Школьная энциклопедия. Конная статуя марка аврелия Конная статуя марка аврелия в риме

Конная статуя римского императора Марка Аврелия сохранилась только благодаря ошибке. Это единственный конный бронзовый античный монумент, дошедший до нас. Таких статуй в Древнем Риме было много, но все они были переплавлены в Средние века, за исключением этой, которую считали изображением императора Константина Великого, почитаемого христианами:

Позолоченный бронзовый монумент долгое время находился перед резиденцией папы, Латеранским дворцом. В 16 веке Микеланджело поставил его в центре Капитолийской площади:

Последние годы, после реставрации, Марк Аврелий находится под крышей нового зала Капитолийских музеев. На площади теперь стоит копия: http://fotki.yandex.ru/users/janet1981/view/66746/?page=4
Делали ее с применением новейших технологий, но, тем не менее, разница подлинника и копии колоссальная. Древний монумент – живой:

Конный монумент – это памятник полководцу. Жест всадника обращен к войску. Марку Аврелию пришлось на своем веку действительно много воевать с парфянами, варварскими племенами, но потомки вспоминают его не как полководца, а как философа на троне. Императору удавалось отражать нападения врагов и усмирять мятежников, но воинскую славу он ценил не высоко. Марк Аврелий был одним из образованнейших людей своего времени. Изучению философии он посвящал все свое свободное от государственных забот время. До нас дошла книга его размышлений. В ней мы читаем: «Гляди, не оцезарись, не пропитайся порфирой – бывает такое. Береги себя простым, достойным, неиспорченным, строгим, прямым, другом справедливости, благочестивым, доброжелательным, приветливым, крепким на всякое подобающее дело. Вступай в борьбу, чтобы оставаться таким, каким пожелало тебя сделать принятое тобой учение. Чти богов, людей храни. Жизнь коротка; один плод земного существования – праведный душевный склад и дела на общую пользу».
Марк Аврелий родился в 121 г. В 138 г. его усыновил Антонин Пий, у которого он унаследовал власть в 161 г. Соправителем Марка Аврелия был Люций Вер, умерший в 169 г. Скончался Марк Аврелий во время военного похода в 180 г.

Конь императора великолепен! Винкельман, автор первой «Истории искусства древности», считал, что «прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия нельзя найти в природе».

Колонна Марка Аврелия – уникальная скульптурная колонна, возведенная в честь победы римского императора Марка Аврелия в Маркоманской войне. Возвышается это произведение лепного и скульптурного искусства в самом центре Рима, на одноименной площади. По архитектурному типу – это дорическая колонна со спиральным рельефом, которая была возведена на основе древней колонны Траяна.

Возведение колонны Марка Аврелия

Поскольку первоначальная посвятительная надпись была разрушена и утеряна, до сих пор неизвестно, была ли колонна построена во время царствования императора Марка Аврелия (по случаю военного триумфа в 176 году) или уже после его смерти в 180 году. Позже в окрестностях была найдена предположительно утерянная ранее надпись, которая свидетельствует о том, что строительство колонны было закончено к 193 году.

С точки зрения топографии древнего Рима, колонна стояла в северной части города (Campus Martius), в самом центре площади. Эта площадь была расположена между храмом Адриана и храмом Марка Аврелия, построенным его сыном Коммодом и ныне полностью разрушенным. Совсем недалеко от скульптурной колонны Марка Аврелия находится место, где произошла кремация императора.

Высота колонны составляет 29,6 м, что поражает воображение даже самого искушенного зрителя. При этом высота пьедестала превышает 10 метров. Изначально архитекторы создавали монумент, полная высота которого составляла почти 42 метра, однако в ходе дальнейшей реставрации было принято решение о необходимости уменьшения высоты колонны на 3 метра, за счет погружения части монумента под землю. Основа колонны выполнена из натуральных мраморных блоков, которые сложены таким образом, чтобы внутри оставалась полость.


Фото:

В этой полости располагается высокая винтовая лестница из 200 ступеней, ведущая к самой вершине монумента. Там, изначально располагалась скульптура самого императора Марка Аврелия. От полной темноты лестницу спасают небольшие щели между мраморными блоками, которые обеспечивают слабое проникновение естественного солнечного света.

Лепной спиральный рельеф

Тот факт, что Марку Аврелию был посвящен столь значимый и великолепный монумент, лишь подтверждает вклад, который этот император внес в развитие общества и государства во времена своего правления. История его восхождения и правления проходит параллельно с жизнью его соправителя Луция Вера. Согласно историческим свидетельствам, описывающим те времена, два правителя Римской Империи были абсолютными противоположностями и антагонистами друг другу. Оба они были прекрасно образованы, однако жили в соответствии с двумя противоборствующими философиями – стоицизмом и эпикуреизмом.

Марк Аврелий был убежденным представителем стоицизма и в своем правлении уделял большое внимание внутренней политике, принятию правильных и полезных для общества законов, а также усовершенствованию судебной системы и социального обеспечения населения. Римляне любили и почитали Марка Аврелия, как мудрого и справедливого правителя. На протяжении всего своего правления император был окружен высокообразованными и порядочными советниками, которые уделяли также много времени работе с сенатом.

