Карамзин Н.М. Основные даты жизни и творчества

1766 , 1 (12) декабря – родился в селе Знаменское около Симбирска. Вырос в усадьбе отца – отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724–1783), среднепоместного симбирского дворянина из рода Карамзиных, происходящего от татарского Кара-мурзы.

1780–1781 – обучался в московском пансионе Шадена.

1782 – поступил на действительную службу в гвардейский Преображенский полк, после смерти отца выходит в отставку поручиком в возрасте 17 лет (по обычаю того времени Карамзин с колыбели был записан в военную службу). Уволен 1 января 1784 г.; уезжает на родину.

1784–1785 – поселился в Москве, где в качестве автора и переводчика тесно сблизился с масонским кружком сатирика и издателя Н.И.Новикова.
Участвовал в издании первого русского журнала для детей – «Детское чтение для сердца и разума».

1785–1789 – член московского кружка Н. И. Новикова. Масонскими наставниками Карамзина были И. С. Гамалея и А. М. Кутузов. Выйдя в отставку и вернувшись в Симбирск, познакомился с масоном И. П. Тургеневым.

1787 – публикация перевода Карамзиным оригинального текста трагедии «Юлия Цезаря».
Написано стихотворение «Поэзия», где Карамзин выразил мысль о высокой общественной роли поэта.

1789–1790 – в «Детском чтении» опубликована первая оригинальная повесть «Евгений и Юлия» (1789).
Совершил путешествие в Западную Европу, где познакомился со многими видными представителями Просвещения (Гердером, Виландом, Лафатером и др.). Посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором.

1790 , июль – возвращение из Лондона в Петербург. Знакомство с Г.Р.Державиным .

1791–1792 – публикация «Писем русского путешественника» и повести «Наталья, боярская дочь». Издаёт «Московский журнал».

1792 – публикация в «Московском журнале» повести «Бедная Лиза» (отдельное издание в 1796 г.).
Переводит памятник индийской литературы (с английского) – драму «Сакунтала», автором которой является Калидаса (1792–1793 гг.).

1803 , 31 октября – император Александр I именным указом даровал звание историографа Н. М. Карамзину с жалованием в год по две тысячи рублей ассигнациями.
Опубликована повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода». .

1804 , январь – женитьба на Екатерине Андреевне Колывановой (1780–1851), внебрачной дочери князя А. И. Вяземского и графини Елизаветы Карловны Сиверс, единокровной сестре поэта П. А. Вяземского .

1811 – написал «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», в которой отражались взгляды консервативных слоёв общества, недовольных либеральными реформами императора.

1812 , 1 сентября – выехал из Москвы за несколько часов до вступления французов. Живёт с семьёй в Нижнем Новгороде.

1816 , конец января – вместе с Жуковским и Вяземским едет из Москвы в Петербург.

1818 – выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства российского» , трёхтысячный тираж разошёлся в течение месяца.
Звание Почётного члена Императорской Академии наук.

1821 – вышел 9-й том, посвященный царствованию Ивана Грозного.

1824 – выходят 10-й и 11-й тома, рассказывавшие о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове.

1826 , 22 мая (3 июня) – скончался в Санкт-Петербурге, не закончив работу над 12-м томом, в котором описывал события Смутного времени.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: "Жизнь и творчество Н.М. Карамзина"

Выполнила студентка УлГТУ

Фадеева Юлия Вячеславовна

Руководитель: Осипов Сергей Викторович.

Кандидат исторических наук, доцент.

Преподаватель дисциплины "История России" в УлГТУ.

Ульяновск. 2009

Оглавление

  • Заключение

Глава 1. Биография Н.М. Карамзина

Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца - отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724-1783) среднепоместного cимбирского дворянина, потомка крымско-татарского мурзы Кара-Мурза. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шадена, одновременно посещая лекции в Университете.

В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом - в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу "Золотого венца", а по приезде в Москву в течение четырёх лет (1785-1789) был членом масонской ложи "Дружеское ученое общество".

В 1789-1790 предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые "Письма русского путешественника", публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторыми филологами считается, что именно с этой книги ведет свой отсчет современная русская литература.

По возвращении из поездки в Европу, Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию "Московского журнала" 1791-1792, затем выпустил ряд сборников и альманахов: "Аглая", "Аониды", "Пантеон иностранной словесности", "Мои безделки", которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина - его признанным лидером.

Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографа Николаю Михайловичу Карамзину; к званию тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

В 1811 году он написал "Записку о древней и новой России", в которой явно просматривалось недовольство ходом либеральных реформ. Ровно до середины текст представлял собой экскурс в историю Руси, тогда как во второй части рассматривалось современное историку царствование Александра I. Это произведение играло также роль набросков к последующему огромному труду по русской истории. В 1816 Карамзин выпустил первые восемь томов "Истории государства российского", трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома "Истории", появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. "Тенденциозно-монархическое" освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царем, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убежденным сторонником абсолютной монархии.

Незаконченный XII том был издан после его смерти.

Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. Смерть его явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года. В этот день Карамзин был на Сенатской площади…

Глава 2. Творчество Н.М. Карамзина

Николай Михайлович Карамзин - поэт, прозаик и историограф. Он открыл своим соотечественникам "Историю государства Российского”. Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Его труд - это не сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее многообразии. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно оформил колоссальный материал, накопленный летописцами. Писатель сумел донести до современников великий дух патриотизма и самоотверженности первых "строителей” государства русского. Но Николай Михайлович начинал свою деятельность литератора не с исторического жанра. Он привнес в Россию сентиментализм. Его повесть "Бедная Лиза” явилась новым этапом на пути развития русской литературы. После классицизма с характерными для него ограничениями и ходульными героями, сентиментализм явился настоящим откровением. Писатель раскрывает внутренний мир героев, их чувства и переживания. Это уже не слепки с людей, а сами живые и реальные герои.

"Милая Лиза! Я люблю тебя!", и сии слова отозвались во глубине души ее, как небесная, восхитительная музыка; она едва смела верить ушам своим и.. - Эраст узнал, что он любим, любим страстно новым, чистым, открытым сердцем”Карамзин Николай Михайлович // Краткая лит. Энцик. - Т.З. - М., 1966. - С. 356. . Автор заставляет читателей сопереживать героям, жить их радостями и горестями. Развивал в своем творчестве Карамзин и жанр исторической повести: "Наталья, боярская дочь”, "Марфа-посадница" и другие.

