Диагностика пожилых людей. Особенности психологической диагностики пожилых людей Опросник для выявления проблем у пожилых людей

ДИАГНОСТИКИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОЖИЛЫХ

Методика «Шкала самооценки и оценки тревожности»

Методика позволяет определить уровни реактивной и личностной тревожности. Реактивная тревожность - тревожность, возникающая непосредственно перед эмоциогенной ситуацией или в течение нее. Личностная тревожность - тревожность как свойство личности, как ее устойчивая характеристика.

Инструкция. Испытуемому предлагается оценить свое текущее и обычное состояние, отмечая на бланках выбранные ответы по четырехбалльной системе.

Оценка реактивной тревожности

Утверждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении
4. Я испытываю сожаление
5. Я чувствую себя свободно
6. Я расстроен
7. Меня волнуют возможные неудачи
8. Я чувствую себя отдохнувшим
9. Я встревожен
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
11. Я уверен в себе
12. Я нервничаю
13. Я не нахожу себе места
14. Я взвинчен
15. Я не чувствую скованности, напря­женности
16. Я доволен
17. Я озабочен
18. Я слишком возбужден, и мне не по себе
19. Мне радостно
20. Мне приятно

Оценка личностной тревожности



Утверждение Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1. Я испытываю удовольствие
2. Я очень быстро устаю
3. Я легко могу заплакать
4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие
5. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения
6. Обычно я чувствую себя бодрым
7. Я спокоен, хладнокровен и собран
8. Ожидание трудности обычно очень тревожит меня
9. Я слишком переживаю из-за пустяков
10. Утверждение
11. Я вполне счастлив
12. Я принимаю все слишком близко к сердцу
13. Мне не хватает уверенности в себе
14. Обычно я чувствую себя в безопасности
15. Я стараюсь избегать критических ситу­аций и трудностей
16. У меня бывает хандра
17. Я доволен
18. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
19. Я так сильно переживаю свои разо­чарования, что потом долго не могу о них забыть
20. Я уравновешенный человек
21. Меня охватывает сильное беспокой­ство, когда я думаю о своих делах и заботах

Обработка результатов.

Прямые вопросы для оценки реактивной тревожности - 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18, для оценки личностной тревожности - 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18,20.


Шкала СП

1. Ялегко схожусь с людьми.

2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, а не оставаться в одиночестве.

3. Лучше бы меня считали способным и сообразительным, чем общи­тельным и дружелюбным.

4. Я меньше, чем большинство людей, нуждаюсь в близких друзьях.

5. О своих переживаниях я говорю людям скорее часто и охотно, чем редко и в особых случаях.

6. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от ком­пании.

7. Мне нравится заводить как можно больше друзей.

8. Я предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, а не на ожив­ленном курорте.

9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.

10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.

11. Излишняя откровенность с друзьями может мне повредить.

12. Когда я встречаю на улице знакомого, то не только здороваюсь, а стараюсь перекинуться с ним парой слов.

13. Независимость и свободу от других я предпочитаю прочным дру­жеским узам.

14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший спо­соб завести друзей.

15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посовету­юсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.

16. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.

17. У меня очень много близких друзей.

18. Когда я нахожусь в обществе незнакомых людей, мне совсем не важно, нравлюсь я им или нет.

19. Индивидуальные развлечения я предпочитаю групповым.

20. Открытые, эмоциональные люди привлекают меня больше, чем серьезные, сосредоточенные.

21. Я скорее прочту интересную книгу или посмотрю телевизор, чем проведу время на вечеринке.

22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем наслаж­даться видами и посещать достопримечательности в одиночестве.

23. Мне легче решить трудный вопрос, когда я обдумываю его один, чем когда обсуждаю с другими.

24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рас­считывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.

25. Даже в компании мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.

26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.

27. Вечер, проведенный за любым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.

28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не поте­рять личную свободу.

30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.

Шкала СО

1. Я стесняюсь идти в малознакомое общество.

2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоре­чить мне при

посторонних людях.

4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума.

5. Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.

6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, кото­рые меня не любят.

7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них я не согласен.

8. Если я попрошу кого-то пойти со мной, и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.

9. Я осторожен в высказывании своего мнения, пока хорошо не узнаю человека.

10. Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше я это про­пущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить.

11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.

12. Мне трудно отказывать людям.

13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не так, как надо.

14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.

15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.

16. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.

17. Я редко противоречу людям из-за боязни их задеть.

18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня крити­чески.

19. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.

20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собесед­нику.

21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.

22. Временами я уверен, что никому не нужен.

23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно отзыва­ется в мой адрес.

24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.

25. Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со стороны.

26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.

27. Когда я должен за чем-нибудь обращаться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.

28. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно.

29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.

30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.

Обработка результатов.

Шкала СП. Проставляется по одному баллу за ответы «да» по пози­циям 3, 4, 6, 8 - 11, 13, 16 - 19, 23 - 25, 27 -29 и за ответы «нет» по по­зициям 1, 2, 5, 7, 12, 14, 15, 20, 22, 26, 30. Подсчитывается общая сумма баллов за ответы «да» и «нет».

Шкала СО. Проставляется по одному баллу за ответы «да» по пози­циям 1-4, 8-10, 12, 14, 15, 17-19, 22, 23, 25, 27, 28, 30 и за ответы «нет» по позициям 5 - 7, 11, 13, 16, 20, 21, 24, 26, 29. Подсчитывается общая сумма баллов.

Интерпретация. Если сумма баллов по шкале СП больше тако­вой по шкале СО, то у испытуемого выражено стремление к аффилиа-ции; если же эта сумма баллов меньше, то у испытуемого выражен мотив «страх отвержения». При равенстве суммарных баллов по обеим шкалам следует учитывать, на каком уровне (высоком или низком) оно проявля­ется. Если уровни стремления к принятию и страха отвержения высокие, это может свидетельствовать о наличии у данного испытуемого внутрен­него дискомфорта, напряженности, так как страх отвержения препят­ствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.


Ориентировка во времени

Инструкция. Попросите клиента полностью назвать год, время года, дату, день недели, месяц. Если больной самостоятельно и правиль­но называет число, месяц и год, то дается 5 баллов. Если приходится задавать дополнительные вопросы, то ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие. Если клиент называет только число, спрашивают: «Какого месяца?»; «Какого года?»; «Какой день недели?» Каждая ошибка или отсутствие ответа снижают оценку на 1 балл.

Ориентировка в месте

Инструкция. Задается вопрос: «Где мы находимся?» Если клиент отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Он должен назвать страну, область, город, учреждение, в котором происходит обсле­дование, этаж. Каждая ошибка или отсутствие ответа снижают оценку на I балл. Максимальная оценка - 5 баллов.

Восприятие

Инструкция. Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь за­помнить три слова: яблоко, стол, монета». Слова должны произноситься максимально разборчиво, со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова клиентом оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо (но не более 5 раз), чтобы испытуемый правильно их повторил, однако оценива­ется в баллах лишь первое повторение. Максимальная оценка - 3 балла.

