Тайна гибели руководителей восточно-туркестанской республики.  Марк Олейник

Здесь сошлись не Восток и Запад (вопреки Киплингу) а два очень разных Востока: тюркский и китайский. Да так при этом искрят, что восстания, теракты и даже попытки геноцида не утихают уже триста лет!

Возможно, именно здесь самый долгоиграющий межэетнический конфликт в мире. И я попал в его эпицентр, на пороховую бочку – в Кашгар. Но уникален город далеко не только этим.

Позиции для снайперов, трехзвездочные туалеты, фальшивые памятники истории, кладбищенский Тадж-Махал и отрубленные головы на тротуаре – смотрим!

1 Путь в Кашгар сказочно красив. Будь то на машине или верблюде через пустыню или же самолётом. Тот редкий полёт, когда я сидел не только с открытым иллюминатором, но и открытым ртом. Мы пролетали над пустнными равнинами и скомканными горами древнего Тянь Шаня. А вот там, за белыми вершинами, уже начинается страна .

2 Перед самой посадкой замечаю остатки древних цивилизаций или заброшенных посёлков. Спустя пару минут ландшафт меняется, появляются асфальтовые дороги, загруженные машинами.

3 Кашгар не сражает наповал с первого взгляда. Если вы уже бывали в других городах Китая, особенно таких небольших (полмиллиона населения по китайским меркам это так, чуть крупнее посёлка), всё будет знакомым. Широкие дороги и заборчики вместо разделительной полосы, чтоб не бегали. Муравьи на мопедах, гоняющие по тротуарам. И непременная архитектура в стиле местной народности. В Китае проживает несколько сотен национальностей, почти у каждой есть свой собственный автономный район, и здания стараются строить в традиционном стиле. Вот только на деле всё получается ещё более одинаковым, только с разной облицовкой.

4 По Кашгару удобно перемещаться на такси. Аэропорт тоже рядом, в 10 километрах от центра. Но приготовьтесь, что по дороге в город придётся выложить 40-60 юаней (400-600 рублей), как договоритесь. Обратно можно легко уехать уже за 30. А в пределах города 5 и не дороже 10. Счётчик включать бомбилы не любят, точнее они его просто не выключают. А ещё не удивляйтесь, если к водитель захочет подсадить к вам и других пассажиров: как и в , в Кашгаре такси -- общественный транспорт.



5 Я уже писал о сверхжёстких мерах безопасности в городе, власти боятся терактов со стороны исламистов и всех держат под колпаком. Собираясь в эту поездку, я оставил квадрокоптер дома (и как потом оказалось, правильно сделал). Мой отель охраняли трое вооружённых полицейских в касках и бронежилетах, но выход на крышу при этом был открыт нараспашку. А с крыши - вид прямо на главную площадь. Казалось бы, раздолье для снайпера?

6 Вид на суннитскую мечеть Ид Ках. Рядом развевается флаг Китайской Народной Республики. Обратите внимание, что флагшток выше минаретов.

7 Вид на так называемый "старый город", который на самом деле новодел. Вдалеке виднеются многоэтажные районы.

8 В начале 21 века историческую часть Кашгара стерли с лица Земли, построив на месте глинобитных трущоб такие же точно трущобы из кирпича. Жить лучше не стало. Зачем власти так поиздевались над древним городом, узнаете в одном из следующих репортажей про Кашгар, не пропустите.

9

10 На площади у мечети скучают фотографы под зонтиками.

11 Такие же точно аттракционы были в детстве, только я фотографировался с Микки Маусом и волком из "Ну погоди!", а уйгуры делают портреты на фоне главной городской достопримечательности.

12 Работы одного автора так покорили меня, что я немедленно попросил сделать мне такой же портрэт. Хочу на коне, но ещё чтобы в тюбетейке! Почти договорились, но ушёл ни с чем: фото делают неделю.

13 Кашгар - в прошлом важнейший город Шёлкового пути, в честь этого на площади стоит памятник торговому каравану.

14 С незапамятных времён здесь живут уйгуры, и хотя сегодня в СУАР (Синьцзян-Уйгурском автономном районе) они значительно разбавлены китайцами-ханьцами, именно в Кашгаре их по-прежнему большинство.

В античные времена хорошо развитая Уйгурская цивилизация оказывала огромное влияние не только на Среднюю Азию, но и на Китай. Однако в ХVIII веке уйгуры под натиском маньчжурских китайцев потеряли независимость. Оккупированные территории стали называться Синьцзян, что с китайского означает «Новые рубежи».

Уйгурский автономный округ или Восточный Туркестан, расположенный по соседству с республиками Средней Азии, Монголией и Россией, является самой большой провинцией Китая. В регионе проживает чуть больше 16 миллионов населения, среди которых лишь 42% уйгуров. Рождаемость среди коренного населения резко уменьшилась и приводит к полной ассимиляции уйгуров, что на руку демографической политике китайских властей. //uyghurtoday.com



15 Международные организации называют происходящее в регионе притеснением, а то и открыто обвиняют КНР в геноциде уйгурского народа. В этом репортаже, впрочем, вы не найдёте ни одного полицейского кордона или блокпоста на дороге, как будто их нет. Но поверьте, а лучше прочитайте отдельный пост, который я написал под впечатлением от увиденного. Это похоже не охрану порядка, а на оккупацию. Полицейских микроавтобусов на улицах больше, чем маршруток в базарный день. Стражи порядка ездят с постоянно включёнными "мигалками" и ревут на всю округу сиренами, и ранним утром вместо привычного для мусульманского региона призыва муэдзина на молитву вы услышите предупреждения через громкоговоритель, что лучше этого не делать. А работающим на госслужбе уйгурам запрещено посещать мечети под страхом увольнения.

16 Но если не замечать патрули, на улицах вы увидите множество уйгуров (и даже кыргызов и казахов) в национальных головных уборах, вывески и указатели будут продублированы на уйгурский язык, арабская "вязь" легко различима среди иероглифов. А найти китайский ресторан при половине ханьского населения почти невоможно...

17 А как же уйгурская кухня? Можно написать про неё отдельный огромный пост. Тандырные лепёшки, казы, конечно же плов...честно говоря я вообще не заметил особых отличий от привычной москвичам узбекской кухни. А времени было немного. Так что, туркестанские блюда буду изучать во время поездки в Узбекистан, а потом обо всём расскажу.

18 Орехами и сухофруктами тоже не удивить, такое везде в Средней Азии. Да и вообще, было бы глупо забираться в такую даль ради еды: узбекские базарчики и чайханы в России и так сплошь и рядом.

19 Другое дело с фруктами, манго до нас просто не доезжают. А спелые арбузы и дыни в начале марта можно отведать только на месте.

20 Что понравилось - уйгурские шашлыки. Они скорее похожи на кавказские, чем на китайские шашлычки-кебабы на зубочистках. Только уйгуры мясо завораичвают в лаваш. Вкусно. А полистайте галерею, посмотрите на их мангалы!

22 Блюдо, которое я не смог разгадать и не решился попробовать. Внутри те же лепёшки с кусочками мяса и шматками жира. Знаете, как они называются?

23 Центральные, но нетуристические улочки Кашгара невероятно колоритны.

24 И уже не знаешь, где старина, а где новоддел.

25 Главное, что люди настоящие, не поддельные!

26

27 И посреди всего этого восточного великолепия - туристический туалет. Трёхзвёздочный! Само собой, платный. Стоит, правда, как любой другой - один юань. Как было внутри не покажу, но больше двух звёзд я бы не дал. Теперь ищу пятизвёздочный, сравнить.






28

29 Долго не мог понять что это за странные кристаллы. Великий гугл открыл мне тайну, это нават - узбекский сахар. Ну и уйгурский заодно.

30 Кашгарский супермаркет похож на любой китайский, за исключением того, что здесь ВООБЩЕ нет молочного и сырного отдела. Ну не едят они сыр, а европейцев слишком мало чтобы держать ради них даже пару кусков пармезана. Зато есть разноцветные тыквенные семечки, русский мёд (внезапно) и украинские конфеты "Рошен" (ещё более внезапно, листайте галерею!)





31 Найти колорит за пределами Старого города всё сложнее. Власти коммунистического Китая старательно вычищают прошлое, подменяя его порой похожими, но не аутентичными зданиями.

32 А порой и вовсе возводя на месте былых трущоб типовое панельное жильё. Но не это ли та самая забота государства о народе?

33 Весь современный Кашгар в одной фотографии.

34 Лучшее, что есть в этом городе, его жители-уйгуры. Невероятно колоритные, равнодушно-доброжелательные, идеальные фотомодели. Не было ни одного раза, чтобы уйгур прогнал меня с фотокамерой, отвернулся или закрыл глаза. Они просто замирают перед тобой, позволяя заморозить момент вашей встречи. Словно понимают, следующие поколения будут другими.

35 И в самом деле, детишки уже совершенно иначе реагируют на иностранцев. Именно что реагируют на камеру, начинают позировать, улыбаться или убегать в стеснении. Старики выше этого.

36 За пределами центра Кашгара наверняка есть множество интересных мест, не исхоженных туристами. Вот только они до такой степени неизвестны внешнему миру, что найти что-либо стоящее на окраинах не удалось. Исключение - мавзолей Аппака Ходжи, его вы как раз видели на заглавной фотографии. Пришло время рассказать о нём подробнее. Китайцы возводят на территории рядом огромный парк для туристов.

