Биография - анатолий константинович лядов. Сказочный мир анатолия лядова Жизненный и творческий путь лядова

А. К. Лядов - один из выдающихся композиторов России на рубеже двух веков, XIX и XX. Он был учеником, а впоследствии и единомышленником Н. Римского-Корсакова, а сам преподавал С. Прокофьеву, Н. Мясковскому.

А. К. Лядов. Биография: первые годы жизни

Родился будущий композитор в мае 1855 года в Санкт-Петербурге. И вся его последующая жизнь будет связана с этим городом. Интерес Анатолия к музыке нельзя назвать случайностью. Его отец был дирижером русской оперы, работал в Мариинском театре. Уже с детства мальчик знал весь репертуар, а в юности и сам был статистом на спектаклях. Игре на фортепиано обучала Анатолия его тетя по матери, Антипова В. А. Однако это были нерегулярные занятия. Быт Лядова в детстве был очень неустроенным: когда ему было 6 лет, умерла мать, отец вел жизнь довольно беспорядочную. Это стало причиной формирования в нем не слишком хороших качеств: безволия, несобранности. Они крайне негативно повлияли на творческий процесс в дальнейшем.

Биография Лядова А. К.: студенческие годы

С 1867 по 1878 годы Анатолий обучался в консерватории Санкт-Петербурга. Его преподавателями были такие знаменитости, как Ю. Иогансен, Н. Римский-Корсаков, А. Дубасов, Ф.Беггров. Закончил консерваторию Лядов блестяще. При содействии Н. Римского-Корсакова еще в студенческую пору Анатолий поддерживал дружеские связи с «Могучей кучкой» - содружеством композиторов. Здесь он приобщился к идеалам творчества и осознал себя именно русским композитором. Вскоре это объединение распалось, и Лядов перешел в новое - «Беляевский кружок». Вместе с Глазуновым и Римским-Корсаковым он сразу стал руководить процессом: отбирать, редактировать и издавать новые сочинения.

А. К. Лядов. Биография: консервативность композитора

Как художник Анатолий Константинович сформировался достаточно рано. И в дальнейшем вся его деятельность не отмечена какими-либо резкими переходами. Внешне жизнь Лядова выглядела спокойной, стабильной и даже однообразной. Он словно опасался каких-то изменений к худшему и поэтому отгораживался от мира. Возможно, сильных впечатлений ему и не хватало для творческой активности. Ровное течение его жизни было нарушено лишь двумя поездками: в 1889 году в Париж на Всемирную художественную выставку, на которой исполняли и его сочинения, и в 1910 году - в Германию.

А. К. Лядов. Биография: личная жизнь

Сюда композитор не допускал никого. Даже от самых близких друзей он сокрыл собственную женитьбу на Н. И. Толкачевой в 1884 году. Свою супругу он не представил никому, хотя впоследствии прожил с ней всю жизнь и воспитал двоих сыновей.

А. К. Лядов. Биография: творческая продуктивность

Современники упрекали его в том, что он мало пишет. Отчасти это было связано с материальной необеспеченностью и необходимостью зарабатывать деньги: он много времени уделял педагогической деятельности. В 1878 году Лядова пригласили на должность профессора в консерваторию, и он работал в этом учебном заведении до конца жизни. Дополнительно с 1884 года композитор преподавал в певческой капелле при дворе. Его учениками были Мясковский, Прокофьев. Сам Лядов признавался, что сочинял в малых промежутках между преподаванием. С 1879 году он работал еще и дирижером. В ранний период наиболее оригинальным оказался созданный им цикл «Бирюльки». К концу 80-х годов Лядов проявил себя как мастер миниатюры. Вершиной же камерной формы можно считать его прелюдии. Этот жанр был наиболее близок его мировоззрению. С 1887 по 1890 годы он написал три тетради «Детских песен». Их основой послужили древние тексты прибауток, заклинаний, присказок. В 1880-е годы композитор также начал заниматься русским фольклором. Всего он обработал 150 народных песен.

А. К. Лядов - композитор. Биография: последние годы

В этот период жизни появились симфонические шедевры композитора. Они блестяще подтвердили его творческую эволюцию. С 1904 по 1910 годы Лядов создал «Кикимору», «Волшебное озеро» и «Бабу-Ягу». Их можно рассматривать и как самостоятельные произведения, и как художественный триптих. В сфере последней работой композитора, его «лебединой песней», стала «Скорбная песнь» («Кеше»). Она связана с образами Метерлинка. Эта исповедь души завершила творчество Лядова. А вскоре, в августе 1914 года, окончился и его земной путь.

