Основные этнические общности. Этнические общности
11. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ
Этносы (этнические группы) – большие группы людей, связанные общностью культуры, языка, обычаев, верований, традиций. Например, славянская этническая группа, состоящая из славянских народов: западных славян (болгары, чехи, словаки), южных славян (сербы, хорваты, македонцы) и восточных славян (русские, украинцы, белорусы).
В этнических группах выделяют племена, народности, нации. В современном мире насчитывается до 5000 этносов, из которых в России проживает более 100 этносов.
Нация (народность) – группа, проживающая на коренной территории, обладающая общим языком, культурой, экономической и политической деятельностью, схожим менталитетом и осознающая себя как общность.
Национальное самосознание – отражение в сознании народа представлений о месте своего народа в мире, его роли, о национальных интересах своего народа, о его единстве и историческом опыте.
Различают два понятия:
1) коренная нация – народность, составляющая большинство населения государства;
2) этническое (национальное) меньшинство – малочисленные народности по сравнению с другими народами, проживающими в государстве. Национальные меньшинства находятся в недоминирующем положении, хотя и проживают испокон веков на своей территории, обладают этнокультурной спецификой и желанием ее сохранить. Национальные меньшинства (ханты, коми, карелы) хотя и не являются доминирующими, но не должны ощущать социально-психологическую нагрузку или дискриминацию.
Дискриминация (от лат. различение) – ущемление национальных интересов и гражданских прав каких-либо национальных групп внутри государства (например, расовая дискриминация, дискриминация этнического меньшинства).
Диаспора – большие группы определенной народности, проживающие вне коренной территории (армяне в Турции, грузины в Москве и т. д.). Представители диаспоры, проживая за пределами своей Родины и своего народа, осознают себя его частью.
Национализм – политическая нетерпимость к другим народам, основанная на идее национального превосходства собственной нации, т. е. это национальная нетерпимость. Национализм можно рассматривать как политическое движение, стремящееся к завоеванию политической власти и пропагандирующее приоритет интересов собственного народа над другими.
Причины национализма: неравномерное экономическое развитие, несовпадение территориальных границ, социальные противоречия, ущемление политических и национальных прав «малых народов» и т. д. Национализм – это реакционное и противоречащее законам экономического, политического развития явление. Чаще всего национализм возникает в психологии маргинальных групп, ущемленных обществом и не желающих самореализовать себя и достигнуть даже минимального уровня материального благосостояния.
Из книги Секретные войны Советского Союза автора Окороков Александр ВасильевичТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ С КУРДИСТАНОМ. 1919-1991 ГГ Краткая историческая справкаКурдистан – горная область в Западной Азии, населенная в основном курдами. Ее большая часть расположена в пределах Армянского и Иранского нагорий. Название применяется главным
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭТ) автора БСЭ Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис АкимовичРаздел XII Социальные общности как политические акторы В политическом процессе значительную роль играют социальные общности, которые выступают субъектами, творцами политики. К таким социальным общностям в первую очередь относят правящие элиты и группы интересов.
Из книги Как путешествовать автора Шанин ВалерийЭтнические рестораны Во всех туристических районах есть рестораны не только местной, но и иностранной кухни – чаще всего французской, итальянской, средиземноморской, турецкой, китайской, русской.По статистике, в Германии, например, самые популярные этнические рестораны
Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен28. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ, ИХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ТИПЫ Общество является целостным, но не однородным. Круг людей, которые взаимодействуют в обществе, велик, и возникает необходимость в образовании общностей. Общность образуется только в том случае, если люди вступают в
Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен37. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА» Социальные общности – это реально существующие, наблюдаемые совокупности индивидов, отличающиеся своим положением в обществе. Они выступают в качестве самостоятельного субъекта. Как правило, эти общности
Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен11. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ Этносы (этнические группы) – большие группы людей, связанные общностью культуры, языка, обычаев, верований, традиций. Например, славянская этническая группа, состоящая из славянских народов: западных славян (болгары, чехи, словаки), южных славян
Из книги Наркомафии [Производство и распространение наркотиков] автора Белов Николай ВладимировичЭтнические банды Однажды полицейским Нью-Йорка удалось обнаружить и разгромить лабораторию по производству героина, расположенную в городе. Блоки тайваньского белого героина к моменту появления агентов федеральной службы были еще не размолоты и не переработаны.Поток
Этнические общности.
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Этнические общности. |
Рубрика (тематическая категория) | Социология |
Типы этнических общностей. В экономической, социальной, политической, духовной жизни любого общества важное место занимают этнические общности (этносы). Οʜᴎ бывают представлены различными образованиями: род, племя, народности, нация. Этносоциология - дисциплина, сложившаяся на стыке социологии и этнографии. Главная цель этой дисциплины - анализ этнического многообразия социальных процессов, обусловленности и разнообразия этнических систем и элементов быта͵ культуры и т.п. Этносоциология рассматривает основные виды социальной деятельности людей. Ее предметом выступают: социальная структура этнических обществ, социально значимые явления в их культуре, языке, этнические особенности соционормативной культуры, поведения людей, психики народов, национальное самосознание и национальные отношения.
Этническая общность - это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой: язык, особенности бытовой культуры, обычаи и традиции. Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов. Он осознает общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. В то же время он отличает себя от других народов.
К наиболее древним этническим общностям относятся племена , жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались друг от друга своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Племена - это форма организации первобытнообщинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах земли.
С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности - народу . Все народы как этнические общности на стадии цивилизации всегда отличались своими особыми социально-этническими признаками, особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т.д. В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании.
Формирование наций завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все части какой-либо страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера. Французский ученый Ж.Э.Ренан (1823-1892) утверждал, что нации могут складываться в процессе совместной жизни и ʼʼперемешиванияʼʼ представителей разных рас. В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Одним из признаков нации Ренан называет общность интересов входящих в нее людей, которая обусловливается общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой важный фактор становления и развития нации.
Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. Духовные признаки нации указывал Г.Лебон . Из этого ʼʼдушевного строяʼʼ проистекают чувства народа, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Душа народа - это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Идею ʼʼдуши народаʼʼ как ʼʼдуши нацииʼʼ развивал немецкий философ В.Вундт (1832-1920). Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, нужно знать его историю, этнологию, искусство, науку, религию, язык и обычаи. Эти особенности составляют его национальный характер.
Нация - это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания. Национальное в любых своих проявлениях связано с уникальными этническими характеристиками нации. Любые отношения в обществе приобретают национальный характер тогда, когда их социальное содержание органически соединяется с этническим. Понятие национальность обозначает этнические признаки не только целых наций, компактно проживающих на определенных территориях, но и всех ее представителей, где бы они ни жили, в т.ч. на территориях других народов и государств.
Факторы формирования этноса. Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Внешняя форма выражения этноса - этноним (самоназвание): русские, англичане, немцы и т.д. Важнейшей предпосылкой формирования этноса является общность территории . Она создает условия для тесного общения и объединения людей. Впоследствии данный признак отходит на второй план и может совсем отсутствовать. К примеру, еврейский этнос в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняет свою идентичность по всему миру, хотя до создания в 1948 ᴦ. государства Израиль он не имел единой территории.
