Этапы восприятия свойств геометрических фигур. Ознакомление детей дошкольного возраста с геометрическими фигурами

  • 8. Средства математического развития, роль развивающей среды
  • 9. Авторские и структурированные пособия по математическому развитию дошкольников.
  • 10. Формы организации работы по математическому развитию.
  • 11. Соотношение специально- организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности в организации математического развития дошкольников.
  • 12. Требования к организации занятий в разных возрастных группах.
  • 2. Гностическими умениями
  • 15. Концепции развития количественных представлений.
  • 16. Особенности восприятия дошкольниками количественных представлений в разных возрастных группах.
  • Сравнения множеств путём установления между ними взаимного соответствия (при помощи приёмов наложения и приложения)
  • Приём наложения машинок.
  • 18. Методика обучения количественному счёту в разных возрастных группах: этапы, приемы и навыки счета.
  • 19. Совершенствование навыков счета путем обучения отсчитыванию из большего количества по образцу и по названному числу в разных возрастных группах.
  • 20. Совершенствование навыков счета через обучение счету с участием различных анализаторов (счет звуков, движений, счет по осязанию) в разных возрастных группах.
  • 21. Формирование понятия числа как количественной характеристики множеств. Виды работы по преодолению феномена Пиаже.
  • 22. Связи и отношения между числами натурального ряда. Методика обучения сравнению смежных чисел.
  • 2 + 2 = 2 + 1’ = (2 + 1)’ = 3’ = 4.
  • 23. Методика обучению порядковому счету в среднем и старшем дошкольном возрасте.
  • 24. Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте.
  • 25. Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел и разложением числа на два меньших.
  • 26. Методика ознакомления с делением целого на равные части, установления отношений "целое" и "часть".
  • 27. Методика ознакомления с цифрами и арифметическими знаками.
  • 28. Методика ознакомления с монетами.
  • 2. Практическая часть
  • 3. Заключение.
  • 29. Методика обучения решению и составлению арифметических задач: виды, этапы работы, различные подходы к методике обучения решению и составлению арифметических задач.
  • 31. Свойства величины, особенности восприятия дошкольниками.
  • 32. Способы сравнения по величине: непосредственные, опосредованные, при помощи глазомера.
  • 33. Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в младшем и дошкольном возрасте.
  • 34. Методика обучения сравнению от 2 до 5 предметов в среднем и 10 предметов в старшем дошкольном возрасте, упорядочиванию (сериации) в порядке возрастания и убывания.
  • Заданиям придают игровой характер, используя игры:
  • 35. Методика обучению измерения протяжённостей, объема жидких и сыпучих тел условными мерками и общепринятыми мерами в старшем и подготовительном дошкольном возрасте.
  • 36. Понятие формы и геометрической фигуры, особенности восприятия дошкольниками.
  • 37. Программные задачи и приемы ознакомления с геометрическими фигурами в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
  • 38. Методика формирования обобщенных понятий четырехугольник и многоугольник.
  • 39. Использование различных видов материала при формировании представлений о форме и геометрических фигурах.
  • 40. Ориентировка в пространстве. Особенности пространственных представлений у дошкольников.
  • 41. Система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников.
  • 42. Методика формирования ориентировки в пространстве в разных возрастных группах.
  • 44. Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений в разных возрастных группах.
  • 45. Ознакомление с календарем как системой мер времени.
  • 46. Развитие чувства времени у дошкольников.
  • 1 Этап.
  • 2 Этап.
  • 3 Этап.
  • 4 Этап.
  • 48. Особенности организации работы в разных возрастных группах.
  • 1-Й вариант
  • 2-Й вариант
  • 3-Й вариант
  • 50. Особенности работы с одаренными детьми.
  • 51. Связь дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию ребенка.
  • 52. Преемственность в работе дошкольного учреждения и 1 класса школы по математическому развитию детей: формы и содержание.
  • 53. Показатели математической готовности ребенка к школе.
  • 36. Понятие формы и геометрической фигуры, особенности восприятия дошкольниками.

    Исходным содержанием понятия о форме являются реальные предметы окружающей действительности.

    Форма - это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета , которое помогает отличать один предмет от другого.

    Этот факт эволюционно важен для воздействия вездесущности и силы тяжести на выживание. Полезность бытия может сказать разницу между гравитационно вертикальными и наклонными объектами Вертикальные объекты, как правило, относительно устойчивы в гравитации, в то время как наклонные, вероятно, невозможны. Как объяснить эту способность воспринимать ориентацию объектов в окружающей среде визуальная информация?

