Какие еще образы феерии вы считаете символическими. «Символический смысл названия повести А

Создал более 400 произведений, придумал целый мир, населенный отважными и благородными героями. Особой народной любовью и популярностью пользуется его повесть-феерия «Алые паруса».

Шел 1916 год. По петербургским улицам бродил долговязый человек с тяжелым взглядом. Он остановился у одной из витрин и долго разглядывал игрушечный кораблик с парусами из белого шелка. Кораблик был красивым, легким и стремительным, но чего-то в нем не хватало. Если бы паруса были другого цвета. Какого? Возможно, алого, цвета любви и надежды! Так в воображении писателя Александра Грина впервые возникли «Алые паруса».

Окончательно эта феерия была создана в суровом и голодном декабре 1920 года. Отрывок из произведения был опубликован в газете «Вечерний телеграф» полгода спустя, а полностью «Алые паруса» увидели свет отдельным изданием в 1923 году. Писатель посвятил сказочную повесть второй жене Нине, которую считают прообразом Ассоль.

«Алые паруса» – это повествование о сбывшейся мечте. С детства Ассоль верила, что за ней приплывет принц на белом корабле с алыми парусами. Артур Грэй грезил о море и хотел стать капитаном. Их желания сбылись, жизнь подарила героям встречу и любовь. Но сколько прекрасных страниц, сколько движений души умещается в этой романтичной истории!

Грин намеренно создает контраст между серой обыденностью в маленьком рыбацком поселке и богатым внутренним миром юной героини. Мечты Ассоль, ее чистая и прекрасная душа вызывают подозрение у обывателей. Они считают девушку слабоумной и насмехаются над ее верой в чудо. Эти люди погрязли в повседневных делах, не поют песен и не рассказывают сказок. Их ухаживания за женщинами грубы и примитивны. Все, что не вписывается в привычные рамки, жители Каперны отвергают, поэтому смелый и справедливый Лонгрен и его мечтательница-дочь становятся в поселке изгоями.

Детство героини нельзя назвать безоблачным. Лишившись матери в пять месяцев, Ассоль растет в бедности. Ей приходится управляться по хозяйству и помогать отцу делать игрушки. Это единственный источник дохода маленькой семьи. У Ассоль нет подруг, а сверстники награждают ее оскорблениями и насмешками. Прекрасная мечта о корабле с алыми парусами, подаренная старым сказочником, становится опорой для одинокой девочки на долгие годы.

Портрет Ассоль при встрече с Эглем писатель создает крупными мазками: «стиранное много раз ситцевое платье» , «темные густые волосы» , «худенькие, загорелые ноги» . Мало чем отличается описание героини при встрече с Грэем, когда Ассоль уже лет семнадцать: платье из дешевого муслина, старая косынка, выразительное лицо, слишком серьезные для ее возраста глаза. Грин не считает Ассоль красавицей, он называет ее «живым стихотворением» .

В образе Лонгрена писатель воплотил свои представления об идеальном отце. Тот, по сути, посвящает всю свою жизнь дочери. Чтобы не расставаться с малышкой, моряк остается на берегу и находит такой способ заработка, когда можно часто бывать дома. Лонгрен учит Ассоль читать и писать, рассказывает ей о своих странствиях, заботится.

Артур Грэй – мечтатель и романтик. Поэтому он так хорошо понимает Ассоль. Юношу не привлекает обеспеченная жизнь аристократа. Он не хочет, как родители, стать «надменным невольником своего положения». Грэя вдохновляют море, свобода и ветер странствий. Артуру не занимать твердости и упорства в достижении цели, он не боится трудностей. Благородство, щедрость, чувство справедливости и лидерские качества притягивают к нему людей.

Мать многое позволяла Артуру, но мальчик не вырос избалованным. Еще ребенком Грэй демонстрировал доброту и умение сопереживать. Вспомним, как он на себе проверил боль от ожога, замазал краской гвозди на распятии и помог бедной служанке-бесприданнице. Преодоление стихии и себя стали способом жизни Артура Грэя. «Он родился капитаном, хотел быть им и стал» .

