Экологические традиции древних адыгов. Традиции народов Адыгеи — рождение ребенка

Во всем мире, у каждого народа есть особые обычаи и устои того, как встречать гостя. Как известно, кавказские народы всегда отличались гостеприимством. И далеко не всегда кто-то мог с ними тягаться в умении достойно и красиво встретить гостя.

В XIX веке английский писатель, журналист Джон Лонгворт путешествовал по Северному Кавказу. Самые яркие впечатления он описал в своих книгах: «Чтобы стать в Черкесии уважаемым человеком, нужно знать всего лишь 3 правила: мужество, умение мудро рассуждать и самое последнее - щедро и красиво встретить гостя».

Прошло больше 300 лет с тех пор, как обладатель Доминиканского ордена и монах Жан де Люк написал: «Никто не сможет затмить черкесов в гостеприимстве и человечности!».

Было сказано много хвалебных слов касательно гостеприимства черкесов и представителями власти. «Оказать радушие гостю - главная особенность черкесов независимо от того, враг на пороге или друг. Даже самый бедный угостит так, как в другом месте угостил бы богач», - написал подполковник, барон - К.Ф. Сталь в 1849 году в своей книге «Этнографический очерк черкесского народа».

У черкесов плохим тоном считалось неспособность в полной мере утолить голод гостя, в противном случае семья могла опозориться перед всей улицей. Прославившиеся гостеприимством на весь мир адыги всегда чтили свои обычаи и придавали им огромное значение.

О гостеприимстве и о правилах хорошего тона за столом писали многие известные деятели черкесского народа, такие как Тембот Керашев, Барасбий Бгажноков, Михаил Мижаев, Рая Мамхягова и многие другие.

В старину любой черкес, который уважал свои традиции, был обязан иметь у себя во дворе домик для гостей (хачеш). Он располагался отдельно, неподалеку от дома хозяина. Внутри распологалась небольшая комната, которая всегда была идеально убранной и готовой для приема гостей. Сами же черкесы ставили свои дома далеко от ворот, дабы избежать нападения врагов.

Кто бы ни постучался в дом адыга, хозяин был обязан встретить каждого. Но нельзя сказать, что ко всем гостям хозяин относился одинаково любезно.

Исходя из этого степень и значимость гостя делились следующим образом:

1. дорогой гость;

2. гость-женщина;

3. гость-мужчина;

4. гость, который будет жить в комнате для гостей;

5. самый желанный гость;

6. долгожданный гость;

7. гость, который не назвал своего имени;

8. гости-родственники невесты, если таковая есть в семье;

9. гость-чужеземец;

10. гость, которого позвали в гости;

11. незваный гость;

12. гость-враг (даже таким черкесы не имели права отказать).

В далеком прошлом люди передвигались исключительно на лошадях. Если всаднику нужно было поехать в соседний аул, он все равно запрягал коня. Женщины передвигались на повозке, которая была красиво украшена.

Когда всадник приближался к воротам, он кнутом давал знак коню, чтобы тот остановился, и так, чтобы об этом услышали жители дома. Гостя встречали очень радушно, с почетом заводили в дом.

Если гости не собирались долго сидеть, они не привязывали коня к стойлу. Даже по тому, как он вешал кнут на гвоздь, было понятно, как долго задержится гость: если кнут вешали так, чтобы он свисал до пола, - это означало, что у гостя есть время и он останется на ночь. А если кнут вешали свернутым, то это означало, что у гостя немного времени и он вскоре уедет, после того, как отдохнет и покушает.

Женщину не заводили в хачеш. Для нее всегда отводилась самая удобная и красивая комната (тем самым еще раз можно убедиться в том, что черкесы оказывали женщине глубокое уважение).

Если гость остался доволен тем, как его приняли, он отъезжал от дома, направив голову коня к воротам хозяина. Если же гость был чем-то недоволен, то он сразу же отъезжал, повернувшись к хозяевам спиной. В таком случае это был позор семье, и о них впоследствии все соседи могли сказать, что они даже одного гостя не смогли удовлетворить.

