Свадебные традиции адыгов. Адыгская свадьба

Слайд 1

Традиции и обычаи адыгов

Слайд 2

Я бы вечность сидел бы и слушал свирель Чабана, что играет с любовью сейчас. Жалко, голоса нет, а то бы запел Горы, реки, долины Кавказа про Вас. Но ошибку свою постараюсь исправить, Если голоса нет, то в душе можно петь И к тому же хочу я вот это прибавить- Каждый может свирель в своем сердце иметь. И я, слушая песню свирель чабана, Начинаю твердить себе только одно- Я так счастлив, СВЯТАЯ МОЯ КАБАРДА, Что я твой, и что жить на тебе мне дано! Кабардинская, что сердцу родная Земля Где жил прадед мой, дед, где отец мой живет В моем сердце натянута горца струна Тронь ее и она о тебе запоет.

Слайд 3

Известный кавказский историк начала XIX века П. Бутков писал о горцах следующее: "В домашнем быту кротки, почтительны к старости, умерены в пище, трезвы, правила гостеприимства соблюдают даже против своих неприятелей".

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Этика кабардинцев
Адыгский культурный этнос (сумма представлений о том, как следует поступать в тех или иных ситуациях) полностью подчинен адыгагъэ - системе нравственных принципов, традиций, обычаев, присущих только адыгам. Адыгагъэ в переводе на русский язык означает «адыгская этика». Слово «этика» означает набор норм и принципов, согласно которым живут люди.

Слайд 7

Адыги выстраивали свой образ жизни на следующих принципах: 1.Личный нравственный пример старшего поколения, хранение и передача опыта. Об этом говорит народная пословица адыгов «ЩIэблэм ебгъэлъагъур и гъуэгущ» (Какой пример покажешь молодым, такими они и будут). 2. Охрана своего генофонда от негативных влияний. «ЩыкIыр - насып укIыжщ, щыкIыр икIэ мэхъу» (Преступающий нравственные законы будет последним человеком, он убивает свое счастье). 3. Образ жизни, не идущий вразрез с религиозными ценностями. 4. Этикет, известный упорядоченностью, церемониальностью, вежливостью, учтивостью, гостеприимством. 5. Изучение природы, народной медицины. 6. Трудолюбие и предприимчивость. 7. Святость родства и родовых связей. 8. Кодекс чести, принципы взаимопомощи и т.д.

Слайд 8

Адыгские народные пословицы
«Не дождется авторитета не ценящий старших» «Старшего не окликают - догоняют и говорят в лицо» «Почетное место – старшему» « Почет оказав старшему, заслужишь уважение» « Не имеющий намыса не обретет счастья» «За намысом следует счастье» «Если делаешь намыс, то оказываешь честь и себе».

Слайд 9

Требования адыгской этики по отношению к старшему.
Старшие, по требованиям адыгской этики, находятся в особом положении, независимо от статуса, пола. В присутствии старших младший не садится. В присутствии отца или старшего брата младший не вступает в разговор. В присутствии посторонних лиц молодые люди не говорят развязно, не смеются. Скромность, немногословность - достояние адыгской этики. Старших младшие не окликают, но обгоняют и с почтением обращаются. Не переходят дорогу, пока старший не перейдет или не пройдет мимо. Слушают речь старшего с почтением, не перебивая.

Слайд 10

Кабардинская свадьба
Вот как описывает свадьбу Хан-Гирей: «Молодые черкесы, имея с девицами свободное обращение, имеют случай понравиться друг другу и дать понять свои чувствования. После такого объяснения мужчина просит в жены себе избранную девицу у ее родителей через своих поверенных. Если родители согласятся, он делает отцу или брату девицы подарок, что соответствует обручению или сговору. После сего обряда выбранная девица принадлежит жениху ее (т. е. другие не должны добиваться ее руки и сердца).»

Слайд 11

Свадьба для адыгов всегда была радостным событием. И не только для той семьи, чей сын женился, но для всей фамилии, рода и даже целого племени.

Слайд 12

Свадебная церемония сложна, но красива.

Слайд 13

Радостные события сопровождались музыкой, песнями, стихотворными благопожеланиями, танцами

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

21:57 15.10.2012

Интересно переплетены между собой обычаи и человеческие судьбы. Для того чтобы молодожены обрели счастье, подарили миру детей, семья порой идет на большие затраты. Если даже нет возможностей сыграть свадьбу, родные молодых находят способ, чтобы удовлетворить все стороны. Свадьба – это такое событие, которое остается в памяти каждого надолго, поэтому всегда нужно стараться, чтобы эти воспоминания грели душу и были незабываемыми.

Интересно переплетены между собой обычаи и человеческие судьбы. Для того чтобы молодожены обрели счастье, подарили миру детей, семья порой идет на большие затраты. Если даже нет возможностей сыграть свадьбу, родные молодых находят способ, чтобы удовлетворить все стороны. Свадьба - это такое событие, которое остается в памяти каждого надолго, поэтому всегда нужно стараться, чтобы эти воспоминания грели душу и были незабываемыми.

Свадьба - это приятный повод собрать всех близких и друзей, торжество, где можно завести новые знакомства, и, в конце концов, именно на свадьбах порой знакомятся в дальнейшем будущие жених и невеста.

Несомненными аспектами черкесских свадеб были демонстрация учтивости молодых и поучение старших. В таком быстротечном и быстроразвивающемся мире трудно сохранить красивые обычаи, которым следовали многие поколения до нас, поэтому во многих случаях приходится их видоизменять, чтобы быть как-то ближе к современной жизни.

Как и в любом крупном мероприятии есть свои прикрасы, так и в свадебной церемонии есть множество запоминающихся моментов. Каждый старается внести в свою свадьбу некую изюминку, чтобы после об этом торжественном событии можно было вспоминать с улыбкой.

То, каким образом свадебная церемония стала структурированной, неизвестно. Можно предположить, что опыты из жизни легли в основу обычаев. Ярким примером этому может служить черкесская свадьба, которая состоит из нескольких аспектов: поиск невесты, осмотр дома невесты, выкуп невесты, привоз невесты в дом жениха, обряд бракосочетания (накях), знакомство невесты с родителями жениха, брачная ночь и многое другое.

