Понятие эпического характера в войне и мире. «Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, проблематика, жанровое своеобразие

Роман- эпопея - повествует о знаменательных, грандиозных событиях из истории страны, освещают важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества.
Оценка исторических событий в романе-эпопее даётся с точки зрения всего народа.

"Война и мир" - это не только самое крупное произведение Л.Н.Толстого, но и величайшее произведение мировой литературы XIX века. В произведении около шестисот действующих лиц. "Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать мильоны возможных сочетаний, для того чтобы выбрать из них одну мильонную, ужасно трудно", - жаловался писатель. Такие трудности Толстой испытывал во время работы над каждым из больших произведений. Но особенно велики они были, когда писатель создавал "Войну и мир", да и неудивительно. Ведь действие этого романа длится более пятнадцати лет и охватывает громадное число событий. Писателю действительно пришлось обдумать "мильоны возможных сочетаний" и выбрать из них лишь самые нужные, самые яркие и правдивые.

Толстой в течение года написал пятнадцать вариантов начала "Войны и мира". Как можно увидеть из сохранившихся рукописей, он пробовал начать роман авторским вступлением, в котором давалась оценка исторических событий 1812 года, потом сценой, которая происходит то в Москве, то в Петербурге, то в имении старого князя Болконского, то за границей. Чего добивался писатель, столько раз меняя начало романа? Это можно увидеть, прочитав сцену, которой открывается "Война и мир". Толстой показывает великосветский салон фрейлины Анны Павловны Шерер, где встречаются именитые гости и ведут оживленный разговор о том, что более всего волновало в ту пору русское общество, - о предстоящей войне с Наполеоном. Читая эту сцену, мы знакомимся со многими действующими лицами и среди них с двумя главными героями романа - Андреем Болконским и Пьером Безуховым.

Толстой нашел такое начало произведения, которое сразу же вводит нас в атмосферу предвоенной эпохи, знакомит с главными действующими лицами, показывает, как сталкивались их взгляды и мнения при оценке самых острых вопросов времени.

И уже с этой первой сцены и до конца романа мы с неослабевающим интересом и волнением следим за тем, как развертываются события и как все большее число людей становится их участниками.

В "Войне и мире" показана русская жизнь начала XIX века во всем ее многообразии, запечатлены исторические события, связанные с двумя войнами, 1805-1807 и 1812 годов, а также события политической и общественной жизни России. Картины крупнейших событий исторического значения переплетаются в романе с бытовыми сценами, в которых изображена повседневная жизнь героев со всеми ее радостями и горестями.

Толстому в одинаковой мере удались и военные и мирные картины и сцены. И он испытывал от этого большую творческую радость. Чтобы написать картину Бородинского сражения, он ездил в Бородино и создал такую картину сражения, какой еще не было ни в русской, ни во всей мировой литературе. Каждый из важных моментов Бородинской битвы и каждая из существенных ее подробностей обрисованы с удивительной отчетливостью. Мы сами как бы присутствуем в центре происходящего - на Курганной батарее, откуда видим все поле боя.

Одной из лучших "мирных" сцен романа является сцена охоты. Ею был очень доволен и сам взыскательный автор.

Для того чтобы вполне достоверно описать события Отечественной войны 1812 года, Толстой изучил много книг, исторических документов, писем и других материалов об этой эпохе. Читая то, что написали об Отечественной войне 1812 года русские и иностранные историки, Толстой пришел в крайнее негодование. Он увидел, что первые "безудержно восхваляли императора Александра I, считая его победителем Наполеона, а вторые восхваляли Наполеона, величая его непобедимым. Они пытались доказать, что Наполеон был побежден не русской армией, руководимой Кутузовым, а... лютыми российскими морозами.

Толстой решительно отверг все те "труды" историков, в которых война 1812 года изображается как война двух императоров - Александра и Наполеона. Он показал ее как освободительную войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Это была Отечественная война, в которой, как пишет Толстой, "цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия". Писатель говорил, что он любил в этом своем произведении "мысль народную", что для русского народа эта война была священной, так как речь шла о самом главном - о спасении родины от иноземного порабощения.

