Журнал "православный просвятитель". Животворящее древо Креста Господня. Голгофа

Согласно ветхозаветной традиции, готовясь принести сына в жертву, Авраам взял дрова для всесожжения и возложил их на Исаака - подобно тому, как возлагают крест на плечи человека, ведомого на распятие (Православная энциклопедия, том 1, агада). В "Берешит Рабба", толковании на кн. Бытия (I-III вв. по Р. Х.), дается, например, такой комментарий к словам "и взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего" (Быт 22. 6): "Как человек, который несет крест на плече своем" (Берешит Рабба 56. 3).

По объяснению преподобного Ефрема Сирина, "возложил Авраам на Исаака полена дров, потому что и Спаситель нес крест". Святитель Иоанн Златоуст учит: "Авраам заставляет саму жертву нести дрова, чтобы она служила прообразом Христа Спасителя, несущего крест… Тогда иудеи возложили на Него крест уже как на осужденного. Так было и в прообразе: и Исаак сам на себе нес дрова" (Толкования святых отцов на мессианские места Библии, М., 2000).

В беседах на книгу Бытия Ориген отмечал, что Исаак предызображал Христа и как жертву, и как священника, ибо в Ветхом Завете только священники имели право приносить дрова для жертвоприношений.

Дрова символизировали Крест Христов. Для ветхозаветных богослужений использовались определенные породы деревьев. "В отношении к жертвенным дровам ты должен остерегаться, чтобы не принести какое-либо другое жертвенное дерево, как только кипарис, и ель, и миндаль, и сосну, и пихту, и кедр, и можжевельник, и лимон, и маслину, и мирт, и лавр, и кедр, называемый арбот, и бальзамовый кустарник. Из этих пород деревьев полагай под всесожжение на жертвеннике, после того как ты рассмотришь их наружность, и не клади разрушенного дерева, но твердое и безукоризненное, лучшее и новорастущее, и не старое, ибо запах у него исчез и его нет уже в нем, как прежде. Кроме этих дров, не клади других, ибо они не имеют запаха. И да вознесется от тебя благоухание их к небу" (Книга юбилеев, или Малое бытие, гл. 21).

Ветхий Завет упоминает кедр и кипарис в числе райских деревьев (Иез. 31, 8). Для украшения Иерусалимского храма, являвшего образ рая, использовались кедр, кипарис и певг (пихта). Готовясь к строительству Дома Господня, Соломон просил Хирама, царя Тирского: "Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана" (2 Пар 2. 8).
Апокрифические сказания связывают Крест Христов с материалами, использовавшимися в ветхозаветном храме (Слово о Крестном Древе, Апокрифы Древней Руси, СПб., 2002). В статье "Царица Савская, хрустальный пол и плавающий ствол" Фабрицио Пеннаккьетти приводит примеры апокрифов, относящихся к циклу "История Древа Честного Креста":

"Когда нужно было построить Иерусалимский храм, не нашлось орудий, способных вырезать из скалы громадные каменные блоки, необходимые для постройки. Поэтому Соломон приказал поймать цыпленка Руха, мифической птицы огромного размера. Сказано - сделано: большого цыпленка поймали и посадили под перевернутый медный котел во дворе царского дворца. Рух-мать, летая над Иерусалимом, вскоре обнаружила темницу своего птенца и для его освобождения решила использовать огромный ствол райского дерева, который - как будто бы специально ради нее - упал на землю в райском саду. С большим трудом птица принесла ствол и бросила на котел. Котел распался на две части, выпуская невредимого цыпленка. Тут-то мудрый Соломон повелел каменотесам использовать чудесное дерево для раскалывания скал и вырезки камней. С тех пор у каменотесов не было больше затруднений; ведь было достаточно тронуть скалы стволом, как они сами принимали квадратную форму желаемого размера.

Тем временем Соломону доложили о прибытии царицы Савской, сообщив также слухи о безобразной ноге царицы с козлиным копытом. Поэтому она решила никогда не выходить замуж. Тогда царь велел наполнить водой эспланаду храма и, установив свой трон на сухом месте, смотрел, как царица, разувшись, переходила вброд священную площадку. Таким образом, царица не смогла скрыть свою козью ногу. Но, идя по воде, она соприкоснулась с таинственным стволом, который там плавал. Прикосновение произвело чудо: козья нога превратилась в такую же красивую ногу, какой была другая. Когда высушили площадку, чудесный ствол был поставлен в храм, и царица украсила его серебряным браслетом. Со временем у священного ствола положили еще 29 серебряных браслетов. Позже, во время страстей Христовых, из этих браслетов отлили 30 серебряников, которые Иуда получил в качестве награды за свое предательство. А из ствола сделали Крест Христов".

"Когда царица Савская приехала в Иерусалим, она сразу же поспешила к Соломонову дворцу. На пути ей встретился заполненный водой проток озера, с перекинутым через него кедровым стволом, служившим мостиком. То большое бревно находилось там, потому что ему не нашли никакого другого применения. Дерево недавно срубили по приказу царя Соломона, однако, сколько не старались плотники его распилить по нужному размеру, оно всегда оказывалось либо слишком длинным, либо слишком коротким для использования по какому-либо иному назначению. Это было дерево посаженное Сифом.

Достигнув непокорного дерева, царица вдруг почувствовала импульс стать на колени и поклониться ему. Внутренний голос сказал ей, что на этом дереве повесят Спасителя мира. Когда царица объявила царю об этом, он позаботился о том, чтобы его спрятали в самом непредсказуемом месте. Царь приказал, чтобы его зарыли на дне этого озера.