Если начать перечислять все те правила, которые адыги соблюдали по уходу за гостями, то об этом можно написать целую книгу. Но здесь мы остановимся всего лишь на тех правилах, которыми руководствуются сегодня адыги, по отношению к своим гостям:

1. Адыги считали, что гость - это подарок Бога, поэтому ни в коем случае нельзя было каким-либо образом дать гостю почувствовать, что он нежеланный.

2. Любой человек, который говорил: «Я - адыг», считал за честь с достоинством встретить гостя. Даже если у хозяев не было ничего из того, что можно было поставить на стол, то он ничего не должен был прятать от гостя: все, что есть, нужно было ставить на стол.

3. Каждому гостю, кем бы он ни был, нужно говорить: «Добро пожаловать»! Никакими своими действиями нельзя показывать, что гостю пора идти домой.

4. Никогда нельзя отказывать в гостеприимстве ни молодому, ни старому, ни близкому, ни врагу. Предки адыгов говорили: «Не бывает лишних гостей».

5. Если приехало много гостей, то всегда особым почетом пользовались те, которые прибыли издалека. Как гласит старая черкесская пословица: «Дороже дальний гость, чем близкий».

6. У наших предков всегда были домики для гостей (хачеши). В наши дни пусть и нет этих хачеш, но всегда должна быть лишняя комната для гостей.

7. Долго держать гостя на пороге неприлично, нужно сразу, после того, как поприветствовали, провести их в дом.

8. Гостя нужно посадить на почетное место, которое отводится для старших. Даже если гость младше, хозяин не может сесть рядом с ним до тех пор, пока тот не разрешит ему.

10. В давние времена у гостя нельзя было спрашивать, кто он такой и по какому вопросу прибыл. Спрашивать можно было только по истечении трех дней. Сейчас это уже не актуально. Теперь гостя обязательно нужно спросить кто он такой, и помочь, если он попал в беду.

11. Гостя нельзя оставлять одного в комнате. Если все-таки необходимо выйти, то нужно обязательно оставить кого-то из жителей дома, чтобы гость не чувствовал себя нежеланным.

12. Нельзя долго заставлять гостя ждать приема пищи. Если даже у семьи нечего поесть, то на помощь придут соседи. У адыгов считалось, что «если у кого-то на улице будет гость, то он общий гость».

13. Сегодня гостю ставят на стол даже алкоголь. Но ставить на стол современные алкогольные напитки чересчур опасно. Лучше ставить на стол напиток, который заменял у адыгов спиртное, - махсиму.

14. В давние времена, если мужчины и женщины вместе ходили в гости, то их никогда не сажали рядом. Женщины сразу отправлялись на кухню или в отдельную комнату. Причиной этому было то, что по эстетическим соображениям черкешенки не хотели, чтобы мужчины видели процесс приема пищи.

15. В давние времена самые младшие жители дома должны были приносить гостям перед едой полотенце, воду, тазик и мыло, чтобы гостя не утруждать выходить на улицу.

16. За столом всегда должен был быть тщательный уход, кто-то из младших в доме всегда должен был следить за тем, есть ли у гостя вилка, ложка, наполнена ли у гостя кружка. Хозяин дома не мог первым закончить прием пищи. Если же такое бывало, то тем самым он давал понять гостю, что можно заканчивать есть. Это было неприлично.

17. Черкесы всегда вначале сажали за стол самых младших в семье - детей, чтобы они не испытывали чувство голода, и только потом накрывали стол гостям.

18. Никогда не следует решать дела семьи в присутствии гостя - это верх неуважения к нему.

19. За одеждой гостя нужно проследить, чтобы она была чистой, при необходимости следует помыть обувь, если она грязная.

20. Когда настает время отъезда гостей, ни в коем случае нельзя им показывать, что вы рады их отъезду.

