Технологический процесс мойки на атп. Техническое обслуживание, ремонт и требования к конструкции автомобилей при их выполнении

Оборудование для мойки автомобилей подразделяется на общее и специальное.

К общему относят площадки и различного типа канавы (боко­вые и межколейные узкого типа, широкие с колейным мости­ком), эстакады и подъемники. Посты разделяются водонепрони­цаемой перегородкой. Дверной проем может иметь гибкую завесу для автоматического ограждения моечной камеры после въезда и выезда автомобиля.

Специальное оборудование разделяется в зависимости от способа мойки и типа автомобиля. Мойка может быть ручной (шланговой), механизированной, автоматизированной и комбинированной.

Вопрос 5 (Оборудование для уборочных и моечных работ – классификация)

Уборочно-моечное оборудование служит для удаления загрязнений с поверхности автомобилей. Для этого существует большое количество моечных установок, которые классифицируются по способу выполнения, развиваемому давлению, по конструкции рабочего органа, по степени подвижности и по взаимному перемещению

6. Механизированное моечное оборудование автомобилей- струйное, щеточное, струйно-щеточное.

осуществляется с помощью специальных установок, которые по своему устройству и условиям применения классифицируются: по конструкции рабочего органа установки - на струйные, щеточные и струйно-щеточные; по относительному перемещению автомобиля и рабочих органов установки - на проездные и подвижные; по условию применения - на стационарные и передвижные; по способу управления - на установки с ручным управлением и автоматические.

Механизированная мойка автомобилей имеет большие преимущества перед шланговой, так как она: а) обеспечивает одновременную мойку всего автомобиля, в то время как при шланговой мойке этот процесс производится по частям; б) позволяет высвободить рабочую силу для других работ; в) обеспечивает высокое качество мойки.

Механизированную мойку автомобиля осуществляют с помощью специальных установок с большим числом направленных струй воды (или моющего раствора), а также вращающихся цилиндрических щеток и других устройств.

Щеточное оборудование – обеспечивают механический контакт с автомобилем, для мойки легковых автомобилей, автобусов, автофургонов. К достоинствам относятся улучшенное качество мойки и снижение в 2-3 раза расхода воды. Недостатки: сложность конструкции и не универсальность.

Струйное большой расход воды и недостаточное качество мойки.

В крупных АТП механизированную мойку автомобиля осуществляют на моечных установках струйно-щеточного типа , оборудованных конвейером для автоматического передвижения автомобиля во время мойки, системой насадок для направления струй воды на кузов и мойки днища, верхними и боковыми вращающимися щетками.

7. Схемы очистительного оборудования на мойках


8. Что относиться к осмотровому оборудованию. Устройство канав и эстакад.

Осмотровое делиться на:

Подъемно осмотровое (подъемники, опрокидыватели, домкраты)

Осмотровое (канавы, эстакады)

Канавы по ширине разделяются на узкие и широкие. По устройству колесные и боковые. Длина канавы не меньше длины автомобиля, но не превышает 0.8 м. Ширина не более 1.1м. Длина широкой канавы на 1-1.2 м длиннее обслуживаемого автомобиля.

Эстакады представляют собой колейный мост на уровне выше пола на 0.7-1.4м с напольными рампами для съезда и въезда автомобиля с уклоном 20 -25. Делятся на тупиковые и прямоточные. Материал сталь и железобетон.

Для достижения более качественного и быстрого проведения работ по то и ремонту автомобилей данное предприятие необходимо оснастить моечным участком. Я сделал этот вывод, потому что техника в ремонтный бокс заезжает в грязном виде, что значительно замедляет работу обслуживающего персонала. А также затрачивается время на уборку после каждого автомобиля.

Для размещения оборудования на автомойке нет каких-либо специальных требований, которые не позволили бы это сделать уже в имеющемся в распоряжении и подходящем для этого помещении. Достаточно соблюдение следующих требований:

  • температура внутри помещения в зимнее время не должна быть ниже 5°С для обеспечения нормального функционирования водоснабжения;
  • необходимо обеспечить промышленное снабжение водой и электричеством;
  • необходимо организовать систему водостока с автомобильной мойки и замкнутый цикл очистки и рециркуляции воды с системой отстоя грязной воды.

Поскольку оборудование для автомойки представляет собой специальную технику с большим или меньшим количеством узлов и агрегатов, которые работают в условиях постоянной нагрузки. Поэтому для нормального функционирования оборудования автомобильной мойки необходимо проводить мероприятия по его плановому техническому обслуживанию.

