Когда ребенок начинает есть самостоятельно. Учим ребенка самостоятельно есть ложкой: главные правила и хитрости для родителей

Приучаем малыша есть ложкой. Когда ребенок начинает кушать сам, он делает скачок в своем развитии. Приступаем к обучению. Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно — тема нашего разговора. Всех родителей, наверное, скорее всего, волнует такой вопрос: «с какого возраста давать малышу ложку»? и ответы на этом вопрос расходятся.

Наши педиатры, советуют приучать малышей есть самостоятельно с девяти-десяти месяцев, а вот западные рекомендуют более позднее обучение, уже после исполнения ребенку годика.

Если ребенок еще совсем никак не проявляет интереса к этому столовому прибору, то настаивать не нужно.

Лучше выждать время, когда ребенок сам захочет взять ложку, и тогда уже начать обучение.

Первые попытки ребенка кушать самостоятельно, конечно же, будут неловкими, и вся еда окажется либо на ребенке, либо на полу и столе. Если разработать свою правильную тактику, то многие ошибки сойдут на нет.

Чтобы ребенок не смог уронить тарелки и чашки со стола, лучше приобретите посуду для крохи на присосках. Во время еды малышу будет проще доставать пищу из такой тарелки, так как она не будет скользить. А также малыш не сможет ее столкнуть.

Чтобы малыш сам потянулся к тарелке, приготовьте ему его любимое блюдо, лучше чтобы оно было погуще. И в этот момент дайте ребенку ложку и покажите, для чего она нужна.

Лучше покажите на собственном примере, сами ешьте ложкой, и приговаривайте: «какая мамочка молодец, кушает ложечкой и вся еда попадает ей в ротик»! Затем предложите крохе: «давай вместе попробуем?» Возьмите руку ребенка своей рукой, потом вложите в ее ложку и аккуратно поднесите ложку с едой к ротику малыша. повторите это несколько раз.

Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно — Не упрекайте и не ругайте малыша, если еда будет сваливаться с ложки, лучше опять покажите, как нужно правильно делать. Лучше поставить на стол пару тарелок, из одной будет малыш кушать сам, а из другой кормите его сами. Или сначала сами покормите ребенка сами, а то что останется в тарелке, пусть ребенок доест самостоятельно. Обед не должен продолжаться больше полчаса.

Когда малыш осваивает самостоятельные навыки приема пищи, он при этом проходит несколько этапов.

Первый этап: неумелые попытки взять ложку. Ребенок стучит по тарелке, играет с ней. Он пока еще не готов кушать сам.

Второй этап: малыш пытается изобразить движения едока, но крайне приблизительно, но ему редко удается попасть в ротик.

Третий этап: ребенок уже может подносить ложку ко рту, но еще из-за неловких движений он роняет еду на пол, на себя или на стол.

Четвертый этап: кроха уже больше делает точных движений, редко роняет еду, меньше пачкается.

Пятый этап: малыш уже ест самостоятельно. Это обычно происходит примерно к двум годам, но есть из исключения.

В процессе обучения мамы сами могут допускать некоторые ошибки. Самое главное – кроху не нужно подгонять. Ведь ребенку в первое время даже трудно держать ложку, а ведь ему нужно ее научиться подносить ко рту. Ребенка нужно хвалить даже за незначительный успех.

Всегда напоминайте ребенку о том, чтобы он не только доносил еду ко рту, но и хорошо ее пережевывал.

Некоторых мам возмущает то, когда ребенок все мажет вокруг, и бросает ложку на пол. Но мама нужно понять, что в этом возрасте это совершенно нормально. Так ребенок пытается познавать наш мир. Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно — Мама должна в любой ситуации проявлять спокойствие. Просто поднимите ложку с пола и отдайте ее ребенку, только предварительно помойте. А чтобы кроха понял, что это не игра – бросаться ложкой, когда ее дадите ребенку снова, попробуйте переключить как-нибудь его на что-либо иное.

Иногда мамы на подсознательном уровне сами просто не хотят, чтобы их дети взрослели. И тогда процесс обучения может тоже затянуться. Ведь дети чутко чувствуют наше : «если маме нравится кормить меня с ложечки, тогда я как можно дольше не буду сам!» — думает малыш. А может ему кажется, что если он повзрослеет, то вы будете любить его меньше? Объясните ребенку, что взрослеть интересно, и вы не станете его любить меньше.

Какие можно дать мамам советы, когда они начинают приучать малыша есть самостоятельно.

Купите малышу специальный фартучек, а на пол и стол постелите клеенку.

Если ребенок постоянно мажет себе волосы едой, то надевайте ему чепчик.

Подумайте о безопасности ребенка. Купите первую ложку малышу из пластика или дерева.

Приобретите глубокую тарелку, которая имеет присоски, так обучение пройдет легче.

Сначала давайте малышу есть самостоятельно только густую пищу, например, каши, а жидкую пищу есть намного сложнее.

Пища должна быть тепленькой, и никак не горячей — это же понятно.

И не переживайте о том, если ребенок долго не может научиться кушать ложкой самостоятельно. Даже если ребенок умеет держать ложку правильно, то первое время он будет все равно ронять с нее пищу. Кроху не нужно торопить!

Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно — у всех свои методы, но вы обратите внимание, что ведь все научились, и ваш малыш тоже сможет сам есть ложкой и потом вилкой!

