Интеллектуальная карта для дошкольников по умк. Интеллектуальная карта - шаг к успеху

Картами ума (интеллект картами) или Mind Maps называют метод графического представления мыслей, событий, идей и т.п. Считается, что словесное письменное описание способствует лишь засорению мозга лишней информацией и что более привычно для него именно визуальное воплощение причинно-следственных, ассоциативных и других связей. Чтобы лучше понять данную идею, просто представьте себе какой-нибудь предмет (например, тетрадь, яблоко, часы и т.п.) и ассоциации, которые он у Вас вызывает. Скорее всего, если бы Вам было дано такое задание с последующим опросом через некое время, то Вы бы написали список слов-ассоциаций. Однако, действия мозга никак не напоминают такой список - ведь в голое его нет! И если попробовать зарисовать свою мозговую деятельность схематично, то, вместо какого-либо перечня, получится именно карта, состоящая из пунктов, (кружков или квадратиков, у кого как), соединённых между собой линиями-связями.

Где используются карты ума?
Карты ума можно использовать практически в любой сфере жизни:
1. В обучении - для ведения конспектов, создания презентаций, подготовки выступлений, написания курсовых и дипломов и т.п.
2. В профессиональной деятельности - на аттестации, составлении планов, ведении переговоров, собраний и т.п.
3. В любой личной деятельности, касающейся планирования - для самоорганизации, составлении списков, проектов, принятия решений и т.п.

В данной игре представлены 4 карты ума : по социально-коммуникативному, познавательному, художественному развитию. В середине основная картинка от которой отходят стрелки: красная - то, что не подходит в ней, зеленая - то, что подходит, синие - то, что относится к ней или является ее частью.


БУЛГАКОВА Наталья Александровна старший воспитатель МБДОУ № 8 «Алёнушка» г. Тихорецка

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через поиск и внедрение наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми. Применение в образовательной деятельности метода интеллектуальных карт Тони Бьюзена.

Задачи:

  1. Учить анализировать образовательную деятельность с воспитанниками;
  2. Рассмотреть теоретические положения метода интеллектуальных карт Тони Бьюзена.
  3. Учить на практике составлять интеллектуальные карты для детей разного дошкольного возраста, их дополнять, видоизменять, расширять.
  4. Развивать творческую активность

Планируемый результат:

Заинтересованность педагогов в необходимости применения технологии интеллектуальной картины в вопитательно – образовательном процессе ДОУ.

(Педагоги рассаживаются в зале на заранее подготовленные 5 подгрупп)

Старший воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада Вас видеть на сегодняшнем семинаре –практикуме. Сегодня мы с вами будем говорить о новых подходах по организации воспитательно –образовательного процесса с детьми в ДОУ, которых требует современное общество и которые будут давать максимальный положительный результат, но вот о чем именно мы свами постараемся определить вместе. Я предлагаю вашему вниманию для просмотра две открытых образовательных деятельности по познавательному развитию для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Вам необходимо внимательно просмотреть их и проанализировать. Обратите внимание на педагогов их активность, применение методов и приемов в работе с детьми, проанализируйте поведение детей: сохранялся ли у них интерес к деятельности на протяжении всего образовательного процесса, какова их была речевая активность.

(просмотр образовательной деятельности)

Старший воспитатель: уважаемые коллеги! Что вы можете сказать об этих двух образовательных ситуациях? Как на ваш взгляд, удалось ли решить педагогам поставленные задачи? Какова эффективность данных видов деятельности?

(Ответы педагогов)

Старший воспитатель: В первой образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Мальчики и девочки» педагог использовала репродуктивные методы (самостоятельный показ, самостоятельное составление образца рассказа, самостоятельный выбор подвижной и пальчиковой игры) . Максимальная речевая активность педагога, вопросы к детям направлены на получение простых ответов (да, нет) . В качестве заинтересовывающего момента приход двух игрушек –кукол «Кати» и «Вани» , но которыми манипулировала сама, не давая в руки детям. На протяжении всей образовательной деятельности отсутствие наглядности. Быстрое угасание интереса воспитанников к содержанию деятельности.

В старшем возрасте образовательная деятельность по теме «Собираемся в поход» была направлена на уточнение и углубление знаний детей о туристической деятельности и конкретно о вещах и предметах, которые могут пригодиться в походе. Педагог начала образовательную деятельность с постановки проблемной ситуации «Как вы думаете, что необходимо людям в походе?» . Здесь на протяжении всей деятельности преобладала речевая активность воспитанников, задаваемые вопросы были направлены на активизацию мыслительных процессов, на установление причино –следственных отношений, умения делать логические выводы и умозаключения. Познавательный интерес детей сохранялся на протяжении всей деятельности. С помощью наглядности выступал индивидуально у каждого ребенка собранный рюкзачок с вещами.

