Биография свифта. Свифт, Джонатан – краткая биография

Джонатан Свифт (англ. Jonathan Swift, 1667─1745) - известный английский и ирландский писатель, философ, публицист, общественный деятель. Своим современникам запомнился как автор острых памфлетов, изобличающих пороки общества и стоящих на страже народных интересов.

Свифта всегда отличала глубокая ирония, помноженная на точное, выверенное слово и острую сатиру. Широкой публике писатель известен как автор «Путешествий Гулливера». Несмотря на то что многие свои произведения он публиковал под псевдонимом, его стиль был всегда хорошо узнаваем.

Детство и юность

Джонатан Свифт родился 30 ноября 1667 года в современной столице Ирландии городе Дублине. Его дед был ярым роялистом, поддерживавшим режим Карла I. Однако после начавшейся буржуазной революции, свержения короля и установления протектората Кромвеля для него настали тяжелые времена. Все нажитое имущество было конфисковано новыми властями. Это вынудило его сына, будущего отца писателя, отправиться на поиски лучшей доли в Ирландию. Здесь он трудился судейским чиновником и скончался за полгода до рождения Джонатана, которого и назвали в его честь.

После его появления на свет мать возвратилась в Англию, оставив мальчика на попечении дяди. Это не помешало Свифту получить хорошее образование в престижном Тринити-колледже Дублинского университета. Вопреки необходимости он скептически относился к трудам средневековых схоластов и теологов и учился, по собственным словам, довольно небрежно. Именно в это время у него зародилось глубочайшее стремление к независимости, которая повлияла на многие поступки. Все это не помешало получить неплохую рекомендацию, в которой были отмечены успехи Джонатана во французском, греческом и латыни, а также названа способность недурно излагать мысли.

В усадьбе Темпла

Покинув стены Альма-матер в 1688 году, Джонатан направился в Англию, где по вверенной ему рекомендации устроился литературным секретарем к бывшему влиятельному дипломату У. Темплу. После ухода с государственной службы он занялся свободным философским творчеством в своем поместье Мур Парк. Уильям приютил небогатого и талантливого юношу, со временем сделав его своим доверенным лицом.

В поместье время от времени приезжали его друзья, с которыми провел немало времени за разговорами литературный советник Темпла. Однако со временем Свифта стала тяготить эта камерная обстановка, несмотря на шикарную библиотеку, собранную хозяином виллы. Джонатан решил поискать счастья в Ирландии, однако быстро понял, что от добра добра не ищут и возвратился в Мур Парк.

Именно здесь будут написаны его первые произведения «Ода Вильяму Сэнкрофту» и «Ода Конгриву», в которых в сатирической форме изобличались пороки общества. Свифт проживет в поместье Темпла до самой его кончины, случившейся в 1699 году, хотя за 7 лет до этого он защитил магистерскую диссертацию и мог служить в церкви. После смерти сэра Уильяма Джонатан написал: «С ним умерло все, что было хорошего и доброго среди людей» .

Новая жизнь

Оставшись без покровителя, начинающий писатель становится помощником викария в небольшой ирландской деревушке Ларакор. Но это было временным пристанищем, ведь все жизненные ожидания Джонатан связывал с политикой, с которой его познакомил Темпл, а также литературой. Еще во время жизни в Мур Парк Свифт проявил себя как мастер полемики, способный своим точным словом свалить оппонента наповал, добив его хлесткой иронией.

По своим политическим пристрастиям он тяготел к консерваторам, но не терпел демагогии ни с чьей стороны. Свифт точно подметил, что во времена классической Греции таким образом была загублена свобода, и эти мысли нашли отражение в трактате «Рассуждение о раздоре и разногласиях между знатью и общинами в Афинах и Риме». Эта работа вскрыла пороки английской демократии и позволила вигам победить на парламентских выборах. Его стали называть «золотым пером» этой партии, что позволило решиться на публикацию «Сказки бочки». Название произведения на русский манер могло трактоваться как «молоть забавную чепуху».

Эта книга в присущей автору манере вскрывает множество людских пороков: глупые споры, алчность критиков, бесталанность литературных трудов. В качестве выхода из положения он предложил поискать светлые головы в Бедламе, где находились умалишенные. Отдельно аноним (Свифт поначалу не обозначил авторства) поделился своими мыслями о расколе христианской церкви и постоянными распрями трех ее ветвей, умудрившись наслать на себя гнев сразу всех конфессий. Этот труд закрыл дорогу Свифту на должность епископа Кентерберийского.

Книга быстро превратилась в настоящий бестселлер, пережив за год три издания. После раскрытия тайны имени автора он был принят на равных в культурную богему Англии как самый остроумный современник.

Свой неофициальный статус острослова Джонатан подтвердил в истории с астрологом Д. Партриджем, создававшем календари с предсказаниями. Однажды в Лондоне начали распространять брошюру «Предсказания на 1708 год», автором которой значился некий И. Бикерстафф. В ней автор сулил большие успехи Англии и несчастье ее врагам. Также в брошюре называлась точная дата смерти Партриджа с указанием ему срочно уладить все дела. А на следующий день появился «Отчет о смерти мистера Партриджа», который направил к астрологу десятки гробовщиков и пономарей. Со временем придуманный Свифтом мистер Бикерстафф станет пародийным героем английской литературы, а журнал «Тэтлер» («Болтун») вообще будет издаваться от имени этого вымышленного персонажа.

Блестящий публицист

Открытая публикация в 1709 году памфлета «Соображения английского церковника относительно религии и правительства» спровоцировала кризис в отношениях с вигами, ведь его автор призывал выйти из войны за испанское наследство, которая была краеугольным камнем внешней политики этой партии.

В 1710 году Свифт появляется в Лондоне с очередными денежными хлопотами. К своему удивлению он обнаружил полное понимание со стороны главного казначея Р. Харли. На самом деле тот просто решил использовать талантливого публициста в своих целях, предложив ему писать по заказу английского правительства. Свифт согласился и вскоре получил ответную любезность, став деканом дублинского собора св. Патрика. В результате Свифт становится идеологом консерваторов, а роль официального рупора играл издаваемый им журнал «Экзаминер». В 1713 году за свои старания по прекращению войны с Францией он был назначен настоятелем дублинского собора св. Патрика, хотя мечтал о епископстве.

В этот период Джонатан вынужден был проводить много времени в столице, поэтому активно вел переписку с Э. Джонсон, которая была воспитанницей скончавшегося У. Темпла и ее компаньонкой Р. Дингли. Эти письма легли в основу романа «Дневник для Стеллы».

Ирландский период

В 1714 году скончалась королева Анна Стюарт, которая оказывала большие преференции консерваторам. Это побудило Свифта вернуться в Ирландию, где он будет жить до конца своих дней. Первое время писатель абстрагировался от политики и общественной деятельности, но с 1720 года вновь вернулся к любимому занятию. Из-под его пера выходят «Письма суконщика», в которых автор яростно раскритиковал ряд финансовых реформ ирландского правительства, показав себя как борец за народные интересы. Свифт писал: «Мудрый человек должен иметь деньги в своей голове, но не в сердце» .