Отдал дань Николай Михайлович и поэзии:

" Веют осенние ветры В мрачной дубраве;

С шумом на землю валятся Желтые листья.

Поле и сад опустели, Сетуют холмы, Пение в рощах умолкло - Скрылися птички..

Странник печальный, утешься:

Вянет природа Только на малое время;

Все оживится" Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений / Вступ. Ст., подгот. И примеч. Ю.М. Лотмана - М.; Л.: Сов. Писатель, 1966. - с. 345 .

Поэзия Карамзина подражательна, но важна, как и остальное его творчество, как показатель наступившего нового периода. Он был первым в России, для кого поэзия стала средством передачи его ”внутреннего мира”. Он оставил отчетливый след в технике русского стиха, как обработкой традиционных французских стиховых форм, так и введением новых форм - германского происхождения.

Его стихи многотемны: он писал о любви и природе, перемене человеческих чувств и о государыне.

Не лишены, философского смысла его эпиграммы:

"Что наша жизнь? Роман - кто автор? Аноним.

Читаем по складам, смеемся, плачем.. спим" 11 Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. / Сост., вступ. Ст. и коммент. Г.П. Макогоненко. - Л.: Худож. Лит., 1984. - с. 45 .

В небольшой фразе отражена философия жизни, ее многообразие.

"Что есть жизнь наша? - Сказка.

А что любовь? - Ее завязка;

Конец печальный иль смешной.

Родись, люби - и Бог с тобой!" 22 Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений / Вступ. Ст., подгот. И примеч. Ю.М. Лотмана - М.; Л.: Сов. Писатель, 1966. - с. 239

Работал Карамзин и в публицистическом жанре. Его статьи: "О книжной торговле и любви ко чтению в России”, "Что нужно автору”, "О любви к Отечеству и народной гордости” могут вполне соотнестись с нашим временем, они не менее актуальны для нас, хотя написаны в начале девятнадцатого века. Это лишний раз подчеркивает талант Карамзина, его умение заглянуть в суть вещей, которая мало меняется со временем. Карамзин - наш классик, а ее ценности вечны; наследие Николая Михайловича Карамзина - доказательство тому.

Глава 3. Симбирский памятник Карамзину

Столетье протекло!.. Безмолвен знаменитый

Наш русский Златоуст, обворожавший слух!

Но вещий глас его, творенья - не забыты:

В них слово искренно, в них слышен Русский дух!

Народный славе он сочувствовал сердечно,

И вознесет его прославленный народ,

И будет имя жить его в России вечно,

Доколь в сердцах любовь к Отечеству живет!

Д. Ознобишин. 11 Симбирский юбилей Н.М. Карамзина. С - к, 1867, с. 148 - 150.

По сложившейся в России традиции памятники ставились только царствующим особам и прославленным военачальникам. Так что намерение сибирян соорудить памятник Карамзину было из ряда вон выходящим событием. И никто из поклонников таланта своего знаменитого соотечественника, очевидно, не предполагал, что прохождение ходатайств такого рода по инстанциям займет чуть ли не полтора десятилетия, а решающее слово будет за самим самодержцем Всероссийским.

По сохранившимся в архивах документам нельзя однозначно сказать, кто именно первым подал мысль о необходимости сооружения памятника Карамзину в Симбирске, но всё говорит за то, что застрельщиками безусловно явились генерал-майор Пётр Никифорович Ивашев (Сподвижник Суворова, герой Отечественной войны 1812 г., отец декабриста), трое братьев Языковых, а также их ближайшие знакомые князь Ю.С. Хованский, отставные штаб-ротмистр П.А. Бестужев и капитан-лейтенант А.Д. Валуев. В пользу приоритета в этом деле Ивашева и Языковых говорит и тот факт, что П.Н. Ивашев, Александр, а потом и Петр Языковы были избраны членами комитета по сбору средств на памятник Карамзину.

В декабре 1933 году в Академии художеств был проведен конкурс на проект памятника Карамзину. Совет Академии рассмотрел девять предложенных проектов, из которых были отобраны три для предоставления министру внутренних дел и Николаю I. Но все представленные проекты не удовлетворили министра внутренних дел. В марте 1835 года вся дальнейшая работа по проектированию памятника Карамзину в Симбирске (Ульяновске) была передана С.И. Гальбергу. Он был учеником известного русского скульптора И.П. Мартоса и одним из самых высокообразованных в стране деятелей культуры. Крупнейшие художники того времени были друзьями скульптора. Именно Гальберг по просьбе Жуковского снял посмертную маску с А.С. Пушкина. Гальберг принимал участие в создании памятника Минину и Пожарскому. Им выполнены статуя Еврипида на фасаде Публичной библиотеки в Петербурге и барельефы в церкви Академии художеств. В 1830 году он закончил работу над памятником Александру I в Грузино, а позже по его проекту и модели был поставлен памятник на могиле С. Щедрина в Сорренто. Успешно закончив проект памятника Державину для Казани, Гальберг взялся за разработку проекта памятника Карамзину в Симбирске.

В августе 1836 года в объяснительной записке Гальберг описал весь свой проект. Но, успев сделать только эскизы в глине и карандашные рисунки, он умер в мае 1839 года. Продолжение начатой им работы совет Академии поручил его ученикам: А.А. Иванову, П.А. Ставассеру, Н.А. Рамазанову К.М. Климченко. Наблюдение и контроль за их деятельностью осуществлял известный русский скульптор профессор Академии художеств В.И. Демут-Малиновский.

Гальберг являлся представителем классицизма в русской скульптуре, поэтому и решил памятник Карамзину представить в строгом соответствии с канонами и традициями этого стиля.

Памятник создан по обычаям того времени в стиле классицизма. На пьедестале стоит величественная статуя музы истории Клио: правой рукой она возлагает на жертвенник бессмертия скрижали "Истории государства Российского" - главного труда Н.М. Карамзина, а в левой держит трубу, с помощью которой намерена вещать о славных страницах жизни России.

