Смысл и бессмысленность предстоящих выборов. Очередные, досрочные и дополнительные выборы

важны для нашей страны и почему в них важно участвовать каждому жителю России, имеющему право выбора? Здесь можно выделить сразу несколько главных причин.

Одна из первых и самых значимых причин – это реализация права голоса, которое дано верховным законом России – Конституцией РФ - всем гражданам страны. Имея право голоса, каждый получает возможность принять участие в процессе управления государством, а также оказывать непосредственное влияние на власть. Именно избиратели могут запустить процесс перемен.

Вторая причина заключается в том, что принимая участие в выборах, каждый россиянин решает, кому он хотел бы доверить управление страной в течение следующего президентского срока. Свой голос можно и нужно отдавать лишь тому кандидату, которому доверяешь. Так как возможность выбора президента страны предоставляется один раз в шесть лет, то пренебрегать уникальным шансом сделать свою жизнь лучше, нельзя.

Третья причина – это проявление личной гражданской позиции, которая выражается в желании принимать участие в выборах любого плана. Только настоящему гражданину своей страны не безразлично происходящее , как в стране, так и в родном городе.

Максимальная явка на выборы – это четвертая причина. Честные выборы - это выборы с высокой явкой. Ведь чем больше избирателей высказали свою волю, придя на избирательные участки, тем весомее будет эта самая воля. Высокая явка является свидетельством того, что избиратели занимают активную гражданскую позицию и их волнует свое будущее и будущее страны, в которой они живут.

Свести к минимуму возможные фальсификации – еще одна причина принять участие в выборах. При высокой явке избирателей в значительной степени снижается вероятность подделки и подтасовки результатов голосования. Ведь попытки фальсификаторов использовать по своему усмотрению голоса тех, кто игнорирует выборы, несколько раз фиксировались камерами видеонаблюдения во время предыдущих выборов в некоторых регионах России. Тогда бюллетени «молчунов» вбрасывались в урны пачками.

Напомним, что выборы президента пройдут в России 18 марта текущего года. Желание участвовать в них ранее выразили несколько десятков кандидатов. При этом, как сообщили в ЦИК РФ, максимальное количество кандидатов составит 19 человек – в случае, если ни у кого не окажется проблем со сбором подписей. Среди них – Ксения Собчак, Григорий Явлинский, Павел Грудинин, Владимир Жириновский и другие. Владимир Путин также является кандидатом в президенты, который идет на выборы самовыдвиженцем.

Социальная ценность выборов в том и состоит, что они по своему внутреннему смыслу являются одним из существенных моментов нравственного и политического самоутверждения граждан и осознания себя в качестве таковых. Это одновременно и способ политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающий его автономию, и юридически признанная за гражданами и их политическими объединениями возможность быть субъектами государственной власти и управления.

Избирательное право и избирательный процесс обнаруживают и фиксируют политологические и социологические характеристики власти, ее социополитическую динамику и структуру взаимоотношений между личностью и государством и, шире, культурно-исторический тип отношений властвования и господства, установившийся в обществе на той или иной стадии его развития. Через избирательное право и его систему просматривается не декларируемая, а реальная политическая структура, ее институты, нормы, ценности и правосознание общества и государства.

Избирательное право является базовой юридической структурой, внутри и в рамках которой через избирательные правила и процедуры, стандарты и ограничения осуществляются становление, формирование и преобразование демократической государственности, ее конституирование в качестве публично-правовой формы организации народовластия. Именно избирательное право определяет два важнейших признака политической демократии – общенародный характер политической власти и ее сменяемость (ротацию) – только по итогам периодически проводимых выборов. Основное назначение избирательных технологий в любой их модификации – собрать отдельные частички народного суверенитета, носителями которого является каждый гражданин в отдельности, и в концентрированном виде делегировать его законно избранным представителям уже как политической публично-правовой корпорации.

Нормы избирательного права регулируют отношения, связанные с использованием важнейших политических ресурсов – времени пребывания у власти и методов ее перемещения в неоднородном социальном пространстве.

Под принципами российского избирательного права понимают основные начала российского демократизма, имеющие руководящее значение для выборов, закрепленные в действующих конституционных нормах и выражающие сущность власти народа в государстве. Эти основные начала складываются на базе фактических отношений, которые возникают в процессе выборов. Будучи сформулированными и закрепленными в нормах конституционного права, они становятся принципами избирательного права. Традиционно в советский период к принципам избирательного права относили:

1. Всеобщее избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

2. Равное избирательное право трактуется в федеральном законе как участие граждан на выборах на равных основаниях. Эта формулировка означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели. Все голоса должны иметь равный вес, т. е. одинаково влиять на результат выборов.

3. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.

4. Тайное голосование – обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать личность избирателя по использованному бюллетеню.

Демократизация российской избирательной системы привнесла существенный элемент – состязательность кандидатов на выборах. Наличие этого принципа есть свидетельство зарождения гражданского общества в России.

Конституция России не содержит специальной главы, как это было в прежних советских Основных Законах, содержащей правовые нормы, закрепляющие основные принципы избирательного права. Но во множестве положений Конституции РФ содержатся конституционные основы избирательной системы Особо следует указать на ст. 32 Конституции, определяющую избирательную правосубъектность граждан РФ, обеспечивающую возможность их быть носителями этого конституционного права.

Для реализации избирательной правосубъектности граждан РФ установлены несколько ограничений: возраст, постоянное проживание, состояние здоровья и личная свобода. Для участия в выборах у нас установлен единый возраст – 18 лет, для избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ – 21 год, Президентом РФ – 35 лет. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Выборы – основной способ воздействия граждан на власть. Почему все же стоит ходить на выборы?

Материалы по теме:

Несколько очевидных причин, чтобы воспользоваться своим голосом.

Почему все же стоит ходить на выборы?

  1. Первая и самая важная причина. Право голоса, право выбора дано верховным законом - Конституцией - всем гражданам России. Реализация этого права дает возможность участвовать в процессе управления государством, влиять на власть и даже менять ее.
  2. От того, кого выберем, зависит наша дальнейшая жизнь.
  3. Участие в выборах говорит о наличии настоящей, а не декларативной, гражданской позиции, о том, что происходящее и в стране, и в родном городе, не безразлично. Гражданин, использующий свой голос, а не выбрасывающий его на все четыре стороны, достоин уважения.
  4. Максимальная явка - залог честных выборов.
  5. Избирательный участок находится в шаговой доступности от места проживания. Среднее время на голосование для избирателя - минут пятнадцать, с учетом дороги. Неужели вам жалко всего 15 минут своего времени для хорошего дела? Вы настолько ленивы и апатичны?
  6. Волеизъявление - это ответственность. Только избиратели несут ответственность за все происходящее в стране/городе/районе.
  7. И, наконец, участие в выборах снижает риск фальсификаций. Чем больше народу пришло на избирательный участок (т.н. явка избирателей), тем сложнее подделать результаты голосования.

Впервые за десять лет в этом году представилась возможность москвичам избрать своего мэра.

С.Собянин, из интервью « Первому каналу »

Возможность выбора дается гражданам довольно редко - раз в несколько лет, если мы говорим о думских и президентских выборах, или выборах главы города (в тех регионах, где эта должность выборная). Это - настоящая, хоть и редкая, возможность сделать что-то для того, чтобы сделать свою жизнь, свой город, свою страну немного лучше. Попытаться, по крайней мере.

Некоторые несознательные граждане считают, что от того, опущен ли бюллетень в урну, ничего не зависит, потому что у нас все «не так» или «не этак»... Хочется таким гражданам задать вопрос: «А вы попробовали что-то сделать, чтобы приблизить момент, чтобы было «так»?» Ведь у вас был шанс, пусть маленький, но вы им не воспользовались, вы не выразили свою волю. И кто вам виноват теперь, что что-то «не так»?

Установка видеокамер на избирательных участках довольно наглядно показала, что голосуют все, даже те, кто на выборы не ходил. В ряде регионов нашей страны были замечены и сняты на видео вбросы в урны пачек бюллетеней. Эти бюллетени - голоса тех, кто выборы проигнорировал. Логика проста: хоть избиратель и не пришел, но бюллетень-то на него есть, почему же его не использовать... Хотите такого «выбора» - тогда не ругайтесь, что вас что-то не устраивает.

Попробуем развеять несколько устойчивых предрассудков.

Ходить на выборы - надо!

Участие в выборах - гражданский долг гражданина и его право выразить свою позицию по отношению к власти - действующей или будущей. Не нравится действующий чиновник и/или, наоборот, очень нравится определенный кандидат - есть возможность его поменять на того, кого вы считаете более эффективным управленцем. И чем больше тех, кто с вами согласен, тем выше шанс сменить неугодного.

