Где находится памятник родина мать зовет. Меч Победы — триптих монументальных советских памятников

В Волгограде я воспользовался уникальным предложением пресс-службы губернатора Волгоградской области и поднялся в голову знаменитой статуи «Родина-Мать зовет». Говорят, что наверх поднимается лишь несколько человек в год. Под катом я покажу что у нее внутри…

Монумент «Родина-Мать Зовет» — одна из самых высоких статуй в мире — входит в состав историко-мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане.

К ней ведут 200 ступеней — именно столько дней длилась Сталинградская битва. По замыслу архитектора Евгения Вучетича лестница должна была идти до самой Волги, но, как обычно, не хватило денег. Сейчас идут разговоры о том, чтобы завершить строительство.

3.

Мы начали свой подъем на Мамаев курган с площади «Стоявших насмерть», к которой ведет аллея пирамидальных тополей, а за ней начинаются «Стены-руины». В центре площади установлена фигура солдата-защитника Сталинграда. По словам архитектора Евгения Вучетича, «это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы «.

На скале выцарапаны надписи: «Стоять насмерть », «За Волгой для нас земли нет », «Ни шагу назад! », «Каждый дом – это крепость », «Не посрамим священной памяти »:

4.

Стены-руины производят сильное впечатление и рассматривать их можно часами. Это своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщербленных прямым попаданием снарядов и автоматными очередями. Тема левой стены — «Ни шагу назад!», правой стены — «Только вперед!».

Фигура знаменитого снайпера Василия Зайцева, уничтожившего во время войны 225 немецких солдат и офицеров, наверху левой стены кажется очень маленькой, хотя на самом деле она выполнена в человеческий рост:

5.

На стенах очень много надписей, среди которых есть цитата из собрания одной из комсомольских организаций Сталинграда:

Слушали : О поведении комсомольцев в бою.
Постановили : В окопе лучше умереть, но не уйти с позором. И не только самому не уйти, но сделать так, чтобы и сосед не ушел.
Вопрос к докладчику : Существуют ли уважительные причины ухода с огневой позиции?
Ответ : Из всех оправдательных причин только одна будет приниматься во внимание - смерть».

6.

Лестница, минуя Стены-руины, приводит на площадь Героев с бассейном «Озеро Слез» посередине. Слева от бассейна расположена Стена-Знамя, на которой высечены слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?».

Отсюда можно войти в круглое здание — «Зал воинской славы»:

7.

В центре зала установлен монумент с вечным огнем, а на стенах изображены тридцать четыре символических знамени, с высеченными на них именами 7200 героических защитников Сталинграда. Всего в Сталинградской битве погибло около 3 миллионов человек:

8.

Через огромный проем в крыше зала видна Родина-Мать. Архитектор Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит - за Родину… вашу мать! - заткнулись»:

9.

Каждый день с 9 утра до 7 вечера в Зале воинской славы стоит почетный караул:

10.

В нашей стране всего 2 города, где есть почетный караул — это Москва и Волгоград:

11.

12.

13.

Выход из Зала воинской славы приводит на площадь Скорби. Здесь расположена фигура скорбящей матери, на руках которой погибший воин:

14.

С площади Скорби начинается подъём к главному монументу Мамаева кургана:

15.

Статуя весом 8 тысяч тонн никак не прикреплена к фундаменту. Она спокойно стоит на нем, как шахматная фигура на доске:

16.

Высота статуи Родины-Матери - 52 метра. В правой руке она держит меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Общая высота скульптуры — 85 метров:

17.

Попасть внутрь монумента можно через небольшую дверь в основании. Дверь двойная. За первой спрятана лестница:

18.

Внутри статуя напоминает знаменитую литографию «Относительность» Маурица Эшера:

19.

Мы пытались прикинуть количество ступенек ведущих наверх. Получилось 187:

20.

Внутри статую пронизывают натяжные канаты весом 60 тонн каждый:

21.

22.

За их натяжкой следят с помощью специальных датчиков. Когда натяжение ослабевает — их подтягивают:

23.

24.

25.

Эту комнату можно назвать Сердцем Родины-Матери. Она находится на уровне груди и в ней закреплены тросы от левой и правой руки статуи. Сама комната тоже стянута канатами, чтобы монумент не разорвало, под тяжестью рук:

26.

Крепление левой руки (без меча):

27.

А это вход в правую руку (с мечом):

28.

29.

Слева внизу — вход в плащ, а справа за арматурой — вход в левую руку:

30.

