Слова и выражения их история. Человек – это звучит гордо






Высечь море Царь персов Ксеркс шел войной против Греции в V веке до н. э. и приказал построить мост через пролив между Азией и Европой для переправы своих войск. Буря разметала мост. Разъяренный правитель приказал казнить строителей, а море высечь цепями. Выражение употребляется по отношению к тем людям, которые в слепой ярости пытаются выместить злобу на им неподвластном.


Ткани Пенелопы Пенелопа жена Одиссея из одноименной поэмы Гомера. Двадцать лет ждала она мужа. Своим многочисленным поклонникам она обещала выйти замуж, как только соткет покрывало. Но каждую ночь она распускала все, что сделала за день. Сегодня выражение употребляется в значении ловкой хитрости. «Работой Пенелопы» называют бесконечно длящийся труд, результаты которого уничтожаются по мере продвижения вперед.




Бочка Данаид По греческому преданию, у царя Даная было 50 прекрасных дочерей. Он был против их замужества и приказал им убить своих мужей. Боги разгневались на это злодеяние и присудили дочерей к такому наказанию: глубоко под землией наполнять водой бездонную бочку. Сейчас это символ бесцельной нескончаемой работы.






Ганнибалова клятва Еще девятилетним мальчиком Ганнибал, будущий выдающийся карфагенский полководец, поклялся вечно бороться с Римом. Он сдержал клятву. Употребляется в значении клятвы верности, которую дает человек и этому благородному делу посвящает всю жизнь


Гуси Рим спасли На Рим ночью напали галлы. Под покровом темноты они бесшумно преодолели укрепления. Но гуси, находившиеся в храме, услышали шум и загоготали. Римляне проснулись и отразили нападение галльских племен. Используется, когда второстепенным событиям придают чрезвычайное значение.


Перейти Рубикон Цезарь, возвращаясь в Рим с победой, долго стоял у пограничной реки Рубикон. Переход ее и возвращение в Рим означали, что он начинает борьбу за власть. После раздумий Цезарь решился и перешел Рубикон. Употребляется, когда принимается важное решение и пути к отступлению нет. Синоним: «Жребий брошен!», «Сжечь корабли».







Париж стоит мессы(обедни) Слова эти якобы сказал Генрих Бурбонский, вождь гугенотов, когда в 1593 году отрекся от своей веры и принял католичество. Этот шаг обеспечил ему французский престол. Он вступил на него под именем Генриха IV. Употребляется в значении «пойти на компромисс ради выгоды, с корыстной целью».


Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Основатель ислама Магомет считался «пророком Аллаха на землие». По легенде, он, желая доказать, что имеет необыкновенное могущество, приказал горе приблизиться. Но гора не сдвинулась с места. Тогда он сам подошел к ней. Употребляется в смысле необходимости подчинения тому, кого хотел заставить повиноваться себе





Точить лясы Лясы, или балясы, так называли на Руси резные деревянные украшения на столбах, придерживающих крыльцо. Вырезать балясы считалось делом не сложным, не требующим особого внимания. Поэтому работающий мог одновременно вести посторонние разговоры. Употребляется в смысле пустого провождения времени







Остаться с носом Проситель в царской России, когда обращался в учреждение или суд, приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, или носом, обратно, т. е. с тем, что принес. Означает «уйти ни с чем, ничего не добиться».


Красной нитью Выражение вошло в речь нескольких народов из языка английских моряков конца XVII I века. С 1776 года по приказу адмиралтейства во все канаты английского военного флота вплетали во всю длину каната красную нить. Вытащить ее можно было, только уничтожив сам канат. Флотский канат англичан был узнаваем везде. Употребляется в значении самой сути, постоянной приметы.


