Крематорий сжигание. Кремирование человека

Наталья Кравчук

Наталья Кравчук

Как на самом деле функционирует это окутанное мифами место, рассказывают и показывают сотрудники крематория на столичном Байковом кладбище

Мрачное и необычное здание киевского крематория - гигантские белые бетонные полусферы - стоит на холме на территории знаменитого Байкова кладбища, самого старого и престижного в стране. Здесь всегда многолюдно, временами процессии идут одна за одной, конвейером. Мы напросились сюда на своего рода экскурсию, чтобы увидеть, как функционирует это окутанное мифами место. И нам показали весь процесс - от оформления процедуры кремации до момента выдачи праха родственникам.

Провести "экскурсию" по крематорию соглашается начальник кремационного цеха - спокойный, приятный мужчина лет 50-ти. Он общителен и охотно отвечает на все вопросы, однако сразу же озвучивает свои требования: не указывать его имени, фамилии и не фотографировать его лично. Точно так же себя поведут почти все сотрудники КП Киевский крематорий, а их тут чуть больше сотни. Не все здесь готовы рассказывать, где работают и чем занимаются. Оно и понятно: работа - не из легких во всех смыслах.

Первым делом нас ведут в административный корпус, где оформляют процедуру кремации. Сюда приходят родственники, чтобы договориться о датах, согласовать условия и оплатить услугу. Прайс-лист висит на сайте крематория в открытом доступе. Общий ценник тут - чуть больше 4 тыс. грн. Из них сама процедура кремации стоит 445 грн, в остальные расходы входят аренда катафалка, предоставление ритуального зала, покупка урны, отпевание, оркестр и нанесение текста на урну. Все это варьируется в цене. Самая дорогая урна, к примеру, стоит порядка 1,5 тыс. грн, самая дешевая - 525 грн.

За год сейчас проходит более 12 тысяч кремаций, и это число увеличивается. Это больше, чем было: раньше едва доходило до 10 тысяч, - рассказывает наш сопровождающий. Он связывает это с двумя вещами. Во-первых, говорит он, все больше людей еще при жизни выбирают такой вариант собственного погребения, считая его более экологичным. А во-вторых - в столице банально переполнены кладбища.

В среднем в месяц тут проходит больше тысячи кремаций, но все зависит и от времени года: летом умирают чаще, потому что обостряются хронические заболевания и сердце не выдерживает жару.

В крематории сразу несколько залов для прощания: два маленьких тут же, в админздании, и два больших чуть поодаль, в том самом известном здании в виде бетонных полусфер. Сперва заходим в маленькие - сейчас они как раз пустуют.

Один зал считается обычным, а второй у нас - как VIP-зал. Здесь не так жарко летом и не холодно зимой, есть обогреватели. Раньше здесь было маленькое урнохранилище, но теперь его реконструировали в зал, - рассказывает сопровождающий.

VIP-зал отличается еще и тем, что в нем организовывают процедуры прощания для представителей разных конфессий. Стены тут практически голые, а все элементы вроде распятий и икон легко демонтируются при необходимости.

VIP-зал

И в первом, и во втором залах, в отличие от двух других в следующем здании, нет лифтов - после прощания гроб увозят вручную. Второй зал украшен пестрым голубым барельефом - уникальным памятником советской архитектуры. Его создали в 1975-м, когда строилось здание самого крематория. Его авторы - художники Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко - 13 лет работали над еще одним мега-проектом, который должен был вырасти неподалеку от необычной формы здания крематория - Стеной Памяти длиной 213 м, высотой от 4 до 14 м. Элементы огромного горельефа, Стены, должны были быть выкрашены в яркую глазурь, отражаться в воде озера и символизировать Любовь, Материнство, Весну, Творчество и прочие радости бытия. Но когда на строительство ушло 13 лет и Стену оставалось лишь выкрасить, случилось невероятное: в 1981 году городские чиновники вдруг сочли сооружение "чуждым принципам социалистического реализма". То ли на Стене было слишком мало советской символики, то ли кто-то из функционеров побоялся ответственности за слишком вольнодумный подход к трактовке загробной жизни, но эпичное сооружение было приказано уничтожить. На это ушло три месяца и 300 КАМАЗов бетона. Заливали им Весну, Любовь и иже с ними те же самые рабочие, которые помогали художникам их отливать.

Стена Памяти изначально задумывалась как элемент, который должен отвлекать внимание скорбящих. Глядя на воплощенные в бетоне картинки из известных мифов, люди могли бы размышлять о жизни и бытие или вспоминать усопших родственников. Сейчас никто из действующих работников крематория уже и не помнит, как выглядели рисунки на Стене. Теперь она выглядит как бетонный вал, обросший плющом.

Все, что осталось от Стены Памяти

Пока мы говорим обо всем этом, я замечаю, как с задворок на нас поглядывает молодой батюшка.

Это отец Владимир, он один, кто у нас тут постоянно задействован. Вон там его приход, - показывает наш сопровождающий на небольшой деревянный храм на холме.

Все остальные священники приходят на церемонии из разных церквей.

Пока мы поднимаемся по колумбарию на горку, к большим залам, наш "экскурсовод" рассказывает, что к Стене и крематорию часто приходят фотографироваться.

Иногда готы приходят тоже, по ночам тут гуляют. Бомжи, бывает, заходят, крадут все, что можно потом сдать или продать, металлические конструкции, например, - говорит он.

Возле больших залов - многолюдно. То тут, то там рассредоточены группки родственников и катафалки - в основном, черные Мерседесы. В одном из них на переднем сидении женщина под 50 с карманным зеркальцем в руке красит губы. На ее груди - бейдж, выдающий в ней сотрудницу ритуальной службы. И в первом, и во втором залах идет прощание. Мы заглядываем в самый большой, там отпевают молодого парня. На задней стене зала - панно из искусственных цветов.

Как-то раз хоронили молодую женщину, кажется, была директором турфирмы, - вспоминает наш собеседник. - Кажется, погибла в Турции, что ли. Так они это все панно обложили за свой счет живыми цветами.