В пьедестале памятника, в круглой нише размещается бюст историка. Пьедестал украшен двумя горельефами. На северном К.М. Климченко изобразил Карамзина читающим отрывок из своей "Истории" Александру I в присутствии его сестры Екатерины Павловны во время пребывания императора в Твери в 1811 году. На другом, тоже в аллегорической форме, Николай Михайлович запечатлен на смертном одре в окружении своего семейства в тот момент, когда узнал о пожаловании ему Николаем I щедрого пенсиона. В соответствии с канонами классического стиля все фигуры памятника изображены в античных одеждах. Надпись на пьедестале, выполненная накладными буквами, гласила: "Н.М. Карамзину историку Российского государства повелением императора Николая I-го 1844 год". Общая высота монумента составляет 8,52 метра, из них высота пьедестала - 4,97 метра, статуи Клио - 3,55 метра.

Глава 4. "История государства Российского" Н.М. Карамзина

Карамзин воздвигнул своему имени прочный памятник "Историею государства Российского", хотя и успел довести ее только до избрания на царство дома Романовых.

Главная заслуга Карамзина как историка России состоит совсем не в том, что он написал истинную историю России, а в том, что он создал возможность в будущем истинной истории России. Карамзин открыл целому обществу русскому, что у него есть отечество, которое имеет историю, и что история его отечества должна быть для него интересна, и знание ее не только полезно, но и необходимо. Подвиг великий! И Карамзин совершил его не столько в качестве исторического, сколько в качестве превосходного беллетрического таланта. В его живом и искусном литературном рассказе вся Русь прочла историю своего отечества и в первый раз получила о ней понятие. С той только минуты сделались возможными и изучение русской истории и ученая разработка ее материалов; ибо только с той минуты русская история сделалась живым и всеобщим интересом. Карамзин, воздвигая здание своей истории, был не только зодчим, но и каменщиком, подобно Аристотелю Фиоравенти, который, воздвигая в Москве Успенский собор, в то же время учил чернорабочих обжигать кирпичи и растворять известь. И потому фактические ошибки в истории Карамзина должно замечать для пользы русской истории, а обвинять его за них не должно.

Глава 5. Белинский В.Г. о Карамзине

"Карамзин из торной, ухабистой и каменистой дороги латинско-немецкой конструкции, славяно-церковных речений и оборотов и схоластической надутости выражения вывел русский язык на настоящий и естественный ему путь, заговорил с обществом языком общества, создал, можно сказать, и литературу и публику: заслуга великая и бессмертная! Мы признаем её со всею охотою и считаем для себя не только за долг, но и за наслаждение быть признательными к имени знаменитого мужа; но всё это не даст содержания "Бедной Лизе", "Наталье, боярской дочери", "Марфе Посаднице" и пр., не сделает их интересными для нашего времени и не заставит нас читать и перечитывать их". 11 История государства Российского: Жизнеописания. XIX век. Первая пол. / М.А. Опалинская, С.Н. Синегубов, А.В. Шевцов; Рос. Нац. Б-ка. - М.: Из-во «Кн. Палата», 1997. - с. 499

карамзин историк россия

Заключение

Автор "Истории Государства Российского" - человек астрономически далекой эпохи, чей язык и убеждения считались глубокой стариной уже в 1840-х годах.

Карамзин - виднейший деятель своей эпохи, реформатор языка, один из отцов русского сентиментализма, историк, публицист, автор стихов, прозы, на которых воспитывалось поколение. Все это достаточно для того, чтобы изучать, уважать, признавать; но недостаточно, чтобы полюбить в литературе, в себе самих, а не в мире прадедов. Кажется, две черты биографии и творчества Карамзина делают его одним из наших собеседников.

"Карамзин есть наш первый историк и последний летописец".

Список используемой литературы

1. История государства Российского: Жизнеописания. XIX век. Первая пол. / М.А. Опалинская, С.Н. Синегубов, А.В. Шевцов; Рос. Нац. Б-ка. - М.: Из-во "Кн. Палата", 1997. - 784 с.

2. Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений / Вступ. Ст., подгот. И примеч. Ю.М. Лотмана - М.; Л.: Сов. Писатель, 1966. - 424 с.

3. Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. / Сост., вступ. Ст. и коммент. Г.П. Макогоненко. - Л.: Худож. Лит., 1984.

4. Берков П.Н., Макогоненко Г.П. Жизнь и творчество Н.М. карамзина // Карамзин Н.М. Избр. Соч.: В 2 т.Т. 1. - М.; Л., 1964. - С. 5 - 75.

5. Трофимов Ж.А. Симбирский памятник Н.М. Карамзину. Известное и неизвестное. - "Ульяновский Дом печати", 2006 г. - 128 с.

6. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. - М., 1997. - с. 42.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткая биография и основные этапы творческой карьеры Н.М. Карамзина - русского историка-историографа, писателя, поэта, действительного члена Императорской Российской академии, создателя "Истории государства Российского"; реформатора русского языка.

    презентация , добавлен 27.10.2011

    Отношение Карамзина к Французской революции. Тема допетровских политических преобразований в России в сочинениях Карамзина. Отношение историка к политическим преобразованиям Петра I и Екатерины II. Консервативная критика реформ эпохи Александра I.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2011

    Формирование общественно-политических взглядов Н.М. Карамзина, его личность в общественной жизни России в оценке русских писателей, критиков, исследователей. Позиция писателя-историка на правление Александра I, требование к соблюдению законности.

    реферат , добавлен 29.07.2011

    Характеристика предпринимательства на Руси в работе Н.М. Карамзина "История государства российского". Влияние царствования Петра I, как основателя финансовой системы, на экономику России. Политическая и экономическая стабильность страны при Екатерине II.

    доклад , добавлен 07.12.2009

    Николай Михайлович Карамзин как историк. Этапы работы Н.М. Карамзина над написанием "Истории государства Российского", обработка ученым исторических материалов. Перечень использованных источников, общий анализ источниковедческой базы этого труда.

    контрольная работа , добавлен 15.06.2014

    Первый либеральный проект государственных преобразований М.М. Сперанского. Нравственное оправдание права, разделение субъективного и объективного права. Политико-правовые взгляды Н.М. Карамзина под влиянием Великой французской революции и масонства.

    реферат , добавлен 26.01.2008

    Роль Н.М. Карамзина в развитии русской культуры, сложность и противоречивость его идеологии. Принцип следования правде истории. Изображение отношений Речи Посполитой и Московского государства периода Ливонской войны в "Истории государства российского".

