Какие цвета называются первичными. Что такое первичные цвета, вторичные цвета, третичные цвета? Поиск дополнительных цветов на цветовом круге

Вторичные цвета: получаются путем смешивания двух первичных цветов. К вторичным цветам света относятся: маджента, желтый и циан (зеленовато-голубой). Вторичные цвета пигментов:красный, зеленый и фиолетовый.

Третичные цвета: образуются путем смешивания первичного и вторичного цветов. К ним относятся - оранжевый, пунцовый, светло-зеленый, ярко-голубой, изумрудно-зеленый, темно-фиолетовый.

Дополнительные цвета: располагаются на противоположных сторонах хроматического круга. Та, например, для красного является дополнительным зеленый (полученный путем смешения двух первичных цветов - желтого и циана (зеленовато-голубого). А для синегодополнительным является оранжевый(полученный путем смешения желтого и мадженты).

Закон цветности это основная система понимания цветовых взаимоотношений. Смешивая цвета, можно убедиться, что сочетание одних и тех же цветов дает одинаковый результат. Красный и синий цвета, смешанные в равных пропорциях, всегда дают фиолетовый. Равные доли синего и желтого всегда создают зеленый цвет. Из равных долей красного и желтого цветов всегда получается оранжевый. Эта система и называется законом цветности, поскольку указанные законы сочетаемости цветов являются результатом неоднократных проверок, доказавших их достоверность.

Основные первичные цвета

Основные цвета нельзя получить путем смешивания. Это синий, красный и желтый. Все остальные цвета - производные от них. Цвета с преобладанием синего называются холодными, с преобладанием красного и желтого - теплыми.

Синий - самый темный из основных цветов. При добавлении его к другому цвету, полученный цвет становится темнее и холоднее. Синий - единственный холодный из основных цветов, при добавлении его к любому первичному, вторичному и третичному он становится доминирующим (рис. 1). Делая другой цвет холодным, синий, кроме того, усиливает его глубину, придает темный оттенок. Гранулы синего пигмента самые большие, концентрация его наиболее высока.




Рис. 1

Вторичные цвета

Вторичные цвета - это зеленый, оранжевый и фиолетовый. Они получаются при сочетании двух, и только двух, первичных цветов в равных пропорциях. Зеленый - это сочетание синего и желтого, оранжевый - красного и желтого, фиолетовый - синего и красного. Зеленый и фиолетовый имеют в своем составе синий, поэтому являются холодными тонами. В оранжевом сочетаются красный и желтый цвета, поэтому он теплый (рис. 2).


Рис. 2 Вторичные цвета

Третичные цвета

Это сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый и желто-зеленый.

Третичные цвета создаются при смешивании первичного цвета со смежным вторичным. Сине-зеленый и сине-фиолетовый - холодные тона, красно-фиолетовый - тоже холодный, но не настолько, как два предыдущих, потому что в нем преобладает красный. Красно-оранжевый и желто-оранжевый - теплые тона. Желто-зеленый - теплый тон, но не настолько, как два предыдущих, потому что в нем присутствует синий (рис. 3).


Рис. 3 Третичные цвета

Теплые цвета - это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Однако, учитывая феномен влияния одного цвета на другой, например, красно-фиолетовый может казаться более теплым, если он расположен рядом с холодным зеленым цветом, и более холодным, если рядом с ним расположен теплый цвет, например, оранжевый.

Холодные цвета - это цвета от сине - фиолетового до желто - зеленого. Однако, желто - зеленый может казаться более холодным рядом с красным и более теплым рядом с синим.

Светлые или бледные цвета - это цвета, содержащие то или иное количество белого цвета.

Темные цвета - это цвета, содержащие черный или дополнительный цвета.

Яркие или насыщенные цвета - это цвета, в принципе не содержащие ни белый, ни серый, ни черный, ни дополнительные цвета. Но это понятие относительно, так как, например, яркие цвета синей гаммы не заканчиваются на чистом синем, к насыщенным цветам относят и синие, содержащие белый или черный цвета. Напротив, оранжевый, содержащий черный, относят к тусклым тонам, так как он становится коричневатым.

Тусклые цвета - это цвета, содержащие то или иное количество серого или дополнительного цветов.

