Как куприн разрешает проблему неразделенной любви. Вопросы и задания по повести А

Не зря повесть Куприна А.И. « » является великим произведением про чувство, которое нельзя ни купить, ни продать. Это чувство называется любовь. Чувство любви может испытать любой человек не зависимо от своего положения в обществе, чина или достатка. В любви есть только два понятия: «люблю» и «не люблю».

К большому сожалению, в наше время все реже можно встретить человека, который одержим чувством любви. В мире правят деньги, вытесняя нежные чувства на второй план. Все больше молодых людей сначала задумываются о карьере, а только потом о создании семьи. Многие женятся или выходят замуж по расчету. Делается это только для того, чтобы обеспечить себе комфортное существование.

В своем произведении Куприн в устах генерала Аносова заложил свое отношение к любви. Генерал сравнивал любовь с великой тайной и трагедией. Он говорил, что ни какие другие чувства и потребности не должны смешиваться с чувством любви.

В конечном итоге, «не любовь» стала трагедией для главной героини повести Веры Николаевны Шеины. По ее словам, между ней и мужем уже давно не было теплых любовных чувств. Их отношения напоминали крепкую, верную дружбу. И это устраивало супругов. Они не хотели ничего менять, ведь так было удобно жить.

Любовь – это прекрасное, но в тоже время и опасное чувство. Влюбленный человек теряет рассудок. Он начинает жить ради своего возлюбленного или возлюбленной. Влюбленный человек порой совершает необъяснимые действия, которые могут иметь трагические результаты. Любящий человек становится беззащитным и уязвимым от внешних угроз. К сожалению, любовь не может оградить нас от внешних проблем, она не решает их. Любовь приносит счастье человеку только тогда, когда она взаимная. В ином случае любовь становится трагедией.

Чувства Желткова к Вере Николаевне стали самой большой трагедией в его жизни. Безответная любовь сгубила его. Он поставил свою любимую превыше всего в своей жизни, но, не увидев взаимности, покончил жизнь самоубийством.

Про любовь написано миллионы произведений. Это многогранное чувство воспевали поэты и писатели, художники и артисты во все века. Но это чувство вряд ли можно понять, читая рассказы, слушая музыкальные произведения, рассматривая картины. В полной мере любовь можно ощутить только тогда, когда ты любим и любишь сам.

Кривонос Елена Ивановна,

учитель русского языка и литературы Кузнецово – Михайловской общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней, с. Кузнецово – Михайловки, Тельмановского района, Донецкой области.

«Тема любви в повести А.Куприна «Гранатовый браслет»

(Развернутый конспект урока по литературе в 11 классе)

2016 уч.год

Урок построен с использованием интерактивных методов обучения.

Тип урока: повторительно – обобщающий урок.

Форма урока: урок – беседа ( аналитико-исследовательская работа по тексту)

Цели урока:

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;

Обозначить роль детали в рассказе;

Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту, культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление;

Пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать своё мнение, приводя аргументы из текста и жизни.

Методические приёмы: работа с текстом, аналитическая беседа, блиц – опрос, прием «Шесть шляп».

Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.

Оборудование: портрет А.И. Куприна; аудиозапись Второй сонаты Л.В. Бетховена.

Эпиграфы «Да святится имя твое…»

«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви»

А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)

«Не добивайся счастья быть любимым,- умей любить, когда ты нелюбим»

Е. Евтушенко

Чтение и обсуждение эпиграфа.

Откуда взяты строчки для первого эпиграфа?

Как вы поняли второй эпиграф?

Кому из героев больше подходит третий эпиграф?

1.Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о любви, ведь нам предстоит обсудить повесть Александра Куприна «Гранатовый браслет», а она тоже о любви. И прежде чем непосредственно перейти к обсуждению произведения Куприна, к раскрытию его главных тем, к обсуждению характеров героев, проведём блиц – опрос, который поможет вам вспомнить содержание и некоторые детали произведения.

- В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)

- Где происходят события произведения? (Черноморский курорт.)

- Как зовут главную героиню? (Княгиня Вера Шеина.)

- Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)

- Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)

- Как зовут сестру Веры Шеиной? (Анна Фриессе.)

- Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)

- Его должность? (Предводитель дворянства.)

- Какого числа были именины княгини веры Шеиной ? (17 сентября по старому стилю, 30 сентября – по новому.)

- Что подарил ей муж? (Серьги из жемчуга грушевидной формы.)

- Что подарила Вере сестра? (Записную книжку «в удивительном переплёте». )

- Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Жени Рейтер.)

- Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)

- С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты? («Точно кровь».)

- Кто такой Желтков? (Влюблённый в Веру телеграфист.)

- Как зовёт Желткова его хозяйка? (пан Ежий»)

- Настоящее имя Желткова? (Георгий.)

- Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)

2. Обсуждение повести «Гранатовый браслет» . Аналитико-исследовательская работа по тексту.

Учитель: В повести «Гранатовый браслет» нашла свое отражение вечная тема – любовь.

Цель нашего урока (проблемный вопрос) – понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

- Кто же из героев оказался способным на такую возвышенную любовь? (Желтков)

Учитель: Отчего же такая «страстная» любовь у Желткова все же неразделенная? (Герои находятся на разных социальных ступенях (она из высшего общества, а он мелкий чиновник) и Вера замужем).

Учитель: - Да и сам герой прекрасно понимает и признаётся в письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».

Учитель: А раз герои находятся на разных социальных ступенях, значит и отношение к любви у них разное. Что же представляет из себя светское общество, к которому принадлежит Вера? Чем они занимаются, как представляют любовь? Полного описания всех гостей у Куприна нет, но по их рассказам, мы можем представить их внутренний мир и их понимание любви.Они играют в азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории.

Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.)

Учитель : - Вечеринки, игра в покер; сплетни, флирт светский; прогулки – вот чем занимаются эти знатные люди; кто-то ещё числится в каких-то благотворительных заведениях.

- Когда происходит завязка действия рассказа?

- Что же ждёт от именин героиня и что происходит в этот день ?

(Вера «всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа – серьги; подарок от сестры – записную книжку; и от человека с инициалами Г.С. Ж. – браслет.)

Учитель: - Наверное, действительно, подарок Г.С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом.

- Что значит для Желткова это гранатовый браслет?

(Для него браслет – фамильная драгоценность.)

Учитель : - Браслет для Желткова не только символ благоговейной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом и пишет молодой человек в письме к Вере Шеиной: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…»

- Почему Желтков подарил эту ценную вещь, а не оставил её себе?

(Ради спокойствия любимой женщины – браслет поможет её предвидеть что-то плохое и не допустить этого.Кроме того, браслет для него самая дорогая вещь – только так он мог выразить свою любовь к ней.)

- Что почувствовала героиня, получив этот подарок?

(Почувствовала тревогу, ощущение приближения чего-то неприятного. В этом браслете она видит какое-то предзнаменование. Не случайно она сравнивает эти красные камни с кровью: браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь!» – восклицает она. Спокойствие Веры было нарушено.)

- Как ведут себя эти знатные люди, узнав о письмах, чувствах и подарке Желткова?

(Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Эти люди готовы растоптать плебея за посягательство на то, что ему, по их мнению, недоступно, они легко могут признать простого человека сумасшедшим. Подарком Желткова муж и брат Веры оскорблены.) Да и сам хозяин дома рассказывает веселую историю любви трубочиста к его жене, в которой образ Желткова претерпевает изменения: «телеграфист» переодевается в «трубочиста», герой трагически гибнет, оставляет после смерти завещание (две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами). Для светского общества высмеять чувства другого – это норма. Рассказы других – такие же: кто-то за кем – то волочился, кто – то с кем – то сошелся, но вывод сделал генерал Аносов: «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью…». Генерал делает вывод: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…», а всё, что он видел, - «так… какая-то кислятина…» )

Хотя после рассказа Веры о Г.С.Ж., генерал делает неожиданный вывод: «Безумец; может быть, это просто ненормальный парень, маниак, почём знать? - может быть, твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»

- Почему Желтков решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может, его испугал визит мужа и брата Веры?

(Вера просила «прекратить эту историю».)

- Может, ему стоило уехать?

