Конспект урока "восточные славяне и их соседи". Восточные славяне и их соседи в древности

Древние славяне и их соседи

Образованию Древнерусского государства предшествовал длительный период формирования и развития на пространствах будущей Киевской Руси праславянских племен, которые складывались, борясь за выживание в междуречье Дуная и Днепра наряду с индоевропейскими и другими племенами.

На территории Восточной Европы ещё за тысячи лет до н.э. происходило расселение немногочисленных групп носителей различных индоевропейских праязыков; некоторые исследователи называют степное Причерноморье и Поволжье своего рода «вторичной индоевропейской прародиной». На территории Северной и Восточной Европы соседствовали несколько обособившихся друг от друга групп – славянская, балтская, германская и др.

В процессе греческой колонизации побережья Черного моря в разных районах Северного и Восточного Причерноморья возник целый ряд крупных городов, позже обросших более мелкими поселениями. Южные области Восточной Европы на протяжении примерно тысячелетия являлись ареной довольно тесных экономических, политических и культурных контактов носителей античной цивилизации с обитавшими здесь племенами.

Древнейшим народом Северного Причерноморья, известным по письменным источникам были киммерийцы. В ассирийских свидетельствах упоминается страна Гамир (земля киммерийцев), располагавшаяся южнее Кавказа. До настоящего времени окончательно не установлена их языковая принадлежность, судя по косвенным данным, они были ираноязычным народом. Но самым известным из всех народов обитавших здесь в древности, являлись скифы, принадлежавшие к тому крупному массиву ираноязычных народов, которые на протяжении многих столетий составляли основу населения евразийского степного пояса. Данные античных письменных источников (Геродот, Диодор Сицилийский и др.) свидетельствуют о скифах как пришельцах из Азии – они вторглись из-за реки Аракс (Амударья или Волга). Скифы принимали участие в войнах в Передней Азии, их вторжения происходили, видимо, с территории Северного Кавказа, где сохранились многие курганные могильники VII-VI вв. до н.э.

Большинство народов, именуемых античными авторами скифами, обладали сходным бытовым и хозяйственным укладом – это были кочевники-скотоводы. На всем пространстве евразийских степей от Северного Китая до Северного Причерноморья сохранились однотипные памятники (преимущественно курганы) - захоронения воинов-всадников, содержащие сходные предметы скифской триады: в вооружении, элементах конского убора и в произведениях искусства, выполненных в скифском стиле.

После переднеазиатских походов (V в. до н.э.) скифы переместились в Северное Причерноморье. В числе племен Причерноморской Скифии Геродот называет народы, живущие по течению Гипаниса (Южного Буга), – каллипидов, именуемых им также эллино-скифами, алазонов, скифов-пахарей. Восточнее их жили скифы-кочевники, а далее на восток – скифы царские, их владения простирались до реки Танаис (Дон), за которой обитали савроматы. В числе скифских племен назывались также сколоты, скифы-пахари, невры, будины, иирки и др. Это было оседло-земледельческое население, находившееся в постоянных экономических отношениях с кочевниками степей. От этих племен скифы получали значительную долю необходимых им продуктов, изделия ремесла и др. Сами скифы поставляли на античные рынки рабов, продукцию скотоводческого хозяйства и в обмен получали предметы роскоши, вино и др.

Наибольшего могущества скифская держава достигла в годы правления царя Атея (IV в. до н.э.). В дальнейшем скифское войско было разгромлено царем Македонии Филиппом, отцом Александра Македонского. В III в. до н.э. начался закат скифской державы. Скифы были вытеснены из Северного Причерноморья новой волной кочевых ираноязычных племен – сарматами. Остатки скифов до III в. н.э. существовали на территории Крымского полуострова, а также занимали небольшую территорию по нижнему течению Днепра. Поздние скифы уже не были кочевниками, а вели оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство. В III в. это государство было сокрушено немецкими племенами – готами.

С III в. до н.э. до IV в. н.э. на огромной территории, включавшей Поволжье, Северный Кавказ и Северное Причерноморье, господствовали крупные племенные объединения сарматов: языги, роксоланы, сираки, аорсы, аланы и др. С конца IV в. в течении первого тысячелетия в степной зоне Северного Кавказа и Северного Причерноморья доминировали тюркоязычные и угорские племена: гунны, болгары, хазары, угры (венгерские племена), авары, печенеги и др.