На стенах периодически попадаются надписи. Видимо, некоторые строители решили себя увековечить:

31.

Вход в голову такой же узкий, как и в остальные части тела:

32.

Ребенку было легче всех, а я с рюкзаком за плечами протиснуться не смог — пришлось его снимать:

33.

Помещение в голове. Здесь есть удобная лавочка, на которой можно посидеть и передохнуть. В макушке открывается люк, через который мы высовывались наружу:

34.

Никита Барышев, который организовал для нас экскурсию, вылез первым.

35.

Внизу виднеется Храм Всех Святых:

36.

37.

На руке у статуи много «наколок», оставленных альпинистами:

38.

После постройки статуи в 67 году клепки первого меча стали трескаться, а сам меч вибрировал со страшным звуком, поэтому в 72 году его заменили на более современный с системами гашения вибрации:

39.

В гарде, с каждой стороны есть люк. Мы вылезли через такой же:

40.

41.

42.

А это знаменитый «Танцующий мост». Помните фейковое видео, которое облетело весь интернет, и даже «попало в телевизор», где этот мост жутко вибрировал.

43.

44.

45.

46.

P.S. Видео с Артемия Лебедева о его походе внутрь статуи и Волгограде:

Скульптура «Родина Мать зовет!» - скульптурная композиция на Мамаевом кургане в Волгограде. Посвящена героям Сталинградской битвы Великой Отечественной войны.

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперед с поднятым мечом. Голова статуи является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники.

Триптих

Памятник «Родина-мать зовет» является неотъемлемой частью триптиха - то есть произведением искусства, состоящего из трёх частей.

  1. Первая часть «Тыл-фронту!» находится в Магнитогорске, где Рабочий передаёт Воину меч,
  2. Вторая часть — «Родина-мать» с символично поднятым мечом в Сталинграде,
  3. Третья часть — это «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине уже с опущенным мечом.

История строительства мемориала

Строительство скульптуры «Родина Мать зовет!» было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 и заняло целых 8 лет. Скульптура на момент создания стала самым высоким в мире изваянием. Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Глубина бетонного фундамента - 16 метров.

Памятник был создан на месте, голова и меч были изготовлены отдельно и устанавливались с помощью вертолетов.

Длина меча Родины Матери равняется 33 метрам, а вес - 14 тоннам. Изначально меч статуи выполнен из стали обшитой листами, позже лезвие было изготовлено из фторированной стали, так как листы деформировались и гремели из-за постоянных ветров.

Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах.

Общая высота грандиозного памятника - 85 метров, вес - 8 тысяч тонн. От подножия Мамаева кургана к постаменту памятника ведут 200 гранитных ступеней. Сам холм - курган, т.е. огромная могила, где похоронены 34 тысячи воинов - защитников Сталинграда. Родина-мать в два раза выше Статуи Свободы - это было одно из основных требований при её строительстве.

Памятник «Родина-мать зовет» занесен в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на момент постройки в мире.

Прообраз скульптуры «Родина Мать зовет!»

По некоторым данным, прообразом статуи «Родина Мать» стали девушки из Волгограда: Екатерина Гребнева, Анастасия Пешкова и Валентина Изотова. Однако, данный факт никем и ничем не подтвержден. По другой легенде, за основу статуи «Родина-мать» взято подобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже.

Мамаев курган

«Родина Мать зовет!» установлена на Мамаевом кургане - высоком холме, в нескольких ста метрах от которого находится легендарная 102 высота, за которой в течение 140 дней шли кровавые бои в Сталинграде во время Великой Отечественной войны.

Также, на Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых в общей сложности захоронены более 35 000 защитников Сталинграда.

Достопримечательности Мамаева кургана

На площадке кургана находятся следующие памятные композиции:

  • Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
  • Аллея пирамидальных тополей
  • Площадь Стоявших насмерть
  • Стены-руины
  • Площадь Героев
  • Монументальный рельеф
  • Зал Воинской славы
  • Площадь Скорби
  • Главный монумент «Родина-мать зовет!»
  • Воинское мемориальное кладбище
  • Мемориальный дендропарк у подножия Мамаева кургана
  • Танковая башня на постаменте
  • Церковь Всех Святых

Монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане стал самым узнаваемым символом Великой Победы. Тем, кто родился в 70-е трудно себе представить, как воспринимают этот грандиозный памятник все, кто постарше. Ведь для нас, сорокалетних, он была всегда. А для них стал настоящим чудом.

