Понятие авангардизма. Авангардистские течения в мировой литературе

И др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, с тем, чтобы избежать путаницы.

Модернизм в изобразительном искусстве

Модернизм - совокупность художественных направлений в искусстве второй половины XIX - середины XX столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм , экспрессионизм , нео - и постимпрессионизм , фовизм , кубизм , футуризм . А также более поздние течения - абстрактное искусство , дадаизм , сюрреализм . В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма , начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год - год открытия в Париже «Салона отверженных », куда принимались работы художников. В широком смысле модернизм - «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка, нередко сопровождающиеся эпатажем и определенным вызовом устоявшимся канонам.

Модернизм в литературе

В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций (не путать с психологическим, историческим и философским романом, являющимися классическими), появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness ), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения .

Главными предтечами модернизма были: Достоевский (1821-81) (Преступление и наказание (1866), Братья Карамазовы (1880); Уитмен (1819-92) (Листья травы ) (1855-91); Бодлер (1821-67) (Цветы зла ), А. Рембо (1854-91) (Озарения , 1874); Стриндберг (1849-1912), особенно его поздние пьесы.

Модернизм покончил со старым стилем в первые три десятилетия XX века и радикально пересмотрел возможные литературные формы. Главные литераторы этого периода:

Модернизм в архитектуре

Выражение «модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин всё же шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временно́м промежутке с начала 1920-х годов и по 1970-е -1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture », «modern movement » или же «modern », употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе - «modern »).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 1920-1930-х годов, конструктивизм и рационализм в 1920-х годах России, движение «баухаус » в Германии, архитектурный ар-деко стиль, интернациональный стиль , брутализм , органическая архитектура . Таким образом, каждое из этих явлений - суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма - это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт , Вальтер Гропиус , Рихард Нойтра , Людвиг Мис ван Дер Роэ , Ле Корбюзье , Алвар Аалто , Оскар Нимейер , а также некоторые другие.

Модернистские течения в искусстве

Критика

Противниками модернизма были Максим Горький и Михаил Лифшиц .

См. также

Напишите отзыв о статье "Модернизм"

Примечания

Литература

  • Нильссон Нильс Оке . Архаизм и модернизм // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова . - М .: Языки русской культуры , 2000. - С. 75-82 . - ISBN 5-7859-0074-2 .

Ссылки

  • Лифшиц М. А.

