Крест с изображением христа. Распятие и Погребение Христа: иконы и картины. Крест красота церковная

В пору моего детства в маленьком таежном поселке, где я родилась, бабушки имелись далеко не у всех. А у нас была замечательная бабушка - величественная старуха с красивым лицом в глубоких морщинах, с умными выцветшими голубыми глазами. По будням она носила длинные черные юбки, которые сама вручную шила, прикрепив ткань булавкой к забавному приспособлению - «самошвейке».

Свет мира находится в темном сарае. Всемогущество превращается в беспомощность. Тот, кто хочет, чтобы спасти мир сотрясается от человеческой матери. Завоеватель смерти, облеченный Смертность, и для нас, у кого нет достоинства и нет суверенитета, мы имеем послание перед всеми остальными. «Рождественский дарт»: не всегда легко уничтожить его в разных жизненных ситуациях. Может быть, это поможет решить вопрос.

Винительный видел Грамматически все люди стоят перед Богом в винительном, случай преследования: Потому что без Христа мы стоим перед Богом в качестве ответчиков: обвинения наша забывчивость Бога, злоба, неудачи к Богу и нашим ближним, наша инертность и наш эгоизм. Это особое представление о рождении Иисуса, которое неизвестный художник взял в качестве модели. Мы не видим стабильной, кажется, что Мария, Джозеф и Иисус были в открытом поле. Хотя кроватка напоминает конюшню; даже двум животным, которых невозможно точно идентифицировать, дается широкое пространство на картинке.

Бабушка была из единоверцев-старообрядцев, в храмах которых служили новообрядческие батюшки. Она завела в доме строгий старообрядческий порядок: у каждого была своя кружка, тарелка, полочка для книг на этажерке, свое место за огромным круглым столом.

В кладовой у бабушки был красивый сундук из красного дерева. А в сундуке сокровища: сушеная малина, мешочки с травами, которыми она лечила всю семью, а в особом отделе - несколько икон. Когда дома не было взрослых, мы с младшим братом вынимали иконы и рассматривали. Особенно нам нравились кресты. Один, самый маленький, чуть больше десяти сантиметров, поразил нас фигурой распятого Христа с гвоздями в руках и надписями вокруг креста. Изображение притягивало. Мы рассматривали его снова и снова, силясь понять таинственные надписи. Спрашивать было нельзя. Во-первых, могло попасть за самовольное обследование сундука. Во-вторых, отец был коммунистом, и, несмотря на огромную любовь и уважение к матери, не поощрял «поповскую» пропаганду в своем доме.

Разве ангелы объявляют хорошие новости пастухам или звезде, которая показывает королям путь в Вифлеем? Не видно, как ее глаза опираются на ребенка или закрывают глаза. Ребенок, Иисус, лежит в его ясли, и кажется, что так, так ли это привлекает зрителя своей рукой. В любом случае, сцена излучает спокойствие. Рождение сделано, и перед большой суетой остается мир. Затем пришли пастухи, потом короли и, в конечном счете, полет в Египет. В этот момент кажется, что Мария и Джозеф работают над тем, что произошло: Джозеф с его взглядом вдалеке, Мэри с ее благочестиво сложившимися руками.

Так случилось, что прочитала я эти загадочные надписи очень нескоро, в конце 1980-х годов, когда работала в Дальневосточном художественном музее и заочно изучала искусствоведение в Уральском университете. На втором курсе я написала курсовую работу, посвященную палехской иконописи. Тогда же в сферу моих научных интересов навсегда вошла меднолитая старообрядческая пластика: кресты, образки, складни.

Момент отдыха, радость новорожденного ребенка. Тот, кто впервые видит новорожденного ребенка и должен смотреть на него, знает это чувство. Такой маленький, такой беззащитный и все же по-своему. Только гало и шпаргалки возвращают нас из памяти: вот родился Спаситель мира. Через некоторое время Мария поняла, что она беременна даже без теста на беременность. Затем она направилась к своему кузену в Иудейских горах. После тяжелого похода она добралась до виллы Захарии и Элизабет. Из этого ребенок Елизаветы был так рад, что сделал сальто.

Елисавета почувствовала в себе Святой Дух и воскликнула: Вы уникальны, а ваш ребенок не имеет себе равных. Когда ты поздоровался со мной, мой ребенок сошел с ума. Это так здорово, что ты доверял Богу. Поскольку Бог начинает, он заканчивает. Мария пела с голосом, который увенчал бы каждое кастинговое шоу: «Руки до небес и давайте будем счастливы». - Бог впечатляет. Отныне все поколения меня будут обожать. Потому что Бог изменил меня, потому что он может.