Сама поза Родины-матери необычна для статуи такого размера. Раскинутые в стороны руки, меч, полы одежды - не так легко соорудить все таким образом, чтобы статуя была устойчивой. Для этого в проект пригласили инженера Николая Никитина, известного своими грандиозными проектами, одним из которых стала Останкинская башня. Задача перед архитектором стояла нелегкая - консоль, то есть висящая в воздухе без опоры деталь - это всегда трудно. А тут их было сразу несколько: раскинутые руки и полы одеяния, символизировавшие крылья. Приделать настоящие крылья в перьях советскому монументу было невозможно - все-таки царство лютующего атеизма. А вот намекнуть на них вовсе не возбранялось: эффектно и ассоциативно.

Изначально Совет министров утвердил совсем другой проект. На величественном постаменте должны были стоять коленопреклоненный солдат и благословляющая его мать. Есть неподтвержденная пока версия, что автором был молодой и многообещающий скульптор Эрнст Неизвестный. Проект был не просто утвержден: на его строительство были выделены средства, и даже залит фундамент, когда другому скульптору, Евгению Вучетичу, удалось уговорить самого Хрущева остановить строительство и воплотить его идею. Нужно было обладать поистине дьявольским напором, чтобы свернуть такую стройку на стадии воплощения.

Как удалось ему остановить начатое - неизвестно. Возможно, Хрущева убедила идея создать статую выше американской Статуи Свободы? Но если бы речь шла лишь о размере, было бы достаточно просто увеличить уже утвержденный монумент. А вот сделать то же самое, что у американцев, но больше, мощнее? Оспорить первенство в чем-то, что уже у них есть? Посрамить размером главный символ США в эпоху, когда планировалось, но не всегда удавалось «догнать и перегнать»?

Итак, предположим, что строительство первого проекта на Мамаевом кургане было свернуто благодаря тому, что Вучетич сыграл на желании Никиты Хрущева догнать и перегнать Америку. Но едва ли мы сейчас найдем прямые свидетельства в пользу этой версии. Как бы то ни было, после завершения строительства Родина-мать стала самой высокой статуей в мире (без постамента).

Было озвучено немало версий относительно того, кто позировал для образа Родины-матери. Известно, что скульптор работал с несколькими юными гимнастками, подолгу стоявшими с раскинутыми руками. В воспоминаниях одной из них, Антонины Пешковой, говорится, что скульптор выбирал позы из альбомов по древнему искусству. Искусствоведу Вере Вучетич, супруге скульптора, так же приходилось принимать в этом участие. Считается, что у Родины-матери именно ее лицо. Портретное сходство действительно заметно. Но есть и другая дама, на которую волгоградская скульптура похожа ничуть не меньше.

В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков в Москве хранится небольшой экспонат под названием «Марсельеза». Это бронзовый эскиз для центральной фигуры одного из барельефов на Триумфальной арке в Париже. Любопытно, что первоначально фигура называлась «Гений родины». Автор - французский скульптор Франсуа Рюд. Портретное сходство - налицо.

Но вернемся во Францию. Марианна хорошо известна нам еще со школы. Этот образ олицетворяет освобожденную от монархии Францию и знаменитый лозунг «Свобода, равенство, братство». Самое известное на просторах бывшего СССР изображение Марианны - «Свобода на баррикадах» кисти Делакруа. Вооруженная дама с обнаженной грудью и во фригийском колпаке ведет на баррикады прогрессивное человечество. Рядом с ней мальчик-подросток, единственный, кого не интересует ее оголенный бюст. Они похожи на Венеру с Амуром. Все остальные участники не отрывают глаз от Свободы, один припадает к ее ногам, умирая. Сама Свобода даже не смотрит в его сторону, ей главное дойти до цели. Она как бы предлагает перешагнуть через трупы павших товарищей, чтобы сама смерть не смогла сломить их решимость в бою. И умирающий понимает, что через секунду его затопчут собственные товарищи. Поза босой Марианны очень напоминает позу волгоградской Родины - шаг вперед, правая рука выкинута вверх, в руках оружие, а перед ней - символические изображения воинов, павших и живых.

Но Марианна Делакруа - символ революции, а волгоградский монумент - Победы. Зачем понадобилось сливать воедино эти две аллегории? Может, романтика Октябрьской революции стала меркнуть перед воспоминаниями об относительно недавно отгремевшей войне, и была необходимость усилить образ первой в умах советских граждан? А может, все было очень просто - у материалистов было обнуленное сознание, из которого были удалены все символические образы, необходимые для поддержания психики в здоровом состоянии. Советскому человеку не полагалось ни бога, ни черта. Не полагалось - а душа тянулась к хоть к чему-то, раз ангелов с демонами отменили.