Незадолго до Христовых страстей, тот ствол неожиданно всплыл со дна озера, которое тем временем стало бассейном Пробатика (Овчей купелью). Обнаружив всплывшее древо и находя его подходящим для изготовления креста, слуги Первосвященника вытащили ствол из воды и передали его своему хозяину" (Fabrizio A. Pennacchietti, Three Mirrors for Two Biblical Ladies Susanna and the Queen of Sheba in the Eyes of Jews, Christians and Muslims. Gorgias Press 2005).

Наиболее известной живописной иллюстрацией этого рассказа является цикл фресок, которые с 1452 до 1459 гг. Пьеро дэлла Франческа выполнил в церкви Сан-Франческо в городе Ареццо на стенах апсиды. Царица Савская изображается в среднем регистре в двух сценах, расположенных на одной панели, на правой стене. В левой половине, коленопреклоненная царица на фоне пейзажа благоговеет перед большим бревном, перекинутым через поток воды. Ее окружают в молчаливом изумлении придворные дамы, в стороне ждут конюхи с лошадьми. В правой половине панели изображается встреча двух правителей в пышном Сломоновом дворце. Царица Савская, переходящая речку вброд рядом с мостиком, изображена на гравюре Бука ван дер Гоуте, XV век, и на одной фреске того же века, находящейся в соборе Святой Варвары в Кутна Гора (в прошлом Куттенберг), в Чехии.

Пророк Исаия предсказывал: "Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих" (Ис. 60, 13). В православном богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (третья паремия на Воздвижение). Богослужебные тексты называют Крест Христов кипарисом, певгом и кедром.

"Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певк истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося" (Постная Триодь, среда четвертой недели, утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7).

"Яко изволил еси распятися на кипарисе, и на певге и кедре, плотию совоздвизаем" (Воскресный канон 2-го гласа, песнь 5).

Старообрядцы считают, что "трисоставность" Креста означает, что Крест обязательно должен изображаться восьмиконечным. По преданию монастыря Святого Креста на Святой Земле Крест Христов был сделан из единого древа, так как ветви кипариса, певга и кедра - трех вечнозеленых деревьев, дарованных тремя Ангелами праотцу Аврааму - срослись. В монастыре Святого Креста указывается место, где выросло дерево, из которого сделали Крест на распятие. По преданию, храм над местом произрастания этого таинственного дерева и монастырь были построены и подарены святым императором Константином Великим грузинскому царю Мириану, обращенному в христианство равноапостольной Ниной. На фреске при входе в храм изображено дерево с тремя сросшимися стволами, и поливающий его Лот. Фрески на стенах храма также иллюстрируют монастырское предание о Кресте:

"Праведный Лот, племянник праведного Авраама, после бегства своего из Содома пал в прелюбодеяние со своими дочерьми. Проснувшись и осознав свой грех, он пошел к Аврааму на покаяние. Авраам в знак прощения дал три посоха, данные ему Святой Троицей, и сказал, чтобы он посадил эти посохи и поливал водой, и когда появятся листочки, дерево оживет - то будет знамением его прощения.

Около 40 лет (есть предание, что 33 года) нес Лот труды: возил воду из Иордана на осле и поливал эти посохи. Но часто искушал его диавол, принимая вид человека, просил пить и выпивал всю воду, и приходилось Лоту снова возвращаться на Иордан.

И вот три посоха, три древа (кедр, кипарис и певг - сосна) срослись в одно, в единый ствол с тремя разделениями наверху - триединое дерево - образ Святой Троицы. Лот понял, что грех его прощен. И выросло дерево очень красивым. Когда царь Соломон заканчивал строительство храма, ему нужно было большое дерево, чтобы положить на крышу святого храма, и подходящим нашли именно дерево Лота. Пришли, спилили его, но пристроить так и не смогли, ибо дерево постоянно менялось в размерах - то сокращалось, то увеличивалось. И, приписав это греху Лота, решили, что оно отвергнуто Богом, и выбросили его в Силоамскую купель (или, по другому преданию, Овчую), где оно пролежало 700 лет. Пришло время спасительный страданий Господа Иисуса Христа, вспомнили и про это отверженное дерево, и рассудили фарисеи, что раз это древо греха, то из него нужно изготовить крест для преступника, причисленного к злодеям, что и сделали" (Акафист Животворящему Кресту Господню, Москва, 2005).

Церковные песнопения указывают на ветхозаветные прообразы Честного Древа. Вопрос о породе дерева, из которого был сделан Крест, относится к задачам церковной археологии, основоположницей и Небесной покровительницей которой является святая равноапостольная императрица Елена.

Честное Древо Креста Господня за всю историю Христианства многократно разделялось и присутствует во многих уголках мира. Самая большая часть Креста длиной 40 см хранится на Кипре.

История древа Креста началась еще в библейские времена, во времена праотца Авраама и праведного Лота. Согласно Ветхому Завету после разрушения Содома и Гоморры праведный Лот укрылся со своими двумя дочерьми в пещере. Дочери его решили, что все человечество было истреблено и нет более мужчин, которые возьмут их в жены. Поэтому они напоили вином своего отца и согрешили с ним. От их детей впоследствии пошли два народа — моавитяне и аммонитяне. Лот был в отчаянии, когда узнал о поступке своих дочерей. Дальнейшая история не вошла в Священное Писание, но сохранилась в Предании Церкви.