Своими действиями он спровоцировал настоящий народный протест против чеканки порченой монеты, добившись того, что люди полностью утратили доверие к ней. Спустя 5 лет правительство вынуждено было аннулировать патент на чеканку этих денег. Продолжением этой линии стал памфлет «Скромное предложение», изданный в 1729 году, где Джонатан изобличил острые социально-экономические проблемы.

Благодаря активной гражданской позиции Свифт стал кумиром ирландцев, а его портреты можно было встретить на улицах любого города.

Самое известное произведение

В начале 20-х годов XVIII века в своих письмах Свифт упоминает о неких путешествиях, которые позднее выльются в главное произведение всей его жизни «Путешествие Гулливера». Правдивые воспоминания бывалого моряка впервые были опубликованы в 1726 году. Стоит отметить, что описание реальных и мнимых путешествий было хорошо известно в европейской литературе, начиная с XVI века. Поэтому автор уподобил свое произведение ряду нетленных творений таких, как «Утопия» Томаса Мора или «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.

Как всегда, Свифт тщательно законспирировал свое авторство, и на это у него были важные причины. В четырех частях романа он описал иллюзорный мир, очень похожий на реальное общество. Произведение стало финальным аккордом творческого пути писателя, где в полной мере отразился накопленный жизненный опыт.

Внешняя канва произведения, выраженная в забавных похождениях главного героя, совершенно не отражает глубокий внутренний подтекст этой книги. Она написана вовсе не для детей, как это может показаться на первый взгляд, а для взрослых. На примере Лилипутии автор иронично вскрывает многочисленные пороки общества: зависть, интриги, политические склоки. Описывая двор в этой миниатюрной стране, автор рисует всю мелочность политических интриг, имевших место в английском правительстве.

Отправив героя к великанам в Бробдингнег, Джонатан на примере его рассказа об Англии показывает их чрезмерное тщеславие. Пребывание Лемюэля Гулливера в Лапуту и земле Струльдбругов подчеркивает, как можно перейти разумные пределы педантизма и буквализма, добившись проклятья в виде бессмертия. Практически каждый эпизод этой книги наполнен сокровенной мудростью. Усиливает подобное впечатление, любимый авторский прием - бытовой гротеск, благодаря которому хорошее и плохое постоянно меняются местами, в том числе и за счет изменения масштаба восприятия.

Финал жизненного пути

В последние годы жизни писателя преследовало постоянно прогрессирующее психическое расстройство, а в 1742 году он перенес инсульт. Фактически после этого он полностью потерял дееспособность и доживал свои последние дни, будучи обездвиженным и лишенным речи. В 1742 году над ним было установлено опекунство по причине его сумасшествия, хотя его рассудок вполне отражал происходящее. Еще в 1731 году Свифт написал поэму «Стихи на смерть доктора Свифта», где есть такие строчки, точно отражающие его жизненное кредо:

Джонатан Свифт (Swift) – знаменитый английский поэт, юморист и политический деятель, родился в 1667 г. в Дублине. Рано познакомившись с тяжелой нуждой, он вынужден был избрать духовную карьеру, к которой не чувствовал никакого призвания, прошел Дублинскую коллегию, в Оксфорде получил звание магистра, был некоторое время сельским священником в Ирландии, но, исполненный сознания своих сил и самых честолюбивых стремлений, старался выйти из деревенской глуши и приблизиться к правящим классам.

Портрет Джонатана Свифта. Художник Ч. Джервес, 1710

С этой целью Свифт сближался то с одной, то с другой политическою партиею. Еще проживая в доме своего родственника, известного политического деятеля Вильяма Темпля, как его секретарь Свифт проявил себя остроумным памфлетистом в изданной им безымянной сатире «Битва книг» (1697), где он поддерживал мнение Темпля о превосходстве произведений классической древности. Но произведением, которое поставило Свифта в ряд знаменитейших английских писателей и сблизило его с либералами-вигами , была «Сказка о бочке» (1704 г.), с уничтожающим остроумием осмеивавшая в аллегорической форме и католиков, и кальвинистов , и лютеран . С 1710, по поручению архиепископа Кинга, примаса Ирландии, он вел в Англии, где у него были друзья среди государственных деятелей-вигов, переговоры об отмене десятины, выплачиваемой католиками-ирландцами английскому правительству. Старания Свифта увенчались полным успехом, так что по возращении в Ирландию его встретили колокольным звоном.

Джонатан Свифт, биография

С падением вигов, Свифт, желая добиться епископства, сделался ревностным консерватором-торием, издавая торийский журнал «The Examiner»; но и тут его политические надежды не оправдались. В 1723 г. вышли его сатирические «Письма суконщика», направленные против английских министров, сделавшие имя Свифта ещё популярнее в Ирландии, но навлекшие на него негодование английского правительства, как на ирландского революционера. С этих пор все дороги к высшим должностям оказались для него закрытыми (он достиг лишь звания декана, т. е. настоятеля собора). Около этого времени приключился трагический исход двойной любви Свифта: к Эстер Джонсон, называемой им Стелла, и Эстер Ваномри – Ванесса. В 1723 последняя умерла с горя и от туберкулёза, в 1728 умерла и Стелла.

Все эти невзгоды ввергли Свифта в отчаяние. Раздраженный неудавшеюся жизнью, озлобленный на людей, он стал изливать свое мучительно-злобное настроение в пасквилях и цинических стихотворениях, пока, больной и измученный духовно и физически, не умер в 1745 г., впав стариком в психическое расстройство. В 1742 он потерял дееспособность после инсульта.

Путешествия Гулливера. Мультфильм

Произведением, доставившим Свифту европейскую известность, были его «Путешествия Гулливера » (1720 – 1725 гг.). С поразительным искусством сочетая фантастическое и чудесное с реальным, оно является беспримерною по остроумию сатирою на человеческую глупость и людские слабости и, несмотря на массу малоинтересных теперь намеков на современную писателю английскую политическую и общественную жизнь, привлекает читателя художественными достоинствами и является одною из любимейших книг для детского чтения. Богатая изобретательность фантазии, сила речи и неистощимое остроумие составляют удивительные качества таланта Свифта. Но слишком часто пробивающееся у него презрение к людям, холодная, язвительная насмешливость и бессердечное ожесточение показывают в нем отсутствие привлекательнейшей черты всех великих юмористов – теплого отношения к осмеиваемому, смеха сквозь слезы.

Джонатан Свифт - англо-ирландский писатель, публицист, общественный деятель, поэт, философ - родился в ирландском Дублине 30 ноября 1667 г. После смерти отца, скромного судейского чиновника, мать, переехав в Англию, оставила Джонатана на попечение его дяди. Тот обеспечил ему достойное образование: после хорошей школы племянник стал в 1682 г. студентом Тринити-колледжа Дублинского университета, где получал образование по 1688 г.

В том же году в Ирландии началась гражданская война. Свифт переехал в Англию, где работал литературным секретарем у Вильяма Темпла - зажиточного отставного дипломата, который был или сыном знакомого его матери, или ее дальним родственником. Спустя два года Свифт вернулся в Ирландию, в 1692 г. в Оксфорде получил магистерское звание. В 1694 г. Свифт становится священником англиканской Церкви и получает назначение в поселок Килрут. Однако спустя несколько месяцев тяготясь, по собственному признанию, обязанностями, он снова приезжает к Темплу и работает в прежней должности. Связанную с пребыванием в поместье отставного дипломата пору биографии Свифт считал самой счастливой.

