Генрих Бёлль: самый русский немецкий писатель. Биография Жизнь на границе эпох

Генрих Теодор Белль (Heinrich Böll) родился 21 декабря 1917 г. в Кельне в многодетной семье краснодеревщика. С раннего детства он писал стихи и рассказы. После окончания средней школы Белль, в отличие от большинства своих одноклассников, не вступил в гитлерюгенд. Юноша хотел поступить в университет, но ему в этом было отказано. В течение нескольких месяцев он обучался книготорговле в Бонне, а затем был привлечен к принудительным трудовым работам. Затем Белль все же стал студентом Кельнского университета, но в 1939 г. его призвали в армию. Он служил капралом на Восточном и Западном фронтах, несколько раз был ранен. В 1942 г. Белль женился на Анне Мари Чех. В 1945 г. он попал в плен к американцам и несколько месяцев провел в лагере для военнопленных на юге Франции.

После войны Белль вернулся в Кельн. Он учился в университете, работал в мастерской отца и в городском бюро демографической статистики. Уже в 1947 г. он начал публиковать свои рассказы. В 1949 г. в свет вышла в свет и получила положительный отзыв критики первая повесть – «Поезд пришел вовремя», история о молодом солдате, которому предстоит возвращение на фронт и скорая смерть.

В 1950 г. Белль стал членом «Группы 47» – объединения прогрессивных молодых писателей. В 1952 г. в статье «Признание литературы руин», своеобразном манифесте этого литературного объединения, он призвал к созданию «нового» немецкого языка – простого и правдивого, связанного с конкретной действительностью, противостоящего напыщенному стилю времен нацистского режима. В повестях «Странник, придешь когда в Спа…» (1950), «Где ты был, Адам?» (1951), «Хлеб ранних лет» (1955) Белль описывал бессмысленность войны и тяготы послевоенной жизни. Затем от рассказов с незамысловатыми сюжетами он постепенно перешел к более объемным вещам – «И не сказал ни единого слова» (1953), «Дом без хозяина» (1954).

В дальнейшем произведения Белля становятся все сложнее по композиции. Роман «Бильярд в половине десятого» (1959) повествует о семье кельнских архитекторов. Хотя действие ограничено всего одним днем, текст, основанный на внутренних монологах, построен таким образом, что представлена жизнь трех поколений, взгляд на полувековую историю Германии – от последних лет правления кайзера Вильгельма фактически до времени написания романа. Этот роман принес Беллю славу одного из ведущих прозаиков ФРГ.

Действие повести «Глазами клоуна» (1963) происходит также в течение одного дня. Это внутренний монолог главного героя, циркового артиста, вспоминающего о своем военном детстве и о послевоенной юности. Он ни в чем не находит опоры – ни в любви, ни в налаженном быте, ни в религии; во всем он видит лицемерие послевоенного общества.

Противодействие официальной власти и официальным нормам – характерная тема Белля. Она звучит в «Самовольной отлучке» (1964), «Конце одной командировки» (1966).

Вершиной международного признания стало избрание Белля в 1971 г. президентом Международного Пен-клуба. В 1972 г. он первым из немецких писателей послевоенного поколения был удостоен Нобелевской премии. Во многом на решение Нобелевского комитета повлиял выход большого и сложно построенного (состоящего из интервью и документов) романа «Групповой портрет с дамой» (1971 г.), в котором писатель попытался создать грандиозную панораму истории Германии ХХ века.

В начале 1970-х. гг., после серии террористических актов, проведенных западногерманскими ультралевыми молодежными группировками, Белль выступил в их защиту, оправдывая ужасающие поступки неразумной внутренней политикой западногерманских властей, невозможностью свободы личности в современном немецком обществе. Повесть «Потерянная честь Катарины Блюм, или Как возникает насилие и к чему оно может привести» (1974 г.) была написана на основе личных впечатлений от нападок на писателя в западногерманской печати, которая не без основания окрестила его «вдохновителем» террористов. Центральная проблема повести (как и всех поздних произведений Белля) – вторжение государства и прессы в личную жизнь простого человека. Повесть вызвала большой общественный резонанс, была экранизирована.

Об опасности надзора государства за своими гражданами рассказывают и другие произведения Белля – «Заботливая осада» (1979) и «Образ, Бонн, боннский» (1981).