Другое важное условие формирования этноса - общность языка . Но и данный признак нельзя абсолютизировать. В этнической общности наибольшее влияние имеет единство компонентов духовной культуры: ценности, нормы, стереотипы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания людей. Значительную роль в формировании этноса играет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т.д. В качестве примера расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос. Огромное влияние на формирование всех этносов оказывает религия , выступающая как комплексное социокультурное и духовное образование.
Признаком этнической общности служит этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу. В этническом самосознании фиксируется представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в этнос людей. Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный организм. Он исторически воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации. Более сильный этнос ассимилирует слабые. Этнос всегда стремится к созданию своей социально-территориальной организации военного или государственного типа. История знает примеры, когда этнос должна быть разделен государственными границами, но сохраняет идентичность. Элементом любого этноса являются так же мировосприятие , миросознание (мифологические и религиозные представления, в которых объединяются природное и духовно-нравственное начала).
Русский этнос. Мировосприятие русского этноса начало складываться на базе языческих верований. Οʜᴎ нашли свое отражение в мифах, сказаниях, былинах. П.А.Сорокин считал, что русская нация возникла как социально-культурная система в IX в. Основные черты русской нации: ее долгая жизнь, жизнеспособность, стойкость, готовность идти на жертвы, необычайный рост территории, населения, политический, социальный и культурный рост, расовое и этническое разнообразие, единство, сравнительно мирная экспансия, ведение преимущественно оборонительных войн. На формирование русской нации большое влияние оказало принятие в 988ᴦ. православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Основные элементы русской культуры и социальной организации представляли собой идеологическую и материальную реализацию установок православия.
Основополагающей идеей национальной духовности русской нации на протяжении многих веков ее существования была идея единения русских земель. Первоначально она рассматривалась как идея преодоления феодальной раздробленности. Наиболее ярко она была отражена в ʼʼСлове о полку Игоревеʼʼ, ʼʼЗадонщинеʼʼ, новгородских летописях. Развитие духовно-нравственных основ русской нации связано с собиранием русских земель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, сдерживанием набегов степняков, формированием самостоятельного государства. Начиная с XIV в. русским удалось создать великую православную державу от Карпат до стен Китая. С реформами Петра началось влияние на формирование русской нации западной культуры.
П.А.Сорокин подчеркивает, что сами по себе государственные, языковые, культурные и территориальные общности не дают нации. Только когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим языком и территорией, она действительно образует нацию. Нация является многообразной (многофункциональной), солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой. Она осознает факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий или похожий язык и общую систему культурных ценностей; 3) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки.
Тема 6. Лекция 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (2часа).
План лекции:1. Понятие, признаки организации.
2. Функционирование организаций.
Стили руководства.
3. Типология организаций.
Понятие, признаки организаций. Социальная организация принято понимать как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели. Социальные организации создаются как: 1) инструмент решения общественных задач, средство достижения целей, в связи с этим изучаются ее цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонала; 2) как человеческая общность, совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности-конфликтности; 3) как безличная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами, как агрегированная целостность, основные проблемы которой - равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость.
Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности в форме производственных, религиозных, национальных, научных организаций, политических партий, профессиональных союзов и т.д. Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. Социальные организации имеют ряд черт: 1) они создаются для реализации определенных целей; 2) члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам; 3) существует разделение труда, его специализация по вертикали и по горизонтали; 4) наличие управляющих подсистем, средств регулирования и контроля деятельности элементов организации. Эти элементы, по мнению А.И.Пригожина, детерминируют организационный порядок, систему стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения.
Организации различаются в соответствии с основными сферами жизнедеятельности общества. Большинство из них включают в себя несколько подсистем: так, в производственной организации имеются техническая, экономическая, управленческая, социальная подсистемы. Социальная организация объединяет своих членов общими интересами, целями, ценностями, нормами, предъявляет к своим членам двоякие требования - как безличный институт и как человеческая общность. Каждый индивид предъявляет к организации свои требования: защита его социального положения, обеспечение профессионального и статусного роста͵ создание условий для развития личности. Реализация этих требований - один из важных источников развития организации, ее социальной эффективности.
Всякая организация как сложная система характеризуется особым кооперативным эффектом, когда общая энергия организации превышает сумму индивидуальных усилий ее субъектов, называемым синергетикой (греч - сотрудничество, содружество). Этот прирост образуется в результате того, что организация интегрирует усилия всех своих элементов. Можно выделить несколько стадий возрастания энергии: 1) массовость, одновременность, однонаправленность многих усилий, 2) специализация, когда работник добивается более высоких результатов благодаря совершенствованию одной производственной операции, 3) согласование, координация (конвейер). Тайна организационного эффекта коренится в принципах объединения индивидуальных и групповых усилий: единство цели, разделение труда, согласование и прочие способы. В организациях это явление можно усиливать, видоизменять.
Сложность организации может превышать возможности управления. Сложность систем бывает абсолютной (объективной, заложенной в объекте) и относительной (субъективной, характеризующей способность управления). Организационную сложность отличают: 1) множественность элементов; 2) разнообразие элементов и функций (техническая, биологическая, социотехническая системы); 3) многообразие связей между элементами и противоречия между ними; 4) автономия всех ее уровней, частей, элементов (субъективность, наличие у людей собственных целей, свободы поведения). Применительно к социальным организациям применяется такой метод упрощения, как социальная формализация, стандартизация организационных связей и норм.
Формализация связей и норм . Социальная формализация как способ организованности - это целенаправленное формирование стандартных, безличных образцов поведения в правовых, организационных и социокультурных формах. В социальных организациях формализация охватывает контролируемые связи, статусы и нормы. Благодаря ей снижается абсолютная и относительная организационная сложность. Важнейшим признаком этого способа организованности служит документальное закрепление их в единой системе правовых, технологических, экономических и других норм. Результат формализации проявляется в концентрации организационной деятельности, в ее наиболее оптимальном направлении.
Существуют два пути формализации социальных систем. Первый путь - через оформление естественно сложившегося состояния. Такого рода формализацию можно назвать ʼʼрефлексивнойʼʼ. К примеру, стихийное распределение функций в каком-то подразделении предприятия однажды фиксируется в виде специального административного распорядка, служащего организационной основой функционирования этого подразделения и эталоном для новых. Второй путь формализации - это ʼʼконструированиеʼʼ социальной организации. В данном случае создание программы предшествует актуальному существованию организации. К примеру, создание нового предприятия предполагает предварительную разработку специального проекта͵ плана работы и т.д., в соответствии с которыми организуются его техническая и социальная структуры.
Наряду с формальной частью всегда существует и неформальная, которая представлена социально-психологической организацией как спонтанно складывающейся системой межличностных отношений. Эти отношения направлены на удовлетворение социальных потребностей индивидов (в общении, признании, принадлежности). Социально-психологическая организация проявляется в группообразовании. Социально-психологические группы включают небольшой контингент людей, связи между которыми сложились стихийно, но устойчивы (3-10 человек). Такую группу характеризует социально-психологическая общность, чувство солидарности, взаимного доверия, общей судьбы. Границы ее могут совпадать с формальными или отличаться от них.