В 1700 г. Джонатану Свифту дают приход в Ирландии, назначают служителем Дублинского собора св. Патрика. Однако за предшествующий период Свифт пристрастился благодаря Темплу к политической деятельности, а также мечтал о большой литературе. В это время из-под его пера выходит целый ряд анонимных памфлетов. В 1702 г. Свифт становится доктором богословия, происходит его сближение с вигами - оппозиционной партией. Свифт уже известен как писатель и мыслитель, его влияние усиливается. Частенько наведываясь в Англию, он налаживает контакты в литературном сообществе.

В 1704 г. выходят написанные в 1696-1699 гг. две сатирические повести - «Сказка бочки» и «Битва книг» - в виде единого издания, сразу же ставшего популярным. О его «Сказке» очень лестно отзывался Вольтер , эта же повесть оказалась в списке книг, запрещенных Ватиканом. Несколько лет после победы вигов в 1805 г. Свифт прожил в Англии, однако впоследствии возвратился на родину, где в деревне Ларакор ему дали приход.

В 1713 г. влиятельные друзья помогли ему стать настоятелем Дублинского собора св. Патрика. Пребывание на этой должности помогло не только приобрести материальную независимость, но и получить высокую трибуну для озвучивания политических взглядов, хотя большая лондонская политика оказывается отдаленной. Находясь в Ирландии, Свифт принимает в общественной жизни государства живейшее участие, постоянно издавая статьи и памфлеты, посвященные актуальным вопросам. Именно памфлеты являются самой значительной частью его деятельности на поприще сатиры; даже церковные проповеди содержали в себе элементы этого жанра. Свифт резко обрушивался против социальной несправедливости, сословных предрассудков, религиозной нетерпимости.

В Дублине Свифт пользовался чрезвычайным авторитетом, с ним считался даже наместник Англии. В этом городе Свифтом был написан роман, ставший единственным в его литературном наследии, но сделавший его всемирно известным - опубликованные в 1726 г. «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера». Они переиздавались три раза буквально за несколько месяцев, были быстро переведены на другие языки. В 1729 г. Свифт становится почетным гражданином Дублина, в 1727 и 1735 г. выходят собрания его сочинений.

Последний десяток лет жизни Свифт немало страдал - и физически, и морально - из-за серьезного психического расстройства. Инсульт, случившийся в 1742 г., лишил писателя речи и в какой-то степени умственных способностей; его признали недееспособным. 19 октября 1745 г. он умер; похоронили литератора в его же соборе, в центральном нефе. Творческое наследие Свифта стало во многом определяющим для деятельности английских сатириков; заложенные им сатирические традиции оставили заметный след не только в национальной, но и в мировой литературе.

Джонатан Свифт - англо-ирландский писатель, публицист, общественный деятель, поэт, философ - родился в ирландском Дублине 30 ноября 1667 г. После смерти отца, скромного судейского чиновника, мать, переехав в Англию, оставила Джонатана на попечение его дяди. Тот обеспечил ему достойное образование: после хорошей школы племянник стал в 1682 г. студентом Тринити-колледжа Дублинского университета, где получал образование по 1688 г.

В том же году в Ирландии началась гражданская война. Свифт переехал в Англию, где работал литературным секретарем у Вильяма Темпла - зажиточного отставного дипломата, который был или сыном знакомого его матери, или ее дальним родственником. Спустя два года Свифт вернулся в Ирландию, в 1692 г. в Оксфорде получил магистерское звание. В 1694 г. Свифт становится священником англиканской Церкви и получает назначение в поселок Килрут. Однако спустя несколько месяцев тяготясь, по собственному признанию, обязанностями, он снова приезжает к Темплу и работает в прежней должности. Связанную с пребыванием в поместье отставного дипломата пору биографии Свифт считал самой счастливой.

В 1700 г. Джонатану Свифту дают приход в Ирландии, назначают служителем Дублинского собора св. Патрика. Однако за предшествующий период Свифт пристрастился благодаря Темплу к политической деятельности, а также мечтал о большой литературе. В это время из-под его пера выходит целый ряд анонимных памфлетов. В 1702 г. Свифт становится доктором богословия, происходит его сближение с вигами - оппозиционной партией. Свифт уже известен как писатель и мыслитель, его влияние усиливается. Частенько наведываясь в Англию, он налаживает контакты в литературном сообществе.

В 1704 г. выходят написанные в 1696-1699 гг. две сатирические повести - «Сказка бочки» и «Битва книг» - в виде единого издания, сразу же ставшего популярным. О его «Сказке» очень лестно отзывался Вольтер, эта же повесть оказалась в списке книг, запрещенных Ватиканом. Несколько лет после победы вигов в 1805 г. Свифт прожил в Англии, однако впоследствии возвратился на родину, где в деревне Ларакор ему дали приход.

В 1713 г. влиятельные друзья помогли ему стать настоятелем Дублинского собора св. Патрика. Пребывание на этой должности помогло не только приобрести материальную независимость, но и получить высокую трибуну для озвучивания политических взглядов, хотя большая лондонская политика оказывается отдаленной. Находясь в Ирландии, Свифт принимает в общественной жизни государства живейшее участие, постоянно издавая статьи и памфлеты, посвященные актуальным вопросам. Именно памфлеты являются самой значительной частью его деятельности на поприще сатиры; даже церковные проповеди содержали в себе элементы этого жанра. Свифт резко обрушивался против социальной несправедливости, сословных предрассудков, религиозной нетерпимости.

В Дублине Свифт пользовался чрезвычайным авторитетом, с ним считался даже наместник Англии. В этом городе Свифтом был написан роман, ставший единственным в его литературном наследии, но сделавший его всемирно известным - опубликованные в 1726 г. «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера». Они переиздавались три раза буквально за несколько месяцев, были быстро переведены на другие языки. В 1729 г. Свифт становится почетным гражданином Дублина, в 1727 и 1735 г. выходят собрания его сочинений.

Последний десяток лет жизни Свифт немало страдал - и физически, и морально - из-за серьезного психического расстройства. Инсульт, случившийся в 1742 г., лишил писателя речи и в какой-то степени умственных способностей; его признали недееспособным. 19 октября 1745 г. он умер; похоронили литератора в его же соборе, в центральном нефе. Творческое наследие Свифта стало во многом определяющим для деятельности английских сатириков; заложенные им сатирические традиции оставили заметный след не только в национальной, но и в мировой литературе.

Биография из Википедии

Джо́натан Свифт (англ. Jonathan Swift; 30 ноября 1667 года - 19 октября 1745 года) - англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, философ, поэт и общественный деятель, англиканский священник.

Наиболее известен как автор сатирико-фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», в которой остроумно высмеял человеческие и общественные пороки. Жил в Дублине (Ирландия), где служил деканом (настоятелем) собора Святого Патрика. Несмотря на своё английское происхождение, Свифт энергично защищал права простых ирландцев и заслужил искреннее уважение с их стороны.

Ранние годы (1667-1700)

Основным источником сведений о семье Свифта и его ранних годах является «Автобиографический фрагмент», который был написан Свифтом в 1731 году и охватывает события до 1700 года. Там говорится, что в годы гражданской войны семья деда Свифта, священника в посёлке Гудрич (Херефордшир, западная Англия), переселилась в Ирландию.

