Коляда славянский бог. Славянский бог коляда

Бог (Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Калёнда, Кадм(перс)) - Бог, давший Родам переселившимся в западные земли (нынешняя Европа): Календарь (Коляды дар) и свои Мудрые Веды. Бог-Покровитель землепашцев и Чертога Ворона во Сварожьем Круге. «Шестый Коляда, ежу же праздник прескверный бяше декабрия …» (так говорится о нем в манускрипте «О идолах Владимировых» ППЯ). Коло – древнейшее название солнца, круга (Кол также одно из народных названий полярной звезды) и Коляда означает дающий круг (родовой, временной.... ведь время на руси мерялось кругами, суточным, недельным, месячным и т.д.). От колo-круга произошли и такие слова как колесо, колач, колобок. Коляда – древнейший Бог Ас, который олицетворяет собой возрождение зимнего солнца и природы, в Персии (ПЕРуна СИЯние) его почитали под именем Митра (Мини – минимальное, т- то, Ра – сияние, в день зимнего солнцестояния действительно самый короткий день).

Коляду почитали также как Бога, который подарил людям новый кален-дарь (Коляды дар, а до этого рода наших предков проживавших на просторах Азии пользовались круголетом Числобога). Славянское Лето тогда делилось на три времени года: Оусень, Зима, Весна. В каждом времени года было по три месяца. Сейчас в григорианском календаре 12 месяцев. У древних славян было 9 месяцев (высшее простое число). До падения на землю луны Фаты все месяцы имели продолжительность в 40 дней, а год составлял 360 дней. Эти события нашли отражение в легендах древнего Египта, куда после катастрофы переселились с погибшей антлантиды рода антов (современные украинцы): «Рхея (египетская Богиня земли) была женой Гелиоса (солнца). В неё был влюблён Бог Хронос, на чувства которого она ответила взаимностью. Когда Гелиос обнаружил неверность своей жены, он разгневался и наложил на неё проклятье, говоря, что она не сможет родить ребёнка ни в каком из дней существующего года. В расстроенных чувствах Рхея обратилась за помощью к Богу Тоту, который тоже любил её и он придумал хитрость, с помощью которой это проклятье можно было обойти. Тот отправился к Селене, Богине Луны, и предложил ей сыграть с ним в игру, ставкой в которой со стороны Селены был её свет. Селена поставила на кон семидесятую часть своего света от каждого своего появления (в то время Фаты и Месяца) и… проиграла. Это привело к тому, что сила её света уменьшилась (луна Фата была разрушена). Из света, выигранного у Богини Луны, Тот создал пять дней, которые он добавил к существующему году (год тогда состоял, как мы видели, из трёхсот шестидесяти дней). И в эти пять дней Рхея родила пять детей. Озирис родился в первый день, Хорис - во второй, Сет - на третий день, Изида родилась на четвёртый день и Немфис - на пятый» (это смысловой перевод). Мы также знаем что по преданиям древний Египет создали девять Белых Богов (так чернокожее население относилось к нашим предкам), четверо из них пришли с севера, а пятеро с запада из земли, которая погрузилась во глубину Великих Вод (земля родила после катастрофы пять детей). Так же из приведённой легенды следует, что до описываемых событий в земном году было триста шестьдесят дней (т.е. девять славянских месяцев по 40 дней). В результате планетарной катастрофы, которая случилась более 13 тыс. лет назад, была уничтожена Луна Фата и её осколки упали на нашу Мидгард-Землю (древнее название нашей планеты), и вызвали изменение наклона оси планеты. Это хорошо известный факт. Но упавшие осколки Луны Фаты не только изменили ось наклона, но изменили и скорость вращения самой Мидгард-Земли. Луна Фата в то время была ближайшей к Мидгард-Земле луной, с периодом обращения в 13 дней. Поэтому она, в силу своей близости, довольно сильно влияла своим притяжением на Мидгард-Землю. После уничтожения Луны Фаты, её притяжение перестало влиять на Мидгард-Землю. В результате этого Мидгард-Земля стала обращаться вокруг своей оси несколько быстрее и поэтому число дней в году стало триста шестьдесят пять, и в древнеславянский календарь пришлось внести изменения (пять месяцев из 9 стали по 41 дню). Четные месяцы были продолжительностью 40 дней, нечетные - 41. Каждое 16 лето объявлялось Священным, и все его месяцы были продолжительностью 41 день. Таким образом, продолжительность лета была 365,25 суток (реальная продолжительность 365,2422).