Когда батюшка заканчивает панихиду, за дело принимается трубач, наигрывая грустный мотив. Он тоже штатный сотрудник крематория, но по желанию родственников можно пригласить и музыкантов с оркестром из других компаний. Когда он доигрывает, гроб накрывают крышкой и опускают лифтом вниз. Родственники расходятся. Местная сотрудница ритуальной службы, бойкая черноволосая женщина в синем пуховике, снимает портрет, собирает все, что принесли родственники, и быстро меняет на новое. Вместо портрета парня появляется фотография немолодой женщины.

Давай! - командует ритуальщица куда-то вдаль. Мужчина в черном с повязкой на рукаве по команде выгружает из катафалка следующий гроб, его заносят на подмостки и приступают к новому прощанию. Этот гроб даже не открывают, все проходит быстрее. На крышку кладут несколько букетов и буханку черного хлеба.

Мы выходим на улицу. Территория у залов выложена брусчаткой. Наш сопровождающий рассказывает, что и это - задумка архитектора Милецкого.

Так задумано было, чтобы люди, которые идут в процессии, смотрели под ноги, а не зевали, - объясняет мужчина.

Сквозь ряды колумбария идем в следующий пункт - кремационный цех. Туда, где оказываются гробы после прощания. Устроено все так: под землей пролегает тоннель длиной 75 м, по которому гробы перевозят на специальном электрокаре. Вернее так называет это наш собеседник, но позже мы увидим, что напоминает этот вид транспорта скорее большую тележку.

Пока идем к кремцеху, сопровождающий рассказывает о колумбарии. Здесь сейчас всего 16 участков. Есть новые и старые - в холме и в земле вокруг. Те, что в земле - это что-то вроде семейных склепов. Туда вмещается по четыре урны. Видно, что на некоторых надгробных плитах осталось пустое место - значит, сюда еще будут подхоранивать. Тут виднеется и новый участок с пустыми ячейками под урны.

Мест очень мало осталось. Очень-очень, - вздыхает мужчина задумчиво. - На пару лет и все. Сейчас весной пойдут-пойдут и вот это все займут. Зимой редко кто захоранивает - холодно, мороз.

Сверху на холме - отдельный участок для "братских могил". Сюда раз в год захоранивают урны, за которыми никто не пришел. Я иду вдоль участка и вижу квадратные бетонные таблички с фамилиями на них. Сверху - год смерти. Самые старые датированы 2003-м. Бывает, что родственники приходят за урной и через несколько лет. Тогда ее находят в общих захоронениях по фамилии и изымают.

Мы подходим к кремационному цеху. На нас кидаются с лаем две собаки. Мужчина спешит заверить, что они - привязаны. Под ногами одной из них путается маленький черный пузатый щенок. Пытается копировать взрослую и тоже лает, но у него получается смешно.

Смотрите, выжил, - кивает на него наш сопровождающий. - Это подкинул кто-то.

Он на пару секунд скрывается за тяжелыми металлическими воротами в цеху, чтобы предупредить рабочих, что пришли журналисты, потом заводит нас внутрь. Здесь нет ничего, кроме длинного бетонного туннеля - того самого, который уходит к большим залам, металлических стеллажей для гробов и печей. Печи - их восемь, то есть, четыре блока по две печи - закупались еще во время строительства крематория.

Там вон холодильная камера, но она уже давно не работает, - кивает мужчина на приоткрытые зеленые двери с соответствующей надписью. - А что делать, если даже в моргах они уже в некоторых давно не работают. Но есть и работающая холодильная камера. Правда, в админкорпусе.

К нам выходят работники цеха. Слышно, как где-то в туннеле звенит звонок: это сигнал, что пора ехать забирать очередной гроб из зала. Один из мужчин, Дмитрий, запрыгивает на подмостки своего транспортного средства и скрывается в туннеле. Прохожу немного вперед и вижу, что возле стены стоит мисочка с водой и пустая тарелка.

Кошки живут здесь, - объясняет наш сопровождающий. - Тут мышей столько и крыс - туннель же под землей.

Через несколько минут появляется Дмитрий, перед собой везет сразу два гроба. Судя по всему, это те покойники, прощание с которыми мы наблюдали наверху. Возле одного из них - буханка хлеба. Крышки просто лежат наверху, не привинченные и никак не прибитые, чуть скошенные на пару сантиметров в сторону. Дмитрий берет специальный металлический крюк, поддевает гроб под крышкой и стягивает на тележку. Потом перекладывает на подмостки у стены - ждать, потому что печи пока что заняты.

На крышке гроба лежит бумажка с данными покойного. Внутри - металлический жетон, на котором выгравирован индивидуальный номер, присвоенный этому покойнику. Когда останки достанут из печи, жетон будет в них как подтверждение личности для идентификации.

Обходим печи с другой стороны. Из-за них выглядывают трое мужчин - местные рабочие. Называться и фотографироваться тоже не хотят. В печи есть круглое отверстие, через которое видны языки пламени. Один из рабочих открывает заслонку, чтобы мы увидели, что внутри: языки пламени и кости.

Процесс сжигания занимает час-полтора, зависит от габаритов, объясняют нам.

Иногда кладут в гроб всякое. Сапоги какие-то или бутылку самогонки. Самогонка - опасно, оно же может взорваться, - рассказывают мужчины.

Я спрашиваю у них, откуда взялись слухи о том, что тут, в крематории, во время Майдана сжигали убитых митингующих. Наш сопровождающий отмахивается, говорит, что после того скандала к ним приходили с проверкой из Генпрокуратуры, но ничего подозрительного не нашли. Кремационный цех, объясняет он, снабжен счетчиками, которые считают потребление газа, и чтобы понять, имел ли место перерасход топлива, нужно просто перепроверить показатели.

