Логопедия постановка звука л. Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (Р, Рь, Л, ЛЬ).

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

4. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

На гармошке мы играем.

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

5. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

6. «Чистим зубки » (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

7. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка).

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).

Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад-вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И болтает на бегу.

8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

10. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта.

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

11. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).

Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч.

В барабан мы бьем

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук

Слышен звонкий стук.

12. «Комар»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).


При произнесении звука «Л» губы нейтральны и принимают положение в зависимости от следующего гласного; расстояние между верхними и нижними резцами - 2-4 мм; кончик языка поднимается и прижимается к основаниям верхних резцов (но может занимать и более низкое положение); боковые края языка опущены и пропускают выходящую воздушную струю; выдыхаемая струя воздуха слабая; голосовые связки колеблются, производя голос.

Артикуляция звука «Ль» отличается от артикуляции твердого «Л» тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны. Передне-средняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед.

Важно знать, что при произнесении этих звуков воздушная струя идет по бокам языка. Тогда как при произнесении большинства согласных боковые края языка прижаты к зубам и воздух идет по средней части языка.

Артикуляционные упражнения

Лопатка

Цель : вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.


Вкусное варенье

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.


Качели

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верх ней губе, затем опускается к нижней.

Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл… (как индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Пощелкать кончиком языка o:p>

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх. Приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы».Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.


Проблемы с произношением буквы Л встречаются довольно часто. Причинами могут быть как задержка речевого или психоречевого развития, так и простое подражание (ребенок сначала говорил звук правильно, а затем пошел в детский сад, где много детей произносят его неправильно, наслушался их и тоже стал произносить звук [л] с дефектом). При этом [л] может быть заменен на нечто, похожее на звук [в] либо на [j], либо просто пропускаться при говорении. Помочь ребенку научиться правильно произносить сонорный звук могут упражнения артикуляционной гимнастики для точной и четкой постановки звука [л].

Что такое артикуляционная гимнастика?

Предлагаемый ниже комплекс артикуляционных упражнений направлен на постановку и отработку точного произношения звука [л]. Выполнять их можно начиная с 2-летнего возраста, когда ребенок уже может делать то, о чем его просят взрослые.

Данные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы малышу было видно, что он делает, и он мог правильно реагировать на замечания взрослых, когда его поправляют. Наилучший эффект от занятий можно получить, если проводить их в легкой игровой форме.

Направлены все эти упражнения на то, чтобы добиться нужной артикуляции при выговаривании буквы Л.

Чтобы буква звучала правильно, органы речи ребенка должны принимать следующее положение.

  1. Губы слегка раскрыты, в нейтральном положении.
  2. Зубы немного разомкнуты (примерно на 3-4 мм).
  3. Кончик языка должен быть узким и упираться в верхние резцы, бока и средняя часть языка при этом должны быть опущены.
  4. Струя воздуха при этом должна выходить в щель, образующуюся между коренными зубами и боковыми краями языка.
  5. Звук производят напрягающиеся голосовые связки.

Для того чтобы малыш смог четко воспроизвести звук, артикуляционная гимнастика должна быть направлена на достижение следующих эффектов:

  • укрепления мышц языка;
  • закрепление подъема его в нужное положение;
  • растягивание подъязычной уздечки;
  • вырабатывание подвижности передней части языка;
  • приобретение навыка делать кончик языка острым и напряженным;
  • способность удерживать артикуляционную постановку всех органов длительное время;
  • способность довольно быстро изменять во рту положение языка для дальнейшей правильной артикуляции при соединении в речи согласных звуков и гласных.

Кстати, для букв Р и Л упражнения во многом схожи, только для Р важно еще отработать вибрацию зыка.

Чтобы артикуляционные упражнения для звука [л] не утомили малыша и дали желаемый результат, длительность занятий не должна превышать 15 минут в возрасте 3-4 лет и 25 минут, если ребенку 5-6 лет.

Комплекс артикуляционных упражнений

Итак, есть особые упражнения для правильной постановки звука [л] у маленьких детей. Важно, чтобы малыш начинал выполнять их в хорошем расположении духа, не через силу, а словно невзначай, чтобы не воспринимал это именно как урок.