(От любви не скроешься никуда.)

Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Или что-то другое хотел сказать автор?

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» «постичь жизнь», которая )

(Имя Георгий означает « победоносец» . Желтков из победоносцев. Куприн в своём произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

3.Учитель: А теперь, давайте проанализируем произведение методом шести шляп мышления.

Ученик1 . Я надеваю белую шляпу, становлюсь ученым и излагаю факты.

(Ученик рассказывает о прототипе главного героя – мелком чиновнике Жолтикове и его любви к светской даме, матери писателя Любимова.И о подлинной истории гранатового браслета, который хранится в фонде Пушкинского дома.)

Ученик2 . Я надеваю черную шляпу, становлюсь критиком. (Ученик рассказывает о главном противоречии повести – неравной любви, о том, что такая любовь не может быть взаимной, о безрассудности и непродуманности действий главного героя.)

Ученик3. Я надеваю желтую шляпу и ищу достоинства, преимущества и позитивные стороны главного героя. Ведь нужно подчеркнуть, что маленький человек смог разрушить неприступную стену светского безразличия, и даже муж Веры, придя в дом Желткова с решительными намерениями, отказывается от них, увидев настоящую любовь, ту, которую он, муж, совсем не испытывает к своей жене.

Ученик4 . Я надеваю зеленую шляпу и разрушаю стереотипы. Оказывается, любовь – великое чувство, на которое способны люди низкого сословья. По сравнению со светскими львами из высшего общества, простой телеграфист стоит гораздо выше, так как способен на большее.

Ученик5 . Я надеваю красную шляпу и говорю о своих чувствах. Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть». Мне очень понравилось произведение, образ Желткова – одно из лучших достижений Куприна. Этот молодой человек единственный носитель светлого, самоотверженного чувства в низменном мире богатства, эгоизма, лицемерия. И потому этот рассказ звучит как призыв писателя ценить и оберегать любовь как высокую ценность человечества.

Ученик6. Я надеваю синюю шляпу и подвожу итог стихотворением Николая Ленау, австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…»

Звучит соната Бетховена.

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

«Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

4.Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

5. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе по творчеству И.Бунина и А.Куприна.

Написать сочинение «Любовь и счастье героев в произведении А.Куприна «Гранатовый браслет»

Проблема неразделенной любви в творчестве А.И.Куприна.

Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

Как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви?

Гипотеза исследования

Мы считаем, что "Гранатовый браслет" А.И. Куприна - это повесть о неразделенной любви, а значит трагической. Поэтому и говорит генерал Аносов в повести, что "любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!"

Цели исследования

Познакомиться с творчеством А.И.Куприна, в частности, с его повестью "Гранатовый браслет".

Проанализировать идейное и художественное содержание повести "Гранатовый браслет".

Сравнить, как разрешается проблема неразделенной любви в повести А.И.Куприна и в современном обществе.

Результаты проведённого исследования

Уже в своих ранних произведениях А.И.Куприн с большим мастерством раскрывает вечные, бытийные проблемы, критикует тёмные стороны окружающей действительности («Жизнь», «Ужас»), подневольный труд («Молох»). Пишет он и о горьких судьбах людей («С улицы»), и о русской армии («Поединок»). Но самой заветной темой стала для него любовь, часто неразделённая, безответная («Святая любовь», «Гранатовый браслет»).

Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, композиторы, поэты, писатели и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви ещё в ХVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер :

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно,

Что не жил…

Сам Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе толкователя».

Прежде чем приступить к исследованию повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет", мы познакомились с самим произведением. За основу рассказа русский писатель взял реальную историю. Один телеграфный чиновник, безнадежно влюбленный в жену одного губернатора, как-то раз преподнес ей подарок – позолоченную цепочку с кулоном. Главная героиня рассказа, княгиня Шеина, тоже получает от тайного поклонника подарок – гранатовый браслет. Этим поклонником оказывается мелкий чиновник Желтков. Свои чувства к княгине он испытывает вот уже много лет. В записке, которую поклонник приложил к украшению, говорится о том, что такой зеленый гранат способен принести его обладательнице дар предвидения. Вера Николаевна рассказывает своему мужу о неожиданном подарке, а также показывает ему записку от тайного воздыхателя. Любовь Желткова к главной героине оказывается неразделенной и трагической. В итоге Желтков принимает решение покончить с жизнью, чтобы освободить свою любимую от позора. Повесть заканчивается тем, что героиня осознает, как сильно любил ее уже погибший чиновник. И это сильное светлое чувство, которое было послано Вере Николаевне, исчезает вместе с кончиной Желткова.

