Леля богиня любви.  Веды

Славянская мифология: Лель и Леля

Лель или Лелья, Лельо, Любич, в мифологии древних славян бог любовной страсти. О Леле - этом веселом, легкомысленном боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался Лель в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть - это пламенная, жаркая любовь! В славянской мифологии Лель тот же бог, что и греческий Эрос или римский Амур. Только античные боги поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.
Священной птицей его считался аист. Другое название этой птицы в некоторых славянских языках - лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки - символы весны.
ВОЛШЕБНАЯ СВИРЕЛЬ
Во времена незапамятные жил на свете среброволосый пастушок. Его отец и мать так любили друг друга, что нарекли первенца именем бога любовной страсти - Лель. Паренек красиво играл на дудочке, и зачарованный этой игрою небесный Лель подарил тезке волшебную свирель из тростника. Под звуки этой свирели танцевали даже дикие звери, деревья и цветы водили хороводы, а птицы подпевали божественной игре Леля.

И вот полюбила пастушка красавица Светана. Но как она ни пыталась разжечь страсть в его сердце, все было напрасно: Лель будто навеки увлекся своей волшебной властью над природой и не обращал на Светану никакого внимания. И тогда разгневанная красавица подстерегла миг, когда Лель, притомленный полдневным зноем, задремал в березняке, и незаметно унесла от него волшебную свирель. Унесла, а вечером сожгла на костре - в надежде, что непокорный пастушок теперь-то ее наконец полюбит.
Но Светана ошиблась. Не найдя своей свирели, Лель впал в глубокую грусть, затосковал, а осенью и вовсе угас, как свеча. Похоронили его на речном берегу, и вскоре вокруг могилы вырос тростник. Он печально пел под ветром, а небесные птицы ему подпевали.
С той поры все пастухи искусно играют на свирелях из тростника, но редко бывают счастливы в любви...


Леля

Леля или Ляля, в славянской мифологии богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады. Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо - Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей.
В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:

Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зеленом саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи.

Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков - 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник – ляльник - 22 апреля (5-го мая). Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от нее ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели.

Существование богини Лели и бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен - и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов. Припев, в разных формах - лелю, лелё, лели, люли - встречается в русских песнях; в сербских "кралицких" песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской - в форме леле. Таким образом припев восходит в глубокую древность.

Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме с "м") Потебня объясняет через сложение лелю с "м" из дательного падежа "ми", как в малорусском "щом" (вместо "що ми"). В припеве "полелюм" (если он верно передан польскими историографами) "по" может быть предлогом; ср. белорусские припевы: люли и о люлюшки" (Шейн "Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края"). Соображения об этимологическом значении припева лелю высказаны Вс. Миллером ("Очерки арийской мифологии").

Среди славянских рун есть и руна, посвящённая богине Леле:

Эта руна связана со стихией воды, а конкретно - Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля - это руна интуиции, Знания вне Разума, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.
http://godsbay.ru/slavs/lel.html
http://godsbay.ru/slavs/lela.html
http://dreamworlds.ru/intersnosti/11864-slavjanskie-runy.html

Богиня Леля — Богиня Любви, семейного Счастья и Благополучия, дочь Сварога и Лады, супруга Волха.

Леля, Ляля — богиня плодородия согласно «Синопсису», вторая Рожаница, дочь Лады, богиня деторождения сходная с Артемидой («Повесть о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе» (XVI век записи), в нижней ипостаси соотносимая с Персефоной. На вышивках представлена как одна из двух Лосих, между ними — Макощ. Упоминаемая часто рядом с Ладой и Ладом. Ее день — понедельник. Дочь Лада. Ее дерево — рябина или береза («во поле береза стояла — Ляля, Ляля стояла»), металл — также серебро. Культ Лели и Лады подробно рассмотрен ак. Рыбаковым в книге «Язычество древних славян»

Леля — Богиня Молодости , Берегиня Рода . Наряду со статусом самой молодой, Леля является и самой многоликой Богиней. Самым простым и понятным объяснением функций этой Богини может служить характеристика — ответственной за продолжение Рода. В этой функции Леля является Супругой Ярилы, обладающего аналогичной способностью — в отношении Мужского Рода, воплощая тем самым общую концепцию физического продолжения Рода.

