Чему учат сказки Салҭыкова-Щедрина? Чему учит сказка "Дикий помещик"? Чему учит нас рассказ дикий помещик.

Анализ сказки "Дикий помещик" Салтыкова-Щедрина

Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков.

В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив себя чуть ли не богами. Также писатель говорит о помещичьей глупости и пеобразованности: "был тот помещик глупый, читал газету"Весть"и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое". Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также оражает в этой сказке: "Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести". Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в кошмарах. Так в этой сказке помещик, который не имел никакого представления о труде, становится грязным и диким зверем. После того, как его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: "Да я уж и то сколько дней немытый хожу! ".

Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает нормальную человеческую жизнь.

Барин до того одичал, что"с головы до ног оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста ещё не приобрёл". Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: "податей никто не вносит, вино в кабаках никто не пьёт"."Нормальная"жизнь наступает в уезде только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе Этого одного помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России. И завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: "Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит."

Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудрёных слов, а есть простые русские слова: "сказано-сделано", "мужицкие портки"и т.д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения крестьян не безконечны, и восторжествует свобода.

Салтыкова-Щедрина содержит в себе глубинную мудрость, поэтому читателю все произведе­ния кажутся удивительно интересными и поучительны­ми. Салтыкова-Щедрина заставляют нас улыб­нуться, ведь их сюжеты очень забавны, bio юмор - дале­ко не главное в них. Основная цель автора - показать несправедливость устройства мира и общества; подска­зать человеку ответ на тот или иной злободневный воп­рос. И читатель продолжает перечитывать сказки это­го автора, удивляясь их актуальности и по сей день. «Сказка о том, как один мужик двух генералов про­кормил» наверняка запомнилась всем, кто прочел ее хотя бы раз в жизни. Любой школьник или взрослый без труда вспомнит ее сюжет. Оказавшиеся на острове генералы едва не погибли с голоду. И спасите­лем их оказался самый обыкновенный мужик-крестья­нин. В чем глубинная мудрость сказки?

Генералы в дан­ном случае олицетворяют правящий класс, обладающий деньгами и властью. Мужик - это народ, который сво­им трудом, потом и кровью делает существование «силь­ных мира сего» благополучным и комфортным. Но раз­ве не чудовищно-несправедливо устроено общество, когда совершенно бесполезные «генералы» наслаждают­ся плодами чужого труда? А «мужик» работает не покла­дая рук, при этом не получает ровным счетом никакой благодарности.

«Генералы» воспринимают его старания как нечто само собой разумеющееся. Салтыков-Щедрин рисует в сказках столь яркие кар­тины, что у читателя не остается ровным счетом ника­ких сомнений по поводу того, на чьей стороне . с едкой сатирой высмеивает пороки правяще­го класса, показывает истинное лицо его представите­лей, поражающее своей убогостью и глупостью. Напри­мер, сказка « помещик» повествует о том, как один помещик решил избавиться от простых людей и сделать благодаря тому собственную счастливой. Бог исполнил его молитвы и убрал мужиков из имения.

Во что же превратилась жизнь этого помещика? Постепенно в его усадьбе и имении произошло пол­нейшее запустение, а сам он стал диким в прямом смыс­ле. Эта сказка снова Все права защищены и охраняются законом © 2001-2005 олсоч. ру наводит нас на мысли о том, насколь­ко велика роль простых людей в дотижениях цивилиза­ции. Правящий класс, имеющий титулы и деньги, ока­зывается совершенно беспомощным в решении самых простых вопросов.

Автор с едкой иронией высмеивает чванство и высокое мнение о себе «генералов» и «поме­щиков». Они уверены, что мир создан только для них и что простой народ существует лишь для того, чтобы выполнять их прихоти. Но стоит только волею судьбы лишиться помощников, как представители правящего класса мгновенно деградируют, как это произошло с «ге­нералами», когда на острове от голода они едва не съе­ли друг друга, или с «диким помещиком», который без должного надзора и ухода превратился в дикое и безоб­разное существо. В сказках Салтыкова-Щедрина часто действуют жи­вотные, рыбы, птицы. Но читатель ясно видит в них человеческие черты, желания, привычки.

И так легко провести аналогию между премудрым пескарем и людь­ми, которые всю свою жизнь только и делают, что пря­чутся от трудностей, не замечая, что тем самым лиша­ют свое существование смысла, делая его пустым, а себя - несчастными.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Чему учат сказки Салтыкова-Щедрина? . Литературные сочинения!

Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество. Самыми известными в писательском наследии Салтыкова-Щедрина стали сказки, первые три были написаны в 1869 году, остальные сказки (еще 23) писатель пишет с 1883 года в течение трех лет.

Темы сказок Щедрина: деспотическая власть («Медведь на воеводстве»), господа и рабы («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), страх как основа рабской психологии («Премудрый пискарь»), каторжный труд («Коняга») и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий.

Сказки Салтыкова-Щедрина открывают новый литературный жанр в русской литературе: социально-политическая сатира, написанная в форме аллегории на, основе художественных принципов сказок о животных и басен. При всей окрашенности драматическим колоритом, при всей ощутимости трагического подтекста «Сказки» Салтыкова-Щедрина основаны на комическом, на нарушении меры. Ведущей формой комедийно-эстетического отношения к действительности у Щедрина становится сарказм. Но эта особенность не исключает, а предполагает у сатирика многообразные оттенки и переходы смеха от горькой шутки и грустного юмора до иронии и гневного обличения.

В мире всеобщего хаоса и абсурда, как показывает писатель, царит нелепость. Поэтому Щедрин так часто вводит в сказки комизм, недоразумения и алогизмы, показывая господство случая и казусов, прихоти, капризов и причуд. Сатирический текст автор обогащает иронией, которая внешне утверждает то, что на самом деле утверждает. Щедрин использует и юмористические приемы, реализуя ту разновидность юмора, которая связана с комизмом несбывшегося ожидания или неожиданности.

Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили-были два генерала...», «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...»; присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано - сделано»); приближенные к народному языку синтаксис, лексика, орфоэпия. Преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; «дикий помещик», как кошка, в один миг взбирается на дерево; мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове»; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Народной традиции Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества.

В сказках Салтыкова-Щедрина запечатлена полная картина перемен, происходивших в русском обществе в 1860-е - 1880-е годы. Так, писатель в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил (1868-69) с язвительным остроумием изображает абсурдную ситуацию, основанную на фантастическом приеме, но правдиво отражающую нелепую и вопиющую реальность. Два отставных генерала чудесным образом во время сна переносятся на необитаемый остров. Остров изобилует плодами, птицей, живностью, но генералы голодают, потому что не знают ничего о жизни и ничего не умеют делать. Их знания ограничиваются убеждением, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают», а умения выражались в единственной знакомой им фразе, служившей им проводником по службе: «Примите уверения в совершенном моем почтении и преданности». Спасает трутней-генералов от голодной смерти мастер на все руки, способный, но безропотный мужик. Сказка имеет и общечеловеческий смысл. Во все времена наглые, невежественные лентяи, к сожалению, достигают общественных успехов за счет слабохарактерных, покорных, молчаливых тружеников.

«Премудрый пискарь» - образ до смерти перепуганного обывателя, который «все

только распостылую жизнь свою бережет». Может ли быть для человека смыслом жизни

лозунг - «выжить и щуке в хайло не попасть»? Тема сказки связана с разгромом народо

вольцев, когда многие представители интеллигенции, испугавшись, отошли от обществен

ных дел. Создается тип труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порывов. Главное для такого человека - уцелеть, просуществовать, как если бы он был водорослью или камнем. Эта жизнь бессмысленна, а исход ее плачевен: пискарь просто исчезает, словно никогда не существовал. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни вообще. Автор предстает в сказке сразу в двух лицах: народный сказитель, простачок-балагур и одновременно человек, умудренный жизненным опытом, писатель, мыслитель, гражданин.

В сказке «Дикий помещик» герой постепенно деградирует, превращаясь в животное. Невероятная история героя во многом объясняется тем, что он читал газету «Весть» и

Однако изображая народ, Салтыков-Щедрин сочувствует ему и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность. Он уподобляет его «рою» трудолюбивых пчел, живущих бессознательной стадной жизнью. «...Подняли мякинный вихрь, и рой мужиков вымело прочь из поместья».

Текст сочинения:

