Что было на дворцовой до александрийской колонны. Александрийский столп – история, строительство, легенды

А лександровская колонна украшает Дворцовую площадь с 1834 года: Николай I приказал возвести ее в честь победы Александра I над Наполеоном. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем интересные детали из истории этого сооружения.

Александровская колонна, Санкт-Петербург. Фотография: meros.org

Первые эскизы Александровского обелиска

Степан Щукин. Портрет Александра I. Начало 1800-х. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834.

Франц Крюгер. Портрет Николая I. 1852. Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1829 году Николай I объявил открытый конкурс эскизов монумента в память об Александре I. Огюст Монферран - его проект Александровской колонны впоследствии был реализован - сначала предложил установить на площади гранитный обелиск высотой 25 метров. При этом Монферран разработал сразу несколько проектов пьедестала памятника. На одном из эскизов он предлагал украсить пьедестал барельефами Федора Толстого, которые иллюстрировали события Отечественной войны 1812 года, и фигурой всадника, впереди которого летит двуглавый орел, а позади - богиня победы. На другом эскизе он изобразил фигуры слонов, поддерживающих обелиск.

«Передо мной предстала колонна Траяна»

Александровская колонна, фигура ангела

Александровская колонна, пьедестал

Однако ни один проект обелиска принят не был. Монферрану предложили создать что-то вроде Вандомской колонны в Париже или колонны Траяна в Риме. Как писал архитектор: «Предо мной предстала колонна Траяна как прообраз самого прекрасного, что только способен создать человек в этом роде. Я должен был стараться подойти как можно ближе к этому величественному образцу античности, как это было сделано в Риме для колонны Антонина, в Париже - для колонны Наполеона» .

У колонны Монферрана тоже было несколько вариантов оформления: кроме эскиза с фигурой ангела архитектор предлагал увенчать обелиск крестом, обвитым змеей, или установить наверху фигуру Александра Невского.

Финский гранит для русского памятника

Василий Тропинин. Портрет Самсона Суханова. 1823. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

Пютерлахская каменоломня, отделение каменной глыбы от скалы. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Материал для своего памятника Монферран выбрал заранее: для Александровской колонны использовали гранит из Финляндии. Из одной скалы были вырублены и сама колонна, и камни для ее фундамента - самые большие из них весили более 400 тонн. Их вытесывали на протяжении двух лет - с 1830 по 1832 год - в Пютерлакской каменоломне. Там работали около 250 человек, а руководил ими известный каменотес Самсон Суханов.

Транспортировка на «Святом Николае»

Погрузка колонны на судно. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Доставка блоков для постамента Александровской колонны. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Перевозка заготовок для обелиска из Финляндии в Петербург была нелегкой задачей. Для транспортировки колонны по воде построили специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью более 1000 тонн. На его борт колонну загружали 600 солдат, при этом они едва не уронили монолит в воду. До Петербурга «Святого Николая» с колонной буксировали два парохода.

Сосновые сваи, цемент с мылом и шкатулка с монетами

Установка постамента на фундамент. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Поднятие колонны на эстакаду. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

При закладке фундамента для установки колонны рабочие обнаружили сваи: за полвека до этого здесь планировали установить памятник Петру I Бартоломео Растрелли.

При установке колонны использовали инновационные инженерные разработки Августина Бетанкура, которые к тому времени уже были опробованы при строительстве Исаакиевского собора Огюста Монферрана. Здесь фундамент заложили по той же технологии, что и в Исаакии: в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на них положили каменные гранитные блоки. На фундамент поставили монолит весом 400 тонн, который стал основанием пьедестала. Монолит соединили с фундаментом особым раствором - в цемент были добавлены водка и мыло. Благодаря этому монолит можно было двигать, пока он идеально не «сядет». В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.

«Монферран, Вы себя обессмертили!»

