Задержка речевого развития у ребенка. Как победить задержку речевого развития у детей.

Что такое задержка речевого развития у детей и как она выявляется, должен представлять каждый родитель. Чем раньше заболевание будет диагностировано, тем успешнее пойдёт лечение и тем оптимистичнее будут прогнозы на будущее развитие малыша.

ЗРР - сложное заболевание, причины которого зачастую так и остаются невыясненными. Чаще всего оно определяется уже до четырёх лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы.

Расстройство чтения обычно сохраняется в период зрелости. Более поздние успехи в накоплении знаний и навыков были в значительной степени подкреплены родительской поддержкой и социальными факторами. Дети с этими расстройствами в основном подвержены риску выхода из школы. Очевидно, что ранние нарушения языка и обучения могут стать предвестником более частых психиатрических проблем в последующие годы. Это часто бывает неудачей школьных достижений. Существует высокая частота соматических и школьных неудач.

Строгие критерии, используемые в научных исследованиях, не всегда подходят для клинических целей. Хорошая и своевременная помощь подразумевает выявление и отслеживание детей, подвергающихся риску определенных заболеваний, чтобы они могли воспользоваться специальным вмешательством. Оценка трудоемкая, поскольку она не основана исключительно на результатах тестирования, а также требует тщательного контроля за спонтанным поведением ребенка.

Причины задержки речевого развития

Такое серьёзное заболевание само не возникает: существуют причины задержки речевого развития, определяемые различными отклонениями. Это могут быть:

  • патологии внутриутробного развития;
  • родовые травмы;
  • повышенное ;
  • в результате генетической предрасположенности;
  • психические расстройства;
  • физические травмы;
  • снижение слуха;
  • заболевания головного мозга;
  • недоразвитость мускулов рта и лица.

Если причины задержки речевого развития остаются невыясненными, это затрудняет курс лечения, так как провоцирующий фактор при этом продолжает работать. Поэтому ребёнку с ЗРР необходимо комплексное обследование. Только так врачи могут поставить чёткий диагноз. Но как выявить заболевание на ранних этапах?

Необходимо исключить состояние с сенсорным дефицитом и умственной отсталостью. Факторы, такие как неадекватные условия обучения, низкая мотивация, значительные эмоциональные проблемы, не исключают диагноз трудностей в обучении, а скорее облегчают проявление расстройства. Разумеется, методологии оценки и интерпретации результатов должны быть чувствительны к этническим и культурным особенностям окружающей среды, возможно, к наличию двуязычия.

Часто часто возникают определенные тенденции развития, особенно расстройства чтения и письма, расстройства чтения и языка. Раннее расстройство языка связано с более поздним развитием расстройства обучения, улучшена ли языковая проблема. Возможна коморбидность с эмоциональными и поведенческими расстройствами. В последнее время выясняется, что в процессе развития поведенческие проблемы очень часто предшествуют обучению. Математические проблемы, чаще встречающиеся у девочек, связаны с интернализованными расстройствами.

Симптомы ЗРР

Существуют определённые симптомы и признаки задержки речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте. Для этого родителям рекомендуется ознакомиться с возрастными нормативами развития речи:

  • 4 месяца : активная реакция на обращение взрослых - улыбка, плач, агукание;
  • 9–12 месяцев : попытки выговорить простые буквенные сочетания (на-на-на, ба-ба-ба и др.);
  • 12–18 месяцев : реакция на имена родных и слова, которые обозначают окружающие предметы;
  • 1,5–2 года : самостоятельное составление простых словосочетаний и предложений (подлежащее + сказуемое), выполнение простых просьб («дай мячик», «принеси мишку» и др.);
  • 3–4 года : самостоятельное построение мини-предложений, чёткое, без дефектов произношение слов.

При обнаружении отклонений от указанных возрастных норм, это верный признак задержки речевого развития, с которым нужно обязательно обратиться к специалисту - психологу, неврологу, логопеду. Только они могут точно определить, стоит ли беспокоиться, и дадут профессиональные советы по лечению и профилактике заболевания.

