Нестандартный урок - игра «Цветик-семицветик. Познавательная игра для старших дошкольников в дополнительном образовании

Классный час для 1 класса «Школа вежливости»

Цели : ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.

Оборудование: песня «Улыбка», цветик-семицветик, советы- памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами.

Ход классного часа

Звучит песня «Улыбка». Споем ее все вместе.

Вступительное слово учителя

Учитель. Как вы думаете, почему мы начали с песни?

(Выслушиваются высказывания детей.)

А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

Ученики. Не всегда.

Учитель. Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным.

Учитель. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

Учитель. До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо - один.

Поздороваться при встрече -

Толкнуть и не извиниться -

Помочь подняться, поднять

упавшие вещи -

Не встать, обращаясь к учителю -

Взять билеты в автобусе -

Не уступить место в транспорте -

Не заметить недовольство мамы -

Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. (Дети по очереди называют, учитель вывешивает таблички с «вежливыми» словами.)

Игра «Доскажите словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете.

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит:... (добрый день).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы... (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь:... (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим:... (простите, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят... (до свидания).

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю... (пожалуйста).

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Стихи

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

Игра «Вежливые прятки»

Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего - узнать ученика по голосу.

Учитель. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».

Игра «Волшебный цветик-семицветик»

Учитель берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:

Лети, лети, лепесток

Через запад - на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Цветков можно заготовить заранее несколько.

Чтобы дети не ушли в сторону от темы, учитель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».

Учитель. А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова?

Ученики. Вежливо, с улыбкой.

Учитель. Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.

Игра на внимание «Пожалуйста»

Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)

Учитель. А теперь устроим конкурс на самого вежливого.

Конкурс «Самый вежливый»

Итак, задачи не на сложенье,

Задачи на правила уважения!

(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

Учитель. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.

Игру во дворе начинают опять,

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни, драчун-забияка,

Что это игра, а не драка!

Хорошее дело футбол и хоккей,

Соседей они превращают в друзей,

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится - стыдится!

Настанет, друзья, счастливое время

Наступят чудесные дни -

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет мальчишек противных,

Придут золотые года,

И в чистую комнату в грязных ботинках

Не будут входить никогда.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут.

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Распустятся фиалки,

Зимой придет весна,

И в школьной раздевалке

Наступит тишина.

Пусть грубость исчезнет,

Исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой, в каждой аптеке

Лекарство от грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли,

Он принял и вежливым стал.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей.

И будут все на свете

Любить таких детей.

Советы на память от волшебного цветика - семицветика

Для тебя, друг, я составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

Как проснулся - так вставай,

Волю лени не давай!

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой - проверь!

В школе, в классе не сори.

Сор увидишь - подбери!

Ты труд другого уважай.

Сам насорил - сам убирай!

Не таскай в кармане мела -

Это, милый мой, не дело!

Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен!

Дома близким не груби;

Малышей жалей, люби;

Знай, хорошие отметки,

Как плоды в саду на ветке;

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Без вежливости человек,

Поверьте, очень мало стоит!

Будь доброжелательным,

Скромным и внимательным!

(Памятку можно отпечатать на лепестках цветка и раздать каждому.)

Учитель. Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?

Экзамен на вежливого человека

Такая форма для первоклассников очень интересна. Она дает им почувствовать себя большими, серьезными людьми. Вопросы к экзамену хорошо написать на карточках или открытках, по очереди вытаскивать и отвечать на вопросы. Можно придумать призы или специальные карточки или какие-либо знаки. У кого насчитают больше призов, тот и будет самым знающим правила вежливого человека. Можно придумать для награждения медали, грамоты, вымпелы, значки и т. д.

Примерные вопросы для экзамена

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)

2. Какие слова произносят при встрече и прощании?

3. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

6. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?

7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

8. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

Подведение итогов

Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь... (дети хором: «Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове:... («Спасибо».) Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:... («Извините, пожалуйста».)

(Рассказ можно продолжить по усмотрению учителя.)