ВВЕДЕНИЕ5

1 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ7

  • 1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ7
  • 1.2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ13
  • 1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ТО И РЕМОНТОВ В УСЛОВИЯХ ООО «СПЕКТР»16
  • 1.4 ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ20

2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ22

  • 2.1 ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ22
  • 2.2 РАСЧЁТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ23
  • 2.2.1 Выбор и корректировка нормативов периодичности ТО и ресурсного пробега23
  • 2.2.2 Определение числа списаний и ТО на один автомобиль за цикл25
  • 2.2.3 Определение числа ТО на весь парк автомобилей за год26
  • 2.2.4 Определение числа диагностических воздействий на весь парк за год28
  • 2.2.5 Определение суточной программы по ТО и диагностированию автомобилей30
  • 2.3 РАСЧЁТ ГОДОВОГО ОБЪЁМА РАБОТ И ЧИСЛЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОЧИХ30
  • 2.3.1 Выбор и корректирование нормативных трудоёмкостей31
  • 2.3.2 Годовой объём работ по ТО и ТР32
  • 2.3.3 Годовой объём вспомогательных работ33
  • 2.3.4 Распределение объёма ТО и ТР по производственным зонам и участкам34
  • 2.3.5 Расчёт численности производственных рабочих35
  • 2.3.6 Распределение объёма вспомогательных работ и определение численности вспомогательных рабочих37
  • 2.4 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗОН, УЧАСТКОВ И СКЛАДОВ37
  • 2.4.1 Расчёт постов и поточных линий37
  • 2.4.2 Выбор метода организации ТО и ТР автомобилей38
  • 2.4.3 Режим работы зон ТО и ТР38
  • 2.4.4 Расчёт поточной линии непрерывного действия ЕО38
  • 2.4.5 Расчёт числа отдельных постов ТО39
  • 2.4.6 Расчёт числа постов ТР42
  • 2.4.7 Расчёт числа постов Д-243
  • 2.5 ВЫБОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ44
  • 2.6 РАСЧЕТ ПЛОЩАДЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УЧАСТКОВ50

3 РАЗРАБОТКА МОЕЧНОГО ПОСТА52

  • 3.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ52
  • 3.2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧАСТКА ДЛЯ МОЕЧНОГО ПОСТА52
  • 3.3 ОБОРУДОВАНИЕ МОЕЧНОГО ПОСТА53
  • 3.3.1 Очистные сооружения54
  • 3.3.2 Описание процесса. Система отстоя воды54
  • 3.3.3 Расчет основных параметров очистных сооружений56

4 КОНСТРУКТИВНАЯ РАЗРАБОТКА МОЙКИ АВТОМОБИЛЕЙ83

  • 4.1 ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕР ЗАГРЯЗНЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ84
  • 4.2 ОБЗОР АНАЛОГОВ КОНСТРУКЦИИ85
  • 4.3 РАСЧЕТ МОЕЧНОЙ УСТАНОВКИ87
  • 4.3.1 Расчёт основных параметров щёточных моечных установок87
  • 4.3.2 Расчёт эжектора90
  • 4.3.3 Расчёт геометрических размеров эжектора91
  • 4.4 УСТРОЙСТВО И РАБОТА МОЙКИ92
  • 4.4.1 Техническая характеристика92
  • 4.4.2 Устройство мойки93
  • 4.4.3 Работа мойки95
  • 4.4.4 Управление мойкой96
  • 4.5 УСТРОЙСТВО И РАБОТА ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ «СВИРЬ-2,5М»97
  • 4.6 РАСЧЕТ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ106
  • 4.6.1 Расчет песколовушки106
  • 4.6.2 Расчет толщины стенки корпуса фильтра107
  • 4.6.3 Расчет толщины стенки плоского днища и крышки фильтра109
  • 4.6.4 Подбор фланца и расчет стяжных болтов109

5 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ112

  • 5.1 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ НАСОСНОЙ УСТАНОВКИ112
  • 5.1.1 Анализ условий труда на участке уборочно-моечных работ112
  • 5.1.2 Меры по обеспечению безопасных и здоровых условий труда113
  • 5.2 РАСЧЕТ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ УЧАСТКА МОЕЧНЫХ РАБОТ117
  • 5.2.1 Расчет вытяжной вентиляции117
  • 5.2.2 Расчет приточной вентиляции120
  • 5.3 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ НА МОЙКЕ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ124
  • 5.3.1 Общие требования безопасности124
  • 5.3.2 Требования безопасности перед началом работы125
  • 5.3.3 Требования безопасности во время работы125
  • 5.3.4 Требования безопасности в аврийных ситуациях126
  • 5.3.5 Требования безопасности по окончании работ127
  • 5.4 МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТЫ КОРПУСА ЕО В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ127
  • 5.5 МЕРЫ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ133

6 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА136

  • 6.1 РАСЧЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ136
  • 6.2 РАСЧЕТ ТЕКУЩИХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ137
  • 6.3 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА139
  • 6.4 ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРОЕКТА141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ142

Методы и организация технического обслуживания


В зависимости от программы работ техническое обслуживание выполняется на поточной линии или на тупиковых постах, а текущий ремонт - на универсальных или специализированных постах.

Техническое обслуживание может быть организовано на поточных линиях при сменной программе не менее: для ТО-1 - 12-М5; а для ТО-2 - 54-6 обслуживании технологически совместимых автомобилей (при наличии диагностических комплексов соответственно t2-M6 и 74-8).

Совместно с техническим обслуживанием выполняются операции текущего ремонта малой трудоемкости.