Проанализировав идейно-художественное содержание повести, было выявлено, что «Гранатовый браслет» - это рассказ о любви, который получает философско-трагическое звучание у А.И.Куприна. Позиция автора выражена сло­вами генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией. Вели­чайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». У Веры Николаевны счастливая семья, богатый дом. Муж, Ва­силий Львович Шеин, любит и уважает ее. Чувство любви у самой Веры Николаевны уже давно перешло в чувство прочной и верной дружбы. И вдруг спокойная размеренная жизнь нарушена призна­ниями Желткова: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу угодно было послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Желтков ничего не просит и ни на что не надеется. Он считает, что его судь­ба, дарованная Богом, безумная безответная любовь к Вере Нико­лаевне. Чистая любовь Желткова трагична, потому что безответна. Во имя любви герой способен на все. Только после смерти Желткова Вера Николаевна поняла, что истинная святая любовь в природе встречается крайне редко и доступна немногим.

Проблема неразделенной любви у А.И.Куприна решатся трагически: главный герой предпочитает смерть,а не безответную любви. «Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Его любовь страстная, испепеляющая, он готов унести её с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Вместо злости и зависти, герой испытывает чувство благодарности к той, которая дала ему надежду на любовь. Маленького человека победила смерть. А как же обстоят дела с этой проблемой в современном обществе? Неразделенная любовь – достаточно частое явление в нашей жизни. Множество людей по всему миру страдают от отсутствия взаимности. Вообще любовь всегда была загадкой и сейчас тоже не поддается объяснению. Поэтому однозначно ответить на поставленный нами вопрос нельзя. Все зависит конкретно от каждого человека и от конкретной ситуации. И в наше время встречаются "Желтковы".

В результате нашего исследования была создана

Вывод

В результате проектной деятельности мы выяснили, что однозначного ответа на вопрос "Что такое любовь?" нет. Мы анализировали образы героев, идейно-тематическое содержание произведения, пытались сравнить взгляды разных эпох на проблемный вопрос. Мы пришли к выводу, что в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» любовь показана как божественное провидение. Несмотря на печальный финал, княгиня чувствует себя по-настоящему счастливой, ведь она получила то, о чем давно мечтало ее сердце, а чувства Желткова всегда останутся в ее памяти. «Гранатовый браслет» - это не только художественное произведение, но еще и вечная печальная молитва о любви.

«Как пламень жертвенный,

Чиста моя любовь».

А. С. Пушкин

Передо мной повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Закрыта последняя страница, а я не могу оторваться от книги. В 17 лет никто, наверное, не остаётся равнодушным, когда речь идёт о любви. Каждый мечтает встретить на своём жизненном пути любовь верную, преданную, сильную и... возвышенную.

Какая она, возвышенная любовь? Я думаю, это такое прекрасное, бескорыстное чувство, когда любимый человек кажется неземным, идеальным, когда не принимаются во внимание никакие трезвые расчёты, не ставятся никакие условия,

Но всегда ли такое чувство делает счастливым того, кто его испытывает? Это трудный вопрос, и ответить на него нелегко. Ведь возвышенная любовь может быть и неразделённой. Вспоминаются пушкинские «На холмах Грузии», «Я Вас любил...», письмо Татьяны Лариной Онегину...

И вот «Гранатовый браслет» — рассказ о трагедии человека, полюбившего безответно, и о его великом счастье. В этой мысли я не вижу противоречия — ведь всё так и было: великая трагедия и великое счастье, дарованное как Божья милость, как награда судьбы.

Всё в повести просто и сложно, как в жизни. Мелкий чиновник, «какой-то телеграфист» со смешной фамилией Желтков, любит сиятельную даму, княгиню Веру Николаевну Шеину.