Понятия первичных, вторичных и третичных цветов

Первичные цвета (рисунок 1) разделяются первичные природные цвета света и первичные цвета пигментов (используются в живописи и полиграфии). Это цвета, которые не создаются путем смешивания. Если смешать первичные красный, синий и зеленый лучи, то получится белый свет. Если смешать первичные мадженту, циан и желтый - цвета пигментов - то получим черный цвет.

Рисунок 1 - Природные цвета

(рисунок 2) получаются путем смешивания двух первичных цветов. К вторичным цветам света относятся: маджента, желтый и циан (зеленовато - голубой). Вторичные цвета пигментов красный, зеленый и фиолетовый.

Рисунок 2 - Вторичные цвета

Третичные цвета: образуются путем смешивания первичного и вторичного цветов. К ним относятся - оранжевый, пунцовый, светло - зеленый, ярко - голубой, изумрудно - зеленый, темно - фиолетовый.

Дополнительные цвета (рисунок 3): располагаются на противоположных сторонах хроматического круга. Так, например, для красного является дополнительным зеленый (полученный путем смешения двух первичных цветов - желтого и циана (зеленовато - голубого). А для синего дополнительным является оранжевый (полученный путем смешения желтого и мадженты).

Рисунок 3 - Хроматический круг по Манселлу

Система Манселла описывает цвет, исходя из трех показателей: тональность, светлота и насыщенность (рисунок 4).

Тональность - это, например, желтый или синий.

Светлота показывает, на каком уровне серых градаций (вертикальная ось) находится цвет.

Насыщенность: показывает, на каком расстоянии от вертикальной оси в горизонтальной плоскости находится тон.

Таким образом, в системе Манселла цвета расположены в трех измерениях и имеют вид дерева. Ствол (вертикальная ось) представляет шкалу с градациями серого цвета (от черного снизу к белому сверху). Тона находятся на хроматическом круге, который как бы "насажен" на вертикальную ось. Горизонтально оси показывают насыщенность тонов.

Рисунок 4 - Система Манселла

В отличие от большинства предметов окружающего мира, мониторы компьютеров не поглощают свет, а излучают. Для описания процессов формирования цвета на экране потребовалась модель, называемая аддитивным синтезом цветов. В указанной модели цвет получается в результате сложения нескольких основных (первичных) цветов: красного, синего и зелёного.

    Оттенок (hue)

    Оттенок- значение, определяющее положение цвета в спектре. Например, зеленый расположен между желтым и синим. Для рабочего стола этот атрибут можно задать на панели управления.

    Насыщенность (saturation)
    Насыщенность - параметр управления цветом; чистота оттенка цвета в диапазоне от серого до чистого цвета.

    Яркость (brightness)
    Яркость цвета по шкале от черного до белого на мониторе пользователя. Измеряется в процентах: от 0 до 100%. Нулевая яркость - это чёрный цвет.

100%

R - Red (Красный)

100%

B - Blue (Синий)

100%

G - Green (Зелёный)

100%

Y - Yellow (Жёлтый)

C - Cyan (Голубой), M - Magenta (Пурпурный), Y - Yellow (Жёлтый), G - Green (Зелёный), В - Blue (Синий), R- Red (Красный), O - Or ange (Оранжевый), P - Purple (Фиолетовый).

Первичные, вторичные и третичные цвета

Первичные цвета : красный, синий, жёлтый (three "primary" pigments of red, blue and yellow) называются CMY системой (Cyan, Magenta,Yellow or CMY system).

Смешение голубого и жёлтого цветов даёт зелёный цвет. Смешение жёлтого и красного - оранжевый цвет, голубого и красного - фиолетовый цвет. Эти три цвета (зелёный, фиолетовый и оранжевый) называют вторичными цветами .

Смешение первичных и вторичных цветов с их ближайшими оттенками даёт . Третичные или промежуточные цвета - это оранжево-красный (1), жёлто-оранжевый (2), жёлто-зелёный (3), сине-зелёный (4), сине-фиолетовый (5) и красно-фиолетовый (6) ( Yellow-orange, red-orange, red-purple, blue-purple, blue-green and yellow-green ) .