Осознав свой грех, он пошел к Аврааму на покаяние. Авраам в знак епитимии дал Лоту три посоха, данные ему Святой Троицей, когда Бог в виде трех ангелов посещал его обитель, и сказал, чтобы он посадил эти посохи и поливал водой, и когда дерево обретет жизнь – это станет знамением его прощения.

Около 40 лет нес Лот труды: возил воду из Иордана на осле и поливал эти посохи (по другим версиям — три саженца или три горящих полена). Но часто искушал его диавол, принимая вид человека, просил пить и выпивал всю воду, и приходилось Лоту снова возвращаться на Иордан. И вот три посоха, три древа (кедр, кипарис и певг – сосна) срослись в одно, в единый ствол с тремя разделениями наверху – триединое дерево – образ Святой Троицы. Лот понял, что грех его прощен.

И выросло дерево очень красивым. Позже, когда царь Соломон заканчивал строительство первого храма, ему нужно было большое дерево, чтобы положить на крышу святого храма, и подходящим нашли именно дерево Лота. Пришли, спилили его, но пристроить так и не смогли, ибо дерево постоянно менялось в размерах – то казалось короче, то увеличивалось. И, приписав это греху Лота, решили, что оно отвергнуто Богом, и выбросили его. Как здесь не вспомнить евангельские слова: «камень, его же не использовали строители — сей стал во главу угла..»!

Есть также предание, сохранившееся в западном христианстве, что после этого балку, сделанную из сего Древа, оставили в качестве скамейки на храмовом дворе (по другой версии, использовали для изготовления моста через реку). Известная своей мудростью царица Савская, приехав встретиться с Соломоном, присела на эту балку отдохнуть. Но была обожжена огнем, исходящим от Древа. После чего, поклонившись Древу, предрекла, что Спаситель мира будет повешен на нем, и оттого царству иудеев придет разорение и конец. Испугавшись, Соломон приказал закопать брус.

Впоследствии на этом месте была построена купальня для омовения жертвенных животных. Вода здесь прославилась исцелениями, и ее стали посещать многочисленные болящие (по разным преданиям, это или Силоамская, или Овчая купель).

Через 700 лет, незадолго до страданий Господа Древо всплыло из вод купальни. Когда понадобилось делать Крест для Иисуса Христа, тогда вспомнили и про это отверженное дерево. За столько столетий пребывания в воде оно стало тяжелее камня, что усугубило страдания Спасителя, Который потом нес сделанный из него Крест и несколько раз падал под его тяжестью. Кроме того первосвященник Каиафа решил, что на этом искривленном дереве Христос будет мучиться сильнее, и распятие Его на этом дереве унизит Его ещё более.

Пророчества о том, что Христос будет распят на трехсоставном дереве, и указания, что эти три породы дерева священны, мы находим в книгах Ветхого Завета. Пророк Исаия предсказывал: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60, 13). В православном богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова. Богослужебные тексты называют Крест Христов кипарисом, певгом и кедром: «Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося».

«Трисоставность» Креста у старообрядцев означает, что Крест обязательно должен изображаться восьмиконечным.

Ветхий Завет упоминает кедр и кипарис в числе райских деревьев. Для украшения Иерусалимского храма, являвшего образ рая, использовались кедр, кипарис и певг (пихта). Готовясь к строительству Дома Господня, Соломон просил Хирама, царя Тирского прислать ему кедровых дерев, кипарису и певгового дерева с Ливана.

В Ветхозаветных богослужениях для жертвенных дров использовались только определенные породы деревьев, имеющие запах, чтобы возносилось благоухание их к небу, а именно: кипарис, ель, миндаль, сосну, пихту, кедр, можжевельник, лимон, маслину, мирт, лавр, кедр и бальзамовый кустарник. Согласно ветхозаветной традиции, готовясь принести сына в жертву, Авраам взял дрова для всесожжения и возложил их на Исаака – подобно тому, как возлагают крест на плечи человека, ведомого на распятие. По мнению отцов Церкви дрова символизируют здесь Крест Христов. По словам Оригена, Исаак предъизображал Христа и как жертву, и как священника, ибо в Ветхом Завете только священники имели право приносить дрова для жертвоприношений.

В византийскую эпоху в окрестностях Иерусалима на месте, где, по преданию, росло Древо Креста, был образован монастырь. По одной из версий монастырь построила сама царица Елена. Затем император Константин подарил его грузинскому царю Мириану (265-342), обращенному в христианство св. Ниной, просветительницей Грузии, по совету которой Мириан отправился в Иерусалим как паломник и в старости (в 316 году) поселился в Святой Земле. Другая версия приписывает строительство монастыря на участке, приобретенном царем Мирианом, другому великому грузинскому царю – Вахтангу I Горг-Асалому (446-499), построившему много монастырей в Иерусалиме. Так или иначе, но сотни лет монастырь находился в руках грузин и служил обителью для паломников на Святую Землю с Кавказа.

Период расцвета монастыря приходится на время, когда царица Тамара выкупила у Цалах эд-Дина все грузинские святыни, захваченные мусульманами при вторжении в Иерусалим и она же финансировала их восстановление через своего казначея Шоту Руставели. В 1185 году в монастырь прибывает Шота Руставели и осуществляет ремонт строений. Именно в монастыре Креста он написал «Витязя в тигровой шкуре», там же есть его единственный автопортрет (Руставели был еще и художником-иконописцем) – он изобразил себя маленькой фигуркой, преклоняющейся перед двумя святыми. В этом монастыре Руставели умер, и там же, по преданию, похоронен, прямо за алтарем. Со временем Грузия как держава ослабла и монастырь купили греки-ортодоксы. С тех пор монастырь принадлежит греческой православной церкви, хотя до сего дня фрески на стенах подписаны древнегрузинским языком, а сам монастырь находится на ул. Шота Руставели.

