«История создания и анализ повести "Один день Ивана Денисовича". «Анализ произведения Один день ивана денисовича анализ произведения кратко

Солженицын написал огромное количество разных произведений. И одно из них написано про сталинские репрессии и называется оно «Один день Ивана Денисовича». Кроме этого из этого рассказа можно понять о том, как на самом деле жилось тем людям, которые не хотели угождать и подчиняться власти. А ведь им жилось в это время очень даже тяжело. Начинается произведение с того, что рассказывается вся лагерная жизнь людей. Кроме этого ему хочется показать читателям всю жестокость и несправедливость тех людей, которые оказались изменниками родины. В это время любой человек мог оказаться изменником.

Один заключенный попал в тюрьму, но когда началась война, то он отправился защищать свою родину, но после войны он опять оказался изменником и был отправлен в плен. Но однажды ему удалось сбежать из тюрьмы. И он мог бы жить спокойно и легко, но поскольку Шухов был справедливым человеком, то сразу же признался в этом и был наказан и отправлен в лагерь.

А здесь никто не застрахован в том, что может произойти в этом лагере. За каждое неповиновение можно было оказаться в карцере. А здесь условия были просто отвратительными и очень сильно отличаются от условий обычной камеры. Помимо этого каждому преступнику работать и работы эти были трудными и тяжелыми и порой случались даже смерти во время этой работы. По всей территории тюрьмы была натянута колючая проволока, чтобы ни один из преступников не мог сбежать отсюда.

Порой в таких условиях бывает трудно потерять человеческое достоинство и остаться человеком до конца своих дней. Нужно быть не только честным, но и справедливым, а также вовремя принять ситуацию и отыскать правильный путь для ее решения. Кроме этого если правильно вести себя и правильно поставить, то можно не только суметь прожить в самых сложных условиях, но и подружиться с нужными людьми, которые помогут во всем и поддержат в трудной ситуации и выручат, если это нужно будет.

Вот и наш главный герой Шухов старается принять условия, в которых он оказался, а также научиться в них жить. Кроме этого он старается сделать так, чтобы не пострадало его лицо. Ему пришлось провести здесь восемь лет, а ведь это может выдержать не каждый человек. Он выучил все правила и законы тюрьмы и даже научился их исполнять и не нарушать.

Подробный анализ

Это произведение стало первым повествованием, обращенным к массовому читателю, повествующим о сталинских репрессиях. Рассказ открыл массовому читателю и, прежде всего, представителям нового поколения интеллигенции, нелицеприятную правду о том, что пришлось пережить миллионам.

В своем рассказе Соложеницын поставил себе цель обойтись без излишних аффектов. Он не стремился, в отличие писателей более раннего периода, демонстрировать страдания, душевные и физические муки, выпадающие на долю героя, с целью вызвать сочувствие к нему читателя. Наоборот, целью автора произведения было показать, что сама обыденность может быть очень страшной. Название "Один день Ивана Денисовича" говорит в пользу этого. Герой рассказа носит имя, ставшее нарицательным для русского – Иван. Выражение «один день» также должно ориентировать читателя на то, что это ничем не примечательный день промежуток времени заключенного, во время которого не происходило ничего для него значимого.

Этим писатель стремился еще раз напомнить читателю, точнее дать ему возможность самому еще раз сделать вывод, что на месте Ивана Денисовича мог оказаться каждый.

В произведении подчеркивается, что описанный день был неплохим. Действительно, герой смог получить лишнюю порцию баланды, не имел неприятностей со стороны администрации. Человеку, живущему на воле, пусть даже при больших ограничениях политических прав, сопровождаемых мелочным контролем начальства, а также постоянно испытывающему нехватку разного рода товаров, такой день должен был показаться ужасным. Собственно этого и добивался писатель, подробно в мелочах расписав быт лагеря.

Другой целью описания повседневной жизни в неволе было стремление Солженицына приблизить читателя к своему герою. Автор стремился, чтобы дочитавший его рассказ максимально проникся чувствами и эмоциями персонажа.

Учитывая дальнейшее творчество и активное неприятие советской власти автором, можно предположить, что еще одной из задач произведения была антисоветская пропаганда. Почувствовав беспомощность героя перед лагерным начальством, включая даже столь малозначительных фигур, как повара или старшего по бараку (того же зэка), у читателя должны были возникнуть ассоциации с его собственной жизнью. Жизнь простого советского человека также находилась под неусыпным контролем, которому нечего было противопоставить. Солженицын подводил к выводу, что на воле в Советском союзе, безусловно, комфортнее и сытнее, но положение простого человека, в принципе, мало отличается от того, в которое поставлен заключенный.

Вместе с тем, автор говорит и о человеческом достоинстве. Его Иван Денисович не встал на путь угождения администрации за мелкие подачки. При этом он не озлобился, не пошел по пути самых матерых уголовников, пожирая слабых.

Солженицын пытался донести до читателей мысль, что выживать в условиях несвободы (и лагеря и тоталитарного государства) можно, но жить так нельзя.

Анализ 3

Такой известный русский автор, как Солженицын, написал очень много разных произведений. Одно из них охватывает жуткое и кровавое время сталинских репрессий и носит название «Один день Ивана Денисовича». Этот рассказ так же повествует о жизни обычных людей, которые не хотели мириться с той власть и многие, к сожалению, подверглись репрессиям. Жизнь в те времена была невероятно трудной. Произведение началось с того, что автор описал то, как люди живут в лагерях. Кроме этого, автор очень ярко и контрастно показывал читателю жесткость и несправедливость тех, кто якобы оказался изменниками родины. В те времена каждый мог попасть под прицел правительства.

Так один человек попал в тюрьму, однако, когда началась война, то его отправили на фронт, для защиты родины. Однако, после войны, он снова отправил в плен. Однажды ему посчастливилось сбежать из того жуткого места. Он мог начать спокойную, новую жизнь, но Шухов был человеком справедливым и во всем признался. Естественно его наказали и снова отправили в лагерь.