Особенностью многоликой Лели во всех Её воплощениях является Молодость — так как это главная особенность этой Богини. В отличие от всех остальных Богинь и Богов, чей нрав чаще представляется суровым или серьёзным, Леле характерен весёлый нрав и игривость . Исключением жизнерадостного облика Лели являются случаи пребывания Её в Царстве своего Деда, когда эта Богиня обретает печальный образ, что изначально связано отнюдь не с обстановкой, а с одиночеством (без Супруга), а в дальнейшем — с кручиной по погибшему Супругу. К этим же особенностям Богини Лели относится буквально бескрайняя любовь к Людскому Роду, ибо в то время другие Боги и Богини могут и покарать людей за какие-либо проступки, Леля же напротив — может только поспособствовать людским капризам. Классическим примером этой особенности является любовь (за исключением Родственной — которой покровительствует Богиня Лада).

И если в представлениях других культур может прозвучать «любовь зла, полюбишь и козла», то в Русской Традиции всё объясняется гораздо проще, так как Богиня Леля отнюдь не «зла», а напротив — предельно доброжелательна, ибо отвечает за продолжение Рода, а в этом Деле, все средства хороши. «Козлами» же повелевают другие Боги, и из других культур в том числе. Также, бескрайняя любовь к Людскому Роду со стороны Богини Лели заключается в самом простом обстоятельстве — Материнства этого Рода. Именно Леля со своим Супругом Ярилой являются Родителями первого Человека (Супругой которого была Великанша).

Молодость Лели так же точно связана с функцией продолжения Жизни, а отнюдь не с параметром «младшей» среди Богинь и Богов, так как это прямое свидетельство бессмертной природы этой Богини, что в свою очередь является объяснением незыблемости жизни . Поэтому, в бескрайней радости жизни у Лели подчёркивается скорбь по усопшим и печаль в случае одиночества, так как над этим велениями Судьбы (от Макоши) Она не властна. По этой же причине Леля делится своей скорбью и печалью особенно с теми — кто жаждет «конца света» и прочих культов связанных с пропагандой смерти, делая их жизнь полной проблем и невзгод (аналогично любовным играм).

В этой связи, не трудно понять — в чём кроется причина любвеобильности (желания продолжить род, которой становится игрой — в случае если род не продолжен) и негативизма (панического страха смерти, когда в такой же точно игре смерть начинает культивироваться, и становится единственным смыслом «жизни»). Таким образом, и появляется то самое понятие «Игры» Богини Лели, которой в отличие от людей, в силу Бессмертной Природы, чуждо понятие Меры.

Леля — самая любимая и близкая народу Богиня, желанная в любом деле и при любых обстоятельствах, и поэтому практически не отображалась в качестве почитаемого Культа, так как единственной надёжной связью с этой Берегиней может являться — Чувство Лели в собственном Сердце. Одним из весьма популярных в современности представлений Богини Лели — является Снегурочка, приходящая на Новый Год вместе со своим Дедом (Морозом).

Она заботливая и нежная Богиня-Покровительница семейного счастья, супружеского согласия и всяческого благополучия не только во всех Родах Великой Расы, но и во всех Родах потомков Рода Небесного.

Богиня Леля — послушная дочь Вышнего Бога Сварога и Небесной Богородицы Лады-Матушки.

Она добрая, заботливая и нежная супруга Бога Волха, хранителя Небесных Чертогов Волхаллы. Леля оберегает Его покой и уют, а помогает ей Богиня Валькирия.

В этих Чертогах Она заботится не только о своем любимом супруге, а также берет на себя обязанность угощать гостей Волхаллы, павших в битвах воинов и Небесных Богов- Соратников своего мужа.

молодой, Леля является и самой многоликой Богиней. Самым простым и понятным объяснением функций этой Богини может служить характеристика - ответственной за продолжение Рода. В этой функции Леля является Супругой Ярилы, обладающего аналогичной способностью - в отношении Мужского Рода, воплощая тем самым общую концепцию физического продолжения Рода.

Особенностью многоликой Лели во всех Её воплощениях является Молодость - так как это главная особенность этой Богини. В отличие от всех остальных Богинь и Богов, чей нрав чаще представляется суровым или серьёзным, Леле характерен весёлый нрав и игривость. Исключением жизнерадостного облика Лели являются случаи пребывания Её в Царстве своего Деда, когда эта Богиня обретает печальный образ, что изначально связано отнюдь не с обстановкой, а с одиночеством (без Супруга), а в дальнейшем - с кручиной по погибшему Супругу. К этим же особенностям Богини Лели относится буквально бескрайняя любовь к Людскому Роду, ибо в то время другие Боги и Богини могут и покарать людей за какие-либо проступки, Леля же напротив - может только поспособствовать людским капризам. Классическим примером этой особенности является любовь (за исключением Родственной - которой покровительствует Богиня Лада). И если в представлениях других культур может прозвучать «любовь зла, полюбишь и козла», то в Русской Традиции всё объясняется гораздо проще, так как Богиня Леля отнюдь не «зла», а напротив - предельно доброжелательна, ибо отвечает за продолжение Рода, а в этом Деле, все средства хороши. «Козлами» же повелевают другие Боги, и из других культур в том числе. Также, бескрайняя любовь к Людскому Роду со стороны Богини Лели заключается в самом простом обстоятельстве - Материнства этого Рода. Именно Леля со своим Супругом Ярилой являются Родителями первого Человека (Супругой которого была Великанша).