...Лядов скромно отвел себе область миниатюры - фортепианной и оркестровой - и работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом, первоклассного художника-ювелира и мастера стиля. В нем действительно жило прекрасное в национально-русском душевном облике.
Б. Асафьев

А. Лядов принадлежит к младшему поколению замечательной плеяды русских композиторов второй половины XIX в. Он проявил себя как талантливый композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. В основе творчества Лядова лежат образы русского эпоса и песенного фольклора, сказочной фантастики, для него характерна проникнутая созерцательностью лирика, тонкое ощущение природы; в его произведениях встречаются элементы жанровой характеристичности и комизма. Музыке Лядова свойственны светлое уравновешенное настроение, сдержанность в выражении чувства, лишь иногда прерываемые страстным, непосредственным переживанием. Большое внимание Лядов уделял совершенствованию художественной формы: непринужденность, простота и изящество, стройная соразмерность - вот его высшее критерии художественности. Идеалом ему служило творчество М. Глинки и А. Пушкина. Он подолгу обдумывал во всех подробностях создаваемые им произведения и потом записывал сочиненное начисто, почти без помарок.

Излюбленная музыкальная форма Лядова - небольшая инструментальная или вокальная пьеса. Композитор в шутку говорил, что он не выносит больше пяти минут музыки. Все его сочинения - это миниатюры, лаконичные и отточенные по форме. Творчество Лядова невелико по объему, кантата, 12 сочинений для симфонического оркестра, 18 детских песен на народные слова для голоса с фортепиано, 4 романса, около 200 обработок народных песен, несколько хоров, 6 камерно-инструментальных сочинений, свыше 50 пьес для фортепиано.

Лядов родился в музыкальной семье. Его отец был дирижером Мариинского театра. Мальчик имел возможность слушать в концертах симфоническую музыку, часто бывать в оперном театре на всех репетициях и спектаклях. «Глинку он любил и знал наизусть. „Рогнедою“ и „Юдифью“ Серова восхищался. На сцене он участвовал в шествиях и толпе, а приходя домой, изображал перед зеркалом Руслана или Фарлафа. Певцов, хора и оркестра он наслушался вдосталь», - вспоминал Н. Римский-Корсаков. Музыкальная одаренность проявилась рано, и в 1867 г. одиннадцатилетний Лядов поступает в Петербургскую консерваторию. Практическим сочинением он занимался у Римского-Корсакова. Однако за пропуски занятий и недисциплинированность в 1876 г. он был исключен. В 1878 г. Лядов вторично поступает в консерваторию и в этом же году блестяще сдает выпускной экзамен. В качестве дипломной работы им была представлена музыка к заключительной сцене «Мессинской невесты» Ф. Шиллера.

В середине 70-х гг. Лядов знакомится с членами балакиревского кружка. Вот что писал Мусоргский о первой встрече с ним: «...Появился новый, несомненный, оригинальный и русский юный талант...» Общение с крупнейшими музыкантами оказало большое влияние на творческое формирование Лядова. Расширяется круг его интересов: философия и социология, эстетика и естествознание, классическая и современная литература. Насущной потребностью его натуры было размышление. «Клюйте из книги то, что Вам нужно , и развивайте это на свободе , и тогда Вы узнаете, что значит думать », - писал он позже одному из своих друзей.

С осени 1878 г. Лядов становится педагогом Петербургской консерватории, где ведет теоретические дисциплины у исполнителей, а с середины 80-х гг. преподает и в Певческой капелле. На рубеже 70-80-х гг. Лядов начал дирижерскую деятельность в Петербургском кружке любителей музыки, а позже выступил как дирижер в общедоступных симфонических концертах, учрежденных А. Рубинштейном, а также в Русских симфонических концертах, основанных М. Беляевым. Его дирижерские качества высоко ценили Римский-Корсаков, Рубинштейн, Г. Ларош.

Музыкальные связи Лядова расширяются. Он знакомится с П. Чайковским, А. Глазуновым, Ларошем, становится участником «беляевских пятниц». В это же время он приобретает известность и как композитор. С 1874 г. выходят в свет первые произведения Лядова: 4 романса ор. 1 и «Бирюльки» ор. 2 (1876). Романсы оказались единственным опытом Лядова в этом жанре, они были созданы под влиянием «кучкистов». «Бирюльки» - первое фортепианное сочинение Лядова, представляющее собой серию мелких разнохарактерных пьес, объединенных в законченный цикл. Уже здесь определяется лядовская манера изложения - камерность, легкость, изящность. До начала 1900-х гг. Лядовым было написано и издано 50 опусов. Большинство из них - небольшие фортепианные пьесы: интермеццо, арабески, прелюдии, экспромты, этюды, мазурки, вальсы и др. Широкую популярность завоевала «Музыкальная табакерка», в которой с особой тонкостью и изысканностью воспроизводятся образы кукольно-игрушечного мирка. Из числа прелюдий особенно выделяется Прелюдия си минор ор. 11, мелодия которой очень близка народному напеву «И что на свете прежестоком» из сборника М. Балакирева «40 русских народных песен».

К наиболее крупным произведениям для фортепиано относятся 2 вариационных цикла (на тему романса Глинки «Венецианская ночь» и на польскую тему). Одной из известнейших пьес стала баллада «Про старину». Это сочинение близко эпическим страницам оперы Глинки «Руслан и Людмила» и «Богатырской» симфонии А. Бородина. Когда в 1906г. Лядов сделал оркестровую редакцию баллады «Про старину», В. Стасов, услышав ее, воскликнул: «Настоящего баяна Вы тут вылепили».

