Как написать литературный анализ. Как делать анализ произведения

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
План анализа прозаического произведения
1. Литературное направление, в котором создано произведение и его место среди произведений других авторов этого периода.
2. Жанр произведения.
З. Тема и идея (главная мысль).
4. Сюжет и композиция (главная сюжетная линия произведения и есть ли другие; построение произведения — деление на части, главы и пр.; время и место действия событий).
5. Основные персонажи.
6. Особенности языка писателя.
7. Оценка произведения литературной критикой.
8. Современное прочтение произведения и его значение.

Анализ рассказа А. Чехова «Ионыч»

Рассказ создан в соответствии с принципами реализма. Главный герой изображён в развитии. Тема рассказа: бездуховность общества.

Главная мысль заключается в том, что она убивает в людях благородные поры вы, губит любовь. Сюжет: подающий надежды земский врач Дмитрий Старцев из пылкого юноши превращается в жадного и крикливого Ионыча, слившегося с обывательской средой, в которую
попал. Особенность повествования — отсутствие авторских характеристик.

Читателю предложено делать выводы самостоятельно. Рассказ является предостережением: бездуховность превратит любого человека в Ионыча.

Этапы деградации доктора Старцева описаны автором. Он шёл пешком (своих лошадей у него ещё не было) и всё время пел (образ главного героя в начале повествования). У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке (через год). Ездит уже не на паре, а на тройке лошадей (через 4 года).

Ещё через несколько лет казалось, что едет не человек, а языческий бог. Интересы Старцева свелись к пересчёту денег по вечерам. Среда, которую он прежде презирал, приняла его — он стал Ионычем.

Роман Николая Чернышевского “Что делать?” современники восприняли неоднозначно. Одни считали его “мерзостью”, другие - “прелестью”. Это связано со сложной композицией, попытками спрятать основную мысль за снами главной героини и любовным треугольником и, наконец, с особенностями языкового оформления. Тем не менее, роман оказал серьезное влияние на русское общество ХIX века. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем краткий анализ произведения “Что делать?”, который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

Краткий анализ

История создания - Н. Чернышевский создал роман, когда пребывал в Петропавловской крепости. Писателя арестовали за радикальные идеи. Произведение задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Тема – В произведении можно выделить две главные темы - любви и жизни в новом обществе, построенном на основе законов труда и равноправия.

Композиция - Структура произведения имеет особенности. Сквозные линии романа - жизнь Веры Павловны, судьбы Лопухова и Кирсанова. Главную роль в этих сюжетных линиях играют любовные перипетии. С реальностью тесно переплетаются сны Веры Павловны. При помощи них автор зашифровал социально-политические мотивы.

Жанр – Роман, в котором можно заметить черты нескольких жанровых разновидностей - романа-утопии, социально-политического, любовного и философского романов.

Направление – Реализм.

История создания

Над анализированным произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приемам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввел в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.

Тема

В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивают читателя к самостоятельным выводам.

Н. Чернышевский раскрыл несколько тем , среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблемы “Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.

Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать ее замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым ее дочь не обретет счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наемный труд. Героиня сделала девушек, работавших у нее, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.

Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка влюбилась в друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.

Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом - швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаем, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.

Композиция

В “Что делать?” анализ следует дополнить характеристикой композиции. Особенности формальной и смысловой организации текста позволяют автору раскрыть несколько тем, завуалировать запретные мотивы. На первый взгляд, главную роль в романе играют любовные перипетии. На самом деле, они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы . Для раскрытия последних автор использовал описание снов Веры Павловны.

Составляющие сюжета размещены непоследовательно: автор подает событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Так, создается своеобразное обрамление.

Главные герои

Жанр

Жанр произведения - роман, так как в нем есть несколько сюжетных линий, а центральная проблема остается открытой. Произведению присущ жанровый синкретизм: в нем переплелись черты любовного, философского, социально-политического романов и утопии. Направление произведения - реализм.