Парус всегда считался символом свободы, отваги и надежды, а белый корабль под алыми парусами превратился у Грина в воплощение любви, счастья и радости. Не случайно и название галиота – «Секрет». Не тайна, не загадка, а именно секрет для двоих.

Удивителен язык произведения. Грину удается найти словосочетания, которые буквально расцветают на страницах повести ярким, невероятно свежим и образным узором: «счастливый блеск утра» , «пылающая синяя даль» , «золотой уголь звезды» , «огненная игла далекой планеты» , «море, обведенное по горизонту золотой нитью» , «разбрасывая веселье» , «счастье сидело в ней пушистым котенком» . Вся повесть пронизана образами, которые создают уникальную атмосферу из смеси игры воображения и реальности. Здесь старые деревья говорят басом и «родственно скрипят» , цветы имеют «особенные лица» , а день «полон неизбежности» .

В «Алых парусах» чудо вполне реально. Для его создания Артуру Грэю понадобилась белая краска, оркестр из бродячих музыкантов, бочка столетнего вина и две тысячи квадратных метров алого шелка. Но ощущением причастности к сказке проникается и команда «Секрета», и экипаж военного крейсера, и музыканты оркестра. Реальное чудо заставляет светиться их глаза, раскрыться сердца, пробуждает желание сделать что-нибудь столь же необычное, доброе, светлое. И тогда крейсер салютует из всех орудий, а суровый помощник капитана Пантен идет мириться с матросом.

Автор назвал свое произведение феерией. Этим театральным термином обозначают постановки со сказочным сюжетом в пышных декорациях. Артур Грэй создал феерию для Ассоль, а Александр Грин – для всех благодарных читателей.

Не так много в нашей литературе произведений, которые столь же сильно влияют на общество и могут соперничать по популярности с «Алыми парусами». Светлое мироощущение, всплеск энергии, чистые порывы сердца возникают не только у молодых, но и у зрелых людей, которые знакомятся впервые или с удовольствием перечитывают феерию Грина.

Грин написал произведение, где маленькая отверженная Ассоль была готова к чуду, и чудо нашло её. Ассоль была воспитана добрым и любящим отцом Лонгрэном. Девочка очень рано потеряла мать, а отец её начал зарабатывать на жизнь тем, что изготавливал и продавал игрушки. Мир игрушек, в котором жила Ассоль, естественно, формировал её достаточно слабый характер, хотя в жизни ей пришлось столкнуться со сплетнями и злом. Мир, с которым ей пришлось столкнуться, испугал её. Убегая от всех проблем, Ассоль пыталась сохранить в сердце красивую сказку об алых парусах, которую рассказал ей добрый человек. Мне было искренне жаль Ассоль, потому что она была изгоем. Никто не понимал её богатый внутренний мир, её волшебную мечту. Дети называли её деревенской дурочкой, а взрослые обходили стороной. Я думаю, что все эти люди глубоко несчастны. Человек, у которого нет сердца, души, не умеет мечтать. И не преступление их, а несчастье в том, что эти люди огрубели душой, и не видят и не замечают прекрасного в мыслях и чувствах. Однажды малышка Ассоль начала понимать, что одними мечтами жить нельзя и что реальность важней мечты. Очень часто жизнь и обстоятельства ломают мечты хрупких и слабых людей, но не сломалась Ассоль.

А где же наш герой? И герой ли он, Артур Грэй, живущий не в хижине, а в родовом замке, в роскоши и полном достатке, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии? С замиранием сердца я листаю страницу за страницей. Оказывается, и он тоже мечтатель. А что тут удивительного?! Ведь главное в человеке – внутренний мир, его душа. За деньгами можно спрятаться, они нужны, в современном мире они играют немалую роль, но когда у человека есть что-то высокое в душе, деньги, богатство не являются целью жизни.

Мальчик мечтает о закате, о море, о кораблях, он был рожден капитаном, родители всячески поддерживали его стремления. Общение с людьми?! Грэю в этом плане было легче, чем Ассоль. Он не был изгоем, но мысли его были полны фантазий и воображения. Скорее всего, именно это помогло им найти друг друга.