Умение есть ложкой - важнейший навык, который ребенок осваивает в первые полтора года своей жизни. Если ребенок хорошо кушает ложкой и умеет правильно держать столовый прибор, у него возникает меньше проблем при поступлении в детский сад, и процесс адаптации к новым условиям проходит легче.

Учить кроху кушать при помощи приборов нужно и по другой причине: доказано, что малыши, которые научились есть ложкой в возрасте до 12 месяцев, лучше развиваются и усваивают информацию по сравнению со сверстниками.

Многие мамы торопятся поскорее приучить ребенка к самостоятельности и торжественно вручают ему ложку чуть ли в 5-6 месяцев, когда ребенок еще и понять толком не успевает, что от него хотят.

Но и тянуть до поступления в сад тоже не нужно. Главный ориентир для родителей - признаки готовности ребенка, которые довольно легко заметить.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что ребенок готов осваивать умение кушать ложкой в 10-11 месяцев. В этом возрасте малыши знакомы с большим количеством продуктов. В рационе постепенно появляются более сложные по составу и вкусовым характеристикам блюда, которые вызывают интерес и стимулируют выработку новых навыков.

Педиатры уверенно заявляют, что именно в этом возрасте пищевой интерес у малыша переплетается с желанием во всем подражать взрослым, поэтому период с 10 до 12 месяцев считается идеальным моментом для начала обучающего процесса.

Это вовсе не значит, что ребенку нельзя давать ложку раньше. Если с момента введения каш и пюре ребенок получал густое питание с ложечки (а не из бутылочки или поильника), и этот предмет ему хорошо знаком, можно давать ему приборы и в более раннем возрасте - с 8-9 месяцев.

Данные нормы нельзя назвать абсолютными. Все дети разные, поэтому ориентироваться нужно в первую очередь на потребности и темпы развития. Выделяют несколько признаков, помогающих понять, что ребенок готов к самостоятельной трапезе.

Начинать применение игровых методов обучения нужно, если ребенок:

  • уверенно сидит без посторонней помощи и поддержки;
  • во время кормления выхватывает ложку из рук мамы и пытается орудовать ею самостоятельно (не путать с баловством);
  • проявляет интерес к столовым приборам;
  • знает, что такое ложка, и хорошо кушает с нее.

Важно! Если упустить период наибольшей готовности, интерес у малыша со временем начнет пропадать, и научить его пользоваться ложкой будет тяжелее. Это относится и к тем ситуациям, когда мама слишком долго кормит ребенка самостоятельно, не желая отмывать пол и стены от супа или утренней каши.

Выбор первой ложки

Большинство столовых приборов для детей раннего возраста производятся из гипоаллергенного пластика с нанесением безопасной краски. Такие ложки и тарелки не бьются при случайном падении, не деформируются и служат гораздо дольше посуды из стекла и других материалов. К тому же пластик очень легкий и хорошо моется, поэтому мамы и производители отдают предпочтение именно ему.

При выборе ложки для малыша следует обращать внимание на основные характеристики. Очень важно сделать правильный выбор, ведь от того, насколько удобной будет ложка, зависит успех обучающего процесса.

  • Соответствие стандартам качества.

Вся детская продукция должна изготавливаться в строгом соответствии с ГОСТ. Это важно, так как некоторые виды краски содержат большое количество свинца (этим особенно «славится» китайская продукция), который накапливается в тканях и органах, вызывая тяжелейшую хроническую интоксикацию. Перед покупкой не нужно стесняться проверять сертификаты качества и другие документы.

  • Форма ручки.

Лучше, если ручка будет иметь изогнутую - так малышу будет легче удерживать ее в руках.

  • Цвет.

Малыши любят все яркое, поэтому ложечка должна быть красивого цвета. Врачи рекомендуют выбирать цвета, встречающиеся в природе (красный, желтый, оранжевый, зеленый). Если прибор будет иметь серую или белую окраску, ребенок не будет стремиться взять ее в руки. Но и перебарщивать тоже не нужно. Если кроха посчитает ложечку игровым аксессуаром, научить его пользоваться прибором будет сложнее.

Для введения прикорма лучше использовать мягкие ложки с силиконовым наконечником. Такой материал не травмирует десны малыша и не причиняет ему болезненные ощущения, поэтому процесс введения в меню новых продуктов проходит легче. Если ребенку уже исполнился год, можно пользоваться обычной чайной ложкой.

Важно! Очень часто появление первого зубика у ребенка сопровождается подарками со стороны родственников, среди которых обязательно будет серебряная ложечка. Ее также можно использовать в качестве первого столового прибора при условии, что она не имеет сложных гравировок и объемных надписей.

Несомненный плюс изделий из серебра - уничтожение бактерий и патогенных микроорганизмов, которые могут находиться в пище.

Как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой: советы врачей

  • Лучшее средство для обучения малыша навыкам самостоятельного приема пищи - собственный пример.

Маме нужно чаще показывать и рассказывать, что такое ложка и как ей надо пользоваться.

Обязательно нужно объяснять, зачем нужен прибор - «ложка нужна, чтобы кушать суп, кашу, пюре».

  • Большую роль играет выбор ложки.

Она должна быть яркой, удобной и безопасной. Если ребенку не нравится ложка, можно попробовать выбрать другую модель с учетом возраста крохи.