В конце 80-х гг. Лядов обратился к вокальной музыке и создал 3 сборника детских песен на тексты народных прибауток, сказочек, припевок. Ц. Кюи назвал эти песни «крошечными жемчужинами в самой тонкой, законченной отделке».

С конца 90-х гг. Лядов с увлечением занимается обработкой народных песен, собранных экспедициями Географического общества. Особенно выделяются 4 сборника для голоса с фортепиано. Следуя традициям Балакирева и Римского-Корсакова, Лядов широко пользуется приемами подголосочной полифонии. И в этой форме музыкального творчества проявляется типичная лядовская черта - камерность (он использует минимальное количество голосов, которые образуют легкую прозрачную ткань).

К началу XX в. Лядов становится одним из ведущих и авторитетных русских музыкантов. В консерватории к нему переходят специальные теоретические и композиторские классы, среди его учеников С. Прокофьев, Н. Мясковский, Б. Асафьев и др. Смелым и благородным можно назвать поведение Лядова в 1905г., в период студенческих волнений. Далекий от политики, он безоговорочно примкнул к передовой группе преподавателей, протестовавших против реакционных действий РМО. После увольнения из консерватории Римского-Корсакова Лядов вместе с Глазуновым заявил о своем выходе из состава ее профессоров.

В 1900-х гг. Лядов обращается преимущественно к симфонической музыке. Он создает ряд произведений, продолжающих традиции русской классики XIX в. Это оркестровые миниатюры, сюжеты и образы которых подсказаны народными источниками («Баба-Яга », «Кикимора ») и созерцанием красоты природы («Волшебное озеро »). Лядов называл их «сказочными картинками». В них композитор широко использует колористические и живописные возможности оркестра, следуя по пути Глинки и композиторов «Могучей кучки». Особое место занимают «Восемь русских народных песен для оркестра», в которых Лядов мастерски использовал подлинные народные напевы - эпические, лирические, плясовые, обрядовые, хороводные, выразив разные стороны духовного мира русского человека.

В эти годы Лядов проявлял живейший интерес к новым литературным и художественным течениям, и это нашло отражение в его творчестве. Он пишет музыку к пьесе М. Метерлинка «Сестра Беатриса», симфоническую картину «Из Апокалипсиса» и «Скорбную песнь для оркестра». В числе последних замыслов композитора - балет «Лейла и Алалей» и симфоническая картина «Купальская ночь» по мотивам произведений А. Ремизова.

Последние годы жизни композитора были омрачены горечью утрат. Лядов очень остро и тяжело переживал потерю друзей и соратников: один за другим ушли из жизни Стасов, Беляев, Римский-Корсаков. В 1911 г. Лядов перенес тяжелую болезнь, от которой уже не смог оправиться полностью.

Ярким свидетельством признания заслуг Лядова явилось празднование в 1913 г. 35-летнего юбилея его творческой деятельности. Многие его сочинения и поныне пользуются широкой популярностью и любовью слушателей.

Анатолий Константинович Лядов

Анатолий Лядов, родившийся в 1855 году в Петербурге, происходил из единственной в своем роде семьи русских потомственных музыкантов, насчитывающей до десяти представителей. Соприкосновение с самого раннего детства с музыкальной и театральной средой благотворно сказалось на развитии способностей мальчика, который, имея в любое время доступ в оперный театр, иногда и сам участвовал в спектаклях в качестве статиста.

После непродолжительного обучения игре на фортепьяно под руководством одной из родственниц он поступил в возрасте двенадцати лет в консерваторию. Здесь он занимался сначала по классам фортепиано и скрипки, затем перешел на теоретическое отделение, где его учителями были Римский-Корсаков и известный теоретик Ю. И. Иогансен.

Анатолий Константинович Лядов

Молодости свойственна беззаботность, и, наверное, поэтому Анатолий не уделял достаточного внимания учебным занятиям. Когда он был уже на последнем курсе, постоянные пропуски уроков вынудили Рим-ского-Корсакова исключить его из своего класса, что, впрочем, не помешало начавшейся вскоре дружбе между учителем и учеником. Это общение с великим композитором и другими членами «Могучей кучки» способствовало дальнейшему творческому росту Лядова.

В 1876 году впервые издаются произведения Лядова – 4 романса и цикл «Бирюльки», представляющий собой сборник из 14 миниатюрных пьес для фортепиано, из которых первая и вторая, выполняющая роль финала, основаны на одном и том же музыкальном материале.

Два года спустя молодой человек вновь зачисляется в консерваторию и блестяще заканчивает ее весной 1878 года, после чего начинается его педагогическая деятельность в стенах родного учебного заведения. В 1879 году он пробует свои силы и в качестве дирижера: в течение нескольких лет руководит любительским оркестром.

Характерные черты, отличающие творчество Лядова, определились практически с первых его шагов на этом поприще. Начиная с «Бирюлек», он свыше 20 лет уделяет основное внимание жанру фортепианной миниатюры и только в редких случаях обращается к оркестровым и вокальным сочинениям.