Тупиковый метод технического обслуживания автомобилей. Особенностью тупикового метода является то, что весь комплекс работ данного вида обслуживания выполняется на тупиковом универсальном посту группами рабочих различных специальностей. Положительными свойствами тупикового метода технического обслуживания являются независимый въезд и съезд автомобилей с постов, что позволяет использовать посты для обслуживания различных моделей автомобилей. Однако при таком методе обслуживания затрудняется применение специализированного оборудования, требуются большие производственные площади для постов, а также высокая квалификация рабочих, занятых обслуживанием (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Схема технологической планировки универсального тупикового поста ТО-1 для ЗИЛ -ГЗО : 1 - слесарный верстак; 2 - ларь для обтирочных материалов; 3 - тележка для транспортировки аккумуляторных батарей; 4 - трехфазная штепсельная розетка; 5 - передвижной пост слесаря-авторемонтника; 6 - воздухораздаточные автоматические колонки; 7 - стеллаж-вертушка для нормалей; 8- гайковерт для гаек колес; 9- подъемник гидравлический передвижной; 10-подставка под ноги для работы в осмотровой канаве; 11- яшик для инструмента и крепежных деталей; 12 - передвижной пост, электрика; 13 - установка для отсоса отработавших газов; 14 - переходный мостик

На таком посту выполняют контрольные, регулировочные и крепежные работы по агрегатам и механизмам автомобиля, а также работы электротехнические и’ по системе питания и шинам. Смазочные, заправочные и – очистительные работы предполагается выполнять на отдельном специализированном посту смазки. На тупиковые посты автомобили ставят и снимают своим ходом..

Поточный метод технического обслуживания автомобилей. При поточном методе все работы данного вида обслуживания выполняются на нескольких расположенных в технологической последовательности специализированных постах, которые образуют поточную линию. Посты поточной линии располагаются прямолинейно, что обеспечивает наиболее краткие пути перемещения автомобилей с поста на пост, а также позволяет применять механическую тягу.

Расположение автомобилей на постах поточной линии может быть продольным (ось автомобиля совпадает с осью поточной линий) и поперечным (ось автомобиля перпендикулярна оси поточной линии).

При поперечной расположении автомобилей На постах сокращается длина поточной линии, а также облегчается в случае необходимости вывод автомобиля с любого поста.

Ввиду различного объема и характера работ поточные линии организуют раздельно для каждого вида обслуживания. В отдельных случаях поточная линия ТО-1 может быть использована для выполнения работ ежедневного обслуживания или ТО-2.

Перемещение автомобилей на поточных линиях может осуществляться собственным ходом’, вручную (на специальных тележках) или с помощью механических конвейеров (прерывного или непрерывного действия).

Для ТО-1 и ТО-2 применяются конвейеры только прерывного действия. Для ЕО могут применяться конвейеры прерывного и непрерывного действия.

Ниже приведены примерные схемы организации технологического процесса технического обслуживания автомобилей поточным методом.

Ежедневное обслуживание. В зависимости от типа автомобилей и уровня механизации работ ЕО может быть организовано на 2-3 постах. Для грузовых автомобилей типичной является поточная линия с тремя постами: пост 1 - механизированная мойка автомобилей, пост 2 - обтирка или обдув автомобилей воздухом, пост 3 - дозаправка автомобилей маслом и водой, контроль давления воздуха в шинах и подкачка воздуха до нормы.

Рис. 2. Схема технологической планировки универсального тупикового поста ТО-2 для ЗИЛ -130: 1 - подъемник для осмотровой канавы- ларь для обтирочных материалов; 3 - слесарный веретак; 4 - бак для тормозной жидкости; 5 - тележка для транспортировки аккумуляторных батарей; 6 - пост электрика-карбюраторщика; 7 - стеллаж-вертушка для нормалей; 8 - пост слесаря-авторемонтника; 9 - тележка для снятия и установки колес; 10 - электрогайковерт для гаек колес грузовых автомобилей; 11- установка для отсоса отработавших газов; 12 - электрогайковерт „для гаек стремянок рессор; 13 - подставка для работы в осмотровой канаве; 14 - ящик для инструмента и” крепежных деталей; 15 - воздухораздаточная колонка; 16 - подвод сжатого воздуха; 17- маслораздаточный бак

Рис. 3. Схема технологической планировки 1 - направляющие ролики; 2-конторский стол; 3- слесарный верстак; 4 - в - переходный мостик; 7 - передвижной пост электрика; 8- тележка,для деталей; 10-гидравлический передвижной подъемник; 11 - гайковерт для гаек автоматйческая колонка; 14 - маслораздаточная колонка; 15 - передвижной пост отработавших газов; 18 - ларь для обтирочных материалов; 19- механизмы маслом; 22-воронка-для слива отработанных масел; 23-передвижной солидоло авторемонтника; 26 - гайковерт для гаек стремянок;

Первое техническое обслуживание. Может быть организовано на 3-5 постах. На рис. 3 показана схема технологической планировки поточной линии на три поста: пост 1 - контрольные, крепежные и регулировочные работы и работы по обслуживанию системы питания; пост 2 - контрольные, крепежные, регулировочные и электротехнические работы; пост 3 - контрольные, крепежные, шинные, смазочные, заправочные и очистительные работы.

К поточной линии со стороны въезда на нее и выезда примыкают тамбуры размером на 1 автоместо каждый. Тамбур, расположенный в начале поточной линии, предназначен для использования его в качестве роста подпора, т. е. места для стоянки автомобиля, ожидающего обслуживания на поточной линии. Тамбур, расположенный в конце поточной линий, предназначен для выполнения тех работ, которые не были выполнены за время такта поста.