Дополнительный материал

В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем угаданной сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек, вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему веленью, по моему хотенью».)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пеке».)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста».)

6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые могли открыть дверь в пещеру. («Сим- сим, открой дверь!»)

7. В сказке писателя В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй!»)

8. В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»)

Из истории слов

Спасибо . Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

А еще говорят

Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.

Девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.

Все? - удивилась мама. - Что ж, спасибо и на том. И принялась перемывать заново.

Да-а, - протянула капризная девочка, - все я делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали.

Спасибо и на том означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить «спасибо».

За спасибо означает: делать что-то за просто так, без вознаграждения. Обычно это говорят с неудовольствием.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

Благодарю . Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей - благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.

А еще говорят

Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы - и ты станешь дедушкой?

Нет уж, благодарю! - рассмеялась бабушка.

В данном случае благодарю означает отказ.

Воробья позвали кошки,

Обещали чай и крошки.

Он сказал: «Благодарю!

Я уже сегодня сыт.

Как на когти посмотрю,

Так теряю аппетит!»

Итоговое занятие для старших дошкольников в дополнительном образовании: Познавательная игра "Цветик-семицветик"

Конспект итогового занятия: Познавательная игра-соревнование «Цветик-семицветик»

Цель – обобщить и закрепить знания и умения детей полученных при
Задачи:
Обучающие:
-. закрепить и систематизировать полученные знания.
Развивающие:
- развивать умение детей отвечать на вопросы и решать логические задачи;
- развивать сообразительность, внимание, творчество, воображение.
Воспитательные:
-воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение работать в команде.
Методы: беседа, игра, практическая работа.
Оборудование. Поднос (жетоны желтого, красного цвета), цветик - семицветик с заданиями, мешочек с предметами, 2лесенки по 7 ступенек, карточки с заданиями, пазлы.
Основная часть.
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычная встреча. Мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие, в котором вам придётся показать свои знания, умения, навыки полученные на занятиях. Нам необходимо разделится на 2 команды. У меня на подносе лежат основные цвета. Какие это цвета? Кто знает? (Желтый, красный,). Вы сейчас по - очереди каждый выберет жетон определенного цвета, и мы узнаем, кто в какой команде будет находится. Я предлагаю назвать команды: «Желтые», «Красные».
Итак начинаем нашу игру.
Педагог читает стихотворение.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
О каком волшебном цветочке идет речь? (Цветик Семицветик)
А кто из вас помнит как звали девочку у которой был этот цветочек? (Женя)
А кто его ей подарил? (проходящая мимо старушка)
Сколько на нем лепестков? (7)
Педагог:
Ребята на каждом этом лепестке есть для вас задание и если вы их выполните, то будете подниматься по ступеньке вверх. У нас 2 лесенки, поэтому, чья команда быстрее, дружнее и правильнее выполнит задания, та и поднимется выше всех. А за правильный ответ вы будете получать лепестки.
Вы готовы? Мы начинаем!

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.
Игра « Скажи «да», или нет»(закрепление) по технике безопасности.
1. Ножницы можно передавать концами вперёд….(нет)
2. Можно играть ножницами во время занятия…(нет)
3. Можно резать ножницами на ходу…(нет)
4. Пластилин можно раскатывать на столе…(нет)
5. При попадании клея в глаза их нужно промыть водой…(да)
6. После использования клея нужно промыть кисточку и руки…..(да)


Карточка №1. Аппликация из пластилина.


Карточка № 2. Аппликация из соленого теста.


Карточка №3 Аппликация из бумаги.

Молодцы! Продолжим. Будьте предельно внимательны!
Педагог произносит заклинание

Задание №2. Назовите виды бумаги.(картон, бархатная бумага, писчая, цветная, белая, газетная)

Задание №3. Свойство бумаги.(легко рвется, мнется, впитывает влагу)

Задание №4 Перечислите виды аппликаций, которые мы выполняли из бумаги.(аппликация из геометрических фигур, обрывная, комкования).