Между тем Лядова привлекали и народно-сказочные образы, которые наиболее ярко воплотились в его поздних симфониях. На протяжении долгих лет композитор хотел написать сказочную оперу «Зорюшка» на сюжет пьесы В. И. Даля «Ночь на распутье», но осуществить эту мечту ему помешали длительные перерывы, то и дело возникавшие по тем или иным причинам в работе над данным произведением. Написанная для оперы музыка была частично использована Лядовым в симфонической картине «Волшебное озеро» и в некоторых других произведениях.

В начале 90-х годов Лядов создает несколько интересных произведений, в том числе пьесу «Музыкальная табакерка» и сочинение под названием «Про старину». Последнее представляет собой программную пьесу, навеянную образцами народного творчества и такими произведениями русской музыкальной классики, как Первая песня Баяна из «Руслана и Людмилы» Глинки, медленная часть «Богатырской симфонии» Бородина.

Связь пьесы «Про старину» с народным эпическим жанром проявляется и в некоторых особенностях формообразования. Большое место в ней отводится вступительным, переходным, связующим и заключительным разделам. Все это обуславливает типичную для произведений эпического жанра неторопливость высказывания.

На начало 1900-х годов приходится большая часть лядовских гармонизаций и обработок народных песен. Их возникновение было связано с предложением Песенной комиссии Русского географического общества гармонизовать народные напевы, собранные в фольклорных экспедициях. Основную массу составляют гармонизации для одного голоса с фортепиано, остальные – хоровые редакции песен из одноголосных сборников. Особым видом обработки является своеобразная вокально-оркестровая сюита «Пять русских песен для женского голоса с оркестром».

Своей гармонизацией композитор стремился углубить музыкально-поэтический образ и жанровую специфику песен. В лирических песнях он подчеркивает широту их мелодического дыхания, в хороводных, плясовых – четкую ритмическую основу. Свойственную некоторым песням спокойную ясность Лядов иногда углублял использованием высокого регистра и введением коротких наигрышей народно-инструментального характера, как бы воспроизводящих звучание народных инструментов – рожков или жалеек.

Однако следует заметить, что вокальный жанр в целом мало привлекал Лядова, хотя есть в его творчестве выдающееся достижение – детские песни, тесты которых представляют собой народные шутки, забавные присказки, состоящие подчас всего из двух строчек. В числе 18 детских песен имеются и полные юмора игривые шуточные, и нежно-лирические колыбельные, и старинные народные заклинания. При этом особо следует выделить песню «Косой бес», в которой предвосхищены образы позднейших симфонических произведений.

Замкнутый от природы, Лядов избегал общественных выступлений, но революционные события 1905 года, нашедшие отражение в студенческих волнениях в консерватории, затронули и его. В знак протеста против увольнения Римского-Корсакова, принявшего сторону молодежи, Лядов покинул в этом же году данное учебное заведение. Вместе с передовой петербургской профессурой Лядов отстаивал в то время для консерватории автономию, что подразумевало под собой независимость от бюрократической опеки со стороны дирекции Русского музыкального общества. В консерваторию Лядов вернулся только после того, как ее директором был выбран Глазунов, а также в этом учебном заведении стал вновь преподавать Римский-Корсаков.

В последующие годы Лядов работает в основном в симфонической области. Ценнейшие из созданных им в течение последнего десятилетия жизни программных симфонических произведений в той или иной форме связаны с народным творчеством и с традициями русской классики. Их содержание сводится либо к «портретной» зарисовке сказочного персонажа, либо к музыкальному пейзажу («Волшебное озеро»). Из трех основных «сказочных картинок» родственны по сюжету «Баба-яга» и «Кикимора». Это музыкальные характеристики образов, воплощающих злое начало. Отсюда сумрачный, несколько зловещий колорит обоих произведений. Причем «злые» образы получаются у Лядова достаточно гротескными. Это обстоятельство, в сочетании со стремительным, быстрым движением и острой характерностью ритмов, сближает оба произведения с жанром скерцо.

Иной характер присущ пьесе «Волшебное озеро», которую композитор считал одним из самых своих удачных произведений. Именно о нем он написал такие строки: «Ах, как я его люблю! Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственностью в глубине!»

Красочное начало, бесплотность образов определили специфику выразительных средств в «Волшебном озере». Это, прежде всего, отсутствие четкого тематизма при огромном значении гармонии, фактуры, тембра. В качестве объединяющего элемента выступает в основном «фоновое» движение: колышущийся рисунок струнных, вибрирующее тремоло, трели.

Оркестр «Волшебного озера» – одно из высших достижений оркестрового мастерства Лядова. Общий тембровый колорит получается из сочетания шелеста и шороха струнных с сурдинами, нежно звенящих тембров арфы, челесты. При этом звучание музыки в основном ограничено оттенками «пиано» и «пианиссимо», лишь на краткий миг доходя до «форте».

Сравнительно более крупное по объему симфоническое произведение – «Восемь русских народных песен для оркестра» – представляет сюиту из ряда миниатюр, причем каждая из них сама по себе является ярким образцом того или иного народно-песенного жанра.