Второе техническое обслуживание. На рис. 4. показана схема технологической планировки поточной линии на четыре поста: пост 1 - контрольные, крепежные, регулировочные работы и по обслуживанию системы питания; пост 2 - контрольные, крепежные; регулировочные работы, а.также по обслуживанию электрооборудования; пост 3 - работы по обслуживанию тормозной системц, рулевого управления и ходовой части; пост 4 - для выполнения смазочных, заправочных и очистительных работ.

Около тупиковых постоб и поточной линии необходимо размещать промежуточный склад и производственные участки, которые обеспечйвают поточную линию деталями и механизмами, необходимыми для выполнения работ текущего ремонта. Оборудование для тупиковых постов и поточных линий подбирается с учетом разработанной технологии технического обслуживания и моделей автомобилей.

Организация технического обслуживания и текущего ремонта на АТП . Организация этих работ основывается на технологическом принципе формирования производственных подразделений, при котором каждый вид. технического воздействия (TO-1, TO-2, TP и др.) выполняется специализирован’нымй подразделениями. Подразделения (бригады, участки и исполнители), выполняющие однородные виды технического воздействия, объединяются в производственные комплексные участки (производственные комплексы).

Комплекс ТОД (техническое обслуживание с диагностированием) выполняет собственно техническое обслуживание, сопутствующий ремонт и работы по диагностированию автомобилей.

В состав комплекса входят специализированные бригады, выполняющие:
— ежедневное обслуживание (бригады ЕО);
— первое техническое обслуживание (бригады TO-1);
— второе техническое обслуживание, регламентные работы и сопутствующие текущие ремонты (бригады TO-2);
— диагностические работы (бригада Д).

Комплекс TP (текущий ремонт) объединяет подразделения, производящие работы по замене неисправных агрегатов, узлов и деталей автомобилей на исправные, а также крепежно-регулировочные и другие работы по текущему.ремонту непосредственно на автомобилях.

Рис. 4. Схема технологической планировки 1 - механизм привода ворот; 2 - установка для тепловой защиты ворот; 3 - 5- установка для отсоса отработавших газов; 6 - верстак слесарный; 7 - электроканавы; 9 - тележка для снятия колес; 10 - воздухораздаточная колонка; 11 - тормозной жидкости; 14- стол для оформления и хранения документов; 15-пост раздаточные бачки; 18 - маслораздаточные колонки; 19 пост смазчика-заправщика; грузового автомобиля; 22 - ящик для инструмента и крепежных деталей; 23 - подвод шарнирные воронки для слива отработавших масел; 26 - передвижной солидоломиссионным маслом; 28 - переходные мостики

Комплекс РУ (ремонтный участок) объединяет участки, производящие работы по. обслуживанию и ремонту снятых с автомобилей агрегатов, узлов и деталей, изготовлению деталей, а также другие работы, не связанные с непосредственным выполнением их на автомобилях.

Возвращающиеся с линии автомобили осматриваются дежурным механиком. Исправные автомобили направляются в зоны ЕО и хранения. Автомобили, подлежащие очередному техническому обслуживанию й неисправные досле мойки, направляются на соответствующие посты диагностирования, обслуживания и ремонта или в зону ожидания (если посты заняты).

Контрольно-осмотровые работы выполняются механиком контрольно-технического пункта и водителем. Моечно-уборочные работы - специализированной бригадой, в состав которой входят уборщики, мойщики и обтирщики. Заправочные работы - водителем. Приемка выполненных работ осуществляется водителем или перегонщ-иком. Выборочный контроль - работниками OTK .

В начале смены водитель проводит осмотр автомобиля, убеждается в его исправности и выполняет операции по ЕО.

К атегория: - Техническое обслуживание автомобилей

На автомобильном транспорте принята планово-предупредительная система ТО-1, ТО-2 и ТР профилактики и ремонта агрегатным методом. Принципиальные ее основы установлены действующим Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Сущность этой системы заключается в том, что комплекс профилактических работ проводится в плановом порядке через установленный пробег, а ремонтные воздействия, т. е. устранение возникающих в процессе эксплуатации отказов и неисправностей, выполняются по потребности. Ее целью является постоянное поддержание высокой технической готовности транспортных средств при наименьших затратах труда и времени.

1. Общая часть
1.1 Введение
1.2 Характеристика объекта проектирования и анализ его работы
2. Расчетно-технологическая часть
2.1 Расчет годовой производственной программы
2.2 Расчет числа производственных рабочих
2.3 Расчет числа постов, линий для зон ТО и ТР, диагностирования
2.4 Выбор и обоснование метода организации технологического
процесса ТО и ТР
2.5 Распределение рабочих по постам, специальности,
квалификации и рабочим местам
2.6 Подбор технологического оборудования
2.7 Расчет производственных площадей
3. Организационная часть
3.1 Схема технологического процесса
3.2 Выбор и обоснование режима труда и отдыха
3.3 Техника безопасности и производственная санитария
4. Конструкторская часть
4.1 Назначение, устройство и работа, достоинства и недостатки,
инструкция по эксплуатации установки для мойки колес
5. Заключение
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Производительность моечных установок на сквозных постах или поточных линиях уборочно-моечных работ обычно составляет 30 - 40 автобусов в час при расходе воды 400 - 500 л на один автобус (без учета расхода воды на мойку низа).

