Цикл занятий по слушанию музыки «Камиль Сен-Санс «Карнавал животных. Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней, Музыкальный класс

Яна Иванова
Тематическое занятие «Музыка рассказывает о животных и птицах» (старшая группа)

Форма занятия : встреча в музыкальной гостиной .

Цель занятия . Закрепить представление детей о богатстве и разнообразии музыкального языка .

Задачи :

1. Углублять восприятие детьми музыки изобразительного характера. Учить детей чувствовать характер музыки , высказываться об эмоционально-образном содержании. Учить передавать в танцевальных движениях характерные черты образов персонажей.

2. Развивать звуковысотный слух, творческие способности в д/игре «На птичьем дворе» , развивать певческие навыки : петь выразительно, непринужденно. Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.

3. Воспитывать музыкальный вкус на произведениях классиков, любовь к животным .

Предварительная работа : Прослушивание произведений К. Сен-Санса «Куры и петухи» , «Слон» ; беседа о произведениях, о балете, разучивание танца «Цыплята» , распевки «На птичьем дворе» И. Рыбкной, песни «Бычок» И. Бодраченко.

Словарная работа : неуклюжий, неповоротливый, грузно, переполох.

Оборудование : мультимедиа-установка, презентация по теме, магнитофон, а/записи, магнитная доска, металлофон, д/игра «На птичьем дворе» , костюмы цыплят.

М. р. Ребята, мы сегодня вновь встречаемся с вами в нашей музыкальной гостиной , а это значит, что мы вновь попадем в удивительный мир музыкальных звуков . Ребята, вы знаете, что музыка всегда передает какие-то настроения, она может изобразить портрет человека, может рассказать о душевных переживаниях, нарисовать красоту природы. А сегодня я хочу вам показать, что музыка может передать и образы животных , птиц , их повадки.

Сейчас я загадаю вам музыкальные загадки , если вы их отгадаете правильно, то ответ появится на экране.

/Звучит фрагмент пьесы «Слон» К. Сен-Санса/

Дети. Эта пьеса называется «Слон» .

М. р. А почему вы так решили?

Ребенок. Слон большой, тяжелый, неуклюжий, и музыка , изображающая его, звучит низко, тяжело, неповоротливо.

М. р. Правильно, ребята. /На большом экране появляется картинка «Слон» / Как вы думаете, в этой пьесе музыка рассказывает нам о слоне , который спокойно стоит, или он шагает, или быть может, он пытается танцевать?

Дети. Слон танцует вальс. Наш слон очень старается танцевать красиво , но он большой и неповоротливый, двигается медленно, грузно. Мелодия звучит низко.

М. р. Молодцы, ребята. А теперь слушаем следующий фрагмент. Вам опять нужно отгадать название и рассказать о знакомой пьесе .

/Звучит отрывок из пьесы «Куры и петухи» К. Сен-Санса/

Дети. Эта пьеса называется «Куры и петухи» . Музыка изображает настоящий переполох в курятнике : громкое кудахтанье кур и кукареканье петуха. /На большом экране изображение курятника/

М. р. Вы опять справились с заданием.

М. р. А теперь назовите имя композитора, который сочинил эти замечательные пьесы.

Дети. Это Камиль Сен-Санс. /На экране появляется портрет Сен-Санса. /

М. р. Сегодня я хочу вас познакомить еще с одной пьесой. Она называется . Написал её композитор Модест Петрович Мусоргский/На экране портрет Мусоргского. / А кто знает, что такое балет?

Дети. Балет – это музыкальный спектакль , в котором артисты на сцене только танцуют.

М. р. Правильно. В пьесе «Балет невылупившихся птенцов» музыка рассказывает , как птенцы появляются на свет. Они вылупляются из яиц, разламывают своими клювиками и крылышками скорлупу и выкарабкиваются из неё. Забавные, смешные, они делают неловкие движения, толкаются. Птенчики такие маленькие, беззащитные, слабенькие, но очень любопытные. Им хочется поскорее выбраться на свет из скор-лупки и осмотреться. И сейчас я предлагаю вам посмотреть мультипликационный фильм, созданный на музыку М . П. Мусоргского. /Дети смотрят мультфильм «Картинки с выставки» / /

М. р. Ребята, а давайте тоже превратимся в маленьких цыплят и станцуем весёлый танец. /Дети надевают шапочки цыплят и танцуют «Польку цыплят» /.