Но у этого грандиозного памятника есть еще один, не столь мудреный секрет, о котором вспоминают редко. Дело в том, что Мамаев курган - центральная часть огромного символического триптиха. Правой и левой его частями являются знаменитый солдат из Трептов-парка в Берлине и менее известный ансамбль на Урале.

Композиция начинается в Магнитогорске, с двойной скульптуры «Тыл - Фронту». Рабочий передает солдату только что выкованный меч. Исход победы не ясен, потому лезвие не направлено вверх или вниз, а расположено строго параллельно земле, причем держат они его не на уровне корпуса, а высоко подняв над головой, в знак того, что эта борьба важнее самой жизни. Авторы монумента - Лев Головницкий и Яков Белопольский - соавтор берлинского солдата. По какой причине эта величественная пара не обрела всесоюзной славы - остается загадкой. Видимо, на это были какие-то малопонятные современникам причины.

Меч, выкованный в тылу, поднят под Сталинградом, и опущен в Берлине. Любопытная деталь: солдат в Трептов-парке попирает разрушенную свастику, совсем как Статуя Свободы - оковы рабства.

Желание романтизировать один из важнейших символов российской истории ХХ века вполне понятен. Но реальность обычно оказывается гораздо прозаичнее. К шестидесятым годам в СССР уже сформировался долгожданный тип нового советского человека. Был он начитан, дружелюбен и улыбчив. А главное - воспитан в духе материализма, то есть верил лишь в то, что видел своими глазами и смеялся над древними греками, не видевшими разницы между олимпийскими богами и их мраморными изображениями.

Но сознание советского человека оставалось голодным и требовало насыщения. А полнее всего его давали образы, напоминавшие об античном мире. Издавалось большое количество научно-популярной литературы, в которой древние сказания представали перед читателем в советской адаптированной редакции. Особой популярностью пользовались именно греческие мифы.

Ника Самофракийская | wikipedia.org

В советское время на большинстве волгоградских снимков Родину-мать мы видим снятой с центральной аллеи, к которой она стоит вполоборота, отвернув лицо от тех, кто спешит к ней подняться. С этой позиции монумент похож на изящное античное изваяние. Но стоит рассмотреть волевое, с резкими чертами лицо и кричащий рот, как становится откровенно не по себе.

Родина-мать из Волгограда не ассоциируется с Россией так же прочно, как Свобода ассоциируется с США. Она осталась символом Победы, полученной ценой сверхчеловеческих усилий простых советских граждан, сотворивших нечто действительно невозможное. О том, что само ее появление стало возможным благодаря призыву догнать и перегнать Америку, уже забыли.

Нарине Эйрамджянц

Впервые я увидела «Родину-мать» в седьмом классе. Это была моя первая поездка в , до города мы добрались на теплоходе из Астрахани и задержались там всего на день. У нас была обзорная экскурсия по Волгограду с посещением самых знаковых его мест, и «Родина-мать» стала самым сильным впечатлением дня. В тот год как раз шли работы по ремонту и обеспечению безопасности статуи, и с её уха... свисала небольшая лестница. Но был выходной день, и работы не велись, а экскурсовод рассказала, что у особо впечатлительных даже кружится голова, когда они наблюдают за реставрационными работами - по огромной статуе перемещаются крохотные человечки. Шутка ли, такие масштабы!

Каждый раз приезжая в Волгоград, я обязательно покупала гвоздики, шла на Мамаев курган, чтобы возложить их в Зале Воинской славы и обязательно подняться к статуе «Родина-мать». Это было для меня определённой традицией. Даже когда я переехала на год в Волгоград, работала там и два раза на дню проезжала мимо Мамаева кургана, эта статуя всё также впечатляла меня.

И сейчас я попробую рассказать всё, что знаю о ней.

История

Сталинградская битва считается одним из самых кровопролитных сражений в истории человечества. Третий Рейх, Королевство и Королевство , и финские добровольцы сражались против СССР в этой битве, итогом которой стала тяжёлая победа СССР.

Так выглядел Сталинград с воздуха в 1942 году. Фотография бомбардировки жилых районов города Люфтваффе.