  • Использование ложки - огромный труд для ребенка, требующий немалых усилий.

Не стоит злиться, если малыш в процессе еды начинает капризничать. Желание отдохнуть - естественная потребность маленького ребенка, поэтому нужно давать ему такую возможность. Можно предложить попить водички или компота или вытереть личико и убрать лишнюю еду с нагрудника, после чего вновь предложить ребенку ложку.

  • Несмотря на то что начинать обучение педиатры рекомендуют в игровой манере, превращать прием пищи в игру не нужно.

Если ребенок начнет воспринимать ложку как элемент игры, успешного результата можно не ждать.

  • Мама должна непросто объяснять ребенку, зачем нужна ложка, но и показывать, как держать прибор в руках и как им пользоваться.

Если раньше родители обедали после того, как покормят малыша, сейчас следует кушать вместе с ним. Конечно, первые попытки будут неудачными, но не нужно злиться и отчаиваться. Пройдет совсем немного времени, и ребенок будет уверенно держать ложку и есть гораздо чище и быстрее.

  • Не нужно сразу требовать идеального пользования прибором.

Сначала нужно познакомить ребенка с ложкой, дать подержать ее в руках, постучать по столу. Как только малыш поймет, что это такое, можно начинать обучение.

  • Ни в коем случае нельзя торопить ребенка, даже если процесс приема пищи длится уже 30 минут.

Но и затягивать с этим тоже не стоит. Максимальное время, которое может провести ребенок в стульчике для кормления (в возрасте 9-10 месяцев) - 40 минут. По истечении этого времени трапезу нужно прекратить.

  • Если малыш научился зачерпывать еду ложкой, обязательно нужно хвалить его.

Если что-то не получается (каша падает на пол, одежду и окружающее пространство), важно сохранять спокойствие. Если мама будет злиться, кричать и ругаться, ребенок может испугаться и надолго отказаться от попыток взять в руки ложку.

  • Начинать обучение следует с употребления густых блюд (каш, пюре).

Пока ребенок не научится хотя бы уверенно держать ложку, не стоит предлагать самостоятельно кушать суп. Такие попытки обречены на провал, поэтому лучше оставить их на более позднее время. Специалисты считают, что ребенок готов кушать суп сам к 12-14 месяцам.

Как приучить к правильным манерам: этикет за столом

Пищевые привычки и поведение закладываются и формируются у ребенка с момента первого знакомства с продуктами питания. Именно с младенческого возраста рекомендуется приучать кроху к правилам приема пищи и соблюдение гигиенических норм.

Педиатры советуют одновременно с самостоятельным приемом пищи приучать ребенка к следующим действиям:

  • мыть руки перед тем, как сесть за стол (в стульчик для кормления);
  • после обеда умывать лицо и руки от остатков пищи;
  • не принимать пищу во время игры, просмотра мультиков;
  • кушать только на кухне за обеденным столом (никаких кормлений на диване перед телевизором);
  • использовать салфетки для соблюдения гигиены (подходящий возраст - 1,5 года);
  • не играть во время приема пищи (при попытках игры кормление нужно прекратить).

Большинство из этих действий в первое время будет делать мама (например, мыть ребенка после еды), но пройдет совсем немного времени, и при правильном воспитании малыш сможет все действия выполнять самостоятельно.

Большинство детей способны кушать аккуратно и соблюдать правила элементарной гигиены к 1,5-2 годам. Если этого не происходит, значит, родители что-то делают не так или уделяют недостаточно внимания воспитанию и занятиям с ребенком.

Этапы привыкания

Чтобы мама лучше понимала своего ребенка и легче переносила неизбежные трудности, важно знать этапы привыкания малыша к ложке и их особенности. Все выделяют 5 основных этапов, каждый из которых важен для нормального и полноценного развития ребенка.

  • Игровой этап - знакомство.

На данной стадии кроха воспринимает ложку в качестве игрового элемента. Он берет ее в руки, стучит по столу, крутит в руках, но не предпринимает попыток зачерпнуть еду из тарелки. Длится этап знакомства от 2-3 до 7 дней.

  • Этап копирования.

Если мама часто показывает малышу, как надо пользоваться ложкой, он начинает повторять ее действия. Пока это всего лишь попытки, но совсем скоро ребенок будет лучшее координировать свои движения и держать ложку увереннее.

  • Этап обучения.

Процесс освоения прибора идет полным ходом: кроха пытается кушать ложкой, но делает это неаккуратно. На этом этапе важно подсказывать крохе порядок действий и поправлять, если он что-то делает не так.

  • Этап привыкания.

Промахи и ошибки случаются редко. Малыш уверенно и правильно держит ложку, может съедать сам более половины объема, положенного в тарелку.

  • Закрепляющий этап.

Ребенок ест самостоятельно даже жидкие блюда.

Приучение малыша к самостоятельному пользованию столовыми приборами может занять много времени, но в большинстве случаев добиться положительного результата можно за несколько недель.

Если кроха болеет, плохо себя чувствует, или у него просто нет настроения, лучше отложить обучение на несколько дней. Не стоит торопиться этим процессом, так как нервозность мамы малыш чувствует очень хорошо. Немного терпения и спокойствия - и кроха непременно порадует родителей новыми успехами.

