Простая техника изменения неудачного сценария жизни. Сценарий жизни: как разгадать свой

admin

Идея предопределенности волнует каждого человека. Профессионально шифр судьбы разгадывают писатели, философы и психологи. Все остальные занимаются исследованием линии жизни исключительно на досуге. Писатели и философы создают только наброски разрешения вечного антропологического вопроса, а вот психологи подчас дают точные рецепты. Вернее, они стараются выдать свои гипотезы за рабочие судьбические механизмы. Прежде всего вспоминается Эрик Берн и его психологическая концепция, в центре которой жизненный сценарий.

Чтобы разговор был предметным, нужно сначала определить понятие жизненного сценария. Итак, жизненный сценарий, по Берну – это бессознательный план, формируемый родителями. Контур человеческой судьбы возникает в раннем возрасте.

Формирование жизненных сценариев

Э.Берн – ученик Фрейда, поэтому он уделяет пристальное внимание первым годам жизни ребенка. В начале жизненного пути или недоверие к миру, и ребенок делает (не сознательно) выводы по двум параметрам:

Оценка самого себя.
Оценка родителей и окружающего социального мира.

Вариантов ответа четыре:

Оба параметра положительные. Это лучший вариант – «первичный протокол победителя». Формируется здоровая, сильная личность.
Человек оценивает себя положительно, а окружение – отрицательно. Так возникают . Те, кто любит советовать всем и всегда, потом обижаются, когда их советам не следуют. Те, кто определяет своих детей и родителей на попечение государства. Крайняя степень такого сценария дает миру – убийц. Ведь у таких людей всегда виноваты другие.
Человек себя оценивает отрицательно, других – положительно. Это психология неудачника и того, кто практикует постоянное самоуничижение. Печально, но люди, жалеющие себя, передают такое поведение своим детям. «Я плохой и ничего не стою» — это мышление, которое экстраполируется на все сферы жизни человека.
Человек себя оценивает отрицательно, других – тоже отрицательно. Психология, которая ведет в непроглядной безнадежности. В жизни человека все возможности окрашены в черный цвет.

Таково в общем виде формирование жизненных сценариев. За них отвечают два фактора, которые влияют на развитие у человека того или иного миропонимания.

Основные жизненные сценарии (виды)

Не стоит пугаться, жизнь многообразнее мнений о ней. Человеческое существование никогда не вписывается полностью даже в самую разработанную и подробную теоретическую схему. Однако теории нужны опорные точки, и у Берна они есть. Итак, основные жизненные сценарии следующие:

Победители. Американский психолог признает победителями тех людей, у которых исправен механизм целеполагания и есть воля к достижению поставленных задач.
Непобедители. Им на роду написано добывать хлеб потом и кровью. Но такой образ жизни не принесет им победы. Их удел – оставаться на том же уровне. Причем они и не хотят ни выше, ни ниже. Этот тот тип, который в публицистике называется «обывателем». Непобедители законопослушны и довольны своей «жизнью, женой и работой».
Неудачники. Это те, которые вечно и всем недовольны. Сколько бы такой человек ни заработал, чего бы ни достиг, он будет в психологическом смысле на самом дне. Опасность в том, что если такие субъекты падают, то они тянут за собой окружающих.

Примечательно, что середина списка (непобедители) доставляет обществу меньше всего хлопот. А крайности тревожат социум. Одни (победители) в позитивном смысле, другие (неудачники) в негативном.

Основные жизненные сценарии узнать не так уж трудно, если наблюдать за людьми.

Победители говорят: «Сегодня я ошибся, но завтра я не промахнусь».
Непобедители говорят: «Да, я доспутил ошибку, но могло бы быть и хуже. По крайней мере я…»
Неудачники говорят: «Я бы сделал это, но…», «я бы мог, но…». Главное здесь – сослагательное наклонение и бездействие.