    Как мы можем в основном отметить в краткосрочной перспективе, визуальная информация влияет на восприятие ориентации. Некоторые эффекты на удивление мощные, часто достаточно сильные, чтобы преодолеть запатентованную информацию и вызвать перцептивные иллюзии. Одна из самых убедительных демонстраций на влиянии визуальной информации на восприятие ориентации возникает, когда вы входите в комнату, которая несколько наклонены, как эти фантастические или таинственные вещи в парке развлечений. Даже если вы знаете, что наклон пола просто входит в первый раз в этой комнате, он быстро начинает воспринимать свои стены как гравитационно вертикальные.

    Человечеством создана система эталонов для обозначения форм конкретных предметов . Это система геометрических фигур.

    Группировка геометрических фигур может быть представлена следующим образом:

    Плоские и объемные,

    Имеющие углы и не имеющие их, т. е. округлые,

    Различающиеся по внешним признакам.

    Таким образом, геометрические фигуры выступают образцами, эталонами формы реальных предметов или их частей.

    Как только это странное восприятие происходит, все остальные типы иллюзий по ориентации следуют. Например, вы видите люстру, как занавески, с каким-то странным углом от потолка, а не прямо вниз. Еще более смущающим является тот факт, что вы вы понимаете, насколько неустойчиво склонны к одной стороне, несмотря на то, что вы отлично стоите в вертикальном положении относительно силы тяжести. Если вы попытаетесь исправить свою осанку, совместив ее с ориентацией комнаты, вы также можете потерять равновесие и падение.

    Что происходит в наклонной комнате, так это то, что ваше вертикальное чувство тяжести захватывается ошибками эталонных систем, обеспечиваемых визуальной структурой комнаты. Система отсчета в визуальном восприятии представляет собой стандартный набор ссылок, в отношении которого воспринимаются свойства объекта. Одним из наиболее важных аспектов визуальной системы отсчета является его ориентация. Когда вы находитесь в вертикальном положении в нормальной среде, вертикальная ориентация вашей системы отсчета совпадает с вертикальной силой тяжести, поскольку доминирующая ориентация в Визуальная среда выровнена с силой тяжести или перпендикулярна ей.

    С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира , удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм , в том, «что на что похоже». В результате происходит уподобление одного предмета другому по форме (похож на огурчик, как окошечко) и т. д.

    Классификация геометрических фигур строится как на чувственной, так и логической основе . Восприятие ребенком окружающих предметов на первых порах, как показали специальные исследования, не означает выделения формы. Вначале выступает сам предмет, и только потом - его форма.

    Мистическое предположение о том, что стены, полы и потолок комнаты вертикальные горизонтальные, как правило, истинно и служит нам для восприятия ориентации объектов по-настоящему в определенных контекстах. Однако, когда вы идете в иклинаемую комнату, этот правопреемник нарушается, показывая иллюзии ориентации. Визуальная система отсчета комнаты, которая не выровнена с силой тяжести, фиксирует ее чувство вертикальности, как показано на рисунке 3, наклон комнаты также может восприниматься вами самостоятельно, поскольку ориентация вашего тела не выровнена с восприятием вертикальности.

    В системе геометрических фигур сконцентрирован обобщенный опыт сенсорной деятельности людей .

    Форма воспринимается зрительно-осязательно-двигательным путем . Ознакомление детей с формой предметов всегда было в центре внимания психологов, педагогов и методистов прошлого и настоящего.

    ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

    Как мы увидим, понятие ссылочной системы может использоваться во многих разных ситуациях для объяснения иллюзорных восприятий, возникающих в результате воздействия визуального контекста. Они представили яркую палочку в прямоугольнике, широкую, наклонную, яркую и попросили своих испытуемых поместить палку в нее вертикально, как показано на рисунке. Подобно отказу от постоянства ориентации в наклонной комнате, эффект «ром-кадр»можно объяснить предположениями, что прямоугольник влияет на восприятие вертикали людей в направлении их ориентации.

    В познании окружающего мира особо значима ориентировка в многообразии форм предметов (объектов) и геометрических фигур.

    Форме принадлежит особое место среди многообразия свойств, познаваемых в дошкольном возрасте .

    Воспринимая форму , ребенок выделяет предмет из других , узнает и называет его , группирует (сортирует) и соотносит его с другими предметами .

    Влияние ориентации то есть предметы помещают палку параллельно ближайшим высоким вертикалям системы, но они помещают ее в скомпрометированную ориентацию, где-то между истинной вертикальностью и ориентацией сторон. Эксперименты показывают, что эффект системы больше при широком прямоугольнике и что меньшие системы, окружающие линию, имеют меньшие эффекты. Другие исследования показали, что при наличии двух систем рядом с другой система чем доминирование восприятия.