Навык самостоятельно есть ложкой, говорит уже о взрослении ребёнка и умении обслуживать самого себя. Как прийти к этому? Как научить ребёнка есть самостоятельно ложкой?

Сначала все родители кормят своих детей из ложки, и в определённый момент это является нормой, но на пути к взрослению необходимо получать новые бытовые навыки.

Будьте готовы к тому, что подобная проблема не решается на раз. Необходимо запастись терпением и быть готовой к тому, что всё вокруг, сам малыш, комната и даже вы будете в каше или кусочках другой пищи. Само кормление тоже будет занимать намного больше времени.

Решить проблему, как научить ребёнка кушать ложкой самостоятельно, помогут несколько полезных рекомендаций:

  • Дайте ребёнку десертную ложку или специальную округлую детскую ложку с не скользкой ручкой и удобным захватом. Сначала помогайте ему своей рукой, зачерпывая ею пищу и отправляя её в рот крохе.
  • Учтите, что на первых порах держать ложку ребёнок будет в крепко зажатом кулачке, это объясняется не его упрямством, а тем, что его моторика ещё не до такой степени развита, чтобы брать столовые приборы правильно.
  • Начинайте обучение с его любимых блюд. Лучше начинать учить со второго, пища должна быть густой, суп пить из ложки сложнее.
  • Дождитесь, когда малыш будет действительно чувствовать голод.
  • Повяжите малышу нагрудник (слюнявчик, фартук), но приготовьтесь, что когда ребёнок начинает есть сам ложкой, и стол, и стульчик и всё вокруг будет в еде.
  • Не ругайте ребёнка, если он не аккуратен (что вероятнее всего), это только начало.
  • Хвалите малыша, видя, как он ест сам, даже если не очень получается.
  • Не торопите кроху в процессе еды, он может подавиться.
  • Сначала вам придётся следить за тем, как проходит процесс кормления. Можно есть вместе с малышом, показывая своим поведением ему пример.
  • Будьте готовы к тому, что ваш малыш может быстро устать орудовать непривычным для него предметом, в этом случае нужно докормить его.
  • Можно предложить малышу действовать ложкой по очереди. Одну ложку он кладёт себе в рот сам, а следующую - его мама.
Помните, что чем дольше вы опекаете малыша, тем медленнее он учится быть самостоятельным. Понятно, что покормить его ложкой, значит, справиться с обедом гораздо быстрее и не перемывать потом пол, и не переодевать кроху, но самостоятельности ребёнку подобное решение никогда не прибавит.

Он начал есть ложкой, а на следующий день всё забыл? Может быть и такое. Не пугайтесь и не злитесь, а начинайте всё сначала. Если ребёнок в плохом настроении, плохо себя чувствует или у него режутся зубы, не настаивайте, а помогите ему.

Не кормите кроху перед телевизором или вместе с игрушками. Вы формируете его пищевое поведение, отучить от вредных привычек потом будет очень и очень трудно. Не забывайте об этикете за столом. Приготовьте салфетки, которые понадобятся вам не только после еды, но и в её процессе. Позже малыш поймет, для чего они нужны, и будет пользоваться ими самостоятельно.

Умение пользоваться столовыми приборами и пить из кружки – начальные умения для каждого ребёнка. И хотя обслуживать самого себя кроха начнёт ещё ох как нескоро, интересоваться ложкой он станет уже в 5-6 месяцев, когда мамочка .

Поощряя заинтересованность, родители смогут без особых трудностей приучить малыша к самостоятельной трапезе в год или даже чуть раньше. Ну а советы специалистов помогут родителям понять, как научить ребенка есть ложкой без слёз и капризов.

Усвоение навыка владения ложкой займёт несколько недель, а то и месяцев, однако торопиться всё же не следует. Если приучать ребёнка с полугода, когда начинается прикармливание, то результатом станут лишь разлитая еда и испорченное настроение. Ведь в этом возрасте координированность движений находится на крайне низком уровне.

Но и упускать подходящий момент также не стоит. Малыша постарше сложнее увлечь игрой, заинтересовать столовыми приборами. Ближе к трём годам дети, вступив в очередной кризисный период, вообще могут заупрямиться, отказаться обучаться новому навыку.

Идеального возраста для приучения ребёнка пользоваться ложками-вилками не существует. Однако многие специалисты уверены, что в год или чуть раньше малыш уже готов к обучению, поскольку способен слушать и понимать.

Родители, до последнего пряча ложку от ребёнка, совершают две больших ошибки:

  1. Если начинать обучение с рекомендованного возраста (например, в год), то уже к 18 месяцам малыш овладеет этим важным умением. Затягивание же чревато тем, что трёхлетка отправится в сад необученным, а, значит, окажется белой вороной среди более умелых ровесников.
  2. Не помогает в этом деле и чрезмерная опека. Отдельные мамочки не приучают кроху кушать ложкой и пить из кружки, не желая грязнить кухню либо считая, что ребёнок ещё слишком мал, а вот когда подрастёт…

Итак, во сколько приучать малыша к столовым приборам, решать лишь родителям. Излишняя спешка или оттягивание обучения – частые ошибки родителей. Поэтому нужно присмотреться к ребёнку и ориентироваться на его возможности.

К 8-месячному возрасту ребёнок должен сидеть довольно-таки уверенно. В это время он также с интересом наблюдает за ложечкой, которой его прикармливает мама. Если эти два условия совпадают, пора приступать к приучению, пользуясь следующими рекомендациями.