Концентрация внимания

Инструкция. Просят последовательно вычитать из 100 по 7. До­статочно пяти вычитаний (до результата «65»). Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл. Если пациент не способен выполнить это задание, его просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижа­ет оценку на 1 балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ял-мез» - ставится 4 балла; если «ялмзе» - 3 балла и т.д. Максимальная оценка - 5 баллов.

Память

Инструкция. Просят испытуемого вспомнить слова, которые за­учивались им раньше - это слова: «яблоко», «стол», «монета». Каждое правильно названное слово оценивается в 1 балл.

6. Речевые функции
Инструкция.

A. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое?» Аналогично -
часы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Б. Просят клиента повторить сложную в грамматическом отношении фразу, произнесенную специалистом. Правильное повторение оценива­ется в 1 балл.

B. Устно дается команда, предусматривающая последовательное со­вершение трех действий. Каждое действие оценивается в 1 балл.

Г. Дается письменная инструкция (например: «Закройте свои глаза»). Испытуемого просят прочитать ее и выполнить. Инструкция должна быть написана достаточно крупными печатными буквами на чистом лис­те бумаги. Оценивается в 1 балл.

Д. Клиент должен самостоятельно написать осмысленное и граммати­чески законченное предложение. Предложение должно содержать подле­жащее и сказуемое, а также - иметь смысл. При этом правильность грамматики и пунктуации не оценивается. Оценивается в 1 балл.

Е. Испытуемому дается образец (два перекрещенных пятиугольника с равными углами и сторонами примерно 2,5 см), который он должен пе­рерисовать на чистой нелинованной бумаге (см. ниже). Если при перери­совке возникают пространственные искажения или линии не соединены, выполнение команды считается неправильным. При этом не учитывают­ся искажения фигур, обусловленные тремором. Оценивается в 1 балл.

Форма протокола

Когнитивная сфера Оценка (баллы)
1. Ориентировка во времени: «Назовите... (год, время года, число, день недели, месяц)» 0-5
2. Ориентировка в месте: «Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, этаж)» 0-5
3. Восприятие: Повторение трех слов: «яблоко», «стол», «монета» 0-3
4. Концентрация внимания и счет: Серийный счет («от 100 отнять 7») пять раз либо: «Про­изнесите слово "земля" наоборот» 0-5
5. Память: «Припомните те три слова, которые вы повторяли рань­ше» (см. п. 3) 0-3
6. Речевые функции: A. Называние предметов (ручка, часы). Б. Повторение сложного предложения: «Никаких "если", "и" или "но"». B. Трехэтапная команда: «Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол». Г. «Прочтите и выполните: "Закройте глаза"». Д. «Напишите предложение». Е. «Срисуйте рисунок» 0-2 0-1 0-3 0-1 0-1 0-1
Общий балл. 0-30

Обработка результатов . Результат теста получается путем суммирования результатов по каждому из пунктов.

Интерпретация. Максимально в этом тесте можно набрать 30 бал­лов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты теста могут иметь следу­ющие значения:

28- 30 баллов - нет нарушений когнитивных функций;

24-27 баллов - легкие (преддементные) когнитивные нарушения;

20-23 балла - деменция легкой степени выраженности;

11-19 баллов - деменция умеренной степени выраженности;

О-10 баллов - тяжелая деменция.


Дилеммы для оценки развития мудрости (Автор П. Балтес.)

Для того, чтобы оценить связанный с мудростью объем знаний, П.Балтес предлагал участникам исследования дилеммы следующего типа.

Пятнадцатилетняя девушка хочет немедленно выйти замуж. Что нам / ей следует принять во внимание и как нам / ей следует поступить?

Участников исследования просили «размышлять вслух» об этой про­блеме. Их мысли записывали на магнитофон, распечатывали и оценива­ли в зависимости от степени приближения к пяти критериям, связанным с мудростью. Ответы оценивали в баллах для определения объема и типа связанных с мудростью знаний. Критерии и варианты оцененных отве­тов приведены ниже.

Критерий 1. Фактуальные знания:

Кто, где, когда;

Примеры возможных ситуаций;

Варианты выбора (формы любви и брака).

Критерий 2. Процедурные знания:

Стратегии сбора информации, принятия решений и советования;

Выбор времени для советования и контроль эмоциональных реак­ций;

Анализ «затрат на результат», сценарий;

Анализ целей и средств.
Критерий 3 . Контекстуальные знания:

Возрастной (например, подростковые проблемы), культурный (на­
пример, изменение норм) и индивидуальный (например, смертельная
болезнь) контексты для разных периодов и различных сфер жизни.

Критерий 4. Знания, учитывающие относительность ценностей:

Отделение личных ценностей от ценностей других людей;

Религиозные предпочтения;

Современные / будущие ценности;

Культурно-исторический релятивизм.

Критерий 5. Знания, учитывающие неопределенность:

Отсутствие идеального решения;

Оптимизация соотношения «приобретения/потери»;

Невозможность полного предсказания будущего;

Запасные варианты решения.

Приведем в качестве примера два крайних варианта решения предло­женной дилеммы.

Низкая оценка . «Пятнадцатилетняя девушка хочет замуж? Нет, никак нельзя; выходить замуж в 15 лет - это никуда не годится. Надо сказать девочке, что это невозможно». После дальнейших расспросов: «Поддержать такую идею было бы безответственно. Нет, безумная идея».

Высокая оценка . «Ну, на первый взгляд, это простая проблема. В принципе выходить замуж в 15 лет плохо. Наверное, многие девушки подумывают об этом, когда впервые влюбляются. Но, с другой стороны, бывают ситуации из ряда вон выходящие. Возможно, в этом случае су­ществуют особые обстоятельства, например у девочки смертельная бо­лезнь. Или, может быть, она из другой страны. Возможно, она живет в другом культурном и историческом периоде. Чтобы дать окончательную оценку, требуется дополнительная информация».

Интерпретация. Несмотря на то, что у многих пожилых людей развивается мудрость, у некоторых все же наблюдается снижение позна­вательной деятельности. Это снижение может быть временным, прогрес­сирующим или перемежающимся. Оно может быть относительно неболь­шим и кратковременным в одних случаях, тяжелым и прогрессирующим в других.


Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов (прилагаются).

1. Для оценки возможной продолжительности жизни и самооценки психологического возраста предлагаются два несложных теста:

· тест «Перспектива продолжительности жизни»;

· тест «Ваш психологический возраст».

2. Для изучения личностных особенностей пожилых людей предлагают следующие диагностические методики:

· методика «Шкала самооценки и оценки тревожности» (Ч.Спилберг);

· методика «Мотивация аффилиации» (А.Меграбян и М.Ш.Магомедминов).

· тест «Эгоцентрические ассоциации»;

· методика «Склонность к одиночеству» (приводится по Никиши­на В.Б., Василенко Т.Д., 2004).