Напротив печей находится отдельная комната, в которой кости, извлеченные из печи, на специальной машине измельчают в прах и выдают в урне. В комнатке - стол, на котором включена настольная лампа, лежит журнал со сделанными от руки записями. Туда вносят фамилии покойников - ведется учет. Вдоль стены - шкаф. На стекле - черно-красная наклейка Правого сектора. Над полками - деревянное распятие. На полу - железные ячейки, похожие на крытые совки от лопат, в которых лежат еще не перемолотые кости, и такие же металлические ведра. На каждом - бумажка с данными о покойнике, внутри - тот самый металлический жетон.

Иногда кладут в гроб всякое. Сапоги какие-то, или бутылку самогонки. Самогонка - опасно, оно же может взорваться

Вон там внутри два таких гранитных шара, - местный работник, мужчина в синем комбинезоне открывает круглую дверцу в одной из машин. - Эти шары перетирают кости в прах, перед тем, как помещать кости туда, я беру вот такой большой магнит и вытягиваю на него все металлические элементы. Их складываем в специальный контейнер.

Он машет рукой в сторону контейнера - там лежат переплавленные гвозди от гробов, виднеется ремешок от часов и каркас металлического зубного протеза.

Перемолотый прах помещают в пакет, сверху кладут жетон, все это складывают в урну. Обычно ее вместительность - порядка 2,8 кг. Сюда же кладется металлический жетон, который был с телом покойного во время кремации. Так родственники смогут убедиться, что им выдали того, кого нужно.

Кроме кремации человеческих тел, здесь иногда кремируют животных: хозяева могут заказать такую процедуру, например, для любимой собаки. Также у КП Киевский крематорий есть лицензия на кремацию биологических отходов, которые, как правило, привозят из медучреждений.

Комната, где останки перемалывают в прах и высыпают в урны

Дальше идем в урнохранилище, куда приходят получить урну с прахом. У входа в само хранилище - окошко для выдачи. Женщина проверяет документ и выдает прах. Тут же стоят примеры надгробий, плит и памятников, которые можно приобрести для захоронения праха.

Мы проходим мимо женщины и попадаем внутрь. Здесь - десятки стеллажей с урнами. Они все разной формы, есть из камня, из дерева и даже из керамики, подавляющее большинство - черного цвета. Каждый стеллаж помечен листом А4 с напечатанной буквой - той, на которую начинается фамилия усопшего. Но разбросаны они хаотично, не по алфавиту.

Между рядами ходит женщина с бумажкой в руках и выискивает нужное, чтобы отнести на выдачу. Ей помогает мужчина - в комбинезоне, шапочке и очках. Представляется Александром. От фото не отказывается и даже немного позирует. Работу делает методично, по нему видно, что занимается этим делом давно. Он ищет урны, которые нужны будут на выдачу и захоронение завтра. Я спрашиваю у него про странный порядок букв на стеллажах.

Да мы привыкли уже, много лет так, - говорит мужчина. Его должность звучит как заведующий урнохранилищем, но подчеркивает, что не главный тут - "над ним еще женщина". Я пытаюсь посчитать вместительность урнохранилища хотя бы в приблизительных цифрах. На одну полку стеллажа помещается 12-13 урн, в стеллаже - пять полок. Выходит порядка 70 урн на один стеллаж.

Чтобы найти на стеллаже с буквой нужную урну, приходится читать каждую гравировку: ни фотографии, ни какого-то другого маркера нет.

Когда родственники забирают урну, они сами решают, что делать дальше: захоронить ее здесь же, в колумбарии, забрать с собой, увезти в другой город или страну, или же развеять прах там, где пожелал усопший в своем завещании.


1. После прибытия траурной процессии к крематорию, родственник или ответственное лицо с необходимыми документами обращается к дежурному администратору для внесения соответствующей записи в регистрационную книгу установленного образца на основании свидетельства о смерти и счета-заказа на похороны, выдача близкому родственнику умершего удостоверение о захоронении (в случае последующего захоронения гроба с телом в могилу) или документ на кремацию.

2. Если гроб с телом находился в охлаждаемом помещении здания траурных гражданских обрядов (крематория), близких родственников приглашают для опознания покойного.

3. Внесение гроба в зал и размещение атрибутов должно производится до приглашения участников похорон. Атрибуты траурного ритуала размещают в зале следующим образом:

Портрет на постаменте или на подставке - у изголовья гроба;
- ордена и медали на траурных подушечках – у переднего края постамента;
- венки – справа и слева за постаментом;
- крышку гроба – у стены, справа от постамента (ее ставят вертикально, узким концом вниз);
- гроб с телом – на катафалке.

4. После установки гроба с телом и атрибутов похорон хор или оркестр исполняют траурные мелодии или включается запись траурной мелодии и под ее негромкое звучание приглашается войти в зал сначала родных и близких, которые садятся на места, установленные по правую руку от покойного, а затем и все участники церемонии прощания.

5. Разводящий выставляет к гробу четырех участников почетного караула, которые становятся у изголовья и в ногах попарно, лицом друг к другу (боком к длинной стороне гроба). Перед началом митинга почетный караул снимается.

6. После окончания звучания траурной мелодии ответственный, стоя у изголовья гроба, открывает траурную церемонию прощания кратким словом, например: «В этот скорбный час мы собрались в траурном зале, чтобы проводить в последний путь (называет имя, отчество, фамилию покойного). Открываем траурную церемонию прощания с гражданином России (перечисляет почетные звания, называет фамилию, имя и отчество покойного)». Ответственный предоставляет слово друзьям и сотрудникам покойного. Выступающие говорят о жизненном пути покойного, его заслугах перед обществом, городом, организацией, семьей. Если нет лиц, желающих выступить на церемонии прощания, то слово о жизненном пути покойного произносит с согласия родственников, церемониймейстер. Сведения о покойном он получает из «Кратких сведений об умершем(ей»), которые дают родственники при оформлении документов.