М. р. А теперь шапочки снимаем, и снова становимся ребятами. /На фоне – заставка – птичий двор/.

Ребята, посмотрите, перед нами двор бабушки Натальи. А кто живет в её дворе?

Дети. Гуси, куры, утки.

М. р. У бабушки Натальи много домашней птицы . Наступило утро и все вышли на птичий двор. Уточки плескались в лужице, гуси важно прогуливались, чистили свои перышки, а куры хлопотливо суетились в поисках еды. Надоело гусям ходить просто так и они решили сочинить мелодию, чтобы всем стало веселей. Для себя гуси выбрали нижнюю линеечку и важно уселись на нее, уточкам предложили сесть на среднюю линейку, а курочкам – на высокую. Давайте все вместе сочиним для них ме-лодию.

/Проводится д/игра «На птичьем дворе» . Дети выкладывают мелодию, затем проигрывают её на металлофоне. /

М. р. Давайте с вами вспомним распевку «На птичьем дворе» . Распеваться будем «Эхом» . /Ребенок начинает, остальные повторяют/.

/Исп. распевка «На птичьем дворе» /

М. р. Ребята, у бабушки Натальи живут не только домашние птицы , но и животные . Послушайте вступление к песне и угадайте, кто же сейчас появится на птичьем дворе?

/М. р. играет вступление к песне «Бычок» , дети отгадывают, бычок появляется на экране/

М. р. Давайте споем про него нашу любимую песенку.

/Дети исп. песню «Бычок» /

М. р. Дело шло к вечеру, все уже стали расходиться по своим домам, как вдруг раздался странный звук, похожий на шорох и фырканье. Все животные и птицы испуганно насторожились и вдруг… кого же они увидели?

Дети. Это ёжик!

М. р. Совершенно верно. Ёж долго стеснялся, не решался зайти на птичий двор. А теперь он нашел здесь себе много новых друзей.

М. р. Ребята, давайте сядем на места и посмотрим, что же принес нам ежик. /Звучит песенка «Ежик» с показом на экране/

М. р. Вам, ребята, он подарил не только свою чудесную песню, которую мы с вами обязательно разучим, но и передал гостинцы – вкусные яблоки. Ёжик сам собирал их в осеннем саду. Ребята, о чем же музыка нам сегодня рассказала ?

Дети. Сегодня музыка рассказала нам о животных , птицах .

М. р. О каких животных ?

Дети. (ответы детей) .

М. р. На этом наша встреча в музыкальной гостиной закончена . До новых встреч.

Людмила Нестеренкова
Цикл занятий по слушанию музыки «Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Детский сад «Солнышко»

Краснинского района Смоленской области

Цикл занятий по слушанию музыки

Тема : Камиль Сен – Санс «Карнавал животных »

Музыкальный руководитель .

Аннотация

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Важно уже в раннем возрасте раскрыть перед ребенком красоту музыки , дать возможность ее прочувствовать.

Программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры » , которую я использую на своих музыкальных занятиях для слушания музыки детьми в полном объеме дает детям весь спектр различных музыкальных произведений , являющихся шедеврами мировой классической музыкальной культуры .

«Карнавал животных » , предлагаемый программой О. П. Радыновой - это сюита для фортепиано, струнных, флейты, кларнета и ксилофона. Сюите автор, французский композитор Камиль Сен - Санс дал подзаголовок «Большая зоологическая фантазия» . Композитор средствами музыкальной выразительности изображает разных животных . Это нашло отображение в названиях пьес : «Слон» , «Куры и петухи» , «Кукушка в чаще леса» , «Королевский марш льва» , «Антилопа» , «Черепаха» , «» Кенгуру», «Аквариум» , «Осел» , «Лебедь» .

