простить и другого за снисхождение к ней. “Ласка-то его мне хуже побоев”, - говорит она о простившем ее, готовом все забыть Тихоне. Трагический конфликт Катерины с самой собой неразрешим. Для ее религиозного сознания непереносима мысль о совершенном грехе. Чувствуя раздвоение своего внутреннего мира, героиня уже в первом действии говорит: “Я от тоски что-нибудь сделаю над собой!” Феклуша с россказнями о том, что “люди с песьими головами” получили свой облик в наказание за неверность, и старая барыня, предрекающая молодости и красоте “омут”, гром с неба и картина геенны огненной для Катерины означают чуть ли не страшные “последние времена”, “конец света”, “судилище Божье”. Душа женщины рвется на части: “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” Наступает кульминация и пьесы, и душевных терзаний героини. Наряду с внешним развивается и внутреннее действие - борьба в душе Катерины разгорается все сильнее. Каясь прилюдно, Катерина заботится об очищении души. Но страх перед геенной продолжает владеть ею.
Покаявшись, облегчив душу, Катерина все же самовольно уходит из жизни. Она не может жить, нарушив те нравственные законы, которые были заложены в нее с детства. Ее сильная и гордая натура не может жить с сознанием греха, утратив свою внутреннюю чистоту. Она не хочет ни в чем себя оправдывать. Она судит себя сама. Ей даже не так уж нужен Борис, отказ его взять ее с собой уже ничего не изменит для Катерины: душу свою она уже погубила. Да и калиновцы немилосердны к Катерине: “Казнить-то тебя, так с тебя грех снимется, а ты живи да мучайся своим грехом”. Героиня Островского, видя, что никто ее не казнит, в конце концов казнит себя сама - бросается с обрыва в Волгу. Ей кажется, что она воздает себе за грехи, но воздать за грехи может только Бог, но она сама отказывается от Бога: “Свет божий мне не мил!”
Таким образом, если рассматривать центральный конфликт пьесы как конфликт в душе героини, то “Гроза” - это трагедия совести. Со смертью Катерина избавляется от мук совести и от гнета невыносимой жизни. Патриархальный мир умирает, а вместе с ним умирает и его душа (в этом плане образ Катерины символичен). Даже Кабаниха понимает, что уже ничто не может спасти патриархальный мир, что он обречен. К публичному раскаянию невестки добавляется и открытый бунт сына: “Вы ее погубили! Вы! Вы!”
Нравственный конфликт, происходящий в душе Катерины, превосходит по глубине социально-бытовой и общественно-политический конфликты (Катерина - свекровь, Катерина - “темное царство”). В итоге Катерина борется не с Кабанихой, она борется сама с собой. И губит Катерину не самодурка-свекровь, а переломная эпоха, рождающая протест против старых традиций и привычек и желание жить по-новому. Являясь душой патриархального мира, Катерина должна погибнуть вместе с ним. Борьба героини с самой собой, невозможность разрешения ее конфликта- это признаки трагедии. Жанровое своеобразие пьесы Островского “Гроза” заключается в том, что социально-бытовая драма, написанная автором и охарактеризованная так Добролюбовым, является и трагедией по характеру основного конфликта.

Наш сегодняшний урок посвящен творчеству Н.А. Островского. Мы будем размышлять над жанром пьесы «Гроза». Что это - драма или трагедия? Для этого мы обратимся к истории жанра трагедии, найдем её признаки в пьесе и попытаемся определить жанровую особенность произведения.

Она сразу же была поставлена в Московском малом драматическом театре и вызвала серьезные поры и разногласия. Далеко не всем стал виден масштабный смысл этой пьесы. Некоторые восприняли её просто как семейную драму о том, как темная, забитая, запуганная женщина изменила своему жалкому мужу. Такие мысли выказывали не только консерваторы, но и даже такой революционно и радикально настроенный литературный критик как Д. Писарев (рис. 2).