21. Если гость был дорогим и долгожданным, черкесы всегда дарили ему подарки. Гостя всегда нужно провожать до ворот и ждать до тех пор, пока гость не отъедет.

Беседа на тему:

«Традиции и обычаи адыгов».

Цели беседы:

  1. Рассказать о традициях и обычаях адыгейского народа.
  2. Формировать нравственные качества: уважение к старшим, скромность, вежливость и т. д.

Ход беседы:

  1. Организационный момент.
  2. Рассказ учителя «Традиции и обычаи адыгов».

У каждого народа имеются свои обычаи и традиции, которые формировались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. Много их и у адыгейского народа.

Одна из самых лучших традиций адыгов – традиция уважения к старшим. Традиция уважения старших прививается детям с самого раннего детства. В присутствии старших молодые должны вести себя скромно, всем своим видом выражать внимание, уважение, готовность исполнить любое поручение. Они не должны держать руки в карманах, стоять полусогнутыми, сидеть развалившись, поворачиваться к другим спиной, ёрзать на стуле, чесать затылок. В языке существуют специальные вежливо-скромные формы обращения к старшим для выражения им благодарности.

3. Рассказ учителя «Скала стариков».

Эта скала мрачной стеной поднимается над горной речкой Аше. Называется она так не случайно. В давние времена у обитавшего здесь племени шапсугов существовал жестокий обычай – убивать пожилых, становящихся для семьи и бесполезными для племени людей. Уповая на волю Аллаха, стариков сбрасывали со скалы собственные дети. Избранную для этого скалу называли скалой стариков.

В ту пору в одном из аулов жил шапсуг Тахир. Был он когда-то самым бесстрашным сыном племени. И был у него сын Казбек, который заботился о нём. Скоро Тахир совсем постарел и стал таким немощным, что и за собой не мог как следует ухаживать.

Пора на скалу стариков, - говорили о нём люди племени.

Но Казбек очень сильно любил своего отца.

Я спрячу тебя вон в ту пещеру, - предложил Казбек. – Буду к тебе приходить с пищей, от тебя возвращаться с советами. А в ауле пусть думают, что я сбросил тебя со скалы. Так они и сделали.

Ежегодно в ауле проходили состязания молодёжи. И благодаря своему отцу, во всех состязаниях побеждал Казбек. А когда на аул напали башибузуки, то Тахир подсказал Казбеку, как разбить врагов. И аул был спасён.

Когда на торжествах по случаю победы юного Казбека назвали спасителем племени, он смутился и ответил:

Не я ваш спаситель. Всё, что я сделал, я сделал по совету своего отца Тахира. Прожитые годы сделали его кладом опыта и мудрости.

И с тех пор стариков перестали сбрасывать со скалы в пропасть, окружали их уважением и почётом.

4. Знакомство с обычаем гостеприимства.

Обычай гостеприимства берёт своё начало в глубокой древности. Каждый народ в этот обычай внёс свою специфику. Адыгейское гостеприимство отличается своей необычной утончённостью. Оно распространяется на всех адыгов, независимо от их состояния. Гость является священным, неприкосновенным лицом, считается, что он несёт с собой счастье и благополучие. Долг каждого адыга пригласить в дом тех, кто нуждается в пище и ночлеге.

Правом гостеприимства пользуется и стар и млад, богатый и бедный, мужчина и женщина, друг и враг. Наибольшим почётом пользуется гость из дальних краёв.

Рядом с жилым домом каждая семья строит специальный дом – кунацкую. Двери кунацкой открыты в любое время дня и ночи.

Священный долг хозяина – охранять покой и защищать гостя. Наиболее почётным гостям принято дарить подарки. Покидающего дом гостя провожают до края аула, желают ему счастливого пути.

5. Чтение и обсуждение стихотворения «О гостях».

О гостях.

Говорят, что в доме у черкеса

Комната особая была.

Для неё, черкес, как и для песен

Не жалел душевного тепла.