Военные победы никогда не бывают лёгкими, а победа под Сталинградом далась нашей стране особенно тяжело. Сумма безвозвратных потерь только с нашей стороны - больше миллиона человек. Но именно эта победа означала коренной перелом в ходу Великой Отечественной войны - провал наступления Оси на Восточном фронте, снятие угрозы захвата Вермахтом Нижнего Поволжья и Кавказа. С этой победы началось контрнаступление Красной армии и долгий трудный путь к 9 мая 1945 года.


Флаг над освобождённым городом, конец января 1943 года.

На Мамаевом кургане, на вершине которого и расположена статуя «Родина-мать зовёт!», похоронено более 35 тысяч участников Сталинградской битвы. Из 200 дней битвы 135 пришлись на сражение за эту высоту. Отсюда хорошо просматривалась Волга, а в условиях войны это было стратегически важно. За значимую высоту шли самые ожесточённые бои, и она не раз переходила из рук в руки. Даже зимой, когда в Сталинграде начались сильные морозы и шёл снег, земля на Мамаевом кургане оставалась чёрной от разрыва бомб и снарядов, на один квадратный метр здесь приходилось до полутора тысяч осколков и пуль. Земля была сплошь усыпана грудой металла, и весной 43-го года трава здесь так и не взошла.

Экскурсоводы рассказывают, что той весной не зазеленело вообще ни одно дерево в Сталинграде. Только на одном дереве набухли клейкие зелёные листочки. Этот тополь и сейчас стоит на Аллее Героев, как природный памятник той битве - «тополь этот пронёс жизнь свою через битву великую».


Другой памятник этой битве возвели на Мамаевом кургане уже после окончания войны.


Архитектор

Советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вучетич творил и работал в стиле социалистического реализма, и большая часть его произведений посвящена периоду Великой Отечественной войны. О войне он знал не по наслышке. В первые дни Великой Отечественной он ушёл на фронт добровольцем в качестве рядового солдата-пулемётчика, к концу 1942 года дослужился до звания капитана и в тот же год в боях под Ленинградом он был серьёзно контужен. Война серьёзно повлияла на его творчество и, принимавший до этого участие в строительстве гражданских объектов, он становится военным художником и обращает всё своё внимание на исторические военные события прошлого, окончательно формируется как скульптор.


Советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вучетич

Он много работал над памятниками и бюстами, но мировую славу ему принесли работы в историческо-символическом жанре, посвящённые периоду Великой Отечественной войны: памятник «Воин-освободитель» в Берлине, монумент «Соединение фронтов» в Пятиморске, аллегорическая статуя «Перекуём мечи на орала» в Нью-Йорке и Москве и самая известная его работа - «Родина-мать зовёт!» в Волгограде.

В Волгограде же и находится другая знаковая работа мастера - памятник Ленину у входа в Волго-Донской канал. Но изначально на этом месте был сооружён гигантский памятник Сталину. Вучетич работал над проектом со всей ответственностью: памятник был завершён в кратчайшие сроки, а на отливку фигуры пошла лучшая самородная медь. Но памятнику «вождю народов» было суждено простоять всего несколько лет - в 1956 году началась десталинизация и... памятник снесли. А Вучетича пригласили для работы на Волго-Доне вновь, но уже над памятником Ленину, который стоит и по сей день в Красноармейском районе Волгограда. В городе ходит байка, что у памятника Сталина просто «спилили» голову и на её место «приладили» голову Ленина. Это, конечно, не так. Вучетич, как и любой творец, был раздражён варварским отношением к его прошлой работе, поэтому предложил обойтись бюстом Ленину. Но после череды долгих уговоров согласился возвести памятник в полный рост по той же технологии (облегчённый железобетон), что и возводил «Родину-мать». Так памятник Ленину стал самым большим (27 метров скульптура и 30 метров постамент) в мире памятником, установленным реально жившему человеку. На этот монумент стоит взглянуть только ради его масштабов.


Кстати, после завершения скульптуры «Родина-мать зовёт!» в Сталинграде Вучетич начал работу над аналогичным памятником в Киеве. Но закончить его не успел. «Родину-мать» в Киеве возглавил другой архитектор и значительно изменил первоначальный вариант, предложенный Вучетичем. А Скульптура «Родина-мать» и сейчас возвышается на днепровских склонах и хорошо различима с разных точек Киева.

Описание

Скульптура «Родина-мать зовёт!» одновременно является композиционным центром памятника "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане и... центральной частью триптиха - «Тыл фронту», «Родина-мать зовёт!» и «Воин-освободитель». По задумке авторов, смысл монументального сооружения таков - меч, выкованный в тылу на Урале, был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен уже после Победы в Берлине. Грандиозная по своему замыслу задача! Вучетич, как мастер, приложил руку только к двум частям этого триптиха, монумент «Тыл - фронту» был завершён уже после его смерти.