Молодость Лели так же точно связана с функцией продолжения Жизни, а отнюдь не с параметром «младшей» среди Богинь и Богов, так как это прямое свидетельство бессмертной природы этой Богини, что в свою очередь является объяснением незыблемости жизни. Поэтому, в бескрайней радости жизни у Лели подчёркивается скорбь по усопшим и печаль в случае одиночества, так как над этим велениями Судьбы (от Макоши) Она не властна. По этой же причине Леля делится своей скорбью и печалью особенно с теми - кто жаждет «конца света» и прочих культов связанных с пропагандой смерти, делая их жизнь полной проблем и невзгод (аналогично любовным играм). В этой связи, не трудно понять - в чём кроется причина любвеобильности (желания продолжить род, которой становится игрой - в случае если род не продолжен) и негативизма (панического страха смерти, когда в такой же точно игре смерть начинает культивироваться, и становится единственным смыслом «жизни»). Таким образом, и появляется то самое понятие «Игры» Богини Лели, которой в отличие от людей, в силу Бессмертной Природы, чуждо понятие Меры.

Леля - самая любимая и близкая народу Богиня, желанная в любом деле и при любых обстоятельствах, и поэтому практически не отображалась в качестве почитаемого Культа, так как единственной надёжной связью с этой Берегиней может являться - Чувство Лели в собственном Сердце. Одним из весьма популярных в современности представлений Богини Лели - является Снегурочка, приходящая на Новый Год вместе со своим Дедом (Морозом).

Она заботливая и нежная Богиня-Покровительница семейного счастья, супружеского согласия и всяческого благополучия не только во всех Родах Великой Расы, но и во всех Родах потомков Рода Небесного.

Богиня Леля - послушная дочь Вышнего Бога Сварога и Небесной Богородицы Лады-Матушки.

Она добрая, заботливая и нежная супруга Бога Волха, хранителя Небесных Чертогов Волхаллы. Леля оберегает Его покой и уют, а помогает ей Богиня Валькирия.

В этих Чертогах Она заботится не только о своем любимом супруге, а также берет на себя обязанность угощать гостей Волхаллы, павших в битвах воинов и Небесных Богов- Соратников своего мужа.

В древнейшие времена люди Великой Расы в честь нее назвали одну из ближних Лун Мидгард-Земли - Лелей.

​Одной из важнейших богинь в славянской вере является Леля – дочь Лады и Рода. В первую очередь она является богиней весеннего обновления.
Молодая, непоседливая, любопытная, она спешит по свету, неся с собой весну и обновление. Конечно, землю весной согревает Даждьбог. Но пробуждает природу, заставляет вырасти траву, помогает раскрыться цветам – всё это делает Леля.
Во всех смыслах Леля очень плотно связана со своей матерью Ладой. Наши предки, как и любые другие европейцы, четко разграничивали жизнь женщины – до свадьбы или после. Доказательств этому уйма – самое простое это обращение к представительницам слабого пола. Например, к мужчине, независимо от возраста, обращаются одинаково – герр, мистер, сеньор и так далее. К женщинам же обращение значительно различается – фройляйн и фрау, мисс и миссис, сеньорита и сеньора. Так и у наших предков – в момент взросления, перехода из девушек в женщины, славянка из-под попечительства Лели переходила под покровительство Лады. Как не делима женщина до свадьбы и после, так не разделима Леля с матерью её Ладой.
Даже функция у этих богинь схожая. Леля, кроме весеннего обновления, покровительствует ещё и молодой любви. Это именно юношеская любовь, не всегда приносящая плоды, но обязательно оставляющая глубокий след в душе и сердце человека. Пылкая, яростная, страстная и в то же время робкая, несмелая, чуткая и очень романтичная. Она остра, как клинок из перекаленной стали и также хрупка. Проходя через испытания временем, обстоятельствами и трудностями она может сломаться, причинив сильную, но не смертельную боль обоим влюбленным. Но она также может закалиться, стать не настолько острой, но куда более надежной и долговечной. Такая пара будет жить "в ладу". То есть, из-под покровительства Лели муж и жена перейдут под крыло её матери Лады.
Праздник у Лели всего один, зато называется он в её честь – Лельник. Отмечается 22 апреля. К этому времени в большинстве даже северных регионов нашей страны весна окончательно вступает в свои права. Поднимается трава, радуют глаз яркие цветы. А значит, Леля набрала силу и уверенно делает своё дело, пробуждая природу. Другое название праздника – Красная горка. Отмечают его обычно всей деревней. На ближайшем пригорке ставилась скамья, на которую усаживали самую красивую девушку деревни – она должна была выполнять роль Лели. Остальные девушки водили вокруг неё хоровод, а она надевала на своих подруг венки, таким образом наделяя благословением скромной, юной богини.
Во многих других веселых праздниках славян присутствует обряд похорон – взять даже Купалу, день любви и летнего солнцестояния. Но на Лельнике нет места смерти. Это праздник вечной юности, красоты и радости.
Нередко именно к Лельнику красили яйца, которые потом не только поедались, но и участвовали во множестве обрядов. Яйцами угощали пастуха, их клали под копыта скотине, чтобы она через них переступала, их разбивали о лоб коня. Ведь разбивая яйцо, наши предки пробуждали целый мир.