В центре и на севере средней Европы, в междуречье Вислы и Одера, верхнего Днепра, Припяти и Западного Буга, вплоть до Карпат формировались общности, ставшие носителями общеславянского, а в дальнейшем древнерусского языка. Здесь археологами выделены культуры праславян конца II-I тысячелетий до н.э. Считается, что именно в ареале культур I-го тыс. до н.э. сформировались общекультурные или раннецивилизационные черты славянства (деревянное домостроительство в виде срубов и полуземлянок, глиняная посуда, поля погребальных урн с кремацией праха умерших). Во II в. до н.э. между верховьями Западного Буга и Среднего Днепра сложилась Зарубинецкая культура, впитавшая традиции нескольких культур: жители строили полуземлянки и бревенчатые дома, основу их хозяйства составляло мотыжное земледелие и домашнее скотоводство. Было освоено производство железа.

В I-II вв. н.э. венеды (северные «варвары», в числе которых были и славяне) играли уже заметную роль в международных политических событиях в Европе того времени, о чем писали Тацит, Птолемей, Плиний Старший. Название венеды сохранилось в племенном названии вятичей. Во II-III вв. с севера Европы в Северное Причерноморье продвинулись древнегерманские племена готов. По сведениям историка Иордана, готский король Германарих в IV в. создал огромную державу, охватывавшую часть Восточной Европы с центром в Приазовье. Она была разгромлена гуннами, но еще до этого готам пришлось долго воевать с антами, жившими западнее Нижнего Поднепровья. По современным представлениям, анты – самостоятельная племенная группа восточных славян, которая совместно с другими народами (готами, сарматами) создала в первых веках н.э. богатейшую нижне-поднепровско-причерноморскую, так называемую Черняховскую культуру. Ее северные границы доходили до реки Роси, притока Среднего Днепра.

Историческая география позволяет выделить в лесной зоне регионы, наиболее благоприятные для протекания этногенеза (естественно-исторического развития народа) славян – это достаточно большое пространство, где, с одной стороны, возможны регулярные связи между жителями разных частей региона, а с другой стороны, может безопасно жить постоянное население.



Процесс славянского этногенеза протекал на юге лесной, отчасти в лесостепной зоне, и в предгорьях Карпат. В V в. отмечено появление нового этноса – носителя Пражской культуры, связанной своими корнями с Пшеворской; их ареал совпадает с территорией древнейших славян, называемых склавинами (по Днестру, на Дунае и дальше на север до Вислы). По свидетельству византийского автора Прокопия Кессарийского, склавины и анты говорили на одном языке, имели одинаковый быт, обычаи и верования. Эти племена жили в последний период существования общеславянского языка. Позднее славяне разделились на восточных, западных и южных.

Кроме территории современных государств Чехии и Словакии, памятники Пражского типа обнаружены и в ряде районов Украины, где их называют Корчакскими (по селу Корчак Житомирской области). На основании археологических изысканий, а также данных славянской топонимики и летописных сведений культуру «корчак» связывают с существовавшим у восточных славян большим союзом племен дулебов, из которых вышли исторически известные волыняне, древляне, дреговичи и поляне. В VI-VIII в. славяне мигрируют на юго-запад, к границам Византии и на восток.

Раннеславянская (восточнославянская) культура была новым явлением, возникшим после крушения Рима, в эпоху Великого переселения народов. Она впитала многие достижения предшествующих культур, а также вобрала в себя балтские, аварские, аланские и другие элементы.

В результате расселения древних славян на территории балтов и разложения первобытно-общинных отношений сложились новые образования – территориально-политические союзы, знаменовавшие собой конец первобытной истории и зарождение феодальных отношений. Начали формироваться племенные союзы восточных славян: в конце VIII в. на левобережье Днепра и в междуречье Днепра и Верхнего Дона сложилась и просуществовала несколько веков роменско-борщевская культура: славяне проживали в поселениях, расположенных на мысах рек, укрепленных валом и рвом; жители занимались земледелием и скотоводством. В VIII в. на правобережье Днепра (Житомирщине) развивалась лука-райковецкая культура, унаследовавшая достижения пражской культуры. В результате генезиса корчакских, лука-райковецких, роменско-борщевских племен сформировалась культура Древнерусского государства восточных славян.

Третий период развития славянской культуры – феодальный – начался с образованием славянских государств, в частности Древнерусского государства с центром в Киеве.

Что касается до славян, то древнейшим местом их жительства в Европе были, по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов и склавен были известны еще в готские и гуннские времена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки) и на восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр, вероятно, еще в VII в. и, постепенно расселяясь [см. статью Расселение восточных славян ], дошла до озера Ильменя и до верхней Оки. Из русских славян (§ 1) вблизи Карпат остались хорваты и волыняне (дулебы, бужане). Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых притоках. Северяне, радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Западной Двины, а их отрасль словене заняли систему озера Ильменя. В своем движении вверх по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений, славяне пришли в непосредственную близость с финскими племенами, литовскими племенами и хазарами.

