Неоконченная симфония тональность. «Неоконченная симфония» Шуберта

Франц Шуберт «Неоконченная симфония»

Мало кто знает, но одно из самых узнаваемых произведений Шуберта не получило признания при жизни. В нотном тексте сочинения зашифровано все самое характерное для романтического периода. Удивительное послевкусие оставляет музыка. В ней есть загадка, потому что она не вписывалась в стандарты. Прочитав страницу, каждый сможет узнать интересные факты, историю и содержание, а также насладиться прекрасным исполнением.

История создания

Композитор активно работал над произведением с 1822 по 1823 год. Вначале был сочинен фортепианный вариант, затем две части из трех были оркестрованы. Скерцо так и осталась в набросках. Музыковеды предполагают о решении автора, что продолжение мысли будет излишним и приведет к потере идейного содержания, но этот факт не подтвержден. До сих пор никто не знает, почему он был вынужден отказаться от классической формы.

Тем не менее, полностью опровергается факт, что композиция не завершена, так как после окончания работы Шуберт активно занимался другими проектами. Как отмечают его друзья, он не приступал к новым произведениям до тех пор, пока не завершит старое. Более того, он отдал партитуру Ансельму Хюттенбреннеру, который сам являлся достаточно известным музыкантом, имеющим специализацию в симфоническом жанре. Но он, испугавшись, что друг будет опозорен, оставил партитуру без внимания. Вскоре и Франц забыл о собственном труде.

Даже после смерти Шуберта рукопись пылилась у Хюттенрбреннера. В один прекрасный день 1865 года, австрийский дирижер Гербек разбирал неизданные ноты. Он искал интересные сочинения для концерта, посвященного венской музыке прошлого. Так была найдена неизвестная до сих пор запись. В тот же год состоялась премьера, которая имела оглушительный успех у публики.

Через год симфония была напечатана и стала исполняться по всему миру. Так к Францу Шуберту пришла слава гения.

Интересные факты

  • Есть версия, что III и IV части были потеряны, так как они не хранились у близких друзей, которым автор часто показывал собственные творения.
  • Дирижер Иоганн Гербек, первый исполнивший симфонию, обнаружил ее абсолютно случайно.
  • Шуберт постоянно забывал о собственных произведениях. Так он мог часами импровизировать, создавая истинные шедевры. Когда Францу приносили ноты его сочинений, он всегда говорил одно и тоже: «Какая чудесная вещь! А кто автор?»
  • Некоторые музыканты пытались дописать завершение. К ним относится английский музыковед Брайн Ньюбаулд и русский научный деятель Антон Сафронов.
  • При первом исполнении в качестве дополнения был исполнен финал из «Третьей симфонии»
  • Это абсолютно законченное произведение, так как после создания прошло два года, когда он все же решил показать симфонию своему ближайшему приятелю.
  • Презентация состоялась лишь спустя сорок лет после смерти первого романтика.
  • В неизданных нотных записях были найдены партитурные наброски Скерцо.
  • Друзья Шуберта откровенно считали, что крупная форма не дается ему в сочинении. Они нередко смеялись над Францем за его попытки создать полный симфонический цикл.
  • Считается, что автор не успел завершить композицию из-за смерти, что конечно же миф.

Дирижеры


Не секрет, что композиция довольно известна в музыкальных кругах. Ее исполняют на большой сцене лучшие симфонические оркестры. Но не у всех получается приблизить слушателя к истинному интонационному звучанию, характерному для той эпохи.

Образцовыми исполнениями принято считать:

  • Николаус Арнонкур подчеркнул прозрачность и легкость. Аккуратность в динамическом плане сделали музыку более утонченной и изящной.
  • Леонард Бернстайн имеет взгляды, отличающиеся от предыдущего музыканта. Драматизм и накал – вот основополагающее значение в его трактовке.
  • Герберт фон Караян выделяет тему вступления, определяя для нее главное место.