Старики ещё, наверно, помнят:

В ней висели дивные ковры.

Только эта – лучшая из комнат –

Всё же пустовала до поры.

Но не даром в доме домочадцы

Каждый день заботились о ней, -

Могут гости даже не стучаться,

Дверь её открыта для гостей.

Заходи, знакомый, незнакомый,

Одолевший многодневный путь!

Гость адыга – это праздник дома,

Значит, можешь, путник отдохнуть!

Начинай рассказ свой о столицах,

И о сёлах начинай рассказ…

Нам бы у адыгов поучиться

Древнему обычаю сейчас.

Как бы мир тревожный изменился,

Мир с тугими жилами дорог,

Если б в каждом сердце отводился

Гостю самый лучший уголок.

Л. Сорокин.

6. «Если родился ребёнок» - обычай, связанный с рождением ребёнка.

Когда в семье рождается ребёнок, весть об этом разносится по всему аулу. В честь этого события сажают дерево. При рождении мальчика чаще сажают орех, если родилась девочка – яблоню.

Когда малыш делает первые шаги, в доме устраивают праздник.

Чтобы узнать, кем по профессии будет ребёнок, ему предлагают различные предметы и игрушки. Если малыш выберет гармошку – он будет музыкантом, если градусник – врачом, если молоток – плотником, книгу – писателем или поэтом. По обычаю в этот день гости, родственники и соседи дарят малышу подарки.

7. Чтение и обсуждение стихотворения К. Жане «У адыгов обычай такой».

У адыгов обычай такой.

Если где-то в кругу молодых

Держит речь седовласый адыг,

Ты не вздумай его перебить,

Уважай его возраст седой, -

У адыгов обычай такой.

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой.

Если гость постучит у двери, -

Гостю сердце своё отвори.

И полдома на время отдай,

И четлибжем его угощай,

И пои ключевою водой, -

У адыгов обычай такой!

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой!

Если строишь ты заново дом, -

Весь аул помогает трудом.

Ты один не поднимаешь бревно,

А для всех как пушинка оно.

Встанет радостным дом над рекой,

У адыгов обычай такой.

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой!

Если дочь родилась или сын,

Нашей славной страны гражданин, -

Ты прижми его нежно к груди,

А в саду деревцо посади,

В честь того, кто нарушил покой, -

У адыгов обычай такой!

Баю – бай, баю – бай,

Баю – бай, мой малыш, засыпай.

А-а-а, а-а-а, у адыгов обычай такой.

8. Знакомство с этической программой «Адыгэ хабзэ».

За основу воспитания гражданина Адыгеи необходимо взять нравственные законы «Адыгэ хабзэ», впитавшие в себя лучшие качества характера адыгского народа, для которого высокие этические принципы всегда были нормой поведения. «Адыгэ хабзэ» - это устный памятник культуры, спроектировавший такую модель поведения, которой надо придерживаться любому черкесу, желающему сохранить духовную и материальную связь с предками. Эта программа может справедливо являться программой социального воспитания и жизнедеятельности всех граждан, проживающих в республике Адыгея.

Давайте познакомимся с основными принципами программы «Адыгэ хабзэ».

Почитание древности. Должно испытывать уважение к родителям, особенно в их старости. Помни, что они даровали тебе жизнь и что ты их плоть и кровь.

Институт старшинства. Предполагает заслуженное уважение к мудрости и справедливости, это древний живой закон адыгов с распределением прав и обязанностей в обществе.

Мужчина. По адыгским канонам наделялся такими качествами, как мужество, сдержанность, благородство в повседневной жизни. Мужчина ответственен за материальное благополучие семьи и детей своего рода, оставшихся сиротами. Мужчина – пример для детей.

Женщина. Создаёт домашний уют, воспитывает из сыновей мужчин и будущих отцов, из дочерей – женщин и будущих матерей.

Дети. Обязаны уважать старших, и по мере взросления становиться более самостоятельными, переводя своё внимание на помощь стареющим родителям.