Раннее детство и формирование жизненного сценария личности. Элементы сценария

Сценарий состоит из 7 компонентов:

Финал. В самом раннем детстве, когда человеку родители говорят в гневе обидные или злые слова, его символически обрекают на «проклятие» — трагический исход. Если мать сравнивает ребенка с алкоголиком-мужем – она провоцирует . Когда же родители действуют обратным образом (говорят добрые слова и хвалят ребенка) – они программируют успешный сценарий.
Предписание. Это система запретов и разрешений. Они разделяются на степени: а) социально приемлемые и допустимые – «веди себя как следует», «тебе не стоит хвастать», б) жестокие и чрезмерные – «не говори лишнего», «не рассказывай матери», в) грубые приказы и произвольные запреты. Сводятся такие предписания к обычной неоправданной грубости «Оставь меня!», «Не высовывайся», «Не якай». Третий тип предписаний создает неудачников и действует как «проклятие».
Провокация узнается там, где родители сознательно или бессознательно одобряют . В итоге ребенок превращается в наркомана или алкоголика. А случается и так, что родители «неудачно шутят» над ребенком, называя его «придурком», «дурачком» или обнажая перед ним друге его слабые стороны. Взрослые не понимают: они строят для чада рельсы, которые привезут его не туда.
Нравственные постулаты – это те опознавательные знаки, по которым человек ориентируется в моральном измерении своей жизни, считает ее «правильной» или «неправильной». Моральные догмы закладывают родители. «Учись хорошо», «Работай усердно». Каждый сам вспомнит не один десяток таких «нравоучений». Плохо тогда, когда постулаты перемежаются с провокацией. В таком случае снова человек может свернуть не туда.
Пример родителей служит человеку наглядным образцом, как надо себя вести и на что рассчитывать. Мамы ориентируют поведение девочек, а образ отца влияет на мальчика. Кроме того, пример родителей иллюстрирует то, чему они учат, если существует разрыв между делами и словами ближайших предков, то сценарий ребенку не обещает ничего хорошего.
Сценарный импульс. Это протест против слишком детализированного сценария. Если родители стремятся чрезмерно управлять ребенком, возникает импульс, направленный против излишнего наставничества.
Антисценарий или внутреннее освобождение. Если жизнь человека складывается неудачно, то он откладывает реализацию своих возможностей на будущее время, например, на возраст после 40. И это нередко освобождает от власти сценария.

Функции элементов не одинаковы. Пункты 1, 2, 3 управляют сценарием, а остальные составляющие могут использоваться против программирования судьбы родителями.

Так связаны между собой раннее детство и формирование жизненного сценария личности.

Как изменить жизненный сценарий?

Как высококвалифицированный психолог и человек, которому нужно , Э.Берн утверждает: сценарий распознается только сторонним наблюдателем – психотерапевтом. Но есть четыре вопроса, помогающие человеку приоткрыть дверь в тайну своей судьбы.

Какую фразу любят повторять ваши родители? Честный ответ позволяет понять, как расколдовать сценарий.
Как жили ваши родители? Ответ дает понимание того, что в человеке личного, а что родительского, навязанного.
Главный запрет родителей? Если человек ответит на этот вопрос, то поймет границы собственного сценария, а также, возможно, найдет ключ к тому, что его мучит.
Какие поступки или поведение одобрялось родителями или радовало их? Ответ дает ключ к пониманию того, как человек отреагировал на родительские предписания.

Э. Берн, чтобы проиллюстрировать последний пункт, приводит пример человека, который спился, потому что родители ему все время говорили: «Не думай!».

При ответе на вопрос, как изменить жизненный сценарий, нужно помнить, что первый шаг к освобождению в осознании «театральности» собственного существования. Если человек будет знать виды сценариев, их элементы, а также «волшебные» вопросы, то он сможет «расколдовать» свою судьбу.

Изменение жизненного сценария. Философия vs психологии. «Свобода лежит внутри»

На этот раз стоит отойти от изложения концепции Э.Берна, чтобы предложить свой рецепт избавления от сценария как формы человеческой жизни.

Человеком управляет то, во что он верит. Если человек думает, что его жизнь написана родителями, и он обречен – жизнь его будет черна и непроглядна. Можно полагаться на построения Э.Берна и неистово искать «противоядие» против «проклятия» или «злого рока», а можно лишить идею «несчастной судьбы» энергии, перестав подпитывать ее своими страхами и комплексами.

Это трудный путь, ведь таким образом человек признает, что только он и никто больше или несчастье. Небеса молчат, Бог сочувственно взирает на его долю, но не помогает, поэтому что определяющее качество человека – свобода воли!

За изменение жизненного сценария отвечает сам человек. Если мыслящий и действующий субъект поймет эту нехитрую истину — «проклятие» снимется.

Возникает закономерный вопрос, жизненный сценарий личности существует или нет? Существует, если человек в это верит. Концепция Берна популярна потому, что она снимает с человека ответственность за собственную жизнь. «Первичный протокол», написанный родителями, виноват в неудачах, падениях, ранах и разочарованиях. Разумеется, психологическая доктрина Э.Берна подводит человека в тому, что недурно проснуться и взять управление судьбой в свои руки, но изначальный посыл формулируется так: «Во всем виноваты родители!» А это не честно, ни по отношению к человеку, ни по отношению к его родителям.