Так замечательно понимать, что на свете есть другой человек, думающий так же, как и ты. Знакомство двух людей было предначертано судьбою. Однажды по воле случая корабль прибило к берегу возле селения, где жила Ассоль. Идя по лесу, юноша увидел спящую девушку, и она тотчас пробудила волнующие чувства в его душе. Он смотрел на нее не только глазами, но и сердцем, ждущим любви: «Все стронулось, все усмехнулось в нем». Позже в таверне он спросил о том, кто эта девушка, и ему с насмешкой рассказали историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами. Что же случилось дальше? «Как будто две струны зазвучали вместе. » Юноша решил, что мечта прекрасной незнакомки непременно должна исполниться. И он должен этому помочь. К тому же для себя он уже решил, что эта девушка непременно станет его женой. Грэй приказал изготовить для своего корабля паруса из алого шелка. Кроме того, он собрал музыкантов, которые могли бы играть так, чтобы заставить плакать сердца. Ведь «море и любовь не терпят педантов». И, когда все было готово, он отправился навстречу своей мечте.

Тем временем ничего не подозревающая Ассоль смотрела на море, обведенное золотой нитью на горизонте и бросающее к ногам девушки алые блики. Там, на краю света, совершалось то, о чем она так долго мечтала. И вот уже наступило то утро, когда к берегу подошел прекрасный корабль с пылающими пунцовым огнем парусами. А там был он – тот, кого она давно ждала. «Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила», – сердце мое готово выскочить, так я переживаю за моих героев. И Ассоль, крича: «Я здесь! Я здесь! Это я!», – бросилась к нему прямо по воде. Так утром летнего дня нашли друг друга Грэй и Ассоль. Так волшебная сила мечты сделала счастливыми двух добрых и любящих людей.

Как жаль, что так быстро закончилась повесть о любви и о том, что даже самые несбыточные мечты могут стать реальностью. Я настоятельно рекомендую прочитать это повествование о чести и бесчестии, трусости и отваге, о достижении поставленной цели всем, кто умеет мечтать, у кого в сердце живет вера в добро. Эта романтическая история творит чудеса с душами людей, после нее хочется верить в чудо. Реалистичность произведения позволяет увидеть прекрасный мир, окружающий нас. И как бы не было плохо на душе, в жизни, каким бы не были окружающие люди, вера во что-то светлое спасает. И это только одна сторона. Другая сторона заключает в себе добрые человеческие отношения, чувство любви, надежду на будущее. «Алые паруса» романтический мир человеческого счастья, сердечное отношение, сострадание, а главное – безграничную любовь двух людей. И если же вы все-таки поверите в мечту, на рассвете посмотрите за линию горизонта, может быть там уже стоит красавец корабль с алыми парусами. Вы только верьте! Каждого из вас ждут свои Алые паруса.

Александр Грин известен несколькими произведениями. Но не будет преувеличением, если сказать, что у многих он ассоциируется с произведением «Алые паруса». Почти все работы авторов можно отнести к тому или иному жанру. «Алые паруса» называют и рассказом, и феерией, и сказкой, и повестью. И это справедливо. Когда я начал читать это произведение, то не мог оторваться, настолько меня увлек его сюжет. В книге описывается всего несколько основных действующих лиц, но какие они яркие по характеру!

С одной стороны, каждый человек сам кузнец своего счастья. Но с другой - многое все же предопределено свыше. Для обеих точек зрения есть масса доказательств и в литературе, и в жизни. «Алые паруса», которые украшают парусник, сопровождают всю сюжетную линию.

Уже в самом начале феерии главный герой моряк Лонгрен подарил своей дочери Ассоль небольшой кораблик с алыми парусами. К сожалению, этому предшествовали многие трагические события: и ранняя смерть ее матери, и клевета, и тяжелое существование этой бедной семьи. Вся деревня ополчилась на них из-за того, что он не помог своему односельчанину, когда тот оказался в открытом море. Мало кого интересовало, что это было сделано из мести, поскольку тот, в свое время, не помог его жене.