Добро и зло. Человеку дан разум, чтобы различать добро и зло. Необходимо творить добро, не требуя взамен благодарности.

Военное дело. Быть воином – для адыга может стать профессией, это гарантирует мир.

Культ красоты и гармонии. Поклоняйся красоте и почитай её. Красота – это гармония. Стремись к ней во всём.

Красота от Бога – это красота женщина.

Красота, которой мы окружены – это природа.

Красота, которую мы создаём сами – это красота взаимоотношений между людьми.

Добродетель. Не хвались своими способностями. Не гонись за дурной славой. Адыг, достигший силы и уверенности в себе, не будет кичиться своими достижениями. Необходимо презирать обман и раболепство перед сильнейшим. Чистый разум, твёрдость в убеждениях всегда укажут правильный путь.

Законы «Адыгэ хабзэ» указывают человеку путь к совершенствованию добродетели, способствуют установлению между людьми гармоничных отношений.

9. Подведение итогов.


По черкесскому обычаю, каждый приезжий мог заехать в любой двор, спешиться у коновязи, войти в кунацкую и провести там столько дней, сколько считал необходимым. Гостем мог быть мужчина любого возраста, знакомый и незнакомый, даже кровный враг. Хозяин не имел права интересоваться ни его именем, ни его званием, ни целью посещения. Отказ в гостеприимстве был немыслим, и даже недостаточная заботливость со стороны хозяев, принимавших гостя, считалась позором: в старину такого человека судили и наказывали. Хозяин отвечал своим имуществом за ущерб, понесенный гостем во время пребывания в его доме; он должен был оружием защищать гостя, если тому угрожала опасность.

Гость занимал самое почетное место за столом. Его угощение составляло целый ритуал. Столики с едой переходили от более почитаемых лиц к менее почетным и, наконец, выносились за пределы кунацкой, где поступали в распоряжение женщин и детей. Если подавался целый баран, то мясо распределялось согласно положению участвующих в пиршестве. Голова и лопатка, как лучшие части, предлагались гостю. Хозяин был обязан не только кормить гостя во все время пребывания его в доме, но и снабдить всем необходимым на дорогу. Кунака обычно принимали не в гостиной, а в жилом доме хозяина семьи. Неписаный этикет требовал, чтобы каждая семья имела кунака другой национальности, который считался другом семьи и на которого распространялись брачные запреты. Кунацкая служила местом пребывания всей мужской части семьи. Неженатая молодежь мужского пола ночевала в кунацкой, если там не было гостей. Черкесы в доме обычно почитали порог и очаг.

Обязанности кунака были значительно шире, чем просто хозяина, так как куначество требовало установления особых отношений типа побратимства. Союз этот скреплялся совместным питьем из чаши, в которую бросали серебряные монеты или настругивали серебряные стружки с рукоятки кинжала. Часто после этого следовал обмен оружием. Такой союз заключался на всю жизнь.

Усыновление считалось приемом в род с возложением на принятого всех обязанностей и прав как по отношению к роду в целом, так и к усыновившей его семье. Обряд усыновления состоял в том, что усыновляемый должен был публично трижды коснуться губами обнаженной груди своей названой матери. Прикосновение губами к груди женщины служило достаточным основанием для усыновления и в других случаях. К этому часто прибегали кровники. Если убийца любым способом – силой или хитростью – касался груди матери убитого, то он становился ее сыном, членом рода убитого и не подлежал кровной мести.

Хотя формально право мести распространялось на весь род, ее осуществляли ближайшие родственники убитого. В большинстве случаев она заменялась выплатой скотом, предметами вооружения. Размер выплаты определялся сословной принадлежностью убитого. Примирения можно было также достигнуть воспитанием убийцей ребенка из рода убитого.