«Я никому не верю, поэтому на выборы не пойду»

Порог явки - т.е. минимальное количество проголосовавших, необходимо для признания результатов выборов на конкретном участке действительными, - был отменен несколько лет назад. Это значит, что даже если свою волю выразит всего один человек, результат будет действительным. И этот результат может вам не понравиться... Придите на участок и проголосуйте за партию или кандидата, наиболее близких вам по убеждениям.

«Никому не верю, но приду и испорчу бюллетень»

Недействительные (испорченные) бюллетени не распределяются между кандидатами. Таким образом можно проголосовать за того, чья позиция совсем не близка.

«Зачем идти на выборы, если результаты все равно будут подделаны?»

Вот потому и надо, что чем выше явка избирателей, тем сложнее фальсифицировать результаты выборов. А из-за того, что вы на участок не придете, вы сами лично даете отличную возможность использовать ваш бюллетень за вас. Не давайте такой возможности! Для честных выборов необходима максимальная явка, необходим каждый голос.

«Власть принимает решения, которые нужны ей, а мнение народа никого не интересует»

Если бы народ активнее высказывал свое мнение, таких мыслей бы не было. Да, изменения происходят не сразу и не вдруг. Это постепенный процесс. Но именно в ваших силах его не только запустить, но и продолжать влиять на принятие властных решений.

Сидеть на кухне, охаивая власть - непродуктивно. Это просто бесполезные сотрясения воздуха. К тому же, не проголосовав, морального права обсуждать ситуацию у вас нет, т.к. вы не приложили никаких усилий для ее изменения.

Не оправдывайте собственное бездействие. Идите на выборы и голосуйте - потому что это единственный действенный рычаг народного влияния.

Роль выборов в политической жизни общества. Понятие избирательного процесса и его принципы.

Основные этапы и элементы избирательного процесса.

Избирательные системы.

Роль выборов в политической жизни общества. Понятие избирательного процесса

Одним из элементов формирования и функционирования политической системы государства являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом - политико-государственная власть. Политические выбо­ ры - это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формиру­ются центральные и местные представительные органы го­сударственной власти, определяются кандидаты на вы­борные должности (от президента или главы прави­тельства до руководителей местного самоуправления). Выборы бывают:

    президентские

    парламентские,

    муниципальные, т.е. выборы в органы местного, обычно городского, самоуправления,

    очередные,

    внеочередные,

    дополнительные.

В современных условиях значение и удельный вес вы­боров в разных странах неодинаковы, что определяется не только количеством представительных органов, но и зна­чением самих этих органов. Если, к примеру, в Великоб­ритании выборными являются только нижняя палата пар­ламента и органы самоуправления, то во Франции избираются президент, обе палаты парламента, органы местного управления.

Неодинакова роль выборов и в политическом процессе, которая во многом зависит от существующей политической системы государства, типа политического режима. Так, если в демократических государствах выборы имеют определяю­щее значение для стабильного функционирования полити­ческой системы, то в недемократических странах они не ока­зывают значительного влияния на политические процессы. Например, за 40 лет независимого развития Пакистана, где военные режимы постоянно сменяли друг друга, всеобщие выборы проводились только 4 раза. Неоднозначна роль выборов и в странах с различными партийными системами. В странах с однопар­тийной системой или с системой одной доминирующей пар­тии они в основном не приводят к власти новые политичес­кие силы. Незначительна политическая роль выборов и в государствах, где часть членов представительных органов не выбирается, а назначается.

В политологической литературе можно встретить ут­верждение, согласно которому выборы являются не более чем своеобразным политическим ритуалом, якобы не ока­зывающим решающего влияния на политические процес­сы государства. Они лишь создают видимость причастнос­ти граждан к принятию политических решений. Подобное утверждение базируется на том, что выдвижение кандида­тов на выборные должности является в основном прерога­тивой политических партий. Тем самым свобода выбора избирателей ограничена жесткими рамками: им предос­тавляется лишь право выбора между кандидатами, утвер­жденными конкурирующими партиями. И все же боль­шинство ученых считают, что в демократических системах выборы - важнейшая составляющая механизма осущес­твления власти.