37 Сегодня музейный комплекс, а когда-то место религиозного поклонения. Место, где уйгуры черпают силы, и в то же время не прощают свои слабости. Кажется, по большим мусульманским праздникам мечети действуют, в остальные дни войти может даже "неверный", заплатив 30 юаней за вход.

38 Величественная и древняя усыпальница правителей Кашгарии стоит посреди огромного мусульманского кладбища. Казалось бы, само здание совершенно в своей симметрии, но помнению китайцев чего-то не хватало....что бы сюда добавить? О, зеркальный пруд, чтобы было похоже на Тадж Махал! Сказано - сделано, все подготовительные работы уже завершены, осталось налить воды, запустить рыбу и убрать забор.

39 В какой-то момент осознал, что эти разноцветные изразцы - единственный подлинник Кашгара. Всё вокруг стремительно меняется и не представляет никакой ценности, можно даже построить пруд на месте старого кладбища. Но саму усыпальницу трогать не решаются.

40 Это главная мусульманская святыня для уйгуров. И вместе с тем, сам Аппак Ходжа - самая ненавистная личность в истории их народа.

Его называют змеей пригретой на груди, волком в овечьей шкуре. Именно он когда-то ради своих амбиций развязал кровавую войну, которая унесла тысячи жизней. Именно он, заручившись поддержкой Китая, незаконно занял престол, установил жесточайшую диктатуру и заставлял уйгурских крестьян платить себе дань, и в итоге правление Аппака Ходжи принесло тяжелые последствия для уйгуров. // bizuyghurlar.com


После смерти Аппак Ходжи его потомки играли важную роль в Кашгарии более полутораста лет. В том числе, его внучкой была принцесса Ипархан, легендарная личность для уйгуров и китайцев. Ипархан была супругой известного кашгарского ходжи — Хан-ходжи, который наряду со своим братом был во главе уйгурских ополчений, оказывавших сопротивление цинским войскам. Ипархан самолично участвовала в некоторых сражениях, а после смерти мужа была пленена и отправлена в Пекин, к цинскому императору Цяньлуну. Предания о Сянфэй, сохранившиеся в Китае и Синьцзяне, сильно разнятся. Как правило, речь идёт о том, что стареющий Цяньлун был пленён её природной красотой, но ещё в большей степени — исходившим от её тела запахом. Около 1760 года она поступила в императорский гарем, но всегда мечтала вернуться на родину и даже совсем не улыбалась до тех пор, пока императору не удалось воссоздать перед её окнами в миниатюре облик родного селения, включая мечеть.

Она умерла, покончив жизнь самоубийством в 1788 году, и 120 слуг по приказу императора доставили её тело в Кашгарию, где оно было похоронено в сохранившейся по сей день родовой усыпальнице. В памяти уйгурского народа Ипархан осталась не только борцом за свободу, но и верной женой своему мужу, поскольку покончила с собой, не пожелав стать женой китайского императора. Про неё слагают легенды, пишут книги, снимают фильмы. // Википедия



42 Туристов на кладбище уже не пускают, оно за забором.

43 Зато можно погулять по территории и обнаружить несколько древних, и кажется недействующих мечетей. Всё это тоже часть музея.

44 На случай, если кто-то захочет помолиться, есть камеры наблюдения, а неподалёку дежурит вооружённый полицейский с деревянным копьём и прозрачным щитом для разгона беспорядков.

45 Над воротами мечети висит фотография китайских мусульман вместе с Председтелем Си. Фото, вероятно, сделано ещё до того, как он возглавил Китай, на заднем плане его предшественник, Ху Цзиньтао.

46

47 А в этом здании сто лет назад располагалось консульство Российской империи. Последнее вещественное напоминание о "Большой игре " - геополитической гонке России и Великобритании за господство в Центральной и Южной Азии. Хотя соперничество продолжалось большую часть 20 века (а говорят, существует и теперь), русское консульство после революции 1917 года закрылось. Сейчас здание находится на территории отеля "Семан", где часто часто размещают группы иностранных туристов.

48 Несколько лет назад в исторических интрьерах можно было провести ночь, а на стене висела табличка "Бывшее русское консульство". Позже в здании сделали небольшой музей , брали за вход 15 юаней, а теперь и вовсе продали "неизвестным лицам", которые закрыли консульство на ключ и начали внутри ремонт.






49 От внутреннего убранства дипломатической миссии ничего не осталось, что ещё раз подтверждает грустную правду: китайцам плевать на историю, как на свою, так и тем более на чужую.

50 Кашгар не очень популярен у иностранных туристов. Среди китайцев тем паче, в стране множество других мест, которые можно посетить, тогда как СУАР это очень далеко и считается небезопасным регионом.

51 Для меня же это один из самых любопытных в Азии регионов, часть огромной и самобытной исторической области, котороую больше не найти на карте мира. Благодаря "большим играм", Туркестан раздроблен на множество стран, а сами уйгуры рассеяны по миру.

52 Кашгар нужно спешить видеть таким, какой он сегодня, пока полупрозрачный призрак прошлого ещё возможно ухватить за хвост.

53 К тому же, через несколько лет в Кашгар протянут линию скоростной железной дороги, а в будущем город может стать частью амбициозного китайского проекта "нового Шёлкового пути" через Россию и Казахстан в Европу, и тогда...

54 Понравился пост? Ставьте лайк и делитесь с друзьями в соцсетях! А завтра в 10 утра приходидте снова, расскажу про продажную скотину.

Политический термин, до некоторой степени соответствующий географическому, Таримский бассейн. Он установился сравнительно очень недавно, взамен прежних: более распространенного Малой Бухарии и менее известных Алтышара (шестиградие) и Джеттышара… …

X.5. Синьцзян (Восточный Туркестан) - ⇑ X. ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ X.5.1. Тохарские государства … Правители Мира

Туркестан - I название в XIX начале XX вв. территории в Средней и Центральной Азии, населённой тюркскими народностями. Восточный Туркестан включал провинции Западного Китая, Западный Туркестан среднеазиатская территория России, северная часть Афганистана … Энциклопедический словарь

Туркестан (регион) - У этого термина существуют и другие значения, см. Туркестан. Карта Туркестана Туркестан (перс. ترکستان‎ Torkestān … Википедия

Карта Туркестана Туркестан (узб. Turkiston, перс. ترکستان «Страна тюрков») название историческо географического региона Центральной Азии в XIX веке и начале XX века. В состав этого региона входили территории следующих современных государств … Википедия

Туркестан - Туркестан: Туркестан (перс. ترکستان‎ «страна тюрков», узб. Туркистон, каз. Түркістан) исторический регион Центральной Азии, населенный народами тюркского происхождения. Ранее было распространено также персидское название региона Туран … Википедия

Туркестан Восточный - см. Восточный Туркестан … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Туркестан (историко-географич. область) - Туркестан, историко географическая область, включавшая в 19 ‒ начале 20 вв. территорию современной Средней Азии и Казахстана, а также часть Центральной Азии, населённую тюркскими народностями. Условно Т. делился на Западный, или Русский (южная… … Большая советская энциклопедия

Восточный фронт Русской армии - У этого термина существуют и другие значения, см. Восточный фронт. Восточный фронт Русской армии Годы существования 24 сентября 1918 20 февраля 1920 Страна … Википедия

Туркестан история древняя - Термин Т. (собств. Туркистан, ср. Афганистан, Белуджистан, Кафиристан и т. п.), т. е. страна турок, употреблялся арийским населением Средней Азии для обозначения степей, населенных кочевниками турецкого происхождения, и в литературе впервые… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Этнос, языки, религии , . В монографии даются всесторонний источниковедческий анализ и историческая интерпретация письменных памятников, оставленных разноязычными обитателями Восточного Туркестана. Даны… Купить за 1600 руб
  • В сердце Азии. Памир - Тибет - Восточный Туркестан , Гедин Свен Андерс. Новинка в суперпопулярной давно зарекомендовавшей себя серия! Великолепное подарочное издание для собирателей домашней библиотеки, для интересующихся русской историей, великими личностями и…