    дипломная работа , добавлен 22.06.2014

    Исследование биографии, карьеры и деятельности профессора истории В.О. Ключевского, тематики литературных трудов В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина и Л.Н. Гумилева. Характеристика преподавательской деятельности С.М. Соловьёва и его вклада в историю России.

    реферат , добавлен 12.10.2011

    Ознакомление с жизненным и творческим путем Н. Карамзина. Приведение краткого содержания и литературной критики произведения - "Истории государства Российского". Описание "Примечаний" как наиболее полной хрестоматии источников по русской истории.

    реферат , добавлен 22.02.2011

    Внешняя политика России, связи с соседями. Образование и претенденты на трон Речи Посполитой. Внешнеполитическая стратегия и противоречия Речи Посполитой по отношению к Московскому государству. Воплощение идеалов Карамзина как художника.

Карамзин Николай Михайлович является знаменитым русским историком, а также литератором. При этом он занимался издательством, реформаторством русского языка и был ярчайшим представителем эпохи сентиментализма.

Так как литератор родился в дворянской семье, он получил отличное начальное домашнее образование. Позже он поступил в дворянский пансион, где и продолжил собственное обучение. Также в период с 1781 по 1782 год Николай Михайлович посещал важные университетские лекции.

В 1781 году Карамзин отправился на службу в петербургский гвардейский полк, где и началось его творчество. После смерти собственного отца литератор положил конец военной службе.

С 1785 года Карамзин вплотную начинает развивать свои творческие способности. Он переезжает в Москву, где вступает в «Дружеское ученое сообщество». После этого знаменательного события Карамзин участвует в выпуске журнала, а также сотрудничает с различными издательствами.

На протяжение нескольких лет литератор путешествовал по странам Европы, где знакомился с различными выдающимися людьми. Именно это и послужило дальнейшему развитию его творчества. Было написано такое произведение, как «Письма русского путешественника».

Подробнее

Будущий историк по имени Николай Михайлович Карамзин был рожден в городе Симбирске, 12 декабря 1766 в семье потомственных дворян. Свои самые первые начальные основы образования, Николай получил дома. После получения начального образования, отец отдал в дворянский пансеон, который находился в Симбмрске. А в 1778 году, он перевез сына в московский пансион. Помимо основного образования, юный Карамзин так же очень сильно увлекался иностранными языками и параллельно посещал лекции.

После окончания своего образования, в 1781 году, Николай по совету своего отца пошел на военную службу, в элитный на то время, Преображенский полк. Дебют Карамзина, как писателя состоялся в 1783, с произведением под названием "Деревянная нога". В 1784 Карамзин решил закончить свою карьеру военного и поэтому вышел в отставку, со званием поручика.

В 1785 после окончание своей военной карьеры, Карамзин принимает волевое решение переехать из Симбмрска, в котором он родился и прожил почти всю жизнь, в Москву. Именно там литератор познакомился с Новиковым и Плещеевыми. Так же, находясь в Москве он увлекся масонством и по этой причине он вступил в масонский кружок, там он заводит общение с Гамалеей и Кутузовым. Помимо своего увлечения он так же занимается изданием своего первого детского журнала.

Помимо написания собственных трудов, Карамзин так же занимается переводами различных произведений. Так в 1787 году он переводит трагедию Шекспира - "Юлий Цезарь". Уже через год он переводит "Эмилия Галотти" написанное Лессингом. Первое же произведение целиком и полностью написанное Карамзином вышло в 1789 году и назвалось оно "Евгений и Юля", публиковалось оно в журнале под названием "Детское чтение"

В 1789-1790 Карамзин решает разнообразить свою жизнь и поэтому отправляется в путешествие по всей Европе. Писатель посетил такие основные страны, как Германия, Англия, Франция, Швейцария. Во время своего путешествия Карамзин познокомился со многими известными историческими личностями того времени, например Гердер и Бонне. Ему даже удалось поприсутствовать на выступлениях самого Робеспьера. Во время путешествия он непросто любовался красотами Европы, но и все это тщательно описывал, после чего назвал этот труд "Письма русского путешественника".

Подробная биография

Николай Михайлович Карамзин – величайший русский писатель и историк, основатель сентиментализма.

Николай Михайлович Карамзин появился на свет 12 декабря 1766 года в Симбирской губернии. Его отец был потомственным дворянином и обладал собственным имением. Как и большинство представителей высшего общества, Николай получил домашнее образование. В подростковом возрасте он покидает родной дом и поступает в Московский университет Иоганна Шадена. Он делает успехи в изучении иностранных языков. Параллельно с основной программой, парень посещает лекции известных просветителей и философов. Там же и начинается его литературная деятельность.

В 1783 Карамзин становится солдатом Преображенского полка, где служит вплоть до смерти своего отца. После извещения о его кончине, будущий писатель отправляется на свою родину, где и остаётся жить. Там он знакомится с поэтом Иваном Тургеневым, состоящим в масонской ложе. Именно Иван Сергеевич предлагает Николаю присоединиться к этой организации. После вступления в ряды масонов, юный поэт увлекается литературой Руссо и Шекспира. Его мировоззрение постепенно начинает меняться. В итоге, увлечённый европейской культурой, он разрывает все связи с ложей и отправляется в путешествие. Посещая ведущие страны того периода, Карамзин становится свидетелем революции во Франции и приобретает новых знакомых, самым известных из которых был популярный философ того времени Иммануил Кант.

Вышеуказанные события очень сильно вдохновили Николая. Находясь под впечатлением, он создаёт документальную прозу “Письма русского путешественника”, где в полной мере изложены его чувства и отношение ко всему происходящему на Западе. Читателям понравился сентиментальный стиль. Заметив это, Николай начинает работу над эталонным произведением этого жанра, известного под названием “Бедная Лиза”. В нём раскрываются мысли и переживания разных героев. Данное произведение было положительно воспринято в обществе, оно фактически сместило классицизм на нижний план.