«Неоконченная» симфония является завершенной, об этом говорит содержание. Композитор поднимает вечные вопросы о судьбе человека. В двухчастном цикле, словно отчаянно задается вопрос: «В чем разница между вымыслом и фантазией, где найти границы реальности?»

Симфония состоит из двух частей, при этом они не противопоставляются между собой, а дополняют друг друга. Единственное, что необходимо отметить, это различие в настроении лирики:

  • I. Лирические переживания.
  • II. Созерцание, просветленная мечтательность.


На протяжении всей I части герой находится в поиске идеала. Он мечется, его душу терзают смутные сомнения, он теряет веру на обретение счастья. Далее возникает понимание, что счастье находится внутри, его не нужно искать по свету. Надо просто жить и наслаждаться каждым подаренным днем. Жизнь прекрасна в созерцании.

Открывает цикл сумрачное вступление, которое обобщает целый комплекс образов, характерных для романтизма: вечность, тревога, томление. Мелодия нисходящая, создает колорит полуночного тумана. Это неясное сознание лирического героя, в котором все находится в хаосе. Тема вступления играет формообразующую роль, также она несет в себе основную мысль произведения. В дальнейшем она появится перед разработкой и кодой. Примечательно, что музыкальный эпизод противопоставляется следующему за ним интонационному материалу.

В Главной партии вступает голос героя. Это минорная песенная тема в жалобном тембре флейты с гобоем представляет собой яркий показатель композиторской индивидуальности Шуберта. Лирика песни позволяет выразить весь эмоциональный накал. Характерный аккомпанемент добавляет трепета и взволнованности. Маятник начинает раскачиваться. Настроение граничит с элегией и ноктюрном.

В Побочной партии прослеживается более активный образ. Синкопированная ритмика, простой гармонический склад – все это так же является песенными атрибутами, но характер сменился на более положительный и жизнерадостный. Тональность соль мажор, находится в терцовом соотношении, отлично передает настроение. Далее композитор будет активно играть с ладом партии, то омрачая ее, то делая вновь энергичной.

Постепенно усиливается динамика, нарастает звучность. Пунктирный ритм олицетворяет неровное биение сердца. Музыка теряет игривость и начинает подчиняться атмосфере трагедии и драмы. Внезапно вторгается новый эпизод в тональности до минор. Это перелом ситуации. Генеральная пауза. Слов больше нет. Но нужно вставать и идти дальше. Решительность продолжать путь отражается в динамике форте, но он был подавлен символом трагического – аккордом альтерированной субдоминанты. После эмоциональных возгласов восстанавливается материал Побочной партии.

Разработка состоит из двух разделов. Ей предшествует материал вступления, тема которого превращается в ариозное пение на фоне аккомпанемента. Тема звучит в точке кульминации в аккордовой фактуре. В ней исчерпаны все вопросительные интонации, она звучит утвердительно. Произошла смысловая метаморфоза. Тема материализовалась из мысли в реальность. Конфликт открылся через преобразование.

В репризе уже не будет происходить драматических коллизий, все произошло. Кода поострена на интонациях вступления, что создает впечатление арки.

II часть . Andante con moto является олицетворением печальной отрешенности. Нежные ладо-гармонические краски имеют необычные тональные переходы. Смена мажора и минора наталкивает на мысль о переменах в жизни лирического героя. Преобладает яркое звучание струнной группы в сочетании с духовыми инструментами. Данный прием оркестровки позволяет выразить поэтичность и созерцательное настроение, связанное с пребыванием на природе. Лирический герой, наконец нашел свою тихую гавань, которая дарит ему спокойствие и равновесие. Больше ничего не тревожит, не омрачает его сознание. Герой стал свободным.

Произведение стало новаторским в данном жанре, и стало образцом эпохи Романтизма. К характерным чертам нового времени можно отнести следующие качества:

  • Усовершенствование драматургии;
  • Появление другого по строению конфликта;
  • Различие персонажей;
  • Тяготение к программе;
  • Иное представление;
  • Новая стилистика;
  • Внутреннее и внешнее изменение масштабов;
  • Увеличение формы высказывания;
  • Отказ от циклической структуры;
  • Обновленная композиция.