Для того чтобы выяснить основные моменты произведения, его необходимо тщательно проанализировать. К сожалению, не все знают, с чего следует начать эту работу. План анализа рассказа поможет структурировать мысли читателя и качественно раскрыть все аспекты произведения.

С чего начать?

Любой школьник сталкивался с задачей проанализировать текст. Как правило, на уроке литературы это произведение, включенное в школьную программу. Но что делать, когда подробный план анализа рассказа нужно выполнить самостоятельно? Стоит начать с постановки цели.

Если основной задачей является анализ эпизода в рассказе, тогда следует определить его роль в нем. Как правило, к изучению предлагается одна из важнейших сцен в произведении. Например, как проявил себя герой в том или ином случае, какие его черты раскрылись при этом.

Основные аспекты

Вы внимательно прочитали текст, теперь необходимо составить план анализа рассказа.

Начните с определения его темы. Обычно их в тексте несколько: темы дружбы, преданности, долга, любви. Необходимо выявить самые основные.

Теперь стоит перейти к описанию главных героев. Это не только внешний вид, который тоже немаловажен, но и основные черты характера персонажей. После переходим к роли героев в раскрытии проблематики рассказа. Их взаимоотношения также являются важным аспектом плана.

Второстепенные герои нередко играют важную роль в произведении. Литературный анализ рассказа должен включить и их описание и характеристику.

Композиция и ее составляющие

Далее переходим к структуре самого рассказа. Каждое произведение имеет индивидуальные особенности построения. Для начала определим пролог, то есть момент предварения основного действия. После перейдем к завязке и опишем момент начала конфликта или проблемы произведения.

Теперь необходимо выявить развитие действия в рассказе. Эта часть композиции обычно самая продолжительная. В ней мы увидим главных героев, их описание, основные события. А вот самый острый момент в рассказе называют кульминацией. Это событие, в котором раскрываются все тайны произведения, происходят самые напряженные действия. Теперь осталось лишь закончить анализ композиции развязкой. Это такой элемент, который снимает так называемое напряжение после кульминации, описывает, что стало с героями после произошедших событий.

План анализа рассказа

Заканчивая исследование произведения, осталось определить его художественное своеобразие. Следует указать творческую манеру любого писателя, которая отличает его от других авторов. Средства использованной художественной выразительности, найденные вами в тексте, сделают анализ более полным и глубоким. Не забудьте об эпитетах, олицетворениях, метафорах и других тропах.

После этого приступите к выводу, который будет включать в себя авторское отношение к проблеме, а также ваше собственное мнение и впечатление.

Перечислим основные пункты, которые содержит план анализа рассказа по литературе:

  1. Тема рассказа.
  2. Идея.
  3. Анализ главных героев.
  4. Второстепенные персонажи.
  5. Особенности композиции.
  6. Средства выразительности, использованные в тексте.
  7. Впечатление читателя.

Теперь вы легко проанализируете любой рассказ, используя нашу статью. Основные аспекты плана, представленные нами, помогут вам выполнить глубокую и качественную работу.

Материалы по теме:

  • План анализа художественного произведения
  • Как написать роман: с чего начать, придумать название, сюжет
  • Анализ и краткое содержание Что делать? (Чернышевский Н. Г.)
  • Как составлять план текста: супер-шпаргалка по русскому
  • Проблематика и анализ рассказа В. Шукшина «Срезал»
  • Тема произведения - это... Что такое тема в литературе
  • Как составить план сказки? Как составить план сказки Царевна-лягушка или Дюймовочка
  • Жанр рассказ: особенности, история развития, примеры. Рассказ - это жанр литературы? Признаки рассказа как жанра

Планы анализа художественных текстов различного типа

План рассказа о герое

    Расскажи о понравившемся герое (Мне понравился … Мне запомнился … Мне показался интересным… Я восхищаюсь…)

    Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

    Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

    Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

    Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

    Назови героев других произведений, которые в чём-то схожи с этим персонажем.