В 1791 году Карамзин занимается журналистикой, работая в газете “Московский журнал”. В нём он издаёт свои собственные альманахи и иные произведения. Кроме этого, поэт работает над обзорами театральных постановок. Вплоть до 1802 года Николай занимается публицистикой. За этот период Николай сближается с царским двором, активно общается с императором Александром 1-ым, их часто замечали за прогулками в садах и парках, публицист заслуживает доверие правителя, фактически становится его приближённым. Через год он меняет свой вектор на исторические записки. Идея создания книги, повествующей об истории России охватила писателя. Получив титул историографа, он пишет своё самое ценное творение “История государства Российского”. Было выпущено 12 томов, последний из которых был закончен к 1826 году в Царском Селе. Здесь же Николай Михайлович и провёл свои последние годы жизни, умерев 22 мая 1826 из-за простудного заболевания.

На этом уроке вы познакомитесь с биографией Николая Михайловича Карамзина, рассмотрите его жизненный и творческий путь, узнаете, какое место Карамзин занимает в русской культуре.

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 году, его отец происходил из потомков князей Кара-мурзы (татарского князя, который ещё в XV веке пришёл в Россию). Впоследствии потомки его стали костромскими и нижегородскими помещиками, а Николай Карамзин родился уже в Симбирской губернии (рис. 2) в то время, когда отец его был в отставке в чине ротмистра.

Рис. 2. Сквер у памятника Карамзину. Большая Саратовская улица в Симбирске (фото 1866 г.) ()

Детские годы Карамзин провёл в имении своего отца. Там же он получил первоначальное образование и воспитание. В наследство от рано умершей матери ему осталась богатая библиотека, наполненная в основном переводными романами. А кроме того, один из соседей подарил подростку «Древнюю историю» Роллена в 10 томах, переведённую на русский язык Василием Кирилловичем Тредиаковским (одним из первых русских учёных-филологов) (рис. 3).

Рис. 3. В.К. Тредиаковский ()

Когда Карамзин достиг одиннадцати лет, возможности домашнего воспитания и образования, тем более в провинции, оказались исчерпанными. И отец счёл за благо отвезти сына в Москву и отдать его в частный пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где Карамзин обучался, а также получил возможность слушать лекции в Московском университете (рис. 4).

Рис. 4. Императорский Московский университет в XVIII веке ()

После окончания пансиона Шадена Карамзин едет в Петербург и поступает на службу в гвардейский преображенский полк. Это была практика того времени, когда молодые дворяне были записаны в гвардейские полки ещё до рождения. Можно вспомнить аналогичную историю, описанную Пушкиным в «Капитанской дочке», когда Петруша Гринёв был записан ещё до своего рождения в гвардейский полк (рис. 5).

Рис. 5. Афиша одноимённого фильма по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ()

Это давало возможность дворянским детям, минуя обязательную солдатскую службу, которая была установлена ещё указом Петра, сразу получать офицерский чин. Однако Карамзина служба (тем более военная) не привлекала. И буквально сразу он берёт годичный отпуск, а потом, воспользовавшись ранней скоропостижной смертью отца, и вовсе уходит в отставку и уезжает в родной Симбирск.

Такая позиция Карамзина вообще необычна. Друг и соратник Карамзина, знаменитый поэт Иван Иванович Дмитриев (рис. 6), был министром, а кабинет-секретарём Екатерины был Гаврила Романович Державин.

Рис. 6. Иван Иванович Дмитриев ()

И Александр I, и Николай I будут предлагать Карамзину высокие государственные посты, но Карамзин будет последовательно от этого уклоняться. Это, безусловно, требует своего объяснения. Карамзин сам объяснил подобное своё поведение в одном из писем буквально за несколько месяцев до смерти. Он писал:

«Приближаясь к концу своей деятельности, я благодаря Бога за свою судьбу.

Может быть, я заблуждаюсь, но совесть моя спокойна. Любезное Отечество ни в чём не может меня упрекнуть. Я всегда был готов служить ему, не унижая своей личности, за которую я в ответе перед той же Россией.

Да, пусть я только и делал, что описывал историю варварских веков, пусть меня не видали ни на поле боя, ни в совете мужей государственных. Но поскольку я не трус и не ленивец, я говорю: «Значит, так было угодно Небесам». И без смешной гордости своим ремеслом писателя я без стыда вижу себя среди наших генералов и министров».

Пафос этих слов Карамзина в том, что он доказывает, что писательство, литература, занятие историей - это высокое общественной служение. А унижая свою личность, своё человеческое достоинство, человек совершает нравственное преступление перед своей Родиной. Можно смело утверждать, что главным творением Карамзина в истории русской культуры была личность самого Карамзина. Он всю жизнь строил ее как независимую и свободную.

В 1784 году Карамзин приезжает из Симбирска в Москву и благодаря протекции Ивана Петровича Тургенева входит в круг московских масонов, во главе которых стоял Николай Иванович Новиков (рис. 7), который был крупнейшим книгоиздателем и издателем журналов.

Рис. 7. Н.И. Новиков ()

Новиков привлекает Карамзина к участию в первом в России журнале для детей, для которого Карамзин переводит Юлия Цезаря и Шекспира, сочиняет стихи и выполняет массу другой работы.

Общение с Новиковым оставило огромный след в душе Карамзина, но само масонство и масонские идеи не привлекали его (рис. 8).

Рис. 8. Знак ордена масонов ()

Карамзин очень быстро разочаровывается в масонстве. Намечается внутренний разрыв, конфликтная ситуация. Чтобы избежать этого конфликта, Карамзин принимает решение уехать за границу, в путешествие по Европе, которое впоследствии даст ему материал для его знаменитых «Писем русского путешественника».

В 1789 году Карамзин уезжает за границу. Но это не просто увеселительная прогулка. Карамзин посещает виднейших мыслителей, учёных, писателей. Он встречается с Кантом (рис. 9), беседует с Виландом, он намерен был встретиться с Гёте, но какие-то обстоятельства помещали этому.

Рис. 9. Иммануил Кант ()

Он в национальном собрании в Париже слушает речь мало кому тогда ещё известного депутата национального собрания Максимилиана Робеспьера (рис. 10).

Рис. 10. Максимилиан Робеспьер ()

Карамзин оказывается во Франции в разгар величайших политических и исторических событий - в начале Великой французской революции. Все эти впечатления впоследствии будут изложены Карамзиным в его книге «Письма русского путешественника», которая станет одной из важнейших книг русской литературы XVIII века (рис. 11).

