Музей летная гавань. Что наша жизнь? Просто путь! Еда и сувениры

Морской музей Эстонии (эст. Eesti Meremuuseum) - музейная экспозиция на морскую тематику, также связанную с рыболовством для научных исследований и подводной археологией.

История

Открыт 16 февраля 1935 года в здании Управления Водных Путей на Байковском причале торгового порта (сейчас территория терминала «D»). Первый директор - капитан Мадис Мей.

В 1940 году, после установления в Эстонии Советской власти, музей был упразднен, а его коллекции разделены между различными музеями. В конце 1950-х годов на старых музейных коллекциях в Таллине был открыт Таллинский городской музей, Морской музей - воссоздан в 1960 году.

В настоящее время музейная экспозиция размещена в башне «Толстая Маргарита» в Таллине (отреставрированной к Олимпийским играм в Москве 1980 года, реконструкция была завершена в 1981 году). В экспозиции представлена история мореплавания, местного судостроения, портового и маячного хозяйства. Особого внимания заслуживает коллекция находок, поднятых со дня Балтийского моря. Также тут представлено водолазное оборудование разных времен.

Во внутреннем дворе - экспозиция под открытым небом.

Во внутреннем дворе музея

На верхнем ярусе башни «Толстая Маргарита» оборудована смотровая площадка на Таллинский порт. Представлен старый фонарь (1951-1998) Суурупского верхнего маяка.

Филиалы музея

Музей мин - расположен в здании единственного сохранившегося в городе порохового погреба на улице Уус (постройка 1748 года). В экспозиции представлены мины от крепостных до современных и представляющие мины военных флотов Англии, Германии, России, Финляндии, Франции и Эстонии.

Историческая гидрогавань (Лётная гавань) - экспозиция исторических кораблей, как под открытым небом, так и в бывших лётных ангарах. В экспозиции представлены следующие корабли: паровой ледокол «Суур Тылл» (1914г), подводная лодка «Лембит» (1936), тральщик «Калев» (1967), патрульный катер «Гриф» (1976), полномерная копия Short Type 184, английского гидроплана, который использовался в эстонских вооруженных силах. Интерактивная экспозиция Морского музея в бывших лётных ангарах повествует о военно-морской истории Таллинна и Эстонии. Летные ангары, построенные в 1916 и 1917 годах, являлись частью Морской крепости Петра Великого. Эти ангары являются первыми железобетонными бесколонными конструкциями такой величины в мире. Чарльз Линдберг, осуществлявший первый одиночный полёт через Атлантический океан, приземлился тут в 1930 году.

Время работы:

Май - сентябрь: Пн-Вс 10.00-19.00 Октябрь - апрель: Вт-Вс 10.00-19.00 В государственные праздники Эстонии музей открыт с 10.00 до 17.00 с 5-го августа ледокол Суур Тылль открыт с 10.00 до 17.00

Музей гидроаэропорт Леннусадам – это место, где можно увидеть корабли и суда XIX-XX веков, посетить их отсеки, ознакомится с жизнью моряков, а также проникнуть внутрь самого старого сохранившегося подводного минного заградителя и узнать о его боевом пути в составе двух флотов. Леннуссадам – лучшее место в Таллине для тех, кто хочет своими руками прикоснутся к истории флота.

Гидроаэропорт был построен в 1916 году, как часть крепости Петра Великого. Использовался до 1941 года после чего долгое время был заброшен. В 1996 был взят под охрану государством, как памятник старины В 2012 году в его ангарах была открыта вторая экспозиция Морского музея Эстонии. В Леннусадаме можно увидеть:

  • подводный минный заградитель «Лембит»
  • ледокольный пароход «Суур-Тыл»
  • патрульный катер «Грифф»
  • патрульные суда «Сууроп» и «Торм»
  • копию британского гидросамолета «Шорт-184»

В Летной гавани созданы все условия для передвижения инвалидов и детей в колясках по всей территории гидроаэропорта, кроме подводной лодки.

Вход в «Лембит» в музее осуществляется через предусмотренный конструкцией люк, а не через специально оборудованный вход, как это делается в других подобных музеях.