  1. Педиатр Комаровский убеждён, что поначалу, когда ребёнок ещё начинает изучать столовые приборы, родителям стоит давать ему кашу самим. Ну а любимое пюре следует предложить малышу скушать самостоятельно, чтоб он не остался голодным, увлёкшись процессом обучения.
  2. Вообще лучше отдавать предпочтение не слишком густым кашам и пюрешкам. Суп же лучше оставить до лучших времён, поскольку высока вероятность, что жидкая пища попросту не дойдёт до детского рта, разлившись по пути.
  3. Чтоб у ребёнка в год выработалась так называемая мускульная память, а пища начала попадать, куда следует, маме придётся пару месяцев вкладывать ложечку в детскую руку и придерживать своей.
  4. Приучение к самостоятельной трапезе в год не обойдётся без клякс и брызг. Чтоб снизить масштабы капитальной уборки, нужно подготовить кухню – убрать ковёр, постелить клеёнку, возможно, поклеить моющиеся обои. Передник для малыша подойдёт длинный, иначе придётся много и часто стирать. В жаркую погоду можно высаживать ребёнка голышом, а уже затем помыть в ванночке.
  5. Быстро приучить кроху орудовать ложкой и пить из кружки получится, если ребёнок как следует проголодается. Недавно позавтракавшего молоком либо смесью малыша пища будет привлекать лишь в качестве очередной игрушки.
  6. Донести ложку до рта в год – это целый подвиг для пока неумелого малыша. Вот почему крайне важно поощрять его каждый раз, когда столовый прибор попадает точно «в цель». Кроме того, можно сопровождать самостоятельное кормление эмоциональным одобрением: «ам-ам-ам», «ту-ту-ту».

Если вы не знаете, как научить ребенка кушать самостоятельно в год и чуть раньше, попробуйте воспользоваться вышеописанными советами специалистов.

Раннее приучение несёт в себе немало пользы, однако требует от родителей терпения и усидчивости.

Если не получилось приучить малыша к столовым приборам до полутора лет, отчаиваться не стоит. Конечно, сейчас уже поздно просто знакомить кроху с ложкой и тарелками, необходимо прививать самостоятельность доступными способами.

Для этого нужно заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку некоторые бабушки любят докармливать детишек из ложечки.

К трём годам дети понемногу начинают определяться с ведущей рукой. Если ребёнок постоянно перекладывает ложку из одной ручки в другую, предложите взять именно в правую. При твёрдом стремлении орудовать столовыми приборами левой рукой, переучивать не стоит – вероятно, у вас растёт леворукий малыш.

Столовый прибор для прикармливания должен быть мягким и максимально безопасным.

К примеру, родитель может приобрести силиконовую ложку с ручкой из пластика. Дорогие модели термочувствительны и при высоких температурных показателях меняют окраску.

Подобная функция крайне удобна, если родители разогревают питание в микроволновой печи. Такая ложечка убережёт ребёнка от обжигания горячей едой, а ещё этот прибор не сможет поранить дёсны при неловком движении. У силиконовых ложек гнутся рукоятки, чтоб малышу было удобно держать её в руке.

Это самый первый прибор, подходящий для малыша до годика. Деткам постарше можно приобретать и другие ложки, обращая внимание на определённые характеристики:

Чтоб максимально обезопасить малыша, родителям следует тщательнейшим образом следить за качеством столовых приборов и прочей посуды. Правил для выбора несколько:

  1. Не экономьте на детской посуде, ведь самочувствие крохи гораздо важнее. Выбирайте товары известных изготовителей, а покупку совершайте либо в аптечной сети, либо в специализированных отделах магазинов.
  2. Покупка обязана быть упакована. Обёртка необходима для того, чтобы изучить инструкцию по пользованию, определить методы очистки и узнать меры предосторожности.
  3. Особенное внимание обращайте на маркирование пластиковых столовых принадлежностей. Если особые метки отсутствуют, откажитесь от покупки. Пластмасса и силикон должны быть пищевыми, а не для промышленного использования.
  4. Детские столовые принадлежности обычно выполнены в ярких цветах, однако подобная весёлая раскраска увеличивает риск аллергических реакций у ребёночка. Важно изучить сертификат качества, в котором указано, насколько хорошо зафиксированы красители.

Ребёнку старше полутора лет уже можно предлагать вилку, конечно, она должна быть с закруглёнными зубчиками.

Первый столовый «трезубец» будет из пластика, а вот двухлетнему малышу уже предлагают металлические вилки с силиконовой рукояткой. Несмотря на все ухищрения, оставлять кроху с вилкой наедине нельзя!

Типичные родительские ошибки

Процесс обучения детей умению орудовать столовыми принадлежностями иногда тормозится и затягивается. И виноваты в этом не малыши, а сами родители, которые, даже не подозревая, совершают следующие распространённые ошибки.

  1. Заставляют кушать. Если ребёнок капризничает и с неохотой трапезничает, можно предположить, что ему не понравилось определённое блюдо, он уже накушался, у него режутся зубки или же он чуточку приболел.
  2. Торопят. Сколько времени на трапезу понадобится маленькому ребёночку, не умеющему ловко орудовать ложкой? Правильно, довольно-таки много. Поэтому следует разрешить ребёнку кушать в своём собственном темпе.
  3. Оставляют одного. Безусловно, испугается разлитого супа или расплачется из-за упавшего столового прибора. Кроме того, крохе попросту скучно находиться без мамы за столом.