Главным отличием произведений Шуберта в крупной форме является внешнее сохранение традиционной структуры с серьезными изменениями тематизма. В эпоху романтиков было не принято скрывать собственные чувства, они уже не могли поместиться в стандарты классицизма.

Нельзя недооценивать художественную значимость, которую несет в себе данное симфоническое произведение. Благодаря композитору, появился новый лирико-драматический тип симфонии в инструментальной музыке. В дальнейшем многие гении использовали сочинение в качестве образца для выстраивания правильной драматургической линии.

Созданный Шубертом романтический симфонизм определился в основном в двух последних симфониях - 8-й, h-moll-ной, получившей название «Неоконченной», и 9-й, C-dur-ной. Они совершенно различны, противоположны друг другу. Эпическая 9-я проникнута чувством всепобеждающей радости бытия. «Неоконченная» воп-лотила тему обездоленности, трагической безысходности. Подобные настроения, отразившие судьбу целого поколения людей, до Шуберта еще не находили симфонической формы выражения. Созданная двумя годами раньше 9-й симфонии Бетховена (в 1822 г), «Неоконченная» ознаменовала возникновение нового симфонического жанра - лирико-психологического .

Одна из главных особенностей h-moll-ной симфонии касается ее цикла , состоящего всего из двух частей. Многие исследователи пытались проникнуть в «загадку» этого сочинения: действительно ли гениальная симфония осталась незавершенной? С одной стороны, нет сомнений, что симфония была задумана как 4-х частный цикл: ее первоначальный фортепианный эскиз содержал большой фрагмент 3 части - скерцо. Отсутствие тонального равновесия между частями (h-moll в I-й и E-dur во II-й) тоже является веским аргументом в пользу того, что симфония не мыслилась заранее как 2х-частная. С другой стороны - у Шуберта было достаточно времени при желании дописать симфонию: вслед за «Неоконченной» он создал большое количество произведений, в т.ч. 4х-частную 9-ю симфонию. Есть и другие доводы «за» и «против». Между тем, «Неоконченная» стала одной из самых репертуарных симфоний, абсолютно не вызывая впечатления недос-казанности. Ее замысел в двух частях оказался полностью реализованным.

Идейная концепция симфонии отразила трагический разлад передового человека XIX века со всей окружающей действительностью. Чувства одиночества и обездоленности впервые выступили в ней не как тонус отдельного эмоционального состояния, а как основной «смысл жизни», как мироощущение . Характерна главная тональность произведения - h-moll, редкий в музыке венских классиков .

Герой «Неоконченной» способен на яркие вспышки протеста, но этот протест не приводит к победе жизнеутверждающего начала. По напряженности конфликта эта симфония не уступает драматическим произведениям Бетховена, но этот конфликт иного плана, он перенесен в лирико-психологическую сферу. Это драматизм переживания, а не действия. Основа его - не борьба двух противоположных начал, а борьба внутри самой личности . Такова важнейшая особенность романтического симфонизма, первым образцом которого стала симфония Шуберта.

1 часть

Первый же образ симфонии, данный в ее вступлении , совершенно необычен: в унисоне виолончелей и контрабасов тихо возникает сумрачная тема, вопросительно замирающая на D основной тональности (от этого же звука возьмет начало главная тема). Это эпиграф ко всей симфонии и главная, руководящая мысль I части, охватывающая ее замкнутым кругом. Она зву-чит не только в начале, но и в центре, и в заключении I части, кал постоянная, неотступная идея. Причем интонации безрадост-ного раздумья постепенно перерастают в трагический пафос отчаяния.