Слушание сюиты входит в большую тему под названием «Музыка о животных и птицах » . Она направлена на решение следующих задач художественно-эстетического развития ребенка дошкольного возраста :

1. Дать представления об изобразительных возможностях музыки ;

2. Побуждать сравнивать произведения, изображающие животных и птиц , находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (характер звуковедения, темп, динамику, регистр, интонации звукоподражания);

3. Развивать умение сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различая оттенки настроений, характер (зайчик трусливый, смелый, веселый) :

4. Учить передавать в танцевальных, образных движениях, пантомиме характерные черты персонажей, изображаемых в музыке ; развивать творчество в музыкально - ритмических движениях, умения находить тембры музыкальных инструментов , близкие по характеру музыкальным образам , и оркестровывать произведения;

5. Развивать образную речь, умение находить слова, характеризующие тот или иной персонаж, опираясь на различие средств музыкальной выразительности , интонации.

Разработка представляет собой фрагменты музыкальных занятий , посвященных только этапу слушания музыки . На занятиях используются четыре произведения К. Сен – Санса : «Слон» , «Куры и петухи» , «Марш королевских львов» , «Кукушка в глубине леса» .

Цикл занятий для детей от 4 до 6 лет проводится в форме бесед, рассказа педагога, активного слушания музыки (оркестровка произведения с помощью детских шумовых инструментов, образных движений.)

Тема : ПОРТРЕТЫ ЖИВОТНЫХ В МУЗЫКЕ (3 занятия )

Занятие 1

Цель : рассказать о том, что музыка может изображать животных , птиц, их повадки.

Педагог. Вы знаете, что музыка всегда передает какие-то настроения, может похоже изобразить портрет человека, например, злюку или плаксу. Муз может передать и образы животных , птиц, их повадки. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы скажете, кто перед нами : слон или ежик. (Играет пьесы «Д. Б. Кабалевского и «Слон» К. Сен-Санса .) Про кого я сыграла сначала? (Исполняет фрагмент пьесы «Ежик» .)

Дети. Про ежика.

Педагог. А кто появился потом? (Играет фрагмент пьесы К. Сен-Санса .) Дети. Слон.

Педагог. Вы правильно отгадали мои музыкальные загадки . Ведь ежик ленький, пугливый, колючий, и музыка , рассказывающая о нем, осторожная, о вистая, колючая. (Играет фрагент.)

А слон большой, тяжелый, неуклюжий, и музыка , изображающая его, зъу низко, тяжело, неповоротливо. (Играет фрагмент, затем исполняет обе пьесы вторно.)

Занятие 2

Цель : формировать представления о языке музыки , средствах музыкальной выразительности (регистре, динамике, темпе, характере звучания) .

Педагог. Отгадайте, кто пришел к вам в гости? (Звучит фрагмент пьес К. Сен – Санса и Д. Б. Кабалевского, дети называют пьесы). Молодцы, вы не перепутали названия пьес : ежик колючий, пугливый, и «его» музыка остренькая , отрывистая, тихая.

Давайте постучим пальчик о пальчик, самыми кончиками – отрывисто , легко и изобразим боязливые маленькие шажки ежика, его колючки. (Звучит пьеса, дети передают движениями пальцев характер музыки .)

А чтобы передать как тяжело шагает слон, нам придется стучать не кончиками пальцев друг о друга, а кулачками – увесисто , неторопливо, медленно. (Исполняется пьеса, дети стучат кулачками .)

Нарисуйте дома слона, ежика так, чтобы они были похожи на изображенного в пьесе.

Занятие 3

Цель : учить различать средства музыкальной выразительности , передавать характер музыки в движениях .

Педагог. Все вы, наверное, видели настоящего, живого слона - в зоопарке или в цирке. Вы слушали и пьесу «Слон» . Ее написал композитор К. Сен-Санс . Как вы думаете, в этой пьесе музыка рассказывает нам о слоне, который спокой-но СТОИТ, или он шагает, или, быть может, он пытается танцевать? (Играет фрагмент.)

Дети. Слон танцует.

Педагог. Да, наш слон танцует вальс. Вальс - это танец, который танцует кружась : раз, два, три; раз, два, три. Наш слон очень старается танцевать красиво и легко, но он такой большой и тяжелый, что двигается довольно медленно, неповоротливо и грузно. (Исполняет фрагмент.) Мелодия звучит низко, а аккорды, которые ее сопровождают, - тяжело, громко. (Играет фрагмент мелодии и аккомпанемента.)