Кресты - самая массовая часть медного литья. В каждом музее их несколько. Они различаются по назначению, величине и декору. Наиболее полно сохранились напрестольные кресты XIX - начала XX века. Они отливались в различных областях: на Урале, во Владимирской, Новгородской и Петербургской губерниях, в Москве и Подмосковье, в глухих староверческих скитах. Меднолитые изделия широко бытовали не только в старообрядческой, но и в православной среде.

Все его поклонники испытают большие приключения. Он перевертывает обычные условия вверх дном. Он не играет слугу для богатых паразитов, но заботится о тех, кто в нем нуждается. Бог остается верным и не забывает того, что обещал. Мария закрылась тройной аллилуйей и осталась с Элизабет еще несколько месяцев.

Пересказ Молодой Конгрегацией в Бад-Берке. «Заключенный - и все же не полностью закрытый и исключенный - искатель, вопрошающий, тот, кто не погружается в отчаяние, несмотря на кажущуюся безнадежную ситуацию». Человек между надеждой и сомнением, но ближе к надежде, чем к отчаянию. Итак, спонтанные высказывания в кругу дискуссий к этой картине. Иоанн, блудный пророк и человек чистой речи, свидетельствовал в начале путешествия Иисуса: «Это Сын Божий». Ну, в тюрьме, в нем ползают сомнения. Иоанн не покидает церковь.

Старообрядческие восьмиконечные напрестольные кресты, или «Распятия Христовы», обязательно имеют внизу косую перекладину, к которой были прибиты ноги Иисуса Христа. В верхней части креста старообрядцы поповских согласий помещали Бога-отца в виде «Царя славы». Они называют его еще «Господь сил». Обычно изображение поколенное, Саваоф (Бог-отец) помещен на облаке, обе руки широко разведены в благословляющем жесте. Нимб чаще всего комбинированный: восьмиконечная звезда, вписанная в окружность. Звезда образована двумя наложенными один на другой квадратами или ромбами с вогнутыми гранями. Нижний означает землю, верхний - небо.

Он приводит свои сомнения к правильному адресу, а именно к тому, кто вызывает у него сомнения. Его ученики спрашивают: «Вы или нет?» Короткая и ясная. Иисус не говорит ни о да, ни о нет. Посыльные могли сказать Джону что-то. Таким образом, его положение в качестве заключенного, вероятно, обретет новую перспективу, несмотря на объективную безнадежность. Вы можете видеть это в открытой позиции в сетке на картинке. И в глазах Иоанна. Что мы говорим людям, которые пойманы между отчаянием и надеждой? Или то, что нам говорят, что усиливает перспективу надежды, когда в нас проносится вопрос: вы или нет?

Нимб в форме восьмиконечной звезды - основное отличие Бога-отца от Иисуса Христа, который тоже может быть изображен в виде «Царя славы». У Бога-сына нимб «крещатый» - сияние в форме круга, расчлененное крестом с греческими буквами на его концах OWN. Они означают «сущий от века». Если мы видим вверху Саваофа, то чуть ниже обязательно расположено изображение другой ипостаси единого Бога - Дух Святой в виде голубя.

Джон в тюрьме, чтобы не заниматься этим самим. Мы можем слушать посланников, которые говорят нам, что посмотреть и услышать: знаки великих и знаменитых свидетелей Евангелия: Франциск Ассизский и Мартин Лютер, Иоганн Себастьян Бах и Иоганн Хинрих Вихерн, Йоханнес Фальк и Альберт Швейцер, Дитрих Бонхоффер и Пол Шнайдер, Мартин Лютер Кинг и Нельсон Мандела, два сирийских епископа, которые были награждены премией в области прав человека Веймара и не знают, живы ли они. И обратите пристальное внимание на многочисленные признаки маленьких и неизвестных свидетелей Евангелия: матерей и отцов, дедушек и бабушек и крестных, всех людей, которые признают: надежда побеждает, потому что у нее есть имя и лицо: Иисус Христос.

Итак, сверху вниз, Бог-отец, Бог Дух Святой и распятый на кресте Бог-сын - Иисус Христос. Таким образом, перед нами своеобразная схема Троицы.

