Как выглядят мусульманские женщины. Современная мусульманка - какая она? Основные положения либерального ислама

В последние годы религиозные деятели часто говорят о необходимости возрождения традиционного ислама, под которым одни понимают религию времён Пророка Мухаммада (с.г.в.) и праведных халифов, другие - то же самое, но с учётом национальных традиций мусульманских народов.

С момента окончания эпохи Праведного халифата прошло без малого 1400 лет. За это время в мире многое изменилось, в связи с чем возникает вопрос о том, возможно ли подстроить исламские нормы под реалии современного общества?

14-вековой исторический период привнёс в наш мир много нового. Масса достижений современности потребовала тщательного изучения мусульманскими богословами для вынесения о дозволенности или запретности того или иного предмета либо явления.

Кроме того, глобализация привнесла в сознание верующих и некоторые размышления о пересмотре базовых принципов ислама. Подобная тенденция получила широкое распространение в тех странах, где весьма популярны демократические ценности. В связи с этим многие молодые мусульмане попадают в ситуации, когда исламские каноны вступают в противоречие с либеральными нормами.

Сегодня среди наших братьев по вере, проживающих на Западе, набрала популярность идея так называемого современного (или либерального) ислама, который рассматривается как компромисс между строгими религиозными канонами и ценностями демократического общества.

Истоки современного ислама

Считается, что зачатки современного ислама появились в Турции в эпоху правления Мустафы Кемаля Ататюрка, который взял курс на либерализацию в государстве, и религиозная сфера не стала исключением. В частности, при первом президенте Турецкой республики в стране был упразднён титул халифа, который считался неотъемлемым атрибутом мусульманского мира и служил связующим звеном между исламом и обществом.

Кроме того, Ататюрк ликвидировал должность шейхуль-ислама - главного мусульманского улема страны, а также закрыл многие медресе и приходские школы, казыятские суды (суды, руководствующиеся исламским правом - прим. Islam . Global ) и Министерство по делам Шариата. Одновременно с этим Мустафа Кемаль активно навязывал населению западные ценности, которые постепенно вытесняли из сознания турок исламские воззрения.

Основные положения либерального ислама

Исламские либералы ставят под сомнение обязательность соблюдения некоторых исламских канонов. Причина тому - в укладе жизни демократического общества, который, по их мнению, не позволяет мусульманам в полной мере придерживаться всех шариатских предписаний.

Ярчайшим примером служит вопрос обязательности ношения хиджаба женщинами-мусульманками. Представители современного ислама утверждают, что ношение традиционного хиджаба, прикрывающего всё тело за исключением овала лица и кистей рук, может быть не обязательным в ряде случаев. Например, в местностях, где мусульмане составляют меньшинство, а доминирует западная или иная другая культура.

Как считают «современные» мусульмане, в либеральном обществе мусульманкам не следует носить традиционный хиджаб, так как в таком одеянии женщины выделяются из толпы и тем самым притягивают к себе лишние взгляды. Хотя основное предназначение хиджаба прямо противоположное - подчеркнуть скромность девушки. В таких ситуациях, как правило, мусульманское одеяние заменяют косынкой или платком, который покрывает не всю, а бо льшую часть головы, оставляя открытыми передние волосы.

Кроме того, представители либерального ислама выступают за установление демократических режимов и всеобщее распространение западной культуры в арабских странах. Также они считают, что совершение намаза дозволено не в строго определённые часы, как того требуют традиционалисты, а в любое удобное для человека время.

К тому же отношения до брака, включая встречи тет-а-тет, прикосновения друг к другу и даже поцелуи, считаются у «современных» мусульман вполне нормальным явлением, в то время как традиционалисты причисляют всё это к прелюбодеянию.

В качестве аргументации своей позиции мусульмане-либералы приводят хадисы Пророка Мухаммада (с.г.в.) о нежелательности проявления . Один из таких хадисов звучит следующим образом: «Опасайтесь излишеств в религии, так как тех, кто жил ранее, погубило именно излишество в религии» (хадис приводят ан-Насаи и Ибн Маджа). В другом хадисе сказано: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения» (аль-Бухари).

Данные хадисы, уверены сторонники «современного ислама», служат наставлением Посланника Аллаха (с.г.в.) к соблюдению умеренности в исламе, которая трактуется ими как необходимость упрощения жизни для мусульман, включая верующих, проживающих в немусульманском мире. А потому в подстраивании исламских канонов под господствующие в современном мире ценности либерализма нет ничего зазорного.