При введении главной темы Шуберт использует характерный прием песенной техники - изложение фонового материала до вступления мелодии. Этот рвущийся впе-ред единообразный аккомпанемент струнных звучит вплоть до вступления побочной, объединяя всю тематическую линию (тоже песенный прием). Аккомпанемент создает ощущение тревожного беспокойства, сама же тема имеет характер трогательно-печальный и воспринимается как жалоба. Композитор нашел выразительную инструментовку - сочетание гобоя с кла-рнетом, который смягчает некоторую резкость основного тембра.

Характерной чертой экспозиции «Неоконченной» симфонии является непосредственное сопостав-ление главной и побочной тем, без развитой связующей партии. Это - характерная особенность песенного симфонизма, в корне противоположная бетховенской логике последовательных переходов. Главная и побочная темы контраст-ны , но не конфликтны , они сопоставляются как разные сферы песенной лирики.

С побочной партией связана первая драматическая ситуация в симфонии: светлая и чудесная, как мечта, тема (G-dur, виолончели) внезапно обрывается, и после генеральной паузы на фоне громовых тремолирующих минорных ак-кордов скорбно звучит начальная квинтовая интонация главной темы. Этот тра-гический акцент поражает резкой неожиданностью и ассоциируется с круше-нием мечты при ее столкновении с реальностью (типично романтический прием). В конце экспозиции в сосредоточенной тишине вновь звучит тема вступления.

Вся разработка строится исключительно на материале вступления. Шуберт выступает здесь создателем монологического типа разработки, столь характерного для романтической симфонии. Обращение к нему вызвано особым дра-матургическим замыслом: композитор не стремился запечатлеть борьбу про-тивоположных начал, преодоление препятствий. Его цель - передать безна-дежность сопротивления, состояние обреченности.

Сквозное развитие темы вступления проходит в разработке 2 этапа. Первый из них связан с обострением лирико-драматической экспрессии. Мелодическая линия темы не спускается вниз, а в сильном crescendo вздымается вверх. Нарастание эмоционального напряжения приводит к I кульминации - конфликтному диалогу грозного мотива вступления и тоскливо звучащих синкоп из побочной партии (он проводится трижды). Завершается первая фаза разработки громоподобным проведением темы вступления в tutti оркестра в e-moll.

Второй этап разработки подчинен показу неотвратимо-го натиска роковых сил. Интонации темы становятся всё более жесткими, резкими, властными. Но, подойдя к концу разработки к предельному кульминационному взрыву, трагический накал внезапно иссякает. Подобный прием «рассеивания» кульминации перед репризой весьма характерен для Шуберта.

В репризе существенных изменений нет, лишь побочная партия рас-ширяется в объеме и становится более печальной (переход в h-moll). Отсутствие изменений после мучительных порывов, тревог и борьбы разра-ботки приобретает глубокий смысл: «все напрасно». Приходит осознание не-разрешимости конфликта, смирение перед трагической неизбежностью. Этот вывод дает кода , где вновь возвращается тема вступления, приобретая еще более скорбный оттенок.

2 часть

Во II части выступает другая характерная сторона романтизма - умиротворение в мечте. Созерцательный покой и мечтательная грусть Andante воспринима-ются не как преодоление конфликта, а как примирение с неизбежным (подобно «Прекрасной мельничихе»). Композиция Andante близка сонатной форме без разработки. Вместе с тем, в ней многое восходит к 2х-частным песенным формам:

  • песенно-лирический тематизм,
  • замена тематической разработки вариантным мелодическим развитием,
  • замкнутость изложения главной темы.

Песенная, широкая, полная тихого созерцательного покоя и умиротворения, главная тема звучит у скрипок и альтов после краткой вводной фразы (нисходящая гамма контрабасов рizzicato на фоне мягких аккордов валторн и фаготов).

Подобно I части, новая музыкальная мысль - побочная тема - вводится не как противоборствующая, сила, а как переключение в иную эмоциональную сферу - элегическую. Трогательная и кроткая, детски наивная и одновременно серьезная, она заставляет вспомнить п.п. I части: синкопированный аккомпанемент (скрипки и альты), подготавливающий вступление мелодии, внезапный омрачающий сдвиг в область драматических переживаний. Но смысл этих тем совершенно разный. Если в I части побочная тема открывала доступ в мир светлой мечты, то в Andante она характеризует состояние надломленности, беззащитности. В репризе обе темы излагаются почти без изменений (тональность побочной - a-moll). Кода, построенная на отдельных мотивах главной темы, возвращает в русло умиротворенного созерцания.