Группа стихийно формирует собственные нормы поведения, следовать которым должен каждый ее член. Таким образом вырабатывается социально-психологический механизм внутригруппового контроля. В группе происходит распределение ее членов по шкале престижа. Это распределение часто не совпадает с должностной, ранговой структурой. Структура коллектива раздваивается на формальную и социально-психологическую (подразделение - группа, руководитель - лидер, должность - престиж). Подобное раздвоение может привести к явлениям дезорганизации. По этой причине задача социолога - найти способы совмещения формальной организации и организации социально-психологической (подбор персонала, выборность руководителей и т.п.).
Формальной структуре противостоит не только социально-психологическая, но и внеформальная организованность персонала. Нередко для решения служебных проблем работникам приходится вступать между собой в отношения, не предусмотренные инструкциями. Это возникает, когда работники не могут решать все вопросы через ʼʼверхʼʼ и устанавливают между собой ʼʼгоризонтальныеʼʼ отношения. Внеформальная организация возникает вследствие стремления работников лучше решать свои служебные дела, из-за невозможности охватить официальными стандартами все отношения, ситуации. По этой причине в организации обычно существует ʼʼпараллельнаяʼʼ система связей и норм. Она должна быть очень полезной для организации или вредной.
Цели организации. Ключевой элемент организации – цель. Именно для нее люди сходятся в организации, именно ради ее достижения они выстраиваются в иерархию и вводят управление. Цели организации бывают трех разновидностей: 1) цели-задания: планы, поручения, задаваемые организации по подчинению более широкой организационной системой, и отражающие внешнее назначение организации как социального инструмента͵ 2) цели-ориентации: общие интересы участников соответствуют свойству организации как человеческой общности; 3) цели системы - равновесие, стабильность, целостность.
При определенном единстве целей организаций, между ними возможны и некоторые несовпадения, противоречия. К примеру, нововведения вызывают нарушение равновесия внутренних связей в организациях, что обостряет проблему целей системы и может обернуться сопротивлением организаций новшествам. По этой причине согласование всех компонентов целевой структуры организаций - важнейшая задача управления, а их рассогласование - источник дисфункций и патологии в организационных отношениях. Названные цели являются базовыми, достижение их связано с появлением вторичных, производных целей - повышение качества продукции, улучшение условий труда, укрепление дисциплины и др.
Для организации коллективных действий необходима иерархия. Социальная иерархия - ϶ᴛᴏ универсальная форма построения социальных систем (государство, организация, поселение, семья) на базе соподчинения. В иерархии проявляется централизация управления, единоначалие, лидерство. Иерархия выступает: 1) как функция совместной деятельности в виде координации, разделения труда по ʼʼгоризонталиʼʼ и по ʼʼвертикалиʼʼ; 2) как личный режим в организации, односторонняя личная зависимость одного индивида от другого (в виде статусов); 3) как власть, подчинение членов данной организационной системы правилам и указаниям (принуждение, санкции за отклонение).
Функционирование организаций.
Управление в организациях. Управление состоит их трех компонентов. Первый из них - целенаправленное внешнее управляющее воздействие, или самоуправление, включающее целеполагание и целеосуществление, составляет ядро управления. Второй компонент управления - социальная самоорганизация, ᴛ.ᴇ. спонтанные процессы внутриколлективного регулирования (лидерство, ʼʼшкала престижаʼʼ, неформальное группообразование, социальные нормы). Оба названных компонента образуют третий - организационный порядок, включающий в себя как продукты ʼʼпрошлогоʼʼ управленческого труда (решения, должностная структура, административный распорядок), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе.
Проблематику управления составляют такие проблемы, как взаимосвязь формальной и неформальной структур, отношения ʼʼруководство - подчинениеʼʼ, участие исполнителей в выработке общих решений, соединение личных, групповых и общеорганизационных целей, оценка руководителей, адаптация персонала и др.
Размещено на реф.рф
В последние годы стали активно разрабатываться также социологические проблемы управления техническими и организационными нововведениями, формированиями гибких организационных структур, управленческого консультирования. Объектами управления являются индивид, группа, организация, другие социальные образования и процессы.
Методы управления - это комплекс целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы. По отношению к отдельному работнику можно выделить разные виды воздействия на его поведение (методы управления): 1) прямое (приказ, задание), 2) через мотивы и потребности (стимулирование), 3) через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.), 4) через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и др.). Применительно к группе методы социального управления распределяются следующим образом: целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, количеству, размещению рабочих мест и т.д.); сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов и т.д.).
В социальной организации предприятия используются методы: 1) согласование формальной и неформальной структуры (преодоление противоречий между запланированными и действительными связями и нормами), 2) демократизация управления (повышение роли общественных организаций, широкое привлечение работников к выработке решений, выборность некоторых руководителей производства, развитие трудовой активности и т.д.), 3) социальное планирование (повышение квалификации работников, совершенствование социальной структуры коллектива, улучшение благосостояния и др.).
Отношения ʼʼруководство-подчинениеʼʼ. Понятие ʼʼруководствоʼʼ близко к понятию ʼʼуправлениеʼʼ и используется для обозначения организационных отношений, работы руководителя с подчиненными в непосредственном контакте по решению служебных задач. В первую очередь, руководство - это отношение между разными статусами, уровнями административной структуры, имеющее под собой правовую основу и проявляющееся в виде односторонней зависимости одного работника (должности) от другого. Во-вторых, руководство - это отношение между отдельными рабочими функциями общего трудового процесса: организации и исполнения. В-третьих, руководство - это также отношение между личностями, специфический тип общения. В последнем случае рассматривается его социально-психологическое содержание - взаимное признание, влияние, стиль, интересы.
Перечисленные стороны отношения ʼʼруководство-подчинениеʼʼ не могут существовать в отрыве друг от друга. Воздействие руководства на подчиненных имеет цель побуждать их к определенному трудовому поведению. Возможны два способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный, мотивирующий (через стимулы). В первом случае руководство направлено непосредственно на деятельность подчиненных подкрепляется санкциями за отклонение от соответствующего поведения, в крайней форме выступает как принуждение. Второй способ предполагает воздействие на мотивы и потребности работника. Побуждение к труду происходит через удовлетворение потребности личности, что выступает как компенсация за трудовой вклад.
Стиль руководства можно обозначить как систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчиненными, в способах решения деловых проблем. Стиль руководства зависит от индивидуальности руководителя, его культуры, установок, характера, опыта͵ знаний, детерминируются психологическими и социокультурными факторами, присущими данному руководителю, коллективу, региону, социальной категории. Различают следующие разновидности стиля руководства: 1) авторитарный - руководитель не считается с мнением подчиненных, навязывает им свою волю; 2) демократический - подчиненные привлекаются к выработке общих решений; 3) слабый (невмешивающийся) - руководитель самоустраняется от руководства, его влияние в коллективе незначительно.
Стиль руководства проявляется в стимулировании труда. Стимулирование - метод опосредованного воздействия на трудовое поведение работника, его мотивацию через удовлетворение потребностей личности, что выступает как компенсация за трудовое усилие. Ориентация на получение удовлетворения сильнее побуждает человека к определенному поведению, чем прямое управленческое воздействие на него. Деление стимулов на ʼʼматериальныеʼʼ и ʼʼморальныеʼʼ условно. Так, премия - не только денежное вознаграждение, но и свидетельство признания, уважения. Стимулами бывают условия труда, гибкая система рабочего времени, отношения в коллективе и т.д., но главным стимулом остается материальная заинтересованность. Стимулирование эффективно в той степени, в какой эти две системы органично сочетаются.
