Гениальные цитаты из фильма «Тот самый Мюнхгаузен. Для всех и обо всем

Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня у нас 30 сентября 2017 года, в эфире Первого канала идёт интереснейшая игра, которая называется . Все ответы в игре от 30 сентября 2017 года можно узнать в обзоре игры, в статью можно попасть по ссылке выше. Но завтра не буде 31 сентября, ведь у нас нет барона Мюнхгаузена, к сожалению он был в единственном числе.

Какой день, если верить фильму «Тот самый Мюнхгаузен», подарил родному городу заглавный герой?

К сожалению игроки не смогли верно ответить на одиннадцатый вопрос сегодняшней игры и ушли ни с чем. Вопрос оказался действительно сложным, я сам не знал точный ответ. Ведь нас путал фильм, под названием "31 июня".

«31 ию́ня» - советский двухсерийный телевизионный фильм-мюзикл в жанре фэнтези по мотивам одноимённой повести английского писателя Джона Бойнтона Пристли, снятый в 1978 году. Существенно отличается от книги. Это одна из самых значительных работ режиссёра Леонида Квинихидзе и композитора Александра Зацепина.

Как видим, это фильм не то, что нам нужно для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос. Для ответа на вопрос нам нужно обратиться к нужному тексту.

32 мая - еще один день весны...

― Стойте! Остановитесь! Наш суд превращен в постыдный фарс.
Господин судья, прочтите, пожалуйста, еще раз
разводное письмо барона фон Мюнхгаузена.

― Я, барон Карл фон Мюнхгаузен...
― Вы дату читайте!
― 1779 год, 32 мая. Господин барон, вы ошиблись, такого числа не бывает.
― Бывает!
― Если вчера было 31 мая, то сегодня какое?
― 32-е. Этот день - мое открытие. Это мой подарок родному городу.

― Я вам сейчас все объясню!
― Господа, господа!
― Я вам сейчас все объясню.
― Не может этого быть, не может этого быть!
― Браво.

― Тридцать какое?
― 32, Ваше Высочество.
― Куда он его предлагает вставить?
― Вот сюда.
― 29-е, 30-е, 31-е...
― 32-е.
― Здесь же нет места.
― Поэтому суд и счел себя глубоко оскорбленным, ваше высочество. Мы просим отменить решение о разводе.
― 29-е, 30-е, 31-е...
― И так далее.

«…Чудак не всегда частность и обособление, а напротив бывает так, что-он-то, пожалуй, и носит в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи – все, каким-нибудь наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались…»

(Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»)

Часто так бывает, что книга, прочитанная еще в детстве и поразившая нас своею глубиною, или фильм, многократно пересмотренный и разобранный на цитаты, для нас являются только милым воспоминанием о ярких эмоциях, пережитых давным-давно. Эти воспоминания греют душу, навевают приятные ощущения, но, увы, уже не дают той пищи для ума и сердца, которую мы так ценили в них прежде. Такое отношение к любимым источникам вдохновения отчасти понятно и оправданно: сюжет их нам хорошо знаком, диалоги выучены наизусть и кажется, что больше они не смогут освежить наше мировосприятие новыми открытиями. Однако даже при такой степени знакомства с произведением от нашего взора могут ускользать некоторые существенные детали, а иногда и сама суть излюбленного шедевра. Происходит это оттого, что гениальные плоды вдохновения несут в себе настолько большой интеллектуальный, мировоззренческий и духовный потенциал, что его трудно исчерпать человеческим умом. Ибо такого рода труды создаются не столько непосредственным творцом, сколько божественным озарением, которое всегда выступает в качестве соавтора у таланта.

К вышеозначенным творениям, безусловно, относится киношедевр Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Снятый в период советской атеистической цензуры, в своих недрах он таит второй сюжет, который имеет множество параллелей с Евангельским повествованием. И если попытаться посмотреть на этот фильм сквозь призму христианской традиции, можно легко увидеть в главном герое образ не того самого Мюнхгаузена, к которому привык кинолюбитель с «замыленным» взглядом, то есть не просто экстравагантного чудака, немного грустного и отчасти смешного оригинала со склонностью к фантазиям, а трагический образ апологета, противопоставляющего свою высокую истину утилитарному сознанию толпы и готового своей кровью засвидетельствовать верность божественным идеалам.