    Из этого визуальная структура будет более склонна вызывать систему ссылок, когда она широка, ограничивает ее и стабилизирует ее с течением времени, например, помещение, наклонное в предвиденном примере. Хотя объяснение этой иллюзии неясно, возможность связана с идеей контраста. В этом случае ориентация длинных вертикальных линий может восприниматься в отличие от ориентации многих небольших наклонных линий. слева, например, рассматривается как слегка наклонный по часовой стрелке, потому что он всегда находится в направлении по часовой стрелке относительно ориентации всех маленьких сегментов, которые касаются его.

    Параллельно или вслед за этим ребенок познает геометрические фигуры , выделяя прежде их форму , а затем - структуру .

    В познании геометрических фигур детьми дошкольного возраста принято выделять три этапа :

    В 3-4 года геометрические фигуры воспринимаются как целые и различаются детьми в основном по форме;

    Следующая строка справа видна как наклонная, в отличие от ее смежных линий, ориентированных по часовой стрелке. На рисунке 6, например, две круглые решетки в середине параллельны и вертикальны, но воспринимаются как слегка наклонные и не параллельные контекстуальному воздействию решетки в окружающей среде. Однако, как и иллюзии, это менее ясно. Один из способов его объяснения основан на гипотезах, которые находятся на тормозном взаимодействии между селективной ориентацией нейронов. Другим возможным объяснением новаторской иллюзии Цольнера является то, что визуальная система переоценивает малые углы и недооценивает их ширину, связанную с торможением между двумя боковыми линиями, включая угол.

    В 4-5 лет геометрические фигуры воспринимаются аналитически, их свойства и структуру дети устанавливают эмпирически (опытным путем);

    В 5-6 лет геометрические фигуры дети воспринимают в определенной взаимосвязи по структуре, свойствам, осознают их общность.

    В результате психологических исследований стало известно, что процесс познания детьми формы как свойства - длительный и сложный.

    Чтобы объяснить иллюзорный наклон вертикальной линии, вы должны предпочесть, что изменение ориентации связано скорее с одной длинной линией, чем с более короткими. Можно подумать, что размер объекта можно определить просто по его размерности сетчатки. Чем более грубые объекты проецируют большие изображения на сетчатку. Два разных фактора определяют размер изображения проецируемого объекта на сетчатке: его объективный размер и расстояние от наблюдателя. Характер взаимосвязи между объективным размером, размером сетчатки и расстоянием математически выражается терминами расстояния между расстояниями.

    ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3-Х ЛЕТ основной опознавательный признак фигуры - поверхность, плоскость . Они берут фигуру в руки, манипулируют; проводят рукой по плоскости , как бы пытаясь обнаружить предметную основу.

    В этом возрасте дети выделяют среди других и называют отдельные геометрические фигуры , пользуясь словами «кружок », «кубик », «шарик ».

    Если вы заметили расстояние от объекта, вы можете использовать его с его размером сетчатки, чтобы определить объективный размер объекта. Вы можете показать согласованность размера со следующим экспериментом: поместите указатель на длину руки, а другую половину - на это расстояние. Переместите индекс ближе к части, чтобы вы могли видеть только один палец за раз. Теперь, когда оба глаза открыты, чтобы вы могли получить бинокулярную информацию о расстоянии пальца, на котором вы смотрите. Посмотрите на тот и другой индекс и сравните их размеры.

    Или сравнивают форму реального предмета с геометрической и пользуются выражениями «Это - как кубик», «Это - как платочек».

    Как правило , они «опредмечивают » геометрические фигуры , называя их «крышей », «платочком », «огурцом » и т. д.

    Освоение формы предметов и геометрических фигур проходит в этом возрасте в активной деятельности. Дети кладут один кубик на другой, сооружая башню, укладывают предметы в машины; катают фигуры, перекладывают; составляют ряды.

    Они выглядят примерно такого же размера, как и на самом деле. Это пример постоянства размера ваших пальцев, похоже, того же размера, хотя размер их сетчатки очень отличается. Другой пример постоянства размера; фигура В части А; перцептивной информации от глубины впечатления убывающего коридора. В этом контексте есть три белых цилиндра одинаковой величины. Ближайший цилиндр выглядит больше, а длиннее - меньше. Несмотря на разницу в глубине, мы знаем, что существуют различия в размерах изображений между цилиндрами.