Александр Денисов. Подъем Александровской колонны. 1832

Л.П.-А. Бишебуа, А.Ж.-Б. Байо. Подъем Александровской колонны. 1834

Григорий Гагарин. Александрийская колонна в лесах. 1832

Самой сложной задачей, стоящей перед строителями, была установка колонны. Здесь также пригодились разработки, сделанные Августином Бетанкуром при строительстве Исаакиевского собора. Он сконструировал специальную подъемную систему из строительных лесов, кабестанов - механизмов для передвижения грузов - и системы блоков. Сначала колонну по наклонной плоскости подкатили на специальную платформу и закрепили на ней. Потом стали поднимать канаты, размещенные на вершине лесов. Эту операцию почти 40 минут выполняли около 2500 человек. Николая I настолько впечатлил торжественный подъем, что он воскликнул: «Монферран, вы себя обессмертили!» После установки колонны ее шлифовали, полировали и декорировали - на это потребовалось два года.

Скульптурное оформление колонны

Александровская колонна, фигура ангела. Фотография: hellopiter.ru

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: невский.рф

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: fotokto.ru

Фигуру ангела высотой почти пять метров выполнил скульптор Борис Орловский. В левой руке ангел держит крест, а правую возносит к небу. По замыслу Монферрана, фигура ангела должна была быть позолочена, но из-за спешки с открытием от этого решения отказались. На пьедестале колонны размещены изображения всевидящего ока, под которыми находятся двуглавые орлы, держащие в лапах лавровые гирлянды. Две крылатые женские фигуры держат табличку с текстом «Александру I - благодарная Россия», рядом изображены символы рек Висла и Неман. На других барельефах изображены аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия и Мудрости и Изобилия. Рисунки для оформления пьедестала выполнил сам Монферран, по ним художники сделали эскизы в натуральную величину, а скульпторы создали формы для отливки.

Самый высокий памятник из цельного гранита

Александровская колонна. Фотография: peterburg.center

Торжественная церемония открытия памятника состоялась 11 сентября 1834 года. Архитектор хотел отказаться от участия в церемонии, но Николай I настоял, сказав: «Монферран, ваше творение достойно своего предназначения, вы воздвигли памятник самому себе» . Для праздника на Дворцовой площади возвели специальные трибуны: на них разместилась императорская семья и другие именитые гости.

«И никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска... Начался церемониальный марш: русское войско прошло мимо Александровской колонны; два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище... Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым».

Василий Жуковский

Ангел после революции

Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: armycarus.do

Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: petersburglike.ru

После революции фигуру ангела на Александровской колонне во время городских праздников маскировали красной тканью или воздушными шарами. Ходила легенда, что вместо нее планируют установить статую Ленина, однако этого не произошло. Ограду вокруг монумента в 1930-е годы переплавили на патроны. В годы Великой Отечественной войны Александровскую колонну замаскировали не полностью, как многие другие архитектурные памятники Ленинграда, а лишь на 2/3 высоты. Ангел получил осколочные «ранения». Колонну и территорию вокруг нее несколько раз реставрировали - в 1960-х, 1970-х и 2000-х годах.


На Дворцовой площади Санкт-Петербурга высится уникальный монумент – колонна, увенчанная скульптурным изображением ангела с крестом, а в основании обрамленная рельефными аллегориями победы в Отечественной войне 1812-го года.

Посвященный полководческому гению Александра I, памятник носит название Александровской колонны, а с легкой руки Пушкина зовется «Александрийским столпом».

Возведение монумента пришлось на конец 20-х – начало 30-х годов ХIХ века. Процесс документировался, и потому каких-либо тайн в появлении Александровской колонны быть не должно. Но если тайн нет, очень хочется их придумать, не так ли?

Из чего сделана Александровская колонна

В сети полно уверений об обнаруженной слоистости в материале, из которого изготовлена Александровская колонна. Дескать, мастера прошлого, не умея механически обработать твердый , научились синтезировать гранитоподобный бетон – из которого и отлили монумент.

Альтернативное мнение еще радикальней. Александровская колонна вообще не монолитна! Она составлена из отдельных блоков, водруженных друг на друга подобно детским кубикам, а снаружи облицована штукатуркой с большим количеством гранитной крошки.

Есть и вовсе фантастические версии, способные посоперничать с заметками из палаты №6. Однако на деле ситуация не так сложна, а главное – весь процесс изготовления, транспортировки и установки Александровской колонны задокументирован. История возникновения главного монумента Дворцовой площади расписана чуть ли не по минутам.

Выбор камня для Александровской колонны

Огюст Монферран или, как он сам именовал себя на русский манер, Август Монферанд до получения заказа на монумент в честь победы в Отечественной войне 1812-го года строил Исаакиевский собор. Во время заготовительных работ в гранитном карьере на территории современной Финляндии Монферран обнаружил монолит размером 35 х 7 метров.