Краткая история Восточного Туркестана. Восточный Туркестан (Уйгурстан, Уйгурия), также с 1955 года известный как Синьцзян – Уйгурский автономный район Китая, расположен в самом сердце Азии. Из-за своего удобного расположения на древнем Шелковом Пути, более 2000 лет он был знаменитым центром торговли. Земля Восточного Туркестана дала рождение многим великим цивилизациям, и на различных этапах своей истории был колыбелью знаний, культуры и государственности. Действительная территория Восточного Туркестана составляет 1,82 млн. кв. км. Находясь по соседству с провинциями Китая, Восточный Туркестан был введен в состав Китайской Народной Республики в результате военного вторжения Коммунистического Китая в октябре 1949 года. На востоке Восточный Туркестан граничит с Китаем и Монголией, на севере с Россией, на западе с Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Индией, а на юге с Тибетом. Восточный Туркестан имеет богатую историю и различные географические особенности. На его территории есть огромные пустыни, величественные горы, а также красивые реки, луга и леса. Народ Восточный Туркестан – это родина тюркоязычных уйгуров и других народов центральной Азии, таких как: казахи, киргизы, узбеки, татары и таджики. Согласно последней переписи населения в Китае 2010 года, официальная численность населения Восточного Туркестана составляет 21,81 миллионов человек, включая 8,75 миллионов этнических ханьцев (40,1%), незаконно переселившиеся в Восточный Туркестан после 1949 года (в 1949 году численность этнических ханьцев составляло 260 000 человек). Уйгуры примерно составляют 10,2 миллионов (согласно переписи населения 2000; данные по численности уйгуров за 2010 год все еще не опубликованы) и по-прежнему составляют большинство населения Восточного Туркестана. Тем не менее, растущее число этнических ханьцев делает уйгуров второсортными на собственной земле. Несмотря на это уйгурские источники указывают на то, что настоящая численность уйгуров составляет около 20 миллионов человек. Логической восточной границей Восточного Туркестана является Великая Китайская Стена. И исторически, и культурно Восточный Туркестан является частью Центральной Азии, а не Китая. Народом Восточного Туркестана являются не китайцы, а тюрки центральной Азии. Исторические факты свидетельствуют о том, что история уйгуров в Восточном Туркестане насчитывает более 4000 лет. На всем протяжении истории древние уйгуры и другие местные народы создавали независимые государства, которые процветали на территории Восточного Туркестана. Легендарный Шелковый Путь проходил через земли уйгуров, и уйгуры сыграли важную роль в культурном обмене между Востоком и Западом, а так же развили свою уникальную культуру и цивилизацию. На раннем этапе своей истории, уйгуры, как другие тюркские народы Центральной Азии, верили в шаманизм, манихейство и буддизм. Начиная с I в. н.э. и до прихода ислама, Восточный Туркестан был одним из великих центров буддистской цивилизации. Взаимоотношения между уйгурами и мусульманами начинается в начале IX в., тогда и начался переход к исламу. Исламизация уйгурского общества ускорилась в период правления караханидских каганов. Процветали искусство, наука, музыка и литература, так как исламские религиозные институты были заинтересованы в развитой культуре. В этот период появляются сотни всемирно известных уйгурских ученых, написано тысячи ценных книг. Самыми важными среди этих работ являются: книга уйгурского ученого Юсупа Хаса Хаджиба, “Кутадгу билиг” (“Наука о Счастье”, 1069-1070), и Дивани Лугат ат Тюрк (словарь тюркских наречий), Махмуда Кашгари. Цинский период Независимое уйгурское ханство в Восточном Туркестане – Ханство Саида, так же известное как Яркентское государство, было оккупировано в 1759 году Цинской династией, правившей в то время Китаем, так Восточный Туркестан присоединился к Цинской империи. Маньчжурские правители управляли Восточным Туркестаном как военной колонией в период с 1759 по 1862 год. За этот период уйгуры Восточного Туркестана смело выступали против иностранного правления в их стране. Они 42 раза восставали против цинского правления с целью восстановления независимости. Окончательно маньчжуро–китайские войска были изгнаны в 1864 и уйгуры восстановили независимое государство под названием “Йэттэшахар” (Семиградье). Тем не менее, независимость длилась не долго, в 1876 году Китайские войска снова вторглись на территорию Восточного Туркестана. После восьми лет кровавой войны, Цинская империя официально присоединила к себе территорию Восточного Туркестана и 18 ноября 1884 года переименовала ее в “Синьцзян” (что означает “Новая Территория”). Китайское правление в Восточном Туркестане После того как в 1911 году китайские националисты свергли Цинскую Империю, Восточный Туркестан попал под управление китайских военачальников, которые в последние годы правления Цинской Империи контролировали администрации провинций. В этот период центральное правительство Китая имело небольшой контроль над Восточным Туркестаном. Уйгуры, которые хотели освободить себя от иностранного ига, организовывали множество восстаний против китайского режима, и дважды (в 1933 г и 1944 г) достигли восстановления независимой Восточно-Туркестанской Республики (ВТР). Тем не менее, независимость республики закончилась, в результате военного вторжения и политических интриг со стороны Советского Союза. В октябре 1949 войска Народной Освободительной Армии (НОА) Китая вошли в Восточный Туркестан, окончательно свергнув независимое государство ВТР. На территории Восточного Туркестана китайские коммунисты образовали Синьцзян – Уйгурский автономный район. Период правление китайскими коммунистами Восточным Туркестаном можно считать самой темной главой в истории уйгуров и страны. В современных условиях само существование уйгурской нации находится под угрозой. Китайское коммунистическое правительство используют ужасные репрессивные методы в различных кампаниях против уйгуров и других местных народов Восточного Туркестана, с целью полного освоения территории Восточного Туркестана. Против жестокой, разрушительной и репрессивной политики Китайского правительства против самоопределения и существования коренного народа, уйгуры и другие местные народы Восточного Туркестана отказываются подчиняться Китаю и все еще поддерживают знамя борьбы против Китайской оккупации, переданной им великими предками.

В середине XVIII века в Восточном Туркестане шла война за чистоту ислама, между мусульманскими группировками, которая в конечном итоге привела враждующих группировок приглашению китайцев для урегулирования споров.

Китайцы быстро урегулировали, а конкретно захватили Восточной Туркестан. В захвате и удержания Восточного Туркестана китайцам помогала правящая элита Туркестана. Таким образом, правящая элита продала свой народ.

Казахский ученый Чокан Валиханов дважды был в Восточном Туркестане, в 1856 г в составе Российской дипломатической миссии и в 1858-1859 гг в качестве купца. Он как ученый и разведчик в своих тщательных исследованиях в дневнике подробно описал причины потери своей независимости Восточного Туркестана.

Читателю предлагается в сокращенном виде записи из книги Чокана Валиханова «Избранные произведения» М. 1986.

XIV и XV столетия особенно замечательны для среднеазиатского мусульманства появлением многих учителей, которые приобрели имя святых и чудотворцев. Самарканд и Бухара были средоточием религиозной учености Востока, и развившийся там казуизм достиг наконец и Кашгара. Один из сеидов, потомков Магомета, происходивший в ближайшем колене от имама Ризы, ходжа Махтуми-Азям, приобрел богословскую известность в Бухаре. Приехавши в Кашгар, он был встречен народным уважением и получил от кашгарских ханов богатые поместья, а после смерти Махтуми-Азяма сыновья его, Имам-Калян и ходжа Исак-Вали, были почтены таким же уважением и сделались религиозными патронами мусульман Восточного Туркестана.

С этого времени ходжи начали пользоваться большим значением. Ханы воздавали им почести, а народ оказывал им глубокое уважение. Каждый из двух сыновей ходжи Махтуми-Азяма был окружен толпой последователей, а также множеством фанатических суфи (наибов), дувана (дервишей) и послушников.

Таким образом, образовались две партии, отличавшиеся не столько существом учения, сколько характером и качествами лиц, стоявших во главе их. Последователи Имама-Каляна назывались и ш к и я, а последователи ходжи Исака-Вали называли себя и с а к и я, а впоследствии усвоены первыми названия белогорцев, а последним — черногорцев, которые и поныне существуют.

Вскоре по зарождении этих партий проявились и враждебные между ними отношения, конечно, сперва религиозного характера, но когда все население Шести городов разделилось на два неприязненных лагеря, тогда к религиозным распрям приоединились и стремления к политическому преобладанию. Такое направление ясно выразилось, когда ходжи Аппак, глава белогорской партии, достиг через посредничество джунгаров светской власти; оно привело Восточный Туркестан к потере своей независимости, потому что как джунгары, так и китайцы умели воспользоваться взаимной ненавистью белогорцев и черногорцев и, поддерживая одну из сторон, успели подчинить всю страну своей власти…

…Пользуясь раздорами в семействе Аппака, другой брат Измаил-хана, Акбаш, утвердился ханом в Яркенде и вызвал черногорского ходжу Даниеля, который находился в Ходженте. Кашгарцы, которые были всегда ревностными белогорцами, призвали Ахмет-ходжу и провозгласили его ханом. Между Кашгаром и Яркендом завязалась кровопролитная война. Кашгарцы, вспомоществуемые дикокаменными киргизами, осадили Яркенд, чтобы схватить Даниель-ходжу; яркендский хан Ашем из киргизских султанов, призванный в этот город после того, как Акбаш-хан, неизвестно почему, вместе с сыном Аппака Мехди уехал в Индустан, разбил с своими кайсаками наголову кашгарцев, но вскоре, по проискам ходжей, должен был уйти в свои степи, и светская власть над городом Яркендом и Хотаном сосредоточилась в руках Даниель-ходжи.

В это самое время калмыки пришли с большим войском в Яркенд. Даниель-ходжа воспользовался этим случаем, чтобы заслужить внимание джунгаров: с своими яркендцами он присоединился к калмыцкому войску, которое направилось в Кашгар. Кашгарцы после нескольких сражений должны были отворить ворота. Калмыки по выбору народа назначили хакимбека, а кашгарского ходжу Ахмеда увезли вместе с союзником и семействами их на Или…

…В 1764 г. Китай захватил Джунгарию. Джунгария, оставшаяся пустой после избиения полумиллиона олотов, была населена китайцами из провинции Гань-су, и для дальнейшей колонизации сделано постановление, по которому эта страна сделана местом постоянной ссылки преступников. Для охранения страны переселены манчжуры, солдаты зеленого знамени и образованы военные поселения в Илийском округе из сибо, солонов, дауров и чахаров. Для обрабатывания земли семь тысяч семейств мусульман записаны в казенные землепашцы (таран), остатки истребленных джунгаров получили определенные места для кочевок. Для управления завоеванным краем назначен был цзян-цзюнь с тремя товарищами, из которых один должен был жить в Тарбагатае, а другой в Малой Бухарии. Затем китайские войска вошли в Восточный Туркестан (Малая Бухария) и захватили ее.