Самым диким из соседивших со славянами племен было финское племя, составляющее, по-видимому, одну из отраслей монгольской расы. В пределах нынешней России финны жили с незапамятной поры, подчиняясь культурному влиянию как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемиса, вотяки, зыряне и мн. др.), финны занимали своими редкими и малыми поселениями лесные пространства всего русского севера. Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства, финские звероловческие народцы оставались в первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в их земли. Они или быстро подчинялись более культурным пришельцам и сливались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои владения и уходили от них на север или восток. Таким образом, с постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских земель переходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливался обруселый финский элемент. Лишь изредка там, где финские, жрецы-шаманы (по старому русскому названию, «волхвы» и «кудесники») поднимали свой народ на борьбу, финны становились против русских. Но эта борьба неизменно кончалась победою славянства, и начавшееся в VIII-IX вв. обрусение финнов неуклонно продолжалось и продолжается еще до наших дней. Одновременно с славянским воздействием на финнов началось сильное воздействие на них со стороны болгар волжских (тюркского народа, названного волжским в отличие от болгар дунайских). Пришедшие с низовья Волги к устьям Камы, кочевые болгары основались здесь и, не довольствуясь кочевьями, построили города, в которых началась оживленная торговля. Арабские и хазарские купцы привозили сюда с юга по Волге свои товары (между прочим, серебряную утварь, блюда, чаши и пр.); здесь они выменивали их на ценные меха, доставляемые с севера по Каме и верхней Волге. Сношения с арабами и хазарами распространили между болгарами магометанство и некоторую образованность. Главные болгарские города (в особенности город Болгар, или Булгар, на самой Волге) стали очень влиятельными центрами для всей области верхней Волги и Камы, населенной финскими племенами. Влияние болгарских городов сказывалось и на русских славянах, торговавших с болгарами, а впоследствии враждовавших с ними. В политическом отношении волжские болгары не были сильным народом. Завися первоначально от хазар, они имели, однако, особого хана и подчиненных ему царьков или князей. С падением Хазарского царства болгары существовали самостоятельно, но много терпели от русских и были окончательно разорены в XIII в. татарами (их потомки, чуваши, представляют теперь слабое и малоразвитое племя).

Литовские племена (литва, жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и др.), составляющие особую ветвь арийского племени, уже в глубокой древности (во II в. по Р. Хр.) заселяли те места, на которых позднее их застали славяне. Поселения литовцев занимали тогда бассейны рек Немана и Западной Двины и от Балтийского моря доходили до р. Припяти и истоков Днепра и Волги. Отступая постепенно перед славянами, литовцы сосредоточились по Неману и Западной Двине, в дремучих лесах ближайшей к морю полосы, и там надолго сохранили свой первоначальный быт. Племена их не были объединены; они делились на отдельные роды и взаимно враждовали. Религия литовцев заключалась в обожествлении сил природы (Перкун - бог грома), в почитании умерших предков и вообще находилась на низком уровне развития. Вопреки старым рассказам о литовских жрецах и различных святилищах теперь доказано, что у литовцев не было ни влиятельного жреческого сословия, ни торжественных религиозных церемоний. Каждая семья приносила жертвы богам и божкам, почитала животных и священные дубы, угощала души умерших и занималась гаданиями. Грубый и суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили их ниже славян и заставляли литву уступать славянам те литовские земли, на которые направлялась русская колонизация. Там же, где литовцы непосредственно соседили с русскими, они заметно поддавались культурному их влиянию.

По отношению к финским и литовским своим соседям русские славяне чувствовали свое превосходство и держались наступательно. Иначе было дело с хазарами . Кочевое тюркское племя хазар прочно осело на Кавказе и в южнорусских степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и торговлей. Зиму хазары проводили в городах, а на лето выселялись в степь к своим лугам, садам и полевым работам. Так как через земли хазар пролегали торговые пути из Европы в Азию, то хазарские города, стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и влияние. Особенно стали известны столичный город Итиль на нижней Волге, Семендер на Кавказе и крепость Саркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги. Они были важными рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими и одновременно сходились магометане, евреи, язычники и христиане. Влияние ислама и еврейства было особенно сильно среди хазар; хазарский хан («каган», или «хакан») со своим двором исповедовал иудейскую веру; в народе же всего более было распространено магометанство, но держались и христианская вера и язычество. Такое разноверие вело к веротерпимости и привлекало к хазарам поселенцев из многих стран. Когда в VIII ст. некоторые русские племена (поляне, северяне, радимичи, вятичи) были покорены хазарами, это хазарское иго не было тяжелым для славян. Оно открыло для славян легкий доступ на хазарские рынки и втянуло русских в торговлю с Востоком. Многочисленные клады арабских монет (диргемов), находимые в разных местностях России, свидетельствуют о развитии этой восточной торговли в VIII-X вв. В эти именно века Русь находилась сначала под прямой хазарской властью, а затем под значительным хазарским влиянием. В X же веке, когда хазары ослабели от упорной борьбы с новым кочевым племенем - печенегами, русские стали сами нападать на хазар и много способствовали падению Хазарского государства.