Было ясно одно, что никто не застрахован от того, что может произойти в лагере. Любой из заключенных мог отправиться в карцер лишь за то, что якобы неудовлетворительно себя вел. Условия, конечно, в картере были ужасны, намного хуже, чем в обычной камере. Все преступники не просто сидели по своим камерам, а не посильно работали. Работа была настолько сложной, что многие умирали здесь. Сбежать оттуда было практически невозможно, ведь по территории всего лагеря были натянуты колючие проволоки.

В таких спартанских условиях очень трудно сохранить позитивный настрой и как минимум остаться человеком до конца жизни. Здесь нужно быть и честным, и справедливым, быстро находить выход из любой ситуации и принимать решения. Если вести себя хорошо, помогать, то есть великая возможность подружиться с нужными людьми, которые, в свое время, могут помочь выжить в этих невыносимых условиях, где-то помогут, а где-то просто поддержат. В любом случае, чтобы не произошло, всегда нужно оставаться человеком.

Главный герой произведения Шухов мужественно принимает те жесткие условия, в которых оказался снова. Он пытается научиться выживать здесь. Кроме этого, он всячески пытается сделать так, чтобы его лицо не пострадало. Он провел здесь 8 лет своей жизни, а это довольно-таки большой промежуток времени, который не каждый мог выдержать. Он научился жить по тюремным законам, не нарушать их и оставался человеком.

  • Сочинение Забавы осеннего ветра (4 класс русский язык)

    Осень – прекрасная пора. Она дарит нам незабываемые ощущения свежести, прохлады и напоминает об уходящих теплых деньках. Солнышко еще греет, но по-детски. Деревья одеваются в разноцветные яркие костюмы

  • Краткая биография Чичикова (история жизни) в поэме Мертвые души

    Последний мракобес, когда-нибудь, да слышал фамилию «Чичиков». Оно и не мудрено, поскольку герой с такой фамилией является центровым в одном из основополагающих произведений русской литературы «Мертвые души».

  • Образ и характеристика Лужина в рассказе Защита Лужина Набокова сочинение

    Набоков пишет Лужина гениальны шахматистом, человеком полностью увлеченным своим делом, который во внешнем мире видит только шахматные закономерности и фактически живет только шахматами.

  • Александр Исаевич Солженицын – писатель и публицист, вошедший в русскую литература как ярый противник коммунистического режима. В своём творчестве он регулярно затрагивает тему страдания, неравенства и незащищённости людей перед сталинской идеологией и текущим государственным строем.

    Представляем вашему вниманию обновленный вариант обзора книги Солженицына – .

    Произведением, которое принесло А.И. Солженицыну популярность, стала повесть «Один день Ивана Денисовича». Правда, сам автор позже внёс поправку, сказав, что по жанровой специфике это рассказ, пусть и в эпичных масштабах воспроизводящий мрачную картину России того времени.

    Солженицын А.И. в своём рассказе знакомит читателя с жизнью Ивана Денисовича Шухова, крестьянина и военного, который попал в один из многочисленных сталинских лагерей. Весь трагизм ситуации в том, что герой ушёл на фронт на следующий же день после нападения гитлеровской Германии, попал в плен и чудом бежал из него, но, добравшись до своих, был признан шпионом. Именно этому посвящена первая часть воспоминаний, в которую также включено описание всех тягостей войны, когда людям приходилось питаться роговицей с копыт умерших лошадей, а командование Красной Армией без укора совести бросало простых солдат умирать на поле боя.

    Вторая часть показывает жизнь Ивана Денисовича и сотен других людей, пребывающих в лагере. При этом все события рассказа занимают всего один день. Однако повествование содержит большое количество отсылок, ретроспекций и упоминаний о жизни народа как бы невзначай. Например, переписка с женой, из которой мы узнаём, что в деревне ситуация обстоит не лучше, чем в лагере: еды и денег нет, жители голодают, а крестьяне выживают за счёт того, что красят фальшивые ковры и продают их городу.

    По ходу прочтения мы узнаём и то, почему Шухова посчитали диверсантом и предателем. Как и большая часть тех, кто находится в лагере, он осуждён без вины. Признаться в измене заставил следователь, который, к слову, даже не смог придумать, какое же задание выполнял герой, якобы помогая немцам. При этом выбора у Шухова не было. Откажись он признавать то, что никогда не делал, то получил бы «бушлат деревянный», а раз пошёл навстречу следствию, то «хоть поживешь ещё малость».

    Важную часть сюжета также занимают многочисленные образы. Это не только заключённые, но и надзиратели, которые отличаются лишь тем, как они относятся к лагерникам. Например, Волков носит с собой огромную и толстую плётку – один её удар раздирает большой участок кожи до крови. Другой яркий, хоть и второстепенный персонаж – Цезарь. Это своего рода авторитет в лагере, который ранее работал режиссёром, но был репрессирован, так и не сняв свой первый кинофильм. Теперь он не прочь побеседовать с Шуховым на темы современного искусства и подкинуть небольшую работу.

    Предельно точно Солженицын в своём рассказе воспроизводит жизнь заключенных, их серый быт и тяжёлый труд. С одной стороны, читатель не встречает вопиющих и кровавых сцен, но реализм, с которым автор подходит к описанию, заставляет ужаснуться. Люди голодают, а весь смысл их жизни сводится к тому, чтобы добыть себе лишний ломоть хлеба, так как на супе из воды и мёрзлой капусты не получится выжить в этом месте. Заключённых заставляют работать на морозе, и им с целью «скоротать время» до ночлега и приёма пищи приходится работать наперегонки.

    Каждый вынужден приспособиться к реалиям, найти способ обмануть надзирателей, что-либо выкрасть или тайком продать. Например, многие заключённые делают из инструмента небольшие ножи, затем обменивая их на продовольствие или табак.

    Шухов и все остальные в этих ужасных условиях похожи на диких зверей. Их могут наказать, застрелить, побить. Остаётся только быть хитрее и умнее вооруженных охранников, стараться не пасть духом и быть верным своим идеалам.