Относительно Малой Бухарии, которая оказала более сопротивления, китайцы были осторожны; внутренне управление оставлено на прежних основаниях. Только для поддержания внутреннего спокойствия в значительных городах расположены гарнизоны, для охранения границ поставлены пикеты (караул) и для быстроты сообщения устроены станции. Столь успешное покорение Джунгари и Малой Бухарии возбудило в китайцах воинственный дух и жажду завоеваний. В правление Цянь-Луна китайцы, по-видимому, хотели повторить времена династии Тан. В 1756, 1758 и 1760 годах китайские отряды вступали в земли киргиз Средней орды.

Падение сильной Джунгарии, бывшей грозой для Средней Азии, и, наконец, завоевание единоверной Малой Бухарии навели на всю Азию панический страх, тем более что по господствовавшему преданию суеверные мусульмане верили, что перед окончанием света китайцы покорят весь мир. Владетели киргизких орд (Средней -Аблай, Малой — Нурали) и бурутские старшины спешили войти в сношения с Поднебесной империей. Аблай в 1766 году признал себя вассалом богдыхана и получил княжеский титул. Нурали послал посольство в Пекин. Кокандский владелец Эрдене-бий (у китайцев Одона) в 1758 году, а впоследствии преемник его Норбута-бий (у китайцев Налопота) также признали покровительство Сына неба.

Несмотря на эту видимую покорность, азиатцы были сильно встревожены, особенно когда в 1762 году явились к хану Средней орды Абульмамету и султану Аблаю китайские послы со 130 человек и объявили, что по воле Цянь-Луна они намерены с наступлением весны послать войско в Туркестан и Самарканд и для препровождения войска просили людей, лошадей, быков и баранов. Эрдене-батыр, овладевший в то время Ташкентом, владетель Ходжента и Урятюпа Фазыл-би и киргизские султаны послали письмо к авганскому владетелю Ахметшаху, сильнейшему из азиатских владетелей в это время, и просили его спасти мусульманский мир от нашествия неверных…

…Весной 1763 года пришли авганские войска и стали между Кокандом и Ташкентом. Депутации от Ахмета были посланы во все мусульманские страны, приглашая всех правоверных на газат — «войну за веру». Торговые сношения среднеазиатцев с Китаем были прерваны, к чему убеждали и киргизов.

Посольство, отправленное от Ахмета с требованием отдать обратно Восточный Туркестан ходже, было дурно принято в Пекине. Туркестанцы ожидали своего избавления и клятвенно обещались бороться за независимость, а жители Уш-Турфана, надеясь на помощь мусульман, произвели в 1765 году восстание, вследствие которого город этот был совершенно истреблен. Авганский шах был занят войной с сейками (т.е. сикхами), а другие среднеазиатские владельцы были так слабы, что явно не смели враждовать с Китаем, и, таким образом, эта лига кончилась ничем, но имела, впрочем, то значение, что виды Китая распространить свои пределы до Ташкента, Сайрама, Сузака и Туркестана, пренадлежавших джунгарам, были остановлены…

…На западе распространение владычества Китая ограничилось естественными рубежами Восточного Туркестана и союзом, готовым к сопротивлению. На северо-западе граница Китая примыкала к кочевьям киргизов и бурутов и представляла мало естественных препятствий. Менее фанатичные жители северо-западных границ сами искали покровительства богдыхана. В 1463 году по просьбе киргизского посольства богдыхан дал грамоту, дозволявшую кочевать киргизам на местах, оставшихся пустыми после джунгаров, т.е. в степях между Балхашом и Джунгарским Алатау…

…Официальная перепись, сделанная китайским правительством при покорении этой страны, по которой до сих пор получают подати и налоги, служит единственным фактом для определения численности туземного населения. По ней число семейств в Шести городах определяется таким образом: Кашгар — 16 тыс. домов, или семейств, Янысар — 8 тыс., Яркенд — 32 тыс., Хотан — 18 тыс., Аксу — 12 тыс. и Турфан — 6 тыс.

Главные массы населения сосредоточены в городах; селения хотя занимают и обширное пространство, но мало населены…

…Китайские гарнизоны расположены в Малой Бухари в таком количестве: в Кашгаре — 5500 человек, в Яркенде — 2200, в Хотане 1400, в Аксу — 600 и в Турфане -800. Присоединяя к этому гарнизоны в значительных селениях (Бурчуке — 300 человек, в Сайраме — то же число) и считая команды на пограничных караулах и на станциях, купцов и частных лиц, нужно полагать, что оно не превышает 15 тыс…

…В Восточном Туркестане купечество как сословие не существует, а так как духовенство не имеет влияния, то между дворянством и народом лежит неодолимая преграда. Дворянство отчуждено от народа интересами, привелегиями и происхождением. Следуя китайским церемониям, оно избегает связи с народом, который хотя встречает его поклонами и унижением, но ненавидит бесконечно.

Податной класс народа находится в Восточном Туркестане в самом жалком состоянии. Китайцы (т.е. китайские чиновники), беки и даже азиатские иностранцы, которые в городах Малой Бухарии составляют по независимому своему положению свободный класс, все равно его презирают и все требуют, чтобы им каждый гражданин и земледелец делал поклон. Китайские чиновники и беки, даже манджурские солдаты разделили народ между собой. Каждый из них имеет клиентов. Клиент-горожанин обязан доставлять патрону мясо, сало и другие жизненные припасы, а клиенты из деревень пашут землю и по очереди обязаны являться на службу к своему господину, где исполняют его домашние работы.

Чиновники ничего не делают, получают жалованье от китайцев, поборы с туземцев, а народ трудится, чтобы уплатить законные налоги, насытить корыстолюбие китайцев и беков и чтобы не умереть с голоду. Вследствие этих причин чиновники с правами наследственными (другими словами, туземное дворянство) имеют большие капиталы, собранные с народа в продолжение многих лет путем притеснений и лихоимства, владеют обширными землями, садами, имеют по нескольку домов. Земли и сады разрабатываются бесплатно, дома строятся также бесплатно и из даровых материалов. За получение мест правителей дворяне дают китайцам огромные деньги и в год управления успевают их пополнить, даже с процентами.

Мелкие чиновники обеспечены не менее дворян, хотя родовых имений не имеют. Хлеб, пищу, деньги доставляют им клиенты. Все чиновники, как только достигают до 5 степени (род чина), тотчас приобретают земли, дома и деньги, при помощи которых их потомки получают наследственность.

Народ живет бедно, терпит нужду и трудится вечно. Если бы туркестанцы могли пользоваться плодами своих трудов, то они были бы одним из богатых восточных народов, каким они были прежде. Непомерные налоги, система клиентизма и насилие беков отнимают у них почти все достояние…

Непомерный сбор китайского и туземного правительств и неравномерная раскладка податей делаются еще более тягостными от незаконных поборов, которые налагают туземные чиновники в обществе с китайскими мандаринами…

…Военные силы китайцев в Шести городах простираются до 15000 человек. Туземцы военной службы не несут. Первоначально туркестанцы имели свою милицию, но китайцы, находя это вредным, уничтожили ее и в Западном крае на всем пространстве его границ содержат войска из манджуров, китайцев, тунгусов и чахар, отстраняя совершенно туземцев от военного дела. Олоты обращены в скотоводов, а туркестанцы — в землепашцев…

Китайцы, как известно, дурные солдаты; войска, расположенные в Малой Бухарии, еще менее воинственны. Занимая уединенные посты или же заключенные в своих крепостях, они ведут распутную жизнь и все без исключения курят опиум, отчего между ними бывает сильная смертность, физическая и нравственная слабость. При восстаниях китайцы запираются в свои цитадели и в этом положении остаются до тех пор, пока из Или приходят свежие войска для их освобождения.

Китайцы Западного края до того упали духом, что дозволяют киргизам в двух верстах от своих пикетов безнаказанно грабить свои казенные обозы. В Чугучаке байджигитовцы нападают около самого города на торговые караваны, и когда купцы просят помощи китайцев, то они обыкновенно отвечают: «Драться нехорохо». При таком состоянии китайцев защита страны от внешних нападений и внутренних беспорядков делается более и более трудной, тем более что из Или и из Внутреннего Китая не могут давать значительных подкреплений. Во время Джангира вспомогательные войска шли из Внутреннего Китая и Северной линии. В последнее восстание из внутренних провинций китайцы не имели возможности дать подкрепление; из Или послать войска также нашли неудобным без ослабления Кульджи, оттого и были употреблены в 1847 году ссыльные, а в последнее восстание — калмыки…

…Южная линия есть сомнительное достояние Поднебесной империи. Народ ненавидит китайцев и поддерживает постоянные восстания и упорную борьбу. Только военные силы и строгие меры могут поддерживать спокойствие, и если китайское владычество до сих пор держится и попытки ходжей безуспешны, то причина этого заключается: во-первых, в несогласии, взаимной вражде самих туземцев и, во вторых, во влиянии кокандцев. При отстранении этих причин независимость Малой Бухари, по крайней мере Шести городов, от Китая несомненна. Разберем подробно эти причины.

Обременительные налоги, незаконные поборы, лихоимства и притеснения китайцев и беков, поставленных им, раздражают народонаселение Шести городов, и они от души ненавидят как китайцев, так и своих чиновников. Положение китайцев в настоящее время так критично, что они от души ненавидят как китайцев, так и своих чиновников. Положение китайцев в настоящее время так критично, что они должны бы стараться всеми мерами благорасположить к себе народ, но китайцы мало об этом думают. Окруженные кругом враждебными элементами, они вымещают свою злобу на народе, который выносит все это терпеливо и утешается тем, что, когда явится ходжа, он будет отомщен.