  1. «Гармошка». На губах – улыбка, рот приоткрыт. Присосаться широким языком к нёбу. Теперь нужно, не отпуская языка, медленно закрывать-открывать рот (постепенно растягивая подъязычную уздечку), стараясь понемногу увеличивать амплитуду. Губы при этом не должны двигаться, а язык – провисать.
  2. «Грибочек». Во многом похоже на предыдущее, но отличается статикой: язык нужно выставлять только в верхнее натянутое положение и удерживать так несколько секунд (рот не закрывается). Губы при этом должны быть зафиксированы в улыбке.
  3. «Индюшонок». Рот слегка приоткрыт. Язык должен оставаться широким. Его надо положить в таком состоянии на верхнюю губу. Теперь ее нужно облизывать, плавно поглаживая языком по направлению вперед-назад. Язык при этом отрывать нельзя. Начинают выполнение упражнения медленно, затем постепенно скорость нарастает. В конце к облизыванию надо добавить голос (получаются повторяющиеся звуки «бл», напоминающие индюшиные). Язык во время выполнения упражнения должен оставаться широким и плавно облизывать верхнюю губу, но не выталкиваться при этом вперед, а двигаться вперед-назад, не качаясь из стороны в сторону.
  4. «Лошадка». Улыбнуться с широко открытым ртом. Далее нужно поднять широкий язык вверх, «приклеить» его к нёбу, затем медленно оторвать, опуская вниз. Должен получиться звук, похожий на цоканье копыт. Постепенно скорость выполнения увеличивают. Нижняя челюсть во время этого упражнения не двигается. Если ребенку сложно этого добиться, можно поначалу придерживать ее руками.
  5. «Трубочка-улыбочка». Сомкнуть зубы, растягивая губы в широкой улыбке, показывая все зубы. Затем вытянуть губы трубочкой вперед. В каждом положении задерживаться около 4-5 секунд. Перейти из одного положения в другое не менее 5 раз. Важно следить, чтобы зубы не размыкались и не двигались.
  6. «Качели». Улыбнуться, рот приоткрыт, видны зубы. Нужно сделать язык широким, затем положить его в таком состоянии сначала за нижние зубы, затем переместить за верхние. При этом в каждом положении язык необходимо задерживать 4-5 секунд. Нужно сделать не менее 5 повторов.
  7. «Маляр». Улыбнуться с открытым ртом. Теперь начинаются поглаживающие движения («красящие») по нёбу в направлении вперед и назад. При этом важно, чтобы язык во время движения не высовывался за верхние зубы, а нижняя челюсть вместе с губами все время оставались неподвижными.
  8. «Барабанчик». Улыбнуться, рот широко приоткрыт. Теперь нужно выставить язык так, чтобы он был направлен к нёбу, заходя за верхние зубы. Теперь нужно методично стучать упругим языком за зубами по нёбу, повторяя звук Д. Делать это нужно на всю длительность выдоха (от 7 до 15 секунд). При этом напрягаются мышцы языка, плеч и шеи.

Как закрепить навыки?

После того как ребенок выполнит комплекс упражнений для правильной артикуляции при произношении звука [л], важно всегда закреплять результат, чтобы в дальнейшем требуемое произношение звука происходило «на автомате».

Для этого около 15-20 минут после каждой артикуляционной тренировки с ребенком проговаривают слоги с буквой Л, затем – слова, в которых она встречается в начале слова, в седине, в окружении согласных, твердая или мягкая. Здесь отлично подходят детские скороговорки на букву Л, веселые логопедические четверостишия. Если малыш еще и нарисует то, о чем говорилось в стихотворении, или порассуждает над смыслом скороговорки, проиграет ее действие, он не станет считать логопедические тренировки тяжелыми занятиями. За отвлекающими делами и играми ребенок легче закрепит произношение звука.

Не стоит привязывать занятия по закреплению произношения только к самой артикуляционной тренировке. В течение всего дня нужно провоцировать ребенка проговаривать букву Л – задавать ему вопросы, отвечая на которые, придется говорить слова с этой буквой, просить назвать окружающие предметы, в которых эта буква есть, и т. д. Автоматизм произношения отрабатывается постепенно.

Неправильное произношение может стать причиной не только коммуникационных трудностей, но и комплексов, вызванных насмешками сверстников над «детским лепетом» ребенка, не умеющего правильно произносить те или иные буквы. Поэтому так важно еще в дошкольном возрасте научить малыша воспроизводить звуки правильно.

Артикуляционная гимнастика для звука «л » — упражнения, для отработки согласного, звонкого и твердого звука русского языка.

Во время правильного произнесения звука л, органы речи принимают следующее положение:

  1. губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;

  2. зубы незначительно разомкнуты, расстояние между верхними и нижними резцами - 2-4 мм;

  3. язык — узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;

  4. между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя;

Чем отличаются звуки [Ль] от [Л]?

Артикуляция звука [Ль ] отличается от артикуляции твердого [Л ] тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны. Передне-средняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед.