Тот, кто будет внимательно рассматривать напрестольные кресты, заметит одну примечательную особенность - форма креста повторяется в композиции дважды: сначала это внешние границы креста, затем - в центре композиции - Голгофский крест с фигурой распятого Иисуса Христа.

Пришествие Сына Человеческого и смоковницы. Что бы ни случилось с тобой посреди бездны мира: это рука, которая тебя благословляет, это рука, которая держит тебя: нет такого страха, такого страха, страха так испугано: Если человек, который тебя любит, потерян, если твоя любовь исчезнет, ​​твой праздник разорван, и ты будешь терпелив к тому, кто тебя наказывает, потому что он любит тебя «Это его царство приходит».

Церковь Вигберт. Вступление Иисуса в Иерусалим интерпретируется в этой галерее в церкви Святого Вагберта в нижних комнатах, как вход короля. Он не носит королевскую корону, но красный плащ напоминает о фиолетовом правителях и благословении его руки на особый характер его личности.

Беспоповские (поморские) кресты отличаются изображением Нерукотворного Спаса («Спаса на убрусе») в верхней части. Изображение Спаса сопровождается, как правило, надписями: «Образ нерукотворенный» и ниже - «Црь славы».

Слетающие вниз ангелы с убрусами (полотенцами через руку), изображенные на концах верхней перекладины, присутствуют и у беспоповцев, и у поповцев. А вот голубя, окруженного сиянием, - Святого Духа - на крестах беспоповцев нет.

Скажи дочери Сиона, то есть, Иерусалим, увидишь, как пришел твой царь. И как Иисус приходит, это потрясающе. Король едет на задницу. Король едет на осла. Даже после царя Соломона лошади были правильным признаком королевского достоинства. Осел несет бремя. Ученики входят с Иисусом. Однако они не отмечены гало, как и во многих других изображениях. Вхождение Иисуса не имеет силы и силы. Нет наследников ангелов, нет явлений, что время исполнено, но этот Иисус, который часто делал переосмысление, едет на задницу.

Что в наших ушах звучит как кричащий крик; это крик о помощи. Это крик отчаяния от одного из пасхальных псалмов: Господи, помоги! Они ждут прихода Мессии, который, наконец, произведет Царство Божье. Но Иисус выполняет это требование иначе, чем люди могут себе представить на краю дороги. Сам Иисус по своей внешности показывает Царство Божье, встречая людей без насилия или власти, но с милосердием и мягкостью.

Если положить перед собой поповский и беспоповский, или поморский, крест, явственно проступят и другие различия. На второй перекладине крестов поморского типа (со «Спасом на убрусе») обязательно присутствуют светила: солнце и луна в виде круглых масок. Они подписаны:
«СЛНЦЕ» и «ЛYНА». На поповских крестах светил нет, вместо них по обе стороны от рукавов Голгофского креста надпись с титлами (хризма): «IС ХС» (фото 1, 3, 5).

Он заботится о милости и любви, которая дает нам доступ к Богу. На крыле алтаря, который сегодня отдельно висят в церкви Линдербахера, «Наши дорогие женщины»: Три короля, Мария и Иосиф, Иисус, конечно, а также бык и ослик. Некоторые из легенд, окружающих сирот с Востока, показаны в этой резьбе. Первая легенда гласит, что это были короли. Маттеавельон называет их волшебниками. Персидские священники и астрономы, вероятно, были изначально. И таким образом - и это легенда - представители тогдашних известных континентов: Европа, Азия, Африка.

Какой из трех царей здесь для Европы и который стоит за Азией, уже не будет ясен для нас сегодня, но ясно, что Каспар, темный, обозначает Африку. Мы можем отчетливо видеть: почти безбородый юноша, мужчина в лучшие годы с темной бородой и старик с седой бородой, стоящей на коленях перед ребенком. Также номер три - это легенда, полученная из подарков: золото, ладан и мирра. Но мы часто одно и то же: мы делаем мысли, которые вовсе не обязательны, мы зависим от привычных ролей и узоров и не можем отпустить, как Иосиф.

Над головой распятого Христа, на верхней перекладине Голгофского креста, у старообрядцев-поповцев надпись из четырех заглавных букв: «IНЦИ», которая расшифровывается так: «Иисус Назареянин Царь Иудейский». У поморцев на этом месте (хризма): «IС ХС».