У Шуберта h-moll как основная тональность произведения не встречается больше ни в одном инструмент. сочинении (кроме танцев). В песенном же творчес-тве он,напротив, нередко использует h-moll, связывая его, как прави-ло, с воплощением трагической, неразрешимой ситуации («Двойник» на слова Гейне).

Если тебе нечего сказать, значит, и нечего спеть. (Франц Шуберт)

Франц Шуберт, 1797-1828, австрийский композитор, создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров. Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И.В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Форель» (1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.

Особого внимания, как одно из истинных шедевров музыки, заслуживает лирико-драматическая «Неоконченная симфония» си-минор, №8. Личная лирическая тема никогда ранее не стояла в основе в симфонии. В ней проявляется песенность в изложении тем - мелодия и аккомпанемент (как в песне), форма законченная (как куплет), в развитии - оно вариационное, симфонию пронизывает приближённость звучания мелодии к голосу. Голосом поёт каждая отдельная тема.

Образ вступления - сумрачный, затаённый, звучит унисоном у виолончелей и контрабасов в нижнем регистре как тревожное предчувствие. Главная партия у гобоя с кларнетом - задушевная, элегичная, протяжная, трогательная. Побочная партия - светлая, приветливая, песенно-танцевальная с терцовым соотношением тональностей с главной партией. То же наблюдаем и во второй части.

Разработка основана на теме вступления. Звучит насыщенно, плотно, напряженно, драматично. Слышим неплохие полифонические приемы.

Вторая часть полна той же трогательной задумчивости: в природе и грёзах герой находит прибежище от мира зла и несчастий, переносится в мир завораживающих волшебных сновидений. Здесь преодолеваются тревога и грусть первой части. От душевного смятения остается только воспоминание.

Изумительной красотой отличаются обе темы: и широкая певучая главная, и проникнутая тонкими оттенками побочная. Замечательный эффект угасания найден композитором в самом конце произведения.

Огромное сожаление вызывает то, что произведение так и не было исполнено при жизни композитора. Рукопись была найдена Шуманом только в 1839 (впервые эта симфония прозвучала в том же году в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона), а первое исполнение «Неоконченной симфонии» -- в 1865 (через 37 лет).

Большой интерес на протяжении многих лет «Неоконченная симфония» вызывает из-за того, что, вопреки правилам, имеет только 2 части вместо 4. Есть мнения, что симфония не окончена, но, на мой взгляд, «звучащая биография простого человека», глубоко чувствующего жизнь, стремящегося передать полноту внутренней жизни своей личности, вплоть до тончайших, неуловимых переживаний отражена в ней довольно полно.

лирический неоконченный симфония шуберт

Вывод

Симфония №8 идейно завершённое произведение. Шуберт намерено не сделал финала по той причине, что, не может быть финала у страданий и любви к миру.

Используемая литература

1. История и теория музыки. Учебное пособие под редакцией кандидата искусствоведения Хвоиной О.Б. - М.: ГИТР, 2009.

2. Познавательный журнал «Школа жизни». Статья Г. Константиновой «Шуберт и его маленький человек».

3. К. Кузнецов «Венок Шуберту».

4. Материалы международного форума искусств «Романтизм: истоки и горизонты» МГК им. П.И. Чайковского.