Главный продукт управления - ϶ᴛᴏ производимые им решения. Управленческое решение есть формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого участвуют и другие члены организации. Такое решение есть элемент отношений руководства - подчинения, ᴛ.ᴇ. выступает как фактор власти в организации. Принятие управленческого решения означает определение крайне важно сти и цели предлагаемого изменения, а также включение его в систему организационных отношений; осуществление управленческого решения подразумевает наличие в нем плана, а затем и самой деятельности по достижению цели.
Выделяются следующие разновидности управленческих решений: 1) жестко детерминированные решения, на содержании которых индивидуальные особенности руководителя не сказываются; 2) ʼʼинициативныеʼʼ решения (не жестко детерминированные), содержание которых предполагает индивидуальный вклад субъекта. Для исследования управления именно последние представляют основной интерес, так как они включают в себя организационное проектирование и в наибольшей степени связаны с личным вкладом руководителя. Удельный вес таких решений в общем объёма управленческих решений сравнительно невелик (от 5% до 30%) от общего числа приказов.
В соответствии со степенью участия разных категорий работников в принятии решений можно выделить решения единоличные и решения групповые, между ними существует много разных сочетаний того и другого. В управленческих решениях фокусируются основные цели, интересы, противоречия организации, социальных отношений внутри нее. Анализ управленческих решений чрезвычайно информативен с точки зрения исследования механизмов и эффективности управления предприятием. Для этого используются: анализ документов (приказов, распоряжений, планов, протоколов заседаний), фиксированное наблюдение (фотографии рабочего дня руководителя, совещаний), экспертные оценки (определение эффективности решений и т.д.).
Самоорганизация и самоуправление. Организациям присуще также и самоуправление. С социологической точки зрения, самоуправление выступает как коллективное управление, как участие всех членов организации, населения в работе соответствующего органа управления, включение исполнителей в процессы выработки общих решений. Самоуправление не отрицает отдельного органа управления и профессиональной управленческой деятельности. Технология современного управления требует квалифицированного технического, правового, организационного обоснования решений, рациональных процедур их согласования, контроля исполнения. Самоуправление сочетает демократизм со специализацией, что определяет его производственную и социальную эффективность.
Важный фактор управления - социальная самоорганизация. Она означает проявление спонтанных процессов в обществе, в коллективах, группах, стихийные процессы социального регулирования (рыночные отношения, общественное мнение, традиции, нормы). В трудовых организациях самоорганизация выступает как неформальная организация (лидерство, престиж, сплоченность -конфликтность). Самоорганизация есть продукт социального взаимодействия в массовом, коллективном или групповом масштабах. Использование самоорганизации в управлении существенно повышает эффективность последнего и составляет важный фактор развития в трудовых организациях. Процессы самоорганизации могут играть как конструктивную, так и деструктивную роль.
Завершает управленческий цикл социальное регулирование. Оно означает целенаправленное управляющее воздействие, ориентированное на поддержание равновесия в управляемом объекте посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Социальное регулирование представляет собой ʼʼкосвенноеʼʼ управление. Посредством социального регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления. Использование методов социального регулирования предполагает высокую степень самостоятельности управляемых объектов, развитые самоуправление и самоорганизацию в них.
Интегральной характеристикой эффективности управления в организациях является их управляемость. Управляемость - ϶ᴛᴏ степень контроля организации. Наиболее адекватным критерием степени управляемости является осуществляемость управленческих решений. Повышение управляемости обеспечивается за счёт улучшения качества управляющих воздействий, объединения персонала вокруг общих целей и развития системы мотивации.
Типология социальных организаций.
Формы и типы организаций. Различные организационные образования довольно широко распространены в любом обществе. Наличие таких признаков, как разделение функций, иерархия, принятие решений, фиксированное членство отличают организации от таких социальных общностей, как классы, нации и т.п. Существуют следующие организационные формы:
1. Деловые организации - фирмы и учреждения, которые создаются для решения отдельных задач. Цели наемных работников не всегда связаны с целями владельцев или государства. Членство в них обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, принципы единоначалия, коммерческой целесообразности.
2. Общественные союзы, массовые организации, цели которых вырабатываются ʼʼизнутриʼʼ и представляют из себяобобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, ᴛ.ᴇ. зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, экономических, любительских потребностей.
3. Промежуточные формы - кооперативные (сельскохозяйственные, рыболовецкие, старательские артели), которые соединяют в себе основные признаки союзов, но выполняют предпринимательские функции. Их следует отличать от потребительских кооперативных организаций.
4. Ассоциативные организации - семья, научная школа, неформальная группа. В них заметны некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительно устойчивое распределение участников (по ролям, престижу), принятие общих решений. Регулятивные функции осуществляют спонтанно складывающиеся в них коллективные нормы и ценности. При этом степень их формализации незначительна.
5. Поселение. Первоначально люди селятся вместе, чтобы через соседские связи использовать деятельность, способности друг друга, подчиняясь при этом целесообразности целого (соблюдая планировку улиц, формы и размеры жилища, структуру специализации и т.д.), которая каждому в отдельности не нужна. По мере урбанизации фактор целостности возрастает, обезличивается и обособляется еще больше.
Наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформальные. Главными критериями их разделения служит степень формализации существующих в системах связей, статусов и норм. Формальная организация возникает в результате административного, политического решения, в ее базе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации четко регламентирована юридическими нормами и т.д. Разделение труда выступает как система статусов - должностей, создается иерархия: руководитель - подчиненные. Для успешного функционирования формальной организации необходима деловая информация. Ее прохождение, принятие верного управленческого решения зависят от организации многосторонних связей, включая и обратную. Как правило, формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определенных функций. В корне деятельности такой организации лежит принцип целесообразности.
В обществе также возникают и функционируют неформальные организации. Οʜᴎ появляются стихийно или сознательно для удовлетворения социальных потребностей. В них действуют свои, отличные от формальных структур, нормы межличностного и межгруппового общения. Οʜᴎ возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций, важных для общества. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур.
Размещено на реф.рф
Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации.
Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия с другими видами организации, группы. Это взаимодействие в большей степени зависит от личных привязанностей, симпатий. Отношения с другими субъектами не регламентированы приказами, установками руководства, предписаниями. Решения организационных, технических и других задач чаще всего отличаются творчеством, оригинальностью. Но в таких организациях или группах нет жесткого регламента͵ дисциплины, они менее устойчивы, более пластичны и подвержены изменениям. Их структура и отношения в ней во многом зависят от складывающейся ситуации.
Бюрократия. М.Вебер доказывал, что формальная организация стремится превратиться в бюрократическую систему. Он довольно высоко оценивал роль бюрократии, утверждая, что без нее невозможен технический, технологический, организационный прогресс. Вебер сформулировал основные черты бюрократии идеального типа: 1) управленческая деятельность совершается постоянно; 2) существует сфера власти и компетенции на каждом уровне и для каждого субъекта в аппарате управления; 3) вышестоящий руководитель осуществляет контроль нижестоящего чиновника, который отделен от собственности на средства управления; 4) должность отделена от субъекта; 5) управленческая работа становится особой профессией; 6) существует система подготовки чиновников; 7) управленческие функции документируются; 8) в управлении главным является принцип безличности.