Таким образом получаются 12 цветов:

Magenta

Scarlet

Red

Orange

Yellow

Lime

Green

Turquoise

Cyan

Indigo

Blue

Purple

Иллюстрация цветообразования в результате поглощения или отражения трёх основных (красный, синий, жёлтый) цветов.

Цвет

Поглощение

Отражение

Результат (проявляется)

Светло-красный

Зелёный & светло- голубой

Cyan

Светло-зелёный

Красный и светло-голубой

Magenta

Светло-голубой

Красный и светло-зелёный

Yellow

M + Y

Зелёный & светло- голубой

Светло-красный

Red

C + Y

Красный и светло-голубой

Светло- зелёный

Greeen

C + M

Красный и светло-зелёный

Светло-голубой

Blue

Где: Cyan (C) , Magenta (M) , Yellow (Y) . Н азывается CMY система.

Смотрите:

Стили веб-дизайна Стили веб-дизайна 2 (комбинация 3 цветов) Стили веб-дизайна 3 (комбинация 3 цветов) Стили веб-дизайна 4 (комбинация 3 цветов) Стили веб-дизайна 5 (комбинация 4 цветов) Стили веб-дизайна 6 (комбинация 4 цветов) Красные стили Оранжевые стили Жёлтые стили Зелёные стил Голубые стили Синие стили Фиолетовые стили Серые стили Стили веб-дизайна 7 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 8 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 9 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 10 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 11 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 12 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 13 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 14 (градиентные фоны) Стили веб-дизайна 15 (градиентные фоны) Стили веб-дизайна 16 (градиентные фоны) FAQ по cтилям Фирменный стиль (примеры фирменных стилей) Наш стиль

Основные цвета – это тона, с помощью которых можно получить все остальные оттенки.
Это КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ (для печати — это МАДЖЕНТА, ЖЕЛТЫЙ, ЦИАН, ЧЕРНЫЙ см. ниже)
Если смешать между собой красные, синие и желтые световые волны, то получится белый свет. Однако, с красками такое слияние работать не будет. Для художников существует отдельная таблица смешения, которая пересекается с комбинацией волн, но соблюдает свои правилам.
Так на практике при , который не существует в спектральном свете, а является ответом нашего глаза на несбалансированное отражение волн. (см. ).

Желтый, красный, синий — разные , в которой на пике. Если их перевести в черно белый формат, то вы отчетливо увидите .

Сложно представить себе яркий темно-желтый тон, как и яркий светло-красный. За счет яркости в разных диапазонах светлоты создается огромная гамма промежуточных насыщенных красок: оранжевых, красно-оранжевых, салатовых, изумрудных, сине-зеленых, сиреневых, красно-фиолетовых, фиолетовых и др. Эти три краски образуют практически всю палитру, за исключением черного, белого, серого. Принимая их за первичную основу цветостроения стоит представлять, что вторичные цвета все же менее яркие, чем их родители, а оттенки, образованные от второго круга с помощью черного, белого либо оттенков, произведенных от первичного круга — еще более тусклые.

Построение оттенков из основных цветов

Пары из «упряжки» основных цветов образуют следующие краски второго круга:

ОРАНЖЕВЫЙ_____________ФИОЛЕТОВЫЙ_______________ЗЕЛЕНЫЙ____

ЖЕЛТЫЙ + КРАСНЫЙ = ОРАНЖЕВЫЙ (см. )
КРАСНЫЙ + СИНИЙ = ФИОЛЕТОВЫЙ (см. )
СИНИЙ + ЖЕЛТЫЙ = ЗЕЛЕНЫЙ (см. ?)