Необходимо отметить, что адыги по-разному находили и искали невест и женихов для своих детей. Бывало такое, что обе стороны задолго до свадьбы были знакомы семьями, и уже была определенность, что вскоре они породнятся. Но не исключались и моменты, когда молодые люди общались и знали о чувствах друг друга. Об их отношениях знали и родители, и чтобы не обременять себя многими хлопотами, невесту просто воровали с ее согласия. Наиболее правильным черкесы считали первый случай, но не критиковали и второй. Абсолютно неприемлемым черкесы считали третий вариант, который мог обернуться как для девушки, так и для семьи большим позором: без ее ведома и согласия родителей воровать девушку. Поступок парня в таком случае считался недостойным мужчины по отношению к семье и девушке, такой поступок нельзя было оправдать в лице всего общества.

Свадьба становилась красивым обычаем только в том случае, если соблюдались все обычаи и были довольны обе стороны. Отношения между родителями жениха и невесты оставались холодны только в том случае, если невеста без спроса и разрешения сбежала из родительского дома. В таком случае родители невесты долго не могли смириться с ее поступком и некоторое время относились неодобрительно к ее избраннику, осуждали выбор дочери.

Если проанализировать все вышесказанное, то можно прийти к выводу, что молодожены были счастливы и спокойны только в том случае, если на то было благословение всех сторон. Семьи, у которых было и взаимопонимание и гарантия здоровья будущего поколения, становились подражанием для всех.

Первоначальным и основным аспектом черкесской свадьбы является поиск невесты.

Адыги установили старый и интересный обычай. Они сватали своих детей с самого рождения. Выражалось это следующим образом: на запястье, как девочки, так и мальчика, цепляли одинакового цвета ленточки, чтобы по достижению совершеннолетия они связали себя узами брака.

С тех пор, как проводили подобные обряды, прошло много времени. Теперь они не актуальны, и вообще не практикуются. Это объясняется тем, что сейчас свой выбор должна сделать именно девушка. Она должна решить, с кем общаться, а с кем нет. За ней право выбора. Если нет ее согласия, любые планы, как родителей, так и парня могут расстроиться. Тем самым можно объяснить, что поиск невесты у черкесов придумали женщины.

Адыги не одобряли обычай сватовства с малых лет, но они считали приемлемым и красивым обычай поиска невесты для парня. Всем этим процессом руководило старшее поколение, как со стороны девушки, так и со стороны парня. Бывали случаи, когда молодые знакомились на каком-либо мероприятии, и в ходе долгого и приятного общения завязывались серьезные отношения. Если девушка посчитала чувства парня серьезными и искренними, то она могла сказать ему: «Пусть твои родственники поспрашивают обо мне». Этот жест нельзя было расценивать как-то иначе. Парень собирал своих друзей и через них передавал своему отцу и матери о намерении посвататься к девушке. Сам он не мог об этом сообщить родителям, это неприемлемо по черкесскому этикету. Дальше уже решали родители: если им выбор сына нравился, если она была из хорошей семьи или рода, то они незамедлительно отправляли кого-то из родственников к девушке домой, чтобы тот разведал состояние семьи, их благополучие и познакомился с родителями невесты.

На смотрины потенциальной невесты женщину не отправляли. Если даже родители девушки не были предупреждены о визите сватов, то понять было нетрудно, с каким делом они пришли. Сваты ни в коем случае не заходили в дом и в хачеш, они направлялись к навесу и там решали дальнейшие вопросы. Таков был обычай. Если в семье девушки был родной брат отца, то именно он должен был вести диалог со сватами. Если его не было, то им мог быть хороший сосед или старший брат девушки. Хозяева были обязаны поздороваться с гостями и пригласить их в дом. На что те отвечали: «Если вы согласны в нашем лице рассмотреть сватов к вашей дочери, то мы будем рады принять ваше приглашение».

После смотрин дома невесты следовал ответный визит со стороны девушки в дом жениха. Участники старались не разглашать это событие, но в доме, где есть женщина, это не удавалось. Также не говорили и родителям жениха, что к ним едут гости. В состав делегации, которая ехала на осмотр дома и имущества жениха, также не включали соседей и родственников. Эту миссию доверяли тому человеку, который хорошо и долго знал родителей жениха. Вместе с ним отправлялись еще трое или четверо мужчин. Следует отметить, что и в этом мероприятии женщины не принимали участия. Прибывшие на смотрины мужчины не скрывали цель своего визита и свои ожидания. Родители жениха звали гостей за щедро накрытый стол, но гости не спешили садиться до тех пор, пока не исследовали все в доме. Их интересовало наличие всего: двора, скотины, подвала. Одним словом, не оставалось ни одной щели, куда они не заглядывали. Обращали пристальное внимание на собаку хозяев, на состояние ее шерсти, на то, как за ней ухаживают. Если собака выглядела плохо и не ухоженно, то прибывшие могли подумать, что семья несостоятельная. Считалось также обязательным узнать мнение соседей о семье: насколько она уважаемая в ауле.

После исследования семьи и ее быта старший делегации не говоря ничего мог выйти из дома - это означало, что свадьбе не бывать. Был ясен ответ, который он скажет родителям невесты: «Вы не можете породниться с этой семьей! Они не смогут обеспечить вашей дочери счастливое замужество!» После этого можно было считать, что предстоящая свадьба отменяется. Но если старший, из делегации подходил к хозяину дома и говорил: «Нас прислали такие-то... Можете готовиться к свадьбе», то дело считалось успешно завершенным и все были счастливы.

Как известно, князья и уорки не делали ни смотрин невесты, ни смотрин дома жениха, так как и те и другие прекрасно знали, что все, что необходимо для молодых, имеется. Но если вернуться в наше время, то и сегодня спрашивают, из какой семьи девушка или парень. Известно, что порой важно не только благополучие семьи, но и почет и уважение, которые им оказывают их соседи и приближенные.

«Накях» - это слово к нам пришло из арабского языка именно в тот период, когда черкесы приняли мусульманство. Неудивительно, что после принятия адыгами мусульманства изменилось многое и в культуре, и в традициях, и в обычаях. Одним словом, поменялся обычный уклад жизни. Во многом начало проявляться шариатское влияние. В давние времена вместе с накяхом для невесты брали выкуп. Вместе с накяхом и выкупом девушке следовало брать с собой в дом жениха серебряные украшения, пришиваемые к ее национальному костюму, предметы и вещи первой необходимости.