Ещё одно заблуждение – сравнение своего чада со знакомыми более развитыми детками. Не нужно переживать, если ребёнок подруги уже вовсю управляется ложкой, а ваш карапуз только примеряется к столовому прибору. Каждому навыку – свой срок!

Так как научить ребенка есть самостоятельно – нелёгкая задача, родителям потребуется немало терпения, понимания и любви к маленькому несмышлёнышу.

Старайтесь придерживаться вышеописанных правил, заинтересовывайте кроху привлекательной посудой, вкусно приготовленными и красиво оформленными блюдами, в этом случае процесс обучения существенно ускорится. А если чадо уже ловко орудует ложечкой, избавьте его от своей помощи. Вмешательство родителей способно охладить интерес к этому увлекательнейшему занятию.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

С момента введения первого прикорма в жизнь ребенка и мамы приходит новый ритуал – кормление. Малыш покорно открывает рот и глотает почти любую предложенную ему еду. Полгода, год, полтора... У ребенка появляются собственные пищевые пристрастия и любимые блюда. Он уже может сказать, что хочет на ужин? Значит он готов и съесть его самостоятельно!

В каком возрасте учить ребенка кушать самостоятельно?

И хотя на освоение этого процесса уходит не один месяц, не стоит начинать слишком рано. Некоторые мамочки дают малышу ложку в ручки с момента введением прикорма – едва ему исполнится полгода. В этом возрасте координация у детей еще не развита, поэтому спешить не стоит. Единственное, что хорошо получится у крохи – кляксы из еды на полу и стенах. Итак, когда и как научить ребенка самостоятельно кушать?

Любое обучение ребенка каким-либо навыкам нужно начинать в возрасте, когда он готов слушать и понимать.

Но важно не упустить момент. Чем старше непоседа, тем его труднее заинтересовать. В 2 года многих не минует кризис, проявляющийся упрямством, и малыш может не захотеть питаться самостоятельно.

Итак, оптимальный возраст для приучения к самостоятельной трапезе – 1 год +/- пару месяцев. Однако, если в этом возрасте малыш не хочет держать ложку, значит он еще не готов.

«Не пытайтесь заставить ребенка есть самостоятельно, если он не созрел для этого или, если он не проявляет интереса. Это приведет к другим трудностям», - утверждает детский врач Евгений Комаровский.

Для начальных попыток есть самостоятельно в 8-10 месяцев нужна твердая пища – кусочки мягких фруктов, детские печенья, которые быстро размякнут и не застрянут в горле. Он будет брать их ручкой и пытаться попасть себе в рот. Можно пробовать давать ложку с пюре ему в ручку, но не ждите особых успехов. Кружка-непроливайка в этом возрасте лучшая замена бутылочке и первый шаг к умению пить из чашки.


В 1 год уже можно зачерпывать пюре ложечкой и вкладывать в руку малышу. Все маленькие дети в 1 год сжимают ложку в кулачок. Расскажите, как пользоваться прибором, но не надо паниковать, если правильный способ ребенку не по душе, пусть держит его, как может. Скоро когда пальчики перестанут быть неуклюжими, малыш, повторяя за родителями, тоже научится держать ложку. В этом возрасте можно знакомить кроху с чашкой. Разумеется, она должна быть пластиковой, ведь малыши любят бросать новые предметы на пол и смотреть, что будет.

В 2 года , как правило, ребенок уже уверенно орудует ложкой и умеет или учится пользоваться вилкой, накалывая крупные кусочки еды. В этом возрасте стоит обратить внимание малыша на правила этикета. Учиться пользоваться салфеткой и правильно класть столовые приборы, чтобы не пачкать весь стол – очень полезные навыки.

В 3 года дети уже уверенно кушают, недаром именно в этом возрасте ребенок начинает свою самостоятельную жизнь – идет в детский сад. В этом возрасте можно показать, как пользоваться ножом. Внимание! Это должен быть либо специальный детский нож, либо обычный столовый, которым невозможно порезаться. И обязательно покажите, как правильно им пользоваться.

9 правил как научить ребенка кушать самому

Предупреждаем, мамам да и другим домочадцам стоит запастись терпением, потому что буквально несколько раз в день в кухне нужно будет убирать. Даже 2-х летние дети еще не умеют четко координировать движения. Крошки хлеба, пролитый суп и много чего другого окажется не только в тарелке и на столе, но и на полу и стенах. Мало научить ребенка кушать самостоятельно, важно научить его делать это правильно и вы избежите многих ссор с уже повзрослевшим чадом. Именно этому посвящено наше первое правило:

1. Кушать надо аккуратно

Нелишним будет озвучивание этого правила за столом. Если вы думаете, что малышу рано знакомиться с правилами поведения, вы ошибаетесь. Согласно методике Марии Монтессори, уже двухлетние дети способны поддерживать порядок, пользоваться тряпочками, совками и щетками. Если ребенок, кушая, пролил или уронил еду, после приема пищи нужно учить его убрать за собой. Запоминая причинно-следственную связь «уронил еду – придется убирать», малыш будет стараться кушать аккуратнее.