Название повести неслучайно. Автор подчеркивает, что для движения парусов необходим ветер, так же как и для жизни необходимы силы. Чтобы достичь цели, мечты нужно приложить много усилий. Для Ассоль ее мечта осуществилась, несмотря на то, что многие в деревне считали девочку сумасшедшей. Рассказ показывает, что если верить в лучшее будущее, всеми силами стремиться к нему, то оно обязательно наступит. Красный цвет стал для Ассоль символом любви, радости, а белый - олицетворением надежды и светлого будущего.

Кузнецова С.А., учитель Гвардейской школы № 1

Урок литературы в 6 классе

« ЛЮБИТЬ, МЕЧТАТЬ И ВЕРИТЬ…»

(Символический смысл повести А.Грина «Алые паруса»)

Человек в порыве к счастью

способен сам совершать чудеса.

К.Паустовский

ЦЕЛИ: - раскрыть символический смысл повести - феерии;

Способствовать развитию умения характеризовать героев, объясняя мотивы их поступков и поведения;

Воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, красоте и добру, веру в мечту.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портрет А.Грина, иллюстрации героев произведения.

Экспертные группы учащихся: «литературоведы» (исследователи текста), «лингвисты», «художники».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ХОДЕ УРОКА

ХОД УРОКА

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (проверка готовности класса к уроку)

II ВВОДНО – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Учитель:

- «Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Я открываю его на любой странице, так весной протирают стекла в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Грин - один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину, идти на свидание. Он поэтичен, он мужественен». Так выразил благотворную силу воздействия Грина на читателя писатель Даниил Гранин. Думая об Александре Грине, мы, прежде всего, вспоминаем его повесть-сказку «Алые паруса». Эта сказочная феерия стала символом его творчества. Она вобрала в себя все лучшее, что есть в других произведениях Грина: красивую мечту и правдивую реальность, любовь к человеку и веру в его силы, надежду на лучшее и любовь к прекрасному.

III ВЫЯВЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ

Учитель:

Когда в повести появляется образ алых парусов? (Образ алых парусов появляется в повести не сразу. Сначала отец Ассоль делает игрушки с белыми парусами. Но когда ночью не находит ткани нужного цвета, он берет АЛЫЕ лоскутки.)

Какими обычно бывают паруса? (Из грубой парусины серого цвета.)

Можно сшить алые и шелковые. Это расточительство? (Это рукотворное чудо, символ. Такой парус уносит в неизвестные дали, где ждет героев прекрасное будущее.)

Словарная работа. СИМВОЛ – условный знак, образ.

IV ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

«ВХОД В УРОК» (цели формулируют учащиеся)

Учитель:

Образ алых парусов становится символом. Что символизирует словосочетание «АЛЫЕ ПАРУСА»?

* ЛЮБИТЬ – ЗНАЧИТ ТОЛЬКО БРАТЬ;

* в жизни все очень просто: ЧУДЕС НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ;

* СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ - ЗНАЧИТ ИСПОЛНИТЬ МЕЧТУ ДРУГОГО;

* утверждение верного способа достижения счастья заключается в том, чтобы «ДЕЛАТЬ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ ». (Данные утверждения разместить на доске)

Учитель:

Название повести многозначно. Чтобы парусное судно пришло в движение, его паруса должен наполнить ветер. А жизнь человека должна быть наполнена глубоким содержанием, тогда она имеет смысл. Если жизнь скучна и безрадостна, смыслом ее становится мечта. Мечта может так и остаться красивой, несбывшейся сказкой. Но может и осуществиться. Художественные секреты образов – символов помогут нам понять поступки главных героев, которые «… стремясь к счастью, совершают чудеса» . (Обращение к эпиграфу. Запись темы и эпиграфа в тетради)

V РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

1. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

Учитель:

Алые паруса… Появляется чудесный, пленительный образ. Как представляет Ассоль появление корабля своей мечты?