Будущий писатель родился в ирландском городе Дублин в небогатой протестантской семье. Его отец (также по имени Джонатан Свифт, 1640-1667), мелкий судейский чиновник, умер незадолго до рождения сына, оставив семью (жену, дочь и сына) в бедственном положении. Поэтому воспитанием мальчика занимался состоятельный дядя по отцу Годвин, с матерью Джонатан почти не встречался. После школы 14-летний мальчик поступил в Тринити-колледж Дублинского университета (1682), который закончил в 1686 году. В результате обучения Свифт получил степень бакалавра и пожизненное скептическое отношение к научным премудростям.

В связи с гражданской войной, начавшейся в Ирландии после свержения короля Якова II (1688), Свифт уехал в Англию, где пробыл 2 года. Дядя Годвин к тому времени разорился и не мог поддерживать племянника. В Англии Свифт служил секретарём у сына знакомого матери (по другим сведениям, её дальнего родственника) - состоятельного отставного дипломата Уильяма Темпла. В имении Темпла Свифт впервые встретил Эстер Джонсон (1681-1728), дочь служанки, рано потерявшую отца. Эстер тогда было всего 8 лет; Свифт стал её другом и учителем.

В 1690 году он вернулся в Ирландию, хотя позже неоднократно посещал Темпла. Для поиска должности Темпл вручил ему характеристику-рекомендацию, в которой отмечались хорошее знание латинского и греческого языков, знакомство с французским и отменные литературные способности. Темпл, сам известный эссеист, сумел оценить незаурядный литературный талант своего секретаря, предоставил ему свою библиотеку и дружескую помощь в житейских делах; взамен Свифт помогал Темплу в подготовке его обширных мемуаров. Именно в эти годы Свифт начинает литературное творчество, сначала как поэт. Влиятельного Темпла посещали многочисленные именитые гости, включая короля Вильгельма, и наблюдение за их беседами дало неоценимый материал будущему сатирику.

В 1692 году Свифт получил звание магистра в Оксфорде, а в 1694 году принял духовный сан англиканской церкви. Он был назначен священником в ирландский посёлок Килрут (англ. Kilroot). Однако вскоре Свифт, по его собственным словам «утомившись своими обязанностями за несколько месяцев», вернулся на службу к Темплу. В 1696-1699 годах пишет сатирические повести-притчи «Сказка бочки» и «Битва книг» (опубликованы в 1704 году), а также несколько поэм.

В январе 1699 года умер покровитель, Уильям Темпл. Темпл был одним из тех немногих знакомых Свифта, о ком он написал лишь добрые слова. Свифт занимается поисками новой должности, обращается к лондонским вельможам. Долгое время эти поиски успеха не имели, но зато Свифт близко познакомился с придворными нравами. Наконец, в 1700 году он назначен служителем (пребендарием) собора Святого Патрика в Дублине. В этот период он публикует несколько анонимных памфлетов. Современники сразу отметили особенности сатирического стиля Свифта: яркость, бескомпромиссность, отсутствие прямой проповеди - автор иронически описывает события, оставляя выводы на усмотрение читателя.

Мастер сатиры (1700-1713)

В 1702 году Свифт получил степень доктора богословия в Тринити-колледже. Сближается с оппозиционной партией вигов. Авторитет Свифта как писателя и мыслителя растёт. В эти годы Свифт часто посещает Англию, заводит знакомства в литературных кругах. Издаёт (анонимно, под одной обложкой) «Сказку бочки» и «Битву книг» (1704); первая из них снабжена многозначительным подзаголовком, который можно отнести ко всему творчеству Свифта: «Написано ради общего совершенствования рода человеческого». Книга сразу становится популярной и в первый же год выходит тремя изданиями. Отметим, что почти все произведения Свифта выходили под разными псевдонимами или вообще анонимно, хотя его авторство обычно не составляло секрета.

В 1705 году виги на несколько лет завоевали большинство в парламенте, однако улучшения нравов не произошло. Свифт вернулся в Ирландию, где ему предоставили приход (в деревне Ларакор) и проживал там до конца 1707 года. В одном из писем он сравнил распри вигов и тори с кошачьими концертами на крышах.

Около 1707 года Свифт познакомился с другой девушкой, 19-летней Эстер Ваномри (англ. Esther Vanhomrigh, 1688-1723), которую Свифт в своих письмах называл Ванессой. Она, как и Эстер Джонсон, росла без отца (торговца-голландца). Сохранилась часть писем Ванессы к Свифту - «грустные, нежные и восхищённые»: «Если Вы находите, что я пишу слишком часто к Вам, то Вы должны сообщить мне об этом или вообще написать мне снова, чтобы я знала, что Вы не совершенно позабыли обо мне…».

В то же время Свифт почти ежедневно пишет Эстер Джонсон (её Свифт именовал Стеллой); позднее эти письма составили его книгу «Дневник для Стеллы», изданный посмертно. Эстер-Стелла, оставшись сиротой, поселилась в ирландском поместье Свифта вместе со своей компаньонкой, на правах воспитанницы. Часть биографов, опираясь на свидетельства друзей Свифта, предполагает, что он и Стелла тайно обвенчались около 1716 года, хотя документальных подтверждений этому не обнаружено.

В 1710 году тори во главе с Генри Сент-Джоном, впоследствии виконтом Болингброком, пришли к власти в Англии, и Свифт, разочаровавшийся в политике вигов, выступил в поддержку правительства. В некоторых областях их интересы действительно совпадали: тори свернули войну с Людовиком XIV (Утрехтский мир), осудили коррупцию и пуританский фанатизм. Именно к этому и призывал ранее Свифт. Кроме того, они с Болингброком, талантливым и остроумным писателем, подружились. В знак благодарности Свифту предоставили страницы консервативного еженедельника «The Examiner », где в течение нескольких лет публиковались памфлеты Свифта.

Декан (1713-1727)

В 1713 году с помощью друзей из лагеря тори Свифт назначен деканом собора Святого Патрика. Это место, помимо финансовой независимости, даёт ему прочную политическую трибуну для открытой борьбы, однако отдаляет от большой лондонской политики. Тем не менее Свифт из Ирландии продолжает активное участие в общественной жизни страны, публикуя статьи и памфлеты по насущным проблемам. Гневно выступает против социальной несправедливости, сословной спеси, угнетения, религиозного фанатизма и др.

В 1714 году виги вновь вернулись к власти. Болингброк, обвинённый в сношениях с якобитами, эмигрировал во Францию. Свифт направил письмо изгнаннику, где просил располагать им, Свифтом, по своему усмотрению. Он добавил, что это первый случай, когда он обращается к Болингброку с личной просьбой. В этом же году умерла мать Ванессы. Оставшись сиротой, она переезжает в Ирландию, поближе к Свифту.

В 1720 году палата лордов ирландского парламента, сформированная из английских ставленников, передала британской короне все законодательные функции в отношении Ирландии. Лондон немедленно использовал новые права для создания привилегий английским товарам. С этого момента Свифт включился в борьбу за автономию Ирландии, разоряемой в интересах английской метрополии. Он провозгласил по существу декларацию прав угнетённого народа.

Всякое управление без согласия управляемых есть самое настоящее рабство… По законам Бога, природы, государства, а также по вашим собственным законам вы можете и должны быть такими же свободными людьми, как ваши братья в Англии.