Передвижение автобусов во время мойки производится самоходом или при помощи конвейера с автоматическим управлением со скоростью 6 - 9 м/мин.

Установка ГАРО для автоматической мойки автобусов отличается от рассмотренной выше наличием четырех спаренных, вертикальных щеток, установленных по обеим боковым сторонам автобуса на специальных распашных поворотных кронштейнах. Распашные кронштейны (рис. 9) в процессе работы могут расходиться, располагая щеточные барабаны под углом 180° и сходиться под действием пневматического привода в исходное положение. Такое устройство позволяет щеточным барабанам прижиматься к вертикальной поверхности кузова автобуса, следуя его контуру.

Рис. 9. Схема положения вертикальных щеток автоматизированной установки ГАРО для мойки автобусов, модель ЦКБ-1126:

А, Б, В - передняя, боковая и задняя части автобусов; I - узел левых щеток; II - узел правых щеток

Горизонтальная щетка монтируется на качающейся раме, установленной в подшипниках несущей стойки. С противоположной стороны щетки установлен противовес. Привод осуществляется от индивидуального электродвигателя.

Для мойки сильно загрязненных частей кузова к щеткам под давлением сжатого воздуха из специального резервуара подается моющий раствор.

Производительность мойки 30 - 39 автобусов в час при расходе 300 л воды на 1 автобус.

Основные рабочие элементы механизированных щеточных установок для мойки легковых автомобилей (автоматического действия) аналогичны установкам для мойки автобусов.

Проездной тип мойки обладает большой производительностью
(от 30 - 45 автобусов в час и более) и сочетается с установками для внутренней уборки и наружной сушки, расположенными на поточной
линии, оборудованной конвейером. Стационарный тип установки
обладает меньшей производительностью (до 20 автобусов в час) и не получил широкого распространения.

Примером механизированной многощеточной установки для мойки легковых автомобилей может служить установка ГАРО модели М-115 (рис. 10). Установка включает душевую рамку 2 предварительного смачивания, служащую одновременно для подачи моющей жидкости, горизонтальную щетку 4, вертикальные цилиндрические щетки 5 и 6, подвешенные к консолям, поворачивающимся на стойках вокруг общей оси, душевую рамку 7 для ополаскивания автомобиля, бачок 3 для моющего раствора, аппаратный шкаф с пультом управления. Горизонтальная щетка подвешена консольно на качающемся рычаге. Управление установкой осуществляется с помощью командоконтроллеров 8 - 13.

Рис. 10. Схема моечной установки модели М-115

Прижатие щеток к поверхности кузова и их возврат в первоначальное положение происходит под действием пружин и тросо-блочной системы с грузами (противовесами). Под действием грузов одна, из щеток блока стремится сохранить положение, перпендикулярное направлению движения автомобиля, что обеспечивает качественную мойку передней и задней частей кузова.

Моющий раствор подается по специальным трубкам к горизонтальной и двум вертикальным щеткам. В качестве моющего раствора применяется 2 - 3%-ный раствор сульфанола с водой (1 - 1,5 кг на 50 л воды), подогретой до 40 - 50 о С.

В установке применены управляющие командоконтроллеры 8-13.

Производительность установки 30 - 40 автобусов в час при расходе от 250 до 380 л воды на мойку одного автомобиля. Общая мощность электродвигателей 5,5 кВт.

Кроме рассмотренных основных типов моечных установок
промышленного изготовления, в некоторых случаях для особых
условий или мойки специализированного подвижного состава"
применяются специальные конструкции передвижных моечных
установок.

Так, передвижная установка для мойки автобусов (рис. 13) используется в случаях, когда отсутствует специальное помещение для мойки, а хранение автобусов производится временно на открытой стоянке.

Все оборудование моечной установки смонтировано на цистерне поливочного автомобиля. Привод щеток осуществляется гидромотором. Подача воды или моющей жидкости производится из
цистерны насосом. Для перемещения консоли со щетками в рабочее или транспортное, положение служит пневматический подъемник, приводимый в действие от пневмосистемы шасси автомобиля. Мойка кузова автобуса осуществляется при его передвижении вдоль моечной установки, вначале одной, а затем другой стороной.

Рис. 13. Передвижная щеточная установка для мойки автобусов

Вспомогательное, оборудование постов мойки автомобилей.

Сточные воды после мойки автомобилей могут содержать до 1200 мг/л нефтепродуктов и 2500 мг/л взвешенных частиц, которые загрязняют не только водостоки канализационной системы,
но и естественные водоемы. Для сохранения чистоты воды, в естественных водоемах, а, следовательно, для оздоровления окружающей среды посты мойки оборудуются грязеотстойниками и маслобензоуловителями.

Принцип действия последних основан на разнице в удельных весах воды, грязи и нефтепродуктов.

В грязеотстойник (рис. 14) вода с поста мойки автомобилей поступает по трубе 1 и попадает в емкость 3, находящуюся в земле. Взвешенные твердые частицы при этом теряют свою скорость и осаждаются на дно отстойника. Очищенная вода через водослив 4 стекает по трубе 5 в маслобензоуловитель, а оттуда - в канализационную сеть. Труба 2 предназначается для вентиляции грязеотстойника.