В 1985 г. в связи с сороковой годовщиной капитуляции фашистской Германии Белль опубликовал «Письмо моим сыновьям» – о том, как он сам пережил окончание войны. Тема расчета с фашистским прошлым присутствует и в последнем, посмертно опубликованном романе «Женщины на фоне речного пейзажа».

Белль много путешествовал. Он посетил Польшу, Швецию, Грецию, Израиль, Эквадор; многократно бывал во Франции, в Англии и особенно в Ирландии, где жил в собственном доме.

Белль был самым популярным в Советском союзе западногерманским писателем, одним из кумиров молодого послевоенного поколения. Его книги стали доступными благодаря «оттепели» конца 1950-х–1960-х гг. На русском языке было опубликовано более 80 рассказов, повестей, романов и статей писателя, причем его книги выходили намного большими тиражами, чем на родине, в ФРГ. Белль был частым гостем в СССР. Но в 1974 г. писатель, вопреки протесту советских властей, предоставил высланному из страны А.И. Солженицыну временное пристанище в своем доме в Кельне (в предшествующий период он нелегально вывозил рукописи Солженицына на Запад, где они были опубликованы). В результате произведения Белля перестали печататься в Советском Союзе; запрет был снят лишь в середине 1980-х гг. с началом перестройки.

В 1980 г. Белль серьезно заболел, перенес ампутацию правой ноги. В начале июля 1985 г. он вынужден был снова лечь в клинику, а 16 июля 1985 г. скончался. Похоронен в Борнхайме-Мертене близ Кёльна; похороны прошли при большом скоплении народа, с участием коллег-писателей и политических деятелей.

В 1987 г. в Кельне был создан Фонд имени Генриха Белля – неправительственная организация, тесно взаимодействующая с партией «Зеленых» (его отделения существуют во многих странах, в том числе и в России). Фонд поддерживает проекты в сфере развития гражданского общества, экологии, прав человека.

Генрих Бёлль стал полноправным писателем в возрасте 30 лет. Его первая повесть «Поезд приходит вовремя» была опубликована в 1949 году. За этим последовали многие другие романы, рассказы, радиопередачи и сборники эссе, а в 1972 году и Нобелевская премия по литературе «за творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров, и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы». Генрих Бёлль был первым немецкоязычным автором, получившим эту награду после Германа Гессе, который удостоился её в 1946 году. Его работы переведены более чем на 30 языков, и он является одним из самых читаемых авторов в Германии.

ГЛАЗАМИ КЛОУНА (1963)

Кадр из фильма «Глазами клоуна» (1976)

Карьера известного артиста Ганса Шнира начинает рушиться, после того как его возлюбленная Мария отказывается выйти за него замуж. Эта трагедия заставляет его пересмотреть своё прошлое. Он возвращается в родной город Бонн, где придается воспоминаниям: гибель сестры, требования отца-миллионера и лицемерие матери, которые сначала боролись за «спасение» Германии от евреев, затем работали над заключением мира.

ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ С ДАМОЙ (1971)


Кадр из фильма «Групповой портрет с дамой» (1977)

За этот находчивый и едкий роман о влиянии нацистского режима на обычных граждан Генрих Бёлль был удостоен в 1972 году Нобелевской премии по литературе. Собрав в этом произведении истории совершенно разных людей, автор показывает нам во многом странные, но очень «человеческие» пути, выбранные людьми, пытающимися выжить в мире, отмеченном политическим безумием, абсурдом и разрушением. В центре сюжета немецкая женщина Лени Пфайффер, чей роман с советским военнопленным одновременно поддерживает и разрушает её жизнь. Рассказчик беседует с теми, кто знал Пфайффер, а их рассказы соединяются в ослепительную мозаику, богатую сатирой, но и надеждой на нормальную жизнь.

ПОД КОНВОЕМ ЗАБОТЫ (1979)

Фрицу Толму удалось занять могущественное место в Германии. Но вместе со славой приходит страх и уязвимость. И с появлением угрозы его жизнь окутывается всепоглощающей «сетью защиты» охраны и надзора полиции. Заключенный в собственном доме, который он не в силах покинуть, где каждый посетитель - потенциальный подозреваемый, а каждый предмет - возможная бомба, Толм и его семья проводят дни в ожидании, когда и как угроза их настигнет.