И по сей день место, где произросло древо Креста, сохраняется позади главного алтаря и обозначено серебряным кругом. Его может посетить любой паломник, пребывающий на Святой Земле.

Дело спасения человечества Господом нашим Иисусом Христом началось именно на Голгофе, где пролилась Его Кровь во искупление человеческих грехов.

После неправедного суда и бичевания Спасителя мiра повели на гору Голгофу, находившуюся вне стен Иерусалима. Называлось это место Лобным, как полагают одни, потому что имело вид человеческой головы. Другое предание гласит, что на Голгофе была могила единственного человека, жившего в раю, - Адама (именно поэтому на православных распятиях под изображением Креста Господня можно видеть череп Адама).

Распятие на кресте (crucifixion) было мучительнейшей и позорнейшей казнью, которую римляне позаимствовали у персов. Мучительна она была потому, что пригвожденный ко кресту и находившийся в этом положении человек испытывал тяжелейшие физические страдания, любое движение причиняло нестерпимую боль, насекомые тучами садились на кровоточащие раны, кровь постепенно истекала из тела, и смерть наступала нескоро. Чтобы ее ускорить, распятым перебивали голени, и они, не имея возможности опираться ногами на перекладину, умирали от удушья. Позорна эта казнь была потому, что распятый обнаженным висел перед толпой равнодушного народа. Обнажение наготы считалось у иудеев величайшим позором. А смерть на древе считалась проклятием (“проклят пред Богом всякий повешенный на древе” Вт. 21:23). И именно эту тяжелейшую и позорнейшую смерть принял Сын Божий, чтобы уничтожить Своей смертью первородный грех и открыть человечеству возможность вечного спасения.

В первые века Христианства крест не изображался ни на предметах, ни на священных изображениях в первохристианских храмах. Тем не менее, были широко распространены символические изображения рыб, хлебов, корабля, Евхаристии, пастыря, несущего на своих плечах заблудшую овцу. Этому есть свое объяснение. Первохристианские общины жили в окружении язычников, для которых крест был позорным символом казни. Поэтому, чтобы не смущать неофитов, первохристиане избегали изображать крест, хотя и почитали его.

«Сим победишь»

Особенное прославление Креста Господня связано с именем святого равноапостольного императора Константина Великого (274-337 гг.) и происшедшими в его царствование многими знаменательными событиями. Родившийся от Констанция Хлора и Елены, Константин занял престол, будучи провозглашенным солдатами Британии (Англии), входившей тогда в состав Римской империи, императором.

В начале IV столетия римской империей правили несколько кесарей. Максентий правил Италией и Римом, а Константин - Галлией (Францией), Британией и Испанией. Римляне в то время были язычниками, и римские императоры жестоко гнали христиан. Но, несмотря на притеснения, число христиан в римской империи все более умножалось. Константин, хотя и был язычником, тем не менее, уважал христиан за благочестивую жизнь и, по примеру своего отца Констанция, был к ним добр и справедлив.

В 312 году Максентий объявил войну Константину. Силы Константина были несравненно слабее Максентия, и он чувствовал, что один не может одолеть неприятеля. “Поэтому,- говорит писатель того времени Евсевий,- Константин стал думать, какого Бога призвать себе на помощь. И пришло ему на мысль, что немалое число прежних державных лиц, возложив надежду свою на многих богов, обманывались в своих ожиданиях и претерпевали поражение, и что, напротив, отец его, во всю свою жизнь почитавший Единого Всевышнего Бога, имел знамения Его покровительства. Константин начал призывать Его, просить и умолять, чтобы Он явился, вразумил его и в предстоящем деле простер ему Свою десницу. Усердно вознося свои молитвы и приношения, получил он удивительнейшее, посланное от Бога знамение.

“Идя против Максентия, который заключился в Риме, в часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, - говорил сам царь, - я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: “Hoc vince” (т.е. “сим победишь”).

Это видение объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним. И продолжало созерцать явившееся чудо. Константин недоумевал, что бы значило такое явление? В следующую ночь во сне явился ему Христос, Сын Божий, с виденным в небе знамением, и повелел по подобию его устроить воинское знамя и употреблять его для защиты от нападения врагов. Едва только показался дневной свет, Константин рассказал приближенным свою тайну и потом. Призвав людей, умевших обращаться с золотом и драгоценными камнями, и описав им образ знамения, приказал по подобию его сделать такое же из золота и драгоценных камней. Это знамя случалось видеть и нам своими глазами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом, копье был вверху поперечник, образовавший с копьем образ креста. На самой вершине копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на венке знак Спасительного наименования: две первые буквы показывали имя Христа, из середины которых выходила буква р. Эти буквы впоследствии царь имел обыкновение носить и на шлеме своем. На поперечине копья висел тонкий белый плат - царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями, блиставшая лучами света. Вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивым и, вися на поперечнике, имел одинаковую широту и долготу. На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, над знаком креста, при самой верхней части ткани висело сделанное из золота грудное изображение Боголюбезного царя и его детей.