Ведь если Мюнхгаузен Захарова всего-навсего простой мечтатель, рыцарь печального образа, то сюжет этот давно известен — еще один эксцентрик положил все силы на борьбу с ветряными мельницами и погубил себя из-за своих вздорных причуд. Однако, взгляд внимательного кинозрителя, направленный на главного героя, исключает подобные умозаключения. Нам открывается личность совершенно иного порядка, которая юродствует не по своенравию, но имеет неоспоримый мандат на юродство. И дабы мы не сомневались в этом праве, автор наполнил свое творение аллюзиями, которые отсылают нас к Евангельской истории.

Основная трагедия данного произведения заключается в том, что барон Мюнхгаузен находится в окружении самых близких ему людей, в среде которых он родился, вырос и прожил всю жизнь, однако, не смотря на такую тесную связь, между главным героем и кругом его знакомых ощущается непреодолимая стена непонимания. Во многом это объясняется тем обстоятельством, что барон и правда в некотором смысле «не от мира сего», так как еще до своего рождения имел честь быть другом великих людей, среди которых Софокл, Сократ, Шекспир и другие гении, жившие гораздо раньше времени, в котором разворачивается действие кинокартины. Поэтому лучше говорить не о рождении Мюнхгаузена, сколько о пришествии или явлении в мир для выполнения какой-то своей особой задачи. Эту задачу в общих чертах можно определить, как возвещение Правды, ради которой барон восстает против поработившей его окружение лжи, ненавидимой им больше всего, по его собственному признанию.

Оригинальная проповедь и способность совершать поступки, не укладывающиеся в рамки разумного понимания мира (чудеса, которые даже благочестивый пастор откровенно называет шарлатанством, оттого что его рациональное мышление не позволяет верить в сверхъестественное) приводит к тому, что барон приобретает себе репутацию довольно славного малого, умного, с чувством юмора, «который может стать примером для молодежи», однако есть одно условие — ему нужно измениться. Этот ультиматум становится главным искушением на пути его служения. Мюнхгаузена не хотят принимать за того, кто он есть на самом деле, ибо в этом виде он не удобен для своих сограждан, поэтому все без исключения пытаются изменить его, сделать похожим на себя. Искушение из уст самого дорого ему человека: «стань таким как все», звучит как прекословие апостола Петра, узнавшего о неизбежности смерти своего Учителя.

Все это ставит главного героя перед трагическим выбором: отречься от своих идеалов, поддавшись на настойчивый призыв толпы: «присоединяйтесь барон, присоединяйтесь», или добровольно взойти на свою Голгофу, где его ждет чудовищный смертельный эксперимент, цель которого осмеять подсудимого и проверить справедливость его заявлений о том, что он и есть «тот самый Мюнхгаузен»: если бы ты был бароном, то доказал нам это чудом.

Ничего не меняется и спустя столетия, чтобы доказать, что человек жив, его непременно нужно сначала убить. Толпе трудно понять, что не чудом проверяется подлинность свидетельств, а тем высоким идеалом, который они в себе несут. Поэтому барон не тем хорош, что летал он или не летал на луну, а тем, что никогда не врет. И не согласен поступиться даже в мелочах, если твердо убежден в незыблемости открытой для него истины 32-го марта (невольно приходит на ум, что Воскресный День, как День Господень – это тоже выход за рамки устоявшегося календаря), то даже ради своей любви, ради самого дорогого и близкого человека, он не может поступиться этим откровением. Это ли не есть воплощение максимы Христа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37)?

Однако эта формула не может быть принята жителями Ганновера, то есть типичными обывателями, каждый из которых поглощен своим собственным фарисейством: неискренней набожностью — пастор, карьерой — бургомистр, материальным благополучием и тщетной славой — баронесса и ее любовник, герцог — одеждой, Марта — своей чувственной привязанностью к барону. Но остается один, тот, кто верен до конца своему хозяину — это верный и благоразумный слуга Мюнхгаузена Томас, чей восторг, возвещающий «воскресение» его хозяина, звучит как исповедание: «Я знал. Я не верил, что вы умерли. Даже когда в газетах сообщили. Не верил. И когда отпевали — не верил. И даже когда закапывали — сомневался».