Монолиты такого рода – большая редкость и еще большая ценность. Так что нет ничего удивительного в бережливости архитектора, приметившего, но не пустившего в дело огромной гранитной плиты.

Вскоре у императора возникла идея памятника Александру I, и Монферран нарисовал эскиз колонны, памятуя о наличия пригодного материала. Проект был одобрен. Добычу и доставку камня для Александровской колонны поручили тому же подрядчику, который обеспечивал материалом строительство Исаакия.

Искусная добыча гранита в карьере

Для изготовления и водружения на уготованное место колонны требовалось два монолита – один для стержня сооружения, другой – для постамента. Камень для колонны высекали первым.

Первым делом рабочие очистили гранитный монолит от мягкой почвы и всякого минерального мусора, а Монферран тщательно осмотрел поверхность камня на предмет наличия трещин и дефектов. Изъянов не нашлось.

Используя молоты и кованые зубила, работники грубо выровняли верхушку массива и сделали прорезные углубления для крепления такелажа, после чего пришла пора отделения фрагмента от природного монолита.

По нижней кромке заготовки под колонну высекли горизонтальный уступ на всю длину камня. На верхней плоскости, отступив от края достаточное расстояние, вдоль заготовки прорубили борозду в фут глубиной и полфута шириной. В этой же борозде вручную, при помощи кованых шлямбуров и тяжелых молотов пробурили скважины на расстоянии фута одна от другой.

В готовые скважины поместили стальные клинья. Чтобы клинья работали синхронно и дали ровную трещину в гранитном монолите, была использована специальная распорка – железный брус, уложенный в борозду и выравнивающий клинья в ровный частокол.

По команде старшего молотобойцы, расставленные по одному человеку на два-три клина, принялись за дело. Трещина прошла точно по линии скважин!

При помощи рычагов и кабестанов (лебедок с вертикальным расположением вала) камень опрокинули на наклонно выложенную постель из бревен и елового лапника.


Таким же способом был добыт и гранитный монолит для пьедестала колонны. Но если заготовка для колонны изначально весила примерно 1000 тонн, камень для пьедестала откололи в два с половиной раза меньшим – «всего» 400 тонн весом.

Длились карьерные работы два года.

Транспортировка заготовок для Александровской колонны

«Легкий» камень для пьедестала доставляли в Петербург первым, в компании нескольких гранитных валунов. Общая масса груза составила 670 т. Нагруженную деревянную баржу поместили меж двух пароходов и благополучно отбуксировали в столицу. Прибытие судов пришлось на первые дни ноября 1831-го года.

Выгрузка производилась с использованием синхронной работы десяти волокущих лебедок и заняла всего два часа.

Транспортировку большей заготовки отложили на лето следующего года. Бригада каменотесов тем временем скалывала с нее лишний гранит, придавая заготовке округлую форму колонны.

Для перевозки колонны построили судно грузоподъемностью до 1100 тонн. Заготовку в несколько слоев обшили тесом. На берегу для удобства погрузки соорудили пристань из бревенчатых срубов, забалластированных диким камнем. Площадь настила пристани составляла 864 квадратных метра.

В море перед пристанью выстроили бревенчато-каменный мол. Дорогу к пристани расширили, очистили от растительности и выходов камня. Особо прочные останцы пришлось взрывать. Из множества бревен устроили подобие мостовой для беспрепятственного перекатывания заготовки.

Передвижение подготовленного камня к пристани заняло две недели и потребовало усилий более чем 400-т рабочих.

Погрузка заготовки на судно не обошлась без неприятностей. Бревна, выложенные в ряд одним концом на пристань, другим – на борт судна, не выдержали нагрузки и переломились. Камень, однако, не ушел на дно: утонуть ему не дало судно, распертое между причалом и молом.


У подрядчика было достаточно людей и подъемной техники, чтобы выправить ситуацию. Однако начальство для верности вызвало солдат из близлежащей воинской части. Помощь нескольких сотен рук оказалась кстати: за два дня монолит подняли на борт, укрепили и отправили в Петербург.

Во время происшествия никто не пострадал.