Эпопея - древний жанр, где жизнь изображается в национально-исторических масштабах. Роман - новоевропейский жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной личности.

Черты эпопеи в «Войне и мире»: в центре - историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года, значение его героической роли и изображение «целостного» бытия.

Черты романа: «Война и мир» повествует о частной жизни людей, показываются конкретные личности в их духовном становлении.

Жанр романа-эпопеи - создание Толстого. Идейный и художественный смысл каждой сцены и каждого характера становится ясен лишь в их сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи. В романе-эпопее сочетаются детально нарисованные картины русской жизни, батальные сцены, авторское художественное повествование и философские отступления. Основу содержания романа-эпо-пеи составляют события большого исторического масштаба, «жизнь общая, а не частная», отраженная в судьбах отдельных людей. Толстым достигнут необычайно широкий охват всех слоев русской жизни - отсюда огромное число действующих лиц. Идейно-художественный стержень произведения - история народа и путь лучших представителей дворянства к народу. Произведение писалось не для воссоздания истории, это не хроника. Автор создал книгу о жизни нации, создал художественную, а не исторически-достоверную правду (многое из собственно истории того времени не вошло в книгу; кроме того, реальные исторические факты искажаются с целью подтверждения основной мысли романа - гиперболизация старости и пассивности Кутузова, портрет и ряд поступков Наполеона).

Историко-философские отступления, авторские размышления о прошлом, настоящем и будущем - необходимая составная часть жанровой структуры «Войны и мира». В 1873 году Толстым была предпринята попытка облегчить структуру произведения, очистить книгу от рассуждений, что, по мнению большинства исследователей, нанесло его творению серьезный ущерб. Считается, что громоздскость, тяжеловесность периодов (предложений), многоплановая композиция, множество сюжетных линий, обилие авторских отступлений - неотъемлимые и необходимые черты «Войны и мира». Сама художественная задача - эпического охвата громадных пластов исторической жизни - требовала именно сложности, а не легкости и простоты формы. Осложненный синтаксический строй прозы Толстого - инструмент социального и психологического анализа, существенная составная часть стиля именно романа-эпопеи.

Требованиям жанра подчинена и композиция «Войны и мира». В основе сюжета лежат исторические события. Во вторую очередь раскрывается значение судеб семей и отдельных людей (проанализировать все противопоставления, смотри выше).

«Диалектика души» (особенности психологизма Толстого).

«Диалектика души» - постоянное изображение внутреннего мира героев в движении, в развитии (по Чернышевскому).

Психологизм (показ характеров в развитии) позволяет не только объективно изобразить картину душевной жизни героев, но и выразить авторскую нравственную оценку изображаемого.

Средства психологической изобразительности у Толстого:

  1. Психологический анализ от лица автора-повествователя.
  2. Раскрытие невольной неискренности, подсознательного стремления видеть себя лучше и интуитивно искать самооправдания (напр., размышления Пьера о том, ехать или нет к Анатолю Курагину, после того, как он дает Болконскому слово этого не делать).
  3. Внутренний монолог, создающий впечатление «подслушанных мыслей» (напр., поток сознания Николая Ростова во время охоты и погони за французом; князь Андрей под небом Аустерлица).
  4. Сны, раскрытие подсознательных процессов (напр., сны Пьера).
  5. Впечатления героев от внешнего мира. Внимание сосредоточивается не на самом предмете и явлении, а на том, как воспринимает их персонаж (напр., первый бал Наташи).
  6. Внешние детали (напр., дуб по дороге в Отрадное, небо Аустерлица).
  7. Расхождение между тем временем, в которое реально происходило действие, и временем рассказа о нем (напр., внутренний монолог Марьи Болконской о том, за что она полюбила Николая Ростова).

По мысли Н. Г. Чернышевского, Толстого интересовал «всего более - сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразительным, определительным термином» непосредственно изображать психический процесс. Чернышевский отмечал, что художественным открытием Толстого стало изображение внутреннего монолога в форме потока сознания. Чернышевский выделяет общие принципы «диалектики души»: а) Изображение внутреннего мира человека в постоянном движении, противоречии и развитии (Толстой: «человек - текучее вещество»); б) Интерес Толстого к переломным, кризисным моментам в жизни человека; в) Событийность (влияние событий внешнего мира на внутренний мир героя).