Молодцы! Продолжаем!
Педагог произносит заклинание
4 Лепесток. Педагог отрывает лепесток и говорит: «Вели, чтобы были отгаданы все мои загадки». Ребята, вы любите отгадывать загадки? Педагог загадывает загадки про пластилин и соленое тесто? За каждую отгаданную загадку 1 балл, кто больше наберет тот и победит.

Задание №1 Отгадайте загадки:
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(тесто)

Я весь мир слепить готов -
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин -
У меня есть... (пластилин)

Хоть неприметна я всегда,
Но без меня никак нельзя -
Когда варится еда,
Чтоб была она вкусна,
Меня в меру, чур бери,
Только не...
(соль)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.(мука)

Её можно резать, а разрезать нельзя.(доска)
Это нож, но не острый (стека)

Перечислите инструменты, которые используются для работы с солёным тестом и пластилином.(стека, доска).
Расскажите технологию приготовления солёного теста. Что входит в состав солено теста.(соль, мука, вода)
Подумайте и скажите зачем нам в соленое тесто необходимо добавлять растительное масло и пищевую краску или гуашь. Почему в солёное тесто не добавляют сахар и дрожжи, как в дрожжевое тесто?
Педагог предлагает детям кроссворд (пять слов)
Б- - - -а
П - - - - - - - н
К- - й.
Н - - - - - ы
Т - - -о
Молодцы! И последний лепесток.
Педагог произносит заклинание
Практическая работа. На основу закладки наклей кусочки бумаги по рисунку.


(Для работы потребуется: клей, линейка, карандаш, ножницы, цветная бумага)

Итог занятия, подведение итогов.

Тип: Обобщение изученного материала по всем предметам.

Форма: Микрогрупповое соревнование.

Цели:

  1. Обобщение знаний детей по предметам/
  2. Развитие интеллектуальных способностей учащихся.
  3. Воспитание уважительного, внимательного отношения друг к другу.
  4. Формирование навыков самоорганизации и общения;
  5. Формирование коллектива. (Сплотить через совместную деятельность коллектив детей.)

Микрогрупповое соревнование проводится в конце учебного года в 3-м классе по программе “Начальная школа XXI века” Н. Ф. Виноградовой.

Форма работы: микрогрупповое соревнование.

Общие основы организации интеллектуальной игры “Цветик-семицветик”.

  1. Игра представляет собой соревнование “знатоков” по 5-и областям знаний (математика, русский язык, литература, естествознание, искусство), объединенных в несколько команд. Лучше, если их будет не более четырех, по 6–7 человек в каждой.
  2. Результаты игры оценивает группа экспертов. В нее могут войти: школьный психолог, администрация школы, родители. 3–5 человек.
  3. Результаты будут оцениваться по следующей системе. После того как ведущий зачитает задание на лепестке цветка (лепестки разного цвета разложены на столе) все команды выполняют задания письменно и по одному от каждой команды (одновременно) выходят к доске объясняют как они сделали. (На каждое задание участники меняются.) Жюри выбирает полный и обоснованный ответ и лепесток с заданием прикрепляет к серединке цветка команды давшей этот ответ (таким образом, в течение игры команда собирает цветик – семицветик). Побеждает та команда, которая первая набирает 7 лепестков. Учитывается время: (1–5 минут для каждого задания оно разное).

Оборудование:

  1. Для проведения игры необходим кубик с 6 гранями: 5 цветов для областей знаний, и одна грань для музыкальной паузы (красная грань – соответствует области математика, синяя грань – литература, оранжевая грань – русский язык, белая грань – естествознание, зеленая грань – искусство, белая грань и на ней музыкальный ключ – музыкальная пауза).
  2. Необходимо приготовить по 7–8 лепестков такого же цвета что и грани кубика и разложить их на столе – все сини, все красные, все желтые и так далее. (Кроме белой грани с музыкальным ключом), на лепестках записать задания каждой образовательной области и разложить их цветной стороной вверх (чтобы не было видно задания).
  3. Для грани белого цвета с музыкальным ключом (музыкальная пауза) рисуем плакат нотную линейку и на ней музыкальный ключ и ноты, на которых с обратной стороны стоят цифры 1, 2, 3, ….нот с цифрами столько сколько запланировано номеров художественной самодеятельности. Очень хорошо, когда дети готовят их совместно с родителями и выступают всей семьей или мама с сыном, папа с дочкой …. Эти участники в команду не входят, они заполняют зрительный зал (родители и дети, не попавшие в команду, если класс большой) и являются участниками музыкальных пауз, которые образуются при выпадении кубика.

