Развивающие занятия с детьми от 0 до года. Раннее развитие: «за» и «против». «Буквы и цифры».

Воспитание человека начинается с самого его появления на свет, как гласит наиболее распространенная научная теория. Есть гипотезы, признающие, что мы уже рождаемся с определенным набором знаний и эмоциональных направленностей. Это опыт, накопленный либо в прошлых жизнях, либо в процессе внутриутробного развития.

Так или иначе, каждая мама хочет, чтобы ее малыш был всестороннее одаренным, много знал и умел, хорошо учился, рос личностью не только приспособленной к жизни, но и знакомой с творчеством, спортом. По этой причине, особенно сейчас, родители нередко начинают развивать способности малыша задолго до достижения им садиковского и школьного возраста. Уроки английского языка и математики для грудных детей, прослушивание музыкальных произведений Моцарта и Вивальди, экскурсии по музеям живописи – чего только не встретишь сейчас в родительской практике.

Здоровье детей и питание. Здоровые и хорошо питающиеся дети с большей вероятностью развиваются до своего полного физического, когнитивного и социально-эмоционального потенциала, чем дети, которые часто болеют, страдают от недостатков витамина или других, и имеют отставание или недостаточный вес. Тем не менее, например, примерно 30 процентов домашних хозяйств в развивающемся мире не потребляют йодированную соль, поэтому 41 миллион младенцев рискуют для развития дефицита йода, что является основной причиной предотвратимой умственной отсталости и повреждения головного мозга, а также увеличивает вероятность младенческая смертность, выкидыш и мертворождение.

Родители больше всего хотят чтобы ребенок вырос умным и талантливым, поэтому развивать его начинают с раннего возраста

Попробуем разобраться в сути раннего развития ребенка. Так ли оно полезно? Каковы методики активного раннего развития ребенка? Что за программы пользуются наибольшей популярностью? Что лучше – заниматься с малышом самой или доверить уроки по развитию профессионалам?

Методика рисования Марии Гмошинской

По оценкам, от 40 до 50 процентов маленьких детей в развивающихся странах также испытывают дефицит железа с аналогичными негативными последствиями. Предварительное обучение. Было показано, что участие в качественных предварительных программах оказывает благотворное влияние на когнитивное развитие детей и их долговечность в школьной системе. Тем не менее, несмотря на успехи, численность учащихся остается крайне неадекватной в странах Африки к югу от Сахары и на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Развитие и его виды

«Активное воспитание ребенка в возрасте от 0 до 2-3» - вот такое определение дает интересующему нас термину Анна Раппопорт. При видимой безобидности и пользе данного явления, в обществе оно нередко вызывает негативные эмоции и насмешки. Все дело в том, что трактовок и форм его воплощения в жизнь существует множество.

Постулаты раннего развития

Более того, национальные средние показатели обычно скрывают значительное неравенство между социально-экономическими группами в доступе и почти наверняка по качеству. Во всех регионах, за исключением Южной Азии, существует сильный градиент дохода для 3 и 4-летних детей, посещающих дошкольные учреждения.

Плюсы систем: мнения сторонников

Итак, каковы препятствия для расширения этих известных вмешательств и получения преимуществ улучшенного обучения, повышения производительности, снижения уровня бедности и более низкого неравенства для обществ в целом? Существует ряд препятствий, которые включают пробелы в знаниях, фискальные ограничения и сбои в координации, вызванные институциональной организацией и политической экономикой.

Воспитание детей от 1 до 3 воспринимается в качестве антагониста традиционному обучению, которое начинается по канонам европейской культуры с 6-7-летнего возраста ребенка. Под ранним развитием ребенка подразумевают иногда не только уроки с грудничками, но и работу с детками младшего и среднего дошкольного возраста, то есть с ребятами 3-4 и 4-5 лет.

Те, кто работает в этой области, берут науку и оценочные доказательства как должное. В то же время большая часть оценочных данных из небольших программ свидетельствует об эффективности вмешательств, мы пока не знаем, эффективны ли масштабные программы. Ранние доказательства были получены в основном из небольших пилотов из развитых стран. Несмотря на то, что в настоящее время имеются значительные свидетельства из развивающихся стран, такие программы по-прежнему, как правило, являются бутиковыми операциями и, следовательно, вопросами, касающимися их масштабируемости и экономической эффективности.