Весьма своеобразным был свадебный черкесский обряд, который состоял из ряда обычаев, растягивавшихся в прошлом не на один год. Существовал обычай похищения невесты. Даже если оно совершалось с ее согласия – из желания уменьшить размер калыма (выкупа за невесту), избежать расходов на свадьбу или из-за несогласия родителей, – то и тогда неизбежно вызывало ссоры, драки между родными девушки и похитителями и часто приводило к ранениям и убийствам. Как только молодой человек делал свой выбор, он договаривался о цене за девушку с ее отцом. Выкуп чаще всего состоял из кольчуги, сабли, ружей, лошадей и нескольких быков. После заключения соглашения жених вместе со своим другом увозили девушку в жилище одного из приятелей или родственников, где ее поселяли в комнате, предназначенной для супругов. Здесь она находилась, пока родные жениха заканчивали приготовление к свадьбе. Здесь же происходило и оформление брака. Со дня привоза невесты жених уходил в дом к другому своему товарищу и посещал невесту только вечерами.

На следующий день после увоза невесты ее родители отправлялись к родителям жениха и, изображая гнев, требовали сообщить причину тайного похищения. Обычай требовал не показывать, что соглашение о свадьбе было достигнуто ранее. На следующий день начиналась свадьба, на которую собирались все родственники и друзья. Одни сопровождали жениха, чтобы еще раз похитить невесту, а другие мешали им сделать это. Все участники свадебной процессии изображали баталию, во время которой невеста появлялась в дверях дома, поддерживаемая двумя подругами. Жених бросался вперед и уносил ее на руках. Молодые девушки заводили победную песню, а все «сражавшиеся» объединялись и сопровождали жениха и невесту. Свадьба продолжалась пять-шесть дней, но жених не присутствовал на ней.

Перевоз невесты в дом жениха сопровождался различными обрядами, джигитовкой и скачками. За невестой отправлялись отобранные из числа односельчан и родственников жениха мужчины и девушки. Девушки оставались при невесте и ухаживали за ней до окончания свадьбы. Привозили невесту обычно на свадебной арбе. Невесту вводили в специальную комнату, где ставили на тахту, и выбирали девушку, чтобы снять с ее головы шарф. В день перевоза невесты устраивали угощение для всех присутствовавших на свадьбе. При этом старшие мужчины находились в одной комнате, а младшие – в другой.

Жених оставался у своего приятеля до окончания свадьбы, и только после ее завершения устраивали обряд возвращения молодого мужа в свой дом. Новобрачный при возвращении должен был совершить обряд «примирения» со своими родными: ночью он являлся в родной дом и получал от отца и старших мужчин селения угощение. Через два-три дня для него устраивался обед, на котором присутствовала мать и другие женщины.

Комната для новобрачных была у черкесов священной частью жилья. Около нее не разрешалось громко разговаривать и выполнять хозяйственную работу. Спустя неделю после пребывания в этой комнате молодой жены совершался обряд введения ее в большой дом. Новобрачной, закрытой покрывалом, давали смесь из масла и меда и осыпали орехами и сластями. После свадьбы она уезжала к своим родителям. По прошествии некоторого времени (иногда только после рождения ребенка) жена возвращалась в дом супруга и начинала принимать участие во всех хозяйственных работах новой семьи. В течение супружеской жизни муж посещал жену в их общей комнате только ночью. Днем же он находился на мужской половине или в кунацкой.

В свою очередь, жена была полновластной хозяйкой на женской половине дома. Муж вообще не вмешивался в домашнее хозяйство. Жена даже имела свое имущество – скот, полученный ею в качестве свадебного подарка. Тем не менее на нее налагался целый ряд запретов по отношению к свекрови и к родственникам мужа по мужской линии. Например, она не имела права сидеть при мужчинах, есть вместе с мужем, ложиться спать до его возвращения. Мужа она называла «он», «сам», «наш», а муж, в свою очередь, называл жену «живущая в доме моем» или «наше семейство». Муж имел право на развод без объяснения причины. Жена формально могла требовать развода по некоторым причинам (измена мужа, неспособность к брачному сожительству), но случалось это очень редко. После смерти мужа вдова по обычаю иногда выходила замуж за его брата. При разводе или при выходе замуж за постороннего ее дети оставались в семье мужа.