Сущность политических выборов проявляется в их функциях. К ним можно отнести следующие:

    смена власти мирным путем;

    осознание и представление различными социальными группами своих интересов, которые включают в свои пред­ выборные программы партии и отдельные кандидаты;

    легитимация и стабилизация политической системы, в том числе законодательных, исполнительных и некото­рых других структур власти;

    политическая социализация граждан, повышение их активности. В период выборов расширяется поток полити­ческой информации и пропаганды, что способствует росту политической грамотности и активности избирателей;

    рекрутирование политической элиты. В результате вы­боров обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;

Формирование эффективно действующей оппози­ции, главной функцией которой является осуществление контроля за деятельностью правящей элиты.

Процедура политических выборов регламентируется избирательным правом каждого государства. Избира­ тельное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношение между избира­телями и представительными учреждениями, порядок от­ зыва депутатов.

Избирательное право основывается на принципах все­общности, равенства, прямого (косвенного) и тайного го­лосования. Данные принципы закреплены и в Конститу­ции Республики Беларусь (ст. 64 - 68).

Принцип всеобщего избирательного права означает, что все совершеннолетние и психически здоровые гражда­не, независимо от пола, расы, языка, общественного и имущественного положения, профессии, политических и религиозных убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы. Однако данный принцип регламентируется рядом избирательных цензов (ценз - это условие, ограничивающее участие граждани­на в осуществлении тех или иных политических прав), та­ких как возрастной, оседлости, гражданства и др.

Цензы ограничивают как активное, так и пассивное избирательное право. Кроме того, пассивное избирательное право ограничивается институтом несовместимости должностей, суть которого заключается в том, что в представительные органы ряда стран не могут изби­раться лица, занимающие определенную государственную должность.

Таким образом, существующие цензы в значительной мере ограничивают принцип всеобщности. Используя цен­зы, государство с их помощью устанавливает избиратель­ный корпус (электорат), т.е. совокупность граждан госу­дарства, которые по закону наделены правом голоса.

Принцип равных выборов основывается на трех услови­ях. Во-первых, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. В Беларуси избиратель имеет один голос, в Российской Федерации - два голоса. Это обусловлено дей­ствующими в данных странах разными типами избиратель­ных систем.

Во-вторых, голоса избирателей должны быть равны (иметь одинаковый вес), т.е. избирательные округа должны быть равными по численности избирателей (или по числен­ности населения). Поскольку численность населения посто­янно меняется в связи с миграциями, смертностью и т.п., на практике "нарезка" абсолютно равных по численности насе­ления избирательных округов невозможна. Так, на выборах в Конгресс США разница в количестве жителей избиратель­ных округов не должна превышать 2 %.

В-третьих, создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов: бесплатное обнародова­ние в государственных СМИ (печать, телевидение, радио и т.д.) их предвыборных программ, равное право канди­датов выступать на предвыборных собраниях и в СМИ.

Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо (без посредников) избирают членов представитель­ных органов. Прямые выборы применяются для избрания органов местного самоуправления, однопалатных парламентов и нижних палат двухпалатных парламентов (Да­ния, Республика Беларусь, Российская Федерация), пре­зидентов Беларуси, Италии, России.

При косвенных (непрямых) выборах граждане избира­ют выборщиков, которым поручают выбирать от их имени. Посредством косвенных (двухступенчатых) выборов изби­раются, например, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии, президенты Бразилии, США, Финляндии.

Принцип тайного голосования предполагает исключе­ние контроля за волеизъявлением избирателя. Этим гаран­тируется гражданам свобода выбора и защита их от возмож­ного давления со стороны различных политических сил. При тайном голосовании гарантируется возможность каж­дому избирателю собственноручно заполнить бюллетень одинакового образца в изолированном помещении и лично опустить его в урну. Оно введено в большинстве стран.

Выборы - это избрание чиновников населением. Данная процедура является важнейшей формой гражданского участия в политической и общественной жизни страны. Сегодня в большинстве государств мира есть те или иные выборы, благодаря которым формируется и меняется легитимная власть.

Понятие выборов

Избирательное право - ключевой подвид конституционных прав, закрепленных в главном законе - Конституции. Без него невозможно представить свободное гражданское общество. Голосование - осуществление жителей страны власть чиновникам).

По своей сути понятие выборов неразрывно связано с В каждой стране регулярные голосования проводятся согласно устоявшемуся законодательству.

Избирательное законодательство РФ

В современной России на выборах избираются депутаты всеобщего и местных парламентов, президент, мэры городов и главы субъектов Федерации. Имеется несколько источников избирательного права страны. Это нормативные акты (законы), которые регулируют порядок проведения голосования.