Традиционная возрастная психология сконструировала деление раннего развития детей на три вида по его адекватности возрастной категории. Это:

  • Преждевременное. Малыш не может воспринимать в силу физиологических, психических и психологических причин ту информацию, которой хотят его напичкать, либо те навыки, которые хотят ему привить. Ясно, что учить младенца сидеть невозможно.
  • Позднее. Ситуация, когда человеку хотят привить знания и умения, которые уже должны были быть в его арсенале в силу физиологической, психической и психологической готовности. К примеру, учить ребенка читать после 8 – поздно. Он, разумеется, научится, но процесс будет менее продуктивным и рациональным. Другая ситуация – учиться балету ребенку в 10 уже точно поздно.
  • Своевременное. Соответствие возраста и параметров развития ребенка тем навыкам и знаниям, которые пытаются ему привить.


Для успешного обучения нужно четко понимать, в каком возрасте ребенок готов воспринять определенную информацию

Объективному большинству кажется наиболее адекватным своевременная разновидность. Она соответствует возрастным показателям и индивидуальным особенностям человека. Однако и первый, и второй вариант тоже имеют право на существование. Главное – поставить цель и не действовать вопреки желанию ребенка, здравому смыслу и физическому состоянию.

Имеются также существенные пробелы в наших знаниях относительно того, какой конкретный проект вмешательства работает в этом контексте с точки зрения как спроса, так и предоставления услуг. Во всех этих вопросах проектирования экономическая эффективность вызывает озабоченность и приводит к необходимости изучения возможности создания существующей инфраструктуры. Существует также потребность в дополнительных доказательствах по видам стандартов, профессиональной подготовки и надзора, которые способствуют сохранению качества вмешательства в масштабе.

В чем суть?

Воспитание крох от рождения – это создание условий, настраивающих на знакомство с произведениями музыкального искусства и живописи, чтение книг малышу, прокручивание аудиосказок. Также это создание уголков, наполненных объектами, развивающими органы чувств ребенка и его двигательную активность. Активное общение с крохой со стороны не только матери, но и остальных родственников играет большую роль. Разговоры с ребенком не о том, как хорошо звучит его мобайл на кроватке и какое вкусное пюре он будет сейчас кушать, а о том, что сейчас начнется дождь и вообще - откуда берется эта вода с неба. Другой пример – играя с ребенком, используйте сортеры и деревянные развивающие игрушки, выполняйте задания вместе с ним и объясняйте, почему нужно делать так, а не иначе: «круг – круглый, его нельзя вставить в прорезь с прямыми линиями и углами; деревянная бусинка не пройдет по этому лабиринту, потому что здесь дорогу загораживает другая бусинка» и т.д.

Бюджетные проблемы на совокупном уровне также являются проблемой и усиливают межотраслевые компромиссы, которые трудно сделать. Кроме того, как обсуждалось выше, у нас пока нет хороших ответов на вопросы о финансовых последствиях высококачественного дизайна в масштабе. Институциональная координация и политический контекст. Успешные вмешательства носят многосекторальный характер, и ни правительства, ни учреждения-доноры не структурированы для решения проблем, которые требуют межсекторального сотрудничества.

Когда программы размещаются в министерстве образования, они, как правило, сосредоточены на предварительных проблемах. Когда они размещаются в министерстве здравоохранения, программы игнорируют раннюю стимуляцию. Мы не очень хорошо знаем, какая институциональная структура лучше всего работает в разных контекстах, в том числе о том, как децентрализация может повлиять на выбор институциональных установок.

Итак, воспитание вашего крохи – это не только подготовка к школе или детскому саду, но и создание информационной среды, в которой малыш будет гармонично и активно развиваться, тренировать свою память, внимание и фантазию, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать информацию. Это не должна быть ориентация на воспитание вундеркинда, но направленность на развитие гармоничной личности. Данная статья поможет вам разобраться в методиках воспитания, которые наиболее часто используются родителями самостоятельно либо в группах развития детей. Проанализируем их преимущества и недостатки, рассмотрим особенности их реализации и то, на что направлена каждая методика.

Существуют также более глубокие вопросы о характере социального контракта в любой стране, который формирует представления о роли правительства и распределении выгод в разных слоях населения. Некоторые страны считают, что обязанности государственного сектора начинаются с того, что дети достигают школьного возраста и рассматривают вопросы, связанные с развитием детей в более молодом возрасте, в качестве компетенции семей. Неадекватная политическая поддержка означает, что законодательная база для мероприятий на раннем этапе отсутствует, а также ограниченные государственные расходы на программы, которые приносят пользу молодым людям.