4. Для оценки интеллектуально-мнестических функций людей пожило­го и старческого возраста предлагаются следующие методы:

· краткая шкала оценки психического статуса (Mini Mental State Examination, сокр. MMSE: когнитивная сфера - ориентировка во времени и месте, восприятие, концентрация внимания и счет, память, речевые функции (M.F.Folstein, S. E.Folstein, P.R.McHugh);

· дилеммы П.Балтеса (Baltes et al.) для оценки развития мудрости.

5. Для изучения разнообразных сфер жизни пожилого человека предлагаются следующие методики:

· опросник «Активность повседневной жизни» - «Activities of Daily Livinq» (ADL) (H.Lehfeld, B.Reisberg, S.Finkel et al.);

· тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (приводится по: Ни­кифоров Г. С, 2007).

Федеральное агентство по образованию

Волгодонский институт экономики, управления и права

(филиал) ФГОУ ВПО "ЮФУ"

Факультет социологии и политологии

Кафедра социологии и социальной работы

Курсовая работа

Социальные проблемы пожилых людей и методы их диагностики

Волгодонск 2011

Введение

Глава I. Проблемы пожилых граждан

1 Медицинские проблемы в пожилом возрасте

2 Социальные и психологические проблемы

3 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема

Выводы по первой главе

Глава II. Диагностика социальных проблем пожилых граждан

1 Сущность диагностики в социальной работе

2 Методы получения информации о проблемах пожилых граждан

3 Практическое исследование проблем людей пожилого возраста

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Постоянное возрастание доли пожилых во всем мире становится серьезной социально-демографической тенденцией большинства развитых стран. Проблемы со здоровьем, психологическая и социальная неустроенность, ухудшающееся качество жизни пожилых людей - вот неполный список направлений социальной помощи пожилым людям. Все это обусловливает актуальность данной курсовой работы.

Объектом исследования являются проблемы пожилых людей.

Предметом является диагностика социальных проблем пожилых людей социальными службами, в частности специалистом по социальной работе.

Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также анализ методов их диагностики.

Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:

- изучение литературы по данной теме;

- определение основных социальных проблем пожилых людей;

- анализ сущности и методов диагностики социальных проблем пожилых людей;

- проведение практической диагностики социальных проблем пожилых людей.

Проблема исследования: подбор оптимальных методов и форм социальной работы по преодолению социальных проблем пожилых людей.

Теоретико-методологическую основу исследований составляют труды отечественных учёных по этой проблеме. Эмпирическую базу исследования составили материалы периодической печати и учебные пособия.

Глава I. Проблемы пожилых граждан

1.1 Медицинские проблемы в пожилом возрасте

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей . Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых.

Так, по данным ООН, в 1950 г. в мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их количество возросло до 550 млн. По прогнозам, к 2025 г. численность людей старше 60 лет достигнет 1 млрд. 100 млн. человек. По сравнение с 1950 г. их численность возрастет в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза

В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым - в возрасте 75-89 лет, к долгожителям - люди в возрасте 90 лет и старше .

В соответствии с документами ООН и Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран - 65 лет (в России - 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин).

К пожилым относятся разные люди - от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости.

Процесс старения тесно связан с постоянным увеличением числа больных, страдающих различными заболеваниями, в том числе и присущими только пожилому и старческому возрасту. Наблюдается постоянный рост числа старых людей, тяжело больных, нуждающихся в длительном медикаментозном лечении, опеке и уходе.

Высокий показатель потребности пожилых людей в медико-социальной поддержке, по мнению А.И.Егорова, - явление совершенно закономерное . В процессе старения снижаются адаптационные возможности организма, создаются уязвимые места в системе его саморегуляции, формируются механизмы, провоцирующие и выявляющие возрастную патологию. С увеличением продолжительности жизни увеличивается заболеваемость. Болезни приобретают хронический характер с атипичным течением, частыми обострениями патологического процесса и длительным периодом выздоровления .

Общее состояние здоровья и физическое благополучие старых людей меняются в зависимости от возраста. Параллельно с возрастом нарастает процент лиц с нарушенным здоровьем, а также лиц, прикованных к постели. И все-таки, по данным польских геронтологов, 66% лиц старше 80 лет сохраняют свое здоровье в такой мере, что могут обходиться без посторонней помощи в повседневной жизни . Интересно, что среди совершенно здоровых людей преобладают мужчины. Это связано с тем, что мужчины живут меньше женщин, т.е. до глубокой старости доживают самые здоровые люди.

Причинами нарушения здоровья и последующей беспомощности в старости не всегда являются лишь типичные для старческого возраста болезни. Большую роль играют болезни, приобретенные в средние и даже молодые годы, недостаточно активно леченные, принявшие хронический характер. Обычно такие заболевания прогрессируют медленно и достаточно поздно становятся причиной тяжелого нарушения здоровья старого человека. Другие болезни могут начаться в пожилом и старческом возрасте и протекать тяжело, приводя человека к инвалидности. В связи с этим становится понятным такое внимание древних геронтологов к пропаганде здорового образа жизни и профилактике старения с молодых лет. Старость можно избавить от страданий и огорчений при условии, что человек вступит в этот период жизни в как можно более хорошем состоянии здоровья, сохранит и продолжит гигиенические навыки, приобретенные в молодом возрасте.

Типичными недомоганиями старческого возраста являются болезни, обусловленные изменениями органов в связи с самим процессом старения и присоединяющимися дегенеративными процессами .

Старческая немощь - это состояние, когда человек в результате длительной хронической болезни становится неспособным выполнять повседневные функции, которые необходимы для нормальной самостоятельной жизни . Это состояние еще называют "старческой жизненной несостоятельностью". Такое состояние уже требует постоянной опеки и помощи; немощный старый человек не может жить один, он должен быть либо в окружении своих близких, готовых ухаживать за ним, несмотря на все трудности, или переходить на жительство в дом для престарелых. Старческая немощь может быть обусловлена психическим или физическим дефектом (маразмом), но чаще - совместным влиянием того и другого.

1.2 Социальные и психологические проблемы

Изменение социального статуса

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире.

Пожилые люди оказываются на обочине жизни. Речь идет не только и не столько о материальных трудностях (хотя и они играют существенную роль), сколько о трудностях психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности - все это ведет к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности. Ситуация, однако, такова, что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста и, следовательно, есть необходимость специальной организации помощи пожилому человеку.

Как правило, жизнь пожилого человека не богата разнообразными событиями. Однако эти события заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. Так, приход врача - это событие, которое может заполнить весь день. Поход в магазин тоже событие, к которому предшествует тщательная подготовка. Иными словами, происходит гипертрофированность, "растягивание" событий. Событие, которое воспринимается молодыми как незначительный эпизод, для старого человека становится делом целого дня. Помимо "растянутости" событий заполненность жизни может осуществляться путем гипертрофированности одной из сфер жизнедеятельности .

Вторая особенность определяется своеобразным ощущением времени. Во-первых, пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем - отсюда запасливость, бережливость, ос

1.1 Основные подходы к психодиагностике

Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве .

Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств.

Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики.