Но вернемся к Богу Коляде, который кроме того, что дал людям переселившимся из Азии в Европу новый календарь, считался и Богом, который несет мир. Бог Коляда содействует счастливой жизни между разными народами, которая должна протекать в полном согласии. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему период дней 21-25 декабря, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами. Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев – иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай – назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.
Бог Коляда также является родоначальником многих славянских родов. Казаки, например, считают его своим батькой. В сказе опубликованном Ю.Миролюбовым (списанным, как и «Велесова Книга» с буковых дощечек) прямо указывается на божественную родословную казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда (сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна) с матерью Даж-землёю в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. Та и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал брата своего Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтоб берегли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду, то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, - такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».
А вот что написано о Коляде М. Забылиным в 1880 году в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». «По словам нашего знаменитого историка Карамзина, Коляда был Бог пиршеств и мира и хотя по созвучию можно производить Коляду от Римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. Значение слова Коляды у разных народов различно: У Виндийцев Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками. У Чехов, Болгар и Сербов Koleda, а также wanoenj pиsnиeky значит - святочная песнь, chodиtи po Kolede, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто, что может дать. Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat – благословлять дома… Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год… Наконец от слова колядование произошло слово «колдование». Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе Богов Владимировых; но Св. Димитрий Туптала (митр. ростов.) в своей Четьи Минеи упоминает о Коляде, как о шестом Боге, Боге празднеств. Коляда, в южной и западной Руси, праздновался собственно во время праздника Рождества Христова, и был известен так же на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба - каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…

Поздравляю всех с наступающим праздником Коляды, не забудьте приготовить кутью и всем хорошего жребия!

Е Ц Э

Коляда

Майя Златогорка и Дажьбог родили бога Коляду, подобно тому, как много тысяч лет назад, в прошлых своих нисхождениях на Землю, Злата Майя и Вышню родили Крышня. Также Майя и Дажьбог родили брата Коляды - бога Овсеня.

Рождение Коляды и Овсеня приветствовали все небесные боги и все жители Земли. Услышал об этом и сам Сварог. Он послал с небес Огнебога Семаргла, дабы тот поклонился Коляде.

Семаргл сошел с небосвода, прилетел к Сарачинской горе, и увидел, что в глубокой пещере укрывается Златогорка, которая держит на руках младенца Коляду с книгой Вед в руках. Майя и Коляда хотели пить, поэтому Семаргл ударил золотой секирой по Сарачинской горе. Из-за этого гора озолотилась и в ней раскрылась златая крыница. Из этой крыницы истекла живая вода - и ту воду стали пить Златогорка, младенец Коляда, и сама книга Вед.

Тут к горе съехались от сорока народов волхвы-колежане. Они видели, как Семаргл сошел с небосвода, видели младенца Божича и книгу Вед, и они также припали к источнику живой воды.

Коляда пришел в мир, чтобы вновь дать людям ведическое знание, которое уже давал Крышень, но которое они не уберегли. Потому, когда настал Вечер Дня Сварога, Всевышний воплотился на Земле богом Колядою. И настала эра Коляды.

Коляда явился как карающий лик Всевышнего. И явился он уже не у Алатырской горы, а у горы Сарачинской. Он явился, чтобы покарать демонов и принести Свет Ведического Знания. И Книга Вед стала учить царей и волхвов, собравшихся вокруг Сарачинской горы:

«Книга Коляды», X а И тогда цари и волхвы подносили Коляде дары -золото и серебро. Они зажигали свечи, пили медовую Сурью и славили Коляду: «Коляда наш Коляда! Коляда Святой! Святой Величайший! Великий - Пречистый! Пречистый и Божий! И Божий Родитель!»

Песни о Рождестве Коляды поныне исполняют во всех славянских землях накануне Нового года- В России - это колядки и виноградья. В «Веде славян» эти песни существенно дополнены. Например, там рассказывается, как Коляду рождают Вишна-бог и Злата Майка. Та же традиция была и на Руси, достаточно сравнить текст из «Веды славян» и «Книгу Велеса».