Рис. 2. Д.И. Писарев ()

В своей статье «Мотивы русской драмы» он упрекал Катерину в том, что она не ушла от мужа, и вообще считал, что её поведение нелепо и бестолково, и не стоило её ставить в центр пьесы. Но уже в 1860 году в журнале «Современник» выходит статья Добролюбова (рис. 3).

Рис. 3. Н.А. Добролюбов ()

Надо сказать, что мы теперь пересматриваем творчество Добролюбова и не во всех пунктах можем с ним соглашаться. Но надо учитывать, что самому Островскому статья Добролюбова «Луч света в темном царстве» чрезвычайно понравилась. Он неоднократно говорил, что Добролюбов абсолютно верно понял замысел его пьесы.

Чем же отличается драма от трагедии? В первую очередь, масштабностью проблематики. Трагедия затрагивает универсальные вопросы о жизни и смерти, о мире и судьбе человека в нем. Драма же рассматривает проблематику более подробно, но, может быть, и более мелко: человек и общество, человек и его социальное окружение, человек и его разнообразные общественные связи, которые завязываются у человека с окружающими его людьми. Добролюбов настойчиво называл пьесу Островского трагедией:

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашаются, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского...»

«В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой её гибели…»

«Характер Катерины - шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. Он соответствует новой фазе нашей народной жизни…»

Добролюбов неслучайно говорит о новой фазе народной жизни. Что же происходило в России в конце 50-х годов? Это трудное и переломное время. Только что отгремела Крымская война (рис. 4),

Рис. 4. Крымская война ()

оказавшаяся для России полным позором, умер Николай I (рис. 5),

Рис. 5. Император Николай I ()

и речь зашла о реформах, неизбежность которых понимало и руководство страны. Уже в 1857 году было объявлено об освобождении крестьян (рис. 6).

Рис. 6. Чтение манифеста об освобождении крестьян ()

Архаический, антигуманный, совершенно отсталый общественный строй в России предстояло сломать полностью. Но тут перед обществом вставал масштабный вопрос: готов ли к этим переменам народ, сможет ли он стать субъектом истории, идти к высоким целям и т. п.? Ведь несколько столетий угнетений и пребывания в рабстве могли убить в нем волю к самостоятельности и свободе. На эти вопросы отвечали по-разному, в обществе велись напряженные споры, и именно в этот момент появляется пьеса «Гроза», которая и призвана ответить на этот вопрос так, как понимает его Островский.

Таким образом, Островский пытается найти в своей пьесе сознательное или хотя бы стихийное героическое начало в толще народной жизни.

Трагедия - пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета - непримиримый конфликт героя, сильной личности, с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель трагедии - вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в свою очередь, рождает в их сердцах скорбь и сострадание. Такое душевное состояние ведет к катарсису.

Драма - литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Ориентировано на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей и возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом.

Обратимся теперь к истории самого жанра трагедии. Трагедия как жанр часто появляется в литературе именно в переломные моменты истории. Она помогает осмыслить глобальные вопросы, встающие перед человечеством. Родилась трагедия в Древней Греции и именно в тот момент, когда человек Античности впервые начал осознавать себя не просто членом коллектива, племени, государства, а отдельной суверенной личностью. Как вести себя личности, например, в единоборстве с властью, если эта власть всесильна и неправедна? Вот проблематика знаменитой трагедии Эсхила (рис. 7)

«Прометей прикованный» (рис. 8).

Рис. 8. «Прометей прикованный» (П. Рубенс, 1612) ()

Как поведет себя человек, столкнувшись с неумолимым роком? Это проблематика пьесы «Царь Эдип» Софокла (рис. 9, 10).

Рис. 9. Антигона выводит слепого Эдипа из Фив (Ш. Жалабер, XIX в.) ()

Может ли личность противостоять хаосу чувств, бушующих в собственной душе? Это проблематика таких известных трагедий Еврипида (рис. 11),

как «Ипполит» или «Медея» (рис. 12).