Подготовительные работы

Чтобы избежать случайностей при выгрузке колонны, Монферран перестроил петербуржский причал так, чтобы борт судна прилегал к нему без зазоров по всей своей высоте. Мера оказалась успешной: переваливание груза с баржи на берег прошло безукоризненно.

Дальнейшее перемещение колонны велось по наклонным настилам с конечной целью в виде высокой деревянной платформы со специальной тележкой наверху. Тележка, передвигаемая на подкладных роликах, предназначалась для продольного движения заготовки.

Камень, вырубленный для пьедестала монумента, был еще осенью доставлен к месту установки колонны, накрыт навесом и отдан в распоряжение сорока каменотесов. Обтесав монолит сверху и со всех четырех боков, рабочие перевернули камень на песочную кучу – дабы исключить раскалывание глыбы.


После обработки всех шести плоскостей пьедестала гранитный блок водрузили на фундаментную основу. Фундамент для пьедестала опирался на 1250 свай, вбитых в дно котлована на одиннадцатиметровую глубину, опиленных по уровню и вмурованных в каменную кладку. Поверх четырехметровой кладки, заполнившей котлован, выложили цементный раствор с мылом и спиртом. Податливость растворной подушки позволила выставить монолит пьедестала с высокой точностью.

За несколько месяцев каменная кладка и цементная подушка пьедестала схватились и набрали требуемую прочность. К моменту доставки на Дворцовую площадь колонны пьедестал был готов.

Установка колонны

Установка колонны массой в 757 тонн – непростая инженерная задача даже сегодня. Однако инженеры двухсотлетней давности справились с решением проблемы «на отлично».

Расчетная прочность такелажа и вспомогательных конструкций была троекратной. Рабочие и солдаты, привлеченные к поднятию колонны, действовали с большим воодушевлением – отмечает Монферран. Грамотная расстановка людей, безупречная организация управления и остроумная конструкция лесов позволили поднять, выровнять и установить колонну менее чем за час. Еще два дня ушло на выправление вертикальности монумента.

Финишная обработка поверхности, а также монтаж архитектурных деталей капители и скульптуры ангелы заняли еще два года.

Стоит отметить, что никаких скрепляющих элементов между подошвой колонны и пьедесталом нет. Монумент покоится исключительно за счет свих исполинских размеров и отсутствия в Петербурге сколько-нибудь заметных землетрясений.

Ссылки на дополнительную информацию

Чертежи и другие документы о строительстве Александровской колонны в Петербурге: Каждый петербуржец знает, что Александровская колонна, которая стоит посередине Дворцовой площади, установлена в ознаменование победы над французами в 1812 году. И что эта махина вырублена из цельного куска гранита. И что вырубили ее из скалы под Выборгом русские мастера. Во всяком случае, историки и краеведы в этом вопросе не сомневаются.

Новые времена разрушают старые мифы и создают новые. Некоторые пытливые умы XXI столетия называют Александровскую колонну самым большим менгиром на планете. Но так ли это?

Менгир на века

Менгир - это каменный монолит, который в высоту больше, чем в ширину. Таковых стоящих камней на планете немало. Колонны, которыми так любили украшать архитектурные комплексы наши предки, - это своего рода воспоминание о менгирах, потому что к тому времени, когда эти предки научились обрабатывать камни под колонны, от возведения менгиров они давным-давно отказались. Большинство менгиров было возведено в эпоху палеолита. Наряду с ними люди палеолита возводили также кромлехи (аллеи из целого ряда менгиров или же круговые сооружения из менгиров и трилитов вроде Стоунхенджа) и дольмены (каменные «домики» из стоящих камней, накрытых еще одним - лежащим на боку).

К тому времени, когда император Николай Павлович приказал возвести на главной площади Санкт-Петербурга памятник усопшему в Таганроге брату, первобытные дикари уже пару тысячелетий покоились в своих первобытных могилах. А если учесть, что Николай Павлович был небольшой охотник до исторических изысканий и чтения «времен минувших анекдотов», то уж он-то ни в коем разе не решился бы соорудить в своей столице первобытный менгир! Зачем бы ему такие глупости? Вот построить пяток виселиц, чтобы на устрашение инакомыслящим казнить на них нескольких зарвавшихся декабристов, - это дело. А менгир... нет, увольте. Тем более что сооружение памятника император поручил не первобытному русскому дикарю, а знаменитому Монферрану.