    Здесь цилиндры все одинаковы по размеру сетчатки, но самый дальний вид выглядит значительно больше. Эта иллюзия очень похожа на иллюзию Понзы, но с гораздо большей глубиной информации. Постоянство постоянства размеров также работает, когда мы хотим их подавить. В экспериментах по постоянству размеров предметов отображается стандартный размерный объект и на определенном расстоянии. Далее, людей просят выбрать сопоставимый объект, который выглядит одинаковым с разных расстояний. Эта процедура повторяет много разных расстояний для каждого стандарта.

    ДЕТИ 3-4-Х ЛЕТ начинают отличать геометрические фигуры от предметов , выделяя их форму . Называя фигуры, говорят: «Треугольник - как крыша», «Платочек - как квадратик».

    Дети обследуют фигуры осязательно-двигательным путем , стараясь провести рукой по контуру . При этом охотно проговаривают понравившиеся им слова, выражения. Начинают воспринимать структурные элементы геометрических фигур: углы, стороны . При восприятии фигур абстрагируются от цвета, размера , выделяя их форму .

    Если субъект всегда выбирает сопоставимый объект, который объективно имеет тот же размер, что и стандартный, диаграмма выбора будет плоской линией под названием «постоянное постоянство». Если субъект всегда выбирает сопоставимый объект, который проецирует изображение того же размера, что и стандартное, диаграмма его выбора будет падать вдоль нижней кривой, называемой «размер сетчатки». На постоянство размера могут влиять разные инструкции, как выполнить задачу «сопоставление размеров». Когда субъекту предлагается судить о том, как большой объект появляется, он часто показывает приблизительное постоянство, часто с небольшой степенью недостаточности.

    Однако зрительное восприятие ребенка остается беглым , его взгляд не сосредоточивается на контуре или плоскости . В силу этого дети часто путают похожие фигуры: овал и круг, прямоугольник и квадрат.

    ДЕТИ 4-5 ЛЕТ успешно обследуют геометрические фигуры , проводя указательным пальцем по контуру. При этом они, как правило, называют структурные компоненты : вершины, стороны, углы. Прослеживают движением руки линии, образующие углы ; обнаруживают точки пересечения линий . Обследование становится точным и результативным .

    Классическое объяснение заключается в представлении Гельмгольца о бессознательном выводе. Это говорит о том, что визуальная система фактически вычисляет объективный размер сетчатки и воспринимает расстояние, используя что-то вроде уравнения. Эта теория довольно общая; он может применяться в любой ситуации, когда наблюдатель имеет информацию о том, насколько далеко он является объектом. Теория бессознательного дедукции предсказывает размер совершенного постоянства, когда она основана на правильной дистанционной дистанции.

    Как вы можете объяснить сдвиг от постоянства? Ответ прост: неточности восприятия размера обусловлены неточностями восприятия расстояния. В частности, перемежение происходит, когда большое расстояние воспринимается как маленькое, чем в действительности. Если наблюдатель воспринимает целевой объект более тесно, чем он есть на самом деле, вычисляя размер объекта из уравнения расстояния-расстояния с этой недооценкой, воспринимаемый объект меньше, чем он есть на самом деле. Имеются некоторые противоречивые доказательства, бывают случаи, когда размер систематически переполняется, и в то же время расстояние систематически недооценивалось.

    Как правило, в этом возрасте у детей складываются образы фигур - эталонные представления о них . Они начинают успешно определять сходства и различия форм предметов с геометрическими фигурами; пользоваться сложившимися у них эталонами с целью определения любой неизвестной формы; отображать формы в продуктивной деятельности.

    Характер условий наблюдения, инструкции, данные субъекту, требуемые типы суждений, все это, по-видимому, влияет на результаты. Хотя верно, что окклюзия структуры может предоставить некоторую информацию о ее размере объекта, все же есть некоторые условия, которые должны быть выполнены, чтобы быть истинным индикатором размера объекта. Объекты, размер которых сравнивается, следует рассматривать на одной и той же структурированной поверхности. Поверхностные элементы поверхности должны быть примерно одинакового размера.

    Объекты, размер которых оценивается, должны удовлетворять структурированному плану. Они показывают предметы яркой линией в яркой рамке в темной комнате. Линия была 3 дюйма высотой в прямоугольнике высотой 4 дюйма. Субъект после этого должен был обратиться ко второму наблюдению. Второй прямоугольник имеет высоту 12 дюймов, и предмет, как говорили, отрегулировал длину линии так, чтобы он поддерживал одно и то же соотношение линейных кадров первого наблюдения. Если восприятие размера было в основном основано на длинах в окружающей среде, субъекту приходилось регулировать вторую линию до длины 3 дюйма.

    В 5-6 ЛЕТ дети в основном зрительно воспринимают геометрические фигуры . Осязательно-двигательное обследование становится ненужным. В процессе зрительного восприятия они фиксируют контур и на этой основе включают фигуру в определенную группу , выделяют виды фигур , классифицируют, упорядочивают и систематизируют предметы по форме.