Рис. 14. Схема грязеотстойника

Очищенная от механических примесей вода из грязеотстойника по трубе 1 (рис. 15) поступает под колпак 2 и далее, заполняет колодец 3 до уровня, определяемого кромкой водослива 4, переливаясь через которую, она стекает в канализацию по трубе 5.

Масло и бензин вследствие малого удельного веса (в среднем
для смеси 0,85) скапливаются в верхней части колпака и располагаются на уровне, превышающем уровень воды в колодце. Накапливающаяся в горловине колпака смесь масла и бензина отводится по трубопроводу 6 в емкость 7, которую периодически опорожняют.

По мере накопления осадки из грязеотстойника удаляют. На АТП с числом, хранения автомобилей более 50 очистка грязеотстойников должна быть механизирована. В последнее время получили распространение следующие средства механизации удаления грязи: насосы диафрагменного типа, грязевой насос-смеситель и инжектор, скребковый транспортер, контейнер, гидроэлеватор и другие устройства. Диафрагменные насосы наиболее просты и эффективны.

Рис. 15. Схема маслобензоуловителя: а - слив очищенной воды; б - сбор нефтепродуктов

При использовании инжектора (рис. 16) для удаления грязи из отстойника вода с помощью насоса 10 под давлением не менее 0,4 МПа подается в напорную трубу 9 инжектора. Отсюда через сопло 7 вода поступает в диффузор 6 и создает в нем разрежение, в результате чего вместе со струей воды увлекается шлак (осевшая грязь на дне отстойника), образуя пульпу, которая по трубе 5 и отводящей трубе 4 поступает в бункер 3, расположенный на высоте, что позволяет загружать из него кузов автомобиля-самосвала. Чтобы отводить воду из пульпы, поступающей в бункер, служит труба 1 с прорезями, прикрытыми козырьками 2, через которые отстоявшаяся из пульпы вода стекает в канализацию.

Для разжижения осевших в грязеотстойнике осадков в напорной трубе 9 сделано отверстие 8 для подачи, воды.

Недостатком инжекторного устройства является возможность слеживания осадков, что затрудняет образование пульпы. Грязеотстойник и маслобензоуловитель располагают на территории двора гаража вблизи моечного поста. При раздельном устройстве грязеотстойник может быть расположен в помещении вблизи постов мойки, а маслобензоуловитель - только вне задания.

Рис. 16. Схема инжекторного устройства для очистки грязеотстойника

Система оборотного снабжения (повторного использования - воды) состоит из сборника-резервуара сточной воды, откуда она насосом подается в фильтры, где очищается от взвешенных частиц. Фильтры могут быть из пористых материалов или вибрационные. Нефтепродукты удаляются по методу флотационной очистки и коагуляции. Флотационный метод очистки основан на прилипании частиц нефтепродуктов к пузырькам воздуха, которыми искусственно насыщаются сточные воды, и всплывании образующего комплекса с последующим их улавливанием. Коагуляция - процесс свертывания в хлопья нефтепродуктов, находящихся в коллоидальном состоянии и выпадении их в осадок.

В последнее время для очистки воды от нефтепродуктов применяются фильтры из синтетических нетканых материалов, обладающих высокой адсорбционной и адгезионной способностью к нефтепродуктам.

Протирка кузова насухо производится после окончательного ополаскивания его чистой водой, при этом удаляется влага с наружных поверхностей кузова. Для протирки вручную применяют замшу, фланель и другие гигроскопические материалы. У грузовых автомобилей обтирают кабину, боковые и передние стекла, капот, крылья и фары.

При механизации процесса внешнего ухода за легковыми автомобилями для сушки кузова применяют обдув холодным (реже - подогретым) воздухом. Холодным воздухом обдувают кузов при помощи специальной воздуходувной установки (рис. 17).

Рис. 17. Воздуходувная установка модели ЦКБ М-Ц1 для сушки автомобиля после мойки:

1 - вентилятор; 2 - электродвигатель вентилятора; 3 - несущая ферма

Вентиляторы типа «Сирокко» нагнетают воздух в воздухораспределительные трубы со щелевидными насадками, расположенными в плоскости поперечного сечения и продольной оси кузова.

Пропускная способность установки 30 - 40 автомобилей в час. Общая мощность электродвигателей 22,5 кВт. Число вентиляторов - 3.

Относительно большой расход электроэнергии является основным недостатком этого типа установки. Из зарубежной практики известна воздуходувная машина фирмы «Секкато» (Италия), входящая в комплект автоматической моечной установки.

Мощность трех вентиляторов составляет 16,8 кВт. Установка обеспечивает подачу воздуха 300 м 3 /мин при скорости 60 м/с. Продолжительность сушки 2 мин.

Недостатком сушки холодным воздухом, как указывалось выше, является значительный расход электроэнергии. Однако и применение теплого воздуха, вследствие небольшой его теплопроводности (в 250 раз меньше железа), также недостаточно эффективно, из-за слишком низкого коэффициента использования тепла. Перспективным методом сушки автомобиля после мойки следует считать использование ламп инфракрасного излучения, а также терморадиационную сушку панелями темного инфракрасного излучения, обладающими незначительной потерей тепла на его рассеивание.