Тарабарская грамота Особым, секретным способом написанное письмо, употреблялось в тайной переписке XIIXIII веков. В XIX веке тарабарской грамотой пользовались должностные лица, в более позднее время старообрядцы. Означает «говорить на непонятном для большинства языке»




: История не учительница, а надзирательница, magistra vitae: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Василий Ключевский :
История учит даже тех, кто не учится. Она их проучивает за невежество и пренебрежение.
Хорхе Луис Борхес :
Быть может, всемирная история всего лишь история нескольких метафор.
Сервантес :
История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.
Сергей Мырдин :
Как часто историю переписывают люди, которые не вели конспекты на её уроках.
Сергей Мырдин :
Не превращайте историю своего народа в жалобную книгу.
Андрей Макаревич :
История начинает повторяться с того момента, когда умирает последний человек, который помнит, как все было на самом деле.
Вильгельм Швебель :
История - это описание драки человеческих геномов за доминантность.
Вильгельм Швебель :
История человечества - это история зла на земле.
Олдос Леонард Хаксли :
История - как мясной паштет: лучше не вглядываться, как его приготовляют.
Генри Уорд Бичер :
Не благородные деяния людей, а деяния, завершившиеся успехом, - вот что спешит запечатлеть история.
Сергей Лозунько :
История – это наука о победителях.
Этьен Рей :
Историческая правда состоит из молчания мертвых.
Фукидид :
История - это философия в примерах.
Эбнер-Эшенбах :
Все исторические законы имеют свой срок давности.
Лион Фейхтвангер :
Две вещи славят историки всех стран и народов - успех и собственное достоинство. Хрестоматии полны успешных и достойных деяний - о разумных поступках говорится мало, и разум еще не прославляется ни одним историком.

1. Дойти до ручки

В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.

2. Закадычный друг

Старинное выражение «залить за кадык» означало «напиться», «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.

3. Всыпать по первое число

В старые времена учеников школы часто пороли, нередко даже без какой-либо вины наказуемого. Если наставник проявлял особое усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от дальнейших порок в текущем месяце, вплоть до первого числа следующего месяца. Именно так возникло выражение «всыпать по первое число».

4. Попасть впросак

Просаком раньше назывался специальный станок для плетения канатов и верёвок. Он имел сложную конструкцию и настолько сильно скручивал пряди, что попадание в него одежды, волос, бороды могло стоить человеку жизни. Именно от подобных случаев произошло выражение «попасть впросак», что сегодня означает оказаться в неловком положении.

5. Последнее китайское предупреждение

В 1950-1960-х годах американские самолёты нередко нарушали воздушное пространство Китая с целью разведки. Китайские власти фиксировали каждое нарушение и всякий раз высылали по дипломатическим каналам «предупреждение» США, хотя никаких реальных действий за ними не следовало, а счёт таким предупреждениям вёлся на сотни. Такая политика стала причиной появления выражения «последнее китайское предупреждение», означающего угрозы без последствий.

6. Вешать собак

Когда человека порицают, обвиняют в чём-нибудь, можно услышать выражение: «На него вешают собак». На первый взгляд, эта фраза абсолютно нелогична. Однако она связана вовсе не с животным, а с другим значением слова «собака» — репей, колючка — теперь почти неупотребляемым.

7. Тихой сапой

Слово sape в переводе с французского означает «мотыга». В 16-19 веках термином «сапа» у нас обозначали способ отрытия траншеи, рва или тоннеля для приближения к укреплениям. В подкопы к стенам замков иногда закладывали бомбы из пороха, а специалисты, обученные это делать, получили название сапёров. А от скрытного рытья подкопов произошло выражение «тихой сапой», которое сегодня употребляют для обозначения осторожных и незаметных действий.

8. Большая шишка

Самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.

9. Дело выгорело

Раньше если судебное дело исчезало, то человеку нельзя было предъявить законное обвинение. Дела нередко сгорали: либо от пожара в деревянных зданиях судов, либо от умышленного поджога за взятку. В таких случаях обвиняемые говорили: «Дело выгорело». Сегодня это выражение используется, когда мы говорим об удачном завершении крупного начинания.