Важно знать, что при произнесении этих звуков воздушная струя идет по бокам . Тогда как при произнесении большинства согласных боковые края языка прижаты к зубам, и воздух идет по средней части языка.

Комплекс упражнений для звука [л]

Индюк

Цель: Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на «песенку» индюка бл-бл-бл (как индюк говорит).

Методические указания: Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

Пароход гудит

Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: Приоткроем рот и длительно произнесем звук Ы , имитируя гудок парохода.

Самолёт гудит

Цель: Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л .

Описание: Приоткроем рот, улыбнёмся и длительно произнося звук [Ы ], протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук [Л ].


Качели

Цель: Вырабатывать умение удерживать и чередовать определенные артикуляционные уклады.

Описание: Улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваются сначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд.

Методические указания: Важно, чтобы при выполнении этого упражнения работал только язык. Очень часто это упражнение выполняют, уложив язык на нижнюю губу. При таком варианте работает только нижняя челюсть, а язык остается в покое. Старайтесь этого не допускать.

Иголочка

Цель: Вырабатывать умение удерживать узкий напряжённый язык.

Описание: Откроем рот и выдвинем вперед узкий длинный язычок. Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10. Рот при выполнении остается открытым.

Методические указания: Важно, что бы язык был прямым, а кончик не отклонялся, ни в стороны, ни вверх.

Лошадка

Цель: Закрепить верхний подъём языка, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнувшись, широко открываем рот и «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади.

Если удержание нижней челюсти будет даваться очень трудно, то на первых порах, придерживаем её пальцами.

Грибок

Описание: Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Методические указания: Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Гармошка

Цель: Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание: Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.

Методические указания: Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.

Барабанщик

Цель: Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать кончик языка напряженным.

Описание: Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д ]: д-д-д…Сначала звук [д ]: произносим медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания: Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Осваивая речевые навыки, дети часто коверкают слова. Испытывают они трудности и в произношении отдельных звуков. Пресловутое «рррр» известно многим, а что делать, если ребенок изменяет букву «л»? Дефект легко поддается исправлению. Родителям следует показать ребенка логопеду - специалист установит причину дефекта и определит методику занятий, которые помогут его устранить.

Если имеют место нарушения речи, лучше по возможности показать ребенка специалисту: он определит степень отклонения и поможет семье справиться с ним

Что влияет на возникновение дефекта?

Большая часть звуков прекрасно осваивается ребенком к 4-4,5 годам. Если же вы заметили, что ваш малыш испытывает затруднения с произношением нескольких букв или одного звука «л», ищите причины. Одним из факторов может стать дефект речи у взрослого человека, постоянно контактирующего с крохой. Ребенок имитирует речь мамы или папы. Замечены сбои в произношении и у детей, растущих в двуязычных семьях. Малышу трудно осваивать сразу два языка, он путается, подменяет звуки одного языка на звуки другого. Среди физиологических причин отметим следующие:

  • нарушения, возникшие при развитии речевого слуха (ребенок слышит звуки неправильно);
  • патологии слухового аппарата и речевого дыхания;
  • изменения в строении артикулярного аппарата (в случае со звуком «л» это может быть укороченная уздечка).

Все анатомические изменения определяет специалист. Самостоятельные диагнозы часто приводят к неправильному лечению и усугублению дефекта.

Если у ребенка обнаружили укороченную уздечку, не стоит волноваться. Долгое время дефект исправляли с помощью надреза, а сегодня разработана новая методика, при которой уздечка растягивается до необходимого размера с помощью особых упражнений.

Варианты произношения искаженного звука «л»

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Пытаясь произнести «л», ребенок может заменять ее другими звуками. Определенной зависимости от причины, вызвавшей дефект, здесь нет - малыш говорит так, как ему легче. Звучание может быть таким:

  • ребенок пропускает букву «л» (лопата - опата);
  • заменяет «л» на «у» (лошадь – уошадь);
  • произносит вместо звука «л» звук «й» (молоко - мойоко, ложка - йошка);
  • хорошо говорит твердую «л» и заменяет мягкую букву на другую.

Правильная артикуляция

Чтобы что-то исправить, необходимо знать, как оно выглядит правильно. То же самое и со звуками, которые мы произносим. Вряд ли у вас получится проговорить букву «п», не соединив губы. Для того чтобы получился звук «л», надо:

  • упереть кончик языка в основание верхних зубов или в щель, образующуюся между верхними и нижними зубками;
  • произнося букву, сильно выпустить воздух вдоль боковых сторон языка;
  • края языка не должны соприкасаться с верхними и нижними зубами, расположенными по бокам челюсти.