На взгляд мусульман-либералов, верующие, которые проживают в неисламских странах, находятся в состоянии договора с иноверцами, так как они проживают с ними в одном обществе. В связи с этим правоверные обязаны соблюдать местные правила и нормы, чтить местную культуру и обычаи, так как всё это является частью договора. Ведь в Священном Коране Всевышний говорит:

«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам...» (5:1)

Доводы «консерваторов от ислама»

Идеология «облегчённого» ислама нередко подвергается критике со стороны представителей традиционного, которые обвиняют оппонентов в искажении религии Аллаха. В частности, мусульмане-консерваторы характеризуют «современный ислам» как заблуждение, созданное западным миром с целью сбить с истинного пути как можно больше людей.

При этом традиционалисты подвергают критике отдельные положения своих либерально настроенных единоверцев, которые противоречат многим хадисам Пророка Мухаммада (с.г.в.) и мнению великих богословов. Дескать, хадисы, приводимые представителями современного ислама, трактуются ими в свою пользу, и на самом деле Посланник Всевышнего (с.г.в) имел ввиду совершенно иное. Как утверждают традиционалисты, базовые положения исламской религии, включая обязательность совершения намаза в определённое время и ношение хиджаба, непоколебимы, а значит, их соблюдение является обязательным.

Таким образом, современный ислам стал своеобразным вариантом «религии компромисса» между исламскими канонами и ценностями либерализма. Однако в случаях противоречия между двумя системами приоритет отдаётся, как правило, либеральной составляющей. Подобный подход стал своего рода выходом из двойственного положения (жить по светским законам или по Шариату) для мусульман, проживающих в большинстве стран мира, включая Россию. Современный ислам призывает правоверных чтить и уважать культуру региона своего проживания, а не противиться ей.

К сожалению, в наше время среди мусульманок распространилось немало порочных привычек и обычаев. И одной из самых опасных и вредоносных привычек, которой страдают наши сёстры, без преувеличения можно назвать сплетни.

Сегодня сплетни нередко занимают главное место в разговоре двух человек, а то и целой компании. От этого греха трудно защититься, потому что он давно уже вошёл в нашу жизнь как нечто нормальное и привычное.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что (однажды) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил:

أَتَدْرُونَ مَا الْغِيبَةُ؟ قَالُوا: اللهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ، قَالَ: ذِكْرُكَ أَخَاكَ بِمَا يَكْرَهُ . قِيلَ: أَفَرَأَيْتَ إِنْ كَانَ فِي أَخِي مَا أَقُولُ؟ قَالَ: إِنْ كَانَ فِيهِ مَا تَقُولُ، فَقَدِ اغْتَبْتَهُ، وَإِنْ لَمْ يَكُنْ فِيهِ فَقَدْ بَهَتَّهُ

«Известно ли вам, что такое хула (гыба)? » Сподвижники ответили: «Аллах и Посланник Его знают об этом лучше ». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это говорить о своём брате то, что ему не нравится ». Его спросили: «Скажи, а если то, о чём я скажу, присуще брату моему? » Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Если ему присуще то, о чём ты скажешь, значит, ты злословишь о нём, а если этого в нём нет, значит, ты возведёшь на него навет (бухтан) ». (Муслим, 2589)

Но, несмотря на предостережения самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), этот грех, подобно чуме, заразил сердца очень многих наших сестёр.

Сегодня, как вы, наверное, заметили, сплетни находят свой «уголок» практически в каждой беседе тех, у кого имеются общие знакомые. Люди, которые любят сплетничать, не видят в этом ничего предосудительного, но стоит сплетням коснуться их, как они начинают обвинять других в подлости и аморальности.

Сплетни направлены в первую очередь на то, чтобы опорочить честь другого человека, а поэтому связаны с малодушием или завистью. Всевышний в Коране говорит:

وَلا يَغْتَبْ بَعْضُكُمْ بَعْضًا أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَنْ يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ

(смысл): «И не поносите друг друга за глаза. Разве кто-либо из вас пожелает есть мясо своего покойного брата? Ведь это вызывет у вас только отвращение… » (сура «Аль-Хужурат», аят 12)

Как мы знаем, сплетни могут не только опорочить человека, но и нанести его сердцу сильную обиду. И, конечно же, страсть к обсуждению ослабляет иман человека и лишает его сердце благородства и высокой нравственности.

Почему это плохо

Со слов Хузайфы (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لَا يَدْخُلُ الجَنَّةَ قَتَّاتٌ

«Сплетник не войдёт в Рай! » (Бухари, 6056; Муслим, 105)

Из этого хадиса мы понимаем, что сплетни – это не только некрасивый поступок, но и очень тяжкий грех, из-за которого мы можем лишиться Рая. Люди во все времена любили оценивать и критиковать других людей, из-за чего, собственно, этот страшный грех так легко прижился в нашем обществе.