Конкретные нарушения развития двигательной функции. Как и другие нарушения развития, дефицит не может быть объяснен конкретной неврологической проблемой. Как правило, расстройство сочетается с нарушениями визуальных и пространственных задач и когнитивных задач. Это влияет как на общую координацию, так и на мелкие автомобили.

Лечение расстройств развития. Раннее начало вмешательств имеет важное превентивное значение для будущих психиатрических и жизненных осложнений. Важно, чтобы эти дети были идентифицированы и оценены в детском саду. В любом случае детальная оценка также предоставит возможность выявить потенциал и сильные стороны ребенка. Недавно родителям было предложено поддержать ребенка. В зависимости от состояния индивидуальная работа рекомендуется со специальным педагогом, логопедом, эрготерапевтом. Для детей старшего возраста создана индивидуальная программа школьного образования и интервенций.

Диагностика

Комплексная диагностика задержки речевого развития у детей предполагает самые различные обследования:

  • сурдолог оценивает слух и выявляет его проблемы;
  • проводится возрастное тестирование: тест для выявления уровня психомоторного развития (денверский), по шкале раннего речевого развития, по шкале Бейли (оценка развития новорождённых);
  • беседа с родителями выявляет способы общения ребёнка с ними;
  • определяется моторика мышц лица, если есть затруднения при грудном вскармливании и наблюдается неспособность малыша повторять языком движения;
  • сравнение воспроизведения и понимания речи;
  • выясняется стимуляция речевого развития посредством анализа сведений о домашнем воспитании ребёнка, его окружении, которое должно помогать ему общаться.

Диагностика ЗРР предполагает выяснение причин задержки, а для этого необходимо пройти таких специалистов, как невропатолог, логопед, психиатр, детский психолог. В ряде случаев требуются анализы работы головного мозга - ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ и пр.

Важно, чтобы вмешательства не ограничивались исключительно дефицитом, а помогали развивать возможности и интересы ребенка. Многие из этих аномалий или аномалий устраняются путем принятия своевременных и компетентных мер, и в некоторых случаях не требуется никакого медицинского вмешательства. К сожалению, многие расстройства нервной системы восстанавливаются медленно и тяжело. Большинство болгар - хорошие и заботливые родители, но многие из них преуменьшают состояние своего ребенка, и они надеются преодолеть нарушения сами по себе.

Источником иллюзии могут быть также некомпетентные «специалисты», которые либо преуменьшают состояние ребенка, либо оценивают его как безнадежные. Стать родителем легко, но быть родителем очень сложно! В случае возникновения проблемы родители должны своевременно обращаться за помощью. Это означает не только второе, но и третье мнение специалиста. Помимо ведущей роли наследственного фактора и различных приобретенных расстройств, домашняя среда играет огромную роль в надлежащем развитии ребенка. Есть родители, которые тщательно следят за тем, развивается ли их ребенок нормально, создает благоприятные условия, систематически заботится о здоровье и образовании.

При своевременном выявлении (до двух лет) лечение задержки речевого развития при совместных усилиях родителей и лечащего врача заканчивается успешно.


  • Лекарственная терапия

При ЗРР нередко назначаются медикаментозные препараты различного действия, которые помогают восстановить речь. Кортексин, нейромультивит, актовегин, лецитин выступают в роли «активного питания» для нейронов мозга. Когитум - препарат, «подхлестывающий» деятельность речевых зон. Лекарства исключают самолечение и назначаются только неврологом или психиатром.

Но есть также хорошие родители, которые в своей повседневной жизни часто недооценивают проблемы, которые их углубляют. Не многие люди смотрят на каждый шаг ребенка и всегда обнаруживают что-то тревожное и отличное от других детей. Часто они принимают любые «меры», которые оказываются излишними и даже вредными для немногих. В медицине такое поведение известно как Мюнхенский синдром. Мать постоянно видит и изобретает болезни для своего ребенка, проводит много исследований и настаивает на лечении. Ряд неуместных или чрезмерно образованных подходов может привести к проблемам и расстройствам у детей.