Отрывок, характеризующий Модернизм

Пьера провели в освещенную большую столовую; через несколько минут послышались шаги, и княжна с Наташей вошли в комнату. Наташа была спокойна, хотя строгое, без улыбки, выражение теперь опять установилось на ее лице. Княжна Марья, Наташа и Пьер одинаково испытывали то чувство неловкости, которое следует обыкновенно за оконченным серьезным и задушевным разговором. Продолжать прежний разговор невозможно; говорить о пустяках – совестно, а молчать неприятно, потому что хочется говорить, а этим молчанием как будто притворяешься. Они молча подошли к столу. Официанты отодвинули и пододвинули стулья. Пьер развернул холодную салфетку и, решившись прервать молчание, взглянул на Наташу и княжну Марью. Обе, очевидно, в то же время решились на то же: у обеих в глазах светилось довольство жизнью и признание того, что, кроме горя, есть и радости.
– Вы пьете водку, граф? – сказала княжна Марья, и эти слова вдруг разогнали тени прошедшего.
– Расскажите же про себя, – сказала княжна Марья. – Про вас рассказывают такие невероятные чудеса.
– Да, – с своей, теперь привычной, улыбкой кроткой насмешки отвечал Пьер. – Мне самому даже рассказывают про такие чудеса, каких я и во сне не видел. Марья Абрамовна приглашала меня к себе и все рассказывала мне, что со мной случилось, или должно было случиться. Степан Степаныч тоже научил меня, как мне надо рассказывать. Вообще я заметил, что быть интересным человеком очень покойно (я теперь интересный человек); меня зовут и мне рассказывают.
Наташа улыбнулась и хотела что то сказать.
– Нам рассказывали, – перебила ее княжна Марья, – что вы в Москве потеряли два миллиона. Правда это?
– А я стал втрое богаче, – сказал Пьер. Пьер, несмотря на то, что долги жены и необходимость построек изменили его дела, продолжал рассказывать, что он стал втрое богаче.
– Что я выиграл несомненно, – сказал он, – так это свободу… – начал он было серьезно; но раздумал продолжать, заметив, что это был слишком эгоистический предмет разговора.
– А вы строитесь?
– Да, Савельич велит.
– Скажите, вы не знали еще о кончине графини, когда остались в Москве? – сказала княжна Марья и тотчас же покраснела, заметив, что, делая этот вопрос вслед за его словами о том, что он свободен, она приписывает его словам такое значение, которого они, может быть, не имели.
– Нет, – отвечал Пьер, не найдя, очевидно, неловким то толкование, которое дала княжна Марья его упоминанию о своей свободе. – Я узнал это в Орле, и вы не можете себе представить, как меня это поразило. Мы не были примерные супруги, – сказал он быстро, взглянув на Наташу и заметив в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене. – Но смерть эта меня страшно поразила. Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть… без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль еe, – кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи.
– Да, вот вы опять холостяк и жених, – сказала княжна Марья.
Пьер вдруг багрово покраснел и долго старался не смотреть на Наташу. Когда он решился взглянуть на нее, лицо ее было холодно, строго и даже презрительно, как ему показалось.
– Но вы точно видели и говорили с Наполеоном, как нам рассказывали? – сказала княжна Марья.
Пьер засмеялся.
– Ни разу, никогда. Всегда всем кажется, что быть в плену – значит быть в гостях у Наполеона. Я не только не видал его, но и не слыхал о нем. Я был гораздо в худшем обществе.
Ужин кончался, и Пьер, сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ.
– Но ведь правда, что вы остались, чтоб убить Наполеона? – спросила его Наташа, слегка улыбаясь. – Я тогда догадалась, когда мы вас встретили у Сухаревой башни; помните?
Пьер признался, что это была правда, и с этого вопроса, понемногу руководимый вопросами княжны Марьи и в особенности Наташи, вовлекся в подробный рассказ о своих похождениях.
Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления.
Княжна Марья с кроткой улыбкой смотрела то на Пьера, то на Наташу. Она во всем этом рассказе видела только Пьера и его доброту. Наташа, облокотившись на руку, с постоянно изменяющимся, вместе с рассказом, выражением лица, следила, ни на минуту не отрываясь, за Пьером, видимо, переживая с ним вместе то, что он рассказывал. Не только ее взгляд, но восклицания и короткие вопросы, которые она делала, показывали Пьеру, что из того, что он рассказывал, она понимала именно то, что он хотел передать. Видно было, что она понимала не только то, что он рассказывал, но и то, что он хотел бы и не мог выразить словами. Про эпизод свой с ребенком и женщиной, за защиту которых он был взят, Пьер рассказал таким образом:
– Это было ужасное зрелище, дети брошены, некоторые в огне… При мне вытащили ребенка… женщины, с которых стаскивали вещи, вырывали серьги…
Пьер покраснел и замялся.
– Тут приехал разъезд, и всех тех, которые не грабили, всех мужчин забрали. И меня.
– Вы, верно, не все рассказываете; вы, верно, сделали что нибудь… – сказала Наташа и помолчала, – хорошее.
Пьер продолжал рассказывать дальше. Когда он рассказывал про казнь, он хотел обойти страшные подробности; но Наташа требовала, чтобы он ничего не пропускал.
Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился.
– Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка.
– Нет, нет, говорите, – сказала Наташа. – Он где же?
– Его убили почти при мне. – И Пьер стал рассказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть.
Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, – не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслажденье, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасыванья в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагиванья мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера.
Княжна Марья понимала рассказ, сочувствовала ему, но она теперь видела другое, что поглощало все ее внимание; она видела возможность любви и счастия между Наташей и Пьером. И в первый раз пришедшая ей эта мысль наполняла ее душу радостию.
Было три часа ночи. Официанты с грустными и строгими лицами приходили переменять свечи, но никто не замечал их.
Пьер кончил свой рассказ. Наташа блестящими, оживленными глазами продолжала упорно и внимательно глядеть на Пьера, как будто желая понять еще то остальное, что он не высказал, может быть. Пьер в стыдливом и счастливом смущении изредка взглядывал на нее и придумывал, что бы сказать теперь, чтобы перевести разговор на другой предмет. Княжна Марья молчала. Никому в голову не приходило, что три часа ночи и что пора спать.
– Говорят: несчастия, страдания, – сказал Пьер. – Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много. Это я вам говорю, – сказал он, обращаясь к Наташе.