Сообщение группы «литературоведов».

Алый цвет – цвет счастья, лучезарный оттенок, несущий исполнение желаний. Вот как представляет Ассоль появление корабля своей мечты: « Из зарослей поднялся корабль; он всплыл и остановился… он пылал,как вино, как роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь.» (На доске кораблик с белыми парусами заменить на алый парусник.)

Учитель:

Что нас удивляет? (Так может видеть и чувствовать только человек, взволнованный ожиданием чуда.)

2. «ХУДОЖНИКИ»

Учитель:

Через цвет автор показывает внутреннюю жизнь героев, следовательно, мы можем посредством цветовой картины говорить о внутреннем состоянии персонажей в тот или иной момент их жизни. Какое значение в живописи имеют белый и алый цвет?
Сообщение группы «художников».

Белый цвет символизирует покой, безмятежность. Алый цвет в живописи относится к теплым тонам. Это жизнерадостный, энергичный, темпераментный тон. Сочный, яркий, чистый. Цвет утренней зари, нежно-розово-красный, пронизанный ранними лучами солнца. Радостный тон.

3. «ЛИНГВИСТЫ»

Учитель:

Как А.Грин определил жанровое своеобразие произведения?(«Алые паруса» - феерия.)

Вспомним, что такое феерия.

Сообщение группы «лингвистов» .

«Алые паруса» - феерия.ФЕЕРИЯ - волшебное сказочное зрелище. (Таблица на доске)

4. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ДИАЛОГА АССОЛЬ И ЭГЛЯ.

Учитель:

Это сказочное, волшебное началось с МЕЧТЫ, с чудесного предсказания Эгля, собирателя легенд и преданий. Он предсказывает девочке «алые паруса белого корабля».

МЕЧТА ДУША

ВЕРА В ЧУДО ПОСТУПОК

Инсценирование диалога Ассоль и Эгля.

Не знаю, сколько пройдет лет, - только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. - «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» - спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. - «Здравствуй, Ассоль! - скажет он. - Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

Это все мне? - тихо спросила девочка. Ее серьезные глаза, повеселев, просияли доверием. Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так; она подошла ближе. - Может быть, он уже пришел... тот корабль?

Не так скоро, - возразил Эгль, - сначала, как я сказал, ты вырастешь. Потом... Что говорить? - это будет, и кончено. Что бы ты тогда сделала?

Я? - Она посмотрела в корзину, но, видимо, не нашла там ничего достойного служить веским вознаграждением. - Я бы его любила, - поспешно сказала она, и не совсем твердо прибавила: - если он не дерется.

Нет, не будет драться, - сказал волшебник, таинственно подмигнув, - не будет, я ручаюсь за это. Иди, девочка, и не забудь того, что сказал тебе я …(уч-к стр.217)

Учитель:

Очень красивая история. С этой встречи жизнь девочки наполнилась радостным ожиданием чуда. А чудо Ассоль начинается с МЕЧТЫ. (Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником. Шаблон кораблика приклеить в тетрадь, схема записывается в течение урока.)

5. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

Учитель:

Случайно ли то, что эту легенду Эгль поведал именно Ассоль, что увидел сказочник в девочке?

Сообщение группы «литературоведов» .

«Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой» (На доску поместить рисунок с изображением Ассоль)

Учитель:

Как Эгль называет Ассоль?(Эгль обращается к девочке «милая» , «крошка» , «растение».)

Учитель:

С каким растением ассоциируется образ Ассоль?(Образ Ассоль ассоциируется с цветком, беззащитным, нежным, приносящим радость и не требующем ничего взамен.)

6. «ЛИНГВИТСЫ»

Учитель :

Что сказал Эгль об имени Ассоль?

Сообщение группы «лингвистов».

«… оно так странно… музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины…» (уч-к стр. 216)

Учитель:

С чем созвучно это имя, с чем схоже?(С солнцем, нежным ветром, с блеском зари, с загадочным светом. Интересно значение имени: Al sol (исп.) – буквально переводится - к солнцу.)