В эти же годы Свифт начинает работу над «Путешествиями Гулливера».

1723 год: смерть Ванессы. Она заразилась туберкулёзом, ухаживая за младшей сестрой. Переписка её со Свифтом за последний год была по какой-то причине уничтожена. Бо́льшая часть состояния Ванессы, согласно её завещанию, отошла Джорджу Беркли, другу Свифта, в будущем известному философу. Свифт высоко ценил Беркли, который тогда был деканом в ирландском городе Дерри.

1724 год: анонимно изданы и разошлись многотысячным тиражом мятежные «Письма суконщика», призывающие к бойкоту английских товаров и неполновесной английской монеты. Резонанс от «Писем» был оглушительным и повсеместным, так что Лондону пришлось срочно назначать нового наместника, Картерета, для успокоения ирландцев. Премия, назначенная Картеретом тому, кто укажет имя автора, осталась невручённой. Удалось найти и отдать под суд печатника «Писем», однако присяжные единодушно его оправдали. Премьер-министр лорд Уолпол предложил арест «подстрекателя», но Картерет пояснил, что для этого понадобится целая армия.

В конечном счёте Англия сочла за лучшее пойти на некоторые экономические уступки (1725 год), и с этого момента англиканский декан Свифт стал национальным героем и неофициальным лидером католической Ирландии. Современник отмечает: «Его портреты были выставлены на всех улицах Дублина… Приветствия и благословения сопровождали его всюду, где бы он ни проходил». Однажды на площади перед собором собралась и подняла шум многочисленная толпа. Свифту доложили, что это горожане готовятся наблюдать солнечное затмение. Раздражённый Свифт велел передать собравшимся, что декан отменяет затмение. Толпа затихла и почтительно разошлась. По воспоминаниям друзей, Свифт говорил: «Что касается Ирландии, то здесь меня любят только мои старые друзья - чернь, и я отвечаю на их любовь взаимностью, ибо не знаю никого другого, кто бы этого заслуживал».

В ответ на продолжавшееся экономическое давление метрополии, Свифт из собственных средств учредил фонд помощи дублинским горожанам, которым грозило разорение, причём не делал различия между католиками и англиканами. Бурный скандал по всей Англии и Ирландии вызвал знаменитый памфлет Свифта «Скромное предложение», в котором он издевательски посоветовал: если мы не в состоянии прокормить детей ирландских бедняков, обрекая их на нищету и голод, давайте лучше продавать их на мясо, а из кожи делать перчатки.

Заметив, что многие могилы в соборе святого Патрика запущены и памятники разрушаются, Свифт разослал родственникам покойных письма, в которых требовал немедленно прислать деньги для ремонта памятников; в случае отказа он пообещал привести могилы в порядок за счёт прихода, но в новой надписи на памятниках увековечить скупость и неблагодарность адресата. Одно из писем было направлено королю Георгу II. Его величество оставил письмо без ответа, и в соответствии с обещанием на надгробной плите его родственника были отмечены скупость и неблагодарность короля.

Последние годы (1727-1745)

В 1726 году выходят первые два тома «Путешествий Гулливера» (без указания имени настоящего автора); остальные два были опубликованы в следующем году. Книга, несколько подпорченная цензурой, пользуется невиданным успехом. За несколько месяцев она переиздавалась трижды, вскоре появились её переводы на другие языки.

В 1728 году умерла Стелла. Физическое и душевное состояние Свифта ухудшаются. Популярность его продолжает расти: в 1729 году Свифту присваивается звание почётного гражданина Дублина, выходят его собрания сочинений: первое в 1727 году, второе - в 1735 году.

В последние годы Свифт страдал от серьёзного душевного расстройства; в одном из писем он упоминал «смертельную скорбь», убивающую его тело и душу. В 1742 году после инсульта Свифт потерял речь и (частично) умственные способности, после чего был признан недееспособным. Три года спустя (1745) Свифт скончался. Похоронен в центральном нефе своего собора рядом с могилой Эстер Джонсон, эпитафию на надгробной плите он сам сочинил заранее, ещё в 1740 году, в тексте завещания:

Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы.

Оригинальный текст (лат.)

Hic depositum est corpus
JONATHAN SWIFT S.T.D.
Hujus Ecclesiae Cathedralis
Decani
Ubi saeva indignatio
Ulterius
Cor lacerare nequit
Abi Viator
Et imitare, si poteris
Strenuum pro virili
Libertatis Vindicatorem
Obiit 19 Die Mensis Octobris
A. D. 1745 Anno Ætatis 78

Ещё ранее, в 1731 году, Свифт написал поэму «Стихи на смерть доктора Свифта», содержащую своеобразный автопортрет:

Поставил автор цель благую -
Лечить испорченность людскую.
Мошенников и плутов всех
Хлестал его жестокий смех…
Сдержи перо он и язык,
Он в жизни многого б достиг.
Но он не помышлял о власти,
Богатство не считал за счастье…
Согласен я, декана ум
Сатиры полон и угрюм;
Но не искал он нежной лиры:
Наш век достоин лишь сатиры.
Всем людям мнил он дать урок
Казня не имя, но порок.
И одного кого-то высечь
Не думал он, касаясь тысяч.

Перевод Ю. Д. Левина

Бо́льшую часть своего состояния Свифт завещал употребить на создание лечебницы для душевнобольных; «Госпиталь Святого Патрика для имбецилов» был открыт в Дублине в 1757 году и существует по сей день, являясь старейшей в Ирландии психиатрической клиникой.

Творчество

Все свои произведения, кроме «Предложения об исправлении, улучшении и закреплении английского языка» Свифт публиковал без указания имени автора или под вымышленными именами. Среди них основное место занимают сатирические памфлеты и поэмы. В своё время Свифта характеризовали как «мастера политического памфлета». По прошествии времени его произведения утратили сиюминутную политическую остроту, но стали образцом иронической сатиры. Его книги ещё при жизни были исключительно популярны как в Ирландии, так и в Англии, где они выходили большими тиражами. Некоторые его произведения, вне зависимости от породивших их политических обстоятельств, зажили собственной литературно-художественной жизнью.

В первую очередь это относится к тетралогии «Путешествия Гулливера», которая стала одной из классических и наиболее часто читаемых книг во многих странах мира, а также десятки раз экранизировалась. Правда, при адаптации для детей и в кино сатирический заряд этой книги выхолащивается. Первый русский перевод «Путешествий Гулливера» вышел в 1772-1773 годах под названием «Путешествия Гулливеровы в Лилипут, Бродинягу, Лапуту, Бальнибарбы, Гуигнгмскую страну или к лошадям ». Перевод выполнил с французского издания Ерофей Каржавин.