(Педагогами делается вывод что поиск новых форм работы с воспитанниками и внедрение их в воспитательно –образовательный процесс позволяет максимально сделать обучение и развитие эффективным и добиваться решения всех поставленных задач. Большую роль с детьми любого дошкольного возраста оказывает использование наглядных методов и приемов) .

Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Обратите внимание перед вами лежат (по одному на подгруппу) белые листы бумаги и различные наборы цветных картинок, карточки по определенным темам. Давайте вместе с вами определим как же можно использовать эту наглядность в работе с детьми? (Педагоги рассматривают картинки, формулируют свои предложения: «Приклеить картинки по теме «Овощи» и использовать как обобщающие понятия», «Можно использовать картинки постепенно наклеивая при составлении рассказов» , «Можно делать накопительные карты и постепенно их усложнять доклеивая все новые и новые картинки по теме, возвращаясь к этим картам через определенное время» )

Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! А можно ли на одном листе бумаги одновременно разместить картинки нескольких тем? Зачем? И Как?

(педагоги пытаются объединить темы «Мой город» , «Транспорт» , «Архитектура» , «Растительный мир» , «Достопримечательности нашего города» на одном листе бумаги. Педагоги делаю вывод, что с помощью объединения различных тем на одном листе бумаги можно создать условия для изучения воспитанниками целых систем, успешно формировать знания по целым областям одновременно и по каждой конкретной теме. Воспитанники учатся самостоятельно логически мыслить, рассуждать, устанавливать причинно –следственные связи.)

Старший воспитатель: В соответствии с ФГОС предметно –пространственная среда групп должна быть максимально насыщена макетами, схемами, алгоритмами которая максимально сказывается на познавательном, речевом, социально –коммуникативном развитии. Вся информация изображается в графическом виде на большом формате бумаги. Она отражает смысловые связи, причинно –следственные отношения, ассоциативные связи между понятиями и частями. Основателем представленного метода интеллектуальных карт или картин является Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века это английский психолог, известный лектор, писатель, консультант специалист по вопросам развития интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Мыслительная карта (от англ. сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы. Другими словами интеллектуальная карта это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование. Благодаря кандидату пед. наук Валентине Михайловне Якименко которая предложила использовать этот метод для развития связной речи. В чем же полезность этих интеллектуальных карт?

  1. Это наглядность. Вся изучаемая проблема оказывается на одном листе и ее можно окинуть одним взглядом. Карты ярки, привлекательны, поучительны Тони Бьюзен рекомендовал «Настраивайтесь на создание красивых карт»
  2. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга использование образов, цвета интеллектуальная карта легко запоминается.

Существуют определенные требования к составлению интеллектуальных карт. Для создания используются цветные карандаши, маркеры, картинки, ножницы. Главная идея (рисунки, картинки, изображения) располагается в центре страницы. Для каждого ключевого момента отходят от центра в разные стороны направления. Каждая ветвь имеет свой цвет. Её можно обозначить для старших дошкольников – словом, для младших дошкольников – картинкой схемой, ассоциацией. В процессе изучения могут добавляться новые ветви, картинки и символы в уже изученные темы и наглядность представлена в виде объектов и рисунков.

  1. Сбор материала об объекте и предмете. Можно рассматривать 1 предмет и составлять интеллектуальную карту по 1 предмету. Выполняя задачи развиваются активный и пассивный словарь, процесс мышления: анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа может проводиться как индивидуально, так и фронтально.
  2. Работая по лексическим темам можно сделать интеллектуальную карту как итоговое мероприятие. Выполняя данные задачи у детей развиваются умение выделять главную мысль, припоминают изученный материал, педагог выявляет уровень знаний у детей, формируется умение составлять и распространять предложения.
  3. Это развитие связной речи. Интеллектуальные картины можно использовать для составления рассказов, Можно составлять рассказы не только по лексическим темам, но и по сказкам, прочитанным рассказам, чтобы облегчить процесс пересказа. Выполняя данные задачи дети учатся самостоятельно, последовательно излагать свои мысли, становятся более активны при разговоре, формируется умение правильно отвечать на вопросы, словарь точен и разнообразен.

Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Сейчас я вам предлагаю, каждой подгруппе составить свою интеллектуальную карту и рассказать какие же задачи можно решать и для какого возраста детей данная карта предназначена.

(Каждая подгруппа педагогов составляет свою интеллектуальную карту а затем рассказывает какие задачи с помощью нее можно решить) .