10. Уйти по-английски

Когда кто-то уходит, не прощаясь, мы употребляем выражение «ушёл по-английски». Хотя в оригинале эту идиому придумали сами англичане, а звучала она как "to take French leave" («уйти по-французски»). Появилась она в период Семилетней войны в 18 веке в насмешку над французскими солдатами, самовольно покидавшими расположение части. Тогда же французы скопировали это выражение, но уже в отношении англичан, и в этом виде оно закрепилось в русском языке.

11. Голубая кровь

Испанская королевская семья и дворянство гордились тем, что, в отличии от простого народа, они ведут свою родословную от вест-готов и никогда не смешивались с маврами, проникшими в Испанию из Африки. В отличие от смуглокожих простолюдинов, на бледной коже представителей высшего сословия выделялись синие вены, и поэтому они называли себя sangre azul, что значит «голубая кровь». Отсюда это выражение для обозначения аристократии проникло во многие европейские языки, в том числе и в русский.

12. И ежу понятно

Источник выражения «И ежу понятно» — стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу — / Этот Петя был буржуй»). Широкое распространение оно получило сначала в повести Стругацких «Страна багровых туч», а затем в советских интернатах для одарённых детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И). Учеников одногодичного потока так и называли — «ежи». Когда они приходили в интернат, двухгодичники уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «ежу понятно» было очень актуально.

13. Перемывать косточки

У православных греков, а также некоторых славянских народов существовал обычай вторичного захоронения — кости покойника изымались, промывались водой и вином и укладывались обратно. Если же труп находили неистлевшим и вздутым, это означало, что при жизни данный человек был грешником и на нём лежит проклятье — выходить ночью из могилы в виде упыря, вампира, вурдалака и губить людей. Таким образом, обряд перемывания косточек был нужен, чтобы убедиться в отсутствии такого заклятья.

14. Гвоздь программы

Ко всемирной выставке 1889 года в Париже было приурочено открытие похожей на гвоздь Эйфелевой башни, что произвело сенсацию. С тех пор в язык вошло выражение «гвоздь программы».

15. Не мытьём, так катаньем

В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной.

Частенько мы употребляем в общении общеизвестные крылатые выражения, не задумываясь откуда они произошли, как образовались.

Давайте узнаем!

"Кто первый встал, того и тапочки"
Выражение вошло в русский язык в 20 веке. Выражение появилось в многодетных семьях, в которых тапок не хватало на каждого ребенка.
Поэтому тот, кто вставал раньше, одевал тапки и носил их пока ими не завладеет другой ребенок таким же путем.

"Хотели как лучше, а получилось как всегда"
Фраза, которую произнёс Виктор Черномырдин, Председатель Правительства Российской Федерации 6 августа 1993 г.
на пресс-конференции, рассказывая, как готовилась денежная реформа (обмен денег).
Центробанк уведомил население, что денежные банкноты образца 1961-1992 годов выпуска с 26 июля 1993 года от населения России не будут,
в связи с чем их можно будет до 27 июля обменять на новые. Лимит обмена был установлен в 35 тысяч неденоминированных рублей (в то время - примерно 35 долларов).
В стране началась паника. Через два дня Борис Ельцин издал указ, где сумма обмена была повышена до 100 тыс. руб. на человека,
и срок обмена продлён до конца августа 1993 года.

"Все трын - трава"
Изначально - тын - трава: трава растущая под забором, никому не нужная трава. Тын - забор.

"Впопыхах"
Когда-то давно все люди носили под одеждой своеобразные трусы с кружевами и рюшечками. Эти трусы назывались попыхи.
В них люди и спали, потому что они были удобные. Как то раз во дворце, где жил король, случился пожар и естественно все стали выбегать в том,
в чем спали, т.к это случилось рано утром. Выбегали они именно в этих самых попыхах. Отсюда и появилось выражение "впопыхах"

"Купить кота в мешке."
В Средние века мошенники пытались продать кота вместо зайца или кролика.
Так как коты бегали везде, впрочем как и сейчас, подменить кролика на кота было проще всего.

"Будет и на нашей улице праздник"
Ранее улица представляла собой самостоятельную административную единицу. У каждой улицы были свои праздники,
на которые приглашались жители других улиц, но каждый ждал праздника и на своей улице.