Удивительно, но факт, что в музее можно отмечать дни рождения детей, а во время каникул открывается детский городской лагерь во время пребывания в котором ребята смогут узнать больше об истории флота и его выдающихся руководителях. В Леннусадаме регулярно проводятся мероприятия для взрослых: ночь ужасов в Хеллоуин, фотоохота на ледоколе и многие другие.

Как добраться?

Чтобы добраться до летной гавани необходимо подъехать на автобусе №3 или трамваях №№1,3 до остановки «Линнахалль» (Linnahall). Дойти до ул. Суур-Патарей (Suur-Patarei) с которой свернуть на ул. Вана-Каламая (Vana-Kalamaja). Прогулявшись 200м в гору необходимо пройти на ул. Кюти (Küti), а с нее повернуть на ул. Ода (Oda), с которой будет видно авиационные ангары.

Также до гавани ходят двухэтажные автобусы City Tour красного и синего маршрутов. Они отправляются с площади Виру и идут в гавань. Воспользовавшись одним из них можно подъехать прямо к музею, не петляя по улочкам возле него. Двухсуточный проездной билет на экскурсионные автобусы обойдется в 13 евро.

Из пассажирского порта Таллина можно прогуляться до музея по дорожке для пробежек Kulturkilometer.

На автомобилях фирмы Tulka takso – официального партнера музея – можно добраться до гавани за 15-30 минут из любой точки города всего за 5-6 евро. Короткий номер вызова такси – 1200.

Припарковать автомобиль можно только на бесплатной парковке возле музея, которая никогда не бывает заполненной. Окрестные улицы очень узкие и оставить там машину будет проблематично.

Время и стоимость посещения

Стоимость посещения Летной гавани составляет 14 евро для взрослых, 7 евро для детей и студентов, 28 евро для семей из 2 взрослых и 2 детей.

Стоимость посещения только кораблей в музее составляет 5 евро для взрослых, 3 для детей и студентов, 10 для семей.

За билеты, дающие возможность посещения обоих экспозиций морского музея (в гидроаэропорту и башне Толстая Маргарита) придется заплатить 16 евро взрослым, 8 детям и студентам, 30 семьям.

Люди, часто бывающие в столице Эстонии, могут купить годовой абонемент в морской музей. Его стоимость составляет 35 евро для взрослых, 20 для детей и студентов, 65 для семей.

Летная гавань открыта:

  • с мая по сентябрь – с 10 до 19 часов без выходных
  • с октября по апрель с 10 до 18 часов, выходной в понедельник

Кассы прекращают работу за час до закрытия экспозиции. Музей не работает 24-25 декабря, а в дни государственных праздников Эстонии открыт с 10 до 17 часов, но территория его территория открыта для посещения ежедневно с 8 до 22.

Мы достаточно подвижные родители, и нас не пугают вылазки куда бы то ни было. Поэтому, когда я слышу удивленные возгласы, зачем тащить ребенка во "взрослый" музей, я в ответ точно так же удивляюсь: а почему бы и нет? Если даже в чопорных российских музеях, где все экспонаты ты видишь исключительно "за стеклом", и, казалось бы, ребенку там совершенно скучно, мы и то умудрялись заинтересовать малышку, то в Эстонии, с ее стремлением во всем походить на развитую Европу, посещение музеев с ребенком становится делом увлекательным, привлекательным, приятным и... удобным.

"Глазами" своей маленькой дочки буду, безусловно я:), ей пока сложно передать словами подобные эмоции от окультуривания.

Итак, я рассмотрю следующие "взрослые" Таллинские музеи и достопримечательности, и вы поймете, что даже трехлетнему малышу там может быть интересно (а именно столько недавно исполнилось нашей малышке).

Морской музей в башне Толстая Маргарита на Pikk 70.
Морской музей (недавно отстроенный) на Кюти 17.
Городской музей,
Научный музей Аххаа,
Телебашня

Начну с Морского.

На сайте Морского музея в Таллине расписаны различные варианты его посещения: это может быть осмотр только экспозиций в Толстой Маргарите в Старом городе (4 евро), либо посещение ангаров Леннусадам (новое здание с подводной лодкой внутри) (8 евро), или же Суур Тыль (4 евро) - самого большого в мире столетнего ледокола; есть еще вариант ангары Леннусадам + ледокол Суур Тыль (10 евро)... А можно пойти во все эти три музея, которые, по сути, и объединены на сайте в одно название Весь Морской музей, но тогда запаситесь провиантом:), временем, длительностью в весь день, и 12-ю евро на каждого взрослого для входного билета.