Но наш слон так старается, ему так нравится танцевать, что мы невольно любуемся его танцем, правда? (Исполняет пьесу.) Кто из вас хочет показать, как танцует слон?

Дети двигаются под музыку .

В пьесе «Ежик» композитор Д. Кабалевский очень похоже передал осторожные движения маленького ежика - пугливые шажки и остановки. (Играет фраг-мент.)

Сначала музыка звучит тихо , ежик часто боязливо останавливается, озираясь вокруг, нет ли чего поблизости страшного. (Играет 1-4-й такты.) Потом он немного осмелел и пробежал подольше. (Играет 5-8-й такты.) А в конце пьесы он будто вспомнил, что может защищаться от врагов своими колючими иголочками . Три последние нотки в пьесе звучат громко, смело, решительно, как будто ежик говорит : «Уколю!» (Играет фрагмент)

Кто хочет изобразить ежика?

Дети двигаются под музыку .

Занятие 4

Тема : Птицы

Цель

Педагог. Сегодня вы послушаете песню «Курочка - рябушечка» Г. Лобачева. В этой песне курочку все время о чем-то расспрашивают, а она отвечает. Музыка здесь очень тонко передает то, о чем рассказывается в тексте песни. (Исполняется песня.)

В самом начале, прислушайтесь , музыка напоминает кудахтанье курочки (исполняет фрагмент) .

Когда курочка отвечает, что пошла за водой, в музыке слышны брызги водички (исполняет фрагмент) . Когда курочка рассказывает, что вода нужна цыпляткам, слышен тоненький, беззащитный писк цыпляток. (Исполняет фрагмент.)

А в конце песни, когда курочка говорит, что ее цыплятки пить хотят и на всю улицу кричат, они и впрямь не на шутку раскричались все вместе - громко, требовательно. (Исполняет фрагмент, потом всю песню.)

А сейчас послушайте , как музыка расскажет нам о петухах и курах без слов. Композитор К. Сен-Санс написал пьесу , которая называется «Куры и петухи» . Музыка изображает настоящий переполох в курятнике : громкое кудахтанье и кукареканье петушка. В конце слышно, как одна курица всех перекричала. (Звучит запись.)

Вот как по-разному музыка может рассказать о курочке - передать спокойный разговор с ней (звучит фрагмент песни) или изобразить целый переполох, громкое кудахтанье, суету. (Пьеса звучит повторно.)

Занятие 5

Тема : Кукушка

Цель : учить сравнивать произведения с похожими названиями.

Педагог. Сегодня мы будем слушать и сравнивать два музыкальных произведения про кукушку. Первое произведение – это песня Д. Б. Кабалевского «Артистка» , а второе – называется «Кукушка в чаще леса» французского композитора К. Сен – Санса. Это не песня, а инструментальная пьеса из цикла «Карнавал животных » , написанного для оркестра и двух фортепиано. Какая по характеру пьеса «Кукушка в чаще леса» ? (Исполняется фрагмент)

Дети. Тихая, таинственная.

Педагог. Да, музыка изображает картину сказочного дремучего леса, звучит настороженно, затаенно, загадочно, таинственно. Кукование кукушки доносится до нас из самой чащи – тихо, осторожно, волшебно. В таком дремучем лесу и темно и страшно. (Исполняет пьесу.)

Второе произведение, которое сейчас прозвучит, - песня Д. Б. Кабалевского «Артистка» . В ней поется о том, что все звери в лесу собрались вместе, чтобы послушать , как поет для них на концерте кукушка.

Концерт начать

Давно пора,

Прочитаны афиши…

Вот включены прожектора!

Вниманье!

Тише…Тише…

(Исолняет песню «Артистка» ) Как поет кукушка?

Дети. Весело, задорно.

Педагог. Да. В первом куплете кукушка поет игриво, весело, празднично, задорно. А во втором? (Исполняет второй куплет.)

Дети. Скучно.

Педагог. Да, кукушкино пение всем слушателям надоело , потому что она поет одно и то же : Все ку – ку да все ку – ку нагнала на всех тоску». Из – за монотонного, однообразного пения все звери разбежались с концерта.