3.2 Выбор и обоснование режима труда и отдыха

Работа производственных подразделений, занятых в АТЦ текущим ремонтом, должна быть согласована с режимом работы автомобилей на линии. При выборе режима работы производственных подразделений должны быть установлены следующие показатели:

Количество рабочих дней в году - 305;

Сменность работ - 1 смена;

Время начала работы – 7 00 ч;

Время окончания работы – 16 00 ч.

Совмещённый график работы производственных подразделений АТП и автомобилей на линии:

7:00 9:00 9:15 11:00 12:00 14:00 14:15 16


Рабочее время производственных подразделений АТП


Время работы автомобилей на линии

Время на переодевание (15 мин.)

Время на перерывы

Перерыв на обед

3.3 Техника безопасности и производственная санитария

Расчет естественного освещения.

Качество ТО и ТР машин и производительность труда на производственных предприятиях в значительной степени зависят от освещенности и микроклиматических условий в помещениях и на рабочих местах. Недостаточное и неправильное освещение рабочих мест часто служит причиной несчастных случаев и заболеваний зрительных органов. Поэтому проектирование рационального освещения и создание нормального температурного режима должны выполнятся с обязательным учетом всех санитарно-гигиенических и строительных требований. При проектировании производственных и вспомогательных помещений должно предусматриваться естественное и искусственное освещение.

Учитывая высокую биологическую и гигиеническую ценность естественного света, стремятся максимально использовать светлый период суток. Естественное освещение может проникать сквозь верхние и боковые устройства. Для естественного верхнего освещения на кровлях зданий предусматривают световые фонари, в дополнение к освещению, улучшающие и естественную вентиляцию. Боковые устройства выполняют в наружных стенах зданий в виде оконных проемов или отдельные части стен делают прозрачными из пустотелых стеклянных блоков. Верхние и боковые устройства проектируют так, чтобы естественный световой поток использовался максимально, но без попадания прямых солнечных лучей на освещаемую поверхность.

Расчет поточной линии непрерывного действия при полной механизации работ по мойке и сушке автомобилей и отсутствии уборочных операций, выполняемых на других постах вручную, число постов линии соответствует числу механизированных установок (для мойки автомобилей, дисков колес, сушки). Рабочие на линии при этом могут отсутствовать за исключением оператора для управления системой. Для обеспечения максимальной производительности линии пропускная способность отдельных постовых установок должна быть равна пропускной способности основной установки для мойки автомобилей . В этом случае такт линии и необходимая скорость конвейера определяются из выражений:

где - производительность механизированной моечной установки автомобилей на линии; а - габаритная длина автомобиля, м; - расстояние между автомобилями на постах линии, м.

Поскольку по условию нашего проекта линия обслуживания предусматривает механизацию только моечных работ, и требуются дополнительные операторы мойки, осуществляющие предварительное ополаскивание с целью сбива снега, грязи, насекомых с лакокрасочного покрытия, а также продувку замков и дверных проемов транспортного средства после поста сушки. В этом случае такт линии (в минутах) рассчитывается с учетом скорости перемещении автомобилей, обеспечивающей возможность выполнения работ вручную в процессе движения автомобиля.

Пропускная способность (авт/ч) линии

Число рабочих Р ео , занятых на постах ручной обработки зоны обслуживания, определяется так:

где - число линий обслуживания; - трудоемкость уборочно-моечных работ выполняемых вручную при механизированной мойке, чел.-ч. При полностью механизированной мойке, трудоемкость уборочно-моечных работ в 5 раз ниже, чем при ручной, следовательно = 0,04 чел.-ч. Тогда число рабочих будет равно:

Из этого следует, что в смену на предприятии будут находится 4 человека: менеджер, кассир-оператор и 2 оператора мойки. Проектируемое предприятие планируется при круглосуточном режиме работы, следовательно необходимо 3 бригады, работающих по 8 часов. Итого создано 12 рабочих мест.

Площади автомоечного комплекса по своему функциональному назначению подразделяются на две основные группы: производственно-складские и вспомогательные .

В состав производственно-складских помещений входят зоны уборочно-моечных работ, склады, а также технические помещения энергетических и санитарно-технических служб и устройств (компрессорные, трансформаторные, насосные, вентиляционные камеры и т.п.). Для малых комплексов при небольшой производственной программе некоторые участки с однородным характером работ, а также отдельные складские помещения могут быть объединены .

В состав вспомогательных площадей предприятия в соответствии со СНиП 1192-76 входят: санитарно-бытовые помещения, пункты управления, административные помещения.

Определение площадей помещений

Состав и площади помещений определяются размером станции обслуживания и видами выполняемых работ. На начальном этапе проектирования расчет ведется укрупнено. В последующем, при разработке вариантов планировочного решения, площади уточняются.

Площадь производственных участков для выполнения уборочно-моечных работ определяется по формуле 8.

где - площадь, занимаемая автомобилем и оборудованием в плане, рассчитывается, зная габаритные размеры оборудования, поскольку размеры автомобиля не превышают его размеров. Из этого следует, =94 м 2 ; - количество постов и автомобиле-мест в расчетной зоне, =1; - коэффициент плотности расстановки оборудования.