    Ирония в том, что тот день, который и составляет время рассказа, является для главного героя вполне удачным. Его не посадили в карцер, не заставили работать с бригадой строителей на морозе, в обед ему удалось получить порцию каши, при вечернем шмоне у него не нашли ножовку, а ещё у Цезаря подработал и табака купил. Правда, трагизм в том, что таких вот дней за всё время заключения накопилось три тысячи шестьсот пятьдесят три. Что же дальше? Подходит к концу срок, но Шухов уверен, что срок либо продлят, либо чего хуже отправят в ссылку.

    Характеристика главного героя рассказа «Один день Ивана Денисовича»

    Главный герой произведения представляет собой собирательный образ простого русского человека. Ему около 40 лет. Родом он из обычной деревни, которую он вспоминает с любовью, отмечая, что раньше было лучше: картошку ели «целыми сковородами, кашу – чугунками…». В заключении он провёл целых 8 лет. До попадания в лагерь Шухов воевал на фронте. Был ранен, но после выздоровления снова вернулся на войну.

    Внешний вид персонажа

    В тексте рассказа не встречается описание его внешности. Акцент делается на одежде: рукавички, бушлат, валенки, ватные брюки и пр. Тем самым, образ главного героя обезличивается и становится олицетворением не только обычного заключённого, но и современного жителя России середины 20 века.

    Его отличает чувство жалости и сострадания к людям. Он переживает за баптистов, которые получили 25 лет лагерей. Жалеет опустившегося Фетикова, подмечая, что «срока ему не дожить. Не умеет он себя поставить». Иван Денисович сочувствует даже охранникам, потому что тем приходится в мороз или при сильном ветре дежурить на вышках.

    Иван Денисович понимает своё бедственное положение, но не перестаёт думать о других. Например, отказывается от посылок из дома, запрещая жене присылать продукты или вещи. Мужчина осознаёт, что супруге приходится совсем несладко – она одна растит детей и следит за хозяйством в тяжёлые военные и послевоенные годы.

    Долгая жизнь в каторжном лагере не сломала его. Герой ставит для себя определённые границы, которые ни в коем случае нельзя нарушить. Банально, но следит за тем, чтобы не есть рыбьи глаза в похлебке или всегда снимать шапку во время приёма пищи. Да, ему приходилось воровать, но не у своих товарищей, а лишь у тех, кто работает на кухне и издевается над сокамерниками.

    Отличает Ивана Денисовича честность. Автор указывает на то, что Шухов ни разу не брал и не давал взятки. Каждый в лагере знает, что он никогда не отлынивает от работы, всегда старается подработать и даже шьёт тапочки для других заключённых. В тюрьме герой становится хорошим каменщиком, осваивая эту профессию: «у Шухова ни к перекосам, ни к швам не подкопаешься». Кроме того, все знают, что Иван Денисович на все руки мастер и легко может приняться за любое дело (телогрейки латает, ложки из алюминиевого провода выливает и мн. др.)

    Положительный образ Шухова создаётся на протяжении всего рассказа. Его привычки крестьянина, обычного труженика помогают ему преодолеть тяжести заточения. Герой не позволяет себе унижаться перед охранниками, вылизывать тарелки или доносить на других. Как всякий русский человек Иван Денисович знает цену хлебу, трепетно храня его в чистой тряпочке. Он принимает любой труд, любит его, не ленится.

    Что же тогда такой честный, благородный и трудолюбивый человек делает в лагере для заключённых? Как он и ещё несколько тысяч людей оказались здесь? Именно такие вопросы возникают у читателя по мере знакомства с главным героем.

    Ответ на них достаточно прост. Всё дело в несправедливом тоталитарном режиме, следствием которого становится то, что многие достойные граждане оказываются пленниками концлагерей, вынужденные подстраиваться под систему, жить вдали от своих семей и быть обреченными на долгие муки и лишения.

    Анализ рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

    Чтобы понять задумку писателю, необходимо уделить особое внимание пространству и времени произведения. Действительно рассказ изображает события одного дня, даже очень подробно описывая все будничные моменты режима: подъём, завтрак, обед, ужин, развод на работу, дорога, сама работа, постоянный обыск со стороны охранников и мн. др. Сюда же относится описание всех заключенных и надзирателей, их поведения, жизни в лагере и т. п. Для людей реальное пространство оказывается враждебным. Каждый узник не любит открытых мест, старается избегать встречи с охранниками и быстрее спрятаться в бараке. Заключенные ограничены не только колючей проволокой. Им недоступна даже возможность посмотреть на небо – постоянно слепят прожекторы.

    Однако есть ещё и другое пространство – внутреннее. Это своего рода пространство памяти. Поэтому наиболее важными оказываются постоянные отсылки и воспоминания, из которых мы узнаём о ситуации на фронте, страданиях и бесчисленных смертях, гибельном положении крестьян, а также о том, что те, кто выжил или бежал из плена, кто защищал родину и своих граждан, зачастую в глазах правительства становятся шпионами и изменниками. Все эти локальные темы формирует картину происходящего в стране в целом.

    Получается, что художественное время и пространство произведения не замкнуто, не ограничено одним лишь днём или территорией лагеря. Как становится известно в конце рассказа таких дней в жизни героя уже 3653 и сколько будет впереди и вовсе неизвестно. Значит, название «один день Ивана Денисовича» можно легко воспринимать как аллюзию на современное общество. День в лагере обезличен, безнадёжен, становится для заключённого олицетворением несправедливости, бесправности и ухода от всего индивидуального. Но разве всё это характерно только для этого места заключения?

    Видимо, по мнению А.И. Солженицына, Россия того время очень похожа на тюрьму, а задачей произведения становится, если и не показать глубокую трагичность, то хотя бы категорически отрицать должность описываемого.