Песня написана с юмором, смешная, шутливая. Вот сколько разных настроений можно передать в музыке , рассказывая о кукушке.

Занятие 6

Тема : ПОХОДКА, ХАРАКТЕР ДВИЖЕНИЙ В ОБРАЗАХ ЖИВОТНЫХ

Цель : учить различать средства музыкальной выразительности , создающие образы персонажей с различным характером движений, и передавать настроение музыки в двигательных импровизациях.

Педагог. Сегодня вы услышите пьесу французского композитора К. Сен-Санса , которая называется «Королевский марш льва» . Какой характер этой музыки ? (Звучит пьеса.)

Дети. Музыка грозная , страшноватая.

Педагог. Да, царь зверей торжественно вышагивает под звуки марша. Его поступь горделива, он держится с достоинством и время от времени путает всех своим рычанием. (Исполняется пьеса.) Кто хочет прошагать под музыку , передавая торжественное шествие льва?

Дети выполняют задание.

А сейчас вы услышите очень остроумную, шутливую пьесу Д. Кабалевского, которая называется - «Хромой козлик» . Вы, наверное, все слышали песенку «Жил – был у бабушки серенький козлик» ? Знаете, чем заканчивается эта песенка – сказка : «Напали на козлика серые волки, остались от козлика рожки да ножки…»

Д. Кабалевскому, видимо, было очень жаль козлика, и он сочинил сказку про козлика по-своему, с другим концом. Его козлик, наверное, смог как-то удрать от волков : они не съели его, а только повредили ему ножку, и он стал прихрамывать. (Исполняет пьесу.)

Музыка , передающая поступь льва, - торжественная и ровная, а хромого козлика, припадающего на одну ножку, - жалобная, неровная. Под нее можно просчитать так : раз-два-три, раз-два; раз-два-три, раз-два. (Исполняет фрагмент.) А под «Королевский марш» мы можем просчитать : раз-два, раз-два. Давайте движениями рук покажем, как шагает хромой козлик и как идет лев.

Дети выполняют задание под музыку .

Заключение

Цикл занятий по слушанию музыки о животных способствуют эмоциональному, интеллектуальному и творческому становлению, формированию основ музыкальной и общей культуры детей. У ребят короткие пьесы К. Сен – Санса вызвали яркие, эмоциональные проявления, желание повторного слушания , побудили к интересным высказываниям о характере музыкальных образов .

Приложение

1. Диск «Карнавал животных » , музыка К . Сен – Санса.

Используемая литература и источники :

1. Музыкальные шедевры : Музыка о животных и птицах . – 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. (3)

2. Музыкальные шедевры : Настроение, чувства в музыке . – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с. (1)

Цель: систематизировать, закрепить и проверить знания учащихся через различные виды учебной деятельности.

  • воспитывающая : вызвать музыкально-эстетический отклик на произведения; чувство прекрасного через работу с красками, интерес и любовь к классической музыке;
  • развивающая : способствовать развитию слухового внимания, музыкальной памяти, воображения; развитие умения сравнивать музыкальные произведения, опираясь на различие выразительных средств; способствовать развитию ритмичности движений под музыку, эмоциональной отзывчивости в процессе игровой деятельности;
  • обучающая : обеспечить усвоение учащимися знаний о музыкальных произведениях, изображающих животных и птиц; отработать умения различать музыкальные произведения; предоставить возможность учащимся проявлять свои творческие способности в процессе практической деятельности.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядно-образный, практический, игровой.

Ресурсное обеспечение: СD-проигрыватель, фонотека, иллюстрации животных и птиц, фортепиано, нотный материал, листы бумаги, карандаши и фломастеры, школьная доска, мольберты, рисунки учащихся.

Ожидаемые результаты: учащиеся проявят музыкально-эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство прекрасного через работу с красками; активизируются слуховое внимание, музыкальная память, воображение; учащиеся проявят умение сравнивать музыкальные произведения, смогут ритмично двигаться под музыку; усвоят необходимые знания по теме, проявят свои творческие способности в практической деятельности.