Роман-эпопея Л.Н.Толстого является практически единственным произведением русской литературы такого масштаба. В нем раскрывается целый пласт истории – Отечественная война 1812 года, военные кампании 1805-1807 годов. Изображаются реальные исторические личности, такие как Наполеон Бонапарт, император Александр I, главнокомандующий русской армией Михаил Иларионович Кутузов. На примере Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных Толстой показывает развитие человеческих отношений, создание семей. Народная война становится центральным образом войны 1812 года. Композиция романа «Война и мир» Толстого многосложна, роман огромен по своему объему сведений, поражает количеством героев (более пятисот). Толстой показал все в действии, в жизни.

Мысль семейная в романе Толстого

Через весь роман проходит четыре сюжетных линии – четыре семьи, меняющие свой состав в зависимости от обстоятельств. Курагины – образ пошлости, корысти и равнодушия друг к другу. Ростовы – образ любви, гармонии и дружбы. Болконские – образ благоразумия и деятельности. Безухов строит свою семью к концу романа, найдя свой идеал жизни. Толстой описывает семьи, использую принцип сравнения, где-то и принцип контраста. Но не всегда это говорит о том, что есть хорошо, а что плохо. То, что присутствует в одной семье, может являться дополнением к другой. Так в эпилоге романа мы видим соединение трех семей: Ростовых, Безуховых и Болконских. Это дает новый виток отношений. Толстой говорит о том, что главной составляющей любой семьи является любовь и уважение друг другу. А семья – главный смысл жизни. Нет великих историй людей, они ничего не стоят без семьи, без близких и любящих семей. Можно выстоять в любых трудных ситуациях, если ты силен, а силен ты семьей. Значение семье в романе неоспоримо.

Мысль народная в романе Толстого

Война 1812 года была выиграна благодаря силе, стойкости и вере русского народа. Народа в полном его составе. Толстой не разграничивает ни крестьян, ни дворян – на войне все равны. И цель у всех одна – освободить Россию от врага. «Дубина народной войны», – говорит Толстой о русском войске. Именно народ является основной силой, победившей врага. Что могут военноначальники без народа? Простой пример – французская армия, которую показывает Толстой в контрасте с русской. Французы, воевавшие не за веру, не за силу, а потому что нужно воевать. И русские, идущие за стариком-Кутузовым, за веру, за землю русскую, за царя-батюшку. Толстой подтверждает мысль о том, что народ вершит историю.

Особенности романа

Многие характеристики в романе Толстого представлены через контраст или антитезу. Образ Наполеона противопоставлен образу Александра I, как императора, образу Кутузова, как полководца. Описание семьи Курагиных тоже построено на принципе контраста.

Толстой – мастер эпизода. Практически все портреты героев даны через действие, их поступки в определенных ситуациях. Сценический эпизод является одной из особенности повествования Толстого.

Пейзаж в романе «Война и мир» тоже занимает определенное место. Описание старого дуба – неотъемлемый элемент описания душевного состояния Андрея Болконского. Мы видим спокойное Бородинское поле перед сражением, ни один лист не шелохнется на деревьях. Туман перед Аустерлицем предупреждает нас о невидимой опасности. Подробные описания имения в Отрадном, природные обзоры, представляющиеся Пьеру, когда тот находится в плену, – все это необходимые элементы композиции «Войны и мира». Природа помогает понять состояние героев, не заставляя автора прибегать к словесным описаниям.

Название романа

В названии романа «Война и мир» содержится художественный прием, который называется оксюморон. Но название можно понять и буквально. Первый и второй тома делят между собой сцены то войны, то мира. Третий том почти полностью посвящен войне, в четвертом мир преобладает. Это тоже уловка Толстого. Все же мир важнее и нужнее любой войны. В то же время война без жизни в «мире» невозможна. Есть те, кто там – на войне, и те, кто остался ждать. И их ожидание, порой, одно спасение на возвращение.