Родителям следует обращать внимание не только на физиологические потребности ребенка, но и взаимодействовать с ним интеллектуально, стимулировать интерес и любознательность

Методика Гленна Домана

Гленна Доман – один из самых знаменитых врачей конца XX столетия, американский физиотерапевт, разработавший целую теорию по воспитанию малышей. Первоначально его методика касалась только деток с нарушением работы ЦНС, затем ее адаптировали и к здоровым малышам. Согласно Доману, до 6 лет человек занимается только познанием, поэтому заставить его по-настоящему выучить что-либо невозможно. Настоящее обучение – только со школьной скамьи, в чем Доман созвучен классическим европейским традициям воспитания.

Выбор за вами!

В Турции только 5 процентов средств центрального правительства направляются на детей в возрасте от 0 до 6 лет, а население старше 44 лет получает трансфер на душу населения, по крайней мере, в 5 раз больше, чем дети сегодня. Это исследование включает вопросы, касающиеся моделей предоставления услуг, включая, в частности, их экономическую эффективность и устойчивость. Помимо разработки индивидуальной программы, существуют более широкие институциональные и политические вопросы, требующие систематической оценки.

Системы общего раннего развития

Они также охватывают институциональные установки для обеспечения качества, механизмов финансирования и роли частного сектора. Также необходимы учебные сети, которые могут играть важную роль в распространении результатов исследований и, в частности, в передовой практике через границы. Многие из проблем, связанных с препятствиями для расширения, весьма специфичны для контекста и не поддаются общим или готовым решениям. Обмен Юг-Юг был чрезвычайно ценным инструментом в распространении условных схем денежных переводов как в Латинской Америке, так и во всем мире.

Ученый предлагает показывать с 1-4-месячного возраста карточки, на которых написаны разные слова. Это поможет малышу как можно быстрее научиться читать и писать в будущем, ведь в его памяти уже отложатся буквы. К примеру, показывайте крохе карточку со словом «апельсин», причем карточка большая, буквы достаточно крупные. При этом четко и в меру громко произносите это слово. Повторяют такую процедуру с каждым словом на протяжении многих дней. Постепенно малыш станет ассоциировать звучание и написание слова, и, как считает Доман, запомнит написание и произношение. Можно, кроме того, показывать к карточке настоящий апельсин. Такая визуальная проработка понятий поможет ребенку быстрее адаптироваться к окружающей среде. Не ждите, что он в 3 года прочитает «Войну и мир». Как показывает практика, впоследствии такие ребята действительно начинают быстрее читать и писать, активнее адаптируются к внешним условиям.

Адвокации. Существует потребность в более заметном глобальном толчке к повестке дня, дополненной пропагандой на страновом или региональном уровнях и сильной ролью для лидеров бизнеса. В интересах бизнес-лидеров также поддерживать развитие маленьких детей, чтобы обеспечить продуктивную рабочую силу в будущем и процветающую экономику. В настоящее время недостаточно признается масштаб вопросов и эффективность известных вмешательств. Важным шагом на пути прогресса станет упаковка минимального набора услуг, который все страны должны стремиться предоставить своим детям в возрасте от нуля до шести.

В чем недостаток методики? В самой ее сути. Немногие малыши, особенно после годовалого возраста, согласны просидеть спокойно столько времени, сколько требует хотя бы один курс занятий. Непоседливые несмышленыши предпочитают побегать, поиграть, посмотреть мультфильм. Три-четыре карточки – и внимание крохи переключается. Нередко методику Домана используют, прибегая к помощи профессионалов, либо со спокойными медлительными малышами по достижению ребенком годовалого возраста.

Использование частного сектора. Негосударственный сектор уже играет доминирующую роль в предоставлении услуг по уходу за детьми младшего возраста, образованию и здравоохранению во многих странах. Это представляет собой вызов и возможность. Задача состоит в том, что в государственном секторе, как правило, отсутствует потенциал для обеспечения качества предоставления услуг и научных данных, свидетельствующих о том, что услуги по уходу за детьми и образование некачественного качества не просто неэффективны; они могут быть вредными.