Рис. 12. «Медея» (А. Фейербах, 1870) ()

Трагедии Шекспира (рис. 13) также появились в переломную эпоху, когда суровый патриархальный мир Средневековья уходил в прошлое, но мир, идущий ему на смену, не радовал, являя разобщенность людей, эгоизм, алчность, злые страсти.

Огромный интерес к трагедии проявили классицисты во Франции 17 века, которые ставили во главу угла культ разума и государства, стремясь все нормировать. В это же время пишется множество научных работ о литературе, о том, как надо писать, в частности трагедию. Трагедия мыслилась как высокий, эталонный жанр, и поэтому именно в ней следовало соблюдать в обязательном порядке некий свод правил. Наиболее великими представителями классицистической трагедии являются Корнель и Расин. Классицистам казалось, что эти требования вытекают прямо из древнегреческой поэтики и именно так ставились пьесы в Древней Греции. Но это не совсем так. В древнегреческих пьесах не всегда соблюдался закон единства времени и места. Например, в знаменитой «Орестее» (рис. 14) Эсхила время действия - около десяти лет.

Рис. 14. «Клитемнестра колеблется перед убийством спящего Агамемнона» (П.-Н. Герен, 1817) ()

Но, как бы то ни было, законы эти были популярны и в европейской, и в русской литературе 19 века. Например, в пьесе Грибоедова (рис. 15)

Рис. 15. А.С. Грибоедов ()

«Горе от ума» действия начинаются рано утром, а заканчиваются ровно следующим утром.

А что же такое единство действия? Тут все обстоит сложнее. Во-первых, действие должно ограничиваться небольшим числом персонажей, 7-8. Во-вторых, не должно быть побочных сюжетных ходов. А в-третьих, не должно быть персонажей, не задействованных в основном ходе пьесы. Эти правила считались обязательными. Кроме того, к ним прибавлялось еще одно: главным героем трагедии - жанра высокого - может быть только высокая, значительная историческая личность. Это могли быть боги, герои, полководцы, цари, но не представители третьего сословия. Как видим, Островский всем этим требованиям не соответствует. Именно поэтому, наверное, он и решил во избежание недоразумений поставить подзаголовок к своей пьесе «драма», хотя, по сути, это не совсем так. Если рассматривать «Грозу» Островского с точки зрения нормативных законов классицизма, то это не трагедия. Действие продолжается около десяти дней, место действия также меняется, а также есть герои, не имеющие отношения к судьбе главной героини - Катерине (рис. 16).

Рис. 16. Катерина ()

Прежде всего, это Феклуша, странница (рис 17).

Необычное место занимает также описание среды «тёмного царства». Сама же Катерина - представительница «тёмного царства»: купеческая жена, купеческая дочь, таким образом, она - человек третьего сословия. Но дело в том, что законы, выработанные классицистами, достаточно формальные, и не они определяют сущность жанра. Ведь и Шекспир не подчинялся этим законам, но трагедии «Гамлет», «Макбет» (рис. 18), «Отелло», «Король Лир» не перестают быть трагедиями.

Рис. 18. «Леди Макбет» (М. Габриэль, 1885) ()

У трагедии есть три обязательных признака, и если они имеются в произведении, то жанр смело можно называть трагедией, а если отсутствуют, то это, очевидно, драма.

Первое. В трагедии должен быть трагический герой, т. е. герой, по своим моральным качествам находящийся гораздо выше окружающих.

Второе. В трагедии должен быть трагический конфликт, т. е. конфликт глобальный и неразрешимый обычными мирными средствами. Конфликт этот кончается, как правило, смертью главного героя.

Третье. Трагедии необходим катарсис, т. е. очищение. Прежде всего, это касается оставшихся в живых героев. Они становятся выше, лучше, чище, извлекают для себя некий жизненный урок. То же самое относится и к зрителям.

Все эти моменты мы можем найти в пьесе Островского. Наличествует ли там трагический герой? Да, это Катерина. Что бы ни говорили недоброжелательные критики, а Катерина явно выше окружающих. Нам могут возразить: она суеверна, недостаточно образованна, совершает греховные поступки, такие как измена и самоубийство, а это, с точки зрения христианства, страшные грехи. Но по крайней мере в одном пункте она безусловно выше всех окружающих. Она ненавидит ложь и считает для себя невозможным лгать. Ложь - это то, что объединяет всех жителей города Калинова.