  • Лечебные процедуры

Магнитотерапия и электрорефлексотерапия выборочно восстанавливают работу центров головного мозга, которые отвечают за дикцию, речевую активность, словарный запас, интеллектуальные способности. Однако у электрорефлексотерапии немало противопоказаний: судорожный синдром, эпилепсия, психические расстройства.

Усилия по копированию ребенка к соседям одинаково вредны, равно как и вторжение в то, что собственный ребенок должен быть успешным во всех областях. Другая крайность - безусловного послушания и послушания - также вредна, потому что лишает человека его собственной внешности и инициативы.

Никто не родился агрессором. Агрессия преподается на улице и в школе, но в основном в семье. Дети, оскорбленные или свидетели избиений и хамства становятся все более жестокими и жестокими. В отличие от агрессии, средства насилия наследуются, а дети с подобным отношением становятся еще более разъяренными, особенно среди сверстников, когда родители не боятся. Борьба, а также жестокие наказания в семье, вместо того, чтобы играть роль образования, расстраивать и углублять насилие. В Швеции запрещены Дания, Финляндия, Норвегия, Австрия, Германия, Италия, Кипр, Хорватия, Израиль, Латвия, Канада и половина военных действий Соединенных Штатов в семье.

  • Альтернативное лечение

Индивидуально для каждого ребёнка могут быть выбраны или .

  • Педагогическая коррекция

Лекарственная помощь оказывается нерезультативной при отсутствии вспомогательного педагогического воздействия. Дефектолог корректирует (исправляет и ослабляет) негативные тенденции развития, предупреждает возникновение вторичных отклонений и трудностей. Он использует для этого наглядные, технические, практические средства реабилитации, регулярно проводит с детьми игровые занятия по индивидуальному плану. Для лечения общей методики нет: помочь может только индивидуальный подход.

Физическое наказание всегда травмирует психику ребенка, порождает страх и отчуждение. Дети с жестоким обращением лежат и ищут форму мести, которая чаще всего проявляется для более слабых. Часто дети безнравственных родителей, спрятанные, по-видимому, в хорошем поведении, терпеливо ждут великой мести, которая чаще всего является преступлением, направленным на незнакомцев, но с особенностью родителей мучителей - женщин с мягким поведением, жестоких мужчин и т.д. существует также более определенная категория родителей, для которых их собственные дети никогда не могут быть виновными, им бросают вызов или выполняют только невинную детскую белую.

  • Логопедический массаж

При задержке речевого развития у детей логопедический массаж - очень эффективная процедура, когда специалист воздействует на определённые точки языка, губ, щёк, рук, мочек ушей. В зависимости от индивидуальных показателей, могут назначить зондовый массаж Новиковой, массаж по Краузе, Дьяковой, Приходько.

Такие родители не замечают серьезных отклонений в своем состоянии здоровья. Около 14-20% детей имеют психические проблемы. Многие из них перегружены без медицинского вмешательства. Эйнштейн говорил в 4 года и писал после 7-го года. Андерсен, Черчилль, Бетховен, Гюго, Гете, Ньютон и многие другие имели психические проблемы. Преодоление их связано с огромной пластичностью нервной системы, которая даже при тяжелых нарушениях уже может восстановить пораженные функции. Эти заболевания включают врожденные или приобретенные нарушения, последствия травмы или инфекции.

  • Упражнения

Дефектолог и родители дома должны выполнять с ребёнком игровые упражнения, направленные на развитие лицевых мышц, подвижности языка, слухового аппарата. Песенки, звукоподражания, сказкотерапия, скороговорки, артикуляционная гимнастика для лица, упражнения для мелкой моторики рук - разработок очень много, ими нужно пользоваться, выбирать по совету специалистов и регулярно заниматься с малышом.