Родильный обряд черкесов включал в себя ряд мер, направленных на то, чтобы обезопасить беременную от злых духов. Будущая мать должна была соблюдать многочисленные запреты, в том числе не раздувать огня и не ходить на кладбище. Когда мужчине сообщали о том, что он будет отцом, он покидал дом и появлялся там в течение нескольких дней только ночью. Через две недели после родов совершался обряд укладывания ребенка в колыбель, к которому обычно приурочивали наречение имени новорожденному.

Явными отголосками традиционных древних верований были изображения на могильных памятниках предметов, которые могут понадобиться покойному в потустороннем мире. Человек, убитый молнией, считался избранником бога и хоронился особым образом. Почетные похороны ждали даже животных, погибших от молнии. Эти похороны сопровождались плясками и пением, а щепки от дерева, пораженного молнией, считались целебными.

Многие религиозные обряды были тесно связаны с сельским хозяйством. К их числу относились прежде всего обряды вызывания дождя во время засухи. жертвоприношениями отмечались начало и конец сельскохозяйственных работ.

Гордый народ Северного Кавказа адыгы (адыгейцы, черкесы, кабардинцы) отличаются богатыми традициями и обычаями.

Брак или женитьба занимает огромное место в жизни адыга и это событие обогащено множеством обычаев и обрядов. Вся процедура заключения брака состоит из нескольких этапов, таких как сватовство, смотр дома, регистрация брака, поездка за выкупом (калымом), приезд невесты в дом жениха, определение молодой девушки в «чужом доме», ввод молодой невесты в «большой дом» и прочее.

Свадебные традиции адыгов

Обряд сватовства у адыгов мог начаться после того как девушка, с которым знакомился парень, делала какой-то символический подарок молодому человеку или недвусмысленно намекала на то, что она не против того, чтобы он послал в ее дом сватов. После этого сваты отправлялись в дом девушки, но при этом не входили в дом, а скромно стояли в месте, где рубили дрова. Это означало, что приехали свататься. Но, родители девушки лишь в третий приезд сватов озвучивали свое решение, и делалось это приглашением в дом и накрыванием скромного стола для гостей.

После сватовства род девушки отправлял своих представителей (необязательно родственников) осматривать дом жениха и делать соответствующие выводи о достатке и благополучии семьи будущего жениха. Только после того, как представители рода девушки удостоверялись в благополучии дома жениха, можно было утверждать, что свадебные приготовления будут продолжены. Поэтому через некоторое время родственники жениха наведывались с чисто символическими подарками к родителям девушки.

Адыгская свадьба

Брак у адыгов заключался по мусульманскому обычаю в письменном виде и этот брачный документ хранился в доме родителей невесты. При заключении брака присутствовали эфенды, доверенные девушки и парня, а также свидетели. Все должны были надеть шапки. Регистрация брака или нэчыхыытх происходил в доме родителей невесты. После заключения брачного контракта стороны договаривались о точной дате, когда сторона девушки могла приехать за калымом. Калым или уасэ состоял из одной лошади и крупного рогатого скота. Дальше следовало торжественное мероприятие уасэIых которое вел тхамада. Над столом царила атмосфера искренности и возвышенности. Стол обслуживал молодой человек. Следует сказать что на свадьбе или других мероприятиях адыгы пили только из большой общей чаши (фалъэ), которая обходила круг.