    Заслуга автора в том, что он не только поразительно точно и с большим количеством деталей описывает происходящее, но и воздерживается от открытого проявления эмоций и чувств. Тем самым он достигает своей главной цели – даёт читателю самому дать оценку этому миропорядку и понять всю бессмысленность тоталитарного режима.

    Главная идея рассказа «Один день Ивана Денисовича»

    В своём произведении А.И. Солженицын воссоздает основную картину жизни той России, когда люди были обречены на невероятные муки и лишения. Перед нами открывается целая галерея образов, которые олицетворяют собой судьбу миллионов советских граждан, вынужденных за верную службу, усердный и старательный труд, веру в государство и следование идеологии расплачиваться лишением свободы в ужасных концлагерях, разбросанных по всей стране.

    В своем рассказе изобразил типичную для России ситуацию, когда женщине приходится брать на себя заботы и обязанности мужчины.

    Обязательно прочитайте запрещенный в Советском Союзе роман Александра Солженицына , который объясняет причины разочарования автора в коммунистической системе.

    В небольшом рассказе предельно точно раскрыт перечень несправедливостей государственной системы. Например, Ермолаев и Клевшин прошли все тяготы войны, плен, работали в подполье, а в качестве награды получили по 10 лет тюремного срока. Гопчик – молодой юноша, которому недавно исполнилось 16 лет, становится доказательством того, что репрессии равнодушны даже к детям. Не менее показательными оказываются и образы Алешки, Буйновского, Павла, Цезаря Марковича и других.

    Произведение Солженицына пропитано скрытой, но злой иронией, обличающей оборотную сторону жизни советской страны. Писатель затронул важную и актуальную проблему, которая всё это время была под запретом. Вместе с тем, рассказ пропитан верой в русского человека, его дух и волю. Осудив бесчеловечную систему, Александр Исаевич создал подлинный реалистичный характер своего героя, который способен с достоинством выдержать все мучения и не потерять человечность.

    Солженицын Александр Исаевич

    Ход урока

    Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»

    Цель урока: показать публицистичность рассказа, обращённость его к читателю, вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.

    Методические приёмы: аналитическая беседа, комментированное чтение.

    Ход урока

    1. Слово учителя. Произведению «Один день…» принадлежит особое место в литературе и общественном сознании. Рассказ, написанный в 1959 г. (а задуманный в лагере в 1950), первоначально носил название «Щ-854 (Один день одного зэка)».

    2. Почему рассказ о лагерном мире ограничивается описанием одного дня? Сам Солженицын пишет о замысле рассказа: «Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днём… достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё. Эта мысль родилась у меня в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. Я писал роман, болел, умирал о рака. И вот уже… в 59-м году, однажды я думаю: кажется, я уже мог бы эту идею применить. Семь лет она лежала так просто. Попробую-ка я описать один день одного зэка. Сел – и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить». Написан за 40 дней.

    3. Почему автор определил жанр как рассказ? Подчеркнул этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.

    4. Это произведение открыло больную для общественного сознания периода «оттепели» тему недавнего прошлого страны, связанного с именем Сталина. В авторе увидели человека, сказавшего правду о запретной стране под названием «Архипелаг ГУЛАГ».

    5. В то же время некоторые рецензенты выразили сомнение: почему Солженицын изобразил своим героем не коммуниста, незаслуженно пострадавшего от репрессий, но оставшегося верным своим идеалам, а простого русского мужика?

    6. Сюжет - события одного дня – не авторский вымысел. Композиционная основа сюжета – чётко разлинованное время, определённое лагерным режимом.

    7. Проблемный вопрос : почему день, изображённый в рассказе, герой считает счастливым? На 1-й взгляд потому, что в этот день ничего не произошло, что ухудшило бы положение героя в лагере. Наоборот, даже удача сопутствовала ему: закосил кашу, табачку купил, подобрал кусочек ножовки и не попался с ней на шмоне – 54 , Цезарь Маркович получил посылку (87-88), стало быть, что-то перебьётся, бригаду не отправили на строительство соцгородка, перемогся, не заболел, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело. Всё, что кажется обычным Ивану Денисовичу, к чему он притерпелся¸ по существу своему страшно бесчеловечно. Совсем иначе звучит авторская оценка, внешне спокойно-объективная и оттого ещё более страшная: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было 3 653. Из-за високосных годов – 3 дня лишних набавлялось».

    8. И вот уже здесь повод был для полемики Солженицына с официальной критикой 60-х гг.

    9. О том, что этот день удачный, Солженицын пишет без всякой иронии, всерьёз. Тут совсем нет той интонации, что вот, дескать, ну и запросы у человека!

    10. А отрицательная критика именно это и поставила в вину Солженицыну, припаяв ярлык «несоветский человек»: ни борьбы, ни высоких запросов: кашу закосил, подачки от Цезаря Марковича ждёт: 98 – 99 .

    11. А по Солженицыну это действительно счастливый день для Шухова, хотя счастье это в отрицательной форме: не заболел, не попался (14 ), не выгнали, не посадили. Это была правда, не терпящая полуправды. Таким углом зрения автор гарантировал полную объективность своего художественного свидетельства и тем беспощаднее и резче был удар. Из статьи Н. Серголанцева № 4 – 1963 г. «Октябрь»: «Герой повести И. Д. не является исключительной натурой. Это рядовой человек Его духовный мир весьма ограничен, его интеллигентная жизнь не представляет особого интереса.

    И по самой жизни , и по всей истории советской литературы мы знаем, что типичный народный характер, выкованный всей нашей жизнью, - это характер борца, активный, пытливый, деятельный. Но Шухов начисто лишён этих качеств. Он никак не сопротивляется трагическим обстоятельствам, а покоряется им душой и телом. Ни малейшего внутреннего протеста, ни намёка на желание осознать причины своего тяжёлого положения. Ни даже попытки узнать о них у более осведомлённых людей. Вся его жизненная программа, вся философия сведена к одному – выжить. Некоторые критики умилились такой программой, дескать, жив человек, но ведь жив, в сущности, страшно одинокий человек, по-своему приспособившийся к каторжным условиям, по-настоящему даже не понимающий неестественности своего положения. Да, Ивана Денисовича замордовали, во многом обесчеловечили крайне жестокие условия. В этом не его вина. Но ведь автор повести пытается представить его примером духовной стойкости. А какая уже тут стойкость, когда круг интересов героя не простирается дальше лишней миски бала́нды, левого заработка и тепла».