В психологической диагностике выделяют преимущественно два подхода к распознанию, а затем и к измерению индивидуальных психологических особенностей человека: номотетический и идеографический . Номотетический подход ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая. Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой. Идеографический подход основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности. Идеограмма представляет собой не что иное, как письменный знак, означающий целое понятие, а не букву языка.

Номотетический метод подвергается критике, так как общие законы не дают полного представления о человеке и не позволяют предсказать его поведение в силу неповторимости каждого. Идеографический метод также критикуется, прежде всего, за несоответствие стандартам объективности (полученные результаты в значительной степени зависят от концептуальных ориентаций исследователя и его опыта).

С методологической точки зрения, интеграция этих двух подходов позволяет сформулировать объективный психологический диагноз.

В современной психологии сложилось несколько взаимодополняющих подходов к пониманию сущности психодиагностики, которые с определенной долей условности можно обозначить как инструментальный, конструирующий, гностический, помогающий, практикоориентированный и интегральный.

Инструментальный подход рассматривает психодиагностику как совокупность методов и средств для измерения психических состояний и свойств, как процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных методов.

Главная задача психологической диагностики сводится к выбору и непосредственному применению диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкретного человека при установлении различий в психической организации разных групп людей .

Инструментальная роль психодиагностики приобретает важное значение в деятельности практического психолога, которая является полипроблемной и предполагает одновременную проверку большого количества диагностических гипотез. Однако сведение психологической диагностики только к методам и средствам, выявления психических феноменов значительно ограничивает ее возможности как научной дисциплины, суживает диагностическое мышление психолога до решения преимущественно прагматического вопроса, какую методику использовать.

К инструментальному направлению довольно тесно примыкает так называемое конструирующее, назначение которого – разработка методов выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека. С позиций этого подхода наиболее важные задачи психодиагностики заключаются в конструировании новых психодиагностических средств и модификации уже имеющихся; в разработке методов прогнозирования психического развития и поведения в зависимости от разных природных и социальных факторов и условий существования, в разработке психодиагностических технологий. Однако психодиагностика не может сводиться только к разработке или модификации и адаптации инструментария.

Признание за психодиагностикой способности распознания психической реальности лежит в основе подхода, который условно можно назвать гностическим. Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека. Применение методик или их комплексов перестает быть самоцелью, внимание психолога-диагноста обращено на уникальность психического облика человека.

Основными задачами гностического подхода к психодиагностике являются: определение общих закономерностей становления и развития психических образований; установление связи между единичными проявлениями психического феномена и знанием его сущности; распознание индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека; соотнесение индивидуальной картины поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными ранее среднестатистическими нормами.

Помогающий подход рассматривает психодиагностику в качестве одного из видов психологической помощи. Многие психодиагностические процедуры содержат в себе терапевтический потенциал. Использование рисуночных методик, заполнение опросников, требующее от человека концентрации внимания на своих переживаниях, часто сопровождается успокаивающим эффектом.

Помогающая функция психодиагностики особенно возрастает на заключительном этапе. В то же время психодиагностическое обследование может вызвать негативную реакцию у испытуемого, поэтому помогающее действие психодиагностики имеет определенные ограничения.

Возникновение практикоориентированного подхода к пониманию сущности диагностики объясняется интенсивным проникновением практической психологии в решение личных и профессиональных проблем человека. Это позволяет рассматривать психодиагностику как особую область практики, направленную па выявление разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, помогающую решению жизненных проблем.

Интегральный подход связывает воедино теоретическую и практическую психологию. По отношению к методам психологического исследования выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практической реализации. В этом плане психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах и занимающееся теоретическими и практическими проблемами постановки психологического диагноза. Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности личности.

Таким образом, в настоящее время в психологической науке отсутствует единая точка зрения на сущность психологической диагностики. Разнообразие мнений объясняется как многоаспектностью содержания и направлений профессиональной деятельности психолога, в которой могут реализоваться разные грани психологической диагностики, так и большими, но недостаточно полно раскрытыми теоретическими и практическими возможностями этой дисциплины.

1.2 Общая характеристика методов психодиагностики

В современной психологии применяется немало различных методов психодиагностики, однако далеко не все из них можно назвать научно обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские и собственно психодиагностические методы. Последнее название относится только к той группе методов, которые используются в оценочных целях, т. е. позволяют получать точные количественные и качественные характеристики изучаемых психологических свойств. Методы, которые не преследуют данную цель и предназначены только для изучения психологических процессов, свойств и состояний человека, носят название исследовательских. Они обычно применяются в эмпирических и экспериментальных научных исследованиях, основная цель которых - получение достоверных знаний.

В мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики, и разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему, практически невозможно. Такую, самую общую, схему классификации психодиагностических методов можно предложить, и выглядит она следующим образом :

· Методы психодиагностики на основе наблюдения.

· Опросные психодиагностические методы.

· Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда.

· Экспериментальные методы психодиагностики.

Первая группа методов - диагностика на основе наблюдения - обязательно предполагает введение наблюдения и преимущественное использование его результатов для психодиагностических выводов. В процедуру наблюдения в этом случае вводятся стандартные схемы и условия, которые точно определяют, что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, интерпретировать и делать на их основе выводы. Наблюдение, отвечающее всем перечисленным психодиагностическим требованиям, носит название стандартизированного наблюдения.

Методы психодиагностики через процедуру опроса основаны на допущении о том, что нужные сведения о психологических особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию стандартных, специально подобранных вопросов.

Есть несколько разновидностей этой группы методов: анкета, опросник, интервью. Анкетой называется такой метод, при котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает кое-какие социально-демографические данные о себе, например свой возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность, семейное положение и т. п. Опросником называют метод, в котором испытуемому задают ряд письменных вопросов. Такие вопросы обычно бывают двух типов: закрытые и открытые.Закрытыми называют вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который более всего подходит ему и соответствует его мнению. Примеры подобных ответов на стандартные вопросы: «да», «нет», «не знаю», «согласен», «не согласен», «трудно сказать».

Открытыми называют такие вопросы, которые предполагают ответ, даваемый в относительно свободной форме, избираемой произвольно самим испытуемым. Ответы на такие вопросы в отличие от закрытых обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу.Вопросы психодиагностического опросника, кроме того, могут быть прямыми и косвенными. Прямыми называются такие вопросы, отвечая на которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или иного психологического качества. Косвенными именуются вопросы, в ответах на которые не содержится прямых оценок испытуемым изучаемого свойства, но по которым, тем не менее, косвенно можно судить об уровне его психологического развития.

Помимо письменных опросов, о которых шла речь, есть устные опросы. Один из них называется интервью. Психолог сам задает испытуемому вопросы и сам же записывает ответы на них. Эти вопросы заранее определены и могут быть тех же типов, что и при письменном опросе.