Шуберт. Симфония №8 си минор, «Неоконченная»

Музыку Бетховена, в которой слышались ещё отголоски Великой французской революции, вытесняли произведения развлекательных жанров. Внешним фоном жизни Франца Шуберта, который был современником Бетховена, была весёлая, «танцующая» Вена. Интерес к судьбам человечества, гармония разума и действительности отодвигались на задний план. Творческие планы Шуберта, потребность в духовном общении находили сочувствие и поддержку лишь в небольшом кругу друзей, людей, преданных искусству. В музыке Шуберта впервые раскрылись черты характера, эмоционального строя человека нового тогда XIX в. Своё отношение к жизни, окружающему миру художник выражает через лирику чувств и переживаний реального, обычного человека. А для этого нужны иные формы и иные средства выражения, передающие непосредственность высказывания.

Живое чувство ритма музыки, непрерывно длящуюся мелодию можно сравнить с речью человека, ощущением его дыхания. Мы всегда слышим, спокоен он или взволнован, радуется или печалится, как меняется его состояние. Вслушиваясь в музыкальную интонацию, всегда можно понять смысл музыки, почувствовать её выразительность, силу воздействия.

Франц Шуберт - непревзойдённый автор сонат, симфоний, струнных квартетов и более шестисот песен. Шуберт был одним из основоположников немецкой романтической музыки. Жизнь Шуберта была короткой и полной разочарований. Но он оставил после себя музыкальное наследие, беспрецедентное по выразительности и богатству мелодий.

Биография

Франц Петер Шуберт родился в предместье Вены, местечке Лихтенталь. Семья была многодетной – четырнадцать детей, из которых выжили только пятеро. Его отец Франц Теодор Шуберт, был школьным учителем, и в юности будущий композитор пробовал свои силы в педагогике. Но вскоре стало ясно, в чём его истинное призвание. Шуберт пел в хоре Венской императорской капеллы, где его педагогом был капельмейстер Антонио Сальери, в прошлом соперник Моцарта.

Годы юности были полны обещаний и надежд. Коренастый и некрасивый, Шуберт всё же не испытывал недостатка в друзьях и почитателях – людях, которые распахивали двери своих домов, оказывали протекцию в музыкальных кругах и исполняли его музыку.

Затем начались знаменитые «Шубертиады» в венских салонах или при поездках за город, на которых впервые прозвучали многие сочинения композитора. Это помогало его имени приобретать известность в венском обществе, в том числе и в артистических кругах. Однако во всём остальном Шуберта преследовали неудачи. Он упорно работал над несколькими операми и другими сценическими произведениями, в частности над музыкой к «Розамунде», но мало какие получили широкое признание. Его здоровье быстро ухудшалось. В состоянии глубочайшего отчаяния он писал о себе как о «проклятом, несчастнейшем в мире создании».

Повороты судьбы

Через общих знакомых в венском обществе Шуберт был представлен баритону Иоганну Михаэлю Фоглю. Благодаря прекрасному голосу и импозантной внешности тот уже был звездой Венской Оперы, и на него не сразу произвёл впечатление неопытный и неуклюжий молодой композитор. «Вы разбрасываетесь мыслями», - ворчал он на Шуберта. Но вскоре распознал гений юноши и стал его самым пылким сторонником.

Фогль способствовал постановке нескольких опер Шуберта и в некоторых из них пел. Ещё большее значение имела его поддержка Шуберта как первопроходца и первого мастера немецкой художественной песни.

Фогль пел многие песни композитора из «Шубертиад», а также брал друга на гастроли.

Гастрольная поездка 1819 годы была для композитора особенно счастливой. Они с Фоглем поселились в сельской местности вместе со своим другом Альбертом Штадлером. В это время Шуберт сочинил прелестный фортепианный квинтет, в который включил мелодию своей песни «Форель», вероятно, часто и с удовольствием исполнявшуюся Фоглем. После смерти композитора Фогль ещё много лет продолжал исполнять его песни.

Известность в узких кругах

Вена славилась традициями домашнего музицирования, распространёнными среди людей всех сословий. Однако, несмотря на успех его музыки среди любителей и на продолжение «Шубертиад», в остальном удача всё реже ему улыбалась. Несколько опер подряд – «Альфонсо и Эстрелла», «Заговорщики, или домашняя война», «Феррабрас» - не были поставлены (в первую очередь, в их прискорбной судьбе повинны либреттисты). Успешное исполнение музыки к «Розамунде» несколько вознаградило композитора. Произведения печатались, но чаще – небольшие, не приносившие существенных гонораров. Лето 1824 года он провёл в качестве учителя в семействе Эстерхазе, в 1825 году вместе с Фоглем вновь отправился в Верхнюю Австрию.