В старину черкесы накях заключали в доме невесты, муфтий благословлял и заверял накях и оставлял его в семье девушки. Туда вписывали стоимость выкупа невесты, указывали, сколько выделили накяха для девушки, и указывали все обязанности, которые она должна была исполнять в доме у мужа.

Князья и уорки отдавали большое состояние за выкуп невесты. Но у плохо обеспеченных семей размер выкупа варьировался в зависимости от благосостояния, например: два быка, две коровы, один породистый конь и сумма, выделяемая для покупки разнообразных тканей. Размер накяха составлял 200 серебряных монет. Этими деньгами могла распоряжаться только сама невеста, в случае развода или нужды в деньгах девушка могла или забрать все, или взять нужную ей сумму. Помимо денег у девушки в виде приданого был полный набор драгоценностей, пришитых к национальному костюму. Это могло быть золото или серебро (металл зависел от богатства девушки). Также к этому прилагались такие необходимые вещи в быту, как большой и маленький таз, серебряная лейка, матрац и подушка, большой сундук, зеркало, ленты и ткани разных цветов и оттенков. После того, как родственники невесты представили на обозрение ее приданое, они могли отправиться за стол и продолжить оформление накяха.

Не оставался без внимания тот факт, что при подписании муллой накяха присутствующие свидетели запоминали и считали сумму, сколько принесла с собой невеста и что ей причитается от семьи жениха. После всех формальностей гостей усаживали за стол и угощали всевозможными блюдами.

После того, как Черкесия вошла в состав Российской империи, во всех черкесских селах появились писари, которые заключали браки уже по русским обычаям. Сейчас это называется просто - отделение ЗАГС. Такой поворот событий предписывал черкесам присутствие на свадьбе свидетелей, как со стороны невесты, так и со стороны жениха.

Выкуп невесты. У адыгов самой большой головной болью был выкуп невесты. Много любящих людей и судеб разрушил этот старый обычай.

Даже если была сильная любовь парня к девушке, девушка не могла выйти замуж за парня до тех пор, пока он не заплатит за нее выкуп. Было бы не так печально, если сумма выкупа была маленькой. Иногда молодым людям приходилось работать десятилетиями, чтобы собрать сумму выкупа за невесту. В конечном итоге парни женились в возрасте 40 лет, так как именно к этому возрасту они могли накопить состояние, чтобы отдать выкуп за невесту. Размер суммы выкупа не смущал князей и уорков, так как у них были средства, и даже если не было, они помогали друг другу.

Обряд выкупа невесты был безжалостным и плохо продуманным. Было куда более позорным услышать о себе впоследствии: «Как же дешево они взяли за свою дочь», чем просто сесть и задуматься о том, на какие средства будет жить семья, в которую уходила их дочь. Все придерживались обычая.

Хотя выкуп невесты у нас сегодня особо не практикуется, в истории сохранились эти страницы, когда за невесту просили деньги и немалые. Немного остановимся на описании этого процесса. Мужчины, которые совершали сделку с родственниками невесты, шли к ним домой ближе к вечеру. Среди них должны были быть волевые, воспитанные, знающие обычаи и традиции черкесского народа, мужчины, которые прежде не были знакомы с семьей невесты. Гостей прибывших с выкупом принимали очень радушно, с гармошкой и танцами. На этом мероприятии была молодежь, которая танцевала в кругу и веселилась. Гостям накрывали большой стол и долго угощали.

Старший от прибывшей делегации следил за тем, чтобы его друзья не увлекались выпивкой. Тогда спиртное распивали из деревянной кружки, которую передавали по кругу. После того, как кружка прошла третий раз по кругу, старший из гостей вставал и говорил: «Выпивка и еда никуда не денутся, давайте лучше приступим к делу». Хозяева отвечали ему: «Ваше желание - для нас закон. Что мы только не сделаем для вас?», с такими словами мужчины уходили в сарай. Здесь они начинали долго спорить. Гостей могла не устроить скотина, которую хозяин им предлагал в виде выкупа. Если до гостей доходил слух, что у хозяина есть скот лучше, а он их спрятал от гостей, то они спорили до тех пор, пока хозяин не показывал им скот. После долгих споров они приходили к единому мнению и приступали к обсуждению бытовой утвари. Когда и с этим вопросом все становилось ясно, то гости сразу же становились добрее и усаживались обратно за стол, а в дальнейшем не прочь были станцевать в кругу. После танцев старший от гостей объявлял, что им пора уходить, но их, как правило, задерживали.

Бывали случаи, что, не выплатив полностью сумму выкупа, парень еще долго после женитьбы выплачивал долг родителям невесты. Наблюдались такие моменты, когда парень уходил в поисках работы и денег и не возвращался годами, пока полностью не соберет сумму выкупа.

Можно смело сказать, что обычай выкупа невесты сильно затормозил ход истории черкесского народа.

Свадьба. Весть о том, что будет свадьба, разлеталась вмиг по всему аулу, ввиду того, что в старину аулы были маленькие. Если намечалось какое-либо шумное событие вроде свадьбы, никто не оставался безучастным. Адыги понимали, что сегодня радость у одних, а завтра будет у других. Они старались играть свадьбы осенью, когда проходили полевые работы, чтобы продуктов было достаточно. Свадьбы играли днем. Адыги старались, чтобы это событие выпадало на пятницу. Семья, которая играла свадьбу, обязана была предупредить всех родственников заранее. Молодой парень, которому доверили такую миссию, старался никого не забыть, чтобы потом избежать обид. В свадебных скачках принимали участие более 50 лошадей, бывало и такое, что некоторые свадьбы собирали и 100 наездников, это зависело от состоятельности семьи.

Заранее решалось, кому можно доверить привоз невесты в дом жениха. Когда список был уже утвержден, два парня из рода, который представлял жених, объезжали всех и предупреждали о свадьбе, выражая желание старших, чтобы они прибыли к жениху домой, а потом отправились за невестой. За невестой всегда выезжали ближе к вечеру. Красиво украшенную тележку с сопровождающими отправляли к невесте. Туда садился аккордеонист и две девушки со старшей женщиной. Когда тележка заезжала в аул, девушки начинали громко петь песни, тем самым давая людям понять, что они едут за невестой.