7. «ХУДОЖНИКИ»

Учитель:

В рассказе о Каперне и ее обитателях Грин не использовал ни одного цветового определения: «… черная крыша трактира…грязный пол, пожелтевшая скатерть…» и человеческая ненависть. Используя литературный материал предложите свое цветовое решение для иллюстрации этой приморской деревушки.

«Художники» показывают картину-ассоциацию «Жители Каперны» и комментируют нарисованное.

На рисунке изображено море в серых и черных тонах, потому что в Каперне много лет назад произошла трагедия.Черный цвет символизирует несчастье, горе. Серый – нейтральный цвет, его предпочитают те люди, которые боятся заявить о себе.

Эгль говорит: « …у вас не рассказывают сказок… у вас не поют песен.» В Каперне живут люди, лишенные романтики, без полета, без веры в мечту. Грубые, приземленные, они не могли понять ни Ассоль, ни Лонгрена, сочиняющего сказки для своей дочери и создающего яхты с алыми парусами.

8. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

Учитель:

Как вы думаете, могли ли такие люди понять Ассоль и ее отца? (Конечно, нет. Ассоль и ее отец одиноки.)

Комментарии «литературоведов» .

« …дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили… Одна за другой наивные ее попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения; она перестала, наконец, оскорбляться, но все еще иногда спрашивала отца: - «Скажи, почему нас не любят?» - «Э, Ассоль, - говорил Лонгрен, - разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут». - «Как это - уметь?» - «А вот так!»

Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия.» (уч-к стр.214)

Учитель:

Мечта же Ассоль «ожила» потому, что девочка «умела любить» , как учил ее отец, смогла ПОВЕРИТЬ В ЧУДО. (Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником)

9. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

Учитель:

Но в повести есть такой герой, который хочет защищать слабых и беззащитных. Это – Грэй. Вспомните поступки маленького графа, говорящие о нем, как о рыцаре, защитнике слабых.