Правила игры.

– По жеребью определяется право первого хода. Можно задать вопрос. Первая ответившая команда начинает игру.

– Правильно ответившая на вопрос команда получает право на дальнейший ход в игре.

– Во время игры все участники по очереди кидают кубик, если команда получила право хода. Все участники по очереди выходят отвечать на вопрос.

Ведет игру учитель.

План проведения интеллектуальной игры.

  1. Игра начинается с выбора командами названия и девиза, приветствия друг друга.
  2. Затем по жребию определяется право первого хода.
  3. Первый игрок выходит к столу ведущего (в этой роли выступает учитель). На столе разложены лепестки с заданиями цветной стороной вверх. Игрок бросает кубик, после чего выбирает одну из карточек того же цвета, что и выпавшая грань кубика. Лепесток, не переворачивая, игрок передает ведущему, который читает задание для всех команд. (Команды размышляют сообща и дают письменный ответ жюри). Если на кубике выпадает музыкальная пауза, это означает исполнение номера художественной самодеятельности болельщиками (кто кидал кубик, снимает нотку на плакате школьной доски, переворачивает ее и называет номер) (у болельщиков жетончики с номером ноты кого назвали, исполняют номер художественной самодеятельности). Карточек каждого цвета должно быть не менее семи. Некоторые задания требуют зрительного восприятия, поэтому до начала игры часть заданий записывается на плакатах (или в виде слайда презентации) и вывешивается или воспроизводится проектором на экране, когда задается вопрос. Игра продолжается 40– 45 минут. Привожу примерные задания по каждой из областей (по восемь заданий в каждой).

Русский язык.

  1. Образуй как можно больше новых слов способом сложения двух основ. (3 минуты.)

(Звездопад, землемер, нефтепровод, водопровод……)

  1. Сочини стихотворение, используя следующие рифмы. (3 минуты.).

Солнце ………..оконце

Привет…………кабинет

  1. Даны слова, в каждом из которых спряталось еще одно слово. Найдите эти слова. (3 минуты.)
  1. Какое слово лишнее? Почему? Все ли слова однокоренные? (1 минута.)

Львица – львиный – левша – лев.

Водолаз – водитель – вода – водный.

Делить – деловой – деловитость - дело.

  1. Запиши 7 существительных 3 склонения. (1 минута.)

(Ночь, дочь, печь, мышь, молодежь, рожь, помощь)

  1. Слова пятачок, ножка, шишка, горлышко имеют несколько значений. Запишите эти значения. (2 минуты.)
  2. Путешествие в прошлое: даются листочки каждой команде, за 3 минуты запишите словарные слова, о которых идет речь.
  • Это слово пришло в русский язык из немецкого языка, а в немецкий попало из итальянского, а в итальянский – из латинского. Вот такое слово – путешественник! В переводе с латинского языка оно означает “земляная шишка”. (Картофель.)
  • Слово голландское. В голландский язык оно пришло из французского языка. В переводе с французского языка значит “сковорода с ручкой”. (Кастрюля.)
  • Слово общеславянское, образовано от слова “западать, закатываться за горизонт”. Действительно, это слово обозначает часть света, где заходит солнце. (Запад.)
  • Это слово заимствовано из французского языка, куда оно попало из итальянского языка. Так вот в переводе с итальянского языка оно обозначает “золотое яблоко”. (Помидор.)
  1. Составьте рассказ со словами: два товарища, роща, ужи, закричал. (5 минут.)

Математика.

  1. Какие из чисел 75, 8, 80, 79, 81 являются решениями как неравенства b > 81, так и неравенства c > 75? (1 минута.) (80, 79.)
  2. Как ты понимаешь народную пословицу:
    Фунт пуду уступает? 1 пуд = 16 кг 1 фунт = 400 г.