«У Веры дочка Элла сызмальства приучена к чистоте и порядку, т.к. мама – «патологическая» чистюля. Когда малышка училась есть, Вера тщательно следила, чтобы та не сорила, показывала, как брать ложкой еду и класть в рот. Пролитое дочка вытирала тряпочкой. Мама была настойчива и терпелива. Сейчас девочке 4 года, и за столом она ведет себя культурно, правильно пользуется приборами,не роняет ни крошки и сама убирает за собой посуду».

2. Не ругайте!

Но никогда не ругайте, если малыш опрокинул тарелку случайно. Ругань и критика приведет к тому, что ребенок будет отказываться есть самостоятельно, и вам придется его кормить. Шаг назад в обучении!

3. Соблюдаем гигиену

Возьмите за правило мыть руки перед едой, даже если ребенок не ходил на улицу или в туалет. Так у малыша сформируется полезная привычка.

4. Детский сервиз в помощь

Наверное, не стоит напоминать родителям, что первая посуда крохи должна быть абсолютно безопасной. Силиконовая ложка, поильник-непролевайка, тарелка, чашка, вилка и ложка – вот, пожалуй, основной набор детской посуды. Не бойтесь предложить вместо ложки вилку. Иногда дети охотней пользуются вилкой, чем ложкой. Однако, она должна быть с закругленными краями и тупыми зубчиками. Если ребенок уколется острой вилкой или разобьет фарфоровую чашку, то будет бояться кушать самостоятельно, во избежание повторения неприятностей.



5. Баловству - нет

Еду подавать в небольшом объеме, чтобы, насытившись, карапуз не начал играть с едой. Такая поначалу ненавязчивая шалость может превратиться в отвратительную привычку.

6. Выключаем телефон и телевизор

Помните, еще ваша бабушка говорила, что нельзя смотреть телевизор и кушать? Она была права, хотя вряд ли знала, почему. Исследования, проведенные американскими учеными Пенсильванского университета дали неожиданные и противоречивые результаты.

  • Во-первых дети, отвлеченные интереснейшим для них занятием – телевизором или игрой на телефоне, потребляют гораздо меньше еды, чем съели бы без него.
  • Наоборот, дети, для которых еда и просмотр телевизора – привычное дело, не вызывающее сильного интереса, наоборот, склонны к перееданию.
  • В-третьих, обе группы детей не обращают внимание на съеденное как таковое, плохо пережевывают еду и как следствие – у них возникают проблемы с пищеварением.

Поэтому садясь за стол, вся семья должна выключить отвлекающие устройства, подавая правильный пример ребенку.

7. Режим

Завтрак, обед и ужин – это обязательные приемы пищи для каждого ребенка. Однако время для них определяются в каждой семье индивидуально. Есть 2 правила, связанные с режимом

  • каждый прием пищи должен быть в одно и то же время. Ребенок будет чувствовать голод в определенное время, кушать самостоятельно и с аппетитом.
  • последний прием пищи должен быть минимум за 2 часа до сна. Переедание на ночь грозит плохим сном и проблемам с пищеварением.



8. Не торопите

Ваш малыш учится есть, но кушает о-о-очень медленно? И его медлительность вас наверняка выводит из себя. Есть два ответа на вопрос: почему ребенок есть медленно:

  1. Он боится сделать ошибку, боится критики и поэтому кушает очень осторожно.
  2. Он делает это намеренно, пытаясь получить желаемое, например:
    • чтобы его покормили;
    • чтобы с ними поговорили;
    • просто хочет внимания.

Если ваш малыш заподозрен в подобных манипуляциях, стоит раз и навсегда их пресечь. Садясь за стол всей семьей, все вместе из-за него и вставайте, пусть едок-копуша остается за столом один. Маме не стоит сидеть рядом как заложнице, ожидая, когда ребенок закончит есть. Скоро он поймет, что это скучно и будет есть в темпе со всеми. Если вы боитесь, что ребенок не всё съест и останется голодным, прочтите следующее правило.

9. Не хочет – не надо

Основное, что должна усвоить мама: никакого насилия! Если ребенок не хочет есть, никогда не заставляйте и не уговаривайте его «съесть за маму и за папу». Помимо испорченного настроения, что скажется на пищеварении малютки, вы ненароком привьете отвращение к еде. Если карапуз почувствует голод, он захочет его утолить, причем голодный ребенок съест еду самостоятельно.

«Человеческое тело может прожить без еды неделю, но человеческая мать не может прожить и двух часов, не начав суетиться из-за еды»,– иронизирует Элисон Шефер, детский психотерапевт, специалист по проблемам воспитания.

Что делать, если ребенок отказывается есть?

  • Успокоиться. Ваше волнение усилит общую суету вокруг еды.
  • Исключить проблемы со здоровьем. Даже небольшая температура способна лишить ребенка аппетита.
  • Не поддаваться на манипуляции. Скорее всего, отказ от еды – способ ребенка получить / сделать что-то взамен, если он согласится поесть. Фраза: «Скажи, когда захочешь кушать, я подогрею ужин» полностью обезоружит маленького манипулятора, он поймет, что ничего от вас не получит.


Что делать, чтобы ребенок в дальнейшем не отказывался от еды, кушал самостоятельно и с удовольствием?