Следует подчеркнуть, что с рядом объективно подтвержденных изменений мозга многие функции восстанавливаются, и наоборот, почти тонкие изменения могут оказаться трудными для лечения. Сегодня ментальное отставание с многогранными проявлениями может быть скомпенсировано в разной степени. Еще более благоприятными являются возможности влиять на медленное развитие речи, заикание, письмо и т.д. в последние годы подходы и варианты лечения радикально изменились у детей с аутизмом. Еще более эффективными являются средства для преодоления гиперактивного поведения детей с дефицитом внимания.

Родители при этом не должны оставаться в стороне и возлагать все надежды только на врачей. С таким ребёнком нужно заниматься не только ежедневно, а ежечасно, что требует немало времени и сил.

Последствия заболевания

Последствия задержки речевого развития могут быть следующими:

  • отставание от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии;
  • увеличение этой разницы с годами;
  • трудности при обучении в школе: нередко встаёт вопрос о переводе ребёнка в коррекционную (вспомогательную) школу.

Гораздо легче предупредить заболевание, чем вылечить его. Поэтому родителям нужно как можно больше общаться с ребёнком уже с внутриутробного развития. Разговаривайте с ним, слушайте его, интересуйтесь его внутренним миром - дети, растущие в любви и заботе, редко испытывают трудности с развитием речи.

Жаль, что это расстройство недооценивается в надежде на преодоление времени. Мало кто знает, что у них ограниченные возможности для обучения, а некоторые из них ухудшаются по мере старения. Часто не учитываются безобидные детские жалобы, такие как боль в животе, нарушения сна и питание, которые могут быть вызваны расстройством нервной системы.

Существует несколько нарушений, требующих компетентного вмешательства. Это тики, системные страхи, частые безголовые. Очень осторожное отношение требует возникновения яростных реакций, склонности к лжи и краже, постоянной тревоги, беспомощности, попыток самоубийства или травмы других. Очень важная проблема детства - это пить. Ночным разрядом пренебрегают, но если нет органической причины, то это в основном связано с вовлечением нервной системы. Стоит отметить, что это нарушение может быть преодолено за короткое время с компетентным вмешательством.

Задержка речевого развития (ЗРР) – патология, характеризующаяся отставанием ребенка в овладении речью, рассматривают отставание в речевом развитии в возрасте 2-4 лет.

Есть также много заботливых родителей, которые хотят помочь своим детям, но, к сожалению, прибегают к самым необычным или несоответствующим средствам. Медицина Бубина, травы, сауны, специальные сессии не только не помогают, но и могут усугубить проблемы. Обманчивое имя детей с неврологическими аномалиями, такими как индиго, кристаллы, ангелы и т.д. аналогичные только замедляют своевременные меры и превращают отклонения в необратимые.

Судьба ребенка находится в руках родителей. Плохих родителей нельзя ожидать от их детей, и мы не должны удивляться, что они будут похожи на них. То же самое касается легкомысленных и неблагоразумных родителей. Слишком опасны больно зависимые родители, которые хотят внедрить своего ребенка из своей личности в идеализированную идею хорошего и здорового человека. Не следует забывать, что для большинства нарушений оптимальный результат достигается в возрасте 7 лет.

По словам специалистов психологов, логопедов, дефектологов, неврологов проблема действительно серьезная, поскольку подобные нарушения в развитии ребенка приводят к усугублению ситуации в умственном развитии и в адаптации в социуме.

Патология формируется у детей в 3-10% случаев, согласно статистике, мальчики страдают чаще нежели девочки. Понятие охватывает широкий круг формирования речи: ребенок не произносит звуки, не говорит слова, не может в 4 года разговаривать предложениями и прочие.