Вебер утверждал, что главное достоинство бюрократии - высокая хозяйственная и экономическая эффективность. Ее обеспечивают точность и быстрота в работе, знания и постоянство управленческого процесса, служебная тайна и субординация, единоначалие и экономичность, сведение к минимуму конфликтов и уважение профессионализма коллеᴦ. Таковы главные достоинства бюрократического управления организацией. Но он указал и на опасность, которую несет в себе усиление бюрократии
Этнические общности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этнические общности." 2017, 2018.
Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе Российской Федерации в настоящее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.
Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.
Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.
Виды этнических общностей
Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.
Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.
Нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.
В социологии широко используется понятие этнические меньшинства , которое включает в себя не просто количественные данные.
Черты этнического меньшинства следующие:
– его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп;
– его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»;
– оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества.
Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории , поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora – рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.
Другое важное условие формирования этноса – общность языка . Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.
Более устойчивый признак этнической общности – единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения , а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей .
Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.
Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т. е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.
Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.
Отметим две стороны национальных интересов:
– необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;
– необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.
Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации-государства.
Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.
Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов – язык, своя культура, традиции, обычаи.
Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства . Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.
Образец задания
B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Понятия „__________» (1) и „этнос“ сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос“ (что точнее). Существуют три типа этноса. Для __________(2) главное основание объединения людей в одну __________(3) – кровно-родственные связи и общее ___________(4). С возникновением государств появляются __________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются __________(6) – этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы»».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) происхождение
Б) племя
В) общность
Г) нация
Д) народ
Е) народность
Ж) национальность
3) раса
И) диаспора
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Ответ: ДБВАЕГ.
Понятие «этническая общность»
Авторами и исследователями в научной сфере уже давно доказано, что первичной формой общностей были вовсе не социальные общности, а этнические. Именно они постепенно усложнялись, развивались, что и привело к появлению более структурированных социальных общностей, которые распространились на многие другие сферы жизни человека. Важно отметить, что, несмотря на их первоначальный и образующий характер, этнические общности стали изучаться гораздо позже многих других. Но все же, по своей значимости и важности они до сих пор занимают ведущее место, а вокруг их анализа и типологии исследователи ведут активные дискуссии.
Определение 1
Этническая общность – это широкая группа людей, которая объединяет в себе индивидов, имеющих одну культуру, единый язык, а также традиции и культурно-историческую самобытность. Чаще всего к этническим общностям принято относить такие образования, как:
- Племена;
- Народности;
- Нации.
Как правило, образование таких общностей и их укоренение происходит на одной единой, определенной территории в ходе совместной деятельности, чаще всего хозяйственного характера. Члены этнических общностей обладают некоторыми общими чертами, которые отличают их от представителей других общностей (психологический склад). Также представители этнических общностей изначально явно осознают свое единство, а также отличие от других общностей, которые строятся по подобному принципу, но при этом отличаются по ряду признаков.
Но этническая общность не может быть признана просто так. Для того чтобы она была обозначена именно как этническая группа, она обязана отвечать некоторым условиям и ряду признаков:
- Каждый член потенциальной этнической группы должен осознавать свою принадлежность к ней. К тому же, это самоидентификация по ряду признаков: язык, культура, традиции желание развивать общность, продвигать ее идеи;
- Предполагается общее происхождение членов общности – единый предок, единство территории, на которой проживает общность;
- Члены общности не только осознают, но и полностью принимают тот факт, что они владеют одним языком и единой культурой, что и объединяет их (помимо кровного родства и единства происхождения);
- Имеется внутренняя социальная организация (иерархия), которая направлена на контроль за отношениями внутри общности, а также на нормирование возможных конфликтов и контактов с окружающими и представителями других этнических общностей.
Виды этнических общностей
Как мы уже отметили ранее, существует три основных вида этнических общностей. Они сложились в историческом контексте, но это не значит, что их актуальность сегодня гораздо ниже. Итак, проанализируем каждый вид и его особенности.
Во-первых, это племя. Формирование этнических общностей начинается после того, как первобытное человеческое стада пришло к неминуемому распаду. Изначально возникает единый род, который представляет собой группу людей, единых по кровным признакам и принадлежности. Род мог включать в себя как одну, так и сразу несколько семей. По сути, род выступает в качестве самой первой, производственной и этнической группой в историческом контексте. Если роды объединялись, то на их месте образовывались более широкие кланы. Их единство было основано на вере в общность происхождения.
Из нескольких кланов впоследствии возникали племена. Их основу составляли кровные и родственные связи, а также то, что племя проживало на определенной автономной территории. Соответственно, у их членов был собственный общий язык, диалект, обычаи и культ, которому они следовали для сохранения своей идентичности.
Промежуточной общностью между родом и нацией является народность. Она складывается из племен вследствие возникновения самых первых независимых государств, со своей политикой, экономическим устройством и, конечно же, культурой и языком. Для народности также характерна общность территории на основе хозяйственной и культурной видов деятельности.
Нация является высшей формой не только этнической, но также и социальной общности. Этот факт достаточно естественный, как отмечают исследователи, поскольку именно объединение людей по их национальным особенностям может стать идеальной предпосылкой для проживания людей, организации между ними производственных и экономических отношений, а также для создания социально-политической и культурной жизни. Таким образом, можно сказать, что нация является устойчивым объединением, где люди связаны друг с другом следующими компонентами:
- Общий язык;
- Общая территория проживания;
- Общность экономической жизни.
Также можно отметить некоторые особенности в психическом складе человека, которые выражены в специфических чертах его культуры и мировоззрения. Также сплочению и приобщению к нации способствует наличие общей исторической нации, развитие национального самосознания. Человек осознает свою роль как связующего звена между прошлым и будущим. Он также знает о лучших достижениях в собственной национальной культуре, в курсе о выдающихся представителях нации в различных сферах жизни: в науке, политике и сфере искусства. Также представители нации стремятся действовать в соответствии с лучшими образцами, которые представлены в истории.
Замечание 1
Но в истории любой нации помимо героических эпизодов были и те, которые являются достаточно нелицеприятными. Поэтому историческая память нации и ее представителей предполагает признание вины за совершение ошибок прошлого, а также содействие в заключении особо важных выводов и выделении уроков прошлого.
Все это сопрягается с национальным самосознанием, которое выступает в виде чувства принадлежности к нации, отождествление ее интересов с собственными интересами и предпочтениями. Эти интересы подразумевают стремление к сохранению национальной культуры, ее защиту, отстаивание ее самобытности и особенностей. Но, с другой стороны, интересы – это желание обогатить самого себя и свою национальную культуру теми достижениями, которые были отмечены в культурах других наций.
Социально-этнические общности и отношения
1. Социально-этнические общности.
2. Этносоциальные процессы и межнациональные отношения.
3. Социальные аспекты этнонациональных конфликтов.
1. Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации.