15 марта 2014, 13:11

Жизненный сценарий (скрипт) формируются в семье и живет в подсознании людей. Он представляет собой модель поведения, который воспроизводится не по своей воле снова и снова с разными людьми и в разных ситуациях.

Как формируется жизненный сценарий

Сценарий формируется до пятилетнего возраста, когда подсознание ребенка наиболее восприимчиво, а сознательный критический ум недостаточно сформирован для того, чтобы фильтровать поступающую извне информацию. Семейная обстановка, культура страны, передаваемые сообщения в сказках и фильмах влияют на формирование того или иного скрипта. Усваивая социальные нормы, половые роли, ребенок впитывает искажения, оценки, страхи, бытующие в культурной и семейной среде.

Все мы помним сюжет из сказки о спящей красавице, когда на бал по случаю рождения королевской дочери пришли двенадцать фей и одна злая колдунья, которая явилась без приглашения и полностью поменяла судьбу девочки. Изначальное состояние живого существа, пришедшего в мир «Я — ОК. Ты — ОК» – состояние принца или принцессы. В результате искаженных сценариев наше отношение к миру начинает трансформироваться в сторону «Я — ОК. Ты — не ОК», «Я — не ОК. Ты — ОК» или «Я — не ОК. Ты — не ОК», а вместе с нашим отношением начинает трансформироваться и наша судьба.


Все сценарии рождаются из этих 4 позиций

А кто же в таком случае играет роль колдуньи?

Сценарий семьи

Каждый из нас в определенной ситуации занимает одну из трех позиций: «Ребенка», «Родителя» и «Взрослого».

«Ребенок» – это наше эмоциональное, непосредственное начало, спонтанное, выражающее все свои чувства, импульсивное, неспособное самостоятельно контролировать свои влечения.

«Взрослый» – объективное начало, почти лишенное эмоций, способное беспристрастно оценивать ситуацию.

Все эти три начала присутствуют и в нас самих и, конечно, в наших родителях. И в формировании жизненных сценариев большую роль играет детское состояние родных. Неконтролируемые эмоции родительского «Ребенка» становятся источником нашего отношения к самим себе. В детстве мы воспринимаем родителей как безоговорочный авторитет, и их модель поведения кажется нам единственно верной, и она ложится в основу поведения внутреннего «Взрослого».

Нехватка любви, всевозможные обидные прозвища, критика в духе «У тебя руки-крюки. Ничего у тебя не получается. Какой из тебя актер — ни одной книжки не прочитал» ведут к настоящему превращению нас в «дураков», «безруких», «бездарных» и так далее. Неосознанные родители вбивают в своего ребенка ложные стереотипы, тем самым часто разрушая его веру в себя, а что самое ужасное — судьбу.


Самые частые родительские послания

В результате этого человек начинает то и дело искать во внешнем мире подтверждения родительским словам. Сценарий заставляет его быть не самим собой, а действовать словно под влиянием неведомой силы.

Как распознать и изменить жизненный сценарий

✔ Вспомните вашего любимого героя из сказок или фильмов: каким его чертам вы осознанно или неосознанно пытались подражать? Какие сказки вас привлекали в детстве? Нравится ли вам их финал? Та ли это судьба, о которой мечтаете лично вы? Напишите собственную сказку о вашем любимом герое с нужным вам концом. Обратите внимание на то, какую трансформацию придется пройти герою, чтобы достичь заветной цели.

✔ Понаблюдайте за своим телом – какие повторяющиеся реакции оно демонстрирует в похожих ситуациях. Какие слова или действия других вызывают желание сжаться, напрячься или перейти в агрессию? Вспомните ситуацию из детства, которая впервые вызвало у вас такую реакцию, когда были недовольны собой. Подумайте, какое ваше действие тогда вам бы понравилось, вызвало чувство справедливости и удовлетворенности.

Попробуйте проиграть эту ситуацию в воображении по новому сценарию. Проделайте это несколько раз с перерывами, пока новые собственные ощущения не покажутся такими же вероятными, как и первые. Постарайтесь почувствовать их отражение в вашем теле.

На сценарии можно повлиять лишь осознав причины их возникновения

Сценарий не является необратимым и неизменным, однако он может стать вашей судьбой, если пустить все на самотек.