Одним из методов психодиагностики через анализ результатов деятельности является контент-анализ, при котором содержательному анализу по заранее определенной схеме подвергаются письменные тексты испытуемого, его произведения, письма, продукты деятельности . Задача контент-анализа состоит в том, чтобы выявить и оценить психологические характеристики человека, которые проявляются в том, что он делает, в частности, в продуктах его письменного творчества.

Особенность эксперимента как метода психодиагностики заключается в том, что для оценки какого-либо свойства испытуемого ставится и проводится специальный психодиагностический эксперимент. Процедура такого эксперимента включает в себя создание некоторой искусственной ситуации, стимулирующей проявление исследуемого качества у испытуемого, а также стандартную методику фиксирования и оценки степени развитости данного качества. В результате организации и проведения психодиагностического эксперимента исследователь получает интересующие его оценки через специальным образом организованное наблюдение за поведением испытуемого в экспериментальной ситуации.

Допустим, что исследователя интересует оценка такого качества личности, как «тревожность». Диагностический эксперимент, нацеленный на точную, жизненно реальную оценку этого качества, мог бы выглядеть следующим образом. Испытуемого помещают в ситуацию, связанную с прохождением экзаменационных испытаний или с необходимостью выполнить какую-либо сложную работу в условиях дефицита времени и строгой оценки ее результатов.

В то время как испытуемый будет выполнять задание, за ним можно наблюдать и фиксировать различные признаки высокотревожного поведения. Если таких признаков окажется достаточно много, то можно будет сделать вывод о том, что изучаемое свойство личности развито у данного испытуемого достаточно сильно. Если подобных признаков не будет совсем, то можно будет сделать вывод, что тревожность у испытуемого отсутствует. Если, наконец, подобных признаков окажется умеренное количество, то можно будет сделать вывод о средней степени развитости качества «тревожность» у данного человека.

1.3 Особенности методик психодиагностики людей пожилого возраста

Существующая в настоящее время социально-демографическая тенденция к увеличению количества пожилых людей в общей массе населения страны рождает необходимость планомерной работы социальных служб с данной категорией граждан.

Прекращение или ограничение трудовой деятельности для человека, вышедшего на пенсию, серьезно меняет его ценностные приоритеты, образ жизни и общение, часто становится причиной психологических проблем, свойственных именно пожилым людям.

С другой стороны, это очень разнообразная категория населения, потому что пожилые люди различаются как характерологическими особенностями, так и статусом и состоянием: это могут быть люди одинокие и проживающие в семьях, с различными хроническими заболеваниями и практически здоровые, ведущие активные образ жизни и малоподвижные, интересующиеся происходящим во внешнем мире и погруженные в себя.

Для успешной работы с названной категорией населения социальному работнику важно быть в курсе не только социально-экономического положения, но и иметь представление об особенностях характера, состояния человека, чтобы уверенно выстроить программу поддержки в каждом конкретном случае.

Комплекс психодиагностических методик для социальной работы открывает широкие диагностические возможности для последующей организации помощи пожилым людям. Одними из основных диагностических инструментов являются взаимодополняющие методики, определяющие уровень социальной изолированности и фрустрированности личности.

Социальная изолированность - это вынужденное длительное пребывание человека в условиях ограничения или даже отсутствия социальных контактов . При социальной изоляции происходит потеря смысла жизни, что, в свою очередь, может быть причиной деградации личности и неадекватного поведения. Высокий уровень социальной фрустрированности обусловлен невозможностью удовлетворения потребностей в разных сферах отношений в социуме. Соответственно, выявление критического уровня по двум названным параметрам нацеливает на работу, которая помогает преодолеть социальные стереотипы старости, ориентирующие человека на бездеятельность, разрыв контактов и вызывающие дистресс, а вместе с ним упадок жизненных сил.

Не менее значимыми являются исследования субъективного благополучия пожилых людей в комплексе с изучением личностных особенностей и проявлений различных состояний. На уровень субъективного благополучия влияют два фактора: внутренний, связанный с особенностями личности, и внешние условия: доходы, проблемы здоровья, наличие или отсутствие работы, отношения в социуме, досуг, условия проживания и другое. Как правило, внутренние факторы зачастую оказывают большее влияние на ощущение субъективного благополучия, нежели внешние, поэтому важно, не только определить уровень субъективного благополучия, но и исследовать личностные структуры, которые могут создавать негативные установки и мешать осмысленному отношению к жизни. Так с помощью опросника Кеттелла можно сосредоточиться на данных об эмоционально-волевых проявлениях личности, а также об особенностях межличностного взаимодействия. В числе других значимых факторов можно выявить тенденции к депрессии, неконтролируемому поведению и т. д.

Не менее важные диагностические данные, помогающие сделать полный личностный анализ, получаем с помощью методик, изучающих состояние и отдельные эмоциональные проявления (Цветовой тест Люшера, САН, шкала тревожности Спилбергера-Ханина и др.)

В частности, при диагностике пожилых людей необходимо иметь представление о проявлениях тревожности. Личностная тревожность определяет во многом поведение человека и его склонность воспринимать большинство ситуаций как угрожающие, если еще при этом и стратегии преодоления стрессовых ситуаций не являются конструктивными, то появляется огромная вероятность эмоциональных и невротических срывов, а также психосоматических заболеваний.

Диагностика психического и социального статуса людей пожилого и старческого возраста наиболее часто проводится по следующим методикам :

Американские специалисты Р. Аллен и Ш. Линди разработали очень простой тест для определения вероятной продолжительности жизни. Для того чтобы проверить свои перспективы, надо к исходным цифрам (70 для мужчин, 78 для женщин) прибавить (или вычесть из него) соответствующее число лет, отвечая на ряд вопросов.

2. Шкала самооценки и оценки тревожности (Ч. Спилбергер) - данная методика более подробно будет рассмотрена во второй главе.

3. Методика «Мотивация аффилиации» (А. Меграбян и М. Ш. Магомед-Эминов).

Методика (тест) А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова. Предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, - стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Тест состоит соответственно из двух шкал: СП и СО.

Если сумма баллов по шкале СП больше таковой по шкале СО, то у испытуемого выражено стремление к аффилиации, если же сумма баллов меньше, то у испытуемого выражен мотив «страх отвержения». При равенстве суммарных баллов по обеим шкалам следует учитывать, на каком уровне (высоком или низком) оно проявляется. Если уровни стремления к принятию и страха отвержения высокие, это может свидетельствовать о наличии у данного испытуемого внутреннего дискомфорта, напряженности, так как страх отвержения препятствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.

1. Тест «Эгоцентрические ассоциации»

Цель: определение уровня эгоцентрической направленности личности пожилого человека. Тест состоит из 40 незаконченных предложений.

Цель обработки и анализа - получение индекса эгоцентризма, по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты имеет смысл тогда, когда испытуемый полностью справился с заданием. Поэтому в процессе тестирования важно добиваться того, чтобы были закончены все предложения. В случае, когда более десяти предложений не закончены, обрабатывать бланк тестирования нецелесообразно. Индекс эгоцентризма определяют по количеству предложений, в которых имеются местоимение первого лица единственного числа, притяжательные и собственные местоимения, образованные от него («я», «мне», «мой», «моих», «мною» и т. п.). Учитываются также продолженные, но не законченные испытуемым предложения, содержащие местоимения, и предложения, в которых имеется глагол первого лица единственного числа.