Во двор тележка заезжала в первую очередь и только потом всадники. Она останавливалась у самого входа в дом. Навстречу им выбегали девушки и встречали дорогих гостей, но все это происходило под охраной всадников. Гости заходили в дом, садились в уединении до тех пор, пока не близилось время их отъезда. Перед тем, как вывести невесту из дома, ее наряжали, на голову ей надевали шапочку и сверху прикрывали прозрачным платком, после чего ее ставили в угол. Затем за ней заходил родной брат жениха, выносил во двор и усаживал в тележку. Парня, который заходил забрать невесту, хватали женщины - родственники и требовали за него выкуп. Пока за парня не будет внесена некая сумма денег, невесте не положено двигаться с места.

За гостями буквально вели слежку родственники невесты. Их то заталкивали в пустую комнату, то пачкали или заставляли съесть целую головку чеснока и многое другое.

Перед самым отъездом домой во дворе заводили шумные танцы, все веселились - и стар, и млад. Особое внимание уделялось девушкам, которые приехали за невестой. Им не давали скучать.

После того, как освобождали всех «пленников», делегация выезжала со двора под шумное пение национальных песен. Прежде чем выехать со двора, гостям следует угостить мужчин - соседей, которые перекрывают путь, не давая выехать гостям, этот обычай называется «го». В качестве «го» им даются несколько кусков мяса и немного махсимы (слабоалкогольный напиток черкесов).

Забрав невесту, друзья жениха, которые тоже участвовали в этом действе, собирались все дружно и уезжали к парню домой. Они скидывались деньгами, чтобы купить барана, запасались слабоалкогольными напитками и сидели до утра вместе с женихом. Барана, которого резали в честь жениха, называли «ныш». Этот обычай сохранился до сих пор.

За этими приятными моментами незаметно приближался рассвет. Тамада от гостей привставал и говорил: «Собираемся! Едем домой!». После этих слов гости уже были свободны. Перед фасадом дома люди сдвигались в круг, уступая центр гостям, чтобы те пустились в пляс. Всадники, прибывшие за невестой, выходили по очереди в круг и танцевали джигитовку на коне. При этом нужно было следить, чтобы кнут не был повернут в сторону женщин - его считали подобным холодному оружию. Адыги никогда не поворачивались к женщине с той стороны, где висел кинжал.

Невеста с собой обязательно должна была привезти такие вещи, как матрац, большой сундук, зеркало, медные тазики, кровать и многое другое. К невесте должны были приставить девушку, чтобы та ухаживала за ней в течение всего времени, пока свадьба не закончится. Такую помощницу, «жемхагасе», невеста брала с собой в дом жениха. У князей девушку, которую отправляли с их дочерью, оставляли навсегда в доме жениха, чтобы та постоянно ухаживала за своей госпожой. Позже вместо девушки начали отправлять парня, который обязательно должен был приходиться девушке братом, но не родным.

О том, что везут невесту, было слышно всем соседям, так как все сопровождалось шумными песнями. Они выбегали на улицу и клали на дорогу - кто яйцо, кто свою шапку. Скакуны должны были с разбегу, по очереди растоптать яйцо - это сулило удачу и благополучие. Родители невесты отправляли вслед за своей дочерью несколько всадников вроде охраны. Когда они возвращались обратно, убедившись в том, что кортеж невесты благополучно доехал до дома жениха, любой парень, который жениху приходится другом или братом, должен был догнать охранников невесты и сорвать с одного из них шапку. С того момента начинались скачки между молодыми людьми, родственники невесты пытались догнать и забрать шапку, другие тех еще больше раззадоривали, не отдавая шапку. Это действо называлось «пыазафех».

Если семья жениха готова была принять невесту, то ее сразу заводили в дом, а если нет, невесту отвозили в дом к самому лучшему другу жениха. Разумеется, все свадебные хлопоты брали на себя родители друга жениха, естественно, не без участия родителей жениха. У черкесов это был самый красивый обычай. Многие семьи желали принять невесту у себя, это считалось проявлением уважения к семье. Невесту выносил с тележки тот же, кто ее туда усаживал.

Также в дом заводили сидящую во второй тележке «жемхагасе», которая ухаживала за невестой всю неделю, пока не закончится свадьба. Все вещи, привезенные невестой, заносились к ней в комнату.

В старину черкесы отмечали свои свадьбы ровно неделю, а то и больше. На протяжении всего этого времени каждый день принимали гостей, обязательно их всех угощали. Проводились бесконечные танцы, участниками которых были одни молодые люди.

В разгаре танцев кто-нибудь объявлял, что невесту нужно уже знакомить с жителями дома, и сразу же начиналась суета. По обе стороны невесты становились ее золовка и сосношница. Они должны были завести девушку в комнату, где сидели все старейшины рода, включая и родителей жениха (вели ее за руку, так как девушка сама ничего не видела, потому что ее голова была покрыта фатой). Ее подход к дому, где сидели старшие, сопровождался шумными возгласами: «Мы ведем невесту!», танцевали исламей и стреляли из ружья в небо. Перед тем как она переступала порог дома, ее обсыпали конфетами, маленькими монетами, орешками, которые потом собирали дети.

Невеста должна была зайти в дом с правой ноги, после чего ей стелили свежую шкуру барана и на нее ставили невесту. Если в роду была бабушка, которая знала много красивых и душевных пожеланий, ее просили все это сказать невесте, а если такой бабушки не было в роду, то просили у соседей. Невесту приставляли к стене, сопровождая добрыми пожеланиями. В глубокой древности фату, за которой невеста ничего не видела, снимал кончиком кинжала молодой парень, позже кончиком стрелы снимала фату женщина, ну, а сейчас это доверяют мальчику лет четырех или пяти, который снимает фату уже обычной палкой. Эта палка должна была служить неотъемлемым элементом детской люльки, когда невеста родит первого ребенка.

В Черкесии этот обычай сохранился до сих пор и называется этот ритуал «хитех». Обычай очень старый, и его появление относят к тем временам, когда женщины еще пользовались ружьем.

Следующий ритуал, который обязательно должна была пройти невеста, очень забавный. Брали деревянную миску, накладывали туда масло и мед. Эту смесь намазывали на губы невесте, приговаривая: «О наш Тха, пусть девушка полюбит этот дом и привяжется к его жильцам так же, как волос липнет к меду!» После этого миску выносили во двор только через окно. Адыги считали, что если девушка слизнет мед с губ, то она будет сварливой и алчной женщиной, а если потерпит мед на губах, то будет покладистой и отзывчивой. Этот ритуал называется «урицаль».