Скрипты бессознательны, и повлиять на них можно только осознав причины их возникновения и закономерности различных событий в вашей жизни, которые им вызваны.

Затем задать себе вопрос: чтобы вы хотели иметь вместо этого. Не всегда это можно понять сразу. В этом случае рекомендуется искать в своем окружении правильные примеры — людей, на которых хотелось бы равняться и быть похожим. Это не значит, что нужно копировать поведение других или завидовать им – вы можете лишь брать лучшее, то, что возможно применить в своей жизни с пользой для себя.

Поначалу что-то будет казаться непривычным или даже вызывать сопротивление – ведь это выходит за рамки вашего привычного сценария. Но не беспокойтесь об этом. Чтобы сформировать свой новый, желаемый сценарий изначально необходимо увидеть другие возможные варианты, отличные от тех, к которым мы привыкли.

Давайте не будем жить бездумно, как серая и безликая масса. Давайте возьмем жизнь в свои руки и уже начнем строить ее так, как нам бы хотелось, а не так, как хотелось бы другим, чтобы мы ее прожили. Осознав не свой сценарий проживаемой нами жизни, мы можем отказаться от него. Не нужно обманывать себя. Не нужно стараться угодить кому-то, кроме себя самого. Вспомните, когда-то забытые мечты и планы и уже завершите их.

Наша жизнь кажется нам порой странной и непредсказуемой.

«Видимо, не судьба … » , - говорим мы иногда, сетуя на тот или иной эпизод.

Но если задуматься – что такое судьба? Почему в нашей жизни все происходит именно так, а не по-другому.

По какому сценарию мы живем и кем он написан?

Наш жизненный сценарий – ключик к понимаю того, что, как, когда и почему случается с нами. Случайности не случайны. И это действительно так. И осознав почему происходит так а не иначе, увидев причинно-следственные связи, мы можем изменить свой сценарий.

А, следовательно, и изменить свою Жизнь…

Я предлагаю вам сделать практическую работу по выявлению вашего сценария и его изменению.

Сценарное Дерево Вашей Жизни.

Приготовьте большой лист бумаги (не меньше А4) и нарисуйте на нем силуэт дерева.

Это - ваша Жизнь.

И прямо на этом листе вы делаете свои записи.

Корни – это установки, полученные от родителей в детстве. Мы их впитываем в самом начале своего жизненного пути. Они начинают осознаваться ребенком еще в утробе и ложатся в основу при формировании его экзистенциального сценария.

Это могу быть установки типа: Не делай, Не будь, Не сближайся, Не будь значимым, Не будь здоровым, Не будь собой, Не взрослей. Могут касаться мыслей: Не думай так, Не думай иначе чем я; о чувствах: Не чувствуй, Не чувствуй иначе и т.д.

Есть ли положительные установки? Да, конечно. Одна из самых важных: Просто живи и радуйся. Еще варианты (обратное от отрицательных): Ты важен, Люби, Будь любимым, Добейся успеха, Будь самостоятельным и т.д.

Например.

В детстве на вас обращали внимание только тогда, когда вы плохо себя вели. Тогда все начинали активно интересоваться вашими делами, потребностями, активно помогать. А когда все стабилизировалось, о вас как будто забывали... Очень возможно, что одна из установок: "Не будь хорошим". Т.е. когда я плохой - я нужен, когда я хороший - я всем безразличен.

Таких установок может быть несколько.

Подумайте, какой послание Вам давали родители во время воспитания? Оно воспринимается ребенком как со слов родителей, так и с его действий по отношению к нему, другому человеку, внешнему миру.

Это могут быть какие-то сильные семейные фразы типа «Деньги даются только тяжелым трудом».

Найдите 5-6 таких посланий и запишите их на корнях Вашего Сценарного дерева.

Почва – психологическая среда.

Вспомните, когда вы росли (а сценарий жизни формируется до 7 лет и повторно «редактируется» в подростковом возрасте) какая среда Вас окружала? Что в ней было самое главное? Можно брать как детский период, так и подростковый.

Возможно, вы были в классе «гадким утенком» и среда вокруг была подавляющая, вам было страшно и чувство неуверенности в себе было постоянным спутником? Или может быть наоборот, родители всегда говорили: «Ты должна быть….», «А ты уже уроки сделала?» и т.д. И вам всегда казалось, что за вами обязательно кто-то наблюдает, контролирует каждый ваш шаг? А может быть родители старались сделать ваш мир как можно интереснее, позволяя быть собой. Или все время убеждали, что вы намного лучше других, а остальные это так… недоразумения, и только вы – центр Вселенной.