Инструкция

Философскими истоками модернизма на рубеже веков стали новые идеологические концепции, в основе которых лежал принцип иррационализма, т.е. признание бессилия человеческого разума в познании вселенной, признание ее «хаотического» начала. Это понимание соответствовало тревожному мироощущению человека той эпохи, предчувствию событий, близких к катастрофе или апокалипсису. Общее обозначение кризисных, упадочных настроений получило название декаданса. Длительное время понятия «модернизм» и «декаданс» отождествлялись, однако понимание значительно упрощает значение этих понятий.

Модернизм как новое искусство современности был противопоставлен в целом традиционному искусству в выборе тем для творчества, форм, средств и приемов воплощения реальности. Идеи абсурдности и алогичности мира проникли в разные виды творчества и изменили общие представления о роли художника, который мог воспринимать мир только субъективно. Модернисты представляли себя творцами новой реальности и нового искусства, которое веяниям времени.

Культурное пространство эпохи модернизма включало в себя множество самостоятельных направлений, которые были различны по своей значимости и влиянию на развитие искусства в целом: символизм, экзистенциализм, экспрессионизм, футуризм, кубизм, имажинизм, сюрреализм и т.д. Общими для них были принципы отрицания академической культуры, традиций искусства прошлой эпохи и, как , отказ от традиционного языка и активный поиск новых приемов в изображении мира и человека. Иногда такие эксперименты приводили к абсолютно бессмысленным формам подачи творческого материала, например «заумный» язык, созданный кубофутуристами, который принципиально разрушал словесную текста, или полный отказ от принципов линеарного воспроизведения явлений в живописи.

Условно эпоху существования модернизма можно разделить на несколько этапов. Ранний модернизм, оформившийся в течениях символизма, акмеизма, футуризма в 10-е годы ХХ столетия, отличался особой силой отрицания традиционного, эпатажностью и крайней экстравагантностью произведений искусства. Яркой иллюстрацией может служить моностих лидера московских символистов В. Брюсова «О закрой свои бледные ноги», которое стало концентрированным проявлением формальных экспериментов модернистов.

В годы Первой мировой войны в европейской и живописи возникло течение дадаизма, ставшее воплощением крайней нелепости жизни, отрицающее и человека и искусство вообще. Дадаизм сформировал важнейшие приемы модернистской техники: «расчленение» реальной действительности на незавершенные фрагменты, «калейдоскопичность» случайных событий и их хаотичное соединение.

В 20-30-е годы возникло одно из самых значительных направлений в искусстве модернизма – сюрреализм. Теоретик течения Андре Бретон провозгласил абсолютно бунтарский характер сюрреализма против основ жизни, морали, . Из недр этого направления «вышли» Луи Арагон, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали.

В годы после второй мировой войны модернизм воплотился в направлениях «театра абсурда», школах «нового романа», «поп-арта», в кинетическом искусстве и т.д. В 60-70-е годы

Модернизм в архитектуре представлен разными течениями, которые появились в начале 20 века в противовес романтическому Модерну . Заметим, что существует много путаницы в определениях этих двух стилей или направлений.

Модерн или модернизм: как разобраться

Модернизм в архитектуре СССР (Конструктивизм)

Конструктивизм

Получил признание в Советском Союзе в прошлом веке в 1920-е годы и начале 1930-х годов. Он сочетал передовые технологии и технику с общепризнанной в государстве целью — построения коммунизма. Наделён механистическими и динамическими формами.