Такая искренняя вера является подлинно христианской: остаться со своим хозяином до конца, даже когда факты со всей своей очевидностью говорят об обратном, когда все вокруг предали, руководствуясь каждый своим резоном: лучший друг из-за страха, Марта из-за маловерия (засвидетельствовав свое отречение поцелуем в щеку), его родственники из-за того, чтобы он просто не мешал им, не претендовал на их власть в доме, потому что, как известно, «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мк 6:4). Они-то и делают все, чтобы скомпрометировать его в глазах равнодушных сограждан, лживого синедриона и верховного правителя, который просто руководствуется старым принципом: «раз уж все так сложилось, так пусть уж идет как идет…», умывает руки и не препятствует расправе над праведником.

Но судьи будут посрамлены. Этот ужасный приговор приведет осужденного не к погибели, не к осмеянию, но к славе. Ведь для него этот эксперимент — торжественное восхождение на небо. Причем временное, ибо барон снова придет, но только когда он в следующий раз вернется, тех, осудивших его жителей Ганновера, уже не будет, все потому, что «время на небе и на земле летит неодинаково: там — мгновения, тут — века».

Конечно, неправильно будет полностью отождествлять евангельского Христа с образом барона Мюнхгаузена, воплощенного в кинокартине Марка Анатольевича. Скорее это образ Сократа, известного нам из Апологии, написанной Платоном, или образ христианских мучеников и непринятых миром юродивых, пострадавших, отстаивая свою истину. Ведь в конечном итоге цель их всех подняться на небо. Поэтому весьма символична и концовка трагической истории ганноверского чудака: после долгих испытаний барон Мюнхгаузен медленно поднимается по лестнице, ведущей в небеса, указывая тем самым вектор, куда должны быть устремлены все силы каждого человека…

Александр Бойко, студент 3 курса бакалавриата Санкт-Петербургской духовной академии.

Журнал «НЕвский БОгослов» №11

Томас (пастору): Господин барон вас с утра ожидает. Он с утра в кабинете работает, заперся и спрашивает: - Томас, говорит, не приехал еще господин пастор? - Нет, говорю, нет еще. - Он говорит: Ну и слава Богу. Очень вас ждёт.

Томас (пастору): Не возражаете, с дороги чуть-чуть? Вам фугу, сонату или что-нибудь покрепче?


Томас : Фрау Марта , я не расслышал: который час?
Марта : Часы пробили 3, барон - 2, стало быть, всего 5.


Марта : Извините нас Бога ради, господин пастор, - мы не заметили вас.
Пастор : Угу.

Барон Мюнхгаузен: Попал. Утка. С яблоками. Она, кажется, хорошо прожарилась.
Пастор : Она, кажется, и соусом по дороге облилась.
Барон Мюнхгаузен : Да? Как это мило с ее стороны!

Барон Мюнхгаузен : Жена сбежала от меня два года назад.
Пастор: По правде говоря, я на ее месте сделал бы тоже самое.
Барон Мюнхгаузен : Поэтому я и женюсь не на вас, а на Марте.

Пастор: ...Потому что при живой жене вы не можете жениться вторично.
Барон Мюнхгаузен : Вы говорите, «при живой»?
Пастор: При живой.
Барон Мюнхгаузен : Вы предлагаете её убить?

Барон Мюнхгаузен : Вы же разрешаете разводиться королям?
Пастор: Ну, королям, в особых случаях, в виде исключения, когда это нужно, скажем, для продолжения рода...
Барон Мюнхгаузен : Для продолжения рода нужно совсем другое.

Барон Мюнхгаузен : Всякая любовь законна, если это любовь.

Марта: Может быть, тебе не стоило начинать с Софокла? И с уткой в этот раз ты тоже перемудрил.
Барон Мюнхгаузен : Хотелось его развеселить.... Мне сказали: умный человек.
Марта: Ну мало ли что про человека болтают!

Генри Рамкопф: Нет оснований? Человек разрушил семью, выгнал на улицу жену с ребёнком!
Феофил: С каким ребенком?! Я офицер!
Генри : Выгнал жену с офицером!

Генри: Давайте уточним: имеешь любовницу - на здоровье; сейчас все имеют любовниц. Но нельзя же допускать, чтобы на них женились - это аморально!


Бургомистр : Говорят, жена поймала его с какой-то фрейлиной. Это было ужасно! Будучи в некотором нервном перевозбуждении, герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе со словами: «На волю, всех на волю!»