Например, женщины очень часто обсуждают внешние данные той или иной знакомой или, принижая её достоинства, акцентируют внимание на её недостатках. Особенно это актуально при разговоре об известных женщинах – актрисах и певицах.

Конечно, публичные персоны порой позволяют себе много лишнего, но даёт ли это нам право их обсуждать? Конечно же, нет. Это их жизнь и их личное дело, как её проводить, и пока их грехи не касаются нас, мы не имеем права говорить об этом.

В Судный день эта привычка может обернуться для человека настоящей катастрофой, потому что за каждое слово в чей-то адрес придётся сполна расплачиваться.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لَمَّا عُرِجَ بِي مَرَرْتُ بِقَوْمٍ لَهُمْ أظْفارٌ مِنْ نُحاسٍ يَخْمِشُونَ وُجُوهَهُمْ وَصُدُورَهُمْ، فَقُلْتُ: مَنْ هؤُلاءِ يا جِبْرِيلُ؟ قال: هَؤُلاءِ الَّذينَ يأكُلُونَ لُحُومَ النَّاسِ وَيَقَعُونَ في أعْرَاضِهِمْ

«Когда меня вознесли на небо (миʻрадж), я прошёл мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь. Я спросил : "Кто они, о Джибрил? " Он ответил: "Это – (люди), поедавшие мясо других людей и затрагивавшие их честь ». (Имам Ахмад, 3/224; Абу Дауд, 4878)

А представьте, как увеличится наказание за гыбу в чей-то адрес, если этот человек впоследствии раскается и перестанет совершать этот грех. А распространённые нами сплетни будут напоминать всем о том, что он или она когда-то совершали. Это вдвойне некрасиво и жестоко.

Наши уважаемые алимы посвящают этой теме огромное количество лекций, но, несмотря на это, сплетен в обществе меньше не становится. Происходит это потому, что мы не до конца осознаем тяжесть грехов, пока находимся на этом свете.

Нельзя также забывать, что мы рабы Всевышнего Аллаха, перед которым все одинаково равны. И по отношению друг к другу у нас есть определённые обязательства: взаимное уважение и недопущение вероломства.

Под вероломством в отношении других подразумевается не только материальный ущерб, но и вербальный урон, который люди наносят сплетнями.

Надеюсь, из сегодняшней статьи, дорогие мои сёстры, вы поняли, что праздные пересуды и негативные высказывания в отношении посторонних людей являются крайне опасным грехом, за который человек будет отвечать перед Аллахом.

И если вы заметили подобное за собой, то как можно быстрее совершите тавбу и дайте себе слово больше никогда к этому не возвращаться. Мира вам и всего самого лучшего!

Альфия Синай

Всю историю моды арабского мира можно свести к утверждению, что должна быть в женщине какая-то загадка. Казалось бы, никакие подиумные тренды огромной части населения планеты, которая исповедует ислам, не интересны - их целомудренная мода не меняется тысячелетиями. Однако это не совсем там. Попробуем разобраться, что же носит прекрасная половина мусульманского мира под паранджой.

Начнем с того, что не вся одежда мусульманок называется паранджой - здесь, несмотря на наши представления о ней, есть разновидности. Собственно, классическая паранджа - это исламский предмет одежды, который представляет собой длинный халат с ложными рукавами, скрывающий все тело и оставляющий открытым только лицо. Лицо, в зависимости от страны и нравов, царящих в семье, либо закрывают плотной сеткой, которую можно поднимать и опускать, либо оставляют открытым.

Еще одна разновидность одежды мусульманок - хиджаб - платок, который закрывает голову и шею, оставляя открытым лицо. Есть страны, обязывающие носить хиджаб всех женщин, причем независимо от вероисповедания, - такое требование существует в Иране и Саудовской Аравии. В светских странах типа Турции такой обязанности у женщин нет.

Среди разновидностей мусульманской одежды стоит отметить чадру и абайю, а также никаб - повязку, которая носится вместе с хиджабом и закрывает лицо, оставляя открытыми глаза.

Обычно традиционная одежда мусульманок черного цвета, но встречаются и вариации на тему - например, разноцветные абайи или декорированные вышивкой, бисером и стразами.

Самый частый вопрос, который волнует далекого от исламской культуры человека - что же носят эти таинственные женщины под паранджой? Помните полнометражный «Секс в большом городе»?, когда героини попали в тайный клуб мусульманских женщин-шопоголиков? Художественный вымысел не так уж далек от истины - они часто мусульманки из обеспеченных семей одеты в наряды с подиумов из последних коллекций, которые демонстрируют, правда, только дома своим мужьям.