Я начну осмотр с Толстой Маргариты в Старом Городе, от которой затем примерно минут 20-25 пешком до набережной с ангарами.

Достаточно интересный музей с классическим видом и классическими экспонируемыми вещицами-атрибутами людей, так или иначе связанных с морем. Имеет несколько этажей, на каждый из которых можно подняться как по внутренней лестнице, так и по внешней. Наверху самой Башни - обзорная площадка со стремно-подрагивающими пластинами покрытия под ногами и чудесным видом на Старый город и порт-залив. В самом музее есть детский уголок с карандашами-раскрасками, но, в принципе, если у вас немного времени на осмотр Таллинских достопримечательностей и вы не принадлежите к любителям порассматривать "витрины", этот музей можно вполне опустить.

Далее наш маршрут проследует через трамвайные пути и перекресток к набережной, где размещаются ангары и ледокол. Если вы вдруг решили сначала сходить в Толстую Маргариту, то спросите у кассира, как дойти до Леннусадама, она подробно объяснит. Насколько я знаю, городской транспорт туда все еще не пустили, поэтому либо вариант пешком минут 20, либо три минуты на такси:)

Вот так примерно выглядят ангары снаружи.

Леннусадам, или лётная гавань, - это порт и ангары, построенные по приказу Николая II незадолго до Октябрьской революции для прикрытия морского пути в Петербург от представлявшего перед Первой мировой войной грозную силу немецкого флота.

фото с сайта музея


Ангар задумывался как база для размещения новинок того времени - военных гидропланов, он также должен был быть способен укрыть под своей крышей самый большой (на тот момент) в мире бомбардировщик-гидроплан "Илья Муромец". Для решения такой задачи опять же впервые в мире была построена куполообразная крыша из железобетона без промежуточных опор.

фото с сайта музея

Сразу после завершения строительства на базу морской авиации были закуплены восемь британских двухместных гидропланов Short Type 184, полноразмерная копия одного из них сейчас находится под потолком музея и создаёт неподдельное ощущение реалистичности наряду с остальными экспонатами.

Примечательно, что самолёт этого типа впервые в мире осуществил успешную торпедную атаку с воздуха. В общем, лётная гавань в 1917-м году была самой, как модно говорить сейчас, инновационной и во всех смыслах уникальной, недаром на её восстановление и устройство музея в двадцать первом веке ушло два года и 15 миллионов евро.

фото с сайта музея

Слева пришвартован ледокол Suur Tõll (Большой Тыль). Фото с сайта музея

Музей начинается с кассы, расположенной рядом с огромными аквариумами, в которых представлены жители местных рек, озёр и морей, что вызывает неподдельный интерес у посетителей, привыкших видеть в аквариумах тропических рыбок. - О, смотри, плотва, а тут краснопёрка! - самые частые здесь восторженные возгласы на русском языке:)

Внутреннее пространство и экспозиции музея поделены на три уровня, в соответствии с реалиями морской жизни.

Первый - подводный уровень с изображением рыбок, глубинными бомбами и остатками деревянного корабля Маасилинна, построенного в ХVI веке.

Остатки дна корабля Маасилинна, который на 100 старше шведской Васы, собственно, и осталось от него в 100 раз меньше. Фото с сайта музея.

Пол "на глубине" разных оттенков синего цвета - ассоциируется с водой - и расписан под морские карты с указанием глубин, различных картографических знаков и особенностей подводного рельефа.

Для особой реалистичности по всему залу с потолка вниз спущены лампы, у которых под стекло плафона налита вода: лампы покачиваются на длинных тросах, перекатывая ее внутри себя - и на полу создаётся впечатление ряби на водной глади моря.

Второй - уровень поверхности воды с лодками, буями, макетами береговых оборонительных сооружений и оружия.
Этот уровень практически весь подвесной: справа и слева от мостика в воздухе плавают ялики, ботики, различные лодки и огромная коллекция разноцветных больших и маленьких буёв.