Аутизм против нарушения слуха

О том, как детские расстройства были замечены родителями детей, у которых уже диагностирован аутизм, можно найти в конце статьи. Ваши мамы поделятся своим опытом с Маркетой и Мартиной, которые очень вас благодарны за их готовность поделиться. Аутичные дети часто, похоже, не слышат. Они не реагируют на обращение, они не обернутся. Родители могут думать, что ребенок может плохо слышать. Непослушные слуховые дети обычно хорошо работают в социальных отношениях, участвуют, с родителями, пытающимися сотрудничать, иметь функциональную игру, соответствующую возрасту ребенка.

Зачастую у детей задержка речи и нарушение психологических процессов развиваются совместно – малыш не воспринимает звуки и слова собеседника, не общается с ним простыми словами, характерными для его возраста.

Этиология и патогенез

Этиология задержки речевого развития в точности не изучена и по сей день. Здесь можно говорить о причинах, которые специалисты условно подразделяют на две группы:

Дети с нарушениями слуха могут также создавать разные жесты и персонажи, которых они пытаются достичь. Он также считает причину отсроченного развития речи ребенка. Если вы подозреваете, что ваш ребенок не слышит, независимо от причины этого состояния, никогда не прекращайте слушание экзамена. Слух является основным компонентом, в котором речь может развиваться должным образом.

Аутизм против умственной неполноценности

Аналогичным образом, аутизм можно спутать с психическими расстройствами. Ребенок развивается медленнее, не говорит, но дети с умственными недостатками хорошо работают в социальных отношениях. Они пытаются делиться, обниматься, сознательно сотрудничать, хотя и на более простом уровне.

С возрастом определяются более очерченные психоневрологические нарушения – малыш боится людей, не желает играть со сверстниками, не говорит о своих желаниях, не отвечает на вопросы и прочие проблемы.

Провоцирующие факторы

Среди причин задержки речевого развития выявляют три основных фактора:

  1. Биологический фактор . Во время внутриутробного развития произошло поражение клеток головного мозга и периферической нервной системы. Зачастую это связано с патологиями и проблемами беременности женщины – гестоз, тромбофлебит, отслойка плаценты и прочие причины, повлекшие кислородное голодание плода. Биологический фактор представляет большую часть выявленных патологий – инфекции при беременности, недоношенность, черепно-мозговые травмы плода в утробе или при рождении. Повлиять на кислородное голодание может заболевание матери, употребление алкоголя или курение, употребление запрещенных лекарственных препаратов или наркотических средств.
  2. . Основополагающим фактором также является нарушение слуха ребенка, которое выявляется в старшем возрасте. Речевое становление невозможно в полной мере без слуховой составляющей – слабослышащий ребенок не может повторять звуки взрослых, что также определяет задержку речевого развития.
  3. Социально-педагогические факторы . Вследствие плохой социальной составляющей малыш не произносит звуки и слова – это связано с малым общением со взрослыми или сверстниками, с пережитым стрессом или частыми стрессовыми ситуациями, с нехваткой занятий, проводимых родителями.

В большинстве случаев истинная причина задержки речевого развития так и остается невыясненной.

Как это выглядит на практике

Симптоматика задержки речевого развития индивидуальна для каждого случая. Заметить проблемы родителям сложно. ЗРР определяется по следующим признаками:

В основным симптомам задержки речевого развития относят малую активность малыша, отсутствие звуков, отсутствие реакции на речь взрослых, невыполнение просьб и поручений, невозможность составлять простые предложения в возрасте 3 лет.

Осмотр у специалиста

Задержку речевого развития определить сложно – здесь анализируются результаты обследования малыша группой специалистов, включая логопедов, педиатров, неврологов, дефектологов, психологов.

Первоначально при обнаружении проблем следует обратиться к педиатру, который проанализирует течение беременности у матери, рождение ребенка и соматическое состояние на момент обращения к специалисту. На основе имеющихся данных врач направит для дальнейшего обследования к узким профильным специалистам.