Если вам доводилось устраивать шопинг в Dubai Mall, то вы наверняка видели арабских женщин в традиционной мусульманской одежде - из примет европейского мира мы можем видеть у них сумки Chanel и Louis Vuitton, часы Rolex и внушительные бриллианты. Речь идет, конечно же, о респектабельных мусульманках, которые являются вполне себе полноценными потребителями товаров категории люкс, но демонстрируют миру только аксессуары. Впрочем, представители модных домов признаются, что некоторые коллекции, особенно ливанских дизайнеров, мусульманки очень любят: домашние дефиле как отдушина для них - дело привычное.

А теперь самое главное: среднестатистические мусульманки в выборе повседневной одежды мало чем отличаются от нас с вами. Они тоже любят джинсы, которые являются основой основ их гардероба, балетки, футболки и кардиганы. Правда, сверху всего этого они надевают паранджу или вариации на тему. Кроме того, одежда для мусульманок становится все более функциональной- даже появляются целые линейки брендов типа Nike, который представил первый спортивный хиджаб.

Что еще? Мусульманки, действуя по принципу замещения, тратят много на красивое белье - купальники им покупать нельзя, а вот соблазнительное кружево для мужа - сколько угодно.

Покорная жена, следующая повелениям своего Господа, заботливая мать, обучающая детей законам Ислама, прилежная дочь, скромная невестка, верная подруга. Не перечесть всех качеств, которыми одарил Аллах женщину.

Но сегодня мы поговорим о внешности. Как выглядит современная мусульманка? Что мы видим, выходя на улицу? Одежда и весь внешний вид мусульманки должны говорить о ее скромности. Она (одежда) не должна быть яркой, обтягивающей, просвечивающейся. Айша (р.а) передает: «Аллах смилостивился над первыми женщинами - мухаджирами. Когда Он ниспослал аят «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете», они разорвали на кусочки свои плащи и покрылись ими». (Аль-Бухари, 4480 и Абу Дауд, 4102).

Мусульманка не должна использовать макияж, выходя на улицу, это дозволено только перед мужем. Аллах в Коране говорит: «… скажи верующим женщинам, что им приказано потуплять свои взоры и не смотреть на то, на что Аллах запретил смотреть, и, оберегая своё целомудрие, избегать незаконных сношений и не показывать обольщающую мужчин телесную красоту - места, на которых женщина носит украшения: грудь, шея, плечи, кроме лица и кистей рук. Скажи им (о пророк!), чтобы они прикрывали места, видные в вырезе одежды, как грудь и шея, набрасывая на них свои головные покрывала. Пусть они не показывают своей красы никому, кроме своих мужей <…>и следуйте нравственным назиданиям религии, чтобы вы были счастливыми в своей ближайшей жизни и в дальней жизни!» (Коран 24:31).

К тому же с медицинской точки зрения макияж вреден, так как он препятствует поступлению кислорода, ведь 60% кислорода мы получаем через легкие, а остальные 40% через кожу. И если вы намажете на себя тонны кремов, пудры, помады, то ваша кожа получит кислородное голодание. Оттуда и преждевременное старение кожи.

Также мусульманка не должна использовать миск при выходе из дома. Посланник Аллаха (с.а.в) сказал: «Всякая женщина, которая надушилась и вышла из дома для того, чтобы мужчины почувствовали исходящий от нее аромат, подобна прелюбодейке».

И так мы видим, что доказательств тому, что красоту нужно скрывать от посторонних глаз много. Будь то аяты Корана или хадисы Пророка (с.а.в), везде сказано о скромности женщины.

Конечно, соблюдать законы Шариата тяжело. Особенно в светской стране. Но кто сказал, что рай заслужить легко? И если мы посмотрим на матерей правоверных, то увидим, что им было сложнее, чем нам. У них не было удобств, которые есть у нас. Но разве так они выглядели, разве о том думали. Они делали все, чтобы заслужить довольство Аллаха. Помогали нашему Любимому Пророку (с.а.в), сами шили одежду, воспитывали детей, заучивали Коран, хадисы Посланника Аллаха (с.а.в) обучали людей религии, терпели голод и нужду. И при этом были довольны и думали о мире вечном. Наши духовные матери выбрали Ахират в пользу дуньи. Почему бы и нам не последовать их примеру?! Ведь именно им мы должны подражать. Если больше думать и работать над своим внутренним миром, то это обязательно отразится на внешнем виде.

Islamtoday. ru

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то