"Что ты понимаешь в колбасных обрезках"
Колбасными обрезками торговали в мясных лавках, за смешную цену можно было купить - хвостики с веревочками, бочок ветчины,
сардельку бракованную и так далее. Хорошо разбирались в колбасных обрезках бедные студенты.

"Дело в шляпе!"
Раньше чиновники пользовались своими шляпами, чтобы получать взятки. Те, кому удавалось подкупить чиновника, могли быть уверены,
что их дело устроится, и говорили: "дело в шляпе!”

"Подложить свинью"
У евреев и мусульман свинина нечистое животное, которое нельзя употреблять в пищу.
Таким образом подложить в пищу мясо свиньи - осквернить веру, подставить человека.

"Шаромыжники"
Отечественная война 1812 года. Когда французы Сожгли Москву и остались в России без пропитания, они приходили в русские деревни
и просили пропитания Ше ра ми, типа дайте мне. Вот русские и стали их так называть.

"Знать всю подноготную"
Выражение связано со старинной пыткой, при которой обвиняемым загоняли под ногти иглы или гвозди, добиваясь признания.

"Переть на рожон"
Рожон - это острый шест. В некоторых русских деревняж так называли вилы. Реально, на вилы не попрешь!

"Сирота казанская"
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить.
Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Татарские князья, оказавшись подданными русского царя,
старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на своё сиротство и горькую участь.

"Тянуть кота за хвост (яйца)"
Котам очень неприятно сие действие, однако некоторые пытаются его произвести. Вот почему "тянуть кота за хвост"
обозначает намеренно растягивать что-то неприятное.

"Полна жопа огурцов"
Без комментариев....

"На воре шапка горит"
Восходит к рассказу о том, как знахарь уличил вора. Поиски краденого были безуспешными, тогда знахарь собрал вокруг
себя толпу и крикнул с возвышения: "на воре шапка горит!” вор схватился за шапку и тем самым выдал себя.

"Интим"
В России всегда было принято ходить в баню, чего Европа напрочь не принимала, да и сейчас тамошние стараются обходиться душем.
и вот, когда один из аглицких купцов посещал Москву, вел дневник и постоянно добавлял в него записи.
В одной из тетрадок, датируемой 16 веком, им описывается поход в Московскую баню, куда он отправился в сопровождении группы бояр,
боярыни Морозовой и ее сенными девками. Зайдя в баню, он воскликнул: "it"s incredible, they are making that like in team!".
Морозова усмехнулась и сказала: "кому интим, а кому помыться", на что все присутствующие засмеялись над глупыми басурманами,но слово не пропало и пошло гулять по Москве.

"После дождичка в четверг"
Русичи - древнейшие предки русских - чтили среди своих богов главного бога - бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели - четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну - Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день» - четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

"Ни дна тебе ни покрышки"
И сейчас нельзя назвать это выражение вежливым, а уж происхождение его со¬всем жуткое. Под «дном» наши предки, говоря так, подразумевали гроб, под «покрышкой» - крышку его.
В то время сказать так было равносильно предсказанию «нечестной», «постыдной» смерти; не «хоронить», а «зарывать в землю» за границами кладбища и без гробов было принято только самоубийц и всех, о ком нельзя было сказать наверное, что они не покончили с собой. Теперь это просто грубоватая брань, и только.

"Бить баклуши"
Что такое «баклуши», кто и когда их «бьет»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - «баклушечниками», и пошла наша поговорка.

"Козёл отпущения"
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

"Непутёвый человек"
В старину на Руси «путем» называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь - должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.

"Гол как сокол"
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице. Но сокол здесь ни при чем. На самом деле «сокол» - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

"Голубая кровь"
Испанская королевская семья и дворянство гордились тем, что, в отличии от простого народа, они ведут свою родословную от вест-готов и никогда не смешивались с маврами, проникшими в Испанию из Африки. В отличие от смуглокожих простолюдинов, на бледной коже представителей высшего сословия выделялись синие вены, и поэтому они называли себя sangre azul, что значит «голубая кровь». Отсюда это выражение для обозначения аристократии проникло во многие европейские языки, в том числе и в русский.