В заключении нашего семинара –практикума я хочу сделать вывод: От нашего мастерства, уважаемые коллеги, зависит каким «выпорхнет» ребенок из детского сада: и я верю, он будет творческим, любознательным, мыслящим человеком, готовым осознано делать выбор и нести ответственность за него. Все в наших руках!

Спасибо за внимание и сотрудничество!

Разработка современных диаграмм связей принадлежит британскому писателю и психологу Тони Бьюзену и относится к концу 80-х годов прошлого века. Однако это только официальное утверждение метода. Известно, что еще в древности были попытки схематического изображения информации.

Интеллект-карта – пример легкого и эффективного приема в образовательном процессе, который требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вы помните, в каком виде нам задавали изучать информацию в школе? Книги с листами сплошного текста, логические списки и пошаговые алгоритмы действий должны были помочь нам приобрести новые знания, но не вызывали особого энтузиазма. Сложные предметы приходилось заучивать. Длинные простыни текста никак не хотели умещаться в голове. Все буквы, слова и абзацы сливались воедино, и взгляду не было за что зацепиться.

Хотя линейная запись информации в виде сплошного текста с логичной разметкой и замечательно подходит для написания литературы и составления всякого рода списков, это не самый лучший инструмент для наглядного структурирования информации и развития креативного мышления. И вот тут нам и нашим детям помогут ментальные карты.

Ментальные карты – это чудесный инструмент для визуализации практически любой информации. Принцип построения карты схож с формой нашего мышления и основан на ассоциативных связях между объектами и принципе естественной иерархии.

Вот 5 интересных вариантов использования ментальных карт, которые подойдут для детей:

1. Упростить учебу


Покажите ребенку, как с помощью ментальных карт можно превратить главу из учебника в интересный и, главное, понятный и логичный рисунок или схему. Вместе с ребенком выделите главное из раздела учебника и перенесите информацию в логически связанную ментальную карту. Таким образом, вся информация станет не только наглядной и понятной, но её также будет легко запомнить.

2. Ставить цели и планировать неделю


Ментальные карты могут стать мощным инструментом для того, чтобы привить ребенку привычку ставить цели и планировать свое время. Вместо списка ежедневных дел и обязанностей, ребенок может оформить свои планы в забавную интеллект-карту.

Как правило, дети очень легко учатся работать с ментальными картами, а само создание интеллект-карт становится для них увлекательной игрой.

3. Планировать проекты и управлять ими


Способность разбить сложный проект на простые и понятные составляющие – очень ценное умение для каждого человека. Предложите ребенку самому спланировать какое-то событие в его жизни, например, прогулку или день рождения, с помощью ментальной карты. Пусть он с вашей помощью распишет мероприятие на составные части – кто будет участвовать, какие будут игры, что будет входить в меню и так далее. Со временем, он научится самостоятельно планировать и более сложные и ответственные проекты.

4. Работа с воспоминаниями

После поездки на море, веселого праздника, дня рождения или посещения любимой бабушки сядьте со своим ребенком и зафиксируйте свои воспоминания на бумаге с помощью ментальной карты. Это может быть коллаж из фотографий, рисунков, вырезок из газет, проездных билетиков и природных материалов. Это может быть просто карта ассоциаций и воспоминаний. Творческая фиксация воспоминаний помогает детям разобраться со своими эмоциями и ценностями.

Такое занятие прекрасно подойдет детям в качестве простого ознакомления с ментальными картами.

5. Для самых маленьких


Дошкольнику совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Знакомить своего четырехлетнего ребенка с mind mapping, начиная с комплексных явлений – не самая удачная идея.

Малышам нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый.

Майкл Типпер советует начать знакомство ребенка, с ментальными картами выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.

Например, выберите ферму и помогите ребенку придумать, что находится на ферме – сараи, животные, люди, машины. Это хороший способ изучать времена года, описывать разные характеристики объектов и так далее. Это поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему.


Ольга Павлова

Метод интеллект-карт”, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания

информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и

речевые способности детей и активизируется мышление.

Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к

изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Полезные свойства интеллект-карт

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями

оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику,

ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию

образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим

Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-

карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.

Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно

излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре,

формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь

становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых

занятиях по развитию связной речи.

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Лист располагается горизонтально.

Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра

ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.

Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:

1 вариант:

1. Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)

2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к

3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-

действия.

Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют

предложения.

Мы начали составлять интеллект – карты в старшей группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям.


Все необходимые картинки находили в использованных рабочих тетрадках, сами вырезали, классифицировали, наклеивали, проводили "веточки".





В конце старшей группы, ребята сооружали достаточно сложные интеллект – карты, такие как: «Материки», «Планета Земля», «Зеленое царство».



Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов. Безусловно, планирую продолжать работу с детками в данном направлении. Спасибо за внимание!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то