К общностям социально-этнического типа относятся племя, народность, нация, этническая группа и другие этнические образования людей, возникшие в результате естественно-исторического процесса. Чтобы раскрыть сущность этих явлений, необходимо вначале рассмотреть содержание таких основных понятий, как "народ" и "этнос", поскольку с ними коррелируются все этнические единицы.
Весьма многозначен термин "народ". В обиходном языке народом обычно называют население государства, жителей страны. На языке социальных наук, и прежде всего этнографии, народ - это общность, отличающаяся по ряду признаков от других подобных же исторически развивающихся коллективов. В этом смысле мы говорим, например, "русский народ" или "узбекский народ", "польский народ", "венгерский народ" и т. д. В этом случае термин "народ" равнозначен термину "нация". Иногда термин "народ" употребляется для обозначения совокупности различных социально-этнических групп: наций, этнических групп, национальных меньшинств и др. Например, многонациональный народ Российской Федерации, народ Казахстана и т. п. Как видно, термин "народ" относится к очень различным типам общностей, а также выступает как собирательный по отношению к нескольким социально-этническим общностям.
В последние годы в социальных науках широко употребляется понятие "этнос". Правда, в западной социологической литературе оно употребляется издавна.
Понятие "этнос" (слово греческого происхождения, обозначающее племя, народ) является исходным для характеристики социально-этнических общностей, поскольку дает возможность для однозначного выражения того общего, что имеется в понятиях "нация", "народность", "этническая группа" и др. Это общее - наличие определенной языковой и культурно-бытовой специфики, единого самосознания. Его принято называть этническим, а совокупности людей - "этносами". Понятие "этнос" охватывает все социально-этнические общности.
Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая едиными культурой (включая язык) и психологическим складом, осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание). Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и хозяйственной деятельности. Признаки, выражающие системные свойства этноса и отделяющие его от других этносов, - язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т. е. такие компоненты культуры, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют в итоге специфическую этническую культуру.
Этнос представляет собой определенное целостное образование, в котором на передний план могут выступать различные его объективные компоненты. В одних случаях это язык, в других - хозяйственно-бытовые особенности, в третьих - характерные черты поведения и т. п.
При характеристике этноса немаловажное значение имеет выяснение его этногенеза. Под этногенезом понимается процесс образования этнических общностей. В одних случаях этногенез рассматривают как синоним понятия "происхождение этноса", т. е. ограничиваются периодом формирования этноса вплоть до становления его самосознания. В других под термином "этногенез" объединяют происхождение и последующую этническую историю уже сложившейся общности. Оба подхода разнятся в деталях и имеют право на существование.
По мнению Л. Н. Гумилева, правомерно говорить об этногенезе как о процессе, движущими силами которого являются природные, биосферные факторы. Эти же факторы опосредованно определяют социальные формы жизни, которые создаются людьми разных этносов. Этнос сопряжен также с процессом взаимодействия человеческих рас. Практически все известные этносы складывались сложным путем из нескольких разнородных частей, пока не осознали себя единством и не приобрели единый этноним, т. е. его самоназвание.
Этнос - это основная единица этнической классификации человечества, наряду с которой существуют этнические общности различного порядка (племя, народность, нация и др.).
Племя - этносоциальная общность доклассового общества, основанная на кровнородственных связях и состоящая из родов. Оно располагает своей территорией, племенной экономической общностью, имеет единый язык, собственное наименование, единство религиозных представлений и обрядов. В развитом первобытном обществе племени свойственны органы власти, не носящей политического характера. В современную эпоху племена сохраняются в Азии, Африке, Латинской Америке. В России у некоторых народов Сибири, Севера и Дальнего Востока сохранились остатки родоплеменных черт.
Племена в ходе дальнейшего социокультурного развития объединялись и образовывали народности. Народность - этническая и социальная общность людей, которая исторически следует за племенем и предшествует нации. Она образуется на основе смешения племен и племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя, характеризуется возрастанием значения территориальных связей, складыванием общего языка на основе племенных языков. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием капиталистических отношений происходит превращение народностей в нации, хотя некоторые народности (преимущественно из-за малочисленности, недостаточной развитости) так и не преобразуются в нации.
Основным элементом социально-этнической структуры общества являются нации. В современном мире более 90% населения составляют нации.
В научной и политической литературе понятие "нация" употребляется в нескольких значениях. В западной социологии преобладает взгляд, что нация - это совокупность граждан государства, а следовательно - это народ, достигший высокого уровня культуры и высокой степени политической организации, составляющий общность с единым языком и культурой и объединенный на основе системы государственных организаций. Таким образом, в понимании западных социологов, нация - это согражданство, т. е. территориально-политическая общность.
В таком случае нация совпадает с государством. Именно эти государства-нации образуют мировое сообщество государств, в том числе Организацию Объединенных Наций. В этом же контексте в мировом политическом языке и в международно-правовой практике и теории существуют и используются понятия "национальное государство", "национальные интересы", "национальная безопасность", "национальная армия", "национальная наука" и т. д. Однако для исследования многонациональных государств термин "национальный" может быть применен весьма условно.
Не менее распространенным является понимание нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определенных черт психологии (национальный характер, самосознание, интересы и т. д.), проявляющаяся в особенностях ее культуры и быта. Как социально-историческое явление нация возникает в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений, когда упрочиваются экономические связи между отдельными областями страны, складывается общенациональный рынок. Важную роль в консолидации наций играет государство, хотя наличие государственности не является обязательным признаком нации.
Становление нации - процесс сложный и длительный, и определяющую роль в этом процессе играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации среди других социальных общностей возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономическая и политическая консолидация нации способствует образованию единого национального языка, на этой основе складывается общенациональная культура, формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое включает в себя осознание этнической общности, приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также вырабатываются определенные стереотипы отношения к своей нации и другим общностям. Нация относится к этносоциальному организму и считается высшей формой социально-этнической общности.
Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре, включая различные субэтносы, т. е. входящие в состав этносов общности, где особые этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в основных этнических единицах. Иначе говоря, в этническом отношении нации не гомогенны (не однородны). Типичным примером в этом отношении являются США, где американская нация состоит из множества этнических групп и представляет собой многоязычную нацию. Предками современных американцев были выходцы из 40 стран. Хотя английский язык является преобладающим в США, 7,7 млн. американцев считают своим родным языком испанский, 5,1 млн. - немецкий, 4,1 млн. - итальянский, 2,5 млн. - польский, 2,4 млн. - французский и 1,2 млн. - идиш1. Это свидетельствует об этнонациональном многообразии американского общества.
Производным от "нации" является термин "национальность", который употребляется в двух значениях. Во-первых, для обозначения принадлежности человека к определенной этнической общности (рубрика в паспорте обозначает собственно этническую принадлежность), а в западноевропейских странах - главным образом для указания государственной принадлежности людей (подданство). В этих целях нередко применяется выражение "этническая национальность". Во-вторых, термин "национальность" используется как собирательный в тех случаях, когда им заменяется перечень различных форм социально-этнических общностей (наций, народностей, этнических групп, исключая племена). Например, когда говорят, что в Российской Федерации проживают люди более 130 национальностей, то имеют в виду совокупность всех форм социально-этнических общностей.
Производными от понятия "этнос" являются "этническая группа" и "этнографическая группа".