Задача тем более важна, что для масштабирования потребуется большое количество поставщиков, и мы знаем, что регулирование работает лучше и дешевле на рынках с меньшим количеством участников. Что касается возможности справочника, есть возможности для расширения участия организованного частного сектора. Частный сектор может вносить свой вклад, предоставляя универсальный доступ для своей рабочей силы, через коммерческие инвестиции и в контексте деятельности корпоративной социальной ответственности. Партнерские отношения между государственным и частным секторами могут охватывать целый ряд мероприятий, включая предоставление учебных материалов для домашних программ воспитания; Разработка и предоставление контента родительского образования через средства массовой информации или через распределительные сети некоторых потребительских товаров или даже финансовых продуктов; подготовка учителей дошкольного возраста; и предоставление микрофинансирования для центров по уходу за детьми на дому или в центре.



Карточки Домана больше всего подходят для спокойных детишек старше одного года или в качестве вспомогательной методики для малышей

Методика Монессори

Мария Монтессори - педагог, философ и активный политический деятель начала прошлого столетия, оказалась более дальновидной, чем Доман. Она учла, что малыши зачастую предпочитают более активные формы времяпровождения, чем разглядывание карточек. Монтессори предлагает устраивать в комнате несколько рабочих зон и предоставлять малышу свободу действий. Он сам выбирает, чем хочет заняться в тот или иной момент. Задача педагога или родителя – заинтересовать кроху, направить его действия и объяснить, как лучше использовать предметы. Все предметы в комнатах Монтессори должны быть соразмерны малышу. Маленькая мебель, книги и игрушки, которые кроха сам может достать с полок, игрушечная посуда. Бывает, что используются даже фарфоровые сервизы, которые приучают детей к аккуратности и концентрации внимания.

Методики раннего физического развития

Инновационные механизмы финансирования, например, на арене социального воздействия, могут обеспечить необходимое финансирование, важные демонстрационные эффекты и обеспечение качества для борющихся общественных систем. Такие нововведения расширяются в Соединенных Штатах, прокладывая путь для стран со средним и низким уровнем доходов.

Существует несколько показателей, которые используются исследователями в конкретных проектах, но еще не являются международно признанными мерами раннего развития детей, которые могут использоваться для отчета о результатах в глобальном масштабе. Хотя мы можем сообщать о доле детей с недостаточным весом или чахлой, мы пока не можем дать более полный ответ на этот вопрос, который потребует определения их когнитивного и социально-эмоционального развития.

В основе методики Монтессори лежит уверенность в том, что каждому возрасту соответствуют свои особенности обучения. Так, малыши узнают о порядке и дисциплине к 2,5-летнему возрасту. В 2,5-5 лет – учатся общению. Сенсорные навыки и речь лучше развивать до 5-6 лет.

Главное преимущество концепции – она учит ребенка не только словам, действиям и знакомит с окружающим миром, но и адаптирует к социуму. Методика Монтессори учит общаться, поэтому чаще всего малышей отправляют в группы от «3 до 6» лет.

Есть некоторые примечательные недавние инициативы, которые помогут восполнить этот пробел. Преодоление этого разрыва в измерении имеет решающее значение для установления стандартов и контроля соблюдения и может использоваться для информирования родителей о том, куда отправлять своих детей.

Для этого потребуются согласованные действия для организации систем доставки, которые являются финансово устойчивыми, контролируют качество программирования и результаты и достигают нуждающихся. Грамотность для жизни: дальнейшие результаты исследования грамотности взрослых и жизненных навыков.

Вальдорфская система

Вальдорфская концепция направлена, прежде всего, на физическое воспитание малыша и привитие творческого начала. На первом месте стоят активные игры, танцы, занятия музыкой и творчество. Чтение, математика, совершенствование речи и внимания отходят на второй план. Главное правило – воспитание качеств и навыков должно идти без опережения, термин «преждевременное» к нему не вполне подходит, скорее оно гармоничное. Направлено на согласие эмоциональной, умственной, физической и духовной составляющих в личности малыша.

Целевая группа по инновационному международному финансированию систем здравоохранения. Больше денег на здоровье и больше здоровья за деньги: окончательный отчет. Детский фонд Организации Объединенных Наций. Детский фонд Организации Объединенных Наций, Всемирная организация здравоохранения и Всемирный банк.

Репозиционирование питания как центральное место в развитии: стратегия крупномасштабных действий. Направления в серии разработки. Турция: расширение возможностей для следующего поколения - отчет о жизненных возможностях. Показатели мирового развития. Первые пять лет жизни ребенка имеют решающее значение для развития. Опыт детей в эти годы помогает сформировать взрослых, которым они станут. Более того, ваши отношения с вашим ребенком формируют то, как ваш ребенок учится и развивается.