Если смешивать вторичные цвета, то есть оранжевый, фиолетовый и зеленый, с основными (которые уже присутствуют в составе цвета), то их порядок не изменится, они так же останутся во втором круге, так как мы тока изменяем количество содержания, а не качество:

ЖЕЛТО-ОРАНЖЕВЫЙ_____КРАСНО-ОРАНЖЕВЫЙ_____КРАСНО-ФИОЛЕТОВЫЙ___

ЖЕЛТЫЙ + ОРАНЖЕВЫЙ = ЖЕЛТО-ОРАНЖЕВЫЙ
КРАСНЫЙ + ОРАНЖЕВЫЙ = КРАСНО-ОРАНЖЕВЫЙ
КРАСНЫЙ + ФИОЛЕТОВЫЙ = КРАСНО-ФИОЛЕТОВЫЙ

ФИОЛЕТОВО-СИНИЙ___________СИНЕ-ЗЕЛЕНЫЙ___________САЛАТОВЫЙ___

СИНИЙ + ФИОЛЕТОВЫЙ = СИНЕ-ФИОЛЕТОВЫЙ
СИНИЙ + ЗЕЛЕНЫЙ = СИНЕ-ЗЕЛЕНЫЙ
ЖЕЛТЫЙ + ЗЕЛЕНЫЙ = САЛАТОВЫЙ

Добавление во вторичные тона основные, но которые не присутствуют уже в нем, приводят к смешению всех трех основных цветов. Результатом получается коричневый. Такие пары называют дополнительными.

ЖЕЛТЫЙ + ФИОЛЕТОВЫЙ (КРАСНЫЙ + СИНИЙ ) = КОРИЧНЕВЫЙ
КРАСНЫЙ + ЗЕЛЕНЫЙ (ЖЕЛТЫЙ + СИНИЙ ) = КОРИЧНЕВЫЙ
СИНИЙ + ОРАНЖЕВЫЙ (КРАСНЫЙ + ЖЕЛТЫЙ ) = КОРИЧНЕВЫЙ

Смешивая дополнительные оттенки, такие как фиолетовый + желтый, красный + зеленый, синий + оранжевый дают средне темный красно-коричневый оттенок. Если же смешивать не краску, а световые лучи, должен получится эффект серого света. Но так как краска, только отражает волну, то 100% замещения не будет.

Основные цвета краски для печати

Очень важно получать максимум тонов из минимального набора краски для цветной печати. На сегодня существует 4 необходимые краски для реализации всего спектра, где красный заменен на насыщенный розовый. Такая .

МАДЖЕНТА, ЖЕЛТЫЙ, ЦИАН, ЧЕРНЫЙ

Где маджента — оттенок фуксии, циан — ярко-голубой цвет, а белым является тон печатного материала.

Как получить другие цвета и их оттенки: теория и практика. Жми на иконку.

В детском саду вас, наверное, учили, что есть первичные цвета – красный, желтый и синий, а все остальные создаются из них. Брюс до сих пор помнит, как его первая учительница, миссис Андерсон, говорила, что одинаковое количество красного, желтого и синего образует серый. Брюс попробовал изобразить серого кота, но у него получилась какая-то грязноватая, многоцветная мешанина, и тогда он решил, что гораздо лучше будет воспользоваться простым карандашом, а миссис Андерсон либо полный дальтоник, либо ничего не смыслит в рисовании. Теперь, прослеживая истоки своей склонности подвергать сомнению авторитеты, он снова и снова возвращается к тому дню.

Урок миссис Андерсон оказался несостоятельным, но зерно истины в нем все же было – это мысль о том, что все разнообразие цветов достигается комбинацией трех первичных компонентов. Разные люди работают с цветом по-разному, но при этом в их рассуждениях всегда присутствует понятие о трех составляющих, которые и образуют цвет. Художественный редактор, говоря о коррекции цвета, предпочитает оперировать терминами "цветовой тон", "яркость" и "насыщенность". Тому, кто работает на компьютере, возможно, сподручнее описывать цвет в величинах RGB . Ученые рассуждают о цвете, опираясь на теорию – здесь и CIE Lab , и HSB , и LCH . А специалисты допечатной подготовки говорят о процентных величинах точек CMYK .

И хотя создатели Photoshop постарались учесть и удовлетворить потребности всех этих мыслящих по-разному людей (и справились со своей задачей неплохо), многие пользователи замыкаются только на каком-то одном видении цвета. Это вполне естественно и понятно – мы все склонны придерживаться того метода мышления, который нам кажется наиболее удобным. Однако это может затруднить общение с Photoshop и излишне усложнить работу. Если вы поймете, что все способы представления цвета в основе своей имеют одно и то же – комбинацию трех компонентов, вы научитесь разбираться в предлагаемых программой методах работы с ними и выбирать наиболее подходящий вариант для каждой конкретной задачи.