Понятие выборов и их место в жизни страны определяются Конституцией Российской Федерации, уставами областей, краев, городов, а также конституциями республик, состоящих в Федерации. Это законодательство на протяжении всего периода современной истории РФ остается основой ее избирательной системы.

Существуют и специализированные нормативные акты. В первую очередь это Федеральный закон, принятый в 2002 году. Ключевое его назначение - гарантия гражданам Российской Федерации сохранения их избирательных прав. В этом Федеральном законе описываются процедуры голосования, а также принципы проведения агитационных кампаний. За годы своего существования документ переживал несколько редакций и правок. Тем не менее, несмотря на все видоизменения, основная его сущность осталась прежней.

Изменение избирательного законодательства носит циклический характер. Оно редактируется в качестве ответа на меняющуюся политическую конъюнктуру. Например, в 2004 году были отменены выборы губернаторов, а уже через несколько лет их вернули. Единичные правки могут вноситься специальными распоряжениями и Российской Федерации. Некоторые детали избирательного законодательства находятся в компетенции Центральной избирательной комиссии и Государственной Думы. Поэтому выборы зависят еще и от их постановлений и решений.

Прямые и косвенные выборы

В большинстве государств приняты прямые и демократические выборы. Это означает, что чиновников определяет непосредственно гражданин. Для проведения голосования работают избирательные участки. Житель страны фиксирует свой выбор в бюллетене. Волеизъявление народа определяется по сумме этих бумаг.

Помимо прямых, есть еще и противоположные им косвенные выборы. Самым известным примером подобной системы являются США. В случае косвенных выборов избиратель делегирует свои полномочия выборщикам (а те позже транслируют волю своих избирателей и заканчивают выборы). Это довольно сложная и запутанная система, принятая в разных странах во многом из-за приверженности к традициям. Например, в США президента страны избирают не граждане, а Точно так же двухстепенно формируется верхняя палата индийского парламента.

Альтернативные и безальтернативные выборы

Две системы выборов (альтернативная и безальтернативная) определяют характер всей избирательной системы, вне зависимости от ее остальных особенностей. В чем их сущность и разница? Альтернативность предполагает, что у человека есть выбор между несколькими кандидатами. При этом граждане отдают предпочтение диаметрально противоположным программам и политическим идеям.

Безальтернативные выборы сводятся к единственной партии (или фамилии) в бюллетене. Сегодня подобная система практически исчезла из повсеместной практики. Тем не менее безальтернативные выборы сохраняются в странах с однопартийной системой, где власть может быть авторитарной или тоталитарной.

Мажоритарная избирательная система

В мире сегодня существуют самые разные виды выборов. Хотя в каждой стране сложилась своя уникальная практика, можно выделить несколько ключевых тенденций. Например, одна из самых распространенных избирательных систем - мажоритарная. При подобных выборах территория страны делится на округа, и в каждом из них проводится свое голосование (с уникальными списками кандидатов).

Особенно мажоритарная система эффективна при избрании парламента. Благодаря ней в попадают депутаты, которые представляют интересы всех без исключения регионов страны. Как правило, кандидат баллотируется от округа, уроженцем которого он сам и является. Оказавшись в парламенте, такие депутаты будут иметь четкое и ясное представление об интересах людей, проголосовавших за них. Именно так в наилучшей форме выполняется представительная функция. Важно соответствие принципу о том, что на самом деле в парламенте голосует не депутат, а избравшие его и делегировавшие ему полномочия граждане.

Виды мажоритарной системы

Мажоритарная система делится на три подвида. Первый - принцип абсолютного большинства. В этом случае для того, чтобы победить, кандидату необходимо набрать больше половины голосов. Если с первого раза такого кандидата определить не получается, то назначаются дополнительные выборы. В них участвуют два человека, в активе которых наибольшее количество голосов. Такая система чаще всего характерна для муниципальных выборов.

Второй принцип касается относительного большинства. Согласно нему, кандидату для победы достаточно любого математического преимущества над противниками, даже если эта цифра не преодолевает порог 50%. Гораздо реже встречается третий принцип, касающийся В этом случае устанавливается конкретное необходимое для победы количество голосов.

Пропорциональная избирательная система

Распространенные виды выборов основываются на партийном представительстве. Согласно этому принципу, функционирует пропорциональная избирательная система. Она формирует выборные органы власти посредством партийных списков. Избираясь в округе, кандидат также может представлять интересы (например, коммунистов или либералов), однако в первую очередь он предлагает гражданам свою собственную программу.