Абстрактный стиль или абстракционизм

Данное направление соприкасается с авангардом и продвигает отказ от изображения реальных форм вещей. Такие архитектурные стили и их особенности, как кубизм и супрематизм — его производные.

Заменяет симметрию и статику на асимметрию и равновесие масс.

Модернизм в архитектуре СССР (Абстракционизм). Я. Чернихов. Композиция №28 (1925–1933 гг.)

Модернизм в архитектуре Голландии: Де Стейл (De Stijl)

Данный стиль образован как художественное движение обществом художников, в голландском городе Лейден в 1917 году. Ещё именуется неопластицизмом . На движение Де Стейл повлияли картины кубистов и движение DaDa с их идеями об идеальных геометрических формах. А работы Де Стейл, в свою очередь, повлияли на стиль Баухауз и Интернациональный стиль. Влияние этого движения на архитектуру можно увидеть больше всего в доме Ритвельд Шредер, который является единственным зданием, созданным исключительно с использованием принципов De Stijl — белые и серые стены, черные дверные рамы и множество элементов, окрашенных в яркие основные цвета.

Стиль Де Стейл. Дом Ритвельд Шредер, Голландия

Модернизм в архитектуре Германии: Баухаус

Здание Bauhaus, Дессау, Германия

Стиль получил название, благодаря одноимённому художественному объединению, основанному в Германии немецким архитектором Вальтером Гропиусом. Несмотря на свою относительную недолговечность (с 1919 по 1933 год), он оказал огромное влияние на дизайн двадцатого века, классический современный стиль и авангард.

Одной из основных целей Баухауза было сочетание широкого спектра искусств — архитектуры, скульптуры, живописи с ремеслами и техникой, где функциональность стоит на первом месте.

Минималистский внешний вид зданий, ориентация на упрощенные геометрические формы, отсутствие декора является признаком революционных принципов Баухауза — красоты и простоты.

Минимализм

Истоки минималистской архитектуры восходят к кубизму, De Stijl и Bauhaus. В некотором роде, эти движения были похожи между собой.

Здание Farnsworth House, 1951, Mies, штат Иллинойс, США

Например, движение Де Стиль одобрило простоту и абстракцию и уменьшило художественное оформление до его основной формы и цвета. Они основывали свою философию дизайна на функционализме, прямолинейности плоскостей и устранении декоративной отделки поверхности, как это показано в доме Шредера Ритвельда.

С другой стороны, Баухаус был основан как художественная школа в Германии с целями продвижения массового производства и объединения ремесел с технологиями. Баухаус разделял принципы Де Стиль в функционализме, чистоте и уменьшении формы.

Всего несколько секунд на видео показывают суть минимализма:

В дополнение к Bauhaus и De Stijl минималистская архитектура находилась под влиянием традиционной японской архитектуры, оценив её простоту.

Этот стиль демонстрирует определенные характеристики формы, света, пространства и материала наряду с такими методами как

  • сокращение,
  • упрощение и
  • унификация.

Минималисты считают эти характеристики сущностью архитектуры.

Минимализм устраняет несущественные детали, уменьшая и уплотняя содержимое проекта до минимума необходимых элементов, параметров и средств, таким образом определяя его форму.

Функционализм

Архитектурный стиль 20 века, который привёл в соответствие здания и сооружения с их функциями. Зародился в Германии, в школе «Баухауз», и Нидерландах. Хотя функционализм и не является исключительно современной концепцией, он тесно связан с современным стилем архитектуры, который сложился в течение второй четверти 20-го века.


Автор: Foto: Jonn Leffmann, CC BY 3.0 , Ссылка

Прогрессивная строительная техника, необходимость в новых типах зданий, изменения культурных и эстетических идеалов повлияли на популярность этого направления. Главным лозунгом в архитектуре становится удовлетворение практических потребностей. Самое сильное влияние направления наблюдалось в Германии, Чехословакии, СССР и Нидерландах.