План урока

Текущее время занятия Действия педагога Действия учащихся Используемые средства
5 минут
Организационный момент
Приветствует детей, объявляет тему урока, дает информацию об уроке. Входят в класс, приветствуют педагога, проходят к своим местам, прослушивают информацию об уроке.
10 минут
Актуализация знаний
Предлагает исполнить песню «Веселые путешественники»;

беседа о музыкальных и шумовых звуках, распределение рисунков по группам;

проводит игру «Звери».

Исполняют песню;

отвечают на вопросы;

играют в игру (отгадывают, кого изображает музыка, показывают движениями).

СD-проигрыватель, аудиозапись музыки;

школьная доска, иллюстрации животных и птиц; фортепиано, нотный материал.

25 минут
Закрепление изученного материала и знакомство с новым музыкальным материалом
Объясняет задания;

проводит игру «Цветик-семицветик»;

Беседа о новом музыкальном произведении с показом иллюстрации;

предлагает детям проявить свои творческие способности, раздает листы, карандаши и фломастеры;

Предлагает показать «Танец утят», передать в танцевальных движениях образные черты;

включает песню «Голубой вагон»;

задает вопросы по материалу урока.

Отгадывают знакомую музыку, находят нужного героя;

анализируют новый музыкальный материал (отвечают на вопросы), раскрашивают и дополняют предлагаемый рисунок, передают настроения и чувства, вызванные музыкой;

подпевают песню;

отвечают на вопросы.

СD-проигрыватель, аудиозапись музыки, мольберт с наглядным материалом;

иллюстрация, листы бумаги, карандаши и фломастеры; аудиозапись музыкальной пьесы;

СD-проигрыватель, аудиозапись музыки, песни;

2 минуты
Оценивание
Просит учащихся дать оценку уроку, раздает круги разного цвета;

оценивание деятельности учащихся.

Оценивают урок, выбирают определенный круг, учитывая свое отношение. Раздаточный материал.
3 минуты
Домашнее задание
Дает и объясняет задание на дом:

1. закончить рисунок;
2. найти стихотворение или рассказ о любом животном или птице;

Прощается с детьми.

Слушают задание, прощаются с педагогом, под музыку выходят из класса.

Ход урока

(дети входят в класс, рассаживаются)

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку и можно начинать наш урок. Сегодня он не совсем обычный. Мы отправимся в путешествие по удивительному миру музыки. Этот мир невозможно потрогать руками, или увидеть глазами, или ощутить на вкус, его можно воспринять только сердцем и душой. Тогда мир музыки подарит нам удивительные открытия.

Урок называется «Музыка изображает животных и птиц». Сегодня вы будете выполнять разные задания, а верными помощниками будут ваши знания, внимание, дисциплина, память, любознательность, организованность, воображение.

Итак, мы отправляемся в зоопарк. Представьте, что вы сели в волшебный поезд, Чтоб он смог куда-нибудь поехать, необходимо исполнить песню.

Торопится поезд, колеса стучат.
А в поезде этом ребята сидят.

(Дети исполняют песню «Веселые путешественники» на муз. М. Старокадамского, сл. С. Михалкова.)

Учитель (подходит к мольбертам, на которых нарисованы двери с замком) : Вот мы и на месте, но двери в зоопарк закрыты. Если вы правильно ответите на мои вопросы, они откроются. Вы готовы отвечать?

Все на свете дети знают, звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот, самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка, тихий шелест ветерка.
Это звуки …

Дети: Шумовые.

Учитель: Правильно. Но есть еще звуки другие. Какие?

Дети: Музыкальные.

Учитель: Сейчас я буду показывать вам изображения животных и птиц, а вы будете голосом изображать того, кто на рисунке и определять какой это звук: музыкальный или шумовой (проводится игра «Назови звуки», распределяются рисунки на доске в нужной части)

(Приложение 1 , Рисунки 1–13 )

Учитель (открывает нарисованные двери) : Добро пожаловать в зоопарк! (на мольберте рисунки детей)

Учитель: Давайте вспомним, какими бывают музыкальные звуки по высоте и длительности звучания (На инструменте показывает разные звуки).

Дети: Высокие, низкие, средние; короткие, длинные.