И те Святы приходят к нам, и первыя Свято - Коляда, а другте Яр и Красноя гора, и Овсень великий и малый. И идут те Святы, как мужи от града до села огнищанского, и сними на землю мир грядет от нас к иным и от других к нам. «Книга Велеса», Бус 11, 4:5

Коляда - бог, особо почитаемый древними славянами. В последние несколько сотен лет его имя упоминается разве что в колядках – песнях-славлениях, которые приносят в дом счастье. Узнайте о старинных традициях праздника в честь Коляды, а также сакральном значении колядок.

В статье:

Коляда - бог славянского календаря

О том, что Коляда - бог, почитаемый древними славянами, сейчас знает далеко не каждый. Некоторые и вовсе считают его персонификацией старинного зимнего праздника, о котором речь пойдет немного ниже, и при этом даже не задумываются о том, откуда произошло его название. Однако даже в те времена, когда наши предки почитали языческих богов, и это не было нарушением закона, Коляда упоминался исключительно в колядках . Только в одной летописи, датированной семнадцатым веком, его упоминают в роли божества.

Славянский бог Коляда подарил людям календарь, этимология этого слова проста - Коляды Дар. Кроме этого, его считают дарителем Мудрых Вед. Коляду считают также покровителем земледельцев и людей, рожденным в . До календаря древние славяне использовали круголет Числобога, в котором было 360 дней.

Коляда не только подарил удобную систему исчисления лет, месяцев и дней. Он также был богом, который сеял мир между соседствующими народами. Легенды гласят, что идущие за Колядой народы всегда жили в полном согласии. Поэтому почитали его не только в посвященный ему календарный период, но и после битв и переговоров между враждующими племенами. Этому же богу были благодарны за переселение в западные земли.

Казаки и вовсе считали его своим родоначальником. Особенным почетом Коляда пользовался у характерников. По казацким легендам, он дал казакам часть своих умений и мастерства. Каждый казак знал, откуда берется казачья сила и для чего им требуется особое благословение, но теперь эти знания считаются утерянными. Характерников практически не осталось.

Коляду считали одним из сыновей Даждьбога, а также самым малым его олицетворением, Новорожденным Солнцем, изображаемым в виде младенца. Коляда - молодое божество. Он символизирует молодое солнце, которое сменяет старое, уставшее за год работы на небосклоне, светило во время посвященного этому божеству праздника.

Коляда - праздник у славян

Итак, откуда взялся праздник Коляда? Он посвящен одноименному богу, которого отождествляли с молодым солнцем, сменяющим старое во время зимнего солнцестояния. После него солнце набирает силу, а годовой круг поворачивается к весне. Дневное светило дольше остается на небосклоне, а ночи становятся короче.

Сам праздник Коляда выпадает на день, когда солнце практически не видно, а тепла невозможно заметить. В этот день ночь - самая длинная в году, а день - самый малый. Однако отмечать его было принято далеко не один день. Сейчас эквивалентом считают период Святок , которые длятся от Рождества до Крещения.

Рождение Коляды, молодого солнца, отождествляют с рождением Иисуса Христа. Многие старинные языческие традиции были переделаны на христианский лад с приходом новой религии на славянские земли. На местах капищ были построены церкви, языческие праздники заменили христианские. Однако Рождество, как известно, не совпадает с зимним солнцестоянием, которое отмечается 21-22 декабря и считается первым днем Коляды. Связь с Рождеством заметна также в названии традиционного обрядового блюда - сочиво, которое сейчас называют кутьей. Считается, что слово «Сочельник» происходит именно от него.

Сейчас праздник Коляды заменен на Рождество, и день зимнего солнцестояния отмечают только люди, которые чтят традиции предков. В старину это был один из самых значимых праздников в году - новое, молодое солнце рождается в этот день, чтобы дарить свет и тепло людям на протяжении всего года.

Сохранились легенды о принесении в жертву козла молодому солнцу и последующем произнесении славлений Коляде. В старину верили, что этот обряд поможет солнцу набрать силу и принести хороший урожай в новом году.