Каждая сказка Салҭыкова-Щедрина содержиҭ в себе глубинную мудрость, лирикому читателю все произведения кажуҭся удивительно интересными и поучительными. Сказки Салҭыкова-Щедрина заставляюҭ нас улыбнуться, ведь их сюжеты очень забавны, bio юмор далеко не главное в них. Основная цель автора показать несправедливость устройства мира и общества; подсказать человеку ответ на тот или иной злободневный вопрос. И читатель продолжает перечиҭывать сказки этого автора, удивляясь их актуальности и по сей день.
Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил наверняка запомнилась всем, кто прочел ее хотя бы раз в жизни. Любой школьник или взрослый человек без труда вспомниҭ ее сюжет. Оказавшиеся на острове генералы едва не погибли с голоду. И спасителем их оказался самый обыкновенный мужик-крестьянин. В чем глубинная мудрость сказки? Генералы в данном случае олицетворяюҭ правящий класс, обладающий деньгами и властью. Мужик это народ, который своим трудом, потом и кровью делает существование сильных мира сего благополучным и комфорҭным. Но разве не чудовищно-несправедливо устроено общество, когда совершенно бесполезные генералы наслаждаюҭся плодами чужого труда? А мужик работает не покладая рук, при этом не получает ровным счетом никакой благодарности. Генералы воспринимаюҭ его старания как нечто само собой разумеющееся.
Салҭыков-Щедрин рисует в сказках столь яркие карҭины, что у читателя не остается ровным счетом никаких сомнений по поводу того, на чьей стороне автор. Писатель с едкой сатирой высмеивает пороки правящего класса, показывает истинное лицо его представителей, поражающее своей убогостью и глупостью. Например, сказка Дикий помещик повествует о том, как один помещик решил избавиться от простых людей и сделать благодаря тому собственную жизнь счастливой.
Бог исполнил его молиҭвы и убрал мужиков из имения. Во что же превратилась жизнь этого помещика?
Постепенно в его усадьбе и имении произошло полнейшее запустение, а сам он стал диким в прямом смысле. Эта сказка снова наводиҭ нас на мысли о том, насколько велика роль простых людей в дотижениях цивилизации. Правящий класс, имеющий ҭиҭулы и деньги, оказывается совершенно беспомощным в решении самых простых вопросов. Автор с едкой иронией высмеивает чванство и высокое мнение о себе генералов и помещиков. Они уверены, что мир создан только для них и что простой народ существует лишь для того, чтобы выполнять их прихоти. Но стоиҭ только волею судьбы лишиться помощников, как представители правящего класса мгновенно деградируюҭ, как это произошло с генералами, когда на острове от голода они едва не съели друг друга, или с диким помещиком, который без должного надзора и ухода превратился в дикое и безобразное существо.
В сказках Салҭыкова-Щедрина часто действуюҭ животные, рыбы, пҭицы. Но читатель ясно видиҭ в них человеческие черҭы, желания, привычки. И так легко провести аналогию между премудрым пескарем и людьми, которые всю свою жизнь только и делаюҭ, что прячуҭся от трудностей, не замечая, что тем самым лишаюҭ свое существование смысла, делая его пустым, а себя несчастными.

Права на сочинение "Чему учат сказки Салҭыкова-Щедрина?" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Чему учит сказка "Дикий помещик"?

    Сказка учит людей не быть глупыми

    Помещик глупый был, мужики ему чем то не угодили

    Кроме того в какой то момент он мыться перестал, одичал

    Так что соблюдать гигиену нужно

    Ну и не делать разных глупостей — иначе назовут дураком.

    Сказка немного странная, но раньше все сказки были такие.

    Стоит отметить, что эта сказка отображает современность именно в том, что многие люди пытаются жить за счт других, как и этот помещик, но при этом втаптывают этих других в грязь. А когда возомнившие о себе люди остаются одни, тут они и становятся дикими, потому что нет больше рядом тех людей за счт которых они жили. На мой взгляд эта сказка учит тому, что надо относиться к людям с уважением и милосердием, потому как все мы зависим в какой-то степени друг от друга. В любых ситуациях нужно оставаться людьми.

    Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 6080-х годов XIX века больше, чем историки тех лет. Салтыков-Щедрин пишет эти сказки для детей изрядного возраста, то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается.

    Основная проблема сказок Щедрина взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых.Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей (Медведь на воеводстве, Орел-меценат), эксплуататоров и эксплуатируемых (Дикий помещик, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил), обывателей (Премудрый пескарь, Вяленая вобла).

    Сказка Дикий помещик направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик Но тут же появляется элемент современной жизни: и был тот помещик глупый, читал газету Весть. Весть газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, мягкое, белое и рассыпчатое. Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит холопьего духу. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: Весь он, с головы до ног, оброс волосами а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только рой мужиков отловили и водворили на место, на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая.

    Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский (Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?) генералы, которых он вместо говядин-ки угостил печатными пряниками и леденцами (Однако, брат, глупый же ты помещик!) и, наконец, капитан-исправник (Глупый же вы, господин помещик!). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие? Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с Диким помещиком, то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в Диком помещике возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.

    Ну если коротко, то сказка учит тому, что без простого народа государство существовать не может. А если длинно, то согласна с jkhnjkh6457.