Его соправитель Луций Вер был полностью поглощен другой философией – эпикуреизмом. Он посвятил всю свою жизнь удовольствиям и утехам, которые стоили казне баснословных денег. Луций Вер был завсегдатаем и покровителем театральных постановок, гладиаторских поединков и многочисленных пиров. До наших дней сохранилось описание роскошного пира на 12 человек, который обошелся казне государства в огромную сумму - 6 миллионов сестерциев. К каждому гостю Луция Вера во время пира были приставлены личные рабы, которые выполняли любые прихоти хозяина. Все мясо на столе, было получено в результате забоя животных непосредственно во время пира. Посуда из драгоценных металлов не подавалась к столу второй раз, а золотые бокалы менялись сразу же, после того, как гость отпил из них. По окончании пира каждый гость получил в подарок слугу и роскошный серебряный экипаж.


Фото:

Исходя из исторической значимости Марка Аврелия, на фоне праздного образа жизни его соправителя, тот факт, что именно ему и его подвигам была посвящена великолепная колонна, кажется совершенно логичным и понятным.

Уникальность и художественная ценность колонны заключается в великолепном лепном рельефе спирального типа, который украшает ствол монумента. Рельеф спиральной картины рассказывает историю о дунайских и маркоманских войнах Маркуса Аврелия, которые он вел, начиная со 166 года до самой своей смерти. История, изображенная на рельефе, начинается со скульптурной картины могущественной и многочисленной армии римского императора, пересекающей реку Дунай, вероятно, в Карнунтуме. Этот момент считается переломным и вдохновляющим императора на будущие подвиги.

Дальнейший сюжет рельефа и хронология событий до сих пор оспаривается историками и искусствоведами. Последняя и наиболее вероятная теория утверждает, что экспедиции против Маркоманни и Квади в 172 и 173 годах находятся в нижней половине рельефа колонны, а успехи императора в войнах с сарматами в период с 174 по 175 года отображены в верхней половине монумента.

Важнейшим и ключевым эпизодом сюжета колонны, стало событие, широко освещаемое в римской религиозной среде и получившее название «чудо дождя». Согласно легенде, самым трудным моментом в военном походе Марка Аврелия стала борьба с языгами и квадами. События этой войны стали основным сюжетом лепного рельефа колонны. Военные столкновения с языгами происходили лютой зимой, во время которой Дунай был полностью покрыт льдом. Сражения проходили на льду реки, и победить армии Марка Аврелия удалось лишь раскладывая щиты на лед и наступая на дерево, чтобы не скользить. В результате большая часть армии языгов полегла на поле битвы, а оставшиеся в живых были вынуждены бежать далеко от Дуная.

Победа в этой тяжелой битве настолько вдохновила Марка Аврелия, что им было принято решение идти дальше и покорять земли квадов. Основные сражения с квадами пришлись на аномально жаркое лето, во время которого не было ни капли осадков. Несмотря на то что военные силы квадов были намного меньше армии Марка Аврелия по численности, им удалось заманить римлян в западню и окружить, отрезав тем самым доступ к питьевой воде. Аномальная жара и засушливый климат, изматывали римлян и отнимали у них все силы. Огромная мощная армия во главе с Марком Аврелием оказалась на грани гибели. В этот момент и произошло чудо, которое признано и воспето несколькими религиями.


Фото:

В своем письме Марк Аврелий описывает чудо дождя как, спасение, посланное римлянам небесами. Когда надежда добыть воду уже почти иссякла, а воины были сильно обезвожены и измотаны жарой, Марк Аврелий организовал массовую молитву, в которой принял участие весь Двенадцатый легион. Во время этой молитвы начался проливной ливень, что христиане всего мира считают чудом дождя. Этот дождь спас армию от гибели и послужил основой для сокрушительной победы над квадами. Кроме христианской религии, чудо дождя описывают и язычники. Однако по их версии, дождь был вызван не молитвой воинов Двенадцатого легиона, а египетским колдуном, который сопровождал Марка Аврелия в военных походах. В скульптурной композиции колонны Марка Аврелия, «чуду дождя» посвящена одна из главных ролей, что демонстрирует особенное отношение к этому историческому событию.

Несмотря на некоторые сходства с колонной Траяна, архитектурный стиль колонны Марка Аврелия совершенно другой. Здесь четко прослеживаются элементы предшествующего драматического стиля 3-го века, в котором была выполнена знаменитая Триумфальная арка Септимия Северуса, установленная вскоре после возведения колонны Марка Аврелия. Головы фигур непропорционально велики в сравнении с телами, чтобы зритель мог лучше интерпретировать выражения лиц воинов.