7. В ритуальном зале крематория по окончании тpaypной церемонии церемониймейстер просит всех проститься с покойным. Участники ритуала поочередно подходят к гробу для обряда последнего целования. Церемониймейстер закрывает лицо покойного покрывалом и с помощью кого-либо из присутствующих закрывает гроб крышкой. Церемониймейстер объявляет: «Гражданин Российской Федерации (называет фамилию, имя и отчество) закончил свой жизненный путь. Пусть добрая светлая память о нем сохранится в наших сердцах на долгие годы». Звучит траурная мелодия. Все склоняют головы. В крематории гроб с катафалка перемещают на лифт или транспортер. Для военнослужащих дается залп салюта. Церемониймейстер объявляет: «Траурная церемония окончена». Затем он провожает родственников к автобусу и, прощаясь, еще раз выражает им соболезнование. Рекомендуемая продолжительность траурной церемонии - до 30 минут. Если проводится отпевание, то освященную землю в гроб не вкладывают, а сохраняют для последующего вложения в урну.

8. Остающиеся после каждого ритуала прощания в зале крематория венки с лентами, вазоны и букеты цветов должны удаляться персоналом крематория на специальную площадку памяти, с которой после истечения 3 дней их перемещают на хозяйственный двор, а затем увозят для утилизации.
Захоронение урны с прахом

1. Захоронение праха может производиться как в урне, так и без урны. Предусмотрены следующие способы захоронения:
- захоронение урны с прахом в землю с установкой памятника;
- захоронение урны с прахом без установки памятника;
- установка урны с прахом в колумбарии (в «стене скорби»);
- развеивание праха.

2. Захоронение урны с прахом на кладбище при крематории должно производиться на основании предъявленных документов о кремации и паспорта лица, получающего урну. Для захоронения урны с прахом на другом кладбище данного города кроме указанных выше документов необходима справка администрации этого кладбища о наличии земельного участка (ниши в колумбарии) для захоронения. Урна с прахом может быть передана на следующий день после кремации. В особых случаях - передача урны в день кремации.

3. По письменному заявлению лица, на имя которого выписан документ о кремации, захоронение урны с прахом, установка ее в нише колумбария или захоронение праха без урны (развеивание) могут быть выполнены персоналом кладбища без присутствия при этом заявителя с составлением акта о совершенном погребении и записью в «Книге памяти».

4. Во время передачи урны с прахом в зале не должно быть других урн, кроме той, которая подлежит передаче, а также не должны присутствовать люди, не имеющие отношения к данной процедуре.

5. Урну рекомендуется устанавливать на постаменте с оформлением из живых цветов. Передача урны через окно не допускается. На урне должны быть написаны фамилия, имя, отчество умершего и регистрационный номер кремации. Перед передачей урны служащий выражает родным и близким соболезнование. Служащий на основании предъявленного ему документа о кремации и свидетельства о смерти заполняет и вручает родным удостоверение о захоронении урны с прахом. При этом вносится соответствующая запись в регистрационную книгу.

6. Служащий крематория должен бережно снять урну с прахом с катафалка, переместить ее в переносной футляр и вручить близкому человеку покойного. В тех случаях, когда урну с прахом хоронит большая группа людей, для переноса урны к месту захоронения (установки) следует применять катафалк-носилки.

7. Родных и близких, направляющихся к месту захоронения (установки) урны с прахом, должен сопровождать рабочий кладбища. Захоронение урны с прахом (установка в нишу колумбария) производится рабочим кладбища. На место захоронения родственники возлагают цветы. На мемориальных плитах, закрывающих нишу, не рекомендуется помещать фотопортреты, рекомендуется помещать изображения трудовых и боевых символов, допускается изображение религиозных символов.

8. Ко дню захоронения (установки) урны с прахом должна быть изготовлена мемориальная плита, закрывающая нишу колумбария, или памятник на могилу; на плите или памятнике указывают имя, отчество и фамилию, дату рождения и смерти захороненного.

9. Прах кремируемых сохраняется при крематории в течение 1 года со дня кремации. По истечении срока хранения администрация крематория обязана письменно известить об этом лицо, которому выдан документ о кремации, и далее администрация имеет право захоронить прах (без урны) в месте захоронения «невостребованных прахов». С этой целью на территории крематория должно быть предусмотрено место общего захоронения «невостребованных прахов». Оно должно иметь удобные подходы, отмечаться общим памятником (обелиском, стелой) без указания фамилий захороненных. Имена и фамилии захороненных следует вносить в «Книгу памяти».

Единственное, что, пожалуй, способно объединить множество существующих в мире религий - это вера в существование человеческой души. Душа же, как известно, - есть некая бессмертная субстанция: олицетворение чистоты и энергии. В то время как тело - это, всего лишь навсего, - ее вместилище, и его время существования на Земле ограничено.

Что происходит с душой после кремации?

Рано или поздно в жизни каждого наступает неотвратимый момент, когда осуществляется, скажем так, процесс избавления души от тела. И, в зависимости от принадлежности людей к тому или иному вероисповеданию, выбирается способ его (тела) упокоения. У одних это захоронение, другие же (как, например, древние египтяне) возводят, а точнее, - возводили невероятных масштабов гробницы и мумифицировали тела великих людей своей эпохи, помещая их, в конечно итоге, в эти грандиозные сооружения. Впрочем, - далеко не все египетские пирамиды являются гробницами… Но мы сейчас не об этом.

Возвращаясь к теме ухода человека из жизни, надо отметить, что одним из наиболее распространенных сегодня в мире способов освобождения души от тела является кремация последнего. Особенно популярна кремация в Европе и в Америке.

Что значит кремировать?

В буквальном смысле слово «кремация» cremare , в переводе с латинского, обозначает процесс сжигания трупов. (Звучит, конечно, несколько зловеще - но стоит относиться к этому спокойно.)

Надо сказать, что сжигание тела - это еще не конечный этап всего процесса прощания с человеком. После кремации прах усопшего обычно передают его родственникам, чтобы те решили, как поступить с ним дальше: захоронить или же развеять.