"Мыльная опера"
В 1930-х годах на американском радио появились многосерийные программы с незатейливыми слезоточивыми сюжетами. Их спонсорами выступали производители мыла и других моющих средств, так как основной аудиторией этих программ были домохозяйки. Поэтому за радио-, а впоследствии и телесериалами закрепилось выражение «мыльная опера».

"Мальчик для битья"
Мальчиками для битья в Англии и других европейских странах 15-18 веков называли мальчиков, которые воспитывались вместе с принцами и получали телесное наказание за провинности принца. Эффективность такого метода была не хуже непосредственной порки виновника, так как принц не имел возможности играть с другими детьми, кроме мальчика, с которым у него устанавливалась сильная эмоциональная связь.

"Смеха полные штаны"
Известный российский сатирик Миколай Важнецкий, до того как купить свой знаменитый потертый портфель, носил все свои тексты в карманах брюк. Постепенно юмора стало так много, что он торчал буквально изо всех щелей штанов, что и породило крылатое выражение.

"Будь здоров, как сто коров"
По преданиям, в 1983 году в крупном животноводческом совхозе "Племя Ильича" разразилась эпидемия коровьей рожи. Коровье поголовье было просто не узнать. Лишь сто коров из ста двенадцати остались здоровыми. Крылатая фраза про сто коров попала сперва в докладную Министру сельского хозяйства, а от него была спущена в народ.

"Язык до киева доведёт"
В 999 году некий киевлянин Никита Щекомяка заблудился в бескрайней, тогда русской, степи и попал к половцам. Когда половцы спросили его: "Откуда ты, Никита?", он отвечал, что из богатого и красивого города Киева, и так расписал кочевникам богатство и красоту родного города, что половецкий хан Нунчак прицепил Никиту за язык к хвосту своей лошади, и половцы поехали воевать и грабить Киев. Так Никита Щекомяка попал домой при помощи своего языка.

Заочная викторина «Крылатые выражения из Русской истории»

Данный материал будет полезен для учителей истории, а также классных руководителей, работающих в школах пенитенциарного типа.

Цели: формирование интереса к изучению истории России

Задачи:

Расширение кругозор учащихся,

Активизация желание работать самостоятельно с различными источниками информации;

Повышение мотивации учащихся к изучению истории;

Критерии оценивания: максимальный балл – 75

Объяснить, что означает, в связи с чем возникло – 4 балла;

Объяснить смысл употребления сегодня – 1 балл.

Рабочий лист для обучающихся

1 «Пуститься во все тяжкая»

2«Положить в долгий ящик».

3«Наш брат Исаакий»

4 « Подлинная правда ».

5«Семь пятниц на неделе».

6«Погибоша, аки обри».

7 «Точить лясы».

8«Филькина грамота».

9 «Кричать во всю ивановскую».

10«У черта на куличках».

11 «Работать спустя рукава».

12«Верста коломенская»

13«Тянуть волокиту».

14 «Зарубить на носу».

15 «Остаться с носом».

Ответы на вопросы викторины

«Пуститься во все тяжкая». В Древней Руси большие колокола назывались «тяжкая». Согласно церковному Уставу–«Типикону», «ударять во все тяжкая», то есть бить сразу во все колокола, надлежало только по большим праздникам. Так как большие праздники сопровождались гуляньем, пьянством, то выражение «Пуститься во все тяжкая» означает безудержную гульбу, кутеж и расточительность.

«Положить в долгий ящик». В приказных избах в России подававшиеся прошения складывались в длинные лари. Эти дела лежали годами не разобранными. Употребляется, когда решение откладывается на неопределенный срок.