К числу соседей и сожителей русских славян принадлежали варяги . Они жили «за морем» и приходили к славянам «из-за моря». Именем «варягов» («варангов», «варингов») не только славяне, но и другие народы (греки, арабы, скандинавы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться в IX в. среди славянских племен, на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции, в виде военных или торговых дружин. Они торговали или нанимались на русскую и византийскую военную службу или же просто искали добычи и грабили, где могли. Трудно сказать, что именно заставляло варягов так часто покидать свою родину и бродить на чужбине; в ту эпоху вообще было очень велико выселение норманнов из Скандинавских стран в среднюю и даже южную Европу: они нападали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию. Среди же русских славян с середины IX ст. варягов было так много и к ним славяне так привыкли, что варягов можно назвать прямыми сожителями русских славян. Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов «за море», на их родину. При тесном общении славян с варягами можно было бы ожидать влияния варягов на славянский быт. Но большого влияния их, по-видимому, не было, потому что в культурном отношении варяги не были выше славянского населения той эпохи.

Восточные племена славян имели множество народов-соседей, которые проживали в непосредственной близости от границ их территории. Постоянные контакты нескольких народов имеют огромное значение в истории. Нередко народы перенимают друг у друга обычаи и культурные особенности, но не редки и случаи военных конфликтов (например, на религиозной почве).

Cоседи восточных славян (общая характеристика):

Восточные славяне соседствовали с южными и западными славянами , у которых в шестом – восьмом веках тоже шёл процесс формирования государственности. Их соседями также были предки теперешних народов Балтики: ятвяги, пруссы, латгалы, а также ливы и другие народности. А на севоро-востоке обитали такие финские племена как: карелы, чудь, эсты и сумь. Как правило, это были мирные народы, дружившие со славянскими племенными союзами. С варягами, промышлявшими различного рода разбоем, у восточных славян не складывались положительные отношения, ровно так же, как и с Хазарским каганатом, находившимся по соседству. Данное мощное государство неоднократно совершало грабительские набеги на древнерусскую землю. Это соседство славян с Великой степью долгое время угрожало самому существованию славянского народа. Именно из-за таких набегов и было принято решение объединить военные силы.

Помимо варварских кочевых народов восточные славяне граничили с Византией, с которой заключали торговые договора, а также перенимали различный опыт (ремесленничество, военное дело и пр.). Кроме того, наши предки тоже совершали набеги на этот великий город.

Довольно сложными были отношения восточных славян с теми этносами, которые уже успели создать крепкие племенные союзы и даже раннегосударственные образования. Одним из них было болгарское государство (середина седьмого века). Результатом внешнего давления и внутренних неурядиц большая часть болгарского населения откочевала на Дунай с ханом Аспарухом, где подчинила себе южнославянские племена. Оставшийся болгарский народ во главе которого стоял хан Батбай выдвинулась и осела на северо-востоке на нижней Каме (в среднем течении Волги), создав, таким образом, государство Булгарию, которое долго представляло угрозу для восточных славян.

Таким образом, мы видим, что такое соседство с кочевниками, варварами и Византией повлияло не только на культуру восточных славян, но и побудило их к объединению в одно мощное государство для собственной защиты.