Первоначальный лепной макет рельефа был впоследствии вырезан из камня таким образом, чтобы глубина отдельных элементов была различной. Это обеспечивает особенную игру света и теней, что создает максимально реалистичную и динамичную картину сражений и сцен насилия. Когда деревни сжигаются, женщины и дети попадают в плен, мужчины убиты, эмоции, отчаяние и страдания «варваров» на войне представлены остро в одиночных сценах, в выражениях лиц и жестах. В то же время император представлен в качестве главного героя, сохраняющего спокойствие и невозмутимость.

Язык символов является более ясным и выразительным, в сравнении с неуклюжей на первый взгляд эстетикой Троянской колонны, и оставляет зрителю совершенно иное впечатление от художественного стиля. Там прохладный и трезвый баланс - здесь, драма и сочувствие. Живописный язык недвусмысленен - подчеркивается имперское господство и авторитет лидера и главнокомандующего.

Монумент в наши дни

В Средние века восхождение на колонну стало настолько популярным, что право взимать вступительный взнос ежегодно продавалось на аукционе. Сегодня осуществить подъем по лестнице внутри колонны невозможно. Теперь колонна служит центральным элементом на площади перед Палаццо Чиги. В 1589 году, по приказу папы Сикстуса V вся колонна была восстановлена под руководством ​​Доменико Фонтана и адаптирована к уровню земли того времени. Также на верхней платформе была установлена ​​бронзовая статуя апостола святого Павла, по аналогии со статуей святого Петра на колонне Траяна. Первоначально на верхней платформе, вероятно, была статуя Марка Аврелия, которая к XVI веку была утеряна.

Сегодня колонна Марка Аврелия — один из главных символов Рима и историческое наследие величайшей империи всех времен.

Статуя Марка Аврелия (итал. Statua equestre di Marco Aurelio) из позолоченной бронзы была создана в конце II века нашей эры и является единственной конной скульптурой, уцелевшей с античных времён. Император Марк Аврелий изображён в солдатском плаще поверх туники. Под поднятым копытом коня раньше находилась фигура связанного варвара, символизирующая поверженного врага, а жест императора обозначал великодушие по отношению к побеждённым.

В Средние века статую по ошибке принимали за императора Константина Великого, которого Церковь канонизировала как святого равноапостольного. Именно это и спасло памятник, ведь служители Божьи объявили все скульптуры дохристианских правителей языческими идолами и велели их уничтожать.

В XII веке конную статую Марка Аврелия установили перед Ларетанским дворцом, являвшимся резиденцией римских пап вплоть до XIV века. В 1538 году по распоряжению папы Павла III её перенесли на Капитолийскую площадь, реконструкция которой началась в этом же году под руководством великого Микеланджело Буонарроти. Длившиеся более 120 лет строительные работы превратили площадь с тремя дворцами в прекрасный архитектурный ансамбль, одну из главных достопримечательностей Рима .

В конце XIX века для статуи построили специальный выставочный зал в Палаццо Консерватори , а на Капитолийской площади установили копию.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Статуя Марка Аврелия – римского императора и философа – древнеримская бронзовая статуя, которая сегодня находится на Капитолийской площади в Риме. Создана она была в 160-180 годы и сегодня является одной из часто посещаемых достопримечательностей.

История

В двенадцатом веке статую Марка Аврелия разместили перед главной резиденцией римских пап — Ларетанским дворцом. В 1538 году ее установили на Капитолийской площади. Почти сразу Микеланджело Буонарроти начал ее реконструкцию. Работы длились более ста двадцати лет, и в результате площадь с тремя дворцами стала великолепным архитектурным ансамблем – одной из ярких достопримечательностей Рима.

В средние века конную статую Марка Аврелия принимали за статую Константина Великого. Этого императора церковь канонизировала как святого, что и спасло памятник от разрушения, когда божьи служители назвали скульптуры, созданные во времена дохристианских правителей, языческими идолами и приказали их уничтожить.

Копия

В конце девятнадцатого века во Дворце консерваторов, который находится на Капитолийской площади для статуи построили выставочный зал, а на самой площади поставили копию. Сегодня конная статуя Марка Аврелия в Риме привлекает внимание туристов со всего мира.

Описание

Статуя Марка Аврелия в Риме сделана из позолоченной бронзы и является единственной скульптурой такого типа, уцелевшей с древних времен. Император изображен одетым в тунику и солдатский плащ. По своей композиции статуя очень проста и лаконична. Марк Аврелий изображен не только как великий император-победитель, но и как философ-мыслитель. Лицо Марка реалистичное с выпуклыми глазами и выступающими скулами. Голова наклонена вперед, губы плотно сжаты. Глаза императора наполовину прикрыты верхними веками. В прическе просматривается эффектная игра света и тени, которая оттеняет внешнее спокойствие и сосредоточенность Марка Аврелия.

Под поднятым копытом коня раньше находилась фигура связанного варвара. Она считалась символом поверженного врага, а жест Аврелия означал великодушие к побежденным.

В статуе Аврелия нет той вычурной торжественности и величия, которые присущи изображениям других правителей Рима. В портрете императора мастер точно раскрыл настроения человека, который чувствует противоречия окружающей его действительности и стремится уйти от них в мир собственных переживаний.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то