    В старшем дошкольном возрасте преобладает зрительное распознавание фигур и их отличительных признаков , словесная характеристика формы предметов и геометрических фигур .

    Итак, восприятие формы ребенком дошкольного возраста осуществляется на основе одновременного обследования ее зрительным и осязательно-двигательным способом, сопровождаемым называнием основных особенностей той или иной формы.

    Например, круглая - нет углов; четырехугольник - у него есть стороны, углы и вершины.

    Геометрические фигуры становятся эталонами определения формы окружающих предметов и их частей.

    Анастасия Крапоткина
    Формирование представления о геометрических фигурах

    Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

    «Детский сад №328 комбинированного вида»

    Представления о геометрических фигурах

    (старший дошкольный возраст)

    Выполнила :

    Крапоткина А. С.

    воспитатель ДОУ

    г. Красноярск, 2016

    Пояснительная записка…. 3

    Глава I. Анализ литературных источников…5

    §1.1 Развитие у детей старшего дошкольного возраста…. 5

    У старших дошкольников…. 9

    Список использованной литературы….18

    Приложение….19

    Пояснительная записка

    Актуальность. Современное общество определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте.

    Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами . Одной из задач дошкольного воспитания является формирование представлений о геометрических фигурах . Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и форме предмета , рассматривали такие педагоги как : А. М. Леушина (1974, А. А. Столяр (1988, Т. И. Ерофеева (1992) , Л. А. Парамонова (1998, Т. С. Будько (2006) . Были разработаны методики ознакомления детей с геометрическими фигурами .

    Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и успешного обучения в школе.

    Цель : предложить методические рекомендации, направленные на усвоение детьми старшего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах .

    Задачи :

    1. Проанализировать литературные источники.

    2. Составить дифференцированные методические рекомендации для усвоения детьми старшего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах .

    Теоретическая значимость заключается в том, чтобы теоретически изучить особенности и развитие представлений о геометрических фигурах детьми старшего дошкольного возраста.

    Практическая значимость заключается в том, что предложенные методические рекомендации, могут быть использованы родителями, воспитателями и другим специалистами для воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, в частности усвоить представления о геометрических фигурах .

    Глава I. Анализ литературных источников.

    §1.1 Развитие представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста

    Знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах : в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов , а также в смысле познания особенностей их структуры свойств, основных связей и закономерностей в их построении, то есть собственно геометрического материала .

    Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь абстрагировать форму от вещи ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур .

    Познание структуры предмета , его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением , но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словам. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов .

    Познание геометрических фигур форму окружающих предметов , что положительно отражается на их продуктивной деятельности.

    При знакомстве с геометрическими фигурами все их свойства выявляются экспериментальным путем. Отсюда особенности организации деятельности детей, подбор методов : большое место занимают практические методы и наглядные (упражнения и практические работы, также необходимость организовать моделирование детьми изучаемых фигур .

    Ребенок дошкольного возраста проходит два этапа обучения геометрическим фигурам . Дети 5-6 лет находятся на втором этапе обучения, и он должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления » .

    А. А. Столяр (1988) приходит к вводу, что «геометрическое мышление » вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний » у детей прослеживается несколько различных уровней.

    Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделяться в ней отдельные элементы, не замечает сходства и, различая между фигурами , каждую из них воспринимает обособленно.

    На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения, как между ними, так и между отдельными фигурами , однако еще не осознает общности между фигурами .

    На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур , связи между самими свойствами.

    Поэтому обучение следует организовать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление .

    С. Л. Рубинштейн считал, что аналитическое восприятие геометрической фигуры , умение выделить в ней выраженные и явно ощутимые элементы и свойства создают условия для дальнейшего более углубленного познания структурных ее элементов, раскрытия существенных признаков как внутри самой фигуры , так и между рядом фигур . Так, на основе выделения в объектах самого главного, существенного формируются понятия .

    Дети все отчетливее усваивают связи между «простыми» и «сложными» геометрическими фигурами , видят в них не только различия, но и находят общность в их построении, иерархию отношений между «простыми» и все более «сложными» фигурами .

    Усваивают дети и зависимость между числом сторон, углов и названия фигур . Подсчитывая углы, дети правильно называют фигуры . Знания детей систематизируются, они способны соотносить частное с общим. Все это развивает логическое мышление дошкольников, формирует интерес к дальнейшему познанию, обеспечивает подвижность ума .

    Познание геометрических фигур , их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов , что положительно отражается на их продуктивной деятельности (рисование, лепка) .