Как отмечали Коляду юноши и девочки - колядки, старинная народная традиция

Празднование Коляды в старину было довольно шумным. Без хождений по домам большой компанией молодежи дело никогда не обходилось. При этом пели и читали колядки – особые тексты, которые имели сакральную силу. Обязательным атрибутом при этом было солнце, а с приходом христианства звезда на шесте, которая символизировала рождение Христа. Процессия била палками в ведра, стучала ложками и прочей бытовой утварью, люди громко кричали, подражая голосам животных. Иногда колядование превращалось в настоящее театральное представление.

Старшее поколение в это время устраивало застолья. Сейчас заменившее Коляду для многих людей Рождество считается семейным праздником. Так было и раньше, но в деревне все родственники живут рядом, да и соседей часто считали достаточно близкими людьми для того, чтобы пригласить к столу на Коляду. Нормальным явлением считалось зайти в гости в несколько домов и успеть принять гостей самому за праздничный вечер.

За колядки обязательно вручались подарки и угощения. Тех, кто ничего не даст в награду за исполнение зимних праздничных песен и стихов, ожидает если не разорение, то серьезные проблемы с деньгами - в наказание за жадность.

Молодежь ходила по домам ряжеными, в основном, в костюмах диких животных - шкуры если не медведя, то коровы были доступны каждому. Переодевание символизировало плодородие, взывание к звериной сущности человека. С приходом христианства стало принято считать, что ряженые отгоняют таким образом нечистую силу подальше от деревни. Такое же значение имеет и шум, создаваемый колядующими.

Сейчас нередко колядующие вызывают исключительно негативные эмоции. В старину же приход праздничной процессии в дом был предзнаменованием счастья, благополучия, и обильного урожая в новом году. Люди верили, что колядки, исполненные чужими дому людьми, имеют неоспоримую силу. Они обменивали угощение на благополучие, которое приносили колядующие в их дома. В Воронежской области было принято усаживать самых младших из колядующих на порог и заставлять квохтать - чтобы куры лучше неслись целый год.

Угощением часто служила выпечка в виде фигур животных - это символизировало плодородие, хороший урожай, здоровье домашних животных и достаток. Долгое время домашний скот был одним из главных источников дохода, поэтому изображающие его фигуры были символом и богатства. Караваи также были частым угощением на праздник Коляды, они символизировали тучность коров. Угощения бросали в мешок, который был доверен мехоноше - человеку, отвечавшему за дележ добычи между колядующими. Иногда давали и деньги, после прихода христианства стало принято относить их в церковь после Святок.

Тексты колядок - «Пришла Коляда накануне Рождества» и другие

Если обратить внимание на тексты колядок, можно многое узнать о традициях наших предков. До нашего времени дошло немало текстов, однако большая их часть была придумана уже в христианские времена. Так, большая часть колядок содержит пожелания богатства, урожая и хорошей жизни в целом для хозяев дома, а также просьбу об угощениях:

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста!
Ему с колоса - осьмина,
Из зерна ему - коврига,
Из полузерна - пирог!
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам Господь
Ещё лучше того!

Некоторые колядки содержат призывы заняться тем, чем издавна занимались девушки в - гаданием на гребне. Они призывают девушек к празднованию, и такими колядками нередко зазывали припозднившихся на ежегодное развлечение представительниц прекрасного пола:

Девочки, колядки!
Душечки, колядки!
Да кидайте гребени
За грядки,
Да кидайте гребени
За грядки!
Девочки, колядки!
Душечки, колядки!
Да пеките блины
Да ладки,
Да пеките блины
Да ладки!

Одной колядкой дело никогда не ограничивалось, и для каждого, кто был в доме, находились разные пожелания. Как правило, хозяину желали урожая, богатства и прочих благ, хозяйке - семейного счастья, если в доме были молодые девушки - желали побыстрее выйти замуж. Несмотря на то, что большинство считало процессию колядующих желанными гостями, находились и скряги, которые жалели угощения или давали слишком мало.

К ОЛЯДА - божество, являвшееся символом солнца-младенца. Сын , брат . Нарождается в период зимнего солнцеворота. Празднества в честь Коляды начинались 24 студеня (декабря), в период разгула зимних стихий, трескучих морозов, лютых вьюг и метелей, т. е. тогда, когда на земле якобы неистовствует нечистая сила, представленная слугами и , водят свои хороводы , небо заволакивают тяжелые снежные тучи, все застывает и кажется мертвым, кроме взбесившейся нечисти.

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны ,

Будто листья в ноябре...