Последнее несовпадение между напрестольными крестами основных толков старообрядчества - надписи над верхней перекладиной Голгофского креста. У поморцев написано: «Сын Божий». У старообрядцев-поповцев - пояснительная надпись «Распятие Господа нашего Иисуса Христа». Существуют, правда, напрестольные кресты, на которых присутствуют одновременно и те и другие признаки. (фото 6). Очевидно, это связано с особенностями одного из многочисленных толков старообрядчества.

Мария и ребенок, с другой стороны, вполне присутствуют, вполне присутствуют на этой сцене - Мэри, возможно, немного восторженно, однако, Иисус, протягивает руки за золото. Нет, это не символ, который церковь сначала ухаживала за деньгами. Это признак того, что этот ребенок очень человечен - где он блестит и блестит золото! В то же время старик, стоящий на коленях перед ним, смотрит ему в глаза. И старик, и царь, и ученый, и правитель, положили перед ним свою корону и встали на колени, когда они преклонили колени перед более могущественным. также второй, немного младший - Бальтазар - снимает корону и кланяется.

Сам термин «поморское литье» очень условен и обозначает не столько принадлежность к толку, сколько тип изделия. Правильнее следует называть подобные изделия крестами поморского типа. Широкое распространение изделий поморского типа в старообрядческой и новообрядческой среде современные исследователи связывают с высокой оценкой их качества. Собор старообрядцев-федосеевцев, к примеру, в 1751 году определил поморские меднолитые изделия как «истинные».

Третий, однако, Каспар, делает танец, руку с фимиамом, возвышающимся над головой, качая ногами перед ребенком. Молодой, сильный мужчина в упряжках и доспехах начинает танцевать, когда встречает Христа. Воин в доспехах танцует не иначе, а вот доспехи удерживают его, этикет не удерживает его. Мудрецы, цари со всего мира, люди - и прежде всего люди - всех возрастов, приходят к ребенку в кроватку и кладут символы своей силы, своей мудрости, своей силы. и в подарках они также символически представляют свое богатство - золото для великолепия и денег, мирру для медицины медицины и ладана, знак священства, поклонение Богу, все это они помещают перед ребенком, Для человеческой силы и силы, богатства и влияния, человеческого исцеления, а также наших попыток приблизиться к Богу - мы не нуждаемся в нем перед этим ребенком.

А во всем остальном кресты различных толков совпадают, а зачастую и выполнялись по одному образцу.

Под широкой перекладиной Голгофского креста вы обязательно прочтете «Кресту твоему поклоняемся и святое воскресенье твое славим», на косой перекладине - «МЛРБ» («Место Лобное Рай Бысть»), рядом с черепом Адама в условно изображенной пещере - «ГА» (Глава Адамля).

В нем Бог устанавливает признаки другой силы, другого богатства, другой близости, которая делает нас совершенными в теле и в душе. Поэтому поклонение мудрецам Востока - это обращение ценностей Бога, применение к нему других норм, ослабляющих сильную и слабость к силе, обесценивание богатства и придание разного рода богатства мудрости с ним становится глупостью и вращается с ним как путь.

Иисус также заставлял людей чувствовать это снова и снова, рассказал им о новом мире Бога и позволил ему почувствовать его любовь, которая любит по-другому, чем мы, люди так часто. Возможно, Йозеф тоже очень смущен, потому что он еще не может поверить в это - гораздо меньше, чем Мария, через которой родился этот ребенок. На протяжении веков это была небольшая чаша в музее в Леоне. Затем два испанских исследователя объявили питьевое судно в книге «Святой Грааль». Чаша, которую Иисус использовал в соответствии с христианской традицией в последний вечер со своими учениками.

На косой перекладине можно увидеть также архитектуру - условное изображение града Иерусалима.

Часто кресты имеют орнаментированные поля, которые образуют еще один, третий крест. Обратная сторона богато украшена. Чаще всего здесь плетется-заплетается пышная, в духе позднего барокко, виноградная лоза с сочными листьями, пышными цветами и гроздьями. Иногда вместо лозы иной узор, но он только кажется другим, по сути это та же лоза, только выполненная схематично, в виде геометрического орнамента. По характеру этого узора, его мотивам исследователи могут определить место изготовления креста. Часто здесь помещается также строгая поучительная надпись, которая начинается так: «Крест - хранитель всей Вселенной, крест - красота церковная, крест - царям держава...».