Рис. 11. «Письма русского путешественника». Титульный лист издания 1797 года ()

Вернувшись из-за границы, Карамзин начинает публиковать свои «Письма русского путешественника» в специально созданном им самим для этого московском журнале. Публикация книги становится замечательным событием. У книги масса восторженных поклонников и масса недоброжелателей. Всё это происходит потому, что в книге создаётся совершенно необычный образ путешественника. На первый взгляд, это юный, легкомысленный молодой человек, который бесцельно ездит по Европе, посещает европейских знаменитостей. Но внимательный читатель может заметить, что с такими людьми, как Кант или знаменитый писатель Виланд, этот юный русский дворянин беседует на равных. Он говорит с ними о вопросах, важнейших для европейской культуры, он обнаруживает необыкновенную начитанность, оказывается, он знаком с их главными трудами и, действительно, беседует с ними на равных. Эта книга соединяет в себе черты художественные и публицистические. Но главным её открытием, конечно, становится образ путешественника.

Ещё большим событием становится выход в свет в следующем (1792) году повести «Бедная Лиза» (рис. 12). Пожалуй, ни одной русской книге до этого не был суждён такой беспримерный успех, такая беспримерная популярность.

Рис. 12. «Бедная Лиза». Гравюра Н. Соколова (1796) ()

В это время в России складывается довольно тревожная политическая обстановка в связи с революционными событиями во Франции. Правительство во всём стремится видеть влияние французских идей. Арестован за «Книгу путешествий из Петербурга в Москву» Радищев (рис. 13), и Карамзин, который был хорошо знаком с Радищевым, счёл за благо в это время отойти от активной общественной деятельности и целиком сосредоточиться на художественно-литературном творчестве.

Рис. 13. А.Н. Радищев ()

В 1794 году выходит в свет самая скандальная, вызвавшая самые противоречивые толки, самая загадочная повесть Карамзина «Остров Борнгольм» (рис. 14). В ней описывается, как во время своего путешествия по Англии некий человек встречает юношу, живущего там в изгнании. Этот юноша необыкновенно грустен, он поёт песню, в которой есть такие слова:

«Законы осуждают предмет моей любви».

Рис. 14. Остров Борнгольм (Дания) ()

Впоследствии, посетив остров Борнгольм, путешественник не столько понимает, сколько догадывается, в чём причина несчастья бедного юноши-изгнанника. Он знакомится там со старцем, который посещает в темнице томящуюся там девушку. Возникает намёк на то, что эта узница - сестра несчастного изгнанника. Естественно, что их любовь является преступной. Однозначного ответа на этот вопрос нет, путешественник скорее догадывается о том, что это так. Но юноша считает, что он не виноват перед природой. Однако рассказчик, за которым стоит сам Карамзин, считает, что это не освобождает его от ответственности перед людьми. Возникает сложная нравственная ситуация, которую Карамзин раскрывает, избегая морализирования. Он не делает никаких однозначных выводов, он не выносит сурового приговора, но он побуждает читателя самому дать нравственную оценку происходящему в повести.

В 1801 году, после убийства Павла I, на российский престол восходит Александр Павлович I (рис. 15). В стране в корне меняется общественно-политическая ситуация. Пушкин писал о времени «дней Александровых» как о «прекрасном начале». Общество желало скорых и неизбежных, необходимых перемен.

Рис. 15. Александр Павлович I Романов ()

Александр I предлагает Карамзину различные государственные посты. Карамзин отказывается, но вновь активно включается в общественно-политическую деятельность. Карамзин создаёт первый в России общественно-политический журнал «Вестник Европы», а сам становится практически первым в России политическим обозревателем.

С 1803 года (последние 23 года своей жизни) Карамзин проводит фактически очень уединённо, в кругу семьи, обложившись летописями и другими историческими источниками, и до конца жизни он работает над «Историей Государства Российского» (рис. 16).

Рис. 16. «История Государства Российского». Издание второе (1818 год) ()

Это был почти монашеский подвиг. Не случайно Пушкин назовёт этот труд Карамзина подвигом честного человека, а создателя «Истории Государства Российского» - последним русским летописцем. И до сих пор «История Государства Российского» не утратила ни своей научной, ни художественной ценности.

Считается, что косвенной причиной смерти Карамзина послужили события 14 декабря 1825 года (восстание декабристов) (рис. 17).

В этот день Карамзин приехал в Зимний Дворец для того, чтобы присягнуть новому императору. Вдруг снаружи начали раздаваться крики и стрельба. Но Карамзину всё нужно видеть своими глазами, видеть так, как это было в 1790 году в Париже, как это было в 1812 году в горящей Москве. И Карамзин выходит на площадь. Люди вспоминали, что видели человека с развевающимися седыми волосами без шляпы, в парадном мундире, в орденах, который уговаривал собравшихся разойтись. Декабрьский мороз сделал своё дело. Карамзин простудился и заболел воспалением лёгких. Декабристского мятежа, бунта Карамзин, принципиальный противник насилия как достижения каких-либо благих целей, не принял. Он писал:

«Заблуждение и преступление этих молодых людей - суть заблуждение и преступление нашего века».

Рис. 18. Николай Карамзин ()

Карамзин заболевает и фактически не возвращается уже к активной художнической или научной деятельности. Были планы уехать лечиться за границу (в Италию), но этим планам не суждено было сбыться.

Николай Иванович Новиков

Николай Иванович Новиков - выдающийся деятель русского Просвещения, журналист, книгоиздатель, автор многочисленных сатирических сочинений, один из создателей русского издательского дела. Достаточно сказать, что почти треть выходивших в России во второй половине 80-х - начале 90-х гг. XVIII века книг была издана благодаря деятельности Николая Ивановича Новикова.

Познакомившись со страшной, беспросветной жизнью русского крестьянства, Новиков решил, что необходимо изменить существующее положение вещей. Главным пороком русской жизни он считал практически повсеместное отсутствие образованных и добродетельных людей. Он развернул невероятную общественную деятельность. Новиков обладал громадным организаторским талантом, необыкновенной практической хваткой. Благодаря своей издательской деятельности он создал типографическое товарищество. Он зарабатывал огромные деньги, но при этом был бедным человеком, потому что практически все выручку он использовал для того, чтобы в «голодные годы» помогать крестьянским семьям, выплачивать стипендии недостаточным студентам, отправлять за свой счёт за рубеж бедных, но способных русских юношей для обучения в европейских университетах.