1826 год принёс ещё одно разочарование: не было удовлетворено ходатайство Шуберта о предоставлении ему места капельмейстера Придворной капеллы, где он когда-то пел ребёнком и, выступив в последний раз, оставил запись в альтовой партии мессы Петера Винтера: «Шуберт, Франц, прокукарекал в последний раз 26 июля 1812 года».

Безвременная смерть

Концертные поездки вскоре тоже стали для него невозможны из-за ухудшения здоровья. Образ жизни композитора, от природы очень общительного, поневоле становился всё более и более замкнутым, часто он был вынужден проводить время взаперти.

Шуберт испытывал благоговение перед Бетховеном, который также жил и работал в Вене. Он был на премьере Девятой симфонии великого композитора. Казалось, что Шуберт предчувствовал собственную кончину и лихорадочно работал, чтобы завершить свои последние и лучшие сочинения – вокальный цикл «Зимний путь», Девятую симфонию и Струнный квинтет До мажор.

Окрыляющей была дошедшая до Шуберта весть об одобрении его таланта самим Бетховеном. По словам Шиндлера, друга Бетховена, познакомившего его с шубертовскими песнями, Бетховен долго не расставался с ними и многократно восклицал: «Воистину, в Шуберте живёт божественная искра».

Сковывающая Шуберта робость, из-за которой он лишь издали осмеливался взирать на своё божество, полная глухота Бетховена, его замкнутость помешали их сближению.

1828, последний, год жизни композитора принёс ему, наконец, признание венской публики. Организованный в Вене авторский концерт вызвал долгожданный крупный успех. Но частичные удачи последнего времени уже не могли восстановить подорванный внутренней напряжённостью и длительными лишениями организм. С осени 1828 года здоровье Шуберта ухудшилось.

Франц Шуберт умер 19 ноября 1828 года и был похоронен рядом с Бетховеном. Друг композитора, драматург Франц Грильпарцер написал на его могиле: «Музыка похоронила здесь богатое сокровище и ещё более прекрасные надежды».

Шуберт. Симфония № 8 си минор, «Неоконченная»

Благодаря Шуберту появился новый тип лирико-драматической симфонии. Одним из первых шедевров мировой музыкальной культуры стала его симфония №8. «Я пел песни и пел их много лет. Когда я пел о любви, она приносила мне страдания, когда я пел о страдании, оно превращалось в любовь. Так любовь и страдания раздирали мне душу» , - писал Ф. Шуберт. Эта идея и определила содержание симфонии №8. Она явилась обобщением образов вокальных сочинений композитора, разросшимся до значения жизненно важных проблем: человек и судьба, любовь и смерть, идеал и действительность.

В 1865 году один из венских капельмейстеров составлял программу концерта старой венской музыки. Для этого он перебирал кипы старинных рукописей. В одном неразобранном архиве он обнаружил неизвестную ранее партитуру Шуберта. Это была си-минорная симфония. Она была исполнена впервые в декабре 1865 года - через 43 года после создания.

В то время, когда Шуберт писал эту симфонию, он уже был известен как автор прекрасных песен и фортепианных пьес. Но ни одна из написанных им симфоний не была публично исполнена. Новая си-минорная симфония создавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже - в партитуре. В фортепианном варианте сохранились наброски трёх частей, но в партитуре композитор записал только две. Поэтому впоследствии она получила название «Неоконченной».

До сих пор во всём мире ведутся споры, является ли она незавершённой, или Шуберт полностью воплотил свой замысел в двух частях вместо принятых в то время четырёх.