Встретил он её ещё в юности, когда всё представлялось возможным и достижимым. Вот и поверил молодой человек, что прекрасная девушка заметит его, оценит, полюбит, и стал писать ей письма, которые только раздражали высокомерную красавицу.

Затем она вышла замуж, стала светской дамой, княгиней. Казалось бы, здравый смысл должен был подсказать Желткову, что о ней надо забыть. Но разве влюблённый, вернее, беззаветно и безответно любящий, может помнить о здравом смысле?

Долгих семь лет скромный телеграфист обожает прекрасную княгиню издалека, не решаясь даже подойти к ней, отказавшись от своих нелепых в её глазах и ненужных ей посланий, оставшись одиноким.

Разве это счастье? А ведь он не чувствует себя несчастным человеком. Годы безответной любви преобразили его, научили тонко чувствовать, откликаться на красоту мира, на прекрасную музыку.

Человек вырос духовно и осознал это, почувствовал, что стал возвышеннее, чище, лучше. Столько такта, вкуса, истинного преклонения перед любимой в его необычном подарке, что даже муж княгини не может отказать ему в сочувствии и уважении.

А с каким достоинством держится он во время визита нежданных и нежеланных гостей, князя Шеина и брата Веры Николаевны. Это достоинство не позволяет им проявить по отношению к нему высокомерие и развязность.

Перед нами новый человек. Он уже не смешон со своей нелепой, как кажется окружающим, любовью, а трагичен, и он ни о чём не жалеет, не хочет для себя другой судьбы. Любовь вдохнула в него новую душу, и никогда уже он не сможет опуститься до мелочности и пошлости.

В его душе звучит трагическая и прекрасная музыка гениальной бетховенской сонаты. Она и утешает, и вдохновляет, и возносит над миром..

Предсмертное письмо Желткова Вере Николаевне это волнующее, трога-тельное стихотворение в прозе. Оно показывает, что в сердце «маленького чело-века» горит яркое, очищающее пламя. Любимая отказала ему даже в смиренной просьбе позволить остаться в одном городе с нею. Её муж и брат требуют от него «исчезнуть из жизни их семьи». Выполнить это требование и жить для него не-возможно.

Значит, остаётся одно — смерть. Но он не опускается до упреков, его душа напол-няется прощением и примирением. Каждая строчка прощального письма дышит ве-ликой любовью, обожанием, счастьем быть способным на такую любовь: Материал с сайта

«Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете... Это лю-бовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твоё».

В свои предсмертные часы он счастлив, что может отдать любимой и душу, и жизнь, что ему было даровано испытать «настоящую, Самоотверженную, истин-ную любовь».

О таком прекрасном, бескорыстном чувстве, о счастье, любя, ничего не тре-бовать для себя писал великий Пушкин.

Я думаю, что готовность отдавать, возвыситься до самопожертвования есть великое счастье настоящей, возвышенной Любви. Так, мне кажется, понимал это счастье А. И. Куприн, создавший «Гранатовый браслет», бессмертную поэму в про-зе, прославляющую истинную любовь, которая возвышает человека и делает его счастливым, даже если эта любовь неразделённая.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • эпиграф на тему нерзделенная любовь
  • счастье в гранатовом браслете
  • повести счастье-это
  • проблема человеческого счастья в гранатовом браслете
  • проблема безответной любви "гранатовый браслет"

Урок литературы в 11 классе «Любовь как высшая ценность мира в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна

1) осмыслить значение слова "любовь", пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет";

2) развивать умение работать самостоятельно; умение работать с проблемами и искать пути их решения; умение осуществлять анализ новой ситуации, использование имеющихся знаний;

3) Формирование коммуникативной компетенции через обсуждение (формулирование своей точки зрения, слушание собеседника, подведение итогов сказанного), понимание текста

4)Способствовать формированию нравственных ориентаций на распознавание истинных и ложных ценностей, созданию эмоционально - положительной атмосферы, развитию учебной дисциплины, инициативы, самостоятельности суждений.

Методическая оснащённость: текст, запись сонаты Бетховена, презентация, компьютер, экран.

Методы: эвристический, частично-поисковый, самостоятельная работа.