Герцог: Хотите отрезной рукав? Пожалуйста! Хотите плесированную юбку с выточками? Принимаю и это! Но опускать линию талии - не дам!


Генри (читает): "С 8 до 10 утра - подвиг".
Бургомистр : Я сам служу, сударыня. Каждый день к 9 утра я должен идти в магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть!

Герцог: Что? Мне?! В этом?! В однобортном? Да вы знаете, что в однобортном уже никто не воюет? Война у порога, а мы не готовы! Нет, мы не готовы к войне!

Герцог: Господа офицеры, сверим часы! Сколько сейчас?
- 15:00!
- 15 с четвертью!
Герцог : А точнее?
Командующий (глянув на барометр): Плюс 22!

Герцог : Талия на 10 см ниже, чем в мирное время.
Командующий : Ниже?!
Герцог: То есть выше!
Командующий: А грудь?
Герцог : Что грудь?
Командующий : Оставляем на месте?
Герцог: Нет, берем с собой!

Барон Мюнхгаузен : Кому применить силу - вам или мне?
Офицер: Не понял?...
Барон Мюнхгаузен : Так. Может, послать вестового переспросить?
Офицер: Это невозможно.
Барон Мюнхгаузен : Правильно - будем оба выполнять приказ. Логично?
Офицер : Ээээ...
Барон Мюнхгаузен : И это хорошо.

Командующий: Барон Мюнхгаузен будет арестован с минуты на минуту! Просил передать, чтобы не расходились.


Командующий: Сначала намечались торжества. Потом аресты. Потом решили совместить.

Герцог (командующему): А почему продолжается война? Они что у вас, газет не читают?

Баронесса Якобина: Развод отвратителен не только потому, что разлучают супругов, но и потому, что мужчину при этом называют свободным, а женщину - брошенной.

Барон Мюнхгаузен : Якобина с детства не любила меня и, нужно отдать ей должное, сумела вызвать во мне ответные чувства.

Бургомистр: Да скажем откровенно: меня тоже многое не устраивает, я тоже со многим не согласен! Да, да! В частности, я не в восторге от нашего календаря - и не первый год. Но я не позволяю себе срывы!

Герцог : Так какое у нас сегодня июня?!

Бургомистр: Город перестанет смеяться над вами.
Барон Мюнхгаузен : Жаль. Я не боялся казаться смешным, это не каждый может себе позволить.


Генри: Но родник - он бьет.
Баронесса: Иногда бьет, а иногда - струится. В данном случае лучше, чтобы он струился.

Герцог: Из Мюнхгаузена воду лить не будем! Он нам дорог просто как Карл Иероним... А уж пьет его лошадь, или не пьет - это нас не волнует.

Пастор: Мы были искренни в своих заблуждениях!

Томас: Я не верил, что вы умерли. Даже когда в газетах сообщили - не верил....

Томас : Юмор - полезный. Шутка, мол, жизнь продлевает...
Барон Мюнхгаузен : Не всем. Тем, кто смеется — продлевает, а тому, кто острит — укорачивает.

Барон Мюнхгаузен : Мальчик родился. 12 килограммов.
Томас: Бегает?
Барон Мюнхгаузен : Зачем? Ходит.
Томас: Болтает?
Барон Мюнхгаузен : Молчит.
Томас: Умный мальчик, далеко пойдёт.
Баронесса: Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?!
Бургомистр: Он его уже запомнил в лицо.
- Кто кого?
Бургомистр: Герцог. Кабанчика!


Бургомистр: Делайте что хотите, но чтобы через полчаса в лесу было светло, сухо и медведь! ...Докатились! А ведь были, были буквально родиной медведей!
(медведю) Пшел вон. Расплодились.

Генри : Воспользовавшись своим внешним сходством с бароном; коварно овладев его походкой, голосом и даже отпечатками пальцев...

Бургомистр: Как это не был, когда уже есть решение, что был?!

Барон Мюнхгаузен : Когда я вернусь, пусть будет шесть часов!
Томас: Шесть утра или вечера?
Барон Мюнхгаузен : Шесть дня.



Барон Мюнхгаузен : Серьезное лицо еще не признак ума. Все глупости на земле совершались именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа... Улыбайтесь...