Реши старинные задачи. (3 минуты.)

  1. В доме сгорало каждый вечер по 2 фунта керосина. Сколько керосина сгорело за неделю? (5600 г или 14 фунтов.)
  2. Пастух сплел сначала 8 лаптей, потом еще 4 лаптя. На пару лаптей идет 3 фунта лыка. Сколько лыка пошло на все лапти? (18 фунтов.)
  3. Реши задачу в стихах: (1 минута.)

Мы только с парохода,
Мы только из похода –
Одиннадцать недель
Гостили на воде.
А сколько это дней?
Считай-ка поверней!
(77 дней)

  1. Придумайте как можно больше задач, имеющих решение: 2 * 13 + 35. (3 минуты.)
  2. Составьте как можно больше вопросов к данному условию: (3 минуты.)
    Коля вырастил тыкву весом 30 кг и арбуз 10 кг.
  3. Отгадай задачу – загадку: (2 минуты.)
    Зина и Вера имеют фамилию Орлова и Скворцова.
    Какую фамилию имеет каждая девочка, если известно,
    что Зина на два года моложе Орловой?
    (Зина Скворцова, Вера Орлова).
  4. Играем в игру “Концовки”. Ведущий начинает математическое предложение, игроки заканчивают на листочках побеждает, тот, кто не ошибется. (2–3 минуты.) .
  • Математическая наука о числах и действиях над ними. Название этой науки произошло от греческого слова арифмос, что означает число. (Арифметика.)
  • Предложение, о котором можно точно сказать, верно, оно или неверно, называют…. (высказывание) .
  • Если все вершины многоугольника лежат на окружности, то такой многоугольник называют ………………в окружность. (Вписанным.)
  • Равенство с переменной называют ……… (уравнение) .
  • Быстроту движения характеризует величина, называемая…… (скорость).
  • Самая большая единица времени………(век) .
  1. Реши задачи – шутки: (3 минуты.)
  2. Из города А в город В самолет летит 80 минут, а обратно, из В в А – 1 час 20 минут.
    (80 минут = 1 час 20 минут).
  3. Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя, и три в ряд. Сколько было всех гусей? (Три гуся.)
  4. Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (40 километров.)

Литература

  1. Вспомните сказку Н. Носова “ Приключения Незнайки”. Кто больше запишет имен жителей Цветочного города. (3 минуты.)

(Цветик, Пилюлькин, Знайка, Винтик, Шпунтик….)

  1. Напишите как можно больше названий стихотворений о весне.(3 минуты).
  2. Послушайте строки из стихотворения и запишите: кто это говорит; как называется стихотворение; кто его автор. (2 минуты.)

(С. Михалков. “Мой щенок”. Повествование идет от имени девочки – школьницы.)

  1. Обьясните смысл пословицы: (1 –2 минуты.)

Командир без наук как без рук.

(Не возможно без знаний руководить войском).

  1. Постарайтесь вспомнить и записать как можно больше названий сказок Г.Х. Андерсена. (4–5 минут.)

(“Гадкий утенок”, “Золушка”, “Принцесса на горошине”...)

  1. Объясните, как понимаете выражение: (4–5 минут.)

Язык до Киева доведет; яблоку негде упасть; висеть на телефоне; только пятки сверкают.

(Толковый словарь).

  1. Запишите, какие вы знаете жанры произведений. (1–2 минуты.)

(Рассказ, басня, стихотворение, сказка, загадка, пословица.)

  1. Назови зарубежных писателей и произведения, которые они написали.

(Побеждает тот, кто последним назовет произведение и автора). (1 -2 минуты).

Естествознание.

  1. Каких зверей называют так:

Косой, сохатый, косолапый, серый, рыжая. И почему? (5 минут.)

(Косой – заяц, за раскосые глаза; сохатый – лось, за сброшенные рога; косолапый – медведь, за походку в развалку и кривые лапы; серый – волк, за цвет шерсти; рыжая – лиса, за цвет шерсти).

  1. Запишите писателей, которые писали о природе. (3 минуты.)