"Постойте-ка, – скажете вы. – Но ведь в CMYK не три цветовых компонента, а четыре". Видно, вы тоже склонны подвергать сомнению авторитеты, когда замечаете, что концы с концами не сходятся. Что ж, раз мы взяли на себя роль авторитетов, то поступим так же, как обычно поступают авторитеты, когда им задают трудные вопросы: мы попросим вам довериться нам. Оставьте на время свои сомнения. Обещаем вернуться к этой теме позже.

В этой лекции мы рассмотрим основополагающие моменты взаимоотношений цветов и методы представления цвета в Photoshop. Иногда нам придется обращаться к теории, но мы настоятельно рекомендуем внимательно все прочесть, так как это понадобится в дальнейшем, при обсуждении тоновой и цветовой коррекции.

Для многих видов работы с цветом на компьютере понятие первичных цветов является основополагающим. Речь идет о трех цветах, которые в комбинации образуют все остальные. Задавая разные пропорции первичных цветов, можно формировать другие цвета, а регулируя их соотношение – выполнять цветокоррекцию изображений. Первичные цвета имеют две принципиальные особенности (пока не будем принимать во внимание, из каких цветов состоят они сами).

  • Они не разлагаются на цветовые компоненты.
  • Сочетаясь в разных пропорциях, первичные воспроизводят весь спектр цветов.

Кстати, существуют и вторичные цвета, которые образуются комбинацией двух первичных и исключением третьего. Но особого интереса для нас они не представляют.

Аддитивные и субтрактивные цвета

До того, как увлечься поведением сферических объектов – яблок, бильярдных шаров и планет, сэр Исаак Ньютон экспериментировал со светом и призмами. Он обнаружил, что белый свет разделяется на красный, зеленый и синий компоненты – явление довольно заурядное, известное уже многие века. Но открытием стало то, что путем комбинации красного, зеленого и синего компонентов ему удалось воссоздать белый свет. Красный, зеленый и синий цвета называются аддитивными первичными цветами (от англ. add – добавлять). Их сложение дает более светлые цвета, вплоть до белого, тогда как черный означает полное отсутствие света (см. рис. 4.1). Так формируется цвет на экране телевизора и на компьютерном мониторе.


Рис. 4.1.

Но на печатной странице цвета ведут себя иначе. В отличие от экрана телевизора, страница не излучает свет, а отражает его. При воспроизведении цветных изображений на печати мы прежде всего имеем дело не со светом, а с пигментами (красками, тонером, воском), которые одни цвета поглощают, а другие отражают.

Первичными цветами пигментов являются голубой, желтый и пурпурный. Они называются субтрактивными первичными цветами (от англ. subtract – вычитать). При нанесении краски на белую бумагу происходит поглощение (вычитание) света, и отраженный цвет становится темнее. (Возможно, понятнее будет так: для получения белого цвета аддитивные цвета нужно складывать друг с другом, а субтрактивные – вычитать). Голубой пигмент целиком поглощает красный свет, пурпурный поглощает зеленый, а желтый – синий. При сложении голубого, пурпурного и желтого максимальной интенсивности теоретически образуется черный цвет (см. рис. 4.1).

Говоря о первичных цветах, миссис Андерсон была совершенно права, только она назвала не те цвета. Закрашивая рисунок красным, желтым и синим карандашами, вам не удастся получить серого цвета, как бы вы ни старались.

Несовершенный мир

Несколько раньше мы просили вас довериться нам по поводу CMYK, а только что сказали, что сочетание голубого, пурпурного и желтого теоретически дает черный. В действительности, однако, получается бурый. Почему? Как говорит наш друг и коллега Боб Шэффл, "Бог создал RGB, а человек – CMYK". А мы добавим: "Кому вы больше доверяете?"

Несовершенство преобразования . Если бы мы имели дело только со CMYK, все было бы гораздо проще. Но значительная доля проблем связана с тем, что сканеры видят цвет в RGB, а нам для воспроизведения его на печати приходится преобразовывать значения RGB в CMYK. Между тем путь преобразования вовсе не гладок (см. раздел "Как взаимодействуют параметры цвета",

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то