Некоторые, впрочем, никоим образом не хотят расстаться с овеществленной памятью о своем близком - и ставят урну с прахом в комнате на тумбочку у изголовья… чтобы быть всегда рядом…

Воистину - неисповедимы пути твои, Господи…

Что происходит с телом человека после кремации


Это понятно, я думаю, и без лишних пояснений: тело усопшего, в конечном итоге, превращается в пепел. И в этом, в принципе, нет ничего страшного: ведь большинство религий считает, что тело есть темница Души… Буддисты же и индуисты и вовсе уверены, что процесс сжигания идет душе только на пользу, ускоряя процесс ее высвобождения…

Важно при этом помнить, что, как считается во многих религиях, - тело можно предать огню или земле лишь на третий . Именно столько времени требуется для того, чтобы душа сумела покинуть свой сосуд. То есть, проводить кремацию нужно не раньше, чем через три дня после того, как умер человек. Этот срок необходим еще и для того, чтобы отделились друг от друга тело астральное (первое тело духовного свойства) и тело казуальное (тело личности).

Таким образом, важно понимать, что сожжению предается лишь земная, умершая оболочка души, которая не испытывает боли и не чувствует ее. Ну, а если уж так случилось, что кремировать умершего (или погибшего) пришлось раньше - тонкая материя, «задержавшаяся» рядом с телом, может испытать небольшой стресс…

Но бывают случаи и бытовой гибели: сгорание человека, скажем, при пожаре: и в этом случае вовсе не значит, что будет повреждена его душа. Просто этот процесс невольного кремирования, опять-таки, послужит для нее неким стрессом.

В принципе, на сегодняшний день, разницы в том, будет ли человек кремирован или просто захоронен, практически нет. Боли человек после смерти не ощущает. Хотя на эту тему можно встретить и иные свидетельства…

Вечный ад или способ очищения

или не вредит ли, все же, душе кремация тела?

Этот вопрос вполне закономерно возникает у родственников человека, покинувшего наш мир.

Отношение церкви к кремации до сих пор неоднозначно. Прямо скажем: и православная церковь, и иудаистская сожжение трупов отнюдь не приветствовала. А в Греции, например, кремирование и вовсе по сей день запрещено законом.

Тем не менее, на протяжении времени мы видим, как то, что еще вчера считалось невозможным и запретным, сегодня вполне себе нормально существует.

Православные каноны церкви, несмотря на еще относительно недавнюю их установку «земля еси и в землю отидеши», - сегодня, в большинстве своем, уже не осуждают кремацию. Отпевание тела умершего происходит даже в крематориях. А мысль о том, что с приходом Страшного Суда воскреснут лишь те, кто был захоронен – теперь есть мысль ошибочная. Ведь, по новой версии, когда тело кремируют - душа остается нетронутой, а для воскрешение в Судный день телесная оболочка вовсе не требуется.

Ссылки на библию по поводу кремирования

Впрочем, ни в Старом, ни в Новом Завете прямо не упоминается о том, что сожжение тела человеческого после его смерти является грехом. И в то же время, есть пометки о том, что грехом является сожжение человека на жертовнике. В свою очередь, существует мнение, что прах кремированного необходимо, все же, предать земле.

Место погребения при этом обязательно нужно обозначить. В православии такую роль выполняет памятник или же крест. Христианин, который был кремирован после своей смерти, имеет право на панихиды и отпевания ровно так же, как и все остальные (кроме тех смертных, кто совершил суицид). И после кремации душа его возносится на небеса так же, как это было бы и после погребения.

Как кремировали людей в прошлом

Кремирование как способ избавления от бренного тела усопшего было популярным еще задолго до нашей эры. Так, древние жители Скандинавского полуострова не хоронили своих собратьев. Для того, чтобы проститься с телом человека и отпустить его душу, применялась техника погребального костра. Тело умершего обматывали тканью и водружали на костер.

Существовали также и меры, которые при сожжении трупов важно было соблюдать. Особая актуальность такого способа прощания наблюдалась и в средние века, когда во многих регионах Европы свирепствовала чума. В этой связи ученые тех времен полагали, что закапывать тела в такой ситуации попросту опасно, так как эпидемия в этом случае может распространиться и дальше.

Так все же: хоронить в землю или кремировать?


Таким образом, как мы видим из всего вышеизложенного, кремация в наше время стала процессом, который равносилен традиционным похоронам. Но, несмотря на это, далеко не каждая семья, потеряв близкого, решается на этот шаг, боясь суеверий, что по-прежнему распространяются различными культами, сектами и их фанатиками.

Если же оценить этот метод прощания с человеком объективно, оказывается, что он не так уж и плох. В пользу кремации, например, существуют и определенные аргументы:

  1. Кремация - это отсутствие вероятности быть похороненным в состоянии клинической смерти;
  2. Очевидна экологическая чистота процесса: трупный яд не попадет в почву и не отравляет грунтовые воды;
  3. Имеет место быть экономия места из эстетических соображений;
  4. Имеется возможность сохранения праха в колумбариях;
  5. Относительно недорогая стоимость по сравнению с традиционными похоронами;
  6. И отсутствие, наконец, явных противоречий с существующими церковными канонами.

Вот только с одним невозможно, пожалуй, поспорить: среди славян кремация и по сей день - не самый распространенный метод прощания с умершими. Ведь традиции такого рода прививаются в культурных социумах годами и десятилетиями, чтобы степень шока в сознании людей от этого, прямо скажем, визуально не самого гуманного процесса, снижалась постепенно, из поколения в поколение.

Кроме того, в связи с тем, что эта процедура у нас не самая распространенная - не всегда есть к кому и обратиться за помощью в ее осуществлении. Особенно это касается небольших поселений, где мест кремирования не так уж много. Но, все же, они есть, и найти их можно, обратившись в организации по оказанию населению ритуальных услуг.

Как кремируют людей

Многие наверняка представляют себе весь этот процесс подобным картинкам фильмов ужасов в лучших их жанрах. Но это не совсем так. В крематориях во время кремации все происходит довольно просто и лаконично. Используется гроб, в который помещается покойный на третий день после своей смерти. Затем гроб с человеком отправляется в специальную камеру, где под воздействием высоких температур он сжигается до состояния праха.