  • § 1. Политическая история IX-XII вв.
  • § 2. Социально-политическое развитие Киевской Руси.
  • § 3. Социально-экономические отношения.
  • § 4. Русь Новгородская.
  • § 5. Владимиро-Суздальская Русь.
  • § 6. Галицко-Волынская Русь.
  • § 7. Культура Древней Руси.
  • Глава III. Русь в XIII в.
  • § 1. Монгольское нашествие.
  • § 2. Улус Джучи.
  • § 3. Русъ и Орда.
  • § 4. Западная политика русских князей.
  • Глава IV. Великое княжество литовское и восточнославянские земли.
  • § 1. Возникновение и развитие Великого княжества Литовского.
  • § 2. Унии Литвы с Польшей.
  • § 3. От общины к крупному землевладению: социальная история русских земель в составе Великого княжества Литовского.
  • § 4. Формирование украинской и белорусской народностей.
  • Глава V. Великий новгород и псков в XIII-XV вв.
  • § 1. Великий Новгород.
  • § 2. Псков.
  • Глава VI. Московское государство в XIV-XVI вв.
  • § 1. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы и образование единого государства.
  • § 2. Смута второй четверти XV в.
  • § 3. Образование Российского государства.
  • § 4. Московское царство XVI в. Внутренняя политика.
  • § 5. Внешняя политика в конце XV-XVI в.
  • § 6. Социально-экономический строй России в XIV-XVI вв. Эволюция русской государственности.
  • § 7. Казачество - феномен российской истории.
  • § 8. Русская культура хш-XVI вв.
  • Глава VII. Россия в XVII в.
  • § 1. Смутное время в Российском государстве.
  • § 2. Правление первых Романовых.
  • § 3. Русская культура в XVII в.
  • Глава VIII. Россия в XVIII в.
  • § 1. Россия накануне петровских реформ.
  • § 2. Северная война. Военные реформы.
  • § 3. Государственные преобразования Петра I.
  • § 4. Реформы в области экономики и финансов. Социальная политика Петра I.
  • § 5. Реформы в области культуры.
  • § 6. Социальная борьба в первой четверти XVIII в.
  • § 7. Россия во второй четверти XVIII в.
  • § 8. Екатерина II.
  • § 9. Русская культура в XVIII в.
  • Глава IX. Российская империя в конце XVIII - первой половине XIX в.
  • § 1. Социально-экономические развитие России в первой половине XIX в.
  • § 2. Внутренняя политика Павла I.
  • § 3. Внешняя политика России в царствование Павла I.
  • § 4. Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг.
  • § 5. Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.
  • § 6. Отечественная война 1812 г.
  • § 7. Военные действия в Европе и крушение наполеоновской империи (1813 - 1815).
  • § 8. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
  • § 9. Внешняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
  • § 10. Движение декабристов. Первые тайные организации.
  • §11. Северное и Южное общества. Восстания в Петербурге 14 декабря 1825 г. И Черниговского полка на Юге и их подавление.
  • § 12. Общественное движение в России во второй четверти XIX в.
  • § 13. Внутренняя политика Николая I (1825-1855).
  • § 14. Внешняя политика Николая I (1825-1853).
  • § 15. Крымская (Восточная) война (1853-1856).
  • § 16. Русская культура в первой половине XIX в.
  • Глава X. Россия во второй половине 1850 - начале 1890-х гг.
  • § 1. Политическая ситуация в России на рубеже 1850-1860-х гг.
  • § 2. Внутренняя политика Александра II в i860-1870-е гг. Либеральные реформы.
  • § 3. Развитие капитализма и формирование промышленного пролетариата в России в 1860 - середине 1890-х гг.
  • § 4. Общественное движение 1860- 1870-х гг. Революционное народничество.
  • § 5. Политический кризис конца 1870 - начала 1880-х гг.
  • § 6. Внутренняя политика Александра III (1881-1894).
  • § 7. Рабочее движение 1860 - начала 1890-х гг. Распространение марксизма.
  • § 8. Внешняя политика России в 1856-1894 гг.
  • § 9. Средняя Азия и Казахстан в середине XIX в. Присоединение Средней Азии к России.
  • § 10. Политика России на Дальнем Востоке.
  • § 11. Восточный кризис 1870-х гг. Русско-турецкая война (1877-1878).
  • § 12. Внешняя политика России в 1880- 1890-е гг.
  • § 13. Русская культура 1860- 1890-х гг.
  • Глава XI. Россия в конце XIX - начале XX в.
  • § 1. Экономическая политика самодержавия.
  • § 2. Промышленное развитие в конце XIX - начале XX в.
  • § 3. Аграрное развитие России на рубеже двух веков.
  • § 4. Население России. Российское общество в конце XIX - начале XX в.
  • § 5. Рабочее и крестьянское движение накануне революции 1905-1907 гг. Радикальные политические организации.
  • § 6. Самодержавие накануне революции 1905-1907 гг.
  • § 7. Начало Первой русской революции и ее развитие в январе - декабре 1905 г.
  • § 8. Отступление революции. I и II Государственные думы.
  • § 9. Третьеиюньская монархия (1907-1914).
  • § 10. Внешняя политика России во второй половине 1890 - начале 1900-х гг. Русско-японская война.
  • §11. Внешняя политика России в 1905-1914 гг.
  • § 12. Начало Первой мировой войны. Военные действия на Восточном фронте в 1914 - феврале 1917 г.
  • §13. Экономика России в период Первой мировой войны.
  • § 14. Внутриполитическое развитие России в период Первой мировой войны.
  • § 15. Февральская революция.
  • § 16. Русская культура в конце XIX - начале XX в.
  • § 3. Восточные славяне и их соседи.