    Если подытожить суждения критика о Шухове,

    1) Иван Денисович приспосабливается к нечеловеческой жизни, а значит, потерял человеческие черты,

    2) Иван Денисович – суть животные инстинкты. Ничего не осталось в нём сознательного, духовного,

    3) Он трагически одинок, разобщён с другими людьми и едва ли не враждебен им.

    4) И вывод: нет, не может Иван Денисович претендовать на роль народного типа нашей эпохи. (Статья написана по законам нормативной критики, мало опирается на текст).

    12. Временная организация.

    В чём смысл упоминания о декретном времени (разговор Шухова с Буйновским на строительстве ТЭЦ)? Время в лагере, расписанное режимом по минутам, не принадлежит человеку («и солнце ихним декретам подчиняется »).

    Почему Иван Денисович всегда встаёт по подъёму, за полтора часа до развода? Почему ест всегда не спеша? Почему так ценит время после пересчёта?

    Время в лагере не принадлежит человеку. Поэтому столь значимыми являются для героя и утренние «часа 1,5 времени своего, не казённого », и время еды – «10 минут за завтраком, да за обедом 5, да 5 за ужином », когда «лагерник живёт для себя », и время после пересчёта, когда «зэк становится свободным человеком ».

    Найдите в рассказе хронологические подробности. Важность категории времени в рассказе подчёркивается тем, что его первая и последняя фразы посвящены именно времени.

    День – та «узловая» точка, через которую в рассказе Солженицына проходит вся человеческая жизнь. Вот почему хронологические обозначения в тексте имеют ещё и символическое значение. Особенно важно, что сближаются друг с другом, порой почти становясь синонимами, понятия «день» и «жизнь».

    В каких эпизодах расширяются рамки повествования (воспоминания героев)?

    13. Пространственная организация. Найдите пространственные координаты в рассказе. В чём особенность организации пространства? Пространство, в котором живёт заключённый, замкнуто, ограничено со всех сторон колючей проволокой. А сверху закрыто светом прожекторов и фонарей, которых «так много… было натыкано, что они совсем засветляли звёзды». Заключённые отгорожены даже от неба: пространственная вертикаль резко сужена. Для них нет горизонта, нет неба, нет нормально круга жизни.

    Пространство в рассказе выстраивается концентрическими кругами: сначала описан барак, затем очерчена зона, потом – переход по степи, стройка, после чего пространство снова сжимается до размеров барака. Замкнутость круга в художественной топографии рассказа получает символическое значение. Обзор узника ограничен обнесённой проволокой окружностью.

    Найдите в тексте глаголы движения. Какой мотив в них звучит? Небольшие участки открытого пространства оказываются враждебными и опасны, не случайно в глаголах движения (спрятался, захлопотался, трусцой побежал, сунул, влез, спешил, нагнал, прошнырнул и т. д.) нередко звучит момент укрытия. Перед героями рассказа стоит проблема: как выжить в ситуации, когда время тебе не принадлежит , а пространство враждебно (такая замкнутость и жёсткая регламентированность всех сфер жизни – свидетельство не только лагеря, но тоталитарной системы в целом).

    В противоположность героям русской литературы , традиционно любящим ширь, даль, ничем не стеснённое пространство, Шухов и его солагерники мечтают о спасительной тесноте укрытия. Барак оказывается для них домом.

    За счёт чего расширяется пространство повествования? Но есть ещё внутреннее зрение заключённого – пространство его памяти; в нём преодолеваются замкнутые окружности и возникают образы России, деревни, мира.

    14. Предметная детализация. Приведите примеры эпизодов, в которых предметная детализация, на ваш взгляд, наиболее подробна.

    · психологически убедительное описание чувств заключённого при обыске;

    · ложка с наколкой Усть-Ижма, 1944, которую он заботливо прячет за голенище валенка).

    · Подъём – с. 7 ,

    · ясно нарисованный план зоны с вахтой, санчастью, бараками;

    · утренний развод;

    · необыкновенно тщательно, скрупулёзно следит автор, как его герой одевается перед выходом из барака – 19 , как он надевает тряпочку-намордник;

    · или как до скелета объедает попавшуюся в супе мелкую рыбёшку. Даже такая, казалось бы, незначительная «гастрономическая» деталь, как плавающие в похлёбке рыбьи глаза, удостаивается в ходе рассказа отдельного «кадра»;

    · сцены в столовой – 50/1 ;

    · подробное изображение лагерного меню – 13, 18, 34, 48, 93 ,

    · самосаде,

    · о ботинках и валенках – 10,

    · эпизод с ножовкой,

    · с получением посылок и др.

    · Какова художественная функция подробной детализации?

    Для зэка не может быть мелочей, ибо от каждой мелочи зависит его жизнь (обратите внимание, как опытный зэк Шухов заметил оплошность Цезаря, не сдавшего посылку в камеру хранения перед проверкой – 104 ). Любая деталь передана психологически конкретно.

    Такая дотошность изображения не замедляет повествование, внимание читателя ещё более обостряется . Дело в том, что солженицынский Шухов поставлен в ситуацию между жизнью и смертью : читатель заряжается энергией писательского внимания к обстоятельствам этой экстремальной ситуации. Каждая мелочь для героя – в буквальном смысле вопрос выживания или умирания.

    Кроме того, монотонность тщательных описаний искусно преодолевается использованием писателем экспрессивного синтаксиса: Солженицын избегает растянутых периодов, насыщая текст короткими рублеными фразами , синтаксическими повторами, эмоционально окрашенными восклицаниями и вопросами.