После того, как девушку задаривали подарками и украшениями, ее сосношница покрывала заново фатой и выводила ее из комнаты, не поворачиваясь спиной к старшим. Сразу после этого невесту отводили в ее комнату и, сняв с нее фату, усаживали посередине кровати. После всех этих обрядов невеста считалась полноправным членом семьи и могла вставать, когда заходит старший, чтобы уступить свое место. И не садиться вообще, если сидит старший человек.

Свадебное торжество проходило очень бурно и весело. «Джегуако», который заводил публику, делал все, что было в его силах, чтобы гости в кругу не скучали.

Проходил день свадьбы, и на следующий день вечером домой возвращался уже жених невесты. Этот обычай назывался «шауешыж», говоря современным языком - брачная ночь. Всю свадебную неделю жених гостевал у своего лучшего друга, так как у адыгов было не принято, чтобы жених и невеста жили под одной крышей, пока не закончится свадьба. И поэтому на неделю жених уходил к своему хорошему приятелю, другу или соседям. Вечером собиралась шумная компания в лице друзей жениха, сестер и близких родственников и отправлялась за женихом, чтобы его привести домой. Это сопровождалось бурным шествием. Прибывшую за женихом делегацию хозяева дома - родители друга жениха встречали очень радушно и сразу же сажали за щедро накрытый стол. В честь этого даже резали барана. За столом быстро пролетало время, и уже нужно было собираться.

Ближе к полуночи возвращали домой жениха. Друзья скандировали: «Мы вам привели вашего сына, мужа!» Стреляли из ружей в небо, танцевали, пели. Жених вместе со своими двумя друзьями заходил в комнату, где их ждали родители парня.

Жениха освобождали от оков стыда словами: «Все, что ты не сделал, мы тебе все прощаем! Заходи, дорогой сын!» Слабоалкогольный напиток брал в руки один старший дядя, тарелку с едой брал другой старший, тем самым они готовились сказать речь. Это был неудобный момент для жениха, так как он буквально горел от стыда. Тем не менее он должен был подойти к старшим вместе со своими друзьями. Самый старший из присутствующих произносил тост, который был предназначен именно для такого события, как «шауешыж». Когда тостующий доходил до слов: «Не проспи свое время, думая, что ты начеку», жених подходил к старейшему и забирал рог с напитком правой рукой и отдавал другу, который стоял по правую руку от него, затем также правой рукой забирал тарелку с едой и отдавал ее другу, стоящему по левую сторону. Старшие раздавали собравшейся молодежи напитки и еду, при этом жениху перед брачной ночью не следовало пить крепкие напитки. Такое правило существовало у адыгов, чтобы у молодоженов рождались здоровые дети. Считалось неправильным зачать ребенка в пьяном состоянии.

Во время празднования, когда вся молодежь сидела за столом, заходил помощник жениха, выводил его из компании и сопровождал его до комнаты, где уже сидела невеста с золовкой. После того, как в комнате появлялся жених, золовка уходила, и молодоженов оставляли наедине. Это все делалось без лишней огласки.

На этом все аспекты черкесской свадьбы не заканчивались. Должно было пройти пару недель, после чего невесту официально знакомили с родителями мужа. Это тоже было мини-мероприятие. Невесту из ее комнаты выводили женщины, которые долгое время жили в согласии со своими мужьями. Невесту подводили к свекрови, знакомили ее с ней и сразу же отправляли обратно в комнату. Невеста обязательно должна была принести с собой из дома подарки своим новым домочадцам.

После знакомства невесты и свекрови первая должна была каждое утро приходить в комнату свекрови и свекра и наводить порядок, после чего она сразу уходила к себе в комнату, чтобы никоим образом не допустить встречи со свекром. Свекор не имел права разговаривать с невесткой до тех пор, пока та не родила первенца.

После того, как пройдены все этапы черкесской свадьбы, невесту начинали учить шить, кроить и вышивать. Для этого ей покупали ткани, нитки и иголки. Считалось, что после свадьбы она имеет право держать в руках нитку с иголкой.

У черкесов невеста не имела права называть всех домочадцев по имени. Поэтому она давала каждому имя и впоследствии так всех и называла.

У князей и уорков невеста не делала по дому ничего до тех пор, пока не родит первенца.

После свадьбы невеста снимала шапку девушки и одевала другую шапку, которая ей полагалась уже по статусу. Шапки, которые они надевали после замужества, были конусообразными и назывались шапочками невесты. Такие шапки девушка могла носить до тех пор, пока не родит первого ребенка. Девушка, родившая ребенка, никогда больше не имела права носить шапочки, она носила платки или широкие ленты.

Семейная традиция.

Основа организации семьи на Кавказе – превосходство мужчины и непререкаемый авторитет старших. С уважением к старшему поколению многие связывают секрет долгожительства на Кавказе.Стоит отметить, что, несмотря на явную доминацию старших, во все времена нормальным считалось и несколько вольное поведение молодёжи, которые всегда имели собственные места сбора.

Рождение ребёнка.

Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило красная. Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека. Это цена рождения человека, когда он появляется на свет. В честь рождения ребёнка в течении года сажается дерево. Дерево сажает дедушка по отцу, в отцовском дворе дома. Ребёнок будет поливать дерево, ухаживать за ним, радоваться, когда оно цветёт, плодоносит, осыпает листву.
Только лишь после рождения изготавливается из дерева колыбель, в которой качают ребёнка. Заранее Адыги ничего не готовят до рождения ребенка. Постельные принадлежности готовятся родителями мамы, говорят, если постельное бельё будет приготовлено отцовской семьёй, то она или он не будут счастливы в браке. Первую в колыбель укладывают кошку, а не ребёнка, чтобы младенец спал также крепко. Как правило ребёнка укладывает в колыбель бабушка по отцу, через две недели после его рождения.Все в жизни Адыгов воспето от рождения и до смерти. В колыбельной песне воспеваются образы будущего Адыга! Бабушка качает колыбель и поёт песню о том, каким он храбрым будет, каким он щедрым будет, каким он хорошим охотником станет. Девочке поют, какая она красавица будет, какая она будет умница, какая она будет рукодельница, какая она будет добрая мама, это поётся в высокой поэтической форме.

Первые шаги.