Отрывок из Прелюдии си-минор А. К. Лядова

Сюиту открывает архаический духовный стих. Вторая часть цикла – также восходящая к древности календарно-обрядовая святочная песня «Коляда-маледа» (в основу этой части взято два различных колядных напева). Третья часть – лирическая «Протяжная» – прекрасный образец широкой народной распевности. Ведущее значение здесь получают струнные, при этом начальное изложение песни у одних виолончелей, разделенных на четыре партии, воспринимается как звучание мужского хора. Полная противоположность «Протяжной» – четвертая часть, представляющая собой шуточное жизнерадостное народное скерцо под названием «Я с комариком плясала». Вся эта часть звучит в высоком регистре деревянных духовых на легком фоне струнных. Трели скрипок в начале и в конце ее остроумно подражают гудению комара. В пятой части – «Былине о птицах» – сплелись воедино эпическое начало, юмор и элемент фантастики. Обе следующие части – две небольшие интермедии, противопоставленные друг другу: это нежная лирическая «Колыбельная» и беззаботно-веселая «Плясовая». Сюита завершается наиболее крупной по объему восьмой частью – «Хороводной» – яркой жанровой картинкой народного праздничного веселья.

В 1900-х годах ощущаются в творчестве композитора и новые веяния: так, симфоническая сюита «Легенды» возникла под влиянием музыки бельгийского драматурга-символиста М. Метерлинка, но это произведение Лядов не закончил, а единственная цельная часть сюиты была издана под названием «Скорбная песнь».

Последние месяцы жизни композитора омрачила тяжелая болезнь, вынуждавшая его неделями не выходить из дома и ограничившая его общение с окружающим миром до минимума. Умер Лядов в 1914 году.

Уступая крупнейшим представителям музыкального искусства в широте охвата явлений и глубине их отражения, Лядов все же внес немалый вклад в развитие русской музыки. Необходимо отметить, что именно он первым утвердил в русской музыке жанр прелюдии, через некоторое время получивший дальнейшее развитие в творчестве Скрябина и Рахманинова. Своими программными симфоническими миниатюрами Лядов смог создать вполне самостоятельную ветвь в русском симфонизме. Уникальны в своем роде и великолепные детские песни композитора, как и его обработки народных песен, по праву стоящие в одном ряду с классическими народно-песенными обработками Балакирева и Рим-ского-Корсакова.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Анатолий Константинович Лядов (1855–1914) Анатолий Лядов родился 11 мая 1855 года в Петербурге. Вся жизнь Лядова связана с этим городом, с его художественной средой. Выходец из семьи профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Отличной школой для него был

Из книги 100 великих олимпийских чемпионов автора Малов Владимир Игоревич

Анатолий Фирсов (1941–2000)Советский хоккеист. Чемпион IXзимних Олимпийских игр в Инсбруке (Австрия), 1964 год. Чемпион X зимних Олимпийских игр в Гренобле (Франция), 1968 год. Чемпион XI зимних Олимпийских игр в Саппоро (Япония), 1972 годВ хоккее советских времен было немало великих

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Д’АКТИЛЬ, Анатолий (1890–1942), поэт 10 Одна из них белая, белая, Была как попытка несмелая. Другая же алая, алая, Была как мечта небывалая. «Две розы» (1923), муз. А. Покрасса С 1925 г. в отдельных изданиях романса в качестве автора музыки вместо Аркадия Яковлевича указывался Самуил

автора Чупринин Сергей Иванович

АНАТОЛИЙ ГАВРИЛОВ Гаврилов Анатолий Николаевич родился 21 января 1946 года в поселке Шлаковом под Мариуполем Донецкой области. Окончил заочно Литинститут (1979; семинар Ю. Томашевского). Работал на заводах модельщиком и газоспасателем (1964–1965; 1968–1980), сцепщиком вагонов

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

АНАТОЛИЙ ГЛАДИЛИН Гладилин Анатолий Тихонович родился 21августа 1935 года в Москве. Учился в Литинституте (1954–1958). Работал электриком в НИИ, корреспондентом в газете «Московский комсомолец».Дебютировал как прозаик повестью «Хроника времен Виктора Подгурского» в журнале

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

АНАТОЛИЙ КИМ Ким Анатолий Андреевич родился 15 июня 1939 года в селе Сергиевка Казахской ССР. Его корейские предки жили в России с середины XIX века; отец преподавал в школе русский, а мать корейский язык. Учился в Московском художественном училище памяти 1905 года, окончил

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

АНАТОЛИЙ КОРОЛЕВ Королев Анатолий Васильевич родился 24 сентября 1946 года в Свердловске в семье служащих. Окончил филологический факультет Пермского университета (1970) и Высшие театральные курсы (1981). Служил офицером в армии, работал на Пермском телевидении (1964–1966), в

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

АНАТОЛИЙ КУРЧАТКИН Курчаткин Анатолий Николаевич родился 23 ноября 1944 года в Свердловске. Учился на вечернем отделении Уральского политехнического института (1962–1963), окончил Литинститут (1972; семинар Б. Бедного). Работал фрезеровщиком и техником-конструктором на

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

АНАТОЛИЙ НАЙМАН Найман Анатолий Генрихович родился 23 апреля 1936 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский технологический институт (1958).Пишет стихи с 1954 года. Печатается как переводчик поэзии с 1959 года. С осени 1959 года вместе с И. Бродским, Д. Бобышевым, Е. Рейном входил в