Но современным правдолюбам и Монферран, задокументировавший весь процесс строительства самой высокой колонны в мире, не указ. Они убеждены, что на самом-то деле каменный столп, то есть менгир, стоял точно посреди Дворцовой площади с эпохи палеолита. Надо полагать, на гранитном же постаменте. А архитектор Монферран просто надстроил гранитный менгир навершием из кирпича и установил там ангела. Менее радикальные правдолюбы в этом не так уверены: нет, пишут они, Монферран... нашел уже готовый менгир, который предки не успели доставить на языческое капище, и воткнул его в центре Санкт-Петербурга себе во славу и всем на радость. А некоторые Монферрана вообще отставляют в сторону и с пеной у рта доказывают, что эту колонну, то есть этот менгир, вытесали из карельской скалы русские строители, обладавшие древним знанием, и по особой древнерусской палеолитической технологии. И что вырубали, доставляли и устанавливали они этот менгир без специальных приспособлений и механизмов - не то чародейством, не то силой мысли, не то просто крепкими трудовыми руками с твердыми крестьянскими мозолями...

Детище Монферрана

Строительство Александровской колонны - тайна, покрытая мраком, как уверяют нас эти «историки». Не сохранилось ни проектных документов, ни записок Монферрана, ни рисунков, ни свидетельств очевидцев - ничего от этого строительства. А если ничего не осталось - так ничего Монферран и не строил. Он просто реставрировал то, что прежде стояло на Дворцовой, то бишь упомянутый менгир! Самый большой менгир на планете, великое наследие палеолитических русичей!

Однако они лукавят. Монферран издал два альбома о возведении Александровской колонны - цветной и чернобелый. На рисунках детально изображен весь процесс обработки, доставки и установки нашего «менгира». Изображены там и инструменты, при помощи которых от гранитной скалы была отколота глыба необходимого размера. Остались и описания этого процесса. Нет, не магией и силой мысли воздействовали на скалу строительные артели. Работали они, как полагается, специальными орудиями. Рабочих было нанято много. И поскольку император требовал соорудить памятник побыстрее, то эксплуатировали этих несчастных без жалости. Трудились они в каменоломне по 400-600 человек в смену.

Осталось описание, как именно создавали трещину в монолитной глыбе, чтобы отколоть от нее нужную часть. Для этого сверлили в камне отверстия, расширяли их клиньями, вставляли туда длинные ломы и начинали забивать в породу, как сваи. Один или несколько человек стояли во всю длину лома и держали его, чтобы направлять в нужную точку, а другие рабочие ударяли по свободному концу огромными молотками. Грохот стоял непереносимый. Но хуже всего приходилось не тем, кто бил молотками, а тем, кто удерживал лом: они глохли, слепли, от невыносимых усилий рвались их мускулы. Работа была адская и с очень высокой смертностью.

Отделив глыбу, ее ужали до нужного размера, потом стали превращать в колонну. Причем в верхней трети начали плавно стесывать лишнюю «стружку», чтобы визуально этот столп выглядел равным по толщине - что вверху, что внизу. Для установки на колонне оставили специальные выступы, чтобы потом закрепить на них веревочные кольца. И хотя «искатели тайн» считают, что округлые изделия из гранита можно изготовить только на токарном станке, колонна вовсе не была единственным сооружением из этого материала. Да и век был XIX...

Для перевозки «менгира» тоже использовалась специальная, но отнюдь не палеолитическая технология - рычаги, вороты, помосты и т.п. Колонну опустили на специальную раму, снабженную полозьями, и двигали ее большим скопом мужиков по другим полозьям, оснащенным бронзовыми шарами (своего рода подшипниками), пока не дотащили до корабля, тоже специально построенного для ее перевозки.

Всенародное торжество

На площади колонну, весившую 600 тонн, поставили на постамент с помощью специальной «башни» - рисунок этой башни есть в альбоме Монферрана. К деревянной конструкции колонна крепилась пятью рядами веревочных колец. Ее осторожно поставили «на попа» меньше чем за два часа (так описывали установку восхищенные современники). Колонна приняла вертикальное положение и удерживалась только за счет собственного веса - никаких растворов для установки не применяли. Она получилась высотой 25,6 метра, если считать длину самой конструкции, и 47,5 метра, если считать общую длину всех элементов. Это была действительно самая высокая колонна в тогдашнем мире - выше Траяновой и выше Вандомской, которую взял за образец Монферран.