    Любая частность описания передана через восприятие самого героя – потому-то всё заставляет помнить о чрезвычайности ситуации и о подстерегающих героя ежеминутных опасностях.

    15. Система персонажей. Какими параметрами задана? Определите основные ступеньки лагерной иерархии. Чётко на 2 группы: надзиратели и зэки. Но и среди заключённых есть своя иерархия (от бригадира до шакалов и стукачей).

    Какова иерархия героев по их отношению к неволе? Различаются они и отношением к неволе . (От попыток «бунта» Буйновского до наивного непротивленчества Алёшки).

    Каково место Шухова в этих системах координат? И в том и другом случае Шухов оказывается посередине.

    В чём своеобразие портрета Шухова? Портретные зарисовки в рассказе лаконичны и выразительны (портрет лейтенанта Волкового – 22, заключённого Ю-81 (94 стр.), завстоловой (89), бригадира Тюрина (31).

    Найдите портретные зарисовки персонажей. Внешность Шухова едва намечена, он абсолютно неприметен. Портретная характеристика самого Шухова (бритая, беззубая и будто усохшая голова; его манера двигаться);

    16. Воспроизведите биографию героя, сопоставьте её с биографиями других персонажей.

    Его биография – обычная жизнь человека его эпохи, а не судьба оппозиционера, борца за идею – 44 . Герой Солженицына – обыкновенный человек, «человек середины», в котором автор постоянно подчёркивает нормальность, неброскость поведения.

    Что делает Шухова главным героем? Обыкновенные люди, по мысли писателя, и решают в конечном счёте судьбу страны, несут заряд народной нравственности, духовности.

    · Обыкновенная и одновременно необыкновенная биография героя позволяет писателю воссоздать героическую и трагическую судьбу русского человека ХХ столетия. Иван Денисович родился в 1911 г, жил в деревне Темгенёво, с характерным русским названием, честно воевал, как и миллионы русских солдат, честно, раненый, не долечившись, поспешил вернуться на фронт.

    · Бежал из плена и попал в лагерь вместе с тысячами бедолаг-окруженцев в лагерь – якобы выполнял задание немецкой разведки.

    · 8 лет мыкается по лагерям, сохраняя при этом внутреннее достоинство.

    · Не изменяет вековым мужицким привычкам и «себя не роняет », не унижается из-за сигареты (в отличие от Фетюкова, стоит как бы безучастно рядом с курящим Цезарем, дожидаясь окурка), из-за пайки и уж тем более не вылизывает тарелки и не доносит на товарищей ради улучшения собственной участи.

    По известной крестьянской привычке Шухов уважает хлеб , носит в специальном карманчике, в чистой тряпочке; когда ест – снимает шапку .

    · Не гнушается приработками, но всегда зарабатывает честным трудом. И потому не в состоянии понять, как можно брать большие деньги за халтуру (за малевание под трафаретку «ковров»).

    · Совестливость, нежелание жить за чужой счёт, причинить кому-то неудобства заставляют его запретить жене собирать ему в лагерь посылки, оправдать жадноватого Цезаря и «на чужое добро брюха не распяливать ».

    17. Сопоставьте жизненную позицию Шухова с позициями других героев рассказа: Буйновского, Цезаря Марковича и др.

    1) Цезарь Маркович , человек образованный. Интеллигентный, получил освобождение от общих работ и даже право носить мех, шапку, потому что «всем сунул, кому надо ». Но не это вполне естественное желание облегчить свою участь вызывает авторское осуждение, а его отношение к людям. Он как должное принимает услуги Шухова (тот и в столовую ходит за его пайкой, и очередь за посылкой занимает). И хотя порой он и куревом Шухова угости, и пайкой поделится, Иван Денисович интересует его лишь тогда, когда он ему зачем-то нужен. Показательна в этом плане сцена в прорабской. Герои спорят о правде и красоте в искусстве, не замечают живого человека, который для автора и является мерилом всех ценностей.

    Шухов, с трудом добывший миску с кашей для Цезаря, спешивший по морозу в прорабскую, терпеливо ждёт, чтобы на него обратили внимание и надеется получить курево за свою услугу. Но спорящие, сидящие в тепле, слишком увлечены своей беседой: 54.

    2) Спор об искусстве Цезарь продолжит и с кавторагнгом (разговор на вахте) – 75-76 . Быть может, с точки зрения искусствоведа, взгляд Цезаря на мастерство Эйзенштейна более справедлив, чем грубоватые слова Буйновского, но правота кавторанга определяется его положением: Цезарь вышел из натопленной конторы, а Буйновский целый день отработал на морозе. Его позиция здесь ближе к позиции Шухова.

    Однако заметим, что кавторанг во многом и противопоставлен Шухову. Следует проанализировать поведение Буйновского в сцене утреннего шмона (23 – 24 ) и оценку Шуховым его поступка. Сам Шухов не бунтует, потому что знает: «Кряхти да гнись. А упрёшься – переломишься», - но и не подчиняется обстоятельствам.

    3) Если сопоставить Шухова с такими героями, как Дэр (64), Шкуропатенко, Пантелеев, то заметим, что они, такие же зэки, сами участвуют в творимом над людьми зле, на что главный герой рассказа неспособен.

    4) Кто из героев рассказа исповедует сходные с Шуховым нравственные принципы? Тюрин, Куземин.

    5) Проанализируйте слова бригадира Куземина: стр. 5. Есть ли аналоги этим принципам в русской классической литературе? Согласен ли Шухов со своим первым бригадиром? Унижаться («миски лизать »), спасать свою жизнь за счёт других («стучать ») всегда было неприемлимым для народной нравственности, те же ценности утверждались в русской классической литературе, а вот не ждать помощи, сострадания («И не надеяться на санчасть ») – это уже печальный опыт ХХ века. Шухов, понимая, что стукачи-то как раз и выживают, тем не менее, не согласен со своим бывшим бригадиром, так как для него речь идёт не о физической, а о нравственной гибели.