Брутализм

Модернизм в архитектуре Индии. Брутализм. Здание Текстильной ассоциации (Mill Owners’ Association Building), Ахмедабад

Модернизм в архитектуре Брутализм представляет с 1950-х до середины 1970-х годов. Бруталистские здания имеют повторяющиеся модульные элементы функциональных зон, которые отчетливо сформулированы и сгруппированы в единое целое. Поверхности литого бетона сделаны, чтобы подчеркнуть основной материал конструкции с текстурой деревянной опалубки, используемой для литейных форм. Строительные материалы, используемые в этом стиле включают кирпичи, сталь, стекло, необработанный камень. Представляет резкий контраст с изысканными и орнаментированными зданиями, построенными в элитном стиле Beaux-Arts (Боз-Арт).

Как иллюстрацию путаницы в течениях Модерн и Модернизм, можно посмотреть короткое видео (скорее всего сделанное на основе англоязычных источников), в котором модернистские здания идут в одном ряду с Модерном.

Модерн - cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.

Лев Бакст "Портрет Андрея Львовича Бакста, сына художника"

Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн, кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво - во Франции, Сецессион - в Австрии, Югендстиль - в Германии, Либерти - в Италии.


Алнксандр Бенуа "Купальня маркизы. " 1906

Для живописи модерна характерно стремление к созданию самостоятельной художественной системы. Одним из основоположников этих идей стала понт-авенская школа с Полем Гогеном. В отличие от других стилей, картины и панно модерна рассматривались как элементы интерьера, придавая ему новую эмоциональную окраску. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи модерна.


Густав Климт "Жизнь и смерть" (1908 -1916 г.г.)

Для живописи характерно парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых фонов» и «вылепленных» со скульптурной чёткостью фигур и лиц первого плана (Г. Климт, Ф. Кнопф, М. А. Врубель), а также больших цветовых плоскостей (Л. С. Бакст, Э. Мунк) и тонких подчеркнутых нюансов (Врубель, Бенуа). Все это придавало картинам большую выразительность. Также символизм привнёс в живопись модерна символику линии и цвета; были широко представлены темы мировой скорби, смерти, эротики; распространённым стало обращение художников к миру тайны, сна, легенды, сказки и др. Ярким образцом живописи модерна являются полотна Густава Климта. Художники модерна творили во всех странах Европы и Америки: Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Голландии, России, США и др.

Альфонс Муха "Зодиак" 1896 г.

Модернизм - (от фр. modern - современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму.

В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, с тем, чтобы избежать путаницы.

Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины XIX — середины XX столетия Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка, нередко сопровождающиеся эпатажем и определенным вызовом устоявшимся канонам.

Авангардизм - общее понятие,объединяющее все виды экспериментальных,модернистских, подчеркнуто необычных начинаний в искусстве, поисков в искусстве 20 века.


Казимир Малевич "Спортсмены" (1930 -1931)

Общие черты всех авангардных направлений - постоянная конфронтация со всеми устоявшимися и признанными направлениями и постоянная готовность выдвигать новые небывалые художественные принципы, способные ошеломлять художественную среду и публику. Для этой цели используются приемы, методы, темы, образы, ранее считавшиеся несовместимыми с искусством. Постоянное внедрение в искусство столь "невероятных", "немыслимых " новшеств создавало вокруг авангарда атмосферу постоянного напряжения, революционных ожиданий, скандалов и столкновений.

Понятие модернизма. Течения модернизма, их характеристика

Разочарование в жизненной действительности и художественном реалистическом способе ее воспроизведения повлекло интерес новейшими философскими теориями и появление новых художественных направлений, получивших названия декадентских, авангардистских и модернистских. Французское слово "декаданс" означает упадок, "авангард" - передовая охрана, а "модерн" - современный, самый. Этими терминами начали обозначать качественно новые явления в литературном процессе, стоявшие на передовых, авангардных позициях и были связаны с упадком и кризисом общественного мнения и культуры, с пошукування положительных идеалов, обращением в этих поисках к Богу и вере, к мистическому и иррационального.

Модернизм - общее название направлений искусства и литературы конца XIX - нач. XX в., Отражали кризис буржуазной культуры и характеризовали разрыв с традициями реализма и эстетикой прошлого. Модернизм возник во Франции в конце XIX в. (Бодлер, Верлен, Рембо) и распространился в Европе, России, Украине. Модернисты считали, что не надо искать в произведении искусства какой логики, рациональной мысли. Поэтому искусство модернизма и носило преимущественно иррациональный характер.