Китайцы, сознавая свое бессилие, сделались подозрительными и злыми. После каждого восстания они неистовствуют: предают все грабежу, насилуют женщин, разрушают мечети и предают казни для внушения страха дервишей и других бедных людей, а лиц же, более или менее влиятельных, несмотря на их участие в мятеже, оставляют при прежних должностях, даже дают высшие шарики… В обыкновенное время хотя явные грабежи оставляются (т.е. прекращаются), но притеснения сильны. Китайцы бьют на улицах всех, которые не сходят с лошадей, отнимают и бесплатно берут товары в лавках и даром обедают в ресторанах. Всякий китайский чиновник получает разные жизненные припасы даром, имеет клиентов из туземцев, которые находятся в их распоряжении как рабы.

Подозрительность китайцев и туземных чиновников не знает пределов. Полиция бдительна и хорошо знает свое дело… Патриотические песни также преследуются, но безуспешно.

Кашгарские чиновники выбираются китайцами. Высшие из них — комульцы и турфанцы; они, будучи чужды народу, которым управляют, заботятся только о собственных выгодах, чтобы составить состояние, и так как власть их зависит от китайцев, то во всем угождают своим покровителям. Усвоив одни дурные стороны китайской цивилизации, они недоступны и важны к своим подчиненным, унижаются перед китайцами и проводят дни свои в пьянстве и обществе женщин сомнительного поведения, доставляя эти же удовольствия китайским чиновникам, которые приезжают к ним в гости. Мелкие чиновники копируют высших, но более их грубы и дерзки.

Беки более китайцев притесняют своих единоверцев, налагают неправильные доходы (т.е. налоги), берут все даром, бьют на улице народ для показания своей власти. Туземцы, не заплатившие подать, подвергаются наказанию до тех пор, пока не найдут средства удовлетворить или бежать: вообще, отговорки не принимаются. С иностранцами чиновники вежливы, но уклончивы и подозрительны. Китайцам хорошо известны злоупотребления туземных чиновников. Автор книги «О Западном крае», долго служивший в Малой Бухари, говорит: «Сильные притесняют слабых, и беки любят наживаться насилием; если бедный скопит сколько-нибудь имущества, то стараются высосать оное». Зная это, китайцы презирают чиновников, обращаются с ними надменно, но тем не менее поощряют их поступки, ибо это в их политике.

Китайцы доверяют только тем, которые притесняют, следовательно, не имеют ничего общего с народом. Они боятся всего более, чтобы чиновники не соединяли своих интересов с интересами народа: тогда они сделались (бы) для них опасными. Жители шести городов редко занимают высшие места, особенно кашгарцы, которые считаются самыми ненадежными подданными. В Кашгаре был из уроженцев его правителем один Кутлубек, и тот не удержался. Вообще, чиновники, поднявшись до шестой степени, не могут служить на родине. Таким образом, китайцы достигают своей цели: чиновники составляют совершенно отдельный класс, отчужденный от народа и совершенно им преданный; только между низкими, особенно в селениях, есть патриоты, каковы были Халыкбек и Таирбек — артышские минбеги.

Итак, народ ненавидит китайцев и беков. При этом возникает вопрос: если китайцы сами слабы и обставлены в самой Малой Бухари враждебными элементами, то что же (является) причиной того, что ходжи не имеют до сих пор успеха? Жители Шести городов по причинам, объясненным выше, разделяются на две религиозно-политические партии: белогорцев и черногорцев, которые имели своих духовных патронов (пиров). Между пирами этих партий происходила борьба за светскую власть над Малой Бухарией., вследствие чего дух партий принял политическое значение, как и права религиозных патронов заменились отношениями светских владетелей. Вражда между ними постепенно так усилилась, что целью их существования сделался антагонизм. Белогорец должен во всем противодействовать черногорцам, а черногорец — белогорцам. В этом заключается религиозный догмат и политические убеждения этих партий.

В то же время когда в Восточном Туркестане восторжествовала черногорская партия и вступила в борьбу за независимость родины с джунгарами и китайцами, белогорцы соединились с китайцами и, изгнав черногорских ходжей, взяли перевес. Когда в 1758 году белогорские ходжи были в свою очередь изгнаны и начали свои набеги для освобождения отечества, значение партии переменилось. Белогорцы сделались патриотами и теперь ревностно борются за независимость. Черногорцы, как следует, сделались их оппонентами, но так как притеснение китайцев равно действует и на них, то они из оппозиции к своим врагам представляют только консервативную партию, поддерживающую современный порядок вещей…

…Из всего вышесказанного очевидно, что состояние Восточного Туркестана в настоящую эпоху самое плачевное и одинаково неблагоприятно как для китайцев, так и для ходжей. Меры, принятые китайским и туземным правительствами весьма слабы, и, вообще, их политика не имеет никаких залогов к восстановлению спокойствию и тишины, а ограничивается строгой экзекуцией после мятежей, стеснительными и подозрительными происками в обыкновенное время, мерами, ведущими опять к мятежам. Для того, чтобы ходжи имели успех, нужно, чтобы изгладилась вражда между черногорцами и белогорцами, а это очень, очень трудно. Кокандцы всегда будут разыгрывать свою двуличную роль, ибо она для них выгодна. Таким образом, беспорядкам в этой стране не предвидится конца. Последнее событие всего лучше выражает это безнадежное положение Малой Бухарии.
С 1857 года года туземными беками были приняты возможные меры к предупреждению внезапных набегов ходжей; китайцы объявили, как говорят, решение, что туземные власти должны защищать свой город от внешних нападений и что все те из них, кои при появлении неприятеля оставят свои посты, будут подвергнуты смертной казни. Если это справедливо, то объявленная мера, без сомнения, будет действительнейшим средством к пробуждению беков от бездействия и беспечности. До сих пор они брали взятки, угнетали народ различными способами и, когда являлись ходжи, беки, не принимая никаких мер, скрывались в китайскую крепость, и только хакимбеки подвергались за нерадение штрафу или временной ссылке в Илю. Вследствие нового решения беки поставлены в весьма неприятное положение: если ходжа возьмет Кашгар, то им грозит неизбежная смерть или под ударами ходжи, или же в китайском суде. Во избежание всего этого они стали служить еще ревностнее…

Китайцы с древнейших времен придерживаются такой доктрины. Захватив чужую землю, китайцы начинают считать ее своей. И если их из оккупированной территории изгоняли, то они готовились к войне, как за возвращение своей утерянной территории. Такое суждение было и к вассальным государствам. Оно сохранилось и по сегодняшний день.

До середины XX века, хотя Китай и считал Восточный Туркестан своей территорией, но распоряжаться по своему усмотрению не мог. Народ Восточного Туркестана не желал терять свою свободу. На территория Восточного Туркестана до последнего времени практически не жили собственно китайцы (ханьцы). Коренное население региона составляли в основном уйгуры, казахи, киргизы, татары, памирцы и некоторые другие народы. Основной религией региона был ислам.

В 1921 году, следуя ленинско-сталинской национальной политике, на общем съезде в Ташкенте по предложению академика В. Бартольда было принято общее название «уйгуры» (кстати, одно из происхождений названия народа от слова «уйгур» — «объединять, сплачивать»). Был провозглашен курс на создание советской республики Восточный Туркестан и присоединение ее к СССР в качестве союзной республики. СССР поставлял уйгурам оружие, обучал военные отряды, призывал бороться за независимость от буржуазного Китая. В общем, поддерживал огонь национально-освободительной борьбы трудящихся Востока и мировой революции. Возникла независимая Уйгурская республика. Но СССР тогда был слишком занят вспыхнувшим в Средней Азии народным религиозным восстанием басмачей и не смог оказать ей достаточную помощь. Уже перед Великой Отечественной войной советские войска прямо вошли в Синцзян, но нападение немцев отвлекло Сталина, к тому же гоминьдановский Китай стал фактически союзником СССР в борьбе с Японией, союзником Германии. Лишь в 1944 Уйгуристан в связи с общей приближающейся победой над Германией и активизацией восточной сталинской политики был провозглашен независимым Восточным Туркестаном. Берия лично направил в Синцзян отряд в 600 человек чекистов, была создана армия республики Восточный Туркестан в 12 тысяч человек. Особенно СССР хотел контролировать добычу урана, и оттуда уран шел в СССР для советской атомной бомбы.

В 1949 году проамериканский гоминьдан потерпел в Китае поражение, и Китай стал коммунистическим, к власти пришел Мао Цзэдун. Все руководство республики Восточный Туркестан в лице президента, премьер-министра, генералов в количестве 10 человек вылетело на самолете в Москву. По бытующим слухам, делегация уйгуров встретилась со Сталиным. Сталин предложил уйгурскому правительству строить Уйгуристан коммунистическим, социалистическим государством. Но правительственная делегация считала, что Уйгуристан должен быть исламским государством. Такое решение решило судьбу Уйгуристана и его правительства. Самолет с правительственной делегацией потерпел авиакатастрофу в горах под Иркутском и все члены правительства в полном составе погибли. Мао Цзэдун обещал Сталину строить в Уйгуристане коммунистическое общество, и такое решение стало в пользу Китая. В 1949 году Уйгуристан был опять поглощен Китаем. Но советские войска окончательно ушли из СУАР лишь в 1959 году.

С тех пор Китай активно стал заселять эту территорию китайскими колонистами, которые быстро превысили численность тюркского населения. Теснимые китайцами тюрки бросают свои земли и уезжают за границу. Сегодня Восточный Туркестан называется Синьцзян-Уйгурским автономным районом.