Правила хороши для родителей, но детям они кажутся скучнейшей частью их жизни. Чтобы их разнообразить, следуйте советам:

Любимые герои

Пусть во время еды ребенка окружают любимые герои. Нет, никаких игрушек за столом, ни в коем случае! Просто купите ему посуду красочного дизайна, со знакомыми персонажами из мультфильмов или сказок. В окружении любимых героев малыш станет сговорчивее, и охотнее будет орудовать ложкой.

Тарелка, на дне которой нарисована любимая фея или машинка, будет стимулировать малыша съесть всё!

Перекусам – да!

Но перекусы не должны быть калорийными или слишком простыми. Приучайте ребенка кушать фрукты. Яблоко, банан или любой другой фрукт с соком или йогуртом – вот идеальный полдник. Причем, чтобы исключить вероятность отказа, предложите выбор: «Тебе порезать на кусочки или дать целое?». И не в коем случае не кормите его, малыш должен есть сам. Кроме того, надо обязательно показывать малышу пример и тоже съесть яблоко, например, предложив игру «кто быстрее?».

Вся семья в сборе

Старайтесь, чтобы кроха ощущал себя полноправным участником семейных трапез. Поэтому, как только начнете вводить первый прикорм, сажайте малыша в специальный детский высокий стульчике со съемным столиком радом с вашим обеденным столом. Ребенок будет смотреть на взрослых, наблюдать, запоминать. А когда он сможет комфортно сидеть за общим столом, то самое время обучать его и кушать самостоятельно.



Катя, мама 3-летнего Феди: «Сын стал проявлять интерес к тому, что у нас на столе, когда ему еще не было 2-х лет. Он залезал на обычный стул и кушал фрукты, печенья, стоя на коленках. Хотя детский стульчик стоял рядом, ему было интересно, что едим мы. К 3-м годам он, уже сидя на обычном стуле, кушал суп, не проливая ни капли. С этого момента изменился в лучшую сторону и наш рацион, мы стали есть только то, что можно Феде. Ведь как объяснишь трехлетке, почему папе можно чипсы, а ему нельзя?».


Тренируйтесь

Репетируйте процесс еды во время игры, допустим, в песочнице. Ребятишки, освоив игру лопаткой, скорее учатся управляться с ложкой. Потому что эти действия похожи. Также не помешает игра в кормление мягких игрушек и даже мамы или папы.

Правша или левша

Не стоит требовать, что хлеб непременно должен быть в левой руке, а ложка – в правой. Даже в 3 года некоторые дети продолжают пытаться кушать иногда правой, иногда левой рукой, и это нормально. Пытаясь сделать из левши правшу, вы только навредите процессу обучения кушать самостоятельно.

Украшенное блюдо

Приучать кроху есть и пить самостоятельно стоит, разумеется, с его любимых блюд и напитков. А если мама проявит фантазию и соорудит смешную рожицу из овощей или какой-нибудь цветочек? Или позабавит своего почемучку построенным из макарон человечком или животным. Малыш наверняка с удовольствием продегустирует угощение. Кстати, таким образом стоит приучать ребенка есть овощи и зелень. Красиво нарезанные морковка, огурчик или брокколи не останутся на тарелке незамеченными.



Монтессори на кухне

Прислушайтесь к советам известных педагогов. Мария Монтессори, ставшая знаменитой благодаря уникальному методу обучения и воспитания детей, считала, что главное – это самостоятельность ребенка, в том числе и в еде.

«Мы склонны видеть в детях нечто вроде кукол, мы их моем и кормим совершенно так же, как если бы это были куклы. Ни на минуту мы не задумываемся над тем, что если ребенок чего-нибудь не делает, то он, очевидно, не знает, как это делать».

Следуя постулату Монтессори, кухня – тоже подходящее место для обучения. Кроме того, в процессе приготовления еды ребенок основательно проголодается. Собираетесь готовить кашу? Насыпьте вместе с малышом крупу из упаковки в кастрюлю. Продемонстрируйте ему, как необходимо насыпать кашу. Потом дайте чашку с водой и разрешите налить в кастрюлю. Пусть дитё помогает накрывать на стол. После окончания трапезы малыш должен учиться убирать за собой посуду, как и остальные члены семьи. Ребенку до всего есть дело! Маленькие дети счастливы, если взрослые доверяют им какие-то важные поручения, а потом ещё и похвалят. Но не забывайте соблюдать меры безопасности: не подпускайте малыша к горячему и не давайте в руки острое, и кухня станет для него не местом мучений с едой, а хорошим другом.

Любите своего малыша

Не сравнивайте своего сына или дочь с детьми своих знакомых, не заостряйте внимания на графиках развития. Все дети разные и каждый в свое время начинает ходить, говорить и принимать пищу самостоятельно. Так или иначе мы все приобрели этот навык, так что просто проявите терпение и любите своего малыша.

Итак, подведем итоги

Начинайте учить малыша кушать самостоятельно, когда он к этому готов.

Уважайте его желания, не заставляйте и не ругайте.

Разнообразьте приемы пищи интересной едой или красивыми столовыми приборами.

И если вы хотите, чтоб ваш ребенок не сорил за столом, кушал правильно и аккуратно, не «зависал» перед телевизором с ложкой в руке, показывайте собственный пример. Психологами давно доказано, что дети являются «зеркалом» родителей.

Полезные видео на тему приучения кушать

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то