Протестуя против устаревших идей и форм, модернисты искали новых путей и средств художественного отображения действительности, находили новые художественные формы, стремились коренного обновления литературы. В этом плане модернизм стал настоящей художественной революцией и мог гордиться такими эпохальными открытиями в литературе, как внутренний монолог и изображения человеческой психики в форме «потока сознания», открытием дальних ассоциаций, теории многоголосие, универсализации конкретного художественного приема и преобразования его в общий эстетический принцип, обогащение художественного творчества через открытие скрытого содержания жизненных явлений, открытием ирреального и непознанного.

Модернизм - это социальное бунтарство, а не только революция в области художественной формы, потому что вызвал выступления против жестокостей социальной действительности и абсурдности мира, против угнетения человека, отстаивая его право быть свободной личностью. Модернизм протестовал против грубого материализма, против духовного вырождения и нищеты, тупой самодовольной сытости. Однако, протестуя против реализма, модернизм не исключил всех его достижений, а также используют их, развивал и обогащал в своих поисках новых путей в искусстве.

Общие черты модернизма:

o особое внимание к внутреннему миру личности;

o приглашенные самоценности человека и искусства;

o предпочтение творческой интуиции;

o понимание литературы как высшего знания, способно проникать в найинтим-ниши глубины существования личности и одухотворить мир;

o поиск новых средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество и т.п.);

o стремление открыть новые идеи, преобразующие мир по законам красоты и искусства. Такие крайние, радикальные модернистские течения, как дадаизм или футуризм получили

название авангардизма (от фр. avant - вперед, garde - сторожа, передовой отряд) - направление в художественной культуре XX в., который заключался в отказе от существующих норм и традиций, преобразовании новых художественных средств в самоцель; отображении кризисных, болезненных явлений в жизни и культуре в извращенной форме. Авангардизма присуще бунтарство.

Авангардистские направления и течения (футуризм, дадаизм, сюрреализм, "новый роман", "драма абсурда", "поток сознания" и т.п.) обогатили и разнообразили литературный процесс, оставив мировой литературе немало шедевров художественного творчества. Они заметно повлияли и на писателей, которые не отказались от художественных принципов реализма: возникли сложные переплетения реализма, символизма, неоромантизма и «потока сознания». Реалисты в своих произведениях использовали и идеи З. Фрейда, вели формалистические искания в области художественной формы, широко применяли «поток сознания», внутренний монолог, соединили в одном произведении разные временные пласты.

Модернизм как художественное направление был внутренне неоднородным конгломератом художественных явлений, которые основывались на общих мировоззренческих, философских и художественных принципах. В конце XIX в. возникли импрессионизм, символизм и эстетизм. В начале XX в. к ним добавились экспрессионизм, футуризм, кубизм, а во время и после первой мировой войны - дадаизм, сюрреализм, школа «потока сознания», а литература, в которую вошли антироман, "театр абсурда".

Импрессионизм (от фр. "Впечатление") вел свое начало во второй половине XIX в., И расцвел в XX в. Он возник как реакция на салонное искусство и натурализм сначала в живописи (К. Моне, Э. Мане. А. Ренуар, Э. Дега), откуда распространился на другие искусства (А. Роден в скульптуре, М. Равель, К. Дебюсси, И. Стравинский в музыке) и литературу. Здесь основоположниками импрессионизма стали братья Гонкуры и Поль Верлен. Выраженные проявления импрессионизма были в творчестве Ги де Мопассана и Марселя Пруста, к импрессионистам принадлежали Кнут Гамсун, Гуго фон Гофмансталь, Ю. Тувим.

Протестуя против чрезмерной зависимости от реальной жизни, против копирования действительности, импрессионисты описывали свои впечатления от увиденного - зрительные и чувственные, которые были изменчивыми, как и сам мир, а также оттенки впечатлений и красок, их представления и ассоциации были часто фантастическими и всегда суб " объективными. Произведение импрессиониста - это не объективная картина мира, а система сложных субъективных впечатлений о нем, ярко окрашенная творческой индивидуальностью художника. Особенно уязвимы импрессионисты к чувственной красоты мира; они прекрасно воспроизводили природу, ее красоту, разнообразие и изменчивость жизни, единство природы с человеческой душой.