Существует мнение, что композитор собирался писать обычную четырёхчастную симфонию. Его идеалом, к которому он стремился приблизиться, был Бетховен. Это доказала Большая До мажорная симфония Шуберта. А написав эти две части, он мог просто испугаться - так они не были похожи на всё написанное в этом жанре до него. Вероятно, композитор не понял, что созданное им - шедевр, открывающий новые пути в развитии симфонии, счёл симфонию неудачей и оставил работу.

Однако две части этой симфонии оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности. Неоконченная симфония - новое слово в этом жанре, открывшее дорогу романтизму. С ней в симфоническую музыку вошла новая тема - внутренний мир человека, который остро ощущает свой разлад с окружающей действительностью.

Симфония почти через сорок лет после смерти композитора завоевала огромную популярность. Шуберту удалось невозможное: невероятно гармонично поведать о тоске и одиночестве, превратить своё отчаяние в прекрасные мелодии. «Неоконченную» симфонию много раз пытались окончить, но в концертной практике эти версии не прижились.

Первая часть симфонии написана в форме сонатного allegro.

Симфония начинается с сумрачного вступления - своего рода эпиграфа. Это небольшая, лаконично изложенная тема - обобщение целого комплекса романтических образов: томления, «вечного» вопроса, тайной тревоги, лирических раздумий. Она рождается откуда-то из глубины в унисоне виолончелей и контрабасов.

Она застывает, словно неразрешённый вопрос. А дальше - трепетный шелест скрипок и на его фоне - распев главной темы. Эту выразительную, словно молящую о чем-то мелодию исполняют гобой и кларнет. По музыкально-поэтическому образу и настроению тема главной партии близка к произведениям типа ноктюрна или элегии.

Постепенно лента мелодии разворачивается, становится все более напряжённой. На смену ей приходит мягкая вальсовая тема побочной партии. Она похожа на островок безмятежного покоя, светлую идиллию. Но эту идиллию прерывает оркестровое tutti. (Слово tutti по-итальянски означает «все». Так называют фрагмент музыкального произведения, исполняемый всем оркестром). Драма вступает в свои права. Тема побочной партии как будто пытается пробиться на поверхность сквозь сокрушительные аккорды. И когда эта тема, наконец, возвращается, как сильно она изменена - надломлена, окрашена скорбью. В конце экспозиции все застывает.

Разработка построена на теме вступления. Музыкальное развитие достигает колоссальной кульминации. И вдруг - полное опустошение, остаётся звучать лишь одинокая тоскливая нота. Начинается реприза. Ещё один круг драматического развития приходится на коду. В ней - то же напряжение, пафос отчаяния. Но сил для борьбы больше нет. Последние такты звучат как трагический эпилог.

Вторая часть - мир других образов. Это поиски новых, светлых сторон жизни, примирённость с ней. Как будто герой, переживший душевную трагедию, ищет успокоения. Изумительной красотой отличаются обе темы этой части: и широкая песенная главная, и побочная, проникнутая тонкими психологическими оттенками.

Очень эффектно завершает композитор симфонию: постепенно затухает, растворяется начальная тема. Возвращается тишина...

«Музыка Шуберта, - писал Б. Асафьев, - может сказать гораздо больше, чем любые мемуары и записки, потому что она сама звучит, как неистощимо содержательный, эмоционально объективный дневник».

Вопросы:

  1. В каком году симфония была написана? Когда состоялось её первое исполнение?
  2. Почему симфонию называют «Неоконченной»?
  3. Сколько всего симфоний написал Шуберт?
  4. Чем отличается тематизм симфонии?
  5. Как характер произведения влияет на оркестровку?
  6. Расскажите о строении частей симфонии.

Презентация:

В комплекте:
1. Презентация - 10 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шуберт. Симфония №8 си минор «Неоконченная»:
I. Allegro moderato, mp3;
II. Andante con moto, mp3;
Фрагменты первой части симфонии:
Вступление, mp3;
Главная партия, mp3;
Побочная партия, mp3;
3. Сопроводительная статья, docx.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то