Лжет Дикой (рис. 19).

Помимо того, что он глуп и жесток, его действия пронизаны еще и лицемерием. Например, он знает, что ругать работников в праздник - это тяжелый грех, тем не менее, он их ругает, не платит им, а потом униженно просит у них прощения. Кстати говоря, он еще и труслив: как только Кабанова дает ему отпор, он моментально стихает.

Лицемерием пронизано и все поведение Кабановой (рис. 20): на глазах города она добродетельна, а с домашними - властолюбивая и злобная.

Рис. 20. Марфа Кабанова ()

Кроме того, она любитель формы, поэтому и презирает содержание. Ей кажется, что нужно жить по «Домострою». Но её интересует внешний рисунок поведения: главное - соблюдать форму. Это и есть злое лицемерие.

Чужой лжи с легкостью подчиняется её дочь Варвара (рис. 21), которая и сама научилась с азартом лгать.

Варваре также присуще еще одно не украшающее её качество: ей скучно грешить одной, ведь именно она вовлекает в грех Катерину, выдавая ей ключ от калитки, чтобы та смогла увидеться с Борисом.

Кудряш - на первый взгляд, веселый, жизнерадостный, явно противостоящий «темному царству» (рис. 22).

Но из словесной перепалки с Диким мы понимаем, что между ними нет разницы, и через несколько лет Кудряш станет еще одним Диким.

Наконец, самое угнетенное в этом «царстве» - Тихон, который лжет по привычке, всегда и везде (рис. 23).

Рис. 23. Тихон Кабанов ()

Это человек, полностью раздавленный ситуацией.

Борис - это не просто порождение «темного царства», несмотря на свою образованность, способность любить, он ведет себя иррационально (рис. 24).

Ему выдадут наследство только при одном условии: если он будет почтителен к своему дядюшке Дикому. Известно, что дядюшка не расстанется с деньгами ни при каких обстоятельствах, поэтому уважать его не за что. Но Борис старается изо всех сил, он буквально низкопоклонствует, общаясь с Диким.

Наконец, Кулигин - старичок-изобретатель, в речи которого часто мы видим отражение мыслей самого Островского (рис. 25).

Он не лжет, но он примирился, у него нет ни моральных, ни физических сил противостоять злу, лжи и насилию, царящему в городе. Вот, например, Дикой обвиняет его в том, что он разбойник, потому что ему так хочется. А Кулигин молча вжимает голову в плечи и убегает. Он не борец.

Таким образом, все в этом «темном царстве» либо лгут и лицемерят сами, либо примирились с чужой ложью и лицемерием. На этом фоне резкий контраст с остальными персонажами являет собой Катерина. С самого начала мы видим, что она не хочет и не может смириться. Даже со своей незадавшейся семейной жизнью она может смириться только до тех пор, пока она чувствует хоть какую-то человеческую теплоту и привязанность к Тихону. Как только все это исчезнет, она не останется в семейной клетке, потому что ее неодолимо влечет свобода, которая для нее неразрывно связана с правдой. Искренность и чистота души Катерины подчеркивается и самим ее именем, которое в переводе с греческого означает «чистая».

Теперь перейдем ко второму пункту наших рассуждений: есть ли в пьесе Островского трагический конфликт? Здесь надо сказать, что Островский совершил колоссальное новаторство по сравнению с древнегреческой драматургией. Обычно, у древних греков конфликт бывал либо внешний - человек и весь окружающий мир - либо внутренний, когда в непреодолимой борьбе сталкиваются разные стихии в человеческой душе. У Островского задействованы в пьесе оба конфликта.

Конфликт внешний - очевидный: чистая, правдолюбивая, искренняя Катерина не может ужиться в страшном, пронизанном жестокостью, ложью и лицемерием мире города Калинова.