Самой среди декадентских течений конца XIX - начала XX в. стал символизм. Символ использовался как средство выражения непостижимой сути жизненных явлений и тайных или даже мистических личных представлений, творческих прозрений, иррациональных озарений художника. Символы считались самым совершенным воплощением идей. Образы-символы воспроизводили таинственную и иррациональную суть человеческой души и ее жизни, величественный продвижение неотвратимой судьбы, изобразили загробной жизни, метафизический мир "инобытия", намекали на мистическую сущность явлений жизни.

Для символистов поэзия, как и музыка, была наивысшей формой познания тайн - поиском и открытием "инобытия". Символ порождал многочисленные ассоциации, захватывал многозначностью, глубинным скрытым смыслом, который трудно или даже невозможно было понять. Символисты придавали большое значение внутреннему звучанию, мелодике и ритму слов, благозвучия и мелодичности языка, эмоциональному возбуждению, которое охватило читателя благодаря ритму и мелодике стиха, игре разнообразных ассоциаций. Начали символизм французские поэты Поль Верлен, Малларме, Артюр Рембо. "Завоевав" Францию, символизм быстро распространился по всей Европе. В разных ее странах символизм представляли Габриель дьАнунцио (Италия), Рильке и Гуго фон Гофмансталь (Австрия), Стефан Георге (Германия), Оскар Уайльд (Англия), Эмиль Верхарн и Морис Метерлинк (Бельгия), Ген-год Ибсен (Норвегия), Станислав Пшибышевский (Польша).

Эстетизм возник в последнее десятилетие XIX в. в Англии. Он породил культ утонченной красоты. Создатели эстетизма верили, что реализм обречен на полный крах, что социальные проблемы вовсе не касаются настоящего искусства, и выдвигали лозунги "искусство для искусства", "красота ради самой красоты". Самым выдающимся представителем английского эстетизма был Оскар Уайльд.

Экспрессионизм (от фр. "Выразительность, выражение") основан тоже в XIX в. Эта авангардистская течение получила свое полного звучания и веса в первой четверти XX в. и стала значительным вкладом в развитие мировой литературы. Экспрессионисты были тесно связаны с реальностью - именно она их сформировала и глубоко волновала. Они осуждали уродливые явления жизни, жестокость мира, протестовали против войны и кровопролитий, были полны человеколюбия, утверждали положительные идеалы.

Но видение мира экспрессионистами было своеобразным: мир представлялся им хаотичной системой, которой руководили непостижимые силы, непонятные, непознаваемы, таинственные, и от них не было спасения. Единственно настоящим был только внутренний мир человека и художника, их чувства и мысли. Именно он должен был находиться в центре внимания писателя. А воспроизводить его следует отчетливо, ярко, с использованием грандиозных образов условных, с нарушенными пропорциями, чрезмерно напряженных, с максимально четкими интонациями, то есть изображать с помощью экспрессивных образов с применением парадоксального гротеска и в фантастическом ракурсе. Или не самый выдающийся экспрессионист Иоганнес Бехер считал характерным для экспрессионизма поэтическим образом "напряжений, открытый в экстазе рот". Итак, в произведениях экспрессионистов много сатиры, гротеска, немало ужасов, чрезмерной жестокости, обобщений и субъективных оценок реальности. Экспрессионизм появился сначала в живописи (Е.Мунк, В.Ван Гог, П.Гоген. П.Сезанн и др.) И в музыке (Рихард Штраус), чтобы вскоре перейти и в литературу. К наиболее экспрессионистов принадлежат Г.Тракль и Ф.Кафка в Австрии; И. Бехер и А. Франс в Германии; Л. Андреев в России.