Этот прах собирают потом в специальные погребальные урны, чтобы передать их родственникам. А вот на что нужно обращать внимание, когда выбрана кремация человека, - так это на соблюдение похоронной процедуры согласно вероисповеданию умершего. Т.е., если речь идет о христианах, то весь ритуал должен проходить по общепринятым правилам, с отпеванием и панихидой.

Что делать после ритуала кремации?

Ближайшие родственники покойного могут получить на руки прах в крематории. Прах передается в специальной погребальной урне. А вот что делать с ней дальше – решать им самим.

В целом, Православная церковь рекомендует хоронить урну, как подобает по ее канонам. Но, в зависимости от последней просьбы покойника и усмотрений родственников, можно не переживать о том, оставить ли прах после кремации где-то поблизости с собою или его захоронить. Ведь если в завещании человек попросил, например, свой прах развеять в каком-то особом месте, - стоит тогда так и поступить. Ведь Богу или Высшим силам не важно, из каких атомов или иных частиц вернуть потом человека к его новой жизни… В случае, если она, конечно, наступит.

Кремация и бальзамирование тела

И еще - давайте рассмотрим основные методы прощания с телом покойного:

  • Наиболее популярный – погребение. От праха к праху… В целом, этот способ наиболее популярен в СНГ и исламских государствах;
  • Сожжение останков – относительно новый метод. В России первый крематорий был возведен только в прошлом веке (в 1920 году). Популярностью он больше пользуется в Европе и Америке.
  • Бальзамирование. Самый древний способ. Он известен людям еще с незапамятных времен, когда Египтом правили фараоны.

Как видите, о первом методе говорить особенно подробно здесь незачем, так как он - привычный для православной культуры. Что же касается второго метода, то в его пользу были приведены доводы, позволяющие оценить его по достоинству. Но вот о бальзамировании в наше время едва ли кто-то подробно наслышан о них напоминают нам лишь широко разрекламированные мумии из эпохи Древнего Египта и, пожалуй, высохшая фигура Ленина, до сих пор покоящаяся в московском Мавзолее.


Бальзамирование - это способ, который используется (и, в большей степени, использовался) для сохранения тела с минимальными его повреждениями. Так, трупы, которые датируются еще пятым тысячелетием до нашей эры, сохранились и по сей день достаточно хорошо, в сравнении с окаменелыми частичками их «ровесников». Но подобный метод сегодня мало популярен, да и секрет составляющего бальзамов, использовавшихся египтянами, нашей цивилизацией давно утрачен.

И, в заключение сей прискорбной темы - еще несколько слов о некоторых ее подробностях:

Поминки и ритуальные традиции

Если человек болеет тяжелой болезнью, наша традиция настоятельно советует ему исповедоваться. Есть в этом смысл или нет - сказать трудно, но существует немало случаев, когда страдающие от рака люди, например, находясь на смертном одре, просили привести им священника для исповеди. И часто после того, как только они исповедовались, их муки достаточно быстро прекращались.

Что же касается процедур, связанных с захоронением, то все происходит обычно следующим образом:

  1. Тело человека привозят в храм, где происходит его отпевание (сейчас это мало практикуется, и священник чаще всего сам приезжает по просьбе родственников по месту нахождения тела);
  2. Далее следует процедура захоронения или кремации: в зависимости от того, что выберут родственники;
  3. Запечатывание (специальный обряд, проводимый священником).

Следом, после проведения погребального ритуала, все желающие приходят в дом родственников и поминают усопшего. Стол для поминок должен быть без излишеств. Наличие изысканностей не приветствуется. Родственники раздают конфеты и сладости окружающим с просьбой помянуть ушедшего близкого им человека.


Правда ли, что болезни объясняются психологическими причинами, какие разумные основания есть у этой идеи, и что делает её такой соблазнительной.

В 1923 году писательница Кэтрин Мэнсфилд, страдая от запущенного лёгочного туберкулёза, отметила в своём дневнике: «Скверный день. <...> ужасная боль и так далее. Ничего не могла делать. Слабость была не только физической. Чтобы выздороветь, я должна исцелить своё "я" . В этом корень того, что я не выздоравливаю. Мой разум мне не подчиняется». Тремя годами ранее Франц Кафка, страдая от того же заболевания, писал Милене Есенской: «Болен мой разум, а болезнь лёгких лишь выражение моего душевного недуга».

Если все болезни происходят от нервов, то лечить от туберкулёза нужно не лёгкие, а больную волю. Примерно так рассуждали тысячи вполне благоразумных людей на протяжении десятков лет - до тех пор, пока врачи не обнаружили причины туберкулёза и не научились эффективно его лечить с помощью стрептомицина и других противомикробных препаратов. Теперь сложно найти человека, который бы всерьёз верил в то, что туберкулёз происходит от внутренних конфликтов или чрезмерных страстей.

Убеждения меняются, но многое остаётся неизменным. Например, вера в то, что корни заболеваний нужно искать в психике человека.

Психосоматика - слово, которым принято обозначать единство телесных и психических функций у млекопитающих вида Homo sapiens . Психологические факторы влияют на возникновение заболеваний, а заболевания оказывают обратное влияние на психику человека: с этими простыми утверждениями не станут спорить даже самые консервативные представители официальной медицины.

Но человек, который убеждён, что «все болезни - от нервов», порой идёт гораздо дальше. Язву желудка и двенадцатиперстной кишки он свяжет с нелюбовью к себе, артрит - с нерешительностью и отказом действовать. Приверженцы альтернативной медицины любое, даже самое тяжёлое заболевание могут объяснить психологическими причинами. Как в таком случае отделить правду от вымысла, а реальные медицинские факты - от пустых заявлений?

«Каждый сам создаёт свою болезнь»

Луиза Хей и Лиз Бурбо - одни из самых известных апологетов идеи, что наши мысли и убеждения - главный источник наших психоэмоциональных и физических недугов (в России их дело продолжает, к примеру, Валерий Синельников ). Они даже разработали таблицы, в которых конкретные болезни соотносится с определёнными психологическими состояниями. Болезнь Паркинсона, по мнению Хей, возникает от страха и стремления к контролю. Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят. «Злоба, недовольство и обида, накопленные в течение долгого времени, буквально начинает поедать тело и становится болезнью, называемой РАК» - пишет она в своей самой известной книге «Исцели свою жизнь».