Философская и политическая позиция

Мировоззрение Свифта, по его собственным словам, окончательно сложилось ещё в 1690-е годы. Позднее, в письме от 26 ноября 1725 года своему другу, поэту Александру Поупу. Свифт пишет, что мизантропы получаются из людей, которые считали людей лучше, чем они есть, а затем поняли, что обманулись. Свифт же «не питает ненависти к человечеству», потому что никогда не имел никаких иллюзий на его счёт. «Вы и все мои друзья должны позаботиться о том, чтобы мою нелюбовь к миру не приписывали возрасту; в моём распоряжении есть надёжные свидетели, которые готовы подтвердить: с двадцати до пятидесяти восьми лет это чувство оставалось неизменным». Свифт не разделял либеральной идеи о высшей ценности прав отдельного человека; он считал, что, предоставленный самому себе, человек неизбежно скатится к скотскому аморализму еху. Для самого же Свифта мораль всегда стояла в начале списка человеческих ценностей. Нравственного прогресса человечества он не видел - скорее наоборот, отмечал деградацию, а к научному прогрессу он относился скептически и ясно показал это в «Путешествиях Гулливера» .

Важную роль в поддержании общественной морали Свифт отводил англиканской церкви, которая, по его мнению, относительно меньше испорчена пороками, фанатизмом и произвольными извращениями христианской идеи - по сравнению с католицизмом и радикальным пуританизмом. В «Сказке бочки» Свифт высмеивал теологические споры, а в «Путешествиях Гулливера» описал знаменитую аллегорию непримиримой борьбы тупоконечников против остроконечников . В этом, как ни странно, причина его неизменных выступлений против религиозной свободы в британском королевстве - он считал, что религиозный разброд подрывает общественную мораль и человеческое братство. Никакие богословские разногласия, по мнению Свифта, не являются серьёзной причиной для церковных расколов, и тем более - для конфликтов. В памфлете «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии» (1708) Свифт протестует против либерализации религиозного законодательства в стране. По его мнению, это приведёт к размыву, а в перспективе - к «отмене» в Англии и христианства, и всех связанных с ним моральных ценностей.

В таком же духе выдержаны и другие саркастические памфлеты Свифта, а также - с поправкой на стиль - его письма. В целом творчество Свифта можно рассматривать как призыв найти пути улучшить человеческую природу, отыскать способ возвысить её духовную и разумную составляющие. Свою Утопию Свифт предложил в виде идеального общества благородных гуигнгнмов.

Политические взгляды Свифта, как и религиозные, отражают его консервативное стремление к «золотой середине». Свифт решительно выступал против всех видов тирании, однако столь же решительно требовал, чтобы недовольное политическое меньшинство подчинялось большинству, воздерживаясь от насилия и беззакония. Биографы отмечают, что несмотря на переменчивость партийной позиции Свифта, его взгляды оставались неизменными на протяжении всей его жизни. Отношение Свифта к профессиональным политикам лучше всего передают известные слова мудрого короля великанов: «всякий, кто вместо одного колоса или одного стебля травы сумеет вырастить на том же поле два, окажет человечеству и своей родине бо́льшую услугу, чем все политики, взятые вместе».

Свифта иногда изображают мизантропом, ссылаясь на то, что в своих произведениях, особенно в IV путешествии Гулливера, он беспощадно бичует человечество. Однако такой взгляд трудно совместить со всенародной любовью, которой он пользовался в Ирландии. Трудно также поверить, что Свифт изобразил нравственное несовершенство человеческой природы с целью поиздеваться над ней. Критики отмечают, что в обличениях Свифта чувствуется искренняя боль за человека, за его неумение достичь лучшей участи. Больше всего Свифта выводило из себя излишнее человеческое самомнение: он писал в «Путешествиях Гулливера», что готов снисходительно отнестись к любому набору человеческих пороков, но когда к ним прибавляется ещё и гордость, «терпение моё истощается». Проницательный Болингброк как-то заметил Свифту: если бы он действительно ненавидел мир так, как изображает, он бы так на этот мир не злобствовал.

В другом письме Александру Поупу (от 19 сентября 1725 года) Свифт так определил свои взгляды:

Я всегда ненавидел все нации, профессии и всякого рода сообщества; вся моя любовь обращена к отдельным людям: я ненавижу, например, породу законников, но люблю адвоката имярек и судью имярек ; то же самое относится и к врачам (о собственной профессии говорить не стану), солдатам, англичанам, шотландцам, французам и прочим. Но прежде всего я ненавижу и презираю животное, именуемое человеком, хотя от всего сердца люблю Джона, Питера, Томаса и т. д. Таковы воззрения, коими я руководствовался на протяжении многих лет, хотя и не высказывал их, и буду продолжать в том же духе, пока буду иметь дело с людьми.

Книги

  • «Битва книг», (англ. The Battle of the Books, 1697).
  • «Сказка бочки», (англ. A Tale of a Tub, 1704).
  • «Дневник для Стеллы» (англ. The Journal to Stella, 1710-1714).
  • «Путешествия Гулливера» (англ. Travels into Several Remote Nations of the World, in Four Parts. By Lemuel Gulliver, First a Surgeon, and then a Captain of Seve ral Ships) (1726).

Свифт впервые обратил на себя внимание читателей в 1704 году, издав «Битву книг» - нечто среднее между притчей, пародией и памфлетом, основная идея которой состоит в том, что произведения античных авторов стоя́т выше, нежели современные сочинения - как в художественном, так и нравственном отношении.

«Сказка бочки» - тоже притча, повествующая о приключениях троих братьев - Мартина, Петра и Джека, которые олицетворяют три ветви христианства - англиканство, католицизм и кальвинизм. Книга аллегорически доказывает превосходство благоразумного англиканства над двумя другими конфессиями, извратившими, по мнению автора, первоначальное христианское учение. Надо отметить характерную для Свифта особенность - в критике чужих конфессий он не опирается ни на цитаты из Библии, ни на церковные авторитеты - он апеллирует только к разуму и здравому смыслу. Озорной стиль автора вызвал негодование противников; книга была названа «самой богохульной» из всех книг на английском языке, а католическая церковь внесла её в Индекс запрещённых книг. Вольтер заметил, что «розги Свифта настолько длинны, что задевают не только сыновей, но и самого отца».

Часть произведений Свифта носит лирический характер: сборник писем «Дневник для Стеллы», поэма «Каденус и Ванесса» (Cadenus - анаграмма от decanus , то есть «декан») и ряд других поэм. Биографы спорят о том, каковы были отношения Свифта с двумя его воспитанницами - одни считают их платоническими, другие любовными, но в любом случае они были тёплыми и дружескими, и мы видим в этой части творчества «другого Свифта» - верного и заботливого друга.

«Путешествия Гулливера» - программный манифест Свифта-сатирика. В первой части читатель смеётся над нелепым самомнением лилипутов. Во второй, в стране великанов, меняется точка зрения, и выясняется, что наша цивилизация заслуживает такого же осмеяния. В третьей высмеиваются наука и человеческий разум вообще. Наконец, в четвёртой появляются мерзкие еху как концентрат исконной человеческой природы, не облагороженной духовностью. Свифт, как обычно, не прибегает к морализаторским наставлениям, предоставляя читателю сделать собственные выводы - выбрать между еху и их моральным антиподом, причудливо облечённым в лошадиную форму.

Стихотворения и поэмы

Стихотворные произведения Свифт писал, с перерывами, всю свою жизнь. Их жанры варьируют от чистой лирики до язвительной пародии.