Учитель: Музыкальные звуки могут изобразить не только голос животных, но и движения: например, мягкую поступь лисы, неуклюжие движения медведя, как скачут зайцы или летает птичка. Теперь поиграем в игру.

(Проводится игра «Звери» – музыкальный материал: Д. Кабалевский «Маленькая полька», «Вроде вальса», «Маленькая арфистка», «Пьеса»; дети показывают движениями того, кого изображает музыка)

Учитель: Посмотрите, на нашем пути необычный цветок!

Чудо-цветик, диво цветик
Музыкальный семицветик.
Уж давно известно всем:
Лепестков в нем ровно семь!

Музыкальный семицветик
Хочет с вами поиграть.
Вам поможет семицветик
Животных и птиц угадать.

Учитель: Сейчас этот семицветик поможет мне проверить, как хорошо вы запомнили музыкальные произведения, которые мы уже прослушивали на уроках, а также, как вы внимательно умеете слушать новые музыкальные произведения.

(Звучит пьеса «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского)

Учитель: Как называется это музыкальное произведение?

Дети: «Балет невылупившихся птенцов».

(Звучит пьеса «Слон» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса)

Учитель: Кого изображает музыка?

Дети: Слона.

Учитель: Назовите, какие музыкальные средства выбрал композитор?

Дети: Низкие звуки, медленный темп.

Учитель: Какой танец танцует слон?

Дети: Вальс.

(Звучит «Танец маленьких лебедей» из балета П. Чайковского «Лебединое озеро»)

Учитель: Как называется этот музыкальный номер? Из какого балета?

Дети: «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».

Учитель: В каком мультфильме звучит эта музыка, какие герои танцуют?

Дети: «Ну, погоди!» Курицы-балерины и волк.

Учитель (педагог играет пьесу Д. Кабалевского «Ёжик») : Кого изобразил композитор в этой пьесе?

Дети: Ёжика.

Учитель: Какими звуками он изображается? На что они похожи?

Дети: Звуки короткие, отрывистые, «колючие» как иголки ёжика.

(Звучит пьеса «Лебедь» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса)

Учитель: Назовите музыкальное произведение?

Дети: «Лебедь».

Учитель: Вспомните, как называется сказка, в которой маленький некрасивый птенец превращается в прекрасного лебедя.

Дети: «Гадкий утенок».

Учитель: А как называется балетный номер на эту музыку?

Дети: «Умирающий лебедь».

(Звучит пьеса «Кенгуру» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса»)

Учитель: Как вы думаете, кого изобразил в этой пьесе композитор, как он назвал эту пьесу?

Дети: «Кенгуру», композитор изображает её прыжки.

Учитель: У семицветика остался один лепесток (переворачивается лепесток, дети читают надпись)

Дети: «Аквариум».

Учитель: Это – новое произведение, которое я предлагаю вам прослушать сегодня. Композитор «музыкальными красками» изображает обитателей аквариума. А что бывает в аквариуме?

Дети: Вода, растения (водоросли), камни, ракушки, песок, улитки, разноцветные рыбки …

(Рисунок 14, см. Приложение 1 )

Учитель: Композитор создал лёгкую, прозрачную музыку, которая словно искрится и переливается всеми цветами радуги (раздаются листы бумаги с изображением пустого аквариума – водоросли, камни, ракушки и др., карандаши и фломастеры)

(Рисунок 15 , см. Приложение 1 )

Перед вами аквариум, пока звучит музыка заполните его разноцветными рыбками.

(Звучит пьеса «Аквариум» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса – 2 раза)

Учитель: Конечно, за такое короткое время невозможно создать красивый аквариум. Поэтому, вы возьмете их домой и дорисуете. А сейчас прошу вас выйти из-за парт, встать парами. Мы будем танцевать. Я буду мамой-уткой, а вы моими утятами

(Исполняется «Танец утят», дети в танцевальных движениях передают образные черты утят, по окончании танца усаживаются за парты)

Учитель: Итак, наше путешествие подошло к концу. Вспомните, с какими новыми музыкальными произведениями вы познакомились.

Дети: «Слон», «Ёжик», «Кенгуру», «Аквариум».

Учитель: Что узнали, слушая эти пьесы?