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

КИМ АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ Анатолий Андреевич Ким (р. 1939). Русский писатель. Автор сборников рассказов «Голубой остров», «Четыре исповеди», «Соловьиное эхо»; повестей «Лотос», «Нефритовый пояс», «Вкус терна на рассвете», «Прошло двести лет», «Остановка в августе»; романов

Искания своего учителя, Римского-Корсакова, продолжил композитор Анатолий Константинович Лядов . Вместе со своим наставником он преподавал в Петербургской консерватории. В 1905 году в знак протеста против увольнения , сочувствовавшего революционным студентам, подал вместе с Александром Константиновичем Глазуновым прошение об отчислении из профессуры.

Лядов не писал симфоний, опер, вообще больших музыкальных сочинений. Он был принципиальным миниатюристом. Но каждую свою миниатюру отделывал как первоклассный ювелир.

Вы, должно быть, слышали его «Музыкальную шкатулку». Ее можно увидеть в исполнении балетных артистов. Изумительная пьеса!

А его «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро»?

Кикимора

Это, действительно, музыкальные акварели. Выписаны они изящно, тонко, с подлинной поэзией.

Оркестровые краски миниатюр Лядова настолько богаты, что мы как бы видим не только очертания картины, возникшей в нашем воображении, но и ее цвет, ее узор, удивительно русский орнамент.

Русью пахнет у Лядова не только в обработках народных песен, но и там, где нет ни одной цитаты из подлинной песни, сочиненной народом.

Его оркестровая миниатюра «Волшебное озеро» звучит, как русская сказка. Она вся соткана из легких, прозрачных звучаний, и, кажется, слушать ее надо не дыша, чтоб не спугнуть очарование волшебства.


Оркестровая миниатюра А.К. Лядова «Волшебное озеро» звучит, как русская сказка

Лядов долго искал какое-нибудь описание озера в русских былинах, стараясь «опереться» на него, но нигде не нашел то, что будоражило его воображение. И наконец обнаружил это озеро совсем рядом, неподалеку от деревни, в которой родился и куда любил приезжать летом.

Ну, простое лесное русское озеро, - восхищался композитор, - и в своей незаметности и тишине особенно красивое.

Композитор, как зачарованный, смотрел на это лесное чудо:

Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и в кажущейся неподвижности!

Свои впечатления Лядов перенес «на зыбкую речь музыки, и оно, озеро, стало волшебным» (Б. Асафьев).

Завораживающая, тонкая, как лесная паутинка, мелодия возникает едва слышно, словно зазвучала сама тишина. Едва различимо тремоло литавр, слегка касаются струн смычки скрипок, альтов и виолончелей, почти бесплотно звучат арфы.

Вдруг скользнул ветерок, подняв легкую рябь. Короткие фразы деревянных духовых инструментов, челесты и арфы подобны красочным бликам, мерцающим на воде, или искоркам звезд, вспыхивающих в густой синеве ночного неба.

Вступают виолончели, потом флейты. Оркестр все более оживляется. Волнообразные пассажи скрипок передают усиливающееся волнение озера. В звучании гобоев слышатся как бы вздохи, таинственные и неопределенные - точно из глубины вод появляются русалки. Они подплывают к берегу, качаются на ветвях плакучих ив…

Оркестр передает это сказочное очарование в каких-то словно мерцающих звуках. Все теплее поют скрипки, призывнее становится их голос. Сладостное томление достигает предела. И снова истаивают звуки, успокаивается озеро. Оно погружается в сон. Исчезают русалки. Вновь еле слышно шуршит тишина…

Ах, как я его люблю! - восклицал композитор. - Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственностью в глубине!.. Одна мертвая природа - холодная, злая, но фантастичная, как в сказке.

И это сказочное очарование колдовского лесного озера Лядов передал в своей оркестровой миниатюре. Музыка «Волшебного озера» Лядова настолько воздушна, изменчива и неуловима, что напоминает творения импрессионистов.

Сказочный мир Анатолия Лядова

Музыкальная судьба А. К. Лядова поначалу складывалась очень счастливо: он родился 29 апреля 1855 г. в семье потомственных музыкантов. Отец и дед его были дирижёрами, отец ещё и композитором. Авторитет папы как оперного дирижёра (он был капельмейстером Русской оперы в Петербурге, дирижёром симфонических концертов) был очень велик. Даже М. И. Глинка в некоторых вопросах советовался с ним. Избрание профессии музыканта для Анатолия и его семьи было делом решённым. Отец ещё в раннем детстве заметил большое дарование сына.

В 15 лет Анатолий Лядов поступил в консерваторию. Он был зачислен на стипендию имени Константина Лядова (своего отца), учреждённую артистами Русской оперы.

Анатолий начал заниматься по классам фортепиано, теории и композиции. В числе его учителей - Н. А. Римский-Корсаков.