Жанр романа

Сам Л.Н.Толстой не давал точного названия жанра роману «Война и мир». На самом деле в романе отразились исторические события, психологические процессы, социально-нравственные проблемы, подняты философские вопросы, герои проживают семейно-бытовые отношения. Роман вмещает в себя все стороны человеческой жизни, раскрывает характеры, показывает судьбы. Роман-эпопея – именно такой жанр был дан произведению Толстого. Это первый роман-эпопея в русской литературе. Поистине Л.Н.Толстой создал великое произведение, которое прошло испытание временем. Его будут читать во все времена.

Тест по произведению

Эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» – сложное и многогранное произведение. В нем переплетаются судьбы и события, эпоха и целые жизни. С точки зрения художественности данного произведения можно найти множество вопросов и поводов для размышления. Один из них - жанровое своеобразие романа «Война и мир».

Жанровые особенности произведения

Л. Н. Толстой и сам говорил о том, что произведение сложно причислить к какому-либо из жанров, что он задумал воплотить идею так, как видит он, независимо от жанра. В итоге произведение «Война и мир» получилось очень сложным и разнообразным по жанровой стилистике. Стилистическое мастерство Толстого недаром вызывало восхищение многих мастеров слова. «Война и мир» – один из самых сложных и мастерских произведений во всей мировой литературе.

Особенности произведения заключаются в том, что в нем собрано несколько жанров. Толстой уделял огромное внимание историческим нюансам, старался воспроизвести их максимально точно, но при этом не преследовал чисто исторических, мемуарных целей. Для него было важно создать художественный образ, показать историю такой какой она была, но под определенным ракурсом, который отвечал бы идее произведения.

На основе реальных исторических явлений, Толстой создает художественный вымысел, художественный образ, за счет которого имеет возможность подлинно изображать человека в сложных жизненных ситуациях, делать это процессуально и объемно. Также автор делает сюжет не односложным, а многолинейным. Он охватывает судьбы множества людей, связывая их в единую нить повествования. На первом плане произведения оказывается человек. А жанры сливаются в одну большую эпопею, образовывая совершенно уникальное и своеобразное произведение.

Исторический роман

Нельзя однозначно признать «войну и мир» историческим романом. Лев Николаевич старался изображать исторические события и лица максимально подлинно, он собирал все возможные справки и документы, беседовал с участниками событий, использовал собственный опыт и знания. Но тем не менее, историческая точность стала лишь фоном для художественного образа.

Социальный роман

В «Войне и мире» есть признаки социального романа. Толстого очень волнуют вопросы, связанные с устройством общества. Он исследует взаимоотношения людей внутри одного социального класса и между разными слоями общества. Для него важно показать не только душу одного человека, главного героя, а понять душу целого народа.

Философский роман

Наряду с сюжетной повествовательной линией, Толстой вводит в роман множество лирических отступлений и философских размышлений. В романе рассматриваются и общечеловеческие философские проблемы, и роль личности в ходе масштабных мировых событий. Философские размышления автора находят место на страницах его художественного произведения. Толстой отвергает роль личности Наполеона как великого полководца. Он утверждает, что такие события вершат стечение обстоятельств и целые нации, а самого Бонапарта сравнивает с ребенком, который дергает бахрому в повозке, но думает и даже искренне верит, что управляет повозкой.

Жанровое своеобразие «Война и мир» только подтверждает величие романа. В нем соединяются вместе множество аспектов. Благодаря кропотливой работе мастера слова, эпопею действительно можно считать одним из величайших произведений русской и мировой литературы.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Жанровое своеобразие «Войны и мира», аргументировать принадлежность романа к нескольким жанрам.

Тест по произведению

Роман как литературный жанр — это создание литературы нового времени.

Отличительные черты романа:

  • изображение человека в сложных жизненных процессах,
  • многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц,
  • больший по сравнению с другими эпическими формами объем.

На первом плане — образы обыкновенных людей, их личная судьба, события частной жизни и отражение в них событий эпохи, целостного породившего их общественного мира. Обычно действие произведений в жанре романа происходит в современной писателю действительности (исключение представляют исторические и фантастические тексты) или события недавнего прошлого.

Жанровое своеобразие в романе Толстого

Роман «Война и мир» представляет собой произведение, чрезвычайно сложное в жанровом отношении.