Правящая элита уйгуров отказалась от своего мировоззрения, от своего бога Тэнри и Тэнри отвернулcя от них, что плачевно сказалось на судьбe уйгурского народа.

В нашем обзоре по первоисточникам мы поговорим о Джунгарии, которая составляет часть того, что уйгурские борцы за независимость называют Восточным Туркестаном. В мире Восточный Туркестан больше известен как Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР (Xinjiang Uygur Autonomous Region). Поговорим здесь и о населении Синьцзян-Уйгурского района, а именно уйгурах и ойратах (джунгарах).

Синьцзян-Уйгурский Автономный Район, или Синьцзян (Xinjiang, в КНР иногда употребляется написание и как Sinkiang) на карте с сайта «Международного радио Китая» english.cri.cn. Как видим, по отдаленной части Синьцзяна проходит и небольшой участок российско-китайской границы.

Синьцзян-Уйгурский Автономный Район на карте КНР с китайского госсайта russian.china.org.cn.

Запрещенный в КНР Всемирный Конгресс Уйгур (ВУК) называет родину уйгур Синьцзян Восточным Туркестаном, т.е. «страной тюрок». Здесь Восточный Туркестан на карте с сайта ВУК. Синьцзян известен в истории и как Джунгария, по имени также проживавшего здесь монголоязычного народа ойратов, который отличается и от тюрок-уйгур, и от китайцев. Однако многие из ойратов либо покинули бывшую Джунгарию, либо в годы завоеваний были истреблены китайцами. К джунгарам-ойратам относились и откочевавшие в Россию калмыки.

История Восточного

Туркестана по официальной публикации

уйгурского движения за самостоятельность региона

Далее следует очерк истории Восточного Туркестана - Синьцзяна, - района включающего и исчезнувшую Джунгарию, по официальной публикации уйгурского движения за самостоятельность региона. Напомним, что именно Восточным Туркестаном, а не Синьцзян-Уйгурским автономным районом, - термином придуманным китайцами, предпочитают называть свою родину уйгуры. Нижеследующий очерк был опубликован на официальном сайте uyghurcongress.org эмигрантского Всемирного Уйгурского Конгресса, - оппозиционного Пекину и запрещенному ныне в КНР.. Отметим, что материалы на этой странице, за исключением оговоренных примечаний и врезок, отражают точку зрения Всемирного Уйгурского конгресса.

Всемирный Уйгурский

Конгресс и его лидер Рабия Кадыр

Флаг национального движения уйгур за самостоятельность и независимость от КНР.

Флаг национального движения уйгур за самостоятельность и независимость от КНР. Такой флаг используют все уйгурские организации в изгнании, включая Всемирный Уйгурский Конгресс. Вот описание уйгурского флага, согласно сайту правительства Восточного Туркестана в изгнании eastturkistangovernmentinexile.us, ссылающегося на конституционную хартию этого правительства: «Флагом Восточного Туркестана является флаг голубого цвета с полумесяцем и звездой. Голубой цвет флага символизирует небо, в то время как полумесяц и звезда представляют ислам».

Самым известным в мире движением за права уйгур и вообще коренного населения Синьцзяна является Всемирный Уйгурский конгресс. Это эмигрантское движение, основанное в 1992 году под названием Национальный Конгресс Восточного Туркестана (ВУК), представляет собой умеренное течение в среде уйгурских борцов. ВУК, - запрещенное в Китае движение, заявляет о том, что оно готово и на автономию уйгурских территорий в составе КНР, но только на подлинную, даже и без предоставления независимости Синьцзян-Уйгурскогому автономному району.

Герб Восточного Туркестана в изгнании.

Герб Восточного Туркестана в изгнании. Описание герба уйгурских движений содержится на упомянутом выше сайте уйгурского правительства в изгнании: «Государственная эмблема уйгурского правительства в изгнании включает в себя девять круглых точек с каждой из сторон (с правой и левой) Полумесяца. В середину Полумесяца вписана формула на арабском «Bismillahir Rahmanir Rahim» (Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!). От трех звезд над Полумесяцем расходятся по сторонам вышеназванные точки. Эти восемнадцать точек представляют восемнадцать кланов тюрок, проживающих в Восточном Туркестане, в то время как три звезды, символизируют государства Кёктюрков, Уйгуров и Караханидов (Kokturk, Uyhgurs, Qarakhanids) (Kokturk (Кёктюрк) - небесные тюрки, иначе Тюркский каганат. Прим. Portalostranah), которые ранее основывались в Восточном Туркестане.

В тоже время Всемирный Уйгурский Конгресс это неоднородная организация, представляющая в своем составе множество течений и групп, и, возможно, связанная с группами радикалов внутри самого Синьцзяна, ведущими в том числе и вооруженную борьбу. Тем не менее, основным источником финансирования Всемирного Уйгурского Конгресса является грант Конгресса США, выделяемый ВУК как организации, осуществляющей гуманитарную деятельность в сфере мониторинга защиты прав человека.

Харизматичный лидер Всемирного Уйгурского Конгресса Рабия Кадыр подчеркивает свои идеалы и собственным стилем.

Харизматичный лидер Всемирного Уйгурского Конгресса Рабия Кадыр подчеркивает свои идеалы и собственным стилем. Она носит уйгурскую тюбетейку и косички. Стоп-кадр сайт;

Одной из причин популярности в медиа Всемирного Уйгурского Конгресса является харизма возглавляющей организацию с 2006 года Рабии Кадыр.

Рабия Кадыр, мать одиннадцати детей, в свое время время была успешной предпринимательницей в столице Синьцзян-Уйгурского атономного района - Урумчи и одной из богатейщих женщин-предпринимательниц в КНР. Она владела торговыми и деловыми центрами, занималась трансграничной торговлей с близким тюркам-уйгурам Казахстаном, а также поддерживала уйгурскую культуру в Синьцзяне. Кадыр была участником Народного Политического Консультативного совета Китая, совещательного органа при руководстве КНР.

В 1999 году Рабия Кадыр была арестована и осуждена по статье «разглашение государственной тайны» - за информирование Запада о настоящем положение с правами уйгур Синьцзяна. Спустя четыре года Рабия Кадыр была свобождена «в связи с плохим состоянием здоровья» и выслана на Запад. Некоторые члены ее семьи находятся с ней, однако, как сообщается, двое ее сыновей находятся в тюрьме в Синьцзяне, осужденные марионеточным китайским судом соответственно на девять и семь лет за «сепаратистскую деятельность» и «угрозу государственной безопасности».

(Справка подготовлена Мониторингом Portalostanah.ru, октябрь 2011 года);

«Восточный Туркестан, также известный как Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, находится в самом сердце Азии. Расположенный вдоль легендарного древнего Шелкового пути, он был известным центром торговли на протяжении более двух тысяч лет. Земля Восточного Туркестана породила много великих цивилизаций и в разные моменты истории была колыбелью науки, культуры и могущественных держав.

Территория Восточного Туркестана в настоящее время составляет 1820 тысяч квадратных километров. Соседние китайские провинции аннексировали часть территорий после китайского коммунистического вторжения в 1949 году.

Восточный Туркестан граничит с Китаем и Монголией на востоке, с Россией на севере, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Индией на западе, и Тибетом на юге.

Восточный Туркестан располагает богатой историей и разнообразной географией. В нем наличествуют большие пустыни, великолепные горы и красивые реки, луга и леса.

Люди

Восточного Туркестана

Восточный Туркестан является родиной для тюркоязычных уйгуров и других народностей Центральной Азии, таких как казахи, киргизы, узбеки, татары, таджики.

Согласно последней китайской переписи населения 2010 года, нынешнее население Восточного Туркестана составляет 21 млн. 810 тыс., в том числе 8 млн.750 тысяч этнических китайцев (40,1%) противоправно переселившихся в Восточный Туркестан после 1949 года (при этом этнических китайцев - ханьцев насчитывалось в 1949 году в Восточном Туркестане лишь 200 тыс. чел.).

Уйгуры составляют ныне около 10 млн. 200 тысяч чел. (по данным переписи 2000 года, цифры на 2010 год еще не опубликованы), до сих пор составляя большинство населения Восточного Туркестана. Тем не менее, показатели состава населения все больше и больше смещаются в пользу китайцев, делая уйгуров чужими на своей собственной земле. Несмотря на это, уйгурские источники предполагают, что на самом деле реальное численность уйгурского населения региона составляет около 20 миллионов человек.

Восточный Туркестан находится за логической границей Китая, определяемой Великой китайской стеной. Исторически и культурно Восточный Туркестан является частью Центральной Азии, но не Китая. Народ Восточного Туркестана - не китайцы, но тюрки Центральной Азии.

Документы показывают, что уйгуры имеют историю более 4000-летнего пребывания в Восточном Туркестане.

На протяжении всей истории независимые государства, созданные предками уйгуров и других коренных народов, снова и снова расцветали на землях Восточного Туркестана. Жившие вдоль части легендарного Шелкового пути, уйгуры играли важную роль в культурном обмене между Востоком и Западом, при этом создав собственную уникальную культуру и цивилизацию.

В ранней истории, уйгуры, как и большинство других тюркских народов Центральной Азии исповедовали шаманизм, манихейство (эклектичное учение о борьбе света и тьмы перса Манеса Прим.. Начиная с 1 века н.э., и до прихода ислама, Восточный Туркестан был одним крупнейших центров буддийской цивилизации.