2. Методика «Склонность к одиночеству»

Данная методика представляет собой фрагмент теста А.Е. Личко Она измеряет склонность к одиночеству.

Под склонностью к одиночеству понимается стремление избегать общения и находиться вне социальных общностей людей.

Текст опросника состоит из 10 утверждений. Испытуемый должен отметить на листке ответов, согласен он или нет с тем или иным положением.

Чем больше положительная сумма баллов, тем больше выражено стремление к одиночеству. При отрицательной сумме баллов такое стремление у него отсутствует.

3. Изучение мудрости (P. Baltes и др)

Пол Балтес продемонстрировал границы резервных способностей пожилых людей. В его исследовании пожилых и молодых людей со сходным уровнем образования просили запомнить длинный перечень слов, например, 30 существительных, расположенных в строго определенном порядке.

Для того, чтобы оценить объем знаний, связанных с мудростью, П. Балтес просил участников эксперимента разрешить дилеммы, подобные этой: «Пятнадцатилетняя девочка хочет немедленно выйти замуж. Что ей следует сделать?» Пол Балтес просил участников исследования продумать проблему вслух. Размышления испытуемых записывали на кассету, расшифровывали и оценивали на основании того, насколько они содержали пять основных критериев знаний, связанных с мудростью: фактические (реальные) знания, методологические знания, жизненный контекстуализм, ценностный релятивизм (относительность ценностей), а также элемент сомнения и способы разрешения неопределенности. Затем ответы участников эксперимента были ранжированы согласно объему и типу связанных с мудростью знаний.

Определение проблемных зон с помощью психодиагностики - это всего лишь первый шаг для выстраивания стратегии помощи пожилым людям. Даже в случае, если диагностика дает оптимистический прогноз и адаптивные показатели: сохранение социальных контактов, низкий уровень фрустрации, оптимизм и другое - система социальной поддержки должна включать развивающие методы для решения потенциальных проблемных ситуаций.

Выводы по I главе

Таким образом, психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

Психодиагностика понимается двояко:

В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;

В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:

· Сбор данных.

· Переработка и интерпретация данных.

· Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.

Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов.

Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы:

психодиагностические

исследовательские

На основе

наблюдений

Объективные психодиагност. методы

Эксперимент.методы

опросные

опросник

интервью

косвенное

Рис. 1. Классификация психодиагностических методов

Наиболее часто используются следующие методы психодиагностики людей пожилого возраста:

1. Тест «Перспектива продолжительности жизни" (Р. Ален. Ш. Линди)

2. Шкала самооценки и оценки тревожности (Ч. Спилбергер)

3. Методика «Мотивация аффилиации» (А. Меграбян и М.Ш. Магомед-Эминов).

4. Тест «Эгоцентрические ассоциации»

5. Методика «Склонность к одиночеству»

6. Изучение мудрости (P. Baltes и др)

Старость – заключительный период жизни человека; условное начало отхода человека от непосредственного участия в производственной жизни общества. Старение – разрушительный процесс, который протекает в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия внешних и внутренних факторов, и ведёт к недостаточности физиологических функций организма

Возрастные границы старости В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ старение (пожилой возраст) длится у мужчин с 61 до 74 лет, а у женщин с 55 до 74 лет. С 75 лет наступает старость (преклонный возраст). Период старше 90 лет – долгожительство (старчество).

Д. Б. Бромлей выделил цикл старения из трех стадий: удаление от дел (65 – 70 лет), старость (70 и более лет), дряхлость, болезненная старость и смерть (до 110 лет). Дж. Биррен: поздняя зрелость (50 – 75 лет), старость от 75 лет. Э. Б. Харлок: старость и старение от 60 лет до смерти. Б. Пржигода: старение от 60 до 75 лет, старческий возраст от 75 до 100 лет.

Периодизацию старости, разработанную Н. С. Пряжниковым: 1) пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию); 2) период после выхода на пенсию (первые несколько лет на пенсии, освоение нового социального статуса); 3) период собственно старости (стабильная старость до момента серьезного ухудшения здоровья); 4) старость и долгожительство в условиях значительного ухудшения здоровья; 5) долгожительство при относительно хорошем здоровье (после 75- 80 ти лет).

Э. Эриксон Старость завершение жизненного пути. Сущность психосоциального кризиса личности в старости: достижение целостности Эго – отчаянье. Сильная сторона: мудрость.

Р. Пекк Человеку необходимо преодолеть три подкризиса, чтобы чувство цельности полностью сложилось: Переоценка собственного Я помимо профессиональной роли или какой то другой социальной роли. Осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, выработка необходимого «равнодушия» , терпимости. Преодоление озабоченности перспективой близкой смерти, принятие мысли о смерти без ужаса, продление собственной жизненной линии через участие в делах молодого поколения.

В. И. Слободчиков и Г. А. Цукерман Старость пятая, завершающая стадия развития – «Универсализация» . Универсализация понимается как выход за пределы индивидуальности и одновременно вход в пространство обще и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей.

Возрастные задачи развития в период старости Адаптация к возрастным изменениям – телесным, психофизиологическим; v Адекватное восприятие старости; v Разумное распределение времени и целенаправленное использование оставшихся лет жизни; v Ролевая переориентация, отказ от старых и поиск новых ролевых позиций; v

Противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах; v Стремление к душевной гибкости, поиск новых форм поведения; v Стремление к внутренней целостности и осмыслению прожитой жизни. v

Психологические аспекты старения Снижение активности и замедление всех психических процессов. Умственно-познавательная деятельность претерпевает характерные изменения: снижается острота и скорость восприятия, ослабевает внимание, ухудшается память. Эмоционально-волевая сфера: депрессивность, тревожность, сосредоточенность интересов на здоровье. Характерологические изменения: мнительность, подозрительность, уход в себя.

Биологические аспекты старения Изменения с строении и функционировании всех систем организма: сердечнососудистая, нервная, эндокринная, опорнодвигательная системы.

Социальные аспекты старения Выход на пенсию. Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными В основном контакты с близкими людьми и родственниками (особенно дети и внуки) Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (например, пенсионеры общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами) Так как в данном периоде жизни характерно значительное ухудшение здоровья, то увеличиваются и контакты с врачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении)

Когнитивные трудности в пожилом возрасте Замедление реакции при большей и более быстрой утомляемости; Ухудшение способности к восприятию; Уменьшение длительности сосредоточения внимания; Трудности распределения и переключения внимания; Уменьшение объёма внимания;

Чувствительность к помехам, соскальзывание на промежуточные действия; Автоматизм действий и ошибки памяти; Повседневная забывчивость; Потеря нити высказывания; Трудно выполнять прежние виды деятельности.

Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьянова, М. Штейн ОППР разработан на основе ресурсной концепции психологического стресса С. Хобфолла. С его помощью производится оценка динамического взаимодействия потерь и приобретений личностных ресурсов. Исследователь может задать любой временной интервал жизни реципиентов, от полугода и более. Испытуемого просят заполнить две части опросника. С его помощью определяются переживания относительно возможных потерь и приобретений. Степень напряженности переживаний по каждому пункту опросника оценивается испытуемым по 5 балльной шкале: 1 балл - «нет такого ощущения» ; 2 балла - «переживание в малой степени» ; 3 балла - «Переживание средней степени» ; 4 балла - «переживание в значительной степени» ; 5 баллов - «переживание очень сильное» .

«Индекс удовлетворенности жизнью» (Нойгартеи, Хэвигхерст и Тобин 1961). Данная методика позволяет получить информацию о повседневной деятельности; о времяпрепровождении в выходные дни; о членах семьи, с которыми проживают испытуемые; о родственниках, друзьях, соседях; о доходе и о работе; о членстве в общественных организациях; об уровне социальной активности по сравнению с социальной активностью в 45 летнем возрасте; об отношении к старости, болезни, смерти и бессмертии; об одиночестве, скуке, гневе; а также о лицах, которые испытуемые воспринимают как образцы для подражания, и об образе собственного Я» . Таким образом, можно выделить различные аспекты удовлетворённостью жизнью, подлежащие количественной оценке.

«Шкала удовлетворенности жизнью (Satisfaction with Life Scale), или SWLS (Diener, Emmons, Larsen, & Griffin, 1985). SWLS невелика по объему и поэтому удобна в использовании. Несмотря на краткость SWLS, ее валидность как методики измерения субъективного благополучия па разных этапах периода взрослости подтверждается разнообразными данными.

Шкала удовлетворенности жизнью (SWLS) Инструкция: «Ниже представлены пять утверждений, с которыми вы можете согласиться или не согласиться. Используя шкалу от 1 до 7, укажите, насколько вы согласны с этими утверждениями, поставив соответствующую цифру перед каждым утверждением. Пожалуйста, в своих ответах будьте открыты и честны» . Шкала: от 1 (не согласен) до 7 (полностью согласен). 1. В основном моя жизнь соответствует моему идеалу 2. Обстоятельства моей жизни складываются благополучно 3. Я удовлетворен своей жизнью 4. Пока у меня есть все, что мне нужно от жизни 5. Если бы я мог прожить свою жизнь вновь, я бы почти ничего не изменил

«Личностный опросник NEO» (Costa & Mac. Crae, 1992). NEO PI R может использоваться и как методика самоотчета, и как методика отчета о третьем лице. В обоих случаях он состоит из 240 утверждений, описывающих различные аспекты личности взрослого. Испытуемый оценивает каждое из утверждений по 5 уровневой шкале: от совершенно не согласен до полностью согласен. Коста и Маккрей выделили 5 факторов, объясняющих большую часть индивидуально личностных различий. Первые 3 из этих факторов определяют аббревиатуру NEO: нейротизм, экстраверсия и открытость. Два другие фактора были добавлены позже: это уступчивость и добросовестность.

ОПРОСНИК «ГОТОВНОСТЬ К ВОЗРАСТНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ» Опросник предназначен для определения сформированности готовности к освоению возрастно временных изменений. Он позволяет диагностировать готовность к физическим, социальным, личностно психологическим и профессиональным изменениям на когнитивном, аффективном и мотивационном уровнях.

«Краткая шкала оценки психического статуса» (Mini-Mental State Examination - MMSE). Используется с целью проведения скринингового исследования у пациентов с подозрением на наличие деменции. Эта шкала содержит 12 коротких заданий, являющихся сокращенными вариантами нейропсихологических тестов. Задания направлены на выявления нарушений ориентировки, восприятия, внимания, памяти, речи, чтения и письма.

Тест «Рисование часов» . Данный клинический метод позволяет провести более дифференцированную диагностику начальной стадии деменции и «псевдодеменции» в рамках депрессии. В последнем случае больные чаще всего выполняют задание правильно, не допуская существенных ошибок.

«Шкала памяти Векслера» Шкала состоит из 7 субтестов, позволяющих исследовать различные аспекты процессов внимания и памяти испытуемого. субтест I определяется осведомленность в личных и общественных данных, степень сохранности долговременной памяти; субтест II ориентировка; субтест III исследуются уровень психического контроля, долговременная память, внимание; субтест IV – проверка логической памяти; субтест V исследование кратковременной и оперативной памяти; субтест VI определение степени сохранности зрительной памяти, субтест VII исследование опосредованного запоминания.

Оценка степени снижения памяти производится по эквивалентному интеллекту показателю памяти (ЭПП), который является результатом преобразования суммы показателей по всем субтестам и вычисляется с учетом поправки на возраст испытуемого. Согласно нормативным данным значение ЭПП равное 90 баллам и выше является нормой, в диапазоне от 89 до 70 баллов говорит о снижении памяти, ЭПП от 69 баллов и ниже указывает на нарушение памяти

Техника пожилых апперцепций (Л. Беллак и С. Беллак, 1985 г.) Данная техника является вариантом тематического теста апперцепций, предназначенный для обследования лиц от 65 лет и старше. Стимульный материал состоит из 16 стандартных черно белых таблиц рисунков, которые затрагивают как негативные (болезнь, одиночество и др.), так и позитивные (общение с внуками и др.) стороны жизни пожилых людей. При использовании этой техники в качестве варианта клинической беседы целью является помощь испытуемому в вербализации беспокоящих проблем, выявление конкретных причин актуального психического состояния.

Метод проективной оценки старения (М. Вейнер, 1993 г.) Методика состоит из 31 рисунка, которые отображают темы, связанные со старостью и процессами старения. 14 рисунков предназначены для стандартного предъявления, 14 - дополни тельные, 3 - варианты для женщин и мужчин. Рисунки и неопределенны, их тема предполагается, но специфика должна быть определена самим испытуемым. Составляя рассказы по этим рисункам, испытуемые проявляют важные потребности, интересы, тревоги, стиль их преодоления и другие динамиче ские факторы, связанные со старением.

Опросник DUC-B (Vanderlinden J.) Разработали его благодаря обособлению и признанию диссоциативных расстройств в опроснике ДСМ IV Американской психиатрической ассоциации (1980). Диссоциативные расстройства описаны там как прерывание или изменение нормальных интегративных функций идентичности, памяти и сознания. В данном опроснике показаны следующие основные характеристики: § нарушения памяти (амнезия), § расстройство идентичности (расстройство самовосприятия) § расстройство или изменение сознания (деперсонализация, дереализация).