Этническая группа - это группа людей, для которой характерна близость языков и некоторых других особенностей культуры, родственных по происхождению и сохранившихся до наших дней. Много этнических групп проживает, например, в Дагестане, на Памире и в других регионах России. К этнической группе можно отнести местные, территориальные общности людей, которые хотя и говорят на одном языке и сознают свою принадлежность к единому этносу, но часто отличаются друг от друга второстепенными культурно-бытовыми, а иногда и языковыми признаками. Например, мегрелы, сваны и лазы. Они - составная часть грузинской нации. Хотя подавляющее большинство их владеет грузинским языком, однако в домашнем быту мегрельский, сванский и лазский языки еще используются.
Территориально-культурные общности обычно называют "этнографическими группами", или "субэтносами"; их образование может совпадать с районами распространения языковых диалектов, хотя такое совпадение и не является обязательным. Для этнографических групп характерны такие черты, как наличие отдельных специфических элементов быта, культуры, языка, религиозных верований и т. п. Многие этнографические группы имеют самоназвания и самосознание. Такими этнографическими группами в России являются поморы, камчадалы, казаки. Аналогичные этнографические группы можно выделить в составе почти каждого более или менее крупного народа. Таковы, например, "верхние" и "нижние" немцы, различие между которыми имеет как этнографический, так и диалектологический характер. Более мелкими этнографическими группами того же народа можно считать "верхних" и "нижних" саксонцев, баварцев, вестфальцев, швабов, франконцев и др.
В социальных науках употребляется понятие "национальные (этнические) меньшинства". Таковыми называются группы людей какой-либо социально-этнической общности, проживающие за пределами своей государственности в инонациональной среде и составляющие, как правило, меньшинство населения в странах своего проживания. Национальные меньшинства характеризуются сохранением национального (этнического) самосознания, культуры, быта, традиций, языка основной части этнической общности.
В мире нет полностью мононациональных государств. Национальные меньшинства существуют практически повсеместно. В многонациональных государствах, где ни один народ не составляет большинства населения, понятие "национальные меньшинства" в определенной степени теряет смысл. По-разному выглядит проблема национальных меньшинств в федеративных и унитарных государствах. Национальные меньшинства в современном мире весьма разнообразны по происхождению (существовавшие на своей территории еще до возникновения государства; образовавшиеся в результате изменения политических границ; сформировавшиеся в ходе миграций); по характеру расселения (от компактного в границах одной страны до дисперсного в рамках нескольких стран); по абсолютной и относительной численности и по иным критериям.
Применительно к российской ситуации термин "национальные меньшинства" возник в противовес термину "инородцы". Альтернативой термину "национальные меньшинства" часто служит термин "граждане некоренных национальностей", хотя и он не полностью адекватен описываемой группе людей.
В последние годы применительно к государствам, возникшим на пространстве бывшего СССР, употребляется термин "русскоязычное население". Это собирательное название людей русской и любой другой этнической принадлежности, пользующихся преимущественно русским языком и обычно считающих его родным. В узком смысле - это группы людей нерусской национальности, для которых родным языком является русский язык. Термин "русскоязычное население" используется для обозначения русскоязычного населения, находящегося вне границ Российской Федерации. Он адекватен термину "национальные меньшинства". После распада СССР русские и части других российских народов объективно оказались на положении национальных меньшинств в бывших союзных республиках. Это 25 млн. русских и 10 млн. этнических россиян других национальностей. Они оказались отделенными от национального большинства в силу изменения политической ситуации в собственном ареале проживания. В этой связи от термина "национальные меньшинства" следует отличать весьма близкий к нему термин "разделенный народ" - общность людей, расчлененная политическими, государственными границами.
Какова социально-этническая структура населения Российской Федерации?
В настоящее время в России проживают не более 30 наций, около 60 народностей и более 40 этнических и этнографических групп. Некоторые из этнических групп являются частью наций, имеющих государственность за пределами России.
По данным переписи 1989 г., численность народов РФ такова. Русская нация, являясь самой многочисленной нацией, насчитывает 120 млн. человек (82% населения страны). Свыше миллиона человек насчитывает каждая из четырех наций: татары, чуваши, башкиры, мордва. Все пять названных наций составляют 90% населения России. Из остальных этносов 26 превышают 100 тыс. человек каждый. К самым малочисленным относятся 26 народностей Севера Сибири и Дальнего Востока, составляющие вместе 181 тыс. человек. 16 этнических групп (всего 7,8 млн. человек) представляют народы стран СНГ и Балтии; 30 этнических групп (1,3 млн. человек) представляют народы, имеющие свою государственность за пределами стран СНГ (венгры, болгары, финны, поляки и др.); еще 8 этнических групп (173 тыс. человек) представляют народы, в основном проживающие за пределами бывшего СССР (цыгане, ассирийцы, уйгуры, курды и т. д.).
Эти данные показывают, что Россия - многонациональное государство со сложной социально-этнической структурой населения.
2. Этнические явления имеют теснейшую связь с социально-экономическими, которыми они в конечном счете и обусловлены. В этом смысле каждая из конкретных форм существования этноса представляет собой определенную социально-экономическую целостность. От того, каков уровень социально-экономического развития страны, зависят характер и состояние межэтнических, межнациональных отношений. В полиэтнических странах на межнациональные отношения оказывают влияние этнотерриториальные различия социально-экономического характера, различия в условиях и уровнях жизни людей разных национальностей. Такие социальные блага, как богатство, престиж, власть, часто распределяются в зависимости от этнической принадлежности. Например, в США негры, латиноамериканцы по сравнению с представителями белого населения за один и тот же труд получают значительно меньшую заработную плату, занимают менее престижные должности и т. п.
В бывшем СССР социально-экономическое положение национальностей было неодинаковым, особенно из-за разных стартовых исторических условий, различий в уровне развития регионов и территорий, где компактно проживают те или иные народы. Различия в условиях жизни городского и сельского населения также влияют на сферу межнациональных отношений, так как этнический состав города и села различается даже в пределах республики, края, области.
В городах Российской Федерации, как правило, проживает русское население, в сельской местности - преимущественно представители титульной (т. е. давшей название данному национально-государственному образованию) нации (национальности). В то же время в столичных и других крупных городах российских республик за последние десятилетия сформировалась национальная интеллигенция (управленческие кадры, научные и творческие работники и др.), растет численность национальной студенческой молодежи. В среде промышленных рабочих и служащих, инженерно-технической интеллигенции продолжает преобладать нетитульное население.
Этнические параметры социально-профессиональной стратификации общества в какой-то мере неизбежны, хотя они достаточно подвижны и поддаются воздействию. В целях оптимизации межнациональных отношений вряд ли допустимы строгая канонизация этничности по социальным нишам, диспропорции в социальных условиях жизни непосредственно контактирующих групп. Здесь необходим комплекс мер, чтобы обеспечивать равные условия для социального продвижения граждан независимо от их национальности.
В последние годы в России значительно усложнились межнациональные отношения, особенно в связи с осуществлением рыночных реформ и приватизации государственной собственности. При этом неодинаковые стартовые условия, разноскоростное проведение радикальных реформ, отдаленность от центра, значительные различия по уровню жизни населения регионов и по условиям их развития обостряют межэтнические отношения. К тому же федеральный центр предоставляет отдельным республикам (например, Татарстану, Башкортостану, Якутии) особые привилегии, что не способствует достижению межнационального согласия.