Этим-то спасительным знамением, как оборонительным оружием, всегда пользовался царь для одоления противной и враждебной силы и повелел во всех войсках носить подобные знамена. Пораженный дивным видением и решившись не чтить никакого другого Бога, кроме виденного, Константин призвал к себе таинников Его слова и спросил их, кто тот Бог и какой смысл знамения, которое он видел. Они отвечали ему, что Бог, явившийся ему, есть единородный Сын Единого и единственного Бога. А явившееся знамение есть знамение бессмертия и торжественный знак победы над смертью, которую одержал Он в дни Своей земной жизни…

Призвав Бога всяческих и призвав, как Спасителя и Помощника, Христа Его, также поставив пред своими латниками и телохранителями победную хоругвь со спасительным знамением, Константин выступил против Максентия, укрепившегося в Риме. Силою Божиею Константин низложил неприятеля, который, спасаясь бегством, был низринут с Нитвианского моста в Тибр, в пятнадцати верстах от Рима, и утонул. Победитель с торжеством вступил в царствующий город, где все встречали Константина с веселыми лицами и сердцами, с благословениями и невыразимою радостью. Но, обладая врожденным благочестием, он нисколько не тщеславился народными восклицаниями и не возгордился похвалами, но, сознавая помощь Божию, тотчас же вознес благодарственную молитву к Виновнику победы. Всенародными памятниками и подписями он поведал всем силу спасительного Христова знамения. Среди царственного города он воздвиг эту священную хоругвь и начертал определенно и неизгладимо, что сие спасительное знамя есть хранитель римской империи и всего царства. Когда же на самом людном месте Рима поставили ему статую, он немедленно приказал то высокое копье в виде креста утвердить в руке своего изображения и начертать на латинском языке следующую надпись: “Сим спасительным знамением, истинным свидетельством мужества, я спас и освободил город наш от ига мучителя и возвратил римскому сенату и народу свободу, прежний блеск и знаменитость”. Впоследствии Константин и воины его неоднократно испытали силу и помощь креста По сказанию Евсевия, “где знамя креста показывалось, там враги обращались в бегство, а победители преследовали их”.

Когда царь узнал об этом, то спасительное знамя как действительнейшее средство победы, повелел переносить туда, где видел какой-либо свой полк ослабевшим При этом знамении победа тотчас восстановлялась, потому что сражавшихся при нем укрепляла бодрость и сила, посылаемые свыше. Посему тем из своих щитоносцев, которые отличались крепостью тела, силою души и благочестивым нравом, Константин повелел состоять единственно при служении этому знамени. Таких мужей числом было не более пятидесяти; они не имели другой обязанности, как стоять вокруг знамени, либо следовать за ним в виде стражи; обыкновенно каждый из них попеременно нес его на своих плечах. Писателю настоящей истории, Евсевию, рассказал об этом сам царь и к своему рассказу присоединил следующее: “Однажды, в самом жару сражения произошел в войске шум и распространилось смятение. В это время несший знамя сильно страдал от робости и потому передал свою ношу другому, чтобы бежать с поля битвы. Когда же один принял знамя, а другой удалился и находился уже вдали, пущенная стрела пронзила ему чрево и лишила его жизни. Принимая наказание за боязливость неверия, он упал и умер. Напротив, для того, кто взял спасительную хоругвь, она сделалась охранительницей его жизни, так что, сколько ни пускали в него стрел, он остался невредим”.

Таким образом, крест, считавшийся самым позорным орудием казни, сделался знамением торжества и победы христианства над язычеством. С тех пор Константин запретил наказывать крестной казнью; знамена и оружие украсил изображением на них креста; устроил палатку вне лагеря, где поставил крест, и там часто уединялся, чтобы возносить молитвы Богу.считавшийся Вскоре после этого Константин крестился, разрушил все языческие храмы и объявил христианскую веру господствующей во всей римской империи.

Обретение Честного Креста святою Еленою

Царь Константин, в благодарность за одержание им победы и чудные явления благодати Божией, пожелал построить храм в Иерусалиме на том месте где был распят Господь, чтобы сделать это место предметом всеобщего благоговения. В этом предприятии много содействовала ему мать его св. Елена. В 326 году она приехала в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам и отыскать Крест, на котором Спаситель принес Себя в жертву за грехи мира. Предполагали найти Крест на Голгофе, потому что у иудеев было обыкновение зарывать орудие казни на том месте, где совершена была казнь. Но где была Голгофа?

В 119 году, по повелению Адриана, пещера, куда христиане собирались на поклонение святому Кресту, завалена была землею, замощена камнем, и здесь воздвигнуто было идольское капище. Св. Елена, с патриархом Иерусалимским Макарием, долго отыскивала Крест Господень. Наконец, указали ей на одного престарелого иудея, именем Иуду, который знал место нахождения Креста, но он стал отговариваться незнанием. Тогда его посадили в глубокий ров и стали томить голодом. Пробыв там без пищи шесть дней, он, наконец, вынужден был показать искомое святое место, о коем слышал в младенчестве от своего деда. Находящееся здесь идольское капище было разрушено, и, когда место это расчистили, открыта была пещера, где был гроб Господень, и тут же найдены три креста, и отдельно от них доска с надписью еврейской, греческой и римской, о которой свидетельствовал евангелист Иоанн: ИИСУС НАЗАРЯНИН, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ.