    Большое значение в развитии геометрического мышления и пространственных представлений имеют действия по преобразованию фигур . Это все развивает пространственные представления и начатки геометрического мышления детей , формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества, как целенаправленность, настойчивость.

    Т. С. Будько утверждает, что в 5-6 лет дети способны воспринять геометрическую фигуру как эталон (яблоко, мяч – это шар, т. е. абстрагировать признак формы от других признаков предметов (цвета, величины, расположения в пространстве, пропорций частей) . Способны различать близкие по форме плоские и объемные фигуры . Могут устанавливать связь между свойствами фигуры и ее названием . Дети способны провести обобщение по форме .

    Следует отметить, что уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать взаимосвязь между разными геометрическими формами , их знания обогатились представлениями о многообразных геометрических фигурах , а представления систематизировались : дети узнали, что одни формы оказываются подчиненными другим, например, понятие четырехугольника обобщает такие понятия, как квадрат, прямоугольник, трапеция и другие, а понятие многоугольника обобщает все четырехугольники, все треугольники, пятиугольники и т. д., независимо от их размера и вида. Подобные взаимосвязи и обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень, готовит их к усвоению научных понятий в школе .

    Отсюда видно, что целенаправленная деятельность воспитателя по формированию геометрических представлений создает благоприятные условия как для успешного усвоения курса математики в целом, так и для развития мыслительных процессов, самостоятельности.

    Таким образом, развитие представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста происходит при овладении перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур .

    §1.2 Программно – методические материалы по представлению о геометрических фигурах у старших дошкольников

    Социальные изменения в нашей стране привели к необходимости реформы образования , что, в свою очередь, потребовало поиска новых подходов к организации системы дошкольного образования.

    В соответствии с Законом Российской Федерации №273 - ФЗ «Об образовании» современное дошкольное образование носит вариативный характер.

    Существует большое количество основных (комплексных) программ дошкольного образования, таких как : «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, «Радуга» Т. Н. Дроновой, «Детство» Т. И. Бабаевой, «Развитие» Л. А. Венгер, «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» Л. А. Парамоновой, «Из детства – в отрочество» Т. Н. Дроновой, Л. А. Голубевой, «Истоки» Л. А. Парамоновой, «Школа 2100» («Детский сад 2100» ) А. А. Леонтьева и другие.

    Согласно статье № 64 п. 2 «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

    Реализация общеобразовательных программ дошкольного воспитания обеспечивают права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие (Конвенция о правах ребенка, 1989, равные возможности для всех детей на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

    Анализируя образовательные программы дошкольного воспитания, геометрический материал не выделен в программах в виде отдельной темы, он изучается небольшими порциями, используется в качестве средств наглядности, а также как средство применения знаний.

    Изучение представлений о геометрических фигурах прослеживается в образовательной программе дошкольного образования Детского сада №328 в пункте 2.1.2. Познавательное развитие. А также представления о геометрических фигурах взаимодействуют (интегрируют) с пятью образовательными областями, обеспечивающими развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

    Особенности представлений о геометрических фигурах направленны на развитие способности восприятия формы предмета и фигуры , способности к обратимости мыслительных процессов, способности к обобщению геометрических фигур , а именно :

    1. представления об эталонах

    2. узнавания (нахождения) геометрических фигур в окружающих предметах

    3. знаний о существенных признаках геометрических фигур

    4. воспроизведения геометрических фигур

    5. классификации геометрических фигур

    6. преобразования, превращения геометрических фигур в предметы

    7. расчленения изображения на составные части

    8. видоизменения геометрических фигур

    Игры и упражнения, могут быть использованы воспитателями, а также другими специалистами детских садов в работе с детьми старшего дошкольного возраста на фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП, в ходе непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, на прогулках, в самостоятельных играх детей.

    Данный материал подобран из разных источников.

    I Блок. Развитие способности восприятия формы предмета и фигуры .

    1.1. Игра «Внимание» (вариант игры «Что в мешочке?» ).

    Цель : развитие восприятия формы предмета и фигуры ; также игра способствует развитию внимания, восприятия и воображения. Развитию объема образной памяти.

    Материал : мешочек из ткани и несколько небольших предметов , среди которых должны быть геометрические тела : шар, куб, квадрат, круг, цилиндр, пирамидка (конусообразная форма )

    Инструкция : На ощупь определи , что за предмет у тебя в руке , назови его и только после этого вынимай предмет из мешочка .

    1.2. Игровые упражнения «Дорисуй» , «Дострой» .

    Цель : закреплять знания о геометрических фигурах , их свойствах; также игровые упражнения способствуют развитию у детей геометрического воображения , пространственных представлений .