Если логопед не нашел у вашего малыша серьезных проблем с артикуляционным аппаратом, правильное произношение «л» можно без труда поставить в домашних условиях. Достаточно нескольких занятий с малышом, чтобы научить его хорошо воспроизводить звук. Несколько специальных упражнений облегчат вашу задачу и доставят удовольствие ребенку. Они улучшат подвижность мышц гортани, языка и губ.


Чтобы ребенок мог понять, где он допускает ошибку, необходимо посадить его перед зеркалом и отработать правильную постановку языка и губ

Учимся произносить звук «л»

Занятия в домашних условиях комфортны и для ребенка, и для родителей. Специалистами разработаны различные упражнения, которые вы можете делать вместе с малышом, превратив их в забавную игру. Дети любят гримасничать, но наши упражнения еще и несут пользу. Через веселое и увлекательное действие мы учим малыша, даем возможность тренировать свой язык для правильного произношения «л». Список упражнений:

  1. Улыбка . Попросите малыша широко улыбнуться, не размыкая губы. Пусть он подержит улыбку 8-10 секунд. Повторяйте упражнение 7-8 раз за день.
  2. Ветерок . Немного приоткрыть рот, просунуть между губами кончик язык, и слегка его «прикусить», сжав губами. Оставив язык в таком положении, надо сильно дуть в течение трех минут.
  3. Цоканье . Малыш должен цокать как лошадка, меняя интенсивность звука. Попросите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью, цокал только язычком и верхней челюстью. Первая часть упражнения делается с ускорением, во второй цоканье должно быть тихим, как будто лошадка крадется.
  4. Вкусное варенье . Предложите ребенку облизать свои губки язычком так, как будто он съел что-то очень вкусное. Движения должны быть широкими, круговыми.
  5. Длинный язык . Любимое упражнение малышей. Дети высовывают язык на всю его длину и пытаются достать им до носика или подбородка.
  6. Трубочка . Несколько раз в день просите ребенка свернуть язык в трубочку.
  7. Долгое «ы» . Кончик языка отводится вглубь рта, спинка языка приподнимается к небу, ребенок тянет звук «ы». Упражнение сложное, но оно улучшает гибкость языка.
  8. Дыхание . Сопровождайте уроки улучшением дыхательных навыков. Почаще давайте крохе пускать мыльные пузыри, поощряйте его желание петь. Летом малыш может сдувать созревшие одуванчики.
  9. Мелкая моторика . Упражнения на мелкую моторику способствуют стимуляции нервных окончаний. Лепка, рисование, вырезание и клейка аппликаций положительно влияют на становление речевых навыков и усиливают интеллектуальное развитие маленького человека.

Полезным будет также произнесение скороговорок и сочетания букв, в которых «л» соседствует с разными гласными.

Как правильно проводить занятия?

Приступая к занятиям, помните, что перед вами маленький ребенок. Лучший способ научить его чему-либо – это игра. Логопедические упражнения, проводимые под нажимом, быстро надоедают малышам, поэтому нельзя заставлять ребенка повторять их долго. Начните с 1-2 раз в день по 3-4 повторения. Используйте собственный пример. Расположитесь с малышом возле зеркала, чтобы он видел, как у него получается. Дети любят имитировать действия взрослых, используйте их интерес в учебных целях. Сопровождайте похвалой каждый успех крохи, объясняйте ему, что вы учите и зачем.

В каких ситуациях нужна помощь логопеда?

Несмотря на простоту корректировки звука, может получиться так, что занятия дома не приведут к успеху. Причины могут быть разные:

  • для вашей семьи русский язык не является родным, и взрослые ее члены говорят с акцентом;
  • кто-то из взрослых уже имеет дефекты речи и ему трудно проводить занятия;
  • продолжительные занятия не смогли помочь малышу научиться выговаривать букву «л».

В подобных ситуациях необходимо обратиться к специалисту. Логопед поможет скорректировать упражнения, подскажет другие способы исправления.

От вас потребуется немалое терпение и умение завлечь ребенка. Малейшие подвижки должны быть замечены и отмечены похвалой. Если у малыша что-то не получается, не ругайте его, чтобы не отбить желания учиться.

Частой проблемой становятся трудности в произношении буквы «р» (подробнее в статье: ). Рекомендуем обратиться к одному из наших материалов, рассказывающему, как справиться с этой проблемой. Принцип почти тот же: необходимо стимулировать детей, чтобы они чаще говорили слова с этим звуком. Изучите артикуляцию при произношении «р», покажите ее малышу. Используйте в занятиях картинки с изображением животных, в названии которых есть «р», учите с ним стихи и скороговорки.

(3 оценили на 5,00 из 5 )

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то