В сознании многих людей, даже не знакомых с творчеством А. Грина, словосочетание «алые паруса» прочно ассоциируется с понятием «меч­та». Но возникает другой вопрос: а что же такое мечта в понимании самого писателя и главных героев его произведения? И почему именно алые паруса стали своеобразным символом мечты? Когда впервые в произведении упоминаются алые паруса, они представляют собой алые пару­са на игрушечной гоночной яхте. Эти алые пару­са были сделаны из обрезков шелка, «употребляв­шегося Лонгреном для оклейки пароходных кают - игрушек богатого покупателя». Маленькое су­денышко в этот момент держала в руке наша ге­роиня Ассоль. Каким образом яхта оказалась в ее руках? Дело в том, что девочка росла с отцом, зарабатывающим на жизнь изготовлением игру­шек. Мать девочки умерла рано от воспаления легких. Причастным к ее смерти был трактир­щик, состоятельный человек Меннерс. Он отка­зался дать денег в долг женщине, оказавшейся в безвыходном положении. Мери была вынуждена в холодную ветреную погоду отправиться в город заложить за бесценок колечко. Вернувшись, Мери заболела и умерла. Лонгрен взял на себя воспитание дочери: «он де­лал также сам всю домашнюю работу и проходил несвойственное мужчине сложное искусство ра­щения девочки». Вскоре Лонгрен совершил по­ступок, последствия которого оказались весьма печальными. Во время шторма торговец Меннерс оказался в смертельной опасности, но Лонгрен не помог своему обидчику. После этого случая соседи ста­ли недоброжелательно относиться к отцу и доче­ри. Ассоль росла без подруг, в полном одиноче­стве, в своем мире мечты и фантазий, которые вскоре приобрели реальные очертания. Момент, когда впервые яхта с алыми паруса­ми оказалась в руках Ассоль, стал едва ли не са­мым важным во всей детской жизни. Девочка пришла в восторг, любуясь белым суденышком с алыми парусами. Но ее восторг не ограничился только созерцанием: Ассоль решила подвергнуть игрушку небольшому испытанию. Волею случая яхта, как настоящая, поплыла вниз по течению. Пытаясь догнать быструю яхту, девочка в пути встретила настоящего волшебника. В действи­тельности волшебник был известным собирате­лем песен и легенд Эглем. Эгль, заметив в лице девочки «невольное ожидание прекрасного, бла­женной судьбы», решил рассказать сказку. Ес­тественно, его фантазия не могла упустить такой важной детали, как алые паруса. Поэтому принц в сказке Эгля появляется не на белом коне, а на белом корабле с алыми парусами. Лонгрен не пытался опровергнуть интересное предсказание волшебника. Мудрый отец решил не отнимать «такую игрушку»: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Как видим, множество неблагоприятных и бла­гоприятных обстоятельств послужили тому, что­бы в сердце Ассоль прочное, незыблемое место за­няла мечта о счастливом будущем и пламенной любви, которая под алыми парусами должна была ворваться в ее серую жизнь. В Ассоль были перемешаны «в замечательной прекрасной неправильности» дочь матроса, ре­месленника и «живое стихотворение со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной сосед­ства слов, во всей взаимности их теней и света». И эта вторая Ассоль, которая «сверх общих яв­лений видела отраженный смысл иного поряд­ка», не могла выйти из власти сказки. Ассоль со­вершенно серьезно высматривала в море корабль с алыми парусами. Если Ассоль уютно жила в своей фантазии, то Артур Грэй привык с детства нарушать общепри­нятые каноны, которые каким-либо образом ско­вывали его свободу. Мечтал ли он о чем-нибудь? Как Ассоль вдохновил вырастить в сердце мечту рассказчик Эгль, так и Артур Грэй был вдохнов­лен плодом человеческого творчества - карти­ной с изображением корабля, поднимающегося на гребень морского вала. Над огромным морем, тьмой пучины возвышалась фигура капитана. По мнению Артура, капитан был судьбой, душой и разумом корабля. Мечта заставила Артура в пят­надцать лет покинуть дом и окунуться в мир взрослых игр. И в этом мире из грез мальчика юноше приходилось тяжело работать, но он до­бился своей цели. Встреча Ассоль и Артура была словно предоп­ределена судьбой. Они каждый по-своему пред­чувствовали необычные перемены в своей жиз­ни. Грэй увидел спящую молодую девушку. Сре­ди буйства природы Артур «иначе увидел ее». Он увидел ее не столько глазами, сколько сердцем. И с этого момента Артур стал действовать по под­сказке сердца. Оставив на мизинце девушки до­рогое фамильное кольцо, он пытается разузнать все о прекрасном видении. А услышав рассказ угольщика о чудесной девушке, о пустой корзи­не, которая вмиг зацвела, понял, что сердце его не обманывало: «Теперь он действовал уже реши­тельно и покойно, до мелочи зная все, что пред­стоит на чудном пути». Особенно тщательно выбирал Артур ткань для парусов. И выбор его пал на цвет «совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благо­родного веселья и царственности… В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было так­же ни синевы, ни тени - ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духов­ного отражения». Вот какой цвет выбрал Артур Грэй, цвет со­вершенно чистый, не вызывающий сомнения и отражающий духовное начало - такой же чис­той, не вызывающей сомнения является мечта. Только для одних мечта становится объектом страстных желаний, а для других, таких как Артур Грэй, - мощным источником энергии пре­образования, совершенствования. Артур полюбил Ассоль и, вполне возможно, мог добиться ее благосклонности иным, более простым и незамысловатым способом. Но внут­ренняя потребность чуда, неприятие обыденного мира с установленными образцами поведения движут Артуром. И если для кого-то чудо - это улыбка, веселье, прощение, вовремя сказанное слово, то для героев Грина это чудо останется «на­всегда в алом блеске парусов, созданных глуби­ной сердца, знающего, что такое любовь». В равной степени алые паруса - это и символ мечты, воплощенной в жизнь, дарующей счастье, сидящее «в душе пушистым котенком», и сим­вол любви, способной творить чудеса.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то