Сколько их! Куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и: воем

Надрывая сердце мне...

А С. Пушкин

Тут-то и приходит в мир, рождается прекрасный младенец - солнце предстоящего года (солнце на лето - зима на мороз). Приходит, чтобы остановить разгул злых сил, а затем и покарать их. Подрастая, Коляда сражается с Чернобогом и его свитой, побеждает ее, низвергает в преисподнюю - свет и тепло одолевают тьму и холод. Коляда символизировал и веселые празднества, Связанные с Добрыми пожеланиями, с осуществлением добрых надежд на будущее.


В древние времена даровал Коляда людям систему исчисления сезонного времени для лучшего ведения полевых работ, а также свои Мудрые Веды, проповеди и наставления.Систему исчисления так и называют - Коляды Дар - Календарь

Коляда является священным Богом-Покровителем для людей служивых и ратных, для землепашцев и Жрецов. Он - Бог-Покровитель и Чертога Ворона во Сварожьем Круге.

Часто Коляду упоминали рядом с Крышнем, звали их, в знак отличия от творцов великих - да , малыми творцами,.

Мы знаем, что Крышень принес людям пламя огня, научил их варить священный напиток богов - сурью да еще и спас от вымирания. А что, как творец, сделал Коляда?

Оказывается, он появился на свет 8500 лет назад с великой миссией - спасти все человечество от неминуемого духовного вырождения. Коляда начал учить людей. Это было уже третье по счету божественное откровение.
Первый закон жизни о том, что жизнь бесконечна и вездесуща, дал Род. Второй закон жизни принес - люди движутся от Тьмы к Свету, вслед за Солнцем. Коляда поведал людям третий закон. Он рассказал о Великом , дал понятия о Дне и Ночи Сварога, и главное - учредил первый календарь. Собственно говоря, Коляда вывел человечество за пределы его сиюминутного существования, дав понятие о движении времени.

Имя этого славянского бога, скорей всего, известно всем, ведь от самого Сочельника и вплоть до Велесова дня во всех поселениях от дома к дому ходили яркие ряженые колядники и громко пели особые песни - колядки, которые содержали старинные магические заговоры да заклятия: пожелания добра и благополучия для дома своего, семье, детям.

Праздник Вышнего Бога Коляды приходится прямо на день зимнего Солнцестояния, именно с этого дня солнце поворачивает на лето и начинает каждый день прибавлять свои силы. Молодым Солнцем, молодым Богом считается Коляда, сменяющий в свой радостный праздник старое Солнце , которому теперь пришло время клонится к закату. Коляда - это Бог сильный и ретивый, противостоящий зиме. А иногда Бога Коляду представляют даже не просто очень юным молодцом, а уж совсем младенцем – новорождённым малышом, ведь он - ипостась нарождающегося Солнца, и прославляют его за это, и отмечают всеобщими народными гуляниями его День - «Праздник Коляда».

Этот праздник в народе имеет и другое название - Менари - День Перемен. В праздник все гуляния сопровождаются обряжением в коня или козу, корову или медведя.

Коляда прямо таки диаметрально противоположен богу .

Символизирует он умирание старого и зарождение сильного да молодого. Знаменует собой сезонный поворот и прибытие света.

Коляда считался Богом, который несет человечеству мир, он содействует пониманию между народами и полного согласия. Потому чествовали Коляду не только в привычные ему сроки - 21-25 декабря, но и каждый раз, когда устанавливался на земле мир после войн с враждебно настроенными племенами.

Бог Коляда – сильный бог, он является родоначальником многих родов славянских. Казаки его своим батькой считают. В сказе, опубликованном Ю.Миролюбовым прямо так и указывается на явную божественную родословную казаков:«Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда (сын Тарха- и Златогорки, внук бога ) с матерью Даж-землёю в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. Та и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал брата своего на сторожу казачеству тому характерному, чтоб берегли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду, то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, - такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».


И Златогорки. В русской мифологии, являющийся богом празднеств и мира. На свет появился в глубокой пищере Сарачинской горы. Его появления ждали и люди и боги. Предсказано было, что Коляда принесет с собой ведические знания, чтобы покарать демонов. Сварог послал на поклон к нему своего сына Симаргла . Когда тот увидел Златогорку с Колядой их мучила жажда, Симаргл ударил своей золотой секирой по Сарачинской горе. Гора стала золотой, и в ней забил источник с живой водой - Сурьей.