Третий уровень - надводны й- атмосферный в прямом и переносном смысле: над головой набирает высоту гидроплан (к нему поближе можно подобраться, поднявшись по специальному мостику, но к сожалению, только в сопровождении гида),
под потолком висят огромные винты, сам потолок стилизован под натуральную протекающую крышу и, по словам местных экскурсоводов, потребовал изобретательности от маляров, чтобы придать ему естественность: бетонные своды были выкрашены чёрной краской на водной основе, а потом с помощью брандспойтов струёй воды краска была частично
размыта и стекла по куполу и стенам, придав таким образом весьма эффектный вид ангару. По сути эта "роспись" - одна из самых больших акварелей в мире.
Каждые 10-15 минут на потолок проецируется движущееся изображение атакующего гидроплана, при этом зал наполняется гулом двигателей и прочими милитаристически-индустриальными звуками, таким образом, давая посетителям возможность ощутить весь спектр чувств и ощущений человека, попавшего под авианалёт на военно-морскую базу.

Главным украшением музея является подводная лодка Лембит , заказанная в 1936 году в Великобритании эстонским правительством, единственная из субмарин Таллинского гарнизона, прошедшая всю войну и ставшая на прикол по старости в одном из черноморских портов. Лодка готовилась пойти на переплавку, когда она попалась на глаза одному из подводников, воевавшего на ней во время войны: он и другие, оставшиеся в живых, члены экипажа, добились перевода её в Балтику и сохранения как музейного экспоната.

фото с сайта музея

За время долгого простоя с лодки было снято практически всё оборудование, однако она оставалась на плаву и в 2011 году её отбуксировали в гавань, после чего вкатили в ангар и отреставрировали, доведя до идеального состояния.

Внутреннее убранство подлодки поражает своей "камерностью" и эргономичностью, там есть всё необходимое для длительного пребывания лодки в походе, но при этом страшно даже подумать, как могли жить и работать десятки людей в
таком замкнутом пространстве в окружении такого огромного количества машин и механизмов. Взрослых людей такие условия вводят в состояние потери восприятия пространства, а вот детям там вполне комфортно: наша малышка, едва забравшись в "спальный" отсек, сняла сандалеты и полезла отдыхать на кровати-полки.

В зале есть несколько интерактивных зон, например, симулятор аэроплана , на котором можно ощутить себя предком пилота "Эстониан Эйр" и поднять или посадить "стальную птицу" в аэропорту Таллина. Очень здорово "полетать" на нем, и ощущение от полета довольно-таки реалистичное.

Рядом с симулятором аэроплана расположен симулятор подводной лодки в виде "Еллоу Сабмарин" , где, сидя на стуле и глядя на экран, можно получить представление о хождении и погружении подлодки.

фото с сайта музея

Самым удачливым и терпеливым достанется возможность попробовать свои силы в навигации радиоуправляемых моделей кораблей по уменьшенной копии Таллинского пассажирского порта (все действие происходит в "бассейне" с водой): пультов управления кораблями там всего несколько, а посетителей и желающих никогда не бывает мало.

Любителям бумажных самолётиков предлагается сконструировать самую прямолетающую модель и запустить её так, чтобы она пролетела сквозь сужающийся тоннель из колец - развлечение, не оставляющее равнодушным ни одного взрослого человека, у которого было детство, а про детей и говорить нечего.

Вы также можете попробовать себя в качестве стрелка интерактивного зенитного расчёта и постараться сбить пару-тройку самолётов и вертолётов.

Ну и одно из самых популярных и весёлых развлечений - это примерка морской формы различных времён и флотов , в которой можно сфотографироваться на фоне исторических пейзажей: на специальном терминале можно выбрать фоновую картинку и оставить свой электронный адрес, чтобы компьютер переслал вам получившиеся фотографии.

Вообще, повсюду в зале стоят информационные терминалы, приложив к которым свою карточку-билет можно почитать и посмотреть много интересного о музее и экспонатах, находящихся в нем, а затем отправить наиболее понравившуюся информацию на свою электронную почту.

пожарный "щит" и мусорница - подобные "ромбы" стоят посередине каждого моста.