Правда, архитектору не удалось полностью воплотить свой замысел. Он мечтал высверлить колонну, чтобы внутри нее создать винтовую лестницу. Он даже придумал, как это сделать: потребовались бы хороший каменотес и мальчик, способный пролезать во внутренность сооружения. Минусом проекта было то, что на вытесывание в цельном камне винтовой лестницы могли уйти годы. Архитектор сетовал, что мальчик за время работы мог увеличиться в размерах и осложнить весь ход работ!

Император задумку Монферрана пресек на корню. Он хотел получить колонну как можно быстрее. И 30 августа 1832 года он ее получил - на мощном постаменте, круглую, розовую, прекрасную.

А ровно через два года вся конструкция была полностью завершена. Постамент обложили гранитными барельефами, верхушку колонны снабдили бронзовой капителью, достроили абаку из кирпича для установки цилиндрического постамента, на котором водрузили ангела с крестом. И 30 августа 1834 года состоялся грандиозный праздник - с торжественным молебном и парадом. На праздник собралась вся петербургская знать. Простые люди могли наблюдать эпохальное событие издалека, либо с окрестных крыш и деревьев.

Два момента из ранней жизни Александровской колонны описаны сотнями очевидцев - установка самого столпа и торжественное открытие. Иными словами, можете забыть о «самом большом менгире в истории». Александр Сергеевич Пушкин нарек императорскую колонну Александрийским столпом. Однако же столпом, а не менгиром! Хотя «правдолюбы» добрались и до Пушкина: они подозревают, что поэт имел в виду не колонну, а... Александрийский маяк. А где маяк и Александрия - там библиотека и язычество. А где язычество - там жертвенники и капища. А где капища - там, конечно, есть место и «самому большому менгиру». Вот таковы, увы, плоды просвещения...

Столб... столба... столбу...
(С) народ

А лександровский столп (Александринский) - памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов.
Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела (похожего внешне на императора Александра), выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб - это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита.

Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника - 47,5 метров, гранитного монолита - 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже - памятника Наполеону (она есть )

Начну с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария - веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску со следующим текстом:

""В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда". ".

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

"При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар ". Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор..."


Альбом с рисунками Монферрана.

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал "Ура!" А восхищенный император произнес: "Монферран, Вы себя обессмертили!"

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух - кажется что колонна покачивается.

Это настоящее произведение искусства.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напоминает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее.


Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра. Картина находится в

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.

Перед трибуной и колонной прошел парад войск.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

"В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом".

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника "Петру I - Екатерина II", Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент "Столб Николая I Александру I", что сразу же дало жизнь каламбуру: "Столб столба столбу " .

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история - министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N".

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны на колонне отражалась эта буква.

С колонной связано много баек и легенд))) истории о том, как её случайно раскопали строители во главе с Монферраном или версии об инопланетянах с Альфа-Центавра я сразу опущу... под плинтус. Этого добра будет достаточно в комментах)))

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать...

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!
Дворцовая площадь Санкт-Петербурга

Основа инфы (С) Вики, walkspb.ru и др. инет. Старые фото и гравюры (С) альбомы Монферрана (Государственная публичная библиотека) и интернет. Современные фото частично мои, частично из инета.

Александрийский столп (Александровский, Александринский) – памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб - это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита. Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника - 47,5 метров, гранитного монолита - 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, колонны Траяна в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже – памятника Наполеону.

Начнем с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита - основной части колонны - была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830-1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария - веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску со следующим текстом:

"В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда".

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

"При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы - прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар". Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор..."

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал "Ура!" А восхищенный император произнес: "Монферран, Вы себя обессмертили!"

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух – колонна покачивается.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, - «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напотинает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

"В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом".

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника "Петру I - Екатерина II", Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент "Столб Николая I Александру I", что сразу же дало жизнь каламбуру: "Столб столба столбу".

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история - министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N".

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

С ней связано много баек и легенд)))

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать...

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!

Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лакончиная надпись: "Юрий Гагарин! Ура!"

Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.

Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то