Имажизм (от фр. "Образ") - течение, привела к появлению русского имажинизма. Появилась она в Англии накануне первой мировой войны и просуществовала до середины 20-х годов. В России впервые имажинисты заявили о себе в 1919 году. Образ имажистов и имажинисты провозгласили самоцелью творчества. "Стихотворение - не организм, а волна образов, из него можно извлечь один образ, вставить еще десять", - утверждал теоретик русского имажинизма В. Шершеневич. Итак, стихотворение представители этого течения считали "каталогу образа", изысканным сплетением метафор, метонимий, эпитетов, сравнений и других тропов - неким капризным накоплением красок, оттенков, образов, ритмов и мелодий. Содержание имажинисты отодвигали на второй план: он "поедает образом". Разумеется, имажинизм не мог, если бы даже и хотел того, вполне пренебречь содержанием. Творчество С. Есенина - лучшее подтверждение этой мысли. Представителями имажинизма в Англии и США есть Т.С. Элиот, Р. Олдингтон, Э. Паунд, Е. Лоуэлл и др.

Понятие авангардизма. Авангардистские течения в мировой литературе

Футуризм (от лат. "Будущее") возник в 1909 г., в Италии, его родоначальником был Ф. Маринетти. Оттуда распространился по всей Европе, получив название кубизма во Франции (М.Жакоб, Б.Сандрар), егофутуризму и кубофутуризма в России (И.Северянин, брать мех, В.Хлебников, В.Махновський и др.), Авангардизма в Польше (Ю. Пшибось и др.). Украинский футуризм, основанный М. Семенко, получивший впоследствии название "панфутуризм".

Футуристы провозглашали, что они создали искусство будущего, которое было созвучным ритмам новой эпохи "небоскребный-машинно-автомобильной" культуры, и призвали отбросить традиции старой культуры, которую они называли пренебрежительно "плевательницей". Футуристы пели гимны техническому прогрессу, городу, машинам, моторам, пропеллер, "механической" красоте, отмечали необходимость создания нового человека, достойного своего времени техники, человека нового склада души. Они отвергли традиции реалистической литературы, ее язык, поэтическую технику. Вводя свой язык, новые слова и словосочетания, футуристы доходили даже до абсурда: время придумывали слова без всякого смысла.

Французские кубисты и российские кубофутуристы были тесно связаны с маляра-ми-кубистами, которые пытались эпатировать, поразить обывателей резкостью красок и необычностью содержания: они раскладывали изображаемое на простейшие геометрические элементы - кубы (отсюда и название), квадраты, прямоугольники, линии, цилиндры, круги и т. Провозгласив культ формы, кубисты отодвинули содержание на задний план, возвели его в форму. Писатели озадачивали обывателя не только "на языке, которого еще никто не слышал", но и уходом от благозвучия в сторону какофонии, диссонансов, накоплением тяжелых для произношения согласных.

Сюрреализм от фр. "сюр" - над, то есть надреализм), возникший во Франции в 1920-х годах. Его основателем и главным теоретиком был французский писатель Андре Бретон, который призвал "разрушить существующее по сей день противоречия между мечтой и реальностью". Он заявил, что единственной сферой, где человек может полностью проявить себя, есть подсознательные акты: сон, бред и т.д., и требовал от писателей-сюрреалистов "автоматического письма", то есть на уровне подсознания.

Школа «потока сознания» - это средство изображения психики человека непосредственно, "изнутри", как сложного и текущего процесса, углубление во внутренний мир. Для таких произведений было характерно использование воспоминаний, внутренних монологов, ассоциаций, лирических отступлений и других художественных приемов. Представители: Д.Джойс, М.Пруста, В.Вульф и др.

В "драме абсурда" действительность изображались через призму пессимизма. Тупик, постоянное предчувствие краха, обособленность от реального мира - характерные черты произведения. Поведение, речь персонажей алогичная, фабула разрушена. Создатели - С.Беккет, Э.Ионеско.

Вопросы для самоконтроля

1. Каким образом литература на грани XIX-XX веков тесно связана со всеми перипетиями своего времени?

2. Назовите наиболее заметны факторы литературного развития в первой половине XX в.

3. Дайте общую характеристику модернистской литературы.

4. Какие течения и направления относятся к авангардистских? Дайте их общую характеристику.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то