    Задача Шухова не в том, чтобы стать свободным, и даже не в том только, чтобы выжить, а в том, чтобы и в бесчеловечных условиях остаться человеком.

    18. Своеобразие повествования. Анализируя несобственно-прямую речь как ведущий способ повествования, выясним, почему, сближая свою позицию с позицией героя, Солженицын отказывается от сказовой формы. Найти эпизоды, где авторская точка зрения выходит на 1-й план по сравнению с точкой зрения героя.

    Как правило, это эпизоды, где речь идёт о вещах, недоступных пониманию героя, поэтому точка зрения автора здесь не может совпадать с точкой зрения героя. Например, в спорах об искусстве герой не может оценить, кто прав.

    В этом случае сама композиция сцен становится средством выражения авторской позиции.

    19. Особенности языка. Найдите в тексте рассказа пословицы. В чём их своеобразие и художественная функция? Как сочетается в языке Ивана Денисовича приметы крестьянского говорения и лагерный жаргон? В речи Ивана Денисовича больше, чем в речи других персонажей, диалектных слов и всего 16 слов лагерного жаргона. Социально и индивидуально окрашенный, выразительный крестьянский язык оказывается более стоек по отношению к лагерной лексике, чем нейтральная речь.

    Показательна в этом плане сцена, в которой бригада ждёт опаздывающего молдаванина. Негодующая толпа выкрикивает немало брани. Иван Денисович, негодуя вместе со всеми, ограничивается словом «чума ».

    Сохранение слова, которое можно было бы отнести к средствам языкового расширения. Какие способы словообразования использует автор? Сопоставьте найденные слова с общеупотребительными синонимами. В чём выразительность, смысловая ёмкость, богатство оттенков солженицынской лексики?

    Чаще использует традиционные способы словообразования и имеющийся в языке морфемный состав, но необычное сочетание морфем делает слово исключительно лаконичным, выразительным, создаёт новые оттенки значений:

    угрелся, доспел, обоспел, обжать, обсматривает, обсела (бригада не просто села вокруг печки, но и плотно окружила её), обминул (обманул и миновал одновременно), в запазушке, испыток, вздержка, в затишке, мглица, непролья, пья, затоптался, раздосадовался) (-ся добавляет оттенок суетливости), гонкий, мелочки-мелочкий снег, разморчивая, закалелые пальцы, внимчиво (не спеша, внимательно и вдумчиво), спотычливо, шажисто; закоройком (не просто краем, но самым краем), напрожог, недобычник (предельно лаконичное обозначенье человека, не способного ничего добыть), недокурок (окурок, который можно докурить); самодумкой, силодёром, быстрометчив; обневолю (т. е. неволю)

    20. Отражение эпохи в рассказе , с 293 – 294, учебник.

    21. Своеобразие солженицынского героя. Создал особый тип героя. Это не борец с системой и даже не человек, поднявшийся до осмысления сущности своей эпохи (не такое способны лишь единицы), а «простой» человек, носитель той народной нравственности, от которой, по мысли автора, зависит судьба страны. Критерием оценки человека является у писателя не его социальная значимость, а способность пронести через бесчеловечные испытания свою душу чистой .

    После долгих лет господства в литературе сильного человека, жаждущего свободы, идущего наперекор обстоятельствам и ведущего за собой людей, Солженицын вернул в неё героя, в котором воплотились крестьянская основательность и привычка к труду , терпение и расчётливость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не унижаясь , не участвуя в творимом зле, способность остаться внутренне свободным в обстановке тотальной несвободы, сохранить свой имя, свой язык, свою индивидуальность.

    Подводя итоги своему счастливому дню, Шухов чаще отмечает не то, что с ним произошло, а то, что с ним не произошло: 111.

    Но среди этих «не» он умалчивает, быть может, о самом главном: в этот день он не перестал быть человеком.

    Человек в тоталитарном государстве .

    Анализ рассказа

    «Один день Ивана Денисовича»

    Оформление урока : портрет, иллюстрации к рассказу, выставка книг.

    Цели урока : вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взятый в основу повести «Один день Ивана Денисовича», увлечь учащихся прочтением повести, подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

    Методические приемы : аналитическая беседа, комментированное чтение.

    Эпиграф:

    Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени, и если общество наше, литература, прежде всего, еще дышат, то это потому, что работают солженицынские меха, качают воздух в задыхающуюся, обезвожившую себя почти потерявшую Россию.

    Ход урока:

    1.Слово учителя.

    Кто же он, Александр Исаевич Солженицын? Наставник, пророк или заступник? Почему в нем видели то спасителя Отечества, то врага народа , то консерванта «омертвевших литературных традиций», то нарушителя основ художественности, то учителя жизни?

    Ни одна из этих ролей ему не подходит.

    Александр Исаевич Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист, и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы 20 века, в период «хрущевской оттепели», затем исчезло на многие годы.

    Он, Александр Исаевич Солженицын, посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни, произведения, которые сделали автора бешено популярным. Рассказы «Матренин двор», «Случай на станции Кречетовка», роман «В круге первом», повесть «Раковый корпус» вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы» и … принесли автору мировую известность. А в 1970 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе. Казалось, что справедливость восторжествовала.

    …Но в один из февральских дней 1974 года (в связи с выходом 1 тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») Солженицын был насильственно выслан из России. В немецкий Франкфурт-на-Майне приземлился самолет с единственным пассажиром.

    Солженицыну было 55 лет.

    Что же о нем известно?

    2. Индивидуальные выступления учащихся.

    а) Солженицына.

    б) Солженицын и Великая Отечественная война.

    в) Литературный дебют Солженицына.

    3. Беседа по рассказу «Один день Ивана Денисовича».

    -Кто такой герой Солженицына, Иван Денисович?

    -Восстановите его прошлое. Как он попал в лагерь?