Если вы заказываете экскурсию в сопровождении гида, то вас пропустят на крутой мост-арку - самую высокую смотровую точку в зале. Подняться на него и спуститься - отдельное удовольствие, сравнимое с некоторыми экстремальными видами спорта))))

Отдельного упоминания заслуживают туалеты - стилизованные под морскую тематику, они выглядят необычно и интересно))), и гардероб: гардеробщицы нету, и верхнюю одежду посетители вешают на вешалки безо всяких номерков. Страшно? ;) Есть немного. Поэтому в норковых шубах рекомендую этот музей не посещать. Мы были в музее последний раз три месяца назад, возможно, что-то изменилось.

В музее на втором уровне есть кафе , в котором вполне неплохо можно перекусить.

В заключение хотелось бы отметить, что музей получился действительно уникальный, там есть, на что посмотреть как продвинутому почитателю флота и моря, так и простому обывателю, а интерактивность экспозиций и подбор предметов делает посещение интересным и незабываемым не только для взрослых, но и малышей.

Итак, если подвести черту , что может быть интересно ребенку:
посмотреть, поглазеть, потрогать, полазить - музей действительно интересный.
- полюбоваться на рыбок в аквариуме
- сделать самому и позапускать самолетики в мишень
- полазить по орудиям и подводной лодке (наша малышка оба раза от нее была в дичайшем восторге!), по торпедам и глубинным бомбам
- "полетать" на аэроплане
- порулить парусной лодкой
- поиграть с радиоуправляемыми корабликами
- примерить морскую форму
- "пострелять" из зенитной установки
- перекусить в кафе
- купить сувениры на память

Если останутся силы и время, можно сходить на ледокол Суур Тыле - он находится совсем рядом. Побродить по нему, представить себе, каково это - жить и работать на нем...

Пишет Ирина Кузьмина из Калининграда: После посещения Таллина в прошлом году, у меня осталось два неисполненных желания. Первое это побывать в музее «Лётная гавань» и второе каким-нибудь образом проникнуть в Горхолл, поснимать интерьеры, посмотреть в каком состоянии находится самый грандиозный культурно-спортивный комплекс города, доставшийся столице Эстонии в наследство от Советского Союза.

2.

Восхищаться можно начинать прямо с порога. Ведь само здание уже является интереснейшим и уникальным благодаря тому, что это первое и самое большое безопорное железобетонное сооружение в мире. Построено в 1916-1917 гг. в качестве базы для царских гидросамолётов. Чарльз Линдберг, осуществлявший первый одиночный полёт через Атлантический океан, приземлился тут в 1930 году.

3. Макет ангара.

Но это всё цифры и сухие факты, а теперь представьте, какой детский совершенно искренний восторг испытываешь внутри музея. Ты как будто попадаешь в маленькую вселенную, созданную исключительно для тебя! Сколько бы ни было людей в музее, все они как-то равномерно разбредаются по площадке и становятся совершенно незаметными. Всё, ты остаешься один среди криков чаек, шума прибоя, невероятного обнимающего индиго и, конечно, приключений.

4.

Пространство внутри музея подчиняется своей уникальной концепции. Осмотр начинается со второго яруса, имитирующего поверхность воды на которой висят разные лодочки, парусники, бакены. На дне (первом ярусе) можно увидеть мины разных конфигураций, остов парусника 1550-х годов. Справа якобы причал с артиллерийскими орудиями и пришвартованной подводной лодкой «Лембит», а в воздухе завис британский гидроплан-торпедоносец «Шорт-184» времён Первой Мировой войны. Ну как голове не закружиться от всего этого военно-технического разнообразия?

5. На дне.

6. На уровне воды. Моторная лодка 1930-х годов из Билленеса, Финляндия.

7. Бакены.

8. Гидроплан-торпедоносец «Шорт-184».

9. Парусники. Смотрятся как лебеди! Красота!

10.

11.

12. Причал.

13. Аттракционы.

14.

15.

Но жемчужиной музея является всё-таки подводная лодка «Лембит», спущенная на воду в 1936 году. Удивительно, но еще в 2011 году, до списания, она была самой старой действующей подводной лодкой в мире! Идем внутрь!

16.

Вот странно, не могу сказать, что я прям балдею от всяких инженерно-технических штук, но от посещения кораблей, подводных лодок, различных судов вряд ли откажусь! Обожаю смотреть на машинные отделения, всякие переключатели, трубы, провода, переходники и прочие датчики. Это ведь как поэзия и романтика, одновременно нашедшие своё техническое воплощение.