Городок Вернигероде (Wernigerode) удивительно красив и романтичен. «Рай земной», «фахверковая жемчужина» — так называют его туристы. Первые упоминания о городе встречаются в исторических документах 1121 года. Граф Адальберт в том году начал строить свою крепость, которая стала предшественницей знаменитого замка Вернигероде. Этот замок нередко именуют «Нойшванштайном в Гарце» — он так же прекрасен, как и легендарный Нойшванштайн. […]

Городок Вернигероде (Wernigerode) удивительно красив и романтичен. «Рай земной», «фахверковая жемчужина» — так называют его туристы. Первые упоминания о городе встречаются в исторических документах 1121 года. Граф Адальберт в том году начал строить свою крепость, которая стала предшественницей знаменитого замка Вернигероде. Этот замок нередко именуют «Нойшванштайном в Гарце» — он так же прекрасен, как и легендарный Нойшванштайн.

Дворец Вернигероде (Schloss Wernigerode) был построен на средневековом пути к охотничьим угодьям в горах Гарц. Основатель династии графов Вернигероде — первый владелец замка — переселился в эти края из Швабии ещё при Генрихе V . За всю историю замка его много раз перестраивали. В 1674-76 гг. он был реконструирован в барочном стиле, а нынешний облик обрёл ближе к концу XIX века. В тот период графская резиденция была существенно расширена и дополнена; архитекторам удалось добиться полной гармонии с соседними строениями. Реконструкция выполнялась в стиле историзма, поэтому здание приобрело черты модной в то время неоготики. В ходе работ был создан масштабный колоритный ансамбль, и поныне гордо возвышающийся над горами Гарца.

Граф Отто Штольтеберг , владелец замка того времени, был влиятелен и богат. Он сумел сделать блестящую карьеру и даже стал заместителем «железного канцлера» Отто Бисмарка . В 1890 г. он получил княжеский титул. До 1929 года Вернигероде был жилой резиденцией графской семьи — позднее отдельные части этого здания были открыты для публики.

Даже если вам не приходилось бывать в Германии, облик замка Вернигероде может показаться вам знакомым. В 1979 году здесь снимали культовый фильм Марка Захарова — «Тот самый Мюнхгаузен» — картину по пьесе Горина, с Янковским и Кореневой в главных ролях. В то время территория города и замка принадлежала ГДР. Улицы города Вернигероде имели первозданный вид, они почти не пострадали в годы войны. К массовым сценам и эпизодам привлекались немецкие актёры и жители города. В фильме можно увидеть старинные фахверковые дома, старую ратушу и замок Вернигероде.

Туристы, приезжающие в город, обязательно посещают и замок, чтобы приобщиться к его средневековой романтике. Сюда можно добраться от старого центра города, если воспользоваться популярным туристическим поездом на автомобильных колёсах. С горы Агнесберг , на которой располагается замок, открывается удивительный вид на вершины Гарца, горнолыжную трассу, фруктовые сады и красные крыши старинных домиков Вернигероде.

Чтобы спуститься обратно, нужно пройти мимо бывших господских конюшен (сегодня в них помещаются жилые квартиры); миновать старый княжеский парк с барочной оранжереей. Оранжерея с 1826 года служила придворной библиотекой. В ней насчитывалось более 100 000 томов. В регионе это собрание книг считалось самым значительным. Здесь хранился экземпляр Библии Лютера — перевод Священного Писания, сделанный в 1534 году. В послевоенные годы часть библиотечных фондов была вывезена в Советский Союз. После этого опустевшее здание начало разрушаться. В настоящий момент в нём находится земельный архив региона Саксонии-Анхальт.

Музей в замке Вернигероде

Монаршие особы нередко посещали замок Вернигероде. Последним коронованным гостем резиденции стал Ахмад Фуад I – правитель Египта. Его визит в замок состоялся в 1929 году.

До 1930 года хозяева замка сохраняли за ним статус резиденции, но позже они перебрались в другие свои владения, а Вернигероде частично открыли для посетителей в качестве публичного музея. При этом финансирование исторического объекта осуществлялось за счёт государства. После II Мировой войны Вернигероде национализировали, и с 1949 года он приобрёл статус государственного музея ГДР.

За годы войны часть обстановки замка была утрачена. Предметы интерьера и аксессуары подбирали в коллекциях других немецких музеев. Такое замещение не повлияло на общую картину — в целом обстановка замка выглядит совершенно аутентичной. Полномасштабная реставрация проводилась в течение последнего десятилетия. Наряду с восстановительными работами осуществлялся активный розыск подлинных произведений искусства и других предметов, ранее находившихся в Вернигероде.