После педиатра ребенка, как правило, обследует невролог. На основании жалоб родителей рекомендуется прохождение инструментального обследования. Далее проводится обследование ребенка логопедом, который проверяет концентрацию внимания, слуховые и зрительные реакции, моторное развитие ребенка и прочие факторы.

На основании выводов логопеда проводится обследование у дефектолога, психолога и других специалистов в зависимости от причины задержки речевого развития.

Коррекция нарушения

Точного и общепринятого лечения задержки речевого развития не существует. Ребенку могут назначить консервативное лечение с целью нормализовать работу головного мозга и восстановить периферическую нервную систему.

Целью лечения является восстановление нормальных функций ребенка. Здесь могут использоваться такие препараты, как Энцефабол и Пантогам, фармакологические свойства которых направлены на микроциркуляцию клеток и активную работу головного мозга. Также используют физиотерапевтические методы лечения – магнитотерапию, электростимуляцию, массаж.

Не малую роль играют действия родителей в период лечения. Задача родителей создать для малыша спокойную атмосферу в семье – это способствует нормализации психологического состояния ребенка.

Также важно родителям проводить занятия и играть с малышом в игры, направленные на развитие мелкой моторики – пальчиковые и подвижные игры. Не обходится без занятий для концентрации внимания ребенка и улучшения речевой активности.

Иногда в лечении возникают сложности, связанные с неправильно подобранными ноотропными препаратами, неправильной дозировкой, нежеланием малыша заниматься, ленью ребенка, нехваткой времени у родителей. При возникновении проблем следует пересмотреть методы лечения, найти подход к малышу, записаться на занятия к логопеду.

Когитум не панацея?

Когитум – адаптогенное и общетонизирующее средство, восстанавливающее работу центральной нервной системы. В состав препарата входит калия ацетиламиносукцинат – вещество, активизирующее ацетиламиноянтарную кислоту, содержащуюся в тканях центральной нервной системы, и посылающую импульс в головной мозг.

Выпускается в форме жидкого раствора в ампулах для приема внутрь. Имеет банановый вкус.

Препарат принимается только с разрешения специалистов, поскольку противопоказан детям младше 7 лет.

Когитум используется для общего укрепления и улучшения физического, психоэмоционального развития ребенка, широко используется при задержке речевого развития, в тоже время отзывы о препарате противоречивы.

У меня был гестоз, в результате ребенок родился с . Тяжело воспитывать, когда малыш ничего не говорит, вообще. Перепробовали массу препаратов, невролог посоветовал Когитум. После 3 дней применения начался кошмар! Малыш стал кричать, капризничать, я не понимала, что он требует. Перестали пить.

Алена, 30 лет, г. Хабаровск

У нас ребенок родился здоровым, но потом мы стали замечать, что он не хочет с нами общаться. С возрастом не видели улучшения, речи нет – в 2 года даже «мама», «папа» не говорит. Когитум посоветовал дефектолог. Стали пить, пропили с недельки две, начались какие-то слова пробиваться. Через месяц ребенок стал более активным, начал с нами общаться. Нам помог препарат.

Александр, 27 лет, г. Орск

К профилактическим действиям с целью исключения задержки речевого развития можно отнести своевременные занятия и игры с ребенком, направленные на улучшение мелкой моторики и звукового произношения слогов, слов. Только своевременно замеченные отклонения в развитии помогут быстро восстановить функции ребенка.

Спрогнозировать результаты или время коррекции при ЗРР невозможно– все сугубо индивидуально, а значит, прислушиваться к мнениям окружающих, советам и гарантиям со стороны самих же специалистов родителям не следует.

Осложнить же ситуацию может нестабильность в семье, новый стресс для ребенка и прочие неприятные моменты. Не допускайте криков дома, не ругайте малыша за малые провинности, не поправляйте его, если он произнес слово неправильно – это может его напугать, и он вновь замолчит.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то