ПОТЕРЯННАЯ ЧЕСТЬ КАТАРИНЫ БЛЮМ, ИЛИ КАК ВОЗНИКАЕТ НАСИЛИЕ И К ЧЕМУ ОНО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ (1974)


Кадр из фильма «Поруганная честь Катарины Блюм» (1975)

В эпоху, когда журналисты не остановятся ни перед чем, ради громкой истории, роман Генриха Бёлля как никогда актуален. Связь немки Катарины Блюм с молодым человеком, который оказывается втянут в террористическую деятельность, делает её целью журналиста, готового запятнать честь человека, ради громкого заголовка. По мере того как нападки на женщину обостряются, и она становится жертвой различных анонимных угроз, Катрина понимает, что есть лишь один выход из этой ситуации. Автор обращается к детективному жанру, начиная роман с признания в преступлении, вовлекая читателя в паутину сенсаций, убийства и неминуемую волну насилия.

БИЛЬЯРД В ПОЛОВИНЕ ДЕСЯТОГО (1959)

Ещё одно произведение автора, которое закрепило его в первых рядах яростных оппозиционеров войны и фашизма. История рассказывает о Роберте Фахмеле, которого отправляют на фронт Второй мировой войны командовать отступающими силами Германии. И, несмотря на свои антинацистские чувства, герой борется за восстановление нормальной жизни в самом конце войны. Будучи человеком педантичным Фахмель придерживается строгого графика, включая ежедневную игру в бильярд. Но когда в его жизни внезапно появляется давний друг, а ныне важный человек в нацистском правлении, Фахмель вынужден держать под контролем не только публичную, но и частную жизнь.

...И БОНУС

Это роман, который Генрих Бёлль написал одним из первых в своём творчестве, но опубликована книга был только в 1985 году.

СОЛДАТСКОЕ НАСЛЕДСТВО (1947)

1943 год. Молодой немецкий солдат Вэнк, охраняющий побережье Нормандии, оказывается втянутым в войну, на которой главными врагами являются одиночество и страдания. На вершине командования процветает коррупция: в то время как обычные солдаты вынуждены пересекать минированные поля, чтобы украсть картофель из соседних французских ферм, командиры наживаются на ворованных пайках. Противореча армейскому рангу и протоколу Вэнк завязывает дружбу с лейтенантом Шеллингом, который наслал на себя гнев командиров защищая своих солдат. Вся эта ненависть, лож и бесчестие приводят к неожиданным последствиям, когда героев отправляют на российский фронт.

Генрих Бёлль - немецкий писатель и переводчик.

Родился в Кёльне, одном из самых крупных городов Рейнской долины, в многодетной семье краснодеревщика Виктора Бёлля и Мари (Херманнс) Бёлль. Предки Бёлля бежали из Англии при Генрихе XIII: как и все ревностные католики, они подвергались гонениям со стороны англиканской церкви.

После окончания средней школы в Кёльне Бёлль, писавший стихи и рассказы с раннего детства, оказался одним из немногих учеников в классе, которые не вступили в гитлерюгенд. Тем не менее, через год после окончания школы юноша был привлечён к принудительным трудовым работам, а в 1939 призван на военную службу. Служил Бёлль капралом на Восточном и Западном фронтах, несколько раз был ранен и в конце концов в 1945 попал в плен к американцам, после чего просидел несколько месяцев в лагере для военнопленных на юге Франции.

По возвращении в свой родной город Бёлль недолгое время учился в Кёльнском университете, затем работал в мастерской отца, в городском бюро демографической статистики и при этом не переставал писать - в 1949 вышла в свет и получила положительный отзыв критики первая повесть «Поезд пришёл вовремя» (Der Zug war punktlich), история о молодом солдате, которому предстоит возвращение на фронт и скорая смерть. «Поезд пришёл вовремя» - это первое произведение Бёлля из серии книг, в которых описывается бессмысленность войны и тяготы послевоенных лет; таковы «Странник, придёшь когда в Спа...» (Wanderer, kommst du nach Spa, 1950), «Где ты был, Адам?» (Wo warst du, Adam?, 1951) и «Хлеб ранних лет» (Das Brot der fruhcn Jahre, 1955). Авторская манера Бёлля, писавшего просто и ясно, была ориентирована на возрождение немецкого языка после напыщенного стиля нацистского режима.