Ещё одна версия трактовки функций Богини Лели.

Славянская богиня Леля не так хорошо представлена в мифологии, как Макошь или Лада, и это дало повод для некоторым исследователям дабы усомниться в её культе. Дескать, не верили славяне в Лелю и всё тут. Некоторые наоборот считают что Леля была в пантеоне славянских богов, но отождествляют её с богиней Ладой. В этой же статье мы поговорим о Богине как её принято воспринимать в сегодняшнем родноверии и постараемся рассказать о том, какие упоминания в летописях есть про неё.
Белорусы верили в Лелю, правда называли её Ляля и считали что она младшая из культа Рожаниц, который так подробно описывал академик Рыбаков, и она отвечала за юность, радость, любовь, веселье, смех.
Некоторые исследователи, анализируя свадебные и обрядовые песни, в которых встречается упоминания богини, пришли к выводу, что Леля основная богиня, которая отвечает за любовь.
Исследователи славянских древностей рисуют богиню следующим образом. Она молода, даже юна, всегда весела и даже игрива, у неё добрый и отзывчивый нрав, она беззаботна и разговорчива, любит по-девичьи смеяться.
По мифологии считается, что Леля дочь Лады и младшая сестра Живы и Марены.
Набольшую силу Леля имеет весной, когда идёт берёзовый сок, это самое оптимальное время для общения с ней. Её день недели это понедельник. Как понятно из, её дерево это берёза. И опять сошлёмся на народный песенный фольклор: «"во поле береза стояла - Люли, Люли стояла"». По припеву и можно сделать вывод. И, правда, берёзка молодая, гибкая, весёлая.
Ещё одно свидетельство по этой славянской богине юности есть в девичьем празднике, который носил имя «Лельник». Это своеобразное гадание, обряд. В деревне выбирали самую красивую и юную девушку и наряжали её в праздничные костюмы. Обязательно надевали венок и целый день её звали исключительно Леля. Вечером проводили своеобразный ритуал на плодородие. Лелю сажали на скамейку и по обе её стороны укладывали различные подношение в виде семян и даров природы. Вокруг Лели водили хороводы и славили Богов. И в кульминации вечера обращались к Лели как к настоящей Богине, прося её об урожае, любви и других вещах.

Приходится согласиться, что источники, по которым мы имеем представление об этой богине весьма условно можно назвать серьёзными. Песни, мифы, праздники это конечно хорошо, но обычно такого рода источники относят к второстепенным или вспомогательным. Более весомы аргументы, это упоминание о богине в летописях, исторических хрониках, поучениях против язычества, записках путешественников или археологических данных. А вот этих данных как раз и нет.


Речка журчит да бежит себе, словно дитя озорное. Только воды её сегодня нынче горькие, да солёные. Богиня Леля сердечко своё разбитое и горем до краёв полное, слезами лечит. Лучи Ярилы ищут свою зарю, да только ветви лесные, куполом накрыли деву и от солнца упрятали. Чистая, как роса на лугах пролитая да хороша, что глаз не отвести, но не хватило этого.
Плачет Леля, да только зла в ней нет и обиды. Ярило солнышко всем люб, и не может он одну выбрать. Но это пока. Леля ведь, знает, ведает, что пройдёт по земле та, что её и всех других затмит, и только ради неё солнце светить будет да землю греть. А Леля пока погорюет, как дочь людская о сердечке своём разбитом, да только после снова улыбнётся сырой земле зарёй новой. И замуж её тоже возьмут однажды. Ясный будет молодец да удалый. А она о Ярило вспомнит да улыбнётся украдкой, о любви своей первой и чистой.