После тог как калым уплачивался, осуществлялся привоз невесты(нысашэ). Это сопровождалось большими празднествами, собственно адыгская традиционная свадьба с этого и начиналась. По дороге к дому невесты всадников жениха ждали разного рода трудности и испытания. А придя к дому невесты всадников встречали кольями и дубинами, доставалось всем, кроме тхамады, Но, как только кто -то из всадников прорывался в дом родителей невесты, все успокаивались и приехавших встречали гостеприимством. Гостей угощали. Затем невеста выходила из дома при этом, она не должна была оглядываться, спотыкаться, переступать порог и так далее. В повозку садилась невеста и девушка, которая приезжала вместе с всадниками за невестой. Сторона невесты как чистоту, невинность и воспитанность девушки вручала тхамаде знамя красного цвета или красный материал. Но, молодую не везли прямиком в дом родителей жениха. Её определяли в «чужой дом»(тешэ). Обычно это был дом дяди жениха по материнской линии. В «чужом доме» новобрачную не только развлекали, но и устраивали всякие испытания. Там же к ней приходил с заходом солнца жених и уходил на рассвете. Через некоторое время невесте устраивали обряд унэишэ-ввод молодой в большой дом, то есть в дом жениха.

Обычаи и традиции адыгов. Гостеприимство, куначество, взаимопомощь. Аталычество. Кубановедение 7 класс

1. Проанализируйте фрагмент стихотворения К. Жанэ "У адыгов обычай такой" и сделайте вывод об отношении к старшим в адыгском обществе.

Если где-то в кругу молодых
Держит речь седовласый адыг,
Ты не вздумай его перебить,
Придержи свою гордость и прыть,
Уважай его возраст седой.
У адыгов обычай такой!

Почитание старших, подчинение их авторитету соблюдались неукоснительно и стали неотъемлемым элементом нравственного кодекса народа.

2. Отпределите значение терминов.

Кунак - друг, побратим. Слово восходит к обычаю куначества, когда мужчины, принадлежащие на Северном Кавказе к разным родам, племенам или народностям вступали в дружеские отношения и оказывали друг другу помощь.
Аталычество - обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи.
Наездничество - верховая езда.
Джигит - наездник, отличающийся отвагою, выносливостью, стойкостью.

3. Отметьте знаком + верные утверждения.

Аталычество - это обычай встречи гостей у горских народов.
- Аталыком, как правило, становился представитель знати.
+ Аталычество способствовало подготовке молодёжи к военной жизни.
+ Обычай гостеприимства требовал от хозяина обеспечения гостя кровом, едой и защитой.

- Кунаками могли стать только кровные родственники.
+ Обычай куначества обеспечивал защиту путешественникам.

4. Определите, о каких обычаях идёт речь в приведённых ниже отрывках.

1) Если гость постучит у двери,
Своё сердце ему отвори,
И на время полдома отдай,
и четлибжем его угощай,
Напои ключевою водой.
У адыгов обычай такой!

2) Ребёнка до совершеннолетия отдавали в другую семью на воспитание. Это связывало две семьи узами крепкой дружбы. Девушек в приёмной семье обучали рукоделию, домоводству, всем премудростям ведения домашнего хозяйства. Мальчиков - военному искусству. Воспитатели обучали мальчиков верховой езде, обращению с оружием. Адыгские князья отдавали своих детей на воспитание кому-то из своих подвластных орков или крестьян. Считалось честью воспитывать сына или дочь князя.

3) Старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и обеспечивать защиту.

4) Система, характерная практически для всех народов Кавказа. Она заключалась в организации военных походов против соседних племён с целью захвата добычи, в основном скота и рабов. Подобный образ жизни был характерен не только для аристократических племён адыгов (кабардинцев, темиргоевцев, бесленеевцев), но и для демократических племён (шапсугов, абадзехов, натухайцев).

Ответы: 1) гостеприимство 2) аталычество 3) куначество 4) система набегов

5. Перечислите основные обязанности аталыка.

Обязанности аталыка заключались в том, чтобы научить воспитанника ловкости, верховой езде, искусно владеть оружием, учтивости в обхождении со старшими, а с младшими соблюдению приличия своего звания. Девочек жена аталыка приучала к рукоделию, к приличному обхождению - словом, ко всему, что необходимо для будущей жизни в супружестве.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то