Дети: В пьесе «Слон» композитор использует низкие звуки, слон медленно и тяжело танцует вальс. В пьесе «Ёжик» звуки короткие, «колючие», как иголки у ёжика. В пьесе «Кенгуру» композитор изображает прыжки. В пьесе «Аквариум» изображены разные обитатели аквариума, музыка очень красивая, красочная.

Учитель: Мы еще встретимся на уроках с музыкой, которая изображает животных и птиц. Наш урок завершается, я хочу узнать, понравился он вам или нет, с каким настроением вы уходите. Я раздам вам кружки двух цветов: желтый – урок понравился, зеленый – не понравился. Покажите тот кружок, как вы оцениваете урок

(Дети дают оценку уроку)

Спасибо вам за активную работу на уроке, внимание и доброе отношение. Было приятно сегодня с вами работать. Сегодня вы все получаете «5».

Вашим домашним заданием будет: дорисовать рисунок, подготовить и рассказать стихотворение или маленький рассказ о животном или птице.

Я желаю вам новых интересных встреч с музыкой. Урок окончен. До свидания!

(Дети прощаются, выходят из класса)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Животные и музыка: влияние музыки на животных, животные с музыкальным слухом.

Первое исследование. Первым, кто проводил изыскания насчет музыки и животных можно назвать Николая Непомнящего. По исследованию этого учёного было точно выяснено, что животные хорошо схватывают ритм, например цирковые лошади безошибочно попадают в такт, когда звучит оркестр. Также хорошо схватывают ритм собаки (в цирке они танцуют, а домашние собаки иногда могут подвывать полюбившейся мелодии). Непомнящий пришел и к такому выводу: животные прекрасно чувствуют музыкальный ритм.

ЖИВОТНЫЕ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СЛУХОМ. Ученые провели ряд экспериментов с попугаями жако и установили, что эти птицы любят что-то ритмическое, вроде регги, и успокаиваются, как это ни удивительно, под драматические токкаты Баха. Что примечательно – попугаи обладают индивидуальностью: у разных птиц (жако) отличались музыкальные вкусы: одни слушали регги, другие больше любили классические композиции. Также случайно было установлено, что попугаи не любят электронную музыку. Было установлено, что крысы любят Моцарта (во время экспериментов им ставили записи опер Моцарта), но немногие из них все же предпочитают классике современную музыку.

ЖИВОТНЫЕ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СЛУХОМ. Известный своими энигма -вариациями сер Эдуард Уильям Элгар подружился с псом Дэном, хозяин которого один лондонский органист. На репетициях хора было замечено, что собака рычит на фальшивящих хористов, от чего снискала уважение у сэра Эдуарда, который даже посвятил четвероногому другу одну из своих энигма -вариаций. У слонов есть музыкальная память и слух, они способны запоминать мелодии из трех нот, и больше любят скрипку и басовые звуки низких медных инструментов, чем пронзительную флейту. Японские ученые установили, что даже золотые рыбки (в отличие от некоторых людей) реагируют на классическую музыку и умеют делать различия в композициях.

ЖИВОТНЫЕ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ Как было замечено уже выше – собаки имеют свойство подвывать протяжным композициям и голосам, но они не пытаются подстроиться под тон, а наоборот стараются держать свой голос так, чтобы он заглушал соседние; эта животная традиция берет свое начало от волков. Но, не смотря на свои музыкальные особенности, собаки иногда участвуют и в серьёзных музыкальных проектах. Например, в Карнеги Холл три собаки и двадцать вокалистов исполнили композицию Кирка Нурока “ Howl ”; через три года этот композитор, вдохновленный результатом, напишет сонату для фортепиано и собаки. Есть еще другие музыкальные коллективы, в которых участвуют животные. Так есть «тяжёлая» группа Insect Grinder , где в роли вокалиста выступает сверчок; а в группе Hatebeak вокалист – попугай; в коллективе Caninus «поют» два питбуля.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта Тема Калейдоскоп, увиденных животных и птиц. Часть 1 Домашние животные

Проект подготовили учащиеся 1 класса (с тяжелыми нарушениями речи, ЗПР, имплантированные) совместно с учителем....

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то