Но как было отличить крест Господень от других крестов, когда все три креста лежали вместе и надпись находилась отдельно от них? Тогда Бог чудом указал на тот Крест, на котором распят был Спаситель. Вот что предание повествует об этом. В то время, когда святая Елена и Макарий недоумевали, который именно Крест Господень, мимо проносили тело умершего. Святая Елена велела остановить шествие и положить по очереди кресты на тело умершего; и когда положен был Крест Господень, мертвый ожил.

Положен был также Крест на больную женщину, и она тотчас же исцелилась. Святая Елена, патриарх и все присутствующие при этом чуде с радость и благоговением поклонились и целовали животворящий Крест; но стечение народа было так велико, что не позволяло каждому подойти к Нему, и многие желали, по крайней мере, видеть Его. Тогда патриарх Макарий взошел на возвышенное место и оттуда показывал святой Крест, поднимая Его. Народ с благоговением молился и взывал: “Господи, помилуй”. И многие язычники при этом уверовали во Христа и крестились.

Таким образом день обретения креста сделался началом ежегодного праздника ВОЗДВИЖЕНИЯ. На самом том месте, где был найден святой Крест, воздвигнут был храм во имя Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Событие обретения Креста Господня случилось 3 мая 326 года. Первоначальное празднование его совершилось во второй день святой Пасхи. Когда же Константин Великий, в благодарность Богу за дарованную ему победу над Максентием, выстроил храм Воскресения Христова в Иерусалиме, тогда празднование Кресту перенесено было на 14 сентября, так как освящение новоустроенного христианского храма на месте страдания и смерти Спасителя мира происходило 13 сентября.

Возвращение Креста Господня из Персии

Почти 300 лет святой Крест Христов находился в Иерусалимском храме Воскресения, оставаясь предметом особенного почитания всех христиан. Но в 612 году над Иерусалимом, по неисповедимым судьбам Божиим, разразилось страшное бедствие.

По воцарении греческого (византийского) императора Фоки, в 603 году, Хозрой II, царь персидский, вскоре объявил ему войну, продолжавшуюся много лет. Ираклий I, низложивший Фоку, продолжал войну с персами, которые в 614 году перешли Иордан и осадили Иерусалим, принадлежавший в то время Византийской империи. После кровопролитной битвы они овладели им, сожгли храм Воскресения Господня, умертвили многих священников, монашествующих и множество христиан, похитили все, что было в храме Воскресения ценного, и, между прочим, Крест Господень.

Четырнадцать лет персы владели святым Крестом. Наконец, в конце 628 года, Сароэс, сын Хозроя, побежденный Ираклием, принужден был возвратить Крест.

Ираклий сам, с патриархом, клиром и с множеством народа, встретил в Константинополе Крест Господень и потом сопровождал Его до Иерусалима, чтобы еще там принести благодарение Богу за возвращение святого Креста и за дарованную ему победу. Дошедши до горы Елеонской, Ираклий взял Крест на плечи, чтобы нести Его на лобное место. Но патриарх, сопровождавший царя, заметил ему, что Сын Божий нес Крест на Голгофу не в царском величии, но в смиренном образе раба. Тронутый внушением святителя, царь сложил с себя царскую одежду, надел убогую и с открытой головой и босыми ногами внес в храм Воскресения святой Крест и положил Его на то место, откуда Он был похищен персами.

Христиане с радостью взирали на торжество возвращения Креста Господня. В храме Иерусалимском, в подражание древнему Воздвижению, Честный Крест снова был воздвигаем руками патриарха, и народ опять в умилении восклицал: “Господи помилуй”.

Дальнейшая история Креста Господня

Когда Палестина была завоевана турками, тогда для освобождения Святой земли западные христиане снарядили большое войско - крестоносцев, которое подступив к Иерусалиму в 1099 году, взяло его у турков (11 июля). Иерусалимские христиане встретили своих освободителей - крестоносцев со Святым Крестом, взгляд на который восхитил крестоносцев, потому что они видели на Кресте как бы Самого распятого Господа Иисуса Христа. Радость христиан так была велика, что Святой Крест торжественно носили по улицам Иерусалима, Его лобызали, обнимали, обливали слезами радости, пока вновь не поставили в храме Воскресения Господня.
После этого турки несколько раз намеревались отнять у крестоносцев - христиан Иерусалим, но Крест Господень, носимый в рядах войска, ограждал и воодушевлял крестоносцев против турок, подавая победу за победой. Так Болдуин I, царь Иерусалимский, неудачи на войне всегда приписывал отсутствию Креста Господня в рядах войск. При Болдуине III, во время войны, турки зажгли тернии на полях, через которые необходимо было пройти крестоносцам, гибель их была неминуема, так как с одной стороны враги поражали христиан тучами стрел, а с другой - едкий дым не давал дышать защитникам Креста Господня. Тогда, в трудные минуты опасности, назаретский епископ, помолившись, воздвиг честный Крест Христов, - и ветер, переменив направление, погнал весь дым в сторону врагов.

Во время третьего крестового похода (1171-1188) против Саладина Крест Христов также находился в рядах войск. Будучи поставлен на возвышении, при битве тивериадской Он воодушевлял благочестивых воинов так, что сам Саладин отзывался о их храбрости и мужестве с нескрываемой досадой. Но когда во время этой битвы был убит птолемаидский епископ, державший Крест Господень, последний попал в руки врагов. Отчаянный крик раздался в рядах христианских воинов и, несмотря на все усилия христиан отнять у врагов Святой Крест, Он остался, по неисповедимым судьбам Божиим, в руках неверных турок. Тогда воины, кидая свое оружие, не думая более о спасении своей жизни, сами бросались на мечи и копья врагов. Поле сражения представляло зрелище отчаяния, скорби и страшного горя… Христиане, потеряв Животворящий Крест Господень, более уже не боялись потерять свободу и жизнь.