«Наш брат Исаакий» Одно из первых русских крылатых выражений пришло из церковной среды, из «Патерика Киево-Печерского монастыря» Патерик содержал рассказ о некоем монахе, брате Исааки, к которому однажды в полночь явились бесы, принявшие образ прекрасных юношей. Сказали они отшельнику Исаакию: «Исаакий, мы- ангелы, а вот идет к тебе Христос, поди и поклонись ему.» Исаакий принял беса за Христа и поклонился ему. Тогда бесы закричали: «Наш, Исаакий!»- и заставили монаха плясать вместе с ними под дудки, сопели и гусли. Выражение «Наш брат Исаакий» стало означать, что человек, о котором так отзываются, близок к говорящему по взглядам и положению в обществе и моральным принципам.

« Подлинная правда ». Во время допроса подсудимого били кнутом, который назывался длинником. Считалось, что от боли человек скажет всю правду. Выражение означает, что правда добыта не совсем честным путем.

«Семь пятниц на неделе». Обменные пункты у славян назывались погостами. Больше всего погостов было по берегам главной торговой дороги-Днепра. С течением времени на погостах стали устраивать ярмарки. Они устраивались не раз в год, а чаще. Как правило, открывались они в пятницу, и в этот день торговцы брали товар, а с появлением денег и деньги под честное слово. Отсюда (одна из многих версий) происходит и пословица «Семь пятниц на неделе»

«Погибоша, аки обри». «Повесть временных лет» сообщает, что мощное объединение племен аваров, по-славянски обров, покорило славянское племя дулебов, живших на территории западной Волыни. Бог, вступившись за славян, истребил обров. Древнейшее крылатое выражение означает гибель кого-либо без следа.

«Точить лясы». Лясы, или балясы, - так называли на Руси резные деревянные украшения на столбах, придерживающих крыльцо. Вырезать балясы считалось делом не сложным, не требующим особого внимания.

Поэтому, работающий мог одновременно вести посторонние разговоры. Употребляется в смысле пустого провождения времени.

«Филькина грамота». Во время опричнины, введенной Иваном Грозным, митрополитом Московским стал Филипп Колычев. Через некоторое время Грозный велел схватить митрополита и бросить его в тюрьму. Царь презрительно называл Филиппа Филькой и, когда, еще при жизни Колычева, получал от него увещевательные письма, в которых тот призывал Ивана смириться и одуматься, именовал эти послания «Филькиными грамотами». Так в русском языке появилось уничижительное выражение «Филькина грамота», означающее неграмотное послание, подделку или же канцелярскую бумажку, не имеющую никакой законной силы.

«Кричать во всю ивановскую». В Московском Кремле у колокольни Ивана Великого была Ивановская площадь. На ней во всеуслышание объявлялись народу все важные государевы указы. Употребляется в смысле осуждения, когда человек разговаривает слишком громко.

«У черта на куличках». На территории Москвы и вокруг нее было немало болот, которые называли кулички или кулишки. А так как, по народным поверьям, в болотах водилась всякая нечистая сила, то и чертей стали называть кулиши. Теперь это выражение означает глушь, даль и захолустье.

«Работать спустя рукава». Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает «работать плохо, неаккуратно».

«Верста коломенская». Одним из самых любимых царских подмосковных сел и усадеб было села Коломенское. Из Москвы к Коломенскому вела широкая, ровная дорога, посыпанная песком, с крепкими мостами, с верстовыми столбами по бокам. Эти верстовые столбы были в сажень высотой, и поэтому высоких людей москвичи стали называть верста коломенская.

«Тянуть волокиту» . Из медной проволоки тянули очень тонкую нить - волокиту. Работа была медленной и трудоемкой. Употребляется в значении «делать медленно, тянуть время». Нитку иногда называли «канитель». Поэтому синоним - «тянуть канитель».

«Бить баклуши». Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовать отколоть чурку - баклушу. Это было легкое дело, оно поручалось подмастерьям. Особого умения оно не требовало. Употребляется в значении «делать пустое, никчемное дело, заниматься ерундой».

«Зарубить на носу». Нос - это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».

«Остаться с носом». Проситель в царской России, когда обращался в учреждение или суд, приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, или носом, обратно, т. е. с тем, что принес. Означает «уйти ни с чем, ничего не добиться».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то