Опросник DUC-B (Vanderlinden J.) 1. 2. Цели применения опросника: установить степень наступивших изменений в отношении трех упомянутых факторов; проанализировать факторы, степень проявления и их стабильность среди пожилых и стариков. Полученные результаты могут содействовать раскрытию степени изменения идентичности, которая в большей степени будет определять содержание и структуру Я образа

Шкалы, используемые в гериатрической психиатрии Ишемическая шкала Хачинского (помогает дифференцировать мультиинфарктную деменцию от болезни Альцгеймера, однако ее ценность для диагностики безинсультных форм сосудистой деменции, а также смешанной деменции остается низкой.) Гериатрическая шкала клинической оценки фирмы Сандоз (состоит из 19 показателей, в соответствии с которыми оцениваются не только когнитивные симптомы, но и аффективные нарушения, соматические жалобы и возможности самообслуживания. Оценка дается клиницистом в соответствии с семибалльной степенью выраженности расстройств) Шкала оценки депресси у пожилых Корнелла (состоит из 19 признаков, которые составлены таким образом, что могут оцениваться на основе наблюдения не только врача, но и лица, оказывающего помощь больному. Выраженность каждого из признаков оценивается 3 градациями (отсутствие, легкая/умеренная и тяжелая)

Шкала для исследования локализации контроля у пожилых (Alaphilippe D.) Шкала самопринятия (Phillipse) Рисуночный тест «Метафорическое изображение старости»

Список литературы 1. Глуханюк Н. С. Поздний возраст и стратегии его освоения / Н. С. Глуханюк, Т. Б. Гершкович. Издание 2 е, дополненное М. : Московский психолого социальный институт, 2003. 112 с. 2. Краснова О. В. Психология старости и старения / О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. – Изд. : ИЦ «Академия» , 2003. 416 с. 3. Миллер Скотт Психология развития. Методы исследования / Скотт Милллер. – Питер. 2002. – 414 с. 4. Незнанов Н. Г. Ранняя диагностика коморбидных психических расстройств в пожилом возрасте (пособие для врачей). Учреждение разработчик: ФГУ «Санкт Петербургский научно исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева Росздрава» .

5. Сидоров П. И. Клиническая психология / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. – 3 е изд. , перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР Медиа, 2008. – 880 с. : илл. 6. Шапарь В. Б. , Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные методики. / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 480 с. 7. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М. : Гардарики. 2005. – 349 с.

Методы психодиагностики в работе с пожилыми людьмиВыполнила:
студентка 5 курса
2 группы ФКП
Минина Ю.А.

Психодиагностика – раздел психологии, изучающий методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее полного раск

Психодиагностика – раздел психологии,
изучающий методы определения психологических
особенностей человека с целью наиболее полного
раскрытия его внутреннего потенциала во всех
сферах жизни.

Роль психодиагностики в исследовании пожилых людей

Особенност
и личности
пожилого
человека
Изучение
степени
адаптаци
и в
пожилом
возрасте
Оценка
возрастных
изменений
и
возрастных
различий.
Роль
психодиагностики в
исследовании
пожилых людей
Выявление
нарушений
психических
процессов
Выявление
отношения
пожилого
человека к
данному
периоду
своей жизни

Трудности при проведении диагностики пожилых людей.

– диагностика пожилых людей,
когда возрастные изменения
состояния здоровья и психики
приближаются к патологическим;
– неграмотность и низкое
образование;
– восприятие пожилыми людьми
исследования как формального
экзамена или как визита к врачу;
– особенности стратегии поведения
пожилых людей в ситуации
диагностики.

У пожилых людей часто имеется сенсорный дефицит, что влечет за собой две проблемы:

– ситуация диагностики
требует хорошей
способности видеть и
слышать, поэтому нужно
поощрять пожилых людей
пользоваться очками и
слуховыми аппаратами,
если это необходимо.
– очень немногие тесты
разработаны специально
для людей позднего
возраста, имеющих
нарушения зрения и слуха.

Пожилым людям
требуется больше
времени для
адаптации к
ситуации опроса
или тестирования.
Такая адаптация
необходима для
того, чтобы
опрашиваемый
человек
почувствовал себя
спокойным и
непринужденным.
Ситуация опроса
требует
атмосферы
взаимного доверия и
сотрудничества,
поэтому пожилым

Психодиагностика людей пожилого возраста наиболее часто проводится по следующим методикам:

Методика диагностики социально-психологической адаптации
К.Роджерса и Р.Даймонда
Шкала самооценки и оценки тревожности (Ч. Спилбергер)
Методика «Мотивация аффилиации» (А. Мехрабиан и М. Ш.
Магомед-Эминов).
Тест «Эгоцентрические ассоциации»
Методика «Склонность к одиночеству»
Изучение мудрости (P. Baltes и др)

Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда

Методика диагностики социальнопсихологической адаптации К.Роджерса и
Р.Даймонда
Методика
определяет уровень
сформированности
социальнопсихологической
адаптации личности.
В опроснике
содержатся
высказывания о
человеке - его
переживаниях, мыслях,
привычках, стиле
поведения. Все эти
высказывания
испытуемый может
соотнести с

Шкала самооценки и оценки тревожности (Ч. Спилбергер)

Тест является надежным и
информативным
способом самооценки уровня
тревожности в данный
момент (реактивная
тревожность как состояние)
и личностной тревожности
(как устойчивая
характеристика человека).
Личностная тревожность
характеризует устойчивую
склонность воспринимать
большой круг ситуаций как
угрожающие, реагировать на
такие ситуации состоянием
тревоги. Реактивная
тревожность
характеризуется

10. Методика «Мотивация аффилиации» (А. Мехрабиан и М. Ш. Магомед-Эминов).

Методика «Мотивация аффилиации»
(А. Мехрабиан и М. Ш. МагомедЭминов).
Предназначена для
диагностики двух
обобщенных
устойчивых
мотиваторов,
входящих в
структуру
мотивации
аффилиации, –
стремления к
принятию (СП) и
страха отвержения
(СО).

11. Тест «Эгоцентрические ассоциации»

Тест определяет уровень
эгоцентрической направленности
личности пожилого человека.
Определяется индекс
эгоцентризма, по которому можно
судить об эгоцентрической или
неэгоцентрической
направленности личности
испытуемого.
Индекс эгоцентризма определяют
по количеству предложений, в
которых имеются местоимение
первого лица единственного
числа, пртитяжательные и
собственные местоимения,
образованные от него («я», «мне»,
«мой», «моих», «мною» и т. п.).

12. Методика «Склонность к одиночеству»

Под склонностью к
одиночеству понимается
стремление избегать
общения и находиться вне
социальных общностей
людей.
Текст опросника состоит
из 10 утверждений.
Чем больше
положительная сумма
баллов, тем больше
выражено стремление к
одиночеству. При
отрицательной сумме
баллов такое стремление
у него отсутствует.

13. Изучение мудрости (P. Baltes и др)

Для того, чтобы оценить
объем знаний, связанных с
мудростью, П. Балтес
предложил пожилым
разрешить дилеммы.
Размышления
записывают,
расшифровывают и
оценивают на основании
того, насколько они
содержали пять основных
критериев знаний,
связанных с мудростью:
фактические (реальные)
знания, методологические
знания, жизненный
контекстуализм,
ценностный релятивизм
(относительность
ценностей), а также
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то