Когда малыш начинает ходить, семья устраивает обряд «Первого шага». На это торжественное событие приглашается много гостей, готовится праздничный стол, устраиваются игры и танцы. Ноги малыша завязывают ленточкой, и самая старшая представительница семьи разрезает её ножницами со словами: «Расти сильным и здоровым малыш». Это делается, чтобы в будущем малышу ничего не мешало идти вперед.Следом проводят обряд по определению будущей профессии малыша. На стол кладут разные предметы – книги, ручки, деньги и различные орудия труда. Затем малыша подводят трижды к столу и если во всех случаях он берёт один и тот же предмет, то это знак при выборе его профессии.Печется круглый, сладкий, твердый хлеб на молоке, но не дрожжевой – это символ Земной тверди. Этот хлеб кладут на круглый ритуальный Адыгский стол с тремя ножками и ребёночка ставят одной ножкой и вырезают аккуратно вокруг ноги. Этот кусок хлеба даётся скушать малышу, а остальной хлеб делится детям и взрослым по маленькому кусочку. Все должны отведать кусок этого хлеба в поддержку уверенной жизни малыша, чтобы он не спотыкался в жизни.

Первый зуб выпал.

Пока не выпадут все молочные зубы их нельзя выбрасывать просто так. Выпавший зуб и один кусочек древесного угля заворачивают в белую однотонную тряпочку и перебрасывают через крышу дома. Никто не следит за кулёчком, попал на крышу или перелетел крышу.

Свадебная традиция.

Наиболее ревностно соблюдают свадебные традиции и обряды жители сельской местности. И в свадебных ритуалах чётко проявляется уважение к старшим. Совершенно не принято, когда младшая сестра или брат играют свадьбу раньше старшего.Как ни странно, на свадьбе невеста и жених выполняют скорее символическую роль. Ведь молодожёны даже не видят друг друга в первые дни, так как они празднуют это событие, как правило, не только раздельно, но и зачастую в разных домах. Делают они это в компании своих лучших друзей и знакомых. Эта традиция называется на «свадебным скрыванием». В новый дом жена должна войти с правой ноги, обязательно с закрытым лицом. Голову невесты обычно посыпают конфетами или монетами, что должно обеспечить благополучие в финансовом плане.Основная традиция на свадьбе, которая строго соблюдается – это подарки, подготовленные друг другу семьями, которые породнились. Очень любопытным и символическим подарком, который дарят и в наши дни, является пара тёплых, красивых шерстяных носков для жениха. Этот подарок свидетельствует о том, что его молодая жена хорошая рукодельница. Вполне естественно, что новый век внёс свои коррективы в празднование свадьбы. Естественно, что регистрация в ЗАГСе теперь является обязательной процедурой. Также по душе невестам пришлось белое свадебное платье, которое обрело большую популярность в 20 веке и постепенно оттеснило традиционные кавказские наряды невест.

Беседа на тему:

«Традиции и обычаи адыгов».

Цели беседы:

  1. Рассказать о традициях и обычаях адыгейского народа.
  2. Формировать нравственные качества: уважение к старшим, скромность, вежливость и т. д.

Ход беседы:

  1. Организационный момент.
  2. Рассказ учителя «Традиции и обычаи адыгов».

У каждого народа имеются свои обычаи и традиции, которые формировались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. Много их и у адыгейского народа.

Одна из самых лучших традиций адыгов – традиция уважения к старшим. Традиция уважения старших прививается детям с самого раннего детства. В присутствии старших молодые должны вести себя скромно, всем своим видом выражать внимание, уважение, готовность исполнить любое поручение. Они не должны держать руки в карманах, стоять полусогнутыми, сидеть развалившись, поворачиваться к другим спиной, ёрзать на стуле, чесать затылок. В языке существуют специальные вежливо-скромные формы обращения к старшим для выражения им благодарности.

3. Рассказ учителя «Скала стариков».

Эта скала мрачной стеной поднимается над горной речкой Аше. Называется она так не случайно. В давние времена у обитавшего здесь племени шапсугов существовал жестокий обычай – убивать пожилых, становящихся для семьи и бесполезными для племени людей. Уповая на волю Аллаха, стариков сбрасывали со скалы собственные дети. Избранную для этого скалу называли скалой стариков.

В ту пору в одном из аулов жил шапсуг Тахир. Был он когда-то самым бесстрашным сыном племени. И был у него сын Казбек, который заботился о нём. Скоро Тахир совсем постарел и стал таким немощным, что и за собой не мог как следует ухаживать.

Пора на скалу стариков, - говорили о нём люди племени.

Но Казбек очень сильно любил своего отца.

Я спрячу тебя вон в ту пещеру, - предложил Казбек. – Буду к тебе приходить с пищей, от тебя возвращаться с советами. А в ауле пусть думают, что я сбросил тебя со скалы. Так они и сделали.

Ежегодно в ауле проходили состязания молодёжи. И благодаря своему отцу, во всех состязаниях побеждал Казбек. А когда на аул напали башибузуки, то Тахир подсказал Казбеку, как разбить врагов. И аул был спасён.

Когда на торжествах по случаю победы юного Казбека назвали спасителем племени, он смутился и ответил:

Не я ваш спаситель. Всё, что я сделал, я сделал по совету своего отца Тахира. Прожитые годы сделали его кладом опыта и мудрости.

И с тех пор стариков перестали сбрасывать со скалы в пропасть, окружали их уважением и почётом.

4. Знакомство с обычаем гостеприимства.

Обычай гостеприимства берёт своё начало в глубокой древности. Каждый народ в этот обычай внёс свою специфику. Адыгейское гостеприимство отличается своей необычной утончённостью. Оно распространяется на всех адыгов, независимо от их состояния. Гость является священным, неприкосновенным лицом, считается, что он несёт с собой счастье и благополучие. Долг каждого адыга пригласить в дом тех, кто нуждается в пище и ночлеге.

Правом гостеприимства пользуется и стар и млад, богатый и бедный, мужчина и женщина, друг и враг. Наибольшим почётом пользуется гость из дальних краёв.

Рядом с жилым домом каждая семья строит специальный дом – кунацкую. Двери кунацкой открыты в любое время дня и ночи.

Священный долг хозяина – охранять покой и защищать гостя. Наиболее почётным гостям принято дарить подарки. Покидающего дом гостя провожают до края аула, желают ему счастливого пути.

5. Чтение и обсуждение стихотворения «О гостях».

О гостях.

Говорят, что в доме у черкеса

Комната особая была.

Для неё, черкес, как и для песен

Не жалел душевного тепла.