Коэффициент К п представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане. Величина К п зависит от габаритов автомобиля и расположения постов. При одностороннем расположении постов К п =6 - 7. При двухсторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания К п может быть принят равным 4 - 5.

Данная площадь является минимальной, поскольку учитана площадь, занимаемая оборудованием, без учета складских помещений, офисных помещений, зоны въезда автомобиля и выезда.

Расчет площадей вспомогательных помещений. Вспомогательные помещения (административные, общественные, бытовые) являются объектом архитектурного проектирования и должны соответствовать требованиям СНиП II-92-76 «Вспомогательные здания и помещении промышленных предприятий».

Детальная разработка вспомогательных помещений производится в объеме архитектурно-строительной части проекта на основании заданий проектировщиков-технологов. Расчет площадей отдельных вспомогательных помещений производится по соответствующим нормам и числу работающих .

Площади административных помещений рассчитываются исходя из штата управленческого аппарата, а общественных помещений - списочного числа работающих. Площади бытовых помещений рассчитываются исходя из штатной численности работающих, числа работающих в наиболее многочисленной смене, группы производственного процесса по классификации СНиП II-92-76, соотношения числа мужчин, и женщин. Исходя их всего этого суммарная площадь вспомогательных помещений составит 72 м 2 .

На предприятии автоматической мойки туннельного типа обслуживания легковых автомобилей наиболее распространенными являются склады запасных частей, насосных станций, гидравлических насосных модулей, резервуаров с очищенной водой, эксплуатационных материалов (отдельное или общее помещение) и склады инструмента. Расчет складских помещений станции технического обслуживания легковых автомобилей определяется в зависимости от видов хранимых запасных частей и материалов из расчета на 1000 комплексно обслуживаемых автомобилей. Так в нашем проекте склад предназначен для хранения запасных частей моечного оборудования, материалов, различной химии, ПАВ, смазочных и заправочных материалов, а также в нем установлены гидронасосы и насосные станции. Необходимо предусмотреть отдельное помещение для системы оборотного водоснабжения с резервуарами для очищенной воды. Зная размеры оборудования и его необходимое количество, а также количество химии необходимой на обслуживание автомобилей в течение месяца, можно рассчитать площадь складских помещений:

где - суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м 2 ; - коэффициент плотности расстановки оборудования, согласно данным по ОНТП АТП СТО для механизированных моек, =2,5, следовательно:

Исходя из всего этого общая площадь занимаемая зданием составит приблизительно 600 м 2 .

Технологическая планировка производственных зон и участков представляет собой план расстановки постов, автомобиле-мест ожидания и хранения, технологического оборудования, производственного инвентаря, подъемно-транспортного и прочего оборудования и является технической документацией проекта, по которой расставляется и монтируется оборудование .

Для разработки общего объемно-планировочного решения автомоечного комплекса в ряде случаев недостаточно иметь только площади отдельных помещении, рассчитанных по удельным показателям, а необходимо знать геометрические размеры и конфигурацию отдельных зон и участков, что требует укрупненной проработки их планировочных решений. Это, прежде всего, относится к зонам мойки, особенно при поточном методе организации обслуживания, и участкам с крупногабаритным оборудованием. Поэтому в ряде случаев проработка планировочных решений отдельных зон и участков производится одновременно с разработкой общего объемно-планировочного решения зданий автомойки .

Уточнение и окончательная доработка технологических планировок зон я участков выполняются на основе размеров помещений исходя из принятого общего объемно-планировочного решения зданий.

Для размещения постов мойки и уборки автомобилей, бытовых помещений а также системы оборотного водоснабжения, должны предусматриваться отдельные производственные помещения.

Посты уборочно-моечных работ располагаются в отдельных помещениях, что связано с характером выполняемых операций (шум, брызги, испарения).

На рисунке 23 представлена планировка автомоечного комплекса с расстановкой струйно-щеточной системы Sonny"s 75 MT, вспомогательного оборудования, бытовых помещений и складских помещений.

  • 1 - устройство безопасного въезда на конвейер (Correlator); 2 - транспортер скрытого типа; 3 - арка предварительного отмачивания;
  • 4 - ОМНИ I 650 - арка обработки под давлением на въезде; 5 - система нанесения химии на бампер; 6 - модуль нанесения пены на диски;
  • 7 - модуль нанесения пены на покрышки; 8 - ПАУК - комбинированный модуль с щеткой колес; 9 - модуль нанесения трехцветной пены;
  • 10 - ОМНИ I 650 - Арка мойки под давлением; 11 - модуль очистки днища; 12 - ДОЖДЬ модульная система ополаскивания;
  • 13 - полировщик покрышек; 14 - система сушки; 15 - система оборотного водоснабжения; 16 - резервуары для очищенной воды;
  • 17 - одиночные насосные станции; 18 - двойные насосные станции; 19 - тройная насосная станция; 20 - гидравлический насосный модуль; 21 - склад химии; 22 - фотодатчики; 23 - центр управления моторами; 24 - контроллер (компьютер) Tunnel Logic - RUS; 25 - компрессор

Рисунок 23 - Планировка автомоечного комплекса

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то