Вальдорфская концепция особенная, она не входит даже в качестве элементов в программу обучения в обычных школах и детских садах. Обычно Вальдорфские школы и детские сады существуют сами по себе, обособленно. Детки не пользуются игрушками из искусственных материалов. Признается только дерево, глина, камень. Малышей призывают по минимуму сидеть перед телевизором и компьютером, больше гулять и читать книги. С первого класса в этих школах изучают иностранные языки, активно рисуют, занимаются скульптурой. Вальдорфская концепция направлена на воспитание культуры в человеке.



Вальдорфская методика направлена в первую очередь на формирование творческого начала в ребенке, развитие его эстетического восприятия

Система Зайцева

Единственная отечественная концепция воспитания деток, которая приобрела популярность на всем постсоветском пространстве. Педагог-новатор из Санкт-Петербурга написал пособие «Кубики Зайцева», в котором изложил свой метод обучения малышей грамоте. Он ориентирован преимущественно на малышей 3-4 лет.

Зайцев разработал целый комплекс карточек, кубиков, таблиц и веселых коротеньких песенок – так называемых «попевок Зайцева». Все это направлено на усвоение грамоты в игровой форме. В процессе обучения ребята могут переходить от таблицы к таблице, играть кубиками, петь и пританцовывать. На кубиках Зайцев расположил «склады» - слоги, произносить и зрительно узнавать которые педагог предлагает малышам, вместо того чтобы учить их азбуке. Кубики, в зависимости от мягкости или твердости слога, разнятся по цветам. При помощи кубиков можно выстраивать слова и небольшие словосочетания, после того как ребята уже хорошо усвоят слоги.

Кроме грамматики, Зайцев предусмотрел и обучение арифметике. «Стосчет» - карточки с изображением числовой ленты. Концепция Зайцева удачна тем, что позволяет в качестве игры привить малышу первоначальные знания о грамоте и математике. Крохи обычно с удовольствием включаются в методику, поэтому метод Зайцева достаточно популярен. Он позволяет нивелировать несовершенства современной отечественной концепции школьного и дошкольного образования.

Другие методики

Помимо вышеперечисленных существует множество методов воспитания, которые позволяют ребенку впоследствии мягче влиться в образовательную систему, стать гармоничной и разносторонне развитой личностью. Популярностью пользуются следующие авторские методы:

  • теория Сесиль Лупан (создание малышом карточек и книжек о самом себе, направленность на эмоции и крепкую душевную связь с родителями, адаптация в социуме, музыка);
  • концепция Железновых (активное общение с малыша с матерью, занятия музыкой, массаж);
  • игры Никитина (интеллектуальные игры);
  • спортивно-игровая концепция Данилиной;
  • игры Воскобовича (совершенствование памяти, внимания, фантазии).

Каждая из этих методик по-своему интересна. В их создании авторы основывались на собственном педагогическом опыте, наследии учителей и врачей прошлых лет. Нередко на практике используются элементы разных методик - к примеру, часто с детьми занимаются при помощи игр Никитина и Воскобовича вместе.



Методика Сесиль Лупан призвана сформировать прочную связь между родителями и ребенком

Плюсы систем: мнения сторонников

Каждый родитель сам решает, как воспитывать своего малыша - так кажется на первый взгляд. Мнение общества и стереотипы в той или иной степени влияют на любого человека. В отношении раннего воспитания это правило действует особенно сильно. Обычно родители делятся на его ярых приверженцев и противников. Все дело в неправильном понимании ситуации и излишней фанатичности. Нет ничего плохого в том, чтобы развивать своих детей. Главное – не перегибать палку.

Доводы, приводящиеся в защиту:

  1. Малыши, занимающиеся в соответствии с такими концепциями, обычно более развиты, чем остальные. Они начинают раньше читать, писать и считать. Умеют лепить из пластилина и петь, хорошо танцуют и знают минимальные основы иностранных языков, в зависимости от того, по какой системе ребенок занимается.
  2. Группы раннего развития детей приучают кроху с первых месяцев жизни к занятиям, дисциплинируют его.