    О расселении восточнославянских племен может многое поведать древнейшая русская летопись "Повесть временных лет". Она сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях - древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье. На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи, огромный массив которых со временем распался на три ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских; соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки - вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря, поселились уличи и тиверцы.

    Долгое время историки не доверяли этой летописной географической схеме, но археология в начале XX столетия подтвердила ее. Помогли здесь... женские украшения. Оказалось, что один из наиболее распространенных типов женских украшений у восточных славян - височные кольца, различается по всей территории Русской равнины. Выяснилось, что определенные разновидности этих украшений соответствуют определенному расселению того или иного восточнославянского "племени". Позднее эти наблюдения были подтверждены изучением и других элементов материальной культуры восточных славян.

    Расселяясь по столь обширному пространству, восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, которые населяли Восточную Европу до них или пришли сюда в это же время. Известно, что балты жили вплоть до района современной Москвы, о чем свидетельствует изучение топонимики (географических названий), которые оказываются весьма устойчивыми, сохраняясь на протяжении столетий. Районы северо-востока были населены финно-уграми, а на юге издавна обитали ираноязычные племена - потомки уже известных нам сарматов. Военные столкновения сменялись периодами мирных отношений, шли ассимиляционные процессы: славяне как бы втягивали в себя эти народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки, новые элементы материальной культуры. Синтез, взаимодействие культур - важнейшее явление времени расселения славян по Русской равнине, прекрасно иллюстрируемое данными археологических раскопок.

    Более сложными были отношения с теми этносами, которые смогли создать уже достаточно крепкие союзы племен или даже раннегосударственные образования. Одно из таких образований в середине VII в. было создано болгарами. В результате внутренних неурядиц и внешнего давления часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где подчинила местные южнославянские племена. Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство Булгарию. Это государство долгое время представляло реальную угрозу для восточных славян.

    Тюркскими племенами были и хазары, которые во второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем они также оседают на земле, создают свое раннегосударственное образование, которое охватило огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского каганата, как стало называться это образование (хазарский правитель именовался каганом), находился в низовьях Волги. Этнических хазар-тюрок было не так много, основное же население составляли представители так называемой салтово-маяцкой культуры, которая состояла из представителей разноэтнического населения Восточной Европы, в том числе и славян. В основном население каганата было языческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм. Часть восточнославянских племен, соседствовавшая с границами (весьма расплывчатыми) каганата, должна была, по свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам.

    Грозная для восточных славян опасность нависла и с северо-запада. Скудная земля Скандинавского полуострова выталкивала в Европу большие отряды "искателей славы и добычи, пенителей морей" - норманнов, которых называли на Руси варягами. Во главе отрядов стояли викинги, происходившие большей частью из знатных семей. Закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженные эффективным оружием - секирой с остроконечным штыком, норманны были страшной опасностью для многих стран Европы. Пик варяжских набегов на славянские территории приходится на IX в.

    В борьбе с врагами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов, это сотенная система, когда каждое племя выставляло сто воинов во главе с "сотским", а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность "тысяцкого". Одним из военных руководителей был и князь. Слово "князь" - общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Из источников мы знаем о племенных вождях-князьях. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами скорее всего и были летописные "племена" полян, древлян, дреговичей и т.д. Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз.

    Исторические свидетельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его потомках. В летописи сказано: "И по сих братьи (Кий, Щек и Хорив. - Авт.) держати почаша род их княженье в полях, а в древлях, свое, а дреговичи свое, а словени свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже полочане".

    Арабский историк Масуди сообщает о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан - о князе Боже. Таким образом, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Князь племени мог избираться на время, в период военных действий. Его власть невелика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья выполняли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники, - старцы градские (летописи употребляют термины "старейшины" и "старцы градские" как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине X в. - переломное время княжения Владимира - они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы-советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию - общения населения с князем. Старцы градские - племенная знать, которая занималась гражданскими делами.

    В военных делах князю помогала дружина. Она также зарождается еще в недрах первобытно-общинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и так же, как и князь, исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных.

    Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча - народные собрания - возникают в глубокой древности. О них писал еще византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский (VI в.), повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших документов о вече свидетельствует о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родо-племенных связей, оно активизировалось. Дело в том, что родовые связи сковывают человека, родовая защита, которая в древности была благом для любого члена рода, со временем становится тормозом для развития демократического правления.

    Эту триаду - князь, совет старейшин и народное собрание - можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития.

    Восточнославянские племена на территории Древней Руси

    В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85 % населения России, 96 % — Украины и 98 % — Белоруссии.

    Вопрос о времени появления славян на Балканском полуострове, в Центральной и Восточной Европе до сих пор является одним из самых дискуссионных в исторической науке.

    Большинство историков считают древнейшими восточнославянскими археологическими культурами зарубинецкую и черняховскую . Зарубинецкая археологическая культура относится к железному веку и датируется III в. до н. э. — III в. н. э. Была распространена на территории современной западной и центральной Украины, южной Белоруссии, на западе России. Открыта в 1899 г. археологом В. Хвойкой и названа так по названию села Зарубинцы (Черкасская обл., Украина). Черняховская культура датируется II-IV вв. Охватывала территорию современной Украины, Крыма, Молдавии, Румынии. Название свое получила от села Черняхов (Киевская обл.), близ которого В. Хвойка в 1900 г. обнаружил могильник (кладбище), относящийся к данной археологической культуре.

    Первые письменные сведения о славянах относятся к I в. н. э. Римские авторы в своих трудах описывали славянские племена под именами венеды , анты , склавины . Впервые сведения о племени венедов встречаются в «Естественной истории» римского историка Плиния Старшего (23-79 гг. н. э.). Плиний называет венедов в числе народов, живущих в бассейне реки Вислы. Римский историк Корнелий Тацит (ок. 56 — ок. 117 г. н. э.) указывает, что венеды жили в северной части Подунавья и в лесной полосе Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Часть венедов на рубеже VII-VIII вв., по-видимому, переселилась восточнее Вислы.

    Более полные сведения о славянах содержатся в труде готского епископа Иордана, жившего в VI в. Из его произведений следует, что в VI в. славяне заселяли территорию от Среднего Подунавья до Нижнего Днепра.

    Арабский путешественник и писатель Ибн-Фадлан после 922 г. оставил уникальные описания быта и политического устройства славянских племен.

    Византийские источники упоминают и славян, и антов, которые, по словам автора византийского военного трактата конца VI в. «Стратегикон», были похожи по своему образу жизни и обычаям. О близости славян и антов пишет и другой византийский автор VI в. — Прокопий Кесарийский.

    Отечественным источником о древней истории славян является «Повесть временных лет» — наиболее ранний дошедший до нас летописный свод (сборник) начала XII в., написанный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Летопись охватывает период славянской истории от библейских времен и заканчивается 1117 г. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 г.

    Славянские племенные союзы

    Согласно сведениям «Повести временных лет», на Восточно-Европейской равнине проживали 15 восточнославянских племен (племенных союзов).

    Восточнославянские племена

    • Ильменские словене были названы так по озеру Ильмень, которое находилось в их владениях. Столицей племенного союза был город Новгород, стоявший на берегу реки Волхов, вытекавшей из озера Ильмень. Городами на территориях ильменских словен были Ладога, Старая Русса, Псков.
    • Кривичи жили в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска, Изборска, Ярославля, Ростова Великого, Суздаля, Мурома. Название племени происходило от имени князя Крива, который объединил под своей властью все малочисленные племена, проживавшие на этой территории. На землях кривичей впоследствии возникла Москва.
    • Полочане расселились на берегах реки Полоти, впадающей в Западную Двину. Главным городом племени был Полоцк.
    • Дреговичи жили на берегах реки Припяти. Получили свое название от слова «дряговина» («болото»). Здесь находились города Туров и Пинск.
    • Радимичи , обитавшие в междуречье Днепра и Сожи, назывались по имени их первого князя Радима.
    • Вятичи проживали в бассейне Верхней и Средней Оки. Получили название от имени своего князя Вятко. На земле вятичей располагалась Рязань.
    • Северяне были самым северным восточнославянским племенем (междуречье Десны и Сейма). В их землях стояли города Новгород-Северский и Чернигов.
    • Поляне , населявшие земли вокруг Киева и Переяславля, назывались так от слова «поле». Их главным занятием было земледелие, что способствовало развитию у них сельского хозяйства и животноводства. Поляне вошли в историю как племя, начавшее процесс объединения всех восточнославянских племен в единое государство.
    • Русичи жили по течению реки Рось, от названия которой произошло название племени, а впоследствии и всей территории проживания славян (Русь, Россия).
    • Тиверцы занимали территорию по берегам Днестра до устья Дуная и берегов Черного моря. Название происходит от реки Тивр (Днестр).
    • Уличи занимали земли в Нижнем Поднепровье, на берегах Буга и побережье Черного моря. Их главным городом был Пересечень.
    • Древляне жили по течению рек Тетерев, Уж и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра. Главным городом был Искоростень на реке Уж. Свое название они получили от слова «древо» — дерево, потому что жили древляне преимущественно в густых лесах.
    • Белые хорваты жили вокруг города Перемышль на реке Сан. Название племени отождествляют с древнеиранским словом «пастух», что свидетельствует об основном их занятии — скотоводстве.
    • Волыняне селились по обоим берегам Западного Буга и в верховьях Припяти. Их главным городом был Червень.
    • Бужане размещались на берегах Южного Буга. Существует мнение, что волыняне и бужане были одним племенем, а их самостоятельные названия произошли только вследствие различных мест обитания.