В случае с партийными списками и пропорциональной системой дело обстоит иначе. Такое голосование на выборах ориентируется на политические движения и организации, а не на отдельную личность политика. Накануне выборов партии составляют свои списки кандидатов. Затем после голосования каждое движение получает в парламенте количество мест, пропорциональное отданным голосам. В представительный орган попадают кандидаты, занесенные в списки. При этом предпочтение отдается первым номерам: широко известным в стране политикам, общественным деятелям, популярным ораторам и т. д. Основные виды выборов можно охарактеризовать и иначе. Мажоритарные - индивидуальны, пропорциональные - коллективны.

Открытые и закрытые партийные списки

У пропорциональной системы (как и у мажоритарной) есть свои разновидности. В число двух основных подвидов входит голосование по открытым партийным спискам (Бразилия, Финляндия, Нидерланды). Такие прямые выборы - это возможность для избирателя не только выбрать партийный список, но и поддержать конкретного члена партии (в некоторых странах поддержать можно двоих и больше). Так складывается рейтинг предпочтения кандидатов. В подобной системе партия не может единолично решать, какой состав ей выдвинуть в парламент.

Закрытые списки используются в России, Израиле, Европейском союзе и ЮАР. В данном случае гражданин имеет право проголосовать только за понравившуюся партию. Конкретные люди, которые попадут в парламент, определяются самой политической организацией. Избиратель в первую очередь голосует за общую программу.

Плюсы и минусы пропорциональной системы

Все виды выборов обладают своими преимуществами и недостатками. Пропорциональная система положительно отличается тем, что голоса граждан не пропадают просто так. Они идут в общую копилку партии и влияют на политическую повестку дня. Есть в этом правиле и важное обстоятельство. В каждой стране принят определенный порог. Партии, не прошедшие эту отметку, в парламент не попадают. Поэтому наиболее справедливыми в данном случае считаются выборы в Израиле, где минимальный порог составляет всего лишь 1% (в России 5%).

Недостатком пропорциональной системы считается частичное искажение принципа народовластия. Списочные избранники неизбежно теряют связь со своими избирателями. Если кандидатов определяет партия, им не нужно доказывать людям собственную компетенцию. Многими специалистами закрытые списки критикуются за подверженность всевозможным политтехнологиям. Например, существует «принцип паровоза». Используя его, партии ставят впереди своих закрытых списков узнаваемых в народе людей (звезд кино, эстрады и спорта). После выборов эти «паровозы» отказываются от своих мандатов в пользу малоизвестных партийных функционеров. Истории известно множество случаев, когда закрытость партий приводила к диктатуре внутри организации и засилью бюрократии.

Смешанные выборы

Избирательная система может совмещать два основных принципа (мажоритарный и пропорциональный). При этой конфигурации она будет считаться смешанной. В России при избрании парламента сегодня действуют именно такие прямые всеобщие выборы. Половина депутатов определяется по спискам, другая половина - по одномандатным округам. Смешанная избирательная система будет применена на 18 сентября 2016 года (до этого она использовалась на выборах в Госдуму до 2003 года включительно). В 2007-ом и 2011-ом действовал пропорциональный принцип с закрытыми партийными списками.

Смешанной системой называют и другие форматы избирательной системы. Например, в Австралии одну палату парламента избирают по партийным спискам, а другую - по одномандатным округам. Также существует смешанная связанная система. Согласно ее правилам, места в парламенте распределяются по одномандатному мажоритарному принципу, но голосование проходит по спискам.

Преимущества и недостатки смешанного принципа

Любая смешанная система отличается гибкостью и демократичностью. Она постоянно меняется и предлагает стране несколько способов сформировать состав представительных органов. Избирательные участки в этом случае могут стать местом сразу нескольких выборов, проходящих по разным принципам. Например, в России голосование на муниципальном уровне городов все чаще проводится именно в таком формате.

Смешанные прямые выборы - это важный фактор размельчения политической системы. Поэтому специалисты считают ее серьезным испытанием для стран с молодой несостоявшейся демократией. Раздробленные политические организации вынуждены создавать коалиции. Партийное большинство в парламенте в таком случае практически не достижимо. С одной стороны, это мешает принятию решений, с другой стороны, подобная картина - наглядный образец разносторонности общества, в котором есть множество групп с разными интересами. Смешанность избирательной системы и большое количество мелких партий были характерны для России и Украины 1990-х гг.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то