Конфликт внутренний: Катерина - искренне верующая женщина, которой средь бела дня посреди храма являются ангелы. Такие видения испытывали святые. Она верит и в грех, и в геенну огненную, она абсолютно уверена, что ее измена мужу - это страшный грех, отмолить который невозможно. Но с другой стороны, она не может сохранять мужу верность, потому что он ее не любит, не уважает. Он, действительно, достоин только презрения. Уже в начале пьесы он предает ее: когда она просит у него помощи, он насмешливо пожимает плечами, отказывается и бросает ее наедине с ее трудностями и страданиями. Такого человека любить и уважать невозможно, а стало быть, невозможно и лицемерить, сохраняя этот постылый брак. И вот Катерина бьется в этой для нее морально неразрешимой ситуации: с одной стороны, изменить мужу - страшный грех, воспринимаемый ею как нравственная невозможность, а с другой стороны, невозможно оставаться честной замужней женщиной и продолжать эту отвратительную лицемерную жизнь. Она не может отказаться от своей любви к Борису, потому что в этой любви для нее не только чувственная страсть, но стремление к правде, свободе, жизни. И только смерть может разрешить эту трагическую коллизию.

Теперь третий момент: катарсис, очищение. Испытывает ли кто-нибудь очищение в пьесе после гибели Катерины? Да, безусловно. Во-первых, Тихон, который всегда был тих и покорен маменьке, наконец, обретает голос и кричит, неудержимо обвиняя мать в смерти Катерины: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» Таким образом, он прозрел, может, ненадолго, но все-таки поднялся над своим травянистым и нечеловеческим состоянием.

Обретает голос и Кулигин, который выносит тело Катерины и говорит ее мучителям: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Т. е. он обвиняет город Калинов в том, что тот может, и знает примитивную суровую справедливость, но милосердие ему недоступно. Таким образом, голос Кулигина сливается в данном случае с голосом самого Островского.

Некоторые до сих пор упрекают Катерину: как же так, она самоубийца, грешница, а по христианским канонам это грех непрощаемый. Но тут можно сказать следующее: нам недаром дан Священный Завет, Библия, в двух книгах: первая - это Ветхий Завет (рис. 26),

Рис. 26. Ветхий Завет (обложка, современное издание) ()

собственно Библия, которая учит нас справедливости, а вторая - Новый Завет (рис. 27),

Рис. 27. Новый Завет (обложка, современное издание) ()

Евангелие, которое учит нас милосердию. Недаром Христос сказал: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные» (рис. 28).

Рис. 28. Икона с изображением Иисуса Христа ()

Он не сказал, чтобы к нему пришли только те, кто чист, он сказал, чтобы пришли все. И мы верим вместе с Кулигиным, что есть судья, который милосерднее города Калинова.

Таким образом, и по масштабности проблематики, и по глубине конфликта пьесу Островского «Гроза» смело можно назвать трагедией. Но остается одна сложность: в пьесе очень подробно изображена среда, поэтому окончательный вывод нужно сделать таким: пьеса Островского «Гроза» - это трагедия с элементами драмы.

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
  3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Русский язык ().
  2. Интернет-портал Otherreferats.allbest.ru ().
  3. Интернет-портал Referatwork.ru ().

Домашнее задание

  1. Выпишите определения «драма» и «трагедия» из пяти источников.
  2. Составьте сравнительную характеристику драматических и трагических элементов в пьесе «Гроза».
  3. *Напишите сочинение-размышление на тему: «Трагизм героев пьесы «Гроза».

Драма А. Н. Островского «Гроза» была опубликована в 1860 году, накануне революционной ситуации в России. В произведении отразились впечатления от путешествия писателя по Волге летом 1856 года. Но не какой-то определенный волжский город и не какие-то конкретные лица изображены в «Грозе». Все свои наблюдения над жизнью Поволжья Островский переработал и превратил их в глубоко типичные картины русской жизни.