Ход урока:

I. 1 .Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя

Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. О любви писали раньше, пишут сейчас и будут писать в будущем. Тема любви - всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.

3. Запись эпиграфов (слайд 1)

Перед вами несколько высказываний об этом удивительном чувстве. Какое из них наиболее соответствует вашему представлению о любви? Прочтите их и постарайтесь высказать свою точку зрения. Можно ли их взять в качестве эпиграфа к нашему произведению?

4. Повторение изученного

Прочитайте, пожалуйста, любимые ваши высказывания, стихотворения-размышления о любви.

II. Работа по повести А. Куприна "Гранатовый браслет"

В рассказе «Гранатовый браслет» нашла отражение «вечная» тема - любовь.

Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» - чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?

Рассказ ученика о факте из семейной хроники князей Туган-Барановских из воспоминаний Л.Любимова.

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова? Как она изображена у Куприна?

Цель нашего урока - понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет"(слайд 2) и попытаемся это выяснить.

Главной героиней, вызвавшей возвышенное, неземное чувство любви, является княгиня Вера Николаевна Шеина (3 слайд).

Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести? (холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства)

Где и когда происходит действие рассказа? (Черноморский курорт, осень, сентябрь)

Произведение начинается с пейзажной зарисовки. Какое настроение создает пейзаж? (Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дач с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: "Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб".

Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась (слайд 4) "Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья". Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа - княгини Веры Николаевны Шейной, жены предводителя дворянства.)

Когда происходит завязка действия рассказа? (Завязка действия происходит в день именин княгини Веры, 17 сентября.)

Куприн пишет: "Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного". Что же "счастливо-чудесное" произошло в этот день? (Вера «всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа - серьги; подарок от сестры - записную книжку; и от человека с инициалами Г.С. Ж. - браслет.)

Какие подарки получила Вера от близких людей? О чем говорят эти подарки?

Куприн вносит в повествование элемент ожидания, таинственности, тревоги. Что же происходит далее? (Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.)

Чем отличался подарок Желткова от всех остальных?(Подарок Г.С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом.)

Что мы узнали о браслете из письма Желткова?

("По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти...")

Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова?

А что он значит для Веры? Что видит она в браслете? Что чувствует? (Почувствовала тревогу, ощущение приближения чего-то неприятного. В этом браслете она видит какое-то предзнаменование. Не случайно она сравнивает эти красные камни с кровью: браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь!» - восклицает она. Спокойствие Веры было нарушено.) (слайд 5)

Остановимся на письме Желткова Вере. Читаем его. Какую характеристику мы можем дать Желткову, прочитав это письмо?

Сравним его письмо с письмом - признанием в любви, помещенным в юмористическом семейном альбоме Шейных. Как воспринимает муж Веры письма Желткова? (слова брата Веры, 6 глава).

Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? Как он описывает историю любви Желткова к Вере? (Муж Веры смеется над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям юмористический альбом с письмом телеграфиста)

А способны ли на настоящую любовь эти богатые, влиятельные люди? (Анна лишь флиртует; генерал никогда не любил; Вера любила страстно мужа, князя Василия Шеина, но отчего-то угасла - Куприн ничего не говорит об этом.)

Верят ли они в то, что ещё существует страстная, бескорыстная любовь? Как генерал Аносов объясняет Вере отсутствие настоящей любви? Кто, по его мнению, в этом виноват?

(Гл. 8. Генерал Аносов, рассказал две истории о «любви». Первая история - о жене полкового командира и новоиспеченном прапорщике, а вторая - о Леночке, которая сошлась с поручиком Вишняковым, и её, муже-олухе для которого самым главным было «счастье Леночки». «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью…». Генерал делает вывод: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…», а всё, что он видел, - «так… какая-то кислятина…»)

Что нового узнали об этом Г.С. Ж. из рассказа Веры генералу?

(Гл. 8. Г.С.Ж. начал преследовать её своею любовью ещё за два года до замужества. О себе он обмолвился, что служит где-то маленьким чиновников. Из его писем она поняла, что он за неё постоянно следит, так как знает, где она бывает, как одета и т.д. Но когда она попросила его не утруждать себя письмами, он практически перестал ей писать - его письма приходили лишь на пасху, на новый год и в день её именин. И вот сегодня прислал этот гранатовый браслет.)