Деление государственной собственности и ресурсов в ходе приватизации вызывает обострение конкурентных отношений между группами, ведет к консолидации клановых и узкоэтнических группировок, использующих кровную солидарность в сугубо прагматических целях.
Характер распределения политической власти в республиках, ограниченность в ряде регионов земельных ресурсов и приватизационных фондов подталкивает к использованию экономических преобразований в интересах отдельных национальных групп в ущерб правам остального населения. Особенно это касается региона Северного Кавказа. В ряде республик и автономных округов уже наблюдается "узурпация" экономических ресурсов и средств хозяйственной деятельности в пользу нетитульного населения, что ограничивает возможности для развития этноса, исконно проживающего на данной территории. Это особенно касается Сибири, Севера и Дальнего Востока. Такая практика порождает напряженность в межэтнических отношениях, которая усугубляется тем, что ряд регионов компактного проживания национальностей имеет крайне негативные экологические, демографические и социально-культурные характеристики.
Итак, в полиэтническом, многонациональном обществе существует фактическое неравенство национальностей, а этническая солидарность используется для достижения социальных и политических преимуществ.
История возникновения наций связана с образованием национальных государств. Сегодня для всего цивилизованного мира типичным является национальное государство. Поэтому при решении вопроса о том, является ли этнос нацией, нередко особое значение придается наличию у него "своего" государства. Однако "свое" государство является далеко не обязательным признаком нации. Истории известно немало примеров наличия в составе одного государства нескольких наций. Нации могут существовать даже тогда, когда они лишены собственной государственности, как, например, Польша в период разделов.
Россия - многонациональное государство. По форме государственного устройства она является федеративным государством, в ее состав входят: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), одна автономная область, 10 автономных округов. Всего 89 субъектов.
В основу государственного устройства Российской Федерации изначально были заложены два принципа национально-территориальный и административно-территориальный. Наличие этих принципов порождает определенные противоречия и проблемы в сфере межнациональных отношений. Прежде всего права национально-государственных образований (республик) и административно-территориальных (краев и областей) существенно различаются в пользу первых. Кроме этого, в самих республиках население делится на представителей "коренных" и "некоренных" национальностей. "Коренные" чувствуют себя хозяевами в "своей" республике и пользуются преимуществами и привилегиями.
Между тем в 15 из 21 республиках "коренное" население составляет менее половины жителей. В республиках РФ, вместе взятых, "коренное население" составляет 32%, а автономных округах и того меньше - 10,5%. Все же "коренное" население российских республик, автономной области и автономных округов в совокупности составляет 7,6% от населения страны.
Термины "коренное" и "некоренное" население являются весьма условными, нечеткими, а потому спорными. Согласно такому разграничению, в Татарстане и Якутии, к примеру, татары и якуты являются "коренными", а русские "некоренными", хотя живут там уже четыреста лет. Более того, по логике доктрины национальной государственности русские в республиках (как и другое нетитульное население) отнесены к национальным меньшинствам, хотя по численности в некоторых из них могут составлять большинство или самую многочисленную этническую группу (например, Башкортостан, Бурятия, Карелия). Конечно, такая терминологическая путаница не способствует объективному пониманию этнополитической ситуации в республиках.
Административные границы национальных республик в России лишь условно соотносятся с этническими ареалами народов. В свое время эти границы устанавливались с приоритетом интересов национальных меньшинств и задач экономического развития создаваемых республик. В современных условиях межнациональное согласие может достигаться на основе соблюдения принципов национального равноправия. Должно неукоснительно обеспечиваться предусмотренное Конституцией РФ равенство прав и свобод всех граждан вне зависимости от их национальности. Источником и носителем власти в республике является все ее население независимо от национальности. Ни одна этническая группа не может обладать исключительным правом контроля над территорией, институтами власти и ресурсами. Неконституционно, а потому недопустимо разделение жителей на представителей "коренных" и "некоренных" национальностей и наделение в зависимости от этого разными правами.
Весьма актуальными являются вопросы справедливого этнического представительства в органах власти и управления республик (национальных образований) Узурпация власти представителями одной из этнических групп, а тем более какое-либо законодательное оформление преимуществ или дискриминации по этническому признаку неминуемо вызывают обострение межэтнических отношений и служат одним из основных факторов этнических конфликтов. Так, за последние годы недовольство своим политическим представительством в республиканских органах власти имело место со стороны балкар в Кабардино-Балкарии, кумыков в Дагестане, казачьих атаманов в Карачаево-Черкессии и Адыгее.
В Татарстане произошло радикальное перераспределение власти и престижных должностей в пользу татар. Хотя татары в республике составляют менее половины населения, в то же время они занимают 80% должностей глав администраций городов и районов, руководящих работников МВД, прокуратуры, других административных органов. Примерно такая же доля татар в республиканских органах власти и управления.
Межнациональные отношения сопряжены с демографическими и миграционными процессами. Резкие различия в этнодемографических процессах могут существенно изменить этнический баланс административной территории и национально-государственного образования. Во многих случаях население болезненно и негативно реагирует на резкие изменения этнических групп. Так произошло в странах Балтии, когда в результате этнографических и миграционных факторов соотношение "коренного" и "некоренного" населения изменилось за десятилетия в пользу последнего.
По этим же причинам снижается прирост "коренных" народов Севера. Так, по сравнению с 1989 г. доля "коренного" населения снизилась: в Эвенкийском автономном округе с 21,6% до 14%; в Таймырском - с 17,3% до 13%; в Ненецком - с 12,8% до 11,9%; в Ямало-Ненецком - с 16,2% до 4,2%; в Чукотском - с 10,0% до 7,3%; в Ханты-Мансийском с 3,8% до 1,3%. Если эта тенденция сохранится, то в обозримом будущем многие из малочисленных народов могут просто раствориться среди других этносов. Следует, однако, заметить, что с начала 90-х годов резко уменьшился приток населения на Север, а обратный поток с Севера, напротив, усилился.
Этнополитическая ситуация может ухудшиться в связи с массовым перемещением граждан, огромными потоками беженцев и переселенцев в многонациональные регионы. Такие притоки населения повышают межгрупповую конкуренцию в распределении ресурсов и социальных благ, создают дополнительные культурно-психологические барьеры, резко меняя общественно-политическую ситуацию и провоцируя межнациональную напряженность и конфликты. Фактов подобного рода немало в России, куда приехало более 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев. Межэтнические конфликты по этой причине возникают в Краснодарском и Ставропольском краях, Москве, Санкт-Петербурге и других регионах и городах.
Этносоциологи делят этнические структуры многонациональных государств на две системы: дисперсную и централизованную. К дисперсной этнической системе относится государство, население которого состоит из нескольких малочисленных этнических групп. При централизованной системе некоторые из этнических групп, составляющих население государства, столь велики, что их взаимоотношения постоянно пребывают в центре общественно-политической жизни. Россия относится к централизованным системам с явно доминирующей (численно и по статусу) русской нацией. Поэтому состояние межнациональных отношений в России в решающей мере зависит от национального самочувствия русских.