Am Schloß 1 38855 Wernigerode, Germany
schloss-wernigerode.de‎

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Великолепный сюжет Григория Горина, в котором много тонкого, доброго, душевного и острого юмора. Почти каждая фраза - бриллиант! Блестящая игра актёров. И каких актёров! Созвездие! Ну и конечно, замечательная постановка Марка Захарова.

История этого фильма начинается с театральной постановки - пьесу «Самый правдивый», для создания которой использовались сюжеты произведений немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе о приключениях легендарного барона Мюнхгаузена, Григорий Горин написал по просьбе актёра Владимира Зельдина которому очень хотелось сыграть роль барона Мюнхгаузена. Спектакль шёл в Театре Советской армии и пользовался у зрителей невероятным успехом. Марк Захаров посмотрел этот спектакль и решил перенести его на большой экран.

Вот как сам режиссер рассказывает о том, как у него родился замысел сделать телевизионную версию пьесы: «Тот самый Мюнхгаузен» начался для меня с замечательной пьесы Григория Горина, когда я увидел премьерный спектакль по ней в Театре Советской Армии. Мюнхгаузен - мудрый и умелый шут, который вселяет в людей радостную веру в то, что чудеса могут становиться реальностью. Но встречает непонимание большинства. А люди, которые не вписываются в большинство, лично меня всегда интересовали».

Однако и у членов худсовета были сомнения относительно правильности выбора режиссера. Захарову говорили, что Янковский не подходит по возрасту и годится барону в сыновья. Сценарист Григорий Горин тоже сомневался по поводу Янковского, писал в воспоминаниях: «Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей - волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен - умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера!»

Тем не менее, Захарову удалось отстоять кандидатуру Янковского. «В приглашении на роль барона Мюнхгаузена Олега Янковского был элемент риска, — вспоминал режиссер — Он все-таки сложился как актер совсем не комедийного толка. Но к чести Олега, в его актерской палитре нашлись и комедийные краски, которые в фильме, особенно в первой его части, нашли достойное воплощение».

А вот выбрать актрису, которая сыграет Марту, оказалось делом непростым. Среди претенденток на роль возлюбленной барона были Ирина Мазуркевич и Галина Золотарева, но Захаров склонялся к тому, чтобы снимать в картине Татьяну Догилеву. Сделать выбор в пользу Елены Кореневой, которая, в конце концов, и была приглашена на съемки, помогло то, что Коренева, в отличие от Догилевой, а также более чем от половины исполнителей ролей в картине, не являлась актрисой руководимого Захаровым «Ленкома». «Если всех забрать на съемки, кто же в театре будет играть?» - заметил Марк Анатольевич.

В роль Феофила «вживался» актер Театра сатиры Юрий Васильев, но утвердили Леонида Ярмольника.

На роль Рамкопфа пробовался актер из МХАТа Колесников, но большинство на худсовете проголосовали за Александра Абдулова. Говорили, что хоть в нем и нет иронии, но есть юность, обаяние, у него - симпатии зрителей.

Зато Леонида Броневого утвердили без проб.

В начальной сцене разговора Мюнхгаузена с охотниками вместе с Олегом Янковским и Юрием Катиным-Ярцевым снимались немецкие актеры, которых потом озвучили русские. Если приглядеться, можно заметить, что их артикуляция не совпадает с текстом.

Оленя с вишневым деревом на голове, который выходит из леса в подтверждение слов Мюнхгаузена, изобразить оказалось непросто. «Когда мы пришли в зоопарк снимать зверя, оказалось, что олени в то время как раз сбрасывали рога, поэтому крепить дерево было не к чему, - рассказывает оператор комбинированных съемок Всеволод Якубович. - Пробовали снимать чучело, но у него были пустые глаза. Тогда прибегли к комбинированной съемке. На зообазе студии «Центрнаучфильм» нашли марала, которого можно было выдать за оленя, задекорировали решетку вольера под лес, положили дерн. Выпустили марала, а он вместо того, чтобы пройти перед камерой, начал кататься по земле Тогда мы решили попробовать приманить марала лакомством. Сработало. Он прошел за ним по нужному маршруту. Затем мы взяли на биостанции МГУ ствол вишни и прикрепили к нему искусственные цветы. Наш знакомый балетмейстер из Театра оперетты, внимательно изучив проход марала, повторил его движения с деревом на голове. После чего дерево вырезали и совместили с оленем».