Но никакая причина для печали - у кого есть слабость к вере и истории, также может иметь дело со многими другими реликвиями. Собор Святого Петра ежегодно насчитывает 7 миллионов посетителей. Кости Питера - суперзвезды среди реликвий! Петр - скала, на которой Иисус хотел построить свою церковь! Его кости поклонялись в области Ватикана с века нашей эры. Сегодня над могилой стоит имя Василия Блаженного Святого Петра.

Гробница Франциска Ассизского. Каждый год 4, 5 миллиона человек стоят на его могиле в Базилике Сан-Франческо в Ассизи, названной в его честь. Он один из самых известных святых всех времен! Франциск Ассизский является основателем ордена францисканцев. Нынешний Папа Фрэнсис даже назвал себя за ним.

Очень редко встречаются напрестольные кресты поморского типа, на которых вместо ангелов другая небесная сила - херувим, а вместо светил поясные изображения Богоматери и апостола Иоанна Богослова.

Если дополнить этот крест двумя пластинами по обе стороны от распятия, под широкой перекладиной, получится киотный крест (фото 2). На левой пластине Богородица и святая Мария (иногда Марфа), на правой - святой Иоанн Богослов и сотник Лонгин.

В XIX столетии киотные кресты получили дальнейшее развитие в поповской среде. В композицию стали включаться иконки с различными евангельскими сюжетами. Чаще всего это были двунадесять господних праздников. Завершались такие композиции рядом изображений херувимов в верхнем ярусе. Такие сложные изображения называют «Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами». Это уже не крест, а сложная икона, состоящая из множества изображений. Она играет роль переносного иконостаса и в быту называется патриарший крест (фото 4).

Богато украшенные разноцветными эмалями, сияющие позолотой патриаршие распятия производят огромное эстетическое впечатление. Эти кресты играли важную роль в убранстве староверческих моленных. Описания таких крестов встречаются в нескольких делах об изъятии «раскольничьих икон». Основанием для изъятия могло служить следующее присутствующее в одном из таких дел объяснение: «Означенный крест не согласен с изображениями, употребляемыми в православной церкви. На православных образах, выше всякого изображения, представляется Божество, на освидетельствуемом же образе представлена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на Ея руках выше Триипостасного Божества, и все святые лики изображены с двуперстным благословлением, а силы небесные, изображаемыя на православных иконах служащими и предстоящими Богу со страхом и трепетом и в благоговении закрывающими лица свои сению крыл своих, представлены парящими вверху всех изображений, с открытыми лицами».

Такие кресты, предположительно, происходят из подмосковных мастерских с. Гуслицы. Херувимы в верхнем ряду креста или образа - отличительная черта гуслицкого литья, считают многие исследователи. Сейчас их сохранилось немного, т. к. большое количество патриарших распятий было переплавлено в годы борьбы со старообрядчеством еще во времена империи. Еще большая их часть погибла во времена воинствующего атеизма в первые десятилетия после Октябрьской революции. Наша задача - бережно хранить то, что осталось.

Галина ЕГОШИНА,
искусствовед, главный специалист Управления Росохранкультуры по ДФО
Хабаровск

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.




Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней.

Распятие Христа – Верхнерейнский мастер

Даже исполнители казни, – обыкновенно, люди жестокие, – не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питие, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: “Отче! прости им, потому что они не знают, что делают”.

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: “и к злодеям причтен был” (Ис. 53 , 12).

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головою Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: “Иисус Назорей Царь иудейский “, и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: “не пиши: Царь иудейский, но напиши, что Он говорил: Я Царь Иудейский”.

Но Пилат ответил: “что я написал, то написал”.



Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собою. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: “не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется”. И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: “разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий” (Псал. 21 , 19).

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: “Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста”.

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: “Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын”.

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: “если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого”.

Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: “если Ты Христос, спаси Себя и нас”.

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: “Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т. е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал”. Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвою: “Помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем !”

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: “истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю “.


При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: “Жено! вот, сын Твой “. Потом говорит Иоанну: “вот, Матерь твоя “. С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: “или Творец-страждет, или мир разрушается”. Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: “Или, Или! лима савахфани !” то есть “Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?” Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира.

Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: “вот, Илию зовет Он”. А другие говорили: “посмотрим, придет ли Илия спасти Его”.

Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: “Жажду”. Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.

Вкусив уксуса, Спаситель сказал: “Совершилось”, то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: “Отче! в руки Твои предаю дух Мой”. И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: “истинно, человек этот был Сын Божий”. А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.

















Текст: Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то