Какое неожиданное предположение высказывает генерал, выслушав рассказ Веры? Какую характеристику даёт генерал Аносов Желткову?

(«Безумец; может быть, это просто ненормальный парень, маниак, почём знать? - может быть, твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

Обратимся к эпизоду встречи князя Шеина и Николая Николаевича с Желтковым. Найдите и прочитайте портретную зарисовку Желткова.(слайд 6)

Прочитайте вслух слова признания в любви Желткова в десятой главе - Можно ли назвать чувство Желткова к Вере сумасшествием? "Что это: любовь или сумасшествие?"

(Для доказательства приводим слова князя Шеина (десятая глава): "Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо..." и т. д. до слов: "я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать" (одиннадцатая глава). "Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим"!)

Почему Желтков решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может, его испугал визит мужа и брата Веры? (Вера просила «прекратить эту историю».)

Может, ему стоило уехать?(От любви не скроешься никуда.)

Прочитайте предсмертное письмо Желткова Вере Николаевне. Каким показался вам герой? Что мы узнаём о молодом человеке из этого письма? (Желтков признаёт, что "неудобным клином врезался" в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь - не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мёртвый человек)

(Гл 11. «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне. Как громадное счастье, любовь к Вам…меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я проверял себя - это не болезнь… - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить… В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…От души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением…Дай бог Вам счастья, и пусть ничто …житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г.С. Ж.»)

Почему он не сообщил в письме о том, что решил покончить с собой?

(Не мог потревожить спокойствие любимой.)

Прочитайте финальную главу(звучит соната Бетховена слайд 7) - В.Н. слушает бетховенскую сонату, прослушать которую завещал Желтков. Какое открытие делает она для себя, слушая Бетховена, что постигает? Какие слова, совпадающие с музыкой, слагаются в её уме? Почему героиня заплакала? Неужели причиной слез стало "впечатление смерти" или есть другая причина?

(Она поняла, что "мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет".)

Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты номер два, как бы донесшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры все суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.

Почему Желтков "заставил" Веру слушать именно это бетховенское произведение? (В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова.)

Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры?

(Да. Ответное чувство Веры состоялось, пусть на одно мгновение, но навеки, пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)

Почему единственное их свидание - прощание В.Н. с прахом молодого человека - можно считать поворотным моментом в её внутреннем состоянии?

(Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Она поняла, как отличается он от пустых, бесчувственных и безразличных её знакомых - на его лице она увидела «то самое умиротворённое выражение», которое видела «на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона».)

Так как же решает Куприн «вечную» проблему - неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Или что-то другое хотел сказать автор?

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть».)

А какая ещё тема, кроме высокой и безответной любви, звучит в рассказе? Почему В.Н. сразу, ещё до замужества, как-то несерьёзно отнеслась к неизвестному поклоннику?

(Тема неравенства. У героев разное социальное происхождение.)

(Имя Георгий означает «победоносец». Желтков из победоносцев. Куприн в своём произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь дарит влюблённому громадное счастье. Искренняя, чистая любовь возвышает человека не только в собственных, но и чужих глазах. Именно такая любовь бессмертна!)

III. Обобщение учителя. Действительно, образ Желткова - одно из лучших достижений Куприна. Этот молодой человек единственный носитель светлого, самоотверженного чувства в низменном мире богатства, эгоизма, лицемерия. И потому этот рассказ звучит как призыв писателя ценить и оберегать любовь как высокую ценность человеческого бытия. Завершая разговор о рассказе «Гранатовый браслет», хочется сказать, что А.И.Куприн был не одинок в своих взглядах на любовь. Его традиции продолжил поэт 20 века Борис Чичибабин в своём стихотворении «Когда уйдёшь» (Слайд 8), которым я и хочу закончить наш урок.

IV. Итог урока

1. Выставление отметок.

2. Домашнее задание.

Подготовится к сочинению. Темы: 1. Мои мысли о прочитанном в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». 2. « …что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет».)

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то