Старики ещё, наверно, помнят:

В ней висели дивные ковры.

Только эта – лучшая из комнат –

Всё же пустовала до поры.

Но не даром в доме домочадцы

Каждый день заботились о ней, -

Могут гости даже не стучаться,

Дверь её открыта для гостей.

Заходи, знакомый, незнакомый,

Одолевший многодневный путь!

Гость адыга – это праздник дома,

Значит, можешь, путник отдохнуть!

Начинай рассказ свой о столицах,

И о сёлах начинай рассказ…

Нам бы у адыгов поучиться

Древнему обычаю сейчас.

Как бы мир тревожный изменился,

Мир с тугими жилами дорог,

Если б в каждом сердце отводился

Гостю самый лучший уголок.

Л. Сорокин.

6. «Если родился ребёнок» - обычай, связанный с рождением ребёнка.

Когда в семье рождается ребёнок, весть об этом разносится по всему аулу. В честь этого события сажают дерево. При рождении мальчика чаще сажают орех, если родилась девочка – яблоню.

Когда малыш делает первые шаги, в доме устраивают праздник.

Чтобы узнать, кем по профессии будет ребёнок, ему предлагают различные предметы и игрушки. Если малыш выберет гармошку – он будет музыкантом, если градусник – врачом, если молоток – плотником, книгу – писателем или поэтом. По обычаю в этот день гости, родственники и соседи дарят малышу подарки.

7. Чтение и обсуждение стихотворения К. Жане «У адыгов обычай такой».

У адыгов обычай такой.

Если где-то в кругу молодых

Держит речь седовласый адыг,

Ты не вздумай его перебить,

Уважай его возраст седой, -

У адыгов обычай такой.

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой.

Если гость постучит у двери, -

Гостю сердце своё отвори.

И полдома на время отдай,

И четлибжем его угощай,

И пои ключевою водой, -

У адыгов обычай такой!

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой!

Если строишь ты заново дом, -

Весь аул помогает трудом.

Ты один не поднимаешь бревно,

А для всех как пушинка оно.

Встанет радостным дом над рекой,

У адыгов обычай такой.

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой!

Если дочь родилась или сын,

Нашей славной страны гражданин, -

Ты прижми его нежно к груди,

А в саду деревцо посади,

В честь того, кто нарушил покой, -

У адыгов обычай такой!

Баю – бай, баю – бай,

Баю – бай, мой малыш, засыпай.

А-а-а, а-а-а, у адыгов обычай такой.

8. Знакомство с этической программой «Адыгэ хабзэ».

За основу воспитания гражданина Адыгеи необходимо взять нравственные законы «Адыгэ хабзэ», впитавшие в себя лучшие качества характера адыгского народа, для которого высокие этические принципы всегда были нормой поведения. «Адыгэ хабзэ» - это устный памятник культуры, спроектировавший такую модель поведения, которой надо придерживаться любому черкесу, желающему сохранить духовную и материальную связь с предками. Эта программа может справедливо являться программой социального воспитания и жизнедеятельности всех граждан, проживающих в республике Адыгея.

Давайте познакомимся с основными принципами программы «Адыгэ хабзэ».

Почитание древности. Должно испытывать уважение к родителям, особенно в их старости. Помни, что они даровали тебе жизнь и что ты их плоть и кровь.

Институт старшинства. Предполагает заслуженное уважение к мудрости и справедливости, это древний живой закон адыгов с распределением прав и обязанностей в обществе.

Мужчина. По адыгским канонам наделялся такими качествами, как мужество, сдержанность, благородство в повседневной жизни. Мужчина ответственен за материальное благополучие семьи и детей своего рода, оставшихся сиротами. Мужчина – пример для детей.

Женщина. Создаёт домашний уют, воспитывает из сыновей мужчин и будущих отцов, из дочерей – женщин и будущих матерей.

Дети. Обязаны уважать старших, и по мере взросления становиться более самостоятельными, переводя своё внимание на помощь стареющим родителям.

Добро и зло. Человеку дан разум, чтобы различать добро и зло. Необходимо творить добро, не требуя взамен благодарности.

Военное дело. Быть воином – для адыга может стать профессией, это гарантирует мир.

Культ красоты и гармонии. Поклоняйся красоте и почитай её. Красота – это гармония. Стремись к ней во всём.

Красота от Бога – это красота женщина.

Красота, которой мы окружены – это природа.

Красота, которую мы создаём сами – это красота взаимоотношений между людьми.

Добродетель. Не хвались своими способностями. Не гонись за дурной славой. Адыг, достигший силы и уверенности в себе, не будет кичиться своими достижениями. Необходимо презирать обман и раболепство перед сильнейшим. Чистый разум, твёрдость в убеждениях всегда укажут правильный путь.

Законы «Адыгэ хабзэ» указывают человеку путь к совершенствованию добродетели, способствуют установлению между людьми гармоничных отношений.

9. Подведение итогов.


Во всем мире, у каждого народа есть особые обычаи и устои того, как встречать гостя. Как известно, кавказские народы всегда отличались гостеприимством. И далеко не всегда кто-то мог с ними тягаться в умении достойно и красиво встретить гостя.

В XIX веке английский писатель, журналист Джон Лонгворт путешествовал по Северному Кавказу. Самые яркие впечатления он описал в своих книгах: «Чтобы стать в Черкесии уважаемым человеком, нужно знать всего лишь 3 правила: мужество, умение мудро рассуждать и самое последнее - щедро и красиво встретить гостя».

Прошло больше 300 лет с тех пор, как обладатель Доминиканского ордена и монах Жан де Люк написал: «Никто не сможет затмить черкесов в гостеприимстве и человечности!».

Было сказано много хвалебных слов касательно гостеприимства черкесов и представителями власти. «Оказать радушие гостю - главная особенность черкесов независимо от того, враг на пороге или друг. Даже самый бедный угостит так, как в другом месте угостил бы богач», - написал подполковник, барон - К.Ф. Сталь в 1849 году в своей книге «Этнографический очерк черкесского народа».

У черкесов плохим тоном считалось неспособность в полной мере утолить голод гостя, в противном случае семья могла опозориться перед всей улицей. Прославившиеся гостеприимством на весь мир адыги всегда чтили свои обычаи и придавали им огромное значение.

О гостеприимстве и о правилах хорошего тона за столом писали многие известные деятели черкесского народа, такие как Тембот Керашев, Барасбий Бгажноков, Михаил Мижаев, Рая Мамхягова и многие другие.