Невероятно, но конкурс на строительство памятника в Сталинграде был объявлен ещё до окончания войны. Своим видением памятника делились и известные архитекторы, и простые солдаты. Даже из-за рубежа приходили работы. В конкурсе не принимал участия только будущий создатель монумента. Говорят, что эту скульптуру с ним обсуждал лично Сталин, выбрав и утвердив его кандидатуру из многих других. Уже после утверждения Вучетич отказался от первоначальной композиции монумента - предполагалось, что солдат будет протягивать свой меч Родине-матери. Но разве солдат мог передать кому-то свой меч, если война ещё не кончилась?

Но строительство монумента началось уже после смерти Сталина в 1959 году. Для большего погружения в историю я советую попытаться представить разрушенный войной, чуть ли не стёртый до основания город, где совсем недавно завершилась одна из самых кровопролитных битв в истории человечества, город, где совсем недавно прошло крупнейшее сражение Второй Мировой войны, город, который Уинстон Черчилль предлагал оставить после войны как есть:

«Хорошо бы оставить нетронутыми страшные руины этого легендарного города, а рядом построить новый, современный город. Развалины Сталинграда, подобно развалинам Карфагена, навсегда остались бы своеобразным памятником человеческой стойкости и страданий. Они привлекли бы паломников со всех концов земли и служили бы предупреждением грядущим поколениями»

И вот этот город начинают поднимать из руин, и в этом городе начинают поднимать этот невероятный по своей силе и мощи монумент в знак памяти о событиях войны и памяти бессмертному подвигу нашего народа. Когда я вижу «Родину-мать», я просто не могу не думать о событиях тех лет.


Многометровая фигура женщины с искажённым в крике лицом шагает вперёд, сжав в поднятой руке меч. Такая аллегория образа Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом. Андрей Сахаров в 1968 году делился воспоминаниями о встрече с Вучетичем. Начальство, во время работы Вучетича над проектом, спрашивало у него, мол, зачем статуя кричит. Ответ был прост:

- А она кричит - за Родину… вашу мать!

Кстати, само выражение «Родина-мать» известно в русском языке ещё с XIX века. В поэме Некрасова «Саша» есть такие строки:

«Спящих в могилах виновных теней // Не разбужу я враждою моей.
Родина-мать! я душою смирился // Любящим сыном к тебе воротился».

Но широкое распространение этот образ получил во время Великой Отечественной войны, и своим происхождением именно в контексте советского образа обязан плакату «Родина-мать зовёт!» По признанию автора этого плаката, художника Ираклия Тоидзе, первые наброски к этому плакату он рисовал... со своей жены. 22 июня 1941 года его жена вбежала к нему в мастерскую с криком: «Война!». Художник был поражён этим известием, но ещё сильнее был поражён выражением лица жены и тут же взялся за карандаш.


Знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.

Тот плакат стал легендарным, но легендарнее стал образ матери. Уже позднее он воплотился в скульптуры, которые установлены сегодня в разных городах и странах. Самая известная из них находится в Волгограде.

Версии о том, кто послужил прототипом скульптуры для Вучетича разнятся. Есть мнение, что существуют определённые сходства скульптуры с фигурой «Марсельезы» на Триумфальной арке в Париже, или даже с древнегреческой мраморной статуей Ники Самофракийской. В разные годы объявлялись женщины, которые рассказывали, что именно они позировали для великого замысла скульптора. Поэтому точнее будет сказать, что «портрет» был собирательным. Прототипом фигуры стала известная спортсменка дискоболка Нина Думбадзе, а лицо скульптор лепил с портрета собственной жены.

А мне по силе эмоций она напоминает ещё и знаменитую фотографию времён Великой Отечественной войны.


«Комбат», 1942 год. Фотограф Макс Альперт.

Общая высота статуи - 85 метров, вес - больше 8 тысяч тонн. Для сравнения: высота Статуи Свободы без постамента - 46 метров, а высота статуи Христа-Искупителя в Бразилии - 38 метров, а в сравнении с ростом человека фигура «Родины-мать» увеличена в 30 раз. Долгое время «Родина-мать» считалась самой высокой статуей в мире, но потом в этом списке её опередили религиозные скульптуры и статуи, установленные в Азии. Впрочем, она и сейчас остаётся самым высоким памятником России и Европы.