На поклон к Коляде съехались волхвы-колежане от сорока народов: подносили дары, злато, серебро, пили мед в его честь. Чернобогу было предсказано, что его подчинит своей воле Коляда и он двинулся со своими полками к Сорочинской горе. Из-за его чар Дажьбог потерял магическое кольцо, которое ему подарил Вий для оживления Златогорки и лишился силы. Чернобогу пришлось остудить сердце Дажьбога, заточив его во льдах.

Златогорка, перед тем как отправиться в царство Нави , пустила сыновей своих Коляду и Овсеня по реке Смородине в Ирийский сад к богам Хорсту и Заре-Зарнице. Хорст поутру пошел к реке помыться и нашел там корзину с детьми на берегу. В Ирийском саду к Коляде вновь пришли волхвы-колежане, которых вела путеводная звезда. В терем к Хорсту подоспели Солнце, Месяц, и Дождь и заспорили меж собой кто важнее. Тогда волхвы-колежане разрешили их спор, сказав, что важнее всех - Коляда, который может повелевать и Солнцем и Месяцем, и Дождем. Чернобог же отправил в Ирийский сад ведьму Путану, которая принесла чашу с травленым вином и хотела ею угостить Коляду. Но Волхвы не допустили этого, сказав, что ему еще рано пить вино из чаши и потребовали, чтобы та обмакнула грудь и дала малышу. Она так и сделала, но Коляда высосал все молоко вместе с ядом и жизнь Путаны. Она превратилась в безобразную старуху, и Хорст выгнал ее из Ирийского сада на землю. Вновь Чернобог послал огромного черного Аиста, чтобы тот заклевал Коляду, но Коляда, схватив Аиста, разорвал его на части. Тогда он послал Алу , который проглотил всех. Как только Коляда оказался в пасти дракона, он начал внезапно расти и поднялся выше облаков и задушил Алу.

Увидев дочь Хорста Коляда посватался к ней, но вместе с ним посватался сын Вия , Кащей. Решением за кого отдать дочь было - кто первый обскачет вокруг моря. Коляда победил Кощея опередив на своем коне. Кащей предложил биться на мечах, и они бились, пока обломались мечи. Тогда Кащей предложил Радунице дать обломок клинка тому, кто ей люб и она дала его Коляде.

Вскоре была сыграна свадьба, а молодые отправились в Ирийский сад, через высокие горы Коляду и Радуницу перенесла птица Гамаюн. Здесь у них родился сын Радогост . Когда Чернобог попытался захватить Ирийский сад, то Коляда разгромил его и тот бежал за Хвангурские горы.

Как то гулял Коляда по берегу и встретил лебедя, который донес до него, что его отец закован в кандалы и спит беспробудным сном уже триста лет. Коляда построил корабль, на котором было три храма: Перуна , Симаргла и свой. Прилетев на Белое море, он подул на льды и растопил их. Когда они возвращались назад, то на них пытались напасть слуги Чернобога. Коляда натянул лук и пустил стрелу в Хвангурскую гору, где прятался Чернобог. Тот, превратившись в пятиглавого дракона, примчался к кораблю, где его и победил Коляда. Он посадил его на цепь, а потом, оседлав, прилетел в Ирийский сад.

Для сохранения равновесия в мире Чернобог был отпущен в Царство Нави , где и поселился в горах. Описание этого сюжета можно встретить в древнеиндийских ведических преданиях о Кришне. Мотив поклонения Коляде колежанами сходен с библийским поклонением волхов младенцу Иисусу. Образ Коляды возник из представления о рождении молодого солнца в день зимнего солнцеворота. Образ Коляды у многих народов изображается в виде прекрасного младенца, захваченного в плен злою ведьмой Зимой, которая превращает его в волчонка. Но, когда с него снимали шкуру, и сжигали ее на костре, то Коляда являлся во всем своем блеске.

Празднование Коляды отмечалось в зимние святки с 25 декабря по 6 января. В это время принято было «колядовать» - ходить ряжеными и петь колядные песни (колядки). Колядующих одаривали специальным «колядным» печеньем, а так же баранками, пирогами, козульками и караваями.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то