Подумайте и запишите это там, где почва вашего сценарного дерева. Среда могла быть различной, ведь и почва неоднородна по своему составу.

А теперь обратите внимание на ствол – ваш основной сценарный процесс.

Основных экзестанциальных сценария четыре.

«Я хороший – мир хороший» - сценарий благополучия. В реальной жизни, к сожалению, встречается очень редко.

«Я хороший – мир плохой» - я лучше всех, остальные все недостаточно умны, красивы, богаты, образованны и т.д. Правда, иногда они этого сами не замечают. Но что с них возьмешь?

«Я плохой – мир хороший» - я недостойна чего-то хорошего. Мне ни в коем случае не может в жизни просто так повезти, все нужно добиваться тяжелым трудом. Это у других может быть счастье, удача, деньги, семья и пр. А мой удел – это страдать. Или наказывать себя, чувствуя себя виноватой.

«Я плохой – мир плохой» - тут я думаю комментарии излишни….

Посмотрите, пожалуйста, отстранено, какой именно из них ваш. Конечно, всем хочется сказать: «О! У меня первый!». Но… будьте откровенны с собой. Главное – увидеть. Не забывайте, что это "вырастает" из детских установок (коней) и психологической среды (почвы).

Записываем сценарий на стволе вашего дерева.

Более подробнее о сценариях жизни можно узнать здесь (один из открытых вебинаров) .

Ветви – это уже более мелкие сценарии, то, что касается каких-то процессов вашей жизни. Относительно работы, отношений, денег, здоровья и пр.

Например, основной Жизненный сценарий «Я плохая – мир хороший». И от него может произрастать:

В сфере отношений: «Всех хороших мужчин уже разобрали… поэтому счастливое замужество не для меня»

В сфере денег: «Высокооплачиваемая работа – не для меня. У меня не хватает опыта/образования/смекалки/ и т.д»

Почки (из которых вырастут новые ветви) – это ваши сценарии, которые могу быть . Они пока находятся в зачаточном состоянии. Посмотрите в перспективе, что именно может вырасти из этих почек, если не изменить свою жизнь.

Листья, цветы и плоды – реализованные цели, ваши достижения.

Можно условно «разделить» - листья – это ваши эмоциональные состояния, цветы – это ваши проекты и планы о будущем, плоды – непосредственно достижения, то что реализовалось.

Эта работа не так проста как может показаться на первый взгляд. Конечно, лучше ее проводить со специалистом, потому что очень многое мы в своей жизни не видим или не хотим видеть. Все зависит от того, что мы хотим, чтобы оказалось правдой.

Если Вы будете выполнять работу самостоятельно, то очень важно делать ее как бы для другого человека, не для себя. Эмоционально нужно отстраниться. Тогда вы сможете увидеть ситуацию беспристрастно, как бы со стороны. А значит и более реалистично.

Как мне кажется, вы уже поняли, что самым важным элементом является ствол дерева – ваш экзистенциальный сценарий.

Можно ли его изменить?

Конечно можно. Лучше всего это делать в индивидуальной работе, но мы бы будем с ним работать и на тренинге .

Расписание открытых встреч находится .

Буду рада видеть на нем всех желающих.

Запись первой встречи:

Но, если Вы решите не идти в тренинг, можно ли сделать с ним что-нибудь самостоятельно? Да.

Например, Вы можете нарисовать рядом с деревом корзину с плодами, собранными с другого сценарного дерева. Эти плоды будут представлять то, что Вам хотелось бы получить в этой жизни, результаты вашей деятельности. Подпишите каждый плод, что он означает. Какое ваше желание, вашу цель, вашу мечту.

А теперь внимательно посмотрите на ваше дерево. Какое убеждение или сценарный процесс не дает возможности вырасти этому плоду именно в вашей жизни, на вашем дереве?

Определили? Если нет, то подумайте, какое убеждение вам поможет. Нарисуйте почку на той ветке, которая относится к сфере, в которой вы хотите исполнения вашей цели и запишите это убеждение возле нее.

А теперь подумайте, как вы можете встроить это убеждение в вашу жизнь? Что измениться? Что пойдет по-другому? Насколько вам важно, чтобы это произошло? Насколько это согласуется/несогласуется с основным сценарием (ствол дерева). Что может вам помочь? какие ситуации из прошлого вам говорят, что это возможно?

Успешной Вам практики!!!

С любовью и благодарностью

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то