Список поэм и стихотворений Свифта

  • «Ode to the Athenian Society», 1692 (первое опубликованное произведение Свифта).
  • «Филемон и Бавкида» («Baucis and Philemon»), 1706-1709.
  • «A Description of the Morning», 1709.
    • Univ. of Toronto
    • Univ. of Virginia
  • «A Description of a City Shower», 1710.
  • «Каденус и Ванесса» («Cadenus and Vanessa»), 1713.
  • «Phillis, or, the Progress of Love», 1719.
  • Поэмы, написанные ко дням рождения Стеллы:
    • 1719. Univ. of Toronto
    • 1720. Univ of Virginia
    • 1727. Univ of Toronto
  • «The Progress of Beauty», 1719-1720.
  • Progress of Poetry", 1720.
  • «A Satirical Elegy on the Death of a Late Famous General», 1722.
  • «To Quilca, a Country House not in Good Repair», 1725.
  • «Advice to the Grub Street Verse-writers», 1726.
  • «The Furniture of a Woman’s Mind», 1727.
  • «On a Very Old Glass», 1728.
  • «A Pastoral Dialogue», 1729.
  • «The Grand Question debated Whether Hamilton’s Bawn should be turned into a Barrack or a Malt House», 1729.
  • «On Stephen Duck, the Thresher and Favourite Poet», 1730.
  • OurCivilisation.com «Death and Daphne», 1730.
  • «The Place of the Damn’d», 1731.
  • «A Beautiful Young Nymph Going to Bed», 1731
    • Jack Lynch
    • Univ of Virginia
  • «Strephon and Chloe», 1731
    • Jack Lynch
    • Univ of Virginia
  • «Helter Skelter», 1731.
  • «Cassinus and Peter: A Tragical Elegy», 1731.
  • «The Day of Judgment», 1731.
  • «Стихи на смерть доктора Свифта» («Verses on the Death of Dr. Swift, D.S.P.D.»), 1731-1732.
    • Jack Lynch
    • Univ of Toronto
    • Univ of Virginia
  • «An Epistle To A Lady», 1732.
  • «The Beasts" Confession to the Priest», 1732.
  • «The Lady’s Dressing Room», 1732.
  • «On Poetry: A Rhapsody», 1733.
  • «The Puppet Show»
  • «The Logicians Refuted».

Публицистика

Из многих десятков свифтовских памфлетов и писем наибольшую известность получили:

  • «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии» (1708).
  • «Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка» (англ. A Proposal for Correcting, Improving and Ascertaining the English Tongue, 1712).
  • Письма суконщика (1724-1725).
  • Скромное предложение (1729).

Жанр памфлета существовал ещё в античные времена, но Свифт придал ему виртуозную художественность и, в определённом смысле, театральность. Каждый его памфлет написан с позиций некоторого персонажа-маски; язык, стиль и содержание текста тщательно отобраны именно для этого персонажа. При этом в разных памфлетах маски совершенно разные.

В издевательском памфлете «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии» (1708, опубликован в 1711 году) Свифт отвергает попытки вигов расширить религиозную свободу в Англии и отменить некоторые ограничения для диссидентов. Для него отказ от привилегий англиканства означает попытку занять чисто светскую позицию, стать выше всех конфессий, что в конечном счёте означает отказ от опоры на традиционные христианские ценности. Выступая под маской либерала, он соглашается с тем, что христианские ценности мешают проведению партийной политики, и поэтому закономерно встаёт вопрос об отказе от них:

Большую выгоду для общества усматривают ещё и в том, что, если мы откажемся от евангельского учения, всякая религия, конечно, будет изгнана навеки, и вместе с нею - все те печальные следствия воспитания, которые, под названием добродетели, совести, чести, справедливости и т. п., столь губительно действуют на спокойствие человеческого ума и представление о которых так трудно искоренить здравым смыслом и свободомыслием иногда даже на протяжении всей жизни.

К борьбе против грабительской политики английского правительства в отношении Ирландии Свифт призывал под маской «суконщика М. Б.» (возможно, намёк на Марка Брута, которым Свифт всегда восхищался). Предельно гротескна и цинична маска в «Скромном предложении», однако весь стиль этого памфлета, по замыслу автора, убедительно подводит к заключению: уровень бессовестности авторской маски вполне соответствует морали тех, кто обрекает ирландских детей на безнадёжно-нищенское существование.

В некоторых публичных материалах Свифт излагает свои взгляды прямо, обходясь (или почти совсем обходясь) без иронии. Например, в письме «Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка» он искренне протестует против порчи литературного языка жаргонизмами, диалектными и просто неграмотными выражениями.

Немалую часть свифтовской публицистики занимают разного рода мистификации. Например, в 1708 году Свифт атаковал астрологов, которых считал отъявленными мошенниками. Он издал, под именем «Исаак Бикерстафф» (англ. Isaac Bickerstaff), альманах с предсказаниями грядущих событий. Альманах Свифта добросовестно пародировал аналогичные популярные издания, которые публиковал в Англии некий Джон Партридж, бывший сапожник; он содержал, помимо обычных туманных заявлений («в этом месяце значительному лицу будет угрожать смерть или болезнь»), также и вполне конкретные предсказания, в том числе скорый день смерти упомянутого Партриджа. Когда этот день настал, Свифт распространил сообщение (от имени знакомого Партриджа) о его кончине «в полном соответствии с предсказанием». Злополучному астрологу стоило большого труда доказать, что он жив, и восстановиться в списке издателей, откуда его поспешили вычеркнуть.

Память

Почтовая марка Румынии, посвящённая Дж. Свифту

Скоростной ирландский паром «Джонатан Свифт»

В честь Свифта названы:

  • кратер на одном из угаданных им спутников Марса (кратер Свифт на Луне назван в честь астронома Льюиса Свифта);
  • скоростной ирландский паром (HSC Jonathan Swift);
  • площадь (англ. Dean Swift Square) и улица в Дублине, а также улицы в нескольких других городах.

В Дублине установлены два бюста Свифта:

  • в Тринити-колледже, мраморный,
  • в соборе св. Патрика,

Художественные произведения о Джонатане Свифте

  • Дом, который построил Свифт - телевизионный художественный фильм 1982 года режиссёра Марка Захарова по одноимённой пьесе Григория Горина.
  • Владимир Карев. На секретной службе Джонатана Свифта (киносценарий, 1989).

Библиография

  • Джонатан Свифт. Дневник для Стеллы / Академия наук СССР; Издание подготовили А. Г. Ингер, В. Б. Микушевич; Отв. ред. Н. П. Михальская; Художник Е. М. Дробязин. - М.: Наука, 1981. - 624, с. - (Литературные памятники).
  • Джонатан Свифт. Избранное. - Л.: Художественная литература, 1987.
  • Джонатан Свифт. Памфлеты. - М.: ГИХЛ, 1955. - 334 с. - 30 000 экз.
  • Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера. Сказка бочки. Дневник для Стеллы. Письма. Памфлеты. Стихи на смерть доктора Свифта. - М.: НФ «Пушкинская библиотека», 2003. - 848 с. - (Золотой фонд мировой классики).
  • Джонатан Свифт. Собрание сочинений в 3-х тт., М., Терра-Литература, 2000. 480 с., 480 с., 496 с.,: 5-273-00101-3. Переиздание: 2008,: 978-5-275-01761-8.

Острое перо ирландского и английского философа и сатирика Джонатана Свифта наделало много шума в годы его жизни. Современникам писатель запомнился как автор памфлетов, наделенных глубокой иронией, а в мире прославился романом «Путешествия Гулливера». Свифт всегда скрывался под псевдонимами или вовсе не указывал авторство, но читатели непременно узнавали его по исключительному стилю.