Новиков обладал колоссальным даром убеждения. Известна история одного разбогатевшего уральского ямщика Походяшина. Увлечённый идеями Новикова, Походяшин отдал ему для оказания помощи голодающим огромную сумму (миллион рублей). Но когда Новиков был арестован, а все его типографическое оборудование конфисковано, Походяшин оказался нищим, но до конца своих дней он считал, что знакомство с Новиковым - главное счастье его жизни.

О сентиментализме

Сентиментализм - это не просто литературное направление.

Сентиментализм - это особый тип мышления и порождённая им художественная культура, в том числе и литература.

Под словом сентиментальный в XVIII веке понимали вовсе не то, что сейчас понимаем мы. Слово сентиментальный обозначало человека, способного к эмоциональной реакции, состраданию, сочувствию чужим бедам, чужим несчастьям. Развитие этой способности в людях было целью писателей-сентименталистов.

Сентименталисты считали, что, сострадая человеку и помогая ему, можно испытывать самые сильные душевные радости. Желание добра становится не каким-то внешним побуждением, условным нравственным долгом, а внутренней потребностью человека. Это открывало колоссальные возможности и сулило целую этическую революцию.

Такого рода чувствительных, добродетельных людей мы находим в произведениях основоположников сентиментализма - писателя Лоренса Стерна в его романе «Сентиментальное путешествие» (от этого романа данное направление и получило своё название) и великого писателя-сентименталиста, французского философа Жан-Жака Руссо (рис. 19) в его романе «Юлия, или новая Элоиза».

Рис. 19. Жан-Жак Руссо ()

Писатели-сентименталисты считали, что добродетельный, чувствительный человек не может быть безнравственным, порочным, злым. И в этом они видели пути достижения социальной гармонии. А главным средством достижения этой цели служила литература, которая ставила своей целью воспитание в людях чувствительности.

Сегодня в Петербурге, в Александро-Невской Лавре, на могиле Карамзина лежит мраморная плита. На ней два имени: Николай Михайлович и Екатерина Андреевна Карамзины (рис. 20).

Рис. 20. Могила Н. М. Карамзина и его жены в Александро-Невской Лавре (г. Санкт-Петербург) ()

И есть проникновенные строки, написанные младшим другом, соратником, учеником Карамзина, выдающимся поэтом Василием Андреевичем Жуковским (рис. 21).

Рис. 21. В.А. Жуковский ()

Интересно, что строчки эти он включил в стихотворное послание другу Карамзина - знаменитому поэту Ивану Ивановичу Дмитриеву. В этом стихотворении Жуковский писал:

«Лежит венец на мраморе могилы

Ей молится России верный сын,

И будет в нём для дел прекрасных силы

Святое имя: Карамзин».

Деятельность и творчество Карамзина побудили многих русских учёных к исследованиям. Карамзину и его деятельности посвящены замечательные труды отечественных исследователей, в том числе и выдающегося учёного, академика Виктора Владимировича Виноградова (рис. 22).

Рис. 22. В.В. Виноградов ()

Список литературы

  1. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.
  3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.
  1. Интернет портал «Биографии писателей» ()
  2. Интернет портал «Библиотека Максима Мошкова» ()
  3. Интернет портал «nsportal.ru» ()

Домашнее задание

  1. Как прошли детские и юношеские годы Карамзина?
  2. При каких обстоятельствах было написано произведение Карамзина «Письма русского путешественника»?
  3. Какую роль сыграла деятельность Николая Михайловича Карамзина для развития русской культуры?

Привычные слова, как благотворительность, достопримечательность и даже влюбленность, часто нами используются. Но мало кому известно, что если бы не Николай Карамзин, то, может, они никогда и не появились бы в словаре русского человека. Творчество Карамзина сравнивали с произведениями выдающегося сентименталиста Стерна, и даже ставили писателей на одну ступень. Обладая глубоким аналитическим мышлением, он сумел написать первую книгу «Истории государства Российского». Сделал Карамзин это, не описывая отдельный исторический этап, современником которого он являлся, а подавая панорамное изображение исторической картины государства.

Детство и юность Н. Карамзина

Родился будущий гений 12 декабря 1766 года. Вырос и воспитывался в доме своего отца Михаила Егоровича, который был отставным капитаном. Николай рано потерял мать, поэтому его воспитанием полностью занимался папа.

Как только научился читать, мальчик брал книги из библиотеки своей матери, среди которых были французские романы, произведения Эмина, Роллена. Начальное образование Николай получал дома, затем учился в Симбирском дворянском пансионе, а после, в 1778 году, его отправили в пансион профессора Московского.

Еще в детстве он начал интересоваться историей. Этому поспособствовала книга по истории Эмина.

Пытливый ум Николая не давал ему сидеть долго на месте, он занялся изучением языков, ходил слушать лекции в Московский университет.

Начало карьеры

Творчество Карамзина берет свое начало со времен, когда он служил в Преображенском гвардейском полку Петербурга. Именно в этот период Николай Михайлович начинает пробовать себя в амплуа писателя.

Способствовали формированию Карамзина как художника слова и знакомства, которые он заводил в Москве. Среди его приятелей были Н. Новиков, А. Петров, А. Кутузов. В этот же период он приобщился к общественной деятельности - помогал в подготовке и выпуске журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума».

Период службы стал не только началом Николая Карамзина, но и сформировал его как личность, дал возможность завязать много знакомств, которые были полезны. После смерти отца Николай решается бросить службу, чтобы никогда к ней не возвращаться. В свете в то время это расценивалось как дерзость и вызов обществу. Но кто знает, если бы он не бросил службу, то смог бы издать свои первые переводы, а также оригинальные сочинения, в которых прослеживается живой интерес к исторической тематике?

Поездка в Европу

Жизнь и творчество Карамзина круто поменяли свой привычный уклад, когда с 1789 по 1790 гг. он путешествует по Европе. В ходе поездки писатель посещает Иммануила Канта, что произвело на него недюжинное впечатление. Николай Михайлович Карамзин, хронологическая таблица которого пополняется и присутствием во Франции во время Великой французской революции, впоследствии пишет свои «Письма русского путешественника». Именно это произведение делает его знаменитым.