    Материал : лист бумаги с изображенными на нем кругами разных размеров (Приложение 1, рис. 10) .

    Инструкция. Назови предметы имеющие в строении круг. Составь или дорисуй то, что тебе интересно.

    (Ребенок должен дорисовать, закончить изображение предмета , имеющего в своей структуре круглую форму . Дети рисуют снеговика, неваляшку, часы и более сложные формы .

    Аналогичны упражнения, состоящие в том, что к взятой за основу геометрической фигуре , например треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой – либо силуэт : елку, домик, флажок и другие.)

    1.3. Игра «На какую фигуру похоже .

    Цель : развивать способность восприятия формы предмета и фигуры .

    Материал : листы с изображением предметов и фигур , простые карандаши (Приложение 1, рис. 11) .

    Инструкция : Соедините предмет с геометрической фигурой , на которую он похож.

    1.4. Игра «Кто наблюдательнее?» .

    Цель : развитие восприятия, также игра способствует развитию памяти, активизация словарного запаса.

    Ход выполнения : воспитатель предлагает одному из детей назвать за одну минуту три предмета круглой , овальной и прямоугольной формы . Аналогичные задания поочередно даются всем детям.

    II Блок. Развитие способности к обобщению геометрических фигур .

    2.1. Игра «Где какие фигуры лежат » .

    Цель : ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме )

    Материал : набор фигур .

    Ход выполнения : Играют двое. У каждого набор фигур . Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы (Приложение 1, рис. 1) .

    2.2. Упражнение «Нарисуй фигуру » .

    Цель : закрепление названия фигур , также упражнение способствует развитию мелкой моторики.

    Материал : рисунок с изображением геометрических фигур (Приложение 1, рис., распечатанные бланки с недорисованными геометрическими фигурами (Приложение 1, рис. 2, простой карандаш, линейка.

    Инструкция : 1-этап : ребенку предлагается рассмотреть рисунок с изображением различных геометрических фигур . Попросите его назвать те фигуры , которые он знает. В случае затруднений подскажите ему названия тех фигур , с которыми он еще пока не знаком.

    2-этап : ребенку дают распечатанный Бланк 2, где изображены те же самые геометрические фигуры , но только они не дорисованы до конца. Задание : дорисовать фигуры .

    2.3. Упражнения с карточками .

    Цель : развитие умственных операций анализа, синтеза и обобщения, также игра способствует развитию умения выделять существенные признаки предметов , сравнивать, рассуждать, развитию мелкой моторики рук.

    Ход выполнения: выполнить задания, данные на рисунках :

    А)Сравни предметы . Назови сходства между предметами и их различия (Приложение 1, рис. 13)

    Б)Раздели предметы на три группы . Что между ними общего и чем они отличаются (Приложение 1, рис. 14)

    В)Найди лишний предмет в каждом ряду (Приложение 1, рис. 15) .

    Г)Нарисуй фигуры , которые получатся после знака равно (Приложение 1, рис. 16) .

    Д)Дорисуй в каждом ряду фигуры . Обрати внимание на их последовательность (Приложение 1, рис. 17) .

    III Блок. Развитие способности к обратимости мыслительных процессов.

    3.1. Игра-головоломка «Пифагор» .

    Цель : развитие мыслительной деятельности; также игра способствует развитию пространственного представления , воображения, смекалки и сообразительности.

    Материал : Квадрат размером 7X7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур : 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 - больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм) (Приложение 1, рис. 3) .

    Инструкция : Посмотри на образец (Приложение 1, рис. 4) и расскажи о способе расположения фигур . Попробуй выложить такие же фигуры . (По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов уместно предлагать им задания творческого характера, стимулировать проявления смекалки, находчивости.)

    3.2. Игра «Танграм» .

    Цель : учить детей анализировать способ расположения частей; также игра способствует составлению фигуры-силуэта , ориентируясь на образец (А) ; рассказывать предположительный способ расположения частей в составляемой фигуре , планировать ход ее выполнения (Б) ; развитию способности осуществлять предположительный зрительно – мыслительный анализ способа расположения фигур , проверяя его практически (В) .

    Материал : набор фигур к игре "Танграм" (Приложение 1, рис. 5, карточка – образец, фланелеграф, доска, мел.

    Ход выполнения

    А)Составление фигуры-силуэта зайца

    Воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта зайца (Приложение 1, рис. 6) и говорит : "Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур составлены туловище , голова, ноги зайца?" Нужно назвать фигуру и ее величину , так как треугольники, из которых составлен заяц, разных размеров. После того, как рассмотрели, из каких фигур составлен заяц , дети берут свои наборы и составляют фигуру зайца . Затем воспитатель просит детей рассказать, как они составили фигуру , то есть назвать расположение составных частей по порядку.