    Соседи славянских племен

    На западе и юге Европы соседями восточных славян были западные и южные славяне, у которых в VI-VIII вв. также шел процесс образования государственности. К западным славянам относятся современные поляки, словаки, чехи. К южным славянам относятся современные сербы, болгары, хорваты.

    На юге и востоке соседями восточнославянских племен были многочисленные кочевые и полукочевые народы. Они образовывали собственные государства и совершали набеги на соседние славянские территории.

    Восточные славяне соседствовали с Византией. Византийская (Восточная Римская) империя (395-1453 гг.) — это государство, которое возникло после раздела Римской империи на западную и восточную части. Русско-византийские отношения IX-XI вв. — это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников. С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии.

    Занятия восточных славян

    Основным занятием восточных славян было земледелие. Как и все земледельцы, древние славяне вели оседлый образ жизни (проживание на одном месте). У славянских племен сложились две основные системы земледелия :

    • Подсечно-огневая сформировалась на севере, в районе густых лесов. В первый год на новом участке вырубали деревья и оставляли их высыхать. На следующий год срубленные деревья сжигали и в золу сея ли зерно. Удобренный золой участок давал довольно неплохой урожай в течение нескольких лет, а потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ, борона. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.
    • Переложная преобладала в южных плодородных районах: участки засевали, а после истощения почвы переходили («перекладывались») на новые земли. В качестве основных орудий использовали рало и деревянный плуг с железным лемехом (наконечником). Плужное земледелие было более эффективным и давало высокие стабильные урожаи.

    С земледелием было тесно связано скотоводство . Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота использовали волов. Важная роль скотоводства подтверждается тем, что в древнерусском языке слово «скот» означало также «деньги».

    В VII-VIII вв. у славян сформировались основные ремесленные специальности — кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, гончары.

    Важное место в хозяйстве восточных славян играли сезонные промыслы — охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

    Общественный строй восточных славян

    Поселения славян чаще всего располагались на берегах рек. Реки были источником воды, рыбы, а также служили естественной защитой от нападений врагов. В каждом поселке проживало несколько семей.

    Жители нескольких поселков объединялись для совместной обработки земли в общины (вервь ). Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы.

    Ремесленники селились в племенных центрах — градах (городищах). Самые крупные поселения, в которых сосредотачивались ремесленники и торговцы, жили племенные вожди восточных славян (князья), огораживались крепостными стенами — оградами. Отсюда и пошло название «города». Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем , или детинцем . К кремлю примыкали слободы — поселения ремесленников. Часть города, в которой жили ремесленники и торговцы, называлась посадом .

    Вокруг князей складываются дружины — группы постоянных боевых соратников, друзей князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Слово «дружина» происходит от слова «друг». Выделение дружины способствовало превращению власти князя из родоплеменной в государственную. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Помимо профессиональной дружины, существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

    Язычество

    Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был Род , бог неба и земли. Важную роль играли божества, связанные с теми силами природы, которые были особенно важны для земледелия: Ярило — бог солнца и Перун — бог грома и молнии. Известны также Волос (Велес) — покровитель скотоводов, Даждьбог — бог плодородия, считавшийся предком всех славян, Стрибог — бог ветров, Сварог — бог огня, покровитель ремесленников, Мокоша — богиня земли, покровительница женщин, Лада — богиня любви и красоты и др. Второстепенными божествами, которые «помогали» или «вредили» древним славянам, были русалки (речные существа), лешие (лесные обитатели), домовые.

    Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах , где помещался идол . Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы .

    У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота.

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то