После битвы Крест Господень был отнесен врагами в Багдад, где находился более тридцати лет, так как Саладин и его приемники ни за какие сокровища в мире не хотели возвратить Его христианам.

Только в 1221 году, после удачной войны, христианам был возвращен Святой Крест. С сего времени начали отделять и отдавать большие части Креста Господня, как благословение, некоторым крупным городам...

На Святой земле в Иерусалиме есть монастырь святого Креста. Расположен он в красивой долине в западной части Иерусалима, за стенами древнего города. Монастырь построен на месте, где, по преданию, росло Древо, из которого впоследствии был изготовлен Крест Господень. Предания повествуют, что выросло оно не случайно.

История Крестного древа начинается во времена Патриарха Авраама и связана с явлением ему Святой Троицы в образе трёх Ангелов. Согласно преданию, затем Ангелы отправились в Содом, но оставили Аврааму свои три посоха.

Согласно Ветхому Завету, после разрушения Содома и Гоморры праведный Лот укрылся со своими двумя дочерьми в пещере. Дочери его решили, что все человечество было истреблено и нет более мужчин, которые возьмут их в жены. Поэтому они напоили вином своего отца и согрешили с ним. От их детей впоследствии пошли два народа - моавитяне и аммонитяне. Лот был в отчаянии, когда узнал о поступке своих дочерей. Дальнейшая история не вошла в Священное Писание, но сохранилась в Предании Церкви.

Лот просил у своего дяди Авраама помочь ему вымолить у Господа прощение в своем грехе. Авраам передал Лоту посохи, оставленные ангелами, сказав посадить их в землю и поливать. Если сухое дерево пустит корни и прорастет, то значит, грех Лота прощен. Около 33 лет нес Лот труды: возил воду из Иордана на осле и поливал эти посохи. Диавол искушал его, принимая вид человека, просил пить и выпивал или выливал всю воду. И вот три посоха проросли тремя вечнозелеными деревьями; кедром, кипарисом и пев-гом (сосной) - и срослись в один ствол с тремя верхушками, являя образ Святой Троицы. Лот понял, что грех его прощен.

Пророчества о том, что Христос будет распят на трехсоставном дереве, и указания, что эти три породы дерева священны, мы находим в книгах Ветхого Завета. Пророк Исайя говорит: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60. 13). В православном Богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (третья паремия на Воздвижении). Крест Христов называется кипарисом, певгом и кедром: «Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося» (Постная Триодь, среда четвертой недели, утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7). Кедр и кипарис упоминаются в числе райских деревьев в книге прока Иезекииля (31; 8). Готовясь к строительству Дома Господня. Соломон просил Хирама, царя Тпрского: «Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана» (2 Пар. 2. 8).

Но вернемся к нашему повествованию. Дерево, посаженное Лотом и взращенное великим трудом в покаянии, выросло очень необычным и красивым. Царь Соломон хотел использовать его для строительства храма, ему нужно было большое дерево, чтобы положить на крышу здания, и подходящим нашли именно это Дерево. Его спилили, но использовать так и не смогли, ибо оно постоянно менялось в размерах - то сокращалось, то увеличивалось.

Есть также предание, сохранившееся в западном христианстве, что после этого балку, сделанную из сего Древа, оставили в качестве скамейки на храмовом дворе (по другой версии, использовали для изготовления моста через реку). Известная своей мудростью царица Савская, приехав встретиться с Соломоном, присела на эту балку отдохнуть. Но была обожжена огнем, исходящим от Древа. После чего, поклонившись Древу, предрекла, что Спаситель мира будет повешен на нем, и оттого царству иудеев придет разорение и конец. Испугавшись, Соломон приказал закопать брус.

Впоследствии на этом месте была построена купальня для омовения жертвенных животных. Вода здесь прославилась исцелениями, и ее стали посещать многочисленные болящие (по разным преданиям, это или Силоамская, или Овчая купель). Незадолго до страданий Господа Древо всплыло из вод купальни. Когда понадобилось делать Крест для Иисуса Христа, этому бревну, наконец, было найдено окончательное применение.

Другое предание говорит о том. что первосвященник Каиафа знал, что это - то самое дерево Лота, и рассудил, что раз это древо греха, то из него и нужно изготовить крест для преступника, причисленного к злодеям, что и сделали. Однако остается неясным вопрос: какая часть Креста была сделана из этого Древа, вертикальная или горизонтальная, - хотя есть мнение, что вертикальная. В византийскую эпоху в окрестностях Иерусалима на месте, где, по преданию, росло Древо Креста, был образован монастырь, существующий и поныне. Его может посетить любой паломник, пребывающий на Святой Земле.

Существуют также и другие предания и легенды, однако, доверяя авторитету предания, хранимого в древнейшем монастыре Иерусалима, мы приводим в основном его, тем более, что многое из этого предания вошло в Богослужебные тексты, а значит, было признано Церковью за истину.

Происхождение Древа Креста Господня

В преддверии срединной Крестопоклонной недели Великого поста мы хотели бы рассказать нашим читателям о хранимых Церковью Преданиях, связанных с Крестом Господа нашего Иисуса Христа. Ведь мало кто знает: откуда появилось само Древо Креста? Сохранились ли об этом какие-либо сведения?