    Б)Воссоздание фигуры -силуэта бегущего гуся

    Воспитатель обращает внимание детей на образец (Приложение1, рис. 7) : "Посмотрите внимательно на этот образец. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры. Надо сначала рассказать, как это можно сделать. Из каких геометрических фигур можно составить туловище, голову, шею, ноги гуся?"

    После того как большинство детей составят силуэт гуся, воспитатель вызывает одного ребенка, который мелом на доске рисует расположение частей. Все дети сверяют составленные ими фигуры с изображением на доске.

    В)Составление фигуры-силуэта домика

    «Рассмотри внимательно домик - стены, крышу, трубу (Приложение 1, рис. 8) . Расскажи, как бы ты составил его из имеющегося набора фигур ». Затем предложить ребенку изобразить графически, мелом на доске способ расположения фигур в силуэте домика .

    На протяжении ряда занятий ребенок составляет еще несколько фигур -силуэтов по нерасчлененным образцам (Приложение 1. рис. 9) .

    3.3. Упражнение «Квадраты» .

    Цель : уточнение образа квадрата посредством решения конструктивной задачи; также игра способствует развитию аналитико – синтетического визуального мышления.

    Материал : цветные квадраты, разрезанные на части

    Инструкция : Собери квадрат из деталей.

    3.4. Упражнение «Забавные фигурки » .

    Цель

    Материал : треугольники и квадраты из дидактического набора.

    Ход выполнения : воспитатель предлагает ребенку сложить из квадратов полоску; сложить полоску из деталей треугольной формы ; затем предлагает сложить какой – нибудь узор из квадратов и треугольников.

    3.5. Упражнение «Флажки» .

    Цель : развитие аналитико – синтетического мышления, также упражнение способствует уточнению представлений о геометрических фигурах .

    Материал : конверт с геометрическими фигурами из тонкого цветного картона (фигуры соответствуют форме флажков ) и карточки с флажками (рис. 12, счетные палочки (для палочки флажка) .

    Ход выполнения : воспитатель показывает ребенку карточки с изображениями флажков по одной, ребенок должен сложить такие же флажки в той же последовательности и в том же порядке.

    3.6. Упражнение «Сложи из палочек» .

    Цель : развитие конструктивного мышления.

    Материал : счетные палочки.

    Инструкция :

    сложить два квадрата из семи палочек;

    сложить три треугольника из семи палочек;

    сложить прямоугольник из шести палочек;

    из пяти палочек сложить два разных треугольника;

    из девяти палочек составить четыре равных треугольника;

    из десяти палочек составить три равных квадрата;

    можно ли из одной палочки на столе построить треугольник?

    можно ли из двух палочек построить на столе квадрат?

    Некоторые из примеров с другими играми можно посмотреть в источниках и на сайтах :

    1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991

    2. Белая А. Е. Развивающие игры, 2001

    3. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей, 2004

    4. Дъяченко О. М. чего на свете не бывает, 1991

    5. Григорович Л. А. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе, 2000

    6. Сайт http://www.razvitierebenka.com

    7. Сербина Е. В. Математика для малышей, 1992

    Список использованной литературы

    1. Белошистая А. В. Я считаю и решаю!: Уникальная методика обучения математике. Кн.:2. – Екатеринбург : У-Фактория, 2007. – 208с.

    2. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников : конспект лекций / Под. ред. Будько Т. С. ; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

    . -- Брест : Издательство БрГУ, 2006. - 46 с

    3. Васильева Н. Статья «Действуй самостоятельно» , «Обруч» №3/2012

    4. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занития в подготовительной группе : конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2004. - 64 с.

    5. Касабуцкий Н. И. Давайте поиграем : Мат. игры для детей 5-6 лет. – М.: Просвещение, 1991

    6. Михайлова З. А., Игровые занимательные задачи для дошкольников : Кн. Для воспитателя дет. Сада. -2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94 с.

    7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, - СПб : Издательство "Питер", 2000

    8. Степанова Г. В. Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении. - М.: ТЦ «Сфера» , 2010

    9. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников . – М.: Просвещение, 1988.

    10. Сырвачева Л. А., Уфимцева Л. П., Диагностическая и коррекционно – развивающая работа с детьми 6-7 лет группы риска по отклонениям развития : учебное пособие : в 2 ч. / КГПУ им. В. П. Астафьева. -Красноярск,2015

    11. Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет . – М.: Мозаика – Синтез, 2005

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то