Детство и юность

Будущий писатель родился в Дублине 30 ноября 1667 года - через два месяца после смерти отца, мелкого судейского чиновника. Мальчику досталось имя родителя – Джонатан. Вдова Свифта-старшего осталась с двумя детьми на руках и без средств к существованию, к тому же новорожденный оказался крайне болезненным ребенком с врожденной патологией.

Помучившись некоторое время, мама решила отдать Джонатана на воспитание обеспеченному брату покойного супруга Годвину Свифту, который был на хорошем счету в адвокатском обществе.

Мальчик окончил лучшую в Ирландии гимназию «Kilkenny», школьные годы переживал тяжело – пришлось забыть о вольной, но бедной жизни, адаптируясь к строгим гимназическим условиям. В 14 лет Джонатан поступил в колледж Тринити при Дублинском университете, откуда вышел со степенью бакалавра и стойким отвращением к наукам.

Литература

Творческая биография писателя началась во время вынужденного переезда в Англию. Дядя разорился, а на родине вспыхнула гражданская война. Джонатану Свифту пришлось самостоятельно зарабатывать на хлеб, и он по протекции матери заступил на пост секретаря к богачу и дипломату Уильяму Темплу. Начинающему литератору предоставили свободный пропуск к солидной библиотеке работодателя.


В гостях у Темпла бывали видные деятели и представители богемы того времени, общение с которыми тоже подготовило почву для писательского таланта Свифта. Молодой поэт, а именно с поэзии и коротких эссе Джонатан зашел в литературу, в дальнейшем помогал своему благодетелю писать мемуары.

Из Британии Свифт дважды возвращался на родину. В 1694 году молодой человек, окончив магистратуру в Оксфорде, принял духовный сан англиканской церкви и стал священником в церквушке небольшого ирландского села. А чуть позднее продолжил службу в столичном соборе Святого Патрика. Параллельно становится автором ярких, острых политических памфлетов на злобу дня.


Однако обязанности священника Джонатану быстро надоели, и он вновь приехал в Англию. Здесь из-под его пера вышла череда поэм, а также притчи «Битва книг» и «Сказка бочки». Последнее произведение стало очень популярным – народ его полюбил, а церковь жестоко осудила, хотя писатель и не думал критиковать религию, просто пародировал гордость.

Интересно, что собственное творчество литератор не собирался афишировать – все произведения были обнародованы анонимно. В будущем этой идее Джонатан Свифт не изменял. Впрочем, все вокруг знали, кто автор этих сатирических книг, поэм и опусов.


Расцвет сатирического таланта писателя пришелся на 1710-е годы. Джонатан Свифт обрел финансовую независимость, заступив на пост декана собора Святого Патрика, и спокойно наслаждался литераторством. Его поэмы, памфлеты и статьи наполнились гневом по поводу социальной несправедливости, царящей в обществе, критикой власти и религии. В 1720 году центральной темой творчества становится проблема автономии Ирландии, которую англичане нещадно пытались разорить.

Народная любовь и почитание обрушилась на Джонатана после анонимных «Писем суконщика», которые вышли из-под типографских станков многотысячным тиражом. Они призывали игнорировать английские деньги и не покупать товары, произведенные в Британии. Поднялась волна негодования, да так, что Лондон был вынужден поменять наместника, который назначил вознаграждение тому, кто укажет автора «Писем».


Попытки найти виновных оказались тщетными, а Англии пришлось пойти на экономические уступки. После этих событий Свифта возвели в ранг национального героя, его портретами был обвешан весь Дублин. Вскоре случился очередной скандал, на сей раз по поводу резких высказываний на тему нищеты. Писатель посоветовал правительству, которое не в силах прокормить подрастающее поколение, продавать детей на мясо и кожу.

За работу над самым знаменитым романом о путешествиях Свифт засел в начале 20-х годов 18 столетия. Первые две книги фантастического произведения, высмеивающего человеческие пороки и несовершенства общества, вышли в 1726 году, а спустя год читатели получили еще два тома. Судовой врач Гулливер знакомится с нравами и обычаями стран лилипутов, великанов и разумных лошадей, попадает на летающий остров, государство чародеев, бессмертных людей и даже в закрытую в те времена для европейцев Японию.


Тетралогия имела оглушительный успех, в дальнейшем став классикой литературы и вдохновением для десятков режиссеров. Даже в Россию книги попали сравнительно быстро: в 1772 году их перевел с французского писатель Ерофей Каржавин. Изначально роман имел объемное название, впрочем, это почти точный перевод оригинала - «Путешествия Гулливеровы в Лилипут, Бродинягу, Лапуту, Бальнибарбы, Гуигнгмскую страну или к лошадям».

Личная жизнь

Личная жизнь Джонатана Свифта выглядит довольно странной. Писателя связывали романтические отношения с двумя девушками, которых звали одинаково – Эстер.


В годы работы у Темпла молодой человек познакомился в его доме с 8-летней дочкой служанки Эстер Джонсон. Возрастная разница в 15 лет не помешала подружиться: Джонатан стал наставником и учителем девочки, которую называл Стеллой, а в будущем и возлюбленным. В разлуке автор «Гулливера» ежедневно писал девушке нежные, проникновенные письма, превратившиеся после его смерти в книгу «Дневники для Стеллы».

После кончины матери осиротевшая Эстер переехала в Ирландию, поселившись в доме любимого, хотя для окружения девушка была не больше чем воспитанницей писателя. Биографы предполагают, что в 1716 году пара даже обвенчалась, но официальных подтверждений этот факт так и не получил.


Еще одну женщину, с которой Свифт был замечен в любовных отношениях с 1707 года, звали Эстер Ванхомри. Девушка-сирота с легкой руки Джонатана носила прозвище Ванесса. Ей тоже посвящены трогательные, грустные письма.

Ванесса умерла от туберкулеза в 1723 году, а спустя пять лет скончалась Стелла. Писатель тяжело переживал потерю любимых женщин, эти трагедии подорвали здоровье как физическое, так и психическое. Но мужчине еще предстояло пройти долгий жизненный путь.

Смерть

Несколько лет до смерти Джонатан Свифт страдал от душевной болезни. В письмах друзьям жаловался на плохое настроение и всепоглощающую скорбь. Психическое расстройство прогрессировало, а в 1742 году писатель пережил инсульт и вовсе оказался недееспособным – не мог передвигаться, потерял речь. Мужчине назначили опекуна. Умер сатирик на родине в октябре 1745 года.


Свифт подготовился к кончине еще в 1731 году, написав поэму «Стихи на смерть доктора Свифта», в которой обозначил собственное кредо – «лечить испорченность людскую» жестоким смехом. В 40-м году из-под пера писателя вышла эпитафия, выгравированная потом на надгробии, а также он завещал почти все накопления на строительство больницы для психически больных. Вскоре после смерти писателя построили «Госпиталь Святого Патрика для имбецилов», двери которого до сих пор открыты.

Библиография

  • 1697 - «Битва книг»
  • 1704 - «Сказка бочки»
  • 1710-1714 - «Дневник для Стеллы»
  • 1726 - «Путешествия Гулливера»
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то