    Между тем капитан-исправник хоть и покровительствовал помещикам, но в виду такого факта, как исчезновение с лица земли мужика, смолчать не посмел. Встревожилось его донесением и губернское начальство, пишет к нему: А как вы думаете, кто теперь подати будет вносить? Кто будет вино по кабакам пить? Кто будет невинными занятиями заниматься? Отвечает капитан-исправник: казначейство-де теперь упразднить следует, а невинные-де занятия и сами собой упразднились, вместо же них распространились в уезде грабежи, разбой и убийства. На днях-де и его, исправника, какой-то медведь не медведь, человек не человек едва не задрал, в каковом человеко-медведе и подозревает он того самого глупого помещика, который всей смуте зачинщик.

    Обеспокоились начальники и собрали совет. Решили: мужика изловить и водворить, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик, наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствия не чинил.

    Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд.

    И вдруг опять запахло в том уезде мякиной и овчинами; но в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления и вскрикнул:

    • И откуда вы, шельмы, берете!!
  • Сказка Дикий помещик Салтыкова — Щедрина очень актуальна на сегодняшний день.

    Помещик ненавидел крестьян. Но, оставшись без своего крепостного Сеньки, он стал дичать.

    Не стоит пренебрегать теми, кто кормит.

    В своих сказках Салтыков — Щедрин очень сочувствует народу, но при этом, он осуждает его за долготерпение.

    Салтыкова-Щедрина недаром проходили в советское время. Он высмеивал богатых тупых чиновников и сочувствовал крестьянам. У него в сказках простой мужик всегда сообразительней барина. В сказке Дикий помещик все тоже самое. Осуждают помещиков. Сочувствует многострадальным крестьянам. Осуждает их за терпение. Не думала, что до сих пор изучают творчество этого писателя. Я против него ничего не имею, конечно, но все это как-то однобоко)

    Салтыков-Щедрин Дикий помещик. Произведение учит быть человеком, будь ты наверху на троне или ползаешь внизу как червь. Человеческое достоинство должно быть у каждого и человек человеку равный, хотя положение, конечно, может быть разным.

    Салтыков-Щедрин(псевдоним-Н.Щедрин) любимый писатель советских времен.Ему установлен памятник в Твери.Высмеивал помещиков и их безграничную власть над крестьянами.Сам он был из богатого рода.Был вице-губернатором.Его сказки,были голосом того времени,когда уже было понятно,что без освобождения крестьян от помещиков,необходимо для процветания России.Наверное и сейчас можно найти таких помещиков хоть в гос.предприятиях,так и у частников.Отношение к рабочим и крестьянам наверное не сильно изменилось.Просто сейчас можно хлопнуть дверью и уйти на другое место работы.А во времена Салтыкова не уйдешь от самодура помещика.

    М. Е. Салтыков-Щедрин вовсе не идеализировал крестьян, как это утверждает один из предыдущих ораторов. Взять хотя бы сказку о двух накормленных генералах, в которой мужик сам связал вервку, чтобы его связали (на тот случай, если сбежать надумает).

    Когда во время последнего мирового кризиса стали терять работу не только пролетарии, но и менеджмент, сколько воплей по СМИ прокатилось. Караул, свет клином сошлся. Они и подумать не могли, что всегда у мужика зарплату урежут, заставят больше работать, половину уволят — и будут продолжать получать безумно огромные зарплаты и неизвестно за что бонусы.

    Это говорит о том, что власть имущие (где бы они е не имели: в парламенте, в конкретной фирме или в рассматриваемой сказке) действительно думают, будто их приказы порождают материальные ценности, словно волшебные заклинания, а простой народ, эти ценности создающий, только мешает им жить, ибо они понятия не имеют, что и как в этом мире делается .

    Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина под названием Дикий помещик учит, прежде всего, не плевать в колодец, из которого придтся пить. Помещик, который является главным действующим лицом произведения, вначале не был диким, а только очень глупым, потому что решил, что от мужика в его владениях вреда гораздо больше, нежели пользы. Поэтому решил он мужика извести, но сам при этом к жизни был совершенно не приспособленным, до такой степени, что даже не мог приготовить себе еду. Так постепенно и одичал, поскольку перестал за собой ухаживать, начал ходить на четвереньках и охотиться, как это делают дикие звери. То есть, необдуманно истребив мужика, оказался на грани гибели и сам. Глупость — это самая большая беда, которая, если уж датся при рождении, то и не покидает человека на протяжении всей его жизни. И цена ошибок, совершнных под е влиянием, может быть очень и очень высокой.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то