Для формирования его таланта большую роль сыграло общение с М. А. Балакиревым, А. П. Бородиным, М. П. Мусоргским, высоко оценившими его дарование. М. П. Мусоргский писал: «Появился новый, несомненный и русский талант». А молодому «таланту» в то время было только восемнадцать лет. Первыми опусами молодого композитора были четыре романса, а также циклы фортепианных пьес «Бирюльки» и «Арабески», которые сразу же стали известны в кругу музыкантов. Но учение в консерватории не было гладким.

Дарование А. К. Лядова было велико. Его педагог Н. А. Римский-Корсаков считал его «несказанно талантливым», но нерадивым студентом. О А. К. Лядове рассказывали, что, когда он жил в доме своей сестры, он сам просил не кормить его обедом, пока он не выполнит консерваторские задания. Занятия он посещал плохо. И вот зимой 1876 г. «за непосещение занятий» его исключили из консерватории вместе с его другом - талантливым пианистом Г. О. Дютшем. Когда молодые люди пришли к Н. А. Римскому-Корсакову домой с просьбой о восстановлении и обещанием заниматься, профессор остался непреклонен: «Я был непоколебим и отказался наотрез. Откуда, спрашивается, напал на меня такой бесстрастный формализм? Конечно, Лядова и Дютша следовало принять как блудных сынов... Но я этого не сделал. Утешаться можно разве тем, что все к лучшему на этом свете, - и Дютш, и Лядов стали впоследствии моими друзьями».

Исключение из консерватории было тяжёлым ударом для А. К. Лядова. Но через два года его восстановили. Представленная на экзамен кантата поправилась Художественному совету. И ему присудили малую золотую медаль и диплом свободного художника. Сразу после этого двадцати-трёхлетний композитор был зачислен в состав преподавателей консерватории.

Среди учеников А. К. Лядова были Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, С. М. Майкапар и др. Знаменитые педагогические афоризмы передавались учениками «по наследству» от старших к младшим. «Слух ведь мыслит, развивайте слуховое мышление», «Надо быть аристократом чувств и вкусов», - так он говорил ученикам. Вы тоже запомните эти слова и постарайтесь им следовать. Конечно, не все его ученики были так талантливы, как перечисленные.

И работа в консерватории отнимала много сил и энергии. Но он не мог оставить её и полностью посвятить себя творчеству. В поэтическом «Послании к другу» А. К. Лядов со свойственным ему юмором, но и с некоторой грустью писал:

Уж лето красное промчалось!
Так дни за днями и бегут...
Недолго жить мне здесь осталось -
Опять за ненавистный труд.
Чтоб обучать девиц, мальчишек,
Терпенья должен быть излишек,
А я устал уже давно
Твердить год целый все одно.
Как жалок тот, кто поясняет
Глухому звук, слепому цвет.
Ей-богу, в этом проку нет!
Лишь время попусту теряет.
К такому делу еду я -
Печальная судьба моя.

В Санкт-Петербурге А. К. Лядов познакомился с М. П. Беляевым и примкнул к новому многочисленному художественному объединению - Беляевскому кружку. Значение композиторов Беляевского содружества заключалось не только в их новых творческих достижениях, но и в огромной просветительской работе, укреплявшей в России высокий музыкальный профессионализм.

Как говорил Н. А. Римский-Корсаков, «кружок Балакирева соответствовал периоду «бури и натиска» в развитии русской музыки, кружок М. П. Беляева - периоду спокойного шествия вперёд».

В эти годы А. К. Лядовым создано огромное количество фортепианных миниатюр, программные пьесы «Багатель», «Музыкальная табакерка», «Про старину» и др., «Детские песни», обработки народных песен.

Одна из лучших миниатюр А. К. Лядова «Музыкальная табакерка». С каким остроумием композитор подражает в ней звучанию игрушечного заводного инструмента. Автор дал миниатюре единственное обозначение: «automaticamente», то есть «автоматично». Ритмическое однообразие, повторность незатейливого вальса, «стеклянная» звучность, тонко подмеченные типичные для «музыкального ящика» форшлаги и трели передают особый механический характер музыки.

«И как это у вас так мило в «Табакерке», когда вдруг что-то крякнет или чихнёт вверху! Ах, как мило, ах, как комично и грациозно!» - писал В. В. Стасов Лядову после исполнения «Табакерки» в авторской редакции для небольшого инструментального состава.

Очень характерна для А. К. Лядова пьеса «Про старину». Уже при первых звуках возникает образ древнерусского певца Баяна. В гусельном перезвоне - немного изменённая подлинно народная мелодия «Подуй, подуй, непогодушка». Позднее А. К. Лядов переложил эту пьесу для симфонического оркестра и предпослал эпиграф из «Слова о полку Игореве»: «Поведём же, братия, сказанье от времён Владимировых древних».

Революционные события 1905 г. всколыхнули и его. В знак протеста против увольнения Н. А. Римского-Корсакова А. К. Лядов и А. К. Глазунов покинули консерваторию. На вынужденный уход из Московской консерватории С. И. Танеева А. К. Лядов откликнулся «открытым письмом» в газете: «Дорогой Сергей Иванович! С глубоким сожалением я узнал из газет, что Вы вынуждены оставить Московскую консерваторию. Но я не Вас жалел, мне жаль консерваторию, которая в лице Вас потеряла незаменимого профессора, чудного музыканта и светлого, чистого человека, всегда готового неослабно стоять за правду. Вы - золотая страница Московской консерватории, и ничья рука не в состоянии её вырвать. Глубоко уважающий Вас Ан. Лядов».