Отойдя в своём первом романе «Бильярд в половине десятого» (Billiard um halbzehn, 1959) от манеры «литературы развалин», Бёлль повествует о семье известных кёльнских архитекторов. Хотя действие романа ограничено всего одним днём, благодаря реминисценциям и отступлениям в романе рассказывается о трёх поколениях - панорама романа охватывает период от последних лет правления кайзера Вильгельма до процветающей «новой» Германии 50-х. «Бильярд в половине десятого» значительно отличается от более ранних произведений Бёлля - и не только масштабом подачи материала, но и формальной усложнённостью. «Эта книга, - писал немецкий критик Генри Плард, - доставляет огромное утешение читателю, ибо показывает целебность человеческой любви».

В 60-е произведения Бёлля становятся композиционно ещё более сложными. Действие повести «Глазами клоуна» (Ansichten eines Clowns, 1963) происходит также в течение одного дня; в центре повествования находится молодой человек, который говорит по телефону и от лица которого ведётся рассказ; герой предпочитает играть роль шута, лишь бы не подчиниться лицемерию послевоенного общества. «Здесь мы снова сталкиваемся с главными темами Бёлля: нацистское прошлое представителей новой власти и роль католической церкви в послевоенной Германии», - писал немецкий критик Дитер Хенике.

Темой «Самовольной отлучки» (Entfernung von der Truppe, 1964) и «Конца одной командировки» (Das Ende einer Dienstfahrt, 1966) также является противодействие официальным властям. Более объёмный и гораздо более сложный сравнительно с предшествующими произведениями роман «Групповой портрет с дамой» (Gruppenbild mit Dame, 1971) написан в форме репортажа, состоящего из интервью и документов о Лени Пфейффере, благодаря чему раскрываются судьбы еще шестидесяти человек. «Прослеживая на протяжении полувека немецкой истории жизнь Лени Пфейффера, - писал американский критик Ричард Локк, - Бёлль создал роман, воспевающий общечеловеческие ценности».

«Групповой портрет с дамой» был упомянут во время присуждения Бёллю Нобелевской премии (1972), полученной писателем «за творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы». «Это возрождение, - сказал в своей речи представитель Шведской академии Карл Рагнар Гиров, - сопоставимо с воскресением восставшей из пепла культуры, которая, казалось, была обречена на полную гибель и, тем не менее, к нашей общей радости и пользе, дала новые побеги».

К тому времени как Бёлль получил Нобелевскую премию, его книги стали широко известны не только в Западной, но и в Восточной Германии и даже в Советском Союзе, где было распродано несколько миллионов экземпляров его произведений. Вместе с тем Бёлль сыграл заметную роль в деятельности ПЕН-клуба, международной писательской организации, посредством которой он оказывал поддержку писателям, подвергавшимся притеснениям в странах коммунистического режима. После того как Александр Солженицын в 1974 был выслан из Советского Союза, он до отъезда в Париж жил у Бёлля.

В том же году, когда Бёлль оказал помощь Солженицыну, он написал публицистическую повесть «Поруганная честь Катарины Блюм» (Die verlorene Ehre der Katharina Blum), в которой выступил с резкой критикой продажной журналистики. Это рассказ о несправедливо обвинённой женщине, которая в конце концов убивает оболгавшего её репортера. В 1972, когда пресса была переполнена материалами о террористической группе Баадер-Майнхоф, Бёлль пишет роман «Под конвоем заботы (Fursorgliche Вlagerung. 1979), в котором описываются разрушительные социальные последствия, возникающие из-за необходимости усиливать меры безопасности во время массового насилия.

В 1942 Бёлль женился на Анне Мари Чех, которая родила ему двух сыновей. Вместе с женой Бёлль переводил на немецкий язык таких американских писателей, как Бернард Маламуд и Джером Д. Сэлинджер. Скончался Бёлль в возрасте 67 лет, находясь под Бонном, в гостях у одного из своих сыновей. В том же 1985 был издан самый первый роман писателя «Солдатское наследство» (Das Vermachtnis), который был написан в 1947, однако публиковался впервые. «Солдатское наследство» повествует о кровавых событиях, происходивших во время войны в районе Атлантики и Восточного фронта. Несмотря на то, что в романе чувствуется некоторый надрыв, отмечает американский писатель Уильям Бойд, «Солдатское наследство» является произведением зрелым и весьма значительным; «от него веет выстраданными ясностью и мудростью».

(1917-1985) немецкий писатель

Впервые о Генрихе Бёлле заговорили в конце 40-х гг. XX века, когда в немецком журнале «Вельт унд Ворт» была напечатана рецензия на его первую книгу «Поезд приходит вовремя». Статья заканчивалась пророческим замечанием редактора: «От этого автора можно ожидать лучшего». Действительно, еще при жизни критики признали Бёлля «лучшим бытописателем Германии середины XX века».