Жанр драмы характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. В «Грозе» эта личность - Катерина Кабанова. Катерина олицетворяет собой нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. По словам Добролюбова, она «не убила в себе человеческую природу».

Катерина - русский национальный характер. Прежде всего, это отражено Островским, владевшим в совершенстве всеми богатствами народного языка, в речи героини. Когда она говорит, кажется, что она поет. В речи Катерины, связанной с простым народом, воспитанной на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика, отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Поражают также естественность, искренность, простота героини. Катерина религиозна. Но это не ханжество Кабанихи, а искренняя, глубокая вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с удовольствием и наслаждением («И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду…»), любит рассказывать о странницах («У нас полон дом был странниц и богомолок»), сны Катерины - о «храмах золотых».

Любовь героини к Борису небеспричинна. Во-первых, потребность любви дает о себе знать: ведь вряд ли ее муж Тихон под влиянием «маменьки» выказывал свою любовь к жене очень часто. Во-вторых, оскорблены чувства жены и женщины. В-третьих, смертельная тоска однообразной жизни душит Катерину. И, наконец, четвертой причиной является желание воли, простора: ведь любовь есть одно из проявлений свободы. Катерина борется сама с собой, и в этом трагизм ее положения, однако в итоге она внутренне оправдывает себя. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» - последние слова Катерины.

Еще одна характерная черта Катерины - стремление к свободе, духовному раскрепощению.

Не зря в пьесе неоднократно повторяется образ птицы - символ воли. Отсюда постоянный эпитет «вольная птица». Катерина, вспоминая о том, как ей жилось до замужества, сравнивает себя с птицей на воле. «…Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.

Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиниться распорядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму.

Итак, главное действующее лицо драмы «Гроза» вступает в конфликт с окружающей средой. В четвертом действии, в сцене покаяния, как будто наступает развязка. Всё против Катерины в этой сцене: и «гроза Господ-’ ня», и проклинающая полусумасшедшая «барыня с двумя лакеями», и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая «геенну огненную». Бедную Катерину все эти признаки уходящего, но такого живучего старого мира чуть не свели с ума, и она кается в своем грехе в полубреду, состоянии помрачения. Она сама позже признается Борису, что «в себе не вольна была», «себя не помнила». Если бы этой сценой заканчивалась драма «Гроза», то в ней была бы показана непобедимость «темного царства», ведь в конце четвертого действия Кабаниха торжествует: «Что, сынок! Куда воля-то ведет!» Но драма завершается нравственной победой и над внешними силами, сковывавшими свободу Катерины, и над темными представлениями, сковывавшими ее волю и разум. И ее решение умереть, лишь бы не остаться рабой, выражает, по Добролюбову, «потребность возникшего движения русской жизни».Критик назвал Катерину характером народным, национальным, «лучом света в темном царстве», имея в виду действенное выражение в ней непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс. Указывая на глубокую типичность этого образа, на его общенародное значение, Добролюбов писал, что он представляет «художественное соединение однородных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи». Героиня Островского отразила в своих чувствах, в своих поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных условий «темного царства». Именно поэтому Добролюбов и выделил «Грозу» из всей прогрессивной предреформенной литературы и подчеркнул ее революционное значение.

Город Калинов - провинциальный, типичный для России того времени город. Вот как описывает его Добролюбов: «Принятые ими понятия и образ жизни - наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы… Находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований… Темная масса, ужасная в своей ненависти и искренности». Калиновцы или бедны, или «самодуры». «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой поры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба.

А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать» - такова характеристика Калинова Кулигиным, человеком, который хоть и отличается от «темной массы», но не способен противостоять ей, как Катерина, так как жизненная позиция его - «…надобно стараться угождать как-нибудь!». Настоящая же угроза «темному царству» - Катерина. Она - «луч света», способный осветить «…царство Диких». Какова же Катерина? «Катерина не убила в себе человеческую. природу… Русский сильный характер поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам… Характер созидающий, любящий, идеальный» - так охарактеризовал ее Н. А. Добролюбов. Катерина - человек «новой эпохи». Ее протест «самодурной силе» и «миру тихо вздыхающей скорби» заключается в том, что «нельзя долее жить с насильственными, мертвящими началами».