Контакты между уйгурами и мусульманами начались в начале девятого века, когда началось обращение в ислам. Во время правления правителей государства Караханидов (Karahanidin), исламизация уйгурского общества ускоряется. Кашгар, столица Караханидов, быстро стал одним из главных учебных центров ислама. Различные искусства и науки, музыка и литература процветали под сенью ислама, способствуя достижению передовой культуры. В этот период появились сотни всемирно известных уйгурских ученых. Тысячи ценных книг были написаны. Среди этих работ книга уйгурского ученого Юсуфа Хас-Хаджиба (Yusup Has Hajip) (Также Yusuf Khas Hajib, Юсуф Хас-Хаджиб, полное имя Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни. Khas Hajib - почетный титул, означающий «Первый советник», пожалованный ученому правителем за книгу. Изображение Юсуфа Хас-Хаджиба появилась на современных кыргызских деньгах достоинстовм в 1000 сомов. Прим. сайт) под названием Kutadku Bilig («Знания для счастья», 1069-1070) и сборник Махмуда Кашгари (Mahmud Kashgari, Muhammad al-Kashgari) Divan-I Lugat-it Turk («Словарь тюркских языков») являются наиболее важными.

Вторжение маньчжуров

Независимое уйгурское ханство в Восточном Туркестане - ханство Seyyid , также известное как ханство Яркенд (Yarkent), было захвачено правителями маньчжурского Китая в 1759 году, когда Восточный Туркестан был присоединен к маньчжурской империи. Маньчжуры правили Восточным Туркестаном, как колонией под военной оккупацией с 1759 по 1862 гг.

В течение этого периода, уйгуры и другие люди Восточного Туркестана отважно выступали против иностранного правления своей землей. Они восставали сорок два раза против маньчжурского управления, добиваясь восстановления своей независимости.

Маньчжуры были изгнаны в 1864 году, и уйгуры создали государство Yetteshahar

(Йеттишар, букв. «Государство семи городов», существовало тринадцать лет.

При этом приграничная с Россией полоса Синьцзяна - Илийский край (с городом Кульджа, бывшей столицей Джунгарии) была оккупирована в этот период (а именно с 1871 по 1881 годы) войсками Российской империи, которая декларировала на официальном уровне поддержку китайского императора и временный характер оккупации.

Непосредственным предлогом российской оккупации было выдвинутое требование к образовавшемуся в ходе антикитайского восстания Илийскому султанату выдачи сбежавшего в Кульджу бунтовщика из местных родов - российского волостного старшины. Россия также опасалась негативного воздействия на умы собственных подданных- тюрок примера соседей. Позднее, несмотря на свою поддержку Китая в борьбе с восставшими, чтобы сохранить хорошие отношения с уйгурами в Китае и тюрками в своих пределах, Российская империя потребовала от Цинской империи не наказывать местное население, бунтовавшее против Китая.

Что касается Илийского султаната, то он сначала представлял локальное государственное образование уйгуров и дунган (дунгане - китайцы, принявшие ислам), но затем только уйгур, после вооруженного столкновения уйгурской общины с дунганами. После более, чем десятилетнего пребывания Российской империи в Кульдже, осталась до сих пор существующая русская община. Эта община проживает в рамках автономного Или-Казахского округа КНР, созданного для казахского меньшинства. властями коммунистического Китая. О точке зрения КНР на оккупацию Россией Илийского края см. . Прим. сайт).

Тем не менее, независимость была недолгой, маньчжуры вторглись в Восточный Туркестан снова в 1876 году. После восьми лет кровопролитной войны Маньчжурская империя формально присоединила Восточный Туркестан к своим территориям, переименовал его 18 ноября 1884 года в «Синьцзян», «новые территории».

Китайское

правление в Восточном Туркестане

После того как китайские националисты свергли Маньчжурскую империюв 1911 году, Восточный Туркестан попал под власть полевых командиров китайской национальности, которые доминировали в провинциальной администрации и в годы существования маньчжурской империи. Китайское центральное правительство имело мало контроля над Восточным Туркестаном в этот период.

Уйгуры, желавшие освободиться от иностранного господства, поднимали многочисленные восстания против китайского правления, и дважды (в 1933 и 1944 гг.) преуспели в создании независимой Восточно-Туркестанской Республики - ВТР (East Turkestan Republic (ETR). Однако эти независимые республики были свергнуты в результате военной интервенции и политических интриг Советского Союза. (В это время СССР несколько раз вводил свои войска по просьбе китайского губернатора на территорию Синьцзяна, что помешать тюркам Китая создать свое государство, считая тюркские движения Синьцзяна, вредящими стабильности советской Средней Азии. Интересно, что в деле оккупации Синьцзяна в тот период СССР сотрудничал с эмигрантскими отрядами белогвардейцев, находившихся после окончания Гражданской войны в России в изгнании - в китайской Кульдже, и также предпочитавшим тюркским государствам власть Гоминьдана в Китае. Прим. сайт).

В октябре 1949 года подразделения Народно-освободительной армия Китая (НОАК) вошли в Восточный Туркестан, окончательно покончив с ВТР. Китайские коммунисты организовали Синьцзян-Уйгурский автономный район (Xinjiang Uyghur Autonomous Region) на территории Восточного Туркестана.

Китайское коммунистическое правление в Восточном Туркестане можно считать мрачными страницами в истории уйгуров и Восточного Туркестана. В нынешних условиях само существование уйгурской нации находится под угрозой. Китайское коммунистическое правительство осуществляет злобную кампанию против уйгуров и других коренных народов Восточного Туркестана, чтобы навсегда закрепить аннексию земель Восточного Туркестана.

Несмотря на все жестокие кампании подавления со стороны китайского правительства против личности и образа жизни, уйгуры и другие коренные народы Восточного Туркестана отказываются считать себя покоренными Китаем, держа факел сопротивления китайской оккупации, переданный им их предками».

Взгляд из Турции

на уйгурскую проблему

На иллюстрации с сайта турецкого вещания TRT: Китайские силы безопасности во время протестной демонстрации уйгуров в столице Синьцзяна - Восточного Туркестана г.

На иллюстрации с сайта турецкого вещания TRT: Китайские силы безопасности во время протестной демонстрации уйгуров в столице Синьцзяна - Восточного Туркестана г. Урумчи в 2009 году.

Турецкое иновещание «Голос Турции», хотя и избегает в своих программах на заграницу выдвигать на первый план уйгурскую проблему, чтобы не раздражать лишний раз КНР, но, тем не менее, никогда не упускает случая сообщить о волнениях в населенном родственными туркам тюрками-уйгурами Синьцзын-Уйгурском автономном районе КНР. Обычно «Голос Турции» в сообщениях приводит и высказывания лидера запрещенного в КНР эмигрантского Всемирного Уйгурского Конгресса Рабии Кадыр, проводя ее данные о многочисленных погибших, раненых и арестованных во время периодических волнений уйгуров в городах Синьцзяна.

При этом позиционирующая себя как лидер всего тюркского мира, Турция довольно тесно сотрудничает с Китаем в экономической, политической и даже военной областях.

Но даже сообщая о проведенных в октябре 2010 года совместных военных учениях военно-воздушных сил Турции и Китая, «Голос Турции» отметил слова американского заместителя министра обороны и об уйгурах. Процитируем часть этого сообщения:

«Министерство обороны США заявило, что Анкара предоставила информацию Вашингтон о совместном военном учении ВВС Турции и Китая.

Пентагон привлек внимание к тому, что это первое военное учение, проводимое Китаем совместно с членом НАТО.

Представитель министерства обороны США отметив, что Анкара заверила Вашингтон, что сделала все возможное для защиты засекреченных военных технологий НАТО и США, сказал следующее: «Турецкое правительство до сих пор связано с НАТО и Америкой крепкими узами».

Заместитель министра обороны США Джеймс Клэд заявил, что данные учения являются показателем многоаспектной внешней политики Турции, однако ни турки, ни мусульмане не забудут обращение Китая с уйгурами» («Голос Турции», русское вещание от 11/10/2011).

Отметим, что именно в Турции первоначально базировалась организация - предшественник вышеупомянутого Всемирного Уйгурского Конгресса, однако теперь это движение перенесло деятельность своих руководящих органов в США и Германию, где оно чувствует себя комфортнее.

(Подготовлено Мониторингом сайт, использовались материалы сайта турецкого телерадиовещания trt.net.tr);

«Бумажная» автономия

Хотя Восточный Туркестан называется «Синьцзян-Уйгурский автономный район», в нем нет самоуправления, или самоуправления для уйгуров. Более 90% всех важных политических, административных и хозяйственных постов в Восточном Туркестане заняты китайскими работниками. Например, региональный Постоянный комитет, который является руководящим органом регионального комитета (коммунистической) партии, состоит из 15 членов. Только трое из них уйгуры, и десять являются китайцами. Несколько, казалось бы, важных постов (в региональном правительстве) были даны уйгурами, но их власть сознательно подорвана. Китайская политика «разделяй и властвуй» разделила коренные народы Восточного Туркестана, таких как уйгуры, казахи, киргизы, узбеки и татары на отдельные «провинции», «округа» и городские районы.

Политика китаизации

Для того, чтобы полностью присоединить к Китаю Восточный Туркестан, здесь обосновались в настоящее время миллионы китайцев. До 1949 насчитывалось всего 300 тысяч китайцев в Восточном Туркестане. По данным китайской статистики, теперь они составляют 7 миллионов человек. Наблюдатели, однако, полагают, что эта цифра гораздо выше.