Будущий писатель родился в старинном немецком городе Кёльне в семье потомственного столяра-краснодеревщика. Спасаясь от преследований сторонников англиканской церкви, предки Бёлля бежали из Англии в царствование короля Генриха VIII. Генрих был шестым и самым младшим ребенком в семье. Как и большинство сверстников, в возрасте семи лет он начал учиться в народной четырехклассной школе. Царивший в ней дух муштры не понравился ни ему, ни его отцу. Поэтому после окончания курса тот перевел сына в греко-латинскую гимназию, где изучались классические языки, литература и риторика.

Уже со второго класса Генрих считался одним из лучших учеников, писал стихи и рассказы, неоднократно получавшие призы на конкурсах. По совету учителя он даже посылал свои произведения в городскую газету, и хотя ни один рассказ так и не был напечатан, редактор газеты разыскал юношу и посоветовал ему продолжать свои занятия литературой. Позже Генрих отказался вступить в гитлерюгенд (юношескую организацию нацистской партии) и оказался одним из немногих, кто не хотел участвовать в фашистских шествиях.

Закончив с отличием гимназию, Генрих не стал продолжать образование в университете, где господствовали фашисты. Он поступил учеником в букинистический магазин, принадлежавший одному из знакомых семьи, и одновременно занимался самообразованием, прочитав за несколько месяцев почти всю мировую литературу. Однако попытка уйти от действительности, замкнуться в собственном мире оказалась безуспешной. Осенью 1938 года Бёлля привлекли к выполнению трудовой повинности: почти год он работал на лесозаготовках в баварском чернолесье.

Вернувшись домой, он поступил в Кёльнский университет, но проучился там всего месяц, потому что в июле 1939 г. был призван в армию. Генрих попал сначала в Польшу, а затем во Францию. В 1942 году он, получив краткосрочный отпуск, приезжал в Кёльн и женился на своей давней знакомой Аннемари Чех. После войны у них родилось двое сыновей.

Летом 1943 года часть, в которой служил Бёлль, направили на Восточный фронт. Впоследствии он отразил свои переживания, связанные с отъездом, в повести «Поезд приходит вовремя» (1949). По дороге эшелон подорвали партизаны, Бёлля ранило в руку, и вместо фронта он оказался в госпитале. После выздоровления он снова попал на фронт и на этот раз был ранен в ногу. Едва поправившись, Бёлль вновь отправился на фронт и всего через две недели боев получил осколочное ранение в голову. Больше года он провел в госпитале, после чего был вынужден вернуться в свою часть. Однако он смог получить законный отпуск по ранению и ненадолго вернулся в Кёльн.

Бёлль хотел переехать в деревню к родным жены, но война кончалась, в Кёльн вошли американские войска. После нескольких недель, проведенных в лагере для военнопленных, Бёлль вернулся в свой родной город и продолжил учебу в университете. Чтобы обеспечить семью, одновременно он стал работать в семейной мастерской, которую унаследовал его старший брат.

Тогда же Бёлль снова начал писать рассказы и посылать их в разные журналы. В августе 1947 года в журнале «Карусель» напечатали его рассказ «Прощание». Благодаря этой публикации ее автор вошел в круг молодых писателей, сгруппировавшихся вокруг журнала «Клич». В этом антифашистском издании в 1948-1949 гг. появился ряд рассказов Бёлля, позже объединенных в сборник «Странник, когда ты придешь в Спа... » (1950). Сборник был напечатан в берлинском издательстве «Миддельхаув» почти одновременно с выходом первой повести Бёлля «Поезд никогда не опаздывает» (1949).

В ней Бёлль убедительно и динамично рассказал о трагической судьбе тех, чьи молодые годы пришлись на мировую войну, показал закономерность возникновения антифашистских взглядов, вызванных внутренней неустроенностью и разобщенностью людей. Выход повести принес начинающему писателю известность. Он вошел в литературную «группу 47-ми» и начал активно печатать свои статьи и рецензии. В 1951 году Бёллю присудили премию группы за рассказ «Черные овцы».