Существует мнение, что именно эта книга открывает отсчет новой эпохи русской литературы. Это небезосновательно, поскольку такие подорожные записки не только были популярными в Европе, но и нашли своих последователей в России. Среди них А. Грибоедов, Ф. Глинка, В. Измайлов и многие другие.

Отсюда «растут ноги» и у сравнения Карамзина со Стерном. «Сентиментальное путешествие» последнего по тематике напоминает произведения Карамзина.

Приезд в Россию

Вернувшись на Родину, Карамзин решает поселиться в Москве, где продолжает свою литературную деятельность. Кроме того, он становится профессиональным писателем и журналистом. Но апогеем этого периода является, конечно же, издание «Московского журнала» - первого русского литературного журнала, в котором публиковались и произведения Карамзина.

Параллельно он выпустил сборники и альманахи, которые укрепили его в качестве отца сентиментализма в российской литературе. Среди них «Аглая», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки» и другие.

Более того, император Александр I учредил звание придворного историографа для Карамзина. Примечательно, что после никто не удостоился подобного титула. Это не только укрепило Николая Михайловича, но и упрочило его статус в обществе.

Карамзин как писатель

К писательскому сословию Карамзин примкнул уже будучи на службе, так как попытки попробовать себя на этом поприще в университете не увенчались большим успехом.

Творчество Карамзинаусловно можно поделить на три основных линии:

  • художественная проза, которая составляет существенную часть наследия (в перечне: рассказы, повести);
  • поэзия - ее значительно меньше;
  • беллетристика, исторические труды.

В целом, влияние его произведений на российскую литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество - произошли изменения, которые сделали отрасль гуманной.

Карамзин - писатель, ставший отправной точкой новой российской литературы, эпоха которой продолжается и по сей день.

Сентиментализм в произведениях Карамзина

Карамзин Николай Михайлович перевел внимание писателей, а, как следствие, и их читателей, на чувства как доминанту человеческой сущности. Именно эта черта и является основополагающей для сентиментализма и отделяет его от классицизма.

В основе нормального, естественного и правильного существования человека должно быть не рациональное начало, а высвобождение чувств и порывов, усовершенствование чувственной стороны человека как таковой, которая дана природой и является естественной.

Герой больше не типичен. Его индивидуализировали, придали ему неповторимость. Его переживания не лишают его сил, а обогащают, учат чувствовать мир тонко, отзываться на изменения.

Программным произведением сентиментализма в российской литературе принято считать «Бедную Лизу». Это утверждение не совсем верно. Николай Михайлович Карамзин, творчество которого взорвалось буквально после публикации «Писем российского путешественника», сентиментализм ввел именно подорожными записками.

Поэзия Карамзина

Стихотворения Карамзина занимают куда меньше места в его творчестве. Но не стоит преуменьшать их значимость. Как и в прозе, Карамзин-поэт становится неофитом сентиментализма.

Поэзия того времени ориентировалась на Ломоносова, Державина, тогда как Николай Михайлович меняет курс на европейский сентиментализм. Происходит переориентация ценностей в литературе. Вместо внешнего, рационального мира, автор копается во внутреннем мире человека, интересуется его духовными силами.

В отличие от классицизма, героями становятся персонажи простой жизни, повседневности, соответственно, объект стихотворения Карамзина - простая жизнь, как он сам утверждал. Само собой, при описании обыденности поэт воздерживается от пышных метафор и сравнений, используя стандартные и простые рифмы.

Но это вовсе не означает, что поэзия становится бедной и посредственной. Напротив, суметь подобрать доступные чтобы они произвели должный эффект и при этом донесли переживания героя - вот основная цель, которую преследует поэтическое творчество Карамзина.

Стихи не являются монументальными. Они часто показывают двойственность человеческой натуры, два взгляда на вещи, единство и борьбу противоположностей.

Проза Карамзина

Отображенные в прозе эстетические принципы Карамзина встречаются и в его теоретических трудах. Он настаивает на отходе от классицистической зацикленности на рационализме к сенситивной стороне человека, его духовному миру.

Основная задача - склонить читателя к максимальной эмпатии, заставить переживать не только за героя, но и вместе с ним. Таким образом, сопереживание должно привести к внутреннему преобразованию человека, заставить его развивать свои духовные ресурсы.

Художественная сторона произведения так же построена, как и у стихотворений: минимум речевых сложных оборотов, пышности и вычурности. Но дабы те же записки путешественника не были сухими отчетами, в них ориентация на отображение менталитета, характеров выходит на первый план.

Повести Карамзина детально описывают происходящее, зацикливаясь на чувственной природе вещей. Но так как впечатлений от заграничной поездки было много, то на бумагу они переходили сквозь сито авторского «Я». Он не привязывается к упроченным в сознании ассоциациям. Например, Лондон ему запомнился не Темзой, мостами и туманом, а вечерами, когда зажигают фонари, и город сияет.

Персонажи находят писателя сами - это его попутчики или собеседники, которых Карамзин встречает в ходе путешествия. Стоит отметить, что это не только знатные особы. Он без стеснения общается и со светскими львицами, и с бедными студентами.

Карамзин - историк

ХІХ век приводит Карамзина к истории. Когда Александр І назначает его придворным историографом, жизнь и творчество Карамзина снова претерпевают кардинальные изменения: он отказывается от литературной деятельности полностью и погружается в написание исторических трудов.

Как ни странно, но первое свое историческое произведение, «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношении», Карамзин посвятил критике реформ императора. Целью «Записки» было показать консервативно настроенные слои общества, а также их недовольство либеральными реформами. Также он старался найти доказательства бесполезности таких реформ.

Карамзин - переводчик

Структура «Истории»:

  • введение - описана роль истории как науки;
  • история до 1612 года со времен кочевых племен.

Каждый рассказ, повествование заканчивается выводами морально-этического характера.

Значение "Истории"

Как только завершил работу Карамзин, «История государства Российского» буквально разлетелась, как горячие пирожки. За месяц было продано 3000 экземпляров. «Историей» зачитывались все: причиной тому не только заполненные белые пятна в истории государства, но и простота, легкость изложения. На основе этой книги потом было не одно поскольку «История» стала еще и источником сюжетов.

«История государства Российского» стала первым аналитическим трудом по Также стала шаблоном и примером для дальнейшего развития интереса к истории в стране.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то