    Работал и жил Шухов в деревне Темгенёво, был женат, имел двоих детей. Но началась война, и он стал солдатом. «А было вот как: в феврале сорок второго года на Северо-Западном окружили их армию всю… И так помалу немцы по лесам ловили и брали…Шухов пробыл в плену пару дней.» Чудом к своим попал, а его обвинили в измене Родине – и за решетку. Шухов выполнял задание немецкой разведки. «Какое же задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто – задание»

    Солженицын говорил, что образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним, никогда не сидевшего, общего опыта пленников и личного опыта в Особом лагере.

    - Что же ожидало бы героя, если бы он не подписал «дело» ?

    «Не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь еще малость. Подписал».

    Шухов выбрал жизнь, подписав документы против самого себя. Хоть лагерную, мучительную и трудную, но все-таки жизнь.

    - Что же это за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисович? Что помогает ему устоять, остаться человеком?

    Шухов осужден на восемь лет лагерей. В пять часов просыпается лагерь. Холодный барак, в котором лампочка « горела не каждая, где на полусотне клопяных вагонок спало двести человек»…

    Кухня. Едят зэки больше в шапках свою скудную баланду. «Самое сытое время лагернику – июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время – июль: крапиву в котел секут»

    На улице мороз, перехватывающий дыхание. А бригада Тюрина (в которой работал и Шухов), собирается на работу… Бесконечные проверки и досмотры.

    Шухов не просто живет (лишь бы выжить), а так, чтобы сохранить уважение к себе. Он помнит слова своего первого бригадира, старого лагерного волка Куземина: В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто куму ходит стучать» Шухов и в лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Для него в этой работе – достоинство мастера, владеющего своим делом. работая, он ощущает прилив энергии и сил. В нем есть практичная крестьянская бережливость: с трогательной заботой припрятывает он мастерок. Труд – это жизнь для Шухова.

    Он не доносит на солагерников, не унижается из-за табака, не вылизывает чужие тарелки… Бережет хлеб, носит в специальном карманчике.

    -Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы?

    Главный герой повести, пройдя через все испытания, сумел сохранить заложенные в его характере, свойственные русскому мужику черты: совестливость, трудолюбие, человеческое достоинство.

    Сенька Клевшин. Попал в плен, бежал 3 раза, но его «излавливали». Даже в Бухенвальде «чудом смерть обманул, теперь отбывает срок тихо».

    Коля Вдовушкин. Бывший студент литературного факультета…

    Баптист Алешка…

    Бригадир Тюрин…

    Капитан Буйновский…

    Кинорежиссер Цезарь Маркович…

    Шестнадцатилетний юноша Гопчик…

    описал лагерный день одним днем. И каким?

    Герой повести считал этот день удачным, почти счастливым.

    «На дню у него выдалось много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали…бригадир хорошо закрыл процентовку, стену клал Шухов весело, с ножовкой на шмоне не попался… И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.

    От таких дней становится жутко.

    4. Вывод. Кто же виноват в трагедии Шухова? И других тысяч людей?

    Нет возможности заключенным добиться справедливости и правды. Бесполезно и бессмысленно в лагере « качать свои права». Люди начинают догадываться, что произошедшее с ними – это не просто ошибки, это продуманная система репрессий – трагедия целого поколения. Трагедия государства.

    Вот уже несколько лет нет с нами великого классика современности, Александра Исаевича Солженицына. Но его жизнь, его судьба, его произведения всегда останутся для нас символом правды, справедливости, патриотизма. Он верил в свой народ. Он верил в счастливое и свободное государство.

    5. Домашнее задание . Сформулируйте главную мысль повести «Один день Ивана Денисовича. Напишите свои раздумья.

    «Один день Ивана Денисовича» была написана в период времени, когда Солженицын был на лагерных работах. Описан день суровой жизни. В этой статье мы проведем анализ повести «Один день Ивана Денисовича», рассмотрим разные стороны произведения – историю создания, проблематику, композицию.

    История создания повести и анализ ее проблематики

    Произведение написано в 1959 году, в перерыве написания другого крупного романа, за сорок дней. Повесть вышла в свет по распоряжению самого Хрущева в журнале "Новый мир". Произведение классическое для данного жанра, но к повести прилагается словарик жаргонных слов. Сам Солженицын называл это произведение рассказом.

    Проводя анализ повести «Один день Ивана Денисовича» отметим, что основная идея - это проблема нравственности. В описании одного дня из жизни лагерного заключенного описаны эпизоды несправедливости. В противовес тяжелым будням осужденных показана жизнь местной власти. Командиры наказывают за малейшую повинность. Их безбедная жизнь сравнивается с лагерными условиями. Палачи уже исключили себя из общества, ведь живут не по законам Божьим.

    Несмотря на все трудности, повесть носит оптимистичный характер. Ведь даже в таком месте можно оставаться человеком и быть богатым душой и нравственностью.

    Анализ повести «Один день Ивана Денисовича» будет неполный, если мы не отметим характер главного персонажа произведения. Главный герой - настоящий русский мужик. Он стал воплощением главной задумки автора - показать природную стойкость человека. Это был крестьянин, который оказался в ограниченном пространстве и не мог сидеть без дела.

    Другие детали анализа повести «Один день Ивана Денисовича»

    В повести Солженицын показал умение Шухова выживать в любой ситуации. Благодаря своей сноровке, он собирал проволоку и изготавливал ложки. Его манера достойно держаться в таком обществе поражает.

    Лагерная тематика была запретной темой для русской литературы, но и данную повесть нельзя назвать лагерной литературой. Один день напоминает устрой всей страны со всеми проблемами.

    История и мифы лагеря жестоки. Заключенных заставляли складывать хлеб в чемодан и подписывать свой кусок. Условия содержания в 27 градусов мороза закаляли и так сильных духом людей.

    Но, не все герои были добропорядочными. Был Пантелеев, который принял решение остаться в лагере, чтобы продолжать сдавать своих сокамерников начальству. Фетюков, полностью потерявший хоть какое-то чувство достоинства, облизывал миски и докуривал сигаретные бычки.

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то