Этапным в жизни писателя стал 1952 год, когда был напечатан его роман «Где ты был, Адам?» В нем Бёлль впервые в немецкой литературе заговорил о том, какой вред причинил фашизм судьбам простых людей. Критика сразу же приняла роман, чего нельзя было сказать о читателях: тираж книги раскупался с трудом. Позже Бёлль писал, что он «испугал читателя, когда слишком бескомпромиссно и жестко высказал то, что было у всех на устах». Роман перевели на многие европейские языки. Он принес Бёллю известность за пределами Германии.

После выхода в свет романов «И не сказал ни единого слова» (1953), «Дом без хозяина» (1954), повести «Хлеб ранних лет» (1955) критики признали Бёлля крупнейшим немецким писателем фронтового поколения. Осознавая необходимость выхода за пределы одной темы, Бёлль посвятил свой следующий роман «Бильярд в половине десятого» (1959) истории семьи кёльнских архитекторов, мастерски вписав судьбы трех поколений в события европейской истории.

Неприятие писателем буржуазного стяжательства, мещанства, ханжества становится идейной основой его творчества. В повести «Глазами клоуна» он рассказывает историю героя, предпочитающего играть роль шута, чтобы не подчиниться лицемерию окружающего его общества.

Выход каждого произведения писателя становится событием. Бёлля активно переводят во всем мире, в том числе и в СССР. Писатель много путешествует, за неполные десять лет он объездил практически весь мир.

Отношения с советскими властями складывались у Бёлля довольно сложно. В 1962 и 1965 годах он приезжал в СССР, отдыхал в Прибалтике, работал в архивах и музеях, написал сценарий фильма о Достоевском. Он отчетливо видел недостатки советской системы, открыто писал о них, выступал в защиту преследуемых писателей.

Вначале его резкого тона просто «не замечали», но после того, как писатель предоставил свой дом для проживания изгнанного из СССР Александра Солженицына, ситуация изменилась. Бёлля перестали издавать в СССР, и на несколько лет его имя оказалось под негласным запретом.

В 1972 году он публикует самое значительное свое произведение - роман «Групповой портрет с дамой», в котором рассказана полуанекдотическая история о том, как немолодой уже человек восстанавливает честь своей знакомой. Роман признали лучшей немецкой книгой года и отметили Нобелевской премией по литературе. «Это возрождение, - сказал председатель Нобелевского комитета, - сопоставимо с воскресением из пепла культуры, которая, казалось, была обречена на полную гибель, но дала новые побеги».

В 1974 году Бёлль издал роман «Поруганная честь Катарины Блюм», в котором рассказал о героине, не смирившейся с обстоятельствами. Роман, иронически трактовавший жизненные ценности послевоенной Германии, вызвал большой общественный резонанс и был экранизирован. Одновременно в правой печати началась травля писателя, которого назвали «духовным наставником терроризма». После победы ХДС на парламентских выборах в доме писателя провели обыск.

В 1980 году Бёлль серьезно заболел, врачи были вынуждены ампутировать ему часть правой ноги. В течение нескольких месяцев писатель оказался прикованным к постели. Но через год он смог преодолеть болезнь и вернулся к активной жизни.

В 1982 году на международном конгрессе писателей в Кёльне Бёлль выступил с речью «Образы врагов», в которой напомнил об опасности реваншизма и тоталитаризма. Вскоре после этого неизвестные подожгли его дом, и часть архива писателя сгорела. Тогда совет города Кёльна присвоил писателю звание почетного гражданина, подарил ему новый дом и приобрел его архив.

В связи с сороковой годовщиной капитуляции Германии Бёлль написал «Письмо к моим сыновьям». В небольшом, но емком произведении он откровенно рассказал о том, как непросто произошла его переоценка прошлого, какие внутренние муки он испытывал в 1945 году. Так сложилось, что в 1985 году Бёлль напечатал и свой первый роман «Солдатское наследство». Он был закончен еще в 1947 году, но писатель не печатал его, считая незрелым.

Рассказав о войне на Востоке, писатель хотел полностью рассчитаться с прошлым. Эта же тема звучит и в его последнем романе «Женщины на фоне речного пейзажа», который появился в продаже всего через несколько дней после смерти Бёлля.

Выступления, встречи с читателями вызвали обострение болезни. В июле 1985 года Бёлль вновь оказался в больнице. Через две недели наступило улучшение, врачи порекомендовали ему отправиться в санаторий для продолжения лечения. Бёлль вернулся домой, но на следующий день неожиданно умер от сердечного приступа. Символично, что буквально за несколько часов до этого писатель подписал в печать свою последнюю публицистическую книгу «Способность горевать».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то