На Святой земле в Иерусалиме есть монастырь святого Креста. Расположен он в красивой долине в западной части Иерусалима, за стенами древнего города. Монастырь построен на месте, где, по преданию, росло Древо, ставшее впоследствии Крестом Господним. Предания повествуют, что выросло оно не случайно.

Из 19-й главы книги Бытия мы узнаем об истории Лота, племянника Авраама. Лот жил в городе Содом, погрязшем в разврате и всевозможных беззакониях. «И сказал Господь; вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт. 18. 20-21) Два Ангела, посланные от Бога, пришли в сей город и. увидев торжество греха, сказали Лоту: «кто у тебя есть еще здесь? ...всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место. И вышел Лот, н говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его... Но зятьям его показалось, что он шутит» (Быт. 19, 13-14). На рассвете Лот с женой и двумя дочерьми бежал из Содома в сторону соседних гор. Когда они добежали до небольшого поселения Сигор, современный город Сафи в Иордании, и поднялось солнце, то дождем «сошла сера и огонь от Господа с неба». Жена Лота остановилась и обернулась, хотя Ангелы запретили это, и превратилась в соляной столп.

«И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе (поставить ударение на е), и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его» (Быт. 19, 30). Дочери его решили, что все человечество было истреблено и нет более мужчин, которые возьмут их в жены. Поэтому они напоили вином своего отца и, быв с ним в близости, зачали от него. От их детей впоследствии пошли два народа - моавитяне и аммонитяне. Лот был в отчаянии, когда узнал о поступке своих дочерей. Однако это был и его грех. Дальнейшая история не вошла в Священное Писание, но сохранилась в Предании Церкви.

Лот, видевший правосудие Божие и чудеса, явленные на Содоме, будучи праведен и совестлив сам, просил у своего дяди Авраама помочь ему вымолить у Господа прощение в своем грехе. Перед разрушением Содома Бог явился Аврааму в виде трех Ангелов, а после своего ухода оставил в его доме три посоха. Эти посохи Авраам передал Лоту, сказав посадить их в землю и поливать. Если сухое дерево пустит корни и прорастет, то значит, грех Лота прощен. Около 33 лет нес Лот труды: возил воду из Иордана на осле и поливал эти посохи. Диавол искушал его, принимая вид человека, просил пить и выпивал или выливал всю воду. И вот три посоха проросли тремя вечнозелеными деревьями; кедром, кипарисом и пев-гом (сосной) - и срослись в один ствол с тремя верхушками, являя образ Святой Троицы. Лот понял, что грех его прощен.

Пророчества о том, что Христос будет распят на трехсоставном дереве, и указания, что эти три породы дерева священны, мы находим в книгах Ветхого Завета. Пророк Исайя говорит: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис п певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60. 13). В православном Богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (третья паремия на Воздвижении). Крест Христов называется кипарисом, певгом и кедром: «Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося» (Постная Триодь, среда четвертой недели, утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7). Кедр и кипарис упоминаются в числе райских деревьев в книге прока Иезекииля (31; 8). Готовясь к строительству Дома Господня. Соломон просил Хирама, царя Тпрского: «Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певго-вого дерева с Ливана» (2 Пар. 2. 8).

Но вернемся к нашему повествованию. Дерево, посаженное Лотом и взращенное великим трудом в покаянии, выросло очень необычным и красивым. Царь Соломон хотел использовать его для строительства храма, ему нужно было большое дерево, чтобы положить на крышу здания, и подходящим нашли именно это Дерево. Его спилили, но использовать так и не смогли, ибо оно постоянно менялось в размерах - то сокращалось, то увеличивалось.

Есть также предание, сохранившееся в западном христианстве, что после этого балку, сделанную из сего Древа, оставили в качестве скамейки на храмовом дворе (по другой версии, использовали для изготовления моста через реку). Известная своей мудростью царица Савская, приехав встретиться с Соломоном, присела на эту балку отдохнуть. Но была обожжена огнем, исходящим от Древа. После чего, поклонившись Древу, предрекла, что Спаситель мира будет повешен на нем, и оттого царству иудеев придет разорение и конец. Испугавшись, Соломон приказал закопать брус.

Впоследствии на этом месте была построена купальня для омовения жертвенных животных. Вода здесь прославилась исцелениями, и ее стали посещать многочисленные болящие (по разным преданиям, это или Силоамская, или Овчая купель). Незадолго до страданий Господа Древо всплыло из вод купальни. Когда понадобилось делать Крест для Иисуса Христа, этому бревну, наконец, было найдено окончательное применение.

Другое предание говорит о том. что первосвященник Каиафа знал, что это - то самое дерево Лота, и рассудил, что раз это древо греха, то пз него и нужно изготовить крест для преступника, причисленного к злодеям, что и сделали. Однако остается неясным вопрос: какая часть Креста была сделана из этого Древа, вертикальная или горизонтальная, - хотя есть мнение, что вертикальная. В византийскую эпоху в окрестностях Иерусалима на месте, где, по преданию, росло Древо Креста, был образован монастырь, существующий и поныне. Его может посетить любой паломник, пребывающий на Святой Земле.

Существуют также и другие предания и легенды, однако, доверяя авторитету предания, хранимого в древнейшем монастыре Иерусалима, мы приводим в основном его, тем более, что многое из этого предания вошло в Богослужебные тексты, а значит, было признано Церковью за истину.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то