И у этой веры есть вполне серьёзные (и печальные) последствия. Человек, который убеждён, что его сердечные недомогания вызываются отказом от радости, скорее будет повторять про себя «я с удовольствием пропускаю поток радости через своё сознание, тело, жизнь» (как советует Хей), вместо того, чтобы своевременно обратиться к кардиологу. Альтернативная медицина вовсе не случайно подвергается наибольшим нападкам со стороны многих учёных и профессиональных скептиков. Даже если лечение, которое предлагают альтернативные «целители», само по себе безвредно, оно может стоит вам жизни из-за игнорирования реальных медицинских проблем.

Приведём всего один пример. Многие знают, что Стив Джобс девять месяцев после постановки диагноза отказывался от операции по удалению рака поджелудочной железы. Вместо этого он сел на диету, пробовал пищевые добавки, акупунктуру и другие альтернативные методы лечения. Когда он всё-таки лёг на операционный стол, было уже поздно: метастазы распространились по телу, и врачи не смогли его спасти. Артур Левинсон, друг Джобса и коллега по Apple, позднее рассуждал : «Мне кажется, Стив так страстно желает, чтобы мир был устроен определённым образом, что заставляет его быть таким. Иногда это не срабатывает. Реальность жестока». Рак не подчиняется нашим убеждениям, какими бы позитивными и благозвучными они не были. Любая болезнь своенравна. На неё не подействовать лишь убеждением.

Когда Сьюзен Сонтаг обнаружила, что болеет раком, она решила написать эссе , которое избавило бы эту болезнь от моральной и психологической окраски. В 1970-е годы многие считали, что рак вызывают определённые психологические характеристики пациентов: подавление эмоций, неудовлетворённость близкими отношениями, боль от недавней разлуки. Она сравнила эту болезнь с туберкулёзом, который тоже совсем недавно связывался с конкретными психологическими комплексами и «страстями». Ещё раньше такими характеристиками наделяли чуму. В XVI-XVII веке, в страдающем от эпидемии Лондоне бытовало поверье, что «счастливый человек неуязвим для заразы». Когда были найдены реальные методы лечения, эти фантазии быстро отошли в прошлое. То же самое случилось с туберкулёзом, а со временем, возможно, произойдёт и с раком.

Но как бы далеко ни зашёл прогресс в медицине, массовое убеждение в психологической природе заболеваний никуда не уходит.

С одной стороны, под этим убеждением кроются реальные основания. Влияние хронического стресса на возникновение многих заболеваний доказано многократными исследованиями. Стресс ослабляет реакции иммунной системы и делает организм более уязвимым для самых разных болезней. В этом случае врачи прибегают к «теории слабого места» , согласно которой на фоне стресса в первую очередь отказывают те органы и системы, которые у конкретного пациента ослаблены генетически. Но, как замечает Сонтаг, «гипотеза об иммунологическом отклике на эмоциональные потрясения вряд ли тождественна - или поддерживает - мысль о том, что эмоции вызывают болезни, а тем более положение о том, что определённые эмоции становятся причиной определённых болезней».

Не существует прямой связи между болезнями и психическими состояниями.

Вера в то, что источником заболеваний являются определённые состояния психики, уходит глубоко в прошлое. Ещё во времена Платона и Сократа греческий врач Гиппократ утверждал, что состояние организма тесно связано с темпераментом человека. Гневливость вызывает астму, вялость - расстройства желудочно-кишечного тракта, меланхолия - болезни сердца и мозга. Но Гиппократ всё-таки не преувеличивал важность психологии: основным источником болезней он считал дисбаланс жидкостей (гуморов) внутри организма. Гуморальная теория веками определяла облик западной медицины, пока не были найдены более эффективные теории и соответствующие методы лечения. Во времена Гиппократа многое было простительно. Но сегодня утверждение о том, что рак вызывают невысказанные обиды, можно объяснить только цинизмом или глупостью.

Какие болезни можно объяснить психологией

Само слово «психосоматика» появилось только в XIX веке, а классическая теория психосоматических заболеваний возникла уже к середине XX столетия. Один из основоположников этого подхода, психоаналитик Франц Александер,в 1950 году привёл перечень из семи основных психосоматических болезней, который в целом остаётся верным до сих пор. Это так называемая «чикагская семёрка»:

    эссенциальная гипертензия;

    язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;

    ревматоидный артрит;

    гипертиреоз (тиреотоксикоз);

    бронхиальная астма;

    язвенный колит;

    нейродермит.

Современная медицина не отрицает, что эти заболевания часто возникают на фоне стресса и негативных психологических переживаний. Но нельзя считать психологию их единственной причиной. Так, для возникновения язвы желудка не менее важным компонентом в большинстве случаев является бактерия Helicobacter pylori .

Другая разновидность заболеваний, которыми занимается современная психосоматическая медицина - это расстройства, у которых отсутствует физиологический субстрат при несомненном наличии негативных симптомов. Симптомы могут быть самыми разными: боли в разных частях тела; расстройства желудочно-кишечного тракта; кожные высыпания; неконтролируемые судороги и головные боли. Считается, что психосоматическую природу имеет синдром раздражённого кишечника - одно из самых распространённых в мире заболеваний ЖКТ, от которого страдают примерно 15-20% взрослого населения планеты. Но в последние годы учёные обнаруживают доказательства того, что определённые виды СРК являются аутоимунным заболеванием, которое возникает у людей, перенёсших бактериальную кишечную инфекцию.