Естественно, что этот протест, этот конфликт Катерины с «темным царством» неизбежен, так как она не может гармонично сосуществовать с таким миром.

Противником Катерины в этом столкновении является Кабанова, или Кабаниха. Мы будем рассматривать в основном конфликт между Катериной и Кабановой, так как последняя, на наш взгляд, является наиболее резко противопоставленной Катерине, наиболее убежденной в своей правоте.

Какова же Кабаниха? В афише ее представляют как «богатую купчиху, вдову». Чуть позже мы слышим, как ее восхваляет за ее добродетель «странница» Феклуша, и узнаем характеристику Кулигина: «Хамка, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». После того как мы составляем для себя смутное впечатление о Кабановой, автор дает нам возможность узнать о ней «из первых рук». Сцена возвращения из церкви и последующие разговоры с Кабановой заставляют читателя отдать предпочтение характеристике Кулигина.

Власть и деспотизм Кабанихи основываются на искаженном «Домострое»; по ее мнению, семья должна основываться на словах «страх» и «порядок». Поэтому Катерина, для которой семья - это «любовь» и «воля», сталкивается с Кабановой.

Хотя Катерина и порождение патриархального мира, она резко отличается от него. Можно сказать, что она «вобрала» в себя только хорошие стороны патриархальности. Стремление Катерины к свободе и «простору жизни» противоречит позиции Кабанихи. Поэтому-то последняя так ненавидит «луч света», чувствует угрозу своему существованию.

С первых страниц пьесы видно, насколько Катерина ненавистна Кабанихе, насколько хочется последней «сжить со свету» невестку.На искренние слова Катерины: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты», - Кабаниха грубо отвечает: «Ты бы… могла и помолчать, коли тебя не спрашивают».


Страница: [ 1 ]

Творчество русского драматурга Александра Николаевича Островского широко известно многим читателям еще со школьных лет. Он прожил долгую жизнь. Родился в тысяча восемьсот двадцать третьем году, а умер в тысяча восемьсот восемьдесят шестом. И на его жизненном пути была одна очень важная дата.

Это тысяча восемьсот пятьдесят шестой год. В указанном году Александр Николаевич перебрался из Москвы в Петербург, где бурлила литературная жизнь. Издавались самые популярные русские журналы, и здесь Островский упрочил свою славу драматурга, которую завоевал еще в Москве.

Особенности эпохи, в которую было написано произведение

Самым известным произведением этого замечательного автора стала А. Н. Островский написал ее в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году. И прежде всего необходимо сказать о том, что это была за эпоха в русской жизни. Остается всего два года до великой реформы, отмены крепостного права. Это был период, когда поднимались темы и проблемы, о которых ранее предпочитали умалчивать.

Внимание к народной теме в то время было привлечено повсюду. И в газетах, и в литературе, и в театре. Рассматриваемая пьеса была награждена Уваровской премией. В тысяча восемьсот пятьдесят девятом году на сцене Малого театра была впервые поставлена драма, которую написал Островский - "Гроза". Содержание и образы пьесы вот уже сто пятьдесят лет радуют многих зрителей.

Сюжет ее достаточно прост. Он показывает быт обычных людей купеческого сословия и внутренние переживания главной героини Катерины. Ее своеобразную любовь к мужу. Последующие взаимоотношения с любовником Тихоном. А самое главное - почтение к традициям и Богу, которые и побудили Катю покончить с собой в трагическом финале произведения.

Особенное сословие. Жанр произведения

В своей пьесе Александр Николаевич продолжил ту тему, знатоком которой он зарекомендовал себя еще в Московские годы. русского купечества - сословия со своими особенными традициями. Это люди, которые не склонны к изменениям в своей жизни. Они живут достаточно простой жизнью, а главное для них - соблюдение традиций. И за этим кроется целая философия, которую очень хорошо знал Александр Николаевич.