Тем не менее, у каждого малыша есть свои внутренние возрастные нормы - как физические, так и умственные. Вы не сделаете из малыша вундеркинда, если он внутренне не готов им становиться. Методы воспитания дают возможность выявить внутренний потенциал и раскрыть его. Второе утверждение верно, если не перегибать палку и не прерывать занятия. Дети очень быстро отвыкают и забывают. Стандартный детский сад гораздо быстрее и эффективнее приучает ребенка к дисциплине и режиму.

Минусы систем

Доводы, которые приводят против концепций раннего воспитания:

  • преждевременное развитие вредит здоровью крохи;
  • концепции преждевременного развития не дают ребенку беззаботно проводить его детские годы;
  • методики требуют больших затрат времени, денег и сил.

Первое утверждение в корне неверно, потому что причинить вред крохе достаточно трудно. Если ему стало сложно воспринимать информацию и он плохо себя почувствовал, то сразу начнет капризничать, постарается уйти или устроит истерику.

Второе утверждение верно в случае, если ребенка водят по многим кружкам и группам, которые слишком нагружают малыша. Если же процесс происходит в игровой форме, ребенок получает от него удовольствие, то это не только не вредит беззаботному детству крохи, но делает его более насыщенным и интересным.

С третьим трудно поспорить – любой метод требует от родителей финансовых затрат, если вы водите кроху в группы, или времени, если занимаетесь с ребенком сами. Требуется покупка дидактических материалов, изучение самой методики, практика.

Системы раннего развития будут полезны для ваших деток, если вы не будете относиться к ним слишком фанатично. Помните, что главное для гармоничного развития крохи – ваша любовь и внимание. Не старайтесь заменить себя профессиональным педагогом. Ни одна из методик не заменит ребенку мамину любовь. Раннее развитие вашего ребенка – это не попытка вырастить основные позитивные качества малыша в домашних условиях наносным путем. Это естественные внимание и любовь, желание привить уважение к труду и учебе, исходящие от сердца.

Выбор за вами!

Выбирать методики раннего развития вашего ребенка должны только родители, ориентируясь на индивидуальные особенности малыша, личные склонности, возможности и стремления. Раннее развитие вашего ребенка – это ответственное дело на много лет, не стоит подходить к нему спустя рукава, но и фанатично увлекаться не следует.

Этап жизни от 0 до 3-х лет это уникальный период для развития мозга детей. Более половины своего потенциала мозг осваивает в течение 1-го года жизни (точнее 6-ти месяцев), к 3 годам формирование его структуры достигает свыше 70%, к 7-ми годам рост мозговых структур практически завершен.

Ускоренное (раннее) развитие – польза или вред

Можно спорить о том, полезно развивать детей или это отнимает их детство. Есть педагоги и родители, которые считают, что ребенок научится познавать мир самостоятельно. Безусловно, формирование мозга ребенка, становление речи, мышления, самосознания будет происходить с вашим участием или без.

До трех лет ребенок – это «впитывающая губка», его «поглощающий ум» усваивает информацию окружающей среды. И эта информация носит либо обучающий, либо случайный характер.

Если вы смотрите телевизор в присутствии детей, их мозг усваивает данные, поступающие с экрана, а будет ли это «ужастик» или развивающий мультфильм – решать вам.

Современные методы в большинстве своем используют технологии тотального чтения, количественной математики, музыку, как катализатор формирования речи и мышления, и «подстройку» обучающих программ под периоды развития детей.

К сожалению, любой метод предоставляет выбор: или сенсорное развитие в сенситивные периоды («метод Монтессори»), или тренинг логического аппарата («Блоки Дьенеша»), или «грудничковое рисование», направленное на выработку творческого начала или метод доктора Г. Домана – призванный стимулировать накопление энциклопедических знаний ребенком.


Потому выбирая программу раннего обучения, которую детский ум будет осваивать в домашних условиях, придется использовать несколько схем.

Учить ребенка нужно тотально, равноценно тренируя правое и левое полушарие, и помогая малышу научаться выполнять действия самостоятельно.

Правое полушарие – тренируется методом быстрой смены изображений.

Левое полушарие – совершенствуется методом медленного многократного повторения обучающего материала.

Основные задачи ускоренного развития детей

  1. Не дать угаснуть имеющимся у ребенка до года рефлекторным навыкам (хватание, плаванье, ползание).
  2. Развивать задатки, которые имеются у детей.
  3. Максимально использовать нестандартные виды деятельности (одевание с закрытыми глазами), для формирования дополнительных связей в мозгу, улучшения мнемических и познавательных его функций, формированию навыков речи. А также технологии чтения слова целиком (не по слогам) и количественной математики, музыкальное сопровождение обучающего материала. Эта работа должна быть начата до года.