(Пришвин, Сладков, Бианки, Паустовский, Шим, Чаплина, Даррелл).

  1. Подумайте и напишите, как объясняются названия бабочек: (1–2 минуты.)

Капустница (ее гусеница ест листья капусты).

Крапивница (гусеница ест листья крапивы) .

Лимонница (за красоту) .

  1. (карточка для каждой команды). Составьте из двух частей народные приметы для разных времен года: (2 минуты.)
  1. Ответьте на вопросы: (3 минуты.) .
  • Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил.)
  • Где у кузнечика ухо? (На ноге.)
  • Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Одинаковой длины.)
  • Какая самая высокая трава на земле? (Бамбук.)
  1. Запиши 7 признаков весны. (3 минуты.)

(Повышение температуры воздуха, дни длиннее, ночи короче, снег тает, птицы прилетели….)

  1. Запишите 7 правил поведения в лесу. (3 минуты.)

(Не ломать ветки, не рвать цветы, не шуметь, не трогать гнезда птиц…)

  1. Прослушайте рассказ, найдите в нем три ошибки: (3 минуты.)

Наступила осень, животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли.

Лесные жители: заяц, еж , белка, лиса – меняют меховые шубки на теплые и густые.

А на полях и в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, заканчивается сенокос . В садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву.

Искусство.

  1. Спойте как можно больше детских песен. (Побеждает команда, которая пропоет песню последней.) (5 минут.)
  2. Команды получают воздушный шарик, клей, кисть, ножницы, фломастеры.
  3. За пять минут необходимо склеить лицо человека. (Побеждает тот, у кого аккуратней и на лице больше наклеено частей (глаза, брови, губы, нос.)) (5 минут).
  4. Все участники команды исполняют под музыку вальса “Танец бабочек”. (Побеждает та команда у кого все танцуют синхронно.) (3 минуты.)
  5. Дан листок (каждой команде) на котором разного размера даны круги. Нарисуйте за 3 минуты как можно больше предметов, имеющих в своих контурах эту фигуру.
  6. Вспомните и спойте как можно больше частушек. (Побеждает тот, кто споет последним.) (3 минуты.)
  7. Инсценируйте сказку “ Теремок ”. (Побеждает самая дружная и артистичная команда.) (3 минуты.)
  8. Исполните колыбельную. (Побеждает команда, у которой поют все участники.) (3 минуты.)
  9. Станцуйте танец маленьких утят. (Включается музыка. Побеждает та команда, у которой вместе с ними будет больше танцевать болельщиков.) (3 минуты.)

Итог.

По окончанию игры жюри подводит итог игры и награждает победителей дипломами 1, 2, 3 степени – знатоков интеллектуального конкурса, а всех остальных грамотами участника интеллектуального конкурса. Вручаются памятные призы.

Цель – закрепить знания и умения детей в развитии познавательных процессов.

Задачи:

1. закрепить умение в развитии познавательной активности, логического мышления, воображения у детей;

2. развивать умение детей отвечать на логические вопросы и решать логические задачи;

3. развивать пространственную ориентировку и глазомер;

4. развивать сообразительность, внимание, творчество, воображение.

5. воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, детей в команде.

Оборудование. Поднос (жетоны желтого, красного, синего цвета), ноутбук, цветик - семицветик с заданиями, мешочек с предметами, 3 лесенки по 7 ступенек, бланки для жюри, карточки с заданиями, грамоты, пакет шишек, 3 корзинки.

Основная часть.

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами не обычная встреча. Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие, в котором вам придётся соперничать друг с другом. Давайте разделимся на 3 команды. У меня на подносе лежат основные цвета. Какие это цвета? Кто знает? (Желтый, красный, синий). Вы сейчас по - очереди каждый класс выберет жетон определенного цвета, и мы узнаем, кто в какой команде находится. Походит 1 класс, выбирает. Походит 2 класс, выбирает и т.д.