В старину любой черкес, который уважал свои традиции, был обязан иметь у себя во дворе домик для гостей (хачеш). Он располагался отдельно, неподалеку от дома хозяина. Внутри распологалась небольшая комната, которая всегда была идеально убранной и готовой для приема гостей. Сами же черкесы ставили свои дома далеко от ворот, дабы избежать нападения врагов.

Кто бы ни постучался в дом адыга, хозяин был обязан встретить каждого. Но нельзя сказать, что ко всем гостям хозяин относился одинаково любезно.

Исходя из этого степень и значимость гостя делились следующим образом:

1. дорогой гость;

2. гость-женщина;

3. гость-мужчина;

4. гость, который будет жить в комнате для гостей;

5. самый желанный гость;

6. долгожданный гость;

7. гость, который не назвал своего имени;

8. гости-родственники невесты, если таковая есть в семье;

9. гость-чужеземец;

10. гость, которого позвали в гости;

11. незваный гость;

12. гость-враг (даже таким черкесы не имели права отказать).

В далеком прошлом люди передвигались исключительно на лошадях. Если всаднику нужно было поехать в соседний аул, он все равно запрягал коня. Женщины передвигались на повозке, которая была красиво украшена.

Когда всадник приближался к воротам, он кнутом давал знак коню, чтобы тот остановился, и так, чтобы об этом услышали жители дома. Гостя встречали очень радушно, с почетом заводили в дом.

Если гости не собирались долго сидеть, они не привязывали коня к стойлу. Даже по тому, как он вешал кнут на гвоздь, было понятно, как долго задержится гость: если кнут вешали так, чтобы он свисал до пола, - это означало, что у гостя есть время и он останется на ночь. А если кнут вешали свернутым, то это означало, что у гостя немного времени и он вскоре уедет, после того, как отдохнет и покушает.

Женщину не заводили в хачеш. Для нее всегда отводилась самая удобная и красивая комната (тем самым еще раз можно убедиться в том, что черкесы оказывали женщине глубокое уважение).

Если гость остался доволен тем, как его приняли, он отъезжал от дома, направив голову коня к воротам хозяина. Если же гость был чем-то недоволен, то он сразу же отъезжал, повернувшись к хозяевам спиной. В таком случае это был позор семье, и о них впоследствии все соседи могли сказать, что они даже одного гостя не смогли удовлетворить.

Если начать перечислять все те правила, которые адыги соблюдали по уходу за гостями, то об этом можно написать целую книгу. Но здесь мы остановимся всего лишь на тех правилах, которыми руководствуются сегодня адыги, по отношению к своим гостям:

1. Адыги считали, что гость - это подарок Бога, поэтому ни в коем случае нельзя было каким-либо образом дать гостю почувствовать, что он нежеланный.

2. Любой человек, который говорил: «Я - адыг», считал за честь с достоинством встретить гостя. Даже если у хозяев не было ничего из того, что можно было поставить на стол, то он ничего не должен был прятать от гостя: все, что есть, нужно было ставить на стол.

3. Каждому гостю, кем бы он ни был, нужно говорить: «Добро пожаловать»! Никакими своими действиями нельзя показывать, что гостю пора идти домой.

4. Никогда нельзя отказывать в гостеприимстве ни молодому, ни старому, ни близкому, ни врагу. Предки адыгов говорили: «Не бывает лишних гостей».

5. Если приехало много гостей, то всегда особым почетом пользовались те, которые прибыли издалека. Как гласит старая черкесская пословица: «Дороже дальний гость, чем близкий».

6. У наших предков всегда были домики для гостей (хачеши). В наши дни пусть и нет этих хачеш, но всегда должна быть лишняя комната для гостей.

7. Долго держать гостя на пороге неприлично, нужно сразу, после того, как поприветствовали, провести их в дом.

8. Гостя нужно посадить на почетное место, которое отводится для старших. Даже если гость младше, хозяин не может сесть рядом с ним до тех пор, пока тот не разрешит ему.

10. В давние времена у гостя нельзя было спрашивать, кто он такой и по какому вопросу прибыл. Спрашивать можно было только по истечении трех дней. Сейчас это уже не актуально. Теперь гостя обязательно нужно спросить кто он такой, и помочь, если он попал в беду.

11. Гостя нельзя оставлять одного в комнате. Если все-таки необходимо выйти, то нужно обязательно оставить кого-то из жителей дома, чтобы гость не чувствовал себя нежеланным.

12. Нельзя долго заставлять гостя ждать приема пищи. Если даже у семьи нечего поесть, то на помощь придут соседи. У адыгов считалось, что «если у кого-то на улице будет гость, то он общий гость».

13. Сегодня гостю ставят на стол даже алкоголь. Но ставить на стол современные алкогольные напитки чересчур опасно. Лучше ставить на стол напиток, который заменял у адыгов спиртное, - махсиму.

14. В давние времена, если мужчины и женщины вместе ходили в гости, то их никогда не сажали рядом. Женщины сразу отправлялись на кухню или в отдельную комнату. Причиной этому было то, что по эстетическим соображениям черкешенки не хотели, чтобы мужчины видели процесс приема пищи.

15. В давние времена самые младшие жители дома должны были приносить гостям перед едой полотенце, воду, тазик и мыло, чтобы гостя не утруждать выходить на улицу.

16. За столом всегда должен был быть тщательный уход, кто-то из младших в доме всегда должен был следить за тем, есть ли у гостя вилка, ложка, наполнена ли у гостя кружка. Хозяин дома не мог первым закончить прием пищи. Если же такое бывало, то тем самым он давал понять гостю, что можно заканчивать есть. Это было неприлично.

17. Черкесы всегда вначале сажали за стол самых младших в семье - детей, чтобы они не испытывали чувство голода, и только потом накрывали стол гостям.

18. Никогда не следует решать дела семьи в присутствии гостя - это верх неуважения к нему.

19. За одеждой гостя нужно проследить, чтобы она была чистой, при необходимости следует помыть обувь, если она грязная.

20. Когда настает время отъезда гостей, ни в коем случае нельзя им показывать, что вы рады их отъезду.

21. Если гость был дорогим и долгожданным, черкесы всегда дарили ему подарки. Гостя всегда нужно провожать до ворот и ждать до тех пор, пока гость не отъедет.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то