Островский обозначил жанр пьесы "Гроза" как драму. Читатели знают, что в конце произведения главная героиня Екатерина погибает, не преодолев сложных обстоятельств личной жизни. Но тогда эта пьеса должна относиться к жанру трагедии. Как же правильно определить принадлежность произведения, опираясь на сюжетную линию и проблемы в драме "Гроза"?

Ценности купеческих семей. Сложное построение произведения

Добродетель купеческой семьи заключается в том, чтобы умножать состояние не ради роскоши, а во имя соблюдения особого нравственного кодекса. Это очень замкнутый круг, где каждый подчиняется традициям. Сын должен обязательно продолжать дело отца, а не идти поступать в университет или на службу. А дочь должна быть безгранично покорна воле родителей.

Расположенный на берегу Волги город Калинов, в котором происходит действие пьесы, тоже своего рода замкнутый мир. И известия из большого мира доходят туда с большим трудом. Калинов отделен от него многими барьерами.

Передается при помощи сложной схемы построения произведения. В нем есть нижний уровень - это овраг и омут, средний, где расположены дома обывателей, и верхний - высокий берег Волги. Для обывателей спуститься в овраг - все равно что попасть в ад, а подняться на берег - в рай.

Главная героиня Катерина. "Гроза": переход от старого к новому

Но есть в произведении главная героиня, у которой все наоборот. Когда Катерина спускается в овраг, то преодолевает себя, достигает райского состояния свободы. А если поднимается на высокий берег - значит, она вплотную подошла к смерти. Потому что верх и низ соединены. До омута всего один прыжок.

Жизнь в городе Калинове как будто остановилась. Очень показателен образ изобретателя Кулибина. И он у Островского придумывает вещи либо давно изобретенные, вроде громоотвода, либо вообще невозможные - типа вечного двигателя. Все судьбы обитателей города олицетворяют собой судьбы жителей тогдашней России. Все персонажи находятся на перепутье между старым укладом и новым, в том числе и Катерина.

"Гроза" - это пьеса, которая показывает переход от традиционного купеческого мира, где у человека нет индивидуальной судьбы, частной воли, а есть только покорность тому, что принято, к новому миру, основанному на активности каждой личности. Вот что кроется за простыми событиями этого произведения. Но в чем же смысл названия драмы "Гроза"? Какую роль это явление играет в композиции пьесы?

Природное явление как персонаж

Гроза - это не только символ произведения, но и участник основных действий драмы. Обычное природное явление оказывает значительное влияние на поведение многих персонажей. Раскрывает их характеры. И в первую очередь смысл названия драмы "Гроза" очень тесно связан с главной героиней Катериной.

Даже сама ее личность напоминает это природное явление. Внутри характера Кати не могут сойтись две непримиримые крайности. Она одновременно и человек традиции, и личность, живущая в духе нового времени, согласно собственным эмоциям. Самое главное то, что ее никто не изобличает, не было свидетелей их свиданий с Тихоном. Она сама признается в этом.

Катерина, с одной стороны, даже грозит в Волгу броситься, и в итоге так и получается. С другой - она очень набожна. Она испытывает минуты необыкновенного подъема в церкви. И любовь к Богу в этой пьесе звучит очень ясно и объемно. И, как многие верующие люди в то время, главная героиня считает это природное явление карой небесной. Именно во время грозы Катя признается в своем грехе.

Яркие, но трагические последствия

Чем больше вдумывается читатель не только в смысл названия драмы "Гроза", но и в сюжетную линию пьесы, тем яснее понимает, что Катерина противостоит не какому-то конкретному человеку. Не Кабанихе, не Борису, не Дикому, а всему миропорядку. Каким-то силам, которые намного превосходят собой тот мир, в котором она живет.

И главный враг Кати находится внутри ее сознания. Она блюдет традиции, для нее значимо понятие греха, и одновременно она хочет поступать по велению своей души, любви и других чувств. Это драматичное противостояние человека и стихии. И имеет оно не только очень яркие, но и трагические последствия.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то