Командам даются названия «Желтые», «Красные», «Синие». Команды делятся и рассаживаются за столы. Педагог читает стихотворение.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

О каком волшебном цветочке идет речь? (Цветик Семицветик)

Как звали девочку у которой был этот цветочек? (Женя)

А кто его ей подарил? (проходящая мимо старушка)

Сколько на нем лепестков? (7)

Педагог:

Ребята на каждом этом лепестке есть для вас задание и если вы их выполните, то будете подниматься по ступеньке вверх. У нас три лесенки, поэтому, чья команда быстрее, дружнее и правильнее выполнит задания, та и поднимется вперед всех. А оценивать вас будут ваши любимые учителя

Вы готовы? Мы начинаем!

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

1. Лепесток . Педагог отрывает лепесток и говорит: «Вели, чтобы дети нашли отличая на картинках». Детям даются одинаковые картинки. Вы должны найти различия за 1 мин. Как только выполните, отдайте сразу же свои картинки жюри на проверку. (3 картинки, 3 карандаша, секундомер)

Жюри проверяет и та команда, которая победила в конкурсе поднимается на ступень выше.

Молодцы! Не отчаивайтесь, у нас впереди еще 6 конкурсов.

Педагог произносит заклинание

2 Лепесток . Педагог отрывает лепесток и говорит: «Вели, чтобы на полянке не осталось ни одной шишки». Игра на ловкость и скорость команд.

Капитан команды стоит в центре с корзиной на руках. Цель остальных ребят быстро собрать шишки с пола и положить в корзину своей команды. Кто быстрее?

Жюри подсчитывает, у кого, сколько шишек оказалось в корзине.

Молодцы! Продолжим. Будьте предельно внимательны!

Педагог произносит заклинание

3 Лепесток . Педагог отрывает лепесток и говорит: «Вели, чтобы был закончен логический ряд». Капитану команды дают листочек с заданием «Продолжи логический ряд». Например: Дорисовать геометрические фигуры. Как только выполните, отдайте сразу же свои карточки жюри на проверку.

Молодцы! Продолжаем!

Педагог произносит заклинание

4 Лепесток . Педагог отрывает лепесток и говорит: «Вели, чтобы были отгаданы все мои загадки». Ребята, вы любите отгадывать загадки? А кто читает и знает сказки? За каждую отгаданную загадку 1 балл, кто больше наберет.

Загадки из сказок.

1. В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден. (Гадкий утёнок)

2. Была она артисткой

Прекрасной, как звезда,

От злого Карабаса

Сбежала навсегда. (Мальвина)

3. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

4. Сладкий яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло вокруг, как днём. (Жар-птица)

5. Он разбойник, он злодей,

Свистом он пугал людей. (Соловей-разбойник)

6. Он в Италии родился,

Он своей семьёй гордился.

Он не просто мальчик-лук,

Он надёжный, верный друг. (Чиполлино)

7. Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил.

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил? (Папа Карло)

8. Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (Мышка)

9. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

10. Болото – дом ее родной.

К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)

Молодцы! Подсчитаем баллы. Продолжаем!

Педагог произносит заклинание

5 Лепесток . Педагог отрывает лепесток и говорит: «Вели, чтобы все секреты мешочка были разгаданы». Подойдите ко мне по три человека с каждой команды, ловкачи на руки. Дети по очереди опускают руку в мешочек и отгадывают, что в нём лежит. За каждый правильный ответ 1 балл.

Педагог произносит заклинание

6 Лепесток . Педагог отрывает лепесток и говорит: «Вели, чтобы все отгадали кроссворд». Нарисована схема кроссворда . Воспитатель предлагает детям кроссворд (всего пять слов, состоящие из четырех букв, из них две последние буквы вписаны - СТ, мост, лист, куст, аист).

Молодцы! И последний лепесток.

Педагог произносит заклинание

7 Лепесток . Педагог отрывает лепесток и говорит: «Вели, чтобы дети назвали все слова которые начинаются с буквы С». За каждое слово 1 балл.

Жюри подводит итоги. Дети встают в круг и по кругу пускают рукопожатие со словами спасибо за игру.

Жюри вручает дипломы командам: победителям и участникам.

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

С

Т

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то