Строительство

Большая часть фундамента, на котором установлена статуя, скрыт под землёй. «Родина-мать» отливалась слой за слоем, строительство статуи требовало стабильной заливки бетона по графику, а чтобы её обеспечить грузовики, подвозившие бетон, были помечены специальными знаками, которые давали им приоритетное право проезда, совсем как машинам экстренных служб - они могли проезжать даже на красный.


Так шло строительство статуи "Родина-мать зовёт!"

Внутри скульптура полая, а жесткость каркаса поддерживается натянутыми металлическими тросами. Проект был рассчитан с ювелирной точностью. Правда, небольшой просчёт был допущен с мечом, который сжимает в своей руке статуя. Конструкция обладала таким свойством как «парусность» и во время ветра раскачивалась, вызывая избыточное механическое напряжение в месте крепления. Поэтому меч вскоре заменили на новый, предусмотрев небольшие отверстия в его верхней части, что значительно снизило его подвижность в ветреную погоду.

Обывателя, далёкого от всех архитектурных и инженерных дел, масштабы башни поражают до самых банальных вопросов: «И как только её построили? Это же просто невероятно!». У меня просто захватывает дух, когда я стою у самого основания статуи и смотрю на неё, закинув голову, снизу вверх.



Опытный инженер Николай Никитин, работавший в команде с Вучетичем, проектировал до этого главное здание МГУ и Останкинскую телебашню. При расчёте конструкции этой статуи он заложил даже «запас на смещение». Но, по мнению специалистов, статуя продолжает отклоняться, и этот вопрос уже несколько раз поднимался на государственном уровне. На эти опасения есть опровержения, которые, впрочем, не должны мешать отслеживать состояние статуи самым тщательным образом.

Символ

Строительство статуи было завершено в 1967 году. Я даже не могу представить, что было в первые годы после её открытия. Туда бесконечным потоком шли ещё молодые ветераны, участники Сталинградской битвы возлагали цветы в память погибшим товарищам, выжившие жители разрушенного, но так и несломленного города приходили сюда, чтобы взглянуть на это место уже другими глазами, сюда приезжали специально из других городов и стран, привозили экскурсии и школьные группы... Приезжают и сейчас. Но когда я показывала фотографии, сделанные на Мамаевом кургане в День Победы, своей бабушке, она рассказывала, что в те годы здесь было так каждый день. Уверена, что так оно и было.


Шесть раз я приезжала в специально на 9 мая, чтобы посмотреть Парад на Площади Павших бойцов, подняться на Мамаев курган и посидеть вечером у Волги на Набережной. Я помню годы, когда в толпе идущей к вершине кургана можно было встретить ещё много ветеранов, им дарили цветы и фотографировали с ними детей. Я помню и год, когда на Мамаевом кургане впервые прошла акция «Бессмертный полк». С каждым годом, участников этой акции становится всё больше и больше. Так история, которая стала личной частью каждой семьи в нашей стране, не может остаться только на страницах учебников. Память, живи.


Я не представляю без Мамаева кургана, без этой статуи. «Родина-мать» есть и на флаге, и на гербе Волгоградской области. Но это не только символ всего города, это символ той истории, о которой мы не должны забывать.

«Родина-мать зовёт» в Волгограде (в прошлом город назывался Сталинградом) – главная достопримечательность не только одного города, но и всей нашей страны России.

Героический монумент напоминает всем людям о тяжелом военном времени, которое суждено было пережить, несмотря ни на что.

Двести ступеней из гранита, ведущие вверх – олицетворение протяженности Сталинградского сражения, аллея Героев СССР – всё это вошло в нашу историю вечной памятью.

Описание

Памятник — центральная точка монументальной композиции Мамаева кургана — «Героям Сталинградской битвы».

Главный архитектурный объект комплекса Мамаев курган – статуя «Родина мать зовет», находится на площади Скорби

Воссоздает образ Родины, созывающей в бой, на защиту своей страны. Резкие линии фигуры, широкие глаза и открытый рот, показывают мужество и великий героизм, свойственный женщине в тяжелое военное время. Поднятый вверх меч в правой руке – символ великой победы. Левая рука как бы призывает своим движением всех за собой.

Идея создания

Над идеей создания архитектурного объекта трудились долго и плодотворно в течение 10 лет.

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом

В создании принимали участие многие люди, присылали чертежи и эскизы с разных концов огромной на тот момент страны. Каждый участник мог быть реальным автором сооружения.