Схема раннего развития ребенка должна быть всесторонней и охватывать сенсорную, моторную, эмоциональную сферы.

Принципы любой разевающей методики:

  1. Заниматься нужно начинать с самого раннего возраста , с момента, когда детский организм готов к определенной схеме научения.
  2. Малыш — это личность, индивидуальность, ее нужно уважать, ценить и доверять ей.
  3. Перед началом обучения следует подготовить все необходимые материалы, в том числе пакеты стимульных материалов, которые можно заменять друг другом.
  4. Начинать обучение лучше в комфортной и знакомой обстановке, малыш должен быть здоров, сыт, находиться в хорошем эмоциональном состоянии.
  5. Новые материалы нужно вводить с достаточной регулярностью.


Обзор основных методик ускоренного развития

Методика М. Гмошинской «Грудничковое рисование» – рассчитана на детей от 6 мес. Малыши более раннего возраста физически не готовы к рисованию. Занятия проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Материал: краски для пальчикового рисования, бумага.

Выбор времени суток обусловлен желанием уберечь детей от эмоциональной перегрузки. Первые занятия длятся от 1 минуты. По достижении малышом возраста одного года время занятий увеличивается на порядок.

Маленький человечек трогает краски, мнет в кулачке, размазывает по бумаге пальчиками, ладошками и ножками.


Как дополнение к этой системе после достижения ребенком возраста одного года ему можно предложить, рисовать с помощью нестандартных средств: крышки от пластиковых бутылок, фасоль, пуговицы, тряпочки.

Плюсы этой техники: прекрасный способ для дополнения к логическим программам, не требует больших финансовых вливаний и посещения специальных обучающих центров.

К минусам можно отнести узкую направленность метода на развитие творческого потенциала.

«Блоки Дьенеша» рассчитаны на тренировку аналитического и логического аппарата, способствуют тренингу речи, формируют мыслительные навыки, умение выявлять и удерживать в памяти несколько свойств предмета одновременно, манипулировать предметами в зависимости от выявленных свойств. (Пример, найти такие\не такие фигуры по размеру\цвету\форме).

Плюсы этого способа обучения заключаются в большом возрастном диапазоне, его легко можно предлагать детям от 1-го года до 7-ми лет. Сами блоки можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно. Это позволяет использовать данный метод в домашних условиях, без дополнительных затрат.

Методика А.А. Сабурской «Интеллектуальная музыка» , основана на способности музыки влиять на психофизиологию человека. Музыка способствует научению вербальной речи и формированию образного мышления. Улучшает арифметические способности, стимулирует проявление эмоций. Детьми самого раннего возраста информация, преподнесенная с музыкальным сопровождением (потешки, развивающие песенки) воспринимается и усваивается в значительно более высокой степени.


Метод М. Монтессори – основан на использование сенситивных периодов развития детей, «подстройке» обучающих программ под эти периоды. Например, период становления вербальной речи от 0 до 6 лет.

Игровые программы по Монтессори используют дидактический материал, направленный на все сферы жизни: сенсорную активность, становление речи письменной и устной, практику бытовых, когнитивных и мыслительных навыков, мелкую моторику. Ребенок научается на глаз отличать размер предметов, оценивать их объем и количество.

Достоинства: многофункциональная методика, способствующая развития речи, индивидуальности и самостоятельность ребенка.

Недостатки: не развивает творческий потенциал малыша.

Работа доктора Г. Домана – основана на блочном восприятии информации.

Обучающий материал представляет собой карточки с изображением животных и их название, цифры изображаются точками, количество точек соответствует цифре (это и есть принцип количественной математики). Изображения предъявляются в 2 секунд.

Достоинства: требует мало времени, один этап занятия составляет от 10 до 30 секунд, затем до 60 секунд.

Ребенок быстро накапливает большой объем информации.

Недостатки: ребенок запоминает названия животных целым словом в именительном падеже. При изменении падежа слово перестает быть узнаваемым. Ребенок усваивает знания, но не учится думать. Готовый дидактический материал отсутствует.

Это далеко не полный обзор существующих методик. Но если выбрать две или три приведенные методики, развитие ребенка будет полноценным, всесторонним и быстрым.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то