Почти 250 тысяч китайцев оседают в Восточном Туркестане каждый год, и вопреки политике «одного ребенка» (на семью), существующей по всей материковой части Китая, китайским поселенцам в Восточном Туркестане разрешается иметь больше детей. В то же время среди женщин-уйгурок проводится принудительный контроль над рождаемостью, что сдерживает рост уйгурского населения.

Аресты в Восточном

По данным (влиятельной правозащитной организации) Amnesty International, в 1997 году более 100 тысяч уйгуров были арестованы по всей стране. Она также сообщила, что в период с января по июнь 1998 года, сотни уйгуров были задержаны по подозрению в планировании «сепаратистской деятельности». По данным Amnesty International, с 11 сентября 2001 года китайские власти арестовали более 3000 уйгуров. Информационное агентство Reuters ссылкой Xinjiang Daily (Xinjiang Daily - Синьцзянская ежедневная газета из столицы региона Урумчи xjdaily.com.cn, официальное издание. Прим. сайт) сообщило 21 января 2006 года, что только в 2005 году 18 тысяч уйгуров были арестованы и обвинены как «сепаратисты», «религиозные экстремисты» и «террористы». По неподтвержденным данным, количество арестованных в Восточном Туркестане гораздо выше. Согласно одному источнику, более 5000 уйгуров были арестованы после беспорядков в Урумчи 5-6 июля 2009 года.

Казни в Восточном

Туркестане под китайским правлением

Amnesty International сообщает, что смертная казнь широко применяется в Восточном Туркестане, а число смертных приговоров, вынесенных в Восточном Туркестане, значительно выше, чем в остальной части Китая. Amnesty International также считает, что многие из казненных стали жертвами внесудебных казней или преднамеренных убийств. Согласно сообщению CNN от 9 декабря 1997 года, 1000 уйгуров были казнены в Восточном Туркестане в 1997 году. Согласно подтвержденным сообщениям, в период с января по сентябрь 1998 года, 55 уйгуров были казнены. Amnesty International сообщила, что после 11 сентября 2001 года более 200 уйгуров были казнены по политическим мотивам, а 50 уйгуров были приговорены к смертной казни за так называемую «сепаратистскую» и «террористическую» деятельность. По данным Reuters и AFP 17 августа 2004 года, еще четверо уйгуров были казнены. Казни все еще продолжаются во многих районах Восточного Туркестана.

Ситуация со свободой прессы

в Восточном Туркестане под китайским правлением

Международные СМИ сталкиваются с огромными препятствиями в своей работе в регионе. Информация находится под строгим контролем государства и поэтому точные статистические данные или отчеты трудно найти.

Китайские власти также готовы выдавать неправильную или ложную информацию для того, чтобы блокировать международное освещение вопросов, связанных с Восточным Туркестаном. Это следует из ставшего известным секретного документа Постоянного комитета Коммунистической партии Китая, озаглавленного «Защита стабильности в Синьцзяне» и принятого 19 марта 1999 года. В нем лаконично говорится: «... с помощью дезинформации предупреждать всеми средствами действия сепаратистских сил по созданию международной проблемы т.н. Восточного Туркестана».

Экономика в Восточном

Туркестане под китайским правлением

Все возрастающий рост китайского населения в Восточном Туркестане привел к массовой безработице среди уйгурского населения. Китайцы взяли под свой контроль большинство политических и экономических площадок. В результате существует очень маленькая безработица среди китайцев, но безработица уйгур растет тревожными темпами. Несмотря на природные богатства Восточного Туркестана, уйгурское население живет на грани официального прожиточного минимума, и почти 80% из них находится за чертой бедности.

По данным доклада, опубликованного «правительством провинции Синьцзян» в октябре 2004 года, средний доход китайских поселенцев в Восточном Туркестане в четыре раза выше, чем у уйгуров. Почти 85 процентов уйгуров являются фермерами. Согласно тем же официальным данным, среднегодовой доход уйгурского фермера составлял 820 юаней (100 долларов США), тогда как китайский фермер в Восточном Туркестане получал годовой доход в 3,000 юаней (400 долларов США). Большинство частных предприятий контролируются китайцами.

Богатые природные ресурсы Восточного Туркестана, в том числе нефть, газ, уран, золото и серебро, вывозят в материковый Китай. Эксплуатация этих природных ресурсов находится под строгим контролем китайского центрального правительства. Уйгуры не имеют никакого контроля над этими ресурсами, они не имеют доступа к информации о прибыли, полученной за счет этих ресурсов и не имеют возможности воспользоваться своим богатством.

Здравоохранение в Восточном

Туркестане под китайским правлением

Использование системы здравоохранения в Восточном Туркестане для уйгуров является проблемой. В большинстве имеющихся больниц нет операционные столов, гинекологического оборудования или дезинфицирующих средств. В лучшем случае имеются некоторые антибиотики или противотуберкулезные препараты. Почти все врачи, работающие в больницах в Восточном Туркестане, китайцы, не говорящие на уйгурском. Поэтому они не могут общаться с пациентами-уйгурами, которые в свою очередь, с трудом могут объяснить свои проблемы. В последние годы, холера, проказа, гепатит, СПИД и стали обычными медицинскими проблемами.

Китайские ядерные

испытания в Восточном Туркестане

Китайские ядерные испытания в Восточном Туркестане, продолжавшиеся в течение последних трех десятилетий, провоцируют экологическую катастрофу. Испытания влияют на загрязнение питьевой воды и продовольствия, домашний скот и ставят под угрозу человеческую жизнь. По разным данным, последствия ядерных испытаний Восточном Туркестане вызывают отклонения у новорожденных. К сожалению, в загрязненных районах, граничащих с ядерным полигоном, до сих пор не получают даже элементарной медицинской помощи. Медицинские исследования населения после ядерных испытаний в Восточном Туркестане не были проведены до сих пор.

Переселения

Уйгурских женщин

В соответствии с китайской политикой, тысячи уйгурских женщин были направлены за тысячи километров от своих домов и семей на работу, где им при этом предложили не очень хорошие условия труда. В то самое время как правительство КНР реализует данную программу во имя обеспечения лучших экономических возможностей для молодых женщин, она также способствует продвижению большого числа мигрантов-китайцев в Восточный Туркестан.

«Эту политику обмена можно рассматривать как еще одну разновидность усилий Пекина насильственно ассимилировать уйгурский народ, подорвав самобытную культуру уйгурского Восточного Туркестана», - сказала лидер уйгурского народного представительства (в эмиграции) Рабия Кадыр. Она отметила: «Продолжение этой политики ведет только к дальнейшей маргинализации уйгурского народа и углублению недоверия уйгуров к властям КНР, приводя к еще большей напряженности в Восточном Туркестане».

Спонсируемые правительством переезды в более широком контексте действительности КНР является частью продолжающейся атаки на культуру уйгуров и нарушений прав человека в отношении уйгурского народа. А также атаки против религии уйгуров, которая представляет собой умеренную суннитскую форму ислама, являющегося жизненно важной частью этнической самобытности и жестоко подавляемой.

Религиозные репрессии в Восточном

Туркестане под китайским правлением

Китайское правительство осуществляет разрушительные кампании религиозных репрессий в отношении уйгуров. Согласно докладу, опубликованному 11 апреля 2005 года (правозащитными организациями) Human Rights Watch и Human Rights in China «всемирная кампания борьбы с терроризмом дала Пекину прекрасный повод для расправы в Восточном Туркестане. Если китайцы пользуются растущей свободой вероисповедания, то уйгуры, как и тибетцы, считают, что их религия используется в виде инструмента контроля над ними. Совсем недавно китайские власти также ужесточили ограничения для уйгуров, запретив госслужащим, членам партии, детям, а в некоторых случаях женщинам, посещать мечеть. В настоящее время количество мечетей в Восточном Туркестане не является достаточным для удовлетворения потребностей мусульман. Строительство новых мечетей было запрещено. Нет частных религиозных школ и частное религиозное образование запрещено. Существует нехватка хорошо образованных священнослужителей, а также экземпляров Корана и исламских изданий.

Мировая реакция на нарушения

Прав человека в Восточном Туркестане под китайским правлением

В отличие от реакции на другие проявления нарушений прав человека во всем мире, международное сообщество относительно пассивно в вопросах, касающихся Восточного Туркестана.

Во время китайской бойни уйгуров 5-6 июля 2009 года в Урумчи Соединенные Штаты взяли мягкий тон. Президент США Барак Обама призвал все стороны в Восточном Туркестане «проявлять сдержанность».

Какая реакция на события (в Урумчи) последовала из некоторых исламских стран? Организации Исламская конференция (ОИК), которая представляет 57 исламских правительств, осудила так называемое чрезмерное применение силы против гражданского уйгурского населения.

Страной, занявшей ясную сильную позицию, была Турция, которая имеет исторические, культурные и лингвистические связи с уйгурами.

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган охарактеризовал (тогда) события (в Урумчи) как «своего рода геноцид», заявив что его страна будет поднимать этот вопрос в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций».

(Данный очерк был опубликован (перевод с английского и примечания сайт). на официальном сайте uyghurcongress.org эмигрантского Всемирного Уйгурского Конгресса, - движения, оппозиционного правительству в Пекине и запрещенному в настоящее время в КНР. Отметим, что материалы на этой странице, за исключением оговоренных примечаний и врезок, отражают точку зрения Всемирного Уйгурского конгресса).

На следующей странице: материал, отражающий точку зрения правительства Китайской Народной Республики, на историю, географию и положение в Синьцзяне ;

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то