Синдром хронической усталости, или миалгический энцефаломиелит - болезнь, которая сейчас подвергается сходному пересмотру. Ранее этот синдром, жертвы которого испытывают недостаток энергии даже при минимальных нагрузках и зачастую оказываются изолированы от общества, считался одной из разновидностей истерии. Пациентам рекомендовалось пройти курс психоанализа, чтобы проработать вытесненные эмоциональные травмы, которые якобы выражаются в упадке сил и других физиологических симптомах. Причины этой болезни до сих пор неизвестны (хотя есть предположения о вирусном характере СХУ). Зато очень хорошо известно, что ни психотерапия, ни антидепрессанты, ни «позитивный настрой» не помогают избавиться от болезни.

Состояние сознания и психологические установки обладают большой властью над телесными функциями. Это доказывает действенность механизма плацебо и его оборотной стороны - ноцебо. В 2007 году житель американского города Джексон, участвовавший в клиническом испытании антидепрессанта , поссорился с подругой, проглотил оставшиеся таблетки и был доставлен в больницу с тахикардией и опасно низким давлением. Когда организаторы испытаний сообщили, что пациент был в группе плацебо и принимал пустышки, все симптомы прошли за 15 минут.

Сознание телесно, а тело воспринимается психологически. Стресс - это не просто набор ощущений в нашей голове. Это конкретный физиологический процесс, который влияет на работу внутренних органов. Но, помимо психологических причин, у большинства заболеваний есть множество иных - питание, образ жизни, состояние окружающей среды, генетическая предрасположенность и случайные инфекции. Именно эти причины, как правило, оказываются основными.

Потребность объяснять болезни через негативные эмоции и психологические установки больше говорит не о болезнях, а о самом объясняющем и об уровне знаний его эпохи. Когда люди ничего не знали о бактериях и антибиотиках, у них были все основания считать чуму божьей карой, а туберкулёз - следствием несдержанных страстей. У любой болезни по определению есть психологическое измерение. То, как ведёт себя наше тело, влияет на внутреннее состояние и образ мыслей, а внутреннее состояние влияет на тело.

Что делает этот путь объяснения таким соблазнительным? Во-первых, его относительная простота. «Язва у тебя потому, что ты кого-то не перевариваешь» - произнесите это, и жизнь станет простой и понятной. Гораздо сложнее говорить о взаимодействии бактерий с внутренней средой организма, рационом питания, образом жизни, стрессом и многими другими физиологическими механизмами. Во-вторых, психологическое объяснение даёт иллюзию контроля над заболеванием. Прими свои эмоции, научись контролировать внутренние конфликты - и болезни тебе не грозят. Нет нужды говорить, что счастье никогда не было достаточной причиной для бессмертия.

В большинстве случаев от психологических объяснений в медицине лучше избавиться и посмотреть для начала на физиологию. Иногда болезнь - это просто болезнь, без всяких скрытых значений и подтекстов.

Техник крематория из Великобритании рассказала о секретах своей работы и ответила на вопросы, которые люди хотели узнать о последнем пристанище человека. Многие домыслы о работе крематориев были развеяны, но появилось и много новых подробностей. Например, о том, какой тип людей горит быстрее, чем пахнет в помещении после кремации и действительно ли крематории приторговывают прахом.

Техник рассказала, что в среднем процедура кремации длится чуть дольше часа, в зависимости от материала, из которого изготовлен гроб. Тела сжигают при температуре от 800 до 1 000 градусов, пока не останется один пепел.

Раковые опухоли делают кремацию дольше, пожилые или хрупкие люди также растягивают время горения и сгорают медленнее, чем более крупные люди с большим количеством жира. У очень худых людей нет большого количества топлива, поэтому может потребоваться больше времени на их кремацию.

Сотрудница крематория рассказала, что после процедуры ничем особенным не пахнет. Пепел состоит только из пережжённых костей и гроба. Мышцы и ткани полностью уничтожаются во время горения.

Техник рассказала, что иногда в остатках после кремации всё же остаются частички костей, если в них было много кальция. Также часто попадается несгоревший пирсинг и кольца. Украшения, по её словам, во время кремации расплавляются в маленькие шарики. Их не снимают заранее с покойника, если об этом не просят родственники.

Однажды я сгребала пепел и после кремации сохранилась книга. Мы думаем, что это была Библия с очень плотно упакованными страницами. Много лет назад распорядители по похоронам использовали Библии в качестве подушек для покойного.

Специалист также развеяла слухи о том, что сотрудники крематориев приторговывают человеческим пеплом (непонятно, с какими целями).

Они (останки, которые выдают родным) абсолютно на 100 процентов из правильного пепла. Идентификационная карточка прикрепляется к останкам и остаётся с ними до тех пор, пока пепел не покинет наш крематорий.

Отвечая на вопрос, на что похож человеческий пепел, сотрудница крематория ответила, что в большинстве случаев на очень мелкий гравий, а не на пепел от сигарет, как считают многие.

Техник рассказала, что, несмотря на то, что крематории «достаточно широки», существует «предел» размера тела, который они могут обрабатывать - из-за ограничений по весу. Некоторых «чрезвычайно больших людей» проще захоронить «с помощью крана».

Бывают и форс-мажорные ситуации. Например, иногда могут взрываться кардиостимуляторы внутри человека. Эксперт также рассказала о предпочтении в гробах. Картонные и плетёные ей не нравятся, потому что они «слишком хлипкие» и «создают много пепла».

Говоря о личном отношении к своей работе, техник рассказала, что «когда понимает, что последней прикасается к гробу чьего-то любимого человека, то чувствует большую честь».

Но у меня нет никаких эмоций, поскольку я не знала этого человека. Мне печально видеть детей или людей моего возраста, но я сохраняю это в себе. Эта работа заставляет меня любить жизнь и жить в полную силу.

Недавно довольно экстравагантного «клиента» пришлось принимать сотрудникам крематория на Карибах. Там молодого миллионера, любившего красивую жизнь, провожали в последний путь очень пышно. В гроб , а сам гроб доставили в крематорий на спорткаре.

А иногда похороны могут превратиться в настоящее веселье, как бы цинично это ни звучало. О таком случае рассказал житель Австралии, недавно похоронивший бабушку. Они с отцом хотели красиво развеять пепел бабули над океаном, но внезапно .

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то