Комбинированная съемка использована и в сцене проезда Марты и баронессы Якобины в карете. «Снимали этот эпизод в павильоне «Мосфильма», и в окно кареты нужно было поместить городской немецкий пейзаж, - рассказывает Всеволод Якубович. - Оказалось, что кадры, снятые в Германии, не подходят: камера была поставлена на высокий штатив, и окна кареты оказались на уровне второго этажа. Пришлось сильно увеличить изображение и использовать только нижнюю часть кадра».

«В фильме есть сцена: слуга Мюнхгаузена смотрит в подзорную трубу и, когда видит подлетающих уток, дает барону знак, - рассказывает оператор комбинированных съемок Всеволод Якубович. - Тот стреляет в дымоход, и из камина выпадает жареная утка. По задумке слуга должен был увидеть в трубе уток, летящих на него. Когда мы стали искать в фильмотеках такой пролет, нашли множество кадров, где утки улетают от камеры , а чтобы они летели в другую сторону - ни одного. Пришлось устроить киноохоту на уток и гонять их в сторону камеры. А еще в съемках фильма участвовал медведь - по сюжету он выходил из леса во время герцогской охоты. Чтобы зверь шел в нужном направлении, его приманивали баночкой с килькой - когда по ней стучали, медведь шел на знакомый звук».

В съемках принимал участие немецкий каскадер, этакий германский мачо. В перерыве к нему подошел лихой Абдулов и предложил помериться силами: узнать, у кого сильнее пальцы. Скрестили они указательные пальцы и начали друг на друга напирать. «Вдруг слышу хруст, смотрю, палец Абдулова как-то неестественно вывернут, - рассказывает Долинский. - Я ему говорю: «Кажется, он тебе его сломал». «Не кажется, а точно», - отвечает Абдулов. Как потом ругался Захаров! Александру наложили незаметный гипс, с ним он продолжил съемки. Но на этом его приключения не закончились. Прямо на съемках Абдулов еще и палец на ноге умудрился сломать».

Об этом рассказал уже Марк Захаров: «Не сломал, вывихнул. Абдулов - очень азартный человек и уговаривал меня разрешить ему прыгнуть с четырехметрового забора без дублера. Второй режиссер - человек более опытный - сказал, что нужно сделать специальную яму, смягчающую удар о землю, еще что-то. Я отнесся к этому легкомысленно. В результате Александр Гаврилович сиганул и повредил себе ногу. Я очень сожалел, что уступил ему. Был еще один эпизод, сопряженный с риском для Янковского, когда его герой лезет по веревочной лестнице. Я сам сначала попробовал, ступеньки из-под ног уходят, страшно. Но Янковский без дублера и страховки поднялся на приличную высоту»

«Тот самый Мюнхгаузен» менее остальных лент Захарова пострадал от цензуры — к примеру, при сдаче на худсовете «Обыкновенного чуда» каждую фразу приходилось отстаивать с боем. Из «Мюнхгаузена» же была вырезана одна-единственная малозначительная сцена: «Режиссер Марк Захаров поставил передо мной задачу написать слова к песне о Мюнхгаузене, которую должна будет петь героиня Любови Полищук, - рассказывает поэт Юрий Энтин. - Записала ее Жанна Рождественская. Когда фильм выходил на экран, я сел у телевизора в надежде услышать свою песню, смотрю первую серию, вторую - песни нет, хотя в титрах указана моя фамилия. Потом выяснилось, что песню запретили из-за Полищук, которая в то время по каким-то причинам была в опале на телевидении. Я смирился, не стал включать «Того самого Мюнхгаузена» в свою фильмографию, но через несколько лет песню вернули в фильм».

Сам режиссер считает, что обязан таким везением тому, что сдавался фильм в преддверии Нового года, и у принимавших картину чиновников от кино было уже предпраздничное настроение, вследствие чего они не так придирчиво отнеслись к его новому творению. С первого же показа по телевидению фильм стал пользоваться большой популярностью, и сейчас, по прошествии уже более тридцати лет со дня премьеры, он, приобретя статус культовой картины, остается любимым огромным количеством зрителей.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то