    Подумай и скажи, в чём тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

    Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

    Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг.

План работы над лирическим стихотворением

    Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

    Что послужило толчком для создания этого произведения?

    Какие строки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)?

    Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

    Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

    Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

    Какие слова употребляются в переносном выражении?

    Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

    Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

План анализа рассказа

    Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан? Что ты знаешь об авторе?

2. Какой из трёх типов текста здесь преобладает:

Повествование (рассказывает);

Описание (показывает);

Рассуждение (доказывает).

3. Вкратце передай сюжет (основные события рассказа).

4. Что является кульминацией (высшей точкой напряжения в

развитии действия) этого рассказа?

5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

8. В чём главная идея этого произведения? О чём нам предлагает задуматься автор?

9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы.

10. Как ты думаешь, как сложиться судьба героев в будущем?

План анализа басни

    Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней?

    Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

    Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.

    Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

    Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

    Перечисли основные черты характера главных героев басни.

    Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

    Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?

    Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

    Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

Словарь настроений

беспокойное

бодрое

боязливое

бурное весёлое возбуждённое

возмущенное

волшебное воспевающее

восторженное

высмеивающее

героическое

грустной радости

грустное

добродушное

добродушно-насмешливое

жуткое

загадочное

задиристое

заносчивое

звонкое

капризное

ликующее

любования

мечтательное

мрачное

насмешливое

нежное

нетерпеливое

обиженное

ожидание

печальное

поучительное

привередливое

прихотливое

прославляющее

радостной готовности

радостной грусти

радостное

робкое

светлое

сердитое

серьёзное

сказочное

скорбное

скрытное

смешное

солнечное

сонное

сосредоточенное

состояние готовности к подвигу

сочувствующее

спокойное

таинственное

тёплое

тихое

торжественное

тоскливое

тревожное

уютное

хвалебное

хвастливое

хмурое

шаловливое

Когда в школе по литературе изучается произведение писателя, то не обходится без краткого анализа произведения, который часто учитель задает на дом. Именно анализ позволяет учителю понять, насколько хорошо вы усвоили работу автора, смогли ли вы понять идею произведения, выделить тему, сюжет, главных героев. Однако, не у всех получается сделать этот, порой, ненавистный, анализ, а чтобы вашу жизнь сделать проще, предлагаем вам в помощь примеры анализов произведений школьной программы.

Анализ лирического произведения

Вы всегда сможете найти пример анализа лирического произведения, который, кстати, тяжелее всего дается школьникам. Несмотря на то, что стихи читаются легко и быстро, их анализ почему-то становится самым сложным заданием для любого школьника. Школьникам сложно выделить художественные средства, благодаря которым автор создает образы своим героям, им тяжело определиться с темой, дать описание работе, выделить основную часть. Школьники затрудняются в определении жанра, литературного направления произведения и тому подобное. Но, так как плохую отметку никто не хочет получать, приходится часами сидеть над произведением, чтобы изложить хоть какие-то мысли. Но, теперь все будет проще, ведь мы вам в этом поможем, делясь своими примерами.

Анализ художественного произведения

Теперь не сложно написать анализ художественного произведения, ведь перед вами примеры работ, которые обязательно станут для вас Музой и вы сможете изложить свои краткие мысли, сделав уже свой личный анализ произведения.

Анализ героя произведения

Не обходится изучение произведения без анализа героев, как главных, так и второстепенных. Такие анализы позволяют лучше понять не только героев произведения и их действия, но и изучить самого писателя, его взгляды, эмоции, настроение. Вот только, зачастую, тяжело дать характеристику и краткий анализ героя. Но, тяжело, если нет примера. С примером, любая работа пойдет, как по маслу. А у нас вы обязательно найдете все, что искали и анализ героев уже не покажется сложной задачей. Так что, дерзайте.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то