17.

18.

19.

«Лембит», кстати, как и пропавший без вести «Калев», до сих пор являются единственными подводными лодками в истории мореходства Эстонии. Построены обе были в Англии, но своему государству так толком послужить и не смогли. «Калев» пропал без вести в 1941 году, предполагается, что подорвался на мине и затонул, обломки так до сих пор и не найдены.

20.

21.

Помимо экспозиции в ангаре можно посмотреть причал «Лётной гавани», где стоят военные катера, небольшие, как я понимаю, частные парусники и лодочки и, конечно, пароход-ледокол «Суур Тылл».

22.

23.

24.

Судно построено в 1914 году в Германии на судостроительном заводе „VulcanWerkeAG”. Некогда один из самых мощных ледоколов в мире, этот пароход ходил под флагами царской России, Финляндии и Эстонский Республики под названиями «Царь Михаил Фёдорович», «Волынец», «Вяйнямёйнен» и «Суур Тылл».

25.

На корабле можно посмотреть машинное и котельное отделение, каюту капитана и команды, кают-компанию, кухню, экспозиционный зал.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

Музей этот совершенно невероятный, гулять здесь можно полдня точно, а если озадачиться и пройти все аттракционы, то пропасть можно на целый день, и не пожалеть об этом!

37.

входят в список самых интересных мест столицы Эстонии.

Если же прибалтийская погода подкачала (а дождливые дни в Таллине не редкость), то почему бы не обратить внимание на музеи города. Одно из лучших мест в этом случае — музей гидроаэропорт «Леннусадам»(Lennusadam Seaplane Harbour).

Вот так музей выглядит изнутри.
Почти все экспонаты можно не только осмотреть, но и потрогать, а в некоторые и забраться

Музей-гидроаэропорт «Леннусадам» является филиалом Эстонского Морского музея, который в 2017 году будет праздновать свой вековой юбилей.



Музей занесен в перечень объектов Охраны памятников старины в Эстонии, его основная экспозиция расположена в бывших ангарах, предназначенных для гидросамолетов. Отсюда и название.

Расположен музей в бывших военных ангарах

По отзывам посетителей это один из самых лучших музеев, расположенных в эстонской столице.

В обширной музейной экспозиции можно увидеть суда, принадлежащие к разным эпохам: паровой ледокол первой половины прошлого века, субмарину «Лембит» постройки 30-х годов двадцатого столетия и даже парусник, бороздивший океанские просторы еще в средние века и поднятый с морского дна.

В числе других интересных экспонатов пушки, деревянные лодки, катера и, конечно же, гидросамолет.


Эстонцы любят современные технологии (мало кто знает, что родина Skype — Эстония, она же одной из первых в Евросоюзе внедрила систему электронного голосования). Музей в этом плане выглядет просто поразительно.

Так, вместо билета Вам выдадут магнитную карту, на которую вы можете зарегистрировать электронный адрес. И послать себе на почту заинтересовавшую информацию, используя информационное табло.

Описание и интерфейс выполнен на нескольких языках, среди которых есть и русский.

Кроме того, почти все экспонаты доступны для развлечений — есть возможность совершить «полет» на самолете, «пострелять» из корабельных орудий, прогуляться внутри подводной лодки.

Эскпозиция музея Леннусадам

Часть экспонатов музея-гидроаэропорта располагается под открытым небом в музейной гавани, причем их можно осмотреть бесплатно. Особенно хочется отметить паровой ледокол под названием «Суур Тылл», который еще в начале прошлого века ходил под Андреевским флагом.



При музее работает кафе «Maru», в котором можно просто посидеть за чашечкой кофе и полюбоваться музейной экспозицией.

А вот и гидросамолет

Не хочется скатываться в штампованные фразы туристическиз проспектов, но это место действительно обладает особой притягательной силой.

Занесите в свой блокнот путешественника интересный музей, особенно если вы придете сюда с детьми — вид настоящей техники и орудий, которые можно пощупать, приведут в восторг мальчишек любого возраста — от самых маленьких до седых!

Напоследок отметим, что музей находится на расстоянии пешей прогулки от центра, так что добраться да него не составит труда.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то