Происходил кропотливый и основательный отбор претендентов и работ. До настоящего времени все они хранятся в мастерской Тимирязевского района нашей столицы, у основателя проекта.

Из разных источников информации прообразом могли быть три соотечественницы. Однако, эти данные не подтвердились.

Знаете ли Вы, что: имеется суждение, что за основу скульптуры была взята «Марсельеза» из Парижа.

История строительства

Даты постройки монументального сооружения: 1959 — 1967 год.

Скульптором-основателем являлся Вучетич Е.В., который трудился совместно с подвижниками Тюренковым, Матросовым, Новиковым, Деминым и Белопольским.

Каждый участник строительства был удостоен высшей государственной награды. История строительства внесла огромный вклад в историческое наследие нашей страны.

В дальнейшем прошло две реставрации после строительства: через 5 лет, а затем спустя 14 лет.

Интересный факт: главным консультантом по строительству являлся командир армии, участник боев на Мамаевом кургане – Чуйков В. И.

Технические характеристики

Сооружение имеет поистине гигантские размеры. Установлено на 14-ти метровой насыпной возвышенности – холме. Расположен на 16 метровой фундаментальной основе.

Общая высота - 85 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Масса - свыше 8 тысяч тонн

Сам памятник достигает – 52 метра в высоту. Нержавеющий стальной меч имеет титановое покрытие. Суммарный вес составляет – 22 тонны: статуя – 8 тонн, меч – 14 тонн.

Описываемый объект сделан из бетона — 5500 тонн, и конструкции из металла, весом 2500 тонн. Железобетонная опора имеет 25 см толщину.

Отливание опоры происходило постепенно по слоям, использовалась специальная опалубка и гипсолитовые материалы. Жесткий каркас удерживают 99 тросов из металла.

Важно знать: скульптурная композиция с мечом составляет в высоту 85 метров.

От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней. Ступеней 200, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести огненных дней и ночей

Самое интересное, что полезно знать:

  1. Скульптура относится к триптиху, является его второй основой. Остальные скульптуры: «Воин-освободитель», находящийся в Трептов-парке города , и«Тыл – фронту» — в г. Магнитогорске.
  2. За основу символов Волгограда взят контур самой скульптуры.
  3. Несколько десятков метров отделяют памятник от места, где сейчас стоит Храм Всех Святых. На этом месте изначально планировалось установить «Родину-мать».
  4. Стабильность поставки строительного бетона осуществляли грузовики, помеченные ленточками одного цвета. Работники автомобильной инспекции в то время получили разрешение пропускать водителей, даже несмотря на светофор.

Примите к сведению: монумент занесён в книгу рекордов Гиннеса и занимает там 11 место по параметрам высочайшей мировой скульптуры.

Вероятность разрушения

Проект монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение

К сожалению, описываемому объекту может грозить разрушение, так говорят исследователи:

  1. Членами комиссии Госстроя СССР в 1965 году были выявлены первые подозрения по поводу обрушения монумента. Было выдано распоряжение по усилению конструкций сооружения. Причиной тревоги стало место расположения монумента. Нахождение памятника на обводнённой толще, могло в будущем перенести скульптуру в реку Волгу;
  2. В 2013 году московским скульптором и архитектором В. Церковниковым было направлено министру культуры Мединскому обращение об исследовании фундамента. В письме были указаны ошибки архитектора Никитина, которые были допущены при проектировании скульптуры.

Возьмите на заметку: в настоящее время монумент имеет многочисленные трещины. Ежегодно проводятся укрепительные работы фундамента, устанавливается стяжка.

Как добраться

Монументальная скульптура находится в Волгограде по адресу: Центральный район, Мамаев курган, проспект имени В.И. Ленина.

Месторасположение памятника Родина-мать на карте Волгограда

Доехать до памятника можно на любом общественном городском транспорте или на метро. Сюда идут электрички, скоростные трамваи, автобусы, троллейбусы, маршрутные такси. Выходит надо на остановке «Мамаев курган».

Стоит отметить: посещение памятника Родина-мать – бесплатно для всех граждан, так же как и вход на территорию.

Каждый день к подножию монумента приезжают жители не только России, но и союзных республик. Благодарность, поклонение, почтение памяти погибших воинов – составляющие душевного состояния каждого человека, который находится у героического памятника. В честь настоящих и будущих защитников Отечества поднимает Родина-мать свой меч к небу.

Смотрите видео, в котором подробно рассказывается об истории и идее строительства, технических характеристиках символа победы России — монументе «Родина-мать зовет!»:

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то