Как исторический роман

С одной стороны, писатель рассказывает об исторических событиях прошлого (войны 1805-1807 и 1812 годов).

С этой точки зрения «Войны и мир» можно было бы назвать .

В нем действуют конкретные исторические личности (Александр 1, Наполеон, Кутузов, Сперанский), однако история для Толстого не самоцель. Начиная писать произведение о декабристах, писатель, как он сам говорил, не мог не обратиться к отечественной войне 1812 года, а затем — войне 1805-1807 годов («эпохе нашего позора»). История в «Войне и мире» — это та основа, которая позволяет раскрыть характеры людей в эпоху больших национальных потрясений, передать философские размышления самого автора о глобальных вопросах человечества — вопросах войны и мира, роли личности в истории, закономерности исторического процесса и т.д.

Поэтому жанрово «Война и мир» выходит за рамки просто исторического романа.

Как семейно-бытовой роман

С другой стороны, можно отнести «Войну и мир» к семейно-бытовому роману : Толстой прослеживает судьбы нескольких поколений дворянских семей (Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных). Но судьбы этих людей неразрывно связаны с масштабными историческими событиями в России. Помимо этих героев, в «Войне и мире» огромное количество действующих лиц, непосредственно не связанных с судьбами героев.

Появление на страницах романа образов:

  • купца Ферапонтова, московской барыни, которая покинула Москву «со смутным сознанием, что она Бонапарту не слуга»,
  • ополченцев, надевших чистые рубахи перед Бородином,
  • солдат батареи Раевского,
  • партизан Денисова и многих других

выводит роман за рамки семейного жанра.

Как социальный роман

«Войну и мир» можно назвать социальным романом . Толстого волнуют вопросы, связанные с устройством общества.

Свое неоднозначное отношение к дворянству писатель проявляет в описании петербургского и московского дворянства, их отношения, например, к войне 1812 года. Не менее важны для автора и отношения дворян и крепостных крестьян. Эти отношения неоднозначны, и Толстой как не может не сказать об этом (крестьянские партизанские отряды и поведение богучаровских крестьян). В связи с этим можно сказать, что роман писателя не укладывается и в эти жанровые рамки.

Как философский роман

Лев Толстой известен не только как писатель, но и как философ. Многие страницы произведения посвящены общечеловеческим философским проблемам. Толстой сознательно вводит свои философские размышления в роман, они для него важны в связи с теми историческими событиями, которые он описывает. Прежде всего, это рассуждения писателя о роли личности в истории и закономерностях исторических событий. Взгляды писателя можно назвать фаталистическим: он утверждает, что не поведение и воля исторический личностей определяют ход исторических событий. Исторические события складываются из поступков и воль многих людей. Для писателя смешным представляется Наполеон, который

«подобен ребенку, едущему в карете, дергающему за бахрому и думающему, что он управляет каретой».

И велик Кутузов, который понимает дух происходящих событий и делает то, что необходимо делать в конкретной ситуации.

Примечательны рассуждения Толстого о войне. Как гуманист, он отвергает войну как способ решения конфликтов, война отвратительна, она похожа на охоту (недаром Николай Ростов, убегающий от французов, чувствует себя зайцем, которого травят охотники), об античеловеческой сущности войны говорит Андрей Болконский Пьеру перед Бородинским сражением. Причины победы русских над французами писатель видит в духе патриотизма, который охватил всю нацию и помог остановить нашествие.

Как психологический роман

Толстой — мастер и психологической прозы . Углубленный психологизм, освоение тончайших движений души человека — несомненное качество писателя.

С этой точки зрения «Война и мир» можно отнести к жанру психологического романа. Толстому мало показать характеры людей в действии, ему нужно объяснить психологию их поведения, раскрыть внутренние причины их поступков. В этом психологизм прозы Толстого.

Все названные особенности позволяют ученым определить жанр «Война и мира» как роман-эпопею.

Широкомасштабность описываемых событий, глобальность проблем, огромное количество действующих лиц, социальные, философские, нравственные аспекты делают этот роман уникальным в жанровом отношении произведением.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то