Леля богиня весны.

У наших предков бытовало верование, что на пороге ночи по небу босоногая дева проходит, да волосами своими длинными облака отгоняет, солнцу путь расчищая. Звали ту деву Леля и почитали, как её богиню зари. Была она дочерью светлой праматери Лады, и красотой своей затмевала светила. Спутниками её были игривые весенние ветерки, которые в услужение молодой богине даровал великий Велес.

Леля представлялась древним славянам, как совсем юная девушка, с необычайно светлой и открытой улыбкой, и с длинными волосами, до самих пят. Она была ни женщиной, но и не ребёнком, а той в ком весна первая проснулась, да та на которую сердце юношеское пылко биться начинает. Потому бытовало верование, что Леля богиня весны, которая приходит после зимних стуж на спящую землю и будит её бегущими ручейками талых снегов.
Леля была символом чистоты и непорочности. В её образе нет и намёка на хитрость, коварство и агрессию. Вообще Леля и Лада богини, которые олицетворяют женское начало: мягкое, перетекаемое словно вода, светлое и полное добра.

Леля богиня любви.

Богиня Леля у славян, так же почиталась как богиня любви. Но здесь стоит упомянуть, что дело касалось именно первой любви, молодой и
чистой, той что по весне крадёт пылкие сердца молодых юношей и девушек.

По легенде юная Леля сама была влюблена в бога солнца Ярило и переборов свою стеснительность она призналась ему. Ярило, буйный как весенний ветер, ответил ей что тоже её любит, впрочем, как и всех женщин, как небесных, так и смертных. Он предложил ей даже остаться с ней, но лишь на время. Не ведающая до этого горя, юная Леля была разбита, но ей хватило мудрости отказаться. После этого Лелю стали почитать, как символ верности и стойкости, потому как не пожелала она увлечений и осталась верна своей чистоте.
Позже она встретила Финиста и полюбила его, за силу его и светлость. Она вышла за него замуж и стала для него верной женой, той что способна дарить всю себя лишь одному, любимому человеку. Свою первую любовь богиня сохранила, как тёплое воспоминание, которое случается со всеми, кто влюбляется впервые и не в тех, кто предначертан им судьбой. Поговаривали, что сама Леля благословила брак Ярило и жены его прекрасной Ярилици.
Леля за матерью своей Ладой, приходила по весне на землю и пробуждала ту, от зимнего сна. От силы её травы зеленели, деревья в небо тянулись, а люди влюблялись. Леля украдкой ходила между молодыми юношами и девушками, нашёптывая им где половинка их есть. Её почитали как, покровительницу браков и семей, потому как, она олицетворяла ту чистоту, которой дева в первый раз мужу своему отдаётся, ту любовь, которой уже мать молодая на семью свою смотрит.
Лелю причисляли к числу великих Рожениц, то есть тех кому сопутствовал и кого благословлял сам Род вездесущий. Он был началом всего, а Роженицы продолжением дел его.

Леля вопреки тому, что она покровительствует браку и семье, она не является помощницей в быте. Наоборот, она всегда находится в лоне природы, окруженная зверьми. Она безмятежна и весела, но это не указывает на её легкомысленность и глупость. Просто Леля, олицетворяет ту чистоту и наивность, которая присуща детям, но также она прекрасна и пылкая, как дева, которая уже достигла уже, того возраста, когда её можно выдавать замуж.

Богиня Леля символ и руна.


У богини Лели есть своя собственная руна, которая так и называется — Леля. Она обозначает воду, которая бурлит и шумит. Это вода, которая пробуждает от долгого сна и дарит новую жизнь. Так и руна Леля, толкуется как, пробуждение от плена сомнений и пороков. Она очищает ум и душу и привносит озарение и лёгкость.

Символом Лели служит берёза. Отсюда и поверье пошло, что в деревьях этих, на вид хрупких и простеньких, сама богиня живёт. Когда девушки впервые влюблялись и страдали от неразделённой любви, то бежали в лес и берёзку обнимали, чтобы выплакаться и душу отвести. Вот и пошёл обычай, каждый раз, когда худо да скверно на душе берёзу обнимать. Она словно мать ласковая, приголубит и все горести заберёт.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то