В. В. Стасов, узнав об этом, в восхищении писал: «Милый Лядушка, только вчера узнал я Ваше письмо к С. И. Танееву в «Руси». Вы меня чёрт знает, как восхитили. Вот это - люди, вот это - художники». Лишь после избрания директором А. К. Глазунова и возвращения Н. А. Римского-Корсакова вернулся в консерваторию и А. К. Лядов.

1900-е гг. были периодом огромного творческого расцвета композитора. В этот период он создал симфонический цикл «Восемь русских народных песен для оркестра» и замечательные программные миниатюры «Баба –Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». В них выразились поиски композитора идеала в искусстве неземном. Сказка - вот тот «просвет» в другую жизнь, манивший художника, уводивший от обыденного в мечту.

«Сказочные картинки», как композитор назвал эти произведения, - одночастные симфонические пьесы. Яркая живописность, «картинность» замысла обусловили красочность всех выразительных средств.

«Кикимора» имеет программу: «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн - говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке.

Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора с утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Очень образно музыка миниатюры рисует и сумрачный край, где поначалу живёт Кикимора, Кота-баюна с его колыбельной песней, и призрачное звучание «хрустальчатой колыбельки».

Но какой злобной рисует музыка саму Кикимору! Она выражает не только её уродство, но и внутреннюю суть Кикиморы, готовой уничтожить всё живое. Завершается пьеса жалобным писком флейты пикколо, как будто кто-то шутя уничтожил, раздавил источник этого большого шума. Эту пьесу надо обязательно послушать.

Близка «Кикиморе» по сюжету и «Баба Яга». Из сказки Афанасьева «Василиса Прекрасная» композитор выбрал самый динамичный эпизод: появление Яги, её полёт через дремучий лес на ступе и исчезновение. Музыка точно изображает детали этой программы: свист Яги, а потом стремительное движение, как будто Баба-Яга приближается к нам, а потом уносится прочь. Эту миниатюру тоже послушайте. Стремительность, полётность, юмористичность позволяют назвать её русским симфоническим скерцо.

Кстати, эта образная сфера - скерцозная, юмористическая - была близка А. К. Лядову. Огромный материал для характеристики его юмора дают альбомы его рисунков и три тетради стихов. Он был хорошим поэтом и мог тут же, в разговоре, сочинить небольшой каламбур, эпиграмму, поздравление. Его письма к друзьям почти всегда содержали стихотворения. Например, живя на даче, в одном письме он жаловался на жару в четверостишии:

Ах, зачем я не скелет!
Ветер в рёбрах бы играл,
Я б жары совсем не знал
И стыда, что не одет.

Если «Баба –Яга» и «Кикимора» близки по колориту, то «Волшебное озеро» имеет совсем другой характер. Это было одно из немногих произведений А. К. Лядова, которое он сам очень любил: «Ах, как я его люблю! Как оно картинно, чисто, со звёздами и таинственностью в глубине!»

В этой пьесе композитор хотел подчеркнуть, что это не столько зарисовка с натуры какого-то конкретного озера (хотя оно и существовало, и А. К. Лядов часто ходил к нему в своей Полыновке), сколько таинственное озеро, в котором фантазия художника могла увидеть самые необычные вещи. «Волшебное озеро» это не сама сказка, а состояние, в котором может зародиться сказка.

Конечно, по широте охвата действительности творчество А. К. Лядова уступает великим его современникам. Но композитор занял всё же видное место в истории русской музыки. Он внёс вклад во все затронутые им области музыки.

Черты нового самобытного стиля проявились и в его фортепианных пьесах, а особенно - в симфонических миниатюрах, открывавших новую самостоятельную линию в русском симфонизме.

Вопросы:

  1. Назовите годы жизни А. К. Лядова.
  2. С каким городом связана деятельность композитора?
  3. Как отреагировал А. К. Лядов на увольнение из Петербургской консерватории Н. А. Римского-Корсакова?
  4. Что являлось главной особенностью творчества А. К. Лядова?
  5. Перечислите известные вам произведения А. К. Лядова.

Список произведений А. К. Лядова:
Для оркестра: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро», «Танец амазонки», «Скорбная песнь» и др.
Для фортепиано: «Бирюльки», «Арабески», «Про старину», «Идиллия», пьесы, прелюдии, вальсы.
Для хора а cappella: «10 русских народных песен», «15 русских народных песен», 10 переложений из Обихода и др.
Для голоса и фортепиано: 18 детских песен на народные слова, сборники народных песен, романсы и многое другое.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Произведения Анатолия Лядова:
Баба Яга. Картинка к русской народной сказке, mp3;
Волшебное озеро. Сказочная картинка, mp3;
Кикимора. Народное